Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "М" (часть 56, Мон)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "М" (часть 56, Мон)

Предыдущая страница Следующая страница

Мондорф

(Mondorf) — курорт в Люксембурге, в 1,5 м. от станции Otringen, на высокой, открытой для ветров равнине. Источники получены бурением в 1841 г. на глубине 2250 фт., t° воды 20° Р.; состав воды: в 1000 ч. твердого остатка 14, поваренной соли 8,7, хлористого кальция 3,17, хлористого магния 0,4, хлористого калия 0,2, сернокислого кальция 1,6, бромистого натра 0,098, углекислой закиси железа 0,022. Для питья вода разводится сывороткой. Пользование ваннами — более существенная часть лечения благодаря содержанию в воде азота (14,7 куб. стм. в 1000 ч.), успокаивающего кожную чувствительность; ингаляции водяных паров для уменьшения кашлевого раздражения. Приезжают больные с хроническим ревматизмом, золотухой, метритом. Посетителей до 1300 чел.

Моне Франц-Иосиф

(Моnе, 1796—1871) — германист, проф. истории в Гейдельберге. М. выступил сначала с сочинением в духе Крейцеровой символики "Geschichte des Heidentums im nö rdl. Europa" (Дармшт., 1822—24); большей систематичностью отличаются позднейшие "Untersuchungen zur Geschichte der deutschen Heldensage" (Кведлинбург, 1836). Очень ценно его "Uebersicht der niederl änd. Volkslitteratur ä lterer Zeit" (Тюб., 1838). Другие его труды: "Quellen und Forschungen zur Geschichte der deutschen Litteratur und Sprache" (т. 1, Ахен, 1830), "Altdeutsche Schauspiele" (Кведлинб., 1841), "Schauspiele des Mittelalters" (Карлсруэ, 1846), "Lat. Hymnen" (Фрейбург, 1853—55), "Lat. und griech. Messen" (Франкф.-на-Maйне, 1850), "Keitische Forschungen" (Фрейбург, 1857), "Urgeschichte des bad. Landes" и др.

Монемвазия

(Monemvasia, Μονεμβασία) — укрепление, возникшее в начале византийского средневековья на скалистом островке у восточных берегов Лаконии, соединяющемся с материком узкой дамбой (отсюда название М., т. е. "с одним лишь доступом"). М., называвшаяся у итальянцев Наполи-ди-Мальвазия или просто Мальвазия, была одним из сильнейших береговых укреплений Мореи и главным складочным пунктом левантинской торговли; отсюда расходились по всей Западной Европе вина Пелопоннеса и греческих островов, называвшиеся поэтому мальвазийскими. В настоящее время М. (ок. 600 жит.) — незначительный городок с живописными развалинами грандиозных крепостных сооружений.

Монеры

— этим именем Геккель назвал простейшие одноклеточные организмы без ядра. Так как присутствие ядра во многих случаях трудно констатируется, то первоначально, пока методы микроскопического исследования были сравнительно несовершенны, безъядерными считались очень многие формы, а затем число их стало быстро падать, и в настоящее время весьма сомнительно, есть ли вообще безъядерные одноклеточные организмы. Вопрос о М. представляет некоторый интерес ввиду того, что первоначальное возникновение организмов на земле, вероятно, произошло в форме тел, не дифференцированных еще на ядро и протоплазму.

Н. Кн.

Монета (деньги)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монета, прозвание Юноны

(Moneta, т. е. "советница") — прозвание Юноны у римлян. По преданию, оно возникло в войну с Пирром, когда Юнона отвечала вопрошавшим ее римлянам, что у них не будет недостатка в деньгах, если они будут справедливо вести войну; когда это обещание ее исполнилось, римляне назвали ее М. и изобразили на отчеканенных тогда деньгах в виде Справедливости, с весами в правой руке и рогом изобилия в левой. Так как при храме Юноны М. на Капитолии устроен был первый двор для чеканки, то и самые деньги отсюда получили название монет.

Монетная регалия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монетные дворы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монетные системы и единицы

— см. Системы монетные (доп.).

Монетные системы и единицы

— см. Системы монетные.

Монетные союзы

— С целью облегчить взаимные торгово-промышленные сношения отдельные государства устанавливают иногда однородную монетную единицу, определяя нормальный ее вес, и обязываются принимать в своих казначействах иностранную монету других союзных государств. Подобные союзы учреждались, без особого успеха, еще в Средние века, когда монетная система в отдельных странах отличалась крайней пестротой и сложностью. В новейшее время были учреждены союзы: Австрийско-Баварский (1753), Союз германских государств (1837—38) и ныне существующие Скандинавский (1875) и Латинский (см.).

Монетные сплавы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монетный устав

(ныне действующий) — издан в 1885 г. и входит в состав VII т. Св. Зак. изд. 1893 г. Все нарушения М. устава проект нового уголовного уложения подводит под понятие подлога (см. Подделка монеты). Действующее уложение о наказ. предусматривает еще переплавку российской монеты (см.).

Монетный чекан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монетье де Бриансон

(Monêtier de Brianç on) — мcт. в дпт. Верхних Пиренеев, с часто посещаемыми купаньями; 2 серных источника (40 и 50°).

Монж Гаспар

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монжела Максимильян-Иосиф

(граф Montgelas, 1759—1838) — баварский государственный деятель, француз родом; свободнее выражался по-французски, чем по-немецки. Служа в Цвейбрюккене, вошел в милость наследника герцогской короны, Максимилиана-Иосифа. По вступлении последнего на престол (1795) М. был назначен цвейбрюккенским министром иностранных дел, а когда Максимилиан-Иосиф сделался баварским курфюрстом (1799), М. получил ту же должность в Баварии, где часто заведовал и другими м-вами. Он застал Баварию слабым курфюршеством с территорией в 1507 кв. км, а оставил ее королевством в 2232 кв. км, с несомненным влиянием в германских делах. Его идеалом была могущественная Бавария с сильной королевской властью; во внутренних делах он был приверженцем просвещенного абсолютизма и готов был заключать сделки со всеми партиями и стремлениями, лишь бы они вели к раз намеченной цели. В самом начале он выступил противником Франции и революционных идей, но очень быстро изменил направление и приступил к реформам. Университет был перенесен из Ингольштадта в Ландсгут, где он был дальше от разных клерикальных влияний; школа была преобразована в антиклерикальном духе, цензура книг отменена, и сохранена только полицейская цензура газет и проч. (см. Бавария). В 1808 г. эти реформы увенчались опубликованием конституции, которая, впрочем, осталась только на бумаге. В иностранной политике М. обратился в решительного союзника Наполеона; с 1805 по 1812 г. войска Баварии сражались рядом с французскими против австрийцев, пруссаков и русских, и в 1812 г. почти совершенно погиб в России 30-тысячный Баварский корпус. В 1813 г. М. за 10 дней до Лейпцигской битвы изменил Наполеону и перешел на сторону союзников. Влияние его в это время поколебалось; против него действовали кронпринц Людовик и кн. Вреде. М. не был послан на Венский конгресс, а в 1817 г. должен был отказаться от поста министра. См. составленный им для короля и опубликованный лишь в 1887 г. в Штутгарте "Denkw ürdigkeiten des bayr. St aatsministers M. Graf v. M.", а также "Briefe des Staatsministers Grafen von М." (Регенсб., 1853); Sicherer, "Staat und Kirche und Bayern vom Regierungsantritt des Kurf ürsten Max-Joseph IV bis zur Erklä rung von Tegernsee" (Мюнх., 1873); Heigel, "Historisch e Vorträ ge und Studien" (3 изд., Мюнхен, 1887); Schwann, "Geschichte Bayerns" (т. 3, т же, 1894); Treilschke, "Deutsche Geschichte" (т. 1 и 2).

В. В—в.

Монжуа Феликс-Кристоф

(Fé lix-Christophe, Ventre de la Touloubre Mont-joie) — франц. литератор (1746—1816); во время Директории, как роялист, был осужден на пожизненное изгнание, но уже в 1799 г. вернулся в Париж. Главн. его труды: "Des principes de la monarchie" (1789), "Avis à la Convention sur iе proc ès de Louis XVI" (1792); "Histoire de la conjuration de Robespierre" (1794); "Antoinette, reine de France" (1791).

Монжуа, клич

(в полном виде Mont-joie Saint-Denis) — военный клич французов в Средние века и девиз королей Франции; значение его неизвестно в точности (вероятно — "защита наша св. Дионисий").

Монза

— р. Вологодской и Костромской губ., правый приток Костромы. Берет начало в Кадниковском уезде, в небольшом расстоянии от р. Сухоны, орошает уезды Кадниковский и Буйский. Общее направление к Ю.В., длина течения до 100 вер., ширина от 15 до 30 саж., глубина незначительна, берега вообще пологи. На М. много мельниц. Весной по М. производится значительный сплав леса, начиная от села Демьянова.

Монигетти Ипполит Антонович

— архитектор (1819—78), род. в Москве. Пройдя блестящим образом курс московского Строгановского училища технического рисования, в 1834 г. поступил в воспитанники Имп. акд. худ., в которой главным его наставником по архитектуре был проф. А. П. Брюллов. В 1839 г. за проект театрального училища М. награжден мал. зол. медалью, но по болезни не конкурировал на получение большой такой же медали и, вышед из акд. с званием художника XIV кл., для поправления своего здоровья отправился в чужие края. Пробыв довольно долго в Италии и посетив после того Грецию и Восток, усердно изучал в этих странах памятники зодчества, чертил их детали и таким образом составил богатое собрание любопытных рисунков, которые по возвращении его в СПб. в 1847 г. доставили ему звание академика. Часть этих рисунков поступила потом в архитектурный класс акд., как драгоценный материал для изучения стилей, преимущественно же орнаментистики. Строительная деятельность М. по его приезде в отечество началась с поступления его на должность главн. архитектора Имп. царскосельских дворцов — сооружением грациозной купальни в виде турецкой мечети на большом пруде, отделкой дворцовых цветочных оранжерей, устройством двух мостиков в парке Царского Села и постройкой нескольких барских дач в этом городе. Затем им были выстроены в СПб. дома для г. Новосильцева, гр. Апраксиной, кн. Воронцова (на Мойке), гр. П. С. Строганова (на Сергиевск. ул.), г-жи Ниротморцевой и др. Получив в 1858 г. профессорский титул как художник, уже заслуживший почетную известность, М. занялся возведением по своим проектам различных зданий на имп. даче Ливадия в Крыму, в том числе необыкновенно изящной церкви византийского стиля. В 1864 г. он сочинил проект правосл. црк. в Веве, в Швейцарии, после чего производил отделку нескольких парадных комнат Аничковск. дворца в СПб. по случаю приспособления его к резиденции наследника цесаревича, впоследствии императора Александра Александровича (здесь особенно удачно декорированы лестница во вкусе Людовика XVI, гостиная во вкусе Людовика XIV и библиотека в позднероманск. стиле). В 1869—73 гг. М. был занят по поручению Морск. министерства внутренним убранством имп. яхт "Держава" и "Ливадия", представлявших чудеса современного комфорта и роскоши. Дальнейшие его работы состояли в постройке барского дома в курском поместье кн. В. И. Барятинского, возобновлении имп. дворца в Скерневицах близ Варшавы и составлении проекта здания для Политехнического музея в Москве. Последний из этих трудов не позволила художнику окончить тяжкая болезнь, сведшая его в могилу. М. был отличный архитектор-практик, но он оставил по себе память в истории русского искусства преимущественно как орнаментист и сочинитель рисунков для художественно-промышленных производств. По этой части он трудился с особенной любовью, почти беспрерывно, снабжая русских мастеров и фабрикантов рисунками для их изделий и сочиняя для возводимых им дворцов и церквей чертежи различной утвари, согласной с характером и стилем этих зданий. Своим примером он возбуждал в молодых художниках охоту работать в том же направлении и образовал группу учеников, подобно ему, способствовавших новейшим успехам русской орнаментистики.

А. С—в.

Монизм

(от греческого μονος — единый) — обозначает собой философское направление, признающее только один принцип бытия; в этом смысле М. противоположен как дуализму, допускающему два противоположных принципа бытия, так и плюрализму, допускающему бесконечное множество качественно различных субстанций (монады Лейбница, гомойомеры Анаксагора). Как материализм, так и идеализм представляют собой системы монистические. Впервые М. был противопоставлен дуализму Вольфом, который себя причислял к дуалистам. Термин М. получил распространение лишь в применении к гегелевской философии и в особенности в современной натурфилософии (Геккеля, Нуаре и др.), для которых духовное и материальное представляются не самостоятельными началами, а чем-то неразрывным. В этом направлении вновь проявляются древние гилозоистические представления. Таким образом, значение термина монизм изменилось. Вольфова школа видела в монизме смешение понятий материи и духа и требовала их разделения; если же в современной философской литературе и восстают против М. (Геккеля), то в сущности лишь для того, чтобы на место натуралистического понимания поставить иной М., исходящий из гносеологических воззрений, по которым материя и дух являются лишь различными сторонами одного и того же бытия, зависящими от субъективного понимания. Не может быть никакого сомнения в том, что истинная философия может быть только монистической: основное требование всякой философской системы заключается в проведении единого начала, и отказаться от этого требования значит отказаться от возможности понять мир как целое, как космос (порядок). Не всякий М., однако, имеет философское значение. Материалистическому М. вполне справедливо противопоставляют дуалистическое миропонимание, которое как критический прием, как анализ понятий, имеет полное значение. Но на дуализме остановиться нельзя: поняв различие духа и материи, нужно искать объединения в высшем понятии и в идеалистическом М., который субстанциальное значение признает лишь за духом, а в материи видит феномен, всецело объяснимый деятельностью духовного начала. Вся новая философия, начиная от Декарта, шла по этой дороге, и нужно полагать, что по этому направлению пойдет и будущая философия, пользуясь результатами идеализма XVII в. и начала XIX в.

Э. Р.

Моника

(332—387) — мать блаж. Августина. Родилась от христианских родителей; вступив в супружество с язычником, по имени Патрицием, под конец его жизни обратила его ко Христу. Из "Исповеди" Августина известно, с какой любовью и разумной заботливостью относилась она к сыну. В ней видят образец матери-христианки; ее влиянием объясняют исправление ее сына. Сначала она с детьми жила в Карфагене, потом в Милане; после крещения сына М. вместе с ним отправилась в Африку, но на пути скончалась в Остии. В 1430 г. тело ее перенесено в Рим. Католич. церковью она причтена к лику святых.

Н. Б—в.

Монинское согласие, новопоморское согласие

— раскольники, отделившиеся в 70-х гг. прошлого века от поморцев московского Преображенского кладбища, называемых также феодосеевцами и принадлежащих к беспоповщине. Основатель М. согласия, московский купец Василий Емельянов, отвергнув основные начала своего прежнего вероучения — безбрачие и немоление за царя, — установил следующие положения для новообразовавшейся общины: "женившиеся не согрешают; брак чист; ложе не скверно и не блазненно. Подобает молиться за предержащие власти". Из всех беспоповских толков, отвергающих священство, М. согласие наиболее приближается к православию. На Покровской улице в Москве была сооружена последователями Емельянова молельня, причем земля и дом для последней были куплены на имя родственника Емельянова, купца Монина. Отсюда новое учение названо монинским, а молельня — Покровской. При молельне по примеру Преображенского кладбища было устроено обширное здание для призрения больных и бедных, число которых доходило до 200 чел. Постепенно Покровская община расширялась, привлекая к себе по преимуществу богатых поморцев, и в молельню притекали значительные пожертвования со стороны усердных прихожан. Особенной силы и влияния достигла община, когда настоятелем ее в начале текущего века сделался даровитый, предприимчивый московский купец Гавриил Иларионович Скочков, выразивший в своих сочинениях сущность новопоморского согласия и давший своему обществу прочное, определенное устройство. Скочков завел при Покровской часовне особую "брачную книгу", в которую за известную плату в пользу молельни, доходившую для богатых людей до весьма высокой цифры, записывались раскольничьи браки. Книга хранилась у зятя Скочкова, Адриана Сверчкова, известного среди поморцев поэта. Браки поморцев были совершаемы по особой форме, установленной Скочковым, и впоследствии были признаваемы правительством законными под тем условием, чтобы в книгу заносились лишь браки московских раскольников, а не иногородних. После смерти Скочкова (1821 г.), при его преемнике Антипе Андрееве, покровская община стала распадаться. Когда следствием, возникшим по поводу замеченного нарушения правил о записи браков, было установлено, что новопоморцы отступили от своего первоначального учения, отменив молитву за царя и не признавая браков, совершенных православной церковью, в 1827 г. была закрыта молельня, а дом и земля переданы в собственность наследникам Монина. Церковное имущество было своевременно вывезено в частную молельню купца Гусарева, сделавшуюся часовней общественной. Число московских прихожан покровской общины доходило до 7000 чел. (1827 г.). Кроме того, члены М. согласия встречались в Вологде, Рыбинске, Саратове, в с. Зуеве, в Покровском у. Владимирской губ. и в других местах. См. Н. Попов, "Что такое современное старообрядчество в России" (М., 1866); "Материалы для истории беспоповщинского согласия в Москве" (М., 1870); П. Усов, "Поморский реформатор" ("Ист. вестник", май 188 6).

Монис Антуан Эммануэль Эрнест

(Monis) — французский политический деятель. Род. в 1846 г., был адвокатом в Бордо; с 1885 г. депутат республиканец, потом радикал; с 1891 г. сенатор; в 1899 — 1902 гг. министр юстиции в кабинете Вальдека-Руссо.

Монисто

(стар.) — шейное украшение, состоявшее из цепочки или шнура с крестами и монетами, в роде ожерелья. В летописях и старинных грамотах М. упоминается обыкновенно при именах женщин. Из "Слова о богаче и Лазаре" видно, что его носили и слуги богачей; в службе Константину Философу, памятнике XII в., оно также связывается с именем мужчины. В азбуковниках XVI и XVII вв. М. заменяется ланцугой (цепь или металлический шнурок) и гривной. Около XVI в. М. и гривны перешли в простые вышивные украшения. Любопытный образец М. находится в Равенне, в церкви св. Виталия, на мозаике, изображающей имп. Феодору в сопровождении женщин; на всех женщинах надеты М., более или менее богатые и состоящие из нескольких рядов украшений.

В. P—в.

Монитер, модный журнал

— модный журнал, выходивший в Москве в 1860—1861 гг. по два раза в месяц (с иллюстрированными приложениями), посвященный женскому хозяйству, рукодельям и модам. В 1861 г. переименован в "Ежем. журнал для дам и девиц".

Монитер, сборник

(Moniteur Universel или Gazette Nationale) — был основан Панкуком 5 мая 1789 г. Это один из самых интересных и полных исторических сборников в период революции, несмотря на многочисленные пропуски, особенно таких фактов, которые были неприятны правительству. "Moniteur" делается официальным правительственным органом с нивоза VIII г. и сохраняет это значение до 1865 г., когда уступает место "Journal Officiel".

Монитор на флоте

— см. Корабль.

Монитор, ящерица

— см. Варан.

Монк Джорж

(Monk) — англ. генерал (1608—1669). В начале гражданской войны, во время исполнения поручения, данного ему королем, был захвачен в плен парламентскими войсками и посажен в Тауэр. Через несколько лет ему возвратили свободу и назначили командиром полка, действовавшего против ирландцев. Кромвель, отправляясь на войну против Карла II, поручил М. начальство над отдельным корпусом, с которым он и покорил Шотландию. Впоследствии М. принимал участие в войне с Голландией, а затем по поручению Кромвеля усмирял мятежников в Шотландии. Об участии его в восстановлении Стюартов см. Великобритания. Карл II осыпал его наградами и пожаловал ему титул герцога Альбермарля. В 1666 г. М., командуя англ. флотом, отличился в войне с Голландией.

Монкада, дон Франсиско де

(дон Francisco de Moncada, граф Osona, 1586—1635) — испанский полководец и историк, был губернатором Испанских Нидерландов; пал при осаде крепости Гох, близ Клеве. Главный труд его: "Historia de la expedicion de Catalones y Aragoneses contra Turcos y Griegos" (Барсел., 1623; Мадр. 1777 и 1805); составляет т. XXI "Biblioteca de autores espa ñ oles" (Мадр., 1852).

Монкальм де Сен-Веран

(Montcalm de S.-Vé ran, 1712—1759). — маркиз, франц. генерал, командовавший канадскими волонтерами во время войны с англичанами в Сев. Америке. Необычайным мужеством своим умел вдохновлять плохо организованные войска и, несмотря на их малочисленность, нанес англичанам несколько чувствительных поражений. В бою при Квебеке (см.) М. во время отступления был смертельно ранен.

Монконтур

(Moncontour) — местечко в франц. департаменте Виенны, на канализованной р. Див, с развалинами разрушенного Дюгекленом в 1372 г. замка; известно битвой, в которой гугеноты под начальством Колиньи были разбиты королевской армией 3 окт. 1569 г.

Монкретьен Антуан

(де Montchrestien, известен также под именем Vattevillе) — французский драматург (1575—1622), сын протестанта, который назывался собственно Мокретьен (Mauchrestien). Убив на дуэли противника, М. бежал в Англию; Генрих IV помиловал его. Он погиб в 1621 г. при восстании гугенотов. Более выдающиеся из его трагедий: "Sophonisbe" (1594; Фрисом, Марбург, 1889), "Aman" (1599 г.; сюжет заимствован Расином для его "Esther"), "L' é cossaise, ou Marie Stuart" (1601). У М. впервые встречается термин "политическая экономия", в заглавии его сочин. "Trait é de l'Оесоnоmiе politique" (1615; нов. изд., с введением Функ-Брентано, 1889). Собрание его драматических произведений издал Petit de Juleville (Пар., 1891). Ср. Duval, "M émoire sur Antoine de M., auteur du premier traité d'é conomie politique" (П., 1868); Vaudichon, "M. L'homme, le bandolier, le po ète, l'é conomiste" (Амьен, 1882); Wenzel, "Studien ü ber A. de M." (Веймар, 1885), "M., the first french есоnоmist" (в "Edinburgh Review", 189 0).

Монкриф Франсуа-Огюстен Паради

(de Moncrif, 1687—1770) — франц. поэт, член Франц. академии. Как стихотворец, музыкант, актер и искусный боец на шпагах, пользовался большой популярностью в придворных кружках; был чтецом королевы Марии, жены Людовика XV. Удачнее всего его песни и романсы, особенно "Le rajeunissement inutile". Его пародия на педантичных ученых "Histoire des chats" (Пар., 1727—48) доставила ему прозвище "l'historiogriffe". Прочие труды его — романы, комедии, балеты и др. — не имеют большого значения. Сам он издал свои "Oeuvres" (1751—68); выборку из них дал Uzanne (1879).

Монлери

(Montlhé ry) — незначительный город в франц. дпт. Сены и Уазы; здесь 16 июля 1465 г. Людовик XI отбил лигистов под начальством Карла Смелого, но ночью оставил поле битвы, вследствие чего считался побежденным (см.). Ср. Franz, "Die Schlacht bei M." (Б., 1893).

Монлозье Франсуа-Доминик

(Francois-Dominique Regnaud, граф de Montlosier) — франц. историк-публицист (1755—1838). В учред. собрании стоял за привилегии и авторитет короны, потом эмигрировал, жил в Кобленце, затем в Англии, где редактировал "Courrier de Londres"; во время консульства был послан во Францию предложить первому консулу Италию, если последний согласится на восстановление Бурбонов. Вычеркнутый из списка эмигрантов, М. получил позволение издавать в Париже свой журнал, чем воспользовался для восхваления первого консула. Желая приблизить к себе старинную аристократию, Наполеон поручил М. написать книгу о государственном строе Франции. Написанное по этому поводу М. соч. "De la monarchie fran ç aise" совершенно не оправдало, однако, ожиданий императора. М. доказывал в своей книге, что истинный народ Франции — феодальная аристократия, что третье сословие — народ пришлый и что аристократия во все времена боролась лишь за свои неоспоримые права. Лишь в 1814 г. эта книга увидела свет. Несмотря на легитимизм и верность католицизму, М. решительно не одобрял клерикальной реакции Бурбонов, которую в своих "M émoires à consulter" (П., 1826) называл религиозно-политической системой, грозящей ниспровергнуть религию, общество и трон; на ту же тему написаны М. "J ésuites" (1827), "De la puissance ecclésiastique" (1829), "Du prê tre" (1833) и другие брошюры, встреченные шумным одобрением либеральной партии. В 1832 г. Людовик-Филипп назначил М. пэром. Перед его смертью духовенство хотело заставить его отречься от написанного им, но он отказался. Его похороны состоялись при громадном стечении народа.

Монлюк Блэз

(Blaise de Monluc, 1502—1577) — франц. писатель и политич. деятель. Участвовал в битве при Павии; своими нововведениями в тактике и артиллерии много способствовал успехам Франциска I; в 1555 г. удачно защищал Сиену; как правитель Гиени, возбудил ропот строгим преследованием протестантов. Он первый предложил ввести устройство быта инвалидов и офицерские испытания. Для военной истории важны его "M é moires", королем Генрихом IV названные "la bible du soldat"; они обнимают время с 1521 по 1574 гг. Лучшее изд. — A. de Buble (П., 1865—72); Baudrillat переработал "Les guerres d'Italie" (П., 1886).

Монлюсон

(Monluç on) — город во франц. дпт. Аллье, на р. Шер; замок XV в.; вблизи угольные копи. Значительные чугунные и стальные заводы. 26019 жит.

Монмальту

— р. Амурской обл., вытекает из Туранского хребта, впадает в Бурею, верстах в 50 ниже Тырмы. Длина 65—70 в. Берега гористы, покрыты лесом, в котором хорошая охота для тунгусов. Значительный правый приток М. — Монмальтукан, длиной более 50 в.

Монмартр

— см. Париж.

Монмартра гипсы

— ярус нижнего олигоцена Франции, слагающийся на горах Монмартра гипсом и гипсовыми рухляками с многочисленными остатками млекопитающих, птиц и пресмыкающихся.

Монмеди

(Montmé dy) — г. и креп. во франц. д-те Мааса, в Арденнах, недалеко от бельгийской границы; кожевенные заводы, торговля мукой, вином и т. д. Верхняя часть города была построена в 1235 г. и укреплена в XVI в. Город принадлежит Франции с 1659 г. В 1870 г. М. был осажден прусскими войсками, которым сдался на капитуляцию 13 дек.

Монмираль

(Montmirail) — гор. во франц. д-те Марны. 30 января 1814 г. Наполеон, предупредив у М. соединение русского корпуса Сакена с прусским корпусом Йорка, нанес первому из них чувствительное поражение, после которого Сакен отступил на Шато-Тьерри, потеряв до 2800 ч. и 13 орудий.

Монмор Пьер де

— французский математик (1678—1719). Настоящая его фамилия Ремон (R é mond de Montmort), М. же называлось особенно любимое им поместье. В юности М. изучал правоведение и философию, но его влекло к математике, которую он после путешествия по Германии и сделал почти исключительным предметом своих занятий. М. поддерживал постоянные сношения с Николаем И. Бернулли и многими другими математиками, французскими и иностранными (Мальбранш, Моавр, Франсуа Николь, Иоанн Бернулли, Тайлор и Конти). М. переписывался также и с Лейбницем, мнение которого о М. как математике вообще было так высоко, что он выбрал его в 1716 году посредником в своем споре с Ньютоном о первенстве открытия анализа бесконечно малых. Ученые труды М. относились главным образом к теории вероятностей и к учению о рядах. В последние годы своей жизни М. занимался составлением "Истории геометрии", которая, по-видимому, не была окончена. Его исследования по теории вероятностей изложены в особом составленном им сочинении, вышедшем в свет в 1708 г. под заглавием "Essay d'Analyse sur les jeux de Hazard", но без имени автора. В своем значительно пополненном и улучшенном втором издании, в 1713 году, это сочинение состояло из 5 отделений, из которых первое было посвящено необходимому для последующего изложения учению о соединениях вместе с относящимися к нему исследованиями самого автора; второе, третье и четвертое занимались главным предметом всего сочинения, то есть играми, вероятности выигрыша в которых исследовались с помощью учения о соединениях, и, наконец, пятое содержало относящуюся к предмету сочинения, по крайней мере в главной своей части, переписку автора с Иоанном и Николаем И. Бернулли. М. первый обращает здесь внимание на отношения, существующие между числами вероятностей и полиномиальными коэффициентами. Также здесь говорит он, что если включить 1 в число делителей и подразумевать под а 1, а 2,... а μ простые числа, то число делителей выражения Монмор Пьер де представится произведением (e1+1) (e2+1)... ( е μ + 1). Наконец, он составляет фигурные числа из вновь появляющихся с каждой новой строкой производящих чисел, которые называются им generateurs. Работы М. в области учения о рядах относились главным образом к суммированию последних и послужили предметом нескольких мемуаров, представленных автором в Лондонское королевское общество и затем напечатанных в "Philosophical Transactions". В одном, из этих мемуаров, появившемся в свете в 1717 г. ("Ph. Tr." XXX, стр. 633—675), автор занимается развитием и приложением к разнообразным примерам идеи о том, что при суммировании ряда все усилия должны быть направлены к представлению его членов в виде таких разностей, в которых вычитаемое одной служило бы уменьшаемым для непосредственно следующей за ней другой. Сумма рассматриваемого ряда при таком выражении очевидна. В другом мемуаре (1718 г.) М. первый дал и доказал замечательную формулу, служащую для выражения суммы p членов ряда, разности которых доходят до обращения в нуль. Если обозначить через а член, с которого начинается суммирование, а через Δ а, Δ 2 а, ... разности различных порядков, доставляемые следующими членами, то эта формула представится в виде

S = pa + [p(p — 1)/(1∙2)] Δ а + [p(p — 1)(p — 2)/(1∙2∙3)] Δ 2 а +...

Сведения о жизни и деятельности М., хотя и недостаточно подробные, можно найти в "Histoire de l'Acad é mie des sciences" (1719, стр. 83—93).

В. В. Бобынин.

Монморанси

(Montmorency) — старинный дворянский французский род, известный с X в. Анн М. (1493—1567) был приближенным короля Франциска I, участвовал в битвах при Мариньяно (1515) и Бикоке (1522), вместе с королем был взят в плен при Павии. В 1538 г. был назначен коннетаблем, но скоро потерял расположение короля. После вступления на престол Генриха II М. добился вновь прежнего влияния, а в 1551 г. получил герцогский титул. В 1557 г., командуя французскими войсками, он потерпел поражение, был ранен и взят в плен при С.-Кантэне; освобожден после заключения мира. При Карле IX М. сделался одним из видных вождей крайней католической партии и образовал с герцогом Гизом и маршалом С.-Андре триумвират, руководивший делами при малолетнем короле. В 1562 г. он вместе с Гизом одержал победу над гугенотами при Дрё, а в 1567 г. был смертельно ранен в битве при С.-Дени. Из этой же ветви происходил другой коннетабль Франции, Генрих I de М.-Дамвиль (1534—1614), глава умеренной партии (les politiques), стремившийся к примирению между католиками и протестантами. Эта ветвь угасла со смертью Генриха II, герцога М. (1595—1632), адмирала и маршала Франции, губернатора Лангедока, всю жизнь боровшегося с гугенотами и обнаруживавшего верность королю и католицизму, но за убежище, доставленное мятежному герцогу Гастону Орлеанскому, обвиненного в оскорблении величества и казненного. Вторая ветвь, М.-Нивель, прекратилась в 1570 г., а третья, маркизов М. де Фоссо (Fossaux), существует поныне. От этой ветви происходил герцог Люксембург (см.), а также Матье-Жан-Фелисите, герцог де М.-Лаваль (1760—1826). Воспитанный в духе просветительных идей XVIII в., он принял участие в войне за независимость американских колоний. В учредительном собрании он принадлежал к числу тех немногих дворян, которые после королевского заседания 23 июня примкнули к третьему сословию. Дальнейший ход революции его испугал; он бежал в Швейцарию и возвратился во Францию только после прекращения террора. В 1812 г. принял участие в заговоре Мале (см.) и был в числе назначенных последним пяти членов временного правительства. В 1814 г. М. был адъютантом графа д'Артуа и составлял подписанные последним прокламации. Людовик XVIII возвел его в 1 815 г. в достоинство пэра. В 1821 г. он был назначен министром иностранных дел и представлял Францию на Веронском конгрессе. В это время М. принадлежал к крайней правой. Вследствие несогласия с Виллелем по вопросу о способах воздействия на Испанию должен был оставить министерский пост (1822). Карл X назначил его воспитателем герцога Бордоского. Хотя он никогда ничего не писал, Франц. академия выбрала его в 1825 г. своим членом. Ср. Du Chesne, "Histoire g éné alogique de la maison de M. et de Laval" (П., 1624); Dé sormeaux, "Histoire de la maison de M." (П., 1764); "Les M. de France et les M. d'Irlande" (П., 1828); Decrue, "Anne de M." (1886—89); Ducros, "Histoire de la vie de Henri, dernier duc de M." (П., 1643); Vetillard, "Notice sur la vie de monsieur le duc de M." (Ле Манс, 1826).

В. В—в.

Монморен Арман-Марк

(Armand-Marc, граф de Montmorin) — французский госуд. деятель (1746—92). После первого собрания нотаблей в 1787 г. он был назначен министром иностранных дел. Уволенный к 1789 г. в отставку вместе с Неккером, он снова вступил в м-во на другой день по взятии Бастилии. В 1790 г. он представил Национальному собранию записку о необходимости увеличения вооружений, но тем не менее прослыл человеком подозрительным. Известив иностранные правительства о том, что король принял конституцию, М. опровергал слух о тайных сношениях французского двора с австрийским. Заподозренный в том, что он знал о намерении короля бежать из Парижа, М. был оправдан собранием, но принужден был выйти в отставку и остался лишь одним из интимных советников Людовика XVI. В 1792 г. М. был арестован и пал одной из жертв сентябрьских убийств.

Монмут Джемс

(герцог Monmouth, 1649—85) — побочный сын англ. короля Карла II от леди Люси Вальтерс, воспитывался и провел детство во Франции, после Реставрации призван был ко двору в Англию. В 1672 г. М. начальствовал над англ. войсками, посланными в Нидерланды, а в 1679 г. усмирял возникшие в Шотландии беспорядки. Когда сильная партия, враждебная герцогу Йорку (позже Иаков II), примкнула к М., Йорк добился удаления М. в Нидерланды. И здесь М. остался предводителем недовольных и был замешан во все их заговоры. В сентябре 1682 г., самовольно вернувшийся в Англию, он был арестован в Стаффорде, но выпущен на свободу и в 1683 г. опять удалился в изгнание. После вступления на престол Иакова II М. вступил в соглашение с графом Аргайлем и в то время, как Аргайль сделал попытку вторжения в Шотландию, высадился 11 июня 1685 г. в Лайме, в графстве Дорсет. Он нашел много сторонников среди крестьян, видевших в нем оплот протестантизма, и в Тонтоне издал прокламацию, в которой провозглашал себя королем, как законный сын Карла II. 6 июля 1685 г. при Седжмуре он был разбит войсками Иакова, взят в плен во время бегства и казнен в Лондоне. Ср. Robert, "Life and prog r ess of Robert, Duke of M." (Л., 1844). От М. происходят герцоги Букклей или Боклю (Buccleuch). Вальтер-Франсис, герцог Букклей (1806—84), был президентом Тайного совета при Роберте Пиле и влиятельнейшим членом шотландской торийской партии.

Монмут, графство

(Monmouthshire) — графство в Зап. Англии. 1498 кв. км, 252703 жит. (1891). Живописное чередование холмов и долин; с З. входят отроги Валлийских гор, вершины которых, напр. Шугарлоф и Пен-и-Валь, достигают 600 м в. Из pp. более значительны Уск, Уай, Монноу и Ромни. Каменный уголь, железо, известняк. Значительны земледелие, плодоводство, хмелеводство и скотоводство. Важнейшие гг. графства: М., Абергавенни, Ньюпорт, Кэрмон и Уск. М. во время римского и саксонского владычества составлял часть древнего Гвента, или Силурии, которой саксонам не удалось покорить. До Генриха VIII, который сделал из М. графство, оно принадлежало к Валлису. Много остатков древности.

Моннар Шарль

(Monnard, 1790—1865) — швейцарский историк, проф. франц. литературы в Лозаннской акд., несколько раз президент Великого совета кантона Ваадт; позже занимал кафедру романских языков и литератур в Бонне. Совместно с Вюллименом (Vulliemin) предпринял перевод и окончание "Истории Швейцарии" Иог. фон Мюллера, причем самостоятельно обработал период времени с 1712 по 1815 гг. (т. 11—15, Цюрих, 1847—53).

Моннерон

или Тотомосири — о-в близ входа в Лаперузов пролив из Татарского, в расстоянии ок. 20,5 миль к Ю.З. от мыса Крильона. От С. к Ю. длиной до 7 миль.

Моннье Анри-Бонавентура

(Monnier, 1802—77) — франц. рисовальщик, карикатурист, писатель и актер, сын небогатого парижского буржуа; учился живописи у Жироде и Гро. Однако живопись ему не давалась, а потому он занялся рисованием. Несколько его портретов, рисованных пером, обратили на себя в салоне 1831 г. общее внимание. Еще раньше он пристрастился к литографии; некоторые из его работ в этом направлении имели успех даже на художественной выставке 1826 г. Тогда же М. не без успеха иллюстрировал "песни" Беранже и "Басни" Лафонтена. Наблюдательный и остроумный, М. особенно тяготел к карикатуре: его бойкий карандаш воспроизводил характерные особенности парижской уличной и мещанской жизни; в рисунках, зачерченных с натуры, равно как и в разговорах, он создал ряд характерных парижских типов: привратниц (m-me Gibou), мелких буржуа, возводящих филистерскую свою пошлость в перл создания (Joseph Prudhomme) и т. д. Имена героев и героинь М. скоро сделались нарицательными. Успех, выпавший на долю "Sc è nes populaires" (1830), побудил его разрабатывать эту тему и дальше; таковы его "Nouvelles sc ènes populaires" (1835—9), "Scènes de la ville et de la campagne" (1841), "Un voyage en Hollande" (1845), "Les bourgeois de Paris" (1834), "Les diseurs de riens" (1855), "Mémoires de M. Joseph Prudhomme" (1857), "La religion des imbéciles" (1862), "Nouvelles scè nes populaires" (1862) и т. д. Такой же юмор и веселость, какими отмечены его карикатуры, М. обнаружил на сцене, выступив на театре Vaudeville в 30-х годах в качестве актера. Слишком, однако, самобытный и субъективный в своем таланте, чтобы воплощать чужие творения, М. на сцене появлялся лишь изредка и притом как исполнитель написанных им самим пьес. Таковы: "Les com patriotes" (1849), "Grandeur et décadence de M. J. Prudhomme" (1852), "Roman chez la portrière" (1855), "Peintres et bourgeois" (1855), "Les Mé tamorphoses de Chamoiseau" (1856), "Joseph Prudhomme — chef de brigands" (1860). М. был деятельным сотрудником юмористических периодических изданий и альманахов и участвовал в изготовлении очень удачных рисунков для иллюстрированного издания сочинений Бальзака (1845).

Моннье Марк

(Моnnier) — франц. писатель (1829—1885); долго был проф. сравнительной литературы в Женеве. Под влиянием последнего венецианского дожа, Даниила Манина, М. начал свою литературную деятельность пропагандой идеи объединении Италии и немало послужил этому делу газетными корреспонденциями, знакомившими французов с Италией и итальянцами. Монографии его, посвященные истории и литературе, удачно совмещают немецкую солидность содержания с блестящим, чисто французским даром общедоступного изложения. Лучшие из них: "Etude historique de la conqu ê te de la Sicile par les Sarrasins" (Женева, 1847), "L e protestantisme en France" (1854), "Garibaldi, histoire de la conquê te des deux Siciles" (П., 1861), "Histoire du brigandage dans l'Italie m éridionale" (1862), "La Camorra"; "Naples hérétique et panthéiste" (1863), "Pompei et les pompeiens" (1864), "L'Italie à l'oeuvre" (1868), "Un aventurier du siècle dernier" (1883), "Aieux de "Figaro" (1868), "Genève et les poètes du XVI s. jusqu'à nos jours" (1874). Его повести "La vieille fille", "La tante Jeanne", "Les amours permise", "Nouvelles napolitaines" остроумны; его роман "Un d étraqué " (1883) — удачная сатира на приемы новейшего французского натурализма. В области театра М. создал особый род веселых пьесок, которым дал наименование комедии для театра марионеток ("Sic vos non nobis", "Le roi Rabolein", "La pri ncesse Danubia", "Le curé d'Yvetot", "L'é qulibre" и др.; некоторые повести переведены на рус. яз.). Более значительные драматические произведения М. не без успеха давались на лучших парижских сценах: "La ligne droite" (1854) — в Th éâtre Francais, "La mouch e du coche" — в Od é on, "La soupe aux choux" — в Vaudeville. Ему же принадлежит трагедия "Rome sous Tib è re". В области поэзии М. заявил себя двумя сборниками изящных стихотворений: "Les lucioles" (Женева, 1853) и "Po é sies de M. M." (П., 1871). Главный труд М., оставшийся неоконченным: "Histoire de la litt é rature moderne" (1884—5; от Данте до Шекспира).

Моно Габриэль

(Monod) — франц. писатель, род. в 1844 г. Проработав некоторое время в архивах Флоренции, М. посвятил себя изучению истории; с 1880 г. состоит преподавателем в Ecole normale sup é rieure. Напеч. "Allemands et Fran ç ais" (П., 1872), "Etudes critiques sur les sources de l'histoire M érovingienne" (1872—85), "Jules Michelet" (1875), "De la possibilite d'une réforme de l'enseignement supérieur" (1876), "Les origines de l'historiographie à Paris," (1878), "Bibliographie de l'histoire de France" (1888; об этом соч. см. Библиография), "Les ma î tres de l'histoire. Renan, Taine, Michelet" (1894). M. перевел также "Geschichte der K önige Childebert und Chlo dovech" Юнгганса и поместил множество ст. в "Revue Historique", одним из основателей которой он был.

Моно Пьер

(Pierre Monod) — савойский историк и дипломат (1580—1644), воспитанник иезуитов. Главные его труды: "Recherches historiques sur l'alliance de France et de Savoie" (Лион, 1621), "Apologie pour la maison de Savoie contre les scandaleuses inventions de ja premi è re et de la seconde Savoysienne" (Шамбери, 1641), "Extirpation de l'h érésie on déclaration des motifs que le roi de France a d'abandonner la protection de Genève". Cp. Botta, "Histoire d'Italie"; Rossotti, "Scriptores Pedemontii".

Моно, протестантские богословы

(Monod) — семья прот. богословов во Франции. Жан М. (1766—1836) во время Франц. революции принадлежал к числу энергичных защитников христианства. Сын его Фредерик (1794—1863), пастор и проповедник в Париже, первый основал здесь воскресные школы и был одним из учредителей "Унии евангелических церквей во Франции", положившей конец внутренним раздорам в реформатстве. Другой сын Ивана М., Адольф (1802—1856), до Е. Берсье был самым знаменитым из проповедников франц. реформатской церкви; по силе таланта и влияния реформаты приравнивают его к Macсильону. Его исследования о Св. Писании (1845—1846) много способствовали развитию критицизма между реформатами. Проповеди его имели три издания (П., 1848—1860). Известны еще его соч.: "Lucile" — апология христианства, много раз изданная; "Adieux" — беседы о религии, говоренные им с одра предсмертной болезни; толкование на послание к ефесеям. См. Pressens é, "Etudes contemporaines". Гораций M. (1814—1881) также известен как проповедник.

Моногамия

— см. Полигамия.

Моногенез

(Μονογένεσις) — происхождение людей или других живых существ от одной первоначальной пары.

Моногенетические пигменты

— М., или одноцветными, пигментами называются пигменты, дающие со всеми протравами и при различных приемах их закрепления на ткань всегда один и тот же оттенок цвета, только большей или меньшей интенсивности в зависимости от количества пигмента. Примером их могут служить индиго, фуксин, черный анилин, ультрамарин и т. п. Эти пигменты представляют собой большей частью вещества, сами по себе окрашенные.

А. П. Л. Δ.

Монограмма

(от греч. слов: μόνος = один и γραμμα = буква) — знак, составленный из соединенных между собой, поставленных рядом или переплетенных одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращения целого имени. Чаще всего мы встречаем подобные знаки на произведениях искусства. Многие художники, преимущественно живописцы и граверы, выставляли и выставляют их на своих работах вместо подписи. Иногда для такого обозначения принадлежности работы именно ему художник помечает ее где-либо не на особенно видном месте, какой-либо, всегда одной и той же фигурой, напр. изображением крылатой змейки (Л. Кранах), цветка гвоздики (Б. Гарофало), очков (П. Бриль), насекомого ихневмона (Чима де-Конельяно), совы и т. п. Существует несколько сочинений, посвященных указанию на важнейшие М. художников; главные в их числе — Ф. Брюильо: "Dictionnare des monogrammes" (1817—18, 2 т.), его же: "Table g éné rale des monogrammes" (1820) и Г.-К. Наглера: "Die Monogrammisten" (1858—76, 5 т.). Должно, однако, заметить, что М. называется, кроме того, начертание вообще всякого имени в сокращенном виде. Сюда, между прочим, относятся вензеля и марки, которыми в Средние века, начиная с VII ст., папы, короли и важные особы скрепляли свои грамоты и которые приказывали вырезать на своих печатях, а также сокращенные надписи, исстари помещаемые на иконах и некоторых предметах церковной утвари. О важнейшей из М. этого последнего рода — М. имени Христова — см. "М. Иисуса Христа".

А. С—в.

Монограмма Иисуса Христа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монографии медицинские

— издавались редакцией "Библиотеки медицинских наук" в 1859—1860 гг., ежемесячными выпусками, и содержали, большей частью, переводные статьи по разным медиц. вопросам.

Монография

(от греч. μόνος — один и γράφω — пишу) — название сочинения, в котором единичный предмет или эпизод из какой-либо науки обработан как отдельное целое; реже — обозначение изложения целой научной дисциплины одним лицом.

Монодистихон

(греч. Μονοδίστιχον) — обозначение стихотворения, состоящего из одного дистиха, напр. эпиграмма из гекзаметра и пентаметра.

Монодия

(от греч. monos — один, ode — пение) — одноголосное пение.

Монодрама

(греч.) — драма (с музыкальным аккомпанементом или без него), в которой участвует лишь одно действующее лицо; такой была греческая драма при Феспиде (см.).

Монозы

— см. Гидраты углерода и Глюкозы.

Монокарпические растения

— растения, приносящие плоды один раз в продолжение всей своей жизни; см. Долговечность растений.

Моноклиническая система

— см. Одноклиномерная система.

Моноклинические цветы

— цветы, содержащие в себе и тычинки, и пестики (см. Цветок).

Моноклиномерная система

(кристаллогр.) — см. Одноклиномерная система.

Моноклиноэдрическая система

— см. Одноклиномерная система.

Монокль

— см. Очки.

Монолог

— речь наедине, произносимая действующим лицом в драме, а также рассказ или торжественное обращение к другим лицам. Вообще под М. подразумевается эпизодическое появление в драме отрывков эпического или лирического характера, побуждающих зрителя к некоторому размышлению, к остановке на данном моменте деиствия. М. не есть неизбежная часть драмы; развитие его представляется неравномерным, отчасти случайным. Древнеклассическая драма не способствовала развитию М. Аристотель в своей "Поэтике", говоря о главных элементах драмы, отводит М. последнее место. Он является у древних или в виде монодрамы (см.), или в виде лирических отступлений, вложенных в уста хора (пессимистические размышления о жизни в "Эдипе в Колоне" Софокла), или в виде рассказов так наз. вестников (как в "Антигоне" Софокла). Иногда, впрочем, М. в современном значении слова встречается и в античных драмах. Аристотель жалуется на то, что более ранние поэты зачастую влагали в уста своих лиц М. политического характера, а современные философу драматурги — М. риторические, адвокатского пошиба. Более правильное развитие М. мог получить лишь при смене античной "драмы положения" новейшей "драмой характеров" (см. Драма), когда главным содержанием драмы стало действие, происходящее в душе человека. Даже у Корнеля и Расина встречается лирический М., явно противоречащий основам ложноклассической трагедии. Вполне свободно и сознательно пользуется М. Шекспир; в особенности богат монологами "Гамлет". М. "Быть иль не быть" до того часто выделяли из трагедии, что, по замечанию Льюиса, даже актеры перестали обращать внимание на его значение в действии и читают его так, как будто это просто прекрасное рассуждение о жизни и смерти, излюбленное публикой. Верный взгляд на М. выказали в своих драмах Шекспир и Гёте, старавшиеся примирить "драму положения" с "драмой характеров"; М. в этих драмах, как и у Шекспира, никогда не выходит из границ характеристики действующего лица. Напр. лирический монолог Иоанны в "Орлеанской деве" Шиллера ("Молчит гроза военной непогоды") есть одно из самых драматических мест трагедии, так как на глазах зрителя из столкновения внутренних чувств долга и страсти возникает как бы ропот против небесных сил, постепенно растущий и достигающий все большего напряжения. При дальнейшем развитии лирического элемента в европейской драме М. получил еще более важное значение, особенно в драмах романтиков начала и первой половины XIX в. Так, байроновский "Манфред" состоит почти целиком из одних М.; в "Вильяме Ратклифе" Гейне, трагедиях Грильпарцера, драмах Виктора Гюго М. играет первенствующую роль. Из романтической трагедии М. перешел и в мелодраму. Русская драматургия XVIII и XIX в. отчасти отражала в себе направления европейской драмы, и сообразно этому менялись взгляды авторов на роль М. В общем русская драма не злоупотребляет М.: так, в "Борисе Годунове" Пушкина М. не выходит из пределов характеристики, а Островского (напр. в комедии "Не было ни гроша, да вдруг алтын" М. скупца в последнем акте) М. есть в то же время монодрама. В новейшей европейской драме, под влиянием натурализма уклоняющейся от психологии и незаметно возвращающейся к типу античной драмы (на этот раз роль "рока" играют бессознательные инстинкты, "природа"), М. перестает играть существенную роль и даже совершенно упраздняется у Ибсена, Гауптмана, Стриндберга; то же замечается и у нас ("Доктор Мошков" Боборыкина). Это явление знаменует лишь реакцию против злоупотреблений лирическим элементом драмы, а отнюдь не полное упразднение М., являющегося как с точки зрения сценического эффекта, так и с точки зрения поэтических требований одной из законных условностей драматического искусства. Монологам тенденциозного характера с намеками на современность особенно благоприятствует комедия. В греческой комедии (Аристофан) хор в известном месте обращался к зрителям с так наз. "парабасой", т. е. беседой, не имевшей прямого отношения к действию комедии: о текущих делах республики, об общественных нравах и т. п. Роль таких "парабас" в новой комедии играют М. личностей вроде мольеровского Альцеста, или грибоедовского Чацкого, или Гоголевского городничего в "Ревизоре" ("Чего смеетесь?... над собою смеетесь!"). В особенности процветает этого рода М. в новейшей парижской комедии на "злобы дня" Дюма-сына, Сарду и т. п. Они влагаются в уста так наз. "резонера" комедии, заменившего древний комический хор.

Вс. Ч.

Моном

— см. Одночлен.

Мономания

(Monom anie) — психиатрический термин, введенный в начале нашего столетия Эскиролем. Основная идея учения о М. заключается в том, что помешательство может быть частичным, оставлять значительные области душевной жизни совершенно здоровыми. Соответственно этому учению различали, напр., М. аффективную, инстинктивную, эротическую, пожарную (или пироманию — в смысле болезненного влечения к поджогам), М. убийства, самоубийства и т. п. Подобное выделение "пунктов" помешательства или отдельных болезненных влечений несущественно; на самом деле и в таких случаях поражение душевной жизни вовсе не исчерпывается выделяемым случайным проявлением помешательства, и, кроме того, механизм происхождения последних не всегда одинаков. Вообще, учение о М. давно уже потеряло свое значение, и в настоящее время даже термин М. встречается в научных сочинениях лишь изредка (см. Душевные болезни).

П. Р.

Мономах

— так назыв. византийский император Константин IX (см.) и вел. князь киевский Владимир Всеволодович (см.).

Мономаховы

— дворянский род, происходящий от грека Владимира М., выехавшего в 1392 г. к вел. кн. Василию Дмитриевичу. Игнатий Афанасьевич М. был дворянином московским и составил при царе Михаиле Федоровиче писцовые книги Темниковского уезда.

Монометаллизм

— см. Системы монетные.

Монометр

(μονόμετρος) — стих, представляющий лишь один размер (метр), напр. состоящий из одной ямбической или хореической диподии.

Мономорфная колония

— такая колония животных, все индивиды которой одинаковы в существенных чертах (в противоположность полиморфной колонии, в состав которой входят различные неделимые; см. Колонии).

Мономотапа

(Monomotapa) — часто упоминавшееся в XVII стол. негритянское государство на софальском берегу Африки и на Нижнем Замбези; распалось в XVIII в.

Монопластидные

— одноклеточные.

Моноплегия

(monoplegia) — технический термин из области невропатологии. Он обозначает паралич одной верхней или одной нижней конечности или одной половины лица вследствие заболевания соответственного центра или проводника (группы нервных волокон) в центральной нервной системе. М преимущественно наблюдаются при очаговых (ограниченных) заболеваниях головного мозга и при истерии, реже при спинномозговых страданиях.

П. Р.

Монополия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Моноптотон

(греч.) — обозначение слова с одной формой для всех падежей в склонении (см.).

Монорхидия

или монорхизм аномалия, при которой один семянник остается в полости тела, где он и возникает у зародыша, и не спускается в мошонку. Если оба семянника остаются в полости тела, то аномалия носит название крипторхидии. Семянники, остающиеся в полости тела, не совсем нормальны и не развивают живчиков, почему крипторхисты бесплодны, а монорхисты — могут иметь детей. Аномалии эти встречаются как у людей, так и у других млекопитающих (так назыв. нутрецы и нутряки между лошадьми и т. п.).

В. М. Ш.

Моносахариды

— см. Гидраты углерода и Глюкозы.

Моносимметрическая система

— см. Одноклиномерная система.

Моностомы

— см. Одноустки.

Монотеизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Моноуреиды

см. Уреиды. М.-формин см. Формины. М.-фосфамид неправильное название нитрила метафосфорной кислоты NPO (см. Фосфор). М.-хлорацетон см. Хлорацетоны. М.-хлороэфир см. Эфир серный. М.-этилин см. Триэтилин.

Монофелитство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монофизитство, монофизиты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монохорд

— Для изучения колебания струн употребляется прибор, называемый М. (от греч. слов: μόνος — один и χορδή — струна), или сонометром. Изобретение этого прибора приписывается еще Пифагору. Он состоит из деревянного ящика, на верхней стороне которого натянуты две струны (ab) и (ed) между двумя неподвижными кобылками.

Монохорд

Одна из струн (аb) служит только для сравнения тонов, и напряженность ее регулируется посредством колка. Вторая же струна только одним своим концом неподвижно прикреплена к М., другой же перекидывается через блок и натягивается гирею. Кроме того, под ней устанавливается третья короткая кобылка (е). Эту последнюю можно двигать по мере надобности взад и вперед, изменяя таким образом звук струны (аb), причем для определения расстояния на верхней деке прикреплена шкала. При производстве опытов струне ab с помощью колка дают определенный тон, а струну cd настраивают ей в унисон посредством подвешивания подходящего груза. Затем, подвешивая различные гири, переставляя кобылку (е) или натягивая более толстую или тонкую струну, изменяют звук испытуемой струны (cd), и, сверяя его с тоном струны (ab), выводят различные законы колебания струн в зависимости от длины, напряженности и диаметра струны (см. Колебания звучащих тел). М. можно пользоваться также для определения числа колебаний какого-либо звучащего тела.

Н. Г.

Моноцефалия

— двойное уродство (см.), при котором имеется одна голова, хотя обыкновенно со следами двойственного происхождения, а туловище и конечности остаются (в большей или меньшей степени) раздвоенными.

В. М. Ш.

Монпансье, леденцы

— см. Конфеты.

Монпансье, титул

(Montpensier) — графский и герцогский титул во Франции, происходящий от маленького города М. в Оверни и перешедший в 1428 г. к Бурбонам вследствие брака Людовика I Бурбона с Жанной, наследницей Оверни. После измены коннетабля Франции Карла Бурбона (1524) на титул и графство М. предъявила претензию мать короля Франциска I, Луиза Савойская (см.). После ее смерти (1531) графство вновь перешло к Бурбонам, в линию Вандомскую (см. Вандом), и возведено на степень герцогства (1539). Людовик II Вандомский, герцог М. (1513—82), и еще более его жена Екатерина-Мария Лотарингская, дочь Франциска Гиза, во время религиозных войн были ожесточенными врагами гугенотов и участниками Католической лиги (см.). Екатерина М. подготовила то восстание Парижа, которое заставило Генриха III бежать; она была в сношениях с его убийцей, Клеманом. Со смертью ее внука Генриха (1608) мужское потомство герцогов М. прекратилось, и титул перешел к Гастону Орлеанскому, брату Людовика XII I, женившемуся на Марии, единственной дочери Генриха. Дочь Гастона, Анна-Мария-Луиза Орлеанская, герцогиня м, известна в истории под именем la grande Mademoiselle (1627—93). Когда ее отец в союзе с принцем Конде присоединились к делу Фронды (см.), она командовала войсками в Орлеане и удержала его за Фрондой (1652). Позже она агитировала в Париже с целью допущения в город принца Конде. После сдачи Парижа Тюренну она бежала и только в 1657 г. могла возвратиться в Париж. 42 лет от роду она страстно влюбилась в молодого графа Лозёна; на брак их было дано согласие Людовика XIV, но он не состоялся, так как вследствие разных придворных интриг Лозён был заключен в тюрьму. Через 10 лет он был освобожден по хлопотам герцогини; как говорят, брак между ними был заключен, но тайно и не надолго: через 5 лет супруги расстались. М. оставила мемуары (лучшее издание — Шерюэля, П., 1859), весьма важные для истории Фронды и характеристики нравов двора того времени. Все наследство М. вместе с титулом перешло к Филиппу Орлеанскому, брату Людовика XIV, и с тех пор титул не выходил из рода Орлеанов. Из носивших его лиц наиболее известен принц Антуан-Мари-Филипп-Людовик Орлеанский, герцог М. (1824—90), 5-й сын Людовика-Филиппа, короля французского. Он служил в артиллерии, принимал участие в алжирских походах. В 1846 г. он женился на Марии-Луизе-Фердинанде Бурбонской, сестре исп. королевы Изабеллы II; этот долго подготовлявшийся брак был одним из тех двух "испанских браков", которые были результатом упорной дипломатич. борьбы и считались победой Гизо над Пальмерстоном. С тех пор герцог М. жил в Венсенском замке, где командовал артиллерией, стараясь заслужить популярность преимущественно в среде писателей и артистов. Революция 1848 г. заставила принца уехать сперва в Англию, потом в Испанию, где он поступил в военную службу и начал вести интриги против Изабеллы, надеясь добиться испанского престола. В 1868 г. он был выслан из Испании, но после сентябрьского переворота того же года вернулся, признал временное правительство и открыто выступил кандидатом на трон. Перед выборами М. в прокламации к избирателям выражал сочувствие либеральным принципам, обещал преклониться перед голосованием кортесов; несмотря на это, он не был выбран в кортесы. Его агитация вызвала резкое столкновение с кузеном Изабеллы, доном Енрико Бурбоном: состоялась дуэль, на которой дон Енрико был убит, а М. был приговорен военным судом к пене в 30000 франков и к изгнанию на 1 месяц. При избрании кортесами короля М. получил только 27 голосов. При Амедее М. был выслан на Балеарские острова, но, выбранный в кортесы, получил возможность вернуться в Мадрид (1871). После отречения Амедея М. отказался от притязаний на корону в пользу своего племянника Альфонса Бурбона (впоследствии король Альфонс XII), женившегося (в первый раз) на дочери м, Марии-Мерседес. С тех пор М. жил частным человеком, то в Испании, то во Франции. Одна из дочерей м, Изабелла, вышла замуж за гр. Парижского. Титул герцога М. в настоящее время носит Фердинанд-Франциск, один из сыновей гр. Парижского (род. в 1884 г.).

Монпелье

(Montpellier) — главный гор. франц. дпт. Геро, в прежнем Лангедоке, в 11 км. от Средиземного моря, на р. Лец. 58380 жит., из них 4000 протестантов. 22 церкви (собор Петра 1364 г.), здание суда со статуями Флери и Камбасереса, биржа, театр. Замечательны триумфальные ворота Пейру (1691 г., в честь Людовика XIV), водопровод и площадь Пейру со статуей Людовика XIV. Университет основан в 1289 г. (факультеты медицинский, юридический, естественный, литературный); медицинский факультет особенно славится; он был основан арабскими докторами, изгнанными из Испании и нашедшими убежище у графов М. При университете библиотека, анатомический музей, прекрасный ботанический сад, самый древний во Франции, основанный Генрихом IV. Много учебн. заведений, городская библиотека (120000 томов и 10000 гравюр), музей Фабре для картин и рисунков, обсерватория, несколько ученых обществ. Изготовление кремортартара и др. химических продуктов, восковых свечей, мыла, ликеров, водки, шоколаду, твисту, фланели, шерстяных и бумажных одеял, пробок, разноцветной бумаги, кожевенных товаров. М. (на местном наречии Мон-Пейла, т. е. скрытая гора) основан беглецами из города Магелоны, разрушенного Карлом Мартеллом в 737 г. В конце XII стол. М. перешел к кор. Арагонии, потом к кор. Майорки; в 1349 г. Филипп VI купил у них М. При Генрихе III М. был главным местопребыванием гугенотов и сдался только после долгой осады. Ср. Serre, "Histoire abr égé e de la ville de M." (Монпелье, 1873); Aigrefeuille, "Histoire de la ville de M." (ib., 1 876); "P. Cet und M. Quet, "Guide de l'étranger a travers M." (ib., 1888).

Монрад Markus-Jacob (дополнение к статье)

(Monrad) — норвежский философ: ум. в 1897 г.

Предыдущая страница Следующая страница