Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Л" (часть 7, Лам - Лан)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Л" (часть 7, Лам - Лан)

Предыдущая страница Следующая страница

Ламот

(Piere-Alexandre de Lamothe) — французский писатель. Сочинения его: "Coutumes de Saint-Gilles au XIV si ècle" (1873), "Exécutions de Camisards faites à Nîmes, de 1702 à 1705" (Ним, 1875), исторические романы: "Les Camisards", "Cadets de la Croix" и др. рассказы о морских приключениях, фантастические путешествия в духе Жюля Верна, повести из современной жизни ("Les M étiers infâmes", "Foedora la Nihiliste"), и др.

Ламот-Лангон

(Etienne Lé on, барон de Lamothe-Langon, 1786—1864) — французский литератор, написал несколько романов ("Le Diable", "Monsieur le Pr é fet"), драму "Isabelle de Bavi è re" и составил множество мемуаров от имени разных исторических лиц (графини Дюбарри, герцога де Ришелье, Людовика XVIII, Наполеона Бонапарта, актрисы Софии Арно и др.).

Ламот-ле-Вайе

(Francois de La Mothe le Vayer, 1588—1672) — французский писатель; в 1640 г. за этюд: "L'Instruction du Dauphin" принят во французскую академию и назначен воспитателем молодого Людовика XIV. Наиболее известны из его трудов: "La Contrari été d'humeur entre la nation française et l'espagnole" (1636); "L'Héxamé ron rustique" (Амстердам, 1671); "Quatre Dialogues faits à l'imitation des anciens" (1671; 2 изд. 1756). Л. — представитель скептической традиции во Франции; он занимает середину между Монтанем и Бэйлем. У него большие познания в истории, географии и литературе, которыми он пользуется наподобие Монтаня; его диалектика воспроизводит Секста Эмпирика, которым он увлекался; в пирронизме его нет ни горечи, ни сарказма; единственным практическим выводом его философии было стремление достигнуть счастья путем индифферентизма. Ср. Etienne, "Essai sur La Mothe le Vayer" (П., 1849).

Ламотт, Антуан

(Antoine-Houdar de Lamotte) — французский писатель (1672—1731), член французской академии, сын шапочника. Особенным успехом пользовалась переделанная им трагедия Камоэнса: "In è s de Castro"; его долго ставили за нее рядом с Корнелем. Менее удачны другие пьесы Л. — "Le Magnifique" и "Amant difficile". В возобновившемся споре о том, кто выше — древние авторы или новые, Л. был сторонником современности и противником чрезмерного культа древности. Он проповедовал упрощение литературного стиля, считал строгость стихотворной формы тормозом для поэзии. Находя множество недостатковв Гомере, Л. сделал в 1714 г. "исправленное" изд. "Илиады", выкинув 12 песен из 24 и значительно переделав остальные. Переделка его вышла крайне тяжелой и непоэтичной и вызвала ожесточенные нападки, особенно со стороны m-me Дасье (см.). Басни (1719) и оды (1709) Л. нравились современникам. Полное собрание сочинений Л. вышло в 1754 г. Отдельно изданы его "Oeuvres choisies" (1811), "Oeuvres du Th éâ tre" (1730) и "Lettres" (1754). См. Sautreau, "Pré cis sur H. de Lamotte" (1785); Jal, "Dictionnaire critique" (1872) и др.

З. В.

Ламотт, Жанна

(Jeanne de Luz de Saint-Ré my, de Valois, comtesse de la Motte, 1756—1791) — родственница королевского дома Валуа через побочного сына Генриха II, жена графа Ламотта, офицера гвардии графа Артуа. Мария-Антуанетта, которой она была представлена, вступила с ней в тесную дружбу. В продолжение двух лет, с 1784 по 1786 гг., она занимала собой все европейское общество как печальная героиня известного "дела об ожерелье" (affaire du collier; см. Мария-Антуанетта). Осужденная на пожизненное тюремное заключение, она, при помощи королевы, бежала из тюрьмы и напечатала в Лондоне свои оправдательные мемуары, а также памфлет, направленный против королевы и высших придворных лиц, под названием: "Vie de Jeanne de Saint-R émy, de Valois, comtesse de la Motte etc., écrite par elle-même".

Ламотт-Фуке

(барон de la Motte-Fouqu é) — поэт и прусский генерал; см. Фуке.

Лампа

— см. Шелковые ткани.

Лампа предохранительная

— см. Горное дело, Предохранительные лампы, Рудничный газ.

Лампад

— преподобный; память 5 июля.

Лампада

— На языке богослужебных книг православной церкви настоящего времени это название, в тесном смысле, служит для обозначения больших переносных подсвечников, предшествующих священнику и дьякону при малом и великом выходах на литургии, а также подсвечника несколько меньшей величины, предносимого архиерею, при его входе в храм, особым лампадчиком (в греческой церкви примикирий, πριμμικήριος, primicerius, от κηρύς воск или cera свеча). В более обширном смысле Л. назыв. в церковном уставе всякий сосуд с елеем (маслом), зажигаемым во время богослужения перед иконами, и этим названием светильники с горящим елеем отличаются от светильников с восковыми свечами — кандил (см.). Нет достаточных оснований объяснять употребление Л. и других светильников при христианских молитвенных собраниях заимствованием от язычества или иудейства, как это делали еще недавно многие археологи. Не говоря уже о необходимости освещать места молитвенных собраний, когда они происходили в темных местах — криптах и катакомбах, и особенно ночью, как это было в первые три века существования христианства, — свет, по учению христианства, имеет особенное символическое значение. Название света, просвещающего мир своим учением, усвояется самому основателю христианства (см. Иоанн. VIII, 12; V, 35; Деян. XX, 7—8 и др.). Пламя светильника, возжигаемого при богослужении, по толкованию древних христианских писателей, означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу. Вообще обилие света Л. при богослужении знаменует духовную радость: чем торжественнее праздник церковный, тем больше возжигается в храме Л. и свечей. Правило апостольское третье особенно одобряет обычай христиан, собираясь в храме, приносить с собой елей для Л. Кроме мест богослужебных собраний, Л. в древней церкви составляли обычную принадлежность христианских могил, в особенности мучеников и святых. При раскопках в Риме христианских катакомб и усыпальниц найдено немало каменных столбиков, с углублением в верхнем конце. Думают, что эти столбики были не чем иным, как постаментами для Л. Иногда вместо столбиков постаментами для Л. служили треножники или канделябры. Л. над могилами были эмблемами вечного света радости и благодати, которым будут наслаждаться праведники в обителях вечного блаженства; это выражают многие надписи на могилах, напр. Luce nova fraeris, lux tibi Christus adest. Многие из Л. в катакомбах и усыпальницах не имели, впрочем, эмблематического значения, а существовали просто для освещения коридоров катакомб. Для домашнего употребления Л., как и в катакомбах, или подвешивались на потолке, или ставились на канделябрах или столиках. Росси думает, что Л. с христианской орнаментикой служили и при совершении крещения оглашенных, которое на языке церкви известно также под именем просвещения (светом веры Христовой). Л., подвешенные к потолку церквей, сначала не имели вида нынешнего паникадила (= большой люстры, висящей под главным куполом церкви), а составляли обруч, уставленный Л. или свечами. Такие короны-Л. или Л.-стелларии (velut stellae in coelo) употребляются и доселе в Греции, под названием κώρος. (круг). В первобытной церкви Л. делались из глины (преимущественно красной), из терракоты, позже — из бронзы. Признаками христианского происхождения Л., находимых при раскопках (вне крипт и христианских катакомб), кроме христианских эмблем и символов, считается их форма, представляющая большее или меньшее подобие корабля (navicella), главного символа церкви в эпоху язычества. Со времени торжества христианства в римской империи церковные Л. часто были в высшей степени художественны и богаты. Лучшим произведением этого рода считается подвесная лампа, находящаяся ныне во владении потомков бывшего великого герцога тосканского. Замечательна также Л., найденная в могиле Марии, дочери имп. Гонория, жены Стиликона. Некоторые древние Л. имеют вид других фигур церковной символики: пальмы, голубя, агнца, короны, монограммы И. Христа, буквы ω. Начиная с VI в. Л. часто имеют форму равноконечного (четырехконечного) креста, изредка — "доброго пастыря", окруженного овцами, или круга с поясными по краям изображениями 12 апостолов; однажды встречается Л. в фигуре петуха, однажды — оленя, однажды — зайца. На одной древней африканской Л. имеется изображение двух агнцев, стоящих на двух четырехконечных крестах (символ Христа распятого, указывающий на происхождение Л. ранее V в.). Все эти фигуры встречаются почти исключительно на Л. глиняных и терракотовых. Рисунки церковных Л. см. у Мартиньи. "Dictionnaire des antiquit és chré tiennes" (П., 1889).

Н. Б — в.

Лампадарий, Иоганнес

(Johannes Lampadarius) — византийский церковный композитор XIV в. Написал "Τεχνολογία τής μουσικής τέχνης" (хранится в венской библиотеке).

Лампадарий, Петр

(Petrus Lampadarius) — греческий композитор (жил во второй половине XVIII в.). Ему приписывается введение турецко-арабских музыкальных элементов в греческую музыку.

Лампадефор

или Лампадифор — в Афинах и др. греческих городах особый род состязаний, которые происходили темной ночью и на которых молодые люди бегали с зажженными факелами, стараясь не дать им потухнуть. Эти состязания были введены в честь божеств, имевших отношение к огню, например Гефеста, Артемиды, Пана. Бег происходил иногда на лошадях.

Лампадиус

(Вильгельм Август Lampadius, 1772—1842) — немецкий знаток рудного дела, был профессором химии и металлургии горной академии в Фрейберге, известен открытием сероуглерода, который он, не зная его состава, назвал серным алкоголем. Имеет зa собой большие заслуги по введению газового освещения (в 1816 г. близ Фрейберга основал первый немецкий газовый завод).

Лампас

— 1) шелковая материя, с широкими полосами, привозимая из Китая и употреблявшаяся прежде для обивки мебели. 2) широкая прошивка по шву брюк, не одного цвета с материей их; употребляется преимущественно в военном костюме.

Лампе

(Фредерик Адольф, 1683—1729) — реформатский богослов, отчасти сторонник тенденций Лабади (см.); был профессором в Утрехте, составил реформатский катехизис, курс реформатского догматического богословия, толкование на Евангелие от Иоанна и др., а также несколько исторических сочинений.

Лампедуза

(Lampedusa, Lampadosa, y древних Lipadusa) — небольшой итальянский остров в Средиземном море, в 220 км от Сицилии и в 130 км от Туниса. 30 км в окружности, до 1200 жителей. Л. долго служила притоном варварийских пиратов. Император Павел I пытался основать здесь морскую станцию, которая соперничала бы с Мальтой. Англичане возделали почву: произрастают виноград, смоковница, рожковое дерево. Главная гавань, довольно посредственная, находится на северо-западном берегу. Л. и соседний утес Лампионе получили свое название от огней, которые в средние века зажигали здесь пустынники, чтоб указывать путь морякам.

Ламперти

(Francesco Lamperti) — известный профессор пения в миланской консерватории; род. в 1813 г. Образовал много выдающихся певиц и певцов: Альбони, Зембрих и др. Написал несколько руководств к изучению пения: "Guide th éorico-pratique élémentaire pour l'étude du chant", "Exercices journaliers pour soprano ou mezzo-soprano", "Etudes de bravoure pour soprano", "Observations et conseils sur le trille", "Solfèges dans le style moderne pour soprano et mezzo-soprano".

Н. С.

Ламперти (дополнение к статье)

(Франческо Lamperti) — профессор пения в миланской консерватории; умер в 1892 г.

Лампертико

(Феделе Lampertico) — итальянский экономист; род. в 1833 г.; сенатор. В своем курсе политической экономии ("Economia del popoli е degli stati", Мил., 1874—84) Л. во многом примыкает к германской историко-реалистической школе. Когда Феррара в 1874 г. бросил большинству итальянских экономистов упрек в том, что они "германисты, социалисты и развратители итальянского юношества", Л. явился одним из инициаторов конгресса экономистов, состоявшегося в Милане в 1875 г., с целью публично выразить воззрения тех, которые не веруют слепо, что "наука родилась и скончалась вместе с Адамом Смитом и его не всегда счастливыми комментаторами". Главные труды Л.: "La Statistica in Italia prima dell'Achenwaal" (Падуя, 1855); "Della statistica come scienza in g éné rale et di Melchiore Gioja in particolare" (Рим, 1879); "Sullo spese di culto" (Виченца, 1879); "Sulla statistica teorica etc." (Рим, 1879), "Scritti storici e letterari" (Флор., 1882—83); "Il credito" (Мил., 1884) и др.

Лампи

(Lampi) — семейство австрийских живописцев. 1) Иоганн Батист Л. Старший (1751—1830) получил первоначальное художественное образование под руководством своего отца, Матиаса Л., потом совершенствовался у Кенига и Унтербергера в Зальцбурге, у Лоренци в Вероне. Уже в это время писал плафоны, напрестольные образа для церквей, исторические картины и портреты, развивая свое дарование усердным трудом. Успехи его были столь быстры, что веронская академия художеств избрала его в свои члены, когда ему едва исполнилось 25 лет. В 1783 г. Л. прибыл в Вену, где вскоре сделался любимым портретистом двора и знати, и исполнил, между прочим, большой портрет имп. Иосифа II (находится в венской акад. художеств) и два превосходных портрета семейства гр. Потоцких. В 1786 г. назначен профессором и членом совета венской академии. На следующий год, по приглашению короля Станислава-Августа, отправился в Варшаву. Здесь были исполнены им портреты этого государя и многих лиц из польской и литовской аристократии. Кн. Потемкин, находившийся тогда в Молдавии, пригласил художника, в Яссы, где он написал портреты Безбородко, княгини Голицыной (племянницы Потемкина, рожденной Энгельгардт), самого Потемкина и правителя его канцелярии Попова. Через последнего имп. Екатерина II пригласила его в СПб. Первым его произведением здесь был портрет великой монархини в натуральную величину и во весь рост. Кроме единовременного вознаграждения в 12000 руб., Л. получил за него от императрицы ежегодное содержание в 7000 руб. и 400 дукатов, в возмещение расходов по приезду в Петербург и обратному пути в Вену. В России Л. провел шесть лет (1792—98), пользуясь благоволением Екатерины и ее преемника на престоле, портретировал всех особ царской фамилии и многих русских сановников и придворных (кн. П. А. Зубова, гр. А. И. Мусина-Пушкина, А. Б. Куракина, И. Л. Лазарева, гр. П. В. Завадовского, Н. Б. Юсупова, гр. Самойлова, П. И. Мелиссино, К. Я. Бюлера и др.) и оказал значительное влияние на некоторых из русских художников, в особенности на Д. Левицкого и В. Боровиковского. В 1794 г. наша ак. худ. признала его своим почетн. вольным общником. Возвратившись в Вену, он продолжал неустанно работать, был возведен, вместе с нисходящим потомством, в дворянское достоинство и получил диплом на звание почетного гражданина города. В 1822 г. удалился от дел, но все еще не расставался с кистью, помогая в работах своему старшему сыну. Умение эффектно поставить натуру и прикрасить ее, без ущерба для сходства с действительностью, приятный, гармоничный, хотя и несколько условный колорит, свободный прием письма, особенно искусный в воспроизведении драпировок и прочих околичностей — составляют достоинства портретных работ этого художника, который, вообще, может считаться одним из лучших мастеров среди портретистов своего времени. Как на образцы его живописи можно указать на портреты Екатерины II (в Зимнем дворце и в Горном институте), императрицы Марии Федоровны (в Павловске, во дворце), вел. кн. Александра и Константина Павловичей (в Романовской галерее Эрмитажа), вел. кн. Марии Павловны, вел. кн. Ольги Павловны (в Гатчинском дворце), гр. А. И. Мусина-Пушкина (в музее академии художеств) и на некоторые, находящиеся в частном владении в СПб. и Москве. 2) Иоганн Батист Л. Младший (1775—1837), портретист и исторический живописец, сын предыдущего, учился сперва в венской академии художеств, под руководством Мауера и Фюгера, а потом у своего отца. Приехал вместе с ним в СПб. и прожил здесь 13 лет, занимаясь исполнением портретов высокопоставленных особ. В 1795 г. был признан почетным вольным общником имп. академии художеств, а в 1797 г., за портрет профессора живописи Акимова (находится в музее академии), возведен в звание академика. По возвращении своем в Вену продолжал трудиться и пользоваться, подобно отцу, репутацией отличного портретиста, хотя иногда решался браться и за исторические сюжеты. Писал в манере отца, но уступал ему в силе красок и в виртуозности кисти. Женские портреты удавались ему лучше, чем мужские. 3) Франц Л. (1783—1852), портретист, пейзажист и баталист, брат предыдущего, ученик своего отца и ландшафтиста Вивье. Работал в Варшаве, в Вене и, с 1823 г. по конец своей жизни, снова в Варшаве. Лучшие его работы — портрет кн. Лихтенштейна (в венском дворце потомства этого аристократа) и танцовщицы Геберле.

А. С—в.

Лампонг

— нидерландское резидентство (26155 км. км., с 123922 жителями малайского племени Л.) на острове Суматра. См. Суматра.

Лампонг — один из малайских языков, входящий в состав суматро-малаккской их группы. Племя того же имени живет на южной оконечности о-ва Суматры; характера грубого, часть — язычники, часть — магометане. Словарь дал Marsden, "Sumatra"; см. также Crawfurd, "Grammar and dictionary of the Malay lang." (Л . 1852). Л. имеет и свою азбуку.

Лампрехт

(Карл Lamprecht) — немецкий историк; род. в 1856 г.; профессор в Бонне, Марбурге и Лейпциге; написал: "Beitr äge zur Geschichte des franzö sischen Wirtschaftslebens im XI Jahrh;" (Лпц., 1878); "Initialornamentik d es VIII — XIII Jahrh." (1882); "Deutsches Wirtschaftsleben im Mittelalter" (1886); "Skizzen zur rhein. Geschichte" (1887); "Die römische Frage von Kö nig Pippin bis auf Kaiser Ludwig den Frommen" (1889) и др На русской язык переведена его: "История германского народа" (М.,1894, слл.).

Лампрехт Поп

(Lamprecht der Pfaffe) — средневековый духовный поэт из средней Франконии; около 1130 г. переработал "Песнь об Александре" по французскому оригиналу Алберика де-Безансона, от которого сохранился лишь небольшой отрывок; эта переработка отличается наивной поэтической прелестью и любовью к чудесному. Поэма его — стариннейший немецкий светский роман с сюжетом, заимствованным с французского, и стоит во главе немецких романов об "авантюрах". Древнейший текст в форауской рукописи неполон; его приходится дополнять по более новой страссбургской рукописи. Ср. Hampe, "Die Quellen der Strassburger Fortsetzung von Lamprechts Alexanderlied und deren Benutzung" (Бремен, 1890). Критически пригодна и базельская переработка текста (изд. В. M. Werner в т. 154 "Bibliothek des Litterarischen Vereins zu Stuttgart", Штуттгарт, 1881). Лучшее издание Kinzel, в Lachers "Germanist. Handbibliothek" (Галле, 1884, т. VI); издание с переводом — W e ismann (Франкфурт-на-М., 1850).

Лампрехт Регенсбургский

(Lamprecht) — францисканский монах, живший в Германии в конце XIII в.; написал рифмованное житие св. Франциска и мистическую поэму "Filia Sion", о соединении души с телом. Ср. К. Weinhold, "Lamprecht von Regensburg" (Падерборн, 1880; первое издание со словарем).

Лампридий

(Aelius Lampridius) — римский историк IV в. по Р. Х., сочинения которого входят в состав так наз. "Scriptores Historiae Augustae"; сюда относятся биографии Гелиегабала, Александра Севера, Коммода и Диадумена, может быть, также Пертинакса и Геты.

Лампсак

(Λάμψακος) — значительный город в Мизии, на северо-восточном берегу Геллеспонта, основанный фокейцами. Известен был в древности культом Приапа, которого, по преданию, здесь произвела на свет Афродита. Окрестности города славились хорошими виноградниками. Л был подарен Ксерксом Фемистоклу. Здесь жил Эпикур. В 364 г. по Р. Х. в Л. был собор против ариан. Теперь на месте древнего города находится деревня Лепсеки (Лапсаки).

Лампы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ламсдорф, Владимир Николаевич

(граф) — сын Николая Матвеевича Л., русский государственный деятель. Род. в 1845 г.; учился в Александровском лицее. Поступив на службу в министерство иностранных дел, сопровождал кн. Горчакова на Берлинский конгресс, имп. Александра III — на его свидания с Францом-Иосифом и Вильгельмом I в Скерневицы (1884) и с первым из них в Кремзир (1885). В 1897 г. назначен товарищем министра иностранных дел, в 1900 г. — управляющим министерством и затем министром. Его политика была продолжением политики его предшественника, гр. Муравьева. Он старался распространить и укрепить влияние России на Балканах и на Дальнем Востоке; поддерживал Турцию, охраняя ее от разложения; во время совершенной в конце 1902 г. поездки в Белград, Софию и Вену заключил соглашение с Австрией о способах подавления македонского движения (см. Македония, Доп. т.). В сент. 1903 г. он сопровождал имп. Николая II в его поездке в Вену и Мюрцштег, где была выработана дальнейшая программа действий в Македонии, состоявшая в подавлении революционного движения, но в то же время в понуждении Турции к кое-каким реформам, народа не удовлетворяющим. 11 (24) сент. 1903 г. было опубликовано правительственное сообщение о македонском движении, строго его осуждавшее. Политика Л. увеличила отчуждение от России более радикальных элементов славянства на Балканах, начавшееся в 1890-х гг. В 1905 г. дело было доведено до резкого конфликта с верной до тех пор России Черногорией. На Дальнем Востоке Л. вел политику постепенного расширения владений России. Очищение Маньчжурии, обещанное договором 1902 г., не было произведено Россией, что вызвало войну с Японией (1904 —05).

В. В—в.

Ламсдорф, мыс Приморской области

— мыс Приморской области, на южном берегу Охотского моря, при входе в залив св. Николая.

Ламуаньон

(Chrétien-Franç ois de Lamioignon) — французский государственный деятель (1735—1789). Будучи президентом парижского парламента, он вместе с последним подвергся ссылке, наложенной на него Мопу, и был возвращен только при восшествии на престол Людовика XVI. С этого времени Л. постоянно был горячим сторонником двора; принимал участие в собрании нотаблей (1787), созванном Калонном. Назначенный в это время хранителем печати (министром юстиции), он вместе с Ломени-де-Бриенном работал над указами о налогах, которые парламент отказался внести в реестр, за что и был сослан в Труа. Негодование, вызванное этой мерой, обрушилось преимущественно на Л., семья которого до тех пор неизменно служила поддержкой магистратуры; парламент соглашался даже на регистрацию эдиктов, если только министр будет удален в отставку. Правительство отказало, и борьба возгоралась с новой силой. Парижский парламент решился, наконец, уступить, но, узнав от д'Эпремениля о намерении Л. ограничить власть парламентов, составил энергичный протест, из-за которого д'Эпремениль и Монзальбер подверглись аресту. Скоро Бриенн получил отставку, а за ним последовал и Л. В самый день их отставки произошли беспорядки, причем дома обоих министров были разграблены народом, сжигавшим их изображения. Вскоре после того Л. найден был мертвым в своем имении; охотничье ружье лежало около него. Неизвестно, сам ли лишил он себя жизни, или пал жертвою случайности.

Ламуре

(Charles Lamoureux) — известный французский капельмейстер; род. в 1834 г. Был первым скрипачом парижской оперы. В 1873 г. в Париже, под управлением Л., были основаны концерты по образцу лондонских концертов "Sacred harmonie Society". Здесь впервые стали исполняться оратории Генделя, "Страсти" Баха и др. В 18 9 2 г. Л. посетил Петербург и не особенно успешно дирижировал несколькими симфоническими собраниями Имп. Русского Музык. Общества.

Н. С.

Ламурет

(Адриен Lamourette, 1742—1794) — французский прелат и государственный деятель; был членом конгрегации лазаристов и главным викарием в Аррасе. Л. соединял искреннюю веру с наклонностью к философским занятиям. Мирабо тесно сблизился с ним и поручал ему писать богословскую часть своих речей, имевших отношение к духовенству. В 1791 г. Л. был избран конституционным епископом, затем депутатом в законодательное собрание. Здесь он прославился так наз. baiser Lamourette — братским поцелуем, которым он предлагал закончить все партийные распри. Предложение, сделанное им в этом смысле, с необычайной горячностью, 7 июля 1792 г ., произвело на собрание сильное впечатление; депутаты наиболее враждебных партий бросились друг к другу в объятия — но на другой же день братский поцелуй был забыт. Л. протестовал против сентябрьских дней (1792), принимал участие в контрреволюционных событиях в Лионе (1793) и был казнен во время террора. Написал "Pens ées sur la philosophie et l'incrédulité" (1786); "Pensées sur la philosophie de la foi" (1789); "Décret de l'assemblée nationale sur les biens du clergé justifié par son rapport avec la nature et les lois de l'institution" (1789); "Pasteur patriote" (1790); "Considérations sur l'esprit et les devoirs de la vie religieuse" (1795).

Ламуру

(J.-Vinc.-Fé l. Lamouroux, 1779—1825) — профессор естественной истории в Кане (Франция), выдающийся альголог и зоолог. Хотя он и ошибочно и причислял кораллины (см.) к животному царству, тем не менее несомненно оказал важные услуги альгологии (учению о водорослях). Кроме более известного и важного сочинения: "Histoire des Роlурiеrs corallig ènes nexibles vulgairement nommé es Zoophytes" (1816), ему принадлежат еще "Essai sur plusieures esp èces de Fucus peu connues" (1805), "Essai sur les genres de la famille des Thalassiophytes non articulées" (1813), "Exposition mé thodique des genres de l'ordre des Polypiers" (П. 1821).

Ламуты

— одно из тунгусских племен, кочующих на самом крайнем СВ Якутской области, в Сибири. Их можно встречать на всем пространстве между pp. Индигиркой и Колымой, где они обитают совместно с тунгусами и юкагирами; но главнейший их юрт располагается по правому берегу р. Большого Анюя и к Ю от Анюя до, сев. берегов Охотского моря, у Гижигинского залива. По свидетельству доктора Кибера, Л. говорят особым языком, совершенно отличным от тунгусского и юкагирского и чрезвычайно приятным для слуха; но какой это язык — остается доселе неизвестным. Общее число Л. в настоящую пору не превосходит 3000. Они разделяются на шесть наслегов, каждый из которых имеет своего князька, но перед русской администрацией все эти наслеги составляют одно целое, управляемое одним головой. От прочих тунгусских племен Л. отличаются чертами лица: глаза у них очень узкие и маленькие, щечные кости широкие и выпуклые, нос чрезвычайно мал. Обычное жилище Л. как летом, так и зимой — юрты, выстроенные из шестов, покрытые выделанными оленьими шкурами, окруженные низенькой галереей. Посредине юрты очаг, служащий как для согревания ее, так и для освещения. Домашняя утварь — чугунный котел, несколько деревянных и кожаных сосудов и массы оленьих шкур, служащих седалищем и постелью; есть еще деревянный ларчик, для хранения образов. Единственное богатство Л. — олени, как ручные, так и дикие. Первые размножаются частью путем естественного приплода, частью охотой и приручением диких молодых оленят. Охота на диких оленей, с целью добывания пищи, производится главным образом в два срока: или ранней весной, когда дикие олени переходят с Ю к тундрам Ледовитого моря, или осенью, когда они из этих тундр передвигаются на Ю, к лесистым побережьям Охотского м. Местом охоты в обоих случаях бывает главнейше р. Анюй. Л. убивают еще для пищи лебедей, гусей, уток, морских кур и зайцев, но сравнительно в малом количестве, ибо в летнюю пору они занимаются главным образом рыболовством. Прирученных оленей Л. не едят даже в крайности. Богатым у северных Л. считается тот, кто имеет до 80 ручных оленей, у южных, близ Охотска, есть богачи, имеющие по несколько тысяч этих животных. Л. гостеприимны, веселы, добры, хотя и лукавы; развиты очень мало, имеют весьма ограниченные понятия и о религии. Когда были обращены Л. в христианство — неизвестно, но в настоящее время все они, по возможности, крестят своих детей и заключают браки по православному обряду, хотя приход в 500 и 600 в. в том краю вовсе не редкость, и кочевые Л. часто проживают целый век, не видя священника. Необходимым условием заключения брака является уплата калыма, обыкновенно оленями. Молодая мать нередко кормит своего ребенка грудью до 5-ти летнего возраста. В общем Л. народ здоровый и достигают глубокой старости; 60 летний старик почитается у них еще в лучших летах и способным к охоте. Эпидемические болезни среди Л. очень редки; больше всего страдают они воспалением глаз, естественным результатом постоянного едкого дыма в юртах и белизны покрытых снегом тундр. Сами Л. не имеют никакого понятия о медицине, хотя наблюдают астрономические явления и даже изобрели собственный календарь: он состоит из брусочка с 365 рубцами и с особенными отметками праздников. Сношения Л. с русскими очень незначительны. В старину был обычай, по которому русские воеводы и комиссары назначали Л. собираться на 6 декабря в определенный пункт на Анюе, для внесения ясака; к этому же сроку приезжали в указанный пункт русские купцы для торговли с Л. Обычай такой ярмарки на "зимнего Николу" сохранился и доселе, но постоянно обманываемые русскими, Л. теперь почти не торгуют сами, а передают свои пушные товары более ловким юкагирам.

А. П.

Ламы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лан, поземельная мера

(польск. łan, лат. laneus) — одна из древнейших поземельных мер в Польше и Литве, была в употреблении с XIII столетии. В Л. обыкновенно считали 3 волоки (см.). Л. были четырех родов, из которых некоторые подразделялись на большие и меньшие. Л. франконский большой=851512 кв. польск. локтям=25,977 русск. десятины. Л. франконский меньший считают в 681210 кв. польск. локтей = 22,11463 дес. Л. тевтонский или немецкий = 719000 кв. польск. локтям = 23,34143 дес. Л. крестьянский большой=362880 кв. польск. локтям = 11,78 дес. Л. крестьянский меньший= 115200 кв. польск. локтям = 3,7365 дес. Л. ревизорский =1518750 кв. польск. локтям = 49,30433 дес. Впоследствии под словом Л. стали понимать обыкновенную волоку (ср. Volumina Legum III folium 253).

Лан, река Приморской области

— река Приморской области, Удского округа, берет начало из Станового хребта, на границе Приморской области, своей вершиной подходит к истокам Селимджи, течет с ЮЗ на СВ в гористой местности, впадает слева в среднем течении Шелви. Длина до 100 вер.

Лана

(мера и монета) — см. Китай.

Ланай

— один из Гавайских островов, 301 кв. км. и 250 жителей.

Ланарк

(Lanark) или Кляйдсдель (Clydesdale) — южное графство Шотландии, почти совпадающее с бассейном реки Кляйд, близ устья ее. Пространство 2302 кв. км; жителей 1046040, т. е. 454 человека на 1 кв. км. Южная часть Л. гориста и бесплодна, в остальных процветает земледелие. Главные хлебные растения — ячмень, пшеница, овес. Горные богатства: уголь, железо и особенно свинец в горах Лоутер-Гилл — самые богатые копи во всей Великобритании. Площадь торфяных болот с каждым годом уменьшается. Мануфактурная промышленность Л. очень значительна, его называют шотландским Ланкастером; фабрики железных, шерстяных, хлопчатобумажных, чулочных, льняных и вязаных изделий, стеклянные и хрустальные заводы, ковровые, башмачные и др. фабрики. Главный центр фабричной промышленности Л. — Глазго, с округом. Другие крупные фабричные гг.: Эрдри, Гован, Гамильтон, Котбридж, Мэрихилл, Мотхеруэлл, Партик и Ротхерглен. Главный город графства — Ланарк, известный еще с X в. В 1244 г. крепкий замок Л. был разрушен. Близ г. Л. — Новый Л., родина Роберта Оуэна (см.); здесь же живописный Кляйдский водопад. Жителей 5537 (1891).

Ланаркит

— минерал из группы сернокислых соединений, состава Pb 2SO5. Кристаллизуется в моноклинической сист.; твердость = 2 — 2,5. Мягок. Удельный вес = 6,8 — 7,0. Цвет зеленоватый, желтоватый или серовато-белый; блеск алмазно-перламутровый. Встречается близ Leadhills в Lanarkshire (Шотландия).

Ланбер

(Juliette Lamber, по 1-му мужу La Messine, по 2-му мужу — Adam) — под этим именем пишет, большей частью, известная m-m Адан; род. в 1836 г., дочь врача. Написала: "Id ées antiproudhoniennes sur l'amour, la femme et le mariage" (1858), "Garibaldi" (1859), "La Papauté " (Амст., 1860), несколько сборников рассказов, юмористическую фантазию "Le Mandarin" (1860), несколько романов ("L'Education de Laure", "Saine et Sauve", "Jean et Pascal","Laide","Grecque","Pa ï enne"), описание осады Парижа, серию этюдов о современных греческих поэтах, пьесу "Galat é e" (1880), поэму в прозе "La Chanson des nouveaux é poux" и мн. др. Со времени установления третьей республики, в особенности после 16 мая 1877 г., салон м-м Адан посещался всеми известностями республиканского лагеря. Влиянием, приобретенным ею, она воспользовалась для основания, в 1879 г., журнала "Nouvelle Revue", в котором она сама помещала "Lettres sur la politique ext é rieure". В последние годы она горячо пропагандировала франко-русский союз. Под псевдонимом "comte Paul Vasili" она напечатала к своем журнале ряд этюдов об обществе разных европейских столиц, вышедших потом отдельными книгами: "La Soci été de Berlin" (1884); "La Société de Vienne" (1885); "La Société de Londres" (1885); "La Société de Saint-Pétersbourg" (1886); "La Société de Madrid" (1886), "La Société de Rome" (1887); "La Société de Paris, le Grand Monde, le M onde politique" (1887—88); под тем же псевдон. она издала иллюстрированную книгу: "La Samte Russie" (1889). В 1886 г. она перестала редактировать "Nouvelle Revue", но остается одной из главных сотрудниц и главой администрации этого журнала. На русском яз. имеются ее роман "Дурнушка" (СПб. 1894) и "Воспоминания о генерале Скобелеве" (1886).

Ланг, Вильгельм

(Lang) — немецкий писатель; род. в 1832 г. Написал: "Michel Angelo als Dichter" (Штуттг., 1861); "David-Friedrich Strauss, eine Characteristik" (Лпц., 1874); "Transalpinische Studien" (1875); "Pelopounes. Wanderung" (Берл., 1878). "Von und aus Schwaben" (Штуттг. 1885—90).

Ланг, Иосиф Матвеевич

— юрист. В 1803 г. был вызван из Германии и читал в харьковском университете философию, политическую экономию, естественное и государственное право. Напечатал: "Grundlinien der politischen Arithmethik" (1810); "Ueber das Studium der juridischen Wissenschaften" (1810); "Was ist das Geld?" (1814).

Ланг, К.

(1849—1893) — немецкий метеоролог, с 1885—93 г. директор баварской центральной метеорологической станции, в трудах которой принимал участие с ее основания (1878). Ему баварская сеть обязана своей превосходной организацией, при очень небольших денежных средствах. С 1886 г. в Баварии начались правильные наблюдения над высотой снега и в этом отношении баварская сеть предупредила все другие. Другая важная заслуга Л. и баварской сети — исследования над грозами. Сеть грозовых станций распространилась на Вюртемберг, затем Баден, наконец, Эльзас-Лотарингию. Обработка грозовых наблюдений в южной Германии баварской центральной станцией указала на многие любопытные явления, особенно на связь гроз с солнечными пятнами. Другие труды Л. о температуре Баварии, о соотношении колебаний ледников с температурой и т. д.

Ланг, Карл Генрих

(Lang) — историк (1764—1825); был директором государственного архива в Мюнхене. Главные его труды: "Hist. Entwicklung des deutschen Steuerverfassungen" (Б., 1793), "Neuere Geschi chte des Fü rstenthums Bayreuth" (Гетт. и Нюрнб., 1798—1811), "Geschichte der Jesuiten in Bayern" (Нюрнберг, 1819), "Regesta sive rerum Boicarum autographa" (Мюнх., 1822—28; хронологически — синхронистический указатель всех древне— и ново-баварских оригинальных источников до 1300 г.) и сатирические "Hammelburger Reisen" (Мюнх., 1818—1833; нов. изд. 1882). Его "Memoiren" вышли в 1842 г. (Браунш.; нов. изд. Мюнх., 1881).

Ланг, Лоренц

(или Лаврентий) — шведский инженер. Вступил на службу к Петру Великому; несколько раз исполнял дипломатические миссии в Китае; был вице-губернатором в Иркутске. В 1726 г., в Лейдене, издал "Journal du sieur Lange, contenant les n égociations à la cour de la Chine en 1721 et 1722" (сокращ. русский перевод в "Беглых путешествиях через Россию", СПб., 1776). Описание его путешествия 1715 г. — в записках Вебера, изданных в 1725 г. Паллас издал "Journal de voyage d'une karavane de Kiachta à Pékin, fait en 1727 et 1728 sous la conduite de L. Lange" (Лпц., 1781). См. еще "Поденные записки о пребывании Лоренца Л., агента императора российского, при китайском дворе в 1721 г." ("Северный Архив", 1822 г., №№ 17, 19, 20—23).

Ланг, Людвиг

(Lang) — венгерский экономист и политический деятель (род. в 1849 г.), профессор политической экономии и статистики в будапештском университете. В 1875 г. избран в венгерскую палату депутатов. В кабинете Коломана Селля 1899 г. получил портфель министра торговли. Л. принадлежит ряд работ по вопросам экономической политики и торговли, в которых он является сторонником свободной торговли: "Международная таможенная политика будущего" (на венгерском яз., 1904); "Hundert Jahre Zollpolitik" (перев. с венг., 1906).

Ланг, Эндрю

(Andrew Lang) — современный английский писатель; род. в 1844 г.; профессор шотландского университета St. Andrews, председатель лондонского общества фольклористов. Имеют успех и грациозные его стихотворения, и романы, и изящные критические очерки. Главные его труды: "Ballads of old France" (1872); "Helen of Troy" (1883); "Customs and Myths" (1885); "Letters to dead authors" (1886); "In the wrong paradise" (1886); "Myth, ritual and religion" (1887); "Letters in literature (1889), "Ballads in Blue China", "Blue Fairy-Book", "Red Fairy-Book".

З. В.

Ланга

(Ян) — священник, один из деятелей сербско-лужицкого возрождения. В 1728 г. он издал первый полный перевод библии на верхнелужицкое наречие, сделанный им вместе с Матеем Йокушем, Яном Бёмером и Яном Вавером (6-е изд., 1856). Перевод этот потребовал одиннадцатилетнего труда для обработки языка и сличения с переводами польским, чешским и старославянским.

Лангатуй

— горный хребет в пределах Забайкальской области, представляет восточный отрог Байкальских гор, распространяющихся к Ю от Байкала по течению рч. Лангатуя.

Лангбейн

(Август Фридрих Эрнст Langbein) — немецкий писатель (1757—1835). Лишенный настоящего таланта, Л. преимущественно гнался за комическими эффектами, иногда площадно — грубыми. Некоторые из его песен поются и теперь. Формой и рифмой он владеет мастерски; с увлечением разрабатывает поверхностно — чувственный элемент как в своих "Schw ä nke" и "Poetische Erz ä hlungen", так и в прозаических романах и повестях. Современники его ими зачитывались.

Лангбейнит

— минерал из группы сернокислых соединений, состава K 2SO4.2MgSO4. Кристаллизуется в кубической системе, в тетартоэдрическом классе. Кристаллы, по преимуществу — тетраэдры. Чаще встречается в виде зернистых аггрегатов. Бесцветен; блеск стеклянный. Тв. = 3 — 4. Уд. вес = 2,83. На воздухе мутнеет вследствие гидратации. Растворяется в воде, легче в разбавленной HCl. Встречается в месторождениях каменной соли, в зоне так назыв. "Abraumsalze": Neustassfurt, Solvayhall около Bernburg, Mayo Salt Mines в Saltrange (Пенджаб, Индия).

Лангбен

(von Langbehn) — современный немецкий писатель, автор наделавшей много шума брошюры "Rembrandt als Erzieher" (с 1890 по 1892 г. 40 изд.), в которой порицается все современное направление германской жизни и в виде единственного действительного средства, рекомендуется обращение к искусству и к культу индивидуальности. Рембрандт как наиболее индивидуальный из всех германских художников, должен являться, по мнению Л., исходной точкой при предлагаемом им художественном воспитании. Последователем Л. в 1894 г. выступил Нерлих, в книге: "Dogma vom klassischen Altertum", обратившею на себя внимание нападками на культ эллино-римского миpa, по мнению автора — чрезвычайно вредный для человечества. Ср. рецензию Ф. Зелинского на книгу Нерлиха ("Фил. Обозр." 1895), где дана и характеристика Л. Книга Л. вызвала много пародий в Германии.

Лангверт-фон-Зиммерн

(Генрих, барон Langwerth v. Simmern, род. в 1833 г.) — немецкий политический деятель, ярый противник прусской власти в Ганновере, в рейхстаге принадлежал к партии вельфов. Написал: "Von 1806 bis 1866. Zur Vorgeschichte des neuen deutschen Reichs" (Лпц., 1872); "Die deutschhann ö versche Partei und die braunschweigische Frage" (Целле, 1885); "Oesterreich und das Reich im Kampf mit der franz. Revolution" (Б., 1880); "Von 1790 bis 1797. Der Revolutionskrieg im Lichte unsrer Zeit" (Ганнов., 1882) и др.

Лангганс, Вильгельм

(Wilhelm Langhans) — скрипач, композитор и писатель о музыке; род. в 1832 г.; был концертмейстером в Дюссельдорфе. Л. читал историю музыки в берлинской музыкальной академии. Писал квартеты, сонатины, песни. Из его литературных трудов пользуются известностью: "Das musikalische Urtheil und seine Ausbildung durch die Erziehung" (Берл., 1872) и "Die K önigl. Hochschule fü r Musik zu Berlin" (Лпц., 1873).

H. С.

Лангганс, Вильгельм (дополнение к статье)

(Wilhelm Langhans) — скрипач, композитор и писатель о музыке; умер в 1892 г.

Лангганс, прусские архитекторы

(Langhans) — два прусских архитектора: 1) Карл Готтгард Л. (1733—1808) изучил зодчество путем частных уроков и практических занятий в Бреславле и усовершенствовался в этой отрасли искусства "благодаря путешествию своему по Италии и др. странам в 1759—75 гг. Возвратившись на родину, состоял старшим архитектором при бреславльской камере и выстроил там бывший гацфельденский дворец и несколько других зданий. В 1792 г. был вызван в Берлин, для внутренней отделки оперного театра, после чего служил главным начальником дворцового строительного управления. Известен в особенности как соорудитель бранденбургских ворот в Берлине, явившихся первым опытом введения древнегреческого стиля в немецкую архитектуру. Кроме того, им окончена постройка мраморного дворца в Потсдаме, начатая Контардом, и произведено довольно много других работ в прусской столице. 2) Карл Фердинанд Л. (1781—1869), сын и ученик предыдущего. Из произведенных им построек главные: дом купеческого общества в Бреславле, црк. 11000 мучениц, там же, дворец принца Вильгельма (впоследствии императора) в Берлине и театры в Штеттине, Дессау и Лигнице. Им возобновлен берл. оперный театр после пожара 1843 г. и составлены проекты, по которым перестроен бреславльский театр и сооружены театр Виктории в Берлине и великолепный новый театр в Лейпциге.

А. С—в.

Ланге, Антоний

(Lange) — выдающийся польский поэт. Род. в 1863 г.; окончил варшавский университет по естественно-историческому факультету, затем жил в Париже. Как теоретик символизма, Л. известен статьями о сущности искусства, о творчестве, о гении, о Тарде, Ницше, Рёскине и друг. ("Studya z literatury francuzkiej ", 1897; "Studya i wra ženia", 1899). Ему принадлежат также переводы из Свинберна, Метерлинка, С. Прюдома, Бодлэра и др. Оригинальные произведения Л. изданы под заглавиями: "Poezye" (1895, 1898, 1900), "Wybor z poezyi" (1900) и "Fragmenta" (1901). Вместе с Мириамом (см.) Л. считается основателем польского символизма, хотя на Л. отразились и другие литературные направления, начиная с парнассизма и кончая импрессионизмом (Т. Грабовский). Наиболее характерной чертой Л., отличающей его от остальных модернистов "Молодой Польши", является то, что по натуре своей Л. — интеллектуалист,"мозговик", а не индивидуалист; инстинкт убит в нем чисто рефлективным сочувствием ко всему человечеству. Поэтому поэт не погружается в самого себя, не видит в себе одном источник счастья и несчастья, а любит всех людей; он хочет обнять весь мир, но путем исключительно рассудочным. Враг чувства и эгоистического квиэтизма, Л. обращается за ответом к Библии, Каббале, Ведам, Зендавесте, Корану. Поклонник paзума и "сын разочарования", он обещает утолить биение сердец иронией. Он сравнивает человеческие души с планетами, из которых "каждая блуждает по млечным путям и, совершая свой круг, с тоской рвется к другой планете"; и все-таки они не пойдут по одному пути, потому что душа — "вечная пустынница" ("Samotność"). Не находит Л. утешения и в религии, где царит одно чувство; он признает правдивыми слова "простого рыбака", что "только тот узрит божество, кто обладает душой лесной пташки" ("Na śvitezi"). Но, обладая более сложной душой, чем пташка, поэт, в своем стихийном стремлении к вечному солнцу правды, в страстном искании абсолютной истины не находит утоления ничем не насытимому "духовному голоду" ("Sonety wedyckie", "Księ gi prorokó w" и др.); отсюда его тоска. Вся поэзия-философия Л. производит впечатление какой-то метаморфозы; "казалось, что циклопы клали для нее фундамент, грек ставил колонны, в период ренессанса готы высекали свои орнаменты на стенах византийской работы с мавританскими башнями" (А. Потоцкий). Как "виртуоз формы", Л. поет гимн рифме, которая "для песни то же, что череп для мозга: она окутывает человеческую мысль так же, как раковины — жемчуг". Его рифма "иногда имеет звук железа, иногда похожа на эхо райских воспоминаний; то звучит, словно медные гонги, то дышит запахом поцелуев и ласк; бывают мраморные рифмы, подобные греческим статуям, или безумные, словно легкое фанданго. Рифма — все: мелодия, запах, колорит, мысль, форма, биение сердца; в ней зеленеет бархат полей, бушует вихрь, живет прошлое". "Мир рифм для меня все равно, что готический храм, вершина которого касается небесного свода; я жил в нем, но дух мой разделился надвое, и я прислушиваюсь теперь к новым неожиданным голосам" ("Rym"). Л. верит в могущество слова, которому придает широкий смысл греческого "логоса"; обращаясь к Слову, он говорит: "да прийдет высшее царство твоей правды; да будет всюду проявлена твоя воля! Пролей мир на каждое человеческое естество, дай нам познание всех правд природы, дабы мы, накормленные насущным хлебом, не знали мрачной борьбы за существование и всегда могли стремиться к твоему небу!" ("Pieśń о Słowie"). Он ставит Слово-творчество выше точного знания; второе идет за явлениями мира с телескопом и циркулем, рассеивая мрак вечной завесы лишь светом своей лампы, а первое, "крылатый ангел, одетый в радуги и громы", обладает голосом Иеговы, полетом королевского орла; "одним взглядом оно охватывает обширные миры и в одном объятии заключает весь мир" ("Cyfra i Słowo"). Безграничная тоска Л. по идеалу далека, поэтому, от пессимизма. Так как центр его творчества — не человек, а все человечество, то сначала этот идеал представлялся ему в социальных формах, и поэтом руководила жажда дела, хотя бы и кровавого: "если кто желает быть Христом народов, тот должен научиться быть и Каином народов". Позже долгое искание истины у мудрецов разных стран и времен сделало Л. более "универсальным в идеях", силу которых он узнал в знакомстве с символизмом. О Л. см. те же статьи и книги, которые указаны в статье о Каспровиче.

А. Яцимирский.

Ланге, Генрих

(Lange, род. в 1821) — немецкий ученый, инспектор статистического бюро в Берлине. Издал несколько учебных атласов: "Land- und Seekarte des Mittell ä ndischen Meeres" (Триест, 1857), "Reiseatlas von Deutschland" (Лпц., 1855—59), "Bibelatlas" (к труду о Библии Бунзена, Лпц., 1860), "Atlas von Sachsen" (Лпц., 1860—62) и напечатал: "Sudbrasilien mit R ü cksicht auf die deutsche Kolonisation" (2 изд., Лпц., 1885).

Ланге, Генрих (дополнение к статье)

(Lange) — немецкий ученый; умер в 1893 г.

Ланге, Елена

(Lange) — немецкая писательница. Род. в 1848 г. Состоит директрисой женской учительской семинарии. В 1889 г. по ее инициативе учреждены в Берлине курсы реальных наук для женщин; в 1893 г. программа курсов расширена и введены классические языки. Л. — одна из видных деятельниц женского движения в Германии. В 1890 г. она вместе с Марией Лепер-Гуссель и Августой Шмидт основала "Всеобщий немецкий союз учительниц", в котором, а также в "Всеобщем немецком женском союзе", она председательствует. Труды ее: "Die h öhere Mädchenschule und ihre Bestimmung" (1888), "Frauenbildung" (1889), Entwicklung und Stand des höhern Mä dchenschulwesens in Deutschland" (1893), "Handbuch der Frauenbewegung" (вместе с Гертрудой Беймер, Б., 1901 — 03). С 1893 г. издает журнал "Frau", посвященный женскому движению.

Ланге, Иван Николаевич

— ветеринар; род. в 1845 г.; окончил курс (1870) ветеринарного отделении Императорской медико-хирургической академии, с 1874 г. — профессор Казанского ветеринарного института, с 1881 г. — директор его; читает там же, в клинике заразных болезней, эпизоотологию. Написал "Мнение об устройстве ветеринарных институтов в России" (1879); "Патология бешенства у животных" (1883).

Ланге, Иоганн

(Johann Lange) — датский ботаник, профессор в копенгагенской земледельческой и садоводственной академии. Известен трудами по продолжению издания "Flora danica" и по изучению гренландской флоры. Наибольшее значение имеют "Handboy i den danske Flora" (1851, 3-е изд. 1864). "Oversigt over Grönlands Planter" (1857), "Pugillus plantarum imprimis hispanicarum, quas in itinere 1851—1862 legit" (1860—1865), "Descriptio iconibus illustrata plantarum novarum vel minus cognitarum praecipue ex Flora hispanica" (1864—1866); все изданы в Копенгагене.

Ланге, Иоганн Иоахим

(Johann Joachim Lange, 1670—1744) — автор мистико-философского сочинения "Conspectus de medicina mentis"; как профессор богословия в Галле, выступил обвинителем Вольфа и его философии; как пиетист, вел успешную борьбу с виттенбергскими богословами, представителями лютеранской ортодоксии; вместе с Франке и Шпенером способствовал подъему религиозного настроения в Германии. Сочинения Л.: "Causa Dei et religionis naturalis ad versus atheismum" (Галле, 1723); "Modesta disquisitio novi philos, syst. de D eo, mundo et homine" etc. (Галле, 1723).

Ланге, Иоганн Петер

(Johann Peter Lange, 1802—1884) — протестантский богослов, был профессором в Цюрихе и Бонне. Написал "Jesus Leben" (в духе отрицательной критики), обширный труд: "Theologisch-homiletishes Bibelwerk" (1861—77) и несколько др. богословских сочинений (о христианской догматике, об эпохе апостольской).

Ланге, Конрад

(Lange) — историк искусства (род. в 1855 г.), профессор археологии и истории искусства в Геттингене, Кенигсберге и Тюбингене. Его труды: " Das Motiv des aufgestü tzten Fusses in der antiken Kunst" (Лпц., 1879); "Haus und Halle" (Лпц., 1885); "Der Papstesel" (Геттинг.,1890);"K ü nstlerische Erziehung der deutschen Jugend" (Дармшт., 1893), "Der Amor des Michelangelo" (Лпц., 1898); "Das Wesen der Kunst" (Б., 1901); "Das Wesen d. k ü nstlerischen Erziehung" (Равенсб., 1902).

Ланге, Людвиг

(Lange, 1825—1885) — немецкий филолог, профессор в Геттингене, Праге, Гиссене, Лейпциге. Главный труд его: "Handbuch der r ömischen Altertü mer" (т. I и II, 3 изд. Б., 1876—79, т. III, ч. 1, 2 изд., 1876). Нап. еще "Die Epheten und der Areopag vor Solon" (Лпц., 1874) и др. Его статьи собраны под названием "Kleine Schriften aus dem Gebiete der Klassischen Altertumswissenschaft" (с биографией Л., Гетт., 1887). Ср. К. J. Neumann, "Ludwig Lange" (Б., 1886).

Ланге, Макс

(Lange) — известный шахматист; род. в 1832 г. Написал много анализов на гамбиты слона, коня и эванса, а также статей по задачной теории и теории концов игр; издал сборник всех партий Морфи.

Ланге, немецкие художники

(Lange) — фамилия нескольких немецких художников, из которых заслуживают быть упомянутыми: 1) Людвиг Л. (1808—1868), архитектор, ученик Лерхе и Моллера, в Дармштадте, занимавшийся потом ландшафтной живописью под руководством Роттманна, в Мюнхене. В Греции написал довольно много прекрасных пейзажей. В 1838 г. поселился в Мюнхене, где с 1847 г. по конец свой жизни был профессором архитектуры в тамошней академии художеств. В своих произведениях умел соединять живописный элемент со строгостью архитектурных форм. Важнейшие его сооружения — загородный дворец короля Максимилиана в Берхтесгадене (1850—55), лейпцигский городской музей (1858) и археологический музей в Афинах (отстроенный по его проекту другими). Им издан любопытный сборник архитектурных композиций, под заглавием: " Werke der h ö hern Baukunst" (3 т., 1846—55). 2) Юлиус Л. (1817—1878), живописец-ландшафтист, брат предыдущего, ученик Ширмера, в Дармштаде и Роттманна, в Мюнхене. Многочисленные его картины, для которых мотивы он брал из баварских гор, Тироля, Швейцарии и Верхней Италии, приятны по краскам, но иногда слишком вялы по исполнению. Некоторые из них находятся в мюнхенской, дармштадтской, штуттгартской и миланской галереях. 3) Эмиль Л. (род. в 1841 г.), архитектор, сын и ученик Людвига Л. Лучшая его постройка — здание промышленного училища в Мюнхене.

А. С—в.

Ланге, Николай Иванович

— ученый юрист и судебный практик. Род. в 1821 г., окончил курс в киевском университете. В качестве товарища председателя киевской уголовной палаты с 1851 по 1860 г. и деятельного губернского прокурора Волынской и Петербургской губерний с 1860 по 1866 гг., он был представителем кружка образованных русских юристов, вносивших в суды старого устройства человечность взглядов и чистоту действий. Содействовал судебному преобразованию — рядом записок об устройстве уголовного суда, и правильной первоначальной постановке судебного дела в Петербурге — в звании члена судебной палаты и ревизора мировых учреждений (1868). С 1870 г. старший председатель харьковской судебной палаты, с 1877 г. — сенатор. Л. скончался 15 июля 1894 г. Из юридических трудов его, кроме статей в "Журнале Мин. Юстиции" до 1866 г. и практических заметок в "Судебном Вестнике", заслуживают особого внимания: тонкий и глубокий разбор судебной и психологической стороны знаменитого в свое время процесса Дудниковой, обвинявшейся в мужеубийстве ("Юридич. Вестн.", вып. XIII) и обширное "Исследование об угол. праве Русской Правды" (СПб., 1861; увенч. Уваровской премией) — обстоятельное изучение древнейшего систематического памятника русского права, с прибавлением особых, чрезвычайно интересных исследований о монетной системе эпохи "Русской Правды", о сословиях и должностных лицах, в ней упоминаемых, и о славянском, а не норманском, как утверждал Погодин, ее происхождении. Изучающему историю русского уголовного права невозможно обойтись без этого сочинения, обличающего глубокие юридические познания автора и написанного прекрасным языком.

Ланге, Николай Николаевич

— один из видных русских представителей экспериментальной психологии; род. в 1858 г.; по окончании спб. 2-й гимназии и университета слушал философские курсы за границей и работал в психологическом институте Вундта. Интересные результаты этой работы, касающиеся внимания, опубликованы сначала в "Philosophische Studien" Вундта (т. IV), а затем, в переработанном виде, в книге: "Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания" (Одесса, 1893). Выступив в качестве приват-доцента по философии в спб. университете, Л. вскоре был назначен в Одессу, на кафедру философии, которую занимает и в настоящее время. Другие сочинения и издания его: "История нравственных идей XIX века" (ч. I, СПб., 1888); "Душа ребенка" (СПб., 1892, по Прейеру); "Письма Элоизы к Абеляру"; "Южный сборник в пользу пострадавших от неурожая" (Одесса, 1892); "Перевод с примеч. первой Аналитики Аристотеля" (СПб., 1894).

Я. К.

Ланге, Рихард

(Richard Lange, 1826—1884) — немецкий педагог, редактор "Rheinische Bl ä tter" после Дистервега (см.); переработал историю педагогики Карла Шмидта (3 изд., Кетен, 1875—76).

Ланге, Самуил Готгольд

(Lange, 1711—1781) — немецкий поэт, пастор, учредитель общества, направленного против готтшедовской школы. Был врагом немецкой рифмы, которую хотел вытеснить введением античных стихотворных размеров. Стихотворения Л. и друга его Пиры (Pyra) появились под общим загл.: "Thyrsis' und Damous freundschaftliche Lieder" (Цюрих, 1745; перепечатано, с введением A. Sauer'a в "Litieraturdenkm ä ler des XVIII und XIX Jahrhunderts", Гейльброн, 1885). Наиболее известен Л. вследствие нападений Лессинга (в его "Vademecum") на перевод "Од" Горация (Галле, 1752), сделанный Л. размером подлинника. Для истории литературы XVIII в. важно издание Л.: "Sammlung gelehrter und freundschaftlicher Briefe" (Галле, 1769—70).

Ланге, Самуил Готлиб

(Samuel Gottlieb Lange, 1767—1829) — профессор философии и богословия в Йене; написал "Versuch einer Apologie der Offenbarung" (1794) и "Lehrbuch der reinen oder Elementar-Logik" (1828).

Ланге, Фридрих

(Lange) — немецкий писатель; род. в 1852 г. В романе "Harte K ö pfe", поэме "Lothar" и драме "Der N ä chste" Л. не без таланта, но с узко-патриотической и пиэтистической точки зрения требует отречения от всего наносного, чуждого духу немецкой национальности и нравственно-религиозному самосознанию.

Ланге, Фридрих Альберт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ланге, Эрнст Карл Филипп

(Lange) — плодовитый немецкий писатель, известный под псевдонимом Philipp Galen; род. в 1813 г.; по профессии военный врач. Первый и лучший из его романов — "Der Irre von St. James" (Лпц., 1854). За ним последовали "Der Inselkönig", "Fritz Stilling", "Walther Lund", "Andreas Burns und seine Familie", "Die Tochter des Diplomaten", "Der Lö we von Luzern", "Der Alte vom Berge", "Die Moselnixe", "Frei vom Joch" (1878), "Die Perle von der Oie" (Лпц., 1880), "Die F ü rstendiener" (1880), "Der Meier von Mopjardin" (Мюнхен, 1891) и др. Его "Gesammelte Schriften" вышли в Лпц. в 1857—1868 гг. Лучше всего Л. рисует обычаи и картины природы Шлезвиг-Голштинии и Швейцарии. Он написал и еще драму: "Friedrich im Rheinsberg" (Бер., 1873).

Ланге, Эрнст Карл Филипп (дополнение к статье)

(Lange) — немецкий писатель; умер в 1899 г.

Ланге, Юлиус Генрик

(Lange, род. в 1888) — датский историк искусства. Главные его труды: "Nutidskunst" (сборник очерков современного искусства, 1874); "Оm Kanstvaerdi" (О достоинстве искусства, 1876); "Vor Kunst og Udlandets" (Наше и заграничное искусство, 1879); "Guder og Mennesker hos H omer" (Боги и люди у Гомера, 1881); "Sergel og Thorvaldsen" (1886).

Ланге, Юлиус Генрик (дополнение к статье)

(Lange) — датский историк искусства; умер в 1896 г.

Ланге-Мюллер

(Петр Эразм Lange-Müller) — датский композитор (род. в 1850 г.). Произведения его носят национальный колорит; многие его песни сделались народными. Он написал пять песен на тему "Суламифа и Саломон", музыку к драме "Фульвия" и к сказочной комедии "Так было когда-то", 3 псалма с оркестром, оркестровую сюиту "Альгамбра", симфонию "Осень", оперы "Tove" (1878), "Испанские студенты" (1883), "Jeanna" (1891), "Vikingeblod" (1900) и др.

Лангевич

(Мариан, род. в 1827) — польский революционер; служил некоторое время в прусской армии, участвовал в экспедиции Гарибальди против Неаполя, был преподавателем военного училища в Италии. Во время польского восстания 1863 г. Л., организовав в Галиции сильную банду, принял начальство над бродившими в южной Польше шайками повстанцев, и в марте того же года был провозглашен диктатором. После нескольких стычек с русскими войсками, он был окончательно разбит при Хробрже и Буске и бежал в Австрию, где был заключен в крепость. В 1875 г. выпущен на свободу и поселился в Швейцарии.

Лангедок

(Languedoc) — бывшая французская провинция, между Роной, Средиземным морем, Пиренеями и Гаронной; из нее в настоящее время образовались департаменты Гард, Геро, Од, Тарн, Лозер и отчасти Верхней Гаронны, Тарна и Гаронны, Ариеж, Восточных Пиренеев, Верхней Луары и Ардеш. Получила свое название от местного диалекта, на котором вместо oui говорят oc. Имя Л. установилось лишь в XIII столетии, после присоединения этой области к французскому королевству. В древнейшие времена ее населяли лигуры и иберийцы, которые впоследствии были оттеснены кельтскими племенами. На берегу моря было много финикийских, затем греческих колоний. Во время римского владычества население скоро восприняло римскую культуру; выросли большие торговые города, сооружены памятники, дороги и каналы, сохранившиеся отчасти до настоящего времени. Римские муниципии пережили даже нашествие варваров и, вместе с остатками культуры, сохранили свои учреждения. Из числа средневековых феодальных владений здесь выдвинулось в XI и XII вв. графство Тулузское, по размерам и политическому преобладанию. Большие богатые города — Тулуза, Ним, Безье, Нарбонна, Монпелье — сохранили республиканское устройство. Развитию наук и искусств способствовали сношения с мусульманами и многочисленными евреями. Последние обучали христиан, в школах Монпелье и Тулузы, медицине, математике, философии и астрономии. Выработалась блестящая национальная литература трубадуров, смягчившая нравы феодалов. Новые формы жизни повлекли за собой большую свободу мысли, упадок церковного авторитета, религиозную терпимость. Еретические учения альбигойцев и вальденсов сильно распространились в южн. Франции (см. Альбигойцы). В течение продолжительных альбигойских войн погибли культура и промышленность страны, уничтожены городские вольности, истреблены еретики, большинство евреев и масса католиков, которые также усердно боролись против пришельцев с севера. Вместе с независимостью заглохла и национальная литература. Трибуналы инквизиции прекратили свою оживленную деятельность лишь в 1319 г. Во время столетней войны Л. несколько раз переходил в руки англичан и бургундцев. С 1453 г. наступила эпоха сравнительного спокойствия, продолжавшаяся до второй половины XVI в. Новые религиозные идеи к 1560 г. охватили большую часть провинции. В войнах гугенотов Л. принимает самое горячее участие. По нантскому эдикту, протестантам предоставлен весь нижний Л., с 10 крепостями. В 1620—22 гг. Людовик ХIII пытается взять Монтобан и другие крепости, но безуспешно. С 1661 г. начинаются жестокие преследования протестантов в Л. После отмены нантского эдикта часть протестантов насильственно обращается в католичество, часть эмигрирует, но тем не менее в 1702 г. разгорается восстание камизаров (см.). Преследование протестантов и ново-католиков в Л. прекратилось лишь перед самой революцией, в силу эдикта 1787 г. В административном отношении Л. с ХIII стол. делился на три сенешальства: Тулузское, Каркассонское и Нимское. В Тулузе заседал провинциальный парламент. Ср. Vie et Vaiss ète, "Histoire générale de la province de Lang uedoc" (Пар., 1730—45; 2 изд., Тулуза, 1872—92); Осокин, "История альбигойцев и их времени" (Каз., 1872).

Ланген

(Иосиф Langen) — профессор богословия в боннском унив., один из вождей старокатоличества. Его сочинения: "Die letzten Lebenstage Jesu" (1864); "Das Judenthum in Pal ästina zur Zeit Christi" (1866); "Einleitung in das Neue Testament" (1873); "Das Vatikanische Dogma etc." (1877); "Die trinitarische Lehrdifferenz zwischen d. abendländ. und morgenlä nd. Kirche" (1876; переведено на русский язык в "Протоколах общ. любит. духовн. просвещения" за 1876 г.); "Geschichte der r öm. Kirche bis Innocenz III" (1881—93); "Die Kiemensromane, ihre Entstehung und ihre Tendenzen" (1890).

Ланген (дополнение к статье)

(Иосиф Langen) — католический теолог; умер в 1901 г.

Лангенбек

(Langenbeck) — фамилия нескольких прославившихся немецких врачей: 1) Л. Конрад Иоанн Мартын (1776—1851) — знаменитый хирург и анатом. В 1802 г., когда появился его первый крупный хирургический труд "Ueber die einfache und sichere Methode des Steinschuitts", избран приват-доцентом геттингенского университета и начал здесь чтение лекций по анатомии в 1803 г. В 1807 г. устроил специальный клинический институт по хирургии и глазным болезням; основал в 1829 г. специальный анатомический институт. Исходя из основного положения, что анатомия — основа всех медицинских наук, Л. во всех своих трудах до хирургии и глазным болезням обращал особенное внимание на точность анатомических исследований. Уже в преклонных летах (1847—1850) он почувствовал потребность заняться гистологией и здесь себя заявил замечательным знатоком дела. Как хирург и оператор, Л. оказал громадные услуги человечеству улучшением техники ампутаций, перевязки сосудов, усовершенствованием операций удаления катаракт, производства искусственного зрачка. Он с успехом произвел несколько операций полного удаления матки, что в то, до-антисептическое время, представляло громадные трудности. В 1807 г. появился его знаменитый "Anatomisches Handbuch, tabellarisch entworfen", выдержавший ряд изданий. В 1806—28 г. издавал "Bibliothek f ü r Chirurgie und Opthalmologie", в которой напечатал свыше 60 работ: многие из них до настоящего времени не потеряли своего значения. Из других его крупных произведений считаются классическими монографии о грыжах, "Nosologie und Therapie d. chirurg. Krankheiten" (1822—50) монументальные "Icones anatomicae" и руководство по анатомии к ним, "Mikroskopische anatomisch e Abhandlungen" (1847—50) и др. 2) Л. Максимилиан Адольф (1818—1877), сын предыдущего, с 1843 г. читал в Геттингене лекции по анатомии, хирургии и глазным болезням. В 1851 г. переселился в Ганновер и до самой смерти усердно писал по предметам своей специальности; 3) Л. Бернгардт-Рудольф— Конрад — выдающийся германский хирург половины наст. столетия, учитель Эсмарха, Билльрота, Тирша, Гурльта и др., племянник Конрада-Иоанна Л. (1810—1887), изучал медицину в Геттинтене, где в 1835 г. получил степень доктора медицины за диссертацию "De retinae structura penitiore", после чего с научными целями посетил Францию и Англию. С 1836 г. в Геттингене. В это время напечатал ряд замечательных сочинений об оперативном лечении привычных судорог пальцев, заикания подкожным сечением мышц и сухожилий; о непосредственном заживлении ран путем защиты их от внешнего воздуха и пр. Профессор хирургии в Геттингене, Киле, потом в Берлине. Здесь его учениками и ассистентами напечатаны многочисленные сообщения из его клиники; сам же он обнародовал ряд превосходных статей о подкожных рассечениях костей, о пластических операциях и др. С 1860 г. издавал, вместе с Билльротом и Гурльтом, поныне существующий "Архив клинической хирургии". С 1864 г. он принимал очень большое участие в организации военно-медицинской части во время войн Дании, Австрии и Франции и результаты своих поучительных наблюдений опубликовал в ряде выдающихся сочинений, он же первый опубликовал случай полного удаления гортани, об ампутации языка термокаутером и др. В 1872 г. основал немецкое хирургическое общество, которого долгое время был председателем.

Г. М. Г.

Лангенбрюкен

— курорт в Баденском великом герцогстве, близ Гейдельберга и Карлсруэ, у подножия северных отрогов Шварцвальда, в живописной местности, с мягким, здоровым климатом. 14 сернистых источников, из которых Вальдквелле служит для питья, а Курбруннен — для ванн. Прекрасное водолечебное заведение. Л. рекомендуется при застоях в печени, геморрое, брюшном полнокровии, болезнях органов дыхания и ревматизме.

Г. М. Г.

Лангензальца

— местечко в Тюрингии. 27 июня 1866 г. у Л. происходил кровопролитный бой между прусскими войсками и ганноверской армией. Последняя (около 19 тыс. под начальством Арентшильда), не успев пробиться у Готы или Эйзенаха, для соединения с баварцами, отошла к Л., у которого заняла оборонительную позицию. Утром 27 июня она была атакована отрядом генерала Флиса, состоявшим всего из 8200 человек, и хотя одержала над ним победу, но не могла воспользоваться ею, так как вслед за тем была со всех сторон окружена неприятельскими войсками и 29 июня принуждена сдаться на капитуляцию. Этот бой был последним проявлением самостоятельного существования Ганноверского королевства.

Лангеншвальбах

— см. Швальбах.

Лангеншейдт

(Густав Laggenscheidt) — немецкий лингвист; род. в 1832 г.; в 1856 г. вместе с профессором Туссэном начал издавать "Franz. Unterrichtsbriefe zum Selbststudium Erwachsener" (до 1893 г. — 42 изд.), за которыми вскоре последовали "Englische Unterrichtsbriefe" (42 изд. 1893), изданные в сотрудничестве с проф. Даленом и Ллойдом. Эти издания создали огромную популярность так называемому методу Туссэн-Л,. распространенному другими издателями почти на все европейские языки и в последнее время приноровленному для обучения русских немецкому и французскому языкам.

Лангеншейдт (дополнение к статье)

(Густав Langenscheidt) — немецкий лингвист; умер в 1895 г.

Лангеоог

(Langeoog) — островок на Северном море, принадлежащий к прусской провинции Ганновер, с морскими купаньями. Климат, побережье и прибой подобны Нордернею и Боркуму. Простой, спокойный курорт.

Лангер, Антон

(Langer, 1824—1879) — австрийский драматург, автор пьес: "Eine deutsche Fabrik", "Ein wiener Freiwilliger", "Strauss und Lanner", "Ein Judas vom Anno neun", "Der Aktiengreisler", "Vom Juristentag", "Ein Wort an den Minister" и др., популярных романов: "Der letzte Fiaker" (В., 1855), "Die Rose vom Jesuiterhof" (1860—61), "Daemon Brandwein" (1863) и др. Л. — один из типичнейших представителей народного остроумия "веселой Вены". Многие из его произведений написаны на местном диалекте.

Лангер, Зигфрид

(Langer, 1857—1882) — современный ориенталист, убитый в Йемене в мае 1882 г., во время экспедиции, давшей ему возможность собрать 19 гимьяритских надписей, изданных Н. M ü ller'ом в "Siegfried Langers Reiseberichte aus Syrien und Arabien" (Лпц., 1883).

Лангер, Иосиф Ярослав

— чешский писатель (1806—1846). В 1830 г. Л. издал "Selanky", в 1832 и 1835 г. — приложения к "Hlasy vlastenců". В "Часописи" чешского музея он поместил несколько песен, относящихся к свадебным обрядам. Собрание его сочинений издано в 1863 г.

Лангер, Карл

(Karl Langer, Ritt. v. Edenberg, 1819—1887) — австрийский анатом, учился в Вене и Праге, до 1850 г. прозектор в Вене, затем профессор зоологии в Праге, в 1856 — 1870 гг. профессор анатомии (там же), в 1870 — 1887 гг. профессор анатомии в Вене. Ученые работы Л. касаются анатомии человека и позвоночных животных. Главные труды Л. следующие: "Lehrbuch der systematischen und topographischen Anatomie" и "Sechs Beitr äge zur Lehre von den Gelenken".

Лангер, Карл Генрих

(Langer) — экономист, учился в Германии. В 1764—74 гг. читал в московском университете естественное и народное право и политику. При изложении своего предмета он особенно настаивал на важности истории, статистики и философии. Кроме нескольких торжественных речей, Л. принадлежит "Полный географический лексикон" (М. 1791—92). Биография Л. написана В. Н. Лешковым ("Биографич. словарь проф. московского унив.", I).

Лангер, Карл Герман Теодор (дополнение к статье)

(Langer) — немецкий гравер; умер в 1895 г.

Лангер, немецкие художники

(Langer) — три немецких художника: 1) Иоганн Петер фон Л. (1756—1824), исторический живописец и гравер, ученик Краге в Дюссельдорфе, был профессором (1784) и директором (1789) тамошней академии художеств, начальником картинной галереи (1801) и, наконец, с 1806 г., директором мюнхенской академии. Ярый приверженец господствовавшего в его время псевдоклассицизма и враг пробуждавшихся в немецком искусстве романтических стремлений, он, тем не менее, пользовался большим авторитетом и имел значительное влияние на молодых художников. В его картинах композиция — холодная, академическая, экспрессия лишена правды, но колорит приятен и довольно силен. Им исполнено 56 гравюр крепкой водкой, частью собственного сочинения, частью с картин итальянских и других мастеров. 2) Роберт фон Л. (1783—1846), исторический живописец, рисовальщик и гравер, сын и ученик предыдущего, довершивший свое образование в Италии. Получив в 1806 г. место профессора в мюнхенской академии художеств, он устроил при ней музей антиков, был сделан в 1827 г. директором королевского кабинета оригинальных рисунков, в 1841 г. — директором центрального управления королевских музеев и, в этом звании, много способствовал своими трудами основанию и организации мюнхенской старой пинакотеки. Произведения его кисти при всей технической ловкости исполнения слащавы до приторности. Таковы напр. "Снятие со креста", в церкви Богоматери, в Мюнхене, "Св. Франциск Ассизский", в церкви францисканцев, там же, "Виргилий и Данте при входе в ад", в штуттгардтской галерее, и пр. 3) Карл Герман Теодор Л. один из значительнейших немецких граверов новейшего времени, род. в 1819 г. в Лейпциге, учился у Стейнла в мюнхенской академии художеств, а потом у Тетера, в Дрездене, где и трудился до старости. Его гравюры, исполненные то манерой под карандаш, то штрихами, отличаются добросовестной передачей оригиналов. Главные в их числе — потолочные фрески комнаты Елиодора в Ватикане, с Рафаеля, "Иаков и Рахиль", с дрезденской картины Джорджоне, "Св. Семейство", с Мантеньи, "Св. Родригез", с Мурильо, "Христос", с Дюрера, 10 листов фресок сиеннской библиотеки (Libreria) и воспроизведения многих картонов и стенных картин Шнорра, Швинда и Германа. В последнее время он гравировал преимущественно ландшафты.

А. С—в.

Предыдущая страница Следующая страница