Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "П" (часть 75, Про)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "П" (часть 75, Про)

Предыдущая страница Следующая страница

Продовольственные пункты

(воен.) — устраиваются при железнодорожных станциях, при управлениях уездных воинских начальников и на этапах для снабжения горячей пищей, хлебом и фуражами: частей войск — во время передвижения, новобранцев — до их сдачи в войска, запасных и ополченцев, призванных, но не отправленных по назначению, отдельно пересылаемых нижних чинов, маршевых и т. п. команд.

Продовольствие народное

Статья большая, находится на отдельной странице.

Продолговатый мозг

(medulla oblongata s. metencephalon) — самый задний отдел мозга позвоночных, переходящий в спинной. С мозжечком он соединен продольными комиссурами (crura cerebelli ad medullam) и содержит в себе четвертый желудочек, коего верхняя стенка образует заднее сосудистое сплетение (tela chorioidea posterior). Вышеупомянутые комиссуры образуют по бокам желудочка два утолщения или веревочные тела (corpora restiformia), a на дне желудочка образуются два утолщения или пирамиды (pyramides). Кроме проводящей роли П. мозг имеет весьма важное значение, как седалище весьма важных центров: дыхательного, сердечного и друг.

В. М. Ш.

Продолжение Древней Российской Вивлиофики

— сборник, выходивший в СПб. при Академии наук в 1786—1801 гг., по частям (всего 11), и посвященный русской истории. Имя издателя его неизвестно; предисловие к I-ой части подписано С. Я. Румовским. Содержание I ч. — Русская правда и Судебник Ивана Васильевича с примечаниями В. Н. Татищева; II ч — Новгородский Летописец; III и IV чч. — договорные грамоты князей; V, VI и VII чч. — поручные записи, крепости и др. грамоты первой половины XVI в; VIII—XI чч. — грамоты великого князя Ивана Васильевича к ногайским мурзам и последних к великому князю (по 1563 г.).

Продолжение к Своду военных постановлений

— см. Свод военных постановлений.

Продолжение Технологического Журнала

— см. Технологический Журнал.

Продолжительность жизни

— см. Население и Смертность.

Продольная

— река Приморской области, Гижигинского округа, левый приток Аклана. Длина до 100 верст. Большая часть течет по тундре. Более значительный приток — река Поперечная.

Продольник

— см. Масельга.

Продольный изгиб судов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Продуктивность труда

— см. Производительность труда.

Продуктивный отдел

— см. Каменноугольная система.

Продуктиды

(Pr oductidae) — вымершее семейство плеченогих (Brachiopoda), представители которого пользовались широким распространением в палеозойскую эру, а к центральному роду Productus принадлежат многие руководящие формы каменноугольных и отчасти пермских отложений. Свободная, реже приросшая раковина П. состояла из двух створок — одной выпуклой, другой вогнутой или плоской, соединенных длинным прямым замочным краем, лишенным смычной площадки. Поверхность раковины П. чаще струйчатая, украшенная многочисленными трубчатыми шипами. Некоторые формы, как например Productus giganteus, достигали 2 и даже более дюймов в ширину. К этому семейству принадлежит несколько родов: Productus, Strephalosia, Chonetes и др., чрезвычайно богатых видами. Представители пермских П. см. табл. окаменелостей пермской системы.

Б. П.

Продукты рыбные

— Под этим именем разумеются преимущественно добываемые из рыбы и приготовляемые в пищу икра, балык, вязига, клей, жир и т. п. В широком значении этого слова сюда относят также и рыбу, консервированную путем соления, и т. п. См. Рыбные продукты.

Проезжая грамота

(стар.) — вид, выдававшийся для проезда обыкновенно должностным лицам за известные прогоны или без прогонов; соответствует нынешней подорожной.

Проект уголовного уложения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Проект уголовного уложения 1813 года

— Стремления к преобразованию всего государственного строя, знаменующие начало царствования императора Александра I, не могли не коснуться и уголовного законодательства. С целью его коренной реформы в 1804 г. при министерстве юстиции была образована комиссия, главным деятелем которой явился барон Розенкампф, родом лифляндец, не знавший ни нравов, ни обычаев России, ни русского языка и притом, по отзыву Бентама, человек "радикально неспособный" (см А. Пыпин, "Русские отношения Бентама", "Вестн. Европы", 1868, № 10). При таких условиях работа никаких существенных результатов не имела. В 1808 г. во главе комиссии стал Сперанский, пригласивший в 1810 г. для составления П. уголовного кодекса галльского профессора Генриха Якоба, который хотя тоже, подобно Розенкампфу, не знал русского языка, но все-таки при помощи переводчика в 1812 г. исполнил возложенную на него работу. С падением Сперанского вновь выдвинулся Розенкампф, под руководством которого П. Якоба был переделан, отпечатан под названием П. 1813 г. и внесен в Государственный совет. В 1818 г. издан был в Галле немецкий перевод П. с предисловием Якоба. Департамент законов Государственного совета рассматривал и одобрил П. в течение 1813 и 1814 гг., но в общее собрание он поступил лишь после возвращения Сперанского из ссылки, через 10 лет. Смерть Александра I застала рассмотрение П. неоконченным; затем оно более не возобновлялось. П. 1813 г. отличался краткостью; в нем было всего 585 статей, разделенных на три главы, из которых первая заключала в себе общие положения (общую часть), что являлось впервые в русском уголовном законодательстве. Эта первая глава оказала значительное влияние на первый раздел Свода Законов уголовных 1832 г. См. Н. Таганцев, "Лекции", вып. I.

Проект уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1844 года

— см. Уложение о наказаниях. В продаже имеется П. с подстатейными объяснениями и запиской (1871).

Проекция

— см. Начертательная геометрия.

Проекция

— см. Начертательная геометрия и Картография.

Проекция карт

— см. Карты географические.

Проестевы

— дворянский род, отрасль древнего новгородского рода Софроновских. Предок их, Дмитрий Минич, был боярином у великого князя московского Василия Дмитриевича. Его потомок в 6 колене Давыд Григорьевич, по прозвищу Проесть, был ловчим московским († в 1534 г.). Матвей Павлович П. был воеводой на Белой (1580), его сын Степан († в 1651 г.) воеводой в Осколе (1618—19), наместником шацким и послом в Польше, с которой заключил поляновский договор (1634), за что пожалован в думные дворяне; в 1635 г. снова был послом в Польше, за что пожалован в окольничие, был послом еще два раза в Польше (1638 и 1645) и в Дании (1642). Его внук Петр Иванович был думным дворянином (1681); с ним пресекся род П.

В. Р.

Проести

— см. Волокита.

Прожекторы

— см. Электрическое освещение.

Проза

— Характеристика П. как особого склада мысли и речи, в известных отношениях противоположного поэтическому, сделана в статье Поэзия. С этой точки зрения П. тождественна с наукой; противоположение научного закона и поэтического типа вполне исчерпывает отношения между поэзией и П. Это противоположение яснее всего определено Вильг. Гумбольдтом: "поэзия берет действительность в ее наглядном проявлении, в том виде, в каком она доступна внутренним и внешним чувствам, не заботясь о том, что, собственно, делает ее действительностью, и даже намеренно отталкивая от себя этот вопрос. Переработав это наглядное проявление действительности в образ, она воплощает в нем художественно идеализированное целое. П., напротив, доискивается в действительности именно того, чем она коренится в бытии, тех нитей, которыми она с ним связана; связав затем отвлеченной формулой факт с фактом и понятие с понятием, она представляет их объективную связь в форме идеи" ("О различии организмов etc."). Нельзя противополагать поэзию и П. ни с точки зрения различия субъективности и объективности — разница здесь только в степени, — ни с точки зрения их влияния на чувство — эстетический и эмоциональный характер могут быть в высокой степени свойственны и П., — ни с точки зрения их материала — мир ирреальный в некоторых своих построениях доступен именно только П., науке, а не поэзии: таковы математические учения о многомерных пространствах, более далеких от того, что мы называем действительностью, чем самые идеальные измышления самого необузданного поэта-фантаста. Ввиду этого сходства поэзии и П. и по целям (познание) и по материалу (мир реальный и идеальный) невозможно определять П., как "те словесные произведения, в которых, по требованию и для удовлетворения собственно мыслящей силы души, воспроизводится в слове мир действительный или мир нашей мысли, с целью исследовать истину в области того и другого мира". В этом определении, выставленном старой эстетической теорией, нет ничего, что не было бы свойственно и поэзии. Иное, внешнее понимание термина прозы — вместе с иным пониманием слова поэзия — проводит между ними более определенное различие: это — отождествление поэзии со стихами, которое, собственно, и подало повод к выделению П. (prorsa, т. е. oratio proversa, речь, свободно стремящаяся вперед, в то время как стих должен всегда возвращаться обратно, versus), как особого вида речи, а вместе с тем и словесных произведений. С точки зрения науки, которая знает и художественные романы, и даже "стихотворения" в П., и дидактические (т. е. прозаические) произведения в стихах, такое деление принято быть не может, но в обыденной речи, за отсутствием других терминов, оно держится. Необходимо, однако, указать, что и прозаическая речь не так "свободна", как это может казаться с первого раза: ее структура подчинена своим законам, более сложным и менее уловимым, чем законы стихотворного ритма, но тем не менее несомненным. В ней нет рифмы и однообразия стихов и стоп, но есть иные проявления внешней симметрии и последовательности. На своеобразие прозаического ритма указывает с особенной очевидностью не столько дурная, негармоническая П., сколько попытки дать П. стихотворный ритм (так называемая "рубленая П."), действующие самым антиэстетическим образом. Деление П. на роды и виды (повествование — летопись, записки, биография, характеристика, некролог, история; описание — ученое и художественное, путешествие; рассуждение — аналитическое и синтетическое, критика; речь ораторская — политическая, судебная, академическая, духовная, спич), которым в современных учебниках исчерпывается вся теория П., не имеет ни научного значения, ни дидактических достоинств; то, что в ней есть научного, заимствовано из логики, остальное — мертвое наследие старинной риторики.

Ар. Г.

Прозвища

— в большом ходу в крестьянском быту, особенно в Малороссии, где при фамильном прозвании почти всегда бывает одно и иногда даже два уличных П. Они возникают в силу стремления к отчетливому различению лиц по характерным их особенностям, при чем во внимание принимаются выдающиеся черты физические или нравственные. По давности П. весьма различны; иные идут от прадеда, деда, иные чуть не вчера даны. Наиболее обычны П. от имени родителей (Петровы, Петренки, Ганченки от матери Агафьи и пр.), по месту жительства (Вербовый, Лозовой и пр.), по характерным чертам лица или характера (Мурмыло, Кисляк, Хорошун и пр.), по ремеслу (Кузнецовы, Рыбасы и пр.), от имен числительных (Первак, Третьяк, Пятак, Десятин и пр.), по названиям животных (Муха, Орлик, Голуб и др), по названиям растений (Березка, Калина, Малина и др.); реже встречаются П. с остатками исторических воспоминаний (Сердюковы, Гайдуковы и др.). В старину П. иногда вытесняли и заменяли фамильное прозвание; но если П. звучало странно и носитель его поступал в школу, то в старое время начальство, в особенности архиереи, заменяли его другим, более благозвучным. О малорусских П. см. статьи Н. Сумцова и В. Ястребова.

Прозектор

(в буквальном смысле производящий вскрытие или упражняющий учащихся в производстве их) — ученая должность, соответствующая ассистентству, при кафедрах, связанных с изучением анатомии, хирургии, гистологии, зоологии и др. При больших больницах полагаются по штату П. для вскрытия трупов с целью проверки прижизненного диагноза и для производства гистологических исследований.

Прозелиты

— Слово прозелит (еврейск. гейр и гейрим, от гур — пребывать, странствовать, приютиться, обитать где-либо) означает чужеземца, иностранца, странника, пришельца, поселенца (Быт., XXIII, 4; Исх., II, 22; XXII, 21; Числ., IX, 14; XV, 29—30; XXXV, 15; 1 Пар., XXIX, 15; Псал., XXXVIII, 13; Иер., XXII, 3; Зах., VII, 10). У семидесяти толковников слово это переводится различно, в особенности же словом προσήλυτος и другими подобными (πάροικος, παρεπίδημος, ξένοςγειώρας, ίουδαϊζοντες). Προσήλυτος (от προσέρχομαι — прихожу) — собственно пришелец, потом всякий переходящий из одной земли в другую, от одной общины к другой, особенно из одной веры в другую, новообращенный в какую-либо веру. Так в особенности назывались новообращенные в веру иудейскую из язычников (Матф., XXIII, 15; Деян., II, 10; VI, 5; XIII, 43 и др.). Пришельцы и иноземцы жили среди иудеев или израильтян со времени самого исхода их из Египта (Исх., XII, 38; Лев., XXIV, 10—16; Числ., XI, 4; 1 Нав., VI, 24; VIII, 35). В последующее время, при возрастающем благосостоянии Израиля, число их увеличивалось (2 Пар., II, 17). Некоторые из П. принимали обрезание и потому могли участвовать в жертвоприношениях и праздновании Пасхи, со временем они вступали совершенно в общество израильское (Исх., XII, 44, 48; Числ., XV, 14—16). П., всецело принявшие веру иудейскую, назывались П. правды, П. сынами завета, совершенными израильтянами. Другие пришельцы пользовались покровительством законов, служили в войске, при дворе, в числе телохранителей царских (ср. 2 Цар., XI, 6; XV, 18; XXIV, 16; 1 Пар., XI, 39, 46 и пр.), но, по-видимому, не принимали всецело закона Моисеева (Числ., X, 29; Суд., I, 16; IV, 11; 1 Цар., XV, 6; Иерем., гл. XXXV). По преданиям иудейским, этим П. вменялось в обязанность соблюдать так называемые Ноевы законы. Они не принимали обрезания, но вместе с иудеями посещали храм иерусалимский, приносили жертвы через священников и пользовались некоторыми правами; такие П. назывались П. врат. Название это, может быть, заимствовано из выражения "пришлец, который в жилищах твоих", по-еврейски — "во вратах твоих" (Исх., XX, 10; Второзак., XIV, 21; XXIV, 14), а может быть, произошло от того, что эти П. могли доходить только до врат притвора храма. Прозелитизм усилился, когда между иудеями стало ослабевать соблюдение отечественных законов и распространились нравы языческие, как это было после смерти Симона Праведного (умер в 1981 г. до Р. Х.), при первосвященнике Иасоне, когда много являлось отступников от веры (1 Маккав., I, 11; 2 Маккав., IV, 7—20). Такое отступничество должно было возбудить усиленную ревность в истинных поклояниках Иеговы. Со времен Маккавеев особенно сильно стала расти ревность к обращению язычников в иудейскую веру, и число П. стало умножаться. Так, Иоанн Гиркан принудил идумеев принять обрезание, Аристовул — итуреев; так же действовал Александр Ианней. К этому же времени относится и ревность фарисеев к обращению язычников, но она большей частью происходила не из чистых религиозных побуждений и делала обращенных лицемерами. И. Христос называет их сынами геенны, худшими самих фарисеев, обративших их (Матф., XXIII, 15); по свидетельству Иустина Мученика, они были самыми жестокими врагами и преследователями христиан. Примером может служить Ирод Идумеянин с его семейством. Были, однако, среди иудеев и такие, которые имели благотворное влияние на язычников. В Св. Писании они называются людьми богобоязненными, набожными, благочестивыми. Ко времени пришествия Христа Спасителя, многие благомыслящие язычники, не находя удовлетворения ни в религиозных обрядах, ни в языческой философии, страстно жаждали божественной истины, сокрытой в Ветхом Завете, хранителями которой были иудеи. Общение с иудеями, особенно благочестивыми, знакомство через них со священными книгами, с пророчествами о Мессии — все это имело благодетельные последствия для язычников, тем более, что тогда далеко уже распространилось ожидание Искупителя (ср. Матф., II, 1 сл.; Иоан., XII, 20—21; Деян., VIII, 27—28; XV, 21). В великие праздники такие язычники приходили в Иерусалим на поклонение; внешний двор храма для них был открыт (ср. Деян., XXI, 28); они посещали и синагоги (Деян., XIII, 42—44). Сотник, построивший иудеям синагогу, вероятно, был из подобных чтущих Бога язычников (Лук., VII, 2—10). Христианская вера усваивалась ими особенно легко (Деян., II, 7—12; VIII, 27, сл.; X, 1, сл.; XI, 19—21; XIII, 42—44; XVII, 4, 12, 17; XVIII, 4, 7 и др.). См. прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. III, СПб., 1883).

Прозенхима

— в анатомии растений ткань, состоящая из клеток, вытянутых в одном направлении и заостренных на концах; если клетки имеют приблизительно одинаковые размеры по всем направлениям или хотя бы и вытянуты односторонне, но на концах не заострены, то такую ткань называют паренхимой. Оба слова чаще всего употребляют в форме прилагательных (прозенхиматический и паренхиматический), для обозначения указанного свойства самых различных тканей растения.

Прозерпина

(Proserpina) — в римской мифологии богиня подземного царства, жена Дита (Плутона), дочь Цереры. Имя ее не что иное как латинизированное греческое имя Персефона (см.). По другому толкованию, так называлась римская богиня, способствовавшая произрастанию (proserpere) семени и слившаяся позднее, по введении греческих культов, с богиней Персефоной.

Н. О.

Прозоналгия

— см. Невралгия.

Прозопография или просопография

(с греч.) — описание характера и жизни таких лиц, которые являются в произведениях поэтов и других писателей действующими или рассуждающими.

Прозопопея

(греч. πρώσοπον — лицо и ποιεϊν — делать) — вид метафоры (см.), заключающийся в олицетворении, одушевлении, например:

С улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

О громадной роли П. в ходе первобытной мифопоэтической мысли см. Поэзия.

Прозорливые

— так называются святые, имевшие от Св. Духа "слово мудрости, пророчество, различение духов" (1 Кор., XII, 8 и 10). П. прорекали будущее, прозревали в сердцах приходивших к ним людей и на основании этого внутреннего прозревания утешали и утверждали благочестивых и обличали нечестивых. Таков был, например, преподобный печерский Матвей Прозорливый, подвизавшийся в XI в. (память 5 октября).

Прозоровские

— княжеский род, происходивший от св. князя Давида Федоровича Ярославского († в 1321 г.), младший сын которого, Михаил, был удельным князем моложским. Внук последнего, князь Иван Федорович, был родоначальником угасших князей Судцких и П., получивших имя от села Прозорова Моложского уезда (Ярославской губернии). Князь Семен Васильевич П. († в 1660 г.) был боярином при царе Алексее Михайловиче; один из его сыновей, князь Иван, боярин и первый воевода в Астрахани, тяжело раненный при взятии этого города Стенькой Разиным, был сброшен с башни по приказанию Разина, а малолетний сын его повешен за ноги на городской стене (1670); другой сын князя Семена Васильевича, Петр меньшой, был боярином в правление царевны Софии. Из 9 внуков князя Семена Васильевича шестеро были боярами; один из них, князь Петр Иванович, во время первой поездки Петра Великого за границу был членом совета, управлявшего государством. Князь Иван Андреевич († в 1786 г.) был генерал-аншефом, князь Александр Александрович (см.) — фельдмаршалом. Род князей П. пресекся в 1870 г., но еще в 1854 г. фамилия эта была передана князю Александру Федоровичу Голицыну и его потомству, с правом писаться князем П.-Голицыным. Род князей П. внесен в V часть родословной книги губерний Московской и Тульской (Гербовник, I, 11).

Прозоровский Александр Александрович

(князь) — генерал-фельдмаршал (1732—1809); воспитывался в сухопутном кадетском корпусе; во время 7-летней войны был несколько раз ранен; во время первой при Екатерине II войны с Турцией участвовал в покорении Крыма князем Долгоруким. Когда после заключения мира крымцы восстали против поставленного Россией хана Шагинь-гирея, П. рассеял мятежников и восстановил спокойствие в стране. С 1780 г. управлял Орловско-Курским наместничеством; в 1790 г. назначен главнокомандующим в Москве и сенатором. Император Павел вверил П. начальство над Смоленской дивизией, но уже в 1797 г. уволил в отставку с удалением на жительство в деревню. В 1808 г. П. назначен главнокомандующим армией, действовавшей против турок. Обремененный годами и болезнями, П. просил себе в помощники Кутузова. Предпринятый П. штурм Браилова (1809) не имел успеха и стоил нам до 3 тысяч человек. Два месяца спустя П. решился перейти через Дунай и овладел Исакчей, Тульчей и Бабадогом, но вскоре после того умер в своем лагере, близ Мачина.

Прозоровский Дмитрий Иванович

(1820—1894) — известный археолог. Получил домашнее воспитание, служил в министерстве государственных имуществ; с 1870 г. читал лекции по медальерному искусству в Императорской Академии художеств и с 1885 г. в Археологическом институте — по русской палеографии и метрологии. Свою литературную деятельность П. начал беллетристическими произведениями в журнале "Маяк" за 1842—44 гг.; таковы его "Гибель и спасение" (повесть), "Жених сочинитель", "Чувство при разлуке", "Нина или невеста до рождения" и др. В том же журнале написал ряд рецензий и статей: "Слова, употребительные в Вологодской губернии" и др., напечатанных под псевдонимом "Фома Костыга". Многочисленные статьи и заметки П., преимущественно касавшиеся русской метрологии и нумизматики, печатались в "Москвитянине", "Журнале Министерства народного просвещения", "Трудах археологических съездов", "Древностях Московского археологического общества", "Записках Академии наук", "Сборнике" и "Вестнике" Археологического института, в настоящем "Энциклопедическом словаре", но более всего — в "Записках" и "Известиях" Императорского спб. археологического общества, в котором П. состоял действительным членом и хранителем музея. Отдельно изданные сочинения П.: "Монета и вес в древней России до конца XVIII в." (СПб., 1865; этот труд, являющийся до сих пор единственным в нашей литературе, упрочил за П. славу лучшего метролога и вызвал восторженные отзывы К. Н. Бестужева-Рюмина и Н. И. Костомарова); "Новгород и Псков" (СПб., 1880); "Опись древних рукописей, хранящихся в музее Имп. археологического общества" (СПб., 1879); "Каталог русским монетам, хранящихся в музее Имп. археологического общества" (СПб., 1865); "Полный каталог русским медалям и монетам, хранящимся в музее Имп. археологического общества" (СПб., 1866), "Собрание польских и других печатей, принадлежащих Имп. Академии наук" (СПб., 1881); "О старинном русском счислении часов" (СПб., 1877); "О названиях славянских букв" (в "Вестнике археологии и истории, изд. Археологическим институтом", вып. VII, СПб., 1 8 88); "Псаломник" (ib.); "О слове Мокачно" (ib.); "Чтения по истории славяно-русской палеографии" (отт. из "Вестника Археологического института", 1892); "Новые разыскания о новгородских посадниках" (отт. из "Вестника Археологического института", 1892). Ср. В. Рудаков, "Пятидесятилетие учено-литературной деятельности Д. И. П." (в "Русской жизни", 1894 г., № 104).

В. Р—в.

Прозороки

— местечко Виленской губернии, Дисненского уезда, в 30 верстах от уездного города. Православная и католическая церкви, костел. Жителей 45.

Прозоры

— дворянский род герба Прозор или Прозоровский, неосновательно считающий себя происходящим от князей П. и восходящий к началу XVII в. Иосиф П. († в 1787 г.) был воеводой витебским, сын его Карл († в 1833 г.) — обозным великим литовским и маршалом литовского трибунала. Маврикий Эдуардович П., автор нескольких брошюр по дипломатической части, ныне генеральный консул в Веве и Женеве. Род П. внесен в VI часть родословной книги Ковенской губернии.

В. Р.

Прозрачная кожа

— см. Замша.

Прозрачность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Проигра

— брачный полет медоносной пчелы (Apis mellifera), во время которого матка летит, окруженная трутнями, и копулирует с одним из них; см. Пчелы и Трутень.

Проигра

— первый вылет молодой пчелы для расправления крылышек и ознакомления с положением своего жилища. Освободившись от испражнений, пчела влетает в улей и там остается около восьми дней, когда вновь возобновляет свою П., причем описывает все большие и большие круги около жилища и затем улетает за взятком, впредь уже не сбиваясь с пути к своему улью. Под П. вылетает матка сначала для ознакомления местности, а затем для встречи с трутнем. П. не следует смешивать с выигрой (см.). П. резко различается от беспокойного и беспорядочного кружения пчел—воровок.

Е. К.

Производитель и промышленник

— еженедельная газета, выходившая в СПб. в 1859 — 1861 гг., сначала два раза в неделю, потом еженедельно. Ред.-изд. Н. Лебедев.

Производитель и промышленник

— специальная газета, посвященная торговле и промышленности; выходила в С.-Петербурге, под редакцией Н. Лебедева, в 1859—1861 гг., сперва два раза в неделю, а с 1860 г. — еженедельно.

Производительная способность

— см. Размножение.

Производительно-подсобные товарищества

(Werkgenossenschaften) — союзы трудящихся лиц, имеющие целью приобретение за общий счет помещений или орудий для производства при сохранении, однако, индивидуального пользования последними. Члены таких товариществ делают взносы, из которых образуется капитал предприятия; управление находится в руках выборной администрации, руководимой и контролируемой общими собраниями членов. Производительно-подсобные товарищества имеют целью сделать доступными для мелких производителей дорогие машины, приобретение которых затруднительно для отдельных лиц. В одних случаях товарищества образуются для приобретения мотора, приводящего в движение орудия или машины единичных производителей, в других — для покупки машин, которыми члены пользуются поочередно (например, молотилок, штамповальных машин); иногда образуются общества для найма или устройства общей рабочей мастерской (кузницы, обжигательной печи, сушильни). До настоящего времени таких товариществ образовалось, однако, очень мало. Чтобы организовать общую покупку и пользование орудиями производства, нужна известная привычка к общественным предприятиям, уменье взаимно приспособлять личные интересы, что встречается среди ремесленников, крестьян и других мелких производителей далеко не часто. В Германии, например, насчитывалось в 1896 г. всего 21 П.-подсобное товарищество в промышленности и торговле (ассоциации мясников для содержания общей бойни, посыльных — для содержания экипажей и др.); более распространены такие товарищества в земледелии, где их существует до 248; целью их является содержание животных-производителей, общая покупка и пользование сельскохозяйственными машинами, например молотилками, сеялками, плугами, машинами для приготовления корма скоту и пр. В других государствах статистики этих товариществ не существует, но, по-видимому, они распространены еще менее. В Австрии встречаются союзы для общего содержания животных-производителей, в Италии (существуют в Ломбардии) товарищества для устройства общих мельниц и пекарен. В России подобные товарищества встречаются среди кустарей: так, гвоздари соединяются для устройства общей кузницы, горшечники — для устройства обжигательной печи, ножовщики — для покупки личильной машины, рыболовы — для заведения сетей и т. п.

М. С—в.

Производительность или продуктивность труда

(в производстве хозяйственных благ) — соотношение между количеством затраченного труда и получаемым результатом. Степень П. труда определяется количеством продукта, получаемого на единицу времени. Так, 1 час труда, в течение которого создается 10 фунтов пряжи, вдвое производительнее 1 часа труда, результатом которого является 5 фунтов пряжи. П. труда играет громадную роль в народном хозяйстве. Возможное увеличение ее представляется одной из главных задач всей хозяйственной жизни народа, так как оно сопровождается увеличением производимых продуктов и, следовательно, более широкой возможностью для людей удовлетворять своим потребностям. В современном экономическом строе этот момент осложняется, однако, вопросом о покупательной способности потребителей. П. труда имеет значение во многих экономических проблемах, например, в вопросе о возникновении предпринимательской прибыли в теории поземельной ренты. Степень П. труда зависит от ряда условий, изучение которых под названием законов П. труда входит в отдел учения о производстве. Такими условиями являются силы природы, качество человеческого труда (интенсивность и ловкость), наличность капитала, организация производства. Чем больше человек пользуется силами природы, тем больше он может создать в течение того же периода времени продуктов; увеличение интенсивности и ловкости труда, умножение капитала точно так же сопровождаются возрастанием количества производимых благ на единицу времени; наконец, из способов сочетания участвующих в производстве лиц и факторов производства (организация производства) одни увеличивают П. труда, другие ей противодействуют. В области экономической политики П. труда имеет значение в вопросе о сокращении рабочего дня. По свидетельству всех исследователей этого вопроса, сокращение рабочего дня (конечно, в известных пределах) сопровождается ростом П. и интенсивности труда, в результате чего это сокращение, весьма желательное по общественно-экономическим соображениям, не составляет даже ущерба для предпринимателей. См. Brentano, "Das Verh ältniss des Arbeitslohns zur Arbeitsl eistung und Arbeitszeit" (есть русский перевод).

М. С—в.

Производительные товарищества

Статья большая, находится на отдельной странице.

Производительный труд

— Вопрос о П. труде впервые был научно поставлен и разработан Адамом Смитом; но еще раньше Петти говорил о производительных классах населения, которые создают материальные и полезные предметы, а физиократы признавали П. труд земледельцев, как создающий чистый доход. Адам Смит называет П. тот труд, результатом которого является какой-нибудь материальный предмет, обладающий ценностью. Все виды труда, не создающие материальных предметов, называются Смитом непроизводительными; сюда относится труд чиновников, ученых, прислуги и т. д. Все эти непроизводительные работники, по мнению Смита, содержатся из доходов, создаваемых П. классами населения. Со времен Смита вопрос о П. труде не перестает занимать экономистов. Одни из них защищают высказанную Смитом точку зрения, другие возражают против нее, третьи, наконец, пытаются найти средний путь. К первой группе относятся преимущественно английские ученые (Мальтус, Рикардо, Кэрнс, также Родбертус и др., а из русских экономистов Чупров). Писатели, принимающие в данном вопросе среднюю точку зрения (Милль, из русских экономистов Исаев), сохраняют основное положение Смита, что только тот труд производителен, который ведет к созданию материальных благ, но расширяют его пределы, относя к нему также и те виды труда, которые косвенно содействуют производству материальных предметов, как, например, труд врача, излечивающего рабочего, труд судьи, охраняющего материальное богатство жителей, и пр. Наоборот, большинство новейших экономистов (главным образом французских и немецких — Сэй, Дюнойе, Гарнье, Бланки, Фр. Лист, Рошер, Вагнер и мн. др.) восстают против делаемых Смитом и его последователями ограничений понятия П. труда. Они считают непоследовательным в логическом отношении исключать из сферы П. труда труд, создающий нематериальные блага, только потому, что эти блага не могут сберегаться, накапливаться или не представляют собой предметов, которые могут быть передаваемы из рук в руки. Прежде всего неспособность к сбережению, преходящий характер существования присущи, подобно нематериальным благам, также и некоторым материальным предметам (некоторые химические вещества, мороженое и др.). Далее, всякий труд, создающий что-либо удовлетворяющее человеческим потребностям, должен считаться П., раз затрата мускульной и нервной энергии происходит согласно принципу хозяйственности, т. е. в наименьшем при данных условиях количестве; материальность объекта представляется здесь совершенно второстепенным признаком. Благо, созданное трудом человека, обладает меновой ценностью независимо от того, материально оно или нематериально. При таком решении вопроса понятие П. труда совпадает с понятием хозяйственного труда, которому противополагается нехозяйственный труд (например, труд третьего рабочего, поднимающего тяжесть, когда для поднятия ее достаточно двух рабочих); с этой точки зрения весь спор о П. труде оказывается праздным.

М. С—в.

Производная функция

— см. Дифференциальное исчисление.

Производное владение

— так со времени Савиньи называют те случаи владения (см.) в римском праве, которые не укладываются в господствующую теорию, требующую в виде необходимого условия защиты владения намерение иметь вещь для себя, усвоить ее себе (animus domini, animus rem sibi habendi). Сюда относятся: а) владение залогопринимателя взятой в залог вещью, на первых порах лишь движимой, а затем и недвижимой; б) владение прекариста (см. Прекарий); в) владение вещью, отданной в секвестр (см.); г) несколько спорных случаев, как владение эмфитевты и суперфициара (см.). Попытки примирения этих случаев с господствующей теорией вызвали обширную литературу. Опровергнув господствующую теорию владения, Иеринг показал, что основание защиты этих видов обладания имело основанием соображения целесообразности, которые в современном праве привели к еще большему числу случаев П. владения (например арендатора и других лиц, являющихся с точки зрения римского права лишь "держателями"). Так как цель защиты владения — охранение наличного порядка обладания имуществами от самоуправных действий отдельных лиц, то эта защита дается всем лицам, которые в данный момент наиболее способны оказать противодействие самоуправству. Она дается собственнику, когда есть возможность предполагать, что он находится на месте и может всегда выступить на защиту своих прав; но она может быть дана и другим владельцам, или в интересах собственника, когда возможно предположить невозможность для него постоянного наблюдения над вещью, или в интересах самих временных владельцев. Защита последних против собственника составляет основную тенденцию современного гражданского права. Современные формы обладания тесно связаны в одну систему, в которой одни виды опираются на другие и без них немыслимы. Современное владение обратилось, таким образом, из владения в виде собственности во владение в виде отдельных правовых форм вещно- и обязательственно-правового обладания; иначе говоря, владение и П. владение слились в одно понятие. Литература, кроме указанной в ст. Владение: Holmes, "The common law" (Бостон, 1881); Heusler, "Institutionen des deutschen Privatrechts" (II, 1886).

В. Н.

Производные слова

(грамм.) — термин, употребляемый в школьной грамматике, но не имеющий определенного научного значения. Буслаев ("Историч. грамм.", изд. 2, стр. 84) дал такое определение его: "слова, происшедшие с помощью окончаний от других слов, именуются производными, например дн-евной; слова же, которых произвести от других слов нельзя, именуются первообразными, например день (церк.-слав. дънь)". Но с научной точки зрения и само слово день подходит под Буслаевское определение П. слова, ибо состоит из корня и суффиксальных элементов (по Буслаеву, "окончаний"), а корень его в свою очередь некогда был и словом (до присоединения к нему суффикса). Т. е. понятие П. слова довольно неопределенно, и границы между П. и первообразным словом являются в действительности очень туманными. Тем не менее, у этого грубоватого различения школьной грамматики есть действительная основа, верно подмеченная, но неточно и неправильно сформулированная в термине. Нетрудно заметить, что П. словами называются только те слова, морфологический состав которых вполне ясен, принцип строения которых еще живет в языке и дает возможность новых образований, выражающих определенный оттенок основного значения; под первообразными же словами разумеются слова, составные части которых не только вошли в соединение в более древние эпохи, но и вообще уже не чувствуются в отдельности, утратили морфологическую жизнеспособность и никаких особых оттенков значения не выражают, одним словом, представляются "интегрированными".

С. Б.

Производство

— в экономическом смысле процесс создания человеческим трудом хозяйственных благ или предметов, служащих для удовлетворения человеческих потребностей. Некоторые экономисты относят к П. создание одних материальных благ, другие — также создание и нематериальных благ (см. Производительный труд). П. может быть разделено на следующие категории: 1) добывание сырья в готовом виде из запасов природы (добывающее П. — охота, рыболовство, горная промышленность); 2) размножение животных и растительных продуктов при помощи естественных сил природы (сельскохозяйственное П. и его отрасли: лесоводство, скотоводство, рыбоводство и пр.); 3) переработка сырья в пригодный для потребления человека вид (обрабатывающая промышленность); 4) передача хозяйственных благ от производителей к потребителям (торговое и перевозочное дело). К этим категориям некоторые экономисты присоединяют еще 5) нематериальное П., которым занимаются представители либеральных профессий и искусства, чиновники, прислуга. Учение о П. в экономической науке распадается на следующие части: учение о факторах П. — природе, труде и капитале, и учение об организации П.

Производство исполнительное и охранительное

— см. Исполнительное и Охранительное производство.

Производство сокращенное и упрощенное

— см. Сокращенное производство.

Произвол

— уклонение от старинного знаменного пения. В рукописях это уклонение от надлежащего характера обозначалось на полях словом П.

Произвольное зарождение

(первичное зарождение, generatio spontanea s. aequivoca) — процесс возникновения организмов из неорганизованной материи. Аристотель — и вообще древние — не имели вполне ясного представления о различии между живой и мертвой материей, почему и допускали П. зарождение в самых широких размерах. Аристотель полагал, что каждое сухое тело, делаясь влажным, а влажное — сухим может произвести животных. По Плинию, роса, сгущаясь на листьях капусты, дает гусеницу бабочки; пыль дает моль, а огонь производит пиралид и т. п. Те же идеи господствовали и в средние века, и в начале новой эпохи. Гарвеем в X VII в. было высказано положение, что все живое развивается из яйца, т. е. каждое животное происходит от себе подобного, но это положение, однако, не применялось к внутренним паразитам. Реди доказывает, что в мясе не заводятся черви, если его накрыть и не допускать до него мясных мух. Исследованиями его и Свамердама все более и более расширяется область применения Гарвеевского положения, но только в середине этого столетия благодаря трудам Зибольда и Лейкарта безусловно доказывается положение, высказанное еще Палласом, что паразиты, как и все прочие животные, происходят от себе подобных и попадают в организм извне, хотя иногда весьма сложным путем. Тогда П. зарождение было удержано лишь для микроорганизмов. Одна из заслуг Пастера состоит в том, что он показал невозможность первичного зарождения и для микроорганизмов. Если вода обеспложена, т. е. все живое убито в ней, например кипячением, и если потом ее держать в запаянной колбе, или прекратить доступ микроорганизмов и их спор из воздуха, заткнув горло сосуда ватой, или сосуд держать в глубоких подвалах, где нет пыли в воздухе, то никогда ни один живой организм в такой воде не появится. Неудачным защитником гипотезы П. зарождения выступил Пуше. Но опыты Пастера были настолько убедительны, что в настоящее время П. зарождение не допускается более, по крайней мере для современной геологической эпохи. Попытка Геккеля видеть реализацию этой гипотезы в существовании глубоководной морской слизи, или батибия, которому сначала приписывали свойства живого организма, также оказалась неудачной. Батибий (Bathybius Haeckelii) был вытащен с большой глубины при прокладке трансатлантического кабеля. В нем видели движение, и хотя клеточных ядер не было найдено, но были найдены особые известковые отложения. Геккель высказал предположение, что батибий возникает путем П. зарождения на дне моря и воскресил, таким образом, идею натурфилософов о первичной слизи (Urschleim), находящейся на дне океанов и являющейся источником жизни. Вопрос о батибии не решен вполне, но Мёбиусом было высказано предположение, что батибий не что иное как осадок гипсовых солей, образующийся от приливания к глубинной морской воде алкоголя. Его известковые тельца принадлежат, по мнению некоторых, пелагическим, т. е. живущим на поверхности моря, водорослям и опускаются на дно после разложения этих водорослей. Что же касается движения, то оно могло быть броуновским, могущим иметь место во всякой жидкости с взвешенными в ней мельчайшими частицами. Если в настоящее время мы не можем допустить процесса П. зарождения, то вопрос изменяет направление, если свяжем его с вопросом о первом появлении жизни на Земле. Рихтер и Гельмгольц допускали возможность занесения живых организмов на Землю с других планет метеорами, но такая постановка вопроса лишь переносит его разрешение с одной планеты на другую. Прейер высказал другое предположение, а именно что мертвая материя произошла от живой, а не наоборот, что вся Земля представляла некогда гигантский живой организм, коего большая часть отмерла и образовала неорганизованную массу Земли, а меньшая — сохранилась в виде живой материи. Ферворн справедливо на это замечает, что с общефилософской точки зрения, конечно, движение и жизнь одно и то же, но вопрос сводится к тому, когда появился на Земле тот процесс, который мы называем жизнью с точки зрения физиологической, иначе говоря, когда появились организмы, коим свойственен обмен веществ, состоящий в постоянном питании, с одной стороны, и выделении — с другой. Обмен веществ немыслим при той температуре, в которой находилась сначала Земля, и только с ее охлаждением мог настать момент, когда возник обмен веществ, т. е. появилась жизнь. Иначе говоря — гипотеза Прейера приводит нас логически к признанию все того же П. зарождения на Земле, имевшего место в отдаленнейшую геологическую эпоху. Вряд ли необходимо принимать, что первоначальные организмы имели характер клеток. Биологи пришли к заключению, что сама клетка состоит из конечных элементов, или биобластов, и весьма возможно, что жизнь появилась в виде таких первичных просто устроенных биобластов, способных к обмену, раздражению, движению и размножению делением. Во всяком случае гипотеза П. зарождения все-таки единственная, представляющаяся нашему уму при решении вопроса о появлении жизни на Земле. Ср. Ферворн, "Общая физиология" (перев. Мензбира и Иванцова).

В. Шм.

Произвольные мускулы

— см. Ткани.

Происхождение вида

— см. Вид.

Происхождение человека

Статья большая, находится на отдельной странице.

Происхождение честных древ креста Господня

— праздник православной церкви 1 августа. Он перешел на Русь из Константинополя (где установлен не позже IX в.), в котором состоял в изнесении из императорского дворца в храм Софии сохранившейся части креста Христова, причем совершалось водоосвящение. В течение двух недель эту святыню носили по городу, служа при этом литии для освящения мест и для отвращения болезней. Наименование праздника — "происхождение" (вместо изнесение, исхождение) честных древ креста — неточный перевод греческого названия. Ныне в этот праздник при богослужении бывает вынос креста на середину храма и поклонение ему, а после литургии — крестный ход на воду.

Пройар

(Lié vain-Bonaventure Proyart, 1748—1808) — аббат, церковный историк. Был каноником в Аррасе; во время революции эмигрировал, в 1801 г. возвратился во Францию. Напечатал в Лондоне (1800) книгу "Louis XVI d étrôné avant d'ê tre roi"; в 1803 г. появилось новое ее издание, а в 1805 г. — продолжение, озаглавленное: "Louis XVI et ses vertus aux prises avec les perversit és de son siè cle". Это злобная и многоречивая критика французской революции, которую он считает делом философов, франкмасонов и иллюминатов. Другие его сочинения: "L'ecolier vertueux" (1772; около ста изданий), "Histoire de Loango, Kakongo et autres royaumes d'Afrique" (1776), "Vie du dauphin, p ère de Louis XV" (1778), "Vie du dauphin, père de Louis XVI" (1777), "Histoire de Stanislas I, roi de Pologne" (1782), "Vie de messire d'Orléans de La Motte" (1788), "Vie de Marie Leszinska, reine de France" (1794), "La vie et les crimes de Robespierre, surnommé le Tyran" (1795), "Vie de m-e Louise de France" (1818). "Oeuvres complètes de l'abbé P." изданы в 17 томах.

Пройма

(артил.) — поверочный инструмент, употребляемый, между прочим, для обмера корпуса снарядов при приеме их с завода; в этом случае П. представляет собой пластинку из закаленной стали с вырезом, отвечающим сечению снаряда по длине его при наибольших допусках для наружных диаметров и длины снаряда и при наименьшем допуске длины головной его части. При накладывании П. на снаряд определяют величину зазоров и удостоверяются в правильности фигуры снаряда.

Проказа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прокамбий

или прокамбиальные пучки в анатомии растений так называются группы нежных живых клеточек, образующие в стебле или корне, ниже точки роста (верхушки), продольные шнуры; из них вслед за сим образуются проводящие пучки. Подробнее см. Стебель, анатомия его.

Прокат

(отдача вещей на П.) — выражение, употребляемое для обозначения найма движимых вещей. Взять на П. музыкальный инструмент, например, значит заключить с магазином договор найма, по которому одна сторона пользуется вещью в течение определенного срока и за известную плату, сообразно с предписаниями закона, назначением вещи и специальными условиями соглашения, а другая — предоставляет это пользование и заботится о поддержании вещи в годном для ее назначения состоянии (см. Наем имуществ).

Прокатные станки

— см. Вальцы.

Проквестор

(proquaestor, pro quaestore) — промагистрат, заступавший место квестора, умершего или отбывшего с поста. Так назывался и бывший квестор, которому пророгировалась власть. В императорскую эпоху эта должность не встречается.

Прокес

— св. мученик; вместе с мучеником Мартинианом был надзирателем в Мамертинской темнице, когда апостолы Петр и Павел были заключены в ней по приказанию Нерона. Обращенные к вере Христовой чудесами апостолов, П. и Мартиниан претерпели истязания и были обезглавлены. Память П. 11 апреля.

Прокеш Владислав

(Prokesch) — польский критик и журналист. Род. в 1863 г.; сотрудничает в " Правде ", литерат. прибавлениях к " Краю ", " Атенеуме ", " Тыгоднике Иллюстрированном " и друг. Из работ П. более известны: "Nasi powiesciopisarze" (1886), "Monitor, czasopismo polskie z XVIII w." (1895), "Pierwsza emancypantka z XVIII w." (1900), "Marya Konopnicka w ś wiecie Krytyki literackiej" (1902).

Прокеш-Остен

Антон (граф Prokesch von Osten) — австрийский дипломат и писатель (1795—1876). Был австрийским посланником в Афинах и Берлине, уполномоченным Австрии на франкфуртском сейме, послом в Константинополе. Сочинения его: "Denkw ürdigkeiten aus dem Leben des Feldmarschalls Fü rsten K. zu Schwarzenberg" (Вена, 1823; нов. изд. 1861), "Erinnerungen aus Aegypten und Klein-Asien" (ib., 1829—31), "Das Land zwischen den Katarakten des Nil" (там же, 1831), "Reise in's Heilige Land" (там же, 1831), "Geschichte des Abfalls der Griechen vom t ü rk. Reich" (там же, 1867), "Mehemed Ali" (там же, 1877), "Mein Verhä ltniss zum Herzog von Reichstadt." (Штутгарт, 1878). E. Мюнх издал "Denkw ü rdigkeiten und Erinnerungen aus dem Orient von Ritter Prokesch v. Osten." (Штутгарт, 1836—37); один из друзей П. собрал его "Kleine Schriften" (там же, 1842—44); затем издана его переписка ("Briefwechsel mit Herrn von Gentz und dem F ü rsten Metternich" (Вена, 1881). Во время пребывания в Германии и Турции П.-Остен собирал греческие монеты; им изданы сочинения: "Nicht bekannte europ äisch-griechische Mü nzen" (В., 1845), "Inedict a meiner Sammlung autonomer altgriech. Mü nzen" (B., 1854), "Les monnaies des Rois Parthes" (П., 1875).

Прокимен

(от греч. προκειμενος — впереди лежащий) — название стихов, произносимых чтецом или диаконом и повторяемых пением на клиросе перед чтением апостола, евангелия и паремии. В прокимнах, обыкновенно заимствованных из Св. Писания, выражается кратко смысл или последующего чтения ("П. апостола", "П. евангелия", "П. дне" и пр.), или службы дня. "П. дне", произносимые на вечерне, печатаются в последовании вечерни, в "Служебнике", а П. евангелий утренних и литургийных в "Месяцеслове" при "Служебнике". Из П. выделяются "П. великие", содержащие в себе не один, а три стиха; они положены только на великие праздники Господни, а также на воскресенья великого поста, кроме недели Ваий.

Проккаччини

(Proccaccini) — семейство итальянских болонских художников: 1) Эрколе П. (1520—1591) — живописец, основатель школы эклектиков в Милане; его работы отличаются весьма тщательной отделкой, но сухим письмом. 2) Камилло П. (1546—1625), живописец и гравер, сын и ученик предыдущего, подражал Корреджо и Пармеджанино, умел наблюдать натуру, но в то же время страдал излишней манерностью и неровностью исполнения. Прожив некоторое время в Болонье и не будучи в состоянии соперничать там с Карраччи, переехал в Рим и занялся изучением Рафаэля и Микеланджело. Впоследствии окончательно поселился в Милане. К его лучшим произведениям следует отнести: "Мадонну с Младенцем-Спасителем" (в церкви С.-Мария дель-Кармине, в Милане), "Поклонение пастырей" (в музее Брера, там же), "Рождество Христово" (в болонской пинакотеке) и "Распятие св. Петра" (в церкви св. Петрония, в Болонье). Из гравюр П. особенно достойны внимания "Бегство в Египет" и "Мадонна с Младенцем и св. Петром и Антонием". 3) Джулио Чезаре П. (1548—1626), живописец, брат предыдущего, ученик своего отца, первоначально был скульптором. Обратившись потом к живописи, посетил Рим и Венецию, а затем работал почти исключительно в духе Корреджо, которому не без успеха подражал в небольших картинах. В 1618 г. был приглашен в Геную для живописных работ в герцогском дворце. Из произведений этого художника должно отметить "Мадонну с Младенцем Спасителем" (в церкви св. Афра в Брешии), "Обрезание Господне" (в Моденской галерее), а также три картины в Императорском Эрмитаже: "Св. Семейство" (№ 262), "Богоматерь с Младенцем" (№ 263) и "Обручение св. Екатерины" (№ 264).

Прокл, архиепископ константинопольский

— архиепископ константинопольский (434—446), один из самых близких людей при Иоанне Златоусте, мощи которого в 439 г. привез в Константинополь. В 429 г. один из первых выступил с публичным обличительным словом против Нестория; первый указал на еретический характер сочинений Федора Мопсуэтского. После него остались проповеди (числом 21), по отзыву древних, напоминавшие отчасти Златоустого, отчасти Василия Великого. Позднейшая критика порицает их за излишний риторизм. Из них две проповеди о Богородице важны по догматическим мыслям о лице И. Христа; в одном из 4 слов на Рождество Христово важно свидетельство о христианских праздниках. В "Послании к армянам о вере" содержится трактат о воплощении И. Христа. Важно также свидетельство П. о древней литургии Иакова, сохранившееся в виде отрывка из не дошедшего до нас в полном виде сочинения. Монографии о нем см. в "Трудах Киевской акад.", 1895.

Прокл, мученик

1) св. мученик, родом из города Калипты близ Анкиры; был распят за Христа в начале II в.; 2) священномученик (диакон), обезглавлен около 305 г. в Италии.

Прокл, спартанский царь

(Procles) — царь спартанский, сын Аристодема, один из двух братьев-близнецов (П. и Эвристен), по преданию, родоначальник царской семьи Проклидов (Агиадов).

Прокл, философ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прокламация

(лат.) политическая краткий призыв к какому-либо действию (собранию, сходке, манифестации, подаче голоса за того или иного кандидата), а иногда просто воззвание с выражением чувств по поводу какого-либо события со стороны политической партии, группы или даже отдельного лица. П. печатаются (иногда литографируются) на отдельных листках и либо расклеиваются на уличных столбах для объявлений, углах улиц, заборах, либо разбрасываются и раздаются в народе, либо разносятся по квартирам. Особенно распространены бывают П. во время политических выборов. Их широкое распространение возможно только в странах со свободной политической жизнью и со свободой печати, хотя и там П., призывающие к бунту или другим преступлениям, содержащие в себе оскорбление главы государства и т. д., признаются преступными, конфискуются полицией и влекут за собой арест и судебное преследование участников их издания и распространения. Иногда особым законом запрещаются П. какой-либо отдельной партии (закон против социал-демократов в Германии 1878—90). В странах без свободной политической жизни П. всегда являются противозаконными и могут распространяться только тайно. В противоположность П. как произведению партии подобное заявление со стороны правительства называется манифестом. Этот последний термин употребляется иногда и в применении к воззваниям партий, но только тогда, когда они имеют характер простого извещения о тех или иных событиях или воззрениях партии.

В. В—в.

Прокламация главнокомандующего

— так называются в положении о полевом управлении войск письменные распоряжения главнокомандующего, обращаемые к жителям занятых войсками неприятельских областей.

Проклейка бумаги

— см. Бумага писчая.

Проклейка вина

— Если созревание винограда происходит правильно, сусло (сок), полученное из здоровых ягод, вполне перебраживает, а вино подвергается в погребе тщательному уходу, то оно (вино) со временем совершенно очищается само собой и может быть разлито без ущерба в бутылки. На практике, однако, такие результаты составляют исключение, и вино подвергается обыкновенно так называемой проклейке. В погребном хозяйстве принято очищать белые вина рыбьим клеем, а красные — желатином или яичным белком; в случае же неудачи — пользуются разными другими веществами. Профессор Неслер советует очищать: 1) белые вина, бедные дубильными веществами (присутствию которых он придает большое значение) и не содержащие слизи, — рыбьим клеем; белые и красные вина, богатые дубильными веществами, — желатином; 3) красные вина со средним содержанием дубильных веществ — яичным белком; 4) белые вина, отличающиеся темным цветом, бедные дубильными веществами или становящиеся при доступе воздуха черными или бурыми, — молоком; 5) белые вина с темной окраской, богатые дубильными веществами, — желатином; 6) слизистые, больные "ожирением" вина — испанской глиной. Вина, предназначаемые к П., должны быть спущены предварительно с дрожжей или вообще осадка; вина же, мутнеющие на воздухе, лучше перед П. перелить в окуренные серой бочки. Вино, подвергшееся П., перекачивают осторожно в другую бочку, как только оно сделается чистым; долгое оставление вина на осадке от вещества, взятого для П., рискованно, ибо осадок может разложиться (в особенности легко в теплом погребе), обусловить образование слизи и окончательную порчу вина.

В. Таиров. Δ .

Проклиза, проклитические слова

— см. Ударение.

Проклятия

— имеют большое значение в жизни большинства народов, в сфере частной, семейной, общественной и даже государственной жизни. Ветхозаветные книги полны П.: отцы проклинают детей и даже сам Иегова проклинает змея, проклинает Каина. У классических писателей также часто встречаются П. У греков и римлян П. имело широкое применение: проклинались нарушители договоров, изменники, осквернители гробниц. В большом ходу были П. у древних индусов, скандинавов, в домонгольской Руси. И ныне П. играют немаловажную роль в жизни славянских и германо-романских народов. В особенности странным считается родительское П. Кое-где, например в Италии, П. сопровождаются обрядовыми действиями — становятся на колени, рвут на себе волосы и т. п. П. направлены, главным образом, против здоровья и жизни, часто против имущества, иногда против общественного положения, против родителей и даже против загробной жизни. Между П. разных народов обнаруживается значительное сходство, иногда даже тождественность, в зависимости от общих психологических мотивов. Особый отдел составляют весьма обычные в старое время церковные П. и анафематствования, поражавшие не только отдельных лиц, но целые города и области (см. Интердикт). См. IX т. "Сборника Харьк. историко-филологич. общества" (1896).

H. Сумцов.

Прокол оперативный

(Punctio, парацентез) — прокалывание естественной или патологически образовавшейся жидкости (иногда газов), удаления которой другим путем нельзя ожидать, равно как иногда в диагностических целях (пробный прокол). Операция производится с помощью троакара, т. е. полой трубки, в который вставлен остроконечный стилет, вынимаемый после П. Вытекающая через трубку жидкость собирается в сосуд. К П. приходится прибегать иногда при брюшной водянке предсердия, грудной клетки, мочевого пузыря и др., если накопившаяся жидкость затрудняет деятельность важных органов, в них включенных. Никогда нельзя выпускать слишком много жидкости, равно как необходимо немедленно наложить давящую повязку во избежание возможных сильных кровоизлияний в образовавшуюся пустоту с отрицательным давлением.

Г. М. Г.

Проколки

— орудия для прокалывания или продырявливания, прототипом которых служили первоначально человеку его собственные зубы, также острые клыки животных, растительные шипы и иглы, острые осколки камня и т. д. Человек, однако, уже рано перестал удовлетворяться теми остриями, которые даются природой, и начал изготавливать их искусственно, пользуясь деревом, камнем, костью и рогом. Собственно для П. пользовались обыкновенно осколками кремня, один конец которых тщательно оббивался мелкими ударами в тонкое острие, тогда как остальная часть осколка оставалась не отделанной. Такие П. (per ç oirs — французских археологов) встречаются в большом числе в отложениях палео- и неолитической эпох; ими пользовались, вероятно, при обработке кож, дерева, кости и т. д. Некоторые дикари и не пошли далее кремневых или костяных П. и шильев, с помощью которых они тачали и шили, другие дошли до изобретения иглы, значительно облегчившей и ускорившей шитье. Древнейшие иглы найдены в палеолитических пещерных отложениях Франции и Швейцарии; они изготавливались из твердых звериных костей, из которых вырезались кремневыми ножичками небольшие продолговатые кусочки, подвергавшиеся затем отделке, заострению, шлифовке и проделыванию на одном их конце сквозного отверстия (кремневыми П.). Позже это искусство было, по-видимому, утрачено, судя по тому, что в неолитических отложениях многих стран костяные иглы совершенно неизвестны (их заменяли, очевидно, П. и шилья); иглы снова входят в употребление уже в металлический период, когда они делались сначала из меди или бронзы, причем ушко получалось из загиба петлей тупого конца иглы и лишь впоследствии стало делаться продырявливанием.

Д. А.

Прокоп Голый

(Лысый) позднее названный Великим (род. около 1380 г.) — знаменитый гуситский вождь. Он был племянником богатого пражского дворянина и купца Генриха Пуша из Цах (de Aquis), который усыновил его и предназначил к духовному званию. Получив образование в Праге, П. довершил его в путешествиях по Франции, Испании, Италии и Палестине и, возвратившись на родину, сделался священником. Скоро он принял гуситство; в 1421 г. попал за это в тюрьму; с открытием гуситских войн присоединился к Жижке и, уже женатый, отправлял священнические обязанности; после смерти Жижки, в 1426 г., стал главным предводителем таборитов. В этом же году П. под стенами города Ауссига разбил наголову немцев; в 1427 г. вытеснил из Моравии Альбрехта Австрийского и опустошил австрийские земли до Дуная, а потом, вместе с П. Малым, и Силезию. Одержав верх над умеренными гуситами и завладев Прагой, П. еще раз разбил немцев и опустошил Силезию, Моравию и Венгрию до Пресбурга, а в 1429 и 1430 гг. — Мейссен, Франконию и Нижнюю Баварию. После новых опустошений Моравии и Силезии император Сигизмунд попытался, но безуспешно, войти в соглашение с П. в городе Эгере. Когда кардинал Юлиан организовал новое крестоносное ополчение под начальством Фридриха Бранденбургского (90000 пехоты, 40000 конницы, 9000 возов, 150 пушек), оно разбежалось, лишь только услышало о приближении П., который окончательно разбил крестоносцев под Домажлицами (1431 г.) и прошел Лузацию до Франкфурта, опустошив потом Силезию. В 1433 г. П. был в числе 8 чешских послов на Базельском соборе, произносил огненные речи, но без успеха возвратился домой. Когда в 1433 г. умеренные гуситы признали "базельские компактаты", а дворянская реакция явно стала брать верх, П. вместе со своими таборитами дал реакционной партии битву под Липанами (1434 г.), где был разбит и убит.

Н. Я—в.

Прокоп святой

— чешский патрон, родившийся, по легенде, в конце Х века в деревне Хотуни близ Чешского Брода. Вступив в бенедиктинский орден, поселился около Сазавы; случайно сделался известен князю Ольдриху, выбравшему его своим духовником. В 1032 г. князь Ольдрих стал строить на месте жительства П. монастырь (Сазавский), оконченный и одаренный князем Бржетиславом. Аббатом этого монастыря был св. П. Умер в 1055 г. Память его празднуется католической церковью 4 июня. Легенда о св. П., памятник старочешской литературы (в пергаментной рукописи XIV в., открытой в Кениггреце), издана в I т. "Starobyl á Skladanie" Ганки. См. A. Patera, "Pam. Star é lit. č." (VIII, 1); Feifalik, "Studien, I. Sanct Prokops Leben" ("Sitzungsberich. d. Akad. der Wiss.", B., XXX, 414).

Н. Я—в.

Прокопий Газский

(род. в конце V в.) — ритор и богослов греческий; в царствование Юстина, около 520 г., преподавал риторику. Написал много сочинений, между которыми более известны комментарии на прор. Исайю (изд. на латинском и греческом языках в Париже в 1580 г.), схолии на книги Царей и Паралипоменон (изд. на греческом и латинском языках в Лондоне в 1620 г.) и на притчи Соломона (рукоп. в национальной библиотеке в Париже) и письма, в числе 60-ти (изданы в коллекции Альда, в Венеции, в 1499 г.).

Н. Б—в.

Прокопий святой

— с этим именем известны следующие святые: 1) св. П. Декаполит, т. е. по происхождению из города Декаполя (в Палестине); в первой половине IX в. пострадал за почитание икон; 2) св. великомученик П. Будучи язычником, он занимал видное место в войске Диоклетиана и был им послан с отрядом для уничтожения христиан в Александрии. На пути он был обращен ко Христу чудесным явлением креста на небе, после чего стал ревностным распространителем христианства в Скифополе. По доносу своей матери, остававшейся язычницей, он был заключен в темницу, где был крещен; своей твердостью обратил ко Христу два отряда войска, много женщин и в том числе свою мать. Все они были обезглавлены в Кесарии Палестинской в 303 г.; 3) мученик, пострадавший при Диоклетиане в 303 г. в Кесарии Палестинской; 4) юродивый устюжский, чудотворец († в 1303 г.). Варяг родом, сын богатых родителей-латинян, он, прибыв в Новгород по торговым делам, пленился красотой храмов и пением православным, вступил в иноки Хутыня монастыря и начал юродствовать; зимой, без одежды, претерпевая разные издевательства, он дошел до Устюга Великого, где поселился в убогой хижине и обличал на улицах пороки граждан, плача, угрожая гневом Божиим. Древнее житие П. сообщает о многих совершенных им чудесах и делах добра, 4) св. юродивый вятский; скончался в 1627 г. Мощи П. почивают в Успенском Трифоновом монастыре; память 21 декабря.

Прокопий, историк

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прокопович Андрей Семенович

(умер в 1826 г.) — писатель, воспитанник, позже ректор Харьковского коллегиума, протоиерей. Сочинения его: "Слова и речи на праздники" (М., 1809), "Мысли при чтении послания ап. Павла к Солунянам" (СПб., 1819), "Галатам" (1820), "Колосеянам" (1820) и "Ефесеянам" (1826), "Харьковский календарь" (Харьков, 1809), "Lexicon eccles. scriptorum nec non haerethicorum" (ibid., 1813—1818), "Latina chrestomathia pro discentibus po ësin" (ibid., 1810), "Latina chrestomathia pro discentibus rhetoricam" (ibid., 1811).

Прокопович Максимилиан

(Prokopowicz, 1788—1807) — польский историк. Его труды: "Listy papieza Klemensa XIV" (Краков, 177?), "Przypadki wielkie z mał ych przyczyn" (ib., 1786), "Kròtki zbiòr chronologii historyi kosciclné j" (ib., 1787) и мн. др.

Прокопович Николай Яковлевич

(1810—1857) — поэт, друг H. В. Гоголя, с которым воспитывался в гимназии высших наук князя Безбородко; был преподавателем русского языка и словесности в спб. кадетских корпусах. Писать П. начал рано и во всех родах поэзии, но, неуверенный в себе, печатал свои произведения весьма неохотно, хотя стих у него очень гладкий и общее направление его поэзии очень симпатично. Собрание его стихотворений издано Гербелем в 1858 г. (СПб.). И. И. Панаев в своих "Воспоминаниях" говорит, что П. был "большой чудак и добрейший человек". Перед Гоголем он благоговел и с большой охотой занимался изданием его сочинений. О переписке между ними см. Гербель, "Николай Яковлевич П. и отношения его к Гоголю" ("Современник", 1858, № 2; перепечатано в книге "Стихотворения H. Я. П."), и Е. Петухов, "H. В. Гоголь. Заметка о письмах его к H. Я. П., 1832—1851 г." (в "Русской старине", 1892, № 11). Биографические данные о П. см. в собрании его сочинений (самая подробная биография, Гербеля) и в сборнике: "Русские поэты в биографиях и образцах" того же Гербеля (СПб., 1888), также в "С.-Петербургских ведомостях" (1857, № 130, некролог).

В. Р—в.

Прокопович Петр Иванович

(1775—1850) — устроитель первой в России школы пчеловодства. По окончании курса в Киевской духовной академии служил до 1799 г. в военной службе и затем, поселившись в своем имении, занялся пчеловодством, которое из промысла возвел до степени науки. Уже в 1808 г. к нему приезжали со всей Малороссии для изучения этого дела. Через 28 лет своих занятий по пчеловодству П. напечатал статью о нем в "Земледельческом журнале" (1827). В 1828 г., при поддержке Общества сельского хозяйства, он открыл школу пчеловодства, и с тех пор почти ежегодно доставлял о ней отчеты в общество и печатал свои статьи в его изданиях. Кроме того, П. принадлежат: "Грамота пчеловода или искусство изображать определенными знаками различные состояния пчелиных семей" (в "Журнале сельского хозяйства", 1836) и "Школа пчеловождения" (напечат. в 1866 и 1874 гг.).

Прокопович Феофан

— см. Феофан.

Прокопович-Антонский

Антон Антонович (1762 [Год рождения П.-Антонского точно не установлен: указывают еще 1753 и 1771 гг., но последний следует признать безусловно неверным, в виду последующих точно известных годов.] — 1648) — писатель, воспитанник Киевской духовной академии и Московского университета, где занимался преимущественно науками медицинскими и естественными; будучи профессором того же университета, первый преподавал " натуральную историю" на русском языке и сельское хозяйство (кроме того — энциклопедию и минералогию). В Благородном университетском пансионе П.-А. был инспектором, потом директором и много сделал для улучшения пансионского воспитания и образования. В качестве "визитатора" он посещал училища в Московской и др. губерниях и всюду старался способствовать их развитию. В последние годы жизни заведовал земледельческой школой московского Общества сельского хозяйства, а также изданием журнала и трудов его; был вторым вице-президентом; состоял членом и председателем возникших тогда при Московском университете обществ: "Общества русских ученых", "Общества любителей русской словесности" (принимал самое деятельное участие в издании 26 томов "Трудов" Общества), "Собрания университетских питомцев" и "Собрания питомцев университетского благородного пансиона". При его непосредственном участии членами последнего издавались: "Утренняя заря" (1800—1808), "В удовольствие и пользу" (1810) и "Каллиопы" (с 1815 г.). Еще раньше он сотрудничал в "Покоящемся трудолюбце" (1784) и "Вечерней заре" (1785); в 1785—89 гг. вышли его учебные пособия для воспитанников благородного пансиона — "Чтения для сердца и разума", в которых заметно стремление автора сблизить литературную речь с разговорной, упростить язык; с 1788 по 1790 гг. он издал 10 томов "Магазина натуральной истории, физики и химии"; в 1798 г. — ст. "О воспитании" (по Бэкону, Локку и Руссо), которая долго считалась образцовой и по содержанию, и по языку. Любопытна его речь (1811 г.) "О преимуществах и недостатках российского языка". Ср. Шевырев, "А. А. Прокопович-Антонский" (М., 1848); "Журнал Минист. народного просв.", 1849 г., ч. LXI (некролог, из "Отчета Академии наук по отделению русского языка и словесности" за 1848 г.); "Русские люди" (изд. Вольфа, СПб., 1866). Много писем к П.-Антонскому Дашкова, Давыдова, Зонтаг, Капниста напечатано в "Русском архиве" (1892 г., ч. I и II; 1889 г., ч. III; 1883 г., ч. I).

В. Р—в.

Прокопье

(сербск. Прокопље, Прокупље) — город в Топлицком округе сербского королевства, на левом берегу реки Топлицы, в 32 км на запад от города Ниша. Жителей около 5000, частью арнауты.

Прокоракоид

(procoracoideum) — хрящ или кость переднего пояса позвоночных, лежащая впереди коракоида и отделенная от него вырезкой или окошком. У млекопитающих П. в виде косточки, не достигающей грудины, имеется только у яйцеродных (Ovipara s. Monotremata).

В. M. Ш.

Прокофьев

Иван Прокофьевич (1758—1828) — скульптор, сын портного, поступил в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств в 1764 г. и пользовался по части скульптуры руководством Н. Жилле, окончил академический курс в 1778 г. со званием художника XIV класса и большой золотой медалью, присужденной ему за группу "Жертвоприношение Авраама". Год спустя П. вылепил барельеф — "Проклятие Хама", за который был награжден золотой медалью. В 1786 г. признан академиком и занял должность преподавателя в скульптурном классе, в 18 0 0 г. произведен в профессоры. Занимался преимущественно исправлением старых и изготовлением новых скульптурных произведений для дворцовых садов Петергофа и Гатчины, а также сочинением проектов разных монументальных изваяний, большинство которых, однако, осталось неосуществленным. Из оригинальных работ этого художника известны фигуры тритонов (в Петергофском парке), небольшая, но превосходная бронзовая статуя Актеона, преследуемого собаками (в Русском музее императора Александра III) и "Спящий пастушок" (в музее Академии художеств). Они свидетельствуют, что Прокофьев обладал значительным талантом, отлично знал рисунок и трудился в манере французских скульпторов конца XVIII столетия.

А. С—в.

Прокошев Павел Александрович

(род. в 1868 г.) — писатель, профессор томского унив. по кафедре церковного права; образование получил в казанской духовной академии. Главные его труды: " Канонические труды Иоанна, епископа смоленского " (Казань, 1895, маг. диссерт.); " Церковное судопроизводство в период вселенских соборов (accusatio) и влияние на него римско-византийского процессуального права " (ib., 1900); " Прискиллиан и прискиллианисты " (ib., 1900).

Предыдущая страница Следующая страница