Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "М" (часть 46, Мир)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "М" (часть 46, Мир)

Предыдущая страница Следующая страница

Мир в юриспруденции

— этот термин означает два существенно различных понятия: 1) сельскую общину как единицу хозяйственную и юридическое лицо, стоящее на почве гражданского права (см. Община), и 2) сельское общество (см.) как низшую административную единицу, стоящую на почве публичного права. М. называется иногда и волостное общество крестьян, вследствие чего мирскими приговорами именуются приговоры как сельского, так и волостного схода.

Мир вечный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мир искусства

— ежемесячный иллюстрированный художественный журнал; выходил в Петербурге с 1899 по 1904 г. Издат. кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтова, ред. С. П. Дягилев; с 1902 г. изд. С. П. Дягилев, он же и редактор вместе с Ал. Бенуа. В роскошно обставленном отделе художественном, посвященном произведениям как русских, так и иностранных мастеров, преимущественно новейших, принимали участие И. Репин, В. и Ап. Васенцовы, В. Поленов, В. Серов, М. Нестеров, И. Левитан, К. Коровин, А. Бакст, Лансере и мног. друг. Отдел художественно-промышленный был посвящен вопросам самостоятельной русской художественной промышленности; особое внимание было уделено образцам старого русского искусства. В литературном отделе принимали участие Д. Мережковский (обширное исследование "Лев Толстой и Достоевский"), Минский ("Философские письма"), Шестов, Д. В. Философов, В. Брюсов, Бальмонт, А. Бенуа, В. В. Розанов, Зин. Гиппиус и друг. С 1903 г. при журнале выходило особое издание: "Хроника Mиpa Искусства", посвященное преимущественно художественной хронике. "М. искусства" был наиболее воинствующим из органов русского символизма.

Мир, местечко Минской губернии

— местечко Минской губернии, Новогрудского уезда. В 1568 г. достался князьям Радзивиллам, давшим жителям разные привилегии и льготы. В XVIII в. сделался главным местом жительства цыган, которым покровительствовали Радзивиллы. В М. обыкновенно происходили выборы цыганского старшины или "короля". В XVII и XVIII столетиях М. был укреплен и часто подвергался нападению во время войн; в 1812 г. был взорван старинный мирский замок. Жителей 2897, дворов 284. Церковь, костел, магометанская мечеть, синагога и еврейские молитвенные дома, училища мужское и женское.

В начале войны 1812 г. при отступлении нашей 2-й армии князь Багратион, желая дать отдых войскам около Несвижа, приказал атаману Платову, шедшему со своими казаками в арьергарде, задержать неприятеля у М. 27 июня Платов устроил впереди местечка засаду и, напав из нее на 3 полка польских улан, совершенно разбил их и преследовал на расстоянии 15 верст. 28 июня прислано было в подкрепление Платову 16 эскадронов под начальством генерал-адъютанта Васильчикова. Войска эти были атакованы 6 полками неприятельской конницы, но при содействии казаков снова нанесли противнику совершенное поражение. Эти два блистательных кавалерийских дела дали 2-й армии время спокойно отдохнуть у Несвижа до вечера 28 июня.

Мир, у татар

(сокращ. из амир, эмир) — князь, господин, начальник; так называют среди татар потомков Магомета.

Мир, харьковский журнал

— ежемесячный политический, литературный, ученый и экономический журнал, издававшийся в Харькове в 1881—82 гг. Редактор A. П. Шимков, издатель В. А. Сыхра. Преобладали беллетристический и критический отделы. Всего вышло 6 книжек.

Мира

вернее Миры (в древности Myra, теперь Мири, у турок Дембре) — значительный город в древней Ликии, со времени Феодосия II главный город страны, близ моря, на реке Андрак, у устья которой была гавань Андриаке (ныне Демир-Дересси). В этой гавани пристал к берегу апостол Павел (Деяния, XXV, 5). Сохранились развалины великолепного театра, высеченные в скалах усыпальницы и проч.

Мира друзья

— см. Конгрессы мира.

Мира-бай

— индусская поэтесса XV столетия, жена Кумбху, раджи читорского; славилась своей красотой и благочестием. Её гимны в честь Кришны пользуются до сих пор известностью и приравниваются, по красоте своей, к произведениям знаменитого Джаядевы.

Мира-де-Мескуа

(Antonio Mira-de-Mescua) — известный испанский драматург и поэт XVII в., о котором отзывались с большой похвалой Лопе де Вега и Сервантес. М. родился в королевстве Гренадском и в очень юных годах был уже соборным архидиаконом; сопровождал в 1610 г. графа Лемоса, вице-короля неаполитанского, в Италию и занимал должность придворного капеллана при Филиппах III и IV. Умер в 1635 г. Он отличался большой плодовитостью: одних напечатанных пьес насчитывается более 50, а это лишь незначительная часть его произведений, которые в большинстве затерялись. Талант М. очень неровный. Отличительная его черта — богатство фантазии и изобретательность в приискании драматических мотивов. У М. много заимствовали последующие драматурги; его пьесой: "Esclavo del demonio" воспользовался Кальдерон для двух самых известных своих драм, и Морето — в своем "Caer para levantarse" ("Пасть, чтобы подняться"). Комедия M. "Galan valiente y discreto" ("Храбрый и скромный поклонник") послужила Аларкону для одной его пьесы. Драму M. "Exemplo Mayor de la desdicha y Capitan Belisario" ("Несчастнейший из полководцев Велизарий") долгое время приписывали Лопе де Вега. Очень хороша драма M. "Conte Alarcos". M. писал и талантливые лирические стихотворения, а также и "au t os". Из последних лучшие — "La mayor soberbia humana" и "El sol a media noche".

Мираб

(мир — господин, аб — вода) — в татаро-армянских провинциях Закавказья выборное лицо, которое заведует оросительной водой и распределяет ее между селениями. В среднеазиатских ханствах на М. возлагается правительством проверка количества засеянной земли, количества урожая и казенного сбора с последнего. Ср. Водовладение.

Мирабилит

— минерал, представляющий собой природную глауберову соль. Хим. сост. Na 24 + 10Н 2 О. Кристаллизуется в моноклинической системе. По {100} совершенная спайность. Вследствие легкой растворимости в воде, редко встречается в кристаллах. Бесцветен и прозрачен, но на воздухе теряет 8 частиц H 2 O и покрывается белым порошком. Тв. = 1,5 — 2. Уд. вес = 1,4 — 1,5. Вкус соленогорький и охлаждающий. Встречается главным образом в виде налетов и коры на гипсе и каменной соли во многих соляных месторождениях: Hallstadt, Aussee, близ Logro ñ o в Испании около Тифлиса, близ сел. Мухревань, а также в морской воде (напр. в заливе Кара-Бугаз Каспийского моря), во многих источниках и соляных озерах и т. д.

Мирабо Оноре Габриель (дополнение к статье)

(граф Mirabeau) — знаменитый деятель франц. революции. См. Vermorel, "M., sa vie, ses opinions et ses discours" (П., 1900 и сл.); E rdmannsdö rfer, "М." (13-й т. "Monographien zur Weltgeschichte", Билефельд, 1900); Welschinger, "La mission secr ète de M. à Berlin 1786— 1787" (П., 1899); Wild, "Mirabeaus geheime diplomatische Sendung nach Berlin" (Гейдельберг, 1901).

Мирабо, Виктор Рикетти

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мирабо, Мария

(Marie de Gonneville, графиня Mirabeau, род. в 1829 г.) — писала фельетоны в "Figaro", "La Patrie" и "Vie Parisienne" под разными псевдонимами, напечатаны отдельно: "Les jennes Filles pauvres" (1863), "Le Mar échal Bazaine"(1874),"Jane et Germaine" (1875), "Shocking" (1879), "Péché s mignons" (под псевдонимом Chut, 1881), "L'impé ratrice Wanda" (1884; из жизни высших слоев во Франции и России). Она издала "Souvenirs d'un diplomate" своего дяди де Бокура (1882) и "Lettres du roi Louis-Philippe, de M-me A dé laide et du prince de Talleyrand" (1890). Она — мать известной романистки графини де Мартель, пишущей под псевдонимом Gyp.

Мирабо, Оноре-Габриель Рикетти

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мираболаны

— см. Дубильные материалы.

Мираж

Статья большая, находится на отдельной странице.

Миракль

(франц. miracle, от лат. miraculum — чудо) — средневековые мистерии (см.), сюжетом которых было чудо, или житие святого, или чудо Богородицы. М. произошли из гимнов в честь святых и из чтения их житий в церкви. Латинские М. большей частью сочинялись (в рифмованных стихах) и разыгрывались студентами и молодыми клириками накануне праздника святому. Есть ряд таких М., где главным действующим лицом является св. Николай Чудотворец, и 4 из них приписываются Гиларию, ученику Абеляра (XII век); в некоторых встречаются припевы по-французски. От начала XIII в. есть французский стихотворный М. — Jeu (перевод лат. Iudus) de Saint Nicolas, автор которого, Жан Бодель из Арраса, в основу своей драмы положил известную легенду о том, как "варвар" доверил свое сокровище св. Николаю, и когда это сокровище было похищено ворами, святой заставил их угрозами возвратить похищенное. Бодель предпослал своей пьесе пролог, где сказано, что она дается накануне Николина дня, и самую легенду значительно распространил и видоизменил: в его jeu изображается битва крестоносцев с мусульманами и победа последних; неизвестный "варвар" обратился в сарацинского короля, который после возвращения сокровища принимает христианство вместе с своим войском; наиболее творчества проявил автор в изображении воров, которые бранятся и кутят, как аррасские жулики (пьеса изд. Monmerqu é et Michel, "Théâtre fr. au moyen â ge"). На этом древнейшем примере видно, что М. давали большую свободу творчеству и изображению реальной действительности, нежели другие роды средневековой драмы, и именно из них при благоприятных условиях могла бы развиться новая художественная драма. В Англию М. перешли вместе с норманнским завоеванием; известно документально (от Матвея Парижского), что в начале XII в. в Донстепле, в Бедфордшире, давался М. о св. Екатерине, написанный (без сомнения, по-латыни) ученым нормандцем Гофреем (или Жофруа), который был впоследствии аббатом в монастыре св. Альбана. В конце XII в. Фиц-Стефен, биограф Фомы Бекета, говорит о представлении М., из которых он, по-видимому, выделяет драматическое изображение целых житий мучеников. Именно в Англии, где средневековая драма раньше всего сблизилась с жизнью, М. были в таком ходу, что Miracle-Plays сделалось общим названием для духовной драмы; жалобы Вильяма Вадингтона (Wilham de Wadington), в его "Руководстве о грехах", на то, что в этих представлениях больше скандала, чем поучения, указывают на силу реального элемента в М. конца XIII в., даже разыгрываемых клириками. Во Франции в XIII в. по городам основываются братства, под названием puys (puy — от podium), устраивающие поэтические состязания для прославления Богородицы и святых. В XIV в. братства сочиняют и разыгрывают чудеса Богоматери, один большой сборник которых (42 пьесы) дошел до нас. Эти M., за исключением рондо ангелов, написаны однообразным размером и вообще очень похожи друг на друга по манере обработки: при наивности художественных приемов и вялости действия в них приятно поражает богатство сюжетов, верное воспроизведение жизни различных классов общества, грубоватое, но сильное выражение страстей и душевных настроений, а иногда и оригинальная мотивировка действий и обрисовка характеров (изложение одного из М. о Богоматери см. "Всеобщую историю литературы" Корша и Кирпичникова, II, 884—890). Из М., принадлежащих по сюжетам к другим циклам, более известны "Варлаам, Иосафат и король Авенир", обработанный по Золотой Легенде (21 действующее лицо, около 1700 стихов), и "Роберт-Дьявол" (47 действующих лиц, около 2000 стихов), сюжет которого взят из весьма распространенного авантюрного романа XIII в.

О М. см. L. Petit de Jullevile, "Les Myst è res" (Париж, 1880); G. Paris et U. Robert, "Miracles de Notre Dame en personnages" (П., 1876—81); E. Fournier, "Le Myst è re de Rober le Diable" (П., 1879). Для Англии: Collier, "History of English Dramatic Poetry and Annals of Stage" (2 изд., Лондон, 1879); Ward, "A History of English Dramatic Literature to the death of queen Anne" (1875—76); Zschech, "Die Anf ä nge des engl. Dramas" (Мариенв., 1886); Ahn, "English Mysteries and Miracle Plays" (Трир, 1867); Gen ée, "Die engl. Mirakelspiele und Moralitä ten" (в "Vortr ä ge", издаваемых Вирховом и Гольцендорфом).

А. Кирпичников.

Мирам

(Эдуард Эрнестович) — русский зоолог и физиолог; род. в 1811 г.; воспитывался в митавской гимназии, в 1829 г. поступил в петербургскую медико-хирургическую академию, оттуда перешел на медицинский факультет дерптского (ныне юрьевского) университета; в 1833 г. поступил помощником прозектора по сравнительной анатомии при виленской медико-хирургической академии. Получив степень лекаря, стал преподавать здесь сравнительную анатомию, затем и зоологию, и по закрытии виленской медико-хирургической академии отправлен за границу. Защитил в 1842 г. диссертацию на степень доктора медицины: "De ossibusnasi" и назначен профессором физиологии в киевском университете; был также и практическим врачом; во время холерной эпидемии заведовал двумя больницами в Киеве; в 1862 г., выслужив 25-летие, вышел в отставку. М. напечатал несколько работ по глистам: "Bemerkungen über Ascaris megalocephala" ("Dorpater Jahrbücher", 1834), "Bem. ü ber die Anatomie d. Pentastoma taonioides" (Meckel's "Archiv", Галле, 1834), "Beitr. z. einer Anat. d. Pentastoma taenioides" ("Nova Acta Acad. Leopoldino-Carolinae", 1837), "Recherches sur l'anatomie d. Pent. taonioides" ("Annales des Sc. Na tureles", 1838), "Ueber d. Lebenskraft d. Eingeweidewürmer" (Wiegmann's "Archiv f. Naturgeschichte", 1838), "Ueber einige neue noch nicht beschriebene Eingeweidewü rmer" ("Bull. de la Soc. des Naturalistes de Moscou", 1840); описал некоторые случаи уродства; далее, "Beobachtungen über d. schädliche Einwirkung thierischer Stoffe auf d. menschlichen Körper" (Wiegmann's "Archiv", 1838), "Ueber den eigenthümlichen Bau d. Gehörorgans einiger Sä ugethiere" ("Bull. de la Soc. des Naturalistes de Moscou", 1840) и др.

Н. Кн.

Мирам Челеби

(Махмуд ибн Мухаммед ибн Кадизадех Ар-Руми) — арабский астроном и математик. Умер в 1524 или 1525 году. Сын известного астронома и математика Кадизадеха Ар-Руми, родом перса, призванного в числе других астрономов в Самарканд внуком Тамерлана, Улугбеком, построившим в этом городе около 1420 г. прекрасную астрономическую обсерваторию. Из трудов М. Челеби пока известен только написанный в 1498 г. комментарий к знаменитым астрономическим таблицам Улугбека, содержащий изложение изобретенного арабами остроумного приближенного способа решения кубического уравнения вида Рх = х 3+Q в приложении к частному случаю, представляемому вычислением sin1° по уравнению, связывающему вообще sinφ и sin3φ. Изобретателем этого способа, по словам М. Челеби, был Атабеддин Джемшид. Ориенталисты, впрочем, видят в этом имени искажение имени Джийят Еддин Джемшид, принадлежащего врачу и математику Аль-Каши. Это мнение находит себе подтверждение и в словах самого Аль-Каши, который в предисловии к своему сочинению "Ключ к арифметике" хвалит себя за изобретение способа вычислять с какой угодно точностью хорду, соответствующую дуге в 1°. В заключение нельзя не заметить, что упомянутый способ приближенного решения кубических уравнений является едва ли не самым значительным и оригинальным из всего, что в настоящее время может быть признано сделанным непосредственно самими арабами в области математики. Отдельные части комментария М. Челеби к таблицам Улугбека помещены в изданных Седилльо-сыном "Prol égomènes des tables astrono miques d'Oloug-Beg" (Париж, 1853) и в "Journal asiatique" (5 серия, т. II, 1853).

В. В. Бобынин.

Мирам Эдуард Эрнестович (дополнение к статье)

— русский зоолог и физиолог: ум. в 1887 г.

Мирамаре

(Miramare) — прекрасный дворец в 6 км к северо-западу от Триеста, на выступающей в Адриатическое море скале; прежде собственность австрийского эрцгерцога Максимилиана, принявшего здесь 10 апреля 1864 г. императорскую мексиканскую корону.

Мирамичи

(Miramichi) — река в Северной Америке, в провинции Новый Брауншвейг, около 15 км ширины у устья и 350 км длины, судоходна для больших кораблей до Нью-Кастля; имеет множество притоков, богатых рыбой: особенно славится лососина, осетрина и макрель.

Мирамон

(Мигуэль Miramon) — мексиканский генерал (1832—1867); в 1859 г., с помощью клерикальной партии, избран в президенты, но в 1860 г. разбит при Кальпулальпаме войсками либералов, под начальством Ортеги, и вынужден был передать власть Хуаресу и эмигрировать в Европу. В 1866 г. он поступил на службу к императору Максимилиану, взял Закатекас, но вскоре вынужден был его сдать и заперся с 9000-ной армией в Кверетаро. После взятия этого города генералом Эскобедо М. вместе с императором Максимилианом и генералом Мехией был расстрелян.

О нем см. "Le g éné ral Miguel M." (П., 1886).

Миранга

вернее, Миранья (Miranha) — большое индейское племя на правом берегу реки Япуры (Yapura) в Бразилии. Миранги еще не отказались от употребления человеческого мяса и внушают ужас своим соседям.

Мирандола

(Mirandola) — старинное графство, принадлежавшее семье Пико, в итальянской провинции Модена, в 1619 г. сделалось герцогством и продано в 1711 г. Модене. Главный город — М. (12713 жителей); цитадель и старинный дворец.

Мирандолла

(Mirandolla) — псевд. польского поэта Францишка Пика (под настоящей фамилией не пишет). Род. в 1874 г. Стихотворения его собраны в сборниках: "Liber tristium" (1898) и "Liryki" (1900). Далекий от реальной жизни, погруженный в свою настрадавшуюся душу, чуждый эротизма, М. создает в своей поэзии совершенно особый мир — необыкновенно красивый, полный экзотической прелести, трудно уловимый, но по-своему живой.

Миранья

(Miranha) — см. Миранга.

Мираси

— в Синде, в северо-западной Ост-Индии, певец или бард, сопровождавший своего князя в битве и певший шайр или военную песню в продолжение боя.

Мират

(англ. Meerut) — провинция северо-западной Индии; 29318 кв. км, жителей 5141204.

Мират (Mee rut) — главный город провинции Мират. 119390 жителей: индусов 52%, магометан 43%, христиан 4494 человека. Прекрасная англиканская церковь. Очень оживленная торговля пшеницей, рисом, индиго, сахаром и проч. В М. в 1857 г. раньше других мест вспыхнуло восстание сипаев.

Мирбановая эссенция

— см. Нитробензол.

Мирбановое масло

— см. Нитробензол.

Мирбах

(Юлиус Ульрих Готтлоб Эммерих, с 1888 г. граф von Mirbach) — германский политический деятель; род. в 1839 г. По окончании курса юридических наук поступил офицером в драгунский полк, но скоро вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своих имениях в восточной Пруссии. В 1864 г. М. сделался членом прусской палаты господ, а в 1878 по 1881 г. и с 1886 года был депутатом в рейхстаге, одним из вождей немецко-консервативной партии. Он первый дал сильный толчок движению в пользу биметализма (с 1880 г.), в защиту которого написал ряд брошюр; был страстным противником торговых трактатов и вообще экономической политики графа Каприви, в борьбе с которой допускал личные выходки против императора. М. яснее других политических деятелей Германии доказал, что как личность императора, так даже и самый монархический принцип отступают для консервативной партии на второй план перед сельскохозяйственными интересами крупных землевладельцев. В 1896 г. М. был сторонником проекта хлебной монополии, составленного графом Каницем, и биржевого закона. М. обыкновенно избирается председателем "конгресса германских сельских хозяев".

В. В—в.

Мирбель

(Шарль Франсуа Mirbell, прозванный Brisseau Mirbell) — французский ученый, ботаник (1776—1854). В молодости стал было заниматься живописью и только впоследствии отдался изучению ботаники. В 1808 г. он был уже членом французской академии, а вскоре за тем и профессором парижского университета; в 1829 г. был профессором в Mus é um d'histoire naturelle. Его ученая деятельность имела значение эпохи в прогрессе ботаники во Франции, так как обратила главное внимание его учеников и других специалистов своего предмета на вопросы анатомические и физиологические, тогда как до него занимались почти исключительно классификацией и систематикой растений, составляющих, как учил М., только часть общего естествознания. Работы M.: "Traité d'anatomie et de physilogie végé tale" (2 т., П., 1802), "Exposition de la th éorie de l'organisation végé tale" (2 изд., П., 1809), "El éments de physiologie végé tale et de botanique" (П., 1815).

Мирбо

(Октав Mirbeau) — французский романист и журналист; род. в 1850 г.; сотрудничал в "Gaulois", "Illustration", "Figaro"; должен был оставить сотрудничество в газетах из-за статьи против комедиантов, приведшей его к ряду дуэлей. После этого он основал "Paris-midi", затем "Grimaces" (1883), в подражание "Фонарю" Рошфора, но с несравненно меньшим успехом. Написал "Slaves et Teutous" — впечатления от поездки в Пруссию, Россию и Австрию (1882), "Lettres de la chaumi è re" (1886), романы: "Le Calvaire" (1886), "L'abb é Jules" (1888) и др. Талантливые беллетристические произведения М. крайне пессимистичны.

Мирбо Октав (дополнение к статье)

(Mirbeau). — После первых произведений пессимистически обличительного характера, направленных в значительной степени против власти клерикалов во французской жизни ("Abb é Jule s" и др.), М. продолжает до сих пор писать сатиры в том же духе. Он один из самых сильных и талантливых гонителей буржуазности в современной французской литературе. Своего рода шедевр в этом роде прославившийся во Франции и за ее пределами (также у нас) "Дневник горничной" ("Le journal d'une femme de chambre"). В этой книге буржуазный быт описывается как бы по наблюдениям горничной, видящей всю изнанку жизни почтенных и якобы строго нравственных буржуазных семей. В "Дневнике" поразительно уменье автора перевоплощаться в созданный им тип горничной; с полной иллюзией воспроизведен не только экспрессивный грубый жаргон не стесняющейся парижанки, но и ее психология — смесь трезвого ума, здоровой совести в суждениях и романтической сентиментальности в жизненных идеалах. Своим "Дневником" М. породил во Франции целую литературу фиктивных мемуаров и дневников, написанных от лица каких-нибудь типичных представителей — а чаще представительниц — разных общественных типов. Вилли с его дневниками Клодины ("Claudine à l'école", "Claudine en mé nage" и др.), Фрапие в своей "Maternelle" (дневник интеллигентной служанки в яслях) — прямые ученики М. Его "Дневник" сильнее по беспощадности обличения, чем общественные сатиры его последователей. Несмотря на обилие порнографических подробностей, книга эта — произведение строгого моралиста; такой ее признал у нас Л. Толстой. Другая книга M., "Jardin des supplices", приближается скорее к произведениям новейшей символической школы по своему эстетизму, по стремлению воссоздать необычайно острые болезненные ощущения, накоплять ужасы в духе Эдгара Поэ. В своих драматических пьесах М. опять возвращается к острой сатире нравов и пишет художественные обличительные комедии. Очень известна его драма "Дурные Пастыри" ("Mauvais bergers"), направленная против неумелых и слишком увлеченных личными целями главарей рабочего движения, действующих иногда в ущерб массе. Эта драма, с ее серьезным замыслом, менее удачна, чем небольшие одноактные сатирические пьески М.; из них некоторые — истинные перлы тонкой иронии, напр. "Вор", где доказывается, что единственная честная профессия — откровенное занятие воровством, так как все другое — скрытое воровство. Очень ядовита небольшая пьеска "Портфель", где сытому лицемерию бюрократа противопоставляется грубая честность проститутки и наивная честность старого рабочего. Целый ряд других пьес: "Старые супруги" ("Vieux m é nage"), "Любовники" ("Amants") и др. преследуют все туже цель: изобличение буржуазного лицемерия, лжи, господствующей в нравах общества, тупого эгоизма сытых людей. Все маленькие пьесы М., собранные в томике "Farces et moralit é s", искрятся остроумием, блестящими картинами отрицательных явлений общественной жизни, сарказмом яркого диалога. М. — также выдающийся публицист. Его газетные хроники на общественные темы собраны в интересной книге под заглавием: "Les 21 jours d'un neurasth é nique". И теперь продолжают появляться в газетах его остроумные, большей частью сатирические хроники и статьи. В общем, М., как и его единомышленник и отчасти учитель Анатоль Франс, проповедует общественные реформы, горячо заступается за интересы рабочего класса и преследует пороки угнетающей трудящуюся массу буржуазии. Многие его пьесы и рассказы переведены на русский яз. См. биографию М. и библиографию в посвященной ему книжке из серии "C élèbrités d'aujourd'hui".

З. В.

Мирбт Карл Теодор

(Mirbt) — протестантский богослов (род. в 1860 г.), профессор церковной истории в марбургском университете. Напеч.: "Die Stellung Augustins in der Publizistik des Gregorianischen Kirchenstrerts", "Die Absetzung Heinrichs IV durch Gregor VII" (1890), "Die Entstehung d. Papsttums" (1890), "Die Wahl Gregors VII" (1892), "Die Publizistik im Zeitalter Gregors VII" (1894), "Quellen zur Geschichte des Papsttums" (1895; 2-е изд. 1901) и др.

Мирвари

— одно из племен, на которые делятся брагуи (Brahui) в Белуджистане. М. живут в Мушки, Джау и Кольва.

Миргород

Статья большая, находится на отдельной странице.

Миргородский полк

(168-й пех.) — сформирован в 1892 г. из М. резервного батальона; старшинство считается с 1877 г.

Миревельт

(Михиль Янс Mierevelt, 1567—1641) — голландский портретист, ученик Виллема Виллемса, Аугюстейна и впоследствии Антони ван Монтфорта. Жил и трудился в Дельфте, где устроил себе большую мастерскую и завел школу портретной живописи. Главнейшие из собственных произведений, которые следует отличать от весьма многочисленных работ его учеников, — большой многоличный портрет в дельфтской ратуше и написанный по его рисунку его сыном, Питером М., "Урок анатомии", в госпитале того же города, отдельные портреты в ратуше города Кампена (портреты членов Нассау-Оранжского дома), в Амстердамском музее (принца Морица Оранжского и Катса), в Гаагской галерее (принца Фридриха-Генриха и его супруги), в галереях Стокгольма, Ганновера, Брауншвейга, Вены, Дрездена и др. В Императорском Эрмитаже три образца живописи М.: мужской и женский портреты и превосходный портрет ребенка. Произведения М. отличаются верностью и меткостью передачи человеческих характеров, теплотой прозрачно-нежного колорита и старательностью исполнения. Он занимался также гравированием.

А. Н—в.

Миредиты

— см. Миридиты.

Мирекур

(Эжен де Mirecourt, псевдоним Шарля Жана Баптиста Жако) — французский писатель (1812—1880). Готовился к духовной карьере, затем посвятил себя педагогии и содержал одно время пансион. Романы, повести и исторические компиляции, которыми он начал свою литературную деятельность, долго оставались незамеченными. В 1845 г. он выступил с брошюрой против Александра Дюма-отца — "Fabrique de romans; maison Al. Dumas et С°"; здесь он обличал знаменитого писателя в том, что безвестные "секретари" пишут те бесчисленные романы, которые выходят под фирмой Дюма (см.). М. вторгался и в частную жизнь писателя. Брошюра произвела громадный скандал, Дюма возбудил против М. дело и по судебному приговору М. на шесть месяцев был посажен в тюрьму, но зато дальнейшим своим произведениям он обеспечил сбыт. Успех брошюры настолько соблазнил издателя, что он предложил М. издать целое собрание характеристик современных деятелей. Эта "Galerie des contemporains" в 100 томиках с портретами была выпущена М. в 1854—59 гг.; за ней последовал еженедельный периодический сборник "Les contemporains", аналогичного содержания. Очень бойко написанные характеристики М. прямо рассчитаны на скандал: либо обдавая помоями, либо низко льстя, М. сообщал о выдающихся современниках всевозможные апокрифические анекдоты, взводил на них безобразнейшие клеветы и совершенно не интересовался истиной. Биографии эти подняли против М. всю печать. Несмотря на усиленный сбыт пасквилей, М., получая большие деньги, не разбогател, так как многочисленные судебные приговоры и штрафы поглотили большую часть барышей. Слух, пронесшийся в 1861 году, что М., уехавший тогда путешествовать по России, там умер, вызвал во французской прессе ряд некрологов, где его деятельность была оценена по заслугам. Это не помешало М., как ни в чем не бывало, выпускать новые романы и подложные мемуары. Всеми презираемый и недостаточно талантливый, чтобы поддержать в публике непосредственный интерес к своим произведениям, в которых любители скандалов привыкли искать более или менее бесцеремонные разоблачения или намеки, М. в семидесятых годах сошел с литературного поприща, принял монашество и отправился миссионером в Гаити, но, не перенеся тамошнего климата, умер в Сан-Доминго.

Одна из дочерей М. поступила на сцену под именем Елены Терваль и пользовалась успехом в Брюсселе, Флоренции и Париже, где играла в Theatre Historique. Умерла в 1876 г.

Мирза

— В наших азиатских владениях слово М. без собственного имени означает писца, секретаря; с собственным именем, поставленным впереди его, соответствует слову господин, например М.-Хусейн; с собственным именем, поставленным позади него, — принц, князь, из царской фамилии, например Аббас-М. В последнем значении мирзами называли потомков Тамерлана.

Мирзапур

(Mirzapoor) — главный город округа того же имени, в провинции Бенарес, в Британской Индии, на правом берегу Ганга и на Ост-индской железной дороге. Красивые европейские здания и великолепные индийские храмы. Значительная торговля и рынок хлопка. М. славится фабриками ковров и хлопчатобумажных тканей, медных и железных изделий. Со времени открытия прямого железнодорожного пути из Джабалпура в Бомбей торговля хлопком и зерном падает. Жителей 84130 (1891), из которых 12562 магометан, 147 христиан; остальные — индусы.

Мири

— один из тибето-бирманских языков, ассамской их группы. Племя М. занимает северный берег реки Брахмапутры под 27°50' северной широты и 94°50' восточной долготы. М. носят шерстяные одежды, употребляют лук и отравленные стрелы. Они ближе к племенам абор, дофла или ака, чем к мишми (см.). Религия — язычество. Долгое время они служили посредниками между правительством и дикими горными племенами, откуда и их название (М. — посредник).

См. Dalton, "Descript. Ethnology of Bengal" (Калькутта, 1872); Robinson, "Journ. of Beng. Asiat. Society" (1859 г.); Max M üll er, "Letter to Bunsen on Turanian languages"; Campbell, "Languages of India" (Калькутта, 1872); Latham, "Descriptive Ethnology" (Л., 1849).

С. Б—ч.

Мириа...

(из греч. Μυριας — 10000) — приставка (весьма редко употребляемая) во французской или десятичной системе мер для выражения 10000 единиц, обозначаемых второй частью образовавшегося с приставкой слова. Например, мириаметр (мера длины) = 10000 м — 10 км. См. Метрическая система.

Мириада

(Μυριας) — первоначально обозначало 10000, впоследствии же стало употребляться для обозначения вообще неисчислимого множества. Слову М. соответствует церковно-славянское и древнерусское тьма (см.).

Мириам

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мириам

(Mirjam, греч. Mariam, Maria) — пророчица, сестра Моисея и Аарона (Исход, II, 4; XV, 20 и сл.; Числ., XXIV, 59). Умерла в Кадеше (Числ., ХХ, 1): М. считалась посланной Богом избавительницей своего народа.

Мирибель

(Мари-Франсуа-Жозеф де Miribel, 1831—1893) — французский генерал, артиллерист. Принимал участие в Восточной войне; в Итальянской войне 1859 г. отличился при Мадженте и Сольферино. В 1862 г. был послан в Мексику с корпусом маршала Форея и перед Пуэблой принял командование артиллерией разрывных снарядов. Назначенный в 1868 г. военным атташе в СПб., принимал участие в международном совещании по вопросу об употреблении разрывных снарядов. В 1870 г. М. принимал участие в вылазках из Парижа; позже начальствовал частью осадной артиллерии в борьбе с коммуной. В 1877—79 гг. был начальником генерального штаба; в 1881 г. при образовании кабинета Гамбетты снова призван на этот пост; в 1882 г. при падении Гамбетты назначен членом артиллерийской комиссии, в 1888 г. — командиром 6-го французского корпуса. В 1890 г. М. был снова назначен начальником генерального штаба. М. считался одним из самых талантливых и образованных генералов Франции.

Миридиты

— самое сильное среднеалбанское племя, сумевшее удержать за собой привилегированное положение. С начала XVIII столетия они находятся под начальством собственных правителей, капитанов или капетанов, из рода Джон-Маркутов. Их область — Миредита — на юг от реки Дрины, в Верхней Албании, занимает 1440 кв. км, с населением в 30000 человек, из которых 3000 магометан, остальные католики. Главный пункт — селение Ороши, с 400 жителями. М. управляются старинными законами Леки Дукаджина. У них еще сильно родовое начало; старейший в роде бывает нередко главой семьи-рода из 200 и более членов. Браки заключаются только между М., но общность племени и самые отдаленные степени родства служат препятствием к заключению брака. Миридиты храбры и смелы, но жестоки, фанатичны, мстительны и не прочь поразбойничать. Обычай кровавой мести соблюдается строго. Они могут выставить в поле 6000 человек. Пшеницу, маис и вино доставляет им собственная страна, но главным образом у них развито скотоводство. По собственным их преданиям, М. происходят от болгарского корня, но в настоящее время совершенно албанизованы и говорят гегским наречием албанского языка. С 1700 г. М. в качестве вспомогательного отряда обязаны являться на помощь туркам.

Ср. Gopč ev ic, "Oberalbanien und seine Liga" (Лейпциг, 1881).

Мирик

или Тимбрес — мыс на берегу Атлантического океана в Африке, в 160 км от мыса Бланке к юго-западу, под 19°22'14" северной широты и 18°53'30" западной долготы. Близ М. оканчивается аргуинская песчаная мель, поверхностью в 8400 кв. км; в окрестностях много арабских поселений; значительные рыбные ловли.

Мирикина

или дурукули (Nyctipithecus trivirgatus Gray) — обезьяна из рода ночных обезьян (Nyctipithecus). Особенности рода: очень большие глаза, похожие на глаза совы, маленькая круглая голова, маленькие уши; открытые вниз ноздри, разделенные более узкой перегородкой, чем у других американских обезьян; маленькие клыки, вертикально стоящие резцы, вытянутое тело, покрытое мягкой шерстью, удлиненные задние конечности; не цепкий хвост, который длиннее тела. М. обыкновенно живут в Америке (25° южной широты—50° северной широты) в лесах, чаще парами, ведут ночной образ жизни, днем спят в дуплах, ночью очень ловко лазают и прыгают; питаются плодами, насекомыми и мелкими птицами. М. — серо-бурого цвета с примесью белого и черным концом хвоста, с тремя параллельными черными продольными полосками на темени и широкой желто-бурой полосой от затылка до основания хвоста; длина тела 35 стм, длина хвоста 50 стм. Водится в средней части Южной Америки, довольно легко приручается, если поймана в молодости; при хорошем уходе — кротка; умственные способности довольно ограничены.

Н. Кн.

Мириковый воск

— см. Воск и Растительный воск.

Мирина

(Μυρίνα) — несколько древних городов. Наиболее известна гавань М. на западном берегу Мизии, по преданию, построенная амазонкой; позже здесь была колония эолийцев. Римляне дали М. свободу. Дважды город был разрушаем землетрясением.

Мирис

(van Mieris) — четыре голландских художника: 1) Франс ван М., прозванный Старшим (1635—1681) — живописец, сын золотых дел мастера, учился сперва у живописца по стеклу А. Торнвлита, а потом у Г. Доу, называвшего его "принцем" своих учеников, а также в течение недолгого времени у А. ван Темпеля. Живя постоянно в Лейдене, писал жанровые сцены, портреты и исторические сюжеты, по большой части в незначительном размере. Правильность рисунка, ловкость и уверенность кисти и чрезвычайная тонкость отделки, не вдающаяся, однако, в сухость, составляют главные достоинства картин этого мастера, вообще не глубоких, но очень милых по содержанию. Дружба ван М. с Я. Стэном дала некоторым его биографам повод обвинять его в любви к кутежам и вину и на самую смерть его, случившуюся слишком рано, смотреть как на последствие его беспорядочной жизни. Это обвинение едва ли можно признать основательным ввиду того обстоятельства, что ван М. обладал редким трудолюбием и написал на своем веку огромное количество (свыше 140), и притом крайне тщательно оконченных, картин. К числу наиболее замечательных из его произведений, рассеянных теперь по разным общественным и частным галереям, принадлежат: в Мюнхенской пинакотеке — "Военный", "Больная дама", собственный портрет художника, "Трубач" и "Дама с попугаем"; в Дрезденской галерее — "Медник" и "Кирасир на карауле"; в Венском музее — "Покупательница в лавке" и "Медик"; во флорентийской галерее Уффици — "Шарлатан" и "Завтрак вдвоем"; в Кассельской галерее — "Булочник"; в Луврском музее в Париже — "Туалет дамы"; в Императорском Эрмитаже в СПб. (владеющем 6-ю картинами ван М.) — "Утро голландской дамы" и "Угощение устрицами".

2) Виллем ван М. (1662—1747) — сын и ученик предыдущего, занимавшийся живописью, вытравной гравюрой на меди и лепкой из глины и воска, преимущественно же первой из этих отраслей искусства. В начале писал бытовые картины, исторические сцены и портреты в том же роде, как и отец, вообще походя на него, но уступая ему в правильности рисунка, в натуральности колорита тела и в гармонии красок. Любил помещать в своих картинах изображения барельефов. Впоследствии он пробовал свои силы в живописи мифологических сюжетов и ландшафтов; но первые выходили у него неграциозны, а вторые — условны и прозаичны. Едва ли не лучшее из всех произведений его кисти — "Трое детей в окне" находится в Луврском музее, в Париже. Затем, как на выдающиеся его картины, можно указать на "Продавца дичи" (там же), "Бакалейную лавку" (в Гаагской галерее), "Кавалера, угощающего даму" (в Дрезденской галерее) и "Даму и скрипача" (в Бриджватерской галерее в Лондоне). Между шестью картинами Виллема ван М., принадлежащими Императорскому Эрмитажу, наиболее достойны внимания: "Воспоминание о лучшей поре" и "Последствия печальной вести".

3) Ян ван М. (1660—1690) — брат предыдущего, живописец, ученик своего отца и Г. де Лересса. Подражал Франсу ван М. Старшему, но не успел вполне развиться, так как умер в молодых годах. Картины его встречаются очень редко. Одной из них, изображающей цирюльника, осматривающего рану на лбу молодого человека, владеет Императорский Эрмитаж.

4) Франс ван М. Младший (1689—1763) — живописец и гравер, сын и ученик Виллема ван М., писал портреты и жанры в манере своего отца и деда, будучи значительно ниже их в отношении таланта. Лучшие его картины — "Завтрак крестьянина" (в Императорском Эрмитаже), "Продавщик рыбы" (в Мюнхенской пинакотеке), "Портрет Виллема ван М." (в Копенгагенской галерее) и "Ученый" (в Штеделевском институте, во Франкфурте-на-М.).

А. С—в.

Миристин

или тримиристин С 3H514 Н 27 О 2)3 — получается экстрагированием измельченных мускатных орехов бензолом или лучше эфиром; вытяжку выпаривают, кристаллический остаток прожимают, промывают холодным спиртом и кристаллизуют из смеси спирта с бензолом. М. кристаллизуется из эфира в листочках с температурой плавления 55°, легко растворяется в спирте, бензоле и хлороформе.

П. P.

Миристиновая кислота

С 14 Н 28 О 2 — принадлежит к ряду одноосновных предельных жирных кислот нормального порядка; следовательно, строение ее выражается формулой СН3.(СH 2)12.СОНО. Получается лучше всего из мускатного масла, состоящего главным образом из твердого триглицерида М. кислоты (миристина, см.) и добываемого прессованием орехов Myristica moschata, a также из масла плодов других видов Myristica омылением и перегонкой в разреженном пространстве. Находится в изобилии в виде того же миристина в масле Canarium commune, в малом количестве — в кокосовом масле и некоторых др. растительных жирах. М. кислота кристаллизуется в листочках, имеет удельный вес при температуре плавления 0,862, плавится при 54°, кипит при 248° (при 100 мм) и, как все прочие высшие кислоты этого ряда, легко растворима в спирте и эфире и нерастворима в воде.

П. Р. Δ .

Миристицин

— кристаллическое вещество с темп. плавл. 30°, выделяемое из высших фракций мускатного эфирного масла. Темп. кип. этого вещества при 10 мм. 142° — 149°; уд. вес 1,150 при 25°. При окислении М. дает сначала альдегид, а затем кислоту. Кислота эта при нагревании с йодистым водородом переходит в галловую кислоту. Этот переход в связи с эмпирическим составом М., С 12 Н 14 О 3 (Райт, однако, принимает для М. состав C 10H13O2), заставляет Земмера рассматривать М., как метиленовый эфир бутенил-1-диокси-3,4-метокси-5-бензола: Миристицин.

К. Дебу.

Мирицил-меркаптан

— см. Tиоспирты.

Мирициловый спирт

— см. Воск.

Мирицин

— см. Воск.

Миркаловы Уты

— село Орловской губернии, Трубчевского уезда, на Десне, и в 22 верстах от станции Брянско-Гомельской железной дороги Выгоничи. Дворец, выстроенный графом Растрелли, — трехэтажный, каменный, с колоннадой. В зале венецианский камин XVI столетия из синего кафеля, стоивший 40000 франков. Превосходный парк, полный редких растений. Школа, больница, лавка. Жителей 445, дворов 74.

Миркин

(Μύρκινος) — город во Фракии, к северу от Амфиполя; здесь с согласия Дария милетец Гистией основал свою столицу; позже М. попал в руки Эдонов. Аристогор (см.) после неудачи ионийского восстания напал на М., но был здесь убит в 497 г.

Мирко

(М. Петрович Негуш) — отец князя черногорского Николая I (1820—1867); неоднократно воевал с турками; будучи безграмотным, обладал поэтическим талантом (складывал былины). Некоторые его песни записаны архиепископом Никифором Дучичем и изданы в Цетинье в 1864 г. под заглавием: "Ууначки споменик".

Мирков

— фабричный поселок Велюнского уезда Калишской губернии, на реке Просне; обширная писчебумажная фабрика (с производством на 400 тыс. руб.). Дворов 38, жителей 302.

Миркович

(Федор Яковлевич) — генерал (1790—1866), участник войн 1812, 1813 и 1814 гг., отличившийся особенно при Бородине и взятии Парижа, вице-председатель диванов княжеств Молдавии и Валахии с 1828 по 1834 г. В 1835 г. назначен директором 2 кадетского корпуса, а в 1840 г. — виленским генерал-губернатором. После 10-летнего управления Юго-западным краем, М. был назначен членом совета и инспектором военно-учебных заведений и сенатором. По всем отраслям своей деятельности М. оставил записки и бумаги. Из них напечатаны: "Дневник 1812 г." ("Русский Архив", 1888 г., т. I) и "Из записок Ф. Я. М.", с царствования Павла до 1850 г. ("Русский Архив", 1890, т. 1).

Ср. "Вестник Европы" (1872, №№ 3 и 4, "Записки" Ломачевского) и "Русская Старина" (1886, № 8).

В. Р—в.

Мирковичи

— дворянский род, происходящий из Сербии, откуда Степан М. в середине XVIII в. выехал в Польшу, а оттуда в Россию. О внуке его, Федоре Яковлевиче, см. соотв. статью. Один из сыновей последнего, Александр Федорович (род. в 1839 г.), ныне командир 15 армейского корпуса, а другой, Михаил Федорович (1836—1891), был помощником начальника главного штаба. Род М. внесен в II и III части родословной книги С.-Петербургской и Тульской губерний.

Мирмекофилы

— животные, живущие в гнездах муравьев; см. Муравьи.

Мирмекофильные растения

— Среди примеров сожительства между различными организмами одним из наиболее замечательных является симбиоз М. растений с муравьями. М. растения дают приют различным мелким воинственным муравьям и снабжают их кроме того специально заготовленной пищей. В обмен за эту услугу муравьи защищают гостеприимное растение от покушений других муравьев — "листорезов", которые наносят огромный вред деревьям, изрезывая их листья на маленькие кусочки, которые и уносятся листорезами в их гнезда. Из числа М. растений у Cecropia жилищем для муравьев являются полые междоузлия стебля. В то же время у основания листьев Cecropia развиваются среди обыкновенных волосков особые округлые тельца, богатые питательными веществами. Тельца эти по мере "созревания" обрываются и опадают, а взамен их вырастают новые. Эти тельца и служат пищей для обитающих в стебле муравьев. У другого М. растения — Acacia sphaerocephala муравьи поселяются в больших полых колючках, которые являются видоизмененными прилистниками, и сидят попарно у основания листа. На черешке листа расположен нектарий, а на нижних листочках развиваются на вершине питательные тельца, богатые белком и жиром.

Мирмидоняне

— ахейское племя в Фессалии (во Фтиотиде), откуда они колонизировали Эгину; по другому сказанию, напротив, с Эгины, под предводительством Пелея, они перешли в Фессалию. Гомер знает их в южной Фессалии. Впоследствии о них не встречается известий. У Гомера они под начальством Ахиллеса стоят под Троей и во время схваток являются отважными и смелыми воителями. Имя свое М. получили от Мирмидона, сына Зевса и Эвримедузы, обманутой "царем богов и людей" в образе муравья. По сказаниям, переносящим М. из Эгины в Фессалию, однажды все население этого острова погибло от моровой язвы, и Зевс по просьбе Эка превратил муравьев (μύρμηξ) в людей; эти люди и получили имя М.

Мирное население

— все вообще население неприятельской территории, не принимающее участия в насильственных действиях и не принадлежащее к составу военных сил противника. Современное международное право признает, что только враг de facto может быть объектом насильственных действий; М. же население почитается лишь врагом de jure, и потому изымается от таких действий по отношению к личности во всякого рода войне, а в войне сухопутной — и по отношению к имуществу. В случае военного занятия местности, М. население ее подчиняется власти оккупирующего. Пределы этого подчинения определяются, с одной стороны, интересами продолжающейся войны, с другой — тем, что оккупация не есть завоевание, а только временное занятие, не предполагающее окончательного перехода страны во власть занявшего. Поэтому в области законодательства обыкновенно ограничиваются изменением немногих полицейских и уголовных законов, оставляя в силе все остальные; осуществление гражданского суда и суда уголовного — кроме некоторых преступных деяний, по которым устанавливается военная подсудность — сохраняется за туземными судебными учреждениями; в области администрации занявший принимает на себя лишь высшее управление. Действующим у нас положением о земских правителях (приложение № 11 к Положению о полевом управлении войск) определено, что лица эти по прибытии в места назначения объявляют во всеобщее известие (ст. 14): а) что религиозная и гражданская свобода, жизнь, честь и имущество М. жителей будут обеспечены и охранены во всей их неприкосновенности, если местное население будет воздерживаться от всяких враждебных отношений, попыток или действий против войск; б) что суд по делам гражданским и по тем из уголовных, для коих не сделано изъятия в прокламации главнокомандующего и кои не затрагивают интересов войск или не имеют политического характера, будет отправляться на прежних основаниях и по местным законам; в) что существующие в крае всякого рода местные административные и т. п. учреждения должны продолжать свои действия и что лица, состоящие в них на службе, оставляются на местах и г) что всякого рода М. занятия населения, безвредные для интересов армии, не будут подвергаться стеснениям.

К.-К.

Мирные судьи

— В 1826 г. коллективное прошение 13 великороссийских губерний ходатайствовало о придании к не удовлетворяющим своему назначению земским судам института М. судей, из выборных почетных дворян, с тем, чтобы они входили в рассмотрение возникающих между помещиками и всякого звания поселянами неудовольстий, исков и споров и чтобы просители, прежде подачи в присутственные места прошений, предъявляли их М. судьям, которые должны были стараться примирить тяжущихся. Это прошение, ввиду его коллективности, было отклонено. Тогда курское дворянство от себя снова просило об учреждении в уездах должности М. судей. По выслушиванию заключения министра юстиции, государственный совет в 1827 г. нашел необходимым прошение отклонить, так как "всякий волен отдаться на третейское разбирательство, и лица, к коим по мере доверия прибегают сами спорящие стороны, суть уже М. судьи". Это решение было утверждено императором.

Ср. "Русская Старина" (1887, I, 223—224).

Мирный

(Панас) — псевдоним современного талантливого малорусского беллетриста, тщательно скрывающего свою фамилию. Более крупные произведения его: "Лыхiй попутавъ" (повесть, 1872, в "Правде"; перепеч. в Киеве в 1886 г. в "Збираныци зъ ридного поля"), "По дорожже одъ Палтавы до Гадячого" (в "Правде", 1874), "Пяныця" (повесть в "Правде", 1874; перепеч. в "Збираныци"), "Лыхи люде" (в женевском журнале "Громада", 1877), большой роман "Хиба ревут волы, якъ ясла повны" (составленный М. совместно с Билыком; издан в Женеве в 1880 г.), "Повiя" (повесть в киевском альманахе "Рада", ч. I, 1883 и ч. II, 1884), "Як ведетця, такъ и живетця" (в "Раде", 1884), "Перемудрывъ" (комедия; 1886; вошла в "Збираныцю"), "Ловы" (в галицком альманахе "Ватра", 1887), "Казки про Правду и Кривду" (в галицкой "Правде", 1889) и историческая комедия "Лымеривна ".

См. "Очерки истории украинской литературы XIX в." Петрова (412—416) и подробнее в "Истории литературы русской" Огоновского (ч. III, отд. 2, стр. 697—811).

Мирный трактат

— см. Договор.

Мирный труд

— повременное литературно-научное общественное издание, выходящее в Харькове с 1902 г. пять раз, а с 1904 г. выходящее по десять раз в год, под ред. проф. А. Вязигина; служит литературным и общественным органом харьковского отдела "Русского Собрания".

Миро

(Μυρώ) — греческая поэтесса из Византии, жена филолога Андромаха и мать трагика Гомера, жила в III в. до Р. Х.; с ее именем сохранились эпиграммы в греческой антологии и отрывок из эпопеи "Μνημοσύνη". M. в каноне александрийцев ставится рядом с Эринной и Праксиллой.

Мироболаны

— см. Дубильные материалы.

Мироварение

— процесс изготовления мира (см.). Установление особого обряда освящения мира Василий Вел. и некоторые другие церковные писатели приписывают апостолам. До V в. для такого освящения не было назначено дня. С V в. на Востоке днем его служит великий четверг. На Западе с V в. оно совершалось большей частью на одной из трех литургий (средней) великого четверга, которая поэтому называлась missa chrismatis. Везде и всегда право освящения мира принадлежало только епископу, согласно VI правилу карфагенского собора. Ныне в русской церкви М. совершается однажды в два, три или четыре года, смотря по потребности, в двух местах: в Москве, в Патриаршей крестовой палате (называемой также Мироваренной палатой), и в Киеве, в лаврской трапезной церкви. Приготовлять его в других местах еще в 1675 г. признано неудобным, по причине затруднений, с которыми в то время была сопряжена доставка в провинциальные города нужных для составления мира веществ. На крестопоклонной неделе великого поста приготовляются в необходимом количестве вещества, входящие в состав мира, а само варение и освящение его совершается в продолжение четырех первых дней Страстной недели. В великий понедельник утром в мироваренную палату приходит архиерей с духовенством, совершает водоосвящение и кропит св. водой приготовленные материалы. Под приготовленные котлы, в которые влиты масло и вино, архиерей сам кладет горящие уголья и дрова и разводит огонь, после чего назначенные священники поочередно читают Евангелие, а дьяконы размешивают содержимое в котлах, по несколько часов в день. В великую среду в котлы вливаются и кладутся все прочие составные части мира. В среду вечером варение оканчивается, и миро разливается из котлов по сосудам, которые, в присутствии архиерея, запечатываются и под надзором ризничего хранятся до утра великого четверга, когда, с торжественным крестным ходом, сосуды с миром переносятся в церковь, в алтарь. На литургии, после слов: "И да будут милости великого Бога" совершается освящение мира, при открытых царских вратах, через чтение архиереем назначенных по чинопоследованию особых молитв и троекратное благословение сосудов с миром, которые при этом архиерей открывает. Затем в каждый сосуд вливается по несколько капель мира, хранящегося с древних времен в особом сосуде, называемом "алавастром". Сосуды вновь закупориваются и хранятся в назначенном месте, из которого миро, по мере надобности, рассылается по епархиям, а оттуда — по всем церквям. Но правилам, миро должно храниться непременно в церкви, и притом в алтаре, на престоле, с честью и предосторожностью, подобающими святыне. Для совершения миропомазания в домах крещаемых при каждой церкви имеется мирница — металлич. сосуд в виде ящика, в котором хранится склянка с миром.

Н. Б — в.

Мировая душа

(ψυχή τοϋ κόσμου, anima mundi, Weltseele) — единая внутренняя природа мира, мыслимая как живое существо, обладающее стремлениями, представлениями и чувствами. Многие филос. учения, выводившие единство мира из вечной области бытия идеального или умопостигаемого, признавали, однако, и живущую во всех явлениях М. душу как подчиненное начало, воспринимающее и осуществляющее в чувственной области и во временном процессе высшее идеальное единство, вечно пребывающее в абсолютном начале. Такой взгляд на М. душу был изложен в "Тимее" Платона (см.) и затем стал одним из основных пунктов в философии Плотина и новоплатоников (см.). Так как здесь М. душа обозначается как третья начальная ипостась всего существующего (ή τρίτη αρχική υπόστασις), то некоторые церковные писатели (особенно Ориген и его последователи) ошибочно отождествляли ее с третьим Лицом Св. Троицы. Исчезнувшая в период схоластики идея М. души выступает на первый план у платоников эпохи Возрождения и начала новых времен (см. Платоники), а в новейшее время — в философских стихотворениях Гёте и в некоторых сочинениях Шеллинга. С другой стороны, метафизика слепой воли у Шопенгауэра и бессознательного мирового творчества у Гартмана удаляется от платонизма в сторону того еще более древнего взгляда на М. душу, который вдохновлял философские и мистические умы Индии (см. Веданта, Индийская философия, Упанишады). По этому взгляду, безотчетно действующая и творящая М. душа есть самостоятельная и единственная сущность вселенной, не предполагающая выше себя другого абсолютного и идеального начала. К подобному взгляду независимо от чисто-метафизических умозрений приходит логически всякий натуралистический монизм. Признавая реальное единство всего существующего, необходимо признать причину этого единства как действительную сущность. И если частичные элементы вселенной (атомы) должны быть сведены к динамическому определению (центры действующих сил), которое, в свою очередь, исчерпывается психическими признаками стремления и представления, то необходимо допустить, что и существенное единство этих сил также имеет психическую природу, или есть М. душа, как к этому должен был прийти, между прочим, известный натуралист и дарвинист Геккель. Но идея М. души как безусловно самостоятельной и единственной сущности всего встречает непреодолимую трудность в факте целесообразного и планомерного мирового процесса, постепенно осуществляющего во времени нечто такое, что не дано реально в начале. При допущении М. души как единственного первоначала такой процесс являлся бы постоянным произведением чего-то безусловно нового или непрерывным творением из ничего, т. е. чистым чудом (см. Мировой процесс).

Вл. С.

Мировая сделка

— двусторонний договор, посредством которого стороны путем взаимных уступок, устраняют неясность или сомнительность существующих между ними юридических отношений, обращая возникшие из них притязания в бесспорные и несомненные. Отсутствие взаимности уступок обращает договор в односторонний отказ от своих прав в пользу другой стороны и, следовательно, в дарение, правила о котором в таком случае и должны быть применены к сделке. Понятие взаимности, однако, определяется не по объективной мерке, а по сознанию сторон в момент заключения сделки: выяснившееся впоследствии обстоятельство, что одна из сторон в действительности ничего не уступила, так как уступленное ею притязание оказалось мнимым или недействительным, не влияет на действительность сделки. Принуждение и обман, совершенные одной из сторон, делают М. сделку, как и всякую другую, недействительной. Что же касается ошибки, то в виду того обстоятельства, что предметом сделки являются факты сомнительные и неизвестные, ее влияние имеет место лишь в том случае, когда ошибка касается оснований сделки, а не ее предмета — иными словами, когда самая неизвестность и спорность отношений не существовала бы, если бы впавшая в ошибку сторона правильно представляла себе спорный и сомнительный факт. Неясность и спорность отношений, как другое основное условие М. сделки, может состоять в сомнении о существовании самого права, его происхождении и установлении, объеме или отсутствии прямых и верных средств к осуществлению бесспорного права (например, неопределенность объектов, на которые должно быть обращено взыскание по состоявшемуся судебному приговору). Наличность неясности и спорности также оценивается по субъективной мерке, т. е. пониманию самих сторон; поэтому нет оснований к признанию недействительной М. сделки о деле, по которому уже состоялся судебный приговор, остававшийся до момента заключения сделки неизвестным сторонам, хотя не все законодательства, признавая принцип, допускают и последний вывод. В определении состава юридических отношений, подлежащих действию М. сделки, существует значительная разница между постановлениями современного права и историей. Пока гражданско-правовая и уголовная юстиция не были ясно отделены одна от другой и государство не могло взять на себя исключительное отправление последней во всех ее стадиях, М. сделка обнимала почти всю область спорных отношений, преступлений, проступков и гражданских правонарушений, оканчивая возникавшие из-за них споры. В настоящее время действию М. сделок совсем не подлежат дела о преступлениях, преследуемых независимо от жалобы потерпевшего, и о тех гражданско-правовых отношениях, которые стоят под особой охраной государства. К последним принадлежат личные отношения в области семейного права; отношения, возникающие из обязанности платить алименты, и некоторые возникающие из недозволенных законом деяний, влекущих уплату убытков (например, недействительны М. сделки потерпевших вред от железнодорожных и пароходных предприятий с их управлениями; ст. 683 т. X, ч. I). М. сделки по преступлениям, преследуемым только по жалобе потерпевшего, действительны также с рядом исключений (ст. 157 Уложения о наказаниях). Все остальные отношения личного, вещного, обязательственного и семейно-правового характера, где частной воле предоставлена полная сфера господства, и теперь могут быть беспрепятственно предметом М. сделок и подлежать их законным последствиям. Эти последние состоят в том, что взамен уступленных прав и исков стороны получают права и обязанности, основанные на сделке. Вошедшие в законную силу М. сделки обыкновенно имеют значение судебных решений, навсегда прекращая одностороннее оспаривание установленных сделкой отношений. Сила их не распространяется, по принципу, на третьих лиц, не участвовавших в ее заключении, и обнимает лишь те юридические отношения, которые определенно имелись в виду при составлении сделки. Устанавливаемая взаимным соглашением сторон (письменная форма требуется не всеми законодательствами), М. сделка может быть и отменена таким же соглашением.

Ср. ст. 3593—3616 Свода гражданских узаконений губ. Прибалтийских; ст. 1357—1366 Устава гражданского судопроизводства; Windscheid, "Lehrb. der Pandekten" (§ 413 и 414); Победоносцев, "Курс гражданского права" (III, § 25, СПб., 1896) и "Motive zu dem Eutwurfe eines b ürg. GB. für das deutsche Reich" (II, §§ 666 и 667).

В. Н.

Мировая скорбь

(Weltschmerz) — см. Пессимизм в поэзии.

Мирович

(H.) — псевдоним писательницы Зинаиды Сергеевны Ивановой. Род. в 1865 г. Училась на высших женских курсах проф. В. И. Герье. Напечатала ряд статей об эпохе французской революции (в "Пантеоне Литературы", "Историческ. Обозрении" и др. изданиях), критический этюд об Ибсене и ряд педагогических и публицистических работ: "Жан Масе", "Из истории женского образования в России", "Университетские поселения в Англии", "Национальный союз домашнего чтения в Англии", "Демократизация образования во Франции" и др. Отдельно издана ее книга: "Госпожа Ролан" (СПб., 1905).

Мирович, Василий Яковлевич

— подпоручик смоленского пехотного полка, виновник "шлиссельбургской нелепы", по выражению Екатерины II; она же назвала М. "сыном и внуком бунтовщиков". Его дед, переяславский полковник Федор М., изменил Петру I и после поражения Карла XII бежал в Польшу. Отец его Яков М., ездил тайно в Польшу, за что и был сослан в Сибирь, где M. и родился в 1740 г. Обедневший потомок некогда богатых и знатных малороссийских дворян, подпоручик М. находился однажды на карауле в шлиссельбургской крепости. Узнав, что таинственный узник № l — Иоанн Антонович, он решился освобождением его и возведением на престол приобрести богатства и славу. Подробности попытки М. см. По приговору сената М. был казнен 15 сентября 1764 г. В числе обстоятельств, побудивших М к "бунту", считают и его озлобление против Екатерины за неоднократный отказ в просьбе о возвращении потомственных имений. "Бунт" М. послужил темой для романа Г. П. Данилевского ("Мирович", СПб., 1886).

Кроме сочинений, названных в ст. Иоанн Антонович, ср.: "По делу М." (его два прошения и официальная записка о суде над ним, в "Сборнике исторических материалов и документов, относящихся до истории России XVIII— XIX вв.", изд. М. Михайловым, СПб., 1873); Е. Е. Ковалевский, " Граф Д. Н. Блудов и его время" (СПб., 1866, приложение); Бантыш-Каменский, "История Малой России" (т. IV); Шубинский, "Иоанн Антонович" ("Русская Старина", т. XXIV и XXV); "Записка" В. П. Кочубея в "Чтениях в Московском Общ. Истории и Древностей Российских" (1860, III); Бильбасов, "Шлиссельбургская нелепа" ("Исторический Вестник", 1888, № 5).

В. Р—в.

Мирович, Иван

— переяславский полковник. В 1693 г. участвовал в походе против буджакских татар. В 1704 г. по повелению Петра с 10-тысячным отрядом присоединился к войску польского короля Августа, под начальством Паткуля, но вследствие дурного обращения последнего удалился в Украину. Через два года был отправлен с полком в Ляховичи, где его окружили шведы, принудили голодом сдаться и отправили в Стокгольм; здесь он вскоре и умер в тюрьме.

Мировка

— село Киевского уезда и губернии, при речке Безымянной, в 70 верстах от Киева. Дворов 436, жителей 2731. Православная церковь, церковно-приходское училище, лавка, 14 ветряных мельниц.

Мировой посредник

— двухнедельная полуофициальная газета, выходившая в 1862 г. в С.-Петербурге под редакцией Е. И. Карповича; в 1863 г. выходила под загл. "Вестник мировых учреждений".

Мировой посредник

— юридическая газета, выходившая в СПб. в 1862 г., раз в две недели; редактор-издатель Е. П. Карнович.

Мировой процесс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мировые посредники

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мировые судьи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мирожский монастырь

или Спасо-Мирожский — мужской, 3-го класса, в Пскове, при устье реки Мирожи. Основан в самом начале XII в.; первые его игумены, Авраамий и Василий, убиты ливонцами в 1299 г. Часто подвергался разорениям от ливонцев. Теперь в нем две церкви, из которых древнейшая, от середины XII в., — церковь Преображения Господня, со множеством древних икон.

Ср. "Псковский Спасо-Мирожский мужской монастырь" (историко-статистический очерк И. Василева, Псков, 1868).

Мироздание

— см. Мировой процесс и Мир.

Мирозин

— см. Горчица, Ферменты неорганизованные.

Мирок

— ежемесячный иллюстрированный журнал для детей младшего возраста, выходит в С.-Петербурге с января 1902 г., с приложением ежемесячного "Листка для матерей"; ред.-изд. Зин. Шарапова, потом Соф. Широких.

Миролюбов Виктор Сергеевич

— журналист. Был оперным певцом (бас) в московском Имп. театре. Оставив артистич. деятельность, с 1896 г. стал издателем, а затем и редактором "Журнала для всех" (см.).

Миромениль

(Armand-Thomas Hue de Miromesnil) — французский министр юстиции (1723—1796). При Людовике XVI редактировал декларацию 24 августа 1780 г., внеся в нее отмену предварительной пытки.

Мирон, греческий скульптор

(Μύρων) — из Елевфер, на границе Аттики и Беотии. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (конец VI—начало V в.). Древние характеризуют его как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причем с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. Наиболее знаменитое его произведение "Дискобол", атлет, намеревающийся пустить диск, — статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая в palazzo Massimi в Риме. Наряду с этой статуей древние писатели упоминают с похвалами об его изваянии Марсия, сгруппированного с Афиной. Об этой группе мы получаем понятие также по нескольким поздним ее повторениям. Из изображений животных, исполненных М., более других славилась "Корова", в похвалу которой писались десятки эпиграмм. За самыми незначительными исключениями, произведения М. были бронзовые.

А. Щ.

Мирон, святые

— имя двух святых: 1) епископ критский; умер около 350 г., память 8 августа; 2) пресвитер, мученик, пострадал в царствование Декия, в 253 г. Память 17 августа.

Предыдущая страница Следующая страница