Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "М" (часть 64, Моч - Мст)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "М" (часть 64, Моч - Мст)

Предыдущая страница Следующая страница

Моча, село Самарской губернии

— село Самарской губернии, Бузулукского уезда. Дворов 713, жителей 4322; школа, 2 ярмарки, еженедельные базары, 6 ветряных мельниц.

Мочаги

— так называется в Астраханской губернии юго-восточная часть Калмыцкой степи, в Волжской дельте, имеющая площадь до 700000 кв. саж., усеянная буграми сыпучего песка (или глинясто-песчаными), изрезанная протоками реки и заливами (ильменями). Название "М." некоторые производят от русского слова "мочажина", т. е. сырое, болотистое место; другие — от калмыцкого слова "моцак", означающего пост и данного этой местности вследствие заселения ее беднейшими калмыками, вынужденными искать себе скудное пропитание от рыбных промыслов. См. Калмыцкая степь.

Ф. Ш.

Мочаговские самосадочные соляные озера

— Астраханской губ. и у.; их три, и они лежат на правом берегу реки Волги, в 56 вер. от Астрахани. Из этих озер Большое М. имеет около 3 вер. в окружности; оно разрабатывалось вначале занятия русскими Астраханского края, о чем упоминает Олеарий в своем путешествии.

Мочажный улус

калмыков, Астраханской г., занимает юго-вост. часть Калмыцкой степи, тянется узкой полосой вдоль правого нагорного берега низовий Волги и прибрежья Каспийского м. Население улуса (3858 кибиток, до 15248 д.) — конгломерат 49 калмыцких родов; в судебном отношении калмыки M. улуса подчинены, поэтому, тем улусам, из которых выкочевали. М. улус образовался мало-помалу из калмыков, лишившихся, вследствие стечения неблагоприятных условий, всего своего скота и вынужденных этим искать себе заработка на стороне; рыбные промыслы в низовьях Волги дали им этот заработок. М. улусная ставка, с управлением и школой, находится в 15 верстах к Ю от Яндыковской. В М. улусе наблюдается не только вырождение, но и вымирание калмыков, вследствие непривычной для них жизненной обстановки; только беспрерывный прилив свежих сил из степи делает факт вымирания не особенно заметным.

Ф. Ш.

Мочалейка

— деревня Чембарского уезда, Пензенской губернии. Татарская деревня; 3 мечети, 6 школ, 2 лавки. Дворов 486, жителей около 3000.

Мочалкин Федор Семенович

— пчеловод, род. в 1841 г. В своем имении под Москвой М. устроил пасеку, насадил шелководственные растения и в 1882 г. экспонировал на московской выставке разведенных им пчел кавказской породы. По инициативе М. и частью на его средства построены Школа для учащихся пчеловодству при опытной Измайловской станции, выставочный павильон и пр. М. устроил отдел пчеловодства в Зоологическом саду в Москве, издал "Дневник пчеловодственной выставки и ее беседы" и печатал ежегодные отчеты о пасеке в "Трудах комитета пчеловодства и общества акклиматизации".

Мочало

— лубяные волокна липы (см. соотв. статью), см. Мочальный промысел.

Мочалов Павел Степанович

— знаменитый трагик. Родился в Москве 3 ноября 1800 года; отец его был известным в свое время актером-трагиком. М. не получил систематического образования. 17-ти лет он дебютировал с успехом в московском театре в роли Полиника, в трагедии Озерова "Эдип в Афинах". Через Кокошкина (см.) он сблизился с С. Т. Аксаковым, который ввел его в литературные кружки (сам М. впоследствии писал стихотворения элегического содержания). М. вступил на артистическое поприще в эпоху, когда кончалось обаяние трагедий Озерова и наступала пора переводной и русской мелодрамы, а затем и романтического репертуара, вперемешку с пьесами Шекспира и Шиллера. В этом репертуаре М. бессменно 30 лет занимал амплуа "героя" и "первого драматического любовника" и переиграл огромное число ролей. Из переводных мелодрам в репертуаре М. главное место занимали пьесы Коцебу, из русских — Шаховского, Полевого, Ободовского и Кукольника; иногда он играл и в комедиях (Альмавиву, Чацкого). Из шекспировского репертуара М. играл Гамлета, Отелло, Лира, Кориолана, Ромео, Ричарда III; из Шиллеровского — Франца и Карла Мооров в "Разбойниках", Дон Карлоса, Фердинанда и Миллеpa ("Коварство и любовь"), Мортимера ("Мария Стюарт"). "Коронной" ролью М. был Гамлет, в переводе Полевого поставленный на московской сцене в 1837 г. Умер М., отчасти жертвой своей страсти к вину, 16 марта 1848 г. и был торжественно похоронен на Ваганьковском кладбище; лет через 10 его могила была украшена памятником с эпитафией, в которой М. назван "безумным другом Шекспира". М. был артистом порыва, лишенным той выдержки, без которой немыслимо создание цельных типов: вот почему он не оставил после себя традиций, не создал школы и тайну своего обаяния унес в могилу. Фигура М. не была особенно сценична: он был среднего роста и немного сутуловат, но в минуту вдохновения выпрямлялся и делался стройным; голова с крупными, пластическими чертами лица была поставлена на могучие плечи, черные глаза замечательно выразительны; все черты лица отличались гибкостью. Удивителен был голос М. — тенор, мягкий и звучный; шепот М. был слышен в верхних галереях театра, а голосовые удары заставляли невольно вздрагивать. При вечном расчете М. на "наитие", его игра была игрой счастливых импровизаций; этим, между прочим, объясняется, почему он не имел успеха на своих гастролях в Петербурге, где Каратыгин (см.), стремившийся к сознательному и цельному воспроизведению изображаемых ролей, приучил публику к совершенно иным сценическим требованиям. В лице обоих трагиков русский театр имеет образцы двух исконных течений в сфере искусства: рефлективного, "классического", и непосредственного, "романтического". Знаменитая статья Белинского о М.: "Гамлет, драма Шекспира, и М. в роли Гамлета" художественно иллюстрирует все особенности игры М., сконцентрированные в роли Гамлета. Из этой рецензии ясно, что и Гамлет в передаче М. был сочетанием гениальных частностей, т. е. был лишен цельности общего замысла, плана; тем не менее, романтик по натуре и Гамлет по своему душевному складу, М. в создании именно этого типа был близок к совершенству. В М. нельзя видеть предтечу реального направления в сценической школе: эта роль в истории русской сцены принадлежит М. С. Щепкину.

См. А. Ярцев, "М. С. Щепкин" (1893 г., в "Павленковской библиотеке", приложение); А. Н. Сиротинин, "Очерк развития сценического искусства" ("Артист", 1893 г., № 26).

Вс.Чешихин.

Мочальный промысел

— занимает много рабочих рук в тех местностях, которые находятся в районе естественного распространения липы (см. соотв. статью). Мочало заготовляется длиной в 3 или 6 аршин с липовых деревьев, достигших, на высоте груди, толщины 4 — 5 врш.; более тонкие липки идут для заготовки лыка. Деревья, выбранные для заготовки мочала, срубаются обязательно весной, когда начинается движение соков, благодаря которому кора легко отстает от древесины. Более толстые деревья сваливают на особые подкладки, или лежни, на которых их легче переворачивать. На сваленном дереве делают топором кольцеобразные надрезы, расстояние между которыми определяет длину заготовляемого мочала; затем кора надрезается вдоль ствола и сдирается при помощи заостренной деревянной палки или лопаточки (в Костромской губ. сочило). С липового бревна 4 врш. толщиной и 4 саж. длиной получается около 1 пуда коры, так наз. луба, с дерева 6 врш., 6 саж — ок. 3 пд. Один работник может снять в день, в среднем, ок. 15 пд. луба. Снятый луб свозят — чем скорее, тем лучше — на "мочища", т. е. запруженные места речек и ручьев или нарочито выкопанные прудики и погружают в воду. Под водой лубья оставляют различное время, в зависимости от температуры, в общем — от 6 недель до 3 месяцев; паренхиматическая ткань при этом ослизняется и слои волокон теряют связь с наружной корой. Вынув размоченные лубья, их расправляют и сдирают мочало, которое получается в виде длинных лент различной ширины. Из 1 пуда луба, собранного с нестарой липы, получается до 15 фн. мочала. Просушенное мочало идет для выделки рогож и кулей, составляющей занятие кустарей; впрочем, в 1892 г. зарегистрировано 51 фабричное заведение для выделки рогож и кулей, с производством свыше 4 млн. штук в год, на сумму 373700 р. Хотя некоторые из этих заведений занимают свыше ста рабочих, но производство их не отличается от кустарного: ткут рогожи на примитивных станках, в которых не всегда имеется даже приспособление для движения берда. Наиболее известны в торговле следующие сорта рогожи: 1) парная рогожа, вес сотни около 8 пд.; 2) циновка, или рядная рогожа, сотканная из скрученных волокон мочала; вес сотни — 17 — 20 пд.; 3) кулевая — 13 чет. длины, 7 чет. ширины; 4) крышечная, или таевка, — 12 чет. длины, 6 чет. ширины; 5) парусовка — 16 чет. длины, 8 чет. ширины. Кроме названных, есть множество сортов, носящих разнообразные местные названия. Значительное количество рогож, впрочем, поступает на рынок в виде сшитых кулей, предназначаемых, по большей части, для муки; более распространены два сорта таких кулей: пятериковые (на 5 пд. муки) — 2 арш. длиной, 22 врш. шириной (вес сотни ок. 5 пд.) — и девятериковые (на 9 пд. муки) — 3 арш. длиной и 1,5 арш. шириной (вес сотни до 9 пд.). Кроме тканья рогож, из мочала изготовляют канаты для оснащения речных судов. Для этой цели идет мочало низшего сорта, напр. с косослойных деревьев. Чаще других выделываются канаты толщиной в 2 врш. ("косяк") и в 1 врш. ("легость"). Общий размер М. промысла не поддается вычислению, так как дуб сдирают с деревьев, вырубаемых выборочно, и притом весьма часто самовольно. Вообще, промысел этот клонится к упадку, вследствие распространения джутовых изделий.

См. С. Рожновский, "Лесохозяйственные очерки Костромской губ. I. Липа" ("Лесной Журн.", 1872, вып. 1); Сувэйедис, "Кулевое и мочальное дело в Осинском у., Пермской губ." ("Лесной Журн.", 1887, вып. 1).

В. Д.

Мочевая кислота

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мочевина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мочевой канатик

(Urachus) — верхняя суженная часть мочевого пузыря зародыша млекопитающих, превращающаяся потом в среднюю пупочно-пузырную связку (ligamentum vesico-umbilicale medium).

Мочевой мешок

(Alantois) — см. Зародышевые оболочки и Мочеполовая система.

Мочевой пузырь

— см. Мочеполовая система.

Мочевые камни

состоят из сплоченных осадков различных мочевых солей и образуются чаще всего в мочевом пузыре, хотя нередко местом их образования может служить и почечная лоханка. В щелочной моче образуются камни из фосфорно-кислого и углекислого кальция, из фосфорно-кислой аммиачно-магнезиальной соли; камни эти представляются рыхлыми; в кислой моче камни из щавелево-кислой извести, из мочевой кислоты или мочекислых солей. Очень редко встречаются камни из цистина и в особенности ксантина. М. камни могут достигать величины куриного и даже гусиного яйца и кроме вызываемого им раздражения обусловливают еще и нарушение правильного мочеиспускания или даже вовсе делают путь этот невозможным. В таких случаях показуется операция камнесечения.

Мочегонные средства

увеличивающие количество мочи, должны непосредственно или косвенно увеличивать работу почечной ткани. Так как нормальная деятельность последней зависит главным образом от состояния самой ткани почек, состава крови и от условий кровообращения в почках, то, очевидно, что все средства, почему-либо ведущие к усиленной деятельности этих органов, могут оказывать М. действие. Показания: 1) уменьшение количества мочи, происходящее от различных заболеваний почек; 2) уменьшение мочеотделения в зависимости от недостаточности кровообращения (пороки сердца в периоде водянки); 3) в случаях, когда усиленным выведением мочи надеются ускорить удаление из организма различных вредных продуктов (при отравлениях, при чрезмерном накоплении в крови и тканях продуктов обмена веществ); 4) в случаях, когда почки нормальны, но моча не может быть удалена из-за механических препятствий в мочеиспускательном канале, паралича или судорожного сокращения мочевого пузыря; 5) при некоторых лихорадочных заболеваниях (кислое питье при тифе и др.). Главнейшие средства: 1) холодные купания и обмывания (суживают сосуды кожи, направляя большее количество крови к внутренним органам, а равно к почкам); 2) механические средства, напр. катетеры и бужи, служащие для устранения механических препятствий; 3) обильное негорячее питьё и некоторые напитки (вода повышает давление крови, усиливает обмен, вынося с собой продукты последнего); 4) молочная диета — превосходное средство для водяночных больных; многие щелочные соли, особенно углекислые и растительно-кислые соли; 5) минеральные воды — действуют одновременно водой и солями; 6) наперстянка и другие сердечные средства повышают кровяное давление у сердечных больных, и это ведет к увеличению кровяного давления и косвенно к более правильному кровообращению в почках; 7) морской лук; 8) кофеин и теобромин, благодаря расширению сосудов кожи (следовательно, количество крови, протекающее через почки увеличивается), учащению сердцебиений и специфическому отношению к секреторному аппарату почек, к эпителию мочевых канальцев; 9) ртутные препараты — противодействуют воспалению паренхимы почек и, быть может, препятствуют закупорке мочевых канальцев, особенно сильными мочегонными свойствами обладает каломель; 10) некоторые эфирно-маслянистые и смолистые вещества действуют, раздражая, при выведении через почки, ткань последних (к этой группе принадлежат можжевельник, копайский бальзам, кубеба, герпентин, сантол и др.); 11) средства, изменяющие деятельность нервно-мышечных приборов мочевых путей, напр. рвотный орех, седалищные ванны холодные — при вялой деятельности и теплые — при спазме шейки пузыря, далее красавка, теплые припарки и др. Противопоказания к употреблению некоторых мочегонных средств: при воспалительном состоянии почечной ткани всякие раздражающие средства могут вызвать опасные явления; далее, заболевания тех органов, усиленной деятельностью которых имеется в виду косвенным образом повысить мочеотделение (напр. назначение наперстянки при жировом перерождении сердца или холодные обливания у очень истощенных больных, или назначение кофеина при сердцебиении и т. д.).

Д. Каменский.

Мочеиспускательный канал

(Urethra) — см. Мочеполовая система.

Мочекровие

(уремия) — засорение крови составными частями мочи. Почки выделяют из тела вещества, составляющие последствия обмена и сделавшиеся уже ненужными и вредными; стоит этому почечному фильтру испортиться — и моча застревает в тканях, отравляет их и вызывает смерть. Припадки М. многочисленны и могут появиться вдруг или развиваются исподволь. Больной до наступления острого М. жалуется на головную боль, нередко при этом появляется рвота или понос, зрение слабеет, и больной даже совсем слепнет; реже замечаются и другие явления. После этого наступают настоящие припадки M.: y больного обнаруживаются судороги, расстройство нервной системы обнаруживается беспорядочными движениями, бредом, параличами; судороги оканчиваются более или менее глубокой спячкой, которая может иметь место и при отсутствии судорог и оканчивается нередко смертью. Другую картину представляют явления одышки: больной вдруг чувствует затруднение в дыхании, пульс учащается и больной может погибнуть. Редко М. не сопровождается расстройствами кишечника: рвота иногда неудержима; часто развивается упорный запор или истощающий понос. Рвота, возобновляющаяся после приема пищи, мешает подкрепляться едой, больной истощается, впадает в состояние, переходящее в смертельную спячку. При медленно наступающем М. все перечисленные припадки наступают постепенно и разрастаются исподволь. М. обнаруживается: 1) при болезнях почек, особенно при воспалении их (нефрите), остром и хроническом; 2) при недостаточности или прекращении мочевыделения, вследствие препятствий к выходу мочи, напр. при закрытии просвета мочеточников камнем или опухолью; но не всякий нефрит осложняется М. Причину М. следует искать в тех твердых частях мочи, которые застревают в теле; эти вещества действуют на мозг, вследствие чего ведут к развитию судорог и головной боли; выделяясь в кишечнике, вызывают понос и рвоту и отравляют, наконец, все ткани. Лечение должно быть быстрое. Необходимо страдающим расстройствами почек бояться простуды и держать кожу в тепле, ибо ничто не приводит так неожиданно к мочекровию, как значительное охлаждение кожи. Если припадки мочекровия еще только наступают, необходимы теплые и даже горячие (38 — 42°С) ванны; полезна и исключительно молочная диета. Когда явления М. уже обнаружились, следует удалить или сделать безвредными невыделенные мочевые яды. Для удовлетворения первому требованию назначают мочегонные средства (см.), холодное питье, наперстянку; для возбуждения деятельности кожи, которая до некоторой степени заменяет почки, прописываются паровые бани и впрыскивается пилокарпин. Также усиливается деятельность кишечника, чтобы заменить отчасти почечную работу; для этого советуются проносные средства. Чтобы удалить яды из организма, делается кровопускание. Против судорог полезны наркотические: вдыхание хлороформа и эфира, хлоралгидрат и др.; желудочно-кишечные расстройства — понос и особенно рвота — лишь отчасти поддаются действию лекарств.

Г. Скориченко-Амбодик.

Моченец

— М. называется такой лен или пенька, лубяные волоконца которого отделены друг от друга и от древесинных частей процессом мочки. Наиболее распространено это название по отношению ко льну (см. Лен), почему мы и будем говорить о нем с этой точки зрения. В большей части льноводного района обрабатывают лен расстилкой по земле (росением) и только в губерниях: Псковской, Лифляндской, Курляндской, Ковенской, Витебской, Виленской и частью в прилегающих уездах С.-Петербургской и Новгородской губерний применяют способ мочки. Среди всех восемнадцати льноводных губерний, переименованные восемь моченцевых дают почти половину общего сбора, при соответствующей же площади посевов. Так, в 1895 г. было всего собрано в льноводных губерниях 15786 тыс. пд. волокна при площади посевов в 918190 дес., причем на моченцевый район пришлось 7863 тыс. пд. при 406127 дес. Весь лен этого района направляется исключительно за границу, причем главными рынками являются: Псков, Остров, Пернов, Рига, Ревель, Либава, Витебск, Двинск. Помимо того, что поступающий в продажу лен разделяют по его происхождению или по месту сортировки, называя его: "островским", "перновским", "рижским", каждый торговый пункт имеет свой главный сорт льна, который служит основанием для расценки, и затем второстепенные, имеющие всегда определенное отношение к главному. Так, напр., в Острове и Пскове основанием служит "пик", высшим сортом является "отборный", ниже идут "крона" или "корона", затем "пикбрак" и "брак". В Пернове приняты следующие сорта: основной — D (Dreiband), выше его — HD (Hofs-Dreiband), ниже — ОD (Ordin ä rer Dreiband). В Риге основным сортиментом является К (Kron — крона или корона), соответствующий островскому "брак"; остальные сорта располагаются в следующем порядке: R (Risten), ZK (Zins Kron), SPK (Superior), PK (Puik — пик) и упомянутый сорт К (Kron). Кроме того, у рижских торговцев играет большую роль цвет волокна.

Е. К — н.

Мочениго

(граф Димитрий, † 1801) — венецианский дворянин. За помощь, оказанную им во время 1-й турецкой войны русскому флоту, Орлов определил его на русскую службу. Оставаясь венец. подданным, М. снабжал наш флот провиантом и картами морей и уведомлял его о замыслах турецких войск, содержа с этой целью множество шпионов. Все это он делал на личные средства, не получая никакого жалованья. Венец. правительство, боясь разрыва с Турцией, воспользовалось ничтожным поводом, чтобы объявить М. бунтовщиком и засадить в темницу, причем его имущество было разграблено. Благодаря заступничеству адмирала Спиридова он был освобожден, но ему было запрещено пребывание в пределах Венецианской республики. Впоследствии М. был русским поверенным при тосканском дворе.

Ср. рассказ о нем гр. С. Р. Воронцова в "Русском Архиве" (1878, № 12).

Мочеотделение

— см. Моча.

Мочеполовая система

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мочеполовой канал, синус

— см. Мочеполовая система.

Мочеточник

— см. Мочеполовая система.

Мочка льна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мочульский Василий Николаевич

— историк литературы, род. в 1856 г., окончил курс в Новороссийском университете. В 1889 г. защитил в Харькове магистерскую диссертацию: "Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге", в 1893 г. докторскую: "Следы народной Библии в славянской и в древнерусской письменности". Состоит профессором Новороссийского унив. по кафедре русск. языка. Напечатал еще в "Русск. Филологич. Вестнике" и др. изд.: "О мнимом дуализме в мифологии славян", "Происхождение физиолога", "Описание рукописей Григоровича" и "К истории малорусского наречия". Лучший труд М. — его магистерская диссертация. Здесь подробно рассмотрены книжные источники стиха о Голубиной книге, преимущественно "Беседа трех святителей" а также космогония памятника, в связи с соответствующими апокрифами, и разобран вошедший в Голубиную книгу "Сон о Правде и Кривде". В докторской диссертации М. рассмотрены три памятника: "Беседа трех святителей", "Вопрошания Иоанна Богослова" и "Вопрошания Варфоломея". Автор утверждает, что "Беседа" и "Вопрошания Иоанна" возникли на греч. почве в V или VI ст., в интересах приспособления канонических памятников к народным понятиям, причем "Беседа" постепенно приобрела характер толковой Библии, сделалась достоянием народных сект и приблизительно в XIII в. приняла еретическую богомильскую окраску. Возражения, которые вызвала на диспуте эта диссертация М., подробно изложены в 1 кн. "Записок Имп. Харьковского Университета" за 1894 г.

Н. С — в.

Мочульский Виктор Иванович

— энтомолог, член общества испытателей природы в Москве, ум. в 1871 г. Печатал свои исследования большей частью в изданиях этого общества и СПб. акад. наук: "Observations sur le mus ée entomologique de l'uni versité impériale de Moscou" (M., 1845), "Etudes entomologiques. 11 anné es" (Гельсингф., 1852—1862), "О комарообразных мушках, портящих пшеницу" (СПб., 1852); "О саранче и средствах к ее истреблению" (СПб., 1853), "О физическом условии холерного начала и соотношении его с другими явлениями в природе" (СПб., 1853), "Hydrocanthares de la Russie" (Гельсингф., 1853), "О болезни груш и др. растений в России, в 1854 г." (СПб., 1855), "О вредных и полезных насекомых" (кн. I, СПб., 1856), "Genres et esp èces d'insectes, publ. dans diffé r. ouvrages par. Vict. Motschoulsky. Suppl. au VI vol. des Horae Soc. Entomolog. Ross." (СПб., 1870; впереди список журнальных статей М.) и мн. др.

Мочутковский Осип Осипович

— род. в 1845 г. Сын педагога, среднее образование он получил во 2-й киевской гимназии и высшее — в Университете св. Владимира в Киеве; звания врача удостоен в 1869 г. В 1877 г. — защитил диссертацию на степень доктора медицины; до 1877 г. заведовал заразным отделением городской больницы, а с 1877 г. М. был назначен заведующим отделением нервных больных. В 1893 г. приглашен в СПб. первоначально консультантом по нервным болезням, а затем профессором по той же кафедре Клинического инст. вел. кн. Елены Павловны. В Одессе М. основано бальнеологическое общество и одесское отделение общества взаимопомощи врачей. Был основателем газеты общества одесских врачей: "Южно-Русская Медицинская Газета". Из многочисленных трудов М. назовем: "Острый восходящий паралич" ("Труды Врачей Од. Бальнеологич. Общества", 1875, I), "Паралич движения правой верхней конечности, атрофия ее мышц с замедлением роста костей" (там же), "Опыт прививаемости тифа и других инфекционных болезней" ("Моск. Врачебный Вестник", 1876), "Материалы к изучению врачебной стороны одесск. лиманов" ("Труды Врачей Од. Бальнеологич. Общества", 1876, II, "Медиц. Вестник", 1876), то же часть физиологическая (Одесса, 1883), "Об эпилепсии" ("Медиц. Вестник", 1876), "Материалы для патологии и терапии возвратного тифа" (диссертация, Одесса, 1877; по-нем. "Deutsch. Archiv f. klin. Med.", 1879, XXIV), "Практические наблюдения над действием салицилово-кислого натра и салициловой кислоты" ("Труды Врачей Од. Бальн.", 1877, 144), "О различных типах температурных кривых возвратного тифа" ("Труды VI Съезда", 165), "Наблюдения над возвратным тифом" ("Deut. Archiv f. klinische Med.", XIV, 165; то же "Врач", 1880, 19, 40 и 1881), "О причинах эпидемического появления брюшного тифа" ("Протоколы Общества Од. Врачей", 188 2 —83), "О возбуждаемости двигательных центров корки мозга при гипнотическом состоянии", "Применение подвешивания больных к лечению некоторых расстройств спинного мозга" ("Протоколы Секции Психологии", 1881; переведено на англ. яз. в "Brain", т. XII), "Об истерических формах гипноза" (Одесса, 1888, лекции), "О влиянии холодной воды на выделение белка мочой" ("Отчеты Од. Бальнеологич. Общества", 1881), "О качестве лечебных сортов винограда, произрастающего в окрестностях Одессы" (там же, т. III).

Мочутковский Осип Осипович (дополнение к статье)

— профессор клинического института вел. кн. Елены Павловны: ум. в 1903 г.

Мочхубаридзе Александр

— псевдоним грузинского писателя Алекс. Казбека, умершего в 1894 г. помешанным, в сравнительно молодых летах. Близко знакомый с бытом кавказских горцев, он выказал в своих сочинениях большую наблюдательность и любовь к народным обычаям. Грузинским языком М. владел прекрасно. Душевное настроение его всегда мрачное, безутешное; все повести его имеют трагическую развязку. Ранние повести М., "Элгуджа" и "Убийца отца", рисуют любовь горцев к независимости и ту борьбу, которую они вели за нее при вступлении русских в Грузию. Роман "Цициа" дает картину положения женщины в грузинской семье и обществе. В своих романах М. отводит много места описанию внутреннего мира горцев, их привычек, взглядов, убеждений, раскрывая их психологию, часто непонятную для европейца. Прозаические сочинения М. изданы в Тифлисе в 1892 г.

Ср. Хаханов, "Из истории современной грузинской литературы" ("Русск. Мысль", 1893 г., № 12).

Моша

— р. Олонецкой губ., пр. приток Онеги. Берет начало из оз. М., имеющего 9 в. длины и 2 в. ширины. Длина 120 в., ширина в верхнем течении от 15 до 30 саж., в нижнем от 50 до 70 саж., глубина от 1 до 3 саж. Дно каменистое, берега высокие. В бассейне М. много обширных болот, заросших лесом, а потому местность весьма пустынна, кроме окрестностей оз. М., около которого несколько небольших деревень. М. сплавна. На берегах М. есть соляные ключи и много гипса. Притоки: Икса, Лим, Шезма и др.

Мошелес

(Ignaz Moscheles, 1794—1870) — знаменитый пианист и композитор, считающийся одним из главных основателей современной фортепианной школы. Двенадцати лет от роду дал с большим успехом первый концерт в Праге. Игра М. отличалась первоклассной техникой и новизной приемов, удивлявших музыкальный мир. Дар импровизации у М. был замечательный. Концерты М. в Париже (1820) произвели реформу в искусстве фортепианной игры. Он был профессором игры на фортепиано сначала в Лондонской королевской акад. музыки, потом в Лейпцигской консерватории. М. писал концерты, сонаты, фантазии, этюды, и до сих пор не утратившие значения, и пр. Перевел с нем. на англ. язык книгу Шиндлера о Бетховене ("The Life of Beethoven", Лонд., 1841). Несколько лет спустя после смерти М., его вдова издала его биографию: "Aus Moscheles Leben, nach Briefen und Tageb ücheru".

H. C.

Мошенничество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мошерош Иоанн-Михаил

(Moscherosh, 1601—1669) — нем. сатирик, учился в Страсбурге, служил различным владетельным князьям Германии. Его главное произведение — 13 "Видений" ("Wunderliche und wahrhaftige Gesichte"), которые он издавал приблиз. с 1640 г. и сам переиздал в исправленном и дополненном виде (Страсб., 1642—1643). Множество изданий его "Gesichte", появившихся с чужими вставками, побудило его снова издать их, с прибавлением еще одного "Видения" (Страсб., 1650, 1665 и 1667). Образцом ему служили "Sue ñ os" испанца Квеведо, которые он читал, как полагают, во франц. переводе. В ранних произведениях строго придерживаясь этого образца и обличая адвокатов, врачей и др., он впоследствии становится вполне самостоятельным и изображает плачевное положение Германии в эпоху 30-летней войны: нравственное одичание, отсутствие национального самосознания и в особенности страсть перенимать иностранные обычаи (хотя он сам, при вторичном посещении Парижа в 1645 г., искренно удивляется расцвету тамошней культуры). Его "Gesichte" изданы под псевдонимом "Philander von Sittewalt". Новые издания принадлежат Диттмару (4 первые "Видения", с биографией М.) и Бобертагу (избранные места, в "Deutsche Nationallitteratur", Кюршнера, т. 3 2, Штуттг., 1884). Из других соч. М. замечательно "Insomnis cura parentum" (Страсб., 1643; нов. изд. Галле, 1893), педагогического содержания.

Ср. Nickels, "M. als P ä dagog" (Лпц., 1883); "Beitr ä ge zu einer Biographie von M." (Мюнх., 1891).

Моши

— военный пункт в Немецкой Вост. Африке, на южн. склоне Килиманджаро (1465 м. над ур. моря) в местности Джагга; около 6000 жит. (1903 г.); почтовое агентство; местопребывание миссионерской миссии.

Мошинская

— женщина-этнограф; все ее записи — на польском языке, но трактуют о малорусах Киевской губ. Напечатаны в издании Краковской акад. наук: "Zbi ór wiadomos ći de antropologii krajowej", во 2 т. — о свадебных обрядах и песнях из окрестностей Белой Церкви, в 5 т. — о календарных поверьях и подробнее о купальских обрядах и песнях, в 9 т. — небольшой сборник малорусских народных сказок и загадок. Подробный разбор этого сборника проф. Сумцова см. в "Этнографич. Обозрении" (1894 г., кн. XXII). Из других материалов значительную ценность имеют купальские песни в vт. "Zbi ór'a".

Н. Св.

Мошинский Антоний

(Moszy ński, 1800—1875) — польский писатель. Поступив в орден пиаров, был наставником в разных пиарских школах, потом 8 лет заседал в римско-католич. коллегии в Петербурге; ум. в Кракове. Из многочисленных его сочинений наиболее важны очерки по истории ордена пиаров и пиарских школ: "Zywot Macieja Dogiela z wiadomoscią o sporze pijarów wile ń skich z jezuitami (1838), "Kronika szko ł y pijarskiej w Mi ę dzyreczu Koreckim", "Kronika szko ły pijarskiej w Lubieszowie", а также ценный палеографич. труд: "Wiadomosci о rę kopismach polskich oddzialu teologicznego w bibliot. publiczn. w Peterburgu" (1874).

Мошинский Юлиан Иванович

(Moszy ński, 1809—1857) — врач, уч. в Виленском унив., устроил в Вильне Училище для повивальных бабок, был президентом виленского медицинского общества. Напечатал: "Podróż do Prus, Saksonii u Czech" (2 т., Вильна, 1844), "Rady dla Matek" (Вильна, 1850 и 1858), "Pierwsze zasady Sztuki poł o ż niczé j" (Вильна, 1855).

Мошинский Юрий

(граф Moszyński) — польский писатель. Родился в 1848 г.; получил строго нравственное и патриотическое воспитание; по окончании университетского образования поселился в своем имении, в одной из губерний Царства Польского, чтобы посвятить себя земледельческому труду. В восьмидесятых годах М. выступает с целым рядом статей, в которых высказывает свои взгляды на политическую и общественную жизнь польского народа. М. — глубоко верующий католик; учение церкви служит ему исходной точкой во всех его размышлениях. В религиозности М. нашел утешение от вывода, к какому он пришел при близком знакомстве с тяжелыми условиями быта польского общества — именно, что польский народ должен навсегда проститься с мыслью о политической независимости. Последняя, по мнению М., не составляет высшей цели жизни народов, у которых, если они желают следовать по пути, указанному Христом, есть более высокая задача: стремление к нравственному и умственному самосовершенствованию. Поляки должны заявить миру о своем существовании не внешней силой, которой они бесповоротно лишились, но своими духовными качествами; они обязаны развивать свою духовную индивидуальность, чтобы этим принести пользу всему человечеству. В сочинении: "Myśl polityczna" M. разбирает с точки зрения христианских обязанностей Польши, историю ее отношений к России, всю вину возлагая на своих соотечественников, за что ему приходится выслушивать упреки. С гр. Л. Толстым М. сошелся в учении о непротивлении злу насилием.

Ср. ст. Урсина, "Религиозно-политические идеалы польского общества", в "Северном Вестнике" (1895 г., № 7).

А. Г. К.

Мошичжуйцза

1) горы Приморской обл., Северно-Уссурийского края, на пр. берегу Бикина. Горы эти, составляющие отрог Сихота-Алина, невысоки и частью покрыты лиственным лесом. Встречаются слои глинистого сланца, годного для точил; 2) того же названия, там же, пр. приток Бикина, длиной 16 верст.

Мошка

— Слово М. не имеет вполне определенного значения. Так называют двукрылых из рода Simulia (см. Москиты), ручейников или фриганид (Phryganidae), a также и другие насекомые.

Мошкара

(Simulia) — мелкие насекомые из семейства мошек (Simuliidae), называемые также москитами (см.).

Мошковский, Александр

(Moszkowski, род. 1851 г.) — немецкий писатель, брат известного композитора Морица М., редактор юмористического журнала " Lustige Blä tter", один из известнейших немецких юмористов, создавший особый тип юмористической рецензии о явлениях музыкальной жизни ("Anton Notenquetscher"), автор имевших успех пьес.

Мошковский, Мориц

(Moszkowski) — немецкий пианист и композитор; род. в 1854 г. Из его сочинений в особенности пользуются известностью фортепианные произведения. Кроме того, М. написал оперу "Боабдил", изданную за границей и в Петербурге в 1892 г., симфонию "Жанна д'Арк", много оркестровых сочинений. Большой популярностью пользуется его "Серенада" и "Etincelles".

Н. С.

Мошковы

— дворянский род, восходящий к началу XVII в. Иван Яковлевич М. был царским степенным ключником, Петр Иванович — гоф-интендантом при Петре Великом. Один из сыновей последнего, Иван, был сослан в Сибирь за участие в Лопухинском деле. Род М. внесен в VI ч. род. кн. Костромской, Московской и Пензенской губ. (Гербовник, II, 102).

В. Р.

Мошница

— одно из больших болот Витебской губ., Двинского у. Оно имеет в длину до 40 в., а самая большая ширина его 40 в. Тянется оно полосой.

Мошногорский-Вознесенский мужской монастырь

С 1786 г. заштатный — Киевской губ., Черкасского у., в 24 вер. от у. г.; основан в половине XVII ст.; много терпел от униатов.

Мошны

— мст. Киевской губ., Черкасского у., при пруде, соединенном каналом с р. Днепром; существовало в XV в. и в Книге Большого Чертежа названо городом Мошной. Местечко с 1811 г., жит. 7262, двор. 728. Две правосл. церкви, католич. костел, синагога, еврейские молитвенные школы, больница, врач, 2 церковно-приходских училища, винокуренный и кирпичный заводы, 16 ветряных мельниц.

Мошняк

— см. Глухарь.

Мошонка

(Scrotum) — см. Мочеполовая система.

Мошорин

(Бешка) — с. Александрийского у., Херсонской губ., при р. Бешке. Бывший запорожский зимовник, позднее — сербо-болгарский шанц (1752 г.). Дв. 542, жит. 3481; школа, 7 лавок, базары.

Мошуров

— с. Киевской губ., Уманского у.; замечательно битвой в 1653 г. с поляками, причем было убито 5 т. мошурцев. В то время тут был замок. Жит. 3486, двор. 685; церковно-приходское училище, 6 ветряных и 2 водяных мельницы.

Мощенские

— графский род, из Мазовии, герба Наленчь восходящий к XV в. Род М. возвысился в XVIII в.; в конце этого столетия М. принадлежали к числу горячих сторонников России и получили от императрицы Екатерины II обширные владения в Юго-западном крае. Некоторые ветви этого рода пишутся "Мощинский" и "Мошинский". Род графов М. внесен в V ч. род. кн. Киевской губ.

В. Р.

Мощи

— тела святых христианской церкви, оставшиеся после их смерти нетленными. Почитание М., как святыни, ведет свое начало от самых первых времен христианства. В века гонений христиане употребляли все средства для того, чтобы получить в свое обладание тела мучеников, и места погребения их становились святилищами, где отправлялось христианское богослужение. М. св. Игнатия Богоносца, пострадавшего при Траяне, считались "неоцененным сокровищем", ради "благодати, обитавшей в мученике". Язычники боялись, что мученики сделаются богами христиан, и потому стали тела их сжигать или бросать в море. Когда тело св. Поликарпа, епископа смирнского, было сожжено мучителями, христиане, с большими затруднениями, собрали его кости, как "сокровище, более ценное, чем все драгоценные камни и золото". Луитпранд, король лангобардский, заплатил большую сумму, чтобы получить М. блаж. Августина. Руфин свидетельствует, что подобным образом поступили христианские общины, чтобы получить М. св. Иоанна Предтечи. Григорий Неокесарийский (III в.) установил праздники в память мучеников и их М. в своей епархии разместил по разным местам, куда христиане собирались для богослужения в дни их памяти. На Западе папа Феликс (269 г.) постановил, чтобы, "согласно древнему обычаю", литургия совершалась не иначе, как на М. мучеников. Пятый карфагенский собор (прав. 10) постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на М. мученика, которые полагались под алтарем. На Востоке первые базилики были построены на могилах мучеников, над их М. Этот обычай вошел в общее правило. На Западе, после IV в., М. обыкновенно полагались либо при входе в храм, чтобы каждый входящий мог воздать им чествование, либо по ту или другую сторону алтаря. М. находились даже в домашних церквях, помещались частицами в крестах, запрестольных и напрестольных, также в энколпиях (см. Крест). Случалось, что города спорили между собой о праве владеть М. святого (напр. Тур и Пуатье — о М. св. Мартина). В настоящее время каждый православный храм имеет М. того или другого святого. Смысл этого всеобщего и непрерывного, почти от начала церкви, чествования М. выяснен целым рядом знаменитейших отцов церкви восточной и западной (Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Златоуст, Амвросий, Иepoним и особенно Августин, Кирилл Александрийский, Исидор Пелусиот, Геннадий Массилийский, Иоанн Дамаскин). Оно основывается на учении Св. Писания о высоком предназначении христианских тел, как храмов Духа Св., к участию, вместе с душами, в бессмертии; на общей уверенности в святости, во время жизни тех, чьи М. чтятся; более же всего — на чудесах, совершавшихся на глазах у всех, при посредстве мощей. Чтятся М. "благочестиво, но не боголепно" — в том же смысле, в каком чтятся иконы. Учение о почитании М. утверждено VII вселенским собором (прав. VII), определившим, что епископ, который освятит храм без М., подлежит извержению. В западной церкви в средние века развилась обширная литература в защиту почитания М., вызванная ересями альбигойцев, павликиан, богомилов, вальденсов, виклефитов и др. Восточная церковь формулировала свой взгляд на этот предмет в "Ответе восточных патриархов лютеранам" (рус. перевод, М., 1846 г.), в котором предаются анафеме как те, которые воздают М. честь приличную одному Богу, так и те, которые не чтут М., как учит церковь.

Н. Б — в.

Мощность месторождений ископаемых

— см. Горное дело, Разведка, Жилы.

Моэззин

— у мусульман служитель при мечети, вроде пономаря; его обязанность — возглашать с минарета (см.) молитвенные часы мусульманам. Право выбирать М. принадлежит имаму (мулле). По толкованию мусульманских юристов, М. (как и имам) может получать жалованье из казны; только Абу-Ханифа отрицает это право. Первый М. (абиссинец Биляль) был назначен самим пророком.

А. Е. К.

Моющаяся кожа

— см. Замша.

Мпапуа

(Мбамбва) узловой пункт караванных путей и военная станция в Немецкой Восточной Африке, в области Узагара, 1030 метр. над уровн. моря, немецкая школа, миссионерская и почтовая станции. Округ М. обнимает 48600 кв. км. с 175 тыс. жит. туземцев и ок. 50 европейцев.

Мпонгве

(Mpоngwe) — негритянская народность, принадлежащая к племени банту, во французском Конго; переселилась, по ее словам, на побережье из внутренних стран. Язык ее, принадлежащий к западной группе наречий банту, исследован американскими миссионерами (Нью-Йорк, 1847) и франц. миссионером Ле-Берром (П., 1873).

Мравина Евгения Константиновна

по мужу Корибут-Дашкевич — известная русская певица, дочь инженер генерал-майора Мравинского, род. в 1864 г. Образование получила в СПб. Екатерининской гимназии. Готовилась к сцене под руководством И. П. Прянишникова, затем в Италии. На сцене СПб. Мариинского театра с 1886 г. Обладает лирическим сопрано, прекрасно выработанной техникой и сценическим талантом. В ее репертуаре до 30 партий, из которых главные: Людмила, Антонида, Тамара, Татьяна, Снегурочка, Джульета, Виолетта, Розина, Эльза. М. неоднократно пела за границей, всегда с большим успехом.

ский.

Мразович Авраам

— сербский писатель (1756—1826), директор Греко-восточной нормальной школы в Фюнфкирхене. Главные его труды: "Руководство к славянскому правочтению и правописанию" (для народных школ, Вена, 1797), "Руководство к словенской грамматице" (для народ. училищ, Вена, 1794, Буда, 1800, 1821), "Руководство к славянскому красноречию" (Буда, 1821), "Руководство к науце числительной" (для народных училищ, Буда, 1798), "Руководство к польскому и домаћему строению" (Буда, 1822), "Слезы блаженной сени Александры Павловны" (Буда, 1801), "Человекомерзость и раскаяние" (драма; Буда, 1808), "Овидиа Насона печалных книги V" (издание подлинника с переводом на славяно-сербск. язык, Буда, 1818), "Овидиа Насона посланий от Понта книги IV" (Буда, 1818).

Мрамор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мрамор поддельный

— см. Искусственные камни.

Мраморная кошка

(Felis marmorata; см. фиг. 5, табл. II к статье Кошки) водится в лесистых горных частях юго-восточной Азии от восточных предгорий Гималаев до Малакки, а также на Суматре, Яве и может быть на Борнео. Несколько крупнее домашней кошки. Мех густой и мягкий, очень длинный хвост, мохнатый. Основной цвет шерсти от светло-желтого до красновато-бурого на верхней стороне и более светлый или белый на нижней. Неправильной формы, угловатые черные пятна расположены на боках тела неправильными косыми рядами; на голове и на спине такого же цвета продольные полосы.

Мраморная кошка

(Felis mramorata, см. Кошки, табл. II, фиг. 5) — длиной 100 — 106 см, из которых 35 — 40 см занимают хвост, основной цвет от светло-желтого до красновато-бурого, нижняя часть светлее, рисунок из черных или темно-бурых пятен и полос. Водится в горных лесистых странах юго-вост. Азии (на вост. предгорьях Гималаев, в Ассаме, Бирме, на Малакке, Яве и Суматре).

Н. Кн.

Мраморная хроника

— см. Паросская мраморная хроника (Marmor Parium).

Мраморное море

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мраморное стекло

— см. Агатовое стекло.

Мраморный

1) мыс Приморской обл., на побережье Северо-Японского моря, в заливе св. Ольги. Состоит из крупнозернистого мрамора, серого и белого цветов. — 2) Мыс на южной оконечности Сахалина, на вост. берегу залива Анива. Скалист, высок и обрывист.

Мраморный дворец

или Константиновский — в СПБ., между Дворцовой набережной и Миллионной ул. Заложен в 1769 г., закончен постройкой в 1785 г.; воздвигнут под наблюдением архитектора Антонио Ринальди, по проекту, начертанному императрицей, чем и объясняются значительные архитектурные недостатки здания (в покоях, в амбразурах окон и дверей нет прямых углов). Сооружение дворца обошлось в 1,5 млн. руб. В 1772 г. дворец "со всеми мебелями" был Высочайше пожалован гр. Г. Г. Орлову, по случаю его выхода в отставку, а граф, в благодарность за подарок, поднес императрице бриллиант, доселе украшающий царский скипетр, и выстроил за свой счет арсенал (ныне здание СПб. судебных установлений). Со смертью графа еще до окончания постройки, дворец был выкуплен Екатериной у наследников покойного и назначен вел. кн. Константину Павловичу. В 1797—98 гг. здесь жил бывший польский король Станислав-Август Понятовский. 6 марта 1832 г. дворец отдан на жительство вел. кн. Константину Николаевичу, а в 1849 г. Высочайше повелено именовать дворец Константиновским, как здание, предоставленное в потомственное владение вел. кн. В 1849—1852 г. дворец был реставрирован под наблюдением А. П. Брюллова. По своей отделке М. дворец — единственное в своем роде здание: все в нем, кроме штучных полов и дверей, сделано из мрамора, бронзы и железа, а кровля обита медными листами, стоимость которых исчисляется на сумму свыше 40 т. р. Нижний этаж облицован тесаным диким камнем, а верхние два — полированным разноцветным финляндским и сибирским мрамором, из которого сделаны и карнизы, украшенные мраморными же группами. Оконные рамы с цельными зеркальными стеклами; решетки на больших балконах вызолочены. Скульптурные работы — барельефы, статуи — сделаны, главным образом, академиком Шубиным, стенная живопись работы Криста, Фохта, Молчанова и др. лиц. Меблировка покоев и отделка стен с 30-х гг. нынешнего века менее великолепны, потому что после смерти Константина Павловича многие ценные предметы были перевезены в другие дворцы. Замечательны богатые коллекции картин и старинного оружия и библиотека, купленная Екатериной II у барона Корфа для наследника престола. Во дворце небольшая домовая церковь, где первоначально находились иконы итальянской живописи; в 1850—52 гг. они заменены образами, написанными мозаикой и на яшмовых досках, в древневизантийском стиле. Во флигеле помещаются службы и квартиры служащих при дворце.

См. "Исторический Вестник" (1883 г., кн. 4); "Русская Старина" (1885 г., кн. 5).

Мраморщик

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мраса

(по-туземному Прас) — река Томской губ., Кузнецкого округа, левый приток р. Томи, вытекает двумя вершинами с зап. склона Абаканского горного хребта, из горного отрога последнего — горы Абакэль, и отходящей от нее гривы Отчагощ. По соединении вершин М. протекает на С до горы Тасхубос, отсюда она извилисто бежит до р. Узаса к СВ и затем до впадения своего в р. Том несколько раз изменяет свое направление. Длина течения р. по прямому направлению до 200 верст, а считая извилины — до 300 верст. Ширина р. в верховьях от 1 до 5 саж., в средней части от 15 до 25 саж., а в нижней части от 25 до 50, при устье до 60 саж. Глубина р. в верховьях от 1/4 до 3/4 арш., в средней части до 1,5 арш., в нижней от 2 до 3 арш. Берега р. прикруты и каменисты, в низовьях же отлоги. Долина М., неширокая в верховьях, по мере приближения к низовьям расширяется и поросла хвойными и отчасти лиственными лесами. Как в горах окрестных долин, так равно и в береговых обнажениях самой долины горные породы состоят из сланцев, песчаников и известняков палеозойской и каменноугольной систем. В верхней и средней частях долины М. преобладают кристаллические породы, граниты, гранито-сиениты, кварцы, диориты и порфиры. Металлургические богатства М. известны были еще ее обитателям до появления русских в XVII в.; туземцы разрабатывали железные руды и изготовляли домашние орудия, также оружие. По М. встречаются залежи каменного угля, до сих пор не исследованные, а также золотосодержащие россыпи; в последнее время были открыты и золотоносные кварцевые жилы. — Россыпи золота расположены отчасти по самой долине М., но в особенности по ее притокам, реке Ортону и впадающим в него речкам. Впервые золото было здесь открыто в 1836 г., казенными поисковыми партиями. Так как долина М. окаймлена, в особенности в верхней и средней частях ее течения, высокими лесистыми хребтами, то М. чрезвычайно быстра, камениста и порожиста. В верховьях она только в весеннее время может быть сплавна, судоходной же становится ниже Большого порога, находящегося в 100 вер. вверх от ее устья. Большой Мрасский порог, находящийся повыше устья р. Ортона, имеет протяжение до семи верст. Рыбой М. не особенно богата. По долине М. и ее притокам проживают так называемые чилейские татары, рода таяшей, которые считаются потомками кочевавших некогда здесь телеутов, занимающиеся здесь звероловством и добычей кедровых орехов с обильно растущих в здешних лесах кедров. Из впадающих в М. речек более значительны: Узас, Казас, Кобыр-су, Ортоп и др.;

Н. Л.

Мрасские инородческие ведомства

— Томской губ., Кузнецкого окр., в бассейне р. Мрасы и ее притоков, отчасти по р. Томи и по р. Таштыпу, притоку р. Абакана. Населены кочующими и отчасти оседло живущими черневыми татарами, потомками прежде живших здесь теленгутов. Главные занятия этих татар — звероловство, рыболовство, сбор кедровых орехов, добывание съедобных клубней растений кандыка, сараны и других, отчасти пчеловодство и сенокошение; земледелие распространено мало. Инородцы платят ясак и управляются своими выборными старшинами, составляя 7 инородч. волостей, 54 улуса, 850 юрт. 4255 жит. (2169 мжч. и 2086 жнщ.). Уменьшение зверей в лесах, поголовное пьянство и эксплуатация торговцев и промышленников содействовали упадку благосостояния населения. Хотя все инородцы считаются православными христианами, но старые языческие верования и предрассудки сохранились между ними во всей своей силе. Грамотность между инородцами почти отсутствует; нет ни одной начальной школы.

Н. Л.

Мрен

(Карабах) — урочище в Кагызманском округе Карсской области, на правом бер. р. Арпачая, немного севернее сел. Пакран. Обширное пространство в этой местности покрыто развалинами домов, дворцов, гробниц и проч. В особенности замечательны хорошо сохранившиеся развалины собора, построенного в VII ст. Самая ранняя из сохранившихся надписей относится к 992 г.

Мржиглод

или Мрихолод (Mrzygló d) — посад Бендинского у., Петроковской губ., на р. Варте, 1879 жит., 192 двора; железные рудники. Католическая церковь, школа, богадельня, 3 лавки.

Мрима

(Мrimа, "горы") — туземное название прибрежной полосы против о-вов Пемба и Занзибара, простирающейся на С до Момбаса, на Ю до Руфиджи и состоящей ближе к морю из песка, а далее внутрь страны — из темно-красной глинистой почвы, с саваннами, хлебными полями и хлопчатобумажными плантациями; еще далее она покрыта тернистым кустарником и копаловыми рощами. Магометанские обитатели — негры-банту, в значительной степени смешавшиеся с арабами — называют сами себя вамрима, а жителей-язычников они обозначают именем вашанци (покоренные).

Мрин

— мст. при р. Остре, в Нежинском у., Черниговской губ.; двор. 369, жит. 2186 (1092 мжч.). Церковь, школа, 3 лавки, 2 водяных млнц. Основано, по-видимому, в начале XVII в. Во время гетманщины М. был центром особой сотни сначала нежинского, а потом киевского полка.

Л. З.

Мрквичка Ян

(Mrkvi č ka) — чешский живописец. Род. в 1856 г.; работал в мастерской проф. Зейтца в Мюнхене. Совершив путешествие по Болгарии, выставил в Праге серию этюдов, после чего приглашен болгарским министерством просвещения для устройства рисовальных школ, художественных обществ, улучшения преподавания искусств в Болгарии и т. д. Из больших картин М. замечательны: "Задушница", "Рученица", "Свадьба", "Танец цыган", "Во время кирджалии", "Гяуры", "Гайдуки", "Отец Паисий", ряд болгарских типов, воспроизведенных красками в "Сборниках" болг. мин. просв. и др. См. О. Гео-в, "Болгарское искусство" ("Иск. и худ. пром.", 1900, XX, 414 — 426, 6 рис.).

Мрозинский Иосиф

(Mrozi ński, 1784—1839) — известный польский лингвист. По профессии военный, он приведен был к занятиям языковедением простой случайностью. Написав исследование: "Oblęż enie i obrona Saragossy w latach 180 8 i 1809", он потерпел неудачу в своих попытках напечатать его в журналах, так как оно было написано небрежным и неумелым языком. Это побудило М. приняться за изучение польского языка, и после трехлетних занятий он издал ценное исследование, замеченное учеными: "Pierwsze zasady gramatyki języka polskiego" (1822 и 1850). В ответ на рецензии М. написал новый, еще более ценный филологический труд: "Odpowiedz na rесеnzyje" (1824). Он обратил особенное внимание на природу и свойства согласных в польском языке, подразделил их на категории и указал особенности каждой. Труды М. ценны еще и потому, что он всегда применял широкий сравнительный метод к изучению родного языка.

Мронговиус Христофор-Целестин

(Mrongvoius, 1764—1855) — польский грамматик и лексикограф, был проповедником и учителем в Данциге. Главные его труды: "Polnische Grammatik" (Кенигсберг, 1805), "Polnisches Handbuch" (1803), "Ausf ührliche Grammatik der polnischen Sprache" (1837), "Polnischer Wegweiser" (1812), "Lekcyje do tlumaczenia z j ę zyka niemieckiego na polski" (1816), "Mentor polski" (1821), "S ł ownik niemieckopolski" (1853), "Dokladny s łownik polskoniemecki" (1835) и др. М. принадлежит также ряд сочинений богословского характера. См. Кашубы.

Мрочек-Дроздовский Петр Николаевич

— юрист-историк, из дворян Смоленской губ., род. в 1848 г.; по окончании курса в Моск. унив. там же читал курс истории политических учений, а в 1877 г., по защите магистерской диссертации: "Областное управление России XVIII в. ч. I. Областное управление эпохи учреждения губерний, 1708—19" (M., 1876), назначен доцентом по кафедре истории русского права, которую занимает в качестве ордин. проф. и в настоящее время. Другие его труды: "Исследования о Русской Правде. Вып. I. Опыт исследования источников о деньгах Русской Правды. Вып. II. Текст Русской Правды с объяснениями отдельных слов" (М., 1881—85 гг.; докторская диссертация), "Главнейшие памятники русского права эпохи местных законов" ("Юрид. Вестн." 1884, № 5) и "История русского права, как предмет университет. преподавания" ("Юрид. Вестн." 1878, II). М.-Дроздовский — юрист-историк старой школы; для него новый архивный факт важен как самостоятельная цель; обзор "внешней" истории права, вопросы о внешних гранях периодов истории русского права, объяснение отдельных слов, вне связи их с картиной быта — наиболее привлекательные, с его точки зрения, задачи историка. Его труды, иногда представляющие собой сборники ценных материалов (напр. "Областное управление"), проходят, поэтому, почти бесследно в смысле обогащения науки освещением старой русской жизни. Тем же характером отличаются и его лекции, курс которых появился в свет в 1892 г.

Мртени

(по-армянски) — мирт. По словам армянской легенды, на могиле мучеников Иосифа и Антанеса, похороненных вместе в г. Ардабиле (в Персии), растет дерево М., плоды и листья которого исцеляют от всех болезней. Ветвям этого дерева в Закавказье приписывают чудотворную силу изгонять с посевов мышей; для этого мулла (у татар) или священник (у армян), после чтения разных молитв, устраивает где-нибудь на меже из ветвей М. род маленьких ворот, через которые будто бы уходят все мыши, появившиеся на полях. Ветви М. привозят для продажи муллы.

Мрштик Вильгельм

(Mrštík) — чешский писатель. Род. в 1863 г. Много переводил с русского, польского и др. языков. Оригинальные произведения М. рисуют жизнь преимущественно чехов Моравии и словаков: роман "Santa Lucia", сборники очерков и рассказов "St í ny" (1893) и "Obr á zky" (1894), роман "Poh ádka má je" (1897 и 1900), драма "Раni Urbanov á " (1889). Вместе с братом Алоизом, М. написал драму "Маrу š а" (1894 и 1901) и рассказы "Bavlnkovy ž eny a jiné povidky" (1897).

Мсерьянц Меер Григорьевич

(1808—1873) — арм. писатель, священник, родом из Смирны; был законоучителем Лазаревского инст. в Москве. Лучшие его поэмы изданы отдельно в 1864 г. Популярные его руководства по Закону Божию обратили на себя внимание французских и английских ориенталистов. В конце жизни М. писал историю армянских патриархов и армянского народа за последнее столетие.

Мсири царство

(Msiris Reich или Msidis Reich, Garenganza, у арабов Katanga) — обширная страна в экваториальной Африке, между Луалабой на З, Луапулой и оз. Мэро на В и 8 и 12° ю. ш.; в 1891 г. вошла в состав государства Конго. Эта страна перерезана на С горами Виано, или Митумбо (1300 — 1650 м), а на Ю хребтом Мохинга (1525 м), водоразделом Луалабы и Замбези, и между р. Луалабой, Лузирой и Луапулой наполнена высокими (1200 м), покрытыми большей частью кустарником плато, на которых бродят стада антилоп, буйволов и слонов. Климат теплый (25 — 35°) и, вследствие постоянных воздушных течений, здоровый; различают время засухи и время больших и малых дождей (май — сентябрь). Жители принадлежат к разновидностям племени банту (уруа, мбуга, ирамба). Рис, маниок, земляные орехи, бататы. В южной части страны большие запасы меди, содержащей много золота и, вместе со слоновой костью, каучуком, воском и молодыми рабами, составляющей важный предмет торговли. Главный г. — Мукурру (Бункеа, Кимпату), на одном из притоков Лузиры; к В от него государство Конго построило станцию Луфуи. Царство М. было посещено впервые в 1883—84 гг. Бэмом и Рейхардом, затем Арно в 1885 г., Ле-Маринелем в 1890 г., Шарпом в 1890—1891 г. и командированными от бельгийского общества Катанга: Делькоммюном в 1891—92 г., Стэйрсом в конце 1891 г., Биа и Франки в 1892 г.

Ср. "Mitteilungen der Afrikanischen Gessellschaft in Deutschland" (1855); Arnot, "Garenganze" (Л., 1889); "Proceedings of the Royal Geographical Society" (Л., 1892); "Mouvement g é ographique" (Брюсс., 1892—93); "Petermanns Mitteilungen" (1894; геологические результаты катангской экспедиции).

Мста

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мстера

— слоб. Владимирской губ., Вязниковского у. Когда основана — неизвестно; в XVII в. уже существовала. В конце 1840 г. здесь возникла книжная и картинная торговля, а в 1858 г. открыта И. А. Голышевым (см.) первая литография. С уничтожением крепостного права торговля и промышленность М. значительно развились. Коренной промысел населения — иконописание (см.); им занимаются более 1300 чел. Делают иконы, ризы и киоты, до 300 тыс. штук в год, сбывая их офеням, от 10 до 100 р. за 100 штук. Иконописцы-старинщики (раскольники) хорошо подновляют старые иконы и делают новые под старую живопись. Заводы фольговый, вырабатывающий ежегодно 24 тыс. листов медной фольги для украшения икон, и кожевенный, делающий до 1 тыс. пд. разной кожи и до 300 пд. русской клеенки; кроме того, несколько мелких заведений (медечеканные, слесарные, сусальные и др.). Жители занимаются и огородничеством, в особенности разведением лука, которого собирается до 4 тыс. пд. в год. В XVII в. здесь было 2 монастыря, мужской и женский, которые упразднены в 1764 г.; в настоящее время 4 церкви и часовня. В древнейшей церкви, Богоявленской, старинные иконы, много старинных книг, актов и церковной утвари. См. И. А. Голышев, "Богоявленская слоб. Мстера" ("Труды Владим. Стат. Ком.", т. IV). Жит. 3185, дворов 418. 2 школы, богадельня, 4 столярных мастерских.

А. Ф. С.

Мстибово

— мст. Гродненской губ., Волковыского у.; существовало в XVI в. и было значительно укреплено. В 1572 и 1576 гг. здесь были сеймы; на последнем избран в короли Стефан Баторий. Жит. 125 , дворов 132. Прав. церковь, костел, синагога, школа, 3 ярмарки, 6 лавок.

Мстино

— озеро Тверской губ., Вышневолоцкого у., в 4 вер. от г. Вышнего Волочка. Озеро образуется расширением р. Цны, которая, по выходе своем из М. получает название Мсты. Длина озера 12 вер., ширина 1 — 2 вер., глубина до 15 саж. М. входит в состав Вышневолоцкого водного пути, судоходно и служит резервуаром для регулирования высоты воды в р. Мсте, для чего при истоке последней устроены шлюзы. Озеро замерзает ранее, а вскрывается двумя неделями позднее pp. Цны и Мсты, вследствие чего, судоходство по нем весной и осенью задерживается. На озере М. обширное рыболовство; особенно много вылавливается судаков и снетков для отправки в С. Петербург. Берега М. песчаны, большей частью высоки и довольно густо заселены.

Д. Р.

Мстислав II Изяславич

— князь волынский и вел. кн. киевский. Участвовал почти во всех войнах своего отца с Юрием Владимировичем; в 1151 г. привел на помощь отцу многочисленное венгерское войско, но под Теребовлем потерпел страшное поражение от Ярослава Осмомысла, союзника Юрия; в 1153 г. дважды победил половцев, на берегах р. Орели и Пела; в 1155 г., осажденный Юрием в Луцке, удалился в Польшу, но в следующем году появился с новыми войсками в Волынской земле, выгнал оттуда своего дядю Владимира и, соединившись с Давидовичами, пошел вытеснять из Киева самого Юрия. В это время (1157 г.) последний скончался; киевский стол занял Изяслав Давидович, и М. вернулся на Волынь. В 1167 г. он был призван на вел. княжение в Киев; в 1168 г. разбил под Вышгородом Владимира дорогобужского, бежавшего к Андрею Боголюбскому; в том же году разбил на бер. р. Орели половцев и вернул многих русских пленных. В марте 1169 г. Киев был взят Андреем Боголюбским; М. удалился на Волынь, оставив семью в руках неприятелей. Затем он еще раз пытался овладеть Киевом, но напрасно, и вскоре (1170) умер во Владимире-Волынском. От брака с дочерью Болеслава Кривоустого имел сыновей Ростислава и Всеволода.

Мстислав Андреевич

— князь, сын Андрея Боголюбского; в 1169 г. участвовал в взятии Киева и ходил на новгородцев, от которых потерпел сильное поражение: новгородцы, по словам летописи, "отдавали за гривну десять суздальцев" (1170). В 1172 г. М. ходил против болгар и †.

Мстислав ВладимировичВеликий

(христианское имя Гавриил)— великий князь киевский, старший сын Мономаха. Род. в 1075 г. в Смоленске, от брака Владимира с Гидой Гаральдовной, королевной английской; княжил в Ростове и Новгороде; успешно боролся с неспокойным Олегом черниговским, отнял некоторые захваченные им города, но сам же содействовал примирению его с великим князем, возвратив ему Муромскую область. В 1111 г. М. ходил с отцом на половцев; в 1113 г. победил Чудь; в 1116 г. завладел ливонским городом Оденпе; в 1117 г. перешел на княжение в Белгород, поручив Новгород своему сыну, Всеволоду. В 1125 г. М. наследовал, по смерти отца, киевский стол. Он держал удельных князей, братьев и племянников, в строгом повиновении; по отношению к Святославичам и Ростиславичам действовал решительно; задумавших стать независимыми полоцких князей победил и пленными отправил в Константинополь, а Полоцкую землю отдал своему сыну Изяславу. В 1131 г. он воевал с Литвой и привел в Киев множество пленных. Умер в 1132 г. Из дочерей его от брака со шведской королевной одна была замужем за норвежским королем Сигурдом, а после — за датским Эриком-Эдмундом, вторая — за Канутом Святым, отцом короля датского Вальдемара, третья — за греческим царевичем Алексеем. С именем Мстислава связывается древнейшая известная княжеская грамота, данная новгородскому Юрьеву монастырю, вместо крепости, на земли и судные пошлины.

В. Pв.

Мстислав ВладимировичХрабрый

или Удалой (хр. имя Константин) — князь тмутараканский, сын Владимира св. от третьей супруги. В 1016 г. он боролся против хозар и помог грекам овладеть Тавридой; в 1022 г. объявил войну косогам, которая окончилась счастливым для него поединком с косожским князем Редедею. В 1023 г. М. собрал подвластных ему косогов и хозар и пошел на Киев, во время отсутствия Ярослава; но киевляне не приняли его. У Листвена, на берегах р. Руды, произошла битва между М. и Ярославом, окончившаяся победой Мстислава. Тем не менее М. предоставил великое княжение Ярославу, а сам ограничился вост. частью тогдашней Руси (на В от Днепра). В 1031 г. он помогал Ярославу овладеть червенскими городами. Умер в 1036 г., а по другим — в 1034 г. По словам летописи, М. никогда не был побеждаем, был милостив к народу, любил дружину и отличался религиозностью. М. называют также первым северским князем, вследствие владения им страной по левую сторону Днепра, соответствовавшей Северской земле. Единственный сын его Евстафий умер в 1033 г.

Мстислав Глебович

(христ. имя Федор) — последний князь черниговский (1235—1239 г.); лишился княжества и должен был бежать к венграм, вследствие поражения татарами и сожжения ими Чернигова. Любецкий синодик называет его великим князем черниговским.

Мстислав Михайлович

(Михаил, 1220—80) — сын Михаила Всеволодовича святого, первый князь карачевский, владевший Карачевом, Козельском, Ельцом, Мосальском, Звенигородом и Болховом; родоначальник кн. Мосальских, Елецких, Звенигородских и Болховских. Кроме участия в походе Даниила Романовича в 1249 г. против литовцев, о нем ничего более неизвестно.

Мстислав Мстиславич

— князь новгородский и галицкий, по прозванию Удалой. В 1193 по 1203 г. ходил на половцев; в 1206 г., за удачную защиту Торческа, получил от дяди, Рюрика смоленского, торопецкий удел. В 1209 г. вернул новгородцам Торжок и провозглашен был их князем; в 1212 и 1213 г. ходил на чудь и брал дань с жителей. По словам ливонской хроники, он крестил нескольких язычников. В 1214 г. М. с новгородцами и смоленскими князьями пошел на Всеволода Чермного, выгнал его из Киева, который отдал Ингварю луцкому, и затем, недолго пробыв в Новгороде, удалился в южную Россию. Когда новый новгородский князь Ярослав стал теснить своих подданных, М. явился на помощь Новгороду и, в союзе с Константином Всеволодовичем, разбил на Липецком поле Ярослава и его союзника Юрия владимирского (1216), посадил на владимирский стол своего союзника, вместо его брата Юрия, и снова вернулся в южную Россию. Побывав еще раз в Новгороде для наказания нерадивых наместников и простившись окончательно с новгородцами, М. прогнал венгров из галицкой земли и сел в Галиче (1219), который в 1220 г. ему пришлось снова силой добывать от венгров и поляков. Есть известие, что М. в 1221 г. принял титул галицкого царя и венчался венцом Коломана. В 1224 г. участвовал в битве при Калке. Конец жизни провел в раздорах с Даниилом, галицкими боярами, поляками и венграми; умер схимником в Торческе в 1228 г.

Мстислав Романович

(христ. имя Борис) — вел. кн. смоленский, по прозванию Добрый, Старый. В 1180 г. княжил в Пскове и удержался там только благодаря помощи Мстислава Храброго; в 1185 г. участвовал в знаменитом походе на половцев; в 1196 г., желая отразить Ольговичей от Витебска, вступил с ними в битву, но потерпел поражение, был пленен и получил свободу только по усмирении Ольговичей великим князем киевским. В 1197 г., по смерти Давида, М. занял смоленский стол, сделался союзником черниговских князей, ходил с ними в Галицкую землю, но при вступлении на престол Всеволода Чермного опять стал врагом их. При появлении татар (1223 г.) М. советовал князьям сразиться с ними, участвовал в Калкской битве, три дня храбро отражал татарские нападения на его лагерь и, взятый только хитростью, убит вместе с двумя своими зятьями.

Мстислав Ростиславич Безокий

— племянник Андрея Боголюбского, князь ростовский и суздальский; в 1176 г. пытался занять Владимир, но потерпел поражение от Всеволода Юрьевича, был пленен и ослеплен им вместе с братом Ярополком. По сказанию летописи, на пути в южную Россию, в Смоленске, они прозрели, молясь усердно в церкви св. Глеба (1177). Новгородцы признали М. своим князем, но он скоро умер (1178 г.).

Мстислав Ростиславич Храбрый

— кн. смоленский. В 1171 г., вместе с братом Давидом, помог Владимиру Мстиславичу Дорогобужскому занять Киев; в 1173 г. захватил Всеволода Юрьевича в Киеве и посадил на его место Рюрика. Когда Андрей Боголюбский прислал посла с приказанием Рюрику удалиться из Киева, а М. — даже из русской земли, последний обрил Андреева посла, говоря, что не желает быть подручником Андрея и готов "идти на суд Божий". Многочисленное войско Андрея безуспешно в течение 9 недель осаждало М. в Вышгороде и, гонимое им, лишилось всего обоза. В 1179 г. его пригласили княжить новгородцы; в том же году он разорил города эстонцев, беспокоивших Псков. Умер в 1180 г. По свидетельству летописи, М. был "украшением Руси", воевал только для славы, презирал золото, отдавал всю добычу церквям и воинам и был любим всем народом. У него были сыновья Давид, Владимир и Мстислав Удалой.

Мстислав Святополкович (князь владимиро-волынский)

(Мстиславец) — князь владимиро-волынский, сын Святополка Изяславича киевского "от наложницы". Во время осады Владимира Давидом Игоревичем (1099) М. был поражен стрелой и испустил дух со словами: "Умираю за Федора и Василия". По словам сказания о св. Феодоре и Василии, М. домогался так называемого варяжского золота и серебра, хранившегося в Варяжской пещере (см. соотв. статью) и известного только названным инкам; так как последние отказались указать место нахождения его, М. умертвил их копьем; подобную же смерть предрек ему Феодор.

Мстислав Святославич

(христ. имя Пантелеймон) — князь козельский и черниговский (1219—1224). Погиб в битве при Калке. Известен как воинственный и храбрый князь.

Предыдущая страница Следующая страница