Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "П" (часть 68, Пре)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "П" (часть 68, Пре)

Предыдущая страница Следующая страница

Пределла

(итальянск. predella) — в католических, преимущественно средневековых, церквах — продолговатая невысокая надставка над задним краем престола во всю его длину. Обыкновенно она украшается с лицевой стороны живописным или скульптурным изображением какого-либо религиозного сюжета и служит подножием для шкафика, в котором хранятся Св. Дары, для подсвечников и прочих украшений престола, или же составляет фриз, над которым непосредственно возвышается запрестольный образ. С задней стороны в П. устраивается шкаф, в который убираются священные сосуды и прочие принадлежности богослужения.

Предельная полезность

— см. Полезность.

Предельные органические кислоты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предельные соединения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предельные спирты

— см. Спирты. П. углеводороды см. Парафины.

Предельные цены

— цены, которыми во время войны должны руководствоваться органы административного военного управления при всех хозяйственных операциях по заготовлению предметов довольствия, по производству перевозок и работ, по найму рабочих и т. п. Основанием для установления их служат сведения о местных ценах, существующих на театре войны, и соображения об ожидаемых в них изменениях. Утверждаются они на известный период командующим армией по представлениям начальников главных отделов полевого управления и по заключениям полевого главного контролера. См. Положение о полевом управлении войск, изд. 1890 г., и Положение о предметах и порядке действий полевого контроля.

К.-К.

Предельный билет

(воен.) — см. Перевозка войск. П. (нормальный) бюджет см . Бюджет.

Предельный возраст

(воен.) — установлен в некоторых армиях для того, чтобы иметь возможность удалять со службы тех лиц, которые по своему возрасту не могут уже быть особенно полезными: офицеры, достигшие известного возраста и не удостоенные дальнейшего повышения, увольняются в отставку. Во Франции П. возраст установлен для всех чинов, кроме маршала, а именно: для подпоручиков и поручиков — 50 лет, капитанов — 53, майоров — 56, полковников — 60, бригадных генералов — 62, дивизионных генералов — 65 лет. В России П. возраст установлен для капитанов и подполковников армейской пехоты и кавалерии; капитаны могут быть оставляемы на службе до 55 лет, а подполковники — до 60 лет. С разрешения военного министра подполковники, служащие в административных учреждениях и военных заведениях, могут быть оставляемы на службе и долее предельного возраста на сроки от 2 до 5 лет, если по состоянию здоровья и служебным качествам могут исполнять свои должности с полным успехом. В пограничной страже установлен предельный возраст (50 лет) для обер-офицеров в чинах не свыше штабс-ротмистра. В морском ведомстве установлены особые правила о П. возрасте (XIX, 912). Установление П. возраста для строевых офицеров является мерой полезной, так как в военное время служба в строю весьма тяжела и сопряжена с большими лишениями; но для высших чинов установление П. возраста едва ли необходимо, так как обстановка их в военное время всегда более благоприятна и они находятся на виду у высшего начальства, которое вернее может определить способность каждого данного лица к дальнейшей службе. Для состоящих в запасе обер-офицеров П. возраст установлен в 40 лет, для штаб-офицеров — 50 лет; по достижении этого возраста офицеры перечисляются из запаса в ополчение. В запасе могут оставаться: до истечения 25 лет всей службы — прослужившие не менее 15 лет на действительной службе офицерами, до истечения 35 лет всей службы — прослужившие не менее 25 лет на действительной службе, раненые, получившие за военное отличие чин или орден и окончившие курс в военных академиях. См. Приказы по военному Ведомству 1882, № 211, 1884 №№ 136, 143 и 1891, № 113. О предельном возрасте для судей см. Несменяемость судей.

А. С. Лыкошин.

Предикат

— см. Сказуемое.

Предиль

(Predil) — горный проход в Юльских Альпах, на высоте 1162 м, на границе между Каринтией и Горицей; через него идет дорога из области реки Дравы (Tarvis) в долину реки Сочи (Soča, итальянск. Isonzo), с фортом и памятником в честь австрийцев, павших 18 мая 1809 г. при защите этого форта против французов.

Предисловие

— заметка, помещаемая во главе книги с целью дать читателю предварительное сообщение о составе издания, о его целях или плане, о его внешней или внутренней истории и т. п. П. говорит не столько о содержании книги, сколько по поводу его, и в этом его разница от сродной ему формы — введения, знакомящего читателя с тем кругом научных данных, к которому примыкает предлагаемое сочинение. П. к поэтическим произведениям были, а отчасти и теперь остаются во французской литературе популярной формой, в которой писатель излагает свои теоретические литературные воззрения. Известны, например, такие П. Корнеля, Расина (к "Британнику" и "Ифигении"), Мольера (к "Тартюфу"), Вольтера (к "Эдипу" и "Меропе"), Бомарше, Дюма-отца ("Un mot" к Генриху III), А. де Виньи ("Derni è re nuit de travail", к "Чаттертону" и др.), знаменитое П. Виктора Гюго к "Кромвелю", играющее роль манифеста романтизма. В нашей классической литературе примерами могут служить П. Лермонтова к "Герою нашего времени", Достоевского — к "Карамазовым".

Ар. Г.

Предлистья

— см. Прицветник.

Предлог

(грамм.) — неизменяемая частица, служащая для более точного определения значения глагола или падежа. Первоначальное вещественное значение П. утрачено, но сохранились несомненные следы их прежнего склонения; напр. греч. εν, ενι "в, на" (местн. пад.), критское ενς, аттич. ες, εις (с винит. пад.) "в, на"; πέρι (местн. пад.), παραί (дат. пад.), παρά (instrum.), πάρος (родит. пад.), русск. вне (церковнослав. въне — местн. пад.), вон (наречие, церковнослав. вънъ — винит. пад.). Первоначально (как видно из санскр. языка, где очень мало П., соединяющихся с падежами) П. употреблялись только для более точного определения значения глагола (в смысле наречия). Отсюда развились две позднейшие их функции. С одной стороны, П. мог примкнуть к глаголу; таким образом образовались глаголы, сложные с П. С другой стороны, П. мог примкнуть к падежу: отсюда образовались П., требующие, как мы обыкновенно говорим, определенного падежа. Что в действительности П. не может управлять падежом, видно уже из того, что один и тот же П. может соединяться с различными падежами и в зависимости от этого меняется и само значение П. Кроме того, в древнейшее время падеж без П. мог обозначать то же самое, что позднее стало обозначаться падежом с П. Так например в русском языке местный падеж, который первоначально мог употребляться самостоятельно (например "Кыеве" — "в Киеве"), потом стал употребляться только с предлогами, отчего и получил название предложного падежа. Остатки первоначального состояния П. сохранились в гомеровском языке, в явлении так называемого тмезиса (рассечения), которое состоит в том, что П., относящийся к глаголу, может быть отделен от него даже несколькими словами. С точки зрения позднейшего языка, это явление представлялось как бы рассечением сложного глагола на две составные части; на самом же деле в гомеровское время процесс сложения П. с глаголом еще не закончился. Например εξ αρα δήτοι επειτα θεοί φρένας ωλεσαν αυτοί (Илиада VII, 360) — "стало быть сами боги погубили (εξωλεσαν) твой разум". Здесь П. несомненно примыкает к глаголу. Но в предложении: ξανθάς δ ' έκ κεφαλης ολεσε τρίχας (Одиссея, XIII, 431) — "(Афина) погубила (его) русые волосы на голове" — П. έκ примыкал к существительному. В аттическом наречии мы уже не встречаем простого глагола όλλυμι, а только с П. — εξόλλυμι, απόλλυμι, "гублю". Современный немецкий язык знает то же явление: он отделяет некоторые ударяемые П. от глаголов в главном предложении. В церковно-славянском языке глагол сложный с П. требует того падежа, которого требует П.; например Предлог "когда народ напирал на него (теснил его)"; древнерусское: и того ся добьють (Лаврентьевская летопись) — "и до того бьют себя". Явление это объясняется тем, что здесь П. еще не утерял своей самостоятельной силы в сложении с глаголом. Позднее, когда П. уже слились с глаголами в отдельные слова, П. в таких сочетаниях начал повторяться и при зависящем от глагола существительном. Соединяясь с глаголом, П. изменяет его значение; сложный глагол может соединяться с таким падежом, с которым простой глагол не соединяется. Иногда значение глагола даже совершенно затемняется значением П. Так, например, санскр. yuj-, "соединять", может быть усилено еще П. sam- (sam-yuj- "соединять вместе"); точно так же и глагол bhid- "разделять" может быть усилен П. vi- (vi-bhid- "разделять врозь"). Но затем появились глаголы sam-bhid-, "соединять", и vi-yuj-, "разделять", заменившие собой прежние простые глаголы. Образования эти подобны русскому глаголу "разъединять", который, очевидно, образовался тем же путем, под влиянием "соединять". В славянских языках П. в сложении с глаголами придают глаголу значение совершенного вида; например делать — сделать, мереть — умереть. То же явление свойственно и другим языкам, только в меньшей степени; например лат. facere — "делать", conficere — "совершать, оканчивать" и т. п.

См. B. Delbr ück, "Vergl. Synt. d. indg. Spr." (I, 643—774; II, 146—170).

Д. К.

Предложение военное

— см. Перевозка войск.

Предложение грамматическое

— по определению Пауля ("Principien d. Sprachgeschichte", 99), "есть словесное выражение, символ того, что в душе говорящего совершилось соединение нескольких представлений или групп представлений, и средство к тому, чтобы вызвать в душе слушающего такое же соединение тех же представлений". Дельбрюк ("Vergl. Synt." I, 74 cл.) считает это определение неточным в виду того, что существуют и одночленные П., например, выражаемые безличными глаголами. Поэтому он дает следующее определение: "П. есть обнаружение мысли (Aeusserung), выраженное членораздельной речью и представляющееся говорящему и слушающему связным и законченным целым". Эти определения П. можно назвать психологическими, так как и то, и другое имеет в виду психологическую основу предложения. Старое логическое определение П., видящее в нем словесное выражение логического суждения, в настоящее время всеми уже оставлено. Но и новейшие психологические определения страдают тем недостатком, что в них не принята в соображение формальная сторона предложения, которая для индоевропейских языков весьма существенна: китайское и индоевропейское предложения значительно различаются между собой. До сих пор наука не выработала определения специально индоевропейского П. Вопрос этот может быть разрешен только путем исторического исследования развития типов П. Для каждого периода развития языка должно быть установлено свое определение П.; только в таком случае определения П. не будут слишком широки и бессодержательны. Прекрасную критику новейших взглядов на П. можно найти у Потебни, "Из записок по русской грамматике" (Харьков, 1889, стр. 63—124).

Д. К.

Предложение музыкальное

— мелодия, законченная тонально и ритмически, т. е. имеющая каденцию в конце (в главной тональности или другой, близко с ней сродной). Мелодия в П. строится симметрично и имеет четное число тактов. В число тактов П. входит и такт с последним аккордом каденции на сильном времени. Затактная часть П. не считается. Мелодия П. образуется из мотива — короткой мелодической и ритмической фигуры в один или два такта, повторяющейся на разных ступенях, в первоначальном виде или немного измененном. В мелодию могут входить и два мотива. П. часто распадается на небольшие отделы или отрывки равной величины. Число тактов П. находится в зависимости от скорости движения. В andante достаточно четырех тактов, в moderato — 8 тактов, при скором движении — 16 и даже 32 такта. В П. можно модулировать в те тональности, тонические трезвучия которых входят в состав главной тональности П. В конце П. возвращается в главную тональность.

Н. С.

Предложный падеж

(грамм.) — русское название древнего местного падежа, данное ему потому, что он употребляется теперь только в соединении с предлогами (в, на, о, по, при). Местный падеж в индоевропейских языках в единственном числе образуется двумя способами: 1) в смысле местного падежа употребляется чистая основа, оканчивающаяся на некоторые согласные и на -i и -u (напр. санскр. murdb à n — "на голове", греч. αιέν — "всегда"); неопределенное накл. на -μεν, как δόμεν — "дать", εμμεν — "быть", представляет также местный падеж; санскр. ant á r "внутри", лат. inter "между", греч. νυκτορ "ночью", лат. dius "днем" (noctu diusque — "ночью и днем") — все это остатки того же образования местного падежа. 2) Все основы могут образовывать местный падеж с суффиксом -i.: οϊκοι "дома", Ίσθμοϊ "на Истме", άμαχεί "без битвы", лат. domi (из *domei) "дома", Romae (древн. Romai) "в Риме", церковно-славянское Предложный падеж — "в руке" (Предложный падеж из -ai), греч. πόλει "в городе", санскр. sun á vi "в сыне", ποιμένι "в пастухе, пастуху", Carthagine "в Карфагене" и др. Во множественном числе местный падеж имеет три суффикса: -s, -su, -si; остатки их находят во всех индоевропейских языках, что указывает на их индоевропейскую древность. Таковы, например, греч. λύκοις, Άδήνησι "в Афинах", санскр. á visu, "в овцах". Церковно-славянское окончание Предложный падеж соответствует санскр. -su. В двойств. числе местный падеж в санскритском и церковно-славянском языках совпадает с родительным падежом и имеет, по-видимому, родственные окончания: санскр. -os, церковно-слав. Предложный падеж (вероятно, из -ous или -eus). Греческий язык гомеровский имеет окончание -ουν, аттический -οιν. Основное синтаксическое значение местного падежа можно определить так: в местном падеже ставится имя того, внутри или в пределах чего совершается действие, выражаемое сказуемым. Таким образом, местный падеж обозначает место, где совершается действие, и время, когда оно происходит. В церковно-славянском и древнерусском языках местный падеж употребляется еще без предлогов в этом первоначальном значении; например церковно-слав. Предложный падеж — "в этом месте", Предложный падеж — "зимой"; древнерус. Киеве — "в Киеве", Новгороде — "в Новгороде". В других языках (кроме санскрита и зендского) местный падеж обыкновенно по форме совпадает с другими падежами, так что иногда трудно определить, имеем ли мы дело с местным или с каким-либо иным падежом. Так, в греческом языке местный падеж совпал с дательным и творительным, причем формы местного падежа и дательного падежа употребляются совершенно одинаково; например αιθέρι (местн. пад.) ναίων — "живущий в эфире", Αιγήπτω (дат. пад.) — "в Египте". В латинском языке местный падеж совпал с ablativ'ом и творительным; например intempesta noctu — "в ненастную ночь".

См. K. Brugmann и В. Delbr ü ck, "Grundriss d. vergl. Grammatik" (II, 609 и сл., 653 и сл., 699 и сл.; III, I ч., стр. 182 и сл., 217 и сл.).

Д. К.

Предместье

(Бугское, Мертвовоиское, Напжайловка) — село Херсонской губернии, Елизаветградского уезда, при реке Буг. Жителей около 5 тысяч. Школа, лавки.

Предмет

— см. Объект.

Предметное стекло

— см. Объектив.

Предметные уроки

— см. Уроки предметные.

Предметы полезных упражнений

для удовольствия детей — периодическое издание, предпринятое книгопродавцем Е. Эггерсом и выходившее в С.-Петербурге в 1834—36 гг. листами, в неопределенные сроки. Всех №№ вышло 33.

Предмостное укрепление

— см. Тет-де-пон.

Предначинательный псалом

(προοιμιακόν) — название 103 псалма, объясняемое как тем, что им начинается вечернее богослужение, так и отношением его к целому кругу суточного богослужения. В этом псалме изображается мироздание в том порядке, в каком оно изложено у Моисея, и прославляется Создатель.

Предопределение

(praedeterminatio) — один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, о природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе (см. Религия, Свобода воли, Христианство, Этика). Существа нравственно свободные могут сознательно предпочитать зло добру; и действительно, упорное и нераскаянное пребывание многих во зле есть несомненный факт. Но так как все существующее, с точки зрения монотеистической религии, окончательным образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества, то, значит, упорство во зле и происходящая отсюда гибель этих существ есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других ко злу и гибели. Это заключение не представляет особенной трудности для такой религии, которая — как (позднейший) ислам — видит в Божестве исключительно или по крайней мере преимущественно беспредельную силу или абсолютный произвол, требующий только безотчетной покорности; но так как в христианской идее Божества выдвигается на первое место сторона внутренней разумности, или смысла (Логос), и любви, то П. ко злу со стороны Божества оказывается здесь немыслимым. Некоторые отдельно взятые места у апостола Павла (Римл., IX, 11 след.) как будто выражают такой взгляд; но в контексте эти выражения допускают другое толкование, которого и держались все христианские писатели до начала V в., когда идея абсолютного П. впервые появляется у блаженного Августина как реакция против пелагианства (см. Пелагий), дававшего человеческой свободе такое широкое значение, при котором не оставалось места не только действию, но и предвидению со стороны Божества. Сам Августин сопровождал, впрочем, свое учение о П. различными смягчительными оговорками; но после его смерти вопрос обострился вследствие возникшего в монастырях Южной Галлии спора о пределах человеческой свободы между ревностными учениками Августина и некоторыми последователями восточного аскетизма, которые, с добрым намерением отстаивая значение нравственной свободы, неосторожно признавали за ней первый шаг в деле спасения. Видя в этом принципиальную уступку пелагианству, ученики Августина с большей резкостью и определенностью, чем он сам, стали выдвигать характерные пункты его учения, между прочим и абсолютное П. Для разрешения этих споров (см. Семипелагианство) было точнее определено на нескольких поместных соборах православное учение, сущность которого сводится к следующему: Бог хочет всем спастись, а потому абсолютного П. или П. к нравственному злу не существует; но истинное и окончательное спасение не может быть насильственным и внешним, а потому действие благости и премудрости Божией для спасения человека употребляет с этой целью все средства, за исключением тех, которыми упразднялась бы нравственная свобода; следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всякую помощь благодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведению Божию предопределены к исключению из царства Божия, или к погибели. П. относится, следовательно, лишь к необходимым последствиям зла, а не к самому злу, которое есть лишь сопротивление свободной воли действию спасающей благодати. Вопрос решен, таким образом, догматически, философское же его разъяснение доселе составляет одну из важнейших задач христианской мысли и пока еще не привело к положительным результатам. Впрочем, и на богословской почве вопрос был поднимаем снова, в особенности в IX в. немецким монахом Готшальком (см.), и в XVI в. швейцарским реформатором Кальвином (см.), который без всяких смягчений возобновил теорию абсолютного П. (ко злу). К тому же тяготели и янсенисты (см.), примыкавшие к Августину через Фому Аквинского (см.), тогда как их противники, иезуиты, подвергались упреку в семипелагианстве.

Вл. С.

Предор

(сербск. Приjедор или Прjедор) — город в Боснии, на реке Сане. Старая крепость; каменноугольные копи. Население (около 5000 человек) состоит наполовину из магометан.

Предостерегатель Анселя

— см. Диффузия.

Предостережение

как дисциплинарная мера — см. Взыскания уголовные.

Предостережение органу печати

— одна из мер, направленных против органов периодической печати, обнаруживших "вредное направление"; мера эта была введена в законодательство о печати во Франции в эпоху Наполеона III и оттуда заимствована русским законом о печати 1865 г. Сообразно с этим законом (ст. 144 Устава о цензуре по изд. 1890) "министру внутренних дел предоставляется право делать повременным изданиям, изъятым от предварительной цензуры, предостережения с указанием на статьи, подавшие к сему повод. Третье П. приостанавливает продолжение издания на срок... не свыше шести месяцев". В 1882 г. высочайше повелено впредь до общего пересмотра законов о печати отдавать органы печати, подвергшиеся третьему П., под особую цензуру, занимающую как бы среднее место между предварительной и карательной цензурой (см. Цензура). Рядом с П. за цензурой остается право предварительного задержания всякого № газеты или журнала (даже выходящего "без предварительной цензуры"); затем, по расширительному толкованию, приданному статье 148 устава о печати, особое совещание министров внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора Св. Синода признает за собой право вовсе закрыть всякое периодическое издание, помимо П. Один случай такого рода находится в настоящее время на рассмотрении сената. Прежде П. давались обыкновенно с очень точным указанием мотивов; иногда в числе мотивов указывался тон газетных статей, свидетельствующий о недостатке патриотизма ("Русь" Аксакова, 1886). В последнее время П. даются иногда просто за "вредное направление".

Предохранитель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предохранительная воронка

— см. Лаборатория.

Предохранительная оспа

— см. Оспопрививание.

Предохранительное или оборонительное вооружение

— имеет назначением предохранить воина от поражений, наносимых неприятельским оружием. Первообразом его является щит (см.); при дальнейшем усовершенствовании появляются шлемы, латы, панцири, кольчуги (см. Оружие и Доспех). Оборонительные доспехи, защищая от ударов холодным оружием, имели громадное значение в древние и средние века до появления дальнобойного огнестрельного оружия с большой пробивательной способностью пуль. Как только схватки холодным оружием стали происходить лишь в заключительный, кратковременный момент боя, доспехи оказались мертвым грузом и вышли из употребления. Временами и до сих пор изобретатели представляют военным комиссиям кирасы, оказывающие сопротивление прониканию холодного оружия и пуль, но практические испытания обнаруживают полную несостоятельность таких предложений. В настоящее время П. вооружение введено только в крепостях, оно состоит из металлических щитов и заслонов, защищающих стрелков и артиллерийскую прислугу от ружейного и шрапнельного огня; щиты изготавливаются из прокатанной хромистой (1,75% — хрома и 0,80% — углерода) стали толщиной 5 1/2 — 6 1/2 мм; 3-линейная, оболочечная пуля не пробивает их с 50 м.

А. Як.

Предохранительные лампы

— применяются при работах в рудниках, там, где есть опасность выделения горючих газов и образования смесей их с воздухом, способных воспламеняться и давать взрывы при соприкосновении с огнем, следовательно, по преимуществу — в каменноугольных копях. Прототип их — лампа Гумфри Дэви (см. фиг. 27, табл. I при ст. Горное дело), изобретенная в Англии. Г. Дэви заметил, что если пламя накрыть достаточно частой медной сеткой, то последняя, поглощая значительное количество тепла, будет настолько охлаждать газ, что горение не будет распространяться по другую сторону сетки, хотя часть не сгоревших (вследствие охлаждения пламени) паров и газов и будет проникать туда сквозь ее отверстия, так что их можно зажечь. Действие металлической сетки, препятствующее распространению горения, можно видеть и из такого опыта, например: если держать сетку над открытым газовым рожком и зажечь газ поверх ее, то пламя будет держаться над сеткой и не распространится вниз по направлению к рожку. На этом свойстве металлической сетки Г. Дэви и основал устройство своей П. лампы. Это небольшая металлическая масляная лампа, в которой конец светильни, а следовательно, и пламя окружены прочным стеклянным цилиндром, совершенно плотно вставленным в металлическую оправу. Внутреннее пространство этого цилиндра как для выхода из него продуктов горения, так и для притока к пламени свежего воздуха не имеет иного сообщения с окружающей атмосферой, как через посредство медной проволочной сетки (см. указанный выше рисунок). В случае внесения такой П. лампы в атмосферу какого-либо горючего газа последний, конечно, тотчас проникнет внутрь сетки к пламени и от него воспламенится; но горение его при этом ограничится лишь внутренним пространством лампы, окруженными стеклом и сеткой, и не передастся всей остальной массе газа. С целью предупреждения неосторожности лампа устраивается так, что ее нельзя открыть, не затушив вместе с тем огня. О других П. лампах см. Уголь каменный.

П. Р.

Предохранительные прививки

— см. Прививки предохранительные.

Предохранительный клапан

— см. Клапан и Паровые машины.

Предписание

— служебная бумага от начальника к подчиненному; иногда оно заменяется предложением.

Предплечье

(antebrachium) — второй сегмент передней (или верхней) конечности, содержащий обыкновенно две кости: лучевую (radius) и локтевую (ulna). Первая из них лежит со стороны большого пальца. Иногда эти кости одинаково развиты, иногда локтевая кость, несущая у млекопитающих на верхней стороне локтевой отросток (ol e cranon), слабее развита или иногда даже совсем не развивается (у летучих мышей, парнопалых копытных). У большинства млекопитающих локтевая кость сочленяется с плечевой, а лучевая с кистью, причем у приматов и человека лучевая кость может вращаться около локтевой, поворачивая вместе с тем и кисть руки, обращая вверх то ее тыльную поверхность (положение это называется pronatio), то ладонную (такое положение называется — supinatio). У человека локтевая кость имеет на верхнем расширенном конце полулунную выемку (cavitas sigmaidea major) для сочленения с плечевой костью. Позади выемки выдается большой локтевой отросток, упирающийся в дно углубления плечевой кости (см. Плечо), а впереди выемки венечный отросток (pr. coronoideus), сбоку коего лежит малая полулунная выемка (incisura sigmaidea minor) для сочленения с лучевой костью. Нижний конец (capitulum) несет сочленовную поверхность для лучевой кости и позади ее небольшой шиловидный отросток (pr. styloideus ulnae). Лучевая кость расширена книзу. Сверху имеет головку (capitulum) с небольшой сочленовной поверхностью для локтевой кости, а на нижней поверхности две сочленовные поверхности, для двух костей: полулунной и ладьеобразной. На задней стороне нижнего конца находится шиловидный отросток (pr. styloideus radii). Главную массу П. составляют мышцы, двигающие кистью и пальцами и переходящие в области кисти и пальцев в длинные сухожилия.

В. Ш.

Предплужник

— см. Плуг.

Предплюсна

(metatarsus s. Actinalia) — совокупность костей (чаще всего 5), несущих пальцы (ph alanges digitorum s. Epactinalia) — задней (нижней) конечности. По другой номенклатуре П. именуется плюсной, а плюсна (tarsus) — заплюсной. Число костей П. соответствует обыкновенно числу пальцев, но в случае редукции числа последних, нередко превышает его.

В. М. Ш.

Предпразднство

(церк.) — так называются дни, предшествующие празднеству и подготавливающие верующих к достойному его сретению и провождению. В дни П. наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым в эти дни святым церковь предлагает молитвословия и песнопения в честь наступающего праздника. Все великие праздники имеют по одному дню П., за исключением Рождества Христова и Богоявления, из которых первый имеет 5 дней, а последний — 4 дня П. Вместе с попразднствами (см.) П. установлены отчасти по примеру церкви ветхозаветной, которая имела приготовление к своим праздникам и заключение их (Лев., XXIII, 35—36; 1 Маккав., X, 34; Иоан., XI, 55), отчасти по примеру И. Христа, повелевшего уготовить вечерю и заключившего ее пением (Матф., XXVI, 19, 30). П. являются в церкви очень рано.

Предпринимательская прибыль

— см. Прибыль.

Предпринимательские союзы

— см. Синдикаты и Тресты.

Предприятие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предпрядение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предпястье

(metacarpus) — совокупность косточек, несущих в передней (верхней) конечности пальцы. Обыкновенно эту часть называют пястьем, а ей предшествующую — примыкающую к предплечью — запястьем (caprus), но некоторые русские морфологи держатся иной терминологии, по коей запястье = пястье, а пястье = предпястье. Поводом к такому изменению послужила терминология костей задней (нижней) конечности, где часть, несущая пальцы, называется предплюсной (metatarsus), a ближайшая к голени — плюсной (tarsus). Число костей П. (metacarpalia) обыкновенно равно числу пальцев, но не всегда. Так, у жвачных хотя и бывает часто четыре пальца, но вполне развиты лишь две кости П., соответствующие также вполне развитым 3 и 4 пальцам, и обыкновенно они сливаются в одну (os canou). С другой стороны, у лошадей один 3-й палец, но по бокам хорошо развитого metacarpale имеются две более короткие и тоненькие косточки (так называемые грифельные), соответствующие 2 и 4 пальцам, имевшимся у предков лошади. Еще более нарушается это соответствие у птиц, где все кости пястья (кроме astragalus, срастающегося с нижним концом голени) и П. сливаются в одну длинную кость или цевку, несущую пальцы.

В. М. Ш.

Предросток

(protonema) — развивающееся из споры у лучиц (Characeae; см.) мхов (см. Лиственные мхи и Мхи печеночные) зачаточное растение, из боковых почек которого вырастает поколение, несущее половые органы. Иногда П. называют также заросток (prothallium; см.) папоротников, на котором прямо появляются половые органы. Также П. называют иногда подвесок, или суспензор, у Selaginella (см. Плаунные) и у семенных растений (см. Зародыш), на конце которого развивается зародыш.

Председатель

— лицо, руководящее ходом дел в каком-либо коллегиальном учреждении, собрании, обществе. Особое значение имеют функции председателя суда (см. Судоустройство, Суд присяжных). В сенате П. считается "единое лицо Императорского Величества", а председательствующие в департаментах и общих собраниях именуются первоприсутствующими. Постановления о правах и обязанностях П. земских, дворянских и городских общественных и сословных собраний изложены в ст. 179—191 и 195—200 Общего учреждения губернского (Св. Зак. т. II ч. 1, изд. 1892 г.). Согласно этим постановлениям П. открывает и закрывает собрание, назначает очередь его занятий, которую он же в случае надобности может изменить, наблюдает за порядком во время прений, а в случае разнообразия мнений повторяет и ближе объясняет существо вопроса. П. обязан не допускать прений, несогласных с законами или выходящих из круга ведомства собрания; член собрания, не согласный с решением П. по этому предмету, имеет право изложить о том свое мнение письменно и приобщить его к журналу заседания. П. останавливает того из членов собрания, который уклоняется от соблюдения порядка или от уважения к закону, и в случае безуспешности двукратного о том напоминания лишает его права слова по тому вопросу, по которому им допущено нарушение порядка. Член собрания, оказавший сопротивление законным требованиям или распоряжениям П., может быть по определению собрания подвергнут выговору, удалению из собрания или исключению из него на срок от 3 до 7 дней. При нарушении членами собрания порядка и при безуспешности напоминаний П. о восстановлении его он обязан закрыть заседание. Члены собрания, которые после того, как П. объявил заседание закрытым, продолжали прения или постановили какое-либо определение, подвергаются по приговору общих судебных мест штрафу в размере от 25 до 100 руб. с каждого, а инициаторы такого нарушения подлежат исключению из собрания на срок от 3 до 9 лет, если только содержание прений или постановлений не влечет за собой высшего наказания; само определение, таким образом постановленное, признается недействительным. По своему усмотрению П. может, а по требованию губернских властей обязан устранять из заседаний посторонних лиц. Посторонние лица, нарушившие порядок и тишину или оказавшие сопротивление распоряжениям П., могут быть удалены по распоряжению П., а неповинующиеся такому распоряжению должны быть выведены и подлежат по приговору мирового или городского судьи штрафу в размере от 10 до 100 руб. П. собрания, не закрывший заседания, в котором состоялось постановление, нарушающее пределы прав собрания, или не исполнивший требования губернского начальства об удалении посторонних лиц, или допустивший какое-либо другое существенное нарушение законного порядка в собрании, подлежит по приговору общих судебных мест одному из наказаний, положенных за преступления и проступки по службе; одновременно с преданием суду П. устраняется от должности. За неисполнение обязанностей, лежащих на П. общественного или сословного собрания, он подлежит также замечаниям и выговорам в административном порядке по усмотрению правит. сената.

Предсердие

(auriculae cordis) — часть сердца позвоночных животных, принимающая кровь. У рыб — одно П., принимающее венозную кровь со всего тела; у двоякодышащих рыб и у всех вышестоящих форм — два: правое — принимает кровь венозную со всего тела, а левое — артериальную из легких. П. стоят в сообщении с желудочком или желудочками посредством отверстий, закрываемых аурикуловентрикулярными клапанами, пропускающими кровь из П. в желудочки, но не обратно. Стенки П. гораздо тоньше стенок желудочков вследствие более слабого развития мышечного слоя (см. Сердце и Кровообращение).

В. М. Ш.

Предсказание в медицине

(prognosis) — называется предположение о вероятном дальнейшем течении и исходе данного заболевания, основанное как на статистических данных, так и на верной оценке особенностей данного случая.

Предсказание погоды

— см. Погода.

Представители сословные

— см. Сословные представители.

Представительное правление

— так называется правление, основанное на принципе представительства (см.); в обычном словоупотреблении синонимом этого термина является термин: конституционное правление. Правление помимо представительства возможно либо в абсолютных монархиях, либо в непосредственных республиках, где все важнейшие вопросы решаются на общенародных собраниях (см. Республика, Демократия).

Представительные учреждения

— учреждения, которым власть или известные права принадлежат в силу того, что они представляют собой народ или какую-либо определенную его часть. П. учреждениями являются все избираемые органы местного управления, но по преимуществу этим именем называются парламенты или по крайней мере избираемые палаты.

Представительство в гражданском праве

Статья большая, находится на отдельной странице.

Представительство политическое

— способ передачи власти в полном ее объеме какому-либо лицу или группе лиц, отправлять которую нельзя иным способом. Существует два главных вида П.: одно — в международных отношениях, другое — в сфере законодательства или управления внутри государства. В первом случае государство или правительство, имеющее права и обязанности за границей, осуществляет их через посредство особого посла или посланника, который представляет за границей особу своего государя и вместе с тем все государство, аккредитовавшее его. Такого рода П. было известно уже в глубокой древности. Второй случай имеет место тогда, когда в государстве население обладает политическими правами, но не имеет возможности (обыкновенно — вследствие значительных территориальных размеров государства) пользоваться ими непосредственно; в таком случае оно избирает представителей, которым делегирует свои права. Коллегия таких представителей является представительным учреждением, местным или общегосударственным. Обыкновенно представители избираются на определенный срок, в течение которого избиратели не могут лишить их полномочий и на который они не могут давать им инструкций, имеющих обязательную силу; таким образом, на практике политические права населения сводятся к праву однажды в несколько лет выбрать доверенных, которым оно считает возможным вручить законодательную власть (а иногда — и контроль над исполнительной властью). Бывают случаи, впрочем, когда население делегирует представителям свои политические права не в полном объеме, оставляя за собой отчасти непосредственное пользование ими; это имеет место при существовании референдума (см.), когда у народа остается право непосредственной санкции законов, или также законодательной инициативы; государства, где существует референдум, являются переходными между непосредственными республиками и государствами представительными. П. бывает либо сословное, либо общенародное; первое господствовало в средние века и ныне существует только как пережиток прошлого (земство в России, Австрии; сюда же относится представительство университетов в Англии, а также выборы в верхние палаты некоторых парламентов). Общенародное П. является общераспространенным, хотя далеко не всегда оно бывает всенародным, всеобщим; часто оно ограничено имущественным цензом. Представители обыкновенно избираются в отдельных округах, реже — в целых провинциях или значительных частях государства (scrutin de liste), и являются фактически представителями данного округа, данной провинции, хотя многие конституции предписывают им быть представителями всего народа. Подробности о разных системах П. — см. Выборы.

В. В—в.

Представление

(repraesentatio, Vorstellung) — воспроизведенное памятью и вызванное в сознании ощущение. В более широком значении словом П. означается всякое воспроизведенное памятью состояние сознания: например, исчезнувшее чувство может быть воспроизводимо памятью в качестве П. Таким образом П. обозначает вторичное, воспроизведенное состояние сознания следовательно от первичного (ощущения, чувства и т. д.). П. есть термин психологический и логический. В логике П. отличают от понятия; первоначальное П. образуется совершенно непроизвольно, будучи простым следом первичных душевных состояний; в так называемом общем П. заметна уже работа мысли, ибо оно соответствует целому ряду сходных предметов. Логика различает несколько видов П. (общие, отвлеченные и т. д.) и отличает их от понятия, причем общими П. называет группу изменчивых воспоминаний о сходных предметах; понятия, напротив того, характеризуются определенностью и постоянством. Психологический взгляд на П. излагается в учении об ассоциациях и в учении о памяти вообще. Особенное значение термин П. имеет в философии и психологии Гербарта, который в П. видит основной факт психической жизни. "П., — говорит Гербарт, — становятся силами, сопротивляясь друг другу. Это происходит тогда, когда сходятся вместе несколько противоположных П. ("Основания психологии", I гл., § 10). Исходя из положения, что П. суть самостоятельные силы, Гербарт строит своеобразную статику и динамику П. В частностях у Гербарта и его последователей есть много верных замечаний о П., но основное положение, что П. есть самостоятельная сила, не выдерживает критики.

Э. Р.

Представление в наследственном праве

(jus repraesentationis) — есть замещение, в силу закона, умершего лица, бывшего управомоченным на получение наследства, его ближайшими нисходящими. Последние вступают в наследство в качестве представителей умершего (внук наследует своему деду рядом со своими дядями и тетками, замещая своего умершего отца). В качестве представителей они получают долю умершего, деля ее между собой на части, если их несколько. Являясь, с современной точки зрения, выражением простой справедливости, П. далеко не сразу, однако, нашло себе признание в отдельных законодательствах. В римском праве по отношению к боковым родственникам первой линии оно было признано только при Юстиниане; остальные линии наследовали по степеням и были лишены права П. На первых ступенях истории западноевропейского права право П. совсем неизвестно даже по отношению к нисходящим родственникам (внук не наследовал вместе со своими дядями в качестве представителя своего отца, может быть потому, что оставался в качестве подопечного под их властью, или же если и делался самостоятельным, то вследствие отделения от семьи). Оно признается в первый раз у бургундов и визиготов; позже начинается ряд попыток, иногда безуспешных, насадить его сперва в нисходящей, затем в боковых линиях. Во Франции в конце старого порядка П. не признавалось еще совсем в целом ряде провинций. Французский кодекс вопреки декрету 17 нивоза II года допустил П. для нисходящих и первой боковой линии (П. братьев и сестер с их потомками) и исключил его для восходящих и для других боковых родственников. Германские законодательства приняли его в более широком объеме. Общегерманское гражданское уложение допускает П. до третьей линии; в четвертой (прадед с нисходящими) оно исключается. В России вопрос о праве П. был крайне спорен еще в XVII столетии, особенно по отношению к женщинам. Современное право признает его безгранично: "за смертью (законных детей)... заступают их место, по праву П., внуки, а когда и сих в живых не находится, то правнуки, и так далее" (ст. 1127 т. Х, ч. 1). "Линия боковая ближайшая исключает дальнейшую... равные степени делят наследство поголовно, а в степень умерших вступает их потомство и наследует по праву П. поколенно" (ст. 1136). Последним постановлением разрешается еще один из вопросов, относящихся к праву П. В средние века считалось бесспорным, что внуки делят наследство поколенно, если не осталось в живых никого из их родителей. Но должны ли делить его таким же образом и боковые родственники, например племянники, если не осталось никого из их родителей, на место которых они вступают? Аккурсий думал, что следует делить поколенно, Ацо — что поголовно. Мнение Ацо имело силу в Германии и в обычном праве Франции; мнение Аккурсия принято французским кодексом, общегерманским уложением, поскольку оно допускает П., и, как видно из вышеизложенного, русским правом. Ср. Viollet, "Histoire de droit civil fran ç ais" (2 изд., стр. 832, П., 1892).

В. Н.

Предстательная, или простатическая, железа

(prosto) — облекающая часть мочеполового канала, ближайшую к мочевому пузырю, у самцов млекопитающих. Мочевой канал у человека в основной своей части образует обыкновенно небольшое расширение, в которое и открываются семяпроводы и которое бывает снабжено иногда небольшим вдавлением, представляющим собой эмбриологический гомолог матки, почему это вдавление и называют мужской маткой, или простатическим пузырьком (uterus masculinus s. vesicula prostatica). Само расширение называется куликовой головкой (caput gallinaginis s. verumontanum). Простатическая железа, облекающая эту часть мочеполового протока, представляет совокупность нескольких гроздевидных железок, из коих с каждой стороны имеется по одной большой и по 5—8 маленьких. Протоки открываются в Куликову головку. Гроздевидные вздутия (acini) желез выстланы цилиндрическим эпителием. Вся совокупность желез облечена мышечным слоем, коего волокна обособлены от мускулатуры мочеполового канала. П. железа выделяет большую часть жидкости, в которой плавает семя. Такое же название дается иногда железистым частям полового аппарата беспозвоночных (напр. пиявок), но во всяком случае эти части только физиологически могут быть сравнены с П. железой млекопитающих, а отнюдь не морфологически. П. железа выделяет жидкий молочно-белый секрет, микроскопически состоящий из эпителиальных клеток, из амилоидных слоистых телец, лецитина, спермина, выделяющегося после прибавления фосфорнокислого аммиака в форме известных семенных кристаллов Шарко, Лейдена. Физиологическое значение сока П. железы представляется очень темным; полагают (Фюрбрингер), что он поддерживает жизнедеятельность семенных живчиков. В пользу того, что сок этот состоит в каких-то близких соотношениях к сперме, говорит и само распределение 20—30 крупных выводных протоков П. желез, открывающихся своими устьями в мочеиспускательном канале по обеим сторонам caput gallinaginis, где находятся выводные протоки семенного протока. Этим самым сок П. железы может легко приходить в соприкосновение с выделяемым семенем и увлажнять пробегаемый последним путь. Болезни П. железы весьма многочисленны и разнообразны.

В. М. Ш. и И. Т.

Предсуществование

— религиозно-философский вопрос, относящийся к трем различным предметам: 1) пребывание всего мира вне времени, как формы нашего чувственного воззрения; здесь употребление слова П., очевидно, неточно (см. Философия); 2) существование индивидуальных душ ранее их физического рождения на Земле; это есть П. в собственном смысле; 3) самостоятельное бытие 2-й ипостаси Св. Троицы прежде сотворения мира; это есть вопрос специально богословский. Идея П. душ (во втором смысле) имеет своим главным представителем Оригена, опиравшегося на воззрение Платона и платоников и учившего, что изначала или от века создано Богом определенное число душ, из которых некоторые, актом собственной воли отпадая от божественного, или вечного, мира, воплощаются в области бытия материального и претерпевают здесь различную судьбу. Рядом с этой теорией появилась другая, утверждавшая П. всех душ, но не в сверхчувственном мире, как раздельных сущностей, а слитно, в общем прародителе человечества; определенное свое бытие индивидуальные души получают, по этому взгляду, от ближайших родителей, вместе с появлением физического зародыша. Эта теория, названная традуционизмом, имеет своим знаменитейшим в христианской литературе представителем Тертуллиана и опирается на онтологические воззрения стоиков (см.), признававших духовное бытие неотделимым от телесного. Но ни платоническая теория Оригена, ни стоическая Тертуллиана не получили общего признания; господствующим в школах остался третий взгляд на происхождение душ, отрицающий П. вообще и довольствующийся утверждением, что во время образования каждого человеческого тела особым актом божественной воли творится из ничего соответствующая ему душа. Этот взгляд, заведомо отказывающийся от всякого разъяснения богословских и философских трудностей, связанных с предметом, называется креационизмом (от creare — творить).

Вл. С.

Предтеча

— см. Иоанн Креститель.

Предтечевская женская община

— Орловской губернии, Кромского уезда. Учреждена в 1879 году. При общине богадельня.

Предтечевские (и Предтеченские) монастыри

— 1) П.-Трегуляев, мужской, 3 класса, Тамбовской губернии и уезда. Основан в 1688 г. 2) П.-Чикойский, мужской, заштатный, Забайкальской области, Верхнеудинского округа; преобразован в 1835 г. из скита, неизвестно кем и когда основанного. 3) П.-Глушицкий — см. Глушицкий Сосновецкий-Дионисиев-Предтечев монастырь. 4) П.-Донецкий — см. Донецкий-Предтечев монастырь. 5) Д.-Железноборовский — см. Железноборовский монастырь. 6) П.-Отенский — см. Отенский-Покровский-Трехсвятительский и Николаевский монастырь. См. также Иввановский-Предтечевский монастырь. 7) П.-Ордынский мужской скит, Смоленской губернии, Поречского уезда. Основан в 1850 г. 8) П. (Иоанно-Предтечев) в городе Астрахани — см. Ивановский монастырь.

Предтеченский Михаил

(Михаил Яковлевич, умер в 1883 г.) — писатель, магистр СПб. духовной академии; был бакалавром Казанской академии, затем протоиереем в СПб. Написал: "Печальным утешение. Беседы на дни празднования в честь иконы Божией Матери: Утоли моя печали" (СПб., 1881) и "Беседы о бытии Божием" (ib., 1883).

Предтеченский Сергей Александрович

— писатель, воспитанник казанской духовной академии, в которой состоит профессором по кафедре новой гражданской истории. Главный его труд: " Развитие влияния папского престола на дела западных церквей до конца IX века " (Казань, 1891 магист. диссерт.).

Предтеченский, Андрей

(Андрей Иванович, умер в 1893 г.) — духовный писатель, сын сельского священника. По окончании курса в С.-Петербургской духовной академии занял в ней кафедру общей гражданской истории. Своими лекциями П. доказал, что и гражданская история может иметь высокое образовательное значение для богословов, если вывести ее из рамок пересказа на почву философического изложения. С 1874 г. до 1881 г. П. состоял редактором "Христианского чтения", а с 1875 г. — и основанного им "Церковного вестника". По мысли П. учреждена вспомогательная пенсионная касса для наставников академии. Статьи П., по преимуществу апологетического содержания (например "Место и значение чудес в системе христианства" под псевдонимом А. Рамушевского; "Неверие само по себе и в приложении к истине бытия Божия и к христианству", "Штраус и характеристика его критики на евангелистов" и др.), в свое время придавали яркий колорит книжкам академического журнала. В публичных лекциях своих П. выступал против увлечения западными рационалистическими теориями; результатом этих лекций была книга: "Что разумнее: вера или неверие?" (СПб., 1864). В 70-х годах П. был одним из главных сотрудников газеты "Биржевые ведомости", в которой вел отдел внутренней и внешней политики. Другие труды П.: "О необходимости священства, против беспоповцев" (СПб., 1861), "В защиту русского православного духовенства от современных обвиненений и нареканий", "Атеизм и народное развитие" (ib., 1881), "О происхождении и развитии религии" (ib., 1883), "Теократический принцип ислама и следствия этого для мусульман и христиан", "Римские катакомбы после новейших исследований в них Росси" (ib., 1883). Речь П.: "Иисус Христос и история человечества" ("Христ. чтение", I, 1874) представляет собой исповедание веры П., как историка. См. А. Лопухин, "Памяти проф. А. И. П." ("Церковный вестник", 1893, №№ 19 и 21); И. Чистович, "С.-Петербургская духовная академия за последние 30 лет" (СПб., 1889); "Церковные ведомости", 1893, № 20 (некролог П.).

Предтеченское

— село Ставропольской губернии, Новогригорьевского уезда, при реке Калусе. Жителей 3985; 2 школы. Земледелие, овцеводство, извозничество. Торговых заведений 13, ветряных мельниц 19; заводы: гончарный 1, кирпичный 1, маслобойных 3.

Предударение

или форшлаг — маленькая по письму нота, которую ставят перед обыкновенной нотой. П. бывает двух родов: длинная и короткая. Длинная состоит из маленькой неперечеркнутой ноты, отнимающей половину достоинства той, перед которой поставлена; поэтому П. пишется в виде уменьшенной ноты, имеющей половинную длительность настоящей ноты, например, перед целой нотой пишется П. в виде маленькой половинной, перед половинной — в виде четверти, перед четвертью — в виде осьмой. При ноте с точкой П. отнимает две трети длительности ноты, а сама нота исполняется с длительностью точки. Короткое, или быстрое, П. обозначается поперек перечеркнутой маленькой восьмушкой и отнимает от ноты лишь самую мелкую часть ее длительности. Способ письма короткого П. не находится в зависимости от большой или малой длительности ноты, перед которой оно поставлено. Короткое П. бывает двойным: оно состоит из двух маленьких нот предшествующих главной ноте и исполняемых весьма быстро. Их пишут в виде двух уменьшенных шестнадцатых. Ноты П. чаще бывают негармоническими, т. е. не принадлежащими к аккорду, к которому относится главная нота. По большей части ноты П. отстоят на тон или полутон от главной ноты (см. Прикрашивающие ноты). Шейка ноты П. всегда идет вверх от головки. На П. переходит акцент главной ноты.

Н. С.

Предумышление

— см. Умысел.

Предупреждение и пресечение преступлений

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предустановленая гармония

— см. Лейбниц.

Предъем

или антиципация в гармонии преждевременно взятая нота последующего аккорда в предыдущем, которому она не принадлежит. Нота П., как диссонирующая, ставится на слабом времени; она должна отстоять от предшествующей ей гармонической ноты в том же голосе на ступень вверх или вниз и должна быть повторена в следующем аккорде в том же голосе и той же октаве. П. применяется преимущественно при сродных аккордах и в верхнем голосе. Длительность П. должна быть краткая. П. чаще применяется в конце музыкальной фразы в каденции. Иногда в ноту П. идут от гармонической скачком; иногда повторение ноты П. в следующем аккорде может быть сделано в другом голосе, или взамен повторения ноты берется другая гармоническая нота.

Н. С.

Предял

(Predeal, из славянск. предел — граница) — пограничный проход в Трансильванских Карпатах, называемый также Тёмёшским проходом (T ömö s), в Кронштадтском комитате, в Венгрии, на высоте 1028 м над морем; железнодорожная станция П. стоит уже на румынской земле.

Преемство в праве

Статья большая, находится на отдельной странице.

Преждевременные роды

— см. Выкидыш и Роды.

Преждеосвященная литургия

(правильнее — "литургия преждеосвященных даров"; см. Литургия). Литургия эта совершается в среду и пятницу всех шести недель четыредесятницы (а также в понедельник, вторник и четверг этих недель, если в эти дни случится праздник полуелейный или храмовый) и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Издатели собрания древних литургий в русском переводе (СПб., 1874 и след.) думают, что к трем первым векам можно отнести только начало П. литургии, а не полное устройство ее, как особого богослужения. Трулльский собор (692 г.) установил литургию П. даров как форму богослужения уже общеизвестную и определенную; таким образом, образование чина П. литургии нужно относить ко времени между соборами Лаодикийским и Трулльским. Нынешний православный чин литургии П. даров, греческий и русский, составлен в XIV в. константинопольским патриархом Филофеем и печатается в "Служебнике". См. "О литургии П. даров" (М., 1847).

Преждеосвященные дары

— см. Дары святые, П. литургия, Проскомидия.

Презента

— в Юго-Западной России так называлось право польского помещика рекомендовать и представлять в своих поместьях кандидатов на места настоятелей церкви. Представление такого рода выдавалось обыкновенно рекомендуемому в письме к митрополиту, и без П. трудно было получить место священника в данном приходе. Право П. составляло одну из существенных принадлежностей права вотчинного. Оно было установлено в 1647 г. Польские помещики пользовались им весьма энергично, особенно во 2-й половине XVIII в., обратив его в орудие политической и культурной борьбы с малорусским населением и распространения унии в Юго-Западном крае.

Презентинки

(от pr é sentation de la St.-Vierge — введение во храм Богородицы) — члены женского духовного ордена, основанного в Марселе с целью воспитания детей.

Презентное багрение

— производится в первый день ("первый кус") уральского багрения (см.) для представления произведений этого лова — рыбы и икры — в виде презента к высочайшему Двору. Обычай презента, сохраняющийся с лишком 300 лет, знаменует прекращение среди яицкого казачества воровских промыслов и переход их в подданство московского царя.

Презепе

(Pr aesepe, ясли) — звездное скопление в созвездии Рака; невооруженному глазу представляется туманностью. Две звезды 4-ой величины γ и δ Рака по сторонам П. носили название ослят (Alseil).

Презер Карл

(Preser) — немецкий писатель. Род. в 1829 г. Главные его труды: "Die Erhaltung des Bauernstandes" (1884), "Geharnische Sonette" (1860), "Die Sterner" (1866), "König Autharis Brautfahrt" (1865, 4 изд., 1878), "Ulrich von Hutten" (1889), "Heimatliche Bilder und Gestalten" (1892), "Das Arminslied" (1895).

Презигапофизы

(praezygapophyses) — передние сочленовные отростки позвонков, тогда как задние называются постзигапофизами (postzygap ophyses).

Президент

(лат.) — председатель; в русском языке употребляется обыкновенно последний термин для обозначения руководителя прений в собрании, суде, обществе (в некоторых обществах, однако, — например Вольном экономическом и Географическом — председатель и у нас именуется президентом); во многих иностранных государствах в тех же случаях общепринят термин: П., особенно для обозначения руководителя прениями в парламенте и избираемого главы государства (П. республики). На немецком языке существует два термина: Praesident и Vorsitzender, причем последний обозначает председателя в менее важном учреждении; так, Vorsitzender есть председатель в отделении суда в противоположность П. всего суда; различие это, впрочем, не проводится последовательно. Во французском языке существует только один термин — президент. Президент коллегиального правительственного учреждения назначается в том же порядке, как и прочие члены того же учреждения; он руководит ходом дел и в частности прениями; с остальными членами он не состоит в отношении начальника к подчиненным, а является только pri m us inter pares, хотя неизбежно пользуется большим влиянием; специальные права П. сводятся к решающему голосу в случае равного разделения голосов, иногда к праву опротестования решения товарищей. П. парламента (или палаты), а также коллегиального органа местного самоуправления, в громадном большинстве случаев избирается самим собранием из своей среды и только иногда утверждается верховной властью. Есть, однако, исключения: так, П. палаты лордов в Англии, лорд-канцлер, назначается короной и не всегда из числа членов палаты. Долговременная практика выработала определенные обычаи, регулирующие власть и права П. всякого собрания. П. открывает и закрывает собрание, дает слово желающему говорить, делает замечания, лишает голоса за уклонение от предмета прений, нарушение приличий, оскорбительные выражения, вообще непарламентское поведение; он может открывать собрание вступительной речью, закрывать — заключительной, может резюмировать чужие мнения, но с соблюдением самого строгого беспристрастия; участвовать в прениях он может не иначе, как временно передав свои президентские права вице-президенту. Право П. вовсе лишить оратора слова часто ставится в зависимость от решения собрания, в особенности когда дело идет о лишении слова не на одно заседание, а на более или менее продолжительный срок. О П. кабинета министров или премьере см. Министерство, Ответственность министров, Парламентаризм. П. республики есть глава государства в республиканских государствах, соответствующий монарху в государствах монархических. Подобно монарху, П. республики есть глава исполнительной власти; ему же принадлежит санкция законов, но судебные приговоры не произносятся от его имени, как они произносятся от имени монарха. Подобно монарху, П. представляет государство в международных сношениях. Существеннейшее отличие его то, что он властвует не по собственному праву, а в силу народного избрания, вручающего ему власть на точно определенный срок; в силу этого, хотя он и пользуется политической безответственностью (см. Ответственность министров), но в случае совершения преступления может быть привлечен к суду. Объем власти президента республики, подобно объему власти монарха, различен в зависимости от того, является ли государство парламентарным или только представительным. В первом случае (Франция) П. назначает министров, но последние ответственны перед парламентом и свергаются его решениями; следовательно, П. стеснен в их выборе. Так как каждое его постановление должно быть контрассигновано соответственным министром, то ему остается преимущественно представительная, декоративная сторона власти и только некоторое общее влияние на ход дел. Ему принадлежит санкция законов, но право это оказывается чисто фиктивным; права veto он лишен. Во втором случае (Соединенные Штаты, все американские республики) министры политически ответственны только перед П., назначаются и смещаются им по его собственному усмотрению; в силу этого вся исполнительная власть сосредоточена в его руках и даже контроль за ней изъят из рук парламента; П. принадлежит также право veto законов, хотя не безусловное: вторичное принятие закона конгрессом, квалифицированным большинством голосов, делает его обязательным помимо согласия П. (о способах избрания П., сроках его полномочий и проч. см. государственное устройство отдельных государств). В Швейцарии власть П. союза сливается с властью П. федерального, т. е. министерского совета, в руках одного лица. В Пруссии обер-президентами называются начальники одиннадцати провинций, на которые разделено королевство.

В. В—в.

Президиал

— старинное судебное учреждение во Франции, в некоторых случаях судившее безапелляционно. Президиал был учрежден королевской властью как одно из средств для борьбы с феодализмом; к этому учреждению апеллировали на сеньориальные суды. В 1551 г. Генрих II издал эдикт (l' édit des pré sidiaux), имевший целью сократить судебные процессы путем изъятия из ведения сеньоральных судов большого числа незначительных дел. Каждый президиал состоял из 9 чиновников; суд мог состояться в присутствии не менее семи. Президиальные суды были первой инстанцией; их решения не подлежали апелляции, если сумма иска не превышала 250 ливров капитала или 10 ливров ренты. Более крупные иски переходили в парламенты. Ведению П. подлежали как гражданские, так и уголовные дела; им подсудны были грабежи на большой дороге, вооруженные нападения с целью грабежа, изготовление фальшивой монеты и т. д. Позже П. в мелких городах были уничтожены и сохранены только в главных городах бальяжей и сенешальств. Различные указы относительно П. то уменьшали, то увеличивали их значение. П. существовали до 1791 г.

Презумпции

Статья большая, находится на отдельной странице.

Презус

— до военно-судебной реформы 1867 г. так назывался председатель военного суда.

Преимущества службы

в отдаленных местностях предоставлены офицерам и чиновникам всех ведомств, служащим в Сибири и Туркестане, в Уральской области (в военном ведомстве — только в зауральской ее части), в Закавказье и 5 округах Терской области (Грозненском, Хасав-Юртовском, Веденском, Аргунском и Кизлярском) и в северных уездах губерний Архангельской (Кольском, Кемском, Мезенском, Печорском, Пинежском, Онежском и Холмогорском), Олонецкой (Повенецком и Пудожском) и Вологодской (Яренском и Устьсысольском). Наибольшие П. установлены для острова Сахалина, округов Петропавловского, Гижигинского, Охотского и Николаевского — Приморской области, всей Якутской области, Туруханского края Енисейской губернии, округов Березовского и Сургутского Тобольской губернии и уездов Кольского, Кемского, Мезенского и Печорского Архангельской губернии; в этих местностях, а также в остальных частях Приамурского генерал-губернаторства П. предоставляются всем служащим, независимо от того, откуда и на какие должности они назначены, в остальных же отдаленных местностях П. предоставляются только лицам, вызванным и переведенным из губерний и областей, не отдаленных и не смежных с той местностью, куда служащий вызывается, на должности не ниже IX класса, а в военном ведомстве — генералам, штаб- и обер-офицерам в чинах не ниже штабс-капитана, поручикам, назначенным на должности со столовыми деньгами не менее 276 руб. в год, артиллерийским и инженерным чиновникам в чинах не ниже титулярного советника, всем офицерам и чиновникам корпуса топографов и лицам военного духовенства христианских исповеданий. Из лиц, назначенных в отдаленные местности из смежных с ними или других отдаленных местностей, П. предоставляются только тем, которые назначены по распоряжению министра, а в военном ведомстве, кроме того, казачьим офицерам, назначенным в состав воинских команд на службу вне пределов своей области, и лицам, переведенным с Кавказа в Закаспийскую область. Уроженцам той местности, куда они назначаются на службу, П. службы не предоставляются, кроме получивших высшее образование (а в военном ведомстве — кончивших курс военного училища) или проживших вне отдаленных местностей перед определением туда на службу не менее 10 лет. П. службы могут быть предоставлены и другим лицам, если вызов или перевод их в отдаленную местность оказывается необходимым. П. службы в отдаленных местностях составляют: 1) прогонные деньги в усиленном размере (см. Прогонные деньги), 2) пособия на подъем и обзаведение (см. Пособия), 3) прибавки к жалованью, 4) пособия по выслуге десятилетий, 5) пособия на воспитание детей, 6) отпуски на льготных основаниях, 7) П. пенсионные (см. Пенсии) и 8) пособия семействам лиц, умерших на службе. Прибавки к жалованью назначаются за службу в течение одного или нескольких пятилетий в пределах одного и того же главного местного управления. Пятилетий полагается: три — в местностях с наибольшими П., два — в остальных местностях Сибири, Туркестана и Кавказа, одно — в остальных отдаленных местностях Европейской России. За выслугу каждого пятилетия в Приамурском и Иркутском генерал-губернаторствах и в местностях с наибольшими П. прибавляется 25% годового оклада жалованья, а в остальных отдаленных местностях — 20% годового оклада. Пособия по выслуге каждого десятилетия производятся служащим в Приамурском генерал-губернаторстве, в местностях с наибольшими П. и в Туркестане. Пособия на воспитание детей производятся приезжим лицам, прослужившим в местностях с наибольшими П. не менее 2 лет; при переводе в другие, менее привилегированные местности они прекращаются. Отпуска на льготных основаниях предоставляются с сохранением содержания для служащих в Приамурском генерал-губернаторстве — на сроки до 6 месяцев, а для служащих в остальных местностях Сибири и Туркестана — на сроки до 4 месяцев, в первый раз — не ранее прослужения в отдаленной местности 3 лет. Семейство лица, умершего на службе в отдаленном крае, получает независимо от пенсии пособие в размере полугодового оклада жалованья и прогоны по классу должности до того места, откуда умерший был переведен в отдаленную местность. В 9 западных губерниях чиновникам гражданского ведомства русской национальности не из местных уроженцев назначаются ежегодные прибавки к жалованью, а в губерниях Царства Польского таким чиновникам выдаются, кроме прибавок к жалованью, пособия на подъем и обзаведение при определении на службу и на воспитание детей. См. Свод Законов, т. III, издание 1896, кн. III; Приказ по военному ведомству, 1887, № 201; "Сборники разъяснений и дополнений к этим законам", А. Барсова (1897) и Д. Кашкарева (1895).

А. С. Лыкошин.

Прейер Иоанн-Вильгельм

(Preyer, 1803—1889) — немецкий живописец неодушевленной природы, в 1822—37 гг. учился в Дюссельдорфской академии художеств. Картины П., изображающие цветы и плоды среди разной домашней утвари, отличаются вкусом композиции, большой силой и свежестью красок и такой тщательностью исполнения, до какой едва ли достигал кто-либо из новейших живописцев одной специальности с этим художником. Многие из его произведений, пользующихся доныне почетом, ушли в Северную Америку и Англию. В Берлинской национальной галерее имеется шесть картин П., относящихся, впрочем, к первой поре его деятельности.

Прейер Тьерри

(Thierry William Preyer) — физиолог, род. в Англии в 1841 г., получил образование в Лондоне и Бонне, где изучал медицину, а также в Берлине, Вене, Гейдельберге и Париже. Учителями, оказавшими на него самое сильное влияние, были Макс Шульце, Гельмгольц, Лудвиг, Брюкке, Дю-Буа-Реймон, Вирхов и Клод Бернар. П. получил степень доктора медицины в Бонне в 1866 г., он с 1865 г. работал в качестве доцента физиологии в Боннском университете, а с 1869 г. — профессором физиологии в Иене. Из сочинений и работ его упомянем: "Die Blaus äure", "Die Blutkrystalle", "Die Seele des Kindes", "Elemente der allgemeinen Physiologie", "Farben und Temperatursinn", "Die Ursache des Schlafes", "Akustische Untersuchungen", "Elemente der reinen Empfindungslehre", "Reise nach Island"; перевод "Гипнотизма" Брэда и "Valacritis Genese des Thieres". Им же написана прекрасная физиология зародыша ("Physiologie des Embryo") и опубликована весьма интересная переписка его со знаменитым Фехнером. Покинув Иену, П. состоял еще несколько лет в качестве приват-доцента физиологии при Берлинском университете и умер в 1897 г.

И. Т.

Прейс Джеймс

(James Price, 1752—1783) — английский химик, был известен многими химическими опытами, состоял членом Королевского лондонского общества. В 1782 г. заявил о нахождении им философского камня и об открытии способа получения золота из неблагородных металлов. По предложению Королевского общества повторить свои опыты публично предпринял таковые и ввиду неудачи отравился. Оставил сочинение: "An account of so me experiments on mercury silver and gold, made in Guilford in May 1782 in the laboratory of James Price".

Прейс Иоанн-Давид-Эрдман

(Preuss, 1785—1816) — немецкий историк, известный своим изданием сочинений Фридриха Великого (Берлин, 1846—57, 30 томов), "Die Biographie Friedrichs d. Gr." (Берлин, 1834), "Lebensgeschichte des grossen K ö nigs Friedrich von Preussen" (ib., 1834), "Friedrich d. Gr. als Schriftsteller" (ib., 1837, доп. 1833), "Friedrich d. Gr. mit seinen Verwandten u. Freunden" (ib., 1838), "Friedrichs d. Gr. Jugend und Thronbesteigung, eine Jubelschrift" (ib., 1840) и др.

Прейс Петр Иванович

— замечательный русский славист (1810—1846), род. в Псковской губернии от сына иностранного подданного, музыканта по профессии. Семейные обстоятельства помешали П. окончить курс в СПб. университете. Уже с 13 лет он начал свои филологические изучения по книгам, которые брал сначала в Императорской Публичной библиотеке, потом в университетской библиотеке в Дерпте, где он служил учителем гимназии. Позже руководство его занятиями принял на себя А. X. Востоков. По избранию совета СПб. университета П. был отозван из Дерпта для приготовления к кафедре истории и литературы славянских наречий в СПб. университете. В 1839 г. он отправился в трехлетнее путешествие за границу, главным образом для изучения языков и литератур славянских. В 1843 г. П. начал свои чтения в СПб. университете по истории, литературе и сравнительной грамматике славянских наречий. По свидетельству всех близко знавших П., он отличался светлым умом, критической способностью, необыкновенным трудолюбием. Запас знаний и наблюдений у П. был огромный, но писал он мало и за ранней смертью не успел даже напечатать почти готового сочинения о богомилах. Главные труды П.: "О Волохах Нестора" ("Журнал Мин. народн. просв.", XIX, 213), "Изображение Чернобога в Бамберге" (ib., XVIII, 227), "Заметки о нем. книгах по славянской истории и древностям (ib., XXI, 85—108, XXIII, 219—236), речь об эпической народной поэзии сербов ("Акт СПб. унив. 1845 г."). Рукописные сочинения П. поименованы в статьи И. И. Срезневского: "На память о Бодянском, Григоровиче и П., первых преподавателях славянской филологии" (СПб., 1878). Записки П. о его занятиях с 1823 по 1839 гг., план путешествия его по заграничным славянским землям и замечательные письма П., являющиеся лучшим источником для его биографии, напечатаны, с предисловием и прим. В. И. Ламанского, в "Живой старине" (1890—91). См. Пыпин, "Русское славяноведение в XIX в." ("Вест. Европы", 1889, август); М. П—ий, "Григорович и Прейс " ("Известия отд. рус. яз. и словесности Имп. Академии наук", 1897, II т., 3 кн.).

Прейс Ювдейл

(Uvedale Price) — английский филолог и эстетик (1747—1829). Главные его труды: "Essai sur le pittoresque et sur l'avantage d' é tudier les tableaux afin de perfectionner les paysages" (1792) и "Essai sur la prononciation moderne des langues grecque et latine" (1827). Полное собрание сочинений П. вышло в 1842 г.

Прейс-Курант

приходящим в Одессу иностранным товарам и исходящим Российским товарам — издавался в Одессе в 1809—1841 гг. еженедельно.

Прейсиш-Эйлау

— город в Восточной Пруссии. 26 и 27 января (7 и 8 февраля) 1807 г. в окрестностях его происходило ожесточенное сражение между французами под начальством Наполеона и русской армией Беннигсена, к которой в конце боя присоединился прусский корпус генерала Лестока. Каждая сторона потеряла около 25 тысяч человек, но сражение не имело решающего значения. Цель Наполеона — отрезать нашу армию от границ России и от Кенигсберга — не была достигнута, и все атаки его были отражены; цель Беннигсена — ослабить Наполеона и остановить его наступление — вполне удалась. Поэтому Беннигсен хотя и отступил после боя, но считал себя победителем.

Прейскурант

— список товаров с указанием их продажных цен. На фондовом и вексельном рынках П. заменяются курсовыми бюллетенями (см. Курс), в книжной торговле — каталогами. П. бывают официальные, составляемые присяжными маклерами, каковы, например, курсовые бюллетени или П., издающийся при спб. товарной бирже, или же частные — выпускаемые отдельными торговыми домами.

Прейслер

(Preissler или Preisler) — семейство немецких художников: 1) Даниэль П. (1627—1665), живописец, уроженец Праги, жил и работал в Нюрнберге; из его картин в особенности известны: "Смерть Авеля", "Сошествие Св. Духа" (в госпитальной церкви в Нюрнберге), "Вознесение Господне" (в дворцовой капелле в том же городе) и мужской портрет (в Брауншвейгской галерее) 2) Иоганн-Даниэль П. (1666—1737), сын предыдущего, также живописец, ученик своего отчима, Поппа, и И. Муррера, был президентом рисовальной школы, в Нюрнберге (основанной в 1718 г.), для которой им издан сборник рисунков. Из его произведений можно указать на фигуры четырех апостолов на плафоне нюрнбергской церкви св. Эгидия. 3) Иоганн-Юстин П. (1698—1771), живописец и гравер, сын и ученик предыдущего, провел восемь лет в Италии и по возвращении оттуда в Нюрнберг написал для тамошней госпитальной церкви "Вознесение Христово". Из его гравюр на меди следует отметить "Плафон иезуитской церкви в Антверпене" с Рубенса и две серии видов Италии. 4) Георг-Мартин П. (1700—1754), гравер, брат предыдущего, известен преимущественно своими воспроизведениями картин Дрезденской и Флорентийской галерей. Лучшая из его гравюр — портрет Рафаэля. 5) Иоганн-Мартин П. (1715—1795), брат предыдущего, также гравер, ученик своего старшего брата, Иоганна-Юстина, в 1739 г. посетил Париж, где исполнил несколько гравюр с картин Версальской галереи; в 1714 г. был приглашен в качестве придворного гравера в Копенгаген и с 1754 г. состоял профессором тамошней академии художеств. Из его произведений наиболее удачными могут считаться портрет короля Фридриха V верхом на коне, с оригинала Сайльи, и "Нин и Семирамида" с Г. Рени. и) Валентин-Даниэль П. (1717—1765), гравер, брат и ученик предыдущего. Наиболее удачное из его произведений — "Мадонна" (la Zingara) с Корреджо.

Прейсс Генриэтта

(Preuss) — немецкая писательница, выступавшая под своей девичьей фамилией Г. Лаудин (Laudien). Род. в 1832 г. Написала: "Märchenbilder" (1859), "Neue Märchen", "Das Märchen von Sylt", "Der Patriot in der Schulstube", "Heidelbeeren", "Deutsche Polterabende", "Weihnachts und Neujahrslieder", "Polterabend- und Hochzeitsgedichte", "Rätselbüchlein für Dämmerstunden", "Tonwellen" (1895) и др.

Прейссова Габриэла

(Preissová) — чешская популярная писательница. Род. в 1862 г. Известность ее началась с выхода сборников рассказов и очерков из быта крестьян-словаков: "Obrázky ze Slovácka" (1889), за которыми последовали другие произведения из жизни моравских и венгерских словаков, мелкого мещанства, изредка интеллигенции: "Ideály" (1889), "Z mého alba" (1890), "Crty ze Slovácka" (1890), "Nové obrázkv a č rty" (1893), "Obrázky bez rám ů" (1895), "Korutanské povídky" (1896), "Kdy ź hv ě zdy padaly" (1898), "Povidky" (1890 и 1899), "Talmové zlato" (1901), "Porosené pavu č iny" (1902), "Máky a ž it ě" (1903) и др.; многие из них переведены на яз. польский, русский и франц. Драмы П. — "Gazdina roba" и "Její pastorky ň a" — написаны по-словацки, реалистичны и изображают словацкий быт. При известной мягкости и " пастельности ", рассказы П. эффектны, полны движения и согреты живой любовью к славянскому народу.

Прейшен

Август-Теофил (Preuschen, 1734—1803) — немецкий писатель, богослов, известен изобретением типометрии. Наиболее известны труды его: "Histoire de la typometrie", "L'économie politique concernant le paupé risme" и др.

Предыдущая страница Следующая страница