Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "П" (часть 5, Пал)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "П" (часть 5, Пал)

Предыдущая страница Следующая страница

Палиивщина

— эпоха казацких волнений, последовавшая в Заднепровской Малороссии вслед за Уманской резнёй. Волнения были усмирены около 1670 г.

Паликао

— см. Монтобан.

Паликары

— так назыв. в Турции солдаты греческого или албанского происхождения, одетые в албанский наряд и вооруженные длинным турецким ружьем, 2-мя пистолетами и длинным кинжалом. Они составляли отдельные отряды наемников под начальством собственных капитанов и служили при каком-нибудь паше-губернаторе или другом важном лице, составляя его стражу и телохранителей. Не состоявшие ни у кого на службе П. образовывали полуразбойничьи шайки, подобные "четам" сербских и болгарских гайдуков, под начальством своих капитанов, и в народе носили название клефтов, т. е. воров или разбойников (см.). Название П. ("сильные молодцы") носило почетный характер; общее же название для всех подобных банд, в особенности состоявших на службе турецкого правительства и имевших поручение охранять безопасность и спокойствие в известных округах, было арматолы (см.). Когда вспыхнула война за греческую независимость, арматолы, клефты и П. приняли в ней участие. В настоящее время П. называется часть иррегулярных войск в Греции, удержавшая албанский наряд и вооружение прежних П.

Палики

— в древности 2 духа серных источников около Этны; П. почитались в древности как покровители здоровья, земледелия и мореплавания. У источников П. производилась очистительная присяга. П. считались то детьми Адроны (местной горы), то Гефеста и нимфы Этны, то Зевса и Талии, дочери Этны. Из страха перед Герой мать их спрятала в земле; отсюда появились два горячих серных источника. Ср. Michaelis, "Die Paliken" (Галле, 1856).

Палильная машина

— во многих случаях, как при отделке тканей (см.), так и в ситцепечатании, находят полезным удалить с поверхности ткани покрывающий ее пушок, что достигается опаливанием на специальных "палильных" или "опальных" машинах и стрижкой ткани на стригальных машинах. Палилки бывают или огневые или газовые. В первом случае главную работающую часть палилки представляет медный вал, полый внутри, накаливаемый от особой топки до красного цвета; опаливаемая ткань проходит непосредственно над поверхностью этого вала, причем предварительно расправленный щеткой пушек и сгорает начисто. В газовых палилках опаливание ткани достигается пропуском ее над рядом небольших газовых рожков. Как огневые, так и газовые палилки снабжаются хорошими вытяжками для удаления газообразных продуктов обугливания.

А. П. Лидов. Δ.

Палимпсест

(παλιμψηστός, лат. codex rescriptus) — пергамент, с которого стерто или смыто то, что было написано на нем, для того, чтобы им можно было пользоваться вновь. Так как письменные принадлежности в средние века были очень дороги, то П. были в большом употреблении, особенно в монастырях. В новейшее время удалось в некоторых случаях уничтожить химическим путем позднейшее письмо и восстановить древнее. Еще в XVIII в. таким образом был открыт фрагмент из 91 книги Т. Ливия, готский перевод Библии Ульфилы в вольфенбюттельской библиотеке и др. Таким же образом были открыты и Институции Гая.

Палимпсестов Иван Устинович

— агроном-писатель, род. в 1818 г. Окончив курс в саратовской дух. семинарии и в горыгорецком земледельч. институте, занял должность преподавателя сельского хоз. и естеств. наук в той же семинарии; в 1851 г. перешел в одесскую дух. семинарию, где читал и теорию садоводства в главном училище садоводства; в 1853 г. приглашен на кафедру сельского хозяйства в Ришельевский лицей, был затем проф. в Новоросс. унив. В 1868 г. оставил профессуру и отдался всецело занятиям по Имп. общ. сельского хозяйства южной России, в котором 17 лет был секретарем и редактором "Записок" Общества. Это время было самым деятельным в жизни П. на пользу русского сельского хозяйства и главным образом южно-русского. В "Записках" общества П. напечатал много статей по разным отраслям сельского хозяйства. Кроме того, П. печатался в "Трудах И. В. Э. Общества", в "Журнале Мин. Госуд. Имушеств", в "Русском Слове" ("Параллели" и "Взгляды на южно-русское сельское хозяйство"), "Русском Вестнике", "Моск. Ведомостях", "Русском Архиве", "Записках" И. M. O. С. X., "Русск. Обозрении" и др. Самый выдающийся труд П.: "Словарь сельскохозяйственных растений", где описаны, с указанием способов возделывания, почти все растения, входящие в область культуры европейского материка. Кроме того, П. издал: "Отчет о 25-летней деятельности И. О. С. X. Ю. России", "Об устройстве водохранилищ в степях южной России", "Были ли леса на юге России", "За истину и правду", "Сборник" статей о сельском хозяйстве юга России, извлеченных из "Записок" И. О. С. X. Ю. России, с 1830 по 1868 г.

А. С.

Палимпсестов Иван Устинович (дополнение к статье)

— агроном-писатель: ум. в 1902 г.

Палингенетические признаки

(т. е. признаки древние, признаки древнего происхождения) — те черты строения животных, которые унаследованы ими от прародителей данных форм, в противоположность ценогенетическим (новым), которые являются результатом позднейших изменений. Вопрос о П. признаках и ценогенетических особенно важен при изучении истории развития животных: признаки П. позволяют нам судить от каких предков произошли данные формы, признаки же ценогенетические являются результатом позднейших изменений, в связи с условиями жизни личинок или с условиями эмбрионального развития. См. Основной биогенетический закон.

Н. Кн.

Палиндром

(греч. "бегущий обратно") — ряд звуков, которые, при прочтении в обратном порядке, дают известный смысл (тот же или различный), напр. "Roma" — "amor", "Оно", "я иду, судия"; также называется и стих (versus cancrinus), который при прочтении слева направо или справа налево, дает те же слова, напр. Roma, tibi ibit amor.

Палинодия

(Παλινψδία) — род стихотворения в древности, в котором поэт отрекается от сказанного им в другом стихотворении. Известностью пользовалась П. Стесихориа, написавшего сначала оскорбительное по адресу Елены стихотворение, за что, по преданию, он был поражен слепотой; отказавшись в свой П. от своих слов, он снова получил зрение. В дальнейшем смысле под П. понимается всякое отречение.

Палинодия, или Книга обороны кафолической святой апостольской всходней церкви — заглавиe соч. архим. Захарии Копыстенского (см.), самого замечательного из всех зап.-русских сочинений XVII в., написанных в защиту православия против католичества и унии. Оно написано около 1621 г., имеет специальной целью опровержение сочинения "Оборона унии" Кревзы и следует за ним пункт за пунктом. Эрудиция автора громадна: он исчисляет более ста сочинений, которыми пользовался (на яз. греч., лат., слав., польск., зап.-русском). Напечатана П. не была в то время, но ею пользовались православные полемисты как первоисточником — в рукописи. Напечатана она лишь недавно в "Русской Историч. Библиотеке" (т. IV). Подробнее о П. см. в исследовании о ней Завиткевича. (Варшава, 1883).

Палинтона

— метательная машина греков, видоизменение катапульты (см., а также Орудие артиллерийское).

Палинур

или лангуст (Palinurus) — рак из группы десятиногих (см.).

Палисад

или частокол — сплошная стена из бревен, врытых, вертикально, на 1/3 своей длины в землю, заостренных сверху (фиг. а) и соединенных между собой двумя продольными брусками-пажилинами (фиг. б), устраивается в наружном рве полевых и временных укреплений в качестве преграды для неприятеля; это единственная трудноодолимая вертикальная преграда, которая может быть импровизована из подручного материала.

Палисад

Однако препятствием для штурмующих П. является только при высоте не менее роста человека, при которой его трудно скрыть от взоров и выстрелов с поля, между тем он сильно страдает от артиллерийского огня противника, в особенности от огня продольного; для своего устройства П. требует хорошего лесного материала — толстых и прямых бревен, а также искусных рабочих-плотников; эти невыгоды П. сильно ограничивают его применение.

Н. А. Б.

Палисандровое дерево

— под этим именем в торговле известна древесина нескольких тропических деревьев. Так, П. дерево доставляет Jacaranda brasilliana Pers., растение, принадлежащее к семейству Bignoniaceae. Листья крупные, супротивные и двоякоперистые, цветки большие, синие или красные, неправильные. Древесина других растений, Dalbergia latifol i a Roxb. и D. Sissoo Roxb., принадлежащих к семейству Мотыльковых и растущих в Ост-Индии, также идет в продажу под именем П. дерева.

С. Р.

Палисандровое дерево привозится в Россию в виде кряжей толщиной в 10—12 вершков и длиной до 2,5 саж., из Бразилии и Гвианы: более низкие сорта дерева получаются из Восточной Индии. Высоко ценится как прекрасный материал для изготовления дорогой мебели и различных предметов роскоши; в дорогих отделках его употребляют совместно с металлом, что увеличивает естественную красоту дерева; главным образом, идет для оклейки корпуса роялей и пианино, изготовляемых из мелкослойной сосны. Древесина очень твердая, плотная, мелковолокнистая и пористая; цвет ее составной, и в зависимости от преобладания того или другого цвета получаются различные оттенки; в большинстве случаев преобладает темный коричневый цвет с фиолетовым отливом, рядом же находятся более светлые и более темные жилки. Полируется трудно, но полировка значительно увеличивает красоту дерева; если полировка производится не тщательно, то П. дер. со временем темнеет или даже совершенно чернеет. Потертое суконкой П. дер. издает очень приятный запах, несколько похожий на запах пармских фиалок; в продаже иногда называют его фиалковым деревом или якарандой.

А. Пр.

Палисо-де-Бовэ Амбруаз

(барон Ambroise-Marie-Fran ç ois-Joseph Palisot de Beauvais) — путешественник-ботаник (1755—1820), coвершил большое путешествие по тропической Африке, собрал большой гербарий, который теперь составляет часть гербария Делессера. Главнейшие результаты своего путешествия П.-де-Бовэ опубликовал в сочинении: "Flore d'Oware et de Behin" (Paris, 1804—07, с 120 таблицами). П.-де-Бовэ занимался также мхами и плаунами и напечатал: "Prodrome de l'Aeth é ogamie". В 1812 г. появились исследования П.-де-Бовэ над распределением листьев, строением сердцевины и слоев пробки в дереве. В работе, опубликованной под названием: "Essai d'une nouvelle Agrostographie" (Пар., 1812, с 25 таблицами), изложены его исследования над строением и характерными особенностями злаков. В 1822 г. П.-де-Бовэ издал "Muscologie" (с 11 таблицами). П.-де-Бовэ был членом Парижской академии наук.

С. Р.

Палисси Бернар

(Palissy, 1510—89) — франц. керамист и живописец на стекле. Совершив путешествие по Франции, Нидерландам и Рейну, поступил горшечником на фаянсовый завод в Сэнте. В 1555 г. открыл особый способ живописи на фаянсе, вследствие чего к нему посыпались заказы от короля Генриха II и конетабля Монморанси. По причине обрушившихся на него, как на протестанта, преследований, П. переехал, по приглашению Генриха II, в Париж. Здесь, поселившись в Тюльери, он основал естественноисторический кабинет, в котором в течение 1575—84 гг., читал лекции по части естественных наук и физике. Керамические произведения П. отличаются изящностью форм, чистотой тонов росписи и блеском поливы. Большое собрание их хранится в музее Клюни, в Париже. Из работ П. по живописи на стекле особенно замечательны пять расписных окон с изображениями различных библейских сюжетов и портретами, находившиеся первоначально в капелле Экуанского замка и хранящиеся ныне в Луврском музее.

Палиссо

(Шарль де Монтенуа, 1730—1814) — французский писатель. Известен, как один из самых яростных противников Дидро, энциклопедистов и Руссо. Хорошо понимая свои выгоды, рассчитывая на благодарность и поддержку реакционной партии, П. начал борьбу с философами комед. "Le cercle" (1755), написанной в подражание "Impromptu de Versailles" Мольера и осмеивавшей идеи Руссо; затем он выпустил свои "Petites lettres sur de grands philosophes" (1757), задевавшие главным образом Дидро. Всего резче выразилась его ненависть к просветительной философии в комедии "Les phliosophes" (1760), имевшей в Comedie Francaise так наз. "succ è s de scandale"; здесь затронута энциклопедия, теория Руссо о первобытном состоянии людей, книга Гельвеция "о разуме" и т. д.; подчеркнуты слабости и недостатки мыслителей и игнорируются их заслуги; попадается масса преувеличений, карикатур, явных вымыслов и напраслин. Пьеса возбудила много толков, вызвала бурю негодования и породила полемическую литературу в кругу энциклопедистов. На Вольтера П. никогда не нападал и даже явно заискивал у него. Личные счеты и нападки на современных литературных деятелей есть и в пьесе П. "Le satirique ou l'homme dangeureux" и в его поэме "La D u nciade" (подраж. Попу). П., считавший себя "новым Аристофаном", не был лишен дарования; у него встречаются удачные сцены; язык иногда очень хорош и выразителен, но ему недоставало широты и глубины взглядов, истинного таланта; полемические приемы его не отличались благородством. П. принадлежат также комедии "Les tuteurs", "Le Barbier de Bagdad", "Les courisanes ou l'Ecole de m œ urs", слабая трагедия "Ninus" (1750) и несколько исследований: "M émoires pour servir à l'hist. de la littér. française dep. François I jusqu'á nos jour", "Histoire des premiers sié cles de Rome" и др.; им же изданы были избранные произведения Корнеля, Буало и Вольтера. Сочинения П. в изд. 1809 г. составляли 6 томов. Ср. Дж. Морлей, "Дидро и Энциклопедисты", русск. пер. В Неведомского (М., 1882); L. Fontaine, "Le théatre et la philosophic au XVIII sié cle" (Пар., 1879); Meame, "P. et les philosophes" (Нанси, 1867); Ив. Иванов, "Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII в. (М., 1895); С. Lenient "La com édie en France au XVIII sié cle" (П., 1888); Gust. Denoiresterres, "La com édie satirique an XVIII sié cle" (П., 1885).

Ю. Веселовский.

Палитра

— см. Принадлежности для живописи.

Палица, оружие

— простейшее ударное оружие, представляющее дубину, т. е. часть ствола дерева, суженную в том конце, за который держат рукой. Дальнейшим усовершенствованием П. явился ослоп (см.). Металлические П. образовали перначи и булавы (см.). В настоящее время П. употребляются дикарями, а также и индийскими воинами: у последних они из железного дерева, украшены орнаментовкой и имеют главу, иногда усеянную железными гвоздями.

Палица, четырехугольный плат

(έπιγονάτιον) — так называется четырехугольный плат квадратной формы с изображением креста, привешиваемый при бедре с правой стороны. В древности П. принадлежала к архиерейским облачениям; потом как в греческой, так и в русской церкви она была усвоена и архимандритам; кроме того, у нас она дается, как награда, игуменам и протоиереям. В таинственном смысле П., как и набедреннику (см.), усвояется знаменование меча духовного, т. е. слова божия, которым постоянно должен быть вооружен пастырь. Эта мысль выражается и в молитве при облачении П.

Палицци

(Palizzi) — три итальянских живописца, родом из Лаичьяно, в Абруццах. 1) Джузеппе П. (1813—88) в начале учился законоведению и только с 1836 г. посвятил себя искусству. Первые свои этюды с натуры и исполненные по ним картины он выставлял в Неаполитанской акад. художеств. Они имели большой успех в публике. В 1844 г. поступил в ученики к знаменитому Тройону в Париже и с той поры почти ежегодно выставлял свои произведения в тамошнем салоне. Он писал ландшафты, в которых существенно важную роль играли животные, представленные иногда в сценах с оттенком юмора. Умный выбор темы, превосходная передача характера разных пород животных, в особенности ослов, лошадей и коров, верность схваченного их движения, свобода и сочность кисти и выдержанность светового эффекта — составляют качества П., за которые его картины доныне ценятся повсюду в Европе. Главными в их ряду могут считаться: "Возвращение с ярмарки" (1850), "Козы в винограднике" (1855), "Драка баранов", "Кроткий осел" (1857), "Продажа телят в Тонкской долине", "Пестумские развалины" (1861), "Стадо волов во время бури" (1864), "Из неаполитанских окрестностей" (1868), "Дорога Сан-Джермано, у Монте-Кассино" (1876) и "Погонщики ослов, застигнутые ливнем" (1878). 2) Филиппо П. — брат предыдущего, род. в 1818 г., художественное образование начал в Неаполитанской акад. художеств и довершил в мастерской приверженца реализма Бонолиса; работает в Неаполе. Специальность его изображения домашних животных, хотя он работал и в других родах живописи, писал жанры, баталические и исторические картины, пейзажи и портреты. Лучшими его произведениями считаются: "Выход животных из Ноева ковчега" (находится в музее Каподи-Монте, в Неаполе), "Влияние весны", "Эпизод из погибели Помпеи" и "Эпизод из битвы при Кустоце". 3) Франческо-Паоло П., брат предыдущих, ныне умерший, значительно уступая им в талантливости, был, также, как и они, живописцем преимущественно животных.

А. Св.

Палицци Филиппо

(Palizzi) — итальянск. живописец: ум. в 1899 г.

Палицын Авраамий

— см. Авраамий.

Палицын Александр Александрович

— литературный деятель начала текущего столетия, почетный член Харьковского университета. Служил в Петербурге адъютантом при Румянцеве и вошел в дружеские связи со многими писателями. В отставке поселился в своем небольшом имении Поповке, Сумского у. Харьковской губ., и сгруппировал вокруг себя несколько интеллигентных лиц в кружок, который называл поповской академией: сюда входили жена его, дочь, занимавшаяся живописью и архитектурой, живописец Н. Ф. Алферов, В. И. Ярославский, оставивший интересные записки, известный мистик Е. И. Станевич и несколько других. Кружок имел местное образовательное значение. Во главе кружка стояли П. и его дочь. Литературные их вкусы определялись с одной стороны жизнью на лоне деревенской природы, с другой — влиянием писателей шишковской школы: Державина, Шишкова и графа Хвостова. В 1807 г. были напечатаны стихотворный перевод "Слова о полку Игореве" и "Послание к Привете". Последнее произведение издано Харьковским университетом. В 1814 г. изданы два другие стихотворные перевода П.: "Сады" Делила и "Времена года" Сен-Ламберта. П. был благородный оптимист. Незадолго до смерти он писал Ярославскому, что "настанет умный век, когда люди уверят, что лучшее наше самолюбие состоит в любви к нашим ближним". Об А. П. ст. Сумцова, "Культурный уголок" (Харьк., 1888) и Вагалея; в 2 кн. "Записок Харьк. Универс." (1897, стр. 5—8).

Н. Сумцов.

Палицыны

— дворянский род, происходящий, по сказаниям старинных родословцев, от выехавшего в 1373 году из Подолии к вел. князю Димитрию Донскому пана Ивана Микулаевича, прозванного Палицей, потому что ходил с палицей, весом в полтора пуда. Андрей Феодорович П., сподвижник Пожарского, был воеводой в Мангазе (1629—31). Род П., разделившийся на 5 ветвей, внесен в VI и II части родословной книги Владимирской, Тверской, Ярославской (Гербовник V, 26), Новгородской (Гербовник IX, 88), Казанской, Калужской, Костромской и Смоленской губ.

В. Р.

Палич Иоганн-Георг

(Johann-Georg Palitzsch, 1723—1788) — астроном-самоучка из крестьян в Пролице (Prohlitz) у Дрездена. Имел обширные сведения во всех естественных науках. Известен как нашедший первый (25 декабря 1758 г.) комету Галлея, по эфемериде, вычисленной Клеро, Лаландом и г-жой Лепот (первое предвычисление появлений комет), а также как наблюдатель переменных звезд.

Палич, курорт

(мадьярск. Palics) — курорт в Венгрии, на железнодорожной линии Сегедин — Mapиa — Терезиополь, с прекрасным парком и озером; воды его (натровые) с успехом употребляются для купаний при страданиях ревматизмом и пр.

Палка

(этнографич.) — исполняет у диких народов ту роль в обрядах, какую у народов культурных играет жезл и во многих случаях является прототипом последнего. Уполномочение посредством передачи П. (или жезла) встречается у многих народов. В старинных немецких законах и юридических обычаях П. имела несколько символических значений, чаще всего служила признаком власти и уполномочения. — См. Grimm, "Dentsche Rechtsaltet." (1828 г., 133—137), "Zeitschrift f ür Ethnologie" (1882—1884); (много мелких заметок об обрядовом употреблении П.). Кое-какие остатки в Малороссии см. в "Культурных переживаниях" Сумцова (§ 87).

Н. С—в.

Палкович Юрий, католический писатель

(Palkovi č, 1763—1835) — словацкий католический писатель, каноник остригомский, покровитель словацких берналакистов. П. более 30 лет трудился над переводом Библии (Остригом, 1-я ч. 1829; 2-я часть 1883); и кроме того давал средства на издание других словацких писателей.

Палкович Юрий, протестантский писатель

(Palkovi č, 1769—1850) — словацкий протестантский писатель, учился в Иенском университете., в 1803 г. стал первым профессором по вновь открытой в Пресбургском лицее кафедре чешского языка и литературы, занимал ее до 1837 г., когда он уступил место Людвигу Штуру. Палкович деятельно работал на поприще словацкой литературы и много сделал для ее развития. Позднее он вместе с братьями Неедлыми и Гневковским принадлежал к противникам так называемой "передовой" партии, считая чешский язык времен Велеславина идеалом совершенства. П. выступил в литературе как поэт, издав комедию "Dva buchy a tř i š uchy" (Пресбург, 1800; 2 изд. 1810), сборник "Muza ze slovansk ý ch hor" (Вацова, 1801), "Zn ámost geografická vlasti uherské " (в стихах; Пресбург, 1804). Из прозаических произведений П. более значительные: "Kun št prodlou ž ení ž ivota lidské ho" (перевод Гуфеланда, 1800), "V ýtah z artìkul ů u sn ě movních i t. d. od po ćá tku stoletì XIX vydaný ch" (Пресбург, 1808), "V ýtah z artikul ů v sn ě movnich r. 1808" (ib., 1809), "Böhmissh-deutsch-lateinisches-Wö rterbuch" (т. 1-й, Прага, 1820; т. 2-й, Пресб., 1821), "Abkunft der Magyaren" (Пресбург, 1827) и др. П. издавал перевод Библии "Biblia sacra" (Пресбург, 1808), календари и редактировал периодические издания "T ýdénuí k" (1812—1818) и "Tatranka" (1832—1847).

Палкский пролив

— самая северная и узкая часть пролива, отделяющего о-в Цейлон от юго-восточного берега Индостана. К этому проливу ведет водный путь, мало удобный для больших судов, Памбамский пролив, и между мысом Рамнат и о-вом Рамесварам, в юго-западной части, пролив Манар.

Палла

(palla, πέπλος) — древнеримское женское одеяние, имевшее форму квадратного или продолговатого четырехугольного пледа, иногда с вышивкой. Первоначально П. служила исподней одеждой, как дорический хитон, но в раннее время республики ее заменила туника, и П. сделалась верхней одеждой для выходов. Один конец П. набрасывали на левое плечо, средней частью обертывали спину, а другой конец или перебрасывали через правое плечо, или просовывали сзади через правую руку, оставляя ее свободной, причем самый конец спускался с левой кисти к ногам. В дурную погоду или при жертвоприношениях закутывались в П. с головой. Иногда ее приспособляли с помощью застежек (fibula) и даже пояса (zona). Как верхняя одежда, П. была для женщин тоже, что тога для мужчин. Во времена империи П. стала постепенно выходить из моды и в третьем веке была заменена далматикой и колобием. П. была одеждой преимущестенно не знатных женщин (матроны носили столу), иноземок, вольноотпущенниц и гетер. Ср. Marquardt, "Das Privatleben der R ö mer" (2 ч., 1886, 576—581).

Н. О.

Паллавичини ди Приола Эмилио

— маркиз, итал. генерал, род. в 1824 г., по окончании военной академии в Турине поступил в сардинскую армию, принимал участи в войне 1848—49 г., крымской кампании, войне 1859 г. В 1862 г. командовал правительственными войсками против Гарибальди, разбил и взял в плен последнего в битве при Аспромонте. В 1880 г. П. назначен сенатором, в 1890—93 гг. исполнял обязанности генерал-адъютанта при короле Италии.

Паллавичини-Тривульцио

— маркиз Джорджо, родом из Милана; в 1821 г., после вступления на престол Карла Феликса, ездил вместе с Гаэтано Кастилья в Турин по поручению миланского революционного сообщества, чтобы склонить регента, принца Кариньянского к агрессивным действиям против Австрии. Миссия не имела успеха; вскоре она сделалась известной австрийскому правительству вследствие ошибки. П.-Тривульциo, который, узнав о случайном аресте Кастильи, вообразил, что все открыто, и сам выдал себя в руки властей из желанья спасти своего друга; за это он был приговорен к 20 годам carcere duro и отсидел (одновременно с С.-Пеллико) 14 лет в Шпильбергской крепости. Освобожденный в 1835 г., он поселился в своем имении в Пьяченце; вскоре австрийское правительство конфисковало все его имущества, находившиеся в пределах Ломбардии, так как он не прекращал близких отношений с итальянскими революционерами, в особенности Манином; позднее он был в близких сношениях также с Кавуром, Лафариной и др. В 1860 г. он поддерживал Гарибальди в организации экспедиции на Сицилию, хотя сам в ней прямого участия не принял. Гарибальди назначил П.-Тривульцио продиктатором Неаполя. П.-Тривульцио в этой должности действовал в духе умеренной партии, употребляя все усилия (вопреки Криспи и самому Гарибальди) к скорейшему присоединению Неаполя и Сицилии к Пьемонту. После этого П.-Тривульцио удалился в частную жизнь и скоро умер.

В. В—в.

Паллавичино Оберто

— итальянский военачальник, держал с 1234 г. сторону императора Фридриха II против папы Григоpия IX; в 1250 г. покорил Парму, затем Кремону, Пиаченцу, Павию и Бресчию, но из-за соперничества с Эццелино III да Романо перешел на сторону гвельфов и много содействовал победе над Эццелино ломбардо-гвельфского союза городов при Кассано (1 6 сентября 1259). При дележе завоеванного П. получил города Милан, Комо, Лоди, Новару, Тортону и Алессандрию. Когда Карл Анжуйский вступил со своими войсками в Ломбардию, П. защищал снова гибеллинов, но был неоднократно разбит. Умер в 1269 г.

Паллавичино Ферранте

(Ferrante Pallavicino) — итальянский сатирик (1618—1644); в ранней молодости вступил в монашеский орден. После путешествия по Германии П. написал сатиру на папу Урбана VIII, римский двор и фамилию Барберини. Сатира произвела сильное впечатление в Италии и П. должен был скрыться в Венеции. Отправившись по подговору одного из клерикальных агентов во Францию П. был схвачен и казнен в Авиньоне 26 лет от роду. Лучшие произведения П.: "La rete di Vulcano" (1641); "La pudicitia schernita", "la Ret t orica delle puttane" (1642), "Il corriere svaligiato", "Lu Buccinata" "Ie divorzio celeste" — живая сатира против папского двора; "Dialogo tra due soldati del duca d î Parma" (против Урбана VIII). Собр. его сатир "Opere scelte" изд. в 1660 г.

Паллада Aфина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Паллада Герасим

— патриарх александрийский (1688—1710), образование получил в венецианской Флангиановой коллегии; изучил хорошо еврейский язык, и знание последнего доказал изъяснением седмин пророка Даниила. Для наставления священников и архиереев П. написал 196 слов.

Паллада, малая планета

— вторая из малых планет. Открыта Ольберсом 28 марта 1802 г. Одна из немногих малых планет, имеющих заметный диск. По измерениям Барнарда, ее диаметр около 440 км. Поверхность 600000 кв. км (немного более Франции). Судя по закону изменения яркости в зависимости от фаз, имеет мало развитую атмосферу. Наклонность ее орбиты к эклиптике (34,7°) — наибольшая между всеми планетами. Относительно гипотез, вызванных ее открытием, см. Солнечная система.

Паллада, рейд

— рейд Приморской обл., Южно-Уссурийского края, в заливе Посьета; это — верхняя, более узкая часть залива, отделяющаяся от последнего узкой и низменной косой. Рейд имеет более 16 вер длины, около 5 ширины, от 5—12 саж. глубины. Южный берег горист, северный приглуб. Название рейду дано в память фрегата "Паллада", посетившего залив Посьета в 1854 г.

Палладий — духовный писатель

(в мире Николай Добронравов, род. в 1865 г.) — духовный писатель, уроженец могилевской епархии, воспитанник московской духовной академии, епископ вольский, викарий саратовской епархии. Главные труды П.: " Святый Пахомий Великий и первое иноческое общежитие " (Казань, 1899, магист. диссерт.); " Новооткрытые изречения преподобного Антония Великого " (Казань, 1898); " Новооткрытые сказания о препод. Макарии Великом " (Казань, 1898); " Проповеди " (М., 1901).

Палладий Виноградов

(ум. в 1835 г.) — ректор пермской семинарии; образование получил в Моск. дух. акад., магистр богословия. П. написал: "Рассуждение о необходимости и важности внешнего богослужения" (М., 1828) и "Слово в неделю двадесять вторую" (ib., 1829).

Палладий Рутилий

(Palladius Rutilius Taurus Аеmilianus) — римский писатель. С его именем дошло сочинение о сельском хозяйстве в 14 книгах ("Dе re rustica libri XIV"), первая из которых содержит общие предписания и наставления, а следующие 12 представляют перечисление сельских работ по месяцам года; последняя трактует в стихах о разведении садов и посвящена некоему Пасифиду, в котором видят префекта столицы 355 г. по Р. Хр. По своим религиозным воззрениям, П. разделяет христианские верования, что, впрочем, не мешает ему упоминать очень часто Аполлона, Вакха и нимф. Главным источником для П. послужил Колумелла (см.), также Витрувий и Гаргилий Марциал. Слог сочинения — отрывистый; автор сам заявляет в начале произведения, что ему, сообразно излагаемому предмету, нет нужды заботиться о риторике и красноречии. В средние века сочинение П., благодаря своей сжатости и практическому распределению материала, очень много читалось. Лучшая рукопись — Парижская № 6842, Х в. Издания в коллекции "Scriptores rei rusticae" (последняя обработка принадлежит Низару, Пар., 1842 г.). 1-я и 14-я книги изданы Шмиттом в 1876 и 1877 гг. Характеристику П. см. у Е. Н. F. Меуеr: "Geschichte der Botanik" (т. II, стр. 328).

A. M—ъ.

Палладий, архимандрит

— см. Кафаров.

Палладий, епископ Рязанский

(в мире Павел Юрьев, ум. 1789 г.) — епископ рязанский. Нап.: "Поучительные слова" (М., 1763) и "Хронология, или показание лет от начала миpa по 1778 г. разделенная на 7 веков" (М., 1777).

Палладий, затворник

— затворник близ Антиохии (IV в.). Его обвинили в убиении купца, тело которого нашли близ его кельи. По сказанию Метафраста, убитый воскрес по молитве П. и засвидетельствовал истину.

Палладий, игумен Заиконоспасского монастыря

Роговский — игумен Заиконоспасского монастыря, первый русский доктор философии и богословия (1655—1703). Родился в Тверской области, принял монашество в Саввином Вишерском м-ре, служил иеродиаконом при Леонтии, епископе тамбовском, в 1685—87 гг. учился в богоявленской школе братьев Лихудов, в 1687—98 г. жил за границей, в 1700 г. был назначен игуменом Заиконоспасского м-ря и ректором славяно-латинской академии. Главный подвиг П. путешествие за границу, куда он поехал, можно думать, без разрешения патpиapxa, с исключительной целью "совершенного учения"; во время своих странствований П. год провел в Вильне в иезуитской школе, год в силезском городе Нейссе, год в Ольмюце (где для поступлениея в иезуитскую школу должен был принять католичество), наконец, "ради лучшего учения философии и богословия" он отправился в Рим; здесь в течение семи лет П. прошел курс греко-униатского училища и достиг сана д-ра философии и богословия. Из сочинений П. до нас дошло его замечательное "Исповедание веры", написанное им после возвращения в Poccию по требованию патр. Адриана; в этом сочинении он исповедует свою веру, описывает отступления от православия и излагает погрешности римского учения. Второе сочинение П. — его челобитная патр. Адриану. Третья переводная его работа "История церковная" Каллиста Ксанфопула. П. приписываются 2 безымянных сочинения: "Описание Рима" (преосв. Филаретом) и "Поучения на праздники господские и богородичные", помещенные в сборнике Спасо-Ярославского м-ря (арх. Леонидом). О П. см. Надеждин, "П. Роговский — первый русский доктор" ("Сын Отечества", 1840, т. 4); Никольский, "Русские выходцы из заграничных школ в ХVII ст." ("Правосл. Обозрение", 1861, № 2). Исповедание и челобитная П. напечатаны в "Древней российский вивлиофике" (т. 18).

Палладий, магистр духовной академии

(Пьянков, ум. в 1882 г.) — магистр Моск. дух. акд., профессор Пермской семинарии, с 1844 г. священник, с 1846 г. — иеромонах; после инспекторства и ректорства в семинариях, с 1869 г. епископ Кинешемский (викарий Костромской eпapxии), с 1872 г. — Сарапульский, с 1877 г. — Олонецкий. Известны его сочинения: "Обозрение Пермского раскола" (СПб., 1863), "Толкование на псалмы" (1872, 2-е изд., 18 7 4), "Толкование на 12-ть малых пророков".

Палладий, митрополит

(в миpе Павел Иванович Раев) — митрополит СПб. и ладожский, род. в ceмье священника нижегородской епархии в 1827 г., окончив курс Нижегородской духовной семинарии, поступил в Казанскую дух. академию, из которой выпущен магистром в 1852 г. Был сначала учителем логики и психологии в нижегородской дух. семинарии; овдовев, в 1861 г., постригся в монахи, вскоре возведен в сан архимандрита, в 1863 г. инспектор СПб. дух. семинарии, в которой 1864—66 годы состоял ректором. Рукоположенный в 1866 г. в сан епископа ладожского, П. в 1869 г. епископ вологодский, затем тамбовский (1873—76) и рязанский (1876—82). Основал общества миссионерское противораскольничье Богородично-Казанское в Тамбове и Св. Василия Рязанского в Рязани; в Вологде ввел выборное начало в сфере благочинных, учредил здесь и в Рязани эмеритальную кассу для духовенства, заботился об образовании детей духовенства, сирот и пр. Был затем apxиепископом казанским, с 188 7 г. экзарх Грузии, с 1892 г. митроп. С.-Петербургский и Ладожский и первенствующий член Св. синода. В Грузии П. заботился о реставрации памятников церковной старины, привел в образцовый порядок грузинскую дух. семинарию, основал "Грузинский Вестник" — местный церковный орган и пр. Собрание проповедей П. издано в 1884 г. (СПб.).

Палладий, палладион

(Παλλάδιον) — см. Палладион.

Палладий, химический элемент

Статья большая, находится на отдельной странице.

Палладий—митрополит

(в мире Павел Иванович Раев) — митрополит спб. и ладожский: ум. в 1898 г. Некрологи П. см. в " Церковном Вестнике " и " Церковных Ведомостях " за 1898 г.; прот. Е. П. Аквилонов, " Над гробом в Бозе почившего владыки-митрополита спб. Палладия " (СПб., 1899).

ПалладийЕленопольский

(368—430) — уроженец Галатии, в 388 г. прибыл в Александрию, откуда потом удалился в близ лежащую пустыню, из которой переселился в Вифлеем. В 399 г. он избран в епископа еленопольского в Вифинии. Он был одним из друзей Златоуста, и когда святитель был сослан, ходатайствовал за него перед императором Гонорием. По возвращении его на Восток, имп. Аркадий сослал его, как сторонника Златоуста, в Сиену (Верхний Египет), откуда в 408 г. он перемещен в Антиною. В 412 г. он возвращен на свою кафедру в Еленополь; по просьбе Каппадокийского профекта Лавса, в 420 г. составил собрание жизнеописаний святых, которое в честь сановника назвал Лавсаик (см.). Под конец жизни он был епископом г. Аспуки в Галатии. Ему приписывают также составление биографии Златоуста, но без достаточных оснований.

Палладин Владимир Иванович

— профессор Варшавского университета, родился в 1859 году, учился в 1-й московской гимназии и Московском университете. В 1886 г. назначен преподавателем, в 1887 г. профессором ботаники в Институт сельского хозяйства и лесоводства в Новой Александрии. В том же году защитил магистерскую диссертацию. В 1889 г. защитил докторскую диссертацию и был назначен профессором по кафедре анатомии и физиологии растений в Харьковский университет. С 1893 г. работал за границей. В 1897 г. назначен профессором Варшавского университета и заведующим варшавским помологическим садом.

Ученые труды: "О внутреннем строении и способе утолщения клеточной оболочки и крахмального зерна" ("Ученые записки Московского Университета", 1883), "Значение кислорода для растений" ("Bulletin de la Soc. des Naturalistes de Moscou", 1886, магистерская диссертация), "Athmung und Wachsthum" ("Berichte d. botanischen Gesellschaft", 1886), "Bildung d. organischen S ä uren in den wachsenden Pflanzentheilen", 1887, там же), "Образование органических кислот в растущих частях растений" ("Записки Ново-Александрийского Института", 1887), "Ueber Eiweiszersetzung in den Pflanzen bei Abwesenheit von freiem Sauerstroff" ("Berichte bot. Ges.", 1888), "Влияниe кислорода на распадение белковых веществ в растениях" (Варшава; докторская диссертация), "Kohlehydrate als Oxydationsproducte der Eiwelsstoffe" ("Berichte bot. Ges.", 1889), "О причинах изменения формы этиолированных растений" ("Труды Общ. Испыт. при Харьк. Унив.", 1889), "Количество воды в зеленых и этиолированных листьях" (1890, там же), "Eiweissgehalt der grunen und etiolirten Bl ä tter" (1891, там же) "Ergr ünen und Wachstum der etiolirten Blä tter" (1891, там же), "Физиология растений" (Харьков, 1891, 2 изд. 1895), "Aschengehalt der etiolirte n Blä tter" ("Berichte bot. Gesellschaft", 1892), "Физиологические исследования над этиолированными листьями" ("Труды Исп. Прир. Харьк. Унив.", 1892), "Recherches sur la respiration des feuilles vertes et des feuilles étiolées" ("Revue générale de botanique", 1893), "Sur le rôle des hydrates de carbone dans la résistance à l'asphyxie chez les plantes superieures" (1894, там же), "Значениe углеводов интрамолекулярного дыхания семянных растений" ("Труды Исп. Пр. Харык. Унив.", 1894), "Beitr äge zur Kenntniss der pflanzlichen Eiweisstoffe" ("Zeitchrift fü r Biologie", 1894), "Анатомия растений" (Харьков, 1896) и др.

Палладин Владимир Иванович (дополнение к статье)

— ботаник; с 1902 г. состоит профессором спб. унив. В настоящем Словаре ему принадлежит ряд статей по физиологии растений.

Палладио Андреа

(Palladio, 1508—80) — знаменитый итал. архитектор последней поры эпохи Возрождения. В своих постройках отличался гениальной трактовкой архитектурных форм древнеримского зодчества и искусством соблюдать гармонию в распределении частей сооружения. Главной ареной деятельности П. был его родной город, Виченца. Здесь находится одно из его первых по времени произведений — базилика, начатая постройкой в 1549 г. и заменившая собой старую городскую ратушу. Это грандиозное здание построено из мрамора, в стиле Возрождения; в нижнем его этаже находятся помещения для магазинов, а в верхнем — обширное зало заседаний городского совета. Самым лучшим из дворцов, выстроенных П., следует считать палаццо Чьерегати (ок. 1566), в котором оба этажа украшены полуколоннами мягкой, изящной формы. В настоящее время в этом здании помещается городской музей. Меньшими достоинствами отличаются: палаццо Тьене, в котором художник чересчур гнался за грандиозностью, палаццо Барбарано (1570), обремененный излишними украшениями, и палаццо Вальморано (1566), страдающий изысканной эффектностью. Из прочих произведений П. в Виченце замечательны: Олимпийский театр, сооруженный в стиле древнеримских театров, видоизмененном сообразно вкусу эпохи Возрождения, и находящаяся за городом так наз. Ротонда — купальное здание, обставленное четырьмя ионическими портиками. Кроме Виченцы, П. трудился в Венеции, где под конец своей жизни состоял архитектором республики. Из его венецианских построек заслуживают быть упомянутыми церкви Спасителя (li Redentore, 1576) и С. Джорджо Маджоре, внешняя отделка которой была окончена уже по смерти П. афхитектором Скамоцци, а также недостроенный клуатр монастыря делла-Карита. Еще более, чем практической строительной деятельностью, П. прославился своим главным литературным трудом, весьма ценившимся долгое время трактатом об архитектуре (Quatro libri dell'architectura", 4 т., 1776—83). О жизни и трудах этого художника писали Томазо Теменца (1762), Антонио Магрини (1845), Дзанелла (1880), Л. Феррари (1880) и Барикелла (1880).

Палладион

(греч. Παλλάδιον, лат. Palladium) — у древних греков и римлян название статуй богини Паллады, считавшихся великими святынями, обладание которыми составляло залог общественной безопасности и благополучия. Особенно знаменит П., хранившийся в троянском кремле, по преданнию, упавший с неба при Иле, по основании города Илиона. По свидетельству Аполлодора статуя, изображавшая богиню в шлеме и латах, была деревянная, трех локтей вышины, с прямыми, прижатыми одна к другой, ногами (как на всех архаич. статуях); в правой руке было поднятое копье, в левой прялка. По другому преданию, Афина сделала сама П., в воспоминание о смерти дочери Тритона, Паллады, нечаянно умерщвленной при взгляде на изображение Горгоны. Позднее, когда Электра пришла искать спасения у П., Афина перенесла его в Трою, где его нашел Ил, построивший для священной находки особый храм. Пока П. был в Трое, город оставался цел и невредим. Зная силу этой святыни, Диомед с Одиссеем унесли его тайком из храма, благодаря измене жены Антенора Феано, после чего Троя была взята без дальнейших препятствий. Похитив П., герои передали его на сохранение Демофонту, а этот перенес его в Афины. Позднее многие города спорили из-за чести обладания этой святыней. Со своей стороны, гор. Аргос хвалился, что настоящий троянский П. находится в нем, а не в Афинах. По другому сказанию, в Трое имелось два П., которые Хриза будто бы принесла Дардану в приданое; один из них был похищен Одиссеем, а другой взят Энеем в Италию, дабы служить оплотом величия основываемого там нового города. Таким образом, Рим обладал своим П. Он хранился сперва в храме Весты недоступным для глаз народа, потом был перенесен Гелиогабалом в его храм Солнца. Изображение П., в виде статуи архаического характера, по большей части с копьем и щитом в руках, нередко встречается в античном искусстве, преимущественно в живописи ваз и на резных камнях, в сценах похищения этой святыни из Трои. В настоящее время, слово П. употребляется для обозначения вообще всякого предмета, перед которым благоговеют, как перед приносящим могущество, славу и счастье.

Палладиус Петер-Эсперсен

(Peter-Espersen Plad или Plade, 1503—60) — датский богослов, сподвижник Христиерна Педерсена и Ганса Таусена, вводивших Реформацию в Дании; был профессором при Копенгагенском унив., а впоследствии возведен в сан епископа. Провел 6 лет в Виттенберге в близком общении с Лютером и Меланхтоном и вернулся на родину с рекомендацией Бугенгагена. П. известен богословскими сочинениями и проповедями, собранными в одну книгу "Visitatsbog"; проповеди были главным образом предназначены для назидания священников, отличавшихся в те времена крайним невежеством и ленью. П. перевел на датский язык катехизис и требник, составленные Лютером, которыми и пользуются в Дании до сих пор.

П. Г—н.

Паллан, Паллана

— р. на зап. берегу Камчатки, течет из оз. Палланского и впадает в Охотское море. Длина до 60 в. В 5 в. ниже истока из озера на реке порог Пилялян, давший реке свое название.

Паллант

(Πάλλας): 1) гигант, побежденный Афиной, кожей которого богиня покрыла свой щит. 2) Один из Титанов, сын Крия, супруг океаниды Стиксы. 3) Сын Ликаона, дед царя Эвандра, царь Аркадии. 4) Сын Эвандра, союзник Энея, убитый Турном. 5) Вольноотпущенник матери Клавдия, Антония, имевший громадное влияние при Клавдии, как управляющий его финансами (a rationibus) и разделявший свою власть с двумя другими вольноотпущенниками императора — Каллистом и Нарциссом. Мессалина была сообщницей в проделках любимцев императора, хотя позднее стала недоверчиво относиться к ним вследствие их алчности. По устранении Мессалины Клавдий женился на своей племяннице Агриппине; брак этот был заключен по совету П.; по его же совету был усыновлен императором Домиций Нерон. Насколько сильно было влияние П., видно из того, что сенат предоставил П. знаки преторского достоинства и отпустил ему сумму в 15 миллионов сестерций, причем ему была объявлена благодарность за то, что он, потомок Аркадских царей (см. Паллант, 3), соблаговолил сделаться слугой императора. Сенатское постановление было начертано на медной доске и прибито к статуе божественного Юлия. По вступлении на императорский престол Нерона, П., как сообщник Агриппины, выступил против Бурра и Сенеки; но молодой император лишил его важного поста, который он занимал при Клавдии. В том же году его обвинили в соучастии, с Бурром, в заговоре, но оправдали, благодаря содействии Сенеки. Умер П. в 62 г., как передают — от яда, поднесенного ему по приказанию Нерона, который давно жаждал овладеть богатым наследством вольноотпущенника.

Н. О.

Палланца

(Pallanza) — город в итальянской провинции Новара, на берегу Лаго Маджоре, в живописной местности, защищенной горами. Зимняя климатическая станция. Климат мягкий, сухой; средняя температура: сентябрь 19,8° Ц., октябрь 13,1°, ноябрь 8,0°, декабрь 5,1°, январь 2,9°, февраль 6,4°, март 7,6°, апрель 13,4°, май 17,7°. Суточные колебания ничтожны. Показания такие же, как для Мерана и Монтре. Лучшее время — сентябрь и октябрь (виноградное лечение). Возможна зимовка для больных хроническими катарами дыхательных путей, чахоткой. Теплые ванны. Жизнь не дорога. Театр, прекрасные сады, красивые виллы, электрическое освещение. Гимназия и техническое училище. 4241 жит.

Палланция

(Раllantia) — дочь царя Эвандра, переселившегося, по преданию, из Аркадии к Тибру.

Паллас Петр-Симон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Палласово железо

— см. Метеориты.

Палластунтури

(Pallaslunturi) — высокая (до 858 м) гора сев. Финляндии в хребте Оунасселькэ (см.).

Паллеске Эмиль

(Palleske) — нем. писатель (1823—80); был актером и затем в разных городах Германии (также и в СПб.) с громадным успехом декламировал Шекспира и Фрица Рейтера. Его перу принадлежит одна из лучших биографий Шиллера: "Schillers Leben u. Werke" (12 изд.,1886). Нап. также "Die Kunst des Vortrags" (2 изд., 1884) и трагедии: "K ö nig Monmouth", "Achilles" и "Oliver Cromwell".

Паллий

(Pallium) — римское название для верхней греческой одежды, как то: гиматия, фароса, хлены, пеплоса, ксистиды, хламиды, трибона и т. д. От слова pallium происходит прилагательное palliatus в значении греческий, в противоположность logatus (= римский); оба прилагательные — эпитеты комедий с содержанием из греческой и римской жизни. Консервативные римляне считали недостойным для себя носить П.

П. — шерстяной плащ, который с IV в. получали на Востоке при посвящении все епископы, как символ пастыря, несущего на плечах овцу. На Западе П. носили римские епископы и могли передавать его другим в знак отличия. С VIII в. П. стал знаком митрополичьего достоинства, но вместе с тем сохранилось право римского папы передавать его как почетное отличие и епископам. Для архиепископов обладание П., полученное после уплаты известной таксы, есть непременное условие отправления jura ordinis и jus jurisdictionis. Такое же значение имеет он для митрополитов. П. принадлежит только определенному лицу, может быть носим им только в своей епархии, в церкви, во время праздничной торжественной службы (папа носит паллий при всех церковных службах и всюду) и погребается вместе с владельцем. П. представляет из себя белый шерстяной воротник, надеваемый поверх священнического облачения, шириной в 3—4 пальца, с двумя полосами, ниспадающими на грудь и спину, он украшен шестью черными крестами. П. изготовляются монахинями м-ря св. Анны в Риме из шерсти овцы, освященной 21 января; 28 июня папа благословляет его, в следующую ночь его возлагают на гробницу св. Петра, затем он хранится в особом помещении над кафедрой св. Петра.

Паллор и Панор

(страх и трепет) — древнеримские божества. При Тулле Гостилии, по преданию, в честь их были воздвигнуты два святилища, в воспоминание о воинственном царствовании. Вероятно эти божества, как олицетворения панического страха, стояли в связи с верованием в Фавна и Сильвана, которые наводят страх на людей во время мира и войны. Позднее их отождествили с греч. божествами Δεΐμος и Φόβος. Pavor — собственно бог состояния ужаса, Pallor — олицетворение внешних признаков этого состояния. На монетах Павор представляется в образе испуганного человека с редкой бородой и вставшими дыбом волосами, Паллор — в детской одежде, с испуганным выражением и свесившимися волосами.

Пало-дель-Колле

(Palo d el Colle) — гор. в итал. провинции Бари; замок; 11 тыс. жителей; виноделие, миндальные и масличные плантации.

Палоло

— название, даваемое некоторым червям, периодически массами появляющимся местами в Тихом океане, а равно и некоторым другим формам. В настоящее время описан П., живущий в Атлантическом океане (Staurocephalus gregaricus); в известное время года он (июнь, июль) появляется массами на поверхности около Флориды и близлежащих островов. Задние сегменты таких червей устроены несколько иначе, чем передние и именно в задних развиваются половые продукты, удаляемые через сегментальные органы (Mayer, 1900). В Тихом океане около о-вов Самоа и Фиджи массами встречается (в октябре и ноябре) другой червь (Palolo s. Eunice viridis) — настоящий П., при чем появляются на поверхности не целые особи, а оторвавшиеся задние сегменты, отличные от передних и наполненные половыми продуктами. Половые продукты выводятся из этих обрывков при этом тоже через сегментальные органы. Эти обрывки служат лакомой пищей местным островитянам. Если бы отрывающаяся часть приобрела на переднем конце голову и соответственные органы, то мы бы имели случай размножения делением, на две части, из которых только задняя развивает половые продукты, т. е. такую форму размножения, какая свойственна некоторым другим червям. Относительно причин периодичности появления П. на поверхности высказывались различные предположения. Говорили даже о причинах космического характера (влияние положения луны относительно земли), но удовлетворительного объяснения этого явления мы не имеем.

В. M. Ш.

Палом

— золотой и серебряный вес с подразделениями во французской Ост-Индии — 33,993 гр.

Паломино-и-Веласко, дон Антонио

(Palomino у Velasco, 1653—1725) — испанский живописец и историк искусства. В начале приготовлялся к ученой деятельности и учился в Кордовском университете, но потом (с 1672 г.), под влиянием живописца Вальдеса Леаля, посвятил себя искусству. В 1678 г. он расписал потолок в покоях королевы, в мадридском дворце, а затем, получив в 1688 г. звание придворного живописца, принимал участие в изготовлении уличных декораций по случаю въезда королевы Марии-Анны Нейбургской. Кроме того им были исполнены, по поручению Луки Джордано, эскизы для росписи Эскориала. Переселившись в 1697 г. в Валенсию, П. написал для церкви С. Хуан дель Меркадо фрески, изображающие сцены из жизни Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова; затем, в 1712 г. им были исполнены живопись в куполе ризницы картезианского монастыря в Гренаде и надпрестольный образ для кордовского собора. В 1714—1724 гг. П. издал "El museo рiсtоricо" — сочинение, заключающее в себе руководство к живописи, а после его смерти появился составленный им сборник биографий живописцев ("Las vidas de los pinctores"), положивший основание истории испанского искусства. Произведения П., отличаясь умелой композицией, неважны в отношении колорита, который особенно бессилен и мало гармоничен в его фресках.

Паломник

— старинное название странников-богомольцев, ходивших на поклонение Св. мощам и приносивших оттуда на родину ветку пальмы. В допетровской Руси П. назыв. также описания хождений к св. местам. См. Паломничество.

Паломничество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Палос де ла Фронтера

(Palos de la Frontera) — гор. в испанской провинции Гуэльвы; на р. Pиo Тинто, недалеко от впадения ее в Кадиксий залив; в средние века известен был своей хорошей гаванью, откуда Колумб отплыл 3 августа 1492 г. для открытия Нового Света.

Палота

1) Ракош П. (мадьяр. R á kos Palola) — местечко в Пештском комитате в Венгрии; излюбленное дачное место; население (около 5000 чел.) мадьярское. 2) Вар П или Веспримская П. — местечко в Веспримском комитате в Венгрии, со старым замком; виноградники. Жителей около 6 тыс.

Палоцы

(мадьярск. Pal ó cz, множ. Раl ó czok, нем. Paloczen) — мадьярское племя, живущее в Гевешском и Боршодском, а отчасти и в Неоградском и Гёмёрском комитатах и отличающееся от других мадьярских племен своеобразным произношением. П. представляют собой потомство тех половцев (от которых уцелело и само название П.) или куманов, часть которых захватил с собой Арпад, когда проходил мимо Kиeвa со своими "уграми". Позднее, когда из азиатских степей подвинулись татары, теснимые ими прочие половцы появились на территории Венгрии, где и получили места для своих поселений от венгерских королей. Так, при короле Беле IV в 1238 г. в страну пришло около 40000 половецких семейств. Все они скоро слились с остальными мадьярами и только своеобразное произношение некоторых звуков мадьярской речи говорит об их происхождении. Память об их происхождении от половцев и куманов сохранилась в их племенном названии и в географическом термине Великой и Малой Кумании (мад. Nagy-Kunsag, нем. Gross-Kumanien; мад. Kis-Kunsag = Klein-Kumanien). См. Половцы.

Ир. П.

Палочки

— см. Зрение и Сетчатка.

Палочки лекарственные

— или так наз. лекарственные карандаши. Некоторые медицинские средства легко могут быть приготовлены в такой форме без прибавления к ним каких-либо других веществ, которые должны бы образовать массу, удобную для приготовления П. (напр. П. или карандаши из ляписа, квасцов и др.). При приготовлении же П. из порошкообразных веществ прибавляют глицерин, желатину, трагокант и т. д. П. употребляются главным образом с целью местного действия лекарств на коже (прижигание ляписом бородавок, слизистой оболочки рта, носа, гортани, мочеиспускательного канала) или для введения лекарственного вещества в каналы ран. В последнее время эта лекарственная форма удержалась, главным образом, для местного применения едких средств, когда желательно, чтобы лекарство действовало на строго ограниченном месте, не расплываясь на близлежащие ткани.

Д. К.

Палочники

Палочники, ходячие палочки или приведения — прямокрылые насекомые, составляющие вместе с листовидками или ходячими листьями (см.) подотряд фазм (Phasmodea). Тело их чрезвычайно узкое и длинное; первый грудной сегмент очень короток, а второй и третий — длинны; крылья в большинстве случаев отсутствуют; ноги тонкие и длинные. За единичными исключениями свойственны жарким странам, особенно много их в индо-малайской, австралийской и неотропической областях. Питаются растениями, с ветвями которых имеют поразительное сходство (см. Мимикрия). Сюда относятся самые большие (по длине) насекомые, например Cyphocrania acanthopus с о-ва Явы достигает при толщине в 6,5 мм длины в 215 мм, a Bacteria aurita из Бразилии при ширине в 3,25 мм достигает в длину 314 мм. Наиболее богаты видами роды: Bacillus, Lonchodes, Acanthoderus, Anisomorpha, Bacteria, Phasma, Phibalosoma, Necroscia, Cyphocrania. Cм.Westwood, "Cata l. of Orthopt. Insects in the coll. of the British Museum. P. I. Phasmida" (Л., 1859).

Г. Я.

Палтус

(Hippoglossus vulgaris s. maximus) — самая крупная из камбаловых рыб (см.).

Палуба

(см. Корабль) на судах соответствует этажу в домах, при чем на судах П. (или точнее палубной настилкой) называется также настилка, положенная на бимсы и образующая пол в различных П. (этажах) корабля. На деревянных судах палубная настилка делается большей частью из сосновых (реже дубовых и тиковых) досок, толщиной от 1 " (на мелких яхтах) до 10" (под орудиями на военных судах), обыкновенно же 3" — 6" и шириной большей частью 6", расположенных вдоль корабля, параллельно диаметральной плоскости, кроме тех мест, где настилка должна прерываться у бортов, люков и т. п.; в этих местах ставятся более толстые доски, облегающие люки, идущие вдоль борта и т. д. Они наз. ватервейсами и делаются большей частью из дуба или тика. Под тяжелыми предметами на П. — как-то орудиями, кнехтами, битеньгами и т. п., на месте прохода якорной цепи и т. д. П. также делается толще и материалом для нее берется дуб или тик. Так как П. представляет собой одно из продольных креплений судна, то палубные доски делаются из лесного материала 1-го сорта, без сучков или пороков. Стыки палубных досок соединяются на железных планках, причем расположение стыков устраивают такое, чтобы крепость П. была бы по возможности однообразна во всех сечениях; для этого стыки разносят, т. е. располагают так, чтобы у двух смежных рядов досок, а также и на одном и том же поперечном сечении стыки находились бы по возможности дальше друг от друга. Недостаток прочности П. относительно продольных натяжений пополняется железными полосами (связными поясьями), прокладываемыми между палубной настилкой и бимсами. Для водонепроницаемости П. конопатится, а стыки и пазы заливаются rapпиyсом. На железных (стальных и вообще металлических) судах П. бывает различного устройства: 1) на бимсах железные связные поясья и деревянная настилка; в этом случае к последней применяются те же требования относительно толщины и доброкачественности, что и у деревянных судов; 2) делается железная настилка, покрытая сверху деревянной, которая в этом случае может быть тоньше и условия доброкачественности ее могут быть не так строги; 3) имеется одна лишь железная настилка. Железная палубная настилка состоит из листов, толщ. от 1/4" до 5/8", шириной 3' — 4', расположенных по тому же порядку, как и деревянная: вдоль судна, параллельно диаметральной плоскости, с разнесенными стыками. Пазы и стыки соединяются на планках, причем планки располагаются сверху, если имеется деревянная настилка, или снизу, если ее нет. Листы палубной настилки, прилегающей к борту, образуют особый пояс, обхватывающий кругом всю П. и называющейся палубным стрингером. Он делается толще остальной части П. и служит одной из главнейших продольных связей на корабле, почему имеется даже и при не сплошной палубной настилке железных судов. Для удобства ходьбы по железной П., листы ее часто делаются рифлеными сверху (главным образом на коммерческих судах). Часто также для этого же на железную П. накладывают линолеум, который на военных судах начинает вытеснять деревянную настилку сверх железа. На военных судах, для защиты жизненных частей (см. Корабль), П. делается во многих местах броневой. Подобная П. бывает двух родов: 1) прикрывающая сверху часть корабля, окаймленную бортовой броней; в этом случае обыкновенная палубная настилка покрывается еще одним или несколькими слоями железных листов, так что общая толщина достигает 1" — 1,5"; 2) когда бронев. П. назначается также для вертикальной защиты, в этом случае ее делают со значительной выпуклостью по середине [Небольшую выпуклость имеет всякая П., для стока попадающей на нее воды.]; стрелка выпуклости подобной П., называемой карапасной, доходит до 7' у мидель-шпангоута. Толщина подобной П. доходит до 4"; причем наиболее толстый слой приходится на боковых частях (скатах) ее. Материалом для подобной П. служит или обыкновенное судостроительное железо (или сталь), или же специально приготовленная твердая сталь (сталеникелевые листы и т. п.). См. Корабль, Судостроение, Судостроительные работы.

Р. Л—н.

Палудан-Мюллер Фредерик

(Frederik Paludan-Mü ller) — знаменитый датский поэт (1809—1876); сын священника (впоследствии епископа). Еще до окончания курса по юридическому факультету составил себе громкое имя в литературе. Дебютировал четырьмя балладами и талантливой комедией "Kj ä rlighed ved Hoffet" (Любовь при дворе), в которой видно сильное влияние Шекспира и Гоцци. Поэма "Dandserinden" (Танцовщица, 1833) окончательно выдвинула яркое дарование молодого поэта. Не чуждая, как и многие произведения П., некоторого веяния Байроновского гения, поэма эта обнаружила в П. редкое чувство прекрасного, широкое мировоззрение, глубокое нравственное чувство, а также меткий сатирический ум и замечательное уменье владеть стихом. В следующей лирическо-драматической поэме "Amor og Psyche" (Амур и Психея) П. достиг высшего совершенства формы. В 1835—38 гг. вышли в свет поэма "Zuleimas Flugt" (Бегство Зулеймы) и два сборника, в которые вошли комедия "Ev e ntyr i Skoven" (Приключение в лесу), драматическая поэма: "Alf og Rose" (Эльф и роза), комедия "Fyrste og Page" и много лирических и эпических стихотворений. Из последних особенно выдается "Lucifers Fald" (Падение Люцифера), а также "Beatrice", "Vestalind e n" (Весталка) и "Slaven" (Раб). В 1838—40 гг. П. посетил Германию, Францию, Швейцарию и Италию и долго жил в Риме. Плодами этого путешествия явились драматическая поэма "Venus" (1841) и первая часть главного труда П. — эпической поэмы "Adam Homo", названной по имени героя поэмы. Вторая и третья ее части вышли только семь лет спустя. Поэма "Adam Homo" занимает в северной литературе такое же исключительное место, как "Чайльд-Гарольд" в английской и "Евгений Онегин" в русской. Еще в "Танцовщице", составляющей как бы прелюдию к главному поэтическому труду П., поэт восстал против расслабленности, эгоизма, бездушия и пошлости современного поколения; в "Adam Homo" он выступает уже во всеоружии борца за высокие идеалы человечества и разоблачает внутреннее "я" человека, поступившегося вложенным в него божественным началом ради удовлетворения низменных человеческих влечений. В "Adam Homo" развертывается картина всей человеческой жизни, с ее обычными отступлениями от божеско-человеческих законов и целей. Adam Homo — не дурной человек: он поддается злу только в крайности и вообще похож на большинство людей, идущих на всякие нравственные уступки, если их ждет за то достаточно щедрая награда. Очерченный с убедительной силой и правдивостью, герой представляет собой не только северный, но общечеловеческий тип.Язык поэмы увлекательный, страстный, с замечательным совершенством передающий всевозможные переливы настроений, от восторженного лиризма (в сонетах Альмы) до едкой сатиры и глубокого юмора. В промежутки между появлением первой и последующих частей "Adam Homo" появились (в 1844 г.) поэмы "Tithon" и "Dryadens Bryllup" (свадьба Дриады). В 1854 г. вышел сборник, содержащий три поэмы: "Mysteriet", "Ahasverus" и "Abels D ò d" (Смерть Авеля) и величественную трагедио "Kalanus", которая после "Adam Homo" является наиболее глубоким и оригинальным произведением П. Здесь изображено искание идеала восторженной человеческой натурой, которая, смешав прекрасное человеческое с божественным и поняв свою ошибку, должна искать вечной правды уже за пределами этой жизни. В 1861 г. вышел сборник новых поэтических произведений П., из которых выдаются: "Kain" и "Benedikt fra Nurcia". В последние годы жизни П. написал два произведения в прозе: прекрасную сказку "Ungdomskilden" (Источник юности) и большой роман "Ivar Lykkes Historie". Некоторая растянутость романа выкупается талантливым изображением современной жизни, яркостью и жизненностью характеристик. Последнее произведение П. — поэма "Adonis" (1875 г.) — достойно завершает цикл его высокохудожественных поэтических произведений. В северной литературе П. занимает второе место после Эленшлегера; уступая последнему в силе изображения и глубине чувства, он далеко превосходит его совершенством формы.

П. Ганзен.

Палундра

— морской термин, соответствующий оклику: "берегись!", когда хотят что-либо бросить сверху.

Палыкопа

— в Малороссии высокочтимый день св. Пантелеймона, 27 июля. Крестьяне не работают из опасения, чтобы молния не спалила копны в поле. См. Чубинский, "Труды" (см.), Чернявская, в V т. "Сборн. Харьк. истор. филол. Общ. ", 102.

Пальво

— протока Приморской обл., в 60 в. выше Николаевска, образуемая Амуром при соединении с озерами левого берега реки, Чля и Орель; длина 20 в., ширина 1—1,5 в., глубина 20 фт. Удобна для стоянки судов.

Пальгат

(Palghâ t) — г. в Малабарском округе Мадрасского президентства брит. Индии, на высоте 1000 м. Склады товаров; резиденция католической и протестанской миссии. Жителей 36340; из них 4855 магометан и 1060 христиан.

Пальгрев Вильям

(Palgrave) — английский путешественник (1826—1888), сын Франсиса П. (см.); получил образование в Оксфорде, был на военной службе в Индии. Позже вступил в иезуитский орден, жил несколько лет в Риме и Палестине и был очевидцем массовых убийств христиан в Cиpии 1860 г.; обратил внимание на эти кровопролития своими публичными чтениями в Ирландии. По поручению Наполеона III, Пальгрев первый проехал Аравию с СЗ на ЮВ и сделал подробное сообщение о государстве вагабитов. Позже П. состоял английским консулом в Болгарии, Сиаме, Урагвае. Написал "Narrat i ve of a year's journey through central and eastern Arabia" (1875), "Essays on eastern questions" (1872), "Dutch Guiana" (1876), "Ulisses or series of studies in many lands" (1887), и роман "Herman Agha" (1876). После его смерти издана его поэма: "A vision of life, semblance and reality" (1891).

Пальгрев Франсис

(Francis Palgrave, 1788—1861) — английский историк и археолог, еврейского происхождения; собственно его звали Коген, но он изменил имя при крещении. Он посвятил себя изучению законоведения, получил место в государственном архиве и сделался известным после напечатания книги "Parliamentary writs" (Л., 1827—34). Позже П. выпустил "History of the Anglo-Saxons" (Д., 1831), "Rise and progress of the English commonwealth" (Л., 1832) и "Truth and fic t ion of the middle ages" (Л., 1837). Заведовал государственным архивом. Его главное произведение: "History of Normandy and England" (Л., 1851—64).

Пальгрев Франсис Тернер

— англ. поэт и художественный критик, сын Франсиса П. (см.), род. в 1824 г., образование получил в Оксфорде; в 1885—95 был там же профессором. Сочинения его: "Idylls and songs" (1854), "The golden treasyry of english songs" (1861); "Hymns" (1868), "The five days' entertainment at Whitworth Gronge" (1868), "Lyrical poems" (1871), "T h e visions of England" (1881), "The life of Jesus Christ illustrated from the Italian painters of the XIV, XV and XVI centuries" (1885), "Amenophis and other poems" (1892). Брат его Реджинальд, род. в 1829 г., известен руководствами парламентского делопроизводства: "The Chairman's handbook" (11 изд., 1895) и "The house of Commons". Он также автор исторического труда "Oliver Cromwell, the Protector, an appreciation based on contemporary evidence" (1890), в котором оспаривает взгляд Карлейля на Кромвеля.

Пальезеро

— озеро Олонецкой губ., на границе Петрозаводского и Повенецкого уездов. Длина 20 в., ширина 6 в., площадь 73 кв. в.; глубина местами от 40 до 60 саж. Изобилует рыбой, между прочим пальей, от которой озеро и получило свое название. Из П. в озеро Сандал течет речка Тивдия, протекающая по пути озера Кривозеро и Гижозеро.

А. П. В.

Пальерон Эдуард-Жюль-Анри

(Раilleron) — известный французский драматург, род. в 1834 г. Он был клерком у нотаpиyca, когда вышли почти одновременно (1860) написанные в стихах его одноактная комедия "Le parasite" и сатирический сборник "Les parasites". Комедия имела успех на сцене Одеона. Юный писатель оказался весьма плодовитым и в последующие годы появляется перед парижской публикой ряд его комедий, которые благодаря живости языка, известной наблюдательности автора, тонко осмеивающего современное общество, пользуются большим успехом. Из первых произведений П. выделяются "Le mur mitoyen" и в особенности "Le dernier quartier", где изображены последние дни медового месяца. Наибольшую известность доставила П. комедия в 3-х действиях: "Le monde о û l'on s'ennuie" (1881 г.), рисующая мир "бессмертных" Французской академии. Пьеса сделалась популярнейшей в репертуаре парижских театров (идет на русских сценах в переделке, под заглавием: "В царстве скуки"). Год спустя П. был избран осмеянной им Французской академией в ее члены, на место Шарля Блана. П. принадлежат еще комедии (в стихах и прозе): "Le second mouvement" (1865), "Le monde о ù l'оn s'amuse" (1868), "Faux m énage" (186 9), драма "Hel ène" (1872), "L'autre motif" (1872), "Petite pluie" (1872), "L'é tincelle" (1879), "L'age ingrat" (1879), "Le Chevalier Trumeau" (1880), "Pendant le bal" (1881), "La souris" (1887), "Cabotins" (1893). П. выпустил также сборник стихотворений: "Amours et haines" (1866, нов. изд. 1888), "Pri ère pour la France" (1871), "La poupé e" (1894) и академические речи ("Discours acad émiques", 1886).

Пальерон Эдуард-Жюль-Анри (дополнение к статье)

— драматург: ум. в 1899 г.

Пальм Александр Иванович

— известный писатель (1822—1885). Учился в дворянском полку, был офицером лейб-гвардии егерского полка. В 1849 г. П., как соучастник в деле Петрашевского, содержался 8 месяцев в крепости, несмотря на признание обвинительного акта, что "в его литературных трудах виднелась сильная любовь к Poccии", a "в бумагах его ничего предосудительного не оказалось"; затем служил на Кавказе и в Крыму, после севастопольской кампании вышел в отставку в чине майора, позже состоял управляющим контрольной палатой, был предан суду за растрату (см. Судебные речи В. Д. Спасовича, который защищал Пальма) и присужден к ссылке на житье, но через несколько лет получил обратно потерянные права. На литературное поприще П. выступил в 40-х гг. небольшими рассказами и стихотворениями в духе "натуральной школы"; затем литературная деятельность его возобновляется в начале семидесятых годов. К лучшим произведениям П. принадлежит роман "Алексей Слободин", изображающий петербургские литературно-политические кружки и напечатанный ("Вестник Европы", 1872, кн. 10—12; 1878, кн. 2—3, и отд.) под псевдонимом П. Альминский, как и его повесть — "Конец старого романа" (там же, 1874, кн. 10 и 11). Из комедий П. наибольшим успехом пользовались "Наш друг Неклюжев" ("Слово", 1879, кн. 12 и отд. СПб., 1880) и в особенности "Старый барин" ("Отечественные Записки", 1873, кн. 5 и отд. СПб., 1878); эти две комедии доставили П. большую известность, чему немало способствовала превосходная игра В. В. Самойлова в роли "Старого барина". Менее известны комедии "Благодетель" ("Современник", 1864, кн. 6), "Господа избиратели" ("Вестник Европы", 1881, кн. 4), "И крылья есть, да лететь некуда" (СПб., 1876, литогр.), "Милочка" (М., 1883, литогр.), "Просветители" ("Отечественные Записки", 1871, кн. 3), драма "Грешница" ("Русское Богатство", 1885, кн. 1 и отд.), сцены "Гражданка" ("Слово", 1878, кн. 3), повести "Фрося" ("Северный Вестник", 1885, кн. 3) и "Пропащие годы" ("Отечественные Записки", 1880, кн. 2 и 3), романы "Жан Бичовкин" (там же, 1849, кн. 4 и 5), "Больные люди" (СПб., 1881) и "Петербургская саранча" (СПб., 1884). В своих произведениях П. преимущественно рисует дореформенную помещичью жизнь и выводит на сцену изнеженные барские типы. О П. см. "Русская Старина" (1887, кн. 11). Его жена Ксения Григорьевна (ум. в 1892 г.) — известная в провинции драматическая актриса. Старший сын П. — Сергей Александрович — известный актер и антрепренер; младший, Григорий Александрович, под псевдонимом Арбенин известен как актер и переводчик многих пьес. Ныне состоит редактором издающегося в Батуме "Черноморского Вестника".

Ум.

Пальм Иоганн-Филипп

(Palm, 1768—1806) — немецкий книгоиздатель. Весной 1806 г. он переслал в Аугсбург написанную, как предполагают, проф. Иелином и изданную П. брошюру: "Deutschland in seiner tiefsten Erniedrigung" (нов. изд., Вюрцбург, 1877), которая сильно нападала на образ действий Наполеона и франц. войск в Баварии. Книга была перехвачена французами и вызвала негодование Наполеона, который велел чрезвычайному военному суду в Браунау в 24 часа приговорить П. к расстрелу за распространение заведомо оскорбительных для Франции книг. Приговор был исполнен 25 авг. 1806 г., несмотря на то, что П. был гражданином свободного имперского города Нюрнберга. В 1866 г. в Браунау воздвигнут бронзовый памятник П., по модели Кнолля. Ср. Schulthei s s, "J. H. Palm" (Нюрнберг, 1860).

Пальма кавказская

— см. Самшит.

Пальма, голл. единица меры

— голл. единица меры = 3,714 русского дюйма, употребляется в России при обмере мачтового леса (по окружности, на высоте 12 фут. от комлевого конца), отправляемого за границу. Мачтовое дерево должно иметь не менее 80 фут. длины и 17 П. (63 дм) в окружности.

Пальма, город в Испании

(La Раlmа) — исп. город в 50 км к З от Севильи. Станция жел. дороги; около 6000 жит.; значительное производство водки, вина и растительного масла.

Пальма, город в Сицилии

(Palma) — город в Сицилии; 11702 жит.; гавань, вывоз вина, южных фруктов (миндаль и др.), серы.

Пальма, город на о-ве Майорке

(Palma) — главн. город испанской провинции Балеарские о-ва, на о-ве Майорке, в Пальмской бухте. Готический собор (1231—1601), церковь бывшего францисканского м-ря, королевский дворец, готическое здание биржи (XV в.), ратуша (XVI в.), с картинной галереей. 61000 жителей. Хлопчатобумажные прядильни и ткацкие, производство шелковых тканей, бумаги, мыла, свечей, кож, мебели, музыкальных инструментов. Мукомольное и маслобойное производство. Гавань защищена молом (385 м длины), освещена маяком и доступна для больших кораблей. Обороты иностранной торговли (1894): прибыли 117 кораблей (55046 тонн), ушли 131 (72970 тонн). Вывоз за границу на 5,3 млн., ввоз на 4 млн. пезет. Обороты торговли с Испанией (1891): ввезено на 23,4 млн., вывезено на 33,5 млн. песет; вошли 697 кораблей (157051 тонн), ушли 751 корабль (161517 тонн). Институт, в 1836 г. преобразованный из университета, основанного в 1503 г.; учительская семинария, мореходная школа, академия художеств, музыкальное училище, 2 публичные библиотеки, театр. В окрестностях П. красивый замок Бельвер (XIII в.) и вилла Мирамар, австр. эрцгерцога Людвига-Сальватора.

Предыдущая страница Следующая страница