Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "П" (часть 67, Пра - Пре)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "П" (часть 67, Пра - Пре)

Предыдущая страница Следующая страница

Практическое руководство для пастырей

— богословская наука, заменившая собой, с 1867 г., две науки, входившие прежде в состав семинарского курса: "пастырское богословие" (см.) и "каноническое право" (см.). Она имеет задачей уяснить те нравственные начала и систематически изложить те церковно-гражданские постановления, которыми православный русский священник обязан руководиться в своей пастырской деятельности. Это "руководство" называется практическим не в смысле изложения правил житейской мудрости, а в смысле указания способов к осуществлению новозаветного идеала пастыря церкви при современных условиях жизни. Такое определение задачи "П. руководства для священнослужителей" исключает из его области все вопросы чисто литургического, или богослужебного свойства, составляющие предмет особой науки, литургики. В П. руководстве излагаются общие канонические сведения о том, кому в церкви принадлежит законодательная власть, какие главные основания церковного законоположения, как исторически развивался канон вселенской церкви, в каком отношении к этому канону находится русское церковное право, какие главные органы церковного управления в России и т. п. См. "Учебник по П. руководству для пастырей" П. Нечаева (курс V и VI классов дух. семинарий, вып. I и II, СПб., 4 изд., 1892 и 1893); его же, "П. руководство для священнослужителей, или систематическое изложение полного круга их обязанностей и прав" (СПб., 1895, 6 изд.); С. Покровский, "Курс П. руководства для пастырей" (СПб., 2 изд., 1898); "П. руководство для пастырей", свящ. Ф. Хорошумова (Черниг., 1879); "Из уроков по П. руководству для пастырей", М. Чепика (Пермь, 1883—85). Учебными пособиями для преподавателей, кроме учебника П. Нечаева, могут служить следующие сочинения: "Братский совет новорукоположенному в сельский приход священнику" (опыт П. руководства для пастырей, вып. I, Киев, 1883), Аф. Недельского; "Что может сделать священник для благосостояния своего прихода", прот. Ф. Гиляровского (СПб., 1866); "Права и обязанности пресвитеров по основным законам христианской церкви и по церковно-гражданским постановлениям русской церкви", П. Забелина (изд. 2, Киев, 1888); "П. изложение церковно-гражданских постановлений к руководству священнику на случай совершения важнейших треб церковных", прот. А. Парвова (СПб., 1864, неск. изд.); "Священник. Приготовление к священству и жизнь священника", проф. В. Певницкого (Киев, 1891);. издаваемый при Киевской дух. семинарии журнал: "Руководство для сельских пастырей".

Праламба

(санскр. Pralamba = свешивающийся) — в индийской позднейшей мифологии один из демонов асуров, убитый Кршной, согласно Магабхарате.

Пралая

(санскр" рralaya = разрушение, гибель, конец мира) — в индийской мифической хронологии так называется разрушение вселенной в конце каждой кальпы (см.) или мифических суток Брахмы (см. Юга).

Прален

(Рraslin) — род французских маркизов, принадлежавший к одной из линий дома Шуазель; в 1690 г., когда прекратились маркизы де П., их владения перешли к графам Шевиньи, из другой ветви того же рода, и в 1762 г. переименованы в герцогство. Шарль-Райнар-Лор-Феликс Шуазель, герцог де П. (1778—1841), ревностный сторонник Наполеона, командовал в 1814 г. первым легионом парижской национальной гвардии, с которым 30 марта сражался против союзников. Граф Теобальд Шуазель, герцог де П. (1805—47), сын предыдущего, был женат на дочери маршала Себастиани, принесшей ему в приданое огромное состояние. Последняя найдена была убитой у себя в доме (1847); подозрение пало на ее мужа; его отвезли в Люксембург, где он умер, приняв яд. Виновность герцога была установлена.

Пралины

— см. Конфеты.

Прамаpa

— самый знаменитый и могущественный из четырех владетельных раджпутских родов, так назыв. Агникула. Они делились на тридцать пять ветвей, из которых иные достигли высокой степени могущества. "Свет принадлежит П.", — говорило древнее раджпутское изречение. От этой славы и могущества остались только развалины городов и столиц, ими основанных или завоеванных. См. Tod, "Annals and antiquities of Rajasthan etc." (т. I, стр. 92, 2 изд., Мадрас, 1873).

С. Б—ч.

Прамантха

(санскрит. pramantha — вертящийся кусок дерева, которым вытирают огонь) — один из эпитетов (позднейших) индийского бога огня Агни, указывающий на способ добывания священного огня помощью трения. Слово это обыкновенно возводили к индоевропейскому корню menth, откуда наше славянское Прамантха = (с-мят-ение), Прамантха = (мут-ить, мут-овка), лит. mentur é (мутовка), санскрит. manthali — вертеть, мешать мутовкой и т. д., и сближали с греческим именем Прометей (Προμηθεύς), толкуя, на этом основании миф о Прометее, как изобретателе помянутого первобытного способа добывать огонь. Сопоставление П. с Προμηθεύς, однако, хотя и возможно фонетически, но не очень вероятно, ввиду отсутствия целого ряда фактов (промежуточных и родственных форм), которые могли бы сделать данную этимологию убедительной. Само слово П. встречается впервые только в одном довольно позднем юридическом памятнике, а греч. Προμηθεύς может быть выводимо и не из корня menth.

С. Б—ч.

Праматха

(санскрит. Pramatha — мучитель) — в позднейшей индийской мифологии так называются злые духи, полубожественного характера (род кобольдов), составлявшие свиту бога Шивы.

Прамлоча

(санскрит. Pramloc â) — см. Канду.

Прамода

(санскрит. Pramoda — радость, удовольствие) — в поздней индийской мифологии наслаждение, олицетворяемое в виде сына Брахмы.

Пран

(санскрит. Pr â na = дух, дыхание) — в верованиях индуизма духовный элемент. Таких элементов насчитывается 12. Индус верит, что от ясности и твердости его духа в предсмертные минуты зависит его участь в будущей жизни. Одиннадцать П., ускользая от него, поднимаются на крутой берег, мрачной реки Бхаосагар только последний двенадцатый П. — дух жизни (см. Прана) — еще трепещет перед ним. Одиннадцать первых П., ушедших вперед, стоя на страшной границе, видят под собой необозримый хаос животных образов и форм. Если двенадцатый П., оставленный ими позади, может оставаться спокойным и ясным, эти одиннадцать имеют в своем распоряжении небольшой промежуток времени для выбора из хаоса формы, в которую должны перейти. Когда выбор сделан, ангел смерти свергает их в бездну, где они, вместе с присоединившимся к ним двенадцатым товарищем, входят в избранное обиталище. П. в основе своей генетически связан с древнеиндийским учением о пране — душе (см.).

С. Б—ч.

Пран-натха

(Prân-nâ tha) — индийский религиозный реформатор XVII века, действовавший в конце царствования Ауренгзеба; родом из Бонделькхонда, из касты кшатриев. Он стремился к религиозному слиянию индусов и мусульман, принимая тех и других в свое учение со всеми их собственными догматами и обрядами и требуя от них только веры в Бога. Трактат, в котором изложено его учение, называется Магитариял (Mahitariyal), a последователи его — Пран-натхи (Prân-nâthî) или Дхами. Сектанты эти едят вместе, чего не делают индусы и магометане, допускают святых и богов обеих религий, но крепко держатся всех остальных обычаев и верований своих отцов.

См. G rowse. "The sect of the Prân-nâthî s", в "Journal of the Asiat. Soc. of Bengal" (т. XLVIII, стр. 171).

Пран-пралап

(Pran-pralap) — речь души. Так называлось среди последователей индийского религиозного реформатора Чайтаньи состояние религиозного экстаза, в которое впадал их учитель, страдавший, во время проповедей, обмороками и конвульсиями. Такое состояние длилось часами; в течение его Чайтанья забывал всякие мирские дела, восклицая по временам имя бога: "Кршна, Кршна!", поклонение которому он проповедовал. Экстаз сопровождался обыкновенно мистическими песнями и криками и действовал заразительно на присутствовавших, вследствие чего считался отличительным внешним признаком секты.

С. Б—ч.

Прана

(санскрит. Рr ânâ — ветер, дыхание, жизнь) — "дыхание жизни". В индийской философии этим термином обозначается живое, жизненное начало в теле человека, т. е. душа. В этом значении данный термин употребляется уже в Ригведе. В Атхарва-веде П. является олицетворенной; к ней обращен особый гимн. Душа называется также amман, пуруша. В пантеистических рассуждениях упанишад все эти термины отличаются друг от друга. Живое начало в человеке, называемое атман, тождественно с тем, которое оживляет природу. Человеку это живое начало кажется праной, т. е дыханием, воздухом или материей еще более тонкой, чем воздух — эфиром. Но атман является и маленьким существом, гомункулусом пуруша, сидящим в сердце, откуда он управляет всеми жизненными силами (см. Пуруша). Итак, П. — синоним души, потому что признаком ее в человеке служит дыхание; пуруша обращает внимание на другой признак жизни — биение сердца; атман является основным, общим и отвлеченным живым началом, великим я сам, в котором сливаются объект и субъект, душа и Бог или вселенная. 2) П. есть также мера времени, равная одному дыханию. Шесть таких П. составляют одну викала (vikâla).

С. Б—ч.

Пранам

— индусская форма приветствия, состоящая из легкого наклонения головы и прикасания соединенных рук ко лбу.

Пранаяма

(санскрит. рr ânâ у â mа) — благочестивое упражнение индийских аскетов, состоящее в задерживании дыхания.

Прантль Карл (ботаник)

(Karl Рrantl, 1849—1893) — немецкий ботаник, сын предыдущего. Занимался специально ботаникой в Мюнхенском университете под руководством Нэгели. В 1870 г. напечатал докторскую диссертацию об инулине. В Вюрцбурге П. занимался изучением физиологии растений под руководством Сакса. П. написал краткий учебник ботаники, который в 1894 г., по смерти П., вышел девятым изданием, под заглавием: "Prantl's Lehrbuch der Botanik". Осенью 1876 П. был назначен проф. в Лесной институт в Ашафенбурге, а в 1889 г. проф. в Бреславский унив. и директором бреславского ботаническаю сада. П. главное внимание сосредоточил на изучении сосудистых тайнобрачных, а именно папоротников; он занимался разработкой их систематики на основании истории развития и анатомических данных. П. напеч.: "Untersu chungen zur Morphologie der Gefä sskryptogamen" (1875 и 1881), "Zur Entwickelungsgeschichte der Prothallien von Salvinia natans" ("Bot. Zeitung", 1879), "Ueber den Einfluss des Lichtes auf die Bilateralit ät der Farnprothallien" ("Bot. Zeitung", 1879), "Die Farngattungen Cryptogramme und Pellaea" "Englers bot. Jahrb.", 1881), "Systematische ebersicht der Ophioglosseen" ("Ber. d. deut. bot. Ges.", 1883), "Belträge zur Systematik der Ophioglosseen" ("Jahrb. der Berl. bot. Gart.", 1884), "Das System der Farne" (" Arb. aus dem Kgl. bot. Garten zu Breslau", 1892) и др. Вместе с Энглером, П. предпринял издание большого сочинения: "Die nat ürlichen Pflanzenfamilien".

С. Р.

Прантль Карл (профессор философии)

(Prantl, 1820—1888) — профессор философии в Мюнхенском университете. Занимался особенно изучением Аристотеля; известность получил своей историей логики ("Geschichte der Logik", 2-е изд. 1885). Из работ его об Аристотеле назовем: "Aristoteles über die Farben" (1849); "Aristoteles acht Bücher der Physik" u. "Vier Bücher über das Himmelsgebä ude" (1854—57) и др.

Пранчов

(Г. Стоян) — болгарский журналист. Род. в 1862 г., окончил курс в Ecole des hautes sciences politiques в Париже; был учителем в коммерческом училище в Систове. Написал: " Всемирна политическа икономия " (1886), " Копривщица от точка зрение историческо социална и икономическа ", " Всемирна търговска география и статистика " (1889). Редактировал политико-экономическую и литературную газету " Правда ", имевшую девизом: " съединението прави силата " и " свобода, правда и братство ".

М. Г.

Праотцы

— церковно-библейское название для предков И. Христа по человечеству. Памяти их православная церковь посвящает особую неделю в году, именно 28-ю по Пятидесятнице (за две недели до праздника Р. Х.). В эту неделю церковь воспоминает всех ветхозаветных патриархов, от Адама до Иосифа Обручника, и всех ветхозаветных праведников, оправдавшихся верой в грядущего Мессию. В песнопениях церкви они перечисляются поименно.

А. Л.

Прапатница

— селение в Герцеговине, на дороге из Клека в Столац. В сентябре 1875 г., во время восстания герцеговинцев против турецкой власти, двое народных вождей, Пеко-Павлович и Любибратич, с 2 тыс. человек, засели в горах около П. и оттуда производили нападения на следовавшие из Клека неприятельские отряды; 17 сентября они разбили 2 турецких батальона и захватили прикрываемый ими транспорт. Этот успех сильно подействовал на развитие восстания в Герцеговине и Боснии.

Прапорщик

— младший обер-офицерский чин. Первоначально П. носили знамя. В России чин П. установлен Петром Великим. В 1884 г., по примеру иностранных армий, он упразднен; оставлен лишь в кавказских милициях и для военного времени. В военное время допускается производство в П. за боевые отличия, без экзамена, унтер-офицеров с высшим и средним образованием; но оставаться на действительной службе после демобилизации могут только те из них, которые получили на войне орден св. Георгия. Все прочие обязательно зачисляются в запас, а если пожелают продолжать службу, то обязаны в течение года по переводе части на мирное положение сдать полный офицерский экзамен. П. запаса армейской пехоты, армейской кавалерии, полевой и крепостной артиллерии — особый офицерский чин, установленный в 1886 г., для образования запаса офицеров, способного к занятию, во время войны, младших офицерских должностей. К производству в П. запаса обязательно готовятся (с 1895 г.) все вольноопределяющиеся и охотники 1-го разряда. Для этого они обучаются по особой программе — зимой при учебных командах, в летний период при своих ротах, эскадронах и батареях, после чего сдают экзамен из военных наук и строевого образования. С приведением apмии на военное положение, П. запаса призываются на действительную службу и распределяются по частям войск соответственных родов оружия. По окончании войны они вновь зачисляются в запас. В мирное время они призываются лишь в учебные сборы — два раза за все время обязательного пребывания в запасе, каждый раз на 6 недель. Из отчета о выполнении призыва П. запаса в учебные сборы 1897 г. ("Русск. Инвалид", 1898, № 79) видно, что в том году были призваны: в первые сборы — произведенные в этот чин в 1896 г., во второй — произведенные в 1890 г.; из числа призывавшихся не явилось 28,8%; по окончании сборов, при производстве испытаний, оказались слабыми 0,7%. — Зауряд-П. — см . Зауряд-офицеры. П. запаса флота по морской и механической частям — чин, установленный в 1896 г. (собр. узак., ст. 1367) с той же целью, как и в сухопутных войсках. Получать этот чин предоставляется, во время состояния в запасе флота, нижним чинам, окончившим курс в мореходных классах или других технических училищах по механической специальности, после отбытия учебного сбора на плавающих судах (в течение 6 недель) и выдержания экзамена в портовой комиссии. После производства, П. запаса флота в учебные сборы не призываются. В военное время они назначаются для строевой службы на военных судах младшими судовыми и штурманскими офицерами, или младшими механиками. См. Св. воен. пост. кн. VII, прик. по воен. вед. 1886 г., № 55, 1895 г. № 171, 1897 г. № 239.

К.-К.

Прарон

(Эрнест) — французский писатель, род. в 1821 г. в Аббевиле (в Пикардии). Исторические статьи П. имеют почти исключительно местный характер, касаясь Пикардии и более всего города Аббевиля ("Аббевиль перед столетней войной", "Высшие школы в Аббевиле 1384—1888 г.", "Замки в округе Аббевиль", "Улицы Аббевиля" и др.). В "Voie sacr é e" П. прославляет Жанну д'Арк. См. биографию П. и перечисление трудов его в 1 т. "Diction. des folkloristes contemporains", Карнуа.

Н. С—в.

Прасада

(санскрит. pras â da — чистота, кротость, милость) — 1) у индусов — жертвы богам, разделяемые, после освящающего их предложения божеству, между верующими. Обыкновенно это — какая-нибудь пища. Индусы ревностно стараются достать что-либо, принесенное богам. Очень часто, поэтому, можно видеть цветы, принесенные божеству, в волосах верующих. Вода, освященная подобным принесением, хранится в жилищах индусов; ею они обтирают себе тело, при случае выпивая капельку такой святой водицы. Храмовые прислужники развозят освященную пищу по домам верующих, передавая иногда, как бы от божества, почетные одежды, материал и достоинство которых соразмеряется с общественным положением получающего, или более простые знаки милости божества (напр., обрывок цветочной гирлянды, бывшей на идоле). Особенным почетом пользуется П., приносимая Джаганнатху — так называемая Мага-П. (великая П.). Между верующими, разделившими между собой подобную Мага-П., устанавливается на известный срок, назначаемый по желанию, особая связь священного родства, более близкая, чем кровные родственные узы. В течение всего подобного срока такие причастники Мага-П. обязаны помогать и содействовать друг другу до последней крайности, не отступая для того перед ложной клятвой и преступлением. Подобные союзы, часто заключаемые с какой-нибудь тайной целью, составляют иногда самое серьезное препятствие к отправлению правосудия (см. "Indian Antiquary"). Все индийские секты практикуют этот род причащения, начало которого восходит почти к ведийскому жертвоприношению. У некоторых шиваитских сект, считающих неприличным есть то, что было принесено божеству, и у таких сект, которые не приносят пищи богам (напр., сикхи), П. освящается именем гуру, или жреца-наставника. 2) Имя П. носит также аллегорическое олицетворение милости, изображаемое в пуранах сыном одного из Праджапати (см.), Дхармы.

С. Б—ч.

Прасек Викентий

(Prasek) — чешский ученый. Род. в 1843 г. Из лингвистических работ П., кроме " Сравнительной чешской фонетики " (1873), более известна "Syntaktické studie ze Štítné ho о genetivě" (1874). Главные его исторические работы: "Roky kn íž etství Opavského", " К dě jinam ř emesel ve Slezku", "K d ě jinam škol", "Vlastiv ě da Slezská" (1888), "Prameny d ě jin Opavských a T ěší nskŷch" (1893), "Tova č ovská kniha ortel ů Olomouckých" (1896), "Organisaci práv magdeburskych" (касается сев. Моравии и австр. Силезии, 1899), " К dě jinám škol Olomouckých" (1901), " К dě jinám latinských škol Olomouckych" (1903).

Прасия

(Πρασία) — в древности город элевтеролаконов, на вост. берегу Лаконии, с гаванью. В 430 г. до Р. Хр. город был взят афинянами и разрушен.

Прасковея

— село Ставропольской губернии, Новогригорьевского уезда, на реке Куме. Жителей более 12 тысяч. Хлебопашество, скотоводство, виноградарство, виноделие, садоводство, выделка кож, выгонка масла, промыслы кузнечный и бондарный. Вина сбывается много, но оно невысокого качества и быстро портится. Лавок и складов 30, постоялых дворов 5, мельниц водяных 9, овчинодельных зав. 10, виноградо-водочных 10, кирпичный зав. 1, маслобоен 5. Почтово-телегр. контора. 2-классное учил. мин. нар. просв, (с курсом садоводства и виноделия), одноклассных учил. 2 и церк. -приходских 2. Учащихся более 200 чел. — Аптека. Сельский банк. Еженедельные базары.

Прасковея (дополнение к статье)

— с 1901 г. уездный город Ставропольской губ.; свыше 12 тыс. жителей.

Прасковейский уезд — Ставропольской губернии, образован из частей уездов Новогригорьевского и Александровского в конце 1900 г.; занимает сев.-вост. часть Ставропольской губ.; орошается р. Кумой и ее притоками Тумузловкой и Буйволой. Ровная степная местность занимает 6745 кв. вер. Жителей 136744; занимаются по преимуществу земледелием и скотоводством (овцеводством); по берегам Кумы много виноградников, особенно близ у. гор. П.; приготовляется красное сладкое вино, известное под именем " прасковейского ". Кроме уездного города в у. имеется еще гор. Св. Креста (6583 жит.).

Прасковья Иоанновна

— царевна, младшая дочь Иоанна Алексеевича и Прасковьи Феодоровны (см. ниже; 1694—1731). Несмотря на свою хворость, царевна тотчас же после смерти матери тайно обенчалась с сенатором Ив. Ил. Дмитриевым-Мамоновым, которого пережила только на один год.

Прасковья Феодоровна

— царица (урожденая Салтыкова, 1664—1723), жена (с 1684 г.) царя Иоанна Алексеевича, мать императрицы Анны Иоанновны. Овдовев, она проживала со своими дочерьми преимущественно в с. Измайлове. Воспитанная на началах старинного дореформенного быта, царица П. едва знала грамоту, была полна суеверий, предрассудков и ханжества: "Двор невестки, — говорил про нее Петр Великий, — госпиталь уродов, ханжей и пустосвятов". Тем не менее, она сознавала необходимость преобразований, умела применяться к обстоятельствам и уступала современному духу в воспитании своих дочерей, в препровождении времени, в забавах и развлечениях. За это Петр Вел. не только снисходил к некоторым ее слабостям, но даже питал к ней любовь и уважение. См. монографию о ней М. И. Семевского, вышедшую в 1883 г. вторым изданием.

В. P—в.

Прасныш

(Przasnysz) — у. г. Плоцкой губ., на правом берегу р. Лыдни, притока р. Виры. Жит. 8586 (более 4,5 т. евреев). Обширная торговля скотом. Католический костел, богадельня, 2 учил., 2 синагоги, фабр. грубого сукна, кожевенный завод.

Прастхана

(санскрит. prasth â na) — в индийской театральной терминологии вид драмы, изображающий нравы низших классов общества. Герой и героиня П. — всегда рабы, а другие их партнеры — стоящие вне каст. Пенье, музыка и танцы — необходимые ингредиенты П., сюжет — любовь и веселье.

Прасути

(санскрит. pras ûti — зачатие, рождение) — в поздней индийской мифологии одна из дочерей Ману Сваямбхуны, вышедшая замуж за Дакшу (см.). От этого брака родились двадцать четыре дочери — аллегорические олицетворения разных добродетелей, духовных свойств и религиозных обрядов.

Пратах

(санскрит. pr âtah, prâ tar = рано утром) — рассвет, олицетворенный в поздней индийской мифологии в образе сына Кальпы и Прабхи (см.).

Прати

(Джованни Prati) — известный итальянский поэт (1815—84). Его поэма "Эрменгарда", носящая следы сильного влияния Байрона, положила начало его литературным успехам. В 1843 г. П. переехал в Турин, где сблизился с королем Карлом-Альбертом и обратился в страстного проповедника высокой миссии Савойского дома. В своих вдохновенных произведениях он воспевал успехи короля и скорбел о его неудачах. В 1859 г. П. стоял на стороне итальянских патриотов. Был членом высшего совета по делам народного просвещения и придворным поэтом. Первые по времени сочинения П.: сборник стихотворений (1843), "Lettere a Maria" (1843), "Nuovi canti" (1844), 100 сонетов ("Меmorie е lagri m e, 1844), стихотворная повесть "Vittore Pisani", "Passegiate solitarie" (1847). Особенным успехом пользовались его патриотические стихотворения, написанные между 1848 и 60 гг. В 1856 г. вышли 2 новых тома его "Poesie", в 1855 г. — сатира "Satana e le Gr a zie", в 1856 г. — эпич. поэма "Conte Riga", в 1858 г. — "Rodolfo", в 1860 г. — "Ariberto", в 1861 г. — "I due sogni". Два последних сборника его стихотворений озаглавлены: "Psiche" и "Isida". Наиболее зрелым и глубоким произведением П. является его поэтический рассказ "Armando", нечто вроде итал. "Фауста" — плод занятий поэта немецкой философией и литературой. Лучшее издание его соч. — "Ореге" (Флоренция, 1862 — 65). Ср. Marchese, в "Rev. d. deux Mondes" (18*6), и De Gubernatis, "Giovanni Pra t i" (Флор., 1861).

С. Ш.

Пратибимба

(санскрит. рratibimba — отражение в зеркале, отблеск) — одна из форм, которые принимает на себя Брахма. См. Wilson, издание Вишну-пураны (стр. 40, примечание 15).

Пратиграга

(санскрит. pratigraha = получение, прием, подарок) — так называлось у индусов право брахманов получать подарки (d â na), приносимые им благочестивыми людьми. П. рассматривалась многими юридическими авторитетами Индии как одна из самых дорогих привилегий касты брахманов; но были и голоса, осуждавшие получение подарков, особенно от царей, как несовместимое с требованиями аскетизма. См. A. Weber, "Indische Studien" (т. X, стр. 55).

Пратинаяка

(санскрит. pratin â yaka от рrati = против и n â yaka = герой, любовник) — в индийской поэтической терминологии так называется соперник или противник героя драмы или поэмы. Такое отношение представляют, например, Равана и Рама в Рамаяне.

Пратисарга

(от рrati = против и sarga = творение) — в индийской мифической хронологии так называется вторичное создание мира, происходившее в начале современного периода Кальпа (см.).

Пратишакхья

(санскрит. pr âtiçâ khya) — в индийской грамматической литературе род грамматических трактатов, устанавливающих фонетические и грамматические особенности главных ведийских текстов по традициям разных ведийских школ, откуда и происходит имя П. — "относящийся к отдельным школам, или ветвям (çâkhâ), ведийского предания". Вместе с Нируктой Яски (см.), П. представляют древнейшие памятники индийской грамматической школы. Уже в Нирукте говорится о различных школах грамматического знания, существовавших до Яски. Дошедшие до нас П. представляют собой памятники ученой деятельности четырех таких школ и сообщают нам более 30 имен древних грамматиков. Другое их имя — Паршада (P â rshada = учебник), указывающее на то, что они служили руководствами в ведийских школах; в Нирукте они называются "обязательными учебниками всех школ". П. предполагают в читателе или ученике знакомство с грамматическими формами, но весьма подробно трактуют о произношении, ударении, стихотворных размерах и других условиях правильного устного чтения текстов и дают точные указания относительно различных способов представления текста, чтобы охранить его от изменений. Вообще они отмечают каждую фонетическую или другую особенность данного текста, вследствие чего и для европейских ученых П. являются драгоценными пособиями при критике ведийских текстов. В ряду других памятников ведийской литературы П; относятся к классу так называемых сутр (см.), т. е. к текстам не столь древним, как сами веды — самгиты и примыкающие к ним брахманы. Они могли появиться лишь много лет спустя по образовании ведийских сборников, когда понадобилось охранить священные тексты от порчи, обусловленной различием между их языком и языком разговорным, народным. До нас дошли только четыре П.: А) П. к Ригведе, которую относят к школе Шакала и приписывают ведийскому учителю Шаунаке; она написана в метрической форме. Имеются два издания ее: 1) Ad. R é gnier, в "Etudes sur la Grammaire V é dique" (П., 1857—58, с французским переводом и рассуждением о П. вообще), и 2) Макса Мюллера, с нем. переводом и примеч. (Лпц., 1856—9). К этой П. существует туземный комментарий Уаты, представляющий, по словам составителя, переделку более древнего комментария Вишну-путры. Как дополнение к ней рассматривают Упалекху (см.). Б) П. к черной Яджур-веде, так наз. Тайтирия П. (Taittirоja P.), важная как источник, сообщающий имена разных ведийских учителей. Изд. Раджендра Дала Митра, в "Bibloih. Indica" (1872), и Whitney ("Journ. of the Americ. Orient. Society", т. IХ, 1871, с перевод., примеч. и туземным комментарием анонимного автора, составившего его из трех более древних комментариев). В) П. к белой Яджур-веде, приписываемая Катьяяне. Она озаглавлена "Ваджасанеи П." (Vajasaneyо-P.); издана А. Вебером ("Indische Studien", т. IV; текст, перевод и примеч.) в Югалькишора (Бенарес, 1888). К ней существует отличный комментарий Уваты, озаглавленный Matrmodaka. Г) П. к Атхарва-веде, "Шаунакия-Чатурадхьяика" (Çaunakî ya Caturadhyayika), принадлежащая, вероятно, тому же автору, как и П. к Ригведе. Изд. Whitney ("Journ. of the Amer. Orient. Soc.", т. VII, 1862, с дополнениями в 1872 г.). Бюлер открыл совсем другой текст П. к Атхарва-веде (см. "Monatsberichte" Берл. академ., 1871, стр. 77). К Самаведе настоящей П. не найдено; небольшой трактат грамматического содержания — Сама-тантра (Sama-tantra), содержащий указания относительно ударения и акцентуации отдельных стихов Самаведы, — возник, вероятно, в более позднюю эпоху.

Ср. Roth, "Zur Litteratur und Geschichte des Weda" (Штуттгард, 1846); M. Muller, "History of Ancient Sanscr. Literat." (Л., 1859); A. Weber, цитир. выше лекции; Lassen, "Indische Altersibumskunde" (2 изд.) т. I, Лпц., 1867, стр. 867 — 868); Kirste, "Etudes sur les P." (П., 1883, из "M é moires de la Soc. de Linguistique", т. V); Wackernagel, "Altindische Grammatik" (т. I, Гёттинг., 1896, стр. LXVI — VII), Benfey, "Geschichie der Sprachwissenschaft" (Мюнх., 1869).

С. Б—ч.

Пратиштхана

(санскр. pratishth â na = основание) — древний индийский город, упоминаемый в Магабхарате, как столица царей лунной династии, он лежал при слиянии Ганга и Джамны, напротив современного города Аллагабада.

Прато, город в Италии

(Prato) — город в итальянской провинции Флоренция, на реке Бизенцио. Собор XII в., позже достроенный Джованни П. Пизано, с кафедрой Донателло и Микелоццо и фресками Липпи. Городская библиотека (25 т. томов и 700 манускриптов), шелкопрядильни, шерстяные прядильные и ткацкие фабрики, машиностроительные и канатные заводы. Ломка серпентина. Жит. ок. 15 тыс.

Прато, Станислав

— итал. этнограф, родился в 1842 году. Главные его труды: "Quatro novelline popolari" (1880), "Caino е le Spine secondo Dante е la Traditione popolare" (1881), "l'Uomo nella Luna" (1881), "La loggenda di Nala" (1881), "Gli nltimi lavori del folklore neolatino" (1883), "Les formulettes initiales el finales des Contes populaires de Blade" (1887), "Un passage du Livre de Tobie et la Tradition populaire" (в "Tradition", 1888). В разных итальянских изданиях напечатаны его повести и стихотворения. Биографию его и библиографический указатель его статей см. в 1 т. "Dictionnaire biogr. des folklo r istes contemp.", Карнуа.

Н. Св.

Пратьюша

(санскрит. praty û sha = утренний рассвет) — в индийской мифологии так называется одно из ведийских светлых второстепенных божеств Васу (см.), представляющее собой олицетворение утреннего рассвета.

Пратьябхиджня

(санскр. Pratya hij ñâ = узнание, recognitio) — в индийской шиваитской теософии школы Шанкары термин, обозначаюиий познание. Согласно учению этой школы, единственной субстанцией является Бог; все предметы суть его идеи; а так как Бог тождествен с нами, то и предметы эти на самом деле находятся в нас. Что мы думаем видеть вне нас, то в действительности видим внутри себя. Наше индивидуальное я видит или, точнее, узнает в самом себе, как в зеркале, идеалы трансцендентального я: познание вещей есть, в сущности, их узнание (П.), так как они уже знакомы нам. Руководимая верным методом самосозерцания и освещенная той милостью, которую она заслужила верой в Шиву, индивидуальная душа торжествует над Майей, от которой происходят все бедствия, и кончает познанием самой себя в Боге.

Пратьягара

(санскр. рraty âhâ ra = воздержание, удерживание) — у индийских философов и аскетов воздержание от всех внешних чувственных впечатлений и направление души, силой воли, исключительно на предмет размышления. П. является одним из средств к полному подчинению чувственной природы человека его разуму и воле; если это полное отвлечение от чувственных восприятий не достигнуто, мудрец не может исполнять как следует свои благочестивые обязанности и упражнения.

Пратьяя-сарга

(санскр. pratyaya = вера, представление, sarga = творение, создание) — в терминологии индийской философской школы санкхья так обозначается умственное или духовное сотворение — сотворение, о котором мы знаем или с которым соглашаемся, в отличие от органического сотворения или такого, о котором мы не имеем ясного представления. В ее подразделениях П. есть познание известных неразделимых качеств, свойственных четырем классам существ: твердость, или массивность, у неодушевленных тел, бессилие, или неспособность, несовершенство у животных, способность к совершенствованию у человека и успокоение, или тихое наслаждение, у богов. См. примечания Вильсона к его изданию Вишну-пураны (Л., 1864—77; примеч, 37).

Праут

(William Prout) — английский химик и медик (1786—1856). Получив степень доктора медицины в Эдинбурге, П. поселился в Лондоне, где, не оставляя медицинской практики, занимался химией. Работы его принадлежат области медиц. химии (анализу coprolithes, в которых открыто содержание фосфорно-кальциевой соли). Написал популярное изложение химии.

Прахатицы

(чешск. Prachatice, немецк. Pratcbatitz) — г. в Чехии, на высоте 569 м над уровнем моря. Остатки крепостных укреплений, церковь св. Иакова, построенная в XIV стол. в готическом стиле, городская ратуша (со стенной живописью 1571 г.), средневековые дома с зубцами, фресками и стенной живописью. Жителей около 5000, преимущественно немцы (чехов не более 1000 чел.). Производство позументов и электротехнических приборов, пивоварение, гонка спирта и водки, торговля. Близ П. курорт Маргаретенбад. В средние века через П. проходил "золотой путь", по которому везли соль из Баварии в Чехию; это способствовало процветанию города

Прахов

(Адриан Викторович) — историк искусства и археолог, род. в 1846 г. Учился в 3-ей СПб. гимназии, поступил в 1863 г. в СПб. университет по историко-филологическому факультету, окончил университетский курс со степенью кандидата в 1867 г. и вскоре был командирован в чужие края для приготовления к занятию кафедры истории изящных искусств. В Мюнхене слушал лекции Г. Ф. Брунна и др. ученых и занимался памятниками древнегреческого искусства, собранными в глиптотеке, а затем посетил Париж, Лондон, Берлин, разные пункты Италии и Вену, изучая повсюду как древние, так и новые художественные произведения. По возвращении в отечество, в 1873 г., за диссертацию — "О реставрации группы восточного фронтона Эгинского храма в Афинах" ("Записки Имп. Акад. Наук", 1870), получив степень магистра, был избран в доценты этого Университета. В 1875—78 гг. редактировал иллюстрированный журнал "Пчела". С 1875 по 1887 г., кроме университетских лекций, преподавал историю и теорию изящных искусств в Имп. акад. худ. В 1879 г., по защите диссертации: "Зодчество древнего Египта", приобрел степень доктора. Предавшись после того изучению древних памятников искусства в России христианского периода, в 1880—82 гг. исследовал и срисовал остатки мозаики и стенной живописи в Софийском соборе и фрески Кирилловской церкви в Киеве. В 1881—82 г. путешествовал по Египту, Палестине, Сирии, Греции и Европейской Турции, в 1886 г. занимался исследованием Успенского собора в г. Владимире-Волынском и некоторых других древних храмов Волыни, в 1886—87 гг. вторично ездил в Италию и на Восток, в 1887 г. открыл и скопировал любопытные фрески в церкви Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве и в том же году перешел из СПб. унив. в Киевский (св. Владимира) на кафедру истории изящных искусств, которую и занимал до 1897 г. С 1884 по 1896 г. руководил внутренней отделкой новосооруженного Владимирского собора в Киеве, причем, для уяснения археологической стороны этого дела, сделал последовательно две поездки в восточные страны. В 1696 г. был занят устройством, по собственному рисунку, драгоценной раки для мощей св. Феодосия Углицкого, в Чернигове. В 1897 г. возвратился на прежнюю свою кафедру в СПб. университете. Главные учено-литературные труды П. — "Критические исследования по истории греческого искусства. I. Описание древних памятников из Ксанфа, в Ликии. II. О композиции фронтонных групп Эгинского храма Афины" (СПб., 1872)., "Критические наблюдения над памятниками древнего искусства. Зодчество древнего Египта" (СПб., 1879), "Киевское искусство X, XI и XII вв. Каталог выставки копий с памятников искусства в Киеве X, XI и XII вв., исполненных П." (СПб., 1883), статья о Микеланджело Буонарроти ("Вестник Европы", 1875 г.), "Доклад о Киевских работах и о значении изучения греческих церквей для христианской археологии" (в "Трудах Московск. Археологическ. Общества", 1 885 г.) и несколько заметок, помещенных в римском журнале "Annall dell'Istituto di corrispondenza archeologica" зa 1872—74 гг.

Прахова

(румынок. Prahova) — левый приток р. Ядомицы (рум. Jalomita) в Валахии (в Румынии), вытекающий из Трансильванских Альпов. От нее получил свое название Праховский округ (jutetul Prahova) в Румынии, с главным г. Плоешти (Ploesci).

Прач

(Иоган-Готфрид Pratsch) — композитор, родом из Силезии; писал музыку на русские мотивы. В 1784 г. принят в учителя СПб. театрального училища, как "клавикордный мастер", обязанный малолетних девочек и мальчиков учить игре на клавикордах, а некоторых из первых обучать и списыванию нот. П. переложил для клавира с голосами музыку комических опер Екатерины II "Горе-богатырь Косометович" и "Февей"; издал "Полную школу для фортепиано" (СПб., 1816) и "Собрание народных русск. песен, с их голосами" (СПб., 1790; 2 изд. 1806; 3 изд. 1815; 4-ое изд. 1897). Последний сборник, для которого песни собраны Львовым, долго служил прототипом для собирателей народных русских

Прачетас

(санскр. Рrecetas = мудрый, разумный) — в индийской мифологии: 1) один из десяти Праджапати (см.), носивший также имя Дакша; 2) древний мудрец и законник; 3) десять сыновей Прачинабарги, которые, по словам Вишну-пураны, провели десять тысяч лет на дне великого моря, в глубоком размышлении о боге Вишну; он сделал их за это прародителями рода человеческого (переделка мифа о десяти Праджапати, родоначальниках человечества).

Прачечные заведения

— пар и машины оказали влияние и на прачечное дело; и здесь ручной труд постепенно вытесняется, ремесло принимает все более и более крупный капиталистический характер. В Западной Европе существуют почти исключительно паровые П. заведения; некоторые из них поражают своей громадностью. Так, напр., в Париже имеется прачечное заведение, принадлежащее акционерному обществу, которое вложило в это предприятие 5000000 франков. В России капитализация этого промысла не так заметно проявляется, как в Зап. Европе, но, тем не менее, она растет. Большинство П. заведений в крупных центрах имеет по нескольку десятков работниц. Пар, как механический двигатель, употребляется у нас, однако, в очень немногих заведениях. В 1897 г. в Петербурге открыто обширное прачечное заведение (паровое), принадлежащее акционерному обществу, которое вложило в это предприятие около 500000 руб. основного капитала. Это заведение может выстирать в день до 50 0 00 штук белья; рабочих ок. 200. Прачки поступают обыкновенно в прачечные заведения сначала в качестве учениц; за это время, продолжающееся 3 — 4 года, они платы не получают. Заработная плата прачек колеблется от 10 — 20 руб. в мсяц или поденно от 40 — 75 к. на хозяйских харчах. Иногда они получают поштучную плату: 5 к. за 1 крахмальную сорочку, или за 4 рубашки, или за 12 носовых платков и т. д. Для домашнего употребления в последнее время предложено несколько разных систем прачечных машин. Стремление изобретателей этих машин достигнуть при значительной экономии в рабочем труде и времени и надлежащего сохранения белья не стоит пока на высоте требований, которые должно предъявить к этим машинам.

Прачинабарги

(санскр. Pr âcî nabarhis = кладущий жертвенную постилку на восток) — в индийской поздней мифологии (Вишну-пурана) старший из десяти сыновей Гавирдханы; он был мудрым и великим государем и патриархом, умножившим род людской. Был женат на дочери океана Саварне (Savarna), oт которой прижил десять Прачетасов (см.).

Праш Алоиз

(Prasch) — немецкий драматург. Род. в 1858 г.; играл в труппе мейнингенцев, был директором театров в Страсбурге, Маннгейм, Берлине ("Berliner Theater", 1895— 1900); написал пьесы: "Der Jägerwirt" (1885); "Dornröschen" (1891); "Der Kärntner Kirchweihtag" (1892); "Hohenzollern" (1894); "Das Fröschlein, das auf Reisen geht" (1894); "Das tapfere Schneiderlein" (1895).

Прашек Юстин

(Prášek) — чешский ученый. Род. в 1853 г. Главные его работы: "Kambysés a podání starov ě ke" (1885), "Medien und das Haus des Kyaxeres" (Берлин, 1890), "Beiträge zur modischen Geschichte" ("Recueil des travaux rel. à la phil. et archéol. égipt. et assyr." Масперо, т. XVIII), "To the question of Exodus" (1900), "Sennacherib's second expedition to the West" (1902), "Die ersten Jahre Dareios des Hystaspiden und der altpersische Kalender" (1900) "D ě jine starov ě ky národ ů vychodních" (1899—1901), "D ě jiny č ech a Moravy na po čá tku narodního znovuzrození" (1903—1904), "Panováni císa ř e Josefa II" (1903), "D ěí ny starov ě ky národ ů st ř edomo ř ských" (в 5 частях, 1904).

Прашка

(Рraszka) — посад на р. Просне, Велюнского у., Калишской губ. Жителей до 3.5 тыс. Таможня.

Прашрая

(санскр. рra ç raya = скромиость, деликатность) — в пуранах (см.) один из аллегорических сыновей Праджапати (см.), в котором олицетворена нежность, нежная привязанность.

Праща

— метательное оружие: обыкновенно округленный, овальный или несколько заостренный к обоим узким концам камень, иногда заменяемый свинцом. В своей простейшей форме, это, несомненно, самое первобытное оружие. Дикари достигают часто необычайной ловкости в метании. Кольбен (в конце прошлого века) видел неоднократно, как готтентоты попадали камешком на расстоянии ста шагов в небольшую монету почти без промаха. О подобной ловкости в метании есть свидетельства и относительно других африканских народов, гуаншей (Канарских о-вов), многих полинезийцев, эскимосов, американцев. Диодор Сицилийский говорит о ливийцах, что они пользуются только дротиками и камнями, которые бросают при наступлении и защите. Простое бросание камней от руки уже в древние времена было заменено метанием с помощью особого приспособления — либо палки, либо веревочной или ременной петли. Палка имеет на одном конце расщеп, или ямку, в которую вкладывается камень (судя по изображениям на монументах, в древнем Египте). Петля состоит обыкновенно из ремешка фута в три длиной, один конец которого обматывается вокруг указательного пальца, а другой держится между этим и большим пальцем; посредине получаемой таким образом петли имеется расширение, куда и кладется камень. При метании петлю эту (с камнем) вращают раз или два над головой и затем, выпуская из пальцев один конец, дают полет камню. Иногда оба эти приспособления соединяются; ремешок привязывается к концу палки, камень кладется на этот конец и удерживается с помощью ремешка, свободный конец которого натягивается и берется той же рукой, которая держит палку. При метании конец этот отпускается, как и в случае простой петли. В XII — XVI ст. в Европе употреблялось приспособление, называвшееся fustiballe (от fusils — палка, βαλλω — бросаю); оно состояло из палки, на конце которой была небольшая кожаная петля, прикрепленная одним своим концом к палке, а другим к кольцу, надевавшемуся на палку; при метании кольцо соскальзывало с палки и петля отпускала камень. П. в современной Африке, за весьма немногими исключениями (напр., на о-ве Фернандо-По), не употребительна. Нет ее также в Австралии, хотя разные метательные палицы и бумеранги пользуются там большим распространением у дикарей. Хорошо известны П. на многих группах о-вов Меланезии и Полинезии; для метания употребляется здесь округленные голыши, величиной с куриное яйцо или немного поменьше, овальной, слегка заостренной к концам формы, подобные которым были также в употреблении у эскимосов (на птиц) и в древней Скандинавии, и Греции. П. такой формы лучше укладывается в петлю и плотнее в ней держится. Петля делается на островах Фиджи и Сандвичевых из плетеных человеческих волос или из эластачных волокон кокосового ореха, на Новой Зеландии — из волокон туземного льна. Камни носятся в сетчатых мешочках, прикрепляемых к голове или плечу. П. в Полинезии составляет настоящее оружие, тогда как луком и стрелами там пользуются только дети, как игрушкой. П. известна также на Малайском архипелаге (Яве), в южной Индии, Афганистане, в Южной Америке (Чили, Перу, Огненной Земле), у эскимосов и некоторых индейских племен Северной Америки. В Европе П. употреблялась греками по крайней мере со времени персидских войн; в древности ловкостью метания славились особенно акарнанцы, ахейцы (у которых были и свинцовые П. весом в 1 аттич. фн = 100 драхм) и балеарцы, доставлявшие пращников в римские войска. О ловкости метания древних евреев свидетельствуют история Давида и Голиафа и глава XX Судей, в которой говорится, что в колене Вениамина было 700 отборных людей, из которых каждый мог метать левой рукой камни с точностью до ширины волоса. Пращники были известны и у ассирийцев, которые заимствовали, по-видимому, метание П. от египтян. В то время, как у других народов пращники одевались всегда легко, у ассирийцев они представлены на монументах одетыми в латы, наголенники и т. д. У народов России П., по-видимому, была мало распространена. Своеобразное видоизменение П. представляет южно-амер. bolas, употребляемое еще и теперь индейцами пампасов, патогонцами, перуанцами и др. Оружие это состоит из 2 —3 круглых или овальных (яйцевидных) камней, завернутых в кожу и соединенных между собой веревкой в 4—8 фт. Взявшись за один шар, дают другим вращательное движение и затем пускают в зверя или человека на расстояние до 100 шагов, причем поражаемый или убивается на месте, или — вследствие обматывания вокруг него шаров — сшибается с ног. Так наз. bola perdita имеет медные или свинцовые шарики меньшей величины и может быть бросаема на 150 шагов. У эскимосов и индейцев северо-западного берега Северной Америки в употреблении небольшая bolas из семи костяных шариков, соединенных ремешками из оленьих жил; ею пользуются для охоты на птиц.

Д. А.

Прая

или Порто-П. (Praia) — главный город острова Сант-Яго из группы островов Зеленого Мыса в западной Африке (португальское владение), на юго-восточном берегу острова. Торговля солью и лакмусом. Жителей 21000. Естественно-исторический музей, обсерватория.

Праяга

(санскр. Pray â ga = место жертвоприношения, священное место) — древний индийский священный город, стоявший на месте теперешнего Аллагабада, против города Пратиштхана, при слиянии рек Ганга и Джамны (древняя Ямуна) с мифической рекой Сарасвати (см.), будто бы текущей здесь под землей. П. с давних пор была весьма почитаемым местом паломничества. Она существовала уже при царе Ашоке (т. е. в середине III-го в. до Р. Х.), поставившем здесь один из своих столбов с эдиктами. В VII в. после Р. Х. ее посетил китайский путешественник Хьюен Цсанг, описывающий разные буддийские памятники, увиденные им здесь. Теперь от древней П. не осталось почти никаких следов. К ее достопримечательностям относят дерево Акшай Ват, или вечное дерево баньян, находящееся около колоннады, представляющей, как полагают, остатки храма, описанного Хьюен Цсангом. Здесь же находится храм царицы змей Васуки, в честь которой ежегодно совершается большое празднество (см. журнал "Indian Antiquary", т. II, 124).

См. Cunningham, "Ancient Geogr. of India" (Л., 1870, стр. 388—390).

С. Б—ч.

Праящитта

(санскр. pray âç citta = удовлетворение, замена, искупление) — в ведийском ритуале церемонии, с помощью которых можно исправить совершенную во время жертвоприношения ошибку, столь возможную при сложности ритуала: можно было пропустить надлежащее время для жертвоприношения, жертвенный огонь мог смешаться с другим или потухнуть, жертвенное животное при убое могло закричать, жрец мог спутать имена божеств, напиток Сома мог испортиться, ворона могла сесть на жертвенную перекладину, сам жертвующий мог заболеть или умереть и т. д. Против всех этих ошибок или случайностей, уничтожавших силу жертвы, ведийские жрецы указывали подробно средства искупления. См. Stenzler, "On the Hindu doctrine o f expiation" (в трудах 2-го Международного конгресса ориенталистов). В позднейшей индийской теософии П. означает не только "искупление", но и "священную мудрость", и представляется созданной из восточных уст Брахмы. Различные способы П. перечисляются в Упагрантха-сутре, принадлежащей к Самаведе (см. Раджендра Лала Митра, "Notices of Sanskrit Manuscr.", т. II, 182), в 12-й главе Шатапатха-брахманы, в 25-й главе Шраута-сутры Катьяяны и др. памятниках индийского ритуала.

Преадамизм и коадамизм

— научные теории; первой предполагается существование людей до Адама, второй — одновременное сотворение вместе с Адамом и Евой нескольких других человеческих пар. Сторонники этих теорий основывались главным образом на IV главе книги Бытия, именно на рассказе как Каин по совершении братоубийства, перед бегством своим из страны Эдема, боялся, что всякий, кто встретится с ним, убьет его (ст. 14); по тому же рассказу, Каин имел жену и построил город в земле Нод, в которой поселился (ст. 16, 17). Из этого заключали, что Библией предполагается будто бы существование уже при жизни Адама многих людей и вне Эдемской страны, происшедших не от Адама и Евы, а от других прародителей. На это возражали, что именно страх Каина быть узнанным вне Эдемской земли указывает на отсутствие в то время другого семейства. Предполагаемые преадамиты или коадамиты вне Эдемской земли не могли узнать Каина как братоубийцу, потому что его злодеяние не могло быть им известно; кроме того, как люди, чуждые всякого племенного родства с родом Адама, они не могли иметь никаких родственных побуждений мстить братоубийце. О том, чтобы жена Каина была взята им именно в земле Нод, где он поселился, в Библии не говорится ни слова. Женой Каина могла быть или дочь отца его, или дочь брата. Город, построенный Каином в земле Нод, не был городом в теперешнем смысле слова, а просто укреплением постоянного жилища, так что и это обстоятельство не дает никакого основания для гипотезы о существовании в земле Нод каких-нибудь людей особого происхождения, помогавших Каину в устройстве города. См.Н. П. Рождественский, "Христианская апологетика" (СПб., 1884); архим. Августин, "Руководство к основному богословию" (изд. 3, М., 1894).

Пребенда

(Prebenda, иначе — beneficia) — название на Западе тех материальных средств, какие получаются духовными лицами всех категорий в виде земельных владений, домов для жительства клира, доходов по церкви, денежного жалованья. В каждой из западных стран П. имеет свою обширную историю, обнимающую собой ряд узаконений государственных и церковных, борьбу между властью светской и духовной, постановления соборов (Констанцского, Базельского, Триентского, Лионского), конкордаты государей с папами и т. д. См. Duarex, "De sacris ecclesiae ministeriis ас beneficiis" (П., 1564); Rebufteus, "P r axis beneficiarum" (П., 1664); Sarpi, "Tractatus de materiis beneficiariis" (Иена, 1681); Blondeau, "Biblioth è que canonique" (П., 1689); Thomassin, "Discipline de l'eglise"; H éricourt, "Lois ecclésiastiques"; Fleury, "Introduction au droit eccelésiastique" (П., 1687); Pinsson, "Trait é singulier des régales, ou des droits du roi sur les bénéfices ecclé siastiques", (Париж, 1868); Philips, "Kirchenrecht" (1859 и 1862); Walter, "Kirchenrecht" (Бонн, 1871); Richter, "Kirchenrecht" (Лейпциг, 1874). Сначала П. назначалась по личному усмотрению епископа вследствие каждый раз особой просьбы о том клирика, отчего она называлась precaria (выпрошенное). Позже франкское законодательство (капитулярий Карла Великого) установило в виде общего правила, что каждая церковь должна владеть участком земли, доходы с которого шли в пользу причта. Из выражения капитулярия "res ecclesiae in beneficium retinens" (церковная собственность, употребляемая на благотворительность) видно, что государство неохотно давало церкви земельную собственность и требовало расходования доходов с нее, между прочим, на нужды прихожан. Епископы выполняли этот закон так, что часть доходов с церковной земли (mansus ecclesiasticus) шла на мирян (beneficia), часть — на П. клириков, отчего и сама П. стала называться бенефицией. С течением времени бенефиции духовенству разделились на два вида: одни — высшему и вообще белому духовенству, другие — монашеские. Триентский собор понизил возраст для П. монашествующим с 16 до 14 лет; во Франции, где постановления собора не были признаны, П. давали в монастырях детям 10 и даже 7 лет еще во время учения их в монастырских школах. Иностранцы во Франции не имели права на П. Назначал П. обыкновенно епископ, но в виде исключения это право принадлежало "патронам" — строителям и благотворителям церквей. Папы и короли старались стеснить право епископов давать П. Ультрамонтанские богословы доказывали, что папа имеет право распределять бенефиции по своему усмотрению. Соборы Констанцский и Базельский ограничили это право папы, а собор Триентский совсем его отменил. Вообще, во Франции мало-помалу ультрамонтанские притязания были побеждены галликанизмом, но в друтих странах папа продолжал раздавать свободные П. по своему усмотрению. В католической церкви Германии П. получаются клириками не от светской власти, а от церкви. "Установленная церковь" (established church) Англии сохраняет древнюю организацию П.: духовенство является не собственником, а лишь владельцем церковной земли и не может ни отчуждать ее, ни уменьшать в объеме; часть ее можно отдавать в аренду, но десять акров непременно должны оставаться при пасторате (parsonnage-house). Управляет всеми земельными владениями церкви в Англии комиссия, состоящая из обоих архиепископов и всех епископов Англии, трех деканов и нескольких мирян. Непосредственно заведуют церковными имуществами три лица, называемые estates commissioners, из которых два избираются короной, один — архиепископом Кентерберийским. Каждые шесть месяцев каждый епископ доносит комиссии о состоянии церковных имуществ епархии. Кроме того два лица, ежегодно дважды, разъезжают по епархиям и ревизуют состояние их на месте.

В. Б—в.

Преблау

(Preblau) холодный (9° Ц.) щелочно-углекислый источник в Австрии, в Крайне, к югу от города Вольфсберга. Вода преимущественно рассылается. Состав ее: свободной углекислоты в литре 828 куб. стм, полусвязанной 543; на 1 кг: двууглекислого натра 3,1180, двууглекислой магнезии 0,0832, двууглекислой извести 0,3240, двууглекислой закиси железа 0,0040, хлористого натра 0,1094, хлористого калия 0,0194, сернокислого калия 0,0987, глинозема 0,0040, кремнезема 0,0202, органических веществ 0,0290, сумма плотных составных частей 3,8159. Вода употребляется при хроническом катаре кишок и желудка, болезнях печени, страданиях дыхательных органов, мочекислых камнях, тучности и сахарной болезни.

Превеза

— город в Янинском вилайете, в Турции, при входе в морской залив Арты, с 3 фортами и небольшой гаванью. 11 церквей, 2 мечети. От 7 до 8 тысяч населения (преимущественно греки), занимающегося разведением маслин, производством оливкового масла и торговлей, главным образом внешней; предметы вывоза — убойный скот, кофе, растительное масло. В 1894 г. ввоз достигал суммы 1200 тыс. марок, вывоз — 1100 тыс. марок. В том же году внешними оборотами было занято 1310 судов, вместимостью в 153326 тонн. Станция пароходства австрийского Ллойда. В 7 км от П. лежат развалины древнего Никополя (Nicopolis), который был построен императором Августом в память битвы при Акциуме. П. принадлежала венецианцам с 1683 до 1797 г., когда она перешла к Французской республике; но уже в 1798 г. Али-паша янинский завоевал и разграбил ее, после чего — по Люневильскому мирному договору — она формально отошла к Турции. Во время греческой войны за освобождение П. была сборным пунктом турок.

Прево Жан-Луи

(Jean-Louis Prevost) — швейцарский врач и ученый, (1790—1850), изучал вначале богословие в Женеве, но в 1814 г. переехал в Париж и занялся медициной, в 1816 г. в Эдинбурге, где в 1818 г. получил степень доктора медицины за диссертацию об употреблении ванн и обливаний. Тогда же переехал в Дублин для занятий по хирургии и акушерству, а в 1820 г. вернулся в Женеву, где скоро приобрел обширную практику. В 1837 г. он ее ограничил самым узким кругом знакомых и посвятил себя изучению физиологии и физиологической химии. В сообществе с Дюма, Леруае и знаменитым клиницистом Лебертом он в различных изданиях обнародовал целый ряд интереснейших открытий о кровообразовании и кровообращении у человека и различных животных, об яйце, о процессах кровообращения и питания в нем, о животном электричестве и т. д. Из его многочисленных сочинений заслуживают по настоящее время внимания: "Sur la formation et la circulation du sang dans les hommes et dans les diverses classes du r è gne animal" (Женева, 1826), "Sur la g énération et la reproduction en général", "Sur le développement du coeur et de l'aorte du poussin dans l'oeuf".

Г. М. Г.

Прево Жан-Мари

(Pré vost, 1808—1873) — французский стенограф, автор сочинений "Syst ème de sténographie", "Sté nographie musicale" и "Nouveau manuel complet de st énographie".

Прево Исаак-Бенедикт

(Prevost) — натуралист, уроженец Женевы, двоюродный брат Пьера П. (1775—1819). После неудачных попыток заняться граверным делом и торговлей, П. поступил домашним учителем в Монпелье. С 1810 г. состоял профессором философии и с этого времени занимался физикой и естественной историей. Кроме малых статей, рассеянных по специальным журналам, ему принадлежит мемуар: "О причине происхождения болезней ржи (спорыньи)".

Прево Луи-Констан

(Pré vost, 1787—1856) — французский геолог. Известен своими трудами о Везувии, Этне и друг. Сочинения его: "Sur les poissons", "Sur la composition g éologique des falaises de Normandie", "Origine du silex, de la craie et des meulières", "Chronologie des terrains et synchronisme des fo rmations" и мн. др.

Прево Пьер

(Prevost) — физик и литератор, уроженец Женевы (1751—1839); был домашним учителем, потом членом Берлинской академии; переводил Еврипида, позже занялся науками математическими и физическими, находясь под влиянием Лагранжа. Возвратясь в Женеву, был профессором общей физики и членом законодательного совета своего кантона. Член-корреспондент Парижской академии с 1800 г. Из работ П. по физике укажем: "О происхождении магнитных сил" (Женева, 1788), "Физико-механические исследования о теплоте" (Женева, 1792), "О лучеиспускании" (Женева, 1809) и "О принципах лучеиспускания" (1832). Отдельные работы опубликованы в отчетах Берлинской и Парижской академий и в лондонском "Transactions philosophiques", в "Annales de chimie et d e physique" и др.

На основании данных Тобиасом Майером собственных движений нескольких звезд определил (1783), почти одновременно с Вильямом Гершелем, направление движения Солнца с его системой в пространстве. Его результат изложен в мемуаре Берлинской академии: "Sur le mouvement progressif du centre de gravit é de tout le système solaire".

Прево Эжен-Марсель

(Pré vost, род. в 1862 г.) — французский романист; обучался в Политехнической школе. Первый роман его, "Scorpion" (1887), изображающий трагическую судьбу учителя в иезуитской школе, обратил на себя внимание глубоким знанием нравов духовенства. Позже, в "La cousine Laura" (1890) и др., он изображал легкие нравы театров и т. п. В "La confession d'un amant" П. порвал с натурализмом и объявил себя преемником сентиментального романа в духе Жорж Занд. Защита П. Александром Дюма сделала его одним из популярнейших писателей Франции. Наибольший успех дали ему его "Les demi-vierges" (1894; русский перевод под заглавием "Полудевы", 1898), где он выступает против слишком свободного воспитания девиц. П. несомненно талантлив, хорошо знает быт некоторых классов общества во Франции, но соединяет стремление к морализации с потворством низменным инстинктам и не умеет найти середины между полной разнузданностью и искусственно созданной в монастырских стенах "невинностью".

Прево Эжен-Проспер

(Pré vost) — французский композитор (1809—1872). Писал по преимуществу комические оперы, из которых "Козимо", поставленная на сцене комической оперы в 1834 г., пользовалась успехом. Помещал статьи о музыке в парижском журнале "Gazette Musicale".

Н. С.

Прево, должностное лицо

(Prévô t, от лат. praepositus) — председатель, начальник; во Франции прежде так назывались различные высшие должностные лица. Ср. Суд превотальный.

Прево-д'Экзиль

(Antoine-François Pré vost-d'Exiles) — замечательный французский писатель (1697—1763), сын королевского прокурора; еще в детстве обратил на себя внимание блестящими способностями; 16-ти лет был послушником у иезуитов, потом перешел в военную службу, но, не вынося дисциплины, вернулся в орден, опять оставил его из-за несчастной любви и поступил, 22-х лет, в бенедиктинский орден св. Мавра, где вскоре прославился как проповедник. Участвовал в ученых трудах бенедиктинцев; один из томов сборника "Gallia Christiana" почти целиком написан им. Наскучив жизнью в монастыре, П. снял монашеское платье, переселился в Голландию, где издал "M émoires d'un homme de qualité " (1728—32), и вступил в связь с молодой протестанткой, не решившись, однако, жениться на ней, чтобы не нарушить монашеского обета. Переселившись в Англию, П. предпринял издание "Le Pour et le Contre" — сборника заметок, рассказов, анекдотов, где появились и самые известные из его произведений: "Histoire de M. Cleveland, fils naturel de Cromwell, philosophe fran ç ais" (1732—39) и "Histoire du chevalier de Grieux et de Manon Lescaut". Успех этих произведений доставил П. много врагов на родине. Самый ожесточенный из них, аббат Лангле-Дюфренуа, нападал на П. главным образом за его связь с протестанткой. Тем не менее, благодаря протекции принца Конти и кардинала Буасси П. получил позволение вернуться во Францию (1734). Принц Конти назначил его своим раздавателем милостыни и секретарем. Он продолжал издавать "Le Pour et le Contre" и в 1735 г. напечатал "Le Doyen de Killerine". Вследствие участия в истории с каким-то журналистом, газета которого не понравилась двору, П. опять должен был бежать в Бельгию, но вскоре вернулся и по совету канцлера d'Arecco начал издавать коллекцию путешествий под заглавием "Histoire g éné rale des voyages", частью переводя с английского, частью составляя ее сам. В то же время он натурализовал во Франции романы Ричардсона ("Памелу", "Клариссу Гарло", "Грандисона"); Дидро впоследствии упрекал П. в том, что он сильно сократил их. Во время наибольшего успеха его сочинений П. постигла страшная смерть: он был поражен апоплексическим ударом в лесу Шантильи, впал в беспамятство, был сочтен мертвым и очнулся во время вскрытия, но немедленно умер от смертельного удара, нанесенного ему скальпелем. П. написал около 200 томов, все написанное им носит отпечаток большого таланта, хотя поспешность и неотделанность замечается часто. У него богатое воображение, слог красивый, реализм умерен большим вкусом и уменьем избегать пошлого или же изображать его так, чтобы оно не вызывало ни отвращения, ни нечистых мыслей; в его "Истории Манон Леско" "самый порок, оправданный любовью, ослепляет как добродетель". Этот лучший из романов П. переведен и на русский язык, между прочим — в "Новой библиотеке" Суворина (СПб., 1892).

Прево-Парадоль

(Lucien-Anatole Pré vost-Paradol, 1829—1870) — известный французский журналист, член Французской академии; недолго был профессором истории литературы, затем всецело посвятил себя журналистике; особенное внимание обращали на себя его статьи в "Courrier du Dimanche". Сперва решительный либерал и противник Империи, он постепенно понижал тон и наконец в 1870 г., после сформирования министерства Оливье, оказался его горячим сторонником. За это он был назначен посланником в Соединенные Штаты. Едва высадился он в Америке на берег, как получил весть о войне с Германией, шедшей вразрез с его надеждами на мирное развитие страны. Порвавший окончательно со своими прежними друзьями, разочарованный в новых, он не нашел в себе сил, чтобы пережить катастрофу, и покончил самоубийством. Написал: "Essai sur l'histoire universelle" (П., 1854; 3 изд. 1875), "Essais de politique et de litt é rature" (П., 1859—93) "Du r ôle de la famille dans l'é ducation" (П., 1857), "Quelques pages d'hist. contemporaine. Lettres politiques" (П., 1862—66; 2 изд. 1872), "Etudes sur les moralistes fran ç ais" (1865, 3 изд. 1873), "La France nouvelle" (1868, нов. изд. 1876). См. Gr é ard, "Р. Р.; etude" (П., 1894, с перепиской Парадоля).

В. В—ов.

Превости Франческина

— выдающаяся итальянская певица (род. в1866 г.). Лучшей ее ролью считается партия Виолетты из " Травиаты " Верди. П. выступала с успехом и на концертной эстраде. Неоднократно бывала в России.

Н. Б — н.

Превосходительство

— см. Табель о рангах.

Превосходная степень

(грамм.) — прилагательное имя в такой форме, которая показывает, что известное качество, обозначаемое корнем, присуще предмету в высшей степени сравнительно со многими или всеми другими, обладающими тем же качеством. Суффиксы, образующие П. степень в индоевропейских языках (греч. -ιστος, - τατος; санскр. -istha-, -tama-), показывают, что П. степень возникла по аналогии с порядковыми числительными, где суффиксы -to- и -mo- (δέκατος, церковно-слав. Превосходная степень; лат. septimus, греч. εβδομος, церковно-слав. Превосходная степень) указывали на порядок предмета в ряду многих других (поэтому числительные со значением "второй" образуются не этими суффиксами, а суффиксами сравнительной степени: δεύτερος, "второй", но τρίτος, "третий", δέκατος, "десятый"). Возникшая таким образом П. степень по большей части примкнула к положительной степени прилагательных, образуясь от их основы. Распространенные во всех языках так называемые неправильные степени сравнения, где сравнительная и П. степень образуются не от основы положительной, показывают, что П. степень образовалась самостоятельно и только позднее положительная степень родственных по значению прилагательных составила со степенями сравнения один ряд, объединяемый общим значением. В санскрите П. степень на -istha- образуется непосредственно от корней глагольного значения, например k á r-istha- (от kar-, "делать") — "лучше (чаще) всего делающий". Образовывать П. степень могут не только прилагательные, но и существительные; например греч. βασιλεύτατος — "самый царственный" (от βασιλεύς, "царь"), санскр. dev á tama — "самый лучший бог" (от deva, "бог"). В славянских языках старая П. степень утрачена. В церковно-славянском она образуется (редко) приставкой наи-, прибавляемой к сравнительной степени. Русские формы на -ейший, -айший, употребляемые в смысле П. степени, представляют по образованию степень сравнительную. Ср. Положительная степень.

См. K. Brugmann и В. Delbr ü ck, "Grundriss d. vergl. Gramm, d. indogerm. Sprachen" (II, 156, 166, 228, 420 слл.; III, 411—418); Paul, "Principien d. Sprachgeschichte" (304 прим.).

Превосходящая непреодолимая сила

— см. Сила непреодолимая.

Превотальный суд

— см. Суд превотальный.

Превращения в биологии

— см. Метаморфоз, Личинки, Куколки, Гиперметаморфоз, Гистолиз.

Превращения сказочные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Превращения химические

— см. Химия, Химические реакции, Вещество, Двойные разложения, Вытеснение, Замещение, Металепсия, Диссоциация, Изомеризация, Полимеризация, Уплотнение, Контактные явления, Каталитические реакции.

Превышение власти

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прегель

(Pregel) — река в Восточной Пруссии, образуется в 2 км. от Инстербурга соединением рек Ангерапп и Инстер, при Велау принимает слева судоходную Алле, справа около Тапау отделяет от себя канализированную реку Дейму, впадающую в Куриш-гаф; затем П. делится на два рукава (Старый и Новый П.), которые у Кенигсберга сливаются в одно русло и 8 км ниже Кенигсберга П. впадает во Фриш-гаф. Длина 125 км. П. судоходен на всем течении. Глубина 1— 5,5 м.

Прегер

Вильгельм (Preger) — протестантский богослов и историк (1827—1896). Главные сочинения: "Matthias Flacius Illyricus und seine Zeit" (Эрланген, 1859—61), "Lehrbuch der bayrischen Geschichte" (1864; 13 изд., 1894), "Das Evangelium aeternum und Joachim von Floris" (Мюнхен, 1874), "Geschichte der deutschen Mystik im Mittelalter" (Лейпциг, 1874—93), "Beitr ä ge zur Geschichte der Waldesier" (Мюнхен, 1875), "Der Traktat des David von Augsburg ü ber die Waldesier" (там же, 1878), "Der kirchenpolitische Kampf unter Ludwig dem Bayer" (там же, 1877 и 1882), "Beitr äge und Erö rterungen zur Geschichte des Deutschen Reichs in den Jahren 1330—34" (там же, 1880), "Die Vertr äge Ludwigs des Bayern mit Friedrich dem Schö nen" (там же, 1883), "Die Politik des Papstes Johann XXII" (там же, 1885), "Ueber das Verh ä ltniss der Taboriten zu den Waldesiern" (там же, 1887), "Ueber die Verfassung der franz ö sischen Waldesier" (Мюнхен, 1890).

Преградное

— село Ставропольской губернии, Медвеженского уезда. Жителей 9200. 3 школы. Торгово-промышленных завода 23, водяных мельниц 3, ветряных 32, овчинодельных заведений 8, кирпичный завод 1, маслобоен 2 , кузниц 8. Аптека.

Предание священное

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предание суду

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предаццит

— зернистый известняк, заключающий в себе некоторое количество бруцита (H 2MgO2). Встречается близ Рrеdazzo в Южн. Тироле.

Предварение равноденствий

(астр.) — см. Прецессия.

Предварительное возобновление

(лесов.) — производится до окончательной срубки старого насаждения. Естественным путем П. возобновление достигается при постепенных рубках, к искусственному же возобновлению под пологом старого леса прибегают в тех случаях, когда приходится развести породу, чувствительную в молодости к морозам, засухам и т. п. Так как на некоторых открытых склонах такие опасности угрожают молодым растениям почти каждой породы, то на таких опасных местах П. возобновление должно составлять общее правило. Чтобы избавить молодое насаждение от слишком сильного затенения, могущего оказаться опасным, иногда изреживают предварительно старое насаждение. Как на побочную выгоду П. возобновления указывают на возможность пользоваться одновременно на данной площади приростом и молодого, и старого насаждения.

Предварительное заключение

— см. Пресечение способов уклонения от следствия и суда.

Предварительное исполнение решения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предварительное следствие

— см. Следствие предварительное.

Предварительный вопрос

— так называется вопрос о том, желает ли палата депутатов или верхняя палата обсуждать какое-либо внесенное в нее предложение или сделанный в нее запрос; П. вопрос решается всегда без прений, простым голосованием. П. вопрос является, таким образом, одним из приемов парламентской борьбы; практикуется он только во Франции, и то весьма редко, и почти всегда приводит к отрицательному решению.

Предводители дворянства

— см. Дворянство.

Предел

— см. Дифференциальное исчисление, определение III.

Предел реакции

— см. Обратимость химических реакций.

Предыдущая страница Следующая страница