Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "П" (часть 15, Пат - Пау)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "П" (часть 15, Пат - Пау)

Предыдущая страница Следующая страница

Патерсон, город

(Paterson) — город в североамериканском штате Нью-Джерси, на правом берегу реки Пассеик, при средоточии многих жел. дорог и на соединении реки Делавер с каналом Морис. Река Пассеик падает здесь со значительной высоты и дает водяную силу, приводящую в движение много фабрик и заводов — хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных, полотняных и джутовых изделий, локомотивных, железоделательных, паровых котлов и мн. др., с производством до 20 млн. долларов в год. 40 церквей, публичная библиотека, 5 периодических изданий, высшая школа, 2 национальных банка. Жителей 78347 (1890).

Патерсон, Петр

— шведский историк, писавший о России в начале XVII века. В России был при Лжедмитрии I и по возвращении в 1606 г. на родину написал о нем сочинение на шведском языке, которое в том же году было переведено на немецкий под заглавием "Gewiser und Warhaffter bericht, van den verenderungen so ettlich Jar hero in dem Grossfürstenthum Moscow fü rgangen". По отзыву Аделунга, известия П. маловажны и не лишены неточностей. Его рассказ о России послужил источником для Де-Ту († в 1617 г.), в соч. его "История моего времени".

В. Pв.

Патетический нерв

(d. patheticus) или блоковой (trochlearis) — представляет собой IV пару головных нервов позвоночных. Отходит на границе между зрительными долями и мозжечком и иннервирует верхнюю косую (у млекопитающих блоковую) мышцу (m. obliquus superior), сокращающуюся при закатывании глаз кверху, откуда и его название. По природе своей представляет типичный брюшной двигательный нерв, но у Anamnia содержит примесь чувствительных волокон.

В. М. Ш.

Патетическое

(поэзия) — см. Пафос.

Патиа

(Patia) — большая река в южноамериканской республике Колумбии, берет начало в вулкане Сотара в Центральных Кордильерах, где образуется водопадом и спускается сперва в северо-западном направлении, затем поворачивает с северо-востока на юго-запад через узкую и глубокую долину между Кордильерами восточными и западными и, прорвавшись через последнюю, устремляется на северо-запад и впадает в Тихий океан к северу от мыса Каскахаль и Тумако дельтой, образованной 11 рукавами. П. богата золотоносными песками, из которых негры в сухое время года добывают золото. Длина ее течения около 500 км.

Патиала

(Patiala) — вассальное государство в индо-британской провинции Пенджаб; состоит из двух частей: меньшей — в предгорьях Гималаев; и большей — в равнине, южнее Сэтледжа. 15247 кв. км, 1583521 житель (942739 индусов, 352046 мусульман, 245348 сейков). Доходы — 468956 фунтов. Главный город того же имени, с 55856 жителями.

Патина

(итал. patina, лат. aerugo nobilis) — зеленоватый налет, который является на бронзовых произведениях скульптуры, долго стоявших под открытым небом. Происходя от действия заключающихся в воздухе и в атмосферной воде кислот на металл, П. умеряет его первоначальный блеск, смягчает в произведении переходы от выпуклостей к углублениям и через это способствует ему производить выгодное впечатление. Поэтому художники нередко прибегают к наведению на свои рельефы и статуи искусственной П., для получения которой существует несколько рецептов. В некоторых случаях бывает весьма уместна так называемая античная П., отличающаяся зеленоватым и синеватым отблесками, коричневая на больших поверхностях и в углублениях и оставляющая обнаженным, блестящим металл в пунктах, выдающихся вперед. Особого рода П. покрывают также стальные и серебряные художественные изделия, когда хотят чтобы они походили на старинные, окислившиеся от времени.

Патинир

или Патенир (Иоахим de Patinir или de Patenier) — основатель нидерландской ландшафтной живописи, род. около 1485 г. в Динанте, близ Люттиха, умер в 1524 г. в Антверпене, где был записан членом в гильдии живописцев. Первое время своей деятельности П. находился под сильным влиянием школы братьев ван-Эйков, а потом работал в манере Луки Лейденского. Он писал преимущественно картины исторического содержания, в которых, однако, при небольшом размере фигур главное место занимает пейзаж, отличающийся в первую пору деятельности художника большей фантастичностью и несоблюдением правил перспективы, а в позднейшее время более верной передачей природы. Из произведений П. наиболее достойны внимания: "Бегство в Египет" (находится в Антверпенском музее), "Поклонение волхвов" (там же), "Положение во гроб" (в Венской академии), "Mater dolorosa" (в Брюссельском музее), "Св. Христофор" и "Св. евангелист Иоанн" (в лондонской Национальной галерее) и некот. др.

А. А. Св.

Патины

— или патханы — термин, которым в Индии обозначают магометан-афганцев и их потомков, носящих большей частью титул ханов. Между 589 и 962 гг. по Р. Хр. в Индостане царствовало до сорока царей П. Имена: П., рогиллы и афганцы, которыми обыкновенно называют жителей Афганистана, в действительности представляют собой названия трех различных племен, слившихся впоследствии в одну народность. В более широком смысле П. называют все племена, живущие в пределах. древней области Паропамиза (на севере теперешнего Афганистана, за хребтом Гиндукушем). В Индии П. представляют собой потомков афганских воинов, приходивших в Индию с магометанскими завоевателями ее из династии Газна, Гхор и т. д. Представители их рассеяны по всей северной Индии и даже в Декане. Поселения их можно найти в Пенджабе, около Дели, в верхнем Доабе, в Рогильконде и т. д. Как завоеватели, они захватывали себе участки земли и дали начало многим владетельным и дворянским родам. Некоторые из них поселились в деревнях, где занимаются земледелием. П. охотно служат в туземной индийской армии, особенно в иррегулярной кавалерии. Все П. к 3 от Инда и немногие на В от него, в сев. части Газарского округа и западного Равальпиндского, говорят на афганском языке, или пашто (см.).

Патканов

Керопэ Петрович (1834—1889) — ориенталист. Учился в Лазаревском институте восточных языков и в педагогическом институте; был сначала преподавателем, потом профессором Спб. университета; в 1863 г. получил степень магистра восточной словесности за диссертацию "Опыт истории династии Сасанидов по сведениям армянских источников", в 1864 г. — степень доктора армянской словесности за "Исследование о составе армянского языка". Ему принадлежат еще следующие труды: "Catalogique de la litt érature arménienne depuis le commencement du V jusqu'a XVI sié cle" (СПб., 1859); перевод на русский язык, с примечаниями и приложениями, "Истории Агвин" Моисея Каганкатвади, писателя Х века; "Цыгане. Несколько слов о наречиях закавказских цыган — Бома и Караччи" (1886); "Библиографический очерк армянской литературы" (СПб., 1880). В "Энциклопедическом словаре" 1861—63 гг. П. помещал статьи по географии, истории и литературе армян. См. Эмин, "Профессор П., как ориенталист" (СПб., 1874); некролог в "Истор. вестнике" (1889, № 6).

Патканьян

Рафаэль (1830—1892) — армянский поэт. Отец его, священник Габриэль П., писал популярные некогда стихотворения, а дед, выходец из Турции Серопэ П., славился своими песнями. Образование получил в Лазаревском институте восточных языков и Дерптском и Спб. университетах. Уже в Дерпте сочинял студенческие песни; в 1855 г. издал, с двумя товарищами, сборник стихотворений. В 1865 г. основал в СПб. журнал "Север", который должен был заменить московское "Северное сияние" Назарьянца (см.), но успеха не имел и скоро прекратился. С 1867 г. П. жил на родине, в Нахичевани на Дону; был инспектором ремесленного училища. П. писал рассказы и повести как на литературном общеармянском языке ("Я была обручена", "Монт", "Госпожа и служанка", "Честолюбец"), так и на оригинальном нахичеванском наречии ("Вартевор", "Сосед", "Бакалейная лавка", "Перочинный ножик", "Заброшенный двор", "Ужаленный", "Холостяк" и др.); последняя группа рассказов вследствие особенностей диалекта мало известна обширному кругу армянских читателей, но на родине П. она пользовалась большим успехом, отличаясь живостью, остроумием, реальным колоритом. Между стихотворными произведениями П. есть чисто художественные вещи ("Армянская девушка", "Колыбельная песня", "Художник", "Завтрак", "Эпитафия ребенка", "Жертва любви" и др.), но славу его составили стихотворения с патриотическим содержанием. Сначала в них стояло на первом плане увлечение армянской национальностью и стариной; такова, например, "Смерть храброго Вардана Мамиконьяна" (со знаменитой песнью Вардана: "И теперь нам молчать?!") или элегия: "Слезы Аракса". Русско-турецкая война 1877—1878 гг. вызвала появление наиболее сильных стихотворений П. Он становится певцом народного горя, яркими красками обрисовывает страдания турецких армян, набеги курдов, похищение армянских девушек для гаремов, разграбление сел и городов, злоупотребления турецкой администрации, поругание религии ("Ванское Отче наш", "Старик ванец", "Одна из тысячи" и др.). Он скорбит, видя приниженность и апатию своего народа, отсутствие у него собственного достоинства, готовность все выносить и терпеть и только молить о пощаде ("Плач мушцев") — и, с другой стороны, приветствует появление в армянском обществе новых людей, независимых, полных негодования ("Песня ванского поселянина", "Ванский удалец", "Новое поколение мушцев"). Не раз П. затрагивает вопрос об отношении Европы к армянам, упрекая европейскую дипломатию в бессердечности, формулируя вкратце жалобы и желания своего народа ("Армянская кровь", "Протест против Европы", "Новый год", "Конгресс" и др.). Он обличает тех армян, которые, в тяжелую для народа эпоху, думают только о своих личных выгодах, иногда даже поддерживают турок против христиан ("Желание армян", "Патриот", "Амира", "Адрес султану от 36-ти эфенди-изменников", "Армянское проклятие"). Исход войны 1877—78 гг., не оправдавшей радужных надежд турецких армян, отразился на общем характере творчества П., придав ему меланхолический, безотрадный оттенок. Влияние П. на окружающее общество было громадно; искреннее воодушевление, цельность миросозерцания, близость к реальной жизни, любовь к народу — все это делает его творчество интересным и для неармян. Ср. Arthur Leist, "Raphael Patkanian" (во втором выпуске лейпцигской "Armenische Bibliothek"); Гр. Чалхушиан, "Армянская поэзия в лице Рафаэля П." (Ростов, 1886); Мин. Берберьян "Рафаэль П.", биографический очерк в 1-м томе сборника "Армянские беллетристы" (там же перевод рассказов "Сосед", "Я была обручена", "Вартевор"). Последнее издание сочинений П. вышло в свет в 189 3 г., в СПб. До 20-ти стихотворений П. переведены на европейские языки ("Слезы Аракса" переведены 6 раз, на языки немецкий, французский английский и русский).

Ю. Веселовский

Паткуль, дворянский род

— дворянский род, происхождение которого доныне не выяснено, но предки которого уже в первой половине XV в. владели дворянскими имениями в Лифляндии. Из этого рода происходил Иоанн-Рейнгольд П. (см.). Владимир Григорьевич П. († в 1855 г.) был ревельским комендантом и членом генерал-аудиториата. Его сын Александр Владимирович (1817—1877) воспитывался с императором Александром II, был генерал-адъютантом, спб. обер-полицеймейстером и членом военного совета. Род П. внесен в дворянский матрикул Лифляндской и Эстляндской губерний и в VI часть родословной книги С. -Петербургской губернии.

В. Р.

Паткуль, Иоганн Рейнгольд

(фон П., 1660—1707) — лифляндский дворянин, род. в Стокгольме в тюрьме, куда мать его сопровождала своего мужа, арестованного за государственное преступление; состоял на шведской военной службе; в 1689 г. был членом лифляндской депутации, которая просила у Карла XI о восстановлении прав и привилегий лифляндского дворянства. П. действовал при этом с такой прямотой и настойчивостью, что возбудил ненависть короля Карла XI. За резкое осуждение правительства был приговорен в 1694 г. к отсечению правой руки и конфискации имущества, но успел бежать. После того, как ходатайства перед Карлом XII об отмене приговора остались тщетными, П. поступил в 1698 г. на службу к курфюрсту саксонскому и, будучи послан в Москву, способствовал заключению союза между Саксонией, Польшей и Россией против Швеции. Не поладив с приближенными курфюрста, П. в 1702 г. перешел на службу к Петру I. Весь поглощенный мыслью о мести шведскому королю, о пользе России он вовсе не думал и во многом шел вразрез с намерениями Петра. Царь, например, призывал на службу иностранцев для того, чтобы русские от них научились военному или дипломатическому искусству; П. находил, что русские не приготовлены ни к чему и поэтому их следует заменять иностранцами. Отсюда целый ряд жалоб П. на русских офицеров и солдат и их жалоб на П. Много вредил П. и его характер — жесткость, резкость, высокое мнение о себе и низкое о других. В 1704 г. П. был послан в Варшаву в качестве русского министра и вслед за тем был назначен начальником русского отряда, посланного на помощь Августу. При содействии этого отряда Август вернул себе Варшаву, которая была занята шведами; затем П., бесплодно простояв целый месяц под Познанью, также занятой шведами, отвел войска на зимние квартиры в Саксонию. В своих донесениях оттуда П. постоянно жалуется на недостаток денег, на дороговизну всех припасов, грозит покинуть царскую службу, упрекает Петра в том, что тот не пришел в Польшу. В то же время П. с обычной своей резкостью неоднократно высказывал свое мнение о неспособности самого короля Августа и его министров, которые и воспользовались первым удобным случаем, чтобы погубить П. Петр приказал П. или вывести войска из Саксонии в Россию через Польшу, или, если это окажется невозможным, передать их временно на службу австрийскому императору и затем вернуться через Венгрию. П. решился на последнее; саксонский тайный совет, управлявший государством, потребовал, чтобы П. оставил войска в Саксонии. Когда П. на это не согласился, министры решили арестовать его (20 декабря 1705), ссылаясь на то, что П. действует самовольно, без ведома царя. Петр многократно протестовал против такого нарушения международного права, но внимание его было отвлечено опасностью, угрожавшей в то время России со стороны Швеции. По альтранштедтскому миру между Швецией и Саксонией (1706) П. решено было выдать Карлу XII. Август II тайно приказал коменданту крепости Кенигштейн дать П. возможность бежать; но вследствие жадности коменданта, который непременно хотел получить с П. выкуп, дело затянулось до тех пор, пока в крепость вступил шведский отряд, и 7 апреля 1707 г. П. был закован в цепи. 10 октября он был, как изменник, колесован живым, а затем четвертован. Несчастная судьба П. вдохновила многих поэтов, в том числе Гуцкова. Его вывел на сцену и Лажечников в романе "Последний Новик". См. "J.-R. v. Patkuls, ehemaligen zarischen Generalleutnants, Beriche an das zarische Kabinett zu Moskau etc." (Берлин, 1792—97); биографии П.: Wernich (Берлин, 1849) и Sj ö gren (на шведском яз., Стокгольм, 1882); Buchholtz, "Beitr ä ge zur Lebensgeschichte J. R. Patkuls" (Лейпциг, 1893); Jarochowski, "P's Ausgang" (в "Neues Archiv f ür sä chs. Geschichte", т. 3, Дрезден, 1882—83); von Br üningk, "Patkuliana aus dem livlä nd. Hofgerichtsarchiv" (в "Mitteilungen aus der livlä nd. Geschichte", т. 14, Рига, 1686); Herrmann, "Job.-Reinh. Patkul" (в "Neue Jahrb. der Geschichte und Politik", 1848).

Патлаевский

Иннокентий Иустинович — финансист (1839—1883). В 1862 г. окончил курс в Киевском университете; преподавал законоведение в Нежинском лицее князя Безбородко, потом был профессором финансового права в Новороссийском университете и директором Одесского коммерческого училища. Труды его: "Денежный рынок в России с 1700 по 1762 гг." (магистерская диссертация, Одесса, 1868); "Теория денежного обращения Рикардо и его последователей" (докторская диссертация, Одесса, 1876); "О подоходных налогах" (в "Сборнике государственных знаний", СПб., 1877, т. IV). После смерти П. напечатан его "Курс финансового права" (Одесса, 1885) с биографическим очерком автора, написанным его учеником В. Н. Палаузовым.

В. Р—в.

Патмор

(Coventry Keassey Deighton Patmore) — английский поэт (1823—1896). Его называют "последним трубадуром"; он — последний крупный представитель той "старой школы", которая говорила, что первый признак "избранника" — удаление от мира действительности. Современные вопросы жизни совершенно не интересовали П., так же как и новейшие литературные течения; зато он в совершенстве знал всю средневековую поэтическую литературу. Его идеалом были песни трубадуров, притом древнейшего периода (песни Конона из Бутуньи, Брюле и других провансальцев XIII в.). П. серьезно повторял слова Гейне, которые последний говорил шутя: "Я боюсь демократии, потому что она разрушит все те фантастические игрушки, которые так любит поэт... Она вырубит мои олеандровые рощи и станет сажать в них картофель". Ненавидя политику, П. жил уединенно, сначала в Гастингсе, потом в самой глухой части острова Вайта. Важнейшее из произведений П. — большая поэма "The angel in the house" (1854—62, 7-е изд. 1896); она признается классической даже теми, кто презрительно относится к этому роду поэзии. Другие стихотворные произведения П.: "The unknown Eros" (1877), "Amelia" (1878), "Religio po ëtae" (1 893), "Rod, the Root, and the Flower" (1895). Кроме того, П. издал "Principle in Art and other Essays" (1889).

Патмос

(Patmos) — один из Спорадских островов, принадлежит Турции. 39,6 кв. км; скалист и безлесен. Главный город — П., с хорошей гаванью. Жителей 3000. Монастырь св. Христодула, основанный в 1088 г.; богатое собрание рукописей, описание которого издано монахом Саккелионом в Афинах. П. был местом ссылки у римлян. Сюда был сослан апостол Иоанн и в одной из пещер имел откровение, составившее содержание Апокалипсиса.

Патна

(Patna, древн. Paliboth'ra и Раtaliputra, y магометан Азимабад) — город в индо-британском Бенгальском президентстве на правом берегу Ганга, на возвышенности, которая спасает его от наводнений; окружен стеной. В древние времена П. была великолепным городом с 350000 жителей, бесчисленными дворцами, индусскими храмами и мечетями. В предместье большая мечеть, в которой собираются до 100000 поклонников; здесь же высшее учебное заведение. Заводы опиума, индиго, селитры и гончарные; значительные хлопчатобумажные фабрики. Напротив П., при устье Гондака, лежит местечко Хаджипур с 21487 жителями; место поклонения индусских пилигримов. П. был при королях Магады (Бигаро), особенно при Удахе (450 г. до Р. Х.) и Чандрагупте, важнейшим городом Индии. 165192 жителя, в том числе 124506 индусов, 40077 магометан, 540 христиан (1891).

Пато

Монис-Нуньо (Pato) — португальский писатель, родился в 1781 г. Основал в 1820 г. газету "Portuguez constitucional", открывшую ему доступ в палату представителей. Героическо-комическая поэма его "Agostin heida" — одна из лучших в португальской литературе. Окончил жизнь в тяжелом одиночестве: обвиненный в политическом преступлении, он был сослан в 1827 г. на один из островов Зеленого мыса. П. написал 40 драм: "А queda do despotismo", "О mez da flores", "O throno", "A estancia do fado" и др. Отдельно напечатаны также его газетные статьи.

Патов

барон Эразм-Роберт (Patow) — прусский государственный деятель. В 1848 г. был министром торговли в кабинете Кампгаузена. Выбранный в 1849 г. во вторую палату, он примкнул к оппозиции и во все время министерства Мантейфеля энергично боролся с партией юнкеров. В либеральном министерстве Гогенцоллерн — Ауэрсвальд (1858) П. взял на себя портфель финансов, подготовил немецко-французский торговый договор и провел закон о поземельной подати. 18 марта 1862 г. он вместе с другими либеральными членами кабинета подал в отставку и примкнул в палате к старолиберальной партии. Позже был обер-президентом провинции Саксонии. Умер в 1890 г.

Патогенез

— происхождение, причины болезней.

Патогения

— отдел общей патологии, занимающийся изучением способов произведения болезни; патогенный — производящий болезнь, как, например, патогенные микробы, т. е. низшие организмы, вызывающие то или другое специфическое заболевание.

Патогномонический признак

— термин, употребляемый в медицине для определения такого признака, который безусловно относится исключительно к данному определенному страданию (например, ржавая мокрота при крупозном воспалении легких, то или другое положение члена при разных вывихах).

Патока крахмальная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Патока свекловичная

или черная — см. Винокурение и Сахарное производство.

Патологическая анатомия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Патология

(от греч. слов pathos — болезнь и logos — изучение) — отдел медицины, изучающий сущность, причины и симптомы болезней. П. одна из самых древних наук, получившая весьма значительное развитие за многие века до Р. Х. П. подразделяют на общую и частную. Первая отыскивает и устанавливает законы, по которым совершаются всевозможные уклонения от нормы; она изучает род болезненных типов. Частная П. изучает всевозможные болезненные состояния, смотря по различным органам, возрастам и даже полам. Прежде поэтому различали П. внутренних болезней (внутреннюю медицину, pathologie interne, Innere Krankheiten) и П. наружных болезней — хирургию (pathologie externe). Но с развивающимся все более и более успехом наук стали подразделять эти две главные группы на целый ряд мелких отделов: гинекология, педиатрия, отиатрия, офтальмология, дерматология, сифилидология, хирургия, ринология, психиатрия и др. Каждая из этих отраслей наук описывает соответственные отдельные болезни. В отличие от частной, общая П. оставляет совершенно в стороне описательную сторону этих явлений; она не рассматривает в частности отдельных видов болезней со всеми их признаками и условиями, которые могут вызвать каждый частный вид заболевания. Она исходит от функции каждого органа или каждой системы тела и определяет в каждом болезненном явлении, в чем заключается уклонение от нормального жизненного процесса. По отношению к различным отделам частной П. она является общей в смысле объединения однородных процессов; по отношению к физиологии, изучающей функции здорового организма, она является патологической физиологией.

До второй четверти настоящего столетия общая П. совершенно лишена была экспериментального характера и была ничем иным, как чисто метафизическим толкованием сущности и причин болезней. Лишенная устойчивых основ, общая П. со времени Гиппократа являлась смесью самых противоположных учений. Отраслью положительного знания общая П. становится лишь со второй четверти настоящего столетия, со времени открытия клетки, т. е. с того момента, когда явилась возможность в измененной морфологии клеток находить материальный субстрат для различных болезненных явлений. Чем больших успехов достигала физиология, тем более точные данные вырабатывала и общая П. В настоящее время она представляет чисто экспериментальную науку, изучение которой мыслимо только в лабораториях. Громадную заслугу в ее развитии, начиная со второй половины настоящего столетия, имели немецкие ученые: Вирхов, Конгейм, Самуэль, Либермейстер и др.; во Франции труды физиологов Клода Бернара и Лонже также внесли много света в сущность болезненных процессов, происходящих в организме. В России общая П. занимает высокое положение в числе ее представителей выдаются Лукьянов, Пашутин, Подвысоцкий и др. Особенно ценные работы по общей П. выходят из института экспериментальной медицины в СПб. под руководством профессоров Лукьянова, Ненцкого, доцентов Ускова, Виноградского и др. В настоящее время работы русских врачей по общей П. печатаются как в "Архиве биологических наук", издав. институтом, так и в "Русском архиве П., клинической медицины и бактериологии", издающемся под ред. проф. Подвысоцкого в Киеве.

Патология рас

Статья большая, находится на отдельной странице.

Патом Большой

— река Якутской области, Олекминского округа, правый приток реки Лены, в которую впадает выше Нохтуйского села. Большой П. берет начало в Патомском нагорье, имеющем среднюю высоту до 1200 м над уровнем моря. Длина течения реки 350 верст. Уже от устья Марекана река имеет до 203 саженей ширины и становится судоходной для небольших лодок. Течение быстрое и порожистое в верховьях, становится более спокойным в низовьях, хотя скорость течения значительная, в особенности на перекатах и шиверах. В Большой П. справа впадают золотоносные речки: Бугарикта, Амнундакта, Хайверга с Кевактой, Токодо, Челончен и Биллах. Слева реки Джемкукан, Атыркан, Марекан, Онангра, Мара, Хаталлах, Большой Тююкан и Малый Тююкан и др. По некоторым речным долинам и в настоящее время производится разработка золота, ежегодная добыча которого, однако, не превышает 10—11 пудов в лето, так как россыпи значительно истощились. Речная долина в верховьях не широка, но далее расширяется; она окружена высокими, лесистыми местами и утесистыми горами, состоящими из гранитов, гранито-гнейсов и глинистых, тальковых сланцев.

Патом Малый — правый приток реки Лены, впадающий в нее в 5 верстах ниже Большого П., Якутской области, Олекминского округа. Берет начало в ленской горной возвышенной стране. Длина около 100 верст, быстрое порожистое течение и от 2 до 15 саженей ширины; весной доступна для небольших лодок. Долина неширока, лесиста и болотиста. В самых верховьях реки и по притокам ее Гарбилах и Валюкте разрабатываются золотоносные россыпи. В 1894 г. на 6 приисках добыто 18½ пудов золота при содержании в 100 пудах песка до 70 долей золота. Справа в Малый П. впадают речки Эрен, Валюкта и Ататкан, слева Гарбилах, Гунда, Нинундра, Олдоксо.

Н. Л.

Патрас

— город в Греции, см. Патре.

Патре

(прежде Патрас, называется также Старой Патрой — Палеопатра, в отличие от Новой Патры — Неопатра, стоящей на месте древней Гипаты, в южной Фессалии) — древний город на северном берегу Пелопоннеса; был одним из 12 самостоятельных городов Ахейской области; императором Августом обращен в римскую колонию под именем Colonia Augusta Aroe Patrensis и наделен обширной территорией; в 1205—1408 гг. был главным городом франкского герцогства Ахейского; в 1463 г. достался в руки туркам; в настоящее время — город в королевстве греческом, на берегу Патрасского залива, на юго-запад от так называемых Малых Дарданелл (у береговых выступов Рион и Антирион), образующих вход в Лепантский (Коринфский) залив. Еще до начала греческой революции П. была значительным торговым городом и имела более 22000 жителей. Как важный стратегический пункт, охраняющий сношения Мореи с Лепанто (Навпакт), Албанией и Румелией, П. во время греческой войны за независимость часто была театром военных действий между турками и греками и в апреле 1821 г. была обращена турками в развалины. Со времени основания греческого королевства П., как один из самых важных торговых городов Греции, быстро возвысился; уже в 1879 г. число жителей возросло до 25494. Станция железнодорожной линии Коринф — П. — Пиргос.

Патриарх в церковной иерархии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Патриархады

— название многих эпопей XVIII в., написанных в подражание "Мессиаде" Клопштока (см.) на сюжеты из ветхозаветной истории патриархов; размер стихов в П. — гекзаметр. Сюда относятся, например, "Ноахида" Бодмера (1750) и "Испытание Авраама" Виланда (1753).

Патриархи

(πατριάρκης — родоначальник, праотец) — так называются в Священном Писании (см. например Деян. Апост. VII, 8, 9; Посл. к Евр. VII, 4) благочестивые родоначальники народа Божия (еврейского), жившие до закона, данного на Синае, и бывшие исключительными носителями истинной религии и связанного с ней обетования о Спасителе. Первые десять П. (Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной), как жившие до потопа, называются допотопными П.; все они наделены были необычайной долговечностью и служили живыми хранителями и истолкователями вверенного им обетования. Из П., живших после потопа, особенно замечательны Авраам, как отец и родоначальник нового поколения верующих, а затем Исаак, Иаков и Иосиф. Со смертью Иакова и Иосифа оканчивается патриархальная эпоха библейской истории. Отличительной особенностью ее является близкое и непосредственное общение П. с Богом и управление народом на основании общепризнанных нравственных правил, еще не соединенных в формальное законодательство (кроме первичного свода в "Ноевых законах"). В жизни П. усматривается как бы преобразование будущих событий. Так, соединение в Спасителе божеского и человеческого естества изображено в лестнице, виденной Иаковом; Его страдания, понесенные Им от своего народа, но сделавшиеся источником благословения для всего человечества — в приключениях Иосифа; Его крестная смерть и воскресение — в жертвоприношении Исаака. Странническая жизнь П. не дозволяла им избрать какое-либо одно место для богослужения; время и место для принесения жертв определялись или явлениями Божьими, или какими-либо особыми знаками небесного благоволения. Ознаменованное таким образом место богослужения и созданный однажды жертвенник навсегда пользовались особенным уважением и обычно избирались П. для новых жертвоприношений. Такими местами богослужения были гора Мориа, дубрава Мамре, Вефиль, Вирсавия и др. В среде П. все обетования передавались по праву первородства, получаемому через особое благословение; охранялась святость брака и отвергалось всякое смешение с идолопоклонниками (Быт. XXXIV, 7, 13, 31; XXXVIII, 24; XXVI, 34, 35; XXVII, 46). Почтительное повиновение родителям считалось главнейшей добродетелью. Семейная жизнь отличалась первобытной простотой; брак заключался с благословения и указания родителей; известны, однако, примеры своевольных браков (напр. женитьба Исава), ведших к семейным раздорам и недовольству. В мирских делах господствовала патриархальная форма правления: власть сосредоточивалась в руках главы семейства или рода, патриарха; он распоряжался судьбой своих детей и домочадцев, производил суд и расправу, имел право жизни и смерти (Быт. XXXVIII, 24) и в случае внешней опасности являлся полководцем (как напр. Авраам), за которым признавалось право войны и мира. Все эти права и обязанности не имели еще вполне определившегося характера и вытекали лишь из естественного положения отца, обязанного заботиться о защите и благосостоянии своего рода. См. А. П. Лопухин, "Руководство к библейской истории Ветхого Завета" (СПб., 1888); его же "Библейская история при свете новейших исследований и открытий" (Ветхий Завет; СПб., 1889); А. Лебедев, "Ветхозаветное вероучение во времена патриархов" (СПб., 1886).

Патриаршая

ныне синодальная ризница — в Москве (см.). Ее описание сделано архиепископом Саввой под заглавием "Указатель для обозрения московской П. ризницы" (М., 1883, изд. 5).

Патриаршее

(Нижний Студенец тож) — село Задонского уезда Воронежской губернии, на левом берегу реки Дона. Дворов 757, жителей до 5000; земская больница.

Патриаршество в России

Статья большая, находится на отдельной странице.

Патриаршие вотчины в России

Статья большая, находится на отдельной странице.

Патриаршие дворяне

— см. Патриаршие вотчины в России.

Патриаршие домовые монастыри

(раньше митрополичьи) — так назывались монастыри, находившиеся на землях, принадлежавших не им самим, а митрополичьей, впоследствии патриаршей кафедре. Часть этих монастырей русские митрополиты получили после епископов владимирской и суздальской епархий, кафедры которых перешли в заведование митрополита; другие монастыри были приобретены вместе с землями, на которых они находились, от частных лиц; третьи были основаны митрополитами на собственной земле; четвертые возникли из митрополичьих монастырских пустынь, разросшихся впоследствии в монастыри. В течение XIV—XVI вв. количество домовых монастырей постепенно увеличивалось и ко времени учреждения патриаршества достигло 35. В смутное время число этих монастырей уменьшилось до 13; остальные исчезли. В течение XVII в. к патриаршей кафедре присоединены были новые монастыри. К концу XVII века П. домовых монастырей было 24. Некоторые из них были многолюдны (Новинский, Благовещенский нижегородский) и заключали в себе 60—80 человек; другие состояли из 3—7 человек братии (Райская пустынь, Флоренский монастырь около Галича, Запрудный около Костромы). Настоятель домового монастыря назначался и увольнялся патриархом. Другие должности в домовом монастыре замещались обыкновенно по выбору. Собор 1667 года постановил, чтобы епархиальный архиерей управлял всеми церковными установлениями, находящимися в его епархии. Этим была ослаблена зависимость домовых монастырей от П. кафедры в епархиях, подведомственных не патриарху, а епархиальным архиереям. На соборе 1675 г. было постановлено, чтобы крестьянами и приходскими церквами, находящимися в П. вотчинах разных епархий, ведал епархиальный архиерей в отношении церковного суда и управления; домовые же монастыри оставлены были на прежнем основании. После смерти патриарха Адриана (1700 г.) домовые монастыри оставались в заведовании П. дворцового приказа, назначавшего их настоятелей "по указу великого государя" из игуменов и архимандритов; если назначаемого нужно было возвести в этот сан, то это происходило с ведома местоблюстителя П. престола. С учреждением св. синода домовые П. монастыри перешли в его ведение; некоторые из них вследствие незначительного числа монахов были закрыты, другие присоединены к более многолюдным монастырям (см. Синодальные вотчины). О вотчинных отношениях домовых монастырей к П. кафедре см. П. вотчины в России. Ср. М. Горчаков, "О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и св. синода" (СПб., 1871, стр. 177—191, 391—399, 537—542).

Н. В.

Патриаршие крестьяне

— см. Патриаршие вотчины в России.

Патриарший дворцовый приказ

— см. Патриаршие вотчины в России.

Патрик

(лат. Patricius) — апостол и патрон Ирландии, род. во 2-й половине IV столетия. Из приписываемого ему сочинения "Confessio" видно, что он был сыном диакона Кальпорния, знатного шотландского рода. На 16-м году жизни морские разбойники увезли его в Ирландию, где ему пришлось пасти скот. Через шесть лет он бежал на родину. После посвящения в священники и епископы П. снова отправился в Ирландию в 432 г. и начал, несмотря на грозившие ему большие опасности, проповедовать Евангелие. Он основал много церквей, монастырей, монастырских школ и установил церковную иерархию, перенеся впоследствии архиепископский престол в Армаг. П. умер в глубокой старости между 457 и 469 г. и позднее причислен к лику святых. Подлинность "Confessio", как и "Episto l a ad Coroticum" (изд. в "Patrologia" Миня, т. 3), и даже достоверность существования П. неоднократно оспаривались. По другим источникам, П. был сыном римского воина, назывался Суккатом и переменил это имя на имя П., когда в 432 г. папа Целестин I сделал его апостолом. Ср. Тодд, "Saint-Patrick, apostle of Ireland" (Дублин, 1864 г.); Скене, "Celtic Scotland" (Л., 1877); Луфс, "Antiquae Britonum Scotorumque ecclesiae quales fuerint meres etc." (Лейпциг, 1882); Ширман, "Loca Patriciana" (Дублин, 1833 г.); Роберт, "Etude critique sur la vie et l'oeuvre de Saint Patrick" (П., 1884); Морис, "The life of Saint Patrick" (Л., 1888 г.); Градуэль "Succat" (Л., 1892).

Патрикеевы

— княжеский род в древней Руси. Родоначальником их был Патрикий Наримонтович, князь пинский, внук великого князя литовского Гедимина, бывший начальником новгородской рати против великого князя Дмитрия Иоанновича. При великом князе Василии Дмитриевиче перешли на службу в Москву два сына князя Патрикия: старший, Федор, стал называться Хованским, а младший, Юрий — князем П. Юрий женился на дочери великого князя, а племянницу свою, дочь третьего брата, выдал за брата великого князя, князя Андрея Можайского. Сын Юрия П., князь Иван, был первым боярином великого князя Иоанна III, большим наместником и московским воеводой. Родные братья великого князя, ища с ним примирения, прибегали к посредничеству Ивана П. Из завещания князя П. видно, что в его владении было две слободы и двадцать девять сел главных, кроме деревень, к ним приписанных. Пока перестраивали дворец Иоанна III он жил в доме князя Ивана Юрьевича П. Дорожа давними правами боярства, П. несочувственно относился ко второй жене великого князя, Софье Палеолог (см.), и принял сторону малолетнего внука великого князя, Димитрия. Когда Софья восторжествовала, П. постигла опала (1499); по просьбе духовенства он был оставлен в живых, но пострижен в монахи вместе со своим семейством. О сыне его, князе Василии — см. Вассиан Косой. Другие внуки князя Юрия П. получили особые прозвища и стали родоначальниками князей Щенятевых, Голицыных и Куракиных. Со смертью сыновей Ивана Юрьевича, в начале XVI в., пресекся род князей П. См. "Материалы исторические и юридические района бывшего приказа Казанского дворца" (т. I, Казань, 1882).

Патрикий, греческий геометр

эпохи упадка (приблизительно — IV века после Р. Х.). Занимался практической геометрией. Ему принадлежат неточные способы определения площади земельного участка значительной длины и определения объема постепенно суживающейся кверху круглой колонны. Оба эти способа сделались известными новейшей науке из принадлежащих позднейшему времени вставок с их описанием в сочинения Герона Александрийского о геометрии (глава 104) и о стереометрии (книга I, глава 22). О П. см. Th. Martin, "M émoires présentés par divers savants à l'Académie des inscriptions et belles-lettres. Série I. Sujets divers d'é rudition" (П., 1854, стр. 220).

Патрикий, святые православной церкви

— имя двух святых православной церкви: 1) преподобный, вместе с Иоанном, Сергием и другими преподобными отцами обители преподобного Саввы пострадал от разбойничьих шаек сарацин в 796 г.; память 20 марта; 2) священномученик, епископ; за обращение язычников в христианство обезглавлен в царствование Юлиана, в 362 г.; память 19 мая.

Патрикия орден

(св. Патрика) — ирландский орден, учрежден королем Георгом III в 1783 г. Знаки его: окаймленный золотом красный крест св. Патрикия на голубой ленте и серебряная звезда. В торжественных случаях знак висит не на ленте, а на увенчанной английской королевской короной "арфе Давида" (герб Ирландии), прикрепленной к цепи, состоящей из чередующихся арф Давида и роз.

Патримониальное государство

— см. Государство.

Патринит

— синоним айкинита (см.) или игольчатой руды.

Патриот

— ежемесячный "журнал воспитания на 1804 г.", издававшийся в Москве В. В. Измайловым и заключавший в себе правила воспитания, практические способы преподавания разных предметов, детские повести и рассказы, популярные статьи по моральным и философским вопросам. Журнал стремился основать воспитание на началах "рациональной философии" и отличался значительной по тому времени широтой и смелостью взгляда.

Патриотизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Патриотическая лига

во Франции — см. Дерулед.

Патриотическое общество

В 1812 г. в С.-Петербурге образовалось "Общество патриотических дам" для облегчения участи вдов, сирот и вообще беспомощных лиц; в конце того же года общество получило название С.-Петербургского Женского П. Общества. Имея целью, между прочим, призревать сирот, оставшихся от разоренных войной родителей, П. общество учредило "Училище сирот" для детей штаб- и обер-офицеров, в 1822 г. наименованное П. институтом и переданное в ведение комитета о раненых. С 1816 по 1829 г. в ведении общества находилось женское учебное заведение "Дом трудолюбия" (ныне Елизаветинское училище). С 1816 г. общество положило оказывать пособия дряхлым, увечным, вдовам, сиротам и вообще семействам, оставшимся в бедности после поступивших в ополчение 1812 г. Каждая из П. дам приняла на свое попечение какую-либо часть города, имея при себе одну помощницу и одну собирательницу подаяний. Призрение детей, не имевших пристанища, положило основание школам, сделавшимся известными под названием частных школ П. общества. В 1817 г. утвержден первый устав общества, в 1833 г. — новый, точнее определивший цель общества. В настоящее время общество состоит в ведомстве Учреждений императрицы Марии и носит название Императорского Женского П. общества. Члены общества разделяются: 1) на действительных (только женского пола), ежегодно вносящих по 60 руб.; 2) почетных, вносящих ту же сумму, но не принимающих участия в делах общества, и 3) почетных старшин. Всего состояло в 1895 г. 43 действительных члена, 34 почетных члена и 29 почетных старшин. Делами общества управляет совет, состоящий из председательницы — государыни императрицы, — вице-председательницы и действительных членов и их помощниц. Кроме того, с 1873 г. существует совещательный комитет для обсуждения разных мер к улучшению заведений общества. В ведении общества в 1895 г. состояло: 7 школ с интернатом, 8 школ для приходящих, 1 рукодельня с магазином, 7 ремесленных отделений и классов; при двух школах детские сады, при одной школе хозяйственное (прачечное) отделение, при рукодельне школа кройки. Обучались 541 пансионерка, 1813 приходящих, 4 мальчика в детском саду, 11 приходящих в рукодельне, 24 в школе кухонного искусства. Окончило курс школ в 1895 г. 222 человека, выбыло до окончания — 200. Предметы преподавания: Закон Божий, русский язык, история, арифметика, география, естествоведение, чистописание, рисование, гимнастика, пение, шитье и кройка белья и платья, штопка, вязание, вышивание. Учащихся в школах общества — 213. К 1 января 1896 г. у общества было капиталов 657797 руб. и недвижимого имущества на 252014 руб. Приход общества за 1895 г. — 244381 руб. расход 197191 руб. См. " Краткий исторический очерк действий СПб. Женского П. общества" (СПб., 1848); "Пятидесятилетие СПб. Женского П. общества, 12 ноября 1862 г." (СПб., 1862); "Хроника ведомства Учреждений императрицы Марии" И. Селезнева (СПб., 1878).

Патриотическое прусское женское общество

(Vaterlä ndische Frauenverein) — основано в 1866 г.; обнимает собой (в 1892 г.) 18 союзов (Verb ä nde), с 782 ферейнами, 111511 членами и капиталом почти в 1 млн. марок. В военное время общество действует под высшим управлением прусского "Общества попечения о раненых и больных". В мирное время общество заботится о заготовлении всего необходимого для надобностей военного времени и сверх того оказывает нуждающимся самую разнообразную помощь.

Патрипассианство

— см. Монархиане.

Патристика

(от πατήρ, pater) — одна из богословских наук, имеющая своим предметом изучение творений святых отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения. В христианской церкви название "отца" присваивается, еще со времен апостолов, вообще пастырям церкви. В более специальном смысле название "святых отцов церкви" присваивается тем церковным учителям, которые в своих творениях оставили изложение и объяснение веры христианской, принятое церковью к своему руководству. Из ряда "отцов церкви" особенно выделяются "вселенские учители", имеющие наивысший личный авторитет в церкви как оказавшие ей особые услуги защитой, формулированием и разъяснением догматов веры. В восточной церкви такое значение присваивается св. Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту и Афанасию Александрийскому, на Западе, кроме того, Иерониму Стридонскому, Августину Гиппонийскому, Амвросию Медиоланскому и папе Григорию Великому. Кроме того, западная церковь имеет так называемых doctores ecclesiae, к которым причисляются: Лев Великий, Фома Аквинат, Бернард Клервосский (с 1830 г.), Гиларий Пуатьерский (с 1852 г.), Франциск Салийский (с 1875 г.). Некоторые богословы ограничивают существование в церкви "отцов церкви" известным периодом времени; на Востоке — от начала церкви до Иоанна Дамаскина († в 754 г.), на Западе — до Григория Великого включительно († в 604 г.), по мнению других — до ХIII в. Ультрамонтанские богословы думают, что папа во всякое время может возвести в звание отца церкви кого признает достойным. Церковь восточная не имеет писаного канонического постановления по этому предмету, но богословы и патрологи большей частью думают, что так как церковь всегда одна и та же и всегда обладает одними и теми же благодатными силами, то в ней во всякое время возможно явление лиц, обладающих дарованиями святоотеческими и могущих быть признанными в качестве "отцов церкви" по суду самой церкви. Поэтому-то в русской П., например, Филарета Черниговского ("Историческое учение об отцах церкви"), излагается и рассматривается учение св. Димитрия Ростовского и других, ранее его бывших святых иерархов, оставивших после себя писания. Нахождение в лике канонизованных святых и согласие с учением церкви считаются настолько необходимыми для причисления к отцам церкви, что даже такие великие богословы христианского мира, как Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский, Тертуллиан не признаются "отцами церкви", а лишь церковными писателями; восточная церковь не удостаивает этого титула Иеронима и Августина, как не канонизованных ею в качестве святых. Литература П. в смысле науки, занимающейся систематическим изложением учения святых отцов, обильна монографиями об отдельных св. отцах, но скудна полными систематическими курсами, содержащими в себе полное изложение учений всех отцов церкви. Из старинных сочинений имеют доселе некоторое значение книги Бонавентуры "De optima legendarum ecclesiae patrum methodo" (XII в.) и Daille "De usu Patrum" (1618). Лучшие из современных П. — "Patrologie" Мёлера, "Patrologie" Альцога; Boehringe r, "Kirchengeschichte in Biographien" (1873); Ebert, "Geschichte der christl. Catholisch. Literatur" (1874). Единственная система П. в русской литературе — "Историческое учение об отцах церкви" Филарета, архиепископа Черниговского — есть собственно патрология, а не П. Более или менее общий недостаток всех современных систем П. — недостаток генетического метода при изложении святоотеческих учений, т. e. выяснения отношения учения одних к учению других (напр. западных к восточным), преемственности и последовательности развития богословских идей и зависимости их друг от друга чисто литературной. Каждая из известных П. представляет более механический сбор патристических монографий, чем систему.

Н. Б—в.

Патрица

— см. Медальерное искусство и Словолитное дело.

Патрициат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Патриции

(Patricii) — В Риме слово П. имело в разные эпохи различное значение. В царский период под П. подразумевались граждане, имевшие отца, т. e. по рождению приобретавшие в полном объеме права, которыми обладал pater familias; а так как patres familiae могли быть только cives optimo jure, т. e. не клиенты и не плебеи, то под П. подразумевались полноправные, свободнорожденные (ingenui) дети коренных римских граждан, принадлежавших к трем исконным трибам (Ramnes, Tities и Luceres) и разделенных на роды (gentes). Как члены рода и сыновья представителей семейств, патриции относятся к patres точно так же, как dediticii, т. e. дети (потомки) покоренных, относятся к dediti, т. e. к самим покоренным. Таков взгляд Моммзена. По мнению Беккера, Чивеглера, Ланге, Клазона, patricii — то же самое, что patres. Виллемс в П. видит свободнорожденных (ingenue, потомков ста сенаторов Ромула, и предполагает, что в ту эпоху представителей родов было сто. Несомненно, во всяком случае, что П. в эпоху царей обладали полным комплексом прав, как частных (jus connubii, commercii, gentilitatis, patronatus), так и общих (jus suffragi, honorum, sacrorum, auspiciorum, sacerdotiorum, occupandi agrum publicum), и исполняли все функции общественной жизни, религиозные и гражданские. Органом их власти были куриатные комиции. Некоторые ученые (Беккер, Нибур, Ланге) утверждают, что эти комиции были исключительно патрицийские; Моммзен, Зольтау и Виллемс доказывают, что в них участвовали и плебеи, хотя последним принадлежало одно лишь право — jus suffragii. Сенат состоял из одних П. Магистратуры, с которыми были тесно связаны религиозные права, также принадлежали одним П. Звание П. приобреталось или путем рождения (agnatio), или путем натурализации (cooptatio), т. e. дарования неримским (альбанским, сабинским, этрусским) родам прав римского патрициата. Отсюда различие между чисто римскими патрицийскими родами — Ramnes, Tities, Luceres primi — и натурализованными — Ramnes, Tities, Lucer es secundi; первые назывались gentes majores, вторые — gentes minores (Ланге, согласно древнему преданию, считает gentes minores за плебейские роды, присоединенные при Тарквинии Приске к числу патрицийских). К числу majores gentes принадлежали, между прочим, Эмилии, Корнелии, Фабии, Манлии, Валерии и др. Образование новых патрицийских родов имело место лишь в период родовой общины, т. e. в дореспубликанскую эпоху; во время республики не было создано ни одного нового патрицийского рода. В период республики, с размножением бесправной массы плебеев, государственно-правовой монополии патрициев был положен конец: путем долгой и упорной борьбы плебеи добились равноправности с П. и низвели их сословие на степень родовой аристократии, сохранившей за собой лишь некоторые магистратуры (Rex sacrorum, Flamines majores, Salii, Arvales, Titii, Fetiales, Interrex) и право избирать из своей среды princeps senatus. Созданные за этот период новые государственные органы, несмотря на стремление П. управлять ходом государственной жизни, стали доступны после долгой борьбы и плебеям. Полное уравнение в гражданских и административных правах произошло около 300 г. Поражение патрициата объясняется, между прочим, вымиранием многих патрицийских родов и замкнутостью сословия. До 300 г. не было ни одного случая усыновления патрицием плебея; затем до эпохи Суллы хотя такие факты и встречались, но очень редко. В результате число патрицианских родов к концу республики свелось к 14, с тридцатью фамилиями (имена приведены у Моммзена в его "R ömis che Forschungen", I т., 1864, стр. 122). Несмотря на уменьшение политических преимуществ, П. до конца республики сохранили гордость чистокровного происхождения от отдаленных предков. Цезарь и Август, а за ними императоры первых трех веков после Р. Х., желая поднять сословие П., свободно принимали в его состав новые роды и новых членов. О П. после Константина Великого см. Патрициат.

Литература. Mommsen, "Rö misches Staatsrecht"; его же, "R ö mische Forschungen" (1864, I т., ст. "Die R ömischen Patriciergeschlech ter" и "Der Patriziersenat der Republik"); Виллемс, "Римское государственное право"; Willems, "Le s énat de la Ré publique romaine" (1878—83, Лувен); Lange, "R ömische Altertü mer"; Lange, "De patrum auctoritate" (1877, Лейпциг); Mispoulet, "Les institutions politiques des Romains" (1882); Reuter, "De patrum patriciorumque apud antiquissimos Romanos significatione" (1849, Вюрцбург); Christensen, "Die urspr ü ngliche Bedeutung d. Patricii" (1876, Гузум); B ü dinger, "Cicero und der Patriciat" (1881, Вена); Азаревич, "П. и плебеи в Риме" (СПб., 1875).

Н. О.

Патров

(Πατρόβας — отцу последующий; Римл. XVI, 14) — апостол из числа семидесяти, ревностнейший спутник и сотрудник апостола Павла. По преданию, П. был епископом в Неаполе и Путеолах и скончался мученически. Память его — 4 января и 5 ноября.

Патровка

— село Самарской губернии, Бузулукского уезда. Жителей 3686, дворов 621, школа, 13 мельниц, 2 конные обдирки, 2 лавки.

Патрокл, бухта Приморской области

— бухта Приморской области Южно-Уссурийского края, в проливе Босфор Восточный, между мысами Басаргина и Иродова, верстах в 6—7 от Владивостока. Длина в направлении к северо-востоку около 2 верст, затем суживается до 1 версты, глубина 10—15 саженей, в самой вершине 4—8 саженей. Отделяется от лежащей рядом с ней бухты Улисс нешироким низменным перешейком. Бухта покрывается льдом не более как на две-три недели; открыта южным ветрам, господствующим в летнее время.

Патрокл, в мифологии

(Πάτροκλος, Patroclus) — сын Менойтия, родственник Ахилла. Будучи мальчиком, он во время игры в кости убил своего товарища, за это отец отправил его к Пелею во Фтию, где он был воспитан вместе с Ахиллом. С этих пор началась их дружба, не прекращавшаяся до самой смерти П. и продолжавшаяся в царстве Аида. Во время похода на Трою П. был спутником Ахилла и вместе с ним перестал участвовать в битвах, когда Ахилл был оскорблен Агамемноном. Однако, когда положение греков сделалось затруднительным, П., облачившись в доспехи друга, выступил против троянцев, оттеснил их от греческого лагеря, потушил пожар на кораблях, убил Сарпедона и Сфенела и сражался с Гектором из-за Сарпедонова трупа. Три раза нападал он на троянское войско у стен города, но при четвертом натиске был сражен Аполлоном, причем Гектор совлек с него Ахиллово оружие. Смерть П. глубоко поразила Ахилла, который, чтобы отомстить троянцам, решил опять вступить в ряды сражающихся. См. Ахилл. Ср. XVI, XVII и XXIII песни Илиады.

Н. О.

Патрокл, священномученик

— священномученик, пострадал при Аврелиане (270—275) в Трикассине или Треках (нынешний Труа во Франции); память 17 августа.

Патрология

Статья большая, находится на отдельной странице.

Патрон Вудкрофта

— см. Ткацкое производство.

Патрон, боеприпас

Статья большая, находится на отдельной странице.

Патрон, термин римского права

— в римском праве лицо, оказывавшее покровительство и защиту неполноправным членам римского гражданского и политического общества, а именно клиентам (см.) и вольноотпущенникам (см.). Для первых патронами были патриции, с которыми клиенты вступили в зависимые отношения, и их наследники. Для вторых патроном считалось лицо, совершившее акт манумиссии (см), преемниками же его — нисходящие агнатические родственники, независимо от того, являлись ли они наследниками первого П. Лишенные наследства агнаты не имели права на некоторые повинности вольноотпущенного, именно на его услуги и на наследственную обязательную долю. При capitis deminitio minima (см.) П. терял свои права над вольноотпущенным, причем в древнее время вольноотпущенный становился совершенно свободным; по позднейшему праву П. становились и в этом случае нисходящие агнаты. При capitis deminutio maxima П. мог указать в качестве преемника своих прав одного или нескольких из нисходящих агнатов. За неисполнение своих обязанностей по отношению к вольноотпущенному (например, если он отказывал ему в случае нужды в алиментах) или за злоупотребление своими правами (например, если патрон отдавал в наймы услуги вольноотпущенного, которыми мог пользоваться только лично сам; брал с него присягу в том, что он не женится; выговаривал себе денежные выдачи; вчинял уголовный иск) П. совершенно лишался своих прав над клиентом.

В. Н.

Патронат в средние века

— см . Феодализм.

Патронат тюремный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Патронат церковный

— институт церковного права, в силу которого лицу или учреждению предоставляется известная совокупность прав и обязанностей по отношению к церковной должности и в особенности к ее замещению. Это право основывается на каких-либо заслугах перед церковью (пожертвование земельного участка, возведение церкви, обеспечение церковной должности: patronum faciunt fundus, aedificatio, dos). Римско-католическое право первоначально различало П. светский — если право П. принадлежало светскому лицу, духовный — если это право принадлежало представителю церковной должности или церковному учреждению, и смешанный. П. бывает вещный и личный, смотря по тому, связан ли он с лицом или с вещью (обыкновенно — недвижимым имением). Осуществление вещного П. приостанавливалось в тех случаях, если имение переходило в руки нехристианина. Лицо, обладающее П., имеет право представлять своего кандидата на вакантную должность в церкви, по отношению к которой существует П. Если право П. принадлежит одновременно нескольким лицам, то оно осуществляется ими или сообща, или последовательно, по взаимному соглашению. Кроме участия в замещении церковной должности, патрону принадлежат еще следующие права: 1) почетные — место на хорах во время богослужения, место в церковных процессиях, поминовение в церковных молитвах; 2) сопряженные с тягостями — надзор за управлением церковным имуществом и 3) полезные — право на алименты от церкви в случае впадения в нищету вследствие стечения неблагоприятных обстоятельств, без всякой собственной вины. В евангелической церкви П. существует как наследство от церкви римско-католической, с известными модификациями. Право П. принадлежит главным образом владельцам земли, которые осуществляют его или непосредственно, или через церковно-правительственные установления. Приходские общины имеют широкое участие в замещении церковных должностей, осуществляемое в форме или последовательного, или совместного с владельцем земли представления кандидата. В русском законодательстве о церковном П. говорит XI т. (ч. 1-ая) Св. Законов изд. 1896 г. (церкви римско-католической посвящены ст. 176—181, евангелической — ст. 766 — 776). В римско-католической церкви церковный П. (коллатура) может принадлежать частным лицам, учреждениям и правительству. Где коллатура принадлежит правительству, там в церковном дозоре председательствует гминный войт или солтыс, если он католик. Тот же порядок существует и в имениях, приобретенных евреями. В статьях, касающихся евангелического П., перечисляются способы приобретения права П.; уступка места под церковь или пасторат, сооружение церкви или пастората, назначение сумм на содержание пастора, возобновление разрушившейся церкви. Утверждается патронат высочайшей властью. Право П. может переходить по наследству, если оно не соединено с владением имением. В прибалтийских губерниях владельцы имений, не исповедующие евангелическо-лютеранского исповедания, могут пользоваться правом П. сами или передавать его по доверенностям другим лицам или местным консисториям. Если право П. соединено с имением, то оно переходит к новому владельцу имения. Пожалование казенного имения, с которым соединено право П., в вечное и потомственное владение передает право П.; если пожалование срочное, то право П. остается за казной. При разделе поместья право П. может быть передано одному из владельцев на основании особой сделки, доводимой до сведения министерства внутренних дел. Если владелец имения состоит под опекой или попечительством, то правом П. пользуется опекун или попечитель. Право П. теряется: 1) когда будет доказано, что патрон пользовался своим правом за деньги или из своекорыстных видов, 2) когда будет доказано, что он присвоил церковное имущество, 3) когда он три раза не осуществлял своего права и 4) когда церковь, выстроенная патроном, пришла в разрушение. В первых трех случаях право П. при жизни патрона принадлежит приходу, а после его смерти переходит к его наследникам, в последнем же случае — к лицу, возобновившему церковь. Лишение права П. может воспоследовать только по постановлению светского суда. Споры о том, кому принадлежит право П., разрешаются в главном церковном попечительстве. См. Суворов, "Курс церковного права" (Ярославль, 1889).

Патронная сумка

— кожаная сумка, служащая для ношения патронов, носимая на поясе. В снаряжении солдата находятся обыкновенно две П. сумки, вмещающие в различных государствах от 60 до 100 патронов. В некоторых кавалерийских частях вместо П. употребляются лядунки, или металлические патронные сумки.

Патронник

— см. Ствол ружейный.

Патронные заводы

Специальные заводы для изготовления патронов возникли лишь с появлением в 60-х гг. настоящего столетия металлических сплошных патронов для военного оружия. До этого времени бумажные патроны и металлические охотничьих ружей и револьверов изготавливались в капсюльных и пистонных мастерских. Первым специально патронным заводом был американский бриджпортский завод, исполнивший в конце 60-х гг. валовой заказ патронов для принятой в русской армии винтовки Бердана № 2. В 1869 г. устроен и у нас спб. П. завод. Первоначально выделка на нем патронов встретила большие затруднения, так как приходилось гильзы, капсюли, бумагу и инструменты выписывать из Америки. В настоящее время во всех государствах имеются П. заводы: у нас — казенный спб., выделывающий до 42½ млн. боевых и холостых патронов, частный тульский, выделывающий до 52 млн. боевых и охотничьих патронов; затем в Московском уезде две небольшие П. фабрики и в Риге отделение австрийской акционерной фабрики. В Германии казенные заводы в Шпандау, Эрфурте и Данциге и 1 частный; в Австрии — казенный при венском арсенале и один частный; в Англии — казенный в Энфильде и частный в Бирмингаме; во Франции — казенные венсенский и в Пюто и 1 частный; в Северной Америке — казенный в Спрингфильде и 1 частный. Кроме того в Европе и Америке масса частных фабрик и заводов, изготовляющих револьверные и охотничьи патроны.

Патронный ткацкий станок

— см. Переборный ткацкий станок.

Патронташ

— приспособление для ношения патронов. П. состоит или из особой сумки (патронная сумка, см.), или из кожаного пояса с особыми гнездами для помещения патронов, носимого или на талии, или через плечо.

Патрончик

— В прядильном деле П. (иначе гильзами, шпулями) называются бумажные трубочки конической формы, надеваемые на веретена прядильных машин и служащие для наматывания на них спряденной пряжи (см. Початок). Назначение П. — дать початку прочность, предупредить сминание и спутывание его концов и облегчить сматывание пряжи, особенно в челноке ткацкого станка. П. употребляются главным образом при прядении утка хлопчатобумажного и шерстяного, причем для кардной шерстяной пряжи делаются из жести; реже и в виде совсем коротких трубочек, соответствующих лишь нижней части початка, употребляются для основы — медии, которая часто навивается прямо на веретено. Вашерная пряжа большей частью навивается на деревянные катушки.

С. Ганешин. Δ .

Патруль

по правилам устава гарнизонной службы наряжается: а) от караула, в числе не менее 2 человек — для поверки исправности часовых, в случае какого-либо происшествия — для разузнания и донесения о нем, а равно для наблюдения за порядком среди нижних чинов в прилегающей к казармам местности; б) в помощь полиции (пеший или конный; в последнем случае он называется разъездом) для охранения общественного порядка, по особым распоряжениям командующих войсками в округах.

Патрульная цепь

— высылается от войсковой части при переходе последней из походного порядка в боевой и до приближения к неприятелю на расстояние 2 тыс. шагов. После этого цепь усиливается и принимает название боевой.

Паттала

— древний индийский город на Инде, известный античным географам. Точно определить положение его невозможно ввиду происшедших с тех пор изменений дельты Инда. На Птолемеевой карте П. помещена много ниже того места, где Инд начинает делиться на рукава.

Патти

(Adeline-Marie-Jeanne Patti) — замечательная певица, род. в Мадриде в 1843 г. ее отец и мать были певцы. Уже с раннего детства П. выказывала большой музыкальный талант и в первый раз выступила публично в Нью-Йорке, семи лет от роду; там же дебютировала она и как оперная певица, в партии Лючии. Ее чудный голос блестящего тембра, легкость и изящество феноменальной колоратуры доставили ей выдающийся успех, продолжавшийся в Лондоне, Париже и Петербурге (в начале 70-х гг.). В настоящее время П. (в первом браке маркиза де-Ко, во втором Николини, см.) живет в Англии и делает артистические экскурсии по Европе, с громадным успехом. Написала романс "Il Bacio d'addio" и вальс "Fior di primavera". См. Grave, "Biographie d'Adelina Patti" (П., 1865); Leo, "Adelina Patti" (Mondridier, 1866); Guy de Charnac é e, "Adelina Patti" (П., 1868); Dalmazzo, "Adelina Patti's Life" (Л., 1877). Карлотта П., старшая сестра Аделины, род. в 1840 г., известна как концертная певица; пела, между прочим, и в Петербурге.

Н. С.

Паттинсонирование

— см. Серебро.

Паттинсоновы белила

— см. Краски минеральные.

Патуа

(patois) — см. Французский язык.

Патуцци Александр

(Patuzzi) — немецкий писатель (1813 — 1869). Издал 5 томов "Bunte Reihe deutscher Originalnovellen" (1840— 1841 г.), где ряд новелл принадлежит составителю; написал: "Des Wanderers Pilgerfahrt" (1841), "Schwäbische Sagenchronik" (1844), драмы "Der Thron von Württemberg" (1848) и "König und Aebtissin" (1852).

Патха

или Патх — речка Приморской области, левый приток Амура. На правом берегу ее, у устья, на песчаном бугре, на глубине 6 футов найдены в 1868 г. каменные орудия: 7 наконечников от стрел (6 из кремня, один из обсидиана), 2 долота из светло-серого глинистого сланца, копье из аспида около 8 вершков в длину и 1 вершок в ширину, нефритовая привеска с двумя дырочками, три топора из светло-серого глинистого сланца и черепки сосудов грубой работы. Все эти предметы доставлены в Академию наук.

Паувельс

Вильгельм-Фердинанд (Pauwels) — современный бельгийский живописец, род. в 1830 г., первоначальное художественное образование получил в антверпенской академии художеств в 1842—50 гг., под руководством Дюжардена. После того он поступил в ученики к Вапперсу, оказавшему сильное влияние на всю его дальнейшую артистическую деятельность. Уже первое по времени произведение П., явившееся на брюссельской выставке, "Балдуин и его дочь Иоанна" (1851), обнаружило в нем недюжинный талант, а следовавшая затем историческая картина "Кориолан перед воротами Рима" доставила П. широкую известность и послужила поводом к посылке его за счет бельгийского правительства в Рим. Здесь П. задумал несколько картин на библейские темы; из них картина "Наложница Саула, Рицпа, оберегающая тела своих сыновей" была написана П. в Дрездене. Возвратившись в Бельгию, он снова поступил в мастерскую Вапперса и обратился почти исключительно к сюжетам из истории Бельгии. Из его произведений в этом роде наибольшей известностью пользуются "Вдова Якоба Артевельде" (1857) и "Возвращение изгнанников". С 1861 г. по 1872 г. П. состоял профессором исторической живописи в Веймаре. Здесь им написаны, между прочим, следующие картины: "Гентские граждане перед Филиппом Смелым" (1865), "Уничтожение рабства в Америке", "Сцена из эпохи преследования протестантов в Нидерландах" и "Людовик XIV принимает посольство Генуэзской республики". В 1872 г. П. был приглашен в Вартбург для исполнения в "доме Лютера" фресок, изображающих эпизоды из жизни великого реформатора, а затем в 1876 г. возвратился в Бельгию, где в Эйперне, в гильдии ткачей, окончил начатые де-Гру 12 фресок на темы из истории этого города. С 1876 г. состоит профессором в дрезденской Академии художеств.

А. А. С—в.

Паувельс Вильгельм-Фердинанд (дополнение к статье)

(Pauwels) — бельгийский живописец: ум. в 1904 г.

Паудлер A.

(Paudler) — немецкий писатель. Род. в 1844 г. Немало способствовал боевой окраске немецких тенденций в Богемии своими сборниками: "Nordböhmische Volkslieder" (1877), "Kulturbilder und Wanderskizzen aus dem nördlichen Böhmen" (1883), "Sagen und Märchen" (1883), "Lieder und Launen" (1888), "Forschungen u. Wanderungen im nördlichen Böhmen" (1889), "Ein deutsches Buch aus Bohmen" (1894), "Liederfrühling" (1891), "Sommersprossen" (1891), "Sagenschatz aus Deutschböhmen" (1893), "Lied und Leid" (1893).

Пауза

Статья большая, находится на отдельной странице.

Паукер, Герман Егорович

— военный инженер, генерал-лейтенант (1822—1889), известный строитель. Учился в Спб. инженерном училище и офицерских инженерных классах, преподавал в Инженерном училище и Инженерной академии, а также в Технологическом институте строительное искусство и механику; одно время был инспектором классов Инженерного училища. Собирал сведения о строительных материалах берегов Черного моря, руководил съемками дна и берегов Керчь-Еникальского пролива, участвовал в проектировании укреплений Керчи и берегов Черного и Балтийского морей, в постройке Николаевского моста через Неву, в работах по укреплению Киева и Бобруйска, устроил леса для ремонта шпица Петропавловского собора. В 1887 г. был командирован для осмотра Закаспийской жел. дороги. С 1882 г. был членом военного совета, с 7 ноября 1888 г. по день смерти (29 марта) — министром путей сообщения. После его смерти профессор Кирпичев издал его книгу: "Строительная механика. Курс Николаевской инженерной академии" (СПб., 1891).

Паукер, Магнус Георг

— писатель (1787—1855). Обучался в Дерптском университете; преподавал там математику, был членом спб. императорской Академии наук. Его труды: "Die Theorie der Derivationen" (Митава, 1813), "Uebersicht der Verhandlungen der kurl ändischen Gesellschaft für Litteratur und Kunst" (1818), "Die ebene Geometrie der graden Linie und des Kreises, oder die Elemente. Fü r Gymnasium und zum Selbstunterricht" (Кенигсберг, 1823), "Historischer Theil des ersten und zweiten Bandes des Jahresverwandlungen der Kurl ändischen Gesellschaft fü r Litteratur und Kunst, mit Anschluss der biographischen Notizen" (Митава, 1819 и 1822), "Practisches Rechenbuch f ür inländische Verhäl tnisse in drei Heften" (Митава, 1837), "Geometrische Analysis, enthaltend des Apollonius von Perga Sectio rationis, spatii et determinata, nebst einem Anhang" (Лейпциг, 1837), "Die Osterrechnung zur Einf ührung eines bessern kirchlichen Kalenders und Oster- Kanons" (Рига и Лейпциг, 1837), "Fundamente der Geometrie" (Лейпциг, 1842), "Die Gaussichen Gleichungen der Bogendreiecke und zwei merkw ürdige Sä tze vom Raum" (Митава, 1844) и др.

Пауки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Паукообразные

(Arachnoidea) — класс в типе суставчатоногих (Arthropoda); тело в большинстве случаев состоит из двух отделов, головогруди и брюшка, реже оно совсем не расчленено (некоторые клещи, тихоходы); головогрудь (Cephalothorax) обыкновенно цельная, реже разделена на два сегмента, собственно голову и грудь (у бихорхов), иногда же она сливается с брюшком (у клещей), снабжена шестью парами конечностей. Брюшко лишено конечностей и состоит из явственно отделенных друг от друга или же слитых колец. Из шести пар конечностей первая пара, щупальцежвала (mandibulae), имеет вид клешней или крючков, реже иную форму (клещи) и служит для схватывания и убивания добычи или для прокалывания (паразитические клещи) кожи других животных; вторая пара, щупальца (palpi), играет роль органов осязания, реже служит для схватывания, остальные четыре пары суть ноги, и обыкновенно все вооружены коготками. Глаза, если имеются, расположены вблизи переднего края или посреди головогруди, часто в большом количестве, нередко также двух сортов. Органами дыхания служат трахеи (у бихорхов, лжескорпионов, сенокосцев и некоторых клещей) или так называемые легкие (у скорпионов и жгутоногих), иногда те и другие вместе (у пауков); у низших же П. обособленных органов дыхания не имеется; эти органы открываются наружу на нижней стороне брюшка, реже — и головогруди, одной или несколькими парами дыхательных отверстий (stigma). Нервная система состоит из головного узла, дающего нервы к глазам и щупальцежвалам, и брюшной цепочки, отдельные узлы которой чаще слиты в одну ганглиозную массу, иннервирующую щупальца, ноги и брюшко, реже в этом последнем имеются самостоятельные нервные узлы. Кишечник состоит из узкого пищевода, принимающего слюнные железы, желудка, снабженного парными и непарными отростками, и задней кишки, обыкновенно с расширенной клоакой, впереди которой впадают выделительные, так называемые мальпигиевы железы; имеются также другого рода выделительные органы, так называемые коксальные железы. Кроме тихоходов, все П. раздельнополы и в большинстве случаев представляют резко выраженный половой диморфизм; половое отверстие у обоих полов расположено при основании брюшка, большинство откладывает яйца, но некоторые отряды живородящи (скорпионы, бихорхи, жгутоногие). Некоторые отряды имеют специальные органы; например, ядоносным аппаратом снабжены скорпионы и пауки, прядильным — пауки и лжескорпионы. Среди П. имеются виды, не превосходящие долей миллиметра, например, многие, особенно паразитические, клещи; величина пауков и сенокосцев колеблется между ½ стм и 2—3 стм; наиболее крупные представители класса суть скорпионы, сольпуги и жгутоногие: скорпионы достигают 20 стм в длину. П. преимущественно наземные обитатели, только среди клещей имеются группы, живущие в пресных водах, а одна (Halacarida) в море; среди клещей много эктопаразитических форм, а язычковые являются эндопаразитами; П. почти исключительно хищники, только некоторые клещи (Oribatidae) питаются растительными веществами. Геологическая древность класса восходит до верхнесилурийских отложений, в которых найдены отпечатки скорпионов, в отложениях каменноугольного периода найдены остатки жгутоногих, скорпионов, пауков и особенно представителей вымершего отряда Anthracomarti. Наиболее обильны остатки преимущественно мелких П. из олигоцена Европы (в янтаре) и Америки (Колорадо). Ныне некоторые отряды распространены исключительно в тропических и субтропических поясах, таковы жгутоногие; скорпионы же и бихорхи обитают также в умеренном поясе, пауки, сенокосцы и клещи в значительном количестве встречаются и в полярных странах. Класс в настоящее время делится на 9 отрядов: скорпионы (Scorpiones), жгутоногие (Pedi p alpi), пауки (Araneina), бихорхи (Solifugae s. Solpugidea), лжескорпионы (Pseudoscorpiones s. Cheloneti), сенокосцы, или фаланги (Phalangidea s. Opiliones), клещи (Acari), язычковые (Linguatulidae) и тихоходы (Tardigrada); к ним следует прибавить один вымерший отряд Anthracomarti, представители которого имели, подобно сенокосцам, расчлененное 4—9-члениковое брюшко и хорошо обособленную головогрудь, напоминая этим фринов, но отличались от них щупальцами, лишенными коготков; остатки их найдены только в каменноугольных отложениях. В общем П. (если исключить язычковых и тихоходов) представляют резко ограниченный однообразный класс, в котором скорпионы являются более просто организованным и филогенетически, вероятно, наиболее древним отрядом; одни ученые сближают П. с мечехвостами на основании сходства в расчленении тела и строения конечностей, большинство же считает их родственными насекомым (Antennata), с которыми их сближает присутствие мальпигиевых органов и трахей.

А. Бир.

Паулер

Теодор (Pauler) — венгерский юрист и государственный деятель (1816—1886), профессор в Пеште, министр народного просвещения в 1871 г. и юстиции в 1872—75 гг. Труды П.: "Энциклопедия юридических и государственных наук" (4 изд., 1871); "Курс уголовного права" (3 изд., 1873); "Пропедевтика общего учения о праве" (3 изд., 1873) пользуются известностью в венгерской литературе.

Паули Карл

(Pauli) — немецкий писатель. Род. в 1856 г. Участвовал в качестве сербского добровольца в русско-турецкой войне; играл на берлинских сценах; написал ряд пьес: "Die Namenlosen", "Ehrenämter", "Gemma", "Um höheres Recht", "Gänseliesel", "Klippen der Weltstadt", "Der verhängnisvolle Skat", "Der Scheidungsgrund", "Die Waffen nieder" (1893).

Паули, Георг Рейнгольд

(Pauli, 1823—1882) — немецкий историк; был частным секретарем Бунзена, прусского посланника в Лондоне, позже профессором истории в Ростоке, Тюбингене, Марбурге и Геттингене. Главные из его научных трудов, отличающихся основательностью исследования и ясностью изложения: "K ö nig Alfred und seine Stellung in der Geschichte Englands" (Берлин, 1851); продолжение начатой Лаппенбергом "Истории Англии" (Гота, 1853—58), которую он довел с XII до XVI в.; "Bilder aus Altengland" (Гота, 1860; 2 изд., 1876); "Geschichte Englands seit den Friedenschl ü ssen von 1814 und 1815" (Лейпциг, 1864—75); "Aufs ä tze zur eng. Geschichte" (Лейпциг, 1869); "Simon von Montfort, Graf fön Leicester, der Schö pfer des Hauses der Gemeinen" (Тюбинген, 1867).

Паули, Иоганн

(Pauli, умер около 1530) — немецкий писатель, францисканский монах, эльзасец по происхождению. Его книга "Schimpf u. Ernst" (Страсбург, 1519), представляющая смесь шутливого, анекдотического с серьезным, нравственно-поучительным, имела большой успех и до сих пор пользуется популярностью (новейшее изд. 1876 г.). П. издал также проповеди Гейлера ф. Кайзерсберга, которые ему лично проходилось слышать; но пользоваться этим сборником следует с осторожностью, так как в нем много вымышленного.

Паули, Феликс Альфонс

(Pauly) — французский библиограф, род. в 1830 г. Сотрудник многих журналов. Издал многих французских писателей прошлого века; составил "Bibliographie historique des sciences medicales" (1872—74).

Паули, Фридрих Август

(Pauli, 1802—1883 г.) — немецкий инженер-строитель. Состоял профессором и ректором Высшей технической школы в Мюнхене. Из его сооружений известны мосты на реке Изар и по Майнцской жел. дор., построенные по новой, изобретенной им системе, которая названа его именем.

Паули-Жегота

(Pauli Żegota, 1814—1895) — "Нестор" польских историков и этнографов. Мещанин из Нового Сонча, П., по окончании курса в гимназии, отправился путешествовать по Галиции, собирая этнографические материалы и изучая народные обычаи; свое путешествие он описал в "Rozmaitościach Iwowskich" (1835). Поступив в 1831 г. в Львовский университет, П. принадлежал к кружку писателей, ревностно занимавшихся славянской этнографией. После неудачной экспедиции Заливского П. попал в тюрьму; вышедши из неё, издал собранные им "Pieśni ludu polskiego w Galicyi" (1838) и "Pieśni ludu ruskiego" (1839 и 1840). Был библиотекарем и консерватором музея Потоцких, позже хранителем Ягеллонской библиотеки в Кракове. Издал множество польских памятников; помещал статьи в "Lwowianin", "Przyjaciel ludu" и др. Краковский университет поручил ему издание своего "Kodeks dyplomatyczny", а граф Пшезьдзецкий — издание Длугоша.

Н. Я.

Паулик Иосиф

(Paulík) — чешский славист и литерат. критик. Род. в 1860 г. Написал, кроме ряда " разговорников " и самоучителей разных слав. языков для чехов: "Č eské lidoznalství" (1891), "Obrazky z chorvatské literatury" (1892—1896), "Obrazky ze Slavonie", "Z literárního svĕta chorvatského" (1896—1897), "Nĕkolik pohied ů do chorvatské literatury sou č asné" (1901—1902), "Slovinské pisemnictví nové doby" (1901— 1902) и др.

Предыдущая страница Следующая страница