Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "П" (часть 73, При - Про)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "П" (часть 73, При - Про)

Предыдущая страница Следующая страница

Природа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Природа и Жизнь

— ежемесячный художественно-литературный, общественно-исторический и популярно-научный журнал; выходил в СПб. в 1903 — 1904 гг. Ред.-изд. Н. П. Дучинский.

Природа и землеведение

— журнал землеведения, естественных наук, новейших открытий, изобретений и наблюдений. Издавался М. О. Вольфом в СПб., в 1862—68 гг. ежемесячно, под редакцией П. М. Ольхина. Издание это служило прибавлением к журналу "Вокруг света" (см.).

Природа и люди Дальнего Востока

— еженедельный иллюстрированный журнал, выходящий во Владивостоке с января 1906 г.; редактор-издатель Н. П. Матвеев.

Природа и люди, ежемесячник

— ежемесячный иллюстрированный журнал для семейного чтения с естественно-историческим популярным содержанием, выходивший в СПб. с 1877—80 гг. Программа журнала была дополнена в 1879 г. политическим отделом. Редактором-издателем был А. Ильин. С 1879 г. в журнал вошел в виде особого отдела другой журнал А. Ильина — "Всемирный путешественник", прекратившийся в 1878 г. В виде приложения к журналу выходил "Листок для родителей и наставников".

Природа и люди, еженедельник

— еженедельный иллюстрированный общедоступный журнал для семейного чтения. Издается в СПб. с 1 ноября 1889 г. П. Сойкиным, под редакцией С. Груздева. С 1890 г. при журнале выходили в виде ежемесячных приложений целые популярные сочинения, оригинальные или переводные (например "По белу свету", путешествие доктора А. В. Елисеева). С 1894 г. эти приложения выходят под общим названием "Полезная библиотека".

Н. Л.

Природа и охота

— ежемесячный иллюстрированный журнал — орган Императорского общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты. Образовался из слияния в 1878 г. сборника "Природа" (см.) с "Журналом охоты" (см.). Выходил под редакцией Л. П. Сабанеева, сперва в СПб., с 1880 г. — в Москве. С 1888 г. Л. П. Сабанеев предпринял издание "Охотничьей газеты" в виде прибавления к "П. и охоте", но затем право издания "Охотничьей газеты" передал Н. В. Туркину. С 1892 г. журнал "П. и охота" снова соединяется с "Охотничьей газетой" и выходит под общей редакцией Л. П. Сабанеева и Н. В. Туркина в виде приложения к Газете.

Природа и Хозяйство

— особое ежемесячное приложение к газете " Петербургская жизнь ", посвященное вопросам естествознания, сельского хозяйства и домоводства; ред.-изд. О. К. Нотович. Журнал выходил в 1903, 1904 и нач. 1905 г.

Прирост насаждений

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прирост населения

— см. Население.

Присвоение власти

(юрид.) — особый вид посягательства на порядок управления. Сущность деяния состоит в том, что виновный самовольно присваивает себе какую-либо правительственную функцию и совершает действия, подлежащие осуществлению только со стороны лица, специально на то законом уполномоченного. Субъектом может быть как лицо частное, так и служащий. В отношении служащих необходимо различать П. власти — преступное деяние общее от превышения власти — преступного деяния специально служебного или должностного. Установить такое различие твердо и безошибочно крайне трудно. Наиболее верный признак — род служебной деятельности виновного: если он вышел за пределы своей компетенции, но оставался в общей сфере той деятельности, которую призван осуществлять (мировой судья принял к рассмотрению иск на сумму более 500 руб., становой пристав собственной властью призвал военную силу для прекращения беспорядков) — это превышение власти, если же он приступил к выполнению таких правительственных функций, которые ничего не имеют общего с родом его служебной деятельности (почтовый чиновник стал производить предварительное следствие, мировой судья принял на себя командование военным судном) — это ее присвоение. Этот признак принимает проект уголовного уложения (объяснения, т. II, стр. 326). Действующее право в отношении служащих общим понятием почитает превышение власти, а под П. прав, виновному не принадлежащих, разумеет одну из форм преступного превышения власти (ст. 338 уложения). П. власти может заключаться или в самовольном отправлении должности, т. е. в совершении целого ряда известных служебных действий с выдачей себя за законно уполномоченное на то лицо, или в самовольном же учинении какого-либо одного отдельного действия. Из западных кодексов эти две формы более определенно разграничены в германском. В своде законов уголовных специальных постановлений о П. власти не было. В действующем уложении о наказаниях этому вопросу посвящены ст. 289 и 290. По наказуемости закон различает четыре случая: П. власти с употреблением оной "на содеяние того, что хотя само по себе безвредно и не составляло бы преступления, но не могло быть совершено без сего П." — тюрьма от 4 до 8 месяцев или денежное взыскание до 50 руб.; П. власти с целью совершения или попущения к совершению такого преступного деяния, за которое положено наказание выше заключения в тюрьме на 8 месяцев, — самая высшая мера наказания, за это деяние положенного; П. власти с употреблением обмана и выдачей себя за другое лицо, но без совершения подлога — ссылка на житье в Сибирь или отдача в исправительные арестантские отделения; когда для обманного П. были предъявлены подложные бумаги — одно из наказаний, положенных за составление и публикование подложных указов, предписаний или иных исходящих от правительства бумаг. Проект уголовного уложения определяет понятие П. власти как самовольное принятие на себя звания органа власти с целью учинения действия, которое могло быть учинено только органом власти, или самовольное учинение такого действия. Наказание: арест до 3 месяцев или денежная пеня до 300 руб.; если присвоивший власть учинил путем ее П. общее преступление или проступок, наказание назначается по правилам о совокупности; если же он совершил деяние, соответствующее преступлению или проступку по службе, ему грозит тюрьма или исправительный дом. П. сана священнослужителя проект выделяет в специальное постановление, так как священник не может быть рассматриваем как орган власти в узком смысле (объяснения, стр. 336). Наказание: если виновный учинил религиозное действие вообще — тюрьма; если совершил крещение или бракосочетание — исправительный дом. Особый вид П. власти со стороны служащих составляет учинение служебных действий лицами, уволенными от службы или устраненными от разрешения данного дела, или лицами, еще не принесшими присяги, когда это законом требуется. В действующем уложении это предусмотрено ст. 383 и 386; наказания — вычет из жалованья, арест, отрешение от должности. Проект назначает в таких случаях денежную пеню до 500 руб.

К.-К.

Присвоение прав состояния

чина, титула, чужой фамилии и т. п. (юрид.). — Уложение о наказаниях в основу постановлений об этих преступных деяниях кладет различение, были ли они учинены через составление или употребление подложных документов или нет. Во втором случае преступное действие должно состоять в П., т. е. для наказуемости недостаточно, если лицо в единичном случае назовется не своим именем и т. п., а необходимо, чтобы оно постоянно, хотя бы только для удовлетворения "малодушного тщеславия" (уложение, ст. 1418), так именовалось или, по крайней мере, ясно выразило бы на то намерение. В частности, закон упоминает П. прав состояния, звания, чина, титула, знака отличия, чужой фамилии, герба, употребление не следующей по чину ливреи и П. евреями не принадлежащих им имен. Наказание: если деянию предшествовал или сопровождал его подлог — высшие исправительные и ссылка на поселение (ст. 1412—141 4); в противном случае — денежные взыскания и арест с опубликованием в ведомостях обеих столиц и местных губернских (ст. 1416, 1416 1 — 1418). Выдача себя за одного из членов царствующего дома, "хотя без всякого злоумышления против Государя, престола и государства, а токмо из видов корысти или иных подобных" (ст. 1415), наказывается каторгой от 4 до 6 лет. Проект уголовного уложения, относя случаи совершения деяния путем подлога к общим постановлениям о подлоге, в отношении П., с подлогом не сопряженного, мало отступает, в общем, от определений действующего права.

К.-К.

Присвоение чужого имущества

Статья большая, находится на отдельной странице.

Приселков, Александр Александрович

(умер в 1887 г.) — и. д. доцента по кафедре патристики в СПб. духовной академии, где и учился. П. написал оставшуюся незащищенной (за его смертью) диссертацию: "Обозрение посланий св. Климента, епископа римского, к коринфянам. Вып. I. Обозрение первого послания" (СПб., 1888). См. "Церковные ведомости", 1887, № 49 (некролог П.).

Приселков, Василий Иванович

— военный врач (1828 —1 894). Окончил курс в спб. медико-хирургической академии; состоял ординатором при клиническом военном госпитале. Служил на Кавказе, занимая различные должности по военно-врачебному ведомству; потом был военно-медицинским инспектором Одесского округа. В 187 6 г. П. был призван на должность полевого военно-медицинского инспектора действующей дунайской армии. По окончании войны под председательством П. была образована при главном военно-медицинском управлении комиссия для составления отчета о санитарном состоянии армии и о деятельности военно-медицинской части в кампанию 1877 — 78 г. Под редакцией П. изданы были 3 тома этого отчета, под заглавием: " Дунайская армия. Отдел врачебно-статистический " (1884— 87). Тем же вопросам посвящен и труд П.: " Военно-санитарная часть действующей армии в минувшую войну " (СПб., 1881). В дунайской армии П., среди крайне неблагоприятных условий, неутомимо работал над постановкой лазаретного дела, устройством перевязочных пунктов, снабжением их врачебными средствами и материалами и улучшением санитарных условий войсковых стоянок и т. д. Под его руководством производилась эвакуация сотни тысяч больных и раненых по жел. дороге, на баржах по Дунаю и морем. Последние годы жизни П. был непременным членом военно-медиц. ученого комитета.

Приселок

(приселье, приселение — convilla, appendium villae) — в литовско-русском государстве название мелкого крестьянского поселка, отличавшегося от большого села. П., главным образом, были хуторки, тянувшие к главному селу по суду и повинностям; хуторки эти устраивались путем выселения рольников из села на отдельные земельные участки, при чем удерживались старые тягловые, хозяйственные и административные связи выселившихся людей с их селом; в отношении к последнему П. был, так сказать, на положении колонии, зависевшей от метрополии, или русского пригорода, зависевшего от города. Иногда П. тянул не к селу, а к господарскому или панскому двору или имению. В источниках различаются П., "сидевшие" на землях "оседлых" (в Подляхии — на жеребьях), от П. пустых. В составе П. упоминаются дворы, иногда и дворища, с землями и разными угодьями. Одинаковое значение с П. имели выселок, переседина, передселье, также поселица, осада, оседлость, селидба, место и т. д.

Приск

— святой, один из сорока мучеников, утопленных Лицинием в Севастийском озере в 320 г.; память 9 марта.

Прискиллиан

или Присциллиан — епископ Авиланский в IV в.; был обвинен испанскими епископами в ереси, волшебстве и безнравственности на основании данных очень шатких. На соборах, созванных в Сарагосе в 380 г. и в Бордо в 384 г., П. был осужден, апеллировал к императору, не получил оправдания и здесь и в 380 г. вместе с 4-мя последователями (присциллиане) был обезглавлен в Трире. Это был первый случай казни еретиков, произведший громадное впечатление и вызвавший особенно сильное негодование со стороны св. Амвросия Медиоланского и св. Мартина Турского (см.). Об учении П. мало известно: по некоторым известиям, он придерживался учения Василида (см.). Насколько можно судить на основании сохранившихся 11 трактатов П., вся его вина состояла в том, что он держался некоторых независимых воззрений на канон Св. Писания, на демонов и на загадку человеческой жизни. Безнравственного в учении П. не было ничего; напротив, он был сторонник аскетизма и вегетарианец. Около 600 г. исчезли последние следы присциллиан. Ср. Mandernach, "Geschichte des Priscillianismus" (Трир, 1851). Рукописные сочинения П. нашел и издал Schepps (В., 1889). См. Paret, "Priscillianus, ein Reformator des IV Jahrh." (Вюрцбург, 1891).

Прислуга

— в своих отношениях к хозяевам ("господам") в германских партикулярных законодательствах и остзейском праве до сих пор регулируется особыми постановлениями, более "семейно-правового", как говорят обыкновенно, характера, чем обязательственно-правового. Этот семейно-правовой характер выражается в требовании особой почтительности П. к хозяевам и отсутствии права претензии с ее стороны за грубые выражения со стороны хозяев. "Слуга обязан господину почтением, верностью, скромностью и послушанием и должен посвящать все свое время и всю деятельность на его пользу и благо; обязан безропотно подчиняться домашнему, установленному господином порядку и не может без его дозволения отлучаться от дома; оказавшийся при работе непослушным и не знающим своего дела должен терпеливо переносить делаемые ему словесные выговоры и не имеет права искать об обиде, если бы даже господином были употреблены при сем жесткие выражения" (ст. 4200—4203 остзейского гражданского права, аналогичный прусским и друг. германским Gesindeordnungen). На хозяев возлагаются зато заботы о содержании и лечении П. В старом прусском праве существовали принудительные меры к исполнению прислугой своих обязанностей, к неуходу до срока и т. д. Теперь они заменены денежными пенями в размере месячного содержания (4225 остзейск.; здесь сохранено и право хозяина принудить дожить срок, но без санкции). При издании общегерманского уложения особые партикулярные постановления о П. удержаны по мотивам, схожим с приводимыми К. П. Победоносцевым: "из найма домашней П. возникает совсем особливое отношение. При домашнем сожительстве и беспрерывном личном общении с хозяином и его семейством домашняя П. составляет часть дома; домашнее хозяйство, при служебных отношениях составляющих его лиц, необходимо требует порядка, а порядок невозможен без подчинения, с одной стороны, и власти, имеющей право приказывать, с другой. Вместе с тем, и личные отношения предполагают, с одной стороны, доверие, с другой — верность, с одной стороны, попечительность власти о подвластных людях, с другой стороны — заботливое и почтительное исполнение должности" ("Курс", III, 395). На этом основании и у нас раздается много голосов в пользу особого законодательства о П. с денежными пенями, уголовными штрафами или полицейскими взысканиями за службу (русское право не знает особых постановлений о П.; см. Наем). Осуществление этих желаний встречает, однако, большие препятствия. Наложение уголовных, полицейских или денежных взысканий за проступки П., хотя бы и действительно важные, ведет к преобладающему положению одной из договаривающихся сторон над другой, несовместному с современной свободой личности. Взаимные отношения хозяев и П. в силу именно "семейно-правового" их характера покоятся на характере столько же П., сколько и господ, и определение степени виновности П. при наложении уголовного взыскания будет или предоставлено на произвол полиции, основывающейся на показаниях господ, или вести к судебному разбору, сопряженному с большими затруднениями. Решение вопроса об отношениях П. и господ лежит поэтому не в юридической области. Установление правильных отношений хозяев к П., а также тщательный выбор ее при помощи специальных рекомендательных учреждений (для больших городов) имеет здесь больше значения, чем юридические меры. В небольших городах и округах, где возможно более близкое общение между хозяевами и собирание сведений, достаточны иногда частные союзы хозяев в этом отношении; существованием их, а не предписаниями закона объясняются по преимуществу и сравнительно нормальные германские (и остзейские) отношения хозяев и П. В общем же вопрос решается в связи с задачами, ставившимися современной жизнью, общим рабочим вопросом.

В. Н.

Прислуга орудийная

— нижние чины артиллерии, которые приставлены к орудию и обязанности которых сводятся к подготовке выстрела, производству и замене запасными частей орудия и лафета, пришедших в неисправность при стрельбе. В полевой артиллерии П., кроме того, обязана надевать и снимать лафеты с передков для перехода из боевого порядка в походный и обратно и возводить в случае надобности орудийные окопы. Во главе орудийной П. стоит орудийный фейерверкер, обязанный следить за правильным производством всех действий при орудии; каждый из остальной П. носит особый нумер (№ 1, № 2 и т. д.), почему орудийная П. называется также нумерами; обязанности между нумерами распределены по возможности равномерно и для каждого нумера определены. В конной полевой артиллерии орудийная П., не считая фейерверкера, состоит из пяти нумеров, в пешей — из шести; в крепостной артиллерии число П. колеблется от пяти до десяти (при береговых орудиях большого калибра) человек.

Присниц

Винцент (Priessnitz, 1790—1851) — знаменитый основатель современной гидротерапии, простой крестьянин из Австрийской Силезии. Еще юношей он подметил благотворное влияние холодной воды на лечение ран у животных. Случайно сломав себе 2 ребра при падении с лошади, он стал пользовать себя холодными компрессами, а для репозиции ребер производил наивозможно глубокие вдыхания и достиг полного выздоровления вопреки предсказаниям врачей. С того времени он начал с успехом лечить водой и к 19-ти годам своей жизни приобрел такую славу, что приглашался к больным в Моравию и Богемию. В 1822 г. П. ввиду все возраставшего числа больных, прибывавших к нему в Греффенберг, устроил настоящую водолечебницу, приобретавшую все больше и больше пациентов, несмотря на борьбу, которую ему приходилось вынести с врагами. В 1829 г. его официально обвинили в шарлатанстве, но так как суд не признал воду лекарственным веществом, то оправдал П. В 1839 г. число посетителей его водолечебницы дошло до 1700 человек. Отличаясь чрезвычайным умом и редкой наблюдательностью, П., внимательно прислушиваясь к жалобам больных и тщательно следя за их состоянием, выработал почти все современные основные принципы водолечения. Так, например, он подметил благотворное влияние душей на разгоряченное тело, так как при таких условиях вызывается более сильная реакция. С этой целью он заставлял больных предпринимать значительные прогулки до душа. Точно так же он подметил влияние повышенного давления струи воды, для чего воспользовался ключом, вытекавшим из склона горы, к которому приспособил желоб, так что вода падала на больного с высоты 15 футов. П. не оставил никаких сочинений о своем лечении, но оно изложено в трудах многочисленных врачей, приезжавших к нему изучать гидротерапию. В настоящее время благодарное население Греффенберга воздвигло ему памятник.

Г. М. Г.

Присницевские обертывания

— согревающие компрессы на груди. См. Водолечение.

Приснопоминаемые

или приснопамятные так называет церковь создателей святых обителей и храмов (в сугубой ектении) и всех православных христиан в том же смысле, как и блаженными. В особенности П. называются св. исповедник Даниил, в схиме Стефан (память 17 декабря), и царица Феофания (умерла в 892 г., память 16 декабря), супруга греческого императора Льва Мудрого.

Присосалы

— см . Гаустории.

Присоски

— органы весьма разнообразной формы, служащие животным для прикрепления. Каждая П. имеет вальковатый мускулистый край, окружающий углубленное дно П. Животное плотно прикладывает П. к предмету и затем, при помощи иногда довольно сложной мускулатуры, удаляет дно ее от предмета, образуя тем полость с разреженной атмосферой, т. е. удерживающей силой является внешнее давление атмосферы или воды. В других случаях П., плотно приставая к поверхности, не образует означенной полости, а просто прилипает к поверхности. Для смачивания поверхности П. часто имеются на ней одноклеточные железки. Нога одиночных полипов (актиний) т. е. слепой, противоположный рту, конец их тела, в сущности, действует как П. и служит им для прикрепления к подводным предметам. Многочисленные ножки, покрывающие тело иглокожих, называемые амбулакральными (см. Иглокожие), очень часто бывают на конце присоскообразно расширены. Между червями П. встречаются главным образом у паразитических форм. Так, у некоторых сосальщиков одна П. обыкновенно окружает рот, а другая находится на брюшной стороне, и так как в ней по аналогии тоже предполагали прежде существование другого рта, то отсюда и название этих сосальщиков двуротыми, или двуустками (Distomum). Сосальщиков с одной П. назвали одноротыми (Monostomum), со многими — многоротыми (Polystomum). В последнем случае П. расположены на заднем конце тела (см. Сосальщики). У ленточных глист П. всегда на переднем конце тела или на так называемой головке (Scolex) в числе четырех, например у солитеров, или двух, например у лентецов. В последнем случае они имеют удлиненно-щелевидную форму и называются ботридиями. Иногда П. обособляются на голове в виде стебельчатых листовидных придатков (семейство Phyllebothridae). У пиявок рот окружен П. и на заднем конце тела имеется другая П., над которой лежит задний проход. Между моллюсками сильное развитие П. представляют головоногие, коих щупальца обыкновенно покрыты многочисленными П., иногда с хитиновым крючком в центре. Подобные же щупальца встречаются у крылоногих моллюсков, а киленогие имеют иногда П. на задней части мускулистого брюшного придатка, или ноги. Иногда у паразитических ракообразных конечности превращаются в П. Так, у живущего на коже рыб Argulus foliaceus первая пара ногочелюстей является в виде двух П., служащих для прикрепления к телу хозяина. У позвоночных встречаем иногда довольно оригинальные П.: так, некоторые рыбы, например морской Cyclopterus lumpus, имеют П. на брюшной стороне. Знаменитая Echeneis remora, или ремора, которой в древности приписывали способность останавливать корабли, снабжена на спине овальной П., представляющей видоизменение спинного плавника. Она поделена вдоль перегородкой на две половины, и каждая половинка поделена поперек многочисленными пластинками. При помощи этой П. ремора прикрепляется к акулам, черепахам и вообще крупным животным и пользуется ими как средством перемещения. У круглоротых рыб (например минога) вся ротовая полость, снабженная роговыми зубами, превращена в П. Рыбы эти прикрепляются ртом к подводным предметам, а главным образом к другим рыбам, которых они высасывают. Между амфибиями древесные лягушки (c. Hylidae) и между ящерицами гекконы (Gecc o nidae) обладают присоскообразными расширениями на пальцах, почему они и могут ходить по вертикальным поверхностям. Интересно, что некоторые позвоночные имеют П. лишь в зародышевом состоянии. Так, головастик лягушки имеет позади рта на нижней стороне две П., служащие для прикрепления к водорослям. Молодь американской ганоидной рыбы Lepidosteus имеет П. впереди рта. Интересно, что Куперер нашел указание на присутствие эмбриональной П. в развитии осетровых рыб, так что можно думать, что этот орган играл существенную роль у предков позвоночных.

В. Шм.

Присоски у растений

— служат для питания паразитов. См. Гаустории.

Пристав

(истор.). — Название П. в Древней Руси употреблялось разно. В Новгороде, на суде посадника, приставами назывались люди, мирившие тяжущихся. В Москве П. назывались исполнительные чины, на которых возлагались какие-либо особые поручения, например сопровождение иностранных послов, для чего выбирались лица из знатнейших фамилий. В более узком смысле П. — чиновник по судным делам, на обязанности которого лежал вызов на суд ответчика и свидетелей, а также производство взысканий по определению суда. Так как свои обязанности эти П. исполняли по неделям, то и назывались недельщиками (см.). П. были как великорусские и царские, так и архиерейские. В XVII в. первых уже не встречается, а архиерейские П. были уничтожены после собора 16 67 г. вместе с другими светскими архиерейскими чиновниками.

В. Р—в.

Пристав судебный

— см. Судебный пристав, П. участковый — см. Полиция.

Приставки

— см. Префикс.

Приставная грамота и память

(стар.) — указ о призыве к суду ответчика и явка подсудимому о предъявленной на него исковой жалобе. В последнем случае П. грамота называлась также зазывной.

Пристанодержательство

— см. Укрывательство.

Пристань

— место причала судов у берега; делается постоянной, в виде набережной или мола, или же плавучей — на барже или понтоне, соединенными с берегом висячим мостиком. См. также Бичевник.

Пристлей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пристрелка

— см. Стрельба.

Пристрелка охотничьего ружья

— имеет задачей как изучение боя его, так и определение границ кучности, резкости и дальности боя различными номерами дроби. Бой каждого ружья зависит от подбора наиболее соответствующих ему припасов (гильз, пороха, дроби, пыжей) и от правильной пригонки заряда. Для последнего надо иметь в виду, что кучность и резкость боя находятся в обратном между собой отношении и что постоянство, или равномерность, боя зависит от наиболее выгодной деформации ствола под давлением пороховых газов; давления же эти обусловливаются как количеством пороха, так и весом снаряда (дроби), причем путем опыта познано, что при равенстве в различных зарядах произведения веса пороха на вес снаряда давления оказываются одинаковыми. Руководствуясь этими общими правилами, подбирают такой заряд, который дает наибольшую равномерность боя; затем, в случае необходимости улучшить кучность боя, увеличивают количество дроби и настолько уменьшают вес пороха, чтобы произведение веса того и другого в сравнении с прежним не изменилось; для увеличения резкости боя увеличивают при сохранении того же произведения количество пороха. Тот заряд, при котором наиболее удачно комбинируется кучность с резкостью, считается нормальным зарядом. П. производится предпочтительно на открытом месте, с подставки или особого станка. Обычная дистанция выстрела — 40 ярдов (52 шага); для определения кучности боя, а также осыпи (равномерности распределения дробин в мишени) стреляют в большие листы с 30-дюймовым кругом, причем ружье должно приносить дробью № 6 английского счета от 100—115 (из цилиндрических стволов) до 200—215 дробин (при сверловке чок-бор); вообще же признается достаточной такая кучность, при которой в площадь, занимаемую величиной дичи, приносится по крайней мере три дробины соответствующего дичи номера дроби. Резкость боя обыкновенно определяется при П. числом пробитых дробью картонных листов; так, например, ружье, пробивающее на указанную выше дистанцию той же дробью 19 листов древесного картона, 40 листов которого идут на пуд, считается резко бьющим. См. А. Ивашенцов, "П. ружей" ("Карманный охотничий календарь" Анофриева, М., 1893); А. Толбузин "П. ружья" ("Охотничья газета", 1892, №№ 8 и 11).

С. Б.

Пристрит

— малорусское, в Подольской губернии, народное название болезней, сопровождающихся зевотой, рвотой и жаром. В Киевской губернии признаками П. считают колотье и одышку. Болезнь приписывают сглазу. Демоническое значение П. видно из способов его излечения и в особенности из заговоров, где П.-пристритыще изгоняется в лесы-лесища, боры-борища. См. Чубинский, "Труды" (I, 134, 135) и Сумцов, "Культурные переживания" (№ 102).

Н. С—в.

Присуд

(стар.). — Новгородская область, кроме деления на пятины и погосты, делилась еще на П., или уезды, которые отчасти соответствовали уездам в других частях России, отчасти представляли обширную область, подчиненную главному начальству новгородского наместника; таков, например, был П. новгородский.

Присутственная комната

— комната, в которой собирается присутствие (см.). По закону П. комната должна быть убрана стульями и коврами; посреди комнаты покрытый сукном стол для заседания членов П.; на столе зерцало (см.); на правой стороне стол для секретаря, на левой для протоколиста (где он есть). Никто из посторонних не может войти в присутствие без особого доклада. Стул ставится в присутствии только особам шестого класса и выше, равно как и кавалерам ордена св. Владимира; прочие должны давать объяснения стоя. Заседание правительственного учреждения может иметь место только в П. комнате, а не на дому у председателя или в др. каком-либо месте: исключение из этого правила допущено для полицейских мест, для судебных следователей, мировых судей и земских начальников.

Присутственные дни

— дни, на которые назначено присутствие (см.). По общему правилу (ст. 26, Общ. учр. губ.), обыкновенные заседания бывают ежедневно, кроме субботних, воскресных и праздничных дней, но в различных учреждениях по этому предмету соблюдаются различные правила, и под П. днями разумеются все вообще дни, когда открыты правительственные учреждения, не исключая и суббот.

Присутствие

— на законодательном языке означает заседание какого-нибудь правительственного учреждения, но также служит и наименованием некоторых учреждений (воинские П., крестьянские П., податные П., губернское по земским и городским делам П., соединенное П. первого и кассационных департаментов сената, высшее дисциплинарное П.), а иногда означает присутственную комнату (см.). Общие постановления об устройстве П. содержатся в Общем учреждении губернском (Св. Зак. т. II, ч. I, ст. 24—49).

Присциан

(Priscianus) — римский грамматик, родом из Цезареи в Мавритании. В начале VI в. после Р. Х. обучал латинскому языку в Константинополе. Ему принадлежит наиболее полная из дошедших до нас грамматик латинского языка "Institutiones grammaticae" (лучшее изд. Герца, в "Grammatici latini" Кейля, т. 2 и 3, Лепциг, 1855—59). Труд П., сохранивший множество остатков из древнейшего периода латинской литературы, был самым распространенным руководством латинского языка в средние века и послужил основанием для новейших работ по латинской филологии. В упомянутом сборнике Кейля напечатано несколько менее значительных грамматических сочинений Присциана, а в сборнике "Poetae latin. minores" B ä hrens'a — его стихотворный перифраз "Periegesis", географические сочинения Дионисия Периегета и ода императору Анастасию.

Присцила

— см. Аквила и Присцила.

Присыпки

— порошкообразные нелетучие вещества, применяемые на коже с косметической или лечебной целью. С косметической целью П. применяются как средства, покрывающие кожу и защищающие ее от вредных влияний; так присыпают пудрой кожу, раздраженную бритьем, или припудривают лицо в ветреную погоду. П. применяются, далее, для всасывания жидкости, напр. при потливости. С косметической целью пользуются в качестве П. рисовым, пшеничным, картофельным крахмалом, миндальной мукой и др. С лечебной целью П. применяются при поверхностных воспалениях кожи, далее при некоторых ранах. К таким П. относятся: дерматол йодоформ, ксероформ и др.

Присяга в войсках

— Нижние чины, поступающие по призыву, приводятся к П. два раза: в воинских присутствиях, непосредственно вслед за принятием на службу, и затем по окончании новобранцами одиночного образования, перед постановкой их в ряды (обыкновенно в апреле или в мае). Эта вторичная П., введенная в 1884 г., производится при особо торжественной обстановке: в частях, имеющих знамена и штандарты, под ними, в полевой артиллерии — перед фронтом орудий, в крепостной артиллерии — на валганге главной крепостной ограды, в прочих частях и командах — перед фронтом части. Присяге предшествует разъяснение командиром части значения долга службы и П. и чтение статей закона о наказаниях за нарушение обязательной службы в военное время, а также о подвигах, за которые жалуются знаки отличия военного ордена и отличия частям. Этим же порядком приводятся к П. части войск при пожаловании им знамен. Вольноопределяющиеся сразу по зачислении на службу приводятся к П. под знаменами. При производстве в офицеры все нижние чины вновь приводятся к П. — Св. воен. пост., кн. VI, ст. 16, 20 и 34; в приложении к 34 ст. — форма П.

Присяга в гражданском процессе

Статья большая, находится на отдельной странице.

Присяга, клятва

Статья большая, находится на отдельной странице.

Присяжные заседатели

— см. Суд присяжных.

Присяжные поверенные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Присяжные стряпчие

— лица, занимающиеся адвокатской практикой в коммерческих судах. Институт П. стряпчих учрежден законом 14 мая 1832 г., являющимся у нас первой серьезной попыткой регламентировать деятельность ходатаев по делам. Поверенными в коммерческих судах могут быть только лица, внесенные в список П. стряпчих (Св. Зак., т. XI, ч. 2, Уст. суд. торгового, ст. 34). Желающие быть внесенными в этот список "представляют суду их аттестаты, послужные списки и прочие свидетельства о знании их и поведении, какие сами признают нужными" (ст. 35). Суд может объявить просителю "словесно отказ, не обязуясь при сем входить ни в какие изъяснения о причинах отказа" (ст. 36). Внесенные в список приносят присягу (ст. 38). П. стряпчие исключаются "по усмотрению суда", "без дальнейших объяснений", с означением только в протоколе причин исключения (ст. 37). Число П. стряпчих не определяется, но суд обязан прилагать "особенное попечение, дабы оно было достаточно" (ст. 39).

М. Т.

Присяжный переводчик

обязан по требованиям судебных и правительственных установлений и по просьбам частных лиц изготовлять и поверять переводы с иностранных языков на русский и обратно актов, документов и других бумаг, а также копии написанных на иностранных языках бумаг. П. переводчики состоят при некоторых окружных судах (а в Прибалтийском крае и на Кавказе, кроме того, при мировых судьях и судебных следователях), определяются на службу и увольняются министром юстиции и перед вступлением в отправление должности приносят присягу; при увольнении в отпуск они обязаны оставлять вместо себя заместителей. Должность П. переводчика может быть соединяема только с должностью нотариуса. П. переводчики считаются на государственной службе, но права на производство в чины и на пенсию они не имеют. За изготовление и поверку переводов и копий по требованию судебных и правительственных установлений П. переводчики получают вознаграждение по таксе, утвержденной министром юстиции, а за работы, производимые по просьбам частных лиц, вознаграждение назначается или по этой таксе, или по добровольному соглашению с просителями (закон 3 июня 1875 г., Учр. Судебн. Уст., ст. 421—429).

А. С. Л.

Присяжный фотограф

— заведует состоящей при прокуроре СПб. судебной палаты лабораторией и вместе со своим помощником производит судебно-фотографические исследования по уголовным и гражданским делам. П. фотограф и его помощник в отношении порядка определения и увольнения, содержания и служебных прав и преимуществ сравниваются с секретарем при прокуроре судебной палаты и его помощником. Должности П. фотографа и его помощника могут быть замещаемы по найму (закон 9 ноября 1892 г.; Учрежд. Судебн. Устан., ст. 42 91 — 4293).

А. С. Л.

Пританы

— Так как весь афинский совет (булэ) по своей многочисленности не мог заседать постоянно, а руководительство текущими делами, вверенными совету, требовало, чтобы постоянно были лица, к которым можно было бы обращаться с такими делами, то одна десятая часть членов совета (именно все булевты из одной филы) должна была дежурить в продолжение десятой части года, на основании очереди, устанавливаемой жребием. Каждая такая часть года называлась пританией и продолжалась в обыкновенные годы 35—36 дней, а в високосные (со вставным добавочным месяцем) — по 38—39 дней. Со времени увеличения числа фил до 12 притании стали совпадать с месяцами. Дежурные члены совета назывались П. Председателем их был эпистат П., избиравшийся из их среды жребием на сутки. Он хранил ключи от государственного казнохранилища и от архива и печать; он же в V в. председательствовал в совете и в народном собрании (в IV в. эти обязанности перешли к эпистату проэдров; см.). П. руководили текущими делами, выслушивали и посылали вестников и послов, имели в городе полицейскую власть, созывали булэ и народное собрание и подготавливали для них программы заседаний. Здание, где заседали П. и где они обедали за счет государства, называлось εκιός или θολος. Место заседаний П. называлось также пританеем. В пританее имел свое пребывание архонт эпоним; здесь же предлагалось от государства угощение иностранным послам и гостям и в виде награды давалось содержание некоторым лицам, оказавшим услуги государству. В других греческих государствах имя П. носили и другие должностные лица.

Притвиц

(Prittwitz): — 1) Карл-Людвиг-Вильгельм-Эрнст — прусский генерал (1790—1871); в 1848 г. командовал гвардейским корпусом. 18 марта этого года король приказал ему атаковать баррикады, выстроенные в Берлине, но атака была приостановлена приказом о прекращении борьбы. В 1849 г. П. был главнокомандующим прусских войск в Шлезвиге и Ютландии. Он напечатал анонимно: "Beitr äge zur Gesch ichte des Jahres 1813" (Потсдам, 1843). — 2) Мориц-Карл-Эрнст ф. П. и Гаффрон — прусский генерал (1795—1885); руководил постройкой крепостей Ульм и Раштат. Основал так называемую новопрусскую систему укрепления, положения которой изложил в "Prittwitz sche Blättern" ("Beiträ ge zur angewandten Befestigungskunst", 1836). Написал: "Ueber allgemeine Landesbewaffung" (Ульм, 1848), "Ueber die Verwendung der Infanterie bei Verteidigung der Festungen" (Б., 1858), "Andeutungen ueber die k ünftigen Fortschritte un d die Grenzen der Civilisation" (2 изд., 1855), "Lehrbuch der Befestigungskunst und des Festungskrieges" (там же, 1865) и др.

Притвиц, баронский род

— баронский род герба Венжик, известный в Силезии с 1306 г. и разделившийся на несколько ветвей, из которых две переселились в Россию. Карл Карлович (1797—1881) вступил в русскую службу при императоре Александре I и был генерал-адъютантом и генералом от кавалерии. Его потомство внесено в родословную книгу С.-Петербургской губернии. Другая ветвь происходит от полковника Карла Карловича П., вступившего в русскую службу при Екатерине II и убитого в Финляндии в 1809 г.; она внесена в родословную книгу Рязанской губернии.

Притвор оружейный

— см. Замок.

Притвор, часть храма

(νάρθηξ) — составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной. Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии, куда могли входить не только иудеи, но и язычники. В П. христианского храма могли входить не только оглашенные и кающиеся, известные под именем слушающих, но и иудеи (по крайней мере с IV в.), еретики, раскольники и язычники, для слушания слова Божия и поучения. В древности в П. устраивалась крещальня, т. е. купель для крещения. В настоящее время в П. совершаются литии во время всенощного бдения, повечерие, полунощница и оглашение; в П. дается в 40-й день молитва родильниц. Иногда в П. (например в монастырях) устраивается трапеза после литургии, подобно тому, как в древности здесь же вслед за таинством причащения для всех верующих приготавливался ужин, или вечеря любви. Дозволяется мирянам приносить в П. в день Пасхи кулич, сыр и яйца для освящения. Ср. архим. Гавриил, "Руководство по литургике или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); прот. К. Никольский, "Пособие к изучению Устава богослужения православной церкви" (СПб., 1888).

Притворные болезни

— см. Симуляция.

Притворяшки

(Anobiidae) — семейство жуков из подотряда Malacodermata, характеризующееся не выдающимися раздвинутыми задними ляшками, твердыми надкрыльями, спрятанной под переднеспинкой головой и лишенными кожистых подошвенных придатков лапками. Более 500 видов распространены преимущественно в палеарктической области; некоторые космополиты живут в отмирающей древесине, в шерстяных и других изделиях животного происхождения, принося иногда вред. Разделяются на 7 подсемейств, из которых наиболее крупны: 1) Apatini s. Bostrichini, отличающиеся косо срезанными маленькими вертлугами и 4-члениковыми лапками. Bostrichus (Apate) capucina, около 10 мм, черный с ярко-красными надкрыльями. 2) Точильщики (Anobiini), с прямо срезанными вертлугами, 5-члениковыми лапками, вальковатым телом и более крупными 3-мя последними члениками усиков. Точило упрямое, или часовщик (Anobium pertinax), 6 мм длиной, черный с желтыми пятнами по бокам переднегруди, водится в деревянных домах, производит звук, похожий на тиканье часов, ударами головы о дерево; хлебный точильщик (Anobium paniceum), длиной 2,5—4 мм, бурого цвета, водится повсюду в домах, питаясь старыми сухарями и пр. Виды рода Ernobius (pini, abietis, mollis и др.) живут за счет побегов или коры хвойных деревьев, иногда принося вред. 3) Воришки (Ptinini), отличающиеся от точильщиков отсутствием бедренных пластинок, длинными ногами, перетяжкой в задней части переднеспинки и однородными усиками: П.-вор (Ptinus fur), 3—4,5 мм длиной, повсюду в домах в пыли и различных мертвых тканях животного происхождения; самец бурый, самка черная с овальными надкрыльями. П.-паук (Niptus hololencus), до 4 мм длиной, с шарообразными надкрыльями, без нижних крыльев, весь в желтых волосках, родом из Малой Азии, в настоящее время распространен почти по всей Европе. Виды обоих последних семейств, потревоженные посторонним шумом, прикидываются мертвыми, прижимая к телу усики и ножки, откуда и дано название П. Ср. Boieldien, в "Ann. Soc. Ent. Fr." (1856); Reitter, в "Verh. nat. Ver." (Брюнн, 1884).

Г. Я.

Притеснение

(юрид.) — особая форма преступных деяний по службе или по должности: стеснение частных лиц путем лишения их возможности пользоваться законными правами, осуществляемыми через посредство или при содействии органов управления. Основной признак П. — служебный произвол. Деяние, само по себе взятое, относится к области дисциплинарных нарушений, но если оно совершено из корыстных или каких-либо иных противозаконных видов, то является проступком, караемым в судебном порядке. По отношению к некоторым преступным деяниям по службе П. является признаком их законного состава; например, действующее уложение определяет один из видов вымогательства, как "всякую прибыль или иную выгоду, приобретаемую по делам службы притеснением или же угрозами и вообще страхом притеснения" (ст. 377 п. 1). Из современных западных кодексов более широкие определения П. дают венгерский и итальянский. В уложении о наказаниях общего определения понятия П. нет; частных же случаев предусматривается более 30: П. землемерами владельцев земель, где они производят межевание (ст. 436), П. стороны при исполнении судебного решения (ст. 456), П. казначеями при размене денег (ст. 476), П. поставщиков (ст. 497) и т. п. Наказания — преимущественно специально служебные (особенные), с отсылкой к наказаниям, положенным за вымогательство, когда деяние было совершено с корыстной целью. Обобщая эти разнородные постановления, проект уголовного уложения называет притеснением отказ в исполнении своей обязанности, или постановление незаконного условия для исполнения оной, или же учинение незаконного служебного действия с знанием, что этим причиняется вред интересу частного лица. Когда такое деяние совершено по корыстному или иному несовместному с долгом службы побуждению, за него назначается заточение до 1 года или тюрьма. Особо в проекте выделены: 1) недопущение открытия или продолжения частного, общественного или сословного собрания и стеснение законной свободы его деятельности; 2) нарушение условий производства обыска или иных служебных действий в частном помещении и 3) преступное освидетельствование лица женского пола. Постановления, прямо соответствующего этому последнему деянию, в действующем праве нет; его можно подводить лишь под общий закон о превышении власти. По проекту деяние это должно заключаться в освидетельствовании лица женского пола, без ее согласия и с оскорблением чувства стыдливости, лицом, не имеющим на то уполномочия, а если без законного основания, то хотя бы и с ее согласия. Наказание, по сходству деяния с любострастием (ст. 436 и 437) — исправительный дом. П. обывателей воинское преступное деяние, занесенное в воинский устав о наказаниях (ст. 193) и определяемое как самовольное занятие квартиры под военный постой или самовольное взятие подвод. За эти случаи П., а равно за всякие другие действия, клонящиеся к стеснению обывателей, виновные военнослужащие, когда дисциплинарное взыскание окажется не соответствующим их поступкам, подвергаются содержанию на гауптвахте (офицеры) или заключению в военной тюрьме (нижние чины) — если по роду содеянного не подлежат более строгому наказанию.

К.-К.

Притирания

— см. Косметики.

Притолока

— см. Ноккер.

Притча

Статья большая, находится на отдельной странице.

Притчард Чарльз

(Charles Pritchard, 1808—1893) — астроном, доктор богословия. Долгое время был преподавателем в средних учебных заведениях и только 62-х лет начал астрономическую карьеру, заняв место профессора и директора обсерватории в Оксфорде. Его деятельность почти исключительно была посвящена астрофотографии и фотометрии. П. первый применил фотографии к исследованию либрации Луны и определению параллаксов звезд. Он улучшил устройство клинового фотометра, получившего теперь широкое применение. Результатом его фотометрических работ была "Uranometria nova Oxoniensis" (1885), заключающая определения яркости 2784 звезд.

Притчард, миссионер

(Pritchard) — протестантский миссионер, великобританский консул на Таити, известный своей ролью в конфликте между Англией и Францией по поводу обладания этим островом. Французский адмирал Дюпети-Туар во время беспорядков на острове решился изгнать П. (в 1843 г.). Это чуть не привело к войне между Англией и Францией. Чтобы избежать столкновения, Людовик-Филипп согласился уплатить изгнанному 25000 франков вознаграждения. Уступчивость короля вызвала сильное общественное негодование во Франции; депутаты, согласившиеся на вознаграждение, прозваны были притчардистами.

Притчи евангельские

особая форма проповеди, которой И. Христос пользовался для изложения и объяснения истин своего учения. По своему существу П. есть вообще образная форма выражения мыслей; она свойственна всем народам на первоначальной ступени развития, но высшего развития достигла у народов семитической расы. Под словом П. (машал) евреи разумели всякую форму выражения, в которой отвлеченная мысль облекалась в образ или сравнение, например "вы свет миру", "вы соль земли", "если два слепца поведут друг друга, то оба упадут в яму" и пр. Позже П. развилась в целый рассказ; мысль изображалась наглядно в повествовании о целом событии, совершенно воображаемом или таком, которое имеет в своей основе историческую действительность. Оба рода притч встречаются уже в Ветхом Завете (см. например Исх., V, Иезек., XVII, 2 Цар., XII, Суд., IX), но верх совершенства и красоты эта форма речи получила в устах И. Христа, Который посредством притч делал доступными глубочайшие тайны своего учения для самых простых умов. Притчами в собственном смысле Христос начал поучать только после окончательного избрания апостолов и стал так широко пользоваться этой формой поучения, что удивились даже сами Его ученики и просили у него объяснения. Из объяснения, данного Христом (Матф., XIII; Марк., IV; Лук., VIII), видно, что эта форма проповеди стала необходимой ввиду неспособности народа воспринять новые евангельские истины в их отвлеченной прямоте, тем более, что многие из них, сказанные прямо, возбуждали даже недоумение среди слушателей, а в предубежденных — ожесточение и отрицание. Форма П., облекая истины в общедоступные образы, тем самым легче пролагала для них путь в сознание слушателей и, сглаживая их необычность, смягчала ожесточение предубежденных. Пораженный красотой этих общедоступных рассказов, народ слушал их до забвения о пище, неотступно следовал за божественным проповедником и с восторгом говорил, что Он проповедовал так, как никто еще из сынов человеческих, и во всяком случае не как фарисеи и книжники с их сухой моралью, не производившей никакого впечатления на слушателей. Всех притч в четвероевангелии насчитывается до 30, которые могут быть подразделены на три группы по их внутреннему смыслу и отношению к проповеди о царстве Божием. К 1 группе могут быть отнесены шесть притч, в которых рассматривается царство Божие в период его подготовления в Ветхом Завете: о виноградаре (Матф., XXI, 33—41), о браке царского сына (Матф., XXII, 1—14), о большом ужине (Лук., XIV, 16—24), об узких вратах (Лук., XIII, 24—30), о бесплодной смоковнице (Лук., XIII, 6—9) и о двух сыновьях (Матф., XXI, 28—32). В них изображается, как часто избранный народ оказывался неверен своему призванию и тем самым подготавливал свое отвержение. Вторая группа состоит также из 6 притч, в которых царство Божие рассматривается в истории его основания и распространения на земле. Сюда относятся П. о сеятеле (Матф., XIII, 3—8, 18—23; Марк., IV, 3—8, 14—20; Лук., VIII, 5—8, 11— 1 5), которая, по-видимому, была первым образцом этой формы проповеди, о горчичном зерне (Матф., XIII, 31, 32; Марк., IV, 30—32; Лук., XIII, 18, 19), о закваске (Матф., XIII, 33; Лук., XIII, 20—21), о неводе (Матф., XIII, 47—50) и о неправедном судье (Лук., XVIII, 1—8). Последняя группа состоит из 18 притч, в которых рассматриваются разные условия осуществления царства Божия на земле, о блудном сыне (Лук., XV, 11—32), о мытаре и фарисее (Лук., XVIII, 9—14), о добром самарянине (Лук., X, 25—37), о богатом и Лазаре (Лук., XVI, 19—31), о талантах (Матф., XXV, 14—30), о десяти девах (Матф., XXV, 1—13) и др. Во всех этих притчах заключается неисчерпаемое богатство религиозно-нравственного назидания; некоторые из них могут считаться высокозамечательными также с внешней, литературной стороны (например П. о блудном сыне). См. Vitring, "Schriftm ässige Erklä rung d. ev. Parabeln" (1717): Lisco, "Parabeln Jesu" (1832); Trench, "Notes on the Parables of our Lord" (1841; более 15 изданий; переведено и на русский язык — 2-е изд., 1890, под ред. А. П. Лопухина).

А. Л.

Притчи Соломона

— ветхозаветная библейская книга, помещающаяся в славянской русской Библии вслед за Псалтирью и состоящая из 31 главы. По своему характеру это книга поэтически-дидактическая, в поэтических формах излагающая возвышенные религиозно-философские истины с вытекающими из них нравственными положениями. В начальных словах книги прямо говорится, что эта "П. Соломона, сына Давидова, царя Израильского"; но затем в других местах авторство приписывается другим авторам, например неизвестным Агуру и царю Лемуилу; в последнем некоторые видят того же Соломона, выступающего под разными символическими именами (другие думают, что Лемуил был один из царей Аравии). Соответствующие отделы книги, приписываемые различным авторам, носят на себе признаки разнообразия в стиле и содержании; но в общем это книга весьма резко выраженного типа еврейской мудрости, величайшим представителем которой был Соломон. П. мудрейшего царя сохранились потомством и собраны были царем Езекией в одну книгу, которая и вошла в канон под названием "Книги притчей Соломоновых", хотя в нее могли быть внесены П. и других представителей древнееврейской мудрости. В книге П., как и в книге "Премудрость Соломона", прославляется мудрость, которая олицетворяется и сама выступает с вдохновенными изречениями в назидание людям. Книгу П. можно назвать философско-религиозным трактатом, в котором автор излагает добытые разумом и житейским опытом истины в формах дидактическо-поэтической речи, способной производить особенно сильное впечатление на слушателей. Многие изречения этой книги вошли в народное миросозерцание, отголоски ее влияния заметны и в Новом Завете, где много заимствований из нее и указаний на разные ее изречения (таких мест насчитывается до 35). См. Delitsch, "D. Solom. Spruchbuch" (1873); Beuss, "Philosophie relig. et morale des H ébreux" (1875); Bertheau, "D. Spruche Solomo's erklä rt" (1883) и др.

А. Л.

В греческой Библии П. называются паремиями (παροιμίαι). Смысл обоих наименований одинаков. Паремия, по объяснению Василия Великого, значит припутное (παρά — при и οιμος — путь), вроде верстового столба, изречение, т. е. такое, которое служит указателем пути, руководит человеком на путях жизни. Церковнославянское слово притча состоит из двух слов, при и тча (теча). Корень последнего слова, теку (бегу, поспешаю) — тот же самый, который слышится и в слове предтеча. От П. Христа Спасителя П. Соломона отличаются тем, что имеют вид суждений, тогда как П. Христовы суть рассказы . Книга П. пользовалась величайшим уважением не только у евреев, но и у христиан. Древние отцы церкви, по свидетельству Евсевия, назвали ее за ее высоко наставительный характер πανάρετος — сокровище всех добродетелей и βασιλικόν δωρον — царственный дар. Из книги П. часто заимствуются чтения в церковных службах; вследствие преимущественного употребления ее в церковном богослужении название паремии сделалось общим для всех церковных чтений, взятых из священных книг. В дни св. четыредесятницы православная церковь ежедневно, за исключением субботних и воскресных дней, предлагает христианам на вечернях паремии из книги П. как лучшее назидательное чтение в эти дни поста и покаяния. В дни четыредесятницы прочитываются по порядку, за исключением немногих стихов, почти целиком первые 24 главы и последняя, 31-я, с 8 стиха до конца. Несколько чтений из книги П. положено и на дни Воздвижения Креста Господня, Благовещения Пресвятой Богородицы и др. См. прот. Вас. Нечаев (епископ Виссарион), "Толкование на паремии из книги Притчей и из книги Премудрости Соломоновой" (М., 1888); X. Орда, "Руководство к последовательному чтению учительных книг Ветхого Завета" (Киев, 1871).

Притычка

— см. Позолота.

Притяжение и отталкивание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Притяжения и отталкивания между звучащими телами

— Вопрос о действии звуковых волн на различные тела далеко еще не выяснен, хотя и разрабатывался со стороны опыта многими учеными. Наиболее обстоятельные и разнообразные опыты по этому вопросу произведены Дворжаком (Dvorak, 1875—83). Дворжак и почти одновременно с ним А. Майер (A. Mayer, 1876) открыли, что звучащее тело (например камертон) отталкивает соответствующий, т. е. усиливающий его тон, резонатор. Это отталкивание можно объяснить тем, что в закрытой трубе, составляющей тот или другой вид резонатора, у закрытого ее конца, там, где образуется узел, средняя упругость воздуха, как оказалось, больше, нежели снаружи, в свободном воздухе, вследствие чего дно трубы испытывает большее давление изнутри, чем снаружи. Оба названных ученых устроили на этом основании акустические вертушки из четырех резонаторов (шаровых или цилиндрических), скрепленных между собой накрест стерженьками и подвешенных на нити или подпертых снизу острием; отверстия таких стеклянных или алюминиевых резонаторов обращены в одну сторону (по кругу), как в сегнеровом водяном колесе. Если поднести звучащий камертон, то вертушка приходит во вращение. Дворжак затем заметил, что простая картонная пластинка, в которой сделаны конические проколы, также отталкивается звучащим телом. Натянутые же перепонки обнаруживают и отталкивание, и притяжение, смотря по тому, как они настроены: если соответствующий им тон ниже, чем тон источника звука, то получается отталкивание; если же перепонка настроена выше, то она притягивается звучащим телом. Так как такие действия звучащих волн зависят от напряженности (или силы) звука, то ими можно пользоваться для измерения этой напряженности. И Майер, и Дворжак устроили для этой цели соответствующие приборы. Для той же цели лорд Райлей (Rayleigh, 1882) предложил пользоваться подвешенным диском, который стремится всегда встать перпендикулярно к направлению распространения звуковых волн.

Заслуживают еще особенного внимания опыты над взаимодействиями между звучащими телами и резонаторами, произведенные в самое последнее время (1897) П. Н. Лебедевым. Источником звука в его опытах служила Кундтовская стеклянная трубка, приводимая в продольные колебания и звучание натиранием ее. Резонаторы же состояли из тонких стеклянных трубок с пробками, передвижением которых можно было настроить надлежащим образом испытуемые резонаторы. Измерение силы взаимодействия производилось посредством приспособления, подобного крутильным весам Кулона. Оно состояло из горизонтального стержня, подвешенного на тонкой платиновой проволоке; резонатор прикреплялся к одному концу стержня, а на другом конце находился простой противовес; сила отталкивания или притяжения измерялась углом закручивания проволоки. Главнейшие результаты исследования г. Лебедева следующие: "Если резонатор настроен выше, то он притягивается источником звука; если же он настроен ниже, то он отталкивается" (подобно тому, как в опытах Дворжака с перепонками). Этот результат относится к тому случаю, когда резонатор находился в непосредственной близости от звучащего тела. При больших же расстояниях преобладает отталкивание. Подобный же закон найден П. Н. Лебедевым и для гидродинамических и для электромагнитных резонаторов. В этом обобщении заключается особый интерес рассмотренного исследования (подробности см. "Annalen der Physik und Chemie" von Wiedemann, 1897, т. 62).

Н. Гезехус.

Притязание

(претензия, Anspruch) — технико-юридическое понятие, вводимое некоторыми немецкими юристами (в первый раз Виндшейдом) для более точного определения состава юридического отношения (см.). Каждое право состоит из власти или господства над объектом его и притязания к другим лицам на уважение к этой власти или господству; нарушение обладания объектом обыкновенно вызывает претензию потерпевшего по отношению к нарушителю, выражаемую или в виде простого констатирования нарушения права или переходящую в судебное преследование нарушителя (иск). Понятие П., таким образом, шире понятия иска (см.). Некоторые юристы видят в П. наиболее существенный элемент юридического отношения, особенно в современном праве, где граница между вещными и личными исками значительно стерта; другие видят в нем существенный момент отличия права от нравственности (см. Право).

См. Windscheid, "Die Actio d. r öm. Civilrechts" (1856); "Pandecten", § 43; Kuntze, "Die Obligationen im rö misch. und heutig. Recht" (Лейпциг, 1886); Thon, "Rechtsnorm u. Subjectives Recht" (1875).

В. Н.

Приход в Англии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Приход в древней церкви

(в древней церкви — παροικία) — церковный округ населения, имеющий свой особый храм с причтом, совершающим священнодействия для прихожан. Особый П. может образоваться, если есть церковь и достаточные средства для содержания причта, в П. свыше 700 душ мужского пола — из священника, дьякона и псаломщика, а в П., имеющих менее 700 душ, — из священника и псаломщика. Исключения, по особым положениям, существуют для епархий западно-русских и кавказских, где П. образуются и при меньшем числе прихожан. В древней христианской церкви, а также в Древней Руси прихожане сами избирали членов причта, представляя в последнем случае епископу так называемые "заручные прошения", получившие начало после Владимирского собора 1274 г. Ныне это правило, как общее, отменено, но за прихожанами остается право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта своей церкви. Имущество каждой церкви и ее земельные владения составляют ее неотъемлемую собственность. Церковно-приходские дела не относятся к ведомству сельских и волостных сходов и не могут быть предметом их суждения. Мирские приговоры сельских и волостных сходов о мирских сборах в пользу церквей, на покупку колокола для церкви и т. п. признаются обязательными для крестьян данного общества. В случае просьб об образовании новых П. должны быть указаны средства для построения храма и содержания причта и для постройки домов для причта. Отвод установленных участков земли для причта во вновь открываемых П. возлагается на общества и лица, возбудившие ходатайство об образовании П.

Н. Б—в.

Общее собрание прихожан выбирает из своей среды членов приходского попечительства (см.) и доверенного человека для ведения церковного хозяйства — церковного старосту, избираемого прихожанами на три года, с согласия причта, при благочинном, и утверждаемого епархиальным архиереем, причем, если возникают сомнения в правильности выбора, дело рассматривается в консистории. При П. учреждаются церковно-приходские общества для организации благотворительности в кругу прихожан. В 1885 г. был возбужден Московским земством вопрос о восстановлении древнего права приходов избирать излюбленных людей на должность приходских священников. Синодом этот вопрос был разрешен отрицательно ввиду того, что избрание кандидата, как соединенное с нравственной ответственностью епископа, должно зависеть от личного его усмотрения и что если в истории и практиковались приходские выборы, то с большими беспорядками и злоупотреблениями и лишь по неимению специально подготовленных к священству кандидатов, а теперь такого недостатка не чувствуется. Впрочем, Синод признал, что "право прихожан в смысле заявления ими епископу своего желания иметь преимущественно известное лицо или в смысле свидетельства о добрых качествах ищущего рукоположения лица не было отменяемо и, как показывают восходящие в Синод дела, нередко применяется и в настоящее время". Отсюда ясно, что Синод считает возможным такое совмещение приходского выбора с нравственной ответственностью епископа за рукоположение, при котором одно другому не противоречит. Получение специально подготовительного к священству образования и право выбора прихожан на церковно-приходские должности также не исключают одно другого, потому что из нескольких лиц, получивших специальную подготовку, одно может быть более известно и более желательно, чем остальные. Не только в евангелической, но даже и в католической церкви на Западе представление или избрание кандидата на церковно-приходскую должность не считается посягательством на права епископа или противоречием нравственной ответственности епископа за рукоположение. См. Н. Суворов, "Курс церковного права" (т. II, Ярославль, 1890).

Приходские училища

— см. Начальное народное образование.

Прицветник

(bractea) — лист, из пазухи которого отходит цветочная ветвь или цветок. Листья на основании цветочной ветви или цветоножки, за которыми непосредственно или после нескольких верхушечных листьев следует цветок, называются предлистьями или прилистничками (prophylla, bracteolae). У однодольных обыкновенно только один П., находящийся на стороне ветви, произведшей цветок, и вследствие давления со стороны этой ветви — двукилевой. У двудольных прицветничков обыкновенно имеется два, отстоящих друг от друга на 180°, расположенных по сторонам цветка. Расположение первых листочков околоцветника находится в зависимости от положения П.

Прицел

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прицеливание оружия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прицельный угломер

Статья большая, находится на отдельной странице.

Причал

— термин речного судоходства: 1) канат, при помощи которого причалившее судно крепится к берегу, пристани или к другому судну; 2) куст свай или кольцо на них, к которому крепится канат во время причаливания.

Причард

Джемс-Коульс (Prichard) — английский психиатр и антрополог (1786—1848). Главные труды: "Researches into the physical history of man" (4 изд., 1841—1851), "Natural history of man" (4 изд., 1855), "The eastern origin of the celtic nation" (1831 и нов. изд. 1857), "Analisys of the egyptian mythology" (2 изд., 1838), "Review of the doctrine of a vital principle etc." (1829), "Treatise on insanity" (1835), "On the different forms of insanity in relation to jurisp r udence" (1842). П. первый ввел в науку о душевных болезнях термин "нравственное помешательство". Работы его много содействовали введению индуктивного метода исследования в область психиатрии и антропологии.

Причастен

(иначе — киноник, κοινωνικός) — богослужебное песнопение на литургии в православной церкви, исполняемое на клиросе во время приобщения священнослужителей. Он имеет несколько видов, смотря по содержанию: "П. дне", "П. святого", "П. праздника", и всегда оканчивается троекратным пением аллилуия. На литургии преждеосвященных даров П. служит стих: "вкусите и видите, яко благ Господь". Музыкальные формы П. малая — период, коленный склад.

Причастие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Причащение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Причетник

П., т. е. член причта церкви, иначе церковнослужитель; общее название всех клириков, за исключением священника и диакона: дьячков, чтецов, псаломщиков, пономарей и т. п. Их обязанность — чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях. До 1869 г. на них лежала также обязанность наблюдать за чистотой церкви. Штатный причетник особыми молитвами посвящается архиереем в стихарь (см. Посвящение).

Причетников

Василий Петрович (1767—1809) — живописец-пейзажист; поступив в воспитанники Императорской Академии художеств в 1773 г., был в ней пенсионером И. Бецкого и окончил курс в 1788 г. с чином XIV класса и с золотой медалью, после чего отправлен, для дальнейшего усовершенствования, за казенный счет в чужие края. В Риме занимался под руководством Гаккерта. По возвращении в СПб. в 1794 г. признан назначенным в академики, в 1798 г. определен преподавателем в пейзажном классе академии и через два года после того за "Вид в окрестностях Рима" (в музее Академии) получил звание академика. В 1809 г. за виды Италии и Павловска признан советником Академии. В том же году отправился в Северную Америку. Умер вскоре по возвращении оттуда. Несколько картин этого художника, написанных в манере Гаккерта, имеется в Императорском Царскосельском дворце; большой пейзаж его работы — в Московском публичном музее (у Ф. Прянишникова).

А. С—в.

Причина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Причинная связь в уголовном праве

— см. Уголовное право.

Причинность в истории

см. Прагматизм.

Причитания

Статья большая, находится на отдельной странице.

Причт

— состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви, как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.). П. каждой церкви образуется по положенному для нее штату, который составляется консисторией и архиереем по просьбам прихода и при непременной наличности достаточных средств содержания для всех членов П. На учреждение нового П., а равно на изменения в его составе каждый раз испрашивается архиереем разрешение Св. Синода. Содержание сельскому П. доставляют главным образом доходы за требоисправления у прихожан (разделяемые между членами П. по утвержденным Синодом правилам), земельная церковная собственность (не менее 30 десятин на П.), иногда — готовое помещение в церковных домах, жалованье (не во всех епархиях) от 140 до 400 рублей в год священнику. Столичным приходским П. жалованье за службу при церкви не полагается. См. Я. Ивановского, "Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству" (СПб., 1893). Ср. Приход.

Пришиб

(Пришибинское) — село Астраханской губернии, Царевского уезда, в 12 верстах от уездного города, на левом берегу реки Ахтубы, при впадении реки Пришиба, на тракте из Царева в Царицын. Жителей 16160, 3 церкви, 8 училищ (учащихся 423 мальчика и 77 девочек), 32 лавки, 1 паровая и 49 ветряных мельниц, 10 кузниц, 1 вольная аптека, 4 питейных заведения, 2 кожевенных и 2 кирпичных завода, еженедельные базары, 2 ярмарки, на которые привозится товаров на 427000 руб., продается на 356000 руб. Селу принадлежит 239 хуторов. На землях села 8 курганов с развалинами. Скотоводство, земледелие, бахчеводство и садоводство. Между жителями много сектантов, в особенности молокан-"евангеликов".

Пришибинское

(или Голодяевка) — село Астраханской губернии, Енотаевского уезда, в 63 верстах от уездного города, на правом берегу Волги, на Московском почтовом тракте. Жителей 4273. 2 церкви, 2 училища, 5 лавок, 64 ветряные мельницы, 4 кузницы, 2 питейных заведения, 1 рыболовная ватага.

Приштина

— город в Косовском вилайете, в Старой Сербии (в Турции), на реке Ситнице (на одном ее правом притоке), на восточном конце знаменитого Косова поля, на высоте 592 метра над поверхностью моря, на железнодорожной линии Салоники — Mитровица. Много церквей, 11 мечетей, рушдие (магометанское среднеобразовательное учебное заведение); базар, бани. Жители (от 18 до 20 тысяч) — преимущественно мусульмане. Близ Приштины развалины некогда величественного монастыря Гречаницы. П. служит главным сборным пунктом для военных сил западной части Балканского полуострова. Близ города находится гробница султана Мурада I, убитого сербским воеводой — князем Милошем Обиличем на Косовом поле в 1389 г. (см. Косовский бой). В 1808 г. сербы взяли приступом П., но уже в 1809 г. она была отнята у них турками.

Прищипывание

— см. Пикировка.

Приют Мариинский для ампутированных и увечных воинов

(в СПб.) — учрежден для призрения получивших увечья военнослужащих, для приспособления им искусственных конечностей и всякого рода аппаратов и механизмов. Состоит в ведении особого почетного попечителя. Св. воен. пост. кн. VIII, ст. 691.

Приюты детские

— см. Детские приюты.

Приюты для кормилиц

— содержимые общественными учреждениями или частными лицами убежища-конторы для найма освидетельствованных врачами кормилиц (см.). В такие приюты разрешено принимать также грудных детей для вскармливания и воспитания, что необходимо также для отсасывания молока у кормилиц, так как в противном случае оно может у них "пропасть". По закону П. должны иметь особые помещения для детей и для кормилиц с таким расчетом, чтобы на каждого ребенка приходились 2 куб. сажени воздуха, а на кормилицу — 3. Кроме того, требуется одна комната для изолирования детей, заболевших заразными болезнями. Все помещение должно удовлетворять гигиеническим требованиям. Дети, страдающие сифилисом, не принимаются в П., где помещаются здоровые, а могут быть принимаемы в особенные, для них устроенные, приюты или больницы, где имеются приспособленные для сего помещения. Вскармливание таких детей производится стерилизованным молоком. Все П. подлежат строгому врачебно-полицейскому контролю и могут открываться только с разрешения медицинских властей.

Г. М. Г.

Приюты родильные

— см. Родовспомогательные заведения.

Прияврата

(санскр. Priya-vrata) — в позднейшей индийской мифологии один из двух сыновей Брахмы и первой женщины Шатаруны (см.). По другим сказаниям, он был старшим сыном Ману Сваямбхувы (см.), т. е. приходился Брахме внуком. Бхагавата-пурана рассказывает, что П., недовольный тем, что только одна половина Земли в каждый данный момент освещается солнечными лучами, а другая погружена во мрак, семь суток сопровождал Солнце вокруг Земли в своей собственной огненной колеснице, двигающейся с такой же скоростью, желая обратить ночь в день. Брахма, однако, не позволил ему довести до конца задуманное дело. Колеи, проведенные движением колесницы П., образовали семь океанов, разделив Землю на семь материков. По Вишну-пуране, из десяти сыновей П. трое посвятили себя подвижничеству, а между остальными семью П. разделил вышеупомянутые семь материков.

С. Б—ч.

Приядарши

(санскр. Priya -darçî — отрадный взорам, красивый) — санскритская форма имени Пиядаси, которым называется в своих эдиктах знаменитый индийский царь и покровитель буддизма — Ашока. См. Индия, история.

Приятное и полезное препровождение времени

— периодическое издание, выходившее в Москве в 1794—1798 гг., два раза в неделю, при "Московских ведомостях". Издателями его были X. Ридигер и X. Клаудий, редакторами — сперва один В. С. Подшивалов, затем В. С. Подшивалов совместно с П. А. Сохацким, наконец, один П. А. Сохацкий. В издании принимали участие А. Воейков, И. Дмитриев, В. Измайлов, И. Крылов, А. Мерзляков, В. Пушкин и мн. др., в том числе и женщины-писательницы (Кологривова, А. и Н. Магницкие, княгиня Н. Оболенская, княгиня А. Щербатова, княгиня А. Шаликова и др.).

Н. Л.

Проа

— челн, употребляемый у малайцев для прибрежного плавания; форма узкая; нос и корма одинаковы; передвигается при помощи треугольного паруса из циновки. Иногда делается двойным (катамаран), причем части или одинакового размера, или одна меньше другой; обе части, расположенные параллельно одна другой, соединены между собой поперечными брусьями и раскосами или веревками. Формы П. очень разнообразны.

Предыдущая страница Следующая страница