Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "О" (часть 6, Огл - Одж)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "О" (часть 6, Огл - Одж)

Предыдущая страница Следующая страница

Оглоблин, Николай Яковлевич

(1814 — 1877) — протоиерей и ключарь Киево-Софийского кафедрального собора. Учился в киевской духовной академии; был преподавателем духовной семинарии и института благородных девиц. Отдельно изданные труды его: "Пособие к повторению уроков о церковном богослужении" (Киев, 1862) и "Дополнительный Требник" (Киев, 1866, под редакцией Н. Я. О. и прот. И. А. Гошкевича). В местных изданиях О. напечатал до 50 статей по церковной истории, археологии, библиографии и др.

Оглум

— см. Коллер.

Огнев, Василий Иванович

(ум. в 1884 г.) — писатель, священник, магистр казанской духовной академии. О. напечатал: "Несколько слов о происхождении раскола" ("Правосл. Обозр.", 1861, кн. II); "Страницы из истории книги на Руси" (Вятка, 1880).

Огнев, Иван Флорович

— современный русский гистолог, род. в 1855 г. Окончил курс медицинского факультета московского университета в 1879 г. и оставлен при университете для приготовления к званию профессора по кафедре гистологии и эмбриологии. В 1884 г., по защите диссертации: "Гистологическое развитие ретины", признан доктором медицины и с того же времени прозектор и доцент по гистологии. Профессором назначен в 1891 г., после смерти своего предшественника и учителя А. И. Бабухина (см.). Кроме диссертации, им напечатаны: "Histogenese der Retina" ("Centralbl. f. med. Wiss.", 1881), "Ueber d. molecul. Schicht und d. sogenannte reticuläre Subst. d. Retina" (ib., 1883), "Zur Frage von der morpholog. Bedeutung d. fibr. Bindegewebes" ("Arch. f. Anat. und Physiol.", 1885), "Einige Bemerkunden ü b. d. Magenepithel" ("Biolog. Centralbl.", т. XII), " Ueber d. Neurokeratin" ("Bull. de la Soc. Imp. des Naturalistes", 1892), "Einige Bemerk. üb. d. Wirkund des elektr. Bogenlichtes auf die Gewebe d. Au. ges" ("Arch. fü r die gesam. Phys.", 1896, т. 63), "Общий очерк учения и строения электрических органов" ("Русский Архив. Пат. Клин. Мед.", 1896), "Ueber d. Entwickelung. des elektrischen Organes bei Torpedo" ("Arch. f ü r Anat. und Phys.", 1897). По плану и под наблюдением О. устроено настоящее новое помещение гистологического кабинета при московском университете в 1893 г.

Г. М. Г.

Огневик

a) доброкачественный (фурункул, чирей, веред) — ограниченное острое воспаление кожи и подкожной соединительной ткани, которое влечет за собой омертвение как соединительной, так и железистой ткани, лежащей в середине воспаленного места и заканчивается отделением образовавшейся вследствие того омертвевшей пробки. Воспаление вызывается почти исключительно внедрением под кожу инфекционных организмов: стафилококков золотистого и белого. При поражении сальных желез он появляется в виде угря, акне (см.), с жжением и зудом; вскоре воспаленная часть кожи увеличивается до лесного ореха и более. Кожа припухает, становится твердой, багровой, а в середине показывается пузырек, из которого при вскрытии вытекает кровянисто-сывороточная жидкость. Через несколько дней начинает выделяться более гноевидный секрет, а в глубине свища виднеется ткань грязного серого цвета, наконец, после выталкивания серо-зеленой омертвевшей пробки, пораженное место быстро очищается, образуется рубец и наступает заживление. Поражение потовых желез большей частью начинается ознобом, лихорадочным состоянием, сильными болями; инфильтрация кожи происходит на большом пространстве (с полруки); кожа принимает сине-багровый цвет, позже появляется гнойничок в центре; образуется свищ, ведущий к омертвелому месту (слепой чирей). Если в воспаленном месте образуются многие очаги омертвения, то образуется карбункул (см.), и вообще многочисленные чирья могут угрожать общим заражением крови. Лечение всегда местное (до наступления припадков общего заражения или упадка питания) и должно быть предпринято наивозможно ранее. При наклонности к частым образованиям О. обратить внимание на общее состояние: перемена режима, поменьше мяса, тщательный уход за кожей, ванны и пр.; b) Злокачественный О. — см. Сибирская язва.

Г. М. Г.

Огневки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Огневое хозяйство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Огнедышащие горы

— см. Вулканы.

Огненная Земля

— архипелаг, состоящий из 11 больших и более 30 маленьких островов, в общем занимающий поверхность в 72000 кв. км. О. Земля находится у южной оконечности Южной Америки, между 53-56° южной широты и 63-65° западной долготы, на границе между Атлантическим и Тихим океанами. От материка отделяет О. Землю Магелланов пролив. Самый большой из островов — Южная Земля Короля Карла (47230 кв. км.), равно и прочие острова, по устройству поверхности напоминают соседний материк: западный берег скалистый и весь изрезан бухтами и небольшими заливами (фьорды); восточный берег, наоборот, низменный, без деревьев, но покрытый низкорослыми кустами и травой, которой питаются стада гуанако. Горы поднимаются высоко за снежную полосу, лежащую здесь на высоте около 1400 м. Ледники в трещинах гор спускаются вплоть до фьордов. На склонах гор на верху растет торфяной мох, а внизу горы покрыты сплошными девственными лесами, простирающимися до высоты 500 м. Самые высокие горы находятся на юго-западной стороне главного острова: горы Дарвин 2072 м. и Сармиенто 2100 м. высотой. На небольших островах горы достигают высоты от 750 до 900 м. Главный остров отделен от прочих островов узким, окруженным величественной природой, длинным (180 км.) каналом Beagle, открытым в 1830 г. Более значительные острова: Наварин (2480 кв. км.), Госте (6600 кв. км.), с полуостровом Гарди, южная конечность которого называется "ложный м. Горн"; Гордон, Лондондерри и Стюарт. К западу от главного острова находятся острова: Даусон (13200 кв. км.), Кларенс (2750 кв. км.) и острова св. Инесы. Остров Наварин на юге проливом Нассау отделен от острова Волластон (459 кв. км.), южнее которого за проливом Франклина лежит группа островов, известная под именем Гермите и состоящая из островов: Гершель, Галль, Гермите (2200 кв. км., с вершиной Катер-пик, 565 м. высотой) и Горн (16 кв. км.). Остров Горн — самый южный из островов О. Земли, отделенный от острова Галль и острова Гермите узким проливом С.-Францис, — представляет почти перпендикулярно стоящую, на 150 м. над уровнем воды поднимающуюся, голую, черную скалу, совершенно не посещаемую даже морскими птицами. Остров этот назван мысом Горн по месту рождения голландца Вильгельма Шутена, первого путешественника, приставшего к его берегу. Несколько к юго-западу, под 56°37' южной широты, лежит группа небольших островов Диего-Рамирец, которую едва ли можно причислить к островам О. Земли. Самый восточный остров этого архипелага, остров Штатов (640 кв. км.), отделен от юго-восточного края главного острова узким проливом Ле-Мер (Le Maire), по которому плавание сопряжено с большими опасностями, как и при объезде с юга мыса Горн. Остров этот обозначается еще как владение англичан, потому что они основали здесь поселение Гопаррос для удобства при охоте на китов. Климат архипелага морской и влажно-холодный; в течение целого года или льют дожди ручьями, или падает снег; иногда температура падает и до 9° ниже нуля, но морозы продолжаются недолго и не бывают так жестоки, как в Великобритании. Острова О. Земли имеют своеобразную флору, напоминающую больше флору Великобритании, чем соседней Патагонии или нагорную растительность Анд. Для них очень характерны вечно зеленые растения. Леса состоят главным образом из бука с листвой, напоминающей листву березы (Fagus antarctica и Forsteri) и деревьев Drymis Winteri, которые никогда не теряют своих коричнево-зеленых, несколько желтоватых листьев, чем и придают и без того темному ландшафту более тусклый колорит. Между ними цветут фуксии, вероники с древесными стволами, барбарис, смородина, лютиковые растения, фиалки, первоцветы и дикая гвоздика. Дикий сельдерей и ложечник — единственные съедобные растения, если не считать губчатых наростов на деревьях, которые тоже употребляются жителями О. Земли в пищу. Пресмыкающихся здесь совершенно нет; насекомые попадаются редко. Из наземных животных можно здесь встретить только собаку и гуанако; колибри, попугаи, ястребы и коршуны — все наземные птицы. В водах много водится китов, разных пород тюленей и черепокожных животных; много водяных птиц: уток, диких гусей, чаек и куриц особой породы. Жителей на О. Земле около 2000; они состоят из аборигенов и переселенцев. Аборигены — фуегийцы — живут на западе и юге; переселенцы — она, аонас или "великий народ" — живут в восточной части О. Земли. Племена эти низкорослы, лишены растительности на лице и с длинными волосами на голове; кожа — цвета ржавчины; они стоят на очень низкой ступени развития и мало способны, чем отличаются от родственных им великанов-патагонцев. Первые европейцы предполагали, что они людоеды, но при ближайшем ознакомлении, это оказалось неверным. Всех жителей О. Земли называют общим именем "печереи" (что означает друзья), так как это слово они часто употребляют в разговоре. Между ними свирепствуют тиф, чахотка и оспа, от которых вымирают почти целые племена. Жители теперь стали заниматься скотоводством. У Магелланова пролива важный пункт для ввоза и вывоза Пунто-Аренас, чилийская колония для преступников; около него золотоносные месторождения.

Огнепоклонники

— Следы обоготворения огня или мистического его почитания встречаются у многих народов на различных стадиях культурного развития — у дикарей, кочевников и оседлых земледельцев, в религиях древнего Востока, в культах Греции и Рима, Мексики и Перу, у древних литовцев, германцев, славян, у современных народов центральной и восточной Азии, Полинезии и т. д. В особенности поклонение огню связывается с Индией, где уже в древнейших гимнах Ригведы воспевался бог Агни (ignis, огонь) и с Персией, где древнее почитание огня, соединенное с почитанием солнца и неба, получило новое развитие в маздеизме (учение Заратустры или Зороастра), поблекло после греческого завоевания, снова возродилось при Сасанидах (в III в. нашей эры) и снова пало с распространением ислама. Сохранилось оно, в более чистом виде, лишь в среде парсов или парси, выселившихся в Индию и живущих теперь главным образом в Бомбее, но имеющихся в Персии, где они поддерживают неугасимый огонь. Небольшая община этих парси или гвебров (как их называют персияне) жила, лет 50 тому назад, в Баку, где также поддерживала священный огонь (горевший нефтяной газ). Профессор Макс Мюллер, находит, что современных парси О. считать нельзя и, основываясь на словах более образованных из них, утверждает, что они видят в огне только эмблему божественной силы, олицетворяемой ими в Ормузде. Но, как справедливо замечает Б. Тейлор, если и допустить верность такого объяснения по отношению к более образованным парсам, то является еще вопросом, насколько такой символизм разделяется менее развитыми представителями этой народности, и не есть ли он уже позднейший культурный продукт, сменивший первоначальное непосредственное поклонение огню.

Д. А.

Огнепроводы к минам

— О. к минам для их взрыва бывают следующих видов: бегущий огонь — полоска пороха около 1 дюйма шириной, уложенная внутри деревянной, сколоченной из досок трубы, прокладываемой под землей; порох зажигают трутом или фитилем. Сосис — кишка, сшитая из холста диаметром 1/41/3 дюйма; набивается порохом (мякотью), зажигается фитилем и горит со скоростью до 2 саженей в секунду. Бикфордов шнур тонкая тканая трубочка, покрытая снаружи гуттаперчевой оболочкой, а внутри набитая пороховой мякотью нередко с примесью бертолетовой соли с сернистой сурьмой; воспламеняется тлеющим предметом; употребляется преимущественно для взрыва пироксилиновых и динамитных патронов, для чего всовывается в особый капсюль с 2 гр. гремучей ртути. Скорость горения 1 аршин в 1 мин.; но следует проверять скорость горения перед употреблением шнура в дело. Служит наиболее употребительным О. и входит в снабжение наших саперных частей, а также кавалерии, для подрывных работ в военное время. К числу О. для указанной цели можно причислить также обыкновенные гальванические провода от батарей к особым электрическим запалам, дающим при пропускании тока искру, воспламеняющую заряд. См. Запалы.

Д. В-о.

Огнестойкие постройки

— см. Экономические постройки.

Огнестрельное оружие

— см. Оружие.

Огнестрельные повреждения и раны

— см. Раны.

Огнестрельные припасы

— в войсках: снаряды, заряды, трубки, боевые винты и капсюли, патроны и пр. Большая часть О. припасов, кроме снарядов, изготовляется в технических артиллерийских заведениях.

Огнеупорная глина

— см. Глина и Огнеупорные материалы.

Огнеупорные материалы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Огни цветные

— см. Пиротехния.

Огниво

— см. Трут; О. водородное — см. Водород.

Огнищане

— По "Русской Правде" (первоначальная, краткая редакция), имя О. носил высший служилый класс, приравнивавшийся, по пространным спискам того же памятника, к "княжим мужам"; за убийство огнищанина была определена вира в 80 гривен. По летописным известиям с 1166 по 1234 гг. О. являются первым сословием в Новгороде. Карамзин считал их домовитыми, зажиточными гражданами и указал на связь их с "житьими людьми". Мстиславский (в ст. "О. и княж муж", в "Чтениях Моск. Общ. Истор. и Древн. Росс.", 1860, № 4), придавая слову "огнище" значение урочища, хранилища огня, переводит название О. словами боговит, богатырь, витязь и считает их потомками древних славянских князей, владык народа, молившихся огню. По мнению Мрочек-Дроздовского ("Исследование о "Русской Правде"), О. — славянский перевод скандинавского слова boljarl — болярин, т. е. то же, что княж муж. Акты XVII-XVIII вв., относящиеся к северной Руси, упоминают о небольших союзах-огнищах, а писцовые книги — о подобных же союзах "печищах"; во главе тех и других стояли старейшины — огнищане и печищане. Как землевладельцы, О. противополагались смердам, государственным крестьянам, также владевшим землей, но не на правах собственника. Этим объясняется термин "Русской Правды" тиун огнищный — высший из всех тиунов, управлявший княжеской дворцовой челядью и дворцовыми землями князя.

Огнянович

(Илия Огњанови ħ) — сербский юморист (умер в 1900 г.), по профессии врач. Некоторые из его юмористических рассказов и очерков вышли отдельными изданиями ("Веселе приповетке", 1880). Полное собрание его сочинений: "Шала и сатира" издано в 1882 г. Для новейшей истории сербов имеют значение два произведения О.: "Гробови знаменитих срба" и "Занимљиве приче и бележке из живота знаменитих срба" (Новый Сад, 1900). См. статью Иована Проти ħ а в сараевском журнале "Нада", 1901, 21 — 23.

Огоби

— гора Приморской области, на правом берегу Амура, в устье реки, выше мыса Налэ; 2000' высотой, с голой вершиной, на которой встречаются отличительные для высоких гор растения Calyptrostigma Middendorfii и Spir æ a Palasii Regel. Вершина из глинистого песчаника, принявшего почти кристаллический вид.

Огове

— река в западной Африке, 1200 км. длиной, бассейн = 300000 кв. км.; начинается на 3° южной широты и 14° восточной долготы, течет на северо-запад, после впадения Ивиндо на запад, на 11° восточной долготы поворачивает на юго-запад, принимает слева Нгунию, протекает через несколько озер, образует болотистую дельту (4800 кв. км.), впадает в Атлантический океан. Среднее течение О. через дремучие леса, нижнее посреди саванн. Судоходство возможно только в нижней части ее от Ндшоле, раньше пороги. Устье и берега реки О. принадлежат французам с 1876 г.; исследовали реку О. Марш, Компиен, де Брацца.

Оговор, вид навета

(Архангельская губерния) — болезнь, будто бы напускаемая на людей и домашних животных волшебством или недобрым словом, а иногда и ласковым, только сказанным в недобрый час.

Оговор, юридический термин

— показание обвиняемого против третьих лиц, как соучастников преступления. В старинном следственном процессе, когда судебные власти стремились путем пыток над подсудимым найти всех виновников преступления, вынуждение О. у пытаемого считалось необходимой составной частью предварительного следствия. Оговоренное лицо предавалось суду, как соучастник преступления, причем юридическая сила О., как уголовного доказательства против оговоренного, определялась очной ставкой последнего с оговорщиком. Лишь в новейшее время, с падением инквизиционных порядков в реформированном процессе, исчезли в уголовных уложениях особые постановления об О. (nominatio socii criminis). О. известен уже немецкой "Каролине" (см.): для действительности О. требовалось лишь, чтобы пытаемого преступника не допрашивали о каком-либо лице в частности, а предлагали общий вопрос о том, кто был участником и сообщником преступления. Определения об О. подробно развиты в важнейшем памятнике уголовного процесса допетровской эпохи — "Уставной книге разбойного приказа". Преступник, во время пытки, подвергался допросу об его сообщниках, причем устанавливалось важное различие между О. со стороны одного обвиняемого и О., учиненным на пытке двумя или несколькими лицами. В случае "язычных молок", т. е. если лицо оговаривалось несколькими обвиняемыми, пытка оговоренного следовала непосредственно за О., без предварительного повального обыска, как это требовалось при О. со стороны одного только лица. Через Уложение царя Алексея Михайловича (XXI гл.) и новоуказные статьи 1669 г. определения Уставной книги о юридической силе О. перешли в Свод Законов и доныне сохраняют свою силу в тех местностях империи, где действуют старые суды и старинные процессуальные законы. По статье 235 и сл. законов о судопроизводстве по преступлениям и проступкам (т. XVI, ч. 2, изд. 1892 г.), когда подсудимый признан или обличен в преступлении, то надлежит расспросить его и о том, кто его соучастник и кто ведал о его преступлении. Оговоренный приводится на очную ставку с подсудимым, оговорившим его. Если обвиняемый не узнает на очной ставке оговоренного или, узнав, сговорит с него, то надлежит исследовать, не склонил ли его к тому кто-либо иной. В допетровскую эпоху установлены были уголовные кары для лиц, уговаривавших преступника к снятию О. Вероятные О. отличались от невероятных. Вероятным О. считался в тех случаях, когда нет причины предполагать в преступнике умысла оклеветать то лицо, на которое возводится О. Невероятным считался О., учиненный после продолжительного пребывания в тюрьме, или перед самым исполнением казни, или со стороны рецидивиста, уже отбывшего каторжные работы, или когда оговаривались подсудимым те лица, по чьему извету или приводу он предан суду, или те, которые привели его соучастников. В Своде Законов изд. 1857 г. имелись еще отмененные впоследствии статьи, указывавшие на силу О., как судебного доказательства; О. считался доказательством несовершенным, причем перечислялись случаи недействительности учиненного подсудимым О.

Д. X.

Огоджу

или Огодю — речка Амурской области, левый приток Селимджи; длина 45 верст; из притоков ее самый значительный (правый) речка Огоджукан или Огодюкан, 35 верст длиной.

Огодины

— дворянский род, восходящий к первой половине XVII в. Александр Степанович О. (род. в 1821 г.) долго был старшим председателем тифлисской судебной палаты, ныне сенатор. Род О. внесен в VI часть родословной книги Тамбовской губернии.

Огон-Догоновские

— дворянский род, польского происхождения, восходящий к первой половине XVII в. Петр-Казимир О., в православии Петр Дмитриевич, вступил в русское подданство при присоединении Смоленска и пожалован в стольники. Род О.-Догоновских внесен в VI и II части родословной книги Смоленской и Саратовской губерний.

Огонек

— иллюстрированный еженедельный журнал литературы, наук и искусств (а потом политики и общественной жизни), издавался в СПб., с 1879 по 1883 гг. Издатель Г. Гоппе, редактор Н. П. Аловерт. Сотрудники: Г. Данилевский, граф Е. Салиас, В. Крестовский, Я. Полонский, Вс. Соловьев, А. Майков, А. Островский, А. Потехин, К. Случевский, Н. Морской.

Огоновский

(Омельян) — известный писатель (1833—1894), сын священника; был учителем гимназии, потом профессором в львовском университете. Сочинения О. весьма разнообразны; специальные научные труды у него чередуются с литературными опытами в прозе и в стихах и со статьями публицистическими. Первые литературные опыты О., например стихотворная повесть "Крест" в "Зоре Галицкой" 1860 г., написаны на тяжелой и деланной "русской мове", но затем язык О. все более и более приближался к малорусской речи, что согласовалось с его общим народническим украинофильским направлением. Как патриот, О. ценил народное слово и заботился о народном просвещении: он деятельно участвовал в просветительном обществе "Просвит" (см.) и в издании книг для школ и для народного чтения. В пределах Галиции О. пользовался значительной известностью, как драматический писатель (две исторические драмы "Федько Острожский" — не напечатана — и "Гальшка Острожска" — в "Зоре" (1887 г. и отдельно). Как профессор "русской мовы", О. немало содействовал ознакомлению галицко-русской интеллигенции со старыми и новыми произведениями малорусской литературы; он развивал в студентах наклонность к научному изучению малорусского языка со стороны звуковой и лексической. В издании краковской академии наук: "Rozprawy widz. filol." 1877 г. О. напечатал статью "О przyimkach w ję zykach staros łovenskim, ruskim и polskim". В "Archiv f ür slav. Philol.", 18 80 г., О. напечатал "Einige Bemerkungen ü ber die Sprache der altpolnischen Sophienbibel". В 1880 г. О. издал ценное исследование: "Studien auf dem Gebiete der ruthenischen Sprache". В начале книги О. проводит мысль о самостоятельности малорусского языка и говорит о наречиях малорусских (галицкое с 3 поднаречиями, южнорусское с 4 поднаречиями и белорусское); затем идет исследование о фонетике и словообразованиях, причем автор пользуется данными письменных и устно-народных памятников. Потебня признавал эту книгу весьма полезной; Франко считает ее одним из лучших приобретений малорусской филологической литературы. В 1888 г. в Х т. "Rozpraw" О. напечатал, в дополнение к "Studien", статью "О waź niejszych w ł a ś ciwo ś ciach j ęzyka ruskiego", где говорит об излюбленном малоруссами гласном i и о следах носовых звуков. К этому разряду трудов примыкает хороший учебник малорусского языка ("Грамматика") для средне-учебных галицко-русских заведений, изданный в 1889 г. в Львове и заменивший собой устарелый учебник Михаила Осадцы. Еще ранее (1881 г.) О. была издана "Христоматия старорусская", с грамматическими комментариями и словарем. К числу полезных филологических трудов О. принадлежит еще комментированное издание "Слова о Полку Игореве" (1875). По характеру научных конъектур издание это примыкает к мнениям А. Потебни. Самый обширный труд О. — "История литературы русской" — печатался по частям в "Зоре" с 1806 г., выходил затем отдельно и за смертью автора остался незаконченным. О. говорит о древней русско-малорусской литературе (до Котляревского), потом подробно излагает биографии и содержание сочинений новых малорусских и галицко-русских писателей; в 4-ой, незаконченной части начат ряд статей о малорусских этнографах. В научном отношении "История литературы" имеет значительные недостатки: древняя литература изложена слишком кратко, со многими пропусками и недочетами, а новая — местами слишком подробно, с пересказом таких произведений, которые не заслуживают внимания; но, как сборник статей о новых малорусских писателях, труд О. представляется весьма полезным. Автор дает много библиографических указаний. Для знакомства с собственно галицко-русской литературой — "История" О. незаменимое исследование, единственное в своем роде по обилию и полноте сообщений. Через все сочинение ярко проведена украинофильская точка зрения. В "Вестнике Европы" 1890 г. (сентябрь) А. Н. Пыпин, в статье: "Особая история русской литературы", подверг строгому разбору первый том "Истории", преимущественно с принципиальной, идейной стороны. Ответ О.: "Моему критикови" издан был в Львове в 1890 г., другой ответ, Уманца, напечатан в № 21 "Зори" 1890 г. В 1893 г. О. издал в Львове полный "Кобзарь", со вступительной статьей о жизни Т. Шевченко и с комментариями к его стихотворениям. Ныне это лучшее издание Шевченко; даже покойный Драгоманов, лично враждебный О., признал это издание за "великий поступ". В "Правде" 1872, 1873 и 1879 гг. О. напечатал ряд критико-эстетических статей о стихотворениях Шевченко, не вошедших в комментированное им издание "Кобзаря". Ср. "Киевская Старина" (1894, XII, 475-479) и V т. "Записок Товар. имени Т. Шевченко" (1895 г., 1-34).

Н. Сумцов.

Огонь живой

— так называют О., произведенный путем трения двух кусков дерева. В Галиции такой О. называют божьим. Древнейший способ добывания О. (см.) получил религиозное значение и до сих пор удержался в народных обрядах. В горных местах Галиции пастухи, выгнав впервые весной скот в поле, разводят живой О. и молятся при этом, читая "Отче наш" и др. молитвы. В России, местами, живой О. требуется для зажигания купальских костров, для перегона скота во время эпидемий. То же было и в Германии в старое время. У римлян, если О. Весты угасал, жрецы наказывали дев оберегательниц, и для получения нового О. сверлили кусок предвещающего счастье дерева. Как культурное переживание живой О. весьма распространен у современных болгар. Поверья и обряды, связанные с живым О., представляются, большей частью, обломками древних культов О., выразившихся у индусов в гимнах Ригведы, у иранцев — в Зенда-весте, у греков — в учениях Фалеса, Гераклита и Эмпедокла, у римлян — в культе Весты.

См. Kuhn, "Herabkunft des Feuers"; Афанасьев, "Поэтич. воззрения славян на природу" (II) — в обеих книгах господствует мифологическая точка зрения; более ценное сочинение Тейлора, "Доисторический быт человечества и начало цивилизации" (стр. 308-353); Овсянико-Куликовский, "К истории культа О. у индусов в эпоху Вед".

Н. Сумцов.

Огонь, в химии

— см. Пламя.

Огонь, история и способы добывания

Статья большая, находится на отдельной странице.

Огорн

(Антон Ohorn) — немецкий писатель. Род. в 1846 г., был католическим священником, но после объявления догмата папской непогрешимости перешел в протестантство; был профессором в хемницской промышленной академии. Написал ряд историко-литературных и биографических работ, исторических рассказов, романов, драм, в том числе: "Gru ndzüge der Litteraturgeschichte" (1874); "Grundzuge der Politik" (1876); "Wanderungen in Böhmen" (1879); "In tschechischen Wettern" (1885); "Ludwig Uhland" (1887); "Im Cö libat" (1890); "Das Buch vom eisernen Kauzler" (1894); "Das neue Dogma" (1895; 2-ое изд. 1903, под заглавием: "Los von Rom").

Огород

Статья большая, находится на отдельной странице.

Огородников, Евлампий Кириллович

(1816 — 1884) — статистик; учился в казанском университете, был редактором статистического комитета министерства внутренних дел, по поручению которого совершил ряд экскурсий по России. Главные его труды: "Список населенных мест Российской империи: Московская губ., Нижегородская, Вологодская, Вятская, Олонецкая и Тульская" (СПб., 1862 -79), "Мурманский и Терский берега по "Книге Большого Чертежа" ("Записки Имп. Русск. Геогр. Общества", по отделению этнографии, 1869, кн. 2), "Прибрежья Ледовитого и Белого морей, с их притоками" (ib., 1877, т. VII отдельно); в издании министерства внутренних дел: "Городские поселения в Российской империи — исторические очерки городов по 28 губерниям и областям.

См. А. Гацисский, "Люди нижегородского Поволжья" (1887).

Огородников, Павел Иванович

(1837-84) — писатель. Служил в военной службе; обвиненный в прикосновенности к смутам на западной окраине России (1862), содержался в крепости и отдан под надзор полиции. Позже много путешествовал по Европе, Северной Америке и Персии. Его труды: "От Нью-Йорка до Сан-Франциско и обратно в Россию" (СПб., 1872; 2 изд., под заглавием "В стране свободы", СПб., 1882); "Из юго-восточного побережья Каспийского моря" ("Известия Имп. Русск. Географич. Общества", 1874, т. X); "На пути в Персию и прикаспийские провинции" (СПб., 1878); "Тревожные места" ("Дело", 1876, кн. 6-8); "По Персии, путевые наблюдения и заметки" ("Вестник Европы", 1876, кн. 11 -12); "Страна солнца" (СПб., 1881); "С русским караваном в Сябзаваре" ("Историческая Библиотека", 1879, кн. 6-7).

Огородничество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Огородня

— у поморов — снаряд, состоящий из сложенных наподобие костра брусьев с бревном наверху, в которое упираются толстые колья, служащие кольями для поднятия на городки (т. е. особые бревенчатые клетки) предназначаемого к починке судна.

Огорон

или Огорен — озеро Амурской области, на равнине левого берега Зеи, в ее верховьях, длиной до 25 верст, шириной до 6 верст. Служит истоком реки Депа, притока Зеи.

Огродзенец

(Ogrodzieniec) — посад Олькушского уезда, Келецкой губернии. Жителей 2018. Живописные развалины древнего замка. Костел, школа, приют для убогих. Заводы пивоваренный и кирпичный, водяная мельница.

Огрызко

(Иосафат Ohryzko) — польский деятель, белорус родом, служил в Петербурге по министерству финансов. В середине 1858 г. О. получил разрешение издавать в Петербурге газету на польском языке, под названием, "Słowo" и учредить собственную типографию, но в феврале 1859 г. наместник Царства Польского, князь Горчаков, испросил Высочайшее повеление о прекращении газеты и заключении О. в крепость на один месяц, за нарушение одного цензурного распоряжения, сделанного в Варшаве. Для удовлетворения своих подписчиков О. издал "Volumina legum" (см.). Кроме того О. издал "Pismo zbirowe" (СПб., 1 859). В начале 1865 г. О., скомпрометированный документами, найденными в Вильне при аресте лиц, прикосновенных к польскому мятежу 1863 г., был, по настояниям M. H. Муравьева, арестован, несмотря на сильную защиту в Петербурге, где у него было много связей. Доставленный в Вильну, О. упорно отрицал свою прикосновенность к мятежу; но один из членов следственной комиссии, капитан Гоголь (написавший впоследствии брошюру: "Иосафат О. и петербургский жонд в деле последнего мятежа"), сумел добиться от него некоторых важных признаний. Сознаваясь лично, О. не делал никаких сторонних указаний. После процесса, продолжавшегося около года. О., уже при генерал-губернаторе Кауфмане, был присужден к смертной казни, но сослан на 20 лет в каторжные работы. Отбыв сокращенный по разным манифестам срок работ, О. восстановлен был в дворянском достоинстве. Последние годы жизни прожил в Иркутске, занимаясь адвокатурой среди местных золотопромышленников. † в 1890 г. Роль О. в восстании в 1863 г. еще не выяснена окончательно. Во всяком случае, распространенное в русской печати предположение, будто издание О.: "Volumina legum" должно было служить кодексом для восстановленной Польши, ничем не подтверждается.

Ср. заметки Пржецлавского в "Русском Архиве" (1872) и "Виленские очерки", в "Русской Старине (1884, № 1).

Огузок

— см. Мясо.

Огулин

(хорв. Ogulin) — местечко и главный пункт в хорватско-славонском комитате Морус-Фиуме, на бывшей хорватско-славонской военной границе, у подошвы колоссальной скалы Клек; жителей около 5000; старинный замок, служащий теперь местом заключения. О. лежит на реке Добре, воды которой пропадают в одной большой пещере, а спустя несколько часов снова показываются на поверхности земли по ту сторону Огулинской горной котловины, у местечка Попово село.

Огуречная трава

(Borago officinalis L.) — однолетнее травянистое растение из семейства бурачниковых (Boraginaceae); y нас — в одичалом состоянии по огородам, сорным местам; разводится в огородах как овощ. Молодые листья этого растения, имеющие вкус и запах огурцов, идут в салат под именем "О. травы", "огуречника". В южной Европе, северной Африке и в Малой Азии О. трава растет дико. На ветвистом, раскидистом стебле ее развиваются довольно крупные листья; нижние из них яйцевидно-продолговатые, суженные в черешок; верхние — продолговатые, сидячие, стеблеобъемлющие; стебель и листья покрыты жесткими, щетинистыми, оттопыренными волосами. Довольно крупные, голубые, редко белые цветки собраны по несколько в завитках, снабженных верхушечными листьями. Чашечка разделена на пять узколинейных лопастей; венчик тарельчатый о пяти яйцевидно-заостренных долях; у зева его находятся пять голых тупых чешуек. Тычинок пять; нити их несут под пыльником шиловидный придаток; остроконечные пыльники сходятся конусом под основанием венчика. Пестик один, с четырехорешковой завязью. Плод — четыре продолговатых, вдоль морщинистых, крупнобугорчатых орешка. О. трава употребляется также в медицине и разводится на пчельниках, как любимое пчелами растение.

С. Р.

Огурцы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Од

(Aude, древний Атакс) — 1) река на юге Франции, 208 км., начинается на вершине Рок д'О. восточных Пиренеев, течет на север до Каркасона, затем поворачивает на восток; главный рукав О. впадает в Средиземное море, другой, Робин де Нарбонн — в озеро Сиган. 2) Департамент на юге Франции; 6313 кв. км. На юге О. передние Пиренеи, на севере отроги Севенн. Между горами долина О., где растут оливки и фиги; климат теплый, жаркое лето, весной мистраль, на берегу моря и озер — малярия. Южный канал (canal du Midi) пересекает департамент с запада на восток, соединяя Бискайский залив со Средиземным морем. Почва глинистая и плодородная на северо-западе, на юге известковая, неплодородная. Земледелие (пшеница, маис, виноград), скотоводство (овцы, гуси), пчеловодство (нарбонский мед), много дичи, рыбы. Железо, медь, каменный уголь. Изготовление кружев, сукон, бумаги; добывание морской соли. Торговля: хлеб, мука, вино, водка, сухие плоды, мед, мыло, шерсть, железо. 327942 жителя. Главный город — Каркасон.

Ода

Статья большая, находится на отдельной странице.

Одалиска

— см. Гарем.

Одамашка

или адамашка — сорт камки, которая первоначально привозилась в Европу из Дамаска. Будучи по ценности ниже других сортов камки, она употреблялась на разные принадлежности утварей и одежд мало нарядных.

Одар

(Александр Пьер граф Odart) — французский сельский хозяин, занимавшийся преимущественно вопросами по культуре винограда. Написал "Essai des divers models de la culture de la vie" (Тур, 1837), "Amp élographie universelle ou description des cépages les plus estimé s" (1841), "Manuel du vigneron" (П., 1845).

Одасси

— индусская секта, основанная Шричандом, сыном Нанака (см.). Члены ее, широко рассеянные по Индии, гордятся своими родственными связями с сектой сикхов (см.).

Одбер

(Жан Батист Audebert, 1759 — 1800) — французский естествоиспытатель и живописец, известный в Париже, миниатюрист. О. издал роскошную естественную историю с гравюрами на меди; только "Histoire naturelle des singes, des makis et des gal é opitheques" (П., 1800, с 63 таблицами) закончена им самим; "Histoire g énérale des colibris, oiseaux-mouches, jacamars et des promé rops" (П., 1802, с 85 таблицами) и "Histoire naturelle des grimpereaux et pes oiseaux de paradis" (П., 1803, со 104 таблицами) закончены были, после смерти О., Дезреем и Биейло. Текст двух последних сочинений составил Биейло.

Одди, Муцио

— итальянский инженер (1569 — 1638). Состоял на службе урбинского герцога Франца Марии и возвел в 1626 г. крепостные укрепления в Лукке. Позднее профессор математики в Милане. Сочинения О.: "Degli orologi solari" (Милан, 1614), "Della squadro" (там же, 1625), "Della fabric à e dell'uso del compasso polimetro" (там же, 1633). Более известно второе сочинение, посвященное описанию устройства и употребления служащего для измерения углов геометрического инструмента, squadra, очень распространенного у итальянских землемеров и архитекторов. В третьем сочинении обращает на себя внимание предисловие, содержащее изложение различных изысканий, произведенных в разные эпохи над циркулями, аналогичными пропорциональному циркулю. Об О. см. у Rossi, "Groma e squadro".

В. В. Б.

Одди, Сфорца

(Sforza degli Oddi) — итальянский юрист и поэт (1540 — 1611). Руководил юридическими школами в Мачерате, Павии и Пизе; позже был советником герцога Фарнезе и профессором университета в Парме. Поэтические произведения его, имевшие большой успех: "Erofilomachia" (Венеция, 1572), "I morti vivi" (Перуджа, 1576), "La prigione d'amore" (Флоренция, 1572). Из юридических трудов его выдаются: "De c o mpendiosa substitutione" (Перуджа, 1581), "De fideicommissis" (там же, 1622), "De restitutione in integrum" (Франкфурт, 1672).

Одед

— пророк, жил в дни Ахаза, царя иудейского, и Факея, царя израильского; своими советами и угрозами убедил израильтян дать свободу плененным ими иудеям. См. 2 Парал., XXVIII, 9-15.

Одежда

Статья большая, находится на отдельной странице.

Одежда войск

— см. Формы обмундирования.

Одежда и одежные ткани

Статья большая, находится на отдельной странице.

Одейпур

— государство Индии, см. Удайпур.

Одейские наслеги якутов

— числом два, Якутской области и округа, Нимского улуса, по левому берегу Лены. 8 родов, 410 юрт, жителей 2452 (1162 мужчины и 1290 женщин). Существует еще в Вилюйском округе, Якутской области, в Мархинском улусе, наслег О., в котором семь родов, 240 юрт, жителей 1452 (732 мужчины и 720 женщин).

Одеколон

см. Косметики.

Одельск

— заштатный город Гродненской губернии, Сокольского уезда, на крутом берегу реки Одли. Существовал уже в начале XVI в. Жителей 1828 (937 мужчин): православных 10, католиков 1578, протестантов 16, евреев 212, прочих исповеданий 12; дворян 5, почетных граждан и купцов 4, духовного звания 8, мещан 1479, военного сословия 115, крестьян 186, прочих сословий 31. Католическая церковь; домов 282. Жители исключительно занимаются хлебопашеством. Доходы города в 1895 г. — 225 руб., расходы — 220 руб., в том числе на общественное городское управление — 170 руб.

Одельстинг

— вторая палата норвежского стортинга. Стортинг в первом заседании выбирает одну четверть своих членов в лагтинг; остальные 3/4 депутатов являются членами О. Палаты стортинга заседают отдельно; законопроекты сперва обязательно вносятся в О.; отрицательное постановление О. имеет решающее значение; законопроекты, им принятые, поступают в лагтинг. В случае двукратного отклонения этим последним, они поступают на рассмотрение общего собрания стортинга, причем для принятия их требуется большинство 2/3 голосов. См. Норвегия, государственное устройство.

Оден

(J.-M.-V. Aud in) — французский писатель (1793 — 1851). Главные сочинения его: "Michel Morin et la Ligue" (1817) — исторический роман, "Essai sur le romantique" (1822), "L'An 1600 ou Pline le Jeune historien de Charles X" (1824), "Le Concordat entre L éon X et François I" (1821), "Histoire de la Saint-Barthélémy" (1826), "Histoire de la vie, des ouvrages et des doctrines de Luther" (1839), "Histoire de la vie, des ouvrages et des doctrines de Calvin" (1841), "Histoire de Léon X et de son siècle" (1844), "Histoire de Henri VIII et du schisme d'Angleterre" (1847). По словам О., его исторические сочинения составлены на основании продолжительных изысканий в архивах; на самом же деле они переполнены анекдотами и рассказами, давно опровергнутыми критикой.

Оденбург

вернее Эденбург — немецкое название Шопроньского комитата в Венгрии; см. Шопронь.

Оденвальд

— горы на юго-западе Германии; границы: на юге Неккар, на севере Майн, на западе Рейн; 70 км. длины, 40 км. ширины. Западная отрасль состоит из первобытных каменных пород, наверху лиственные леса, внизу виноградники, сады, поля; ломка мрамора, базальта, гранита; многочисленное население. Вторая отрасль — от Неккара к Вальд-Михельбаху, третья отрасль идет по левой стороне Мюмлинга к реке Майну, четвертая — по правой стороне Мюмлинга; высочайшая вершина О. на юге — Каценбукель (627 м.). Восточная отрасль мало населена.

Ср. Windhaus, "F ü hrer durch den О."; Montanus, "Der О." (2 изд., Майнц, 1884).

Одензе

— главный город датского острова Фионии, на судоходной реке Одензе-Аа, соединяется с Одензефиордом каналом О. (7 км. длины, 7 м. ширины, 3 м. глубины). 30268 жителей. Памятник Фридриху VII, музей, собор с мощами св. Кнута и гробницами королей Иоанна и Христиана II (замечателен резной алтарь Клауса Берга, 1500 г.); библиотека, архив; промышленность развита; оживленная торговля.

Оденпе, плоскогорье в Лифляндской губернии

(Одемпе тож, по-русски Медвежья голова) — плоскогорье в пределах Лифляндской губернии, служащее водоразделом между озерами Пейпусом и Вирц-ёрвом; тянется с юга на север от города Верро и оканчивается близ города Юрьева, где оно прорезается рекой Эмбахом. Приблизительно в середине плоскогорья расположено селение О., где высота достигает 535 футов; высшая точка, к югу от селения О. — 850 футов. На плоскогорье много озер, отличающихся живописными возвышенными берегами и островками, покрытыми лесом. Самое значительное из этих озер — Святое озеро или Воллустское (Пюх-ёрв). Из него берет начало река Малый Эмбах.

Оденпе, селение Лифляндской губернии

(Одемпе тож) — селение Юрьевского уезда, Лифляндской губернии, замечательное по находившемуся в нем эстонскому замку — самому древнему во всем крае. В 1209 г. замок сожжен рыцарями, после поражения, нанесенного эстам. Восстановленный немцами в 1215 г., он был разрушен русскими; позднее он снова был восстановлен рижанами, но его вторично разрушили русские, а вслед за ними и восставшие эстонцы, в 1223 г. Год спустя он был снова построен из камня. В 1343 г. немцы нанесли под О. поражение 10 тыс. мятежных эстонцев. Ныне сохранились одни развалины замка. Жителей 180.

Оденсгольм

(по-эстонски Осмус-саар) — остров в Балтийском море, при входе в Финский залив, в 14 верстах от мыса Синтгамп; принадлежит к Гапсальскому уезду, Эстляндской губернии. Пространство 12,9 кв. верст; наибольшая длина 4 1/2 версты, ширина 1 1/2 версты. Северный берег крут и возвышается на 22 фута над уровнем моря. Под верхним известковым пластом в подпочве острова залегает песчаник; вследствие этого северный берег беспрерывно разрушается морскими волнами, так что находившийся здесь маяк пришлось перенести; южный низменный и песчаный берег, обращенный к материку, напротив, заметно прирастает. Посреди О. глубокое озеро; возле него селение О., населенное лоцманами-шведами.

Одеон

(лат. odeum, греч. ώδείον; архит.) — так называлось здание, предназначенное для музыкальных (вокально-инструментальных) представлений и состязаний, происходивших у древних греков в связи с некоторыми религиозными культами. О. обыкновенно представлял собой сооружение круглой формы, в середине которого помещалась сцена для певцов и музыкантов; места же для слушателей были расположены вокруг, в виде амфитеатра. Все здание было увенчано куполообразной крышей, лежавшей на колоннах. Самое древнее здание этого рода — О., воздвигнутый в VII или VI столетии до Р. Х. зодчим Феодором в Спарте. Также и в Афинах существовал О., постройка которого относится к весьма древнему времени; он находился в юго-восточной части города, близ реки Илисса. Впоследствии, при Перикле, был выстроен более обширный и отделанный с большей роскошью О. на юго-восточном склоне акрополя, неподалеку от театра Диониса (около 441 г. до Р. Х.); этот О. был разрушен в митридатову войну (86 г. до Р. Х.), а затем вновь отстроен на средства каппадокийского царя Ариобарзана II. Еще более значительный по величине О. был воздвигнут в Афинах Тиверием Клавдием Аттиком (Иродом), на юго-западном склоне акрополя (см.); развалины его можно видеть до настоящего времени. Существует, однако, мнение, что Афины имели всего лишь один О., а именно на юго-западном склоне акрополя. Согласно этому мнению, О. Перикла и Аттика представляли лишь последовательные перестройки первоначального О., предположение же о существовании последнего на берегах реки Илисса основывается на неверном чтении одного места у Павзания. Кроме вышеупомянутых, О. существовали в Коринфе, Патрахе, Смирне и др. греческих городах. Впоследствии архитектурный тип, по которому строились О., был заимствован римскими императорами (О. Домициана в Риме). В новейшее время О. принято называть помещения, предназначенные для общественных развлечений — концертов, танцев и т. п. В Париже название О. носит один из театров (second th éatre français).

Одер

(по-лат. Viadrus, слав. Одр) — одна из главных рек Германии, берет начало в Моравии с вершины Лизель Одерских гор, принимает много притоков и становится многоводным; у Одрау в Силезии покидает горы, протекает по плодородной стране Кулендхен в северо-восточном направлении, у австрийской границы О. (уже длиной в 63 км.) принимает Оппу, 30 км. течет по австрийской границе, с впадения Ользы переходит в Пруссию, протекая по Силезии (430 км.), Бранденбургу (236 км.) на северо-запад, образует много островов, затем течет 100 км. по Померании на север. Берега верхнего течения О. гористы, среднего — низменны, покрыты травой, нижнего — болотисты, а у Вартенберга, Ротенбурга гористы, покрыты лесом. Ниже Франкфурта-на-О. низменная равнина Одербрух (64000 гектаров), развито скотоводство; для защиты от наводнений устроены плотины. У Фидигофа О. разделяется на 2 рукава, которые впадают в озеро Дамм, оттуда течет в Померанский гаф, из него 3 рукавами (Дивеноф, Свине и Пеэне) впадает в Балтийское море. Бассейн О. 112000 кв. км. Судеты — водораздел для О., Эльбы и Дуная. О. судоходен на протяжении 772 км. Глубина О. 1 м., ширина 30-250 м. О. начинается на высоте 627 м., у Кюстрина 11,9 м., падение от 3 до 4 м. на 10 км. О. соединен с Гавелем Финовским каналом, с Шпрее — Фридрих-Вильгельмским. Петровский канал (Новый О.) заменил прежнее русло реки. Притоки: слева Оппа, Силезский Нейсс, Лоэ, Вейштриц, Кацбах, Бобер, Лаузицкий Нейсс, Укер; справа: Ольза, Руда, Клодниц, Штобер, Вейда, Плейск, Варта (соединяется каналами с Вислой).

Одерборн

(Павел Oderborn, † в 1604 г.) — историк и богослов, родом из Померании, пастор в Риге, с 1593 г. придворный проповедник Фридриха Курляндского. Он издал "Panegyricus ad Johannem III Sveciae et Sigismundum III Poloniae reges" (Рига, 1579), "De russorum religione, ritibus, nuptiarum, funerum etc." (Спира, 1581), "Johannis Basilidis m. Moschoviae ducis v i ta" (Виттенберг, 1585) и др.

Одеревенение клеточных оболочек

— пропитывание целлюлозных оболочек растительных клеток особыми инкрустирующими веществами (см. Древесина, Инкрустирующее вещество). Под микроскопом одеревеневшие оболочки распознаются по их микрохимическим реакциям. Они нерастворимы в реактиве Швейцера и от хлорцинкйода, равно как от йода и серной кислоты окрашиваются в желтый или желто-бурый цвет (а не в синий, подобно оболочкам чисто целлюлозным). Более характерны реакции сернокислого анилина и флороглюцина. В водном растворе сернокислого анилина одеревеневшие оболочки окрашиваются в золотисто-желтый цвет; от прибавления к препарату капли разбавленной серной кислоты окраска становится еще ярче. Флороглюцин применяют в слабом спиртовом растворе. Обработав таким раствором препарат, подпускают к последнему каплю соляной кислоты: оболочки окрашиваются в красивый вишнево-красный или красно-фиолетовый цвет. Так как флороглюцин часто находится уже в самих растениях (в клетках коры и сердцевины), то характерная окраска нередко наступает от действия одной крепкой соляной кислоты. По той же причине, вместо чистого флороглюцина можно пользоваться в качестве реактива водным или спиртовым экстрактом вишневого дерева. Одеревеневшие оболочки, далее, жадно поглощают анилиновые краски, например фуксин, чем также отличаются от чисто целлюлозных оболочек слабо прокрашивающихся. Встречаясь, главным образом, в древесине, клетки с одеревеневшими оболочками попадаются и в других, самых различных тканях; при этом следует помнить, что не всегда О. влечет за собой смерть клетки. Подробнее о микрохимических реакциях см. Zimmermann, "Die botanische Mikrotechnik" (1892).

Одерень

— см. Холопы.

Одерманн

(Карл Густав Odermann) — немецкий педагог; род. в 1815 г. Главные его труды: "Das Ganze der Kaufm ä nnischen Arithmetik" (с доктором Феллером, Лейпциг, 1842; 16 изд., 1891), "Praktische Anleitung zur einfachen u. doppelten Buchhaltung" (7 изд., Лейпциг, 1882), "Deutsch-franz ösisches Handwö rterbuch der Sprache des Handels, des Handelsrechts und der Volkswirtschaft (Лейпциг, 1883).

Одерманн (дополнение к статье)

(Карл Густав Odermann) — немецкий педагог; умер в 1904 г.

Одесса

Статья большая, находится на отдельной странице.

Одесса (дополнение к статье)

— По переписи 1897 г. жителей в О. было 403815, из них 216792 мужчин и 187023 женщин. Значительный перевес мужчин над женщинами происходит от присутствия в О. пришлого рабочего населения, преимущественно крестьян; последних насчитывалось свыше 106 тыс., из них 68 тыс. мужчин и 38 тыс. женщин. Много евреев (33%). Внешняя торговля О. громадна: по поступлению таможенных сборов О., после Москвы и Петербурга, занимает 3-е место в России. В 1903 г. поступило 29400662 руб., или 12% сборов всех русских таможен. По ценности вывозимых за границу товаров О. стоит на первом месте: в 1903 г. вывоз из О. оценен в 327,7 млн. рублей (главнейший предмет — пшеница: около 70 млн. пудов, или свыше 27% общего вывоза этого сорта хлеба из России). По ценности привоза О. занимает 5-е место среди таможен России, уступая Петербургской, Александровской, Вержболовской и Ревельской: в 1903 г. через О. привезено товаров на 55,8 млн. руб.; главный предмет ввоза — чай (27% всего одесского ввоза, более 1/3 ценности всего привозимого в Россию чая); много получается из-за границы кофе, пряностей, вина, фруктов, копры, деревянного масла, химических продуктов, дубильных веществ, металлов, джута, хлопка. По движению морских судов заграничного плавания Одесский порт уступает только Кронштадто-С.-Петербургскому, Рижскому и Либавскому; в 1904 г. в О. прибыло 817 судов в 1425513 тонн, отошло 787 судов в 1411407 тонн. За незначительными исключениями, все суда приходящие и отходящие из О. — паровые. Преобладает (почти 50%) английский флаг, затем идет русский (менее 25%), итальянский (около 15%) и др. Городской бюджет (1901 г.): доходы — 6020685 руб. (главнейшие статьи — городские предприятия — 1923 тыс. руб. и сбор с недвижимых имуществ — 1050 тыс. руб.); расходы — 6117347 руб., в том числе на городское общественное управление — 340 тыс. руб., на содержание городских сооружений и предприятий — 542 тыс. руб., на народное образование — 546 тыс. руб., на общественное призрение — 318 тыс. руб., на медицинскую часть — 927 тыс. руб., на уплату долгов — 675 тыс. руб. По величине городского бюджета О. — после Петербурга, Москвы и Варшавы — занимает 4-е место среди городов России. Во время народных волнений 12—19 июня 1905 г. Одесский порт сильно пострадал от пожаров.

Одесская газета

— ежедневная, общественно-политическая и коммерческая газета, издается в Одессе с 1897 г. Редактор Г. И. Шеттле, издатели С. Молчанов и П. Самбросов.

Одесская железная дорога

— см. Юго-Западные железные дороги.

Одесские лиманы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Одесские Новости

— ежедневная литературная, коммерческая и справочная газета, выходит в Одессе, с 1885 г. Редакторы-издатели М. Г. Тульчинский, А. И. Черепенников и в настоящее время А. Старков. С 1893 г. значительно расширена программа, и газета стала называться политической, литературной, научной, общественной и коммерческой. По направлению своему О. Новости в настоящее время всего ближе подходят к "Русским Ведомостям".

Одесский 29-й драгунский полк

Его Высочества герцога Нассауского — сформирован в 1817 г. из половины 3-го украинского уланского полка, с укомплектованием бугскими казаками. Боевые отличия: 1) георгиевский полковой штандарт за военные действия 1849 г., в Трансильвании; 2) 20 серебряных труб за войну 1812-14 гг.; 3) знаки на шапки за польскую войну 1831 г.

Одесский 48-й пехотный полк

— сформирован в 1811 г. Боевые отличия: 1) георгиевское полковое знамя за сражения при Бриенне и Ла-Ротьере 1814 г., при Четати 1853 г., на реке Черной 1855 г., и за оборону Севастополя 1854-55 гг.; 2) поход, за военное отличие в 1812 г.; 3) знаки на шапках за 1812-14 гг.; 4) серебряные и георгиевские трубы за турецкие войны 1828-29 и 1877 гг.

Одесский Архангело-Михайловский монастырь

женский, 3 класса — основан в 1841 г.; при монастыре епархиальное женское училище.

Одесский Вестник

— газета, выходившая в Одессе с 1827 г., два раза в неделю, на русском и французском языках ("Journal d'Odessa"). Редактором русской части был Левшин, французской — Брунов; издание газеты было предпринято по распоряжению генерал-губернатора М. С. Воронцова и находилось в его ведении. С 1831 г. русская часть была выделена в отдельную газету; редакторами были М. П. Розберг и А. Г. Тройницкий. В 1857 г. О. Вестник перешел в ведение Ришельевского лицея, два профессора которого (Богдановский и А. Георгиевский) были назначены его редакторами, и сразу стал серьезным общественным органом. Н. И. Пирогов поместил в газете за 1857 и 1858 гг. ряд своих замечательных статей, а Орбинский и Савич впервые подняли вопрос о классическом и реальном образовании. Вскоре, однако, направление газеты было признано вредным, и она снова отдана в ведение генерал-губернатора. С 1864 г. она стала выходить ежедневно; в 1680 г. прибавлен экономический отдел. Прекратился О. Вестник в 1893 г. С 1857 до 1871 г. редактором был Н. П. Сокальский, с 1871 г. П. П. Сокальский, которому было передано и издание; с 1876 г. — П. А. Зеленый, отдававший предпочтение земскому отделу; с 1885 г. — Ломницкий и Кирхнер; с 1889 г., после трехмесячной приостановки — М. Арнольд. При О. Вестнике в виде приложения издавались: в 1832-40 гг. — "Листки", ежемесячное издание общества сельского хозяйства Южной России; в 1832-38 гг. — "Литературные Листки", еженедельный журнал, в 1859 г. — "Южный Сборник", учено-литературный журнал, ежемесячный, редактированный профессором Н. Максимовым.

Одесский Воскресный Листок

— еженедельное общедоступное чтение, выходил в Одессе, в 1876 и 1877 гг. Редактор-издатель священник Н. Неводчиков.

Одесский Листок

— очень распространенная ежедневная политическая, литературная и коммерческая газета, издается с 1880 г. в Одессе; преобразована из "О. Листка Объявлений". Издатель-редактор В. В. Навроцкий. В газете участвует много петербургских литераторов.

Одесский Листок Объявлений (1872—1880 гг.)

— ежедневная коммерческая и справочная газета, выходившая в Одессе с 1872 г.; редактор-издатель А. Серебрянников и В. В. Навроцкий. В 1880 г. газета обращена в "О. Листок".

Одесский Листок Объявлений (1889—1890 гг.)

— ежедневная справочная газета, выходившая в Одессе в 1889 и 1890 гг. Редактор-издатель А. А. Туган-Мирза-Барановский.

Одесский порт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Одесский Успенский монастырь

мужской, 2 класса — Херсонской губернии, Одесского уезда, в 12 верстах от Одессы. Основан в 1824 г.

Одесское Градоначальство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оджа

(Ojha — испорч. санскр. upadhy â ya — учитель) — шаман, волшебник, заклинатель у современных индусов. О., с помощью особых церемоний и заклинаний, изгоняют злых демонов, порождающих эпидемии и эпизоотии. У первобытных племен центральной Индии дравидического происхождения этим же занимаются байга или туземные жрецы; но систематическое, профессиональное изгнание демонов болезней принадлежит только О., называющимся еще сьяна (колдун). О. делятся на профессионалов и непрофессионалов. Первые большей частью учатся приемам заклинания от особых учителей (гуру), вторые же получают чудодейственную силу прямо от божеств-патронов. Обучение заклинаниям (мантра) совершается, с разными церемониями и обрядами, в храме местного божества-покровителя данной деревни; начало обучения должно приходиться в день лунного или солнечного затмения (см. Crooke, "An introduction to the popular Religion and Folklore of north. India", Аллагабад, 1894, стр. 96 и сл.). Для сохранения полученной таким образом силы, О. должен постоянно соблюдать известные обряды. Так, в каждое затмение он должен ходить на берег моря или реки и купаться в холодной воде, повторяя при этом все известные ему мантры. После купанья он не должен выжимать воду из своих волос или вытирать досуха тело. Свою трапезу О. должен прервать, если услышит голос женщины, находящейся в периоде менструаций, или если погаснет лампа. У магометан-индусов обучение заклинанию совершается иначе, чем у индусов-индуистов. Сложным церемониям подвергаются, впрочем, лишь немногие заклинатели, большинство же приобретает репутацию О. благодаря знанию лишь немногих мантр или благодаря излечению какой-нибудь тяжкой болезни. Обряды, к которым прибегают О. при чтении своих заклинаний, варьируются, сообразно различным местностям. Большей частью главную роль при этом играет произнесение самого заклинания, сопровождаемое посыпанием зерен, выливанием масла в воду (форма масляных капель имеет то или другое значение), иногда пляской и самобичеванием. В некоторых местностях (например в Мирзапуре) звание О. передается по наследству: отец обучает своего сына разным заклинаниям, — но подобный обычай далеко не повсеместен.

С. Булич.

Оджаков

(Петр Васильевич) — известный болгарский журналист. Род. в 1841 г.; окончил юридический факультет в новороссийском университете, где потом был профессором канонического права; позже служил в кишиневском окружном суде, а во время войны 1877— 78 гг. был переводчиком в полевом штабе действующей армии. По освобождении Болгарии О. служил там в судебном ведомстве. Написал: "Наука за песнотворство и стихотворство" (1871); "Опътвания за описвание правовите обичаи, които живеятъ у народа" (1874); "География" (1876); "Букваръ, практическо наставление въ френски язикъ" (1863); "Разни полезни наставления за децата" (1876). Издавал журн. "Древная и Новая България, книжовник историко-научный, съдебно-правовый и политико-общественный". О. считается родоначальником юридической литературы в Болгарии.

М. Г.

Оджал

Ходжал, также Одзял и Уотзял — гора Приморской области, Софийского округа, на левом берегу Амура, против селения Малмыжского; 49° северной широты. Со стороны реки обнажения состоят из тонкозернистого кварца серого цвета, в котором пластинки слюды серебристого цвета и блестки серого колчедана. У подошвы горы в кварце проходит жила мышьякового колчедана, толщиной 3-7 дюймов. Склоны в нижней части покрыты лесом. У местного населения существует поверье, что в горе обитают злые духи, которые стерегут ее сокровища.

Оджи

— негритянское племя на Золотом берегу, на северо-западе Африки; к нему принадлежат фанти, данкира, вассау, ашанти, ассим и алькем.

Оджибве

(англ. Ojibway), Шипева, Чипевеи — североамериканское индейское племя (из групп народов северного Альгонкина). Прежде они населяли плотно Ла-Пуэнт у Верхнего озера и на запад от этого пункта, теперь они рассеяны в Североамериканских Соединенных Штатах (Висконсин, Миннесота, Мичиган и Дакота), частью в местностях на границе Канады и британских владениях в Америке. К ним принадлежат народы поттавотоми, оттава, маскегон и миссинсиг. О., живущие на юге, немного затронуты цивилизацией; на севере и северо-западе они стоят на низкой ступени развития. В последнее время они стали предметом изучения из-за их религиозных (шаманских) обществ, так называемых Миде-вивин. Их насчитывают до 32000 человек. Последние остатки своей земли они продали Соединенным Штатам в 1854-55 гг.

Ср. Hofmann, "The Mide-wiwin or Grand Medicine Society of the Ojibna" (VII ч. "Annual Report of the Bureau of Ethnologie", Вашингтон, 1891).

Оджоне

(Marco d'Oggione или Uggione, или же Da Uglone) — итальянский живописец, род. в 1460 г. в Оджоне, умер в 1530 г., учился у Леонардо да Винчи, манере которого подражал в своих произведениях. Картины О., написанные масляными красками, отличаются большими достоинствами, чем его фрески, исполненные для церкви Madonna della Расе и в настоящее время находящиеся в музее Брера, в Милане. Из его станковых работ наиболее известны: "Три архангела" (в Брере), замечательные по умелому рисунку и благородству выражения, "Святое Семейство" (в Лувре), "Св. Иоанн" (в церкви Santa Maria delle Grazie, в Милане), "Мадонна" (в Берлине) и др. О., между прочим, принадлежат две копии "Тайной Вечери" Леонардо да Винчи, имеющие особенно важный интерес ввиду крайне плохого состояния оригинала. Одна из этих копий, исполненная масляными красками в величину оригинала и находившаяся в трапезе картезианского монастыря в Павии, в настоящее время принадлежит лондонской академии, другая более вольная копия, была исполнена для монастыря Кастеллаца, близ Милана, и ныне помещена в Брере. Относительно последней из этих копий существует предание, что художнику, при исполнении голов И. Христа и Иуды, помогал сам Леонардо да Винчи.

Предыдущая страница Следующая страница