Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "М" (часть 17, Мар)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "М" (часть 17, Мар)

Предыдущая страница Следующая страница

Мария Египетская

— преподобная VI в., по преданию была в молодости блудницей, присоединилась потом к паломникам, шедшим в Иерусалим, по предстательству Богоматери была допущена до Креста Господня, обратилась к вере и прожила 47 лет в покаянии, в пустыне заиорданской. Здесь ее причастил перед смертью и похоронил преп. авва Зосима. Память ее празднуется 1 апреля.

Мария Ильинична

(урожд. Милославская) — первая супруга царя Алексея Михайловича. Род. в 1625 г., в супружество вступила в 1648 г. и имела 13 чел. детей, из которых трое скончались при ее жизни. Скончалась 3 марта 1669 г. Отличалась благотворительностью и строгой религиозностью.

Мария Лещинская

(Екатерина-София-Фелицита, 1703-68) — королева французская, дочь польского короля Станислава Лещинского; в 1725 г. была обвенчана с Людовиком XV, который был на 7 лет моложе нее. Сначала М. была нежно любима мужем, затем он стал к ней совершенно равнодушен, и они жили отдельно. М. занималась делами благотворительности и молитвой. Из десяти детей ее пережили только 4 дочери.

Мария Магдалина

— одна из жен мироносиц, преданнейшая последовательница И. Христа, некогда исцеленная Им от страшного недуга ("семи бесов"). Она происходила из г. Магдалы (тепер. Медждел), вела развратную жизнь и, под влиянием И. Христа возродившись к новой жизни, сделалась образцом глубокого покаяния и искреннего обращения к вере во Христа. И вера ее была вознаграждена: Христос раньше других явился ей по воскресении, и она сделалась восторженной проповедницей истины. Память ее чтится 22 июля.

А. Л.

Мария Максимилиановна

— княгиня Романовская, дочь герцога Лейхтенбергского. Род. 4 окт. 1841 г.; с 1863 г. в супружестве с принцем Вильгельмом Баденским.

Мария Медичи

(1573-1642) — королева французская, дочь вел. герц. Франциска I Тосканского, в 1600 г. вышла замуж за Генриха IV Французского. Несмотря на красоту свою, она отдалила от себя супруга слишком властным характером и постоянными сценами ревности. Особенно ненавистно было Генриху IV влияние на нее ее прислужницы Леоноры Галлигаи и мужа последней, Кончини (см. Анкр). Когда Генрих, в 1610 г., хотел отправиться с войском в Германию, для поддержки протестантов, она уговорила его короновать ее в Сен-Дени. На следующий день. 14 мая, король был убит Равальяком. Подозрение, что М. была соучастницей в этом деле, неосновательно. Она приняла регентство за несовершеннолетнего сына своего, Людовика XIII, при затруднительных обстоятельствах. Угрожаемая высшей аристократией, М. стала опираться на клерикальную и испанскую партию. Главными советниками ее сделались испанский и римский посланники и Кончини, которого она в 1614 г пожаловала в маркизы д'Анкр. Принцы крови и знать неоднократно предпринимали восстания, подавлять которые М. удавалось лишь ценой больших усилий и жертв. И после провозглашения молодого короля совершеннолетним, в 1614 г., М. удерживала в своих руках бразды правления, пока Людовик, подстрекаемый своим любимцем Альбером де Люинь, не велел убить Кончини (1617) и удалить мать в Блуа. В феврале 1619 г. М. бежала в Ангулем, помирилась с сыном и после смерти Люиня (1621) вернулась в Париж, где снова стала во главе государственного совета. Чтобы упрочить свое влияние, она доставила Ришелье место в министерстве, но вскоре была им отстранена от дел. Напрасно она приводила в движение все рычаги, чтобы удалить ненавистного министра от двора; в так наз. "день обманутых" (journ é e des dupes, 11 ноября 1630 г.) она окончательно должна была признать себя побежденной своим противником (см. Ришелье) и в июле 1631 г. бежала в Брюссель. Удаленная оттуда по требованию Ришелье (1638), она переселилась в Англию, потом в Кельн, где умерла почти в бедности. Париж обязан М. прекрасным люксембургским дворцом, бульваром Cours la Reine, хорошими водопроводами и собранием аллегорических картин Рубенса в Лувре.

Ср. d'Estr ées, "Mémoires d'Etat sous la régence de Marie de Mé dicis" (П., 1666); Ponchartrain, "M émoires concernant les affaires de France sous la régence de Marie de Mé dicis" (Гаага, 1720); miss Pardoe, "The life of Mary de Medicis" (Л., 1852); Perrens, "Les mariages espagnols sous Henri IV et la r égence de Marie de Mé dicis" (П., 1869); его же, "L'Eglise et l' état en France sous le rè gne d'Henri IV etc." (П., 1872) и литературу о Генрихе IV и Людовике XIII.

Мария Моденская

— королева английская (1658-1718), дочь герцога Альфонса IV Моденского, в 1672 г. вышла замуж за герцога Йоркского, впоследствии короля Иакова II; после вступления на престол своего супруга имела большое влияние на политику, стремившуюся к восстановлению католицизма в Англии. Рождение ею 10 июня 1688 г. сына (впоследствии претендента Иакова III) ускорило революцию, низвергнувшую Стюартов. 10 дек. 1688 г. М. бежала с сыном во Францию и поселилась в Сен-Жермене, где осталась и после смерти мужа.

Мария Николаевна

— вел. княгиня, дочь имп. Николая Павловича, род. 6 авг. 1819 г., в 1839 г. вступила в супружество с Максимилианом герцог. Лейхтенбергским (см.), скончалась 9 февр. 1876 г. В последние годы царствования имп. Николая I вел. кн. М. Н. стала принимать личное участие в высшем управлении женскими учебными заведениями, имея в непосредственном своем заведовании, между прочим, Патриотический институт; по смерти своего супруга заняла место президента Академии художеств, а впоследствии приняла и звание председательницы "Общества поощрения художеств".

Мария Павловна, дочь императора Павла I

(1786-1859) — великая герцогиня саксен-веймар-эйзенахская, дочь императора Павла I; в 1804 г. сочеталась браком с наследным принцем саксен-веймарским Карлом-Фридрихом (1783-1853), сыном Карла-Августа (см. соотв. статью), вступившим на престол в 1828 г. Одаренная природным умом, а по словам Шиллера — и "большими способностями к живописи и музыке и действительной любовью к чтению", М. П. в первые годы своего замужества во многом пополнила свое образование беседами с выдающимися людьми и уроками у профессоров Иенского университета. Когда муж ее сделался великим герцогом, М. П. приняла на себя покровительство наукам и искусствам, чем до некоторой степени вознаградила поэтов и художников Германии за утрату, понесенную ими в лице ее знаменитого свекра. Она устраивала при дворе популярные лекции, обыкновенно сама избирая и тему чтения. Трудами М. Павловны создался музей, посвященный памяти Гёте, Шиллера, Виланда и других, прославивших Веймар своей литературной или художественной деятельностью. Ей же первой пришла в 1842 г. мысль привлечь в Веймар Листа, что снова подняло славу небольшого города. Гёте, принадлежавший к числу друзей М. П., называл ее одной из лучших и наиболее выдающихся женщин нашего времени.

Ср. Lily von Kretschman, "Die literarischen Abende der Grossherzogin Maria Paviovna" ("Deutsche Rundschau", 15 Juni und 1 Juli 1893).

Мария Павловна, жена великого князя Владимира Александровича

— супруга великого князя Владимира Александровича (см. соотв. статью), дочь великого герцога мекленбург-шверинского Фридриха-Франца II и супруги его Августы. Род. 2 мая 1854 г., в супружестве с 16 августа 1874 г.

Мария Петровна

— царица, дочь князя Петра Ивановича Буйносова-Ростовского, в девичестве Екатерина, жена царя Василия Ивановича Шуйского, который, по вступлении на престол, женился на ней 17 янв. 1608 г. Через полтора года Василий Шуйский лишился престола; М. была с ним разлучена и, под именем Елены, пострижена в Ивановском монастырь; ум. в 1626 г.

Ср. о ней заметку Мельникова в "Отеч. Записках" 1842 г., т. XXIII.

Мария Пресвятая Дева

— см. Богоматерь-Богородица.

Мария Стюарт, английская королева

(1662-1695) — дочь Иакова II Стюарта и его первой жены Анны Гайд. Умная, приветливая, красивая, М. получила хорошее образование. В 1677 г. она вышла замуж за своего двоюродного брата, принца Оранского, впоследствии Вильгельма III, и отправилась с ним в Голландию. В 1688 г. она была приглашена, вместе с Вильгельмом III, на английский престол. "Билль о правах" утвердил престол за Вильгельмом и М. Когда в 1690 г. Вильгельм III усмирял восстание в Ирландии, М. умело правила Англией. В 1695 г. М. умерла от оспы; нежно любивший ее Вильгельм, всегда и во всем встречавший в ней сочувствие и содействие, долго оставался неутешным. В честь ее он основал инвалидный дом в Гринвиче.

Мария Стюарт, шотландская королева

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мария Темрюковна

— царица, вторая жена Иоанна IV, "из черкас пятигорских девица", дочь кабардинского владельца, Темрюка Андоровича. По св. крещении в Москве обвенчана в 1561 г.; умерла 1 сент. 1569 г.

Мария Федоровна, жена царя Иоанна Грозного

(в иночестве Марфа) — царица, седьмая жена Иоанна IV, дочь окольничего Федора Федоровича Нагого. Замуж вышла в 1580 г.; скоро сделалась царю "неугодной"; по смерти его, с сыном Димитрием (см. соотв. статью) удалена на житье в Углич (1584); в 1591 г. лишилась сына и "за недосмотрение за сыном и за убийство невинных Битяговских с товарищи" пострижена в Николовыксинской пустыни, под именем Марфы, откуда вызывалась Борисом в 1604 г. в Москву, по случаю слухов о Лжедимитрии, но ничего не открыла и возвращена обратно. 18 июля 1605 г. имела торжественный въезд в Москву и признала Лжедимитрия своим сыном, но после его смерти отказалась от этого признания и 3 июня 1606 г. торжественно встретила в Москве мощи своего сына, св. царевича Димитрия, принесенные из Углича. Умерла в Москве в 1610 г., а не в 1608 г., как гласит надпись на ее гробе в моск. Вознесенском м-ре.

Мария Федоровна, супруга императора Александра III

— императрица, супруга императора Александра III, до бракосочетания принцесса Мария-София-Фридерика-Дагмара, дочь датского короля Христиана IX. Родилась 14 ноября 1847 г., вступила в брак 28 октября 1866 г.; вдовствует с 1894 г., сохранив за собой высшее управление ведомством императрицы Марии, По мысли имп. М. Федоровны возникли Мариинские училища (см.).

Мария Федоровна, супруга императора Павла I

(до перехода в православие София-Доротея-Августа-Луиза) — императрица, супруга имп. Павла I, род. в Штетине 14 окт. 1759 г. Отец ее, принц Фридрих-Евгений, состоял в прусской службе и лишь под старость сделался владетельным герцогом Вюртембергским. На женское образование молодая принцесса рано усвоила те взгляды, которые выражены в "Philosophie des femmes" — стихотворении, занесенном в тетрадь будущей императрицы: "Нехорошо, по многим причинам, чтобы женщина приобретала слишком обширные познания. Воспитывать в добрых нравах детей, вести хозяйство, иметь наблюдение за прислугой, блюсти в расходах бережливость — вот в чем должно состоять ее учение и философия". В 1776 году, по смерти первой жены цесаревича Павла, Натальи Алексеевны, М. Ф. вышла замуж за наследника русского престола, но до восшествия на престол Павла I не играла никакой роли ни в русской политике, ни в русской жизни вообще, что объясняется разладом между Екатериной II и ее сыном. М. Ф. была устранена даже от воспитания своих детей (вел. кн. Александра и Константина), которых немедленно по их рождении Екатерина II взяла к себе и руководила их воспитанием. Вслед за восшествием на престол Павла I М. Ф., 12 ноября 1796 г., была поставлена "начальствовать над воспитательным обществом благородных девиц". На первых порах императрица проявила большую энергию и привлекла в пользу общества много пожертвований. В 1797 г. она вошла с особым мнением относительно преобразования общества, высказываясь против раннего поступления девиц (5 лет) в общество для воспитания, стараясь строго отделить благородных от мещанок и проектируя уменьшение числа последних. Павел I утвердил 11 янв. 1797 г. "мнение" императрицы, не допустив, впрочем, уменьшения приема мещанских детей. Составленные императрицей правила для приема детей в "общество" "служат, — говорит г-жа Лихачева, — ясным подтверждением того, что цель Екатерины при основании общества — смягчение нравов путем воспитания и образования русского юношества — была оставлена тотчас после ее смерти, а государственная, общественная идея, руководившая Екатериной, была заменена целями сословными и благотворительными". 2 мая 1797 г. М. Ф. была назначена главной начальницей над воспитательными домами. Главную причину неудовлетворительной постановки воспитательных домов императрица увидела в том, что количество приносимых младенцев было не ограничено, а потому 24 нояб. 1797 г. было поведено ограничить число обоего пола, воспитывающихся в доме, 500-ми в каждой из столиц; остальных приносимых в дом младенцев отдавать в казенные государевы деревни благонадежным и доброго поведения крестьянам на воспитание, с целью приучить питомцев правилам сельского домоводства; мальчиков оставлять у крестьян до 18-летнего возраста, девочек — до 15 лет. В доме должны были воспитываться лишь совершенно слабые дети, требовавшие непрестанного ухода. Участие имп. М. Ф. в русской государственной жизни ограничивалось и в царствование сыновей ее почти исключительно заботами о женском образовании. Благодаря ее покровительству и отчасти содействию, в царствование Александра I основано несколько женских учебных заведений, как в СПб., так и в Москве, Харькове. Симбирске и др. городах. Умерла имп. М. Ф. 12 ноября 1828 г.

См. Шумигорский, "Императрица М. Федоровна" (т. I, СПб., 1892); E. Лихачева, "Материалы для истории женского образования в России" (вып. II). Подробности о заботах имп. М. Ф. о народном образовании и о сумме, завещанной ею 5 институтам, см. Женское образование. Об отношениях М. Ф. к Жуковскому см. соотв. статью Об учреждении особого ведомства учреждений императрицы Марии — см. Собственная Ее Имп. Величества Канцелярия по учреждениям Императрицы Марии (IV отделение). В память ее установлен Мариинский знак беспорочной службы (см.).

Мария Французская

(Marie de France) — французская поэтесса XIII века. Настоящее имя ее неизвестно; установлено только, что она жила при дворе англ. королей и написала там множество "lais", сборник басен под заглавием "Izopet" и легенду: "Purgatoire de Saint Patrice". Все эти произведения изданы Рокфором, под заглавием "Po ésies de M arie de France" (П., 1820). Поэзия М. отличается грацией и наивностью и очень поэтично передает сюжеты, заимствованные из цикла сказаний о короле Артуре.

Мария Ярославовна

(в иночестве Марфа) — вел. княгиня, с 1433 г. жена великого князя московского Василия II, дочь князя боровского Ярослава-Афанасия Владимировича. Постриглась на "своем дворе" в 1478 г.; умерла в Москве в 1484 г.

Мария, в Евангелии

— см. Марфа и Мария.

Мария, имя

(от еврейского Мариам — "высокая", "превосходная", "славная") — имя многих святых, государынь и принцесс, общеупотребительное у всех христианских народов.

Мария, королева венгерская (дочь короля Людовика I)

— королева венгерская (1370-1395), дочь короля Людовика I (см. соотв. статью).

Мария, королева венгерская (дочь короля Филиппа I)

— королева венгерская (1505-1558), дочь Филиппа I Красивого и Иоанны Безумной, в 1522 г. вышла замуж за Людовика II Венгерского, овдовела после битвы при Могаче (1526), бежала в Пресбург и братом своим имп. Карлом V, в 1530 г., была поставлена регентшей Нидердандов, которыми 25 лет управляла к полному благоденствию жителей.

Мария, святые

— имя нескольких святых: 1) мученица, пострадавшая в III в.; память 6 июня: 2) преподобная, племянница преп. Авраамия затворника, жила в IV в.; память 29 октября; 3) преподобная, дочь преп. Евгения, именовавшаяся в мужеском образе Марином, жила в VI в.; память 12 февраля; 4) супруга вельможи Ксенофонта, о которой предание рассказывает трогательную историю потери и нахождения детей, жила в VI в.; память 26 января; 5) М. Патрикия пострадала в VIII в. за почитание икон; память 9 августа.

Мария-Аннунциата-Каролина

(1782-1839) — третья сестра Наполеона I, жена Мюрата, короля неаполитанского. После казни мужа М. жила, под именем графини Липони, близ Триеста. См. соотв. статью.

Мария-Антуанетта

(1755-93) — королева франц., младшая дочь имп. Франца I и Марии-Терезии, 16 мая 1770 г. была выдана замуж за дофина Людовика (позже короля Л. XVI), против его желания; лишь постепенно ей удалось возбудить к себе любовь супруга. Образ жизни молодой неопытной королевы, часто нарушавшей церемониал версальского двора и с самого начала, в качестве "австриячки", имевшей против себя общественное мнение, давал повод к многократным клеветам. Особенно история с ожерельем королевы (см.) чрезвычайно повредила репутации М. и дала повод к самым злостным, охотно принимавшимся на веру сплетням. Ревностно поддерживая распущенную, жадную и фанатически враждебную реформам придворную партию, М. в сильной степени содействовала падению Тюрго и Мальзерба; она открыто вмешивалась в политику, поддерживая интересы Австрии по поводу событий в Голландии и Баварии. С самого начала революции королева сделалась ожесточенным врагом конституционно-демократического режима. При нападении черни на Версаль (5-6 окт. 1789 г.) жизни ее угрожала серьезная опасность. Когда она переселилась с королем в Тюильри, она старалась побудить его к решительной деятельности и завязала сношения с Мирабо и др., для спасения монархии; но в решительный момент все планы разбились о ненависть и недоверие М. к вождю конституционной партии. Несчастная попытка бегства 20 июня 1791 г. сильно ухудшила положение М. и ее мужа. Она старалась ускорить австрийско-прусское вторжение, в видах спасения трона и королевской семьи; но на самом деле оно привело к противоположному результату. Когда 10 авг. 1792 г. тюильрийский дворец был взят, она сохранила спокойствие и достоинство. Вместе с королем она была заключена в Тампле. В декабре ее отделили от мужа; лишь в день казни Людовика XVI ей разрешили видеться с ним. 3 июля ее, несмотря на сильное сопротивление, отделили от сына (Людовика XVII; см.), а 1 авг. она из Тампля была переведена в тюрьму Консьержери, где не нашла ничего, кроме плохой походной кровати, соломенного кресла и небольшого стола. 13 окт. она была вызвана перед революционный трибунал, обвинивший ее не только в измене и подстрекательстве к гражданской войне, но и в самых низких преступлениях против нравственности. Назначенные ей защитники Тронсон-Дюкудрэ и Шово-Лагард горячо говорили в ее пользу. Тем не менее, она была приговорена к смерти, выслушала приговор без заметного волнения и 16 октября умерла под гильотиной. В 181 5 г. ее останки перенесены в С.-Дени. М. славилась красотой; лучшие портреты ее принадлежат Vigier Lebrun'y и Rossline; известна картина П. Делароша, изображающая ее перед судьями.

См. Prudhomme, "Les crimes de M.-A." (П., 1793; революционная брошюра); мемуары г-жи Кампан (XIV, 213); Goncourt, "Histoire de M.-A." (П., 1863); Huard, "M é moires sur M.-A." (Пар., 1865); Chembrier, "M.-A., reine de France" (Пар., 1871); Lescure, "M.-A. et sa famille" (П., 1872); Yonge, "Life of M.-A." (Л., 1878); Schwarz, "Mirabeau und M.-A." (Базель, 1891). Лучшая биография M.-A. принадлежит Максиму de la Rocheterie ("Histoire de M.-A.", П., 1890); роскошное издание Nolhac'a, "La reine M.-A." (П., 1890), доведено лишь до 5 окт. 1789 г. Издания писем М. — Фогта фон Гунольштейна ("Correspondance iné dite de M.-А.", П., 1864) и Фёлье де Конша ("Louis XVI, M.-A. et m-me Elisabeth", 1864-73) — подделки; вполне подлинны перечисленные в т. II, стр. 140, издания Альфреда фон Арнета и издание de la Rocheterie и de Beaucourt, "Lettres de M.-Antoinelle" (1895, т. I). Ср. также Imbert de Saint-Amand, "La cour de M.-Antoinette" (П., 1895) и Pr ölls, "Kö nigin M.-Antoinette" (Лпц., 1894).

Мария-да-Глория

— королева португальская (1819-1853), старшая дочь бразильского императора Педро I. По смерти ее деда, короля португ. Иоанна VI, отец ее, 2 мая 1826 г. отказался в ее пользу от португ. престола и решил ее брак со своим братом Мигуэлем. Тем временем М. оставалась еще в Бразилии, Португалией же управляли от ее имени сначала ее тётка, принцесса Изабелла, затем Мигуэль, 30 июня 1828 г. завладевший престолом и провозглашенный королем. М. отправлена была в июле в Англию, от которой ждали помощи против Мигуэля; когда же ожидания эти не оправдались, она в 1829 г. снова вернулась в Рио-де-Жанейро. Сложив с себя 7 апр. 1831 г. бразильскую корону, Педро повез свою дочь в Европу, поселил ее в Париже и начал с Мигуэлем войну, которая продолжалась три года и окончилась изгнанием последнего из Португалии (май 1834). Провозглашенная королевой в Лиссабоне, 23 сентября 1833 г., М. в 1834 г. была признана совершеннолетней и после смерти своего отца, бывшего регентом, стала, 24 сентября 1834 г., во главе управления страной. В 1835 г. она вступила в брак с герцогом Августом Лейхтенбергским, который умер в марте 1835 г. В 1836 г. она вступила во второй брак с принцем Фердинандом Саксен-Кобург-Готским; от этого брака произошло многочисленное потомство. См. Португалия.

Мария-Казимира Собесская

(около 1635-1716) — дочь маркиза Генриха д'Аркьен, воспитывалась в Польше, была выдана в 1658 г. за Яна Замойского (см. соотв. статью), а после смерти его вышла за давно ею любимого Яна Собесского, которому она помогла достигнуть престола. Красавица М., властная, самовольная и упрямая, имела сильнейшее влияние на своего мужа и пользовалась им для исполнения своих капризов, что повлекло за собой весьма неблагоприятные последствия для государства. По ее вине не удалась, после смерти Собесского, кандидатура старшего их сына, Иакова.

Мария-Луиза, жена Наполеона I

(1791-1847) — вторая жена Наполеона I, после его падения — герцогиня пармская, дочь имп. австрийского Франца I. После войны 1809 г. Наполеон избрал М. в супруги и в 1810 г. они были обвенчаны кардиналом Фош в Париже. Празднества, сопровождавшие бракосочетание, закончились ужасным пожаром на балу у австрийского посланника Шварценберга. В 1812 г. М. сопровождала Наполеона в Дрезден, на съезд монархов. Пока император воевал в России, она оставалась регентшей в Париже; сохраняла регентство и в 1813-14 гг. В 1811 г. у нее родился сын, которому Наполеон дал титул римского короля. Перед взятием Парижа, в 1814 г., императрица покинула с сыном Париж и переселилась в Блуа. После отречения Наполеона они жили в Шёнбрунне. Ее обер-гофмаршалом был назначен австрийский генерал граф Нейперт, с которым она позже вступила в морганатический брак (1822). В 1 816 г. М. приняла управление Пармой, Пиаченцой и Гвасталлой, отданными ей, с титулом императорского величества, по договору в Фонтенбло. После смерти М. ее герцогства перешли к герцогу Луккскому, Карлу II Бурбону.

Ср. Неlfert, "M.-Luise, Erzherzogin von Oesterreich, Kaiserin der Franzosen" (Вена, 1873); Wertheimer, "Die Heirath der Erzherzogin M.-Luise mit Napoleon I" (B., 1882).

Мария-Луиза, испанская королева

— королева испанская (1751-1819), жена короля Карла IV испанского, дочь герцога Филиппа Пармского; см. Карл IV.

Мария-Луиза, княгиня болгарская

— княгиня болгарская (род. в 1870 г.), дочь Роберта, бывшего герцога Пармского; в 1893 г. вышла замуж за Фердинанда, князя болгарского. Брак этот был торжеством политики Стамбулова, которому удалось найти невесту для князя из дома, имеющего родственные связи с королевскими фамилиями, и обеспечить таким образом продолжение болгарской династии. Но брак мог состояться только при условии изменения болгарской конституции внесением в нее постановления, что второй болгарский князь может, как и первый, не принадлежать к православной церкви; на этом настаивали невеста и ее родители. Впоследствии это послужило одной из причин падения Стамбулова. В 1894 г. М. Луиза родила сына Бориса, который был крещен по католическому обряду, но, несмотря на ее противодействие, в 1896 г., по соображениям политики, присоединен к православной церкви. Ум. в 1899 г.

В. В — в.

Мария-Луиза-Жозефина

(1782-1824) — королева Этрурии, дочь короля Карла IV Испанского; в 1795 г. вышла за инфанта Людовика Бурбонского, старшего сына герцога Фердинанда Пармского. По договору между Францией и Испанией, в 1801 г., решено было, что супруг принцессы, с титулом короля Этрурии, получит Тоскану, Парма же, после смерти герцога Фердинанда, должна была отойти к Франции. Въезд королевской четы во Флоренцию состоялся 12 авг. 1801 г. Когда 27 мая 1803 г. умер супруг М-Луизы, она вступила в управление страной вместо родившегося у нее в 1799 г. сына, впоследствии герцога Пармского Карла II, и кроткими мерами старалась расположить к себе подданных. 23 ноября 1807 г. франц. посланник объявил ей, что испанский двор уступил Этрурию Франции. После тщетных попыток отстоять свои права, она жила в Фонтенбло и Компьене, затем в Риме, в одном из женских монастырей. После падения Наполеона I сын ее получил герцогство Лукку (см.) и право унаследовать Парму, которая отдана была в пожизненное владение жене императора. В течение нескольких лет королева стояла во главе управления, пока сын не заменил ее. Она оставила интересные мемуары, изданные под заглавием: "M émoires de la reine d'Etrurie, écrits pas elle-mê me" (П., 1814).

Мария-София-Амалия

— бывшая королева Обеих Сицилий, дочь герцога Максимилиана-Иосифа Баварского, род. в 1841 г. В 1859 г. она вышла замуж за Франциска II; детей от этого брака не было. Во время осады Гаэты 1860-61) она обратила на себя общее внимание энергией и мужеством. Живет в изгнании, в Англии.

Мария-Тереза

— королева французская (1638-1683), дочь Филиппа IV Испанского, была выдана за Людовика XIV для скрепления пиренейского мира. В то время как король увлекался посторонними привязанностями, жившая в уединении королева томилась ревностью и предавалась религиозным упражнениям. В 1672 г., когда король отправился походом в Голландию, она получила номинально регентство. Из шести ее детей пятеро умерли раньше матери; только дофин Людовик пережил ее.

Мария-Тереза-Шарлотта

герцогиня Ангулемская (см. соотв. статью).

Мария-Терезиополь

(венгерок. Сабадка) — город в Венгрии, между Дунаем и Тиссой, 72737 жителей (мадьяры и сербы). Земледелие и скотоводство; плодо-, вино— и табаководство, торговля скотом (особенно лошадьми). Вблизи (в 7 км) озеро и купанья Палич.

Мария-Терезия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мария-Христина, дочь короля Людовика-Филиппа

(Каролина-Аделаида-Франсуаза-Леопольдина, 1813-1839) — дочь короля французского Людовика-Филиппа, выказала большой талант к скульптуре и создала статую Жанны д'Арк для Исторического музея в Версале. Позже она изваяла еще "Пери у ворот рая", бюсты королевы испанской и ее сына, группу Агасфера и Рахили и две конные группы. В 1837 г. вышла замуж за герцога Фридриха-Вильгельма-Александра Вюртембергского.

Мария-Христина, королева испанская (жена короля Альфонса XII)

— испанская королева, дочь эрцгерцога Карла-Фердинанда австрийского, род. в 1858 г., в 1879 г. вступила в брак с испанскими королем Альфонсом XII. От этого брака родились две принцессы: Мерседес — в 1880, и Мария-Терезия — в 1882 г. По смерти короля Альфонса (27-го ноября 1885) М.-Христина сделалась регентшей; в 1886 г., 17 мая, у нее родился сын, который провозглашен королем под именем Альфонса ХIII; от его имени она и управляет Испанией, с большим тактом и благоразумием (см. Испания).

Мария-Христина, королева испанская (жена короля Фердинанда VII)

— см. Христина.

Марк Аврелий Антонин

римский император — см. Антонин.

Марк Богатый

— Сказки и легенды о М. очень распространены. Они имеют несколько мотивов. Богатый и гордый мужик М. позвал Христа в гости; но когда Христос пришел, в виде бедного старика, то М. не узнал Его и не принял. Христос переночевал в избе бедной женщины, которая слышала, как ночью Христос предопределил, чтобы только что родившийся у одного бедного купца сын унаследовал богатства М. Эта часть в сказках о М. — приставная. Она примыкает к многочисленным легендам о хождении Спасителя по земле. Самая сказка о М. состоит в изложении попыток М. извести опасного ребенка. М. купил ребенка у родителей и бросил его в лесу в сугроб снега; но здесь его нашли проезжие купцы. М. купил ребенка у купцов и бросил его в море; монахи нашли его невредимым и воспитали. М. взял молодого человека из монастыря за богатый вклад и послал его к своей жене с письмом, где приказывал отдать юношу злым собакам на съедение. Ангел - хранитель (в вариантах — Бог, старик, друг и пр.) переделал письмо, и юноша был обвенчан с дочерью М. Наконец, М. посылает зятя на свой чугунный завод, приказав предварительно рабочим убить первого пришедшего. Зять избегает опасности (чаще всего — потому, что на пути зашел в церковь); М., желая убедиться в исполнении поручения, поспешил на завод, пришел первым, и рабочие бросили его в горн. Сказки о М. в полном виде см. в сборниках сказок Афанасьева, изд. 2, III, 109, Романова III, 198, Чубинского II, 341. Известны весьма сходные варианты болгарские, польские, греческие, татарские, монгольские, французские, немецкие XV в., арабские и индийские XII в. В древней письменности, в Прологах, Измарагдах, в латинском романе XI в. Руодлиб, в средневековых сборниках проповедей и рассказов, напр. в "Gesta Romanorum", встречаются основные мотивы сказки о М. Наибольшей полнотой отличаются русские варианты. В основании сказок о М. лежит древняя индийская повесть; она получила широкое распространение, с разными местными приурочениями, и на мусульманском Востоке, и на христианском Западе. Восточное течение сказки сохранило больше древних подробностей, в западных версиях обнаружилось большое разнообразие литературных влияний. В разработке и распространении легенды приняли деятельное участие фаблио, новеллы, выдающиеся поэты, до Шиллера включительно ("Der Gang nach dem Eisenhammer").

Специальные исследования о сказках и легендах о М. Богатом — Н. Сумцова ("Этнограф. Обозрение" 1894 г., кн. XX и XXI) и Потанина ("Изв. Каз. Общ. Археол. и Этногр." 1895, XIII, вып. 2).

Н. С—в.

Марк Проклятый

(малорос. М. пекельный). — Одни варианты сказок о М. Проклятом совпадают с сказками о М. Богатом, другие, преимущественно малорусские, примыкают к широко распространенному в западной Европе и в России сказанию о том, как солдат попал в ад и разогнал чертей (сборник Афанасьева IV, 494, "Киевск. Стар.", 1886, VI, 445, Караджич, Приповетки, 301 и др.). Особенно выдается стихотворная малорусская легенда о пекельном М. (см. Житецкий, "Мысли о малорус. думах", стр. 98). Гуляка и забулдыга М. получает ночью во сне от ап. Петра приказание отправиться в ад и выпустить казаков, которых черти удерживают в аду, угощая их женщинами и водкой. М., исполняя приказание, навел на чертеа такой страх, что они отпустили казаков. Легенда оканчивается тем, что казаки снова стали грешить на земле, черти умножились и стали снова готовить для них "пекло". Эта легенда представляет литературную переработку народной сказки. Легенды о М. пекельном в Малороссии издавна любимы и весьма распространены, что видно уже из популярной пословицы: "Товчется, як М. по пеклу".

Н. С—в.

Марк Твен

— псевдоним американского писателя Клеменса (см.).

Марк, графство в Пруссии

(Mark) — графство в нынешней прусской провинции Вестфалия; 2200 кв. км. С конца XII в. принадлежало графам М.; в XIV в. перешло к графам Клеве, а после войны за наследство в Юлих-Клеве — к Бранденбургскому дому. По Тильзитскому миру 1807 г. уступлено Наполеону, которым присоединено сначала к великому герцогству Берг, потом к королевству Вестфальскому. Старый замок графов М. находится в деревне М., близ Гамма.

Ср. Natorp, "Die Grafschaft M." (Изердон, 1859).

Марк, евангелист

— один из четырех евангелистов, по происхождению иудей, но еще юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа и ее дом был местом собраний верующих в Него (Деяния XII, 12). Он первоначально носил имя Иоанна, затем двойное Иоанна-М.; впоследствии за ним утвердилось это последнее имя, как признак его близкого соотношения с римским миром. Еще в юности он принимал участие в миссионерских трудах св. апостола Павла и Варнавы (последнему он доводился племянником), а впоследствии сделался неразлучным спутником и участником апостольских трудов ап. Петра, который именует его "своим сыном" (1 Петр., V, 13). Папий, называет М. "толмачом", или истолкователем, Пeтpa, записавшим то, чему учил ап. Петр. Как с ап. Петром, так и с ап. Павлом М. бывал в Риме (2 Тим., IV, 11); позже переселился в Александрию, где основал церковь, был ее первым епископом и потерпел мученическую кончину. Память его чтится 25 апреля. Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие (второе в четвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от ап. Петра, как своего учителя. По выражению блаж. Иеронима, "при составлении этого Евангелия Петр рассказывал, М. писал". Касательно происхождения Евангелия М. новейшая критика выдвинула несколько теорий: по одной (Баур, Гильгенфельд и др.) оно составляет переработку первоначальных отрывочных записей или документов, по другой (Де Ветте, Блеек, Делич) — компиляцию ев. Матфея и Луки. Эти теории не выдерживают критики, так как первая основывается на неправильно понимаемом выражении Папия ού τάξει, а вторая идет в разрез с преданием, что Евангелие от Марка написано раньше Евангелия от Луки. Самая живость, картинность и оригинальность повествования, составленного по своеобразному плану, говорит в пользу того, что Евангелие от М. самобытно, а не плод позднейшей компиляции. Евангелие от М. по всем признакам было предназначено для христиан из язычников и особенно для римских христиан, как это видно из отсутствия ссылок на Ветхий Завет и вообще таких мест, которые были бы особенно интересны для иудеев, напр. столь любимых иудеями генеалогий, указаний на значение Моисеева закона и пр. Напротив, в Евангелии много таких пояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы для язычников (напр. замечание об обычае евреев умывать руки перед едой — VII, 3 и 4). Указание на предназначение Христа для всего мира, а также замечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов (XI, 17) — все это ясно свидетельствует о том, что Евангелие предназначалось для новообращенных язычников. Местом написания Евангелия признается обыкновенно Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нем латинские слова (legion, speculator и т. п.; V, 9; VI, 27 и др.). По мнению св. Иоанна Златоуста, Евангелие написано в Александрии. Против подлинности Евангелия не возбуждалось серьезных возражений, за исключением 9—20 стихов последней XVI главы, носящих, по мнению некоторых критиков, печать позднейшего происхождения, тем более, что по свидетельству Евсевия, Иеронима и других Евангелие от М. в их время заканчивалось словами: "Потому что боялись", т. е. 8 ст. главы. Заключительных стихов нет в синайском и ватиканском манускриптах. Вопрос нуждается, впрочем, еще в дальнейшем исследовании. О времени написания Евангелия М. свидетельства разноречивы: большинство относит его к половине I века, а Евсевий указывает точно и самую дату —43 г. по Р. Х. Евангелие М. было предметом обширной экзегет. и крит. литературы. Из комментариев особенно известны: Фрицше (1831), Альфорда (1868), Кейля (1879), епископа Михаила (в его Толковом четвероевангелии), из крит. исслед. — Knobel, "De ev. Marci Orig." (1831); Hitzig, "Ueber J.-Marcus u. s. Schriften" (1843); B. Weiss, "Marcus-evang." (1872) и др. Относительно критики славянского текста — ученые исследования проф. Московской духовной академии Г. Воскресенского, "Евангелие от М." (1894) и "Характерные черты слав. перев. Евангелия от Марка" (1896).

А. Л.

Марк, египетский отшельник

— египетский отшельник IV в., оставивший ряд сочинений, из которых доселе издано менее половины (остальные известны в рукописях). Они имеют важное значение в ряду произведений христианской аскетики и мистики. Его беседа "О крещении" важна для христианской догматики по изложению в ней учения о свободе воли, за которое римской церковью она отнесена к числу пелагианских, запрещенных книг; беседа "О Мельхиседеке" содержит в себе характеристику секты мельхиседекиан и опровержение ее учения. Лучшее из изданий творении М. — Миня, в "Patrologle cursus", т. LXV греч. серии; в русском переводе часть их в "Христианском Чтении" и в книге: "Добротолюбие". См. Н. И. Барсов, "Из истории христиан. проповеди в IV в." (1889). С этим М. не должен быть смешиваем М. Диадох, православный епископ того же IV в., проповедник, известный по своей полемике против ариан.

Марк, митрополит ефесский

(ум. в 1450 г.) — митрополит ефесский, известный защитник православия на Флорентийском соборе (1439) и после него. Папа Евгений IV, не видя подписи М. на акте соединения церквей, откровенно сказал: Мы ничего не сделали. На смертном одре М. умолял патриарха константинопольского Геннадия продолжать борьбу с латинянами. Из сочинений его известны: "Послание о флорентийском соборе", "Окружное послание ко всем живущим на земле", "Рассуждение об освящении даров" и др. Греческая церковь причислила его к лику святых; память его празднуется 19 января.

Марк, нидерландские дворяне

(van der Mark) — 1) Граф Вильгельм фан дер М. (1446—83); изгнанный из Люттиха, за насильственные действия над горожанами, он в 1482 г., при помощи французов, напал на Люттих, разбил городское войско, убил епископа, на его место велел избрать своего сына и стал во главе города, возмутившись против эрцгерцога Максимилиана; покинутый Людовиком XI, он был побежден и обезглавлен в Маастрихте. —2) Роберт II фан дер М. (ум. 1535), маршал де Бульон, князь седанский, племянник предыдущего, при Людовике XII вступил во французскую армию и в 1513 г. участвовал в битве при Новаре. Позже он перешел на сторону Карла V, потом снова примирился с Францией и в 1524 т. вторгся в Люксембург, но был вытеснен оттуда после битвы при Павии и лишь в 1526 г. получил свои земли обратно. 3) Сын его, Роберт III (1491—1537), был маршалом Франции; написал ценные мемуары о времени с 1499 по 1521 гг. (изданы в 1753 г.). 4) Граф Вильгельм фан дер M. (ум. 1578), правнук первого Вильгельма М., в 1566 г. примкнул к компромиссу, принадлежал к гезам и Альбой был приговорен к смерти. Он бежал к принцу Оранскому и поклялся не стричь бороды и волос, пока он не отомстит за смерть Эгмонта и Горна. После неудачного исхода первой экспедиции принца он сделался адмиралом морских гезов, при помощи которых 1 апр. 1572 г. взял Бриль. Назначенный губернатором Голландии, он занял Схонгавен, Роттердам, Дельфт и другие города, но тщетно осаждал Амстердам и омрачил свои подвиги грубой жестокостью.

Марк, римский папа

(от 18 янв. до 7 окт. 336 г.) — римский папа. Ему приписывают построение двух церквей, введение в литургию никейского символа и издание нескольких булл, на самом деле подложных.

Марк, святые

— имя нескольких святых: 1) мученик, пострадал в начале IV века в царствование Диоклетиана, в Антиохии Писидийской: память 28 сент.; —2) епископ ареусийский, пострадал при Юлиане в 363 г. за ниспровержение капищ; память 29 марта; —3) мученик IV в.; память 3 июля; —4) преподобный постник VIII в.; память 5 марта; —5) М. пещерник, преп. отец печерский XI в.; память 29 декабря.

Марк, старец Саровской пустыни

— старец Саровской пустыни, схимонах и пустынник (1739—1817); происходил из курского купечества; постригся в 1778 г., при чем наречен Мефодием, а в 1811 г. принял схиму с наречением М. Пустынная и подвижническая жизнь М. привлекала к нему народ, славивший его, как святого.

Ср. "Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника М." (М., 1839).

Марка, знак оплаты

— знак или ярлычок, приклеиваемый к бумаге или конверту взамен или удостоверение платежа, и затем в установленном порядке погашаемый. М., которыми уплачиваются правительственные сборы, суть: гербовые (см. соотв. статью), паспортные (см.), почтовые (см.) и судебные (см.); особыми М. оплачиваются в судебных учреждениях канцелярские пошлины (см. соотв. статью). В почтово-сберегательных кассах (см.) взнос известной суммы удостоверяется соответствующей сберегательной М. О наказуемости подделки М. — см. Подделка. О товарных М. — см. Товарные знаки.

Марка, монетный вес

(нем. Mark, франц. Marc, итал., исп. и португ. Marco) — первоначальный немецкий монетный вес, составлявший 2/3 римского фн. (в 12 унций). На гирях ставили знак, марку, откуда и произошло название, вошедшее в употребление с 1042 г. Определенное число монет, имевшее весом 8 лот., или 16 унций, и составляло 1 М., причем различалась М. чистого серебра от нечистого. В средине XII стол. была принята кельнская М. = 16 лот., а в 1524 г. она узаконена как немецкая весовая. единица золота, серебра и монеты; еще сохранившийся старый эталон весит 233,8123 г. Венская М. весила 280,668 г. В 1837-67 гг. таможенный союз принял для монеты М. в 233,855 г; из одной М. чистого серебра, разделявшейся на 288 г. чеканилось 14 талеров или 20 австр. гульденов. Кельнская М., как весовая единица золота и серебра, употреблялась во многих немецких государствах до введения в них метрической системы, ее вес не был повсюду одинаков (от 233,85489 до 233,950 г). М. для взвешивания золота разделялась на 24 карата по 12 гран, М. для серебра на 16 лот. по 18 гран, следовательно, та и другая на 288 гран.; по другому делению М. содержала 65536 рихтпфенигов. Французская весовая М. = 8 унций = 64 гро = 193 денье (deniers) по 24 гран., ее вес = 244,7529 г; голландская М. = 246,0839 г; датская = 235,2941 г; норвежская = 2 3 4,54 г; шведская М., или фунт (Sk â lpund), торговая, монетная, золотая и серебряная весовая единица = 425,0758 г. В Португалии и Бразилии М. = 229,5 г; в Испании и Испанской Америке = 236 8/9 г. M. — монетная единица. По закону 1871 и 1873 гг. М., как монетная единица в Германии, содержит 100 пфениг. Золотая монета чеканится в 20 (весит 7,9649542 г), 10 [Монета в 10 М. называется кроной (см.), в 5 M. — полукроной, в 20 M. — двойной кроной] и 5 М.; серебряная в 5, 2 и 1 M., 50 и 20 пфен., никелевая в 10 и 5 пфен., медная в 2 и 1 пфен. Так как в Германии принята золотая единица, то серебро служит лишь разменной монетой, прием которой, в количестве выше 20 М., необязателен. Одна золотая М. содержит 0,358422939 г чистого золота; проба монетного золота = 0,900 (в 1 000 част. монетного золота содержится 900 част. чистого золота и 100 ч. меди). Терпимость, или ремедиум, в пробе (больше или меньше) = 2, в весе 20— и 10-марковых мон. = 2 1/2, в 5-марковых мон. = 4 тысячных законного веса. Поэтому 10 М. равноценны 3 1/3 талерам (30-талерной системы) = 5 флор. австр. = 5,878889 флор. голландск. = 12,345679 франк. = 9 шилл. 9,477 пенс. = 8,888888 скандин. крон. = 2,38213 доллар. = 3,087086 руб. (см. также Германия). Серебряная М. содержит 5 г чистого серебра = 0,3 талера или 9 зильбергрош. северогерманской системы (Grobcourant) = 0,3425 тал. или 10,35 зильбергр. северогерм. разменной монеты (Scheidem ü nze) = 0,45 австр. флор. или 45 австр. крейцер. = 1,1111 франка = 11,470 пенс. англ. разменной монеты = 55,57 коп. разменной русской мон. (Josef Aub ök, "Hand-Lexicon über Mü flzen... etc.", B., 1892). M. финляндская почти равнозначуща франку, см. Финляндия.

Ф. П.

О банко-марках, которые до 1876 г. были в употреблении в Гамбурге, Шлезвиг-Гольштейне и Любеке, см. Банко. В Дании М. до 1875 г. составляла шестую часть ригсдалера (см.); в Швеции далер (талер) до 1776 г. делился на четыре М., в Норвегии, до 1873 г. — на пять М., или орт.

Марка, Петр

(Marca, 1594-1662) — извеcтный франц. канонист. В 1641 г. М. составил знаменитое в истории галликанизма сочинение: "De concordia sacerdotii et imperii, seu de libertatibus ecclesiae Gallicanae", которое немедленно по появлении было занесено в index librorum prohibitorum. По смерти жены М. вступил в монашество и в 1643 г. был сделан епископом консеранским, но папа не утвердил этого назначения; тогда М. написал апологию конкордии: "Libellus quo auctor librorum de concordia consilium exponit, et caet." (П., 1646). Правительство часто пользовалось его советами в делах государственных и в 1652 г. сделало его архиепископом тулузским; но папа отказался признать и это назначение, подозревая М. в янсенизме. На соборе франц. духовенства 1656 г. он был окончательно обвинен в янсенизме; тем не менее король в 1662 г. назначил его архиепископом парижским. Concordia, составляющая одну из первооснов галликанизма, была издана много раз после смерти М., между прочим, Балюзием, в 1663, 1669 и 1704 гг., с подробной биографией М. Другое замечательное сочинение M.: "De constantinopolitani patriarchatus institutione" (П., 1630). Прочие его сочинения изданы были в Париже (1669), под заглавием: "Dissertationes posthumae", и в Венеции (1778), в "De vetustis canonum collectionibus et collectoribus dissertationes", Галланди.

Марка, у древних германцев

(древневерхнегерм. marcha) — у древних германцев первоначально означала границу, все равно, частных владений или государственных территорий, а произведенное от нее слово marchio (ср. Маркграф), часто заменяемое в источниках описательным названием custos limitis, или custos marcae, означало управителя пограничных провинций империи Каролингов. Соответственно этому и самые пограничные провинции назывались M. (D ä nemark — Дания, Steiermark — Штирия). Уже в VII в. М. получила и другое, переносное значение: этим именем означался округ, расположенный в известных границах и заключавший в себе разного рода владения, состоящие как в общинной, так и в частной собственности. См. Община.

Марказит

— минерал, состав которого тожественен с серным колчеданом и выражается формулой FeS 2 (46,67% железа и 53,33 серы). Кристаллы ромбической системы имют таблицеобразный или пирамидальный вид. Двойники полисинтетические, в виде копья (копьевидный колчедан) или же зазубренного гребня (гребенчатый колчедан). Но едва ли не чаще М. образует шарообразные, почковидные, радиально-лучистые агрегаты. Ясной спайности у М. не заметно. Тв. 6-6,5; уд. в. 4,6-4,88. Цвет светлый шпейсово-желтый, с сероватым или зеленоватым оттенком; иногда покрыт матовой или серой побежалостью. Черта темная, зеленовато-серая. При нагревании в колбе выделяет серу; в азотной кислоте растворяется с выделением серы. М. встречается в породах массивных, кристаллических сланцах, в жилах (Клаусталь, Шемниц, Фрейберг). Лучшие кристаллы находятся также в Литмице, Пшибраме и др. Чаще он является в породах осадочных, составляя окаменяющее вещество различных животных и растительных остатков или образуя причудливой формы конкреции. Вываривается М. очень легко, превращаясь в железный купорос и частью в свободную серную кислоту, для получения которых в больших количествах он и добывается.

П. З.

Маркаль

— хлебная мера в Ост-Индии, в Мадрасе и Пондишери весьма различной величины.

Маркан-су

— р. на Памире. М.-су берет начало в сев.-вост. части Памира к С от оз. Кара-куль, многими потоками, стекающими с южного склона Заалайского хребта, несколько восточнее пика Кауфмана и, направляясь на В, а затем на СВ, выходит в китайские пределы; соединившись затем с р. Кызыл-су, река принимает это название и течет на В по Восточному Туркестану, мимо Кашгара, откуда получает имя Кашгар-дарьи. Таким образом М.-су является главным истоком Кашгар-дарьи, одной из двух главных рек, соединяющих р. Тарим.

Маркантонио

— см. Раимонди.

Маркард

(Eduard Marcard, 1826-92) — статс-секретарь прусского мин. сельского хозяйства, служил сначала в Ганновере, получил дворянство от имп. Фридриха. Особенно велики его заслуги в ветеринарном деле, которым заведовал до 1874 г.; он создал особую техническую депутацию для ветеринарного дела и был ее первым председателем. Им составлен образцовый прусский закон о чуме на скоте, легший в основу имперского закона о том же.

Марквардзен

(Генрих Marquardsen) — юрист и политический деятель; родился в 1826 г.; был проф. в Гейдельберге и Эрлангене, членом баварского ландтага, таможенного парламента и немецкого рейхстага, где принадлежал к партии национал-либералов. Главн. его труды: "Das Reichspressgesetz vom 7 mai 1874, mit Einleitung und Kommentar" (Б., 1875) и "H andbuch des ö ffentlichen Rechts der Gegenwart in Monographien" (Фрейбург, 1883).

Марквардзен (дополнение к статье)

(Генрих Marquardsen) — юрист и политический деятель: ум. в 1897 г.

Марквардт

(Иоахим Marquardt, 1812-1882) — известный германский филолог, директор гимназии в Готе. Его руководства по римск. древностям вошли в "Handbuch der R ömischen Altertümer" Be cker (т. 3-5, 1849-68); 2-е издание этого труда было им переделано для нового руководства ("Handbuch der R ömischen Altertü mer"), предпринятого им вместе с Момзеном. В этом издании М. написал: "R ö mische Staatsverwaltung" (1873-78; 2-е изд., 1881-84-85 гг.) и "Das Privatleben der R ö mer" (1879-82, 2 издание, 1886). "R ö mische Staatsverwaltung" распадаются на части: "Organisation des R ö mischen Reiches" (прежнее название — "Italien und die Provinzen"), "Finanz— und Milit ä rwesen" и "Sacralwesen".

Маркграф

(Marchio, Comes marchae, Marchisus) — первоначально граф, которому поручена администрация пограничной области или мархии. Происхождение М. относится ко времени Карла Вел., когда у государства франков были аварская, фриульская, саксонская, сербская и испанская мархии. Саксонские императоры основали, для защиты Тюрингии и Саксонии, мархии Северную (Nordmark), Мейссенскую и Шлезвигскую. М. в своих областях имели власть, сходную с герцогской, и лишь тем стояли ниже герцогов, что во время походов им приходилось следовать за герцогским знаменем. Кроме названных мархий на СВ, на восточной границе Баварии образовалась мархия Австрийская, после Генриха III на границе Каринтии — Штирийская, на З маркграфство Намен, или Намюр. М. Северной мархии, или Бранденбурга, и М. Австрийские рано (с XII в.) сделались непосредственными имперскими князьями. После разложения герцогств все М. сделались имперскими князьями и наименование их сделалось простым титулом, который, напр., от бранденбургских Гогенцоллернов перешел к франконским. Позже в Германии было 9 маркграфств: Баден, Бранденбург, Ансбах, Байрейт, Мейссен, Лузация, Моравия, Бургау и Гохберг. В Италии, где императоры также ввели титул M., a также во Франции, он сделался простым дворянским титулом (см. Маркиз).

Маркгэм

(Клементс Роберт Markham) — английский писатель. Написал: "Franclin's footsteps" (1852), "Cuzco and Lima" (1856), "Travels in Peru and India" (1862), "History of the Abissinian Expedition" (1869), "Life of Lord Fairfax" (1870), "Ollanta, a Quichoe drama" (1871), "History of Persia" (1873), "A memoir of the countess of Chinchon" (1875), "Threshold of the unknown region" (1876), "Peruvian bark" (1880) и мн. др.

Маркевич, Алексей Иванович

— историк. Род. в 1847 г., обучался в Лицее кн. Безбородко и на историко-филологическом факультете Новороссийского унив. Защитив диссертации магистерскую: "О местничестве. Т. I. Русская историография в отношении к местничеству" (1879) и докторскую: "История местничества в Московском государстве в XV-XVII вв." (1888), был до 1895 г. проф. Новоросс. унив. Написал довольно много статей, брошюр и рецензий, главным образом по русской истории XVI и XVII вв., по археологии и по истории русской литературы. Более выдающиеся из них: "О войнах с Казанью в XVI в." ("Тр. IV арх. съезда", т. II), "Разрядная книга в Парижской национальной библиотеке, 1492-1579 г." ("Ж. М. Н. Пр." 90, 2), "Об избрании на престол Михаила Федоровича" (ib., 91, 9 и 10), "Качибей, или Гаджибей, предшественник Одессы" ("Зап. Имп. Од. Общ. Ист. и Др. Рос"., т. XVII), "И. А. Крылов и его басни" (брош., 1895 г.), "Реализм русской литературы" ("Филог. Записки", 1893). Новейшие крупные труды М.: "Историческая записка", по поводу 2 5-летия Новоросс. унив. (1890) и "Григорий Карпович Котошихин и его сочинение о Московском государстве XVII в." (1895), где впервые устанавливается более подробная и точная биография Котошихина и делается критическая проверка сообщаемых им сведений, главным образом относительно местнических дел.

В. P-в.

Маркевич, Андрей Иванович

— генерал-лейтенант, военный писатель (1769-1832); был директором 2-го кадетского корпуса. Оригин. труды его все посвящены артиллерии: "Чертежи всех употребляемых в полевой артиллерии орудий" (1806), "Подробное описание артиллерийских оковок", "Новый вернейший способ ставить диоптры и мушки на артиллерийских орудиях", "Руководство к артиллерийскому искусству" (1820) и др. Был до самой смерти членом всех комиссий и комитетов, учреждавшихся для усовершенствования как морской, так и сухопутной артиллерии.

Маркевич, Болеслав Михайлович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Маркевич, Николай Андреевич

— историк Малороссии (1804-1860), происходил из рода Марковичей (см.), усвоивших с XVIII в. полонизованную форму фамильного имени. Окончив курс в пансионе при Педагогическом институте в Петербурге, М. рано начал писать стихи и, под впечатлением чтения Байрона, в 1829 г. издал две книжки: "Элегии и еврейские мелодии" и "Стихотворения эротические и Паризина". В 1831 г. М. напечатал "Украинские мелодии", заключающие в себе, в поэтической форме, некоторые народные поверья и предания и очерки исторических личностей. В предисловии и примечаниях, очень подробных, приведены черты народного быта и отрывки из исторических сочинений о Малороссии. В 1842-43 гг. вышла его "История Малороссии", в 5-ти частях, из которых первые две заключают собственно историю, а остальные — приложения. Книга эта составлена главным образом по не известной еще тогда в печати "Истории Русов". Отсутствие критики и непосредственного знакомства с источниками лишают "Историю" научного значения. Кроме того М. принадлежат: "Большой историч., мифологический, статистический и проч. словарь Российской империи" (Москва, 1836, не оконч.); "Народные украинские напевы, положенные на фортепьяно" (М., 1840), "О климате Полтавской губ." (1850), "О табаке вообще и в Малороссии в особенности" (М., 1853), "Реки Полтавской губ." ("Записки Русск. Геогр. Общ." (1856, кн. XI), "О народонаселении Полтавской губ." (Киев, 1855) и "Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян" (Киев, 1860). Собрание рукописей М., наибольшую часть которых составляют деловые бумаги разных присутственных мест Малороссии XVIII в., взятые им из черниговского губ. правления в 50-х гг., ныне находится в московск. публичн. Румянцевском музее.

Биографические о М. сведения см. в ст. Н. Я. Макарова: "Воспоминание о Н. А. М." ("Основа", 1861 г., январь, 293-297).

Маркевич, Ян

(Markiewicz, род. в начале XVII в., ум. между 1674 и 1680 гг.) — польский писатель. Служил в рядах войска, позже принял духовный сан. Сочинением: "De alienatione sex villarum a capitulo Posnamensi" он открыл поход против самовластия иезуитов в Польше и затем не переставал печатно нападать на них (напр. "Replicatio canoinca ad responsum theologicum Soc. Jesu prov. Poloniae in materia Decimarum", "Scandalum expugnatum in laudem inst. Soc. Jesu"), пока, по проискам иезуитов, не был лишен места. Отправившись в Рим искать правды, он был посажен в крепость Св. Ангела, откуда его выпустили лишь с условием, что он оставит иезуитов в покое. Освобожденный узник издал, однако, еще несколько сочинений с обличением иезуитов.

Маркези, Луиджи

или Маркезини (Luigi Marchesi) — известный певец-сопранист (1755-1829); одно время пел в Петербурге. Написал две книги итальянских ариетт.

Маркези, Матильда

(род. 1826) — жена Сальватора М., урожденная Грауман, концертная певица и профессор пения в Венской консерватории. У нее учились, между прочим, г-жи Сионицкая и Фриде. Соч. ее: "24 Vocalises poor soprano", "Exercices é lementaires", "Ecole Marchesi, "L'Art du chant". В 1877 г. M. издала в Вене книгу: "Erinnerungen aus meinem Leben". Ныне живет в Париже.

Н. С.

Маркези, Сальватор

(Salvator de Castrone Marchesi) — итальянский певец и профессор пения, род. в 1822 г. Революция 1848 г. заставила его бежать в Америку, где он выступал на сцене в Нью-Йорке. Возвратясь в Европу, М. совершил большое артистическое путешествие по Германии, позже пел в Лондоне и Париже, был проф. в Венской консерватории. Писал немецкие, неаполитанские и французские песни, составил руководство к пению, сборник под заглавием "Sei nuovi canti Siciliani" и 20 вокализов, под названием "Riassunto dell'arte del canto".

Н. С.

Маркелл Анкирский

— епископ (ум. в 373 г.), участник 1 вселенского собора, антагонист Ария. В своих сочинениях против Ария М. впал сам в ошибку, не допуская для второго лица Св. Троицы название "ипостасного слова", а усвояя ему лишь название Сына Божия. По М., существует вечное "ипостасное слово" Божие, но не существует вчного Сына Божия; Слово сделалось Сыном лишь в акте воплощения. По поводу этих идей М. был обвинен в сабеллианизме и в ереси Павла Самосатского. Ариане на своих соборах, иерусалимском и константинопольском, подвергли его отлучению, как и Афанасия. После смерти Константина Вел. он был восстановлен в достоинстве епископа, потом снова низвергнут, но нашел покровительство у папы Юлия, который признал его православным. Последующие соборы то принимали его сторону, то высказывались против него. С ним полемизировал Евсевий Кесарийский.

Маркелл Безбородый

игумен Хутынского новгородского м-ря в XVI в. Был известен, как знаток крюкового пения (см. Крюки); на эти ноты переложил псалтырь (см. Ундольский, "Замечания о церковном пении", М., 1846). Живя на покое в Антониевском м-ре, написал в 1557 г. житие и два канона св. Никите, еписк. новгородскому, помещенные в Четьях-Минеях под 31 числом января месяца. М. принадлежит еще житие преп. Саввы Сторожевского.

Маркелл, архиерей

(Маркелл Онуфриевич Попель, 1825—1903) — деятель по воссоединению холмских униатов с православной церковью и писатель. Родился в австрийской Галиции; учился в Львове и Вене. Писал в галицийских периодич. изданиях; напечатал несколько учено-богословских сочинений, обнаруживших его преданность греко-восточному обряду. Вызванный в Россию, он был назначен администратором холмской униатской епархии и тотчас же начал стремиться к воссоединению униатов с православной церковью. 23 апреля 1875 г. синод постановил присоединить холмскую греко-униатскую епархию к варшавской, наименовав последнюю холмско-варшавской, и непосредственное заведывание нововоссоединенными поручил М., с возведением его во епископа люблинского, викария холмско-варшавской епархии. 8 июля M. без принятия монашества был рукоположен в Петербурге во епископа. Позже он был переведен на архиерейскую кафедру, сначала в Каменец-Подольск, затем в Полоцк. Около 60 слов, речей и бесед М. помещено в "Подольских Епархиальных Ведомостях" за 1880, 81 и 82 гг. См. В. Самуилов, "Преосвященный епископ М." ("Церковные Ведомости", 1900, № 51). Некрологи М. в "Церковном Вестнике" (1903, № 40) и "Церк. Ведомостях" (1903, № 40);

Маркелл, архимандрит Юрьевского монастыря

(в миру Николай Романов Радышевский) — один из противников реформ Петра I, направивший свою оппозицию на Феофана Прокоповича, прежнего друга и товарища его по учительству в Киевской акад., благодаря которому он получил сан архимандрита Юрьевского монастыря. В 1725 г., на допросе в Преображенской канцелярии по обвинению в похищении драгоценностей Печерского монастыря, М. вдруг стал обличать Феофана в "противностях православной церкви", в лютеранстве, и это послужило началом процесса, затянувшегося на долгие годы, втянувшего в себя многих знатных лиц и погубившего многих. Сам М. несколько лет содержался под "крепким караулом" в Преображенском приказе, потом жил в Симоновом м-ре, пользуясь значительной свободой. Соединившись затем с духовником императрицы Анны, Варлаамом, М. снова стал доносить на Феофана за его "еретические учения" и написал даже "Житие новгородского архиепископа, еретика Феофана Прокоповича" и "Возражения на объявление о монашестве, на Регламент духовный и на книгу о блаженствах"; был опять арестован и приговорен к смертной казни, но помилован и сослан в Белозерский монастырь (1732). В 1738 г. вызван опять на допрос в тайную канцелярию; в 1740 г. освобожден и вновь определен архимандритом Юрьева м-ря, а в 1742 г. посвящен во епископа корельского, викария новгородской епархии; умер в том же году.

Ср. Чистович, "Феофан Прокопович и его время".

Маркелл, русский иерарх

— русский иерарх, родом белорус, знал языки греч., лат., нем., польский и татарский, до пострижения в монашество был переводчиком посольского приказа; был архимандритом Брянского Свенского монастыря, потом епископом суздальским и митрополитом псковским. Один из наиболее просвещенных иерархов своего времени, М., по кончине патриарха Иоакима (1690), намечен был Петром Вел. на его место. Московская старорусская партия, обзывавшая людей, подобных М., "ляшенками" и "обливанцами", сильно встревожилась этим и употребила все свое влияние, чтобы предотвратить избрание М. патриархом. Опираясь на мать царя, Наталью Кирилловну, она достигла того, что Петр уступил и назначил на патриаршую кафедру избранника этой партии, казанского митрополита Адриана. М. был переведен митрополитом в Казань, где и умер в 1698 г.

Маркелл, святые

— имя нескольких святых: 1) священномученик, епископ сицилийский, пострадал в I в.; память 9 февр.: 2) еписк. адамийский IV в.; память 14 августа; 3) мученик, пострадал при имп. Юлиане; память 15 ноября; 4) препод. игумен обители Неусыпаемых, подвизался при имп. Льве Великом и патриархе Геннадии, ум. в 460 г.; память 29 декабря.

Маркеловы

— русский дворянский род, происходящий от СПб. первостатейного купца Ивана Ивановича M. (1756-1840). Его сын Иван издал книгу: "Совершенствование человека с миром" (1838), а внук, тоже Иван (род. в 1835 г.), известен, как естествоиспытатель. Род М. внесен в III ч. род. кн. СПб. губ. (Гербовник, XI, 57).

Маркена

(Marchena) — г. в испанской провинции Севилья. Готический собор, дворец герцогов д'Арко, серный источник, с купаньями. 14752 жит.

Маркер

— сел.-хоз. орудие, служащее для проведения борозд или обозначения линий на поверхности окончательно подготовленного, разрыхленного и выровненного поля. Применяется с целью облегчить равномерную посадку или посев разных, преимущественно крупных семян и клубней, а также рассады — возможно правильно расположенными рядами, гнездами или кустами. Маркер представляет род больших, крепко построенных граблей, зубцы которых при движении орудия и проводят линии по поверхности почвы. Обыкновенно вместо простых зубцов берут небольшие окучники, лапы или сошники, скрепляют их с общим брусом и приделывают под прямым углом к нему грядиль, а иногда ставят еще и на колеса. Главное условие правильной постройки М. заключается в том, чтобы расстояние между скользящими по земле или роющими землю частями орудия можно было изменять, приноравливаясь к различным требованиям. Число окучников различно, в М. Эккерта и Иордана их три. Борозды можно проводить на желаемую глубину, устанавливая для этого регулятор, помещенный на конце грядиля. Такой М. можно употреблять для разрыхления почвы и уничтожения сорных трав в междурядьях, и обратно: специально предназначенные для такой обработки поверхности почвы орудия — скоропашки, напр. системы Кольмана и Клея, могут служить хорошим М., стоит только отнять у них передние лапы, а задние установить возможно круче. Посредством М. поля размечаются так, чтобы растения стояли или квадратом, или треугольником, т. е. в равном друг от друга расстоянии по двум только или по трем направлениям, или рядами, т. е. в большем расстоянии друг от друга только в одном направлении. Нужно иметь в виду, что квадратом помещается на десятине растений меньше, чем треугольником, при равном, конечно, удалении растения одного от другого. Продольными бороздами, или рядами, поля намечают под те растения, которые возделываются очень близко друг от друга, так что при всяком другом размещении их в поле была бы невозможна обработка свободных между ними пространств; при расположении их рядами это делается возможным, хотя бы и в одном только направлении. Посадка производится на местах пересечения борозд или посреди площади, или посреди какой-либо стороны образуемых этими бороздами фигур; при продольных же бороздах семена или клубни кладутся на расстоянии, определяемом тем или иным способом, напр.: ступней, мерной палкой и т. д. Но есть М. и другого устройства, которыми проводятся не борозды, а делаются лунки, или гнезда, определенных размеров и на равных расстояниях одна от другой. Такой М. состоит из оси, к которой непосредственно прикреплено дышло; на ось насажено несколько кругов, или колес, с кулаками на ободе. При движении орудия кулаки, углубляясь в почву, выдавливают лунки. Более сложный М. такого же типа представлен на фиг. 2, табл. Картофелесажалки (см. соотв. статью). Машина предназначена исключительно для посадки картофеля.

Г. К.

Маркет падуанский

— писатель о музыке, жил во второй половине XIII стол.; в своих сочинениях установил понятие о разрешении диссонансов. У него встречаются приемы обращения темы и виден широкий взгляд на хроматизм, редкий для теоретика того времени. Из его трудов сохранились: "Lucidarium in arte musicae planae", находящийся в Миланской библиотеке, и "Pomerium musicae mensuratae " — сочинение, посвященное разъяснению нотного письма Франкона Кельнского. Оба труда напечатаны аббатом Гербертом в его книге: "Scriptores ecclesiaslici de Musica".

Маркетри

— см. Мебель и Мозаика.

Маркетти

(Filippo Marchetti) — итальянский оперный композитор, род. в 1831 г. С огромным успехом дебютировал в Турине оперой "Gentile de Varano", затем написал оперы "Puria", "Romeo е Giulietta". Последняя способствовала популяризации имени М. В 1869 г. дана в Милане, в театре "La Scala", наиболее удачная из опер М., "Рюи-Блаз", поставленная в семидесятых годах в Петербурге на сцене Императорской итальянской оперы. Написал еще оперы "Gustaw-Wasa", "Amore alla prova", "Giovanna d'Austria" и много мелких вокальных сочинений.

Маркетти (дополнение к статье)

(Филиппо Marchetti) — итальянский оперный композитор; умер в 1902 г.

Марки и Коллекционер

— ежемесячный справочный журнал для собирателей почтовых марок и открытых писем; выходит два раза в месяц с 1903 г. в СПб.; ред.-изд. Ю. Штауф.

Марки, киевский журнал

— первый иллюстрированный ежемесячный журнал для любителей и собирателей почтовых и иных марок; издавался в Киеве с марта 1896 г. по 1901 г.; первые номера печатались на русском и французском языках. Ред.-изд. С. Д. Соломкин, потом Г. Я. Шульгевич.

Марки, предместье Варшавы

— одно из предместий Варшавы, на правом берегу реки Вислы; прядильная фабрика, с производством на 66500 руб.

Марки, слобода Воронежской губернии

(Марок тож) — слобода Острогорского уезда Воронежской губернии, в 41 версте от уездного города, при речке Марке. Дворов 460, жителей 3152. Церковь; ярмарка, с оборотом до 100 тыс. руб.

Марки, Франческо

(Marchi, 1506-1598) — военный инженер, служил герцогу Александру де'Медичи во Флоренции, потом папе (в 1545 г. устраивал укрепления Рима) и герцогу Оттавио Фарнезе Пармскому, которому он укрепил Пиаченцу. С 1559 г. он находился в Брюсселе, при Маргарите Австрийской, и остался, по уходе ее, на испанской службе. Написал: "Della architettura militare libri tre" (Брешия, 1599; Рим, 1840) — сочинение, вследствие богатства идей позже часто эксплуатировавшееся.

Маркиан Флавий

(Marcianus) — восточно-римский император, в 450 г., после смерти Феодосия II, был возведен на престол сестрой последнего, Пульхерией, вышедшей за него замуж. Он имел мужество отказать гуннскому вождю Аттиле в дани, заявив ему через послов, что "золото у него для друзей, для врагов же железо". При вторжении гуннов в Италию, в 452 г., он послал вспомогательные войска для поддержки западно-римского императора Валентиана III. В 455 г. М. признал Авита западно-римским императором. М. был справедливым, энергичным правителем и старался об облегчении фискальных тягот народа. Им был созван в 451 г. четвертый вселенский собор в Халкидоне (см.). Он ум. в 457 г.

Маркиан, святые

— имя нескольких святых: 1) еп. сиракузский, ученик ап. Петра; память 30 октября; 2) мученик III в.; память 13 июля; 3) мученик, пострадал в 351 г.; память 25 октября; 4) мученик, пострадал в Египте в IV в.; память 5 июня; 5) преподобный, из г. Кира, подвизался в IV в.; память 2 ноября; 6) М. Киренейский, преподобный, подвизался в V в.; память 18 января; 7) преподобный, подвизался при имп. Маркиане; память 10 января; 8) мученик, пострадал вVIII в. за почитание св. икон; память 9 августа.

Маркиз

(франц. marquis, новолат. marchisus или marchio, от нем. Markgraf, в Италии marchese) — западно-европейский дворянский титул, стоящий посредине между графским и герцогским; в Англии, кроме М. в собственном смысле, этот титул (Marquess) дается старшим сыновьям герцогов. Корона М. — см. табл. Короны, №№ 55-59.

Маркиза

— легкий, крытый железом или стеклом колпак, иногда устраиваемый над входными дверями зданий, напр. театров, и защищающий их от дождя и снега, а также парусинный или полотняный навес над окном, с наружной его стороны, который можно, при помощи шнуров и маленьких блоков, держать подобранным кверху в пасмурную погоду и распускать в ясную для того, чтобы солнечные лучи не проникали в комнату.

А. С-в.

Маркизио

(Barbara е Carlotta Marchisio) — сестры, известные певицы; первая род. в 1834 г., вторая в 1836 г. У младшей, Карлотты М., было красивое сопрано, у старшей — контральто. В 1857 г. обе сестры с успехом пели в Турине, потом в Париже, Лондоне, Брюсселе, Риме, СПб. Карлотта М. ум. в 1872 г.

Н. С.

Маркизские острова

или Менданья (Marque sas, Mendana) — группа островов к С от о-вов Туамоту, между 7°55' — 10°30' ю. ш. и 138°40' — 140°46' з. д., пространством в 1274 кв. км, с 5054 жит. Две группы: в сев.-вост. наибольший о-в Нукагива (482 кв. км), в юго-вост. — Гиваоа (400 кв. км). О-ва вулканического происхождения, но без вулканов и с редкими землетрясениями. Климат сырой и жаркий; кокосовые орехи, хлебное дерево, сахарный тростник, кофе и табак, одичалые свиньи, козы и куры. В 1595 г. их открыл Менданья и назвал Marquesas de Mendoza; в 179 7 г. американец Ингрэгем нашел более северную группу и назвал ее Вашингтоновыми островами. Принадлежат Франции.

Маркион

Статья большая, находится на отдельной странице.

Маркиониты

— см. Маркион.

Предыдущая страница Следующая страница