Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "М" (часть 38, Мет)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "М" (часть 38, Мет)

Предыдущая страница Следующая страница

Метарабан

— см . Пентозаны.

Метастаз

(греч.) — развитие болезни на одном или на нескольких местах, отдаленных от первичного источника, причем между первоначальным гнездом и вторично заболевшим местом никакой прямой связи не существует. Причина такого вторичного заболевания заключается в том, что на месте своего появления болезнетворное начало попадает в лимфатические или кровеносные сосуды и, уносимое течением лимфы или крови, оседает на каком-либо другом месте, где оно снова развивает свое действие или, если дело идет о микроорганизмах, подвергается дальнейшему размножению. Раковые опухоли преимущественно перед всеми другими одарены способностью из одного первичного гнезда рождать множество опухолей путем М. Метастатические гнойники являются неизбежными спутниками гноекровия (см.).

Метастазио

(Pietro-Antonio-Domenico-Bonaventura Metastasio) — классический итальянский поэт (1698—1782), сын бедного ремесленника по имени Трапасси (Trapassi); еще десятилетним мальчиком обратил на себя талантливой импровизацией внимание известного правоведа Гравины, который дал ему средства для образования и побудил его перевести свою итальянскую фамилию на греческий язык. Сначала он пробовал свои силы в трагедии, но затем, по совету певицы Булгарини, обратился к лирической драме и стал писать либретто для опер. Его "Didone abbandonata", поставленная на сцене в 1724 г. в Неаполе, доставила ему известность. В 1729 г он получил от императора Карла VI сан придворного поэта, после чего переселился в Вену. Его оперы отличаются лирическим характером и гармоничностью стиха. Кроме того, он написал много кантат и перевел несколько сатир из Ювенала и Горация. Из 28 опер М. 17 переведены на русский язык (перечень их см. в "Словаре" Геннади). Из многочисленных изданий лучшие — парижское (1780—82) и мантуанское (1816—20).

Ср. А. Hiller, "Ueber Metastasio u. seineWerke" (Лейпциг, 1786); Burney, "Memoirs of the life and writings of the abate Metastasio" (Л., 1796); Mussafia, "Pietro Metastasio" (В., 1882); Falconi, "P. Metastasio poeta alla corte di Carlo VI e di Maria Tereza" (там же, 1883); ст. в "Библиотеке для Чтения" (1841 г., т. XLVI). Переписку М. издал Кардуччи (Болонья, 1883).

Метатеза, метатезис

(грамм.) — перестановка согласных звуков в языке; одно из так называемых фонетических явлений языка. Наблюдается чаще всего у согласных, наиболее способных к образованию самостоятельных слогов без помощи гласных звуков, т. е. у звуков "плавных" р, л и носовых м, н. В прежние времена лингвисты сильно злоупотребляли понятием М.; теперь этим приемом объяснения пользуются сравнительно редко и с большой осторожностью. Так, например, в народной форме протупея вместо портупея (=porte-épé e), по-видимому, имеется М., но она могла возникнуть и путем переделки данного слова под влиянием так называемой "народной этимологии". На место непривычного звукового сочетания, не совпадающего с природными русскими корнями, подставлено имеющееся уже в составе языка. Про-тупея напоминает сложения с предлогом про-; корень туп- имеется в русском языке (туп-ой), также как и суффикс -ея. Здесь, таким образом, метатезис может быть мнимым, не фонетическим. Имеются, однако, и несомненные случаи М.: пол. broda, старослав. брада возникли из более древней формы borda, barda (ср. нем. Bart, фр. barbe, лит. barzd à); рус. лось — из олсь (ср. лат. alces, греч. άλκη) и т. д. Здесь мы имеем дело с широко развитым в славянских языках явлением М. плавных согласных, известным также под именем полногласия. Едва ли можно также сомневаться в родстве старослав. камы, рус. камень с греч. άκμων (наковальня, которой прежде служили камни), санскрит. acman (камень), лит. akmů (то же). Здесь мы имеем М. согласного к, хотя и можем сомневаться в его фонетическом характере, ввиду аналогичных случаев, где М. не наблюдается (ось || лат. axis, острый || греч. άκρος, лат. асеr и т. д.). От рассмотренных случаев необходимо отделять случаи мнимого М., основанные на ошибках при восприятии иностранных или незнакомых слов: например народного сунтал вместо султан, гумага вместо бумага, канифоль = Colophonium, намастырь вместо монастырь, пол. barwa = нем. Farbe и т. д. Во всех этих случаях наблюдается М. конечных или срединных звуков и слогов к началу слова. Причина здесь чисто психическая, но другого рода, чем указанная выше "народная этимология": слышащий впервые чужое слово султан или бумага не улавливает сразу и не запоминает место известных звуков в слове. Воспроизводя слово, он находится под более живым впечатлением последних из всех слышанных им звуков и невольно произносит их раньше других. Подстановка одних звуков на место других совершается особенно легко, если начальные звуки или слоги данных слов одинаковы или близки друг к другу.

См. Michels, "Metathesis im Indogermanischen" ("Indogermanische Forschungen", том IV, 1894); Torbi ö rnsson, "Liquida-M. in den slawisch. Sprachen" (Бецценбергера "Beitr ä ge zur Kunde der indogerm. Sprachen", т. XX, 1894), где указана и прочая литература по славянскому М. плавных согласных.

С. Б—ч.

Метательные орудия

или оружия — пользовались и пользуются значительным распространением у многих народов. Простейшими метательными орудиями были камни и палки. Бросаемые камни получили значение пращи, для метания которой было придумано особое приспособление в виде петли. Праща пользовалась значительным распространением на Востоке (припомним поражение Голиафа Давидом), в Греции и даже у римлян, которые имели при своих войсках союзников-пращников (например, жителей Балеарских островов). В настоящее время каменные (и костяные) пращи употребляются еще эскимосами для охоты на птиц. Некоторые племена индейцев Южной Америки (патагонцы, абипоны, индейцы пампы) перешли на памяти истории от стрел к боласам, т. е. к метательным шарам из 2—3 круглых камней, величиной с апельсин, обтянутых кожей и соединенных ремнем в 3—5 футов длиной. Размахивая ремнем, индейцы кидают эти шары в зверя или человека на расстояние до 100 шагов, и попадают весьма метко, причем шары обвиваются вокруг тела и сбивают с ног, нанося вместе с тем и удар. Другое, меньшее оружие — так называемая bola perdita — имеет медные или свинцовые шарики, иногда яйцевидные или с заостренными концами и бросается на расстояние до 150 шагов. Из длинной, острой бросаемой палки развился дротик (см.). Многие народы пользуются короткими метательными палицами с утолщением на конце — как "кирри" готтентотов, или более или менее плоскими и изогнутыми — как многие формы у австралийцев. Из подобной плоской и изогнутой метательной палицы произошел и австралийский бумеранг, обладающий свойством при ловком метании описывать при полете сложную кривую и возвращаться обратно к месту, с которого он брошен, или даже несколько далее назад. Орудия вроде бумерангов (т. е. возвращающиеся обратно) были известны и у других народов — в Индии, в древнем Египте, местами и в Европе. В Индии еще сравнительно недавно были также в ходу металлические кружки — чакра — с острым режущим наружным ободком и с широким круглым отверстием в середине. Их носили надетыми на коническую шапку и по мере надобности снимали и метали, причем такой кружок, вращаясь при полете, мог наносить серьезные раны, попадая в толпу, особенно скудно одетую. В центральной Африке, на пространстве от Абиссинии до нижнего Конго, и теперь еще в ходу так называемые трумбаши — М. железные орудия вроде ножей, снабженных многими торчащими в разные стороны острыми отростками: оружие это весьма опасно для голого тела негров. Самым распространенным М. оружием служат стрелы. Кое-где их бросают помощью духовых трубок (см.), но обыкновенно при помощи лука (см.). Простой лук, появившийся у первобытных народов, вероятно в подражание естественным эластичным сучьям деревьев, был в употреблении у различных народов во всех частях света. Сложный (двоякоизогнутый) лук получил свое начало, по-видимому, в странах, где был недостаток в пригодном гибком дереве, например на севере Азии, но затем был усвоен почти всеми азиатскими народами, а также перешел к древним грекам, скифам и славянам. Кроме дерева и костей, в устройство старинных наших луков входили рог, береста (которой плотно обвивался лук), "полосы булатные", "жилы олени сохатые", "рыбий зуб" (моржовая кость); дорогие луки расписывались красками и золотом. Тетива лука делалась из сухожилий и нервов животных (например, быка), толстой кишечной струны, узкого, иногда спирально завитого ремня, лошадиных волос, плетеного или — в старинных русских луках — шелкового шнура. Носился лук в особом чехле, налучье или налушне, имевшем вместе с колчаном или тулом для стрел общее название саадак. Лук натягивается обыкновенно руками, но у некоторых народов — ногами, в лежачем положении. Стрелы у разных народов представляют также значительные различия как в форме древка, так и наконечника. Древко снабжается обыкновенно перьями, в два или три ряда, иногда прикрепленными спирально. Наконечники иногда делаются тупые, чаще — острые, простые или с зубцами, или легко отламывающиеся, или намазываемые ядом. Простейшие (и древнейшие) наконечники делались из кремня, вообще камня, оленьего рога, кости; позже — из бронзы и железа. Форма наконечников бывает овальная, треугольная, ромбоидальная, с черенком или, наоборот, вырезкой при основании; вместо острия иногда имеется лезвие (в некоторых каменных и особенно железных) или же несколько боковых лезвий ("перьев") и т. д. Наиболее поздним М. оружием являются ружья и пушки, выбрасывающие снаряды при помощи пороха.

Д. А.

Метафизика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Метафора

(греч. Μεταφορα, лат. Translatio, "перенесение") — не в собственном, а в переносном смысле употребленное картинное или образное выражение; представляет собой как бы концентрированное сравнение, причем вместо предмета сравниваемого ставится непосредственно название предмета, с которым желают сравнить, например: розы щек — вместо розовые (т. е. розоподобные) щеки или розовый цвет щек. М. способствует изяществу, силе и блеску речи; даже в обыденной жизни, в просторечии, выражения страсти без нее почти никогда не обходятся. В особенности для поэтов М. является необходимым вспомогательным средством. Она дает речи особую, высшую прозрачность, облекая даже отвлеченное понятие в живые формы и делая его доступным созерцанию. Различают четыре вида М. В первом виде одно конкретное (или чувственное) ставится на место другого, например лес мачт, алмазы росы; во втором — одухотворяются или оживляются предметы неодушевленные, силам природы приписываются чувства, действия и состояния, свойственные человеку, например вьюга злится, вьюга плачет; третий вид М. облекает мысли, чувства, страсти и проч. в видимые формы, например столпы государства, яд сомнения; четвертый вид М. соединяет одно отвлеченное понятие с другим, например горечь разлуки. Если М. очень распространена, она переходит в аллегорию (см.).

Ср. Brinkmann, "Die Metaphern. Studien ü ber den Geist der modernen Sprachen" (Бонн, 1878, т. I).

Метафраза

(с греч.) — пересказ, передача содержания или смысла чего-нибудь не дословно, а описательным способом, в особенности описательное переложение какого-нибудь стихотворения в прозу. Метафраст — человек, занимающийся М., пересказчик, перелагатель. См. Метафраст (Симеон).

Метафраст

(Симеон, † около 940 г. или, по другим, около 976 г.) — род. в Константинополе; состоял секретарем при императорах Льве Философе и Константине VII; исполнял важные дипломатические поручения; спас город Солун от истребления, которым угрожали этому городу в 904 г. арабы, убедив предводителя их взять за город денежный выкуп. К концу жизни был патрицием и магистром. Причтен греческой церковью к лику святых (память его 27 ноября). Михаил Пселл около 1050 г. составил его жизнеописание и церковную службу в честь его. М. известен собранной им по поручению императора коллекцией "Житий святых", причем он не ограничился одним собранием древних сказаний, а пересказал или переложил их; отсюда его название М. (от μεταφράξειν — пересказывать, перелагать). Кроме дополнений, внесенных М. от себя, ради "полноты и силы" повествования и красоты речи, Пселл находит в метафразах его и элемент исторической критики: он устранял из древних сказаний то, что было написано в них "несправедливого", а также "ошибки в словах", вообще все, что могло вызывать "насмешки и даже презрение" читателей. Монфокон, на основании сличения метафраз Симеона с редакциями старых "житий", также находит, что М. значительно улучшил первоначальный вид житий. Критика М. весьма робка и скромна; в его метафразах много вполне легендарного, что у некоторых позднейших писателей житий, например у св. Димитрия Ростовского, в его "Четьях минеях", оказывается более или менее устраненным. Во всех тех случаях, когда М. приходилось иметь дело с единственным сказанием о каком-либо святом, он сохранял его в его подлинном изложении, хотя бы оно и не было достоверно, руководясь желанием оставить назидание и в жизнеописании малоизвестного святого. Он часто обращается к просопопее, влагая в уста исповедников и отшельников целые речи, иногда имеющие стереотипный характер. Число жизнеописаний, составленных Симеоном, доселе с точностью не определено. Алляций, сличавший их с древними подлинниками житий по рукописям Ватиканской библиотеки, насчитывает их 122. Из числа остальных, встречающихся с именем М., 444 жизнеописания и похвальных слова принадлежат другим известным лицам, а 95 — лицам неизвестным. Преосвященный Филарет черниговский думает, что "многие" из последних были "исправляемы" Симеоном М.

Полного собрания всех жизнеописаний, составленных М., доселе не существует. Большинство их издано в латинском переводе Липоманом в "Vitae sanctorum" (Рим, 1551—1560); Л. Сурий в 1569 г. переиздал их в своих "Vitae sanctorum", разместив по месяцам, в порядке церковного празднования; в таком же порядке они вошли в "Acta sanctorum" болландистов. Полный перечень их — у Фабриция в IX т. его "Bibliotheca graeca". Отдельные жития некоторых греческих святых отцов — Афанасия, Ефрема, Златоуста и других — в греческом подлиннике напечатаны при изданиях их сочинений (см. перечень их у Филарета черниговского, "Историческое учение об отцах церкви", т. III, стр. 390). В 1541 г. в Венеции монахом Агапием издано извлечение из собрания М. под заглавием: "Liber dictus paradisus, seu illustrium sa n ctorum vitae". Кроме жизнеописаний, под именем Симеона М. или Симеона Логофета в литературе еще известны: несколько проповедей ("Плач Богоматери над гробом Спасителя", известный в русской литературе по заимствованиям из него у Кирилла Туровского, указанным М. И. Сухомлиновым; "Слово на великую субботу" и "Слово на день Успения Богоматери", изданные Алляцием и Комбефизом), два стихотворения (изданы в книге: "Po ë tae graeci veteres"), девять посланий, несколько молитв и канонов (на великий пяток и в честь св. Марии Египетской), анналы византийской жизни за время от 813 г. по 963 г., извлечения из сочинений Василия Великого и Макария Великого. Доселе критикой не установлено, принадлежат ли эти сочинения Симеону Х века или Симеону XII века, так как оба они имели титул логофета.

Н. Б—в.

Метахлорит

— минерал из так назыв. группы "лептохлоритов".

Метацентр

в гидростатике — точка пересечения вертикальной линии, проходящей через центр тяжести объема вытесненной жидкости, с плоскостью симметрии погруженного тела. Для равновесия плавающего тела необходимо, чтобы М. лежал выше его центра тяжести.

Метацетон

— см. Мета.

Метацетоновая кислота

— см. Мета.

Метеле

— селение Сейнского уезда Сувалкской губернии, при озере того же имени; жителей 3642, дворов 542; рыболовство.

Метелик луговой

(Eurycreon sticticalis) — см. Мотылек.

Метелица

— см. Луговой мотылек.

Метелка

— см. Соцветие.

Метелка Йиндржих

(Metelka) — чешский географ. Род. в 1854 г. Основал в Праге чешское географическое общество (1894). Напечатал: "О potř eb ě jednotneho názvasloví zem ě pisné ho" (1881), ряд иcследований о старинных чешских картах XV — XVII вв., со снимками, "Př ehled rem ě p. literatury č eské. 1870— 1882" (Прага, 1885), учебники географии и др.

Метелко

(Франц Серафин) — словинский филолог (1789—1861), был профессором словинского языка и литературы в лайбахском лицее. Известнейший труд его — " Lehrgeb äude de r slowenischen Sprache etc." (Лайбах, 1825), с предисловием и с обзором литературы и грамматики словинских. Главная заслуга М. — в том, что он приложил систему Добровского к словинскому языку и сделал подготовительную работу по крайнскому наречию для общей сравнительной грамматики славянских языков. М. пытался дополнить латинскую азбуку несколькими новыми знаками, взятыми из кириллицы, для тех звуков, которых нет в латинском языке. Правописание М. ("метельчица") встретило неодобрение Копитара и не привилось. М. написал еще: "Slowenische Sprachlehre" (Лайбах, l830), "Abec édnik sa Slovénske shó le" (Лайбах, 1829); "Deutsch-krainisches Namenb üchlein fü r Landschulen in der k. k. Staaten" (Лайбах, 1829), "Razlaganje evangelja sv. Matevža" (Лайбах, 1849).

Ср. Кулаковский, "Иллиризм" (стр. 134—141).

Метеллы

(Metelli) — одна из отраслей римского плебейского рода Цецилиев. Наиболее известные из М.:

1) Луций Цецилий М. — будучи консулом в 251 г. во время первой Пунической войны, одержал блестящую победу над карфагенянами в Сицилии. 2) Квинт М. Македонский (Mac é donicus) — внук предыдущего; будучи в 148 г. претором в Македонии, разбил в 2 битвах самозванца Андриска и взял его в плен. Когда посольство М. в Коринфе подверглось оскорблениям, он направился против ахейцев, разбил у Фермопил Критолая, у Херонеи — войско аркадцев, взял Фивы и Мегару и пытался до прибытия консула Луция Муммия закончить войну переговорами, что ему, однако, не удалось. В 143 г. был консулом, в 131 г. — первым цензором из плебеев; предложил, в видах увеличения населения, принуждение к браку. Его политическим врагом был младший Сципион, но М. тем не менее оплакивал смерть его, как несчастье для государства. У древних М. считался примерным счастливцем, так как 4 сына его еще при жизни отца достигли высших почетных должностей. Старший из них, 3) Квинт М. Балеарский (Balearicus), покорил и колонизировал Балеарские острова. 4) Внук М. Балеарского, Квинт М. Целер, в 66 г. в Азии отразил нападение албанского царя Ореза, во время заговора Катилины разбил заговорщиков и преградил Катилине проход через Альпы. Как убежденный оптимат, он противился демократическим мерам Помпея и помешал провести аграрный закон Луция Флавия. Умер, по предположению современников, отравленный своей женой Клавдией, сестрой известного Клодия (см.). 5) Квинт М. Непот, брат Квинта М. Целера, был врагом Цицерона, которого он предлагал предать суду за умерщвление сообщников Катилины. Партии оптиматов, однако, удалось отстоять Цицерона, и М. ушел из Рима к Помпею. Сделавшись консулом в 58 г., он дал согласие на возвращение знаменитого оратора из изгнания и даже сделался его другом. 6) Квинт М. Нумидийский (Numidicus) — в 109 г. вел в качестве консула войну с Югуртой (см.), разбил его при реке Мутуле, опустошил его земли и принудил его заключить невыгодное для него перемирие. Когда Югурта в следующем году снова начал войну, M. снова разбил его и взял город Талу, но должен был уступить Марию дальнейшее ведение военных действий. За нежелание присягнуть аграрному закону трибуна Сатурнина ему угрожали изгнанием, которое он предупредил добровольным уходом из города; Марий объявил его тогда лишенным прав. В 99 г. он вернулся в Рим, но не играл более выдающейся роли. 7) Квинт М. Пий — был сторонником Мария и Цинны; в 87 г. отправился в Африку, где собрал большое войско и укрепился в Лигурии. Отсюда он выступил навстречу возвращавшемуся из Азии Сулле, и своим переходом на его сторону дал пример многим другим. Позже он сражался в Испании с Серторием. 8) Квинт Цецилий М. Пий Сципион, на дочери которого в 52 г. женился Помпей, в 49 г. внес предложение, чтобы Цезарь распустил свое войско или был объявлен врагом республики. Это предложение послужило поводом к гражданской войне. Еще до ее начала М. поручено было сенатом управление Сирией. Здесь он вел войну неудачно, грабил свою провинцию, но тем не менее провозгласил себя императором. Призванный на помощь Помпеем, он в лагере перед Фарсалом рассорился с товарищами из-за предполагаемой добычи; во время сражения командовал центром войска и после неудачного исхода битвы бежал в Африку, где Катон едва удержал его от разрушения города Утики, заподозренного им в сочувствии Цезарю. Вопреки совету Катона, он слишком рано решился на битву с Цезарем и был разбит наголову при Тапсе. С небольшим флотом он пытался бежать, но был пригнан ветром к берегу и бросился в море. Его дочь Корнелия, жена Помпея, отличалась образованностью, занималась изящными искусствами и обладала познаниями в математике и философии. 9) Квинт М. Критский — в 69—67 гг. с большой жестокостью покорил Риму остров Крит.

Метемпсихоз

— см. Переселение душ.

Метемптоза

(с греч.) — опущение добавочных (високосных) дней в юбилейные годы (т. е. каждые 100 лет; исключение — см. Календарь), имеющее место в григорианском календаре (по новому стилю).

Метенил

Метениламидин см. Формамидин. М.-амидоксим см . Формамидоксим. М.-амидофенол см. Фуразолы.

Метенил

(HC:) — есть трехатомный остаток метана; в свободном состоянии неизвестен; диметенил НС:СН есть не что иное, как ацетилен. М. есть простейший из трехатомных радикалов, имеющих общий состав C nH2n+1 C:, между которыми ближайшие гомологи M.HC: называются: СН 3 С: этинил, СН 3 СН 2 С: пропенил и т. д. Как примеры метенильных соединений назовем: хлористый М. НССl 3 или хлороформ, метенилтрикарболовую кислоту HC(CО 2H)3, известную в форме эфира HC(CО 2C2H5)3, метениламидин или формамидин Метенил, метениламидоксим Метенил и др.

В. Я. Δ .

Метеоризм

(от греч. μετεωρίζω — приподнимаю, пухну) — вздутие живота, вследствие скопившихся в кишках газов. См. Ветрогонные средства.

Метеориты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Метеорное железо

— см. Метеориты.

Метеорограф

— прибор, записывающий на одной общей бумажной ленте ход многих метеорологических элементов сразу. Одним из первых был М., устроенный известным пат. Секки и записывавший одновременно давление воздуха, его температуру и влажность, направление и силу ветра и осадки. Наиболее известен метеорограф А. ван Рейсселберге (A. van Rysselberghe). При помощи этого прибора в 1881 году во время электрической выставки в Париже передавался ход всех метеорологических элементов из Брюсселя. В метеорографе Рейссельберге передача показаний производится электрическим током: например, в барометре и двух термометрах психрометра стальной штифт, соединенный с карандашом, движущимся по бумажной ленте, опускается часовым механизмом с некоторой постоянной высоты до прикосновения с ртутью в приборах; в момент прикосновения через ртуть замыкается ток, пускающий в ход другой, добавочный механизм, который, захватывая штифт, поднимает его снова до прежней высоты. Это повторяется через каждые 10 минут и на бумаге получается ряд линий, длина которых будет соответствовать высоте ртути в барометре и термометрах. Соответственным образом записываются и прочие элементы. В позднейших экземплярах метеорографа Рейссельберге бумажная лента заменена металлической доской, на которой линии вырезаются посредством стальных резцов самим прибором; это усовершенствование давало возможность непосредственно с оригинальной записи прибора получать оттиски на бумаге. Установка М. представляет большие затруднения, так как весьма трудно в одном приборе удовлетворить всем требованиям, предъявляемым к записям каждого из метеорологических элементов в отдельности. Кроме того — трудно поддерживать все части такого сложного прибора, как М., в одинаковой степени исправности. Указанные причины привели к тому, что на практике в настоящее время предпочитают для записи каждого метеорологического элемента пользоваться отдельным записывающим прибором, соответственно установленным.

Г. Л.

Метеорологическая комиссия

Императорского Русского географического общества — учреждена в 1870 г. В первый год рассылала циркуляры, приглашавшие: 1) собирать и присылать в общество наблюдения над вскрытием и замерзанием рек; 2) делать наблюдения над грозами и осадками, дождем, снегом и т. д. Это была первая попытка устроить особые дождемерную и грозовую сеть в России. Наблюдения за первый год (1871) обработаны А. И. Воейковым ("Записки по Общей Географии Императорского Русского Географического Общества", т. VI), за следующие годы наблюдения над грозами обработаны профессором Клоссовским ("К учению об электрической энергии грозы в России"), а над осадками Г. И. Вильдом ("Об осадках в Российской империи"). Первые три года комиссия была очень деятельна, затем деятельность ослабевает, и комиссия перестает собираться. Ревизионная комиссия И. Р. географического общества 1882 г. обратила внимание совета общества на это; прежняя комиссия была закрыта и в 1883 г. образована новая, при отделении географии физической, которая сначала обратила внимание на периодические явления животного и растительного мира, особенно в связи с сельским хозяйством. Наблюдения начались в 1885 г. и печатались в "Записках по Общей Географии И. Р. Г. О.", под заглавием: "Метеорологические сельскохозяйственные наблюдения в России" (5 вып.); потом комиссия обратила внимание на исследования снежного покрова, началом чему послужила работа А. И. Воейкова "Снежный покров" ("Записки по Общей Географии И. Р. Г. О.", т. XVIII). В 1888 г. разослана программа наблюдений, начавшихся осенью; печатались они под заглавием: "Наблюдения над снежным покровом в России за 1888—89 гг." в "Записках по Общей Географии И. Р. Г. О.", потом в "Метеорологическом Вестнике". Позже были разосланы программы наблюдений над плотностью снега, продолжительностью солнечного света (см. Гелиограф), температурой и влажностью почвы, актинометрических, и комиссия устроила несколько больших сельскохозяйственных метеорологических станций. Кроме того, в комиссии обсуждаются разные вопросы метеорологии. Она получает субсидию в 2000 руб. ежегодно от министерства земледелия. Комиссия являлась пионером целого ряда наблюдений в России и обрабатывала и печатала их результаты, пока эти наблюдения не распространялись достаточно, а раз они входили в программы метеорологических сетей, центральной Главной физической обсерватории и областных, комиссия считала свою деятельность по данному вопросу оконченной. Так, она передала свои наблюдения над осадками и грозами Главной физической обсерватории (в 1883 г.), наблюдения над периодическими явлениями — метеорологическому бюро министерства земледелия (в 1896 г.), с 1894 г. прекратила издание наблюдений над глубиной снега, оставив за собой наблюдения над плотностью снега, не вошедшие в программу других сетей. Кроме указанных "Известий Императорского Русского Географического Общества", особенно за 1870—1872 и 1883 гг., см. "Отчет" Императорского Русского географического общества за 1882 г. и "Метеорологический Вестник", 1891—18 9 6 гг.

А. В.

Метеорологические знаки

— Некоторые явления, тесно связанные с погодой, не поддаются точному измерению; однако указание их может дать иногда важную черту для характеристики и предсказания погоды. Для таких явлений в метеорологических журналах и печатных таблицах наблюдений довольствуются обыкновенно простыми отметками посредством условных знаков, предложенных Венским метеорологическим конгрессом и с тех пор вошедших во всеобщее употребление. Здесь приводится перечень этих условных знаков:

Метеорологические знаки

Цифра 1 после условного знака ставится, когда явление происходило во время первого (7 часов утра) наблюдения, цифра 2 — если оно замечено во время второго (1 часа дня), цифра 3 — для 9 часов вечера; буквой a (сокращение слов ante meridiem) обозначают промежуток времени между 7 часами утра и 1 часом дня, буквой p (сокр. post meridiem) — время между 1 часом дня и 9 часами вечера, буквою n (сокр. nocte) — время между 9 часами вечера и 7 часами утра. Показатель после условного знака указывает интенсивность наблюдаемого явления: 0 — слабое, 2 — явление в очень интенсивной форме, отсутствие показателя — явление умеренной силы. Так, например, отметка ≡ 2n1a,≡°p,S p3 должна быть прочитана: весьма густой туман ночью, в 7 часов утра и до полудня, слабый туман после полудня, снег умеренной силы после полудня и в 9 часов вечера.

Подробности см. "Инструкция, данная Императорской академией наук в руководство метеорологическим станциям II разряда".

Г. Л.

Метеорологические издания

Статья большая, находится на отдельной странице.

Метеорологические карты

— см. Изолинии и Погода, Предсказание погоды.

Метеорологические конгрессы и конференции

Статья большая, находится на отдельной странице.

Метеорологические наблюдения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Метеорологические общества

— имеют целью способствовать успехам метеорологии. В настоящее время их 6 в Европе: английское (R. Met. Soc.), шотландское, французское, германское, австрийское, итальянское и 2 вне Европы: М. общество Новой Англии (в Соединенных Штатах) и острова Маврикий. Некоторые М. общества ограничиваются обсуждением научных вопросов и изданием журналов или сборников, другие имеют и свои собственные сети наблюдений (особенно первые два), т. е. заботятся о накоплении материала, имевшего столь большое значение в метеорологии. В России, между прочим, на съезде естествоиспытателей в Москве (1894) была речь об основании русского М. общества. В настоящее время те же задачи, что и М. общества, имеет М. комиссия (см.).

А. В.

Метеорологические станции

— те учреждения, на которых путем наблюдения добывается материал для изучения погоды. По той полноте, с которой М. станции производят свои наблюдения, они делятся в русской М. сети на 3 разряда: а) Станции I разряда или М. обсерватории, кроме трех наблюдений в сутки (см. М. наблюдения) над основными М. элементами (давление воздуха, температура его, абсолютная и относительная влажность, направление и сила ветра, осадки, облачность, испарение), при посредстве самопишущих приборов непрерывно записывают, а затем по записям известным образом и вычисляют ход этих элементов (кроме облачности), причем дается значение каждого из них для каждого часа. Сверх того, в М. обсерваториях ведется обыкновенно ряд дополнительных наблюдений над многими явлениями, входящими в область метеорологии и более или менее тесно соприкасающимися с погодой. Сюда же нередко присоединяются еще и магнитные наблюдения; б) станции II разряда производят только три раза в сутки наблюдения над всеми перечисленными в I разряде М. элементами; в таком случае, по классификации Главной физической обсерватории, это будут станции II разряда 1 класса; если же, как это иногда делается, в случае близости одной станции II разряда к другой, наблюдений над давлением атмосферы не производится, то получается станция II разряда 2 класса. Нередко станции II разряда снабжаются и некоторыми самопишущими приборами, но записи этих приборов не обнимают всех главных М. элементов и обыкновенно не обрабатываются; в) на станциях III разряда наблюдают только отдельные М. явления: из М. элементов — по преимуществу осадки, из других явлений — грозы, снежный покров, вскрытие и замерзание рек, иногда температуру воздуха.

Для правильного суждения о климате местностей необходимо принимать во внимание, что большинство М. станций расположено в городах, а это неминуемо отзывается на величинах некоторых метеорологических элементов. Так, например, весьма интересные наблюдения 5 станций, расположенных в Берлине и его окрестностях, показали, что в городе вообще температура значительно выше, а влажность значительно меньше, нежели в окрестностях (" D as Wetter", 1890, № 5); на то же указывают и некоторые русские наблюдения (Воейков, "Климаты земного шара"). Особенно отличается температура и влажность воздуха вечером. Для некоторых специальных целей, например для изучения влияния леса на климат, пришлось выработать совершенно особенные типы станций. В то время как обычные М. станции могут работать совершенно независимо одна от другой, для изучения влияния леса на климат необходимы системы станций, наблюдающих, как меняются последовательно различные М. элементы под влиянием леса. М. практика выработала уже два типа таких станций: параллельные и радиальные. Параллельные станции располагаются обыкновенно попарно, причем одна ставится в самом центре леса, под влиянием всего его комплекса, другая располагается на совершенно открытой местности, на таком расстоянии от леса, чтобы быть совершенно вне его влияния, но не настолько далеко, чтобы одно только расстояние отозвалось на величинах М. элементов. Гораздо более полно изучается влияние леса на климат местности радиальной системой станций. В этом случае от центральной станции, расположенной в центре леса или по 4 радиусам, направленным параллельно господствующему в местности ветру и перпендикулярно к его направлению, идут группы станций, постепенно удаляющихся от центра леса к его опушке, а затем и совершенно выходящих из-под его влияния, или же вообще одна станция в центре леса и несколько по его окраинам и вне леса в разных направлениях. При таком расположении станций получается возможность действительно проследить, как изменяются все М. элементы в массе движущегося воздуха, по мере его проникновения в чащу леса.

Г. Л.

Метеорологический Вестник

— ежемесячный журнал, издаваемый Императорским Русским географическим обществом под редакцией А. И. Воейкова и И. В. Шпиндлера. В конце 80-х гг. в России очень оживился интерес к метеорологии, особенно в ее применении к сельскому хозяйству. Этот интерес проявился особенно на собравшемся в Петербурге VIII съезде русских естествоиспытателей. На собрании в Императорском Русском географическом обществе 7 января 1890 г. многие члены съезда высказались за основание М. журнала; записавшиеся учредители собрали до 2000 руб. на первоначальные расходы, а затем избрали редакционный комитет, которому поручили принять меры для основания научно-популярного журнала, посвященного метеорологии. Комитет пришел к заключению, что лучше всего примкнуть к Императорскому Русскому географическому обществу, которое уже много сделало для развития метеорологии в России. Журнал стал выходить с января 1891 г. Он состоит из следующих отделов: 1) специальные и популярные статьи по метеорологии, гидрологии и земному магнетизму; 2) разные известия; 3) обзор литературы; 4) обзор погоды; 5) корреспонденции; 6) приложения. "М. Вестник" много сделал для развития интереса к метеорологии. Особенный интерес возбуждают обзоры погоды, первые в России; лишь с 1893 г. стали выходить ежемесячные бюллетени Главной физической обсерватории, которые составляются по несколько иному плану. В отделе "Приложений" печатаются материалы, получаемые от сетей метеорологической комиссии (см.) и областных, особенно сети юго-западной России.

А. В.

Метеорологический Сборник

(озаглавленный и Repertorium f ü r Meteorologie) — выходит без определенного срока, выпусками. Издается физико-математическим отделением Императорской академии наук с 1869 г. на русском и немецком языках, под редакцией академика Г. И. Вильда. Будучи продолжением "Repertorium f ü r Meteorologie", редактируемого Кемтцем и издаваемого в Дерпте в 1860—63 гг. на средства Императорского Русского географического общества, "М. Сборник" содержит статьи по климатологии и метеорологии России "в обширнейшем смысле". С 1890 г. он разделился на два органа: русский ("М. Сборник", вышло пока 4 т.) и немецкий ("Repertorium f ü r Meteorologie", последний т. XVIII).

Метеорологическое Обозрение России

— периодическое издание без определенного срока, выходило в СПб. в 1850—1862 гг. и издавалось Главным управлением корпуса горных инженеров, под редакцией академика А. Купфера, на русском и немецком языках. Содержанием его служили метеорологические и магнитные наблюдения с таблицами.

Метеорология

Статья большая, находится на отдельной странице.

Метеороскоп

— прибор, при помощи которого думали предсказывать погоду. Один из более распространенных метеороскопов — прибор Малекреди, усовершенствованный Фицроем, состоял из открытой с верхнего конца стеклянной трубки, наполненной доверху смесью из 2 частей камфары, 1 части селитры и 1 части аммиачной соли, предварительно обработанных спиртом и затем смешанных с дистиллированной водой в такой пропорции, чтобы образовалась весьма жидкая кашица. При изменении содержания водяных паров в воздухе эта кашица могла сильно мутнеть или даже могла наступить кристаллизация. По состоянию жидкости, по мнению изобретателя, можно предсказывать погоду. В позднейшее время в М. заставили на указатель действовать одновременно термометр и гигрометр; таков, например, погодоуказатель Ламбрехта, в котором особым указателем отмечается, сверх того, еще и состояние барометра. Совокупность показаний двух стрелок дает возможность, по словам изобретателя, предсказывать погоду. М. не вошли, однако, в практику — и это понятно: погода — явление такое сложное, что по изменению одного какого-нибудь ее элемента, например влажности воздуха, судить о возможных изменениях всего целого, погоды, немыслимо.

См. Поморцев, "Очерк учения о предсказании погоды" (1882).

Г. Л.

Метеоры или метеорные монастыри

— группа греческих монастырей к северу от Стаги, в Фессалии. В 1367 г. св. Нил основал здесь первый монастырь. Число обителей мало-помалу дошло, как говорит предание, до 24. Из них составилась община, носившая название "Стагийские скиты" или "Скиты Стаги" и подчинявшаяся одному проту (Προτος). Теперь уцелели только 7 монастырей; они образуют единственную сколько-нибудь значительную монастырскую общину Балканского полуострова за пределами Афона.

Ср. Heuzey, "Les couvents des M étéores en Thessalie" (в "Revue arch éologique", 1864).

Метерлинг

(Maeterling) — см. Мэтерлинг.

Метерлинк (Мэтерлинк) Морис (дополнение к статье)

— Между своими первыми символическими драмами и последующими произведениями М. издал несколько книг философской морали: "Tr ésor des humbles", "Sagesse et destiné e", "Double Jardin". Наиболее характерная из этих книг — первая, где превозносится созерцательная мудрость самоуглубления; художественный интерес представляют главы о "трагизме обыденной действительности" (tragique quotidien), о вещей тишине души, о мудрости бессознательных движений души. Книга до известной степени навеяна фламандским мистиком Рюисброком Великолепным, книгу которого М. перевел на французский язык. "Sagesse et Destin é e" обнаруживает некоторую эволюцию в идеях М.: от чистой мистики он переходит к практической протестантской морали. В этой книге заметно сильное влияние Льва Толстого. В ней есть мудрость, в смысле избавления внутренно освободившегося человека от рабства перед роком. Но это только отдельные проблески мистической мысли; в остальном вторая книга М. ведет не к освобождению от оков действительности, а к установлению житейской морали. Новые драмы М. соответствуют его философскому уклону в сторону позитивизма. "Монна Ванна" приобрела огромную популярность во всех европейских странах, главным образом благодаря общедоступности своих мотивов и эффектности сцен. Драматический узел сведен к столкновению между кажущейся очевидностью (падение жены герцога, которая добровольно пошла к врагу, чтобы, пожертвовав собой, спасти этим родину) и внутренней правдой (взаимная любовь герцогини и врага спасает ее от его страсти). Истина людям непонятна: они ослеплены грубой — иногда лживой — очевидностью. Эта идея разработана в "Монне Ванне" очень художественно, но все приемы М. относятся к области старой драмы; поэтому пьеса вызвала осуждение поклонников символических красот самобытного драматизма первых драм М. Вторая пьеса, "Жуазель", разрабатывающая красивый восточный сюжет,тоже не идет в сравнение с прежними его пьесами. В последнее время М. становится моралистом и публицистом все более и более позитивным по духу. "Double Jardin" — ряд этюдов, прославляющих внешние блага культуры, вплоть до автомобилей, которым автор посвящает хвалебную главу. М. отказывается здесь от своих прежних исканий в области внутренних откровений, заявляя, что практические знания и культурные победы ума исчерпывают смысл жизни. Все произведения М., особенно "Монна Ванна", вышли в многочисленных рус. переводах. Полное собрание сочинений М. издано Саблиным (М., 1904 —1906).

З. B.

Метида

(греч. Μήτις, лат. Metis) — у древних олицетворение мудрости, дочь Океана и Тифии (Hesiod, "Theogonia", 358), первая жена Зевса. Так как было предсказано, что М. родит сначала дочь, а потом сына, которому судьбой предназначена власть, то Зевс проглотил ее, после чего из его головы родилась Афина. С тех пор Зевсу нечего уже было опасаться М., так как, приняв ее в себя, он получал от нее возвещения добра и зла. См. Гесиод, "Теогония", 886 и сл.

Метизация

— см. Скрещивание.

Метизация

— скрещивание животных разных пород.

Метил

Метилакриловые кислоты (α или метакриловая и β или кротоновая) — см. Кротоновая кислота. М.-анилин — см. Фенил-амины. М.-арсин, М.-арсиновая кислота — см. Арсины (доп.). М.-ацетилмочевина — см. Уреиды. М.-бензимидазол — см. Фенилен-амидины. М.-бензойные кислоты — см. Толуиловые кислоты. М.-бутан см. Пентаны. М. -гликоль — см . Саркозин. М.-глиоксалидин см. Пирро-азолы. М.-глиоксилевая кислота см. Пировиноградная кислота. М.-диэтилметан см . Гексаны. М.-изоксазол — см. Фуразолы. М.-изопропилкарбинол см . Спирты. М.-изопропилфенантрен — см. Углеводороды ароматические. M.-изоцианат, М.-изоциановый эфир см. Изоциановые эфиры. М.-изоцианурат — см. Изоциануровые эфиры. М.-карбиламин см . Изонитрилы. М.-карбимид см. Изоциановые эфиры. М.-кротоновая кислота см.Тиглиновая кислота. М.-меркаптан — см. Тиоспирты. М.-мочевые кислоты — см. Мочевая кислота и Тетраметилмочевая кислота (доп.). М.-нитроамин см . Нитроамины. М.-нитроловая кислота — см. Нитроловые кислоты. М.-нонилкарбинол см. Ундециловые спирты. М.-оранж см. Индикаторы и Краски органич. искусств. М. пиразол — см. Пирроазолы. М.-пиридон см . Пиридин. М.-пропан или изобутан — см. Бутан и Парафины. M.-nponиoловая кислота — см. Тетроловая кислота. М.-пропилкарбинол — см. Спирты. М.-сахарин см . Сахарин. М.-сульфон — см. Сульфоны. M.-миазол см . Тиополиазолы. М.-тиопурин см. Тиопурины. М.-урацил см . Уреиды. М.-уретан — см. Карбаминовая кислота. М.-фенил-гидразин см. Фенилгидразин. М.-фенилнитроамин см. Нитроамины. М.-фенил-фульвен см. Фульвены и Углеводороды. М.-фентиазол см. Тиазины. М.-фиолет — см. Краски органич. искусств. и Фиолетовые краски. М.-фталимид см.Фталевые кислоты. М.-фурфурол см. Фуран. М.-хавикол см . Хавикол. М.-хиназолин см. Хиназолины. М.-хинолин (α) или хиналдин — см. Хинолин. γ-М.-хинолин — см. Лепидин. М . хинохинолин — см. Хинолин. М.-циклобутан см. Циклопентан. М.-циклогексанон -см. Циклокетоны. М.-циклогексан — см. Циклогептан. М.-циклопентан — см. Циклогексан. М.-циклопропан см. Циклобутан. М.-циклопропендикарбоновая кислота см. Пирон. М.-цианамид см. Циановая кислота. М.-этил-кетол см . Гидраты углерода. М.-этиловый эфир см . Эфиры простые. М.-этил-пропил-метан см. Гептаны. М.-этил-этилен см. Пентены.

Метил

СН 3 — одноатомный радикал (см.), остаток болотного газа СН 4 =Н.СН 3, который поэтому может быть назван водородистым метилом. Не являясь в свободном состоянии, в форме СН 3, подобно атомам таких элементов, как хлор Cl, кислород O, водород H, азот N и др., образующих частицы Cl 2, O2, H2, N2 и т. д., М. известен в виде диметила или этана (СН 3)2=CH3.CH3=C2H6 и в виде соединений с различными элементами и др. одноатомными радикалами. Из них, кроме названных выше соединений с водородом, укажем на соединение с хлором — хлористый M. CH3 Cl, с йодом — йодистый М. CH3 I, с кислородом — метиловый эфир СН 3 О.СН 3, с водным остатком — метиловый спирт CH3.OH, с карбоксилом — уксусную кислоту СН 3.COHO, с ацетилом — ацетон СН 3 СОСН 3, с амидогруппой — метиламин CH3NH2, с цианом цианистый M. или ацетонитрил CH3.CN и т. д. Все эти соединения можно рассматривать как продукты замещения (см.) водорода метилом в частицах: водорода Н 2, метана СН 4, хлористого HCl и йодистого водорода HI, метилового спирта СН 3 ОН, воды Н.ОН, муравьиной кислоты Н.СОНО, уксусного альдегида Н.СОСН 3, аммиака H.NH 2, синильной кислоты H.CN и т. д.

П. Р. Δ .

Метил (дополнение к статье)

бромистый, М. йодистый см. Болотный газ. М. синеродистый — см. Ацетонитрил и Нитрилы. М. сернистый, М. трехсернистый см. Тиоэфиры. М. фтористый см. Фторопроизводные углеводородов и Болотный газ. М. хлористый — см. Хлористый метил. М. цианистый см. Ацетонитрил и Нитрилы.

Метилал

— см. Оксиметилен и Ацетали.

Метилал

CH2(OCH3)2 — эфир, принадлежит к ряду ацеталей (см.). Бесцветная, подвижная, весьма летучая жидкость, кипит при 42°, удельный вес 0,855, слабо воспламеняется; по запаху напоминает хлороформ и уксусный эфир, едкого ароматического вкуса. Растворяется в 3 частях воды, в алкоголе, в жирных и эфирных маслах; при испарении с кожи производит ощущение холода. M. — снотворное средство; благодаря быстрому выделению препарата через легкие, снотворный эффект обыкновенно непродолжителен. К средству быстро образуется привычка. Большие дозы, от которых наблюдается вредное влияние на деятельность сердца, следует признать опасными.

Д. К.

Метиламин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Метилгидразин

— см. Гидразин.

Метилен

СН 2 — двузамещенный метан СН 2 Х 2 или СН 2 ХY (где Х и Y какой-нибудь галоид или одноэквивалентный остаток кислоты, например уксусной или серной), содержит в себе СН 2 — двухатомный остаток метана, который и называют М. В свободном состоянии М. неизвестен, известны его полимеры: Н 2 С:CH 2=C2H4 — этилен или маслородный газ, (СH 2)33 Н 6 — триметилен, (CH 2)5=C5H10 — пентаметилен и гексаметилен (CH 2)6=C6H12, обыкновенно называемый гексагидробензолом. Как видно из данного определения, соединения М. с галоидами должны получаться при действии галоидов на одногалоидозамещенный метан (т. е., например, при бромировании или хлорировании бромистого или хлористого метила), по уравнению: СН 3 Х + X 2 = СН 2 Х 2 + НХ; с другой стороны — при восстановлении трехгалоидозамещенного метана; так, например, хлористый М. получается при восстановлении хлороформа СНСl 3 в спиртовом растворе цинком и соляной кислотой; для получения йодистого М. восстановляют йодоформ йодистым водородом и фосфором: СHI 3 +HI=СН 2I2+I2. От йодистого М. легко перейти к бромистому, действуя бромом: СН 2I2+2Br2 =СН 2 Вr 2 +2ВrI. Под влиянием же хлористого или бромистого йода можно получить смешанные галоидометилены, например: СН 2I2+ICl=CH2ClI+I2. Галоидометилены суть жидкости, нерастворимые в воде, обладающие сладковатым запахом. Галоидные атомы, в них заключающиеся, легко замещаются сложными группами при реакциях двойного обмена с серебряными солями и алкоголятами, например: CH 2I2 +2AgO.СО.СН 3 =2АgI+СН 2 (OCOCН 3)2 или CH 2Cl2+2NaOC2H5=2NaCl+CH2(OC2H5)2. При этом получаются производные не существующего в свободном состоянии метиленгликоля СН 2 (ОН) 2, представляющего собой как бы соединение М. с двумя водными остатками. Замечательное соединение, содержащее в себе М. и кислород, есть СН 2 О — муравьиный альдегид (формальдегид, оксиметилен), простейший из углеводов (см. Гидраты углерода). Соединение М. с серой известно в виде полимера (СН 2S)3 или паратиоформальдегида. Метилендисульфоновая кислота Метилен, есть вещество, полученное в виде очень непостоянных игольчатых кристаллов Либихом при действии серного ангидрида на метиловый эфир. Хлористый М. (температура кипения 41,6°, удельный вес при 0°/4° = 1,37777, по Торпе) — см. ниже. Йодистый М. (температура плавления 4°, температура кипения 180°) замечателен своим чрезвычайно большим удельным весом при 15°/15° = 3,28528, который обуславливается высоким содержанием йода (94,9%). Как одна из тяжелейших органических жидкостей, йодистый М. очень удобен для разделения составных частей измельченных минералов (B rauns); смеси его с различными количествами бензола употребляются при определении удельного веса солей (Retgers). С ртутью йодистый М. образует соединение IHg.CH 2I (Sakurai).

В. Я. Δ .

Хлористый метилен (мед.) — бесцветная, с запахом хлороформа жидкость, предложен был как анестетическое средство вместо хлороформа, но до сих пор, вследствие опасных побочных явлений, которые вызываются этим препаратом, последний не нашел сколько-нибудь значительного распространения.

Д. К.

Метилен фтористый

— см. Фторопроизводные углеводородов.

Метиленирование

— см. Замещение.

Метиленитан

— см. Глюкозы.

Метиленовая зелень

синь, фиолет — см. Зеленые краски и Краски искусственные.

Метилирование

— см. Замещение.

Метиловая зелень

— см. Краски органич. искусственные.

Метиловый спирт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Метиловый эфир

С 2 Н 6 О=СН 3.О.СН 3 — жидкость при -24° (Реньо), при обыкновенных условиях бесцветный, приятного запаха газ; растворимость в воде 37 объемов в 1 объеме воды при 18°. Образуется при нагревании М. спирта с серной кислотой (Дюма и Пелиго; Кэн) или с борной кислотой (Эбельман). Образуется также наряду с хлористыми тетраметиламмонием и триметиламмонием при нагревании нашатыря с избытком метилового спирта (Вейт). Приготовляется нагреванием при 180° 13 частей метилового спирта и 20 частей серной кислоты. Для очищения от SO 2, CO2 и СН 3 ОН продукт реакции пропускают через водное едкое кали и затем через крепкую серную кислоту, поглощающую 600 объемов М. эфира. Из такого раствора М. эфир получают, выливая раствор по каплям в равный объем теплой воды, и сушат в хлоркальциевых трубках (Эрленмейер и Крихбаумер). С газообразным HCl М. эфир энергично реагирует и дает соединение (СН 3)2 О.НСl, кипящее при 2°. Продукты бромо- и йодозамещенные получены В. Тищенко при действии HBr и HI на триоксиметилен. Продукты хлорирования изучены Фриделем и Реньо. М. эфир предлагали как газ, удобный для воспроизведения низких температур, но до сих пор его в большом количестве не применяют. Способ технического получения см. Tellier ("Jahresberichte", 1877).

В. Я. Δ .

Метисы

— люди смешанной крови, дети белых и индейцев или белых и негров. По определению Катрфажа, вся "раса полинезийская есть не только смешанная, но даже метисская раса". Животные, происшедшие от смешения однородных животных, но разного племени, называются в просторечии ублюдками, но иногда также и метисами.

Меткович

(хорв. Metković) — торговый город в австрийской области Далмации, на границе с Герцеговиной, на реке Неретве (итал. Narenta), которая здесь делается судоходной. Около 1500 жителей, сербскохорватского племени. Со времени австрийской оккупации М. служит главным пунктом ввоза в Герцеговину.

Меткость

— свойство огнестрельного оружия, выражающееся в однообразии результатов, получаемых при стрельбе. Измеряется М. величинами обратными тем, которые служат для оценки рассеивания выстрелов (см.). М. выстрелов возрастает: 1) с увеличением начальных скоростей поступательного и вращательного движений снарядов; 2) с увеличением веса снаряда; 3) с улучшением системы оружия, снарядов и качеств пороха и 4) с улучшением фабрикации орудия, снарядов и пороха. Кроме того, на М. имеют влияние условия хранения и сбережения оружия.

Метла, луговые злаки

— название разнообразных луговых злаков: Agrostis (см. Полевица), Bromus (см. Костер), Calamagrostis (см. Вейник), Festuca (см. Овсяница), Milium (см. Бор).

Метла, насекомое отряда власокрылых

— см. Власокрылые.

Метла, рыболовная приманка

метлица, мотулика, летица, отица — рыболовные названия поденки (Ephemeridae), употребляемой рыбаками для привады (приманки и прикармливания) и для насадки на крючки. М. представляется настолько любимой пищей для рыбы, что она объедается ей иногда до смерти; вообще же рыба, пойманная во время валового вылета М., скоро снет, покрывается красными пятнами, причем мясо ее рыхлее и безвкуснее обыкновенного. Рыбаки делают запасы М., ловя ее или частым сачком, или махая зажженной лучиной, причем опаленные насекомые падают в лодку на разостланное холщовое покрывало.

Метланд Самуэль

(Roffey Maitland) — английский историк и библиограф (1792 — 1866). Из его многочисленных работ выдаются "The dark ages" (1853; попытка представить средневековое просвещение в более благоприятном свете), "Essays on the reformation in England" (1849), "Eruvin or essays on nature, history and destiny of man" (1850).

Метлин Николай Федорович

(1804—1884) — адмирал. Начал службу под начальством адмиралов Грейга, Рикорда и Лазарева; не раз командовал судами; в 1851—1855 гг. исправлял должность обер-коменданта черноморского флота и портов, в 1853—55 гг. был начальником штаба черноморского флота. С 1857 по 1860 гг. М. управлял морским министерством; при нем проведен целый ряд реформ. Назначенный членом государственного совета, М. в течение 20 лет участвовал в трудах дпт. государственной экономии.

Ср. "Адмирал Н. Ф. M." (ст. Н. Ридингера в "Русской Старине", 1885, № 11) и "Письма к М. Севастополь, 1854 г.", в "Русской Старине" (1885, № 12).

В. Р — в.

Метлинский

(Амвросий Лукьянович, 1814—1870) — малорусский стихотворец. Род. в Полтавской губернии, в семье мелкопоместного дворянина, учился в гадячском уездном училище и харьковском университете; в 1839 г. защитил магистерскую диссертацию "О сущности цивилизации и значении ее элементов", и с тех пор до 1850 г. читал лекции по истории русской литературы в харьковском университете, потом в киевском и затем снова в харьковском (1854—58); в припадке меланхолии застрелился.

Докторская диссертация М.: "Взгляд на историческое развитие теории прозы и поэзии" вышла в 1850 г. Напечатал еще "Речь об истинном значении поэзии" (1843). Работы М. не имеют значения и скомпилированы по пособиям; как преподаватель он привлекал к себе студентов только идеальным настроением, выражавшимся преимущественно в любви к народной поэзии. М. хорошо владел малорусской народной речью и усердно собирал песни. Изданный им в 1854 г. сборник народных песен до сих пор не потерял значения; делу пробуждения интереса к малорусской народности он оказал важную услугу. И для ученых разысканий долгое время (до выхода сборников Чубинского и Головацкого) "Народные южнорусские песни" М. давали обильный материал. Костомаров и Потебня многое из него почерпнули. В сборник вошли песни, записанные самим М. и доставленные ему Н. М. Белозерским, М. А. Маркович (Марко Вовчок) и др. Кроме того, М. издал в 1848 г. "Южный русский сборник", куда вошли произведения его собственные и некоторых современных ему малорусских стихотворцев (Петренко, Макаровского и др.). В 1852 г. он издал "Байки" Боровиковского. Собственные малорусские стихотворения М. проникнуты романтическим идеализмом, любовью к родному слову и родной старине; в них много меланхолических обращений к казачеству и к Днепру. Стихотворения М. обнаруживают знание народной жизни, но не отличаются ни разнообразием, ни глубиной содержания, ни широтой замысла; в языке нет выразительности и силы. Большинство стихотворений отличается грустным характером; изображены нищий, сирота, пожар после веселья, кладбище, смерть старика, вспоминающего перед тем о своих старых знакомых.

Ср. Петров, "Очерки истории украинской литературы"; Иконников, "Биографический словарь профессоров киевского университета"; Огоновский, "История литературы русской" (ч. II); Пыпин, "История русской этнографии" (ч. III); Комаров, "Покажчик".

Н. Сумцов.

Метод

— специальный путь исследования какого-либо предмета. Обыкновенно принимают два основных М. — аналитический (разлагающий исследуемый предмет на простейшие части) и синтетический (соединяющий отдельные элементы в одно целое). Такое словоупотребление, однако, неточно: анализ и синтез скорее следует признать необходимыми приемами мысли, чем М. Всякое мышление, научное и ненаучное, всегда идет или путем аналитическим, или синтетическим, т. е. путем сложения или разложения. М. следует называть такое видоизменение аналитического или синтетического мышления, которое специально приноровлено к известному объекту. Характер М. может зависеть от условий субъективных и объективных. Основные субъективные условия у всех людей одни и те же, т. е. законы мысли, приемы мысли (анализ и синтез) и формы мысли (определение и разделение понятий, выведение заключений из суждений). Разница между субъектами по отношению к приемам и формам мышления замечается лишь в умении применять их и пользоваться ими; в этом отношении люди бывают талантливыми, гениальными, глупыми etc. В гораздо большей мере М. зависит от объективных условий. Подобно тому как инструмент должен соответствовать той цели, ради которой он сделан, так и М. должен сообразоваться с тем объектом, к которому он применяется. В этом отношении самую резкую разницу представляют явления внешнего мира от явлений внутреннего мира. Первые познаются нами путем восприятия, которое, ежели оно производится с определенной познавательной целью, называется наблюдением и опытом (экспериментом), причем опыт представляет собой лишь вид наблюдения, в котором мы произвольно видоизменяем некоторые из условий возникновения явления, в видах более точного их исследования. Внутренние явления первоначально познаются лишь самонаблюдением; данные самонаблюдения могут быть, благодаря символическому толкованию, применяемы и к некоторым областям внешнего мира (например, мимика служит показателем внутренних состояний). Наблюдению и его видам — эксперименту и самонаблюдению — противоположны общие приемы и формы мысли, которые применяются в областях знания, имеющих дело с условиями реального бытия (пространство, время, движение), а не с самим реальным бытием. В математике наблюдение и его виды не имеют вовсе применения; в ней господствуют чистые приемы и формы мышления. Иных основных М., кроме перечисленных общих приемов мысли и М. дедуктивного (т. е. определение и разделение понятий в выводе заключений) и индуктивного (т. е. наблюдение и его виды), не существует; но как дедукция, так и индукция может принимать весьма разнообразные формы, в зависимости от материала. Этим объясняется часто встречающееся неправильное употребление слова М.; например, говорят об историческом, догматическом, этнографическом М., имея в виду то видоизменение индукции и дедукции, которое происходит в зависимости от применения их к истории, к положительному богословию, к правоведению, к этнографии. Если говорят о гипотетическом М., то и в этом случае допускают некоторую неточность; гипотетический М. не представляет собой особого М., а есть видоизменение индукции, в зависимости от недостаточного количества знаний, не допускающих вполне точного вывода. Следует заметить еще, что наблюдение невозможно без участия общих приемов и дедуктивных способов мышления.

Ср. Вундт, "Логика"; Милль, "Система логики"; Клод Бернар, "Введение в изучение экспериментальной медицины"; Дж. Гершель, "Об исследовании природы".

Э. Р.

Методика

— см. Обучение и Педагогика.

Методика истории

— занимается вопросом о методах преподавания истории, в отличие от исторической методологии, предмет которой — методы исторического исследования. В этой педагогической дисциплине существует масса спорных вопросов — о преимуществах того или другого способа преподавания истории, начиная с выбора материала и приемов сообщения его учащимся и кончая целями, какие должно преследовать преподавание истории. Ввиду того что школьное изучение истории растягивается на несколько лет и отдельные части предмета преподаются учащимся разных возрастов (12—13 лет в начале курса, 18—20 — в конце), многие стоят за концентрический способ, при котором вся история проходится по меньшей мере два раза, но различным образом. Различие между обоими курсами может состоять либо только в большей краткости и сжатости (так сказать, конспективности) первого сравнительно с последними, либо в самом их характере. Более разумно, конечно, держаться второго взгляда. Младший курс должен быть эпизодическим, старший — систематическим, как это и было у нас еще недавно в гимназическом преподавании истории, причем изложение истории для учеников младшего возраста должно быть по возможности конкретным, а большая или меньшая отвлеченность допускается только в старшем курсе. Важное значение в методике истории имеют вопросы о желательном характере учебника, о рассказе или объяснениях учителя, о классном или внеклассном чтении, о пособиях (исторические атласы, картины и т. п.), о письменных работах ("сочинениях") учащихся на исторические темы и т. д. От ответа на вопрос о том, в каком отношении история, как предмет преподавания, должна стоять к истории, как науке, зависит и то, какие цели нужно ставить историческому преподаванию. Многие доселе еще думают, что история должна быть лишь средством для развития памяти (запоминание собственных имен или хронологических дат), для упражнения в гладком рассказе, для развития нравственных или патриотических чувств. Нет спора, что все это может быть результатом обучения истории; но если эти результаты будут ставиться целями исторического преподавания, то последнее непременно исказится, и история, как предмет преподавания, будет очень далека от истории, как науки. Лучшие педагоги держатся теперь того мнения, что преподавание истории должно иметь по возможности научный характер и содействовать историческому пониманию действительности. М. истории имеет свою довольно обширную литературу, o которой см. Педагогика.

Н. К.

Методисты, англо-американская секта

Статья большая, находится на отдельной странице.

Методисты, католические полемические писатели

— католические полемические писатели (иезуиты) XVII столетия, в особенности из французов, которые в борьбе с протестантскими богословами выработали новый метод диалектики и различными хитросплетениями старались уклоняться от состязания.

Методология историческая

— научная дисциплина, занимающаяся исследованием и установлением методов истории. Первое сочинение по этому предмету, какое мы знаем, принадлежит Лукиану Самосатскому ("Πώς δεΐ τήν ίστοριαν συγγράφειν") и заключает в себе лишь самые элементарные представления об историческом методе. Дальше этого вообще не шли взгляды, высказывавшиеся древними и послужившие материалом для "Ars historica" Фоссия (1653). В новое время обращают на себя внимание сочинения: Бодена, "Methodus ad facilem historiarum cognitionem"; де ла Попелиньера, "Hist. des histoires, avec une id é e de l'histoire accomplie"; Болингброка, "Letters on the study and use of history"; Мабли, "De la mani ère d'é crire l'histoire" и др.; но и у этих авторов история рассматривается скоре в смысле искусства, чем в смысле науки, и вопрос о методе не получает еще самостоятельного значения. То же самое можно сказать и о большей части старых трактатов по так называемой историке, в состав коей входит историческая М. Таковы труды Арнольда (1828 и 1847), Гервинуса (1837), Гумбольдта (1822), Рема (1850), Рошера ("Kliо", 1842), Рюса (1811), Титтмана (1817), Ваксмута (1820) и т. д. Только к середине XIX в. окончательно установилось воззрение на историю как науку, и вопрос об историческом методе получил самостоятельное значение. См. небольшие сочинения известных историков: Зибеля, "О законах исторического знания"; Дройзена, "Grundriss der Historik"; Виллари, "Filosofia positiva ed il metodo storico"; Мауренбрехера, "Ueber Methode und Aufgabe der historischen Forschung" и т. п. Более обширными трудами в этой области за последнее время являются книги Фримана, "The methods of historical study" (есть русский перевод), и Бернгейма, "Die Methode des historischen Wissens". Последний труд может быть признан самым полным и основательным. В исторической методологии особенно важное место занимают вопросы исторической критики (см.). В последнее время выделился вопрос о так называемом сравнительно-историческом методе (см.), имеющий уже свою, хотя и не особенно обширную литературу. Другие вопросы исторической М. разработаны меньше. В состав полной исторической М. должны были бы войти следующие вопросы: методы исторической критики, исследования исторической причинности (см. Прагматизм), исследования скрытых фактов (см.), определения генетической или эволюционной связи между отдельными культурными явлениями, вопрос об историческом объективизме и субъективизме (см.) и приемы сравнительно-исторического изучения.

Н. К.

Методы изучения военного искусства

— М. по изучению военного искусства, по признанию современных стратегов, крайне разнообразны; главнейшие из них: личный боевой опыт, изучение боевого опыта других, т. е. военной истории, изучение теоретических руководств по различным отраслям военного искусства, практические занятия в поле и на планах — маневры, решение тактических задач и т. п. Личный боевой опыт имеет в значительной степени случайный характер и уже поэтому не может быть рекомендуем как М. основной. Только в связи с изучением военной истории, выражающемся не в одном ознакомлении с фактами и событиями прошлого, а в тщательной оценке причин успехов и поражений, он может создать полководца. В силу этого и ссылаясь на пример Наполеона I, ныне в ряду других М. ставят на первое место изучение военной истории.

См. "Энциклопедия военных и морских наук" (т. V, стр. 145).

К.-К.

Методы культуры грибов и бактерий

— см. Способы исследования низших организмов.

Методы лесоустройства

Статья большая, находится на отдельной странице.

Метойки

или метеки (Μέτοικοι) — так назывались в Аттике чужеземцы, поселявшиеся там на продолжительное время или навсегда. Каждый иностранец по истечении известного срока обязан был вписаться в число М. Кроме того, в класс М. поступали отпущенные на волю рабы. М. были лично свободны, но не были гражданами и не пользовались их правами. Они не могли, например, ни занимать общественных должностей, ни подавать голос в народном собрании, ни совершать публичных жертвоприношений. Они не имели также права вступать в законный брак с гражданками и приобретать недвижимую собственность. М. не включались в Аттике ни в филы и фратрии, ни в роды, ни в демы (они "жили в таком-то деме", но не были демотами). М. не имели права непосредственно обращаться к правительственной власти. Они обязаны были выбрать себе из граждан "покровителя" (προστάτης), который и был посредником между М. и органами управления. За неимение покровителя М. наказывались лишением имущества. Судебные дела М., как между собой, так и с гражданами, разбирались архонтом полемархом; покровитель вводил М. в суд, после чего М. мог и лично вести далее свое дело. В пользу государства М. платили ежегодный взнос, так называемый μετοίκιον; кроме того, они платили небольшую подать за право торговать на рынке, вносили прямую подать (είσφορά) в большем, чем граждане, размере и исполняли некоторые повинности (хорегию, гимназиархию, гестиазис, но не триерархию). Наравне с гражданами метойки несли военную службу, причем те из них, которые имели соответствующий ценз, служили гоплитами (но не всадниками, если даже имели всаднический ценз). За оказанные государству услуги М. могли быть освобождаемы народным собранием от некоторых повинностей, например получали άτέλεια τοΰ μετοικίου (свободу от платежа метойкского взноса) или сравнивались в отправлении государственных повинностей с гражданами. Метойки могли также получать (в виде исключения) право приобретения недвижимой собственности, право непосредственно обращаться к правительственным учреждениям и т. д. Право гражданства М. могли получать или за особые заслуги, или для увеличения числа граждан, что было, например, произведено в больших размерах Клисфеном. Число М. в Аттике достигало при Димитрии Фалерийском десяти тысяч и, вероятно, по крайней мере столько же было их в V и IV веках. М. были и в других греческих областях (например, в Мегаре, Аркадии, Беотии и т. д.), причем положение их было в разных местах неодинаково.

См. H. Schenkl, "De metoecis Atticis" ("Wiener Studien", 1880, II т., стр. 161—225); Victor Thumser, "Untersuchungen über die attischen Metö ken" (ibid., 1885, VII т., стр. 45—68, где приведена и литература).

Д. К.

Метоксил

ОСН 3 — одноэквивалентная сложная группа или радикал, входящий в состав некоторых органических соединений. М. соответствует гидроксилу или водному остатку OH, в котором место водорода занято метилом. Примером соединения, содержащего М., может служить метилат натрия СН 3 ОNa, из которого при помощи реакций двойного обмена М. может переходить в другие органические соединения. Например, метилат натрия и монохлоруксусная кислота дают хлористый натрий и метоксилуксусную кислоту: CH 3ONa+CH2Cl.CO2 H=NaCl+СН 3 О.H 2 С.СО 2 Н.

В. Я. Δ .

Метоксипиридон

— см. Пиридин.

Метол

(р.-амидо-m.-крезол) — см. Фотография и Фенолы.

Метон

— афинский математик V века до Р. Х., открыл замечательный 19-летний период, по прошествии которого Луна и Солнце возвращаются почти в то же положение относительно Земли и звезд. Этот период, равный 235 синодическим оборотам Луны, был принят греками в 433 году до Р. Х. и имеет значение во всех современных календарях. М. построил в Афинах гномон для наблюдения солнцестояний.

Метонимия

(Metonymia — переименование) — риторическая фигура, в которой название одного предмета ставится на место другого, но не на основании сходства, как в метафоре (см.), а на основании ассоциации смежности, т. е. на основании близких и легко понимаемых отношений, в которых находятся между собой данные предметы. Таким образом, метонимия основывается на взаимной связи или родстве понятий. Название места ставится вместо того, что в нем находится, название страны — вместо населяющего ее народа; например, лес поет — вместо все птицы этого леса поют, Россия ликует — вместо Русские ликуют и т. д.; меняются названиями и причина со следствием, материал — с тем, что сделано из него, например железо — вместо железная лопата, сталь — вместо меч; знак ставится вместо обозначаемого, например скипетр — вместо царская власть, шапка (бармы) Мономаха — вместо обязанности царя; имя автора ставится вместо названия его сочинений, например читать Пушкина — вместо читать сочинения Пушкина и т. д. Особый вид М. составляет синекдоха, когда перенесение имен основывается на количестве, например часть ставится вместо целого (5 голов скота ), единственное число вместо множественного ("Швед, Русский — колет, рубит, режет" — вместо "Шведы, Русские...") и т. д.

Метономазия

(греч.) — изменение имени, в особенности посредством перевода его на другие языки, бывшее в большом ходу у ученых XV и XVI столетий; например, вместо Bauer говорили и писали Agricola; Schwartzerde принимал имя Melanchton и т. д.

Метоп

— см. Древнегреческое искусство.

Метопоскопия

(греч. "наблюдение лба") — гадание по линиям лба, дающим будто бы возможность узнать не только умственный и нравственный облик человека, но и все то, что с ним произошло и даже произойдет. В старинных метопоскопических сочинениях различаются большей частью шесть горизонтальных морщин лба и одна, самая глубокая, перпендикулярная к ним. Они носят наименование линий Сатурна Юпитера, Марса, Венеры, Солнца, Луны и Меркурия.

Метр, единица измерения

— см. Единицы мер, Метрическая система, Меры и вес.

Метр, стихотворный размер

(греч. μέτρον, мера, размер) — в русском языке означает, в более широком смысле, стихотворный размер (см. Стихосложение), в более тесном — неделимую ритмическую единицу, с определенным расположением долгих и кратких слогов или же с акцентом (ударением) на подлежащем месте. В этом последнем значении М. отождествляется со стопой (см.), а потому и метрическое стихосложение иначе называется стопным . В языках количественных (квантитативных), каковы древнегреческий, латинский, санскритский и др., в основание М. полагается определенная мера времени, а именно время, потребное для произнесения короткого слога (χρόνος πρώτος, т. е. первоначальное основное время); продолжительность долгого слога принимается при этом за двойную или двухвременную. Краткость обозначается знаком Метр, стихотворный размер, долгота знаком —. Так как "основное время" служило мельчайшей частью ритма и единицей ритмической меры, то по числу его называлась не только стопа (метр), но и весь стих. Таким образом, сочетание слогов долгого с кратким Метр, стихотворный размер составляло трехвременный М., долгого с двумя краткими (или, вместо того, с другим долгим) — четырехвременный М., долгого с тремя краткими — пятивременный М., двух долгих с двумя краткими — шестивременный М. Количество стоп, из которых составлены стихи и колена поэтического произведения, обуславливает собой ритмический род последнего (γενος ρυθμικόν), а именно ритмы трохеический Метр, стихотворный размер, дактилический Метр, стихотворный размер, пэонический Метр, стихотворный размер и ионический Метр, стихотворный размер. Простейшая и древнейшая строфа во всех родах ритма и у всех народов есть двустишие (distichon); она содержит в себе четыре колена. По числу метров в стихе последний именуется диметром, триметром, тетраметром, пентаметром, гекзаметром; к этим названиям присоединяются названия ритмических родов (например, диметр трохеический). М. в языках квантитативных совпадает с их просодией, и долгота слогов отвечает ритмическим ударениям или иктам (ictus); при этом зачастую грамматические (иначе — прозаические) ударения или акценты не согласуются с ритмическими, и последние могут падать на неударяемые слоги. В отличие от этого греческого М. некоторые ученые (Олесницкий, Сокальский и др.) допускают понятие "вольного М.", как материальной неделимой единицы, необходимой для проявления ритма в песенной речи. Конструкция "вольного М." разнообразна, как разнообразны свойства языков; главная цель его состоит в том, чтобы "давать такие ощутимые для слуха части, которые могли бы служить для целей ритма, т. е. сочленяться в известные группы низшего и высшего порядка, а для этого достаточно даже одного акцента или особой интонации в каждой части на каком-либо слове или слоге" (П. Сокальский, " Русская народная музыка", стр. 238). Ср. Метрика, Ритм, Стопа, Стихосложение.

А. Деревицкий.

Метра

(Jules-Louis-Olivier Metra) — французский композитор и капельмейстер (1830—1892). Дирижируя на всех выдающихся балах в Париже, М. посвятил себя сочинению танцевальной музыки; танцы его, особенно вальсы, отличаются грацией, элегантностью и оригинальностью. Всего популярнее его вальсы: "La Vague" и "Les roses". В 1889 г. М. дирижировал концертами в Петербурге, устроенными в конногвардейском манеже. Другие сочинения M. — небольшие оперетты и балет "Jedda", поставленный на сцене Парижской оперы в 1 879 г.

Н. С.

Метранпаж

— см. Типографское дело.

Метрете

или метретес (μετρητής, metretes) — см. Меры и вес у древних.

Метрика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Метрика литовская и коронная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Метрики

— греческие и римские писатели, разрабатывавшие вопросы метрики (см.). Уцелевшие сочинения их изданы Вестфалем в сборнике "Scriptores metrici graeci" (1866), а некоторые и отдельно — Марквардтом (Аристоксен), Гайсфордом (Гефестион) и др. Общее сочинение по вопросу о метриках — W. H örschelmann, "Untersuchungen zur Geschichte der gr. Metriker" ("Rhein. Mus.", 1881).

Метрит

— см. Матка, расстройства.

Метрическая система мер и весов

— получила свое название от положенной в ее основу линейной единицы, называемой метром, который разрешено ввести во Франции с 22 декабря 1795 г. (1 нивоза IV года республики) [Декрет о принятии метра, как основной меры, издан 13 термидора I года республики (31 июля 1793 г.)]. Метр был принят законом в одну десятимиллионную часть четверти меридиана; градусные измерения были произведены прежней французской мерой, туазом, в 6 пар. футов (pied de rois) по 12 дюймов, в 12 линий или в 864 пар. линии. Метр, по вычислению, оказался равным 443,295936 пар. линиям. Нормальный эталон метра при 0° принят = 443,296 пар. линий. Подразделения метра суть десятичные: дециметр (1/10 метра), сантиметр (1/100 метра), миллиметр (1/1000 метра). Подобным образом приняты декаметр (10 м), гектометр (100 м), километр (1000 м) и мириаметр (10000 м); названия декаметр и гектометр почти неупотребительны. Меры поверхности, поземельные: ар = 100 кв. м, гектар = 100 арам = 10000 кв. м; названия килоар (1000 ар), мириар (10000 ар) — малоупотребительны. Меры объема для жидкостей и зерна: основная — литр (куб. дециметр) = 1/1000 куб. м; декалитр (10 литров), гектолитр (100 литров), килолитр (1000 литров), мириалитр (10000 литров); последние два названия редко употребляются, а вместо них говорят и пишут цифры. Подразделения литра не имеют особых названий, а счет ведут числом куб. стм. Мера объема для дров, песка и т. п. есть куб. метр и называется стер; декастер (10 стм), гектостер (1000 стм) и большие меры почти не употребляются, а счет ведется просто цифрами. Меры веса: грамм — вес куб. стм воды при наибольшей ее плотности (при 4° стоградусного термометра); дециграмм (1/10 грамма), сантиграмм (1/100 грамма), миллиграмм (1/1000 грамма). Весовые величины, большие одного грамма, обозначаются всегда цифрами, хотя по системе и могли быть употребляемы названия декаграмм для 10 грамм и гектограмм для 100 грамм. Вес же в 1000 грамм называется килограмм или кило. Большой вес в 100 кило называется квинталь (метрический центнер), в 1000 кило — тонна. Последняя, для отличия от других тонн, называется метрической (millier metrique, tonneau de mer).

M. система по своей стройности и простоте отношений между мерами, соответствующих общепринятой десятичной системе счисления, вошла в употребление, кроме Франции, еще во многих государствах, а именно в Бельгии, Голландии, Италии, Австрии (с 1 января 1876 г.), Германии (закон 17 августа 1868 г. и 1 января 1872 г.), Дании, Швеции, Швейцарии, Испании, Португалии, Турции, Египте (с 1875 г.), в Мексике (с 1884 г.) — на таможнях. Тем не менее, во многих из этих государств некоторые местные меры не вышли из употребления. В России лишь Финляндия ввела у себя М. систему с 1895 г. Англия и Соединенные Штаты Северной Америки отказываются ввести у себя М. систему, хотя в Англии некоторые промышленные и торговые люди считают полезным введение ее. Высказываются даже мнения, что М. система не есть лучшая из возможных и что надо относиться с большой осмотрительностью к введению М. системы. Оценку этих возражений и вообще М. системы в практическом и научном отношениях см. Меры и вес.

Ф. Петрушевский.

Метрические книги

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница