Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "П" (часть 66, Пра)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "П" (часть 66, Пра)

Предыдущая страница Следующая страница

Право на труд

(droit au travail, Recht auf Arbeit) — право каждого трудоспособного лица, в силу которого оно может, в случае безработицы, требовать от государства предоставления ему какой-нибудь работы для покрытия его необходимых потребностей; таким образом этому праву соответствует имущественно-правовое обязательство государства предоставлять занятия безработным членам общества. П. на труд есть одна из идей социализма, возникших во второй четверти XIX в., и представляет собой, по верному замечанию Менгера, логическое развитие социалистического принципа, по которому каждая потребность человека должна получать полное удовлетворение. Пo своему содержанию, оно является посредствующим звеном между существующим экономическим строем и тем порядком, при котором весь народный доход распределяется или по потребностям людей, или по количеству исполненной каждым работы. Следы идеи П. на труд мы находим уже в некоторых старых законодательствах о призрении бедных, в которых говорилось об обязанности государства помогать бедным и не имеющим занятий предоставлением им работы (английский закон 1601 г., французские законы 1791 и 1793 гг., прусское земское право 1794 г.). В литературе Фихте первый высказал, что каждый индивид имеет юридическое притязание на предоставление ему со стороны государства какого-нибудь возмездного занятия ("Naturrecht"). Однако, эта мысль Фихте не обратила на себя внимания. Обстоятельнее и пламеннее аргументировал П. на труд Фурье (в 1822 г.), выводя его из естественного П.: это П. есть эквивалент тех прав, которыми человек пользовался в первобытном состоянии, именно П. охотиться, ловить рыбу, собирать плоды и пасти скот. Эти теоретические положения переведены в программу практических требований французских социалистов Консидераном и Луи Бланом. Первый (в 1839 г.) находил возможным и необходимым осуществить П. на труд немедленно, в рамках существующего экономического строя. Второй выступил с требованием провозглашения П. на труд после февральской революции 1848 г. В манифесте временного правительства 25 февраля за всеми гражданами было признано П. на труд, а за правительством — обязанность гарантировать им работу. Не столько для осуществления этого П., сколько для его дискредитирования были учреждены национальные мастерские (см.). Уже в июне 1848 г., когда вырабатывался проект конституции, П. на труд было заменено П. на вспомоществование. В Германии введение П. на труд было предложено на франкфуртском национальном собрании 1848 г. представителями демократической партии, но было отклонено значительным большинством. В позднейшее время идея П. на труд поддерживалась среди германских писателей Штёнелем, Марло, Гитце, Ганом и Геркнером. Снова внимание к ней было привлечено речью канцлера кн. Бисмарка в заседании рейхстага 9 мая 1884 г., где он высказался за введение П. на труд, как за средство борьбы с социал-демократией. В других странах П. на труд никогда не вызывало особого движения и не привлекало к себе общественного внимания. В Англии Оуэн высказывался за осуществление его, но его мысль не встретила сочувствия. Только в Швейцарии идея П. на труд получила за последние годы некоторое распространение среди радикальных элементов рабочего класса.

См. Menger, "Das Recht auf den vollen Arbeitsertrag"; Adler, "Recht auf Arb eit" ("Handwö rterbuch der Staatswissenschaften", V т.); Fourier, "Th éorie de l'unité universelle"; Considérant, "Théorie du droit de propriété et du droit au travail"; Marlo, "Untersuchungen über die Organisation der Arbeit"; Stöpel, "Sociale Reform".

M. Св.

Право наследственное

Статья большая, находится на отдельной странице.

Право общее и обычное в Великобритании

Статья большая, находится на отдельной странице.

Право обычное

Статья большая, находится на отдельной странице.

Право обычное Франции

Статья большая, находится на отдельной странице.

Право обычное церковное

(богосл.) — под обычным церковным правом разумеется совокупность правил, которые, не будучи установлены положительным законом, соблюдаются в жизни с убеждением в их правоте. В христианской церкви возникновение таких обычаев, которые соблюдались повсеместно, не имея для себя письменного основания, современно самым первым начаткам христианской церковной жизни. Ап. Павел ссылается на обычай церковный в своем рассуждении о том, что жены в церковных собраниях должны являться с покрытой головой (I Кор. XI, 26). В последующее время, до вселенских соборов, предание и обычай были единственным руководительным началом в решении таких церковно-практических вопросов, относительно которых нет прямого указания в Новом Завете. По свидетельству Тертуллиана, в его время было много таких установлений, которые без всякого писания силой обычая сохранялись. Соборы вселенские некоторые из своих постановлений основывают также на силе древних обычаев и требуют вообще, чтобы соблюдаемы были обычаи каждой церкви (Трул. 39).

Несмотря на то, что в русском церковном законодательстве нет ясного признания юридической силы за обычаем, в действительной церковно-юридической жизни обычай, несомненно, имеет большое значение. Более или менее полного и приведенного в систему собрания русских церковных обычаев нет в нашей духовной литературе. Против многих действовавших в прежнее время вредных для церковной жизни обычаев вооружались Стоглавый собор и Регламент Петра Вел. Обычай действует в настоящее время по самым разнообразным направлениям церковной жизни: в области богослужения и обрядов церковных, во взаимных отношениях приходского духовенства к чужеприходному в случаях совершения треб этим последним, в способах и формах вознаграждения духовенства за требоисправления и приходского обеспечения их разными сборами, в оставлении приходских мест за дочерьми умерших церковно- и священнослужителей, в славлении по домам, в деревенских праздниках и в крестных ходах вокруг полей и проч.

См. Н. Суворов, "Курс церковного права" (т. I, Ярославль, 1889); И. Бердников, "Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви" (Казань, 1888).

Право обязательственное

Статья большая, находится на отдельной странице.

Право полицейское

— см. Полиция

Право пользования общего

Статья большая, находится на отдельной странице.

Право публичное

— см. Публичное П.

Право римское

— см. Римское право.

Право торговое

— см. Торговое право.

Право трех детей

(jus trium liberorum) — см. Безбрачие.

Право угодий

— см. Угодья.

Право уголовное

— см. Уголовное П.

Право финансовое

— см. Финансовое право.

Право церковное

— см. Церковное право.

Право частное международное

— см. Международное частное П.

Право, с.-петербургская газета

— еженедельная юридическая газета, выходящая в С.-Петербурге с 1899 г. под редакцией В. М. Гессена и Н. И. Лазаревского (с 1905 г. — одного В. М. Гессена), при ближайшем сотрудничестве И. Гессена, А. Каминки, Л. Петражицкого и В. Набокова. В начале " Пр. " было чисто юридическим органом, но с развитием русского освободительного движения стало уделять все более и более места текущим вопросам политической жизни. В конце 1904 г. огромное впечатление произвели помещенные в " П. " статьи князей Евг. и Серг. Трубецких, В. М. Гессена, И. И. Петрункевича и А. В. Пешехонова.

Правоведение

— см. Юриспруденция.

Правоведения училище Императорское

— перворазрядное закрытое учебное заведение; учреждено в 1835 г., по мысли и на средства принца Петра Георгиевича Ольденбургского, "для образования благородного юношества на службу по судебной части". По Высочайше утвержденному 29 мая 1835 г. уставу, выработанному принцем Ольденбургским при участии М. М. Сперанского, также высказавшегося в особой записке ("Русская Старина", 1835, № 12) за учреждение специального училища для судебной части, Училище состоит в ведомстве министерства юстиции и управляется попечителем (главный и непосредственный начальник Училища), советом (состоящим яз председателя — попечителя, директора, инспектора, 3 профессоров и 1 воспитателя), директором, инспектором классов и хозяйственным правлением (директор, инспектор и 1 воспитатель). Воспитанники, в которые принимаются только дети потомственных дворян, делятся на казенных и своекоштных; те и другие обязаны по окончании курса прослужить 6 лет в ведомстве министерства юстиции. Полный курс учения сначала был шестилетний, делившиеся на начальный (из двух классов, VI и V) и окончательный (из IV, III, II и I кл.). Теперь в Училище 7 классов — 4 общих и 3 специальных. В 1847 г. учрежден приготовительный класс, в заведовании особого главного воспитателя, разделенный впоследствии на три отделения, или класса; в 1849 г. — учреждена должность инспектора воспитанников, как помощника директора по воспитательной и хозяйственной частям; в 1856 г. все предметы разделены на три разряда — главные, вспомогательные и общеобразовательные, причем последние окончательно сосредоточены в четырех младших классах. В приготовительных классах и младшем курсе проходятся общеобразовательные предметы, в объеме гимназического курса, за исключением греческого языка, замененного естествоведением; на старшем курсе главные предметы — права церковное, римское, гражданское, торговое, уголовное и государственное, гражданское и уголовное судопроизводство, история римского права, энциклопедия законоведения; предметы вспомогательные — международное право, судебная медицина, полицейское право, политическая экономия, законы о финансах, история вероисповеданий, история философии, в связи с историей философии права. Число воспитанников окончивших полный курс Училища с 1840 г. (первого выпуска) по 1898 г. простирается до 1616, из них 714 получили чин IX кл., 536 — X, 350 — ХII и 16 — XIV. Особенно выдаются между ними И. С. Аксаков, А. Н. Апухтин, В. А. Арцимович, А. М. Жемчужников, А. А. Книрим, В. О. и М. Е. Ковалевские, К. П. Победоносцев, Д. А. Ровинский, В. В. Стасов, Н. И. Стояновский, А. Н. Серов, П. И. Чайковский. В заслугу Училища должно быть поставлено то, что оно с успехом боролось с привычками и нравами дореформенного суда и помогло выполнить судебную реформу 1864 г.; но этим, как заметил еще И. С. Аксаков, главная роль его и заканчивается. Расход по содержанию Училища — ок. 225000 р. ежегодно; из них 90000 р. отпускается из государственного казначейства, а остальная сумма возмещается платой за содержание воспитанников. При училище с 1886 г. существует правоведская касса. Ср. "Пятидесятилетний юбилей Императорского училища Правоведения" (СПб., 1886); "В училище Правоведения, в 1847—1852 гг. Воспоминания по поводу 50-летнего юбилея Училища И. А. Тютчева" (в "Русской Старине, 1885, кн. 11 и 12 и 1886, кн. 2); "Воспоминания К. К.Арсеньева об Училище Правоведения, 1849—18 5 5 гг." (ib., 1886 г., № 4); "Училище правоведения сорок лет тому назад в 1836—1845 гг. Воспоминания В. В. Стасова" (ib., 1880, т. XXIX; 1881, т. XXX и XXXI).

В. Р—в.

Правового порядка партия

— см. Россия (политические партии).

Правовой порядок

— такой порядок управления государством, при котором всякий акт административных и судебных властей должен иметь основание в законе. Там, где законодательная власть отделена от исполнительной и судебной, органы этих последних всецело подчинены в своей деятельности закону (отсюда название подзаконной власти). См. Правительство.

Праводы

— город в Болгарии, в долине реки того же имени, на полупути между Варной и Шумлой. В турецкую войну 1828—29 гг. г. был занят русскими войсками и сильно укреплен. Турки неоднократно пытались овладеть им, но безуспешно. Особенно сильной атаке подвергся город в мае 1829 г., когда великий визирь, пользуясь сосредоточением наших главных сил у Силистрии, подступил к П. с 40 тыс. чел. при 50 орудиях. Русский главнокомандующий Дибич, оставив под Силистрией один корпус, с остальными силами двинулся на сообщения визиря с Шумлой. Это заставило турок снять осаду П. и поспешить отступлением, во время которого последовало победоносное для нас сражение при Кулевче (см.). В январе 1878 г. П. был занят без боя конным отрядом ген.-ад. Манзея.

Правокумское

(Солонцы) — село Ставропольской губ., Новогригорьевского у. Жит. 4480, 2 школы. Жители занимаются земледелием, скотоводством и виноделием (до 35 тыс. ведер в год); женщины ткут грубый холст. Лавок 12; 4 водяных мельницы. и 2 маслобойни.

Правописание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Православие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Православная Подолия

— ежемесячный журнал, издается с 1906 г. под ред. протоиерея Евфимия Сецинского.

Православное Обозрение

— духовный журнал, издававшийся в Москве с 1860 по 1891 г. под редакцией свящ. Н. А. Сергиевского, при сотрудничестве священников Г. П. Смирнова-Платонова, П. А. Преображенского и А. М. Иванцова-Платонова. Характер его был преимущественно публицистический; он обсуждал проекты церковных реформ и нужды церкви, а также явления общественной жизни, без специально-церковной окраски. Соч. А. М. Иванцова-Платонова по христианской апологетике, церковной истории и другим отраслям богословия печатались исключительно в П. Обозрении. С особенной заботливостью журнал знакомил публику с лучшими произведениями иностранной богословской литературы. Хроника церковной жизни на Западе более подробно велась лишь во второй период существования журнала. В журнале принимало участие много лиц светских; в нем напечатаны отчасти сочинения А. С. Хомякова, которого горячим сторонником был журнал, Ф. И. Тютчева, Ю. Ф. Самарина, Ф. Г. Тернера, И. С. Аксакова, В. С. Соловьева и др. Замечательны приложения к журналу: перевод книг Св. Писания Ветхого Завета, архим. Макария Глухарева; "Памятники древней христианской письменности в русском переводе" (изданы полностью "Писания мужей апостольских", "Сочинения христианских апологетов" и "Творения св. Иринея Лионского"; печатание "Апокрифич. сказаний", долженствовавшее составить начало издания, было прервано по цензурным условиям). К журналу было два указателя: за 1860—70 г. (П. А. Ефремова, М., 1872) и за 1871—86 г. (В. В. Шахова. М., 1887). См. "25-летний юбилей редакции П. Обозрения" (1882, № 2).

Православный Благовестник

— журнал, изд, православными миссионерским обществом в Москве, с 1893 г., по две книжки в месяц. Ред. Н. Комаров.

Православный Палестинский Сборник

— выходит с 1881 г. в СПб. выпусками, обыкновенно по одному, иногда по два в год. Издание предпринято В. Н. Хитрово, а с 3 выпуска 1 тома поступило в ведение палестинского общества. Содержание П. Сборника — описания путешествий и "хождений" в Святую Землю и исследования, относящиеся к ее истории.

Православный Путеводитель

— ежемесячный богословско-миссионерский журнал, выходит в С.-Петербурге с января 1903 г. Изд. П. С. Туманов (он же и редактор) и М. П. Чельцов. В журнале уделялось много места историческому отделу: истории церкви и раскола (статьи Субботина).

Православный Собеседник

— духовный журнал, выходящий в Казани с 1855 г. Он был основан специально для полемики с расколом, почему содержит в себе большое число статей по истории и обличению раскола. Другую специальность журнала составляет отдел статей о мухаммеданстве и буддизме, принадлежащих профессорам существующего при Академии противомусульманского отдела. В приложениях к журналу напечатаны, между прочим, творения древнерусской литературы, к изданию которых дало возможность перенесение в Казанскую акад. рукописей Соловецкого м-ря. Очень ценны также другие приложения к журналу: "Деяния вселенских и поместных соборов", творения св. Игнатия Богоносца, послания Игнатия, митроп. тобольского, "Просветитель" Иосифа Волоцкого, сочинения Максима Грека и Лихудов и пр. Со времени преобразования духовных академий (1869 г.) в П.Собеседнике печатаются "Протоколы совета Академии", а в позднейшее время — лучшие диссертации магистров и магистрантов Академии. К журналу имеются два указателя, по 1891 г. См. "К истории Пр. Собеседника. По поводу 30-летия журнала" ("Прав. Собеседник" 1885 г., III, 459 — 507).

Правоспособность

— способность приобретать права или, как выражаются юристы, быть субъектом права, носителем прав и обязанностей. В историческом развитии права это качество не всегда принадлежало всем людям, как таким. Старое право знало совсем бесправных субъектов (рабы), а целым классам лиц сообщало лишь ограниченную П., т. е. способность приобретать лишь некоторые права и обязанности. На состав П. влияли: семейное положение (ограниченная П. лиц, стоявших под родительской властью), принадлежность к определенному сословию или званию, религии, государству (см. Физическое лицо, Семья, Сословия, Религия, Права иностранцев). Качества человека, как такого, также оказывают влияние на его П. (пол; см. Физическое лицо). Некоторые из указанных ограничений П. удержались и до сих пор, особенно в русском праве. И до сих пор остается правилом то, что П. есть качество, которым человек наделяется в силу норм права, а не обладает в силу того, что он, как носитель личности, должен обладать правами. Источником П. являются нормы объективного права, т. е. предписания законодательной власти, государства. П. иностранцев, поэтому, еще не предполагается при признании государством всех своих членов правоспособными. Постановления многих конституций, сообщающие полную П. всем лицам, вступившим на территорию государства, хотя бы на родине они были рабами, суть специальные предписания закона, а не вывод из основного принципа современного понимания П. Отсюда колебания в составе прав иностранцев (см.) в разных государствах и в настоящее время. Кроме лиц физических, П. приписывается некоторым союзам лиц, которые в таком случае становятся юридическими лицами (см.); но к союзам термин субъект прав (см.) прилагается только как способ выражения, облегчающий понимание состава прав и обязанностей членов союза, так как и в лице юридическом субъектами прав являются физические лица. Различают П. политическую и гражданско-правовую, т. е. способность обладать политическими и гражданскими правами. В древних государствах политическая П. определяла гражданско-правовую. В Риме, напр., чтобы быть субъектом гражданских прав, нужно было быть римским гражданином или получить П. по специальному соглашению с государством (commercium и connubium, см.); В современных государствах полная гражданско-правовая П. возможна и при политическом беcправии граждаи; так, напр., иностранцы, будучи политически бесправными в чужом государстве, получают в нем в силу его постановлений полную гражданскую П., не получая звания гражданина государства.

В. Н.

Правоторовская

— станица Хоперского округа, области Войска Донского, на реке Хопер, в 30 верстах от Урюпинской станицы. Жителей 5295; училище.

Прага, главный город Чешского королевства

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прага, предместье Варшавы

— предместье города Варшава, на правом берегу Вислы (см.). В 1656 г., во время войны поляков со шведами, под П., в течение трех дней — 18, 19 и 20 июля (нов. стиля) — происходила упорная борьба. Польский король Ян-Казимир собрал к Варшаве до 40 тыс. поляков и литовцев и до 20 тыс. малороссийских казаков и татар и занял позицию впереди П. Здесь он был атакован шведско-бранденбургскими войсками, которыми командовали король швед. Карл Х и великий курфюрст Фридрих-Вильгельм. Нападающие овладели П., а поляки, потеряв до 6 тыс., отступили на левый берег Вислы, успев сжечь за собой мост. Вслед за тем Карлу удалось, под прикрытием сильного артиллерийского огня, устроить новый мост, что заставило Яна-Казимира бежать из Варшавы, которая и была занята шведами. В 1794 г., во время польской инсурекционной войны, Суворов, разбив поляков под Кобылкой (см.), 23 окт. подступил к П., которая была обнесена довольно значительными укреплениями и занята войсками ген. Заиончека (20 тыс. чел., из которых 5 тыс. конницы и 2 тыс. косинеров); артиллерийское вооружение П. состояло из 104 орудий; кроме того, ее могли обстреливать с лев. берега Вислы еще 30 орудий. Суворов, имея под своим начальством около 15 тыс. пехоты, 4 тыс. регулярной конницы и 2 тыс. казаков, решился штурмовать П. После личной рекогносцировки неприятельских укреплений, произведенной им 23 октября, он, ранно утром 24-го, двинул на приступ свои войска, разделенные на 7 штурмовых колонн. После взятия укреплений кровопролитный бой закипел на улицах предместья. Поляки оборонялись отчаянно, почему и потери их были велики — до 8 тыс. убитых и около 2 тыс. потонувших в Висле; остальные (кроме 800 чел.) попали в плен. Сам Заиончек был ранен, генералы Грабовский и Ясинский убиты. У русских выбыло из строя более 1,5 тыс. чел.

Прагасана

(санскр. рrahаsаnа = смех, насмешка) — в индийской терминологии так обозначается род комического или сатирического драматического произведения, обыкновенно одноактного, имеющего целью вызвать смех зрителей. Вильсон ("Works", XI, стр. XXXI) предполагает, что П., подобно классической комедии, ведет свое начало из фаллической песни. Сюжет П. обыкновенно вымышленный, не исторический; героем является аскет или брахман, царь или какой-нибудь плут. Другие действующие лица — придворные, слуги, нищие, плуты и т. д. Лица низших слоев общества говорят на грубом пракрите или каком-нибудь местном наречии. В противоположность аристофановской комедии, П. имеет в виду недостатки не толпы, а высших сословий: брахманов, аскетов, людей знатных и богатых, царей и т. д. При этом, однако, осмеянию подвергаются лишь те пороки, которые сводятся к злоупотреблению богатством, но не силой и властью: чувственность и лицемерие, но не тиранство и деспотизм. По своему крайнему цинизму, не чуждому юмора, П. напоминает греческую комедию, хотя во всем остальном не может равняться с ней, не обладая ее выкупающими достоинствами: блеском вымысла и безграничной веселостью.

С. Б—ч.

Прагерия

(Praguerie) — так наз. восстание в разных частях Франции, поднятое в 1440 г., в конце столетней войны, вслед за отнятием у англичан Парижа, удельными владетелями королевской крови — герцогами Анжуйским, Бурбонским и Алансонским и др. сеньорами, недовольными тем, что короля Карла VII окружали буржуазные советники; в восстании принимал участие и дофин, будущий Людовик XI, рассорившийся с отцом. П. была вместе с тем ответом на орлеанский ордонанс 1439 г., устанавливавший постоянное войско местных ратников и направленный против "живодёров", т. е. наемных отрядов, грабивших страну. Отпущенные наемники составили главную опору восставших. Название П. восстание получило по аналогии с гуситскими движениями в Праге. Городское население всюду стояло за короля, который взял крепости мятежных князей в Пуату, Оверни и Бурбоннэ, после чего они просили мира.

Праглада

или Праграда (санскр. Prahl âda, Prahrâ da = отрада, радость) — герой одной весьма популярной легенды позднейшей индийской мифологии. Отец П., Гираньякашипу, в борьбе с богами завладел небом и воцарился в нем, но П., еще мальчиком, сделался ревностным поклонником Вишну. Раздраженный этим Гираньякашипу приказал убить П., но зубы змей, клыки небесных слонов, огонь — все средства убийства остались бессильными, так что отец вынужден был отослать мальчика к его наставнику, у которого он своим усердием в поклонении Вишну достиг освобождения от земного бытия. Тем временем Гираньякашипу был уничтожен Вишну, а П. сделался царем Дайтья и воцарился в их царстве Патала (см.). Согласно Падма-пуране, П. еще при жизни был взят на небо и соединился с Вишну.

С. Б—ч.

Прагматизм

— термин, употребляемый в исторической науке с довольно различными значениями. Слово "прагматический" (по-гречески πραγματιχός) происходит от πραγμα, что значит деяние, действие и т. п. Впервые это прилагательное применил к истории Полибий, назвавший прагматической историей (πραγματιχή ίστορία) такое изображение прошлого, которое касается государственных событий, причем последние рассматриваются в связи с их причинами, сопровождающими их обстоятельствами и их следствиями, а само изображение событий имеет целью преподать известное поучение. Когда говорят о прагматической истории, обыкновенно имеют в виду или особенно выдвигают вперед одно из трех: или чисто политическое содержание истории (государственные дела), или способ исторического изложения (установление причинной связи), или, наконец, цель исторического изображения (поучение). Вот почему термин П. и страдает некоторой определенностью. Центральным пунктом П. можно считать изображение именно человеческих действий в истории, хотя бы и не исключительно политических и не ради поучения, но такое, в котором разыскиваются прежде всего их причины и следствия, т. е. мотивы и цели действующих лиц. В этом смысле прагматическая история отличается от культурной, которая занимается не событиями, складывающимися из человеческих деяний (res gestae), а состояниями общества в материальном, умственном, нравственном и общественном отношениях, и связывает между собой отдельные факты не как причины и следствия, а как различные фазисы в развитии той или другой формы (см.). С этой точки зрения исторические факты могут быть разделены на прагматические (события и человеческие поступки, их составляющие) и культурные (состояния общества и формы быта), и историческая связь может быть либо прагматическая (причинная), либо эволюционная. Согласно с таким пониманием, прагматизмом в истории следует называть исследование или изображение причинной связи, существующей между отдельными поступками отдельных исторических деятелей или между целыми событиями, в которых действующими лицами являются не только единицы, но и целые группы, напр., политические партии, общественные классы, целые государства и т. п. Такое понимание не будет противоречить определению, данному Полибием и большинством историков, употреблявших термин прагматизм. Во всяком случае, П. интересуется действующей в истории личностью, ее мотивами и намерениями, ее характером и страстями, одним словом, ее психологией, которая должна объяснять ее поступки: это — психологическая мотивация исторических событий. Причинность, царящая в мире явлений, проявляется в разных областях этого мира различным образом, вследствие чего и появляется необходимость специальных исследований причинности (напр., причинности в уголовном праве). В области истории этот вопрос разработан очень мало (см. Н. Кареев, "Сущность исторического процесса и роль личности в истории", СПб., 1890). Теория прагматической истории должна была бы исследовать, как порождаются одни события другими, вызываясь разными переменами в волевой сфере действующих лиц под влиянием действия на них тех или других событий, которые сами, в последнем анализе, суть лишь какие-либо поступки. Прагматическая история отличается от последовательной именно проникновением во внутренний мир людей, с целью не только рассказать событие, но и представить его непосредственное действие на мысли и чувства современников, а также показать, как само оно сделалось необходимым ввиду существования у людей, его совершивших, тех или других мотивов и намерений. Ср. Е. Bernheim, "Lehrbuch der historischen Methode" (1894).

Н. К

Прагматическая история

— см. Прагматизм.

Прагматическая санкция

— см. Санкция прагматическая.

Прагский 58-й пехотный полк

— сформирован в 1831 г. Боевое отличие: георгиевское полковое знамя за поход в Анди 1845 г., за взятие приступом Темешского ущелья в Трансильвании в 1849 г. и за Севастополь 1854—55 гг.

Прад

(Жан Мартэн Prades) — аббат, французский писатель (1720—1782). Его статья "De la Certitude", помещенная в энциклопедии, имела громадный успех. При защите им докторской диссертация оказалось, что его богословские убеждения совершенно совпадают с теми, которые он проповедовал в энциклопедии. Произошел необыкновенный в летописях Сорбонны скандал. Факультет высказал порицание всем мнениям П.; он был принужден бежать из Франции. В Голландии, куда он скрылся, тотчас же была напечатана его "Апология" (1752), с предисловием Дидро. Благодаря Вольтеру он получил место лектора при дворе Фридриха II, а затем был католическим епископом в Бреславле и проповедником в Глогау.

Прадакшина

(санскр. pradaksh î na — обращенный или идущий направо) — у индусов особый способ приветствия, заключавшийся в том, что приветствующий обходит кругом приветствуемого так, чтобы всегда иметь его справа.

Прадель

(Рierre-Marie-Coutray de Pradel) — известный франц. поэт-импровизатор (1787—1857). Во времена реставрации не раз был судим за политические стихотворения, а в 1821 г. посажен в тюрьму. С 1824 г. начались в Париже и в других больших городах Франции его сеансы, на которых он превзошел все, что дала Италия, эта классическая страна импровизаций. Ему приписывают более 150 трагедий, комедий, водевилей и бесчисленное множество мелких произведений: мадригалов, акростихов, сонетов, элегий и т. д. Лучшие из них: "L'incendie de Salins" — стихотворение, сочиненное в течение 17 минут; "Moli è re et Mignard a Avignon", ком. в 1 акте, соч. в 5 ч. 10 мин. на тему, заданную публикой. Составленные наскоро, эти произведения имели, однако, громадный успех. Ему принадлежит также "Cours et le çons d'improvisation".

Праджа

(санскр. praj â — потомство, семя, отпрыск), или панджа — этим термином в Индии обозначаются некоторые низшие касты. В Куч Бахаре так называлась земледельческая каста, находившаяся в состоянии почти рабства. В Каттаке брадобреи, рыбаки, ткачи, кожевенники, мыльщики белья считаются П. и нередко запродают себя, вместе с семьями, во временную кабалу.

С. Б—ч.

Праджапати

(санскр. Praj â -pati — rocподин творения, прародитель, творец) — в индийской мифологии имя, придаваемое различным божествам. В Ригведе это имя носит абстрактное верховное божество, представитель отвлеченного божественного принципа, выработанного ведийским пантеистическим направлением и носящего также другие имена, вроде Вишвакарман (см.) — "создатель всего", Гираньягарбха — "золотой зародыш". Оно придается и другим божествам (Савитру, Соме) и упоминается как имя самостоятельного божества, дарующего обильное потомство людям и коровам, творца неба и земли, воды и всего живого, рожденного владыкой всего существующего, царя всего, что дышит и движется, приказаниям которого повинуются все существа и боги, бога над богами, установившего на месте небо и землю, проходящего через всю атмосферу и обнимающего своими руками весь мир и всех тварей. В позднейшей ведийской литературе, напр., в брахманах, П. определенно отожествляется с Вишвакарманом, в Тайтирия-Самгите — с Гираньягарбхой, а в Сутрах — с Брахмой, в Упанишадах окончательно уступая место безличному Брахме, общей душе мира, как окончательному результату монотеистического процесса. В памятниках индийского брахманизма, напр., в законах Ману, имя П. придается Брахме, как деятельному творцу и охранителю вселенной, а также Ману Сваямбхуве (см.), как сыну Брахмы и создателю десяти Рши, духовных сыновей Брахмы, от которых произошел и весь род людской. По имени своего отца эти десять мудрецов также получают имя П., как "прародители" человечества. В некоторых памятниках число этих П. равно семи и они отожествляются с семью великими Рши (см.). В Магабхарате их насчитывается 21. В некоторых Пуранах представление о П., как сыновьях духа или воли Брахмы, сменяется более грубым, и они производятся из разных частей тела Брахмы. См. Macdonell, "Vedic Mythol o gy" в "Grundriss der indo-arischen Philologie", Бюлера (т. III, 1, вып. А, Страсбург, 1897, § 39); Wlson, "Vishnu Purana" (примеч., стр. 50).

С. Б—ч.

Праджапати-яджни

(санскр. Praj âpati-yajñ a — служение Праджапати) — произведение на свет потомства; позднейшее прибавление к пяти великим обязанностям правоверного индуса, установленным законами Ману.

Праджапатья

(санскр. Pr âjâ patya) — 1) жертвоприношение у индусов, совершаемое при закреплении наследства за дочерью, за отсутствием мужских наследников; 2) род епитимьи, при которой кающийся принимает пищу лишь однажды в день в течение трех дней (по утрам), однажды в ночь в течение трех ночей, в течение трех дней питается только тем, что получит в милостыню, и три дня, сверх того, совсем постится; 3) вид заключения брака (четвертый из восьми, перечисляемых в законах Ману — P.-viv â ha), один из четырех законных, приличных для каст брахманов и кшатриев. Предложение при этом исходит от жениха (не от невесты, как в браке сваямвара, см.), который и получает невесту, с известными церемониями, при произнесении отцом невесты формулы: "Исполняйте оба ваш долг", а не похищает ее, как в "дурных" видах брака.

С. Б—ч.

Праджня

(санскр Praj ñâ — познание, мудрость) — у индийских философов и у буддистов синоним великого духовного принципа Магат (Mahat), божественного духа, в его творческой деятельности, наделяющей все вещи их свойствами и качествами, которые и познаются человеком. В молитвенных воззваниях буддистов П. является совокупностью всех добрых качеств.

С. Бч.

Праджня-деви

(санскр. Praj ñâ-dêvî — мудрость-богиня), или Ади-П. — в позднейшем буддизме и брахманизме олицетворение мудрой и творческой природы, матери всего. Символом ее служит треугольный камень, изображающий Иони (Yoni — vulva). В середине треугольника Иони есть точка (binda), из которой Ади-праджня проявила себя по собственной воле; из боковых сторон его она произвела Будху, Дхарму и Сангху. Ади-Сангха создал Бодхисатву-Падмапани, которому вручил лотос — символ производительной силы. Из плеч Падмапани создано было чело Брахмы, из его глаз — Солнце и Луна, из уст — воздух, из зубов — река Сарасвати, из чрева — бог Варуна, из колен — богиня Лакшми, из ног — земля. Из слияния двух естеств — Апая (Арауа), или Ади-Будха, и Праджня (Ади-Дхарма) — возник весь свет.

С. Б—ч.

Прадилья

(Франсиско Pradilla y Ortiz) — испанский историч. живописец, род. в 1847 г. Получив образование в Мадридск. специальном училище изящных искусств, был одним из первых пенсионеров Академии, основанной испанским правительством в Риме, откуда, в 1878 г., прислал в Мадрид свою большую картину: "Королева Иоанна Безумная сопровождает смертные останки своего супруга, Филиппа Красивого" — произведение, в высшей степени замечательное по драматизму композиции, силе выражения и блеску красок. Оно сразу выдвинуло художника вперед из ряда испанск. живописцев настоящего времени и доставило ему почетные медали на выставках национальной мадридской 1878 г., парижской всемирной того же года, международной мюнхенской 1879 г. и венской 1882 г. В 1881 г. П. был назначен директором Испанск. академии в Риме, но через полтора года отказался от этой должности и возвратился в отечество. В настоящее время он занимает пост директора Мадридск. акад. св. Фердинанда. Из картин этого художника, сверх "Иоанны Безумной", особенно известна "Сдача Гренады Фердинанду и Изабелле Католическим" (1882; золотая медаль на мюнхенск. выставке 1883 г.). К числу лучших произведений П. принадлежат также: "Воспоминание об о-ве Капри" (1874), "Мадридская бойня" (1879), "Альфонс Воитель и Яков I Завоеватель", "Похищение" (сцена из венецианск. быта), "Вздох мавра" и многие акварели, по части которых он является одним из лучших мастеров по всей Европе.

А. С—в.

Прадо

— см. Мадрид.

Прадо Мариано (дополнение к статье)

(Prado) — перуанский политический деятель: ум. в 1901 г. в Париже, до самой смерти не получив возможности вернуться на родину.

Прадо Mapиaнo Игнацио

(Prado) — перуанский политич. деятель, род. в 1826 г., с начала 1850-х гг. был одним из самых деятельных вождей радикальной партии и принимал постоянное участие в заговорах и возмущениях против консервативных правительств; в 1865 г. ему удалось посредством пронунциаменто добиться низложения президента Пезета; во главе 12 тыс. инсуррекционной армии он вступил в Лиму и провозгласил себя диктатором, потом (1867) был избран президентом республики. Еще ранее (1866) он возобновил войну с Испанией, которую вел со значительным успехом. В 1868 г. новое пронунциаменто лишило его власти, и он должен был бежать в Чили. Изменение обстоятельств в Перу доставило П. должность посланника в Чили, а в 1876 г. он снова был избран президентом Перуанской республики. В 1879 г. Перу, в союзе с Боливией, объявило войну Чили; Прадо стоял во главе армии, но был бездеятелен, понес несколько поражений и подвергся нареканиям за расхищение государственных средств. После заключения мира, весьма невыгодного для Перу, П. был принужден спасаться бегством за границу от народной ярости, не дождавшись конца 4-летнего срока своих полномочий. С тех пор живет в Париже.

В. Вв.

Прадон

(Nicolas Pradon, 1630 или 1632—1698) — французский писатель. В истории французской словесности XVII в. П. принадлежит столь же отрицательная роль, как Палиссо (см.) в XVIII ст., с той разницей, что последний был гораздо талантливее. П. принадлежал к группе ярых противников Буало, вроде Котэна, Бурса, Боннкорса и др., которые, негодуя на сатирика за нападки на современные ему литературные авторитеты, обрушились на него с целым рядом полемических сочинений. Три из этих сочинений принадлежат П. — "Nouvelles remarques sur les ouvrages du sieur D***", "L e triomphe de Pradon" (1686), "Le satyrique franç ais expirant"(1689); все они переполнены враждебными выходками, даже ругательствами по адресу Буало. По отношению к Расину П. также сыграл отрицательную роль; когда в 1677 г. должна была впервые идти на сцене "Федра", партия врагов и завистников Расина, руководимая герцогиней Бульонской, ее братом герцогом Невером, г-жей Дезульер и др., решила провалить пьесу и нашла союзника в лице П. Каким-то путем удалось разузнать некоторые подробности относительно плана и содержания трагедии, которую писал тогда Расин, и П. было поручено как можно скорее написать пьесу на ту же тему, чтобы получить возможность обвинить Расина в плагиате. Этот замысел потерпел фиаско, но интриг, подсаживания в ложи нарочно нанятых лиц и т. д., устроено было так много, что "Федра" Расина прошла на первых представлениях без успеха, а слабая трагедия П. "Ph è dre et Hippolyte" вызвала шумные рукоплескания на сцене театра Gu éné gaud. Трагедии Прадона редко поднимаются выше посредственности; они вызвали в свое время целый ряд эпиграмм (Расина, Ж.-Б. Руссо и др.), осмеивавших их педантизм, невежественность, отсутствие художественного вкуса, непонимание классической древности. Иногда тон этих эпиграмм, быть может, слишком уж беспощаден; в тех редких случаях, когда П., вместо того, чтобы соперничать с Расином, пробовал писать трагедии в духе Корнеля, создавая героическия личности (напр., "R é gulus"), он все же достигал известных результатов, так что иные сцены производят впечатление и теперь. Он написал всего 11 трагедий, из которых были напечатаны семь: "Pyrame et Thisb é" (1674), "Tamerlan ou la mort de Bajazet" (1676), "Phèdre et Hippolyte" (1677), "La Troade" (1679), "Statira" (1679), "Ré gulus" (1688), "Scipion l'Africain" (1697). Другие сочинения его — небольшие стихотворения в легком жанре и направленная против Расина комедия "Le jugement d'Apollon sur la Ph èdre des anciens". Cp. Deltour, "Les ennemis de Racine au XVII siè cle" (П., 1892, 5 изд.); Petit de Juleville, "Histoire de la langue et de la li ttérature franç aise" (т. 5, вып. 36); Ferd. Lotheissen, "Geschichte der franz ö sischen Literatur im XVII Jahrhundert" (B., 1884, т. IV); Adrien Dupuy, "Histoire de la litt érature française au XVII siè cle" (П., 1892). К русскому переводу "Федры" Расина, Л. И. Поливанова (Москва" 1895), приложена заметка о "Федре и Ипполите" П.

Ю. Веселовский.

Прадоша

(санскр. Pradosha = вечер, тьма) — в позднейшей индийской мифологии сын Кальпы (Каlра = время) и Доши (Dosha = мрак), имевший двух братьев: Нишитха (Ni çî tha = середина ночи) и Вьюшта (Vyushta = конец ночи, раcсвет).

Прадт

(Доминик Дюфур де Pradt, аббат) — французский публицист и дипломат (1759—1837). Избранный в генеральные штаты, явился сторонником старого режима, потом эмигрировал. Возвратившись при консульстве в Париж, сделался духовником Наполеона. Назначенный в 1812 г. посланником в Варшаву, П. стал противником империи; при Людовике XVIII был оппозиционным депутатом; во время июльской монархии нападал на свободу прессы. Несмотря на неустойчивость политических воззрений П., произведения его имели в свое время, благодаря остроумию и сатирическим выходкам, большой успех. П. написал: "La Prusse et sa neutralit é" (1800), "Les trois Ages des colonies" (1801), "Histoire de l'ambassade dans le grand-duché de Varsovie" (1815), "Mémoires historiques sur la révolution d'Espagne" (1816), "Des colonies et de la révolution actuelle de l'Amenque" (1817), "Les Quatre Concordats" (1818—1820), "Du Jésuitisme ancien et moderne" (1826); "La France, l'émigration et les colonies" (1826), "De la Presse et du Journalisme" (1832), "De l'esprit actuel du clergé français" (1834). П. приписывали анонимный мемуар: "L'Antidote au congr è s de Rastadt" (Гамбург, 1798).

Прадхана

(санскр. Pradh â na = главное, важнейшее — о лице или предмете) — у индийских философов этим термином означается первичная, сырая материя или материальная природа, в отличие от духа. П. содержит в себе и причину, и следствия; она вечна, неизменна, мать всей вселенной, сама поддерживает себя, не имеет ни начала, ни конца; в ней разрешается все, что происходит. По учению школы Санкхья, П. в бесформенном, не модифицированном виде есть ни что иное, как три свойства, находящиеся во взаимном уравновешении: добро, зло и тьма, взаимно друг друга нейтрализующие. П. есть также одна из форм Вишну. Ср. Пракрти.

Прадханатма

(санскр. Pradh ânâ tma = составляющий одно делое с Прадханой) — в индийской мифологии одно из имен бога Вишну, указывающее на его тождество с сырой материей (см. Прадхана) или природой; другое имя с тем же значением — Вишвабхавана (Vi çvabhavana).

Прадханика

(санскр. Pr âdhânikâs) — атеистическая древняя индийская секта, предшествовавшая буддизму и обожествлявшая материю или материальную природу, как единую первопричину всего бытия.

Прадье

(Джемс Pradier) — французский скульптор; род. в 1792 г. в Женеве, учился в тамошнем муниципальном училище, изучал рисование в Париже под руководством живописца Мейнье, а потом посещал мастерскую скульптора Лемо. Получив в 1813 г. большую премию за барельеф "Улисс и Неоптолем похищают у Филоклета орудие Геркулеса", отправился, в качестве стипендиата французского правительства, в Рим, где исполнил несколько произведений, между прочим группу "Сатир и вакханка" (1819 г.; в Руанском музее) и статуи "Нимфа" и "Один из сыновей Ниобы" (1822). Возвратился в 1823 г. в Париж, в 1827 г. был избран в члены Франц. института, немного позже поступил в профессора Королевского училища изящных искусств. Умер в 1852 г. Среди многочисленных произведений этого художника, считающегося одним из лучших скульпторов XIX стол., особенно хороши женские фигуры. Необыкновенно мастерски, с некоторым оттенком чувственности, изображал он красоту женского тела в покое и движения, ничем не покрытого или задрапированного, причем достигал наибольшего успеха тогда, когда работал из мрамора. Превосходны также по изяществу общей формы и по плавности линий его композиции в античном духе и многие из монументальных скульптур, исполненных для общественных зданий и площадей. Только одно может быть поставлено ему в недостаток — отсутствие или холодность экспрессии в лицах; вследствие этого религиозные сюжеты выходили у него менее удачны, чем аллегорические и мифологические. Как на лучшие произведения П., следует указать на статуи "Психея" (в Луврском музее, в Париже), "Туалет Аталанты", "Венера" (в Дрлеанском музее), "Кассандра" (в Авиньонском музее), "Центавр" (в Руанском музее), "Ниссия" (в музее Монпелье), "Одалиска" (1841), "Фрина" (1845), "Легкая поэзия" (1846), "Весна" (1848), "Прометей" (в тюильрийском саду, в Париже) и "Сафо" (последняя работа художника); на группы "Три грации" (в Версальском дворце), "Венера и Амур" (1836; в Зимнем дворце, в СПб.), "Кипарис и его олень" (1832) и некоторые другие аллегорические фигуры городов Лилля и Страсбурга (на площади Согласия, в Париже), "Промышленности" (в здании Парижской биржи), "Свободы" (в палате депутатов), на четыре колоссальные "Славы", принадлежащие к числу скульптурных работ, украшающих собой триумфальные Ворота Звезды, в Париже, 12 "Побед" в усыпальнице Наполеона I, в церкви Дома инвалидов, великолепный фонтан в г. Ниме, несколько портретных статуй (гр. Божоле, гр. Дамремона, герцог. Орлеанского, Ж.-Ж. Руссо и др.) и таких же бюстов (Кювье, бар. Жерара, Сисмонди, Обера, Леверье и проч.). — Ср. G. Bell, "Pradier" (П., 1852); A. Etex, "Pradier, é tude sur sa vie et ses oeuvres" (П., 1859).

A. С—в.

Прадье-Фодере

(Paul-Louis-Ernest) — французский юрист; род. в 1827 г., был профессором публичного права в Париже; позднее был приглашен перуанским правительством в Лиму для организация Института политических и административных наук. Труды его: "Pr écis de droit administratif" (1853—58), "Traité de droit commercial" (1854—62), "Lois sur le recrutement (1854), "Principes généraux de droit, de politique, de législation".

Прадьюмна

(санскр. Pradyumna от pra — про- и dyumna — блеск, великолепие) — индийский бог любви, сын Кршны, от Рукмини, первый из его 108000 сыновей. Шестилетним ребенком он был похищен у родителей демоном Шамбара и брошен в море, ибо Шамбара знал, что П. убьет его. В море П. проглотила большая рыба, которая была поймана и принесена в дом Шамбары. Когда ее вскрыли, в ней нашли прекрасного ребенка. Жена Шамбары, Майадеви, или Майа-вати, предупрежденная мудрецом Нарадой о происхождении этого ребенка, взяла его под свое покровительство. Когда ребенок стал юношей, она вступила с ним в любовную связь и рассказала ему, кто он и как был похищен Шамбарой. П. вызвал демона на бой и, после долгой борьбы, убил его; затем, вместе с Майя-вати, он полетел по воздуху и спустился во внутренние покои отцовского дворца. Кршна представил его тогда его матери Рукмини, "вместе с добродетельной Майа-вати, женой его", объявив, что эта последняя есть в сущности богиня красоты — Рати (см.). П. был также женат на своей двоюродной сестре Какудмати, дочери его дяди по матери — Рукмина (см.). П. был убит в Двараке, во время пьяной ссоры. Так рассказывает историю П. Вишну-пурана, прибавляющая, что П., хотя и считался сыном Кршны, но был в сущности воплощением бога любви Камы, или Манматхи, испепеленного блеском Шивы (откуда и имя П.). Богиня Рати, после гибели Камы, желая помочь его воскрешению, приняла образ Майи и своими обманчивыми чарами покорила себе демона Шамбару, чтобы в надлежащее время помочь П. В Гариванше рассказывается, что П. имел также женой Прабхавати, дочь царя Ваджранабхи, к которой он прилетел в первый раз в виде пчелы и спрятался в цветочной гирлянде, приготовленной для нее. Магабхарата делает П. Санат-кумарой, сыном Брахмы. П. изображается в образе мужа, с венцом на голове; все его тело (желтого цвета) покрыто украшениями из жемчуга, драгоценных камней, золота и серебра. В одной руке он держит лук из сахарного тростника, с тетивой из насекомых, в другой — стрелу; на спине его колчан. Знаменем его служит рыба, верховой лошадью — попугай. Жена его Рати изображается вместе с ним в образе женщины с длинными черными волосами, собранными в косу длиной до земли. Как и П., она носит на голове венец, и разукрашена так же, как он.

С. Б—ч.

Пражак

(Алоизий, барон Prazak) — австрийский политический деятель, род. в 1820 г., по происхождению чех, по профессии адвокат; в 1848 г. избран в моравский ландтаг и в рейхстаг, где примкнул к чешской правой. Вновь избранный, в 1861 г., в моравский ландтаг и в рейхсрат, он сделался одним из самых видных вождей чешской национальной партии. В рейхсрате он оставался только 2 года, но был снова избран в него в 187 4 г. В 1879 г. вступил, без портфеля, в министерство Таафе; позже занял в нем пост министра юстиции. Он вел борьбу за права чешской национальности и языка; его распоряжения о языках, изданные в 1881 и 1886 гг., вызвали негодование немцев. В 1888 г. он вновь стал министром без портфеля, а в 1892 г. вышел в отставку и назначен пожизненным членом палаты господ.

В. В—в.

Пражак Алоизий (дополнение к статье)

(барон Pražá k) — австрийский политич. деятель: ум. в 1901 г.

Пражак Юрий

(Pra žá k) — чешский юрист, проф. австрийского права в чешском унив. в Праге. Род. в 1846 г. Из работ П. на чешск. яз. более известны: " О ž alob ě pro obohacení dle práva ob č anského" (1872), "Nárok expopriata na vypiacení p ř im ěř ené náhrady" (1875), " О pří slušností soud ů a úř ad ů správních" (1884), " О upraven í textu zákon ů zemských" (1887), " О úkolech v ě dy práva ve ř ejného" (1892), "Rakouské právo ústavní" (2 изд. 1903 и 1905). На нем. яз. П. напечатал: "Das Recht der Enteignung in Oesterreich" (1877), "Beiträge zum Budgetrecht und zur Lehre von den formellen Gezetzen" (1887), "Wasserrechtliche Competenzfragen erörtert auf Grund des österr. Rechtes" (1892) и др.

Пражмовский Адам

(Pra žmowski, 1764—1836) — польский ученый и писатель; был епископом плоцким и членом эдукационной комиссии; много исторических исследований его напечатано в "Rocznikach Warsz. towar. przyjaciol nauk" и в "P ami ętniku warsz.". Отдельно издан ценный труд: "Wiadomość о najdawmejszych dziejopisach polskich" (Варшава, 1811).

Пражмовский Андрей

(Pra žmowski, ум. в 1592 г.) — познанский ксендз, один из первых адептов кальвинизма в Польше и ревностный пропагатор нового учения, за что подвергался гонениям; автор богословско-полемических трактатов, дававших повод и материал для ожесточенных споров. Им написаны: "Kwestyja o koscielie Boź ym, i ź bl ądzic' nie mоźе" (Kroliewiek, 1585), "Rozmowa iezuit ów poz ń anskich, ktora miele z ks. A. P. о małź e ń stwie i bez ź e ń stwie kap ł a ń skiém" (1581), "Admonitio de dispensionibus Ecclesiae", "De Petri et romani pontificis principatu XL quaestiones" (1585).

Пражмовский Николай

(Pra žmowski, 1617 — 1673) — пoльcкий политич. деятель. При короле Яне-Казимире был вел. канцлером и архиепископом гнезненским; принимал деятельное участие в заключении оливского мира (1660). Вместе с Пацом и Морштыном стоял во главе так называемой "французской партии", поддерживавшей королеву Марию-Людовику в ее планах возведения на престол французкого принца и усиления монархической власти в Польше. Шляхта обвиняла П. в возбуждении ссоры двора с Любомирским и во внушении Яну Казимиру мысли об отречении от престола, дававшем П. случай распоряжаться короной в качестве примаса. П. был противником избрания на престол Мих. Вишневецкого и во время правления его стоял во главе интриг и заговоров против короля, за что шляхетская конфедерация в Голембе присудила П., впрочем — без всяких практических результатов — к лишению чести, имущества, должностей и к аресту. П. был горячим патриотом, стремившимся к искоренению главвых недостатков польского государственного права, ловким политиком и красноречивым оратором, но плохим духовным пастырем, человеком, мало стеснявшимся в средствах политической борьбы. Перу П. принадлежат: "Wyw ód niewinno ś ci przeciwko nies ł usznemu wyrokowi prze ż konfederacyj ę pod Golebiem" (1672), "Mowa miana przy abdykacyi Jana Kazimierza", "Wotum na sejmie 1672".

Пражские малые гроши

(Parvi Pragenses) — серебряная монета, чеканившаяся с 1285 г. королем богемским Венцеславом (Вацлавом) II. На обыкновенный богемский грош шло 12 П. грошей. Они чеканились еще в XVI в., но проба и вес их все уменьшались; в 1532 г. выпускались П. гроши в виде брактеатов (см.), весивших 2 грана.

Праздники

— нотная книга, содержащая песнопения на дванадесятые Господские и Богородичные праздники. Песнопения в книге П. расположены в том порядке, в каком праздники следуют в году, начиная с сентября. В книге П., кроме стихир на "Господи воззвах", по большей части находятся и те стихиры, которые поются на "слава и ныне", или предшествуют стихирам на "слава и ныне". Песнопения эти преимущественно принадлежат большому знаменному распеву, а также малому. В печати П. впервые появились в 1772 г.

Праздники ветхозаветные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Праздное время, в пользу употребленное

— периодическое издание, выходившее в С.-Петербурге в 1759—1760 гг., еженедельно. Составлялось и печаталось в шляхетском кадетском корпусе. Это первое по времени еженедельное частное издание в России. В журнале принимали участие С. Порошин, Сумароков и др.

Празем

— см. Кварц.

Празео-соли

— см . Кобальтиаковые соединения.

Празеодимий

— см. Дидимий и Периодическая законность.

Празеокобальтиаковые соли

— см. Кобальт.

Празии

или празийцы (греч. οί Πράσιοι) — могущественный народ в восточной Индии, слухи о силе которого заставили Александра Македонского прервать свой индийский поход и вернуться обратно. Какое собственно царство древней Индии имелось здесь в виду, нельзя установить с точностью; весьма вероятно, общепринятое предположение, что греч. имя Πράσιοι представляет собой простую переделку на почве народной этимологии (греч. Πράσιος = зеленый, бирюзовый) санскр. нарицательного определения рr â суа = восточный. В индийских памятниках рr â cyas = "восточные" часто противополагаются v âhîkâ s ("западные") или ud î cyas ("северные"). Таким образом, речь шла, вероятно, о могуществе народов, живших к В от Ганга, в теперешнем Ауде и Бенгале, или в так называемой Прачи (Рr â с î = вост. Индия).

Прайс (Краснополье)

— нем. кол. Самарской губ., Новоузеньского у., в 175 вер. от уездного г., близ Волги. Католическая церковь. Ярмарка. Жит. 3280. Пристань на Волге.

Прайс Бонами

(Price) — англ. экономист (1807—1888), с 1868 г. профессор яоксфордского унив. Кроме многих работ в акономических журналах П. напечатал отдельно; "The anglo-catholic theory" (1852), "The principles of currency" (1869), "Currency and banking" (1876) и "Chapters on practical political economy" (1882).

Пракарана

(санскр. рrаkаrаnа = обсуждение, рассуждение, отдел, глава) — в индийской драматической терминологии второй вид драматического произведения (R û paka), похожий во всем на так называемую натаку (N â taka), но с содержанием менее возвышенным. Фабула ее является чистым вымыслом, но должна быть почерпнута из действительной жизни порядочного общества; наиболее обыкновенным ее сюжетом служит любовь. Героем может быть министр, брахман или уважаемый купец, а героиней — девушка из хорошего семейства или куртизанка. В первом случае П. получает определение шуддха (ç uddha), т. е, "чистая", во втором — санкирна (są kî rna), т. е. "смешанная". См. Wllson, "Works" (т. XII, стр. XXVIII).

Пракаша

(санскр. Prak âç a = светлый, ясный) — в позднейшей индийской мифологии так называются небесные посланники бога Вишну; другое их имя — Вишну-дута, т. е. "послы Вишну".

Пракрит

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пракрта

(санскр. prakrta) — в индийской философии и теологии первичное творение, разложение всего существующего на его составные элементы, а также возведение элементов к их первичному источнику, природе. Понятие это родственно с пракрти (см.) и прадхана (пластическая материя).

Пракрти

(санскр. prakrti), или Мула-П. (mû la — корень, основание, источник) — у индийских философов первичная материальная причина, единая, простая, неразличимая (ибо не имеет составных частей), вечная; деятельно-творческая, производительная, но не производная, источник умственной энергии, а также видимой и осязаемой материи, разума, сознания и всех чувств, и тонких элементов, из которых слагаются высшие организмы, и более грубых, образующих физические тела, вечная мать, способная развить из себя все существующее, но лишь тогда, когда соединится с душой, вечным духовным принципом, воплощенным и олицетворенным в образе вечного мужа — пуруша (см.). Только в соединении с ним проявляется энергия П., причем на долю души выпадает созерцание этого проявления и вхождение в этот союз, реализирующий существование индивидуальных существ. Как женственный принцип, способный к многообразным превращениям и воплощениям, П. в позднейшей индийской философии и мифологии (в некоторых упанишадах, многих пуранах и особенно в тантрах) отождествляется с обманчивой богиней-иллюзией, Майей, а также с так называемыми шакти (см.), или женственными, материнскими энергиями божества, напр., с Брахми (Br âhmî), воплощением женственной энергии Брахмы.

С. Б—ч.

Праксагор (врач)

(Πραξγόρας) — из Коса, сын Никарха, греческий врач из школы догматиков, современник Александра Maкедонского, последователь Диокла из Кариста, учитель Герофила, Филотима и др. Он был известен своими познаниями в анатомии и открыл различие между венами и артериями; последнее название, как термин, приписывается ему (άρτηρία). Он также развил учение о патологии соков, различив 11 их состояний, из которых возникают болезни. Ему приписываются след. соч. (до нас не дошедшие): "Φυσιχά ", " Αί σίαφοραί των όξέων ", " Τά συνεδρεύονρα", "De Curiationibus", "De peregrinis passionibus" и др. Выдержки из П. и упоминания о нем встречаются в сочинениях римских медиков Целия Аврелиана и Галена. Ср. K ühn, "Comment. III de Praxagora C oo" (Лпц. 1820).

Праксагор (историк)

Πραξγόρας — историк IV-го века по Р. Хр., автор истории аттических царей, Александра Великого (6 кн.) и Константина Великого (2 кн.). Сочинения его написаны ионическим диалектом и дошли до нас лишь в отрывках, сохраненных Фотием.

Праксей

— еретик конца II и начала III в.; см. Монархиане.

Пракситель

(Praxiteles) — древнегреческий скульптор, главный представитель новоаттической школы пластики, по всей вероятности сын ваятеля Кефисодота, род. в Афинах в начале IV стол. до Р. Хр. Его произведения, в противоположность работам воинских скульпторов эпохи Перикла, полных спокойствия и величия, отличались характером чувственности и, как большая часть скульптур того времени, были исполнены из мрамора — материала, более пригодного для задач новоаттичессой школы, чем бронза и слоновая кость. П. был художник в высшей степени плодовитый и разнообразный. Античные писатели насчитывают до пятидесяти статуй его работы, и притом весьма различных по содержанию. Наибольшей славой пользовалась Афродита, изваянная П. для города Книда; предание гласит, что натурщицей для нее служила художнику знаменитая афинская гетера Фрина. По отзыву древних, эта статуя представляла собой идеал красоты и отличалась благородством, изяществом, страстной и в то же время девственной грацией. Наиболее точное понятие об этом произведении можно составить себе по дошедшем до нас изображении его на книдской монете: Афродита изображена совершенно нагой, правой рукой стыдливо прикрывающей себе лоно, а левой опускающей покрывало на вазу, стоящую у ее ног. Из многочисленных повторений и копий книдской Афродиты ближе всего передает фигуру и позу богини — Афродита Мюнхенского музея, хотя в этой статуе далеко нет тех совершенств ее оригинала, о которых свидетельствуют древние авторы. Кроме книдской Афродиты, из-под резца П. вышли Афродиты: косская, феснийская, александрийская и карийская. По свойственному этому художнику стремлению изображать нежное юношеское тело, одухотворенное любовной страстью, почти все его работы олицетворяют такие божества, в которых это чувство могло быть выдвинуто на первый план. Так, ему принадлежат многочисленные эроты, нимфы, фавны и сатиры; изображая последних, П. удалился от древней традиции, представлявшей их в виде полуживотных. Например, его "Фавн", насколько можно судить о нем по копии Капитолийского музея, вовсе не походил на получеловека-полукозла, каким изображало его древнее искусство; у П. это — грациозный, мечтательный юноша, с нежными и мягкими формами, прелестный, идеально красивый. Далее, известна по копии, хранящейся в вилле Альбано, статуя П., изображавшая Аполлона Савроктона, в виде юноши, грациозно изогнувшегося и прицеливающегося стрелой в ящерицу, ползущую по стволу дерева. Наконец, до нашего времени дошло несомненно оригинальное произведение П. — знаменитый Гермес. Эта статуя, о которой мы знали из слов Павзания, была найдена в 1877 г. при раскопках развалин храма Геры, в Олимпии. К сожалению, Гермес оказался сильно поврежденным: правая рука и обе ноги до колен исчезли; младенец Дионис, которого держит Гермес, лишился головы и левой руки. При всем том, это произведение дает весьма ясное представление о стиле гениального мастера. Божество изображено в виде идеально прекрасного юноши, без обычных его атрибутов — крылатой шапки и жезла. Гермес стоит, облокотившись на древесный ствол, и задумчиво смотрит вдаль; посадив на левую, обвитую плащом руку малютку Диониса, он манит его каким-то предметом, который держит в другой руке — по всей вероятности, кистью винограда. В техническом отношении, статуя эта — верх совершенства; такой удивительно жизненной моделировки человеческого тела, такой тонкой трактовки волос и материи мы не видим ни в одном из других произведений греческой пластики. Возможно, что оригинальным произведением П. следует также признать женскую головку, находящуюся в собрании лорда Ликонфильда, в Петворте, в Англии.

А. А. С.

Практик-монтер

— ежемесячный технический журнал настольных сведений из практики для практики инженеров, техников и т. д., выходил в 1899 — 1904 гг. в СПб.; ред.-изд. инж. Л. Я. Бершадский.

Практика (морская)

— собрание правил для вооружения корабля, управления им и умения назвать каждую вещь и часть своим специальным именем. Первая "П." на русском языке была написана Гамалеем в конце прошлого столетия. Затем прекрасно составлено было "Вооружение военных судов", Посьета. Последний учебник этого рода, "Курс морского дела для учебного корабля", написан лейтенантом В. Ф. Петрушевским.

А. К.

Практическая астрономия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Практическая жизнь

— еженедельный журнал общества счетоводов, выходящий в СПб. с 1899 г.; ред. Ф. В. Езерский.

Практическая Жизнь

— журнал, преобразованный Ф. В. Езерским с 1 октября 1889 г. из его же журнала "Счетовод". Выходило по 33 книжки в год. С 1893 г. издание поступает в собственность общества счетоводов, продолжая выходить под редакцией Ф. В. Езерского; в 1894 году, с апреля месяца, называется журналом общества Счетовод "Практическая жизнь"; в последние 2 месяца 1894 г. и в 1895 г. журнал вовсе не выходил, а с 1896 г. преобразован в "Журнал Общества Счетоводов".

Практическая Медицина

— ежемесячный журнал, издаваемый в СПб., с 1885 г., В. С. Эттингером, под редакцией сперва доктора М. В. Гиршфельда (ум. в 1885 г.), затем профессора М. И. Афанасьева, а с 1892 г. — приват-доцента Г. М. Герценштейна (сперва совместно с М. И. Афанасьевым, затем отдельно). В журнале печатаются руководства и клинич. лекции по всем отраслям медицины, оригинальные и переводные.

Практическая стрельба

— производится в мирное время по мишеням, с целью усвоения и выработки личным составом артиллерии и пехоты приемов, наиболее отвечающих различным случаям употребления огнестрельного оружия, умению обращаться с употребляемыми при стрельбе приборами и навыку следить за движущимися целями. П. стрельба ведется при обстановке, по возможности ближе подходящей к боевой, достаточно большим числом выстрелов из тех самых орудий, из которых придется стрелять. Производство П. стрельбы из ружей и орудий малых и средних калибров (до 6 дюймов включительно) не сопряжено с неудобствами, в орудиях же больших калибров при стрельбе полными зарядами обнаруживается быстрая порча от выгораний канала; поэтому уменьшают вдвое боевые заряды для П. стрельбы и ограничивают число выстрелов из каждого орудия; меры эти, однако, не вполне достигают цели. Кроме того, для П. стрельбы из орудий большого калибра применяется иногда вставка в каналы орудий больших калибров малокалиберных учебных стволов, стреляющих дешевыми снарядами. Таблицы стрельбы для вставных стволов на дистанции, наиболее употребительные, — те же, что и для стрельбы полным зарядом из орудий, в которые стволы вставлены. Таким образом 57-мм береговая пушка вставляется в канале 11-дюймового берегового орудия, причем средняя часть первой плотно зажимается в клиновом отверстии последнего, а оси каналов обоих совпадают с достаточной для стрельбы точностью.

Практический врач

— еженедельная медицинская газета, с ежемесячным журналом " Современная Клиника и Терапия "; выходит с января 1902 г. под редакцией д-ра С. Б. Оречкина.

Практический Сельский Хозяин

— периодическое издание, предпринятое обществом сельского хозяйства в Калуге в 1859 г. Предполагалось выпускать по 6 книг в год, но вышла только одна 1-я книжка.

Предыдущая страница Следующая страница