Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "М" (часть 6, Мак)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "М" (часть 6, Мак)

Предыдущая страница Следующая страница

Макай

Джон-Генрих (Mackay) — нем. поэт, род. в 1864 г. в Шотландии, но воспитывался в Германии; много путешествовал по Европе и Америке. В романе "Die Anarchisten" (1894) и других своих произведениях он проводит идеи Прудона и Макса Штирнера. К лучшим его произведениям принадлежат: "Kinder des Hochands" (2 изд. 1892), стихотворения "Arma parafa fero" (1886), "Sturm" (2 изд. 1889) и "Das starke Jahr" (1882), повести "Die Menschen der Ehe" (1892) и "Die letzte Pflicht" (1893)

Макай Джон-Генри (дополнение к статье)

(Масkау) — немецкий писатель. В 1897 г. вышли его "Gesammelte Dichtungen", в 1898 г. — "Max Stirner", единственная биография этого философа анархизма (см.), основанная на множестве данных, с величайшим трудом и добросовестностью собранных автором.

Макаки

(Inuus или Macacus) — род обезьян Старого Света с большими защечными мешками, большими седалищными мозолями, выдающейся мордой, короткими большими пальцами передних конечностей и более короткими конечностями, чем у близких к ним мартышек. За исключением одного вида, водятся в Азии, живут стадами, частью в лесных и скалистых местностях. Легко приручимы, понятливы, легко привыкают к неволе и размножаются в зоологических садах; это самые обыкновенные из обезьян, содержащихся в неволе. Обыкновенный М. (I. cynomolgus Wagn, см. Обезьяны, т. II фиг. 2) сверху зеленовато-бурый, снизу серовато-белый, лицо свинцово-серое, между глазами белое, руки черные, длина до 118 см, из которых хвост 58 см. Очень обыкновенен в Индокитае и на Ост-Индских о-вах. Шляпная обезьяна, называемая также китайской (I. sinicus Wagn., см. Обезьяны, т. IV, фиг. 6), сверху зеленовато-серая, снизу беловатая с черными ушами и руками и с лучеобразно расходящимися от темени волосами на голове, длиной 90 см, из которых хвост составляет половину. Водится в южн. части Индостана; считается священной и благодаря своей неприкосновенности сильно надоедает и вредит жителям. Бундер (I. rbesus) сверху зеленоватого или сероватого, снизу белого, лицо; руки, уши и седалищные мозоли красного цвета; шерсть сверху густая, снизу редкая; длина тела 50-60 см, хвост 25 см. Водится в Сев. Индостане, Кашмире (до 2000 м над ур. моря), Непале, Сиккиме. Маго, или магот, турецкая, бесхвостая обезьяна (I. ecaudatus, см. Обезьяны, табл. IV, фиг. I), от рыжевато-оливкового до желто-бурого цвета, снизу серо-желтоватого, лицо, уши и руки мясного, седалищные мозоли бледно-красного; длина до 75 см, хвост лишь в виде бугорка. Живет в скалистых местностях С.-З. Африки и в небольшом числе на скалах Гибралтара — единственный вид М., живущий не в Азии, и единственная европейская обезьяна. Может быть, европейские экземпляры — потомки давно завезенных сюда особей; одно время маго на Гибралтаре приближались к окончательному вымиранию, но затем сюда привезли несколько экземпляров из Африки, и число М. на Гибралтаре значительно возросло. М. легко приручается и обучается различным штукам.

Н. Кн.

Макако

(Lemur mac aco) — см. Маки.

Макалака

— племя бечуанов в Южн. Африке, на обоих берегах Среднего Замбези, в государстве Маруце-Мабунда и в западных землях Бамангвато до озера Нгами, кроме того, к С. от р. Шаша и Лимпопо. Овце— и козоводы, хорошие кузнецы и корабельщики. Ср. Holub, "7 Jahre in S ü dafrika" (Вена, 1882); Mauch, "Reisen im Innern von S ü dafrika" (Гота, 1874).

Макалле

(Makalle) — горная крепость в Абиссинии, один из передовых постов эритрейской колонии итальянцев, с 4 по 21 янв. 1896 г. была осаждена негусом Менеликом; комендант, майор Галлиано, с 1500 чел. сдался на капитуляцию абиссинцам, доставившим весь итальянский отряд в Эритрею.

Макалубы

(Масаlubi) — см. Грязевые вулканы.

Макама

(араб.), собственно означает "заседание" или "беседа", в частности — "остроумная беседа". В арабской литературе так называется род новелл, в которых рассказчик, говоря в первом лице, передает приключения вымышленных лиц. По форме М. представляют рифмованную прозу (как у наших раешников), перемешанную с настоящими стихами. Изобретателем подобных новелл считается поэт Хамаданий (ум. 1007); он оставил 400 М., действующим лицом которых обыкновенно является Абул-Фетх Искендери, а рассказчиком его приключений — Иса ибн-Хишам, всюду следующий за Абуль-Фетхом. Хамадания превзошел Харирий (ум. 1121), составивший 50 М. неизменный герой которых — Абу-Зейд, веселый старик-подмастерье, имеет ряд похождений и, наконец, поступает в м-рь. 9-я М. переведена у Холмогорова ("История литер." Корша-Кирпичникова II, 357-3 6 0), а по-немецки Харирию подражал Рюккерт. После Харирия М. стала любимым родом восточных произведений. Испанский средневековый еврей Иегуда Харизи переделал М. Харирия на еврейский язык ("Мехаберот Итнель" и "Техкамони"), а его современник, еврей Иммануил Руми, составил "Meхаберот" (= М.), выдающееся произведение еврейской литературы. Из числа новейших авторов М. известен ученый сириец Насыф Языджи, подражавший (как они все) Харирию; он издал в Бейруте (1856) пятьдесят М.

А. Крымский.

Макао, игра

(Масао) — одна из азартных карточных игр, до сих пор довольно распространенная, хотя у нас она законом запрещена. Каждый из игроков поочередно бывает банкометом, отвечающим за все ставки; выигрывает имеющий большее число очков. Девять — наивысшее число очков.

Макао, колония

(Makao) — португальская колония на южном берегу Китая, при устье р. Кантон, в 104 км от г. Кантона, на маленьком полуострове, соединенном посредством узкого песчаного перешейка с южным окончанием принадлежащего Китаю о-ва М.; сухопутную границу составляет стена, воздвигнутая поперек перешейка. Вместе с о-вами Макарира, Апони и др. М. имеет 11,75 кв. км и 67036 жит. (большей частью китайцы, около 4500 португальцев); из них на полуострове (3,75 кв. км), в г. М. и семи деревнях — 589 0 9 жит. Гор. М. расположен амфитеатром на холмах, в 100 м от берега, и защищен фортами, не имеющими большого стратегического значения. Достопримечателен близ М. грот Камоэнса, в котором поэт будто бы окончил свою "Лузиаду"; там же памятник ему. По причине мелководья большие суда не входят в гавань M., a останавливаются в море, в 9-10 км от М. Соединение кабелем с Гонконгом. Два кит. парохода поддерживают правильное сообщение с Кантоном и Мексикой. Торговый оборот около 30 млн. мар.; вывозят чай (на 3 млн. м), шелк, кассиево масло, индиго; ввозят опиум, соль, хлопчатобумажные ткани. Со времени основания (1557) до войны Китая с Англией М. был средоточием восточно-азиатской торговли. После открытия европейским судам доступа в китайские гавани М. потерял прежнее свое значение; не помогло и объявление его порто-франко.

Макао, птица

(Ara s. Sittace macao) — попугай из рода Арара (см.). М. называют иногда и вообще всех арар.

Макарака

(Makaraka, Makraka) — ветвь большого центрально-африканского народа ням-ням, или сандехо, на сев. берегу Уэлле, в области pp. Ией-Иало и Дангу, в плодородных местностях Кана и Кифа; прежде людоеды. Египтянами ценились как хорошие солдаты. Ср. Junker, "Reisen in Afrika" (Вена, 1890, т. II).

Макари

(Makari, Mekari), или котоко — негритянское племя в Борну, на южн. берегу озера Чад, в германских владениях; мусульмане; живут земледелием, промышленностью и рыболовством; особенно развиты окраска индиго, плетение из соломы и прутьев. Нравственность довольно высокая.

Макарий (Булгаков)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Макарий (Глухарев) (дополнение к статье)

Макарий (в мире Михаил Яковлевич Глухарев). — О нем: М. Макаревский,. "Жизнеописание архимандрита М. (Михаила Глухарева), основателя алтайской миссии" (СПб., 1892); "М., архим., основатель алтайской духовной миссии. Письма" (ч. 1,Томск, 1903); "М., архим. (Глухарев), основатель алтайской миссии. Письма" (Казань, 1905).

Макарий (Зимин)

— даровитый богослов (род. около 1800 г.), магистр Моск. духовной академии, в сане архимандрита, ректор СПб., потом Тверской семинарии. Его лекции по догматическому богословию, читанные в СПб. семинарии и впоследствии отлитографированные, долго признавались лучшим пособием для профессоров не только в семинариях, но и в академиях. Ум. в начале 70-х гг., в числе братии Желтикова м-ря (близ Твери). См. А. Надеждин, "История СПб. духовной семинарии" (СПб., 1885).

Н. Б-в.

Макарий (Иванов)

(в мире — Михаил Иванов) — иеросхимонах. Дворянин родом, он постригся в 1815 г. и с 1834 г. жил в Оптиной пустыни, был настоятелем скита и прославился строгой жизнью и духовными наставлениями. Ум. в 1860 г. Отд. изд. его "Собрание писем" (М., 1862).

Макарий (Миролюбов )

(в мире Николай Миролюбов, 1817-94) — духовный писатель; окончив курс Московской духовной академии, защитил диссертацию "Примеры благочестия среди соблазнов, или поведение древних христиан в отношении к язычникам"; приняв монашество, был ректором семинарии, потом епископом в разных епархиях. С 1888 г. — архиепископ Донской и Новочеркасский. Известен своими церковно-археологическими исследованиями — "Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях" (Москва, 1860), "Путеводитель по Новгороду", "Историко-статистическое описание Рязанской духовной семинарии", описания многих городов (Шадринска, Верхотурья, Семенова и др.), — а также биографиями многих духовных деятелей (св. Стефана, епископа Пермского, преподобного Макария Желтоводского и др.). Отдельно вышли также его "Слова и речи" (2 изд., СПб., 1891).

Макарий (Миролюбов) (дополнение к статье)

(в мире Николай Кириллович Миролюбов). — О нем см. "Пятидесятилетие церковно-общественной и научно-литературной деятельности высокопреосв. М., архиепископа донского и новочеркасского" (Новочеркасск, 1893).

Макарий (Невский)

(в мире Михаил Андреевич Heвcкий, род. в 1835 г.) — миссионер и духовный писатель. Был начальником алтайской духовной миссии. С 1891 г. епископ томский и барнаульский. Библиографию переводных и самостоятельных трудов М. по 1895 г. см. в "Томских Епарх. Ведомостях" (1895, № 5). Новейшие труды М.: "Слова, беседы, поучения, речи и воззвания" (Томск, 1895, 1898 и 1904); "Беседа о Св. Земле и Импер. православном палестинском обществе" (СПб., 1898); "Беседы о христианской жизни и воспитании" (ib., 1902); "Образование, права и обязанности женщины" (ib., 1903); "Простые речи о церкви. Речь первая и вторая" (ib., 1902). См. К. Харлампович, "Преосвященный М., епископ томский и барнаульский" (Казань, 1905).

Макарий (Неронович)

— монах униатского ордена базилиан, автор книги "Краткий катихизис исторический... не токмо правоверным христианам, но наипаче иереям парохиальным всепотребный" (1756 г., Почаев). Подробных сведений о его жизни не сохранилось.

Макарий (Петрович)

— серб родом (1734-1766), живший в России и окончивший курс в Моск. духовной акд.; был ректором Тверской семинарии. Сочин. его, весьма ценные по тому времени, — "Православное учение" (СПб., 1783) и "Проповеди" (М., 1786) — частью изданы в 1790 г., в виде "Собрания сочинений"; другая часть осталась в рукописях. См. С. К. Смирнов, "История московской Славяно-греко-латинской акд.".

Макарий (Сусальников)

(в мире Михаил Сусальников, † 1787) — проповедник и писатель, архимандрит Сергиевой пустыни близ Петербурга. После его смерти в Москве было издано собрание его сочинений (1799-1803), из которых большая часть — проповеди.

Макарий (Сушкин)

(1821-1889) — архимандрит русского Пантелеймонова монастыря на Афоне. Родился в купеческой семье в г. Туле; уже в детстве при виде разлада между родителями-православными и дедом-раскольником вынес тяжелую внутреннюю борьбу, ища религиозной истины. Сначала помогал отцу в его торговых делах, но, предприняв путешествие по св. местам Востока и посетив Иерусалим и Александрию, остался в Пантелеймоновом мон-ре и принял во время тяжкой болезни схиму (1851). Выздоровев, М. предался самому суровому аскетизму, в 1853 г. занял должность монастырского духовника, в 1868 г. избран был в игумены обители. Значительно подняв материальное положение обители, пожертвованием всего своего состояния и привлечением других щедрых вкладов, увеличив число братии, преимущественно русскими, он построил несколько новых храмов, умиротворил взаимные отношения на Афоне русских и греков, рассеял существовавшие дотоле обвинения русских и славянских афонцев в панславизме, устроил множество так назыв. метихов (подворий) и скитов своего монастыря в России и других странах и своим личным примером и духовными наставлениями сумел не только поддержать, но и усилить духовно-нравственное значение своего монастыря. Его имя — одно из самых популярных имен среди простых людей во всей России. В таком смысле изображают его биографы: К. Н. Леонтьев, "Воспоминания об архимандрите Макарии" (в "Гражданине", 1889); его же, "Панславизм на Афоне" (в "Русском вестнике", 1873); И. Ф. Красовский, "Макарий, архимандрит афонский" (М., 1889); проф. Алексей Дмитриевский, "Русские на Афоне". Имея свою типографию (с 1865 г.), Пантелеймонов м-рь по распоряжению отца М. издал громадное количество брошюр и печатных листов (свыше 100 заглавий), а также большое число книг. Кроме того, монастырем издается, по мысли М., журнал "Душеполезный собеседник" (печатаемый в 22000 экземпляров). Число экземпляров книг и брошюр, изданных М. и разошедшихся в русском народе, исчисляется десятками миллионов. В самом м-ре коллекции этих брошюр, а отчасти и книг, раздаются паломникам бесплатно.

Н. Б-в.

Макарий (Троицкий)

(в мире Макарий Трифонович Троицкий) писатель, епископ калужский и боровский, воспитанник киевской духовной академии. Главные его труды: "Слова, беседы и поучения" (СПб., 1881); "Беседы о божественной литургии" (ib., 1881); "Великопостные поучения" (Белев, 1904); "Священная и путевая лира. Сборник стихотворений" (Калуга, 1899). "Священная лира в уединении" (вып. 1, Киев, 1902; вып. 2, Тула, 1903; вып. 3, Белев, 1903).

Макарий Александрийский

(иначе городской, πολετικός, по месту своего рождения — городу Александрии) — отец церкви († по одним — в 394 г., по другим — в 404 или 410 г.), по происхождению язычник. В качестве наставника и начальника христианского александрийского училища был представителем строго-церковного направления в александрийском богословии и противником рационализма. Есть известие, что М. с успехом опровергал возражения против христианства Порфирия и др. языческих философов. Ок. 340 г. он удалился в Нитрийскую пустыню и предался там суровому аскетизму. Известны его сочинения: "Монашеские правила" (в числе 30), "Слово об исходе души из тела и о посмертном состоянии человека", "Письмо к инокам". Лучшее издание этих сочинений — в "Patrologiae cursus" Миня (т. XXXIV, греч. серии). В русск. переводе — слово "О исходе души" ("Христ. чтение", 1831). В славян. рукописях с его именем встречается много "слов", из которых некоторые, может быть, и принадлежат ему.

Макарий Великий

или Египетский (301-391) — отец церкви; сын пастуха близ Фив, сам сначала пас стада. Пастушество развило в нем склонность к уединению; он поселился в уединенной келии, где занялся исключительно молитвой и для добывания пропитания — плетением корзин. На 30-м году жизни М. ушел в самую отдаленную пустыню Египта, "песчаное море, где можно было ходить только по указанию звезд". Сюда стеклось к нему множество людей, бежавших из городов; М. был поставлен для них в пресвитеры и сделался их аввой. За кротость и смирение его прозвали отроком-старцем (παιδαριογέρων). Во время одного из арианских гонений на православие он был сослан на один из островов Нила, где обратил ко Христу все население. Богословскую специальность М. составляет учение о благодати. Его психологическая теория о составе природы человеческой обнаруживает сильную тенденцию в сторону философии Сократа и Платона и, по-видимому, сложилась под влиянием доктрины этих философов, с которой М. мог ознакомиться через приходивших к нему для состязаний языческих ученых из Александрии. Обыкновенно эту теорию М. считают тождественной с взглядами ап. Павла и других отцов церкви, учивших о тройственном составе человеческой природы (тело, душа, дух — σώμα, ψυχή, πνεύμα); но у М. вместо πνεύμα значится δαιμων, и этот "демон" почти тождествен с δαιμων Сократа: это — не неизменная часть природы человека, а высшая сила, имеющая бытие вне человека и лишь привходящая, в большей или меньшей мере, в состав его природы под условием духовно-нравственного ее усовершенствования. Эта сила обыкновенно посредствует при восприятии человеком Божеской благодати и служит ее проводником в душу человека. В отношениях человека к Богу М. допускает не только приближение человека к Богу или Богоподобие, но и настоящее соединение с Ним, когда человек мыслит, чувствует и действует не в себе самом и не для себя, но всецело живет в Боге и для Бога. Все дошедшие до нас сочинения М. (50 бесед — ώμιλιαι, семь слов — λόγοι, краткие изречения — apophegmatia и др.) — гомилетического характера; это образцы того древнейшего типа христианского церковного учительства, который имеет форму беседы, т. е. разговора двух лиц — спрашивающего и отвечающего. По содержанию они все нравоучительного характера. См. Н. И. Барсов, "Представители нравственно-аскетического типа проповеди в IV в." (Харьков, 1889; здесь и перечень всей литературы о М.). Издания сочинений М.: парижское Morelii (1559), франкфуртское Palthenii (1594 и 1604), лейпцигское Pritii (1699 и 1714), кельнское Floss'a (1850), самое полное — Миня: "Patrologiae cursus" (ser. graeca, t. XXXIV). Ha русском языке собрание сочинений Макария издано в Москве в 1820 г.; 2-е, лучшее издание — 1853.

Н. Б-в.

Макарий Глушицкий

— преподобный († 1440), уроженец г. Ростова; в молодых летах пришел к препод. Дионисию, подвизавшемуся в своей обители на р. Глушице (Вологодской губ.); позже был ее игуменом.

Макарий Жабынский

(XVI в.) — преподобный, основатель жабынского Введенского м-ря Тамбовской епархии. В 1890 г. найдено Тамбовской архивной комиссией древнее "житие" его. См. в "Известиях Тамбовской архивной комиссии" статью Знаменского "Преп. М. Жабынский" и в "Тульск. епарх. ведомостях" (1872) ст. П. Мартынова "Жабынская Введенская пустынь"; там же (1865) "Историко-статистическое описание Жабынской пустыни".

Макарий Желтоводский

(иначе Унженский; 1349-1444) — преподобный, сын посадского в Нижнем Новгороде. Двенадцати лет от роду, назвавшись безродным странником, убедил игумена Печерского м-ря постричь его в монашество. Когда через три года отец, узнав о его местопребывании, пришел к нему, М. отказался его видеть, сказав: "один у меня отец — Бог", и ограничился тем, что подал отцу в окно руку. Видя к себе общее уважение, он тайно ушел из монастыря Печерского, сначала жил уединенно в лесу, потом поселился при Желтом озере, где основал обитель с целью обращения в христианство чувашей и мордвы. В 1430 г. обитель была разорена татарами, которые самого М. увели в плен. Хан, пораженный его святостью, отпустил его, после чего М. с учениками удалился в Галичскую страну, на берега оз. Унжи, где основал новый монастырь. Окрестные жители благоговели перед ним за защиту, которую он всегда успешно оказывал бедным против их притеснителей. Память 25 июля.

Макарий Калязинский

— преподобный (ум. 1483), сын боярина Кожи, в юных летах принял монашество и основал Калязинский монастырь, в котором был игуменом. В 1521 г. тело его найдено нетленным; московский собор 1547 г. причел его к лику святых. Память его — 17 марта. Неизданная "Повесть о житии" его имеется в рукописях Волоколамского м-ря.

Макарий, архимандрит Отроча м-ря

(† ок. 1783 г.) — архимандрит тверского Отроча м-ря, известен как автор системы "Богословия", по отзыву Филарета, архиеп. Черниговского, отличающейся глубиной мыслей и силой доказательств. Она издана в Москве в 1783 г., в СПб. в 1798 г. и в собрании его сочинений (М., 1798).

Макарий, архимандрит Соловецкого монастыря

— с 1818 по 1825 г. (†) архимандрит Соловецкого м-ря, автор "Описания ставропигиального Соловецкого м-ря" (М., 1824).

Макарий, иеродиакон Невского м-ря

(† 1738) — родом малороссиянин. Сблизившись с Маркеллом Радышевским (см.) и разделяя его мнения о неправославии киевлян, он отправился в Киев, чтобы состязаться с тамошним духовенством. Подвергнутый здесь страшным истязаниям, он успел, однако, составить ряд трактатов, в которых изображались церковные обычаи киевлян и доказывалось неправославие их, и бежал в СПб. Здесь он был посажен в тюрьму при Синоде и после напрасных попыток оправдаться сослан в якутский Спасский м-рь, где и скончался. Первоначальные тетради его "О разностях малороссийской церкви с великороссийскою", отнятые у него в Киеве, утеряны; но в деле о нем, в архиве Св. Синода, находится подробное изложение их содержания, сделанное им самим, по памяти. См. проф. Н. И. Барсов, "Иеродиакон Макарий" ("Христианское чтение", 1882).

Макарий, митр. романский

(ум. в 1557 г.) — автор молдавской летописи на славянском яз., законченной около 1551 г. Продолженная Евфимием, она представляет большой интерес для славянской литературы и историографии. Кроме многих мелких сочинений, М. принадлежит особая редакция славянской Синтагмы Матвея Властаря. См. J. Bogdan, "Cronicele moldovenesci" (Бухарест, 1891); J. Sbiera, "Мişсаri cult. ş i liter. la româ nii" (Черновцы, 1897).

Макарий, митрополит Всероссийский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Макарий, митрополит Киевский

— западно-русский (киевский) митрополит, муж святой жизни, избран был на митрополию в 1495 г. собором четырех зап.-русских епископов, но на пути в Киев убит татарами (1497). Церковь наименовала его священномучеником. Тело его нетленно почивает в киевском Софийском соборе; память — 1 мая.

Макарий, патриарх антиохийский

— родом араб из Алеппо, в мире священник Иоанн Заим, в 1636 г. рукоположен в алеппские митрополиты, в 1648 г. — в патриархи антиохийские под именем Макария III (см. еп. Порфирий Успенский, "Восток Христианский" 1874; статью Муркоса в "Трудах Вост. ком. Моск. арх. общ.", I, и его же, "К истории антиох. патриархов" 1896). М. застал свою церковь обремененной долгами и для их погашения два раза отправлялся за милостыней в православные страны: в 1-й раз выехал он около 1654 г. и на поместном московском соборе 1656 г. поддержал Никона в его мерах против раскольников, во второй раз — присутствовал на соборе 1666 г., осудившем Никона. М. (кажется — с помощью своего сына, алеппского архидиакона Павла) написал 15 сочинений, но стал известен в литературе преимущественно сочинением Павла "Странствование (1-е) М.", на араб. языке (рукописи в Лонд., СПб. и Москве). Путешественникам, как православным, не пришлось встретиться с тем недоверием и теми затруднениями в наблюдении над русским бытом, какие возникали для других иностранцев (Брикнер, "Россия и иностр. печать в XVI-XVII в.", в "Рус. вед." 1895 г., №№ 72, 76, 80), и потому подробные простодушные бытовые сообщения Павла имеют для нас глубокий интерес. Обстоятельны также описания храмов и праздничных служб. Английский перевод Belfour'a, "Travels of Macarius" (Л., 1829-36), почти полон, но не вполне исправен; в нем нет истории патриархов антиохийских. Содержание 1-го тома пересказано Cавельевым в "Библ. для чтения" (1836). В "Чтениях Общ. ист. и др." (1875) дан перевод начального отрывка (с англ.). См. в "Трудах" Киевской духовной акд. (1876) статью Аболенского "Московское государство при Алексее Михайловиче и Никон по запискам Павла Алеппского". С арабской рукописи моск. арх. иностр. дел проф. Муркос перевел "Первая неделя поста в Москве" ("Рус. обозрение". 1895, № 5); "Вербное воскресенье" ("Моск. вед." 1892, № 88); "Страстная седмица" (ib. 1892, №№ 93 и 139); "Светлое Воскресение" (ib. № 95); полный перевод сочинения начат тем же автором; вышел 1-й вып. (М. 1896).

А. Крымский.

Макаров Александр Константинович

(род. в 1852 г.) — издатель-редактор "Шахматного журнала", автор "Историко-статистического очерка Николаевской ж. д. с года постройки по 1888 г." ("Ж. М. пут. сообщ.", дек. 1887 г.) и ряда статей в "Журнале счетоводства" о железнодорожной отчетности и однообразной ее форме. Сотрудник "Энциклопедического словаря" по шахматной литературе.

Макаров Алексей Васильевич

(1674 или 1675-1750) — тайный кабинет-секретарь Петра I, имевший в своем ведении секретные бумаги. Очень незнатного происхождения, не занимая официально никакого выдающегося поста, М. благодаря своей приближенности к Петру Вел. имел весьма важное влияние, с которым приходилось считаться современникам, начиная с членов царского дома и кончая иностранными дипломатами. М. всюду сопровождал царя, бывал с Петром Вел. за границей, более всех способствовал возведению на престол Екатерины I, которая назначила его тайным советником. При Петре II М. должен был искать себе "милостивцев" и нашел их в лице Долгоруких, которые доставили ему должность президента камер-коллегии; это не помешало ему при Анне Иоанновне перейти на сторону врагов Долгоруких. В 1732 г. М. одним из своих родственников, поссорившимся с ним по поводу открывшегося наследства, обвинен был во взяточничестве и утайке секретных бумаг. По этому доносу производила в 1732-3 4 гг. следствие особая комиссия, признавшая обвинение не доказанным. Тем не менее М. был освобожден не ранее 1740 г., так как был запутан в сеть интриг, с помощью которых Феофан Прокопович боролся с своими многочисленными врагами. Дела следственной о М. комиссии, хранящиеся в моск. архиве мин-ства юстиции, опровергают, между прочим, показание Гельбига о крайней малограмотности М. Ср. "Описание документов и бумаг, хранящихся в моск. архиве министерства юстиции" (кн. VI, М., 1889).

Макаров Иван Кузмич

— живописец-портретист, род. в 1822 г. в Арзамасе, в бытность его отца учеником в тамошней художественной школе А. Ступина. Окончив курс уездного училища в Саранске, он изучал искусство под руководством отца, в содержимой им рисовальной школе, и вскоре сделался отцовским помощником в работах по церковной живописи. Рисунки, эскизы и этюды, присланные молодым М. в Имп. акд. художеств вместе с работами других учеников саранской школы, обратили на него особенное внимание академического совета, наградившего его за них званием неклассн. художника. В 1844 г. М. переехал в СПб. и стал посещать классы акд. Занимаясь в течение двух лет под руководством проф. А. Т. Маркова, М. в конце академич. курса избрал для себя специальностью портретную живопись, которая быстро доставила ему известность в петербургской публике. В 1853 г. отправился в чужие края, посетил Берлин, Дрезден, Мюнхен, Венецию, Болонью и более полутора годов провел в Риме. По возвращении в СПб. был признан академиком. Многочисленные портреты, вышедшие из-под кисти М., вообще отличаются приятным колоритом и щегольским приемом письма, но не строги в отношении рисунка; они особенно удавались ему, когда дело шло об изображении молодых дам и детей. Кроме портретов, М. написал немало икон для церквей и других религиозных картин, из которых можно указать на "Нерукотворенный образ Спасителя" (1855) и "Христа, благословляющего Царское Семейство " (в Александровском дворце, в Царском Селе).

А. С-в.

Макаров Иван Кузьмич (дополнение к статье)

— живописец-портретист; умер в 1897 г.

Макаров Михаил Алексеевич

(1827-73) — проф. архитектуры. Получив художественную подготовку в Киеве, под руководством тамошнего архитектора Беретти, в 1851 г. явился в С.-Петербург и поступил в ученики Имп. акд. худ., в которой его наставниками были сперва А. Штакеншнейдер, а потом Г. Боссе; в 1851 г. удостоен второстепенной золотой медали за проект театрального училища с принадлежащим к нему театром, а в следующем за тем году за проект католического собора признан классным художником, вскоре после чего за тот же проект и за другие работы возведен в звание академика. Начав около этого времени приобретать все большую и большую практику у петербургских домовладельцев, преимущественно из богатого купечества, М. быстро занял видное место среди русских зодчих, как мастер соединять красивость фасадов и вообще отделки зданий с их приспособленностью к тем целям, для которых они предназначены. Из многочисленных построек, произведенных им в С.-Петербурге, в особенности заслуживают быть упомянутыми дома Лопатина (на Невск. просп.), Тройницкого, Крундышева, Лесникова, Базилевского, Громовой, Антонова, Паулучи, причта Исаакиевского собора, подворья Троицко-Сергиевой лавры и нек. др. Кроме того, им составлено немало архитектурных проектов и произведено построек по его службе в опекунском совете, в строительной комиссии при IV отделении собственной Е. И. В. канцелярии и в хозяйственной строительной городской спб. комиссии. Самым удачным произведением М. должно считаться новое здание СПб. коммерческого училища (в Черныш. пер.). За это здание и за дом Лопатина Акд. худ. наградила художника титулом профессора.

А. С-в.

Макаров Михаил Николаевич

(1789-1847) — писатель, воспитанник Моск. унив., уроженец Рязанской губ., где и служил; собирал народные предания, прибаутки, моск. были, но издания его в этой области научного значения не имеют. Много статей его, преимущественно историко-литературных, тоже невысокого достоинства, рассеяно в "Дамском журнале" (где им, между прочим, в 1829 г. помещены материалы для истории русских писательниц) и других изданиях; в "Чтениях Общ. ист. и древностей росс." печатался, между прочим, его "Словарь областных слов" ("Чтения", год I). М. был одним из редакторов курьезного "Журнала для милых", издававшегося в Москве в 1804 г. Отдельно М. изд.: "Журнал пешеходов от Москвы до Ростова и обратно в Москву" (М., 1830), "О пользах путешествий для испытания природы, особенно в отношении России" (М., 1833), "Повестки из русских преданий" (М., 1834), "Русские предания" (М., 1838-40), "Московские рассказы о бедных, отставного полковника М. Быстрорецкого" (М., 1840), "Московский калач" (М., 1841), "О том какой и где был самый древнейший быт ныне православного государства Российского, М. Быстрорецкого" (М., 1843) и др.

Макаров Николай Иванович

— преподаватель математики; умер в 1904 г.

Макаров Николай Иванович

— преподаватель математики, род. в 1824 г., в 1848 г. кончил Артиллерийскую академию, с 1861 г. преподает начертательную геометрию в СПб. технологическом институте, читал также лекции в Институте путей сообщения и гражд. инженеров, с 1894 г. преподает теорию теней и перспективы в Академии художеств. Главные труды его: "Начертательная геометрия" (СПб., 1870); "Приложение начертательной геометрии. Теория теней" (1889).

Макаров Николай Петрович

(1810-18 90) — лексикограф; был офицером, потом служил у В. А. Кокорева. Когда между ними произошел разрыв, М. напечатал в "Современнике" (1859) обличительную статью против Кокорева под заглавием "Задушевная исповедь". Позже, живя в тульской деревне, был корреспондентом "Голоса" и др. газет и издал три обличительно-сатирических романа под псевд. Трехзвездочкина: "Банк тщеславия" (СПб., 1861), "Две сестрички, или Новое фарисейство" (СПб., 1861) и "Победа над самодурами и страдальческий крест" (СПб., 1861). Его лексикографические труды: "Полный русско-франц. словарь" (6-ое изд. 1893), "Полный французско-русский словарь" (6-ое изд. 1890), "Международные словари" для учебных заведений, "Немецко-русский словарь" (1873). Позже он составил "Энциклопедию ума, или Словарь избранных мыслей" (1878), затем "Лат., итал. и англ. пословицы и поговорки" и написал еще три беллетристических произведения: "Три бичующие сатиры", "Мои семидесятилетние воспоминания" (1882) и "Калейдоскоп" (1883). Эти беллетристические произведения, как и прежние, вызвали заслуженные насмешки критики. Словари М. составлены тщательно.

Макаров Николай Яковлевич

(1828-1892) — писатель. Служил в Олонецкой губ. с сосланными по делу Петрашевского В. М. Белозерским и Баласогло. Губернатор Писарев написал в СПб. о неблагонамеренности М., который ночью бежал из Петрозаводска и, благополучно избегнув погони, явился в СПб. к своему родственнику, члену Государственного совета А. В. Кочубею. Последний поручился за М. перед Дубельтом, и дело о М. было приостановлено. Позже М. служил в разных ведомствах и в конце жизни был членом совета м-ра финансов. В 1852-53 гг. М. участвовал в "Иностр. обозрении", "Современнике", затем компилировал и переводил для "Вестника Рус. геогр. общ." и нап. "Несколько слов о Ник. Андр. Марковиче" ("Основа", 1856, № 5).

Макаров Павел Семенович

— музыкальный критик и композитор (1841-91), основатель журнала "Музыкальный свет". Написал около 150 романсов и оперу "Марион Делорм". С 1879 г. состоял редактором "Биржевых ведомостей". Написал много музыкальных фельетонов и рецензий.

Макаров Петр Иванович

(1765-1804) — артиллерии полковник, писатель. Был сотрудником "Вестника Европы", издавал в 1803 г. журнал "Московский Меркурий", в котором выдается интересный и живо составленный критический отдел. Современникам особенно нравилась рецензия М. на сочинения Дмитриева. Здесь же он поместил несколько мелких повестей и описание своего заграничного путешествия — подражание Карамзину, которого "Моск. Меркурий" бойко защищал от нападок Шишкова. "Сочинения и переводы" М. выдержали два издания (М., 1805 и 1817).

Макаров Степан Осипович

— контр-адмирал, род. в 1848 г.; с 1865 г. на морской службе; в 1872-76 гг., состоя при адмир. Попове, был занят устройством непотопляемых приспособлений на наших броненосных судах. В турецкую войну 1877 г. отличился, командуя кораблем "Вел. кн. Константин". В 1881 г. производил исследование течений Босфора. О результатах этих исследований М. напечатал в соч. "Об обмене воды Черного и Средиземного морей" (1883). В друг. соч., "Витязь и Тихий океан" (1893), М. изложил результаты исследований температуры и удельного веса морской воды в Сев. Тихом океане, произведенных М. во время кругосветного путешествия (1886-89) на корвете "Витязь". С 1891 по 1894 г. М. состоял главным инспектором морской артиллерии, а в 1895 г. командовал тихоокеанской эскадрой во время китайско-японской распри.

Макаров Степан Осипович. (дополнение к статье)

— В 1896 г. назначен командующим первой дивизией балтийского флота, в 1899 г. — комендантом Кронштадтского порта. В 1901 г. совершил экспедицию на Землю Франца Иосифа на выстроенном им ледоколе "Ермак". После открытия военных действий с Японией назначен командующим русским тихоокеанским флотом. По его прибытии в Порт-Артур, в гавани которого был заперт японцами русский флот, последний обнаружил энергичную деятельность; М. начал выходить с ним на разведки в открытое море. 31 марта 1904 г. он вышел в море с эскадрой, находясь на броненосце "Петропавловск". Когда эскадра возвращалась, "Петропавловск" наткнулся на мину и затонул; погиб почти весь его экипаж, и М. в том числе.

В. В — в.

Макаров, местечко

— мст. Киевской губ. и уезда. Жит. 4045. Здесь в 1651 г. родился св. Димитрий Ростовский. Прежде был древний замок, окруженный валами и рвами. Две православные церкви, костел, еврейская синагога, школы церковно-приходская и министерская. Больница, аптека. Мукомольня (производство на 25000 руб. в год), кирпичный и кожевенный зав.

Макарова Наталья Алексеевна

(урожд. Неелова) — писательница, автор романа "Лейнард и Термилия, или Злосчастная судьба двух любовников" (M., 1784), интересного как один из ранних продуктов сентиментализма на русской почве. Язык романа М. представляет переход к языку Карамзинской эпохи. Ср. Д. Л. Мордовцев, "Рус. женщина нового времени" (СПб., 1874, т. II).

Макарова Софья Марковна

— талантливая детская писательница, учительница спб. городских школ (1834-87). С 1870 г. М. поместила в детском журнале "Семейные вечера" ряд рассказов для детей. С 1878 г. М. редактировала "Задушевное слово", сотрудничая и в других детских журналах. С 1877 г., когда начальные училища СПб. перешли в ведение городского управления, М. состояла учительницей в одной из городских школ, с увлечением предаваясь этому делу и заботясь о детях и по окончании ими курса. Отдельно появившиеся труды М.: "Из детского быта" (СПб., 1869), "Деревня" (1872; 2-е изд. 1874; с картинами К. Трутовского), "Как и чему учил Петр Великий народ свой" (1872; 3-е изд. 1883, с картинами), "Повести из русского быта" (1873), "Из русской жизни" (1875), "Делу время, отдыху — час" (1875, с картинами), "Царствование Екатерины II" (1875), "Столетие со дня рождения имп. Александра Благословенного" (1877 и 1881), "Бабушкины сказки" (1881 и 1884), "Борьба с дикарями" (1881), "75 рассказов для детей младшего возраста" (1882 и 1886), "Отважная охотница" (1882), "Новинка" (1882 и 1886), "Отголоски старины", историч. рассказы (М., 1883), "Леночка" (1884), "Миньона, дочь музыканта" (1884), "Черный коршун" (1885), "Грозная туча" — историч. повесть (1886), "На досуге", "Привет детям", "Детский кружок" (1887), "Суета сует" (историч. повесть, 1887; с рис. Н. Каразина) и много др. В "Отечествоведении" Д. Д. Семенова М. принадлежат статьи: "Петербург", "Москва", "Нижний Новгород" (т. V). См. ст. Д. Д. Семенова в "Рус. Старине" (1888, кн. 4, стр. 169-186).

Ум.

Макарово

— село Новохоперского у. Воронежской губ. Двор. 1164, жит. 9126. Земская и церк.-прих. школы; 4 ярмарки, с оборотом до 100 т. р.

Макаровский

Михаил Михайлович — малорусский писатель (1783-1846), учился в Полтавской семинарии, был смотрителем Гадячского уездного училища. Написал поэму "Наталя", повесть в стихах "Гарасько" и мелкие стихотворения. Лучшее из его соч. — "Наталя", панегирик простой, трудолюбивой жизни и домовитости малорусского крестьянина, богатый бытовыми подробностями.

Макаровы

— дворянские роды. Родоначальником одного из них был вологодский посадский Василий М., живший в конце ХVII в.; из сыновей его Алексей был сподвижником Петра Вел. (см. выше), Козьма — дьяком, а при Анне Иоанновне обер-кригскомиссаром. К этому роду принадлежит писатель Михаил Николаевич М. (см. соотв. ст.). Этот род М. внесен в VI ч. родосл. книги Владимирской и Московской губ. (Гербовник, V, 131). Есть еще род М., восходящий к началу XVII в. и внесенный в VI ч. родосл. книги Костромской губ., и 98 родов М. позднейшего происхождения.

В. Р.

Макаронизмы

— в произведениях западной, преимущественно франц. и итальян. литературы XII-XIV вв., особенно проповеднической, фразы, представлявшие смесь слов и предложений народного живого языка с латинскими. Иногда это слово производят от macens, что у Плавта значит шут, а в нынешнем итальянском языке — паяц. Происхождение макаронической речи объясняется бессознательным стремлением или сознательным намерением тогдашних литераторов и проповедников при безусловном господстве в литературе и проповеди языка латинского заговорить более естественной, понятной для всех родной речью, отчего среди латинской речи, так сказать, прорывались фразы языка народного. Образец М. (из проповеди Мено, где он изображает Марию Магдалину): "Primum: quid fuit causa hujus mulieris perditionis? Fuit elegantia corporis. Videbatur, qu'elle fut fait, pour regarder. Pulchra, juvenis, alta, fermeille, pleine comme une rose, mignogne, fingante... Quinquid faciebat, erat vivere à son plaisir, faire des banquets, hodie invitare. Un peu après cette pauvre sotte abandonnée erat in castro suo, etc.".

Макароническая поэзия

— род шуточных стихов, где эффект комизма достигается смешением слов и форм из различных языков. Психологически смехотворное действие макаронизма объясняется тем же явлением неожиданного контраста, которым обусловлены и иные виды художественного комизма. Вполне естественные в разных международных жаргонах, макаронизмы, придуманные издавна, имели значение художественного приема. Французско-латинский стих "Qui nescit motos, forgere debet eos" дает одновременно пример и правило составления макаронизмов. Греко-латинские макаронизмы встречаются еще у Авзония (IV в. по Р. Х.), но поэтическое значение они получают в произведениях итальянца Tisi degli Odassi, "Carmen macaronicum" (1490), француза Antonius Arena (de la Sable), "Po ëma macaronicum de b ello hugonotico", и особенно у Теофила Фоленго, прозв. Merlino Cocaio, образованного бенедиктинца, автора остроумной "Maccaronea" (1484-1544). Образцы М. поэзии имеются также у Рабле ("Gargantua", lib. I, речь о возврате колоколов) и у Мольера ("Malade im aginaire", "Troisième Intermè de"), в русской литературе — в "Энеиде" Котляревского и "Сенсациях г-жи Курдюковой" Мятлева. Ср. Genthe, "Geschichte der Macaronischen Poesie und Sammlung ihrer vorz ü glichsten Denkmale" (Галле, 1829); Eichst ädt, "De poesi culina ria" (Иена, 1831); Delepi è rre, "Macaroneana" (П., 1852); Zannoni, "I precarsori di Merlin Cocaio" (1888).

А. Г-д.

Макароны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Макарска

(Makarska) — г. в Далмации, в глубине бухты Canale della Brazza; около 2000 жит., преимущественно сербохорватского племени; пароходная станция; значительная торговля фруктами; из плодов местных виноградников выделывается одно из лучших далматинских вин.

Макарт

Ганс (Makart, 1840-1884) — один из знаменитейших живописцев новейшего времени. Необычайное, как бы наследственное художественное дарование обнаружилось в нем с самого раннего возраста. Отец M., хороший художник, занимал притворную должность в Зальцбурге, где произведения искусства, украшающие тамошний дворец "Мирабель", равно как и живописные окрестности города доставляли мальчику первые впечатления, которые и легли в основу его натуры, как художника, всегда увлекавшегося внешней красотой. Он едва одолел курс реального училища, но зато со страстью предавался рисованию и живописи. По смерти отца (1849) артистическим образованием М. занялся его дядя, Рюссемейер, искусный рисовальщик-орнаментист. Необыкновенная живость и плодовитость воображения М., легкость, с какой он поверял на бумаге свои фантазии, приводили в изумление художников. В 1858 г. он был отправлен в Вену для поступления в классы живописи Венской академии художеств. Здесь он оставался всего несколько месяцев и, выйдя из академии, потому что ученье у тамошних профессоров показалось ему скучным, возвратился пешком в Зальцбург, в удрученном состоянии духа. В то время жил в Мирабельском замке Максимилиан, епископ Тарночинский, большой любитель и ценитель искусств; он содействовал водворению М. в Мюнхене, в 1861 г., в мастерской Пилоти. Здесь возникла первая картина М., "Лавуазье в темнице", обнаружившая в нем замечательного колориста. Год спустя явилась вторая его картина, "Сиеста" (беседа знатных венецианцев), написанная декоративно для украшения обеденного зала в доме барона Штиглица в Петербурге. Посетив Лондонскую всемирную выставку 1862 г., а также Париж, М. написал ряд картин меньшего объема: "Фальстаф в корзине с бельем", "Спящий певец и Ундины" (в галерее Шака в Мюнхене), "Леда" и, как плод его итальянского путешествия, "Пейзаж с римскими развалинами". Однако лишь в 1868 г. М. обратил на себя общее внимание большой трилогией "Амуры новейшего времени", за которой следовали три блестящие по краскам и чрезвычайно оригинальные по композиции трехсаженные картины в форме фризов: "Чума во Флоренции", или "Семь смертных грехов". Затем следовало одно из слабых его произведений, "Ромео и Юлия" (в Венской галерее). По возвращении своем из Рима, где была написана эта картина, М. по приглашению австрийского императора поселился в 1869 г. в Вене. Здесь была устроена для него великолепная мастерская, и с этого времени начинается период кипучей его деятельности, ознаменованный появлением прежде всего двух колоссальных картин, "Abundancia" ("Дары моря и дары земли"); за ними следовали одна за другой картины столь же огромных размеров: "Катарина Корнаро" (1873; в Берлинск. национ. гал.), "Клеопатра" (в штутгартской гал.), "Въезд Карла V в Антверпен" (бывшая на Парижской всем. выставке 1878 г.), "Пять чувств" (1879), "Диана на охоте" (1880), "Весна" и пр. Во всех этих произведениях видны неистощимая изобретательность художника в живописно-эффектных мотивах, красота форм, блеск красок — качества, ради которых зритель мирится с недостатком в них глубины мысли. Вообще М. был неподражаемый, гениальный декоративный живописец; однако его картины, к сожалению, исполненные спешно, с употреблением технических средств, обусловливаемых быстротой работы, но вредных для прочности живописи, уже успели по большей части утратить свежесть колорита, составлявшую одно из главных их достоинств. Ср. С. von L ützew, "Zeitschrift f. d. bild. Kunst" (1886); Fr. Pecht, "Deutsche Kü nstler des neunzehnten Jahrhundert" (II Reihe); Dr. W. Lauser, "Die Kunst in Oesterreich-Ungarn" (I Jahrhundert, Вена).

К. Веселовский.

Макарьев на Унже

Статья большая, находится на отдельной странице.

Макарьев, уездный город

Статья большая, находится на отдельной странице.

Макарьев-Желтоводский-Троицкий монастырь

(или Желтовский жен. общежительный м-рь) — в г. Макарьеве Нижегородской губ. Основан, как мужской м-рь, на урочище "Желтые Воды" в первой половине XV в. пр. Макарием, основателем М.-Унженского м-ря. В 1439 г. казанский царь Улу-Мехмет разорил и сжег его до основания; восстановлена желтоводская обитель только в 1620 г.; упразднена в 1868 г. в виду опасности от наводнений. В 1882 г. в оставшихся зданиях учреждена женская обитель, переименованная в следующем году в общежительный женский м-рь. В М. м-ре был послушником Никон, впоследствии патриарх Всероссийский. Ср. П. Писарев, "Описание Троицко-Макарьево-Желтоводского м-ря" (Нижн. Новг. 1846).

Макарьев-Унженский-Троицкий монастырь

(мужской 1 класса) — Костромской губ., в г. Макарьеве. Основан преп. Макарием в 1439 г. В соборе м-ря покоятся в раке мощи св. Макария, память которого празднуется 25 июля. Ср. "Описание Мак.-Унж. м-ря" (М., 1835).

Макарьев-Успенский-Чонский монастырь

( мужской единоверческий 3 класса) — в 12 в. от Гомеля Могилевской губ. Основан в 1775 г., в 1845 г. упразднен, в 1876 г. восстановлен.

Макарьевская ярмарка

— см. Нижегородская ярмарка.

Макассар

(Macassar, Makassar, Mangkassar) — прежде государство на Ю.З. о-ва Целебеса (см.), теперь часть нидерл. Ост-Индии. Город того же имени на С. от устья р. Гоа; 26 тыс. жителей (около 1000 европейцев). Два порта — Фреденборг и Роттердам; с 1846 г. порто-франко. Судоходство, ловля трепанга и оживленная торговля: вывоз риса, кофе, гуттаперчи, копала, перламутра, кокосового масла и орехов. В 30 км от устья Гоа местечко Гоа, резиденция короля, незначительного вассала Нидерландов.

Макассарское масло

— первоначально тайное средство для ращения волос, введенное англичанином Роуландом. Настоящее М. приготовляется из Ост-Индской сапиндацеи Schleicheria trifuga, имеет запах горькоминдального масла и содержит также синильную кислоту; фальсифицированное приготовляется из любого парфюмированного масла.

Макашевка

— слобода Новохоперского у. Воронежской губ., на левом берегу р. Хопра. Дворов 650, жит. 4516; прав. црк., школа; 2 ярмарки, с общ. оборотом до 100 тыс. руб.

Макашин Семен Акимович

(1827-65) — саратовский мещанин, потом солдат, автор живо рисующих мещанскую провинциальную жизнь очерков и рассказов: "Один из немногих" ("Русский вестн.", 1858, т. 18), "Наследственная бедность" ("Современник", 1858, т. 71), "Пролог к мещанской свадьбе" (ib. 1861, т. 88), "Несколько подробное, но весьма правдивое жизнеописание одного городского головы" (ib. 1863, т. 96). Автобиография М. помещена в "Русской речи" 1861 г. (32 и след.).

Макбет

(Macbeth) — король шотландский (1040-57), как и соперник его, Дункан I, был внуком короля Малькольма II. Он разбил и убил Дункана в 1040 г. при Дунсинане (в Пертшире) и правил энергично, возмущая вельмож своей строгостью; из них Макдуфф, тан Файфский, бежал в Англию и возбудил к мести Дунканова сына Малькольма. При поддержке могущественного Сиварда, графа Нортумбрии, союзники в 1054 г. взяли замок М., Дунсинан. Война продолжалась, пока М. не пал в 1057 г. при Лумфаноне. М. известен по трагедии Шекспира, следовавшего в ней сказочным преданиям.

Макдональд Джон Александр

(сэр Macdonald) — кaнaдcкий политический деятель (1815 — 91), родом из Шотландии, по профессии адвокат. Был членом верхнеканадского парламента и исполнительного кабинета (правительства). При нем и при его деятельном участии произошло в 1867 г. объединение канадских провинций, после чего М. вошел в состав министерства объединенной Канады. С 1869 г. был первым министром. В 1873 г. кабинет его пал. С 1878 г. до смерти М. был вновь первым министром. Он стоял за сохранение связи между Канадой и Великобританией, но проводил в Канаде политику самого крайнего протекционизма. Канадская тихоокеанийская железная дорога, построенная в 1880 — 85 году — одно из главных дел М. Вместе с Лорье он является самым видным политическим деятелем Канады. Лучшая биография М. написана его личным секретарем Joseph Pope: "Memoirs of the R. H. Sir John Alex. M." (Л., 1894). Авторы других его биографий J. P. Macpherson, J. E. Collins и E. D. Biggar.

В. В — в.

Макдональд Джордж

(George Mac-Donald) — современный английский романист и поэт, род. в 1824 г., был одно время священником. Главные его соч.: "Within and without", драм. поэма (1856), "Poems" (1857), "The Portent, a story of second sight" (1864), "Robert Falconer" (1868), "Castle Warlock" (1882). M. написал также несколько книг для детей.

Макдональд Этьен-Жак-Жозеф-Александр

(Etienne-Jacques-Joseph-Alexandre Macdonald) — герцог Тарентский, маршал и пэр Франции (1765-1840), происходил из шотландской фамилии; отличился в сражении при Жемаппе (см.); в 1798 г. командовал франц. войсками в Риме и Церковной области; в 1799 г., проиграв сражение на р. Треббии (см. Итал. поход Суворова), был отозван в Париж. В 1800 и 1801 гг. М. начальствовал в Швейцарии и Граубиндене, откуда вытеснил австрийцев. В течение нескольких лет он находился под опалой Наполеона вследствие усердия, с которым защищал своего бывшего соратника, генерала Моро. Только в 1809 г. он был вновь призван на службу в Италию, где командовал корпусом. За сражение при Ваграме пожалован маршалом. В войнах 1810, 1811 (в Испании), 1812-14 гг. он также принимал выдающееся участие. После отречения Наполеона он назначен был пэром Франции; во время Ста дней поступил рядовым в национальную гвардию. После второго занятия Парижа союзными войсками на М. возложено было тяжкое поручение — распустить отступившую за Луару наполеоновскую армию. Rousset изд. "Souvenirs du mar é chal M., duc de Tarente" (Пар., 1892).

Маке

(Auguste Maquet, 1813-88) — французский романист и драматург. Лучшие романы Дюма-отца: "Trois Mousquetaires", "Monte-Christo", "Chevalier de la Maison Ronge", "Vingt ans apr è s" написаны при деятельном, но анонимном участии М. Только полемическая брошюра "Maison Alexandre Dumas et Compagnie" (1845) указала на роль М. в творчестве Дюма. Сотрудничество М. с Дюма продолжалось, однако, и после того; лишь в 1851 г. произошел разрыв между ними, и М. стал писать самостоятельно. Poманы и драматические пьесы, написанные M. без Дюма ("La Belle Gabrielle", "Maison du Baigneur", "Dettes du Coeur", "Les Hussards de Bercheny" и др.), не лишены таланта.

Македоний

— епископ константинопольский (около 342 г.). Своей жестокостью он навлек на себя ненависть имп. Констанция. Строго-apианские епископы Евдоксий и Акакий, воспользовавшись этим, низложили (360 г.) его с константинопольской кафедры, которую занял Евдоксий. Низверженный М. перешел на сторону противников Евдоксия и Акакия — полуариан и стал учить, что Сын подобен Богу-Отцу. Из учения Ария о Сыне Божьем, как творении, последовательно вытекало такое же учение и о Св. Духе. М. сделал этот вывод и стал учить, что Св. Дух не имеет участия в Божестве и славе Отца и Сына. Многие, особенно из строгих ариан, присоединились к М. По главным пунктам своей ереси последователи М. называются также духоборцами. Православное учение о Св. Духе против них защищали Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов. Ересь М. осуждена на втором вселенском соборе. См. Константинопольские соборы.

Македоний и македониане

см. Константинопольские соборы.

Македония

Статья большая, находится на отдельной странице.

Македония (дополнение к статье)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Македонов Лев Васильевич

— земский статистик. Род. в 1859 г. в крестьянской семье; высшее образование получил в московском техническом училище. Начал работать по статистике в 1882 г., в московском земском бюро. Принужденный покинуть Москву, М. поселился в Воронеже, где много лет был секретарем воронежской уездной земской управы; много работал по организации продовольственного дела во время голода 1891 — 92 гг. и по постановке школьного дела. С 1901 г. занимается исследованиями Кубанской области и Астраханского казачьего войска, применяя метод земских стат. работ. Работает также в периодической печати, преимущественно по вопросам земским и аграрным. Сотрудничает в настоящем Словаре по отделу географии.

Македонская династия

— Представители ее занимала византийский престол, с перерывами, почти 190 лет; с 867 до 1056 г. основателем ее был Василий Македонянин (см.), мужское потомство которого прекратилось в лице Константина IX в 1028 г.: до 1056 г. престол занимали дочери Константина, Зоя (с своими мужьями), и Феодора. Время М. династии было одной из наиболее блестящих эпох византийской истории; внешнее могущество империи поднялось до давно небывалой высоты, науки и искусства процветали, особенно при Константине VIII Порфирородном. М. императоры занимают также видное место в истории византийского права (см.) и восточной церкви (см. Разделение церквей). М. династия укрепила в сознании населения византийской империи идею законного преемства верховной власти. Престол переходил большей частью правильно, или по наследству (для обеспечения наследования императоры стали короновать всех своих сыновей еще малолетними), или же в силу назначения царствующим лицом, причем положение избранных для занятия престола лиц, не принадлежавших к М. дому, укреплялось родственными связями с ним или усыновлением (напр. Михаил V Калафат). Даже лица, узурпировавшие власть (Никифор Фока, Иоанн Цимисхий) считали необходимым вступать в родственные связи с М. домом и признавали права законных наследников.

Макензи Джордж

(Mackenzie, 1837-91) — известный шахматный игрок. Стиль его игры был на столько красив и самая игра настолько талантлива, что его партии и доселе доставляют удовольствие тем, кто их переигрывает.

Макензи, Мэкензи

— см. Мэкензи.

Маки

или лемуры, в тесном смысле слова (Lemur), составляют род полуообезьян (Prosimiae) из семейства лемуровых (Lemuridae, см.). М. вместе с ближайшими родами выделяются в особое подсемейство (Lemurinae), также называемое иногда М., которое отличается свободными пальцами, длинным хвостом и зубной формулой 2.1.3.3/2.1.3.3 (лишь у Lepilemur верхних резцов нет); водятся представители этого семейства на Мадагаскаре и соседних островах. У собственно М. удлиненная лисья морда, умеренной величины глаза, средней величины уши, покрытые густой шерстью, верхние резцы одинаковой величины, пятка короткая, задние ноги длиннее передних, пушистый хвост длиннее тела. Живут небольшими обществами в лесах Мадагаскара и соседних о-вов, превосходно лазают и прыгают по деревьям, питаются плодами, а также насекомыми и мелкими птицами, ведут ночной образ жизни и издают ночью громкие крики, совершенно не соответствующие величине животных. У некоторых видов полы резко различаются по окраске. Самка носит детеныша на груди и заботливо охраняет его. М. довольно легко привыкают к неволе и без особых затруднений живут и размножаются в зоологических садах. Катта (L. catta), от серого до ржаво-рыжего цвета, с черной мордой и пятном вокруг глаза, беловатыми нижней стороной, ушами и лицом, хвост с черными и белыми кольцами; длина тела 35 см, хвоста 50 см. Макако, или черный M. (L. macaco), несколько больше предыдущего, отличается резким различием в окраске полов: самец чисто черный, самка рыжего, щеки, ноги и хвост беловатого; их считали долго за разные виды (самец — L. niger, самка — L. leucomystax). Часто привозится в Европу. Монго, или монгоц (L. mongoz). Полуобезьяны, (см. табл. II фиг. 3), сверху темно-серый, снизу беловатый, бока буроватые, лицо черное; такой же величины, обыкновенен. Вари (L. varius) — густая шерсть покрыта большими черными и белыми пятнами, причем преобладает то один, то другой цвет; длина тела 40 см, хвоста 50 см; живет большими обществами. Все названные виды водятся на Мадагаскаре.

И. Кн.

Маки-домовой

(Tarsius spectrum) — см. Долгопят и фиг. 4 табл. Полуобезьяны II.

Макиавелли

Статья большая, находится на отдельной странице.

Макиевка

— с. Черниговской губ., Нежинского у.; жит. 3219 чел., дворов 512. Винокуренный завод. Школа.

Макинтош Джеймс

(James Mackintosh, 1765-1832) — публицист, историк и один из представителей шотландской философской школы, в молодости был медиком, потом адвокатом, служил в Индии, затем был членом парламента и министерства. В философских воззрениях, опираясь отчасти на Канта, он ратовал против принципов сенсуализма в теории познания и эгоизма — в этике. Его "Dissertation on the progress of the ethical philosophy chiefly during the XVII and XVIII centuries" (1830) была переведена на французском яз. под заглавием "Histoire de la philosophie morale" (1834), так же как и его статьи по общей истории философии ("M é langes philosophiques de Sir James M.", 1820). Выдающимся публицистом M. явился в тщательно обдуманной полемической брошюре: "Vindiciae Galliae" (1791-единственный достойный ответ на "Reflexions on the French Revolution" Э. Борка). Краткую историю Англии он написал для "Cyclopedia" Lardner'a (1830). После смерти его вышло начало спокойной и беспристрастной "History of the Revolution in England in 1688", излагающей события лишь трех гг. (1685-1688). Сын М. издал " Memoirs of Sir James Mackintosh's Life" (Лондон, 1834). Ср. Essay Маколея о M.

Макинтош Чарльз

(Charles Mackintosh, 1766-1843) — шотландский изобретатель-химик; в своей химической фабрике в Кроссбаскете близ Глазго около 1820 г. впервые занялся изготовлением в больших размерах свинцовой соли, в 1825 г. улучшил фабрикацию парижской и берлинской лазури и в том же году изобрел приготовление стали посредством накаливания железа в углеводородном газе. Более всего известен он изобретением непромокаемой ткани (1823), состоящей из соединения посредством каучукового раствора двух слоев материи, из которой он стал изготовлять верхнее платье, так назыв. макинтоши.

Макинцев

Самсон Яковлевич (1776-1849) — авантюрист, вахмистр русской службы, дезертировавший в Персию, малоросс по происхождению, уроженец Кавказской линии. Поступив на персидскую службу, М., или, как его называли в Персии, Самсон-хан, стал вербовать в ряды персидских войск русских дезертиров, за что последовательно был возвышаем. В 1820-21 г. участвовал в войне Персии с Турцией и содействовал победе персов при Топрак-кале; во время войны России с Персией отказался сражаться против русских; позже усмирил восстание в Хорасане. Ср. ст. Берже в "Рус. старине" (1876 г., № 4).

Макк

(Karl, барон Mack v. Leibench, 1752-1828) — австрийский генерал. Участвовал в войнах с Турцией и Францией. В 1798 г. ему поручено было командование неаполитанской армией, с которою он довольно успешно действовал против французов в Южн. Италии, занял Рим и двинулся к Капуе; тут он узнал о бегстве короля в Сицилию и о волнениях в Неаполе; к тому же в войсках его вспыхнул бунт, и потому М. обратился к франц. генералу Шампионе с просьбой о свободном пропуске в Германию. Хотя последний исполнил эту просьбу, но распоряжение его не было утверждено франц. правительством: М. был арестован и объявлен военнопленным. В 1805 г. он двинулся во главе австр. армии к Ульму, чтобы укрепить этот город, но по приближении к р. Иллеру был атакован французами, потерпел поражение и укрылся в Ульме. Здесь он был окружен и сдался на капитуляцию с 20 тыс. войска. Отпущенный на честное слово, он вернулся в Австрию и был отдан под военный суд, по приговору которого лишен чинов и орденов.

Макка

(Makka, Маkah) — индейское племя в Сев. Америке, у мыса Флаттери, в территории Вашингтон.

Маккавеи

— от евр. makkabi — "молот" (на врагов) — первоначально прозвание одного Иуды Маккавея (см.), потом распространенное на всех вообще защитников и исповедников веры во время гонений Антиоха Епифана. Особенно знамениты: 1) св. мученики 90-летний старец Елеазар и семь братьев М.: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл и мать их Соломония, погибшие в пытках за отказ вкусить идоложертвенного мяса. Церковь называет их седьмочисленными столпами премудрости Божией и седьмосвечными светильниками Божественного света; песнопения о них сложили св. Киприан, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин, св. Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский. Память их празднуется 1 авг. 2) М., или Асмонеи, предводители иудейского восстания против Селевкидов, вызванного стремлением сирийских царей к насильственной эллинизации Палестины. Священник Маттафия, Асмоней или Хасмонид из Модина близ Лидды, собрал вокруг себя ревнителей веры и, поддерживаемый 5 сыновьями, Иоанном, Симоном, Иудою, Елеазаром и Ионафаном, начал из неприступных горных убежищ борьбу с войсками Антиоха Епифана, постановив сражаться и в дни субботние. Он совершал набеги на соседние местности, разрушая алтари, производя обрезание, наказывая отступников и совратителей, но скоро умер (166 г. до Р. Х.). Во главе сильно увеличившегося отряда стал его третий сын, Иуда (см.), который неоднократно побеждал сирийцев и пал в борьбе с ними в 160 г. Младший брат его Ионафан, унаследовавший власть, добился признания его сирийским наместником, сделался первосвященником и занялся упорядочением управления. Не желая допустить отложения Иудеи от Сирии, сирийский узурпатор Диадот Трифон заманил к себе Ионафана с 2 сыновьями и велел всех трех умертвить, в 143 г. Теперь во главе М. стал Симон, много уже помогавший братьям и раньше. Он укрепил находившиеся под его властью города, завоевал гавань Иоппию, поощрял торговлю и промыслы, ввел антиселевкидовскую эру и был провозглашен первосвященником и князем в 141 г. до Р. Х. Сначала он поддерживал дружеские отношения с сирийскими царями, разрешившими ему чеканку монет, но завоеваниями на филистимском берегу вызвал объявление войны со стороны Антиоха VII; сирийцы были разбиты. В 136 г. Симон был умерщвлен во время пиршества своим властолюбивым зятем Птолемеем, наместником иерихонским, убившим также жену Симона и 2 его сыновей. Замысел его против третьего сына, Иоанна Гиркана I, не удался и последний принял первосвященнический сан. Войска Антиоха осадили Иоанна в Иерусалиме и принудили его заключить мир на условии сдачи всего оружия и снесения стен Иерусалима, но с оставлением за евреями свободы вероисповедания. Когда Антиох погиб в Парфии, Иоанн тотчас начал забирать сирийские города, подчинил себе самаритян и идумеян и принудил их принять обрезание и другие иудейские обряды. Он поддерживал союз с римлянами, внутри опирался на фарисеев; но когда последние стали требовать от него сложения первосвященнического сана, он стал притеснять их, что вызвало против него и семьи его сильное ожесточение. Умер в 107 г. Старший сын его, Аристовул I Филеллин, первый из М. надел царскую диадему, но процарствовал лишь год; в это короткое время он успел заточить 3 братьев, уморить голодом мать и обратить в иудейство большую часть жителей Итуреи. Брат его, Александр Ианнай или Янней (см.), царицей-вдовой Соломеей-Александрой из темницы был возведен на царство в 106 г. и до самой смерти своей (79) был полновластен в Иудее, Самарии, Галилее, береговой полосе на Ю. до Птолемаиды и почти во всей Перее. Сын его Иоанн Гиркан II сделался после него первосвященником, а жена, Александра, приняла корону и управляла слабо и бесславно до 70 г. После смерти ее Иоанн Гиркан II был провозглашен царем в Иерусалиме, но принужден был вступить в соглашение с младшим братом Аристовулом II, по которому последний получил скипетр и первосвященничество. В 69 г. Аристовул II удержался во власти, купив помощь римского легата в Сирии, Скавра. Когда в 64 г. Помпей взялся за решение спора между братьями, Аристовул после тщетных попыток подкупа был взят в плен и введен в триумфе в Рим. Позже он бежал, в 56 г. появился в Иудее и начал войну, кончившуюся вторичным его пленом. В 49 г. Цезарь освободил его и послал с 2 легионами в Сирию, но раньше, чем он успел что-нибудь сделать, его отравили помпеянцы; таким же образом погиб и сын его Александр. Все остальные представители дома М. были истреблены Иродом Великим (см.). Кроме книг маккавейских (см.), о М. сообщает еще Иосиф Флавий; некоторые упоминания у Поливия, Аппиана и Диодора. — Ср. Sch ürer, "Geschichte des jü dischen Volks im Zeitalter Jesu Christi" (т. I, Лпц., 1889).

Маккавейские книги

(у евреев книги Асмонеев) — книги Ветхого Завета, числом 3. Первая написана неизвестным иудеем в конце II в. до Р. Х. и говорит о событиях от завоеваний Александра Великого до Иоанна Гиркана; она сохранилась лишь по-гречески, но подлинник был написан по-еврейски. Вторая дает подробное изложение некоторых событий из времен Иуды Маккавея; ее писал также неизвестный, не знавший первой книги, — вероятно, эллинист-александриец: написана была и сохранилась лишь по-гречески. В третьей книге говорится о гонениях на палестинских евреев со стороны Антиоха Епифана и на евреев египетских со стороны Птолемея IV; эта книга написана позднее двух первых, в Александрии, на греческом языке. Иосифу Флавию 2 и 3 книги были неизвестны. Есть еще в александрийском кодексе греческой библии четвертая книга М., приписываемая Иосифу Флавию и помещаемая в конце его сочинений; в ней рассказывается о мученической смерти Елеазара и 7 братьев с их матерью (о чем есть и во 2 книге, гл. 6 и 7). Ни греческой, ни западной церковью она не принята.

Маккавейский

Николай Корнилович — доцент Киевской духовной академии по кафедре пастырского богословия и педагогики. Его сочинение: "Археология истории страданий И. Христа" (Киев, 1892).

Маккавейский Никола Корнильевич (дополнение к статье)

(род. в 1864 г.) — писатель, воспитанник киевской дух. академии, в которой состоит профессором пастырского богословия и педагогики. Главнейшие труды М. после 1891 г.: "Религия и народность, как основы воспитания" (Киев, 1895); "К. Д. Ушинский и его педагогические идеи" (ib., 1896); "Педагогика древних отцов и учителей церкви" (ib., 1897); "Пастырское богословие и педагогика в курсе наук духовных академий" (ib. 1898); "Английская школа" (ib., 1899); "Об учительстве по образу Христову" (ib., 1900); "Современные педагогические блуждания" (Киев, 1901); "Педагогические воззрения графа Л. Н. Толстого" (ib., 1902); "К вопросу о религиозном воспитании в нашей средней общеобразовательной школе" (ib., 1903); "Воспитание у древних евреев" (ib., 1903); "Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого. Из истории воспитания в России" (ib., 1904).

Макквари, остров

(Macquarie) — в 1100 км к Ю.З. от Новой Зеландии, к которой причисляется, под 54° 27' ю. ш. и 159° в. д. от Гринвича; 440 кв. км; необитаем; много тюленей.

Макквари, река

Маккавари, или Вамбул (Macquari e) — р. в Новом Южном Валлисе, берет начало в долине Батурста из соединения текущих из Голубых гор рек Кэмпбелль и Фиш-Ривер и теряется в большой болотной низменности. При высоком уровне воды он достигает Дарлинга.

Предыдущая страница Следующая страница