Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "М" (часть 65, Мст - Мук)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "М" (часть 65, Мст - Мук)

Предыдущая страница Следующая страница

Мстислав Юрьевич

— брат Андрея Боголюбского, в 1150 г. был князем волынским, в 1169 г. приглашен в Новгород, но скоро должен был уступить его Ростиславу, сыну вел. князя. Изгнанный из Владимира Андреем, ходил в 1166 г. в Заволочье и затем удалился вместе с братьями и мачехой в Константинополь, где с честью принял их император Мануил.

Мстиславец Петр Тимофеевич

— основатель первой русской типографии в Москве, вместе с Иваном Федоровым (см.); в ней он напечатал в 1564 г. "Деяния и Послания Апостольские" — первую печатную книгу на русском языке, в 1565 г. — "Часовник", в 1567 г. — "Псалтирь". Затем он вынужден был бежать в Литву, где его принял Ходкевич и дал ему (с Ив. Федоровым) возможность открыть в своем имении, Заблудове, типографию. По отпечатании в ней "Евангелия учительного" (1569), М. переехал в Вильно, где с успехом возобновил типографскую деятельность, благодаря покровительству виленских купцов бр. Мамоничей, и издал "Четвероевангелие" (1575), в приложении к которому описал свои приключения. Год смерти его неизвестен.

Мстиславль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мстиславские князья

1) Семен-Лингвений Ольгердович упоминается в летописи впервые под 1386 г., когда он присутствовал при коронации Ягайло и смоленского князя Святослава, напавшего на Мстиславль. В 1402 г. помог Витольду Кейстутовичу одолеть рязанского князя у Любутска; в следующем году взял Вязьму, пленив вяземского князя Ивана Святославича; в 1407 г. был приглашен новгородцами начальствовать в их областных городах и пробыл там около 5 лет. Вероятно, умер ок. 1431 г. 2) Сын его Юpий в первые годы после смерти отца помогал Свидригайлу, боровшемуся с Сигизмундом (1432—1433), потом поселился в Новгороде; в 1438 г. разорил с новгородцами ливонские селения за Наровой; через два года явился из Новгорода добывать потерянный мстиславский удел, но был захвачен в Троках Сигизмундом, пленен и лишен всего имущества. По смерти Сигизмунда (1440) он получил Мстиславль, в 1441 г. захватил Смоленск, но в 1442 г. опять должен был бежать в Новгород. В 1445 г. Казимир вернул ему Мстиславль. 3) Михаил Иванович, известный по участию в литовско-русской войне (1500—1514), во время которой он дважды переходил на сторону московского вел. кн. и дважды возвращался к польскому королю. Он был последним владетельным мстиславским князем и умер около 1536 г.; после его смерти некоторое время Мстиславлем владела его жена, Юлиания. 4) Сын его Федор поступил в 1526 г. на службу к вел. кн. московскому; дважды (1527 и 1535) разбил татарские отряды. В Оружейной палате хранится его богатырская сабля. † 1550 г. 5) Сын его Иван в 1541 г. был кравчим, в 1547 г. спальником, с 1548 г. боярином; пользовался особенным расположением Иоанна Грозного. В казанском походе 1552 г. и в походе против ливонцев 1559 г. был первым воеводой. Вместе с Шуйским взял Мариенбург, покорил Феллин (1560) и долго осаждал Ревель. При учреждении опричнины М., во главе земщины, был вторым боярином после И. Д. Бельского и назывался "земским боярином". Не раз он удачно отражал вторжения крымцев, но в 1571 г. счастье ему изменило: Девлет Гирей сжег и разорил Москву. Иоанн IV обвинил М. в измене; только заступничество митрополита и духовенства спасло его от казни. В 1572 г. М. был новгородским наместником. Ровно через 9 лет он опять был заподозрен в каких-то "изменных винах". Тем не менее умирающий Иоанн Грозный назначил его советником верховной думы; но после воцарения Федора Иоанновича Борис Годунов, друживший перед тем с М., сослал его, за участие в заговоре Шуйских и других бояр, в Кириллов монастырь, где он умер в том же 1586 г. 6) Сын его Федор службу начал в 1575 г. кравчим, в 1577 г. сделан боярином и ходил первым воеводой против крымцев. В 1581 г. был в походе против Батория; в 1586 г., после ссылки отца, назначен первым боярином в думе; в 1589 и 1592 гг. воевал со шведами, в 1591 г. разбил Казы-Гирея под Москвой и близ Тулы. При первых слухах о Самозванце Борис Годунов послал его, в звании первого и старшего воеводы, навстречу Лжедмитрию, но последний нанес ему поражение под Новгород-Северском (1604 г.). Оправившись от раны, полученной в этом сражении, М. победил Самозванца при Добрыничах, но ослабить его уже не мог. После смерти Бориса М. бил челом Лжедимитрию, оставившему его первым боярином. После убиения Самозванца ему был предложен престол, но он отказался, присягнул Василию Шуйскому и ходил против Болотникова, одержавшего над ним победу. В 1610 г. М. стал во главе семибоярщины, и от его имени писались все указы и распоряжения думы. Около 1611 г., вторично отклонив престол, он предложил избрать Владислава и отправил посольство к Сигизмунду. При Михаиле Федоровиче он спокойно дожил свой век старейшим боярином. Умер бездетным, в 1622 г.

В. Р — в.

Мстиславский полк

(194 пех.) — сформирован в 1902 г. из Ковельского пехотного полка.

Мстов

— посад Ченстоховского у., Петроковской губ., на р. Варте. Жителей 1874, дворов 197. Сильно развито производство сукна низших сортов, преимущественно крестьянского. Костел, 2 каплицы, начальная школа, богадельня.

Мта-цминда

— 1) (Чичос) вершина в Главном Кавказском хребте, Tиoнетского у. Тифлисской губ., высота 10092 фт. над у. м.; 2) высокая, обрывистая гора, опоясывающая с З Тифлис, выш. около 2 1/2 тыс. фт., на полугоре монастырь св. Давида и гробница Грибоедова (см. Давида св. монастырь).

Мтеза

(Мtеsа) — султан среднеафриканской страны Уганда (см.), известный гостеприимством, которое он оказал Спику, Гранту, Бакеру, Стэнли, Фелькину и Вильсону; имел местопребывание в Рубаге, к С от Виктория-Hианца; в 1871 г. обратился в ислам. Он содержал армию в 3000 воинов и большую флотилию судов на озере и покровительствовал европейцам, в том числе и миссионерам, несмотря на бесплодные попытки последних обратить его в христианство. В 1882 г. М. отправил посольство к английской королеве. Ум. в 1884 г. Преемник его Мванга изменил политику М.: он известен умерщвлением миссионера епископа Ганнигтона и враждой с Эмин-пашей, губернатором египетской экваториальной провинции.

Мтквари

— грузинское название р. Куры (см).

Муа ккибат

— у мусульман ангелы добра и зла, которые, сидя на плечах человека (ангел добра — на правом, ангел зла — на левом), записывают добрые и злые поступки его, а затем докладывают о них Богу.

Муави

(Muawi) — дерево в Мозамбике, точно не описанное; кора обладает ядовитыми качествами, подобными коре Еrythrophlaeum, лишь действие сильнее. Ею пользуются в вост. Африке для ордалий. Приготовленный из нее алкалоид муавин аморфен, густосиропчат, легко растворяется в алкоголе и эфире и в общем схож с эритрофлэином.

Муай

— река Приморской области, правый приток Тумнина, начало берет в отрогах Сихота-Алина, близ источников р. Хунгари, протекает по узкой долине, в гористой местности, преимущественно в направлении от З к В. Длина около 100 вер. Течение быстрое, особенно во время разливов. Узкая долина р. М. покрыта хвойным лесом.

Муанза

(Мванза, Моанза) — гавань и военная ст. в Немецкой Вост. Африке, на берегу оз. Виктория-Нианза; около 3000 жит.; школа, почтовое агентство, фактория немецкого вост.-африканского общества, рынок.

Муанье Густав

(Моynier, род. в 1826 г.) — швейцарский юрист, всего более известный участием в создании "Красного Креста" (см. соотв. статью). Главные его труды: "La Guerre et la Charité" (1867), "La neutralité des militaires blessés etc." (1867), "Droit des gens, études sur la convention de Génève etc." (1870), "Convention de Génève pendant la guerre franco-allemande" (1873), "Les dix premières années de la Croix rouge" (1873), "Ce que c'est que la Croix rouge" (1874), "Croix rouge, son passé et son avenir" (1882).

Муаньо Франсуа-Наполеон-Мари

(Moigno, 1804—1884) — франц. математик, аббат, жил в Париже, где в 1852 г. основал журнал "Cosmos", позднее переименованный в "Les Mondes" и выходивший до 1880 г. Труды M.: "Lecons de calcul diff é rentiel" (2 т., П., 1840—44; остался неоконченным), "R é pertoire d'optique" (Париж, 1847—50), "Manuel de la science" (Париж, 1859), "Lecons de m é canique analytique" (П., 1867), "Les splendeurs de la foi" (1879—1883), "Ré verend P. Secchi"(1879) и др. На русск. язык переведена А. Петровским его "Физика частичных явлений" (М. 1869).

Муарэ

— Под именем М. известна такая окончательная отделка или аппретура тканей, которая придает им способность на свету отливать и обусловливается большей или меньшей способностью нитей отражать световые лучи, в зависимости от степени сплющивания этих нитей. Если ткань будет сильно сдавлена или сплюснута вся, то она приобретает вид так называемой "лощеной", а если только часть нитей будет сплюснута, а другая часть останется неизмененной, то ткань приобретает вид М. Световой эффект, обусловливаемый М. и в особенности же узорчатым М., очень красив и потому этот род отделки часто применяется как к хлопчатобумажным, так и шелковым тканям. М. на тканях может быть воспроизведено несколькими приемами, и для этой цели употребляются или каландры (см.), или так называемые колотушки, или чекмари. Главную работающую часть каландров составляют нажатые один на другой валы, и с помощью этой сравнительно несложной машины на ткань может быть нанесено или мелкое, или крупное М. В первом случае через каландр под довольно большим давлением направляются единовременно два или три куска отделываемой ткани; нити одного куска, конечно, не приходятся совершенно точно против нитей другого куска, вследствие чего сдавливание их по всей поверхности будет неодинаково, т. е. произойдет то, что называется М. В этом случае узор неправилен и М. получается очень мелкое. Для наведения крупного М. каландр должен быть снабжен валом с узором крупного М., выгравированным на нем не очень глубоко, и ткань пропускается уже, конечно, по одному куску. Главную работающую часть чекмарей составляет ряд подвижных пестов (обыкновенно 20 — 30 штук) с наконечником из твердого бакаутового дерева. Песты, с помощью кулачного вала, приводятся в движение, и при каждом полном обороте вала каждый пест делает четыре удара по сложенной штуке отделываемой ткани. Образование М. и обусловливается этим непрерывным рядом ударов. После каждого удара песта рабочий изменяет положение штуки ткани. Нанесение М. с помощью чекмарей идет очень медленно, и машина эта требует много силы и ухода, почему в последнее время и употребляется сравнительно редко.

А. П. Лидов. Δ.

Муассан

(Henri Moissan) — современный французский химик, род. в 1852 г. в Париже, изучал химию под руководством Бертело. С 1888 г. М. состоит членом Acad émie de médé cine по отделению фармации. — В 1886 г. М. изолировал фтор и определил некоторые его физические постоянные. Затем он получил и исследовал некоторые фтористые соединения: из них особенный интерес представляет фтористый углерод (1890 г.). Из дальнейших работ М. важное значение имеют исследования, произведенные им при посредстве электрической плавильной печи: получение углеродистых соединений различных металлов (карборунд и др., 1891—93), искусственное получение алмаза (1893), плавление и улетучивание трудноплавких окислов (кремнезема, окиси циркония и т. п.) и др.

С. С.

Муата-Ямво

(Muata Jamvo) — большое негрит. государство во внутр. Африке, между 7 — 11° ю. ш. и 18 — 24° в. д. 345000 кв. м, ок. 1 млн. жит. Состоит из земель сев.-вост. Калунда, юго-вост. Калунда, Молуа, Матаба и Киото; номинально подчинено отчасти португальской Анголе, отчасти государству Конго. Волнистые саванны, густые леса на многочисл. реках (Куанго с Вамбу и Куилу, Кассаи с Лулуа и т. п.); скудная фауна. Жители, из расы Ванду и племен Лунда и Киоко, добродушны, откровенны, миролюбивы, но ленивы, трусливы, тщеславны и суеверны. Живут охотой и рыболовством, торгуют невольниками; признают полигамию; женщины, наравне с рабами, обрабатывают поля. Примитивная промышленность производит деревянные ложки, оружие, подушки, фетиши, горшки, трубки и т. п. Во главе страны стоит так назыв. М.-Ямво (по нему назыв. государство), абсолютный повелитель, которому ленные князья обязаны платить подати натурой и помогать в походах. Рядом с ним стоит правительница Лукокеша, сама себе выбирающая временных мужей. Оба верховных правителя избираются 4 главными советниками государства из детей умершего правителя и взаимно друг друга утверждают во власти. Главный г. Муссумба, с 8 — 10 т. жит., на р. Лулуа. Путешественникам доступ в отдален. сев. и вост. части М. долго возбранялся; Погге в 1876, Бухнер в 1880 г. должны были вернуться в Анголу; лишь в 1881 г. Погге и Виссманн проникли до земли Башилонге.

Ср. Pogge, "Im Reiche des Muata-Jamvo" (Б., 1882); Buchner, "Das Reich des Muata-Jamvo" (в "Deutsche Geograph. Bl ä tter", Брем., 1883); Wissmann, Wolf. Francois u. M üll er, "Im Innern Afrikas" (Лпц., 1888).

Мугаджир

или моганджир (арабск. "беглец") — в Турции название мусульманских эмигрантов, переселившихся в Турцию из христианских земель (России, Болгарии, Боснии) и получивших от турецкого правительства безвозмездно земли для обработки. Первоначально так назывались первые последователи ислама, вместе с Мохаммедом бежавшие из Мекки в Медину.

Мугай

— река Верхотурского у., Пермской губ., пр. прит. р. Тагиля; длина течения 70 вер. Прежде на этой реке строились барки.

Мугайское

— с. Верхотурского у., Пермской губ., на р. Мугае; одно из первых русских поселений на Урале, возникшее в 1813 г. Церковно-приходская школа. Жителей 3486, дворов 563; 2 лавки.

Мугань

(Myганская степь) — обширная степь, составляющая южную часть степных равнинных пространств восточного Закавказья и расположенная северной, большей своей частью в Джеватском у. Бакинской губ., а южной — уходящая в Персию, в Адербейджан. Часть М., принадлежащая России, занимает площадь около 3 9 00 кв. в. и ограничивается на СЗ р. Араксом, на С, СВ и В — р. Курой, на ЮВ — степной речкой Болгару-чаем, а на ЮЗ — государственной границей с Персией. В пределах этих М. представляет однообразную, лишенную проточных вод, безлесную, сухую равнину, изобилующую в восточной части солончаками и солеными озерами и покрытую травянистой, изредка кустарной степной растительностью. К числу растений, господствующих в М., относятся: Artemisia аrеnаriа (полынь), Atraphaxis, Capparis spinosa, Delphinium, Lagonychium s t ephanianum, Glycyrrhiza, Avena orientalis и проч. Местами сильно развиты камышовые заросли. Вода, плохого качества, добывается из колодцев; из соляных озер самое значительное — Махмуд-чаласси (32,4 кв. в.). Климат в течение лета жаркий, сухой и вблизи рек и болот нездоровый (лихорадки); осенью и зимой выпадают дожди; снег держится мало, и морозы достигают лишь нескольких градусов. В летнее время М. совершенно пустынна, за исключением лишь пограничной полосы, где есть казачьи пикеты, и берегов Куры и Аракса; осенью же и зимой, когда выпадают дожди, становится прохладно и развиваются засохшие от летней жары травы, на М. стекаются на зимние пастбища многочисленные кочевники-скотоводы со своими стадами, оставаясь здесь до весны. В старину М. была орошена из Аракса каналами, остатки коих сохранились местами до настоящего времени, и густо населена. Запустение М. обыкновенно связывается с нашествием, в начале ХIII в., монголов, вследствие которого жители ушли в горы, а оросительные каналы были заброшены. На землях, заливаемых Араксом и Курой, пшеница и кунжут дают превосходные урожаи. Существует предположение оросить вновь М.

В. М.

Муггендорф

(Muggendorf) — курорт в баварском окр. Верхней Франконии, на р. Визент; лечение водой и молоком. Замечателен в геологическом отношении глубокими сталактитовыми пещерами, исследованными Эспером (1771), Розенмюллером, Кювье, Гольдфуссом и мн. др. В некоторых из них найдены скелеты медведей, гиен и волков. Наиболее знамениты: Гайлленрейтеровская, или Зоолитическая, пещера (4 этажа) и открытая лишь в 1832 г. Софийская, или Рабенштейнская, пещера, интереснейшая по устройству и легко доступная.

Муги

— сел. Дагестанской области; Даргинского округа. Жит. 2868, даргинцы. Мечетей 5, мусульманских школ 3.

Мугоджарские горы

— отроги Уральского хребта, проходящие по границе Тургайской обл. с Уральской; простираясь в меридиональном направлении между 49,5° и 48°, М. горы считаются южной оконечностью Уральского хребта. Они состоят из 2 параллельных каменных гряд, от которых на В и на З отходят боковые отроги, оканчивающиеся обрывистыми сопками; из этих гряд запад. выше восточн.; обе гряды отделены между собой котловинами; последние в свою очередь отделяются одна от другой горными узлами. Южн. оконечность М. гор составляет хребет Яман-тау, коим круто оканчиваются М. горы, а северную — Кара-тау, продолжением которой служит хребет Кара-адыр-тау. Высшая точка М. гор находится приблизительно по середине их, на отроге Айрюк, и достигает 960 фт. абс. высоты. Гребень М. гор состоит из кристаллических пород. Гранит простирается вдоль восточного склона гор; гранит сопровождают яшма, диориты и роговая обманка; последняя составляет главную массу горы Айрюк. В М. горах также много кристалл. сланцев, а из осадочных пород преобладает зеленый песчаник, в особенности вдоль западн. склона этих гор. Обнажения твердых горных пород встречаются преимущественно по склонам и в долинах; местами, как, напр., на скатах горы Айрюк, они прикрыты пластом солонцеватой глины, толщиной до 400 фт. На зап. склоне М. гор берут начало pp. Эмба и Орь, а на вост. — Талдык, Каинда и Чит-Иргиз (притоки р. Иргиза).

Мудания

— г. в Малой Азии, у Мраморного моря; гавань для Бруссы, с которой соединен ж. д.; 10000 жит., большей частью греки.

Мудеррис

(букв. "учитель", араб.) — в мусульманских школах учитель Закона Божия и мусульманского права, основанного на Коране.

Мудехары

(Mudejares) — потомки древних мавров и берберов на Ю Испании, создавшие в XV и XVI вв. особый стиль, смешанный из стиля ренессанс с мавританскими формами; главные памятники этого стиля — дворец Инфантадо в Гвадалахаре, так наз. дом Пилата и некоторые части Альказара в Севилье.

Муджтегид

(араб. "ревнующий") — в Персии название улем (правоведов и богословов), занимающих высшую ступень в церковной иерархии. Персидское правительство награждает этой степенью лишь лиц, отличающихся большой ученостью и безукоризненным поведением. Они имеют громадное влияние, производя суд независимо от светского авторитета или указывая судам, какие постановить решения.

Муджу

(Mudschu), или о-ва Вудлар (Woudlar) — группа о-в на восточной оконечности Новой Гвинеи, состоит из островов: Вудлар (1087 кв. км), Джювеней, Токун, Лафлан и Игольного, с общим пространством в 1247 кв. км; окружены коралловыми рифами. Роскошнейшая растительность, но нездоровый климат; дикое меланезийское население.

Мудир

(арабск. "управляющий") — в турецком областном управлении название главы кантона (нахийе), от которого зависят сельские старосты — мухтары — и который сам подчинен каймакаму. В Египте М. называется губернатор провинции (мудирийе); одна из наиболее важных функций его — взыскание податей.

Мудров Александр Эрастович

— род. в 1839 г., кончил курс в СПб. унив., служил в Юго-зап. крае мировым посредником, мировым судьей и теперь состоит членом окружного суда; в 1864 г. издал популярно составленную книжку: "Как увеличить плодородие земли"; с 1882 по 1885 г. издавал "Очерки мелкого народного кредита" в отдельных монографиях ("Сберегательные кассы", "Вспомогательные кассы", "Ссудосберегательные кассы"); в 1888 г. по тому же вопросу напечатал брошюру: "О чем мы совсем не думаем". Признавая, что отсутствие у нас капиталов и дороговизна кредита зависит от одностороннего направления деятельности наших крупных банков, более заботящихся о ссудах и займах и менее всего о сбережениях, М. доказывает, что дело кредита, как и всякое другое, нужно начинать с начала — со сбережений, для чего необходимы общедоступные и повсеместные сберегательные кассы. По мнению М., сберег. кассы являются первым этапным пунктом в борьбе с расточительностью и пьянством, отчасти заменяя собой страхование от несчастных случаев.

Мудров Матвей Яковлевич

(1772—1831) — ордин. профессор патологии и терапии Московского унив. В 1794 г. М. окончил курс Гимназии и Народного училища и в 1795 г. поступил в Университет и стал изучать врачебные науки. Командированный за границу, М. слушал лекции в Берлинском университете у проф. Гуфеланда, в Гамбурге — у проф. Решлауба, в Геттингене — у Рихтера, в Вене М. изучал глазные болезни под руководством проф. Беера; в Париже М. прожил четыре года, слушая лекции проф. Порталя, Пинеля, Бойе и др. За границей М. написал сочинение "De spontanea plaucentae solutione", за которое в 1804 г. получил степень доктора медицины. В 1807 г. М. в Вильне заведовал отделением Главного военного госпиталя, отличился удачным лечением кровавого поноса, которым страдала русская армия. С 1808 г. М. начал читать лекции в Московском унив.; первый курс, читанный им, имел предметом науку о гигиене и о болезнях, обыкновенных в действующих войсках. В 1812 г. М. выехал в Нижний Новгород, вместе с ректором и другими профессорами; по очищении Москвы от неприятеля М. приложил много стараний при возобновлении анатомической аудитории и 1 3 октября 1813 г. открыл медицинский факультет. В 1813 г. был назначен ординарным профессором патологии, терапии и клиники в московском отделении Медико-хирургической акад., где открыл Клинический институт. По проекту М. были устроены при Московском университете в 1820 г. Медицинский и Клинический институты, директором которых был назначен М. Пять раз М. был избираем деканом медицинского факультета. В 1830 г. М. назначен членом центральной комиссии для прекращения холеры, был командирован в Саратов и умер от холеры в Петербурге. М. принадлежат следующие работы: "Principes de la pathologie militaire concernant la gu érison des plaies d'armes à feu et l'amputation des membres sur le champ de la bataille on à la suite du traitement developpés auprès des lits der blessé s" (Вильна, 1808), "Рассуждение о средствах, везде находящихся, которыми должно помогать больному солдату", читанное в медико-физическом обществе в 1812 г., "Краткое наставление о холере и способе, как предохранять себя от оной..." первое изд. во Владимире в 1830 г., второе — в Москве в 1831 г. Оригинальный труд М. заключается в собрании историй болезней всех больных, которых он пользовал в течение 22-х лет. Это собрание состояло из 40 томов небольшого формата, куда М. заносил по особой системе все научные сведения о больном, о лекарствах, прописанных ему, и пр. Вообще М. был доктор-практик, придавал большое значение наблюдению и натуре больных, следуя сочинению проф. Виленского университета Иосифа Франка — "Praxeos medicae universae praecepta", и только в 20-х г. стал склоняться к системе доктора Бруссе. М. был известен своей набожностью ("Студенческие воспоминания" Ляликова в "Рус. Арх.", 1875, № 11). Подробная биография М. помещена в "Биограф. словаре проф. Москов. унив." (М., 1855); воспоминания о М. в "Москов. Ведомостях" за 1854 г. № 100.

А. Г. К.

Мудрости свободные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мудьюга

— река Архангельской губ., Онежского у. Вытекает из оз. Мудьюга, из которого река течет на Ю и через 70 в. впадает в один из рукавов р. Онеги; сплавная.

Мудьюгский о-в

— лежит у входа с моря в устье р. Сев. Двины, именно в так называемое Березовское устье, и отделен от материка протоком, носящим название Сухого моря. Остров песчаный и невысокий, по зап. берегу тянется песчаный вал до 2 саж. выс.; встречаются бугры до 5 — 6 саж., поросшие сосновым лесом. На острове маяк с телеграфом и створные башни для входа в Двину через Березовый бар.

Ю. Ш.

Мужеложство

— в действующем уложении о наказ. предусмотрено ст. 995, и за него положена ссылка в Сибирь на поселение; христиане, сверх того, подвергаются церковному покаянию. Если же М. сопровождалось насилием или совершено над малолетними или слабоумными, то назначается ссылка в каторжные работы на время от 10 до 12 лет (ст. 996). Понятия М. закон не определяет, обозначая состав деяния так: "Изобличенный в противоестественном пороке М.". Как субъектом, так и объектом М. может быть только лицо мужского пола. Относительно объекта, в практике сената был пример другого толкования закона (реш. 1869 г. № 642, по делу Микиртумова), т. е. 995 и 996 ст. были применены к противоестественному соитию с женщиной, но это толкование встретило возражения со стороны наших комментаторов (см. особенно Неклюдова, "Руков. к особ. части", т. I, 428) и отвергнуто редакционной комиссией, составлявшей проект нового угол. уложения ("Объяснения", т. V, 5 88). Распространительное толкование 995 ст. (т. е. применение ее вообще к развратным действиям мужчины с мужчиной) недопустимо. Наказанию за М. подвергаются одинаково и субъект, и объект деяния (последний — при условии добровольного соития). Наказуемость М. ведет свое начало из глубокой древности. Еще законы Моисея (кн. Левит, XVIII, 22) говорили: "Не ложись с мужчиной, как с женщиной — это мерзость". Римское право вначале назначало за М. денежные взыскания, а со времен христианских императоров — сожжение и обезглавление. Из действующих иностранных кодексов французский, бельгийский, итальянский и голландский о М. не упоминают, германский же предусматривает это делание, наказывая его тюрьмой. То же наказание назначает за простое М. и проект нового русского уголовного уложения. Как виды квалифицированные, облагаемые исправительным домом, проект выделяет М. с малолетним или с лицом, находящимся под властью или попечением виновного, или сопровождавшееся насилием.

К.-К.

М., или педерастия, — очень древний порок. Имеются указания на существование его у евреев, персов, кельтов, греков, индейцев Америки. Евреи относились к нему с крайним отвращением (Иов, 36, 14). У греков слово педерастия означало как М. в современном смысле этого слова, так и чрезвычайно своеобразные отношения между мужами старшего возраста и юношами или мальчиками, отношения, в основе своей вполне чистые. От греков педерастия перешла к римлянам, но лишь в своей наиболее отвратительной форме, сразу получив в императорскую эпоху чрезвычайно широкое распространение. О распространении М. в Средние века, особенно в Италии, см. Paulus Zacchias, "Questiones medicinae legalis" (т. III, кн. IV). В настоящее время М. особенно распространено на Востоке, где практикуется открыто, но существует и в цивилизованных странах Европы и Америки, принимая иногда характер особого вида проституции. Современные законодательства относятся к этому пороку гораздо снисходительнее, чем прежние (Каролина, напр., карала его казнью через сожжение), что объясняется как общим смягчением уголовных кар, так и влиянием психиатрии, выяснившей, что в некоторых случаях половое влечение к лицам того же пола находится в зависимости от болезненного извращения полового чувства (см. соотв. статью).

А. Я.

Мужи

(стар.). — Все население Руси первых веков нашей истории распадалось на М. и холопов, а М. — еще на две группы: княжих М. (состоявших на службе у князя) или дружину и людей (см.). В удельный период словом М. иногда означали и все население города; напр. суздальская летопись называет М. всех жителей Торжка. Словом М. обозначали и разные слои населения, прибавив к нему эпитеты: лучший, вячший, больший, старший, нарочитый или мелкий, меньший, простой и черный. "Лучшие М." появились с XI в. вместо прежних "старцев градских" или "людских" и были обыкновенно коноводами городского веча, а иногда и посредниками между вечем и князем. Хотя термин "княж М." в XIII в. исчезает, но слово "М." попадается и позже. В уставных грамотах XV и XVI в., а также и в судебниках упоминаются "судные М.", ассистенты князя-судьи, представители земского мира, в пределах которого совершался суд.

В. P — в.

Мужик Августин

(Mu ží k) — чешский писатель. Род. в 1859 г. Принадлежит к последователям чешских "байронистов" старшего поколения (Маха, Небеский, Майер); основное настроение его лирики — тихая грусть, любовь ко всему национальному, носителем которого является простонародье, и вера в торжество правды. Сборники стихотворений M. — "Jarní bou ř e" (1883), "Hlasy č lovĕka" (1883), "Kv ě ty polní"(l887),"Hymny a vzdechy" (1892), " Č erné perly" (1893), "Písn ě ž ivota" (1894), "Mír" (1899), "Chrá m bosych" (1899), сборники рассказов: "Duchu Husovu" (1903), "Trosky ž ivota" (1894), "Skvrny i paprsky" (1898).

Мужская матка

(uterus maseulinus) — рудиментарный орган в выводящих половых путях самцов млекопитающих, образуемый слитыми конечными отделами Мюллеровых каналов и по положению своему соответствующий матке самок (точнее влагалищу). Он имеет форму небольшого пузырька, лежащего в области предстательной железы между двумя семяпроводами. В человеческой анатомии именуется Куликовой головкой (Caput gallinaginis).

Мужские Моды

— ежемесячный иллюстрированный модный журнал на русс. и нем. яз., издавался в СПб. с 1874 по 1884 гг.; до 1878 г. — изд.-ред. Ф. Юргенс, а потом Б. Рейхель.

Муза

— музыкальный журнал: см. Музыкальные журналы.

Муза

— см. Банан.

Муза (еженедельное издание)

— еженедельное издание на 1796 г. в СПб. Вышли 4 части; изд. Ив. Ив. Мартынов. В журнале помещены литературные труды великой княгини Александры Павловны (статьи: "Бодрость и благодеяние одного крестьянина" и "Долг человечества"), Н. М. Карамзина, кн. Шаховского, стихотворения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, И. И. Дмитриева и др.

Муза (журн.)

или Собеседник любителей древнего и нового стихотворства и вообще словесности — ежемесячный журнал, выходивший в СПб. в 1812 г. Изд. И. И. Сиряков. Всего вышла одна книга.

Муза ибн Мухаммед Маулана Салахеддин

известный также под именем Кадизадех Ар-Руми — арабский математик и астроном (ум. в 1412 или 1413 г.). Родом перс, он находился в числе астрономов, призванных в Самарканд Тамерланом и его сыном Шахрухом. Он был отцом Мирам Челеби и учителем математики и астрономии внука Тамерлана, Улуг-Бега, одного из выдающихся астрономов своей эпохи. Позднее М. сделался одним из деятельнейших сотрудников своего ученика в предпринятом им составлении астрономических таблиц, имевших для своего времени очень высокую научную ценность. Известные новейшей науке работы М. по математике — толкования на элементы Эвклида и составленная по греческим источникам биография того же ученого. Последняя известна, впрочем, пока только по имени.

В. Б.

Музайя

или Мусайя (Джебель Muza ï a) — гора, высотой в 1604 м, возвышается над знаменитым перевалом Шиффа (1043 м), ведущим с Малого Атласа в алжирскую провинцию Алжир. Перевал 21 ноября 1830 г. был взят французами приступом; теперь через него ведет шоссейная дорога из Алжира в Медеа.

Музаффарнагар

(Mazaffarnagar) — город в сев.-зап. провинции британской Индии, на прав. бер. впадающей в Ганг р. Кали-Надди; тесно застроен и нездоров; 18166 жит. (10377 индусов, 7193 мусульманина, 80 христиан).

Музаффер-ед-Дин-шах

— персидский шах, второй сын и преемник шаха Наср-ед-Дина, павшего от руки убийцы 19 апреля 1896 г. М.-Эддин родился 5 марта 1853 г.; много лет состоял генерал-губернатором Адербейджанской провинции и жил в Тавризе, где и застало его известие о смерти отца. Его воспитателем был Мирза-Низам — европейски образованный персиянин. Шах превосходно владеет французским языком; по его повелению на персидский язык переведено много книг французск., нем., англ. и русских. Желание М.-ед-Дина двинуть вперед просвещение в Персии ярко выразилось в том сочувствии, с которым он отнесся к работе нынешнего персидского посла в СПб., Мирза-Риза-хана ("Alphabet Ruchdie", Тифлис, 1882 г.; на франц. и персидском языках), имеющей целью вызвать преобразование персидской азбуки, приблизив ее к общеевропейской. По инициативе М.-ед-Дина стала выходить в Тавризе либеральная газета "Насыри", проводящая идеи европейской цивилизации; основано высшее военное училище, в честь его названное "Музаффериэ" (преподаются, кроме военных наук, языки французский, английский, немецкий, русский, турецкий, арабский, а также естественные науки); вызваны иностранные военные инструкторы (австриец Вагнер-хан и др.), с целью переустройства персидской армии; устроены обширные казармы, значительно изменившие к лучшему гигиенические условия расположения войск. Особенно возросло расположение азербайджанцев к М.-ед-Дину со времени последнего голода в их провинции; нынешний шах закупил в России огромные партии хлеба и продавал его по баснословно дешевой цене. М.-ед-Дин — отличный стрелок и наездник. Старший сын М.-ед-Дина, принц Мехмед-Али-Мирза, родился в 1872 г. от родной племянницы покойного Наср-ед-Дина, Уммул-Хакан; он объявлен наследником престола и назначен правителем Тавриза. Старший брат шаха, Массуд-Мирза, рожден от матери нецарской крови; до рождения М.-эд-Дина считался наследником престола.

Музеи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Музеи кустарные

— см. Кустарная промышленность.

Музеи промышленные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Музей Александрийский

основанный, вероятно, при Птолемее I Сотере (по другим — при Птолемее II Филадельфе), представлял собой государственное учреждение, находившееся под покровительством царя и являвшееся научным центром в эллинистический период. Учреждению его много способствовал философ Димитрий Фалерийский, ученик перипатетика Феофраста. Прототипом М. послужил частный М., устроенный в Афинах на средства, оставленные Феофрастом, и рассчитанный на известное число человек, которые должны были жить в нем, платя за доставляемые удобства своей научной деятельностью. Другими образцами служили Акад. и Лицей. Под М. была отведена часть дворцовых построек вдоль гавани; было сделано много пристроек, построена капелла для муз (собственно M. Μουσείον), разбита аллея (περίπατος), а для совместных занятий возведена открытая с боков, но крытая сверху зала (έξέδρα). В состав М. входили еще анатомический кабинет, ботанический и зоологический сад и, быть может, астрономическая башня. С М. была слита и основанная независимо от него библиотека. Во главе М. стоял начальник, назначавшийся из жреческого сословия царем; в дела науки он, однако, не входил, и ни один жрец не передал потомству даже своего имени. Число членов М. не было определено уставом: при Филадельфе их было около 50, позднее больше. Доступ в М. был труден и зависел всецело от воли царя. Этим объясняется преобладание той или другой научной деятельности в стенах М., появление в нем тех или других ученых. Иногда ученые изгонялись из Александрии, но это были исключительные случаи; вообще М. и его члены пользовались уважением всех просвещенных людей того времени. Судя по некоторым данным, члены М. получали жалованье от управления М., но был у них и собственный фонд. Сперва (при Птолемеях) М. был исключительно храмом науки, хранителем ее; его члены имели задачей двигать науку, а достигалась эта цель путем научных споров, бесед, лекций и одиночной работы. Философия, филология (в широком смысле), математика, медицина, история, поэзия — одним словом, вся тогдашняя наука нашла себе приют в М., первоначально напоминавшем своей деятельностью современные академии наук. Директора библиотеки избирались из среды членов М. и состояли в этой должности обыкновенно до смерти. При Птолемеях библиотекарями состояли, между прочим, Зенодот, Каллимах, Эратосфен, Аполлоний Родосский, Аристофан, Аристарх. При римских императорах чисто научный характер М. постепенно отодвигается на задний план; М. начинает служить общеобразовательным центром, напоминая современные университеты. Сюда стремилась молодежь со всех концов римского "земного шара". Некоторые отрасли науки продолжали, однако, самостоятельно развиваться и в эту пору, напр. медицина, математика, естествознание. При Каракалле были изгнаны из М. философы, преподававшие учение Аристотеля. По смерти Каракаллы они были возвращены и ход занятий М. восстановлен. При имп. Аврелиане была разрушена та часть города, где находился М.; тем не менее он продолжал существовать и в начале христианской эпохи. Временное оживление язычества при Юлиане лишь ненадолго отсрочило гибель библиотеки и М.; с конца IV в. мы не имеем известий ни о той, ни о другом (см. Александрийская школа и Александрийский век).

Ср. G. Parthey, "Das Alexandrinische Museum" (Б., 1838); G. H. Klippel, "Ueber das Alexandrinische Museum" (Гетт., 1838); Ritschl, "Opusc. philol." (I, 1 — 237); Hannak, "Das Museum und die Bibliotheken in Alexandria" (В., 1867); Weniger, "Das Alexandrinische Museum" (Б., 1875).

Н. Обнорский.

Музей Антропологии и Этнографии (дополнение к статье)

Имени Императора Петра Великого, при Имп. Академии Наук — состоит из трех отделов: 1) этнографии, 2) антропологии соматической (черепа, анатомические препараты, знаменитая коллекция уродов, собиравшаяся по специальному указу Петра Вел.) и 3) археологии (века древне и ново-каменный и бронзовый, также древности Средней Азии). Важнейший отдел — этнографии, обнимающий культуру народов всех частей света. Особенно богато представлены народы Сев. Америки, русские инородцы Сибири, далее Полинезия, Китай, буддизм. Многие коллекции (алеутская, колошенская, Миклухи-Маклая) представляют драгоценные уники. Заслуживает особого внимания коллекция, касающаяся культа, в частности — сибирского шаманства. Специальный интерес этнограф. отдел представляет и как историческая иллюстрация трудов целых поколений русских ученых, путешественников и мореплавателей, обогащавших М. со времен Петра Вел. Последний должен считаться истинным основателем М.: многие коллекции, приобретенные этим государем — напр. знаменитая анатомическая коллекция Рюйша, — до сих пор сохранились в М. До 1818 г. М. составлял часть кунсткамеры, после чего часть коллекций перешла в азиатский М., другая часть — в анатомический кабинет. В 1837 г. этнографические объекты были объединены в особый этногр. М. В 1878 г., по предложению акад. Леоп. Шренка, этногр. М. вместе с анатомическим кабинетом преобразован в "М. по антропологии и этнографии", в 1891 г. впервые, в особом здании, открытый для публики. В 1902 г. М., к двухсотлетней годовщине своего основателя, получил нынешнее свое название. Крупнейшие деятели М. — акад. Бэр (которому М. обязан краниологической коллекцией), академ. Леоп. Шренк, хранитель Ф. К. Руссов и нынешний директор музея В. В. Радлов. Одиннадцатилетнему управлению В. В. Радлова М. обязан совершенно преобразованной организацией, увеличением ученого персонала и штатов, расширением помещений и крупным систематическим обогащением коллекций, как путем приобретений и привлечения жертвователей, так и путем снаряжения специальных экспедиций. Ученый персонал М., кроме директора, как представителя конференции академии, состоит из старшего этнографа, двух младших и нескольких приватно служащих. М. издает с 1900 г. "Сборники Материалов М." (вышло VII вып.) и "Путеводитель по М." (4 изд.). С настоящего года М. открывает курсы для руководителей экскурсантов по М.

Л. Ш.

Музей Императорский сельскохозяйственный

— в СПб., в ведении мин. земледелия и госуд. имуществ, учрежден в. 1859 г. и с 1874 г. помещается в Соляном Городке. По Высочайше утвержденному положению М. должен: а) доставлять средства к наглядному изучению всех отраслей сельскохозяйственной промышленности; b) распространять в России, посредством выставленных в М. образцов и практического ознакомления с их применением, улучшенные земледельческие машины и орудия; с) доставлять русским машиностроителям возможность знакомиться с конструкцией новых сельскохозяйственных машин, снимать с них чертежи и пользоваться моделями M.; d) распространять научные и практические сведения по сельскому хозяйству и сельскохозяйственной механике путем публичных чтений и наглядных объяснений. Сообразно с этими целями многочисленные (до 6000 №№) коллекции М., составленные путем покупки и пожертвований, распадаются на два главных отдела: 1) сельского хозяйства и 2) сельскохозяйственной механики и архитектуры. В отделе сельского хозяйства три главные группы: а) произведения царства растительного (коллекции почв и удобрений, собрания различных хозяйственных растений: зерновых хлебов, кормовых трав, растений масличных, прядильных и красильных; коллекции огородных овощей и плодов; коллекции, относящиеся к лесному делу и др.), b) произведения царства животных (коллекция чучел и моделей домашних животных и образчики получаемых от них продуктов; коллекции, относящиеся к рыболовству, шелководству, пчеловодству и охотничьему делу) и с) пищевые средства человека и домашних животных. Второй отдел М. содержит в себе орудия и машины, применяемые в земледелии, скотоводстве и сельскохозяйственных технических производствах, планы и модели сельских построек и образцы строительных материалов. М. издает конструкторские чертежи наиболее применимых у нас машин и орудий. Во главе М. стоит директор с помощниками, или консерваторами. На содержание М. ассигнуется ок. 30000 руб. в год. С 1891 г. при М. состоит кустарный отдел, заключавший уже в 1892 г. более 5000 предметов, почти из всех губерний Европейской России, преимущественно центральных; есть и коллекция заграничных предметов. В М. находятся также русское сельскохозяйственное комиссионерство "Работник", для розничной продажи предметов хозяйственного инвентаря и кустарных изделий. Отделы сельского хозяйства имеются также в Московском политехническом М. и в Варшавском М. промышленности и сельского хозяйства; при последнем состоит станция для испытания семян, которая ведет надзор за семенной торговлей, указывает средства борьбы с сорными растениями, производит опыты акклиматизации сельскохозяйственных растений. Сельскохозяйственные М. состоят, далее, при обществах сельских хозяев. При некоторых управлениях государственными имуществами и статистических комитетах существуют небольшие сельскохозяйственные М. В 1889 г. бессарабское губернское земство учредило в Кишиневе сельскохозяйственный М. При полтавской губернской земской управе состоит естественно-исторический М., с сельскохозяйственным отделом и лабораторией для почвенного анализа. В Нижнем Новгороде на средства губернского земства содержится естественно-исторический М.

Музей педагогический военно-учебных заведений в СПб.

— образован в 1864 г., по образцу лондонского кенсингтонского, при деятельном участии В. П. Коховского, который был и первым директором М. Первые годы администрация М. была исключительно занята составлением коллекций образцовых пособий, учебных и воспитательных (иностранных, за неимением русских), которые и были выставлены в 1866 г. (первая в России педагогическая выставка). В 1870 г. при М. учреждена "Постоянная комиссия", с целью выработки удешевленных пособий для русской школы; результаты ее деятельности были демонстрированы на всероссийской политехнической выставке в Москве, в 1872 г. В 1871 г. М. был переведен в Соляной Городок, и его задачей поставлено "содействие М. прикладных знаний в распространении научных сведений и доставления способов к приобретению их". В этом же году открылись чтения для народа и солдат, а в следующем году — публичные лекции и общедоступные музыкальные классы. С 1874 г. при М. разрабатывают детально вопрос об учебных пособиях специальные комиссии (впоследствии "собрания преподавателей"). В 1883 г. при М. открыта первая бесплатная библиотека духовно-нравственных книг, затем первый церковный хор, первые народные классы элементарной теории музыки и нотного церковного пения, первые классы обучения народа чтению церковно-славянских книг (все это — при участии общества религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви), а также курсы гимнастики и гимнастических игр. В настоящее время М. руководится Высочайше утвержд. в 1888 г. Положением, по которому цель М.: а) служить постоянной выставкой образцов учебных пособий и коллекций, б) собирать сведения о производстве и издании учебных пособий в империи и за границей; в) определять относительные достоинства новых пособий; г) содействовать учебным заведениям в приискании составителей и издателей учебных пособий; д) снабжать, для временного пользования, своими коллекциями СПб. военно-учебные заведения и войска и е) содействовать составлению и изданию чтений для солдат. Находясь под непосредственным наблюдением главного управления военно-учебных заведений, М. имеет два комитета: хозяйственный (из всех чинов М.) и учебно-воспитательный (из непременных и действительных членов и сотрудников); последний подразделяется на отделы: 1) общепедагогический, 2) географии и естественной истории, 3) русского языка и словесности (временно прекратил свою деятельность, как и следующий), 4) иностранных языков, 5) математики, 6) физики, химии, механики и космографии, 7) учебно-музыкальный, 8) родительский кружок, 9) школьно-гигиенический, 10) издания учебников грамоты и 11) имени Амоса Коменского (с 1892 г.). За 1894—95 отчетный год заседаний в М. было 123, публичных лекций и бесед — 72, чтений для народа и солдат — 62, уроков при пособиях М. — 7008 и музыкальных собраний — 17. Общее число членов М. — около 400; чины его — директор, хранитель М., его помощник и лаборант. На содержание чинов и здания из сумм главного управления военно-учебных заведений отпускается 9770 р., а остальные расходы М. возмещает доходами от изданий, публичных лекций и др. В 1894—95 г. расходы М. составили 10456 р., доходы — 13533 р. Всего посетило М. в 1894—95 г. 76332 чел. Предметные коллекции М. приноровлены к реальному преподаванию военно-учебных заведений и носят по большей части случайный характер. Из них описаны только историческая (1891) и географическая (1896).

См. "Первое 10-летие чтений для народа и солдат" (1882); "Труды собраний преподавателей языков русского и иностранных" (1887); "Двадцатипятилетие пед. М. военно-учебн. зав." (1889); "Сборник. иллюстрированных общедоступных чтений пед. М. военно-учебн. завед."; "Указатель докладов и сообщений в пед. М. военно-учебн. завед. с 1875 по 1895 г." (1896).

Есть еще педагогический М. в Екатеринославе, открытый в 1885 г. на средства земства и содержащий учебные книги, наглядные пособия и предметы обстановки для сельской школы. Устроенных по образцу СПб. М. комиссий по народным чтениям довольно много.

В. Р — в.

Музейный жук

М. антрен, М. кожеед (Anthrenus museorum) — см. Кожееды.

Музеография

— описание музеев и содержащихся в них предметов. О состоянии и развитии ее см. Музеи.

Музеус Иоанн-Карл-Август

(Musä us) — немецкий писатель (1735-87 г.); был учителем Гимназии в Веймаре. В литературе М. выступил с романом: "Grandisson d. Zweite" (1760—62; 2 изд. 1782 г., под заглавием "Der deutsche Gfandisson"), осмеивавшим преклонение немцев пред сентиментально мечтательным романом Ричардсона. В "Physiognomische Reisen" (1778—79) M. не без едкости осмеял Лафатера. Наибольшей известностью пользуются его "Сказки", переведенные и на русский язык ("Volksm ä rchen d. Deutschen". Гота, 1782—87; новейшие издания Лпц. 1868 и Гамб., 1870). Сказки М. хотя и заимствованы из народных сказаний, но передают народные предания далеко не с той наивной простотой, как это впоследствии удалось братьям Гримм; они написаны скорее в духе Виланда, расцвечены сатирическими вставками и добродушно лукавым остроумием. Посмертные сочинения М. ("Nachgelassene Schriften") изданы Августом ф. Коцебу, питомцем и родственником автора, и снабжены литературной его характеристикой (Лпц., 1791).

Ср. M. M üller, "J.-K. -A. М." (Вена, 1867) и статью Ad. Stern'a в "Allgemeine Zeitung" за 1887 г.

В. Ш.

Музеус Карл Иванович

— сын предыдущего, писатель (1772—1831); переселился в Курляндию, где был домашним наставником, а затем нотариусом; позже служил в Петербурге, секретарем при генерале Клингере (см.). В 1819 г. М. вернулся в Германию. Некоторой известностью пользуется сборник его стихотворений, изданный в 1819 г. под заглавием "Schneegl öckchen".

В. Ш.

Музиль Николай Игнатьевич

— известный артист моск. драматической труппы Малого театра, род. в 1841 г. в Москве, чех по происхождению; окончил Моск. 1 гимназию, воспитанники которой в 1850-х гг. устраивали спектакли под руководством Аполлона Григорьева. На казенной сцене М. с 1865 г. Любимые роли М. — бытовые, главным образом в пьесах А. Н. Островского. Исполнено М. свыше 400 ролей. Он основал ссудосберегательную кассу артистов московского Малого театра.

Ум.

Музы

(M Μοΰσαι) — мифические женские существа у древних греков. Гомер (в Илиаде) и древнейшая поэзия чаще называют лишь одну M. (Μοΰσα, дор. Μωσα, может быть от слова μάομαι, "замышлять"), знающую все, что человек жаждет знать о богах, тайнах мироздания и судьбах героев; она обо всем этом подает весть воспевающим героев рапсодам. Гомеровские М. живут на Олимпе и увеселяют пением пирующих богов. Они любят и поддерживают певца, который признает, что он всем им обязан, и наказывают дерзновенных, думающих превзойти их в пении: так, они ослепили за это фракийского певца Фамирида и лишили его дара пения. Во многих местностях древней Греции встречается представление о трех M. (Mελέτη, Μνήμη и Λοιδή), соединяемых с Аполлоном и часто смешиваемых с харитами (см.) или нимфами источников; предполагают, впрочем, что М. первоначально вообще были богинями источников. Позже главными местами почитания М. были беотийские города Аскра и Феспии, на склонах Геликона, где находились и древние школы прорицателей и певцов; такое же соединение школы с центром культа, вероятно, существовало и в Пиерии, у сев. подножия Олимпа, на родине почитания М., называвшихся отсюда Пиеридами. Уже в "Одиссее" (см.) М. считается девять. Имена их со времен Гезиода ("Феогония", 77), установились следующие: Каллиопа (по Гезиоду "знатнейшая" из всех М.), Клио, Евтерпа, Талия (Фалия), Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания. Их родителями слыли в мифологии Зевс и Мнемозина (см.). Значение их долго ограничивалось поэзией, пением и хороводной пляской, которым, по представлению поэтов, они покровительствовали как бы сообща. Более точное различение между областями отдельных М. ведет свое начало лишь со времен ученой александрийской эпохи. Созданные в это время изваяния М. невозможно обозначить отдельными названиями, за недостатком подписей и вследствие колебаний и противоречий в кратких описаниях и в подписях к мозаикам римского времени. В эпоху римской империи легче провести границу между призваниями большинства М., а также и изображениями их.

Музы

Клио, Талия, Эрато, Эвтерпа, Полигимния, Каллиопа, Терпсихора, Урания, Мельпомена.

На развитие художественных типов М. повлиял дельфийский храм Аполлона, на фронтоне которого изображены были Аполлон и М.; важную роль сыграли и группы у Геликона, созданные, большей частью, Кефисодотом, отцом Праксителя. В Мантинее найдены недавно рельефы подножий, из которых один изображает состязание Аполлона с Марсием, а на каждом из двух других изображены по три M., очень сходные с Гермесом Праксителя: по меньшей мере концепция фигур М. принадлежит здесь Праксителю, или же они скопированы с его так наз. Феспиад. Как богини пения, М. находятся в тесной связи с Аполлоном, любителем музыки и пения: его называли предводителем M. (Mουσαγέτης).

Ср. Deiters, "Ueber die Verehrung der Musen bei den Griechen" (Бонн, 1868); Trendelenburg, "Der Musenchor" (Б., 1876); O. Bie, "Die Musen in der antiken Kunst" (Б., 1887); таблицы (1 — 3) в "Bull. de corresp. hellen." (Афины, 1888); ст. Overbeck'a (в "Berichte d. S ä chsischen Ges.", 1888) и W. Mayer'a (в "Mitteil. d. Kais. Deutsch, arch ä ol. Instit.", афинск. отд., т. XVII, Афины, 1892). — У римлян соответствовавшими М. богинями-покровительницами поэзии были Камены (см. соотв. статью).

Музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Музыка военная

— была в употреблении еще у древних народов: египтян, евреев, греков, римлян, германцев, славян, и всегда имела значение средства воодушевления во время боя. Кроме того, еще с древности музыкальные инструменты стали употребляться для подачи сигналов (см.), взамен командных слов и рассылки приказаний. В средние века М. при войсках почти вовсе вывелась, так как средневековая конница, покрытая латами, при своем движении производила такой шум, который заглушал всякие инструменты. Вновь появилась военная М. с конца XV века. В новейшее время, с изменением способов ведения боя, М. в бою утратила в известной мере свое прежнее значение, и музыканты все чаще и чаще обращаются на поле сражения в санитаров; зато увеличилось значение сигналов, подаваемых на музыкальных инструментах. В России хоры военной М. полагаются при каждом пехотном и кавалерийском полку и при некоторых других отдельных частях войск, барабанщики же и горнисты (в кавалерии — трубачи), для подачи сигналов — при всех военных командах. Хоры комплектуются частью из нижних чинов, состоящих на срочной службе, частью по вольному найму, а в гвардии — также воспитанниками школ солдатских детей.

К.-К.

Музыка и Пение

— ежемес. нотный журн.: см. Музыкальные журналы.

Музыка и Театр

— газета: см. Музыкальные журналы.

Музыкально-издательское дело

Статья большая, находится на отдельной странице.

Музыкальное Обозрение

— газета: см. Музыкальные журналы.

Музыкальные журналы

в России, по порядку их возникновения. — М. Увеселения — ежемесячное издание, выходившее в Москве в 1774 г. и заключавшее в себе "оды, песни российские, как духовные, так и светские, арии, дуэты польские, минуеты английские, контра-танцы французские, котильоны, балеты и прочие знатные штуки для клавикордов, скрипок, кларинет и других инструментов". Это — первая попытка издавать в России музыкальные журналы, по мысли московского капельмейстера Керцелли и на средства Христиана - Людвига Вевера. Всего вышло 4 №, озаглавленные "собраниями"; в № 1 помещено "канто" на заключение мира России с Портой в 1774 г., соч. А. Байбакова, в № 3 — малороссийская песнь, в № 4 — отрывки из оперы "Комик-Волшебник" и др. — Магазин М. Увеселений (см. соотв. статью). — С.-Петербургский М. Магазин — для клавикордов и фортепиано, выходил в СПб. ежемесячно в 1795 и 1796 гг. Издатель И. Д. Герстенберг. — Журнал Отечественной Музыки (см. соотв. статью). — Журнал Гитарный (см. соотв. статью). — М. Журнал — для фортепиано на 1810 г., под названием "Приношение прекрасному полу", выходил в Москве ежемесячно. — Журнал для фортепиано — ежемесячное издание, выходившее в 1811 г. и содержавшее русские песни, с вариациями; изд. Ф. Нерлих. — Азиатский М. Журнал — выходил в 1816—18 гг. в Астрахани, под редакцией Ив. Добровольского. Собраны народные песни калмыцкие, армянские, персидские, хивинские и др. Чрезвычайная редкость. — Северная Арфа (La harpe du Nord) — ежемесячный журнал, выходил в СПб. в 1822—25 гг. Изд. Fr édéric Satzenhoren. — М. Альбом — издавался в Москве композитором Верстовским в 1826—28 гг. — Петербургский журнал для гитары — ежемесячное издание (в СПб.) А. О. Сихры, в 1828 и 1829 гг. — Гирланда (см. соотв. статью). — Нувеллист (см.). — М. Свет (Le Monde Musical) — выходил в СПб. с 1847 по 1878 г., сначала ежемесячно, с 1875 г. — два раза в неделю. В первые годы издания текст печатался на языках русском и французском; прилагались ноты, портреты композиторов и артистов и пр. — М. и Театральный Вестник — еженедельный журнал, выходил в СПб., в 1856—60 гг. Редактором был сначала М. Я. Раппопорт, потом Ап. Григорьев; ежемесячно давались нотные приложения. В 1883 г. М. Раппопорт возобновил "Вестник", но не надолго. — Музыка и Театр — газета, выходившая в 1861 и 1862 гг. два раза в месяц. Ред. А. Серов, издательница В. Серова. В газете печатались интересные воспоминания А. Серова. — М. Сезон — еженедельная газета, выходившая в СПб. в 1869—71 гг. Изд. А. Иогансен, ред. А. Фаминцын, сотрудники А. Серов, Н. Соловьев, Г. Ларош и др. — М. Вестник — ежемесячные тетради нот для фортепиано, пения, танцев и пр., с "Литер. Прибавлением"; издавался в Москве в 1870 и 1871 г.; ред.-изд. М. Эрлангер. — М. Листок — еженедельная газета, выходившая в СПб. в 1872—77 гг. Ред. В. В. Бессель, сотрудники: Г. Ларош, К. Ю. Давыдов, А. Фаминцын, В. Чечотт, М. Иванов. — Лира — ежемесячный нотный журнал, выход. в 1879 г. в Москве. Издатель Д. А. Мансфельд. — Русский М. Вестник (см.). — М. Мир — еженедельная газета, выходившая в СПб. с 1882 по 1883 гг., с приложением нот и портретов. Редакт.-изд. В. Н. Мандельштам. — М. Обозрение — еженедельная М. газета, выходившая в 1885—1888 гг., с М. приложениями и премиями, под редакцией В. В. Бесселя. — Русский Цитрист (см.). — Баян — еженедельная газета, выходившая в СПб. в 1888—90 гг., под ред. А. А. Астафьева, потом П. П. Веймарна. — Муза — ежемесячный музыкальный журн. для семьи и школы, выходивший в СПб. с 1891 г. по 1893 г., под ред. Н. А. Тивольского. — Русская М. Газета (см.) — издается с 1894 г. в СПб. — Русская М. Газета (Russlands Musik-Zeitung) — иллюстрированный М. орган, выходивший в СПб., на немецком языке, в 1895 г. Ред.-изд. первых 10 номеров был Г. Габрилович; последние 14 редактировались нем. акционерным обществом печатного дела. — Музыка и Пение — ежемесячный нотный журнал, издается в СПб. с 1895 г. М. фирмой П. К. Селиверстова (он же редактор); помещаются произведения для пения (хорового и одноголосного), фортепиано и других инструментов. Нотные приложения давали также журналы "Артист", "Репертуар", "Пантеон" и др.

Ум.

Музыкальные Увеселения

— ежемесячное издание: см. Музыкальные журналы.

Музыкальный Вестник

— см. Музыкальные журналы.

Музыкальный и Театральный Вестник

— см. Музыкальные журналы.

Музыкальный институт

в Варшаве — состоит, по уставу 23 мая 1889 г., в ведении министерства внутренних дел и под ближайшим наблюдением варшавского генерал-губернатора, который назначает директора М. института, инспектора, преподавателей, председателя и членов наблюдательного комитета и утверждает определенный комитетом размер годовой платы с учеников. Кроме игры на всех М. инструментах, в Институте преподаются: теория и история музыки, композиция, пение сольное и хоровое, камерная музыка и оркестровая игра. Для получения диплома от Института необходимо представить свидетельство об окончании курса в одном из средних учебных заведений общеобразовательного типа. Лица, получившие дипломы, имеют право на занятие должностей учителей и учительниц в казенных и частных учебных заведениях и соответственных мест в правительственных театрах, и вообще заниматься преподаванием музыки. В М. институт могут быть принимаемы, с разрешения наблюдательного комитета, вольнослушатели для обучения лишь игре на каком-либо М. инструменте.

Музыкальный Листок

— газета: см. Музыкальные журналы.

Музыкальный Мир — газета

— газета: см. Музыкальные журналы.

Музыкальный мир — еженедельник

— еженед. журнал, посвященный музыке. Выходит с дек. 1904 г. Редактор-издатель Ис. М. Кнорозовский. С августа месяца 1905 г. М. Мир соединен с Театральной газетой под названием "Театральная Россия".

Музыкальный Свет — журнал

— см. Музыкальные журналы.

Музыкальный Сезон

— газета: см. Музыкальные журналы.

Музыченко Гавриил Вакулович

— румынский музыкальный деятель и адвокат (1847 — 1900). Был профессором консерватории в Яссах и директором певческой капеллы митрополита Румынии. Первый стал писать церковную музыку с румынским текстом и гармонизовать румынские церковные напевы; перевел многие церковные нотные книги с греческой нотации на пятилинейную систему. Его стараниями введены музыкальные классы в частные и правительственные учебные заведения в Румынии. Он написал элементарную теорию музыки на румынском языке. Композиторская его деятельность посвящена преимущественно духовной музыке.

Л. С.

Муи Шарль-Луи-Станислав

(граф де Mo ü y) — французский дипломат и писатель, род. в 1835 г., был посланником в Афинах и в Риме. Напечатал: "Grands seigneurs et grandes dames du temps pass é" (1862), "Don Carl os et Philippe II" (1863; 3 изд. 1888); "Le roman d'un homme s érieux" (1864), "Les jeunes ombres" (1865), "Lettres du Bosphore" (1879), "Lettres athéniennes" (1887), "Rome" (1890), "Louis XIV et le Saint-Siège. L'ambassade du duc de Créqu, 1662—65" (1893) и др.

Муйнакташ

— гора в Верхнеуральском у., Оренбургской губ., на правом берегу р. Белой, в южной части Уральского хребта. Она расположена в живописной извилине и поднимается высоко над уровнем Белой. М. состоит из известняка нижнего девонского пласта, представляющего местами вид башен, столбов и развалин. Вершина и склоны обнажены, в ущельях растет лес. Обширные пещеры этой горы хорошо освещаются отверстиями, открывающимися со стороны реки. В этих пещерах Лепехин наблюдал следы человеческого пребывания.

Л. В.

Мук-су

— левый прит. Сурх-аба (иначе Вахша, прав. прит. Аму-Дарьи, см. Вахш) — течет, образуя местами несколько рукавов, в глубокой долине, ограниченной с С западной сравнительно невысокой оконечностью Заалайского хр. (см.), а на Ю — огромным хребтом (вост. часть хребта Петра Великого), поднимающимся гораздо выше предела снегов (отдельные вершины выше 20 т. фт. над уровнем моря). М.-су образуется у сел. Алтын-мазар, прямо на Ю от перевала Терс-агар в Заалайском хр. из слияния трех рек: Соук-су, Каинды и Сель-су. Самая многоводная из них Сель-су вытекает из ледника Федченко (до 20 в. в длину) и принимает справа довольно обширную систему р. Балянд-киика, верховья коего близки к оз. Каракуль на Памире. От Алтын-мазара М.-су направляется на З и, пройдя около 75 в., впадает у зимовки Думбрачи в Сурхаб. Вода грязная, течение быстрое. Тропа по реке очень плоха. Бассейны М.-су, а в особенности окружающие его огромные горы, представляют одну из наиболее интересных и мало известных местностей Туркестана.

В. М.

Мука

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мука горная

или трепел — см. Горная мука и Трепел.

Мука из рыбы

— представляет собой один из новейших рыбных консервов: готовится с промышленной целью исключительно в Норвегии, на 2 фабр., приготовляющих этот продукт совершенно различными способами. Лучшая М. приготовляется по способу профессора химии в Унив. Христиании Вогэ (патент) на заводе в Варде. Для изготовления М. употребляется почти исключительно пикша (Gadus aeglefinus). Процесс фабрикации М. в общих чертах заключается в том, что освобожденное от кожи и костей мясо рыбы высушивается быстро и при низкой температуре и затем обращается в порошок. Названная фабрика приготовляет до 70 т. кг М., идущей для супа, пудинга и др. рыбных блюд. С примесью пшеничной муки (от 10 до 40%) из нее же готовят бисквиты, приятные на вкус и содержащие до 16% белковых веществ, что обусловливает высокую степень их питательности. М. поступает в продажу в жестяных банках. Килограмм сухой М. получается из 20 кг рыбьего мяса. На другой фабрике, Бордевича, на о-вах Лофотенских М. готовится простым перемолом освобожденной от кожи сухой трески (Stock fisk). При употреблении хорошего продукта на приготовление этим способом М. она получается также хорошего качества и вполне годна в пищу людям. Из низких сортов Stock fisk, a также из рыбьих голов на севере Норвегии готовят М. для корма рогатого скота.

Н. Б.

Мука костяная

— см. Кости, Костяное удобрение, Фосфористые удобрения.

Мука Эрнест

(Мukа) — сербско-лужицкий этнограф. В "Часописе" 1872—77 гг. дал ценные дополнения к сборнику произведений народной словесности Гаупта и Смолера. Отд. изд.: "Delnjoluziske p è snje" (Будишин, 1877).

Мукден (дополнение к статье)

В окрестностях М. заводы кирпичные, бобовые, хиншинные (для производства китайской водки). Местность, окружающая M., густо заселена, усеяна мелкими деревушками и поместьями богатых китайцев — импанями. С С, СВ и Ю от М: расположены могилы многих сотен тысяч китайцев. Площадь, занятая под кладбище, занимает от 15 до 20 квадратных верст. М. лежит на плодоносной равнине, дающей поразительно хорошие урожаи, вследствие огородной системы; возделываются гаолян, чумиза, пайза, пшеница, ячмень, кукуруза, гречиха, бобы, мак. Населен М. по преимуществу китайцами-переселенцами из Собственно Китая и отчасти маньчжурами. Наибольший процент жителей — торговцы. Точно установить численность населения города нельзя, но в декабре 1904 г. в М. и ближайших окрестностях китайского населения было до 350 тыс.; в то время туда съехалось много торговцев и тысяч до 50 искавших приюта в М., вследствие разрушения или занятия войсками их жилищ в полосе военных действий. Постройки города все одноэтажные, одного определенного типа. Достопримечательности М. — императ. дворец, теперь заброшенный и нереставрируемый, а только охраняемый, архив, монетный двор и императорские могилы; последние имеются в двух местах: большие — верстах в 5 на северо-запад от М. в Императорской роще и малые — у городка Фулин, на западной окраине Чан-бо-шаньских гор, верстах в 12 на восток от М. В М. имеется военная школа. Западнее М., в расстоянии 1 — 1,5 верст, пролегает Восточно-Китайская железная дорога, соединяющая Харбин с Порт-Артуром, с ответвлениями на Дальний и на Инкоу. До постройки этой дороги торговля М. с Китаем и иностранными государствами велась или по водному пути Хун-хэ — Ляо-хэ на город Инкоу, или сухим путем через Ляоян-Нюза на Инкоу, или же через Синминтин по северной китайской железной дороге на Инкоу и Шанхай-гуань. До 24 февр. 1905 г. в М. было российское комиссарство, деятельностью которого город был приведен в порядок — стал чище, был разделен на участки, получил уличное освещение; полицейский надзор был русско-китайский. Под русским влиянием в М. появились бани, ресторан, гостиница, 4 фотографии, часовых дел мастера, хлебопекарни, отделение русско-китайского банка. При железнодорожной станции находился русский поселок. Во время русско-японской войны поселок расширился постройками под госпитали, этап и интендантство. В М. католический миссионер и несколько христианских храмов.

Мукденское сражение 1905 года

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мукдэнь

— главный город Маньчжурии (см.), на р. Хунь-хэ (притоке р. Ляо-хэ), на абсолютной высоте около 160 фт., в 720 в. от Пекина и в 180 в. от порта Ин-коу. Это маньчжурское название города усвоено только европейцами и совершенно не употребляется жителями; общеупотребительное название города — Шэнь-ян, существующее со времени дин. Юань (1280—1367), а жители ближайших местностей обыкновенно называют его "Цзин", т. е. "столица". После перенесения столицы в Пекин М. сохранил значение второй столицы Дайцинской династии; здесь имеются дворцовое управление, императорский дворец, архив, храмы неба и земли, Таймяо (храм предков). До Цзя-цина (1796—1820) все китайские императоры считали своей обязанностью приезжать в М. для жертвоприношений предкам; затем все в М. пришло в упадок, не исключая великолепной прежде дороги из Пекина до М., обсаженной деревьями и вымощенной большими каменными плитами, и роскошных кладбищ императоров. М. известен в истории со времени династии Ляо (916—1125), когда он назывался Шэнь-чжоу, Нурхаци взял его в 1621 г. и в начале 1625 г. сделал своей столицей. Город построен на низменной равнине, с глинистой почвой. Высокие башни (ma, ступени) воздвигнуты со всех четырех сторон города и различаются по сторонам света. В ламайском храме (постр. 1638 г.) Бао-шэнь-сы находится статуя божества Махакала. М. состоит из двух частей: обширных предместий, обнесенных глинобитной стеной в 7 1/2 фт. высоты, около 16 верст в окружности, и самого города, имеющего вид правильного параллелограмма, с массивными стенами (35 фт. высоты и 18 фт. толщины внизу). Масса лавок, даже при кумирнях; торгуют они преимущественно мехами, женьшенем, одеждой; немало и оружейных мастерских. Движение на улицах города (но только днем) очень велико. Находясь в узле главнейших дорог Маньчжурии, М. имеет важное торговое значение: через него проходят почти все произведения Маньчжурии, вывозимые или сухим путем (в Китай, через Шань-хай-гуань), или морем (через Ню-чжуан и Ин-коу); через него идет и большая часть товаров, ввозимых в Маньчжурию. Собственное производство М. очень не велико. Жит. считается от 180 до 250 т. У римско-католической миссии отличный храм, у пресвитерианской — госпиталь и аптека.

А. О. И.

Мукебромовая, мукохлоровая кислота

— см. Альдегидокислоты.

Муккеры

или Мукры (нем. Mucker, польск. Mukry) — сторонники мистического учения, которое в начале XIX в. проповедовали кёнигсбергские пасторы Эбель и Дистель, последователи теософа Иоганна Генриха Шёнгера. Собрания М., на которые сходились лица обоего пола из высшего общества, скоро подверглись обвинениям в прикрывании религиозной маской развратных действий. Против них выступил проф. Ольсгаузен и в 1835 г. завязался процесс, закончившийся лишь через 7 лет. По приговору суда Эбель и Дистель, за распространение безнравственности, были лишены духовного звания, а Дистель кроме того, был присужден к заключению в исправительном доме. По новым данным, невинность обоих считается доказанной.

Ср. Kanitz, "Aufkl ärung nach Actenquellen ueber den 1835—42 in Königsberg i. Pr. gefü hrten Religionsprocess" (Баз. и Лудвигсбург, 1862).

Мукой

— 4 небольшие соляные озера, в Астраханской губ., в Красноярском у. Из наибольшего, имеющего всего только 82 на 70 саж., в 1874 г. добыто 17617 пудов поваренной соли.

Мукол-тапа

— высокая гора, находящаяся в северном конце хребта Коргашили-тау, между верховьями Черека и Чегема, в Нальчикском округе Терской обл. Находится под 43° 12' с. ш. На вершине ее лежат вечные снега.

Мукомольное производство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мукомольня военная

— В некоторых пунктах западного пограничного района, где, на случай мобилизации войск, содержатся значительные запасы провианта, для перемола зерна в муку устроены мукомольни (мука, при продолжительном хранении, легко портится и потому приходится держать запасы в зерне). Военные М. относятся к числу интендантских заведений.

К.-К.

Муксуновский камень

— небольшой горный кряж Якутской области, Верхоянского округа, ограничивающий с В Селляхскую губу. С западной его стороны берут начало речки Муксунова, Карчас и Данилкова, с сев.-вост. стороны вершины р. Куньяхтаг. Высота кряжа не превосходит 800 — 1000 фт. над уровнем моря, но самая возвышенная его точка, гора Муксунова, возвышается до 2800 фт. над уровнем океана. Горы эти безлесны, покрыты только низкорослой травой и сланкой.

Н. Л.

Муктеля

1) залив Приморской обл., на южном берегу Охотского моря, между мысами св. Александра и Муктеля, к СВ от залива Счастья. Расстояние залива между входными мысами 50 в., местами углубляется в материк до 12 в. Мелководен и доступен ветрам. Окружен возвышенными берегами. 2) Мыс, там же; скалист и возвышен, имеет вид гористого полуострова, с материком соединяющегося посредством низменного кряжа. 3) Река, там же. Начинается в хребте Мечван, впадает в залив св. Николая (Усальгинский), проходя через озеро того же названия, имеющее до 5 в. длины и 2 — 4 в. ширины. Длина около 50 в.

Муктырь

(у туземцев Боктор) — река Приморской обл., справа впадает в Горин, длина до 100 в., ширина от 30 до 40 саж., течение извилистое и быстрое. Посередине реки наносная мель, верст 6 длиной, по которой инородцы перетаскивают свои лодки от одного берега до другого. Узкая долина реки обставлена высокими горами, покрытыми кедром, елью и лиственницей. В долине попадается ясень, ильм, тополь и береза.

Мукузани

— сел. Сигнахского у. Тифлисской губ., славящееся своими виноградниками (одно из лучших кахетинских вин). Жит. 415 (грузины).

Мукури

(Mucury) — река в Бразилии, вытекает из Серры дос Аиморес в Минасе Жераес и течет, главным образом, в восточном направлении через Эспириту Санто и впадает у Сан-Хозе до Порто Алегре в Атлантический океан; на нем есть пароходство. В 1851 г. на нем основано много колоний с главным поселением Филадельфией, сильно оживившимся по проведении жел.-дор. линии Каравельяс — Санта-Клара.

Предыдущая страница Следующая страница