Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "С" (часть 22, Сво - Свя)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "С" (часть 22, Сво - Свя)

Предыдущая страница Следующая страница

Свод местных узаконений губерний остзейских

— состоит из трех частей, из которых первые две изданы были на нем. и русск. языках при Высоч. указе 1 июня 1845 г., а третья — при Высоч. указе 12 ноября 1864 г. При составлении этого местного С. имелось в виду соблюсти в размещении постановлений порядок, принятый в общем своде законов. Части С. делятся на книги, книги на разделы, разделы на главы, главы на отделения, в которых постановления изложены в форме статей. В первой части, состоящей из введения и 6 книг, изложены учреждения присутственных мест прибалтийских губерний. Статьи этой части, с введением в 1889 г. в прибалтийских губ. судебных уставов, потеряли, в большинстве случаев, свою силу. В настоящее время губернии эти управляются по общему учреждению, и отступления от последнего, допущенные для Прибалтийского края (напр., постановления о мызной полиции), помещены во II т. Свода Законов изд. 1892 г. Вторая часть С., состоящая из введения и трех книг, посвящена постановлениям о состояниях (кроме сельских обывателей). К первым двум частям С. издано в 1853 г. продолжение. Третья часть С., состоящая из введения и 4 книг, содержит законы гражданские. Изменения, внесенные в эту часть в 1889 г. при введении в Прибалтийском крае судебных уставов, вызвали издание Продолжения к ней 1890 г. Об источниках и ходе кодификационных работ по. составления С. см. Прибалтийское право (см.). Частное издание 3-ей части С. выпущено Нолькеном (СПб., 1891).

Свод морских постановлений.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свод правил для парадов, торжественных встреч и нарядов войск на погребение

(воен.) — изд. в 1886 г. Содержание видно из названия.

Свод штатов

(воен.) — см. Штаты.

Сводничество (юрид.)

— содействие непотребству или блуду в тесном смысле, т. е. добровольному любодеянию. Оно выделяется из общего понятия соучастия и наказывается как самостоятельное преступное деяние ввиду того, что добровольное любодеяние признается в настоящее время наказуемым лишь тогда, когда между виновными существовали особые личные отношения. При любодеянии недобровольном или насильственном, равно при блуде противоестественном, участники наказываются на общем основании. Субъектом С. могут быть лица обоего пола; немыслимо только С. в отношении самого себя, ибо оно предполагает деятельность третьего лица, направленную для содействия двум другим. По своей юридической конструкции, С. есть посягательство на общественную нравственность, преследуемое в видах предупреждения разврата. Со стороны внутренней, деяние должно быть умышленным, с внешней — может состоять в самых разнообразных действих положительного характера: в доставлении средств, в устранении препятствий, в склонении к недотребству уговорами, обещаниями и т. п. С. наказывалось еще по римскому праву. Уложение о нак. в первых двух изд. (1845 и 1857 гг.) различало два вида С.: простое и квалифицированное. Первое обнимало случаи содействия непотребству со стороны лица, не состоящего в особых личных отношениях к сводничаемым, и каралось денежным взысканием, а при обращении в ремесло — лишением свободы. В действующем законодательстве оно особо не предусматривается и наказывается на основании ст. 44 Уст. о нак., налаг. мир. суд., предусматривающей "неисполнение распоряжений правительства, относящихся к предупреждению непотребства и пресечению вредных от оного последствий"(арест до 1 месяца или штраф до 100 руб.). Ко второму виду С. относятся С. родителями — детей, независимо от пола и возраста (ст. 998 улож.), мужем — жены (ст. 999), малолетних и несовершеннолетних — опекунами, учителями или другими лицами, имеющими за ними надзор (ст. 1000). Во всех этих случаях назначается ссылка на житье или отдача в исправительные арестантские отделения. По проекту уголовного уложения наказывается тюрьмой виновный в С.: девицы от 12 до 16 лет, без употребления во зло ее невинности; девицы от 16 до 21 г., заведомо для него девственной; жены, дочери или состоящей под его властью или попечением; восходящей или нисходящей родственницы или свойственницы, или боковой родственницы второй степени. Дела о С. рассматриваются в суде при закрытых дверях. Ср. И. Фойницкий, "Посягательства на личность и имущество"; Н. Неклюдов, "Руководство" (т. I).

К.-К.

Сводно-казачий лейб-гвардии полк

— сформирован в 1906 г. в составе 4 сотен, на образование которых обращены: л.-гв. Уральская каз. сотня, 1 сотня от Оренбургского каз. войска, по полусотне от Сибирского и Забайкальского и по взводу от Астраханского, Семиреченского, Амурского и Уссурийского каз. войск.

Свойская лодка

— большое беспалубное судно, употребляемое на Каспийском море при лове красной рыбы в "чернях", т. е. в прибрежных частях моря и близ островов.

Свойство

(affinitas) — так называется отношение близости между лицами, возникающее, в противоположность родству, не из происхождения, а из брачного союза, соединяющего два рода (С. двухродное), или из двух брачных союзов, соединяющих три рода (С. трехродное). Вследствие брака супруг вступает в С. с кровными родственниками другого супруга, а также кровные родственники одного супруга вступают в С. с такими же родственниками другого супруга — это двухродное С. Если же кто-либо, овдовев, женится во второй раз, а дочь его от первого брака выходит замуж, то между мачехой и мужем падчерицы имеется трехродное С. Для определения большей или меньшей близости С. существуют, как и для родства, технические приемы счисления степеней: если нужно определить степень С. между одним супругом и кровными родственниками другого, то сначала определяется степень родства их по отношению к последнему, и эта степень родства принимается за степень С. их в отношении к первому супругу; если же нужно определить степень С. между родственниками одного супруга и родственниками другого, то особо исчисляются степени родства в каждом роде, и сумма степеней родства принимается за искомую степень С. И в трехродном С. в основу счисления точно так же полагается количество рождений. В каноническом праве С. имеет значение как препятствие ко вступлению в брак лиц, состоящих в известных степенях С. Объем запрещения браков по С. в разное время изменялся. Ветхий Завет воспрещал по С. вступать в брак: свекру со снохой, деверю с невесткой, отчиму с падчерицей и ее дочерью, а также с дочерью пасынка, зятю с тещей. В христианской церкви, на трулльском соборе, определено было не допускать браков в первых четырех степенях двухродного С.; но мало-помалу запрещены были в византийской церкви браки даже до 7 степени С. В трехродном С. по римскому праву запрещался брак в первой степени, т. е. отчима с женой пасынка и мачехи с мужем падчерицы; впоследствии византийское церковное право довело запрещение браков в трехродном С. до 4-й степени. Реформация отвергла сложное каноническое законодательство о препятствиях к браку по С.; евангелические церковные уставы возвратились, большей частью, к постановлениям ветхозаветного закона. По действующему германскому имперскому законодательству воспрещаются браки между свекром и снохой и между зятем и тещей, а также браки с мачехой или отчимом, т. е. только в первой стенени С. В России относительно препятствий к браку по С. действовали сложные византийские постановления, часто смягчавшиеся. В 1810 г. было разъяснено, что пределы брачных запрещений в двухродном С. должны быть проводимы на основании ветхозаветного закона и 54 пр. трулльского собора, именно до четырех степеней включительно. Указами синода 1841 и 1859 гг. разъяснено, что в трехродном С. безусловным и неустранимым препятствием, т. е. препятствием, разрывающим брак, признается лишь первая степень С.

Свойство несостоятельности

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сволок

(мифол. и этногр.) — как опора дома, опора потолка, получил в обрядах и поверьях важное символическое значение. В "Слове о Полку Игореве" кн. Святослав видит зловещий сон, что в его тереме златоверхом доски без кнеса, т. е. без С., или матицы. Если терем был златоверхий, то, вероятно, и С. был не простой, а с какими-нибудь украшениями или надписями. И в настоящее время народ верит, что если приснится, что падает С. или доски без С., в доме кто-нибудь умрет. См. Потебня, "Слово о Полку Игореве", 90; Огоновский, "Слово о Полку Игореве", 80. В старой Малороссии С. с рисунками и надписями были в большом ходу при постройке; выработалась даже общая краткая форма надписи религиозного характера. Обычай делать на С. надписи бытовал и в других местах Малороссии, напр. в Слободской Украйне.

Н. Сцов.

Свольма

(Сволка) — р. Витебской губ., правый прит. Дриссы, системы Зап. Двины; служит стоком значительного числа озер, из которых шесть оз. соединяются р. Угаринкой; из Нечерицо в Лисно течет р. Нечерицо, а Лисно соединено протоком с оз. С., откуда вытекает р. С. Берега ее крутые, но невысокие, дуговые. Дл. 64 вер., шир. 5 — 10 саж., глуб. 7 — 14 фт. На всем протяжении сплав леса. 30 июля 1812 г. на берегах С., около мызы С. и д. Острый Конец, происходило жаркое дело между корпусом Витгенштейна и войсками маршала Удино, пытавшимися удержать за собой переправу. Дело не имело решительных результатов; ночью Удино отступил за р. Дриссу.

Свора

по терминологии псовых охотников, обозначает: 1) соединение 1 — 4 борзых собак, рыскающих за одним охотником; 2) неопределенное количество борзых, принадлежащих одному борзятнику, которые кроме него ни за кем другим рыскать не должны; 3) совокупность борзых, лошади и охотника и 4) самый ремень, на котором водят борзых (см. Псовая охота).

Сворбе

(Шворбе) — п-ов, составляющий юго-зап. часть о-ва Эзеля, Лифляндской губ.; тянется длинной косой на ЮЗ в море, оканчиваясь подводным рифом. Длина 30 вер., шир. 3 — 8 вер. Вдоль юго-вост. берега С. тянется кряж наносов; зап. берег местами изрезан ущельями и впадинами (панками), с обильными органическими остатками обнажения верхней эзельской группы (по Ф. Шмидту) верхнесилурийской формации. С. в древности (до XIII в.) отделялся от Эзеля судоходным проливом, ныне совершенно занесенным песками. На юго-вост. С. находится Церельская гавань, имевшая значение в средние века, ныне обмелевшая. П-ов С. богат живописными местами.

Своядосць

— мст. Ковенской губ., Вилькомирского у., при оз. С. Катол. церк., евр. молитв. дом. Жит. 650. В окрестностях высокая культура льна.

Своятычи

— мст. Минской губ., Новогрудского у., в 63 вер. от уездн. г., при р. Ордзянке. Жит. 600.

Свтильничные молитвы

— читает священник в начале вечерни, перед закрытыми царскими вратами, во время чтения предначинательного псалма ("Блогослови, душе моя, Господа!"), напоминая собой и Адама, изгнанного из рая и кающегося перед вратами его, и ходатая Иисуса Христа. Молитвы эти называются С. как потому, что в это время в храме возжигаются светильники, так и потому, что в них священник славословит Господа, живущего во свете неприступном, за дарование света невещественного и молит о просвещении им душ наших.

Связка в музыке

дуга (лига) — знак, соединяющий две ноты той же высоты, вследствие чего длительность звука оказывается равной сумме длительности обеих нот. С., поставленная над двумя различными нотами, требует связного исполнения. С., поставленная над рядом нот в партиях струнных инструментов, требует исполнения одним смычком, в духовых — одним дыханием.

Связки

— под этим названием существовали четыре вида единиц: а) в волжском рыболовстве; акт 1588 г. говорит: "Ловити рыбу во все лето 20 связками да частиком сту саженями, а в частике две С. с четвертью С."; следовательно, длина С. была до 44 саж.; б) в торговле листовым золотом; в переписной книге имущества патриарха Никона, 1652 г., сказано: "Золота сусального листового семнадцать С., а в С. по шти тетратей..... золота ж листового тридцать С., а в них по шти тетратей"; в) в торговле железом; в воронежских актах XVII в. читаем: "Железа на всякие тюремные крепости 20 С., по 20 прутов в С."; г) акт 1,683 г. говорит: "В мешке 8 С. вязиги, по щету 380 пучков", из чего кругом причитается на С. 47,5 пучков.

Связки (соед. ткань)

(ligamenta) — лентообразные или шнуровидные участки соединительной ткани, служащие для соединения отдельных частей скелета и других органов между собой. Различают двоякого рода С. 1) волокнистые, из волокнистой соединительной ткани, сходной с таковой мышечных сухожилий. Они имеют гладкую, глянцевитую поверхность, и волокна ткани идут параллельно направлению С. Эти С. служат для соединения костей или выступов одной и той же кости, причем в месте их прикрепления на поверхности кости замечаются обыкновенно неровности, выступы и т. п. Иногда эти С. расширяются в виде перепонок, в коих волокна идут уже в различных направлениях. Тогда они получают название межкостных перепонок (membranae interosseae). 2) Эластические С., кои образованы главным образом эластич. соединительной тканью с примесью волокнистой, причем эластические волокна идут параллельно большой оси С. За свой цвет эти С. получили название желтых.Они служат не только для связи частей скелета, но в силу своей упругости могут придавать этим частям, если они удалены друг от друга деятельностью мышц, первоначальное положение и экономизировать, таким образом, мышечный труд. Особую форму составляют межмышечные С. (ligamenta intermuscularia), представляющие собой участки облекающих мышечные пучки фасций (см.), вдавшиеся более или менее глубоко между отдельными мышечными группами. Будучи одним концом прикреплены к кости и служа в то же время местом прпкрепления мышц, эти С. служат, таким образом, для увеличения поверхности кости, от коей берет начало данная группа мышц. См. также Синовиальные С. Кроме того, существуют еще органы, играющие роль С., но имеющие совершенно иное анатомическое значение. Их можно назвать ложно-С. (pseudo-ligamenta). К числу их надо отнести складки и участки брюшинной оболочки, облекающей внутренние органы, если эти части служат для укрепления органа или удержания в определенном положении. Многие части зародышевой кровеносной системы превращаются у взрослого в соединительно-тканные тяжи, играющие роль С., хотя эта роль их по большей части является второстепенной. Наконец, и другие органы, функционирующие у зародыша, у взрослого могут превращаться в соединительнотканные С., как, напр., части эмбрионального мочевого пузыря и дыхательного органа, или алантоиса, превращаются в С., поддерживающие мочевой пузырь. Даже часть скелета, напр. ключица и др., в случае ее недоразвития у какого-нибудь животного, остается иногда в виде соединительнотканной С.

В. Шимкевич.

Связки (хрящи)

(copulae) — непарные хрящи или косточки, соединяющие жаберные дужки правой и левой стороны на брюшной стороне животного (см. Позвоночные и Рыбы).

Связки голосовые

— см. Гортань, Голос.

Связник

(connectivum) — ботанический термин, обозначающий ту часть тычинки, которая находится между пыльниками и представляет продолжение нити тычинки. У большинства растений С. узок, едва заметен и то только со спинной стороны тычинки, в этих случаях пыльники идут параллельно, близко один к другому, почти касаясь друг друга. У некоторых растений С. более или менее разрастается и тем раздвигает пыльники один от другого в стороны; пыльники принимают тогда различные нанаправления по отношению друг к другу. У некоторых С. разрастается в массивное тело, иногда в широкую пластинку, а иногда вытягивается в тонкую нить, в направлении, более или менее перпендикулярном к нити тычинки. Иногда С. отчленен от нити, что наблюдается у тычинок с колеблющимися пыльниками. Иногда же С. продолжается над пыльником в так наз. придаток, различной величины и формы у разных растений.

Связные поясья

— мсталлические полосы, шириной около фута, идущие непрерывно вдоль судна по верхней палубе, между бимсом и деревянной настилкой; ставятся в случае отсутствия металлической настилки палубы, для придания судну достаточной продольной крепости.

Связующие вещества

— см. Известь, Цементы, Санторин, Гипс, Мастики, Клей, Замазки.

Связь (хим.)

— см. Строение химическое или Структура.

Связь механическая

Статья большая, находится на отдельной странице.

Святая Воля

(Свенто-воля) — местечко Минской губернии, Пинского уезда, в 60 верстах от уездного города. Православная церковь, еврейская молитвенная школа. Жителей 500.

Святейшество

(Sainteté, holiness, die Heiligkeit) — титул патриарха поместной церкви (напр., иерусалимского), а также учреждения, которое в некоторых автокефальных церквях заменяет патриарха — напр., синодов русской и греческой церкви.

Святейший синод

см. Синод.

Святицкое

(Выгонецкое) — озеро Минской губернии, Пинского уезда. Площадь озера 22 кв. версты, длина 7 верст, ширина 4 версты. С. расположено на возвышенной плоскости и составляет главный резервуар Огинского канала и ежегодно наполняется весенними водами из реки Шары. Озеро питает обе ветви водной системы (по мере надобности) — первую к реке Ясельде на 42 версты, а вторую к реке Шаре. Берега озера низменны, болотисты и покрыты лесом.

Святки

т. е. святые дни — двенадцать дней посде праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления. Они называются и св. вечерами, может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней посде праздника Рожд. Христова церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также "слова" св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование С. (δωδεχαημερον) подтверждается церковным уставом препод. Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому во дни С. "никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях", и запрещено совершать таинство брака. Тоже подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 г. Вторым туронским собором, в 567 г., все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. Между тем, святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года. Против этого направлены, между прочим, 61 и 62 правила шестого вселенского собора. Действующий у нас закон запрещает "в навечерие Рождества Христова и в продолжение С. заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни" (Св. Зак. XIV, ч. 4, 33 — 34). См. прот. Г. С. Дебольский, "Дни богослужения православной католической восточной церкви" (т. I, СПб., 1882).

Святловcкий Евгений Владимирович

(род. в 1854 г.) — доктор медицины, писатель. Образование получил в Московском университете. Издавал и редактировал в С.-Петербурге журнал "Военно-Санитарное Дело", а затем основанный им журнал земской медицины "Земский Врач" (в Чернигове, потом в Полтаве). Был черниговским фабричным инспектором, директором губернской полтавской земской больницы и Фельдшерской школы при ней. Главные его работы: "Материалы по медико-топографическому описанию положения крестьян Волчанского у. Харьковской губернии" (Харьков, 1887) и "Смертность детей в Чернигове" (1889).

Святловская Александра Владимировна

(по мужу Миллер) — известная русская оперная певица, род. в 1860 г.; воспитывалась в Смольном институте; музыкальное образование получила в Моск. консерватории; восемь лет прослужила на моск. императ. сцене, исполняя главные контральтовые партии; потом пела в Германии, Франции, Голландии и Англии, где главным образом пропагандировала русскую музыку. Занимается музыкальной педагогической деятельностью в Москве.

Святловская Раиса Самойловна

(Знаменская) — род. в 1849 г., писательница, д-р мед. Высшее образование получила в Бернском унив., где была в числе первых женщин, посвятивших себя изучению медицины; защитила диссертацию "О влиянии хлоральгидрата на рожениц", переведенную на несколько европейских языков. В 1868 г. она основала в Москве первую бесплатную воскресную школу для детей и первую детскую библиотеку. Участвовала первоначально в качестве врача от русского Красного Креста, затем в качестве военного врача сербской службы в войнах сербско - турецкой и русско-турецкой (1876—77), заведуя белградским военным геспиталем. По окончании войны С. поселилась в Москве, где читала лекции по гигиене на Высших женских курсах и была ординатором лечебницы человеколюбивого общества. В начале 80-х годов С. приняла ближайшее участие в "Современных Известиях", где и раньше печатались ее "Письма о Сербии", и в "Медицинском Обозрении" Спримона. Часть ее статей по гигиене детского возраста издана отдельно. В 1897 г. С. основала в Москве первое в России убежище для престарелых и не способных к труду женщин медицинского звания.

Святловские

— дворянский род Киевской губ., малорос. происхождения, ополяченный в XVI и XVII стол. и присоединенный к гербу князей Сапег-Лис, откуда Лис-С. Род С. внесен в 1 и II ч. род. кн. Киевской и Московской губ.

Святловский 1-й

(Владимир Владимирович, род. в 1851) — писатель, сын Владимира Викентьевича С. (см. Святловский В. Ф.). Образование получил в Военно-медицинской академии. Служил военным врачом, потом издавал и редактировал в Петербурге журнал "Медицинский Вестник". В 1884 г. был приглашен в число фабричных инспекторов; заведовал сначала харьковским, затем варшавским фабричным округом; позже заведовал кавказскими минеральными водами. Ныне редактирует в Екатеринославе газету "Приднепровский Край". Важнейшие его труды: "Харьковский фабричный округ" (Харьков, 1885), "Фабричный рабочий" (исследование его жизни и здоровья, Варшава, 1889), "Вопросы общественного здоровья" (Варшава, 1890), "Фабричная гигиена" (СПб., 1892), "Дженнер" (в "Биографической библиотеке" Павленкова, СПб., 1891).

Святловский 2-й

(Владимир Владимирович, род. в 1871 г.) — писатель. Образование получил в Красноуфимском реальном училище и в Мюнхенском университете. более значительные его работы: "Мелиорационный кредит в Германии" ("Русская Мысль", 1894, кн. X), "Государственное страхование рабочих в Германии" (М., 1895), "Луйо Брентано" (его воззрения и школа, М., 1896), "Vues et aspirations économiques en Russie" ("Revue d'Economie Poli tique", декабрь. 1896); "Die Geschichte und Entwicklung der allrussischen Geldsysteme" (Мюнх., 1897), "Квартирный вопрос" (СПб., 1898), "Примитивные деньги и эволюция древнерусск. денежных систем" ("Народное хозяйство", 1900).

Святловский Викентий Францевич

(1796—1842) военный педагог, ген.-майор. Воспитание получил во 2 корпусе и дворянском полку; был инспектором и директором Московского и Петровскополтавского корпусов. В его "приказах" по корпусам излагались новые для того времени гуманные воспитательные взгляды. Ему посвящены след. статьи: "Русская Старина", 1886, кн. 12, "Русский Архива, 1875, кн. VI, стр. 159; "Московское обозрение", 1876, кн. 6 (автобиография генерала Хрущева), "Душеполезное Чтение", 1871, кн. I; "Русский Архив", 1878, стр. 405; "Московские ведомости", 24 ноября 1878 г. (ст. архим. Леонида). См. также историю I московского корпуса и "Исторический очерк Петровского корпуса" (Полтава, 1890) Павловского.

Сын его, Владимир (1826—1892), генерал-майор, был директором Школы военных капельмейстеров, затем директером 4-ой военной прогимназии и начальником Московского училища военного ведомства. Напечатал несколько статей исторического содержания в "Современных Известиях", "Русской Старине" и "Русском Архиве".

Святловский Владимир Владимирович 1-й (дополнение к статье)

— писатель; ум. в 1901 г.

Свято-Криницкие Криворожские минеральные иточники

— в Екатеринославской губ., у села Кривой Рог, при слиянии рек Ингульца и Саксагани, впадающих в Днепр, близ станции Екатерининской ж. д., в степной местности. Источники соляные, железные, горькие и серные. В литре воды горько-соленого источника содержится — повареной соли 0,941, серно-кислого натра 1, 786, серно-кислой магнезии 0,316, серно-кислой извести 0,355, двууглекислой извести 0,173. В 100 ч. грязи содержится: окиси железа 10, глинозема 71,29, органических веществ 18,71.

Свято-Николаевская женская община (Владимирская губ.)

— учреждена в 1898 г. близ села Назарьева, Ковровского уезда, Владимирской губерния.

Свято-Николаевская женская община (Калужская губ.)

— учреждена в 1898 г. близ деревни Муковниной, Медынского у., Калужской губ.

Свято-Троицкий женский общежительный м-рь

— в Сердобском уезде Саратовской губ.; сначала община (в 1883 г.), с 1904 г. монастырь. При монастыре богадельня и больница.

Свято-Троицкий Кондинский муж. м-рь

— Тобольской губ., Березовского окр., при р. Оби, в 290 вер. ниже устья р. Иртыша. М-рь основан был первоначально в г. Березове, но по просьбе остяцких князей Алечевых, обратившихся в православие, переведен в 1656 г. в Кондинской остяцкий городок, резиденцию кн. Алечевых, которые уступили м-рю свои земли, луга и рыбные ловли. В настоящее время монахов в м-ре (с 1832 г.) нет; церковь служит приходским храмом села Кондинского.

Свято-Троицкое

(Троицкое, Волхонское) — мст. Ананьевского у., Херсонской губ., на частновладельческой земле, при р. Тилигуле. Жит. 1500. Прав. церк., евр. молит. дом; базары раз в 2 недели, 10 торгово-промышл. завед. Почт. отд.

Святовит

(Zuantewit) или Световит — языческий бог древних западных славян, живших на о-ве Рюгене. Известия о нем имеются у средневековых хронистов Гельтольда и Сансона Грамматика. Бог земли рюгенцев, он получил первенство над другими славянскими божествами; в сравнении с ним, они считались как бы полубогами. О культе С. довольно много сообщает второй из названных хронистов, хотя его сведения не всегда заслуживают доверия. Храм С. был в Арконе, на о-ве Рюгене. Здесь стоял идол с громадным мечом в руках; верили, что ночью бог садится на коня и поражает мечом врагов славян. В честь его при храме содержались 300 вооруженных всадников, беспрестанно делавших набеги на соседей и посвящавших награбленную добычу богу. В храме С. хранилось большое цветное знамя, которое выносили при открытии войны; это служило знаком, что раздраженное божество разрешает опустошать неприятельские города, разорять алтари и все предавать мечу и огню. Таким образом С. является как бы богом войны. Он имел в своем храме белого коня; возле идола С. висели седло и узда. Ездить на коне С. было строго воспрещено; только жрец мог выводить и кормить его. Этот конь служил в Арконе для гаданья: втыкали в землю перед храмом три ряда копий, связанных попарно накрест; ряды эти ставились в равном один от другого расстоянии; совершив моление, жрецы вели коня С. и, смотря по тому, переступал ли он через копья правой или левой ногой, предсказывали успех или неудачу. С. является также и богом обилия: арконский идол С. держал в правой руве турий рог, который ежегодно наполнялся вином. Ежегодно после жатвы жители собирались перед храмом, приносили жертвы и устраивали общий пир. Жрец брал из руки идола рог и если замечал, что напитка в нем убыло много, предсказывал бесплодный год, а если оставалось еще много — урожай. Согласно с предсказанием, он советовал народу быть скупее или щедрее в употреблении хлеба, потом выливал старое вино к ногам идола и наливал свежего, громко испрашивая у бога счастья, побед и богатства народу. После этой молитвы жрец осушал "единым духом" рог, наливал снова и вкладывал в руку идола. К празднику С. ежегодно приготовляли огромный медовый пирог, почти в рост человека. Жрец, став за пирогом, спрашивал у народа, видят ли его, и когда ему отвечали утвердительно, он тотчас же высказывал желание, чтобы будущий год был еще плодороднее, а пирог еще больше. Кроме указанных авторов, мы не встречаем упоминания о С. ни у сев.-вост., ни у южных славян. В русских летописях о нем не говорится, равно как и в "Синопсисе" Иннокентия Гизеля. Впервые о нем упоминает Попов (в книге "Краткое описание славянского баснословия", 1768), с легкой руки которого сомнительное рюгенское божество, неизвестно кому принадлежавшее — германцам или славянам, вносится в славянский пантеон. См. Афанасьев, "Поэтич. воззр. славян на природу"; Krek, "Einleitung in d. Slavische Litteratur"; Zibrt, "Nakres slovansk ého bajeslovi".

Святого Викентия зал.

— в Южной Австралии, между 34° и 35°40' ю. ш., около 138° в. д., ограничен с В материком, с З п-овом Йорк, который отделяет его от зал. Спенсера. Длина залива ок. 150 км, ширина ок. 55 км. В него впадают рр. Торренс и Гаулер; посредством прол. Инвестигейтор С. Викентия зал. соединяется с зал. Спенсера, а Бакстерсом — с зал. Энкаунтер. Мыс Джервис образует его южный предел; на вост. стороне его лежат порты Гаулер и Аделаида.

Святого Викентия остров

— см. Сен-Винцент.

Святого Гроба ордена

— 1) регулярные каноники С. Гроба — орден, основанный патриархом Арнольдом в Иерусалиме в 1114 г.; в 1489 г. слился с орденом иоаннитов. 2) Орден С. гроба, основанный, по преданию, Готфридом Бульонским, в 1099 г., для охранения С. Гроба, но вероятнее — лишь в 1496 г., папой Александром VI, стремившимся к оживлению паломничества в Святую Землю. Гросмейстерами ордена всегда считались папы; но приор францисканских миноритов в Иерусалиме издавна пользовался правом посвящать в рыцари С. Гроба. Декретом 10 дек. 1848 г. предоставлено иерусалимскому патриарху (католическому) исключительное право жаловать орден, но всегда от имени римск. курии, орден С. Гроба давно уже служит лишь знаком отличия; он разделен Пием IX (1868) на три класса. Знаком ордена служит красный крест, с 4 малыми крестами по углам; раньше его носили на золотой короне, а теперь носят на черной ленте. Ср. J. Hermens, "Der Orden von Heiligen Grabe" (2 изд., Кельн, 1870).

Святого Духа о-в

(Espiritu Santo) — самый зап. и самый большой из Ново-Гебридсвих о-вов, в Тихом океане, на восток от материка Австралии, под 15° ю. ш. и 167° в. д. Длина около 110 км, ширина около 35 км.

Святого Духа ордена, братства и общества

— 1) орден госпитальных братьев С. Духа в Монпелье и Санта Мария ди Сассия (Santa Maria di Sassia) в Риме — основан Гвидо де Монпелье и в 1198 г. утвержден папой Иннокентием III, который пригласил Гвидо в Рим для заведования госпиталем Санта Мария ди Сассия. В 1700 г. кавалеры ордена переименованы были в регулярные каноники. 2) Орден С. Духа — некогда первый по важности орден во Франции и один из наиболее чтимых в Европе; учрежден в 1578 г. Генрихом III; состоял из 100 рыцарей ("командоры"); впускались в орден лишь католики, имевшие не менее 36 лет от роду и насчитывавшие в дворянстве четыре поколения. Знаком ордена служил золотой с белой эмалью крест, с лилиями по углам; на лицевой стороне — серебряный голубь, на задней — изображение С. Михаила. Девизом ордена служило: "Duce et auspice" ("Под его предводительством и руководством"). Носили орден на широкой голубой ленте. Национальный конвент упразднил орден; Людовик XVIII восстановил его, но со времени революции 1830 г. он больше не жалуется. 3) Братства госпитальных братьев и сестер Св. Духа во Франции — учреждены в 1254 г. и присоединены к ордену Св. Духа в Монпелье, как светские общины. Госпитальные сестры, которые по белой одежде известны в народе под именем белых сестер, в большом числе еще и теперь действуют во Франции, главным образом на поприще женского образования, призрения больных и т. п. 4) Общество священников-миссионеров Св. Духа — основано во Франции в 1709 г.; в 1848 г. слилось с конгрегацией беспорочного сердца Марии.

Святого Евстафия о-в

(Saint Eustatius иkи Saint Eustache) — один из голландских вест-индских о-вов Ливардской группы, называемый местн. жителями Статия, представляет собою крутой, возвышенный (603 м) потухший вулкан. Почва, из выветрившейся лавы, очень плодородна; климат здоровый. О-в подвержен ураганам и землетрясениям. Простран. 20,7 кв. км. Жит. (1889) 1563, большей частью цветнокожие. Главн. г. Оранжтаун, на единственном доступном юго-зап. берегу, с открытым рейдом, но укреплен. В 22 км на С лежит голландский о-в Саба с потухшим вулканом, 859 м выс.; простр. 12 кв. км, жит. 2524.

Святого Илии гора

(Mount St-El ias) — вулканич. гора в Сев. Америке, на границе между Аляской и Брит. Колумбией, в нескольких км от Тихого ок., под 60°18, с. ш. и 140°30' з. д. Вершина ее около 5500 м выс. н. ур. моря. Покрыта постоянно снегом. У горы огромные ледники, доходящие до моря.

Святого Иоанна

— источник Эриванской губ., в 3 в. от с. Кульк; углекислые воды.

Святого Креста

— заштатный город Ставропольской губернии; см. Креста Св.

Святого Лаврентия залив

в Атлантическом океане, в Северной Америке, окруженный британскими владениями Квебек, Новый Брауншвейг, Новой Шотландией и Ньюфаундлендом. На востоке соединяется с океаном тремя проливами, на севере — проливом Бель-Иль, между Лабрадором и Ньюфаундлендом, на юге — Гот-оф-Кансо, между Кап-Бретоном и Новой Шотландией; средняя ширина каждого из них около 420 км. На западной стороне его находятся бухты Шалёр и Мирамичи и устье реки Св. Лаврентия (150 км ширины), самый обширный морской рукав в мире. Длина залива Св. Лаврентия от ЮЗ к СВ 820 км, ширина 370 км. В области его лежат острова: Антикости на севере, Принц Эдвард или Сент-Джон — на юге, Магдалены в центре, Чипеганские на западе. Обширная рыбная ловля.

Святого Лаврентия остров

иначе называемый Кларк (St. Lawrence or Clarke Island) — остров Аляски, в Беринговом море, под 63° с. ш. и 170° з. д.; длина с востока на запад около 120 км, ширина около 45 км; населен эскимосами, числом до 300.

Святого Лаврентия река

(St. Lawrence River) — одна из величайших рек Сев. Америки, берет начало из оз. Онтарио, под 44°10' с. ш. и 76°30' з. д., несет воды четырех Канадских озер в сев.-вост. направлении, к Атлантическому океану и, вместе с тем, служит истоком пяти огромных озер (см. Канадские озера). Если принять за исток ее р. С.-Луис, самую большую из рек, впадающих в Верхние озера, то длина ее течения со всеми изгибами равняется 3360 км, с бассейном в 367000 кв. км. В разных частях своего течения р. С. Лаврентия носит различные названия; между озерами Гуроном и Верхним озер назыв. Ст-Мэрю, между Гуроном и Эри — Ст-Клер и Детройт, между Эри и Онтарио — Ниагарой и только от оз. Онтарио — С. Лаврентия; длина течения реки от этого пункта до впадения в залив = 1140 км, из коих 560 км — озеровидные глубокие плесы, имеющие ширину в 15 км. При выходе из Онтарио русло С. Лаврентия так широко, что его называют озером Тысячи о-вов (1620 островов). Далее лежат опять острова на пути течения реки, которая образует здесь стремнины Лонг-Солт и Биг-Питч. Ниже Корнуолля и С.-Регис, где р. входит в область Канады, р. С. Лаврентия расширяет свое русло до 15 км и образует оз. С.-Франсис, на конце которого бегут стремнины, далее идет водопад оз. С.-Луис. Вообще на всем расстоянии между оз. Онтарио и Монтреалем плавание затрудняется стремнинами, из коих значител. Сидар и Лашин, последний в 15 км от г. Монреаля. Не доходя Монреаля, р. С. Лаврентия принимает в себя р. Оттаву, с которой образует здесь многие о-ва, на одном из коих лежит Монреаль. Приняв в себя далее pp. Ришелье и С.-Морис, С. Лаврентия р. расширяется в оз. (20 км шир.) С.-Питер, с которого уже начинаются прилив и отлив. У Квебека р. разделяется на 2 рукава, образуя о-в Орлеан; 150 км далее встречается последняя стремнина, Ришелье. На 37 км ниже вода становится уже солоноватой, а 135 км далее, у С.-Пашаля — вполне соленой. Крайние пункты С. Лаврентия р. на Ю мыс Розы, а на С — о-ва Минган, Кап-Ша и Монт Пелес. С. Лаврентия р. принимает в себя воды 60 притоков, из коих важнейшие: Оттава (1200 км дл.), Ст-Морис, Батискан и Сагиней и впадает в зал. С. Лаврентия широчайшим в мире рукавом, под 49°30' с. ш. и 64° з. д. Разница между высотой оз. Онтарио и морским берегом около 80 м, и она одолевается посредством каналов длиной от 1,5 до 18 км (всего около 65 км каналов). Благодаря правильному склону стремнин, суда с осадкой в 7 фут. спускаются без помощи каналов. Имеется канал между Онтарио и Эри, оз. С.-Клер и стремнинами Сант-Мари, между оз. Верхним и Мичиганом. Посредством р. Сорель или Ришелье и канала Шамбли большие суда ходят из р. С. Лаврентия в оз. Чамплэйн, соединенное каналом с р. Гудзоном. Судоходство по р. С. Лаврентия прекращается на 4 — 5 месяц., по причине ледохода.

Святого Мартина остров

(St. Martin) — вест-индский остров, с 1648 г. разделенный между французами и голландцами; северная часть его (51,77 кв. км, 3641 жителей) принадлежит Франции, южная (46,80 кв. км, 4431 житель) — Нидерландам; в первой местечко Мариго, во второй — Филипсбурге. Белые составляют 1/4 часть населения. Поверхность острова гористая, безлесная; гора Монт-Парадис достигает 420 м высоты. Климат очень здоровый, почва еще мало обработана, орошение обильно. В южной части о-ва находятся соленые лагуны, из которых вывозится в аначительном количестве соль. Во французской части острова, более плодородной, почти 1/3 всего пространства возделана под сахарный тростник. Главные предметы вывоза — сахар, ром, соль.

Святого Матфея острова

(St Mathew's Istlands) — группа островов Аляски в Беринговом море, состоящая из островов Св. Матфея или Бэра, Холла и Пиннакля, под 60°30' северной широты и 173° западной долготы; необитаемы.

Святого Николая остров

(St. Nicholas, Sâ o Nikolao португ.) — один из островов Зеленого Мыса, между Санта-Люция и Сант-Яго, под 16°35' северной широты и 24°15' западной долготы; длина около 45 км, ширина около 20 км. Поверхность гористая. 295 кв. км, жителей 6000 (1893). Гавань на южной стороне острова, близ небольшого города, резиденции губернатора и епископа. Принадлежит Португалии.

Святого Павла остров

(St. Paul Isl and) — в заливе Св. Лаврентия, в Северной Америке, в 12 км к северу от Кап-Бретон, под 47°14' северной широты и 66°9' западной долготы.

Святого Петра лепта

(лат. Denarius Petri, франц. denier de St. Piere, англ. Peterpenny, нем. Peterspfennig, польск. Swiętopietrze или Grosz św. Рiоtrа) — дань в пользу папы, взимавшаяся в некоторых странах. Начало лепте св. Петра положено в Англии в VIII в. Король Вессекса Ина установил в 725 г. дань для основания в Риме школы, с целью подготовления английских священников, и для содержания гробниц св. Петра и Павла; дань эта собиралась с каждого дома по 1 пенни в день св. Петра, и в XIII в. превышала доходы королей английских. Эдуард III в 1365 г. уклонился от взноса лепты св. Петра, но Генрих VIII внес ее еще в 1532 г. С XI ст. лепта св. Петра собиралась в Дании, с XII в. — в Швеции, Норвегии и Исландии, в Пруссии папы тщетно требовали ее в XIV стол.; столь же безуспешны были в XI в. попытки пап ввести ее, как обязательный сбор, во Франции. Нарушевич в своей " H istoryi" и Чацкий ("О litewskich i polskich prawach" и "О dziesiecinach w powszechnoś ci a szczegòlné j w Polsce i w Litwie") утверждают, что поляки посылали в Рим значительные суммы ежегодно уже с первых времен христианства. Дитмар упоминает о дани, принесенной еще Болеславом Храбрым, не упоминая о поводе к тому. Вообще польские летописи относят установление лепты св. Петра ко времени Казимира I, когда народ взял на себя содержание церкви св. Петра, собирая с каждого дома по грошу, чтобы этим освободить короля от монашеских обетов. Мнение это неверно, так как Казимир никогда не был монахом, и дань эту платила не одна только Польша. Уничтожение обязательной лепты св. Петра напрасно добивался Казимир IV в 1447 г.; достиг этого только Сигизмунд I, при папе Льве X; доходы от сбора лепты св. Петра были обращены на укрепление замка в Каменце, для обороны против турок. С эпохи реформации лепта св. Петра нигде уже не имеет значения обязательного сбора, но поныне сохранилась в качестве добровольного подношения. В 1877 г. папе Пию IX, по случаю 50-летнего юбилея его, поднесено было 15,5 млн. фр.; папа Лев ХIII в 1888 г. получил 25 млн. фр. Ср. Spittler, "Von der ehemaligeh Zinsbarkeit der Nordischen Reiche an den p ä pstlichen Stuhl" (Ганнов., 1797)), Woker, "Das Finanzwes en der Pä pste" (Нердл., 1878).

Святого Фомы остров (Африка)

или Сан-Томэ (St-Thomas или S â o Тhоmа) — в Гвинейском зал., в зап. Африке, под 6°3' в. д.; принадлежит Португалии. Простр. 373 кв. км, жит. 29441. Поверхность гористая; в центре возвышается вершина Санта-Анна до 2106 м. выс. Долины чрезвычайно плодородны. Главные произведения: кукуруза, финики, маниока, сладкий картофель, хлопок, сахар, индиго, кокосовые орехи и лекарств. кора. Рогатого скота и лошадей много. Гл. г. Шавес.

Святого Фомы остров (Вест-Индия)

(St. Thomas Island) — один из группы Виргинских островов в Вест-Индии, принадлежит Дании, под 18°20' с. ш. и 65° з. д.; поверхность дикая и гористая, с наибольшим возвышением к центру, почва песчаная и большей частью необработана. Значительная торговля сахаром и ромом, за последние годы пришедшая в упадок, как и на других вест-индских островах, принадлежащих Дании — Св. Крест и С.-Джон (Св. Иоанна). Жители — свободные негры. Превосходная гавань, узловой пункт пароходных сообщений в Вест-Индии.

Святого Франциска река

— см. Сан-Франциско, река в Северной Америке.

Святогор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Святогорец

в духовной литературе под этим именем известен иеросхимонах Сергий, в мире Семен Авдиевич Веснин (1814—1853), воспитанник Вятской семинарии. Приняв монашество с именем Серафима, он в 1843 г. отправился на Афон, где в следующем году принял схиму с именем Сергия. Написал: "Письма к друзьям своим о святой горе Афонской" (СПб., 1850; 4 изд., 1864), "Путеводитель по св. горе Афонской и указатель ее святынь и прочих достопамятностей" (СПб., 1854), "Афонский патерик, или описание житий всех прославленных отцев афинских" (окончен монахом Азарием, СПб., 1860), "Русский Пантелеймонов монастырь на св. Афонской горе" (ib., 1854), "Духовные стихотворения С." (СПб., 1862). Шестнадцать писем С. о св. горе Афонской, не вошедших в издание 1864 г., "Мои келейные записки" и "Священник г. Балты, подольской епархии, о. Феодосий Левицкий" изданы отдельной книгой (СПб., 1873, 2 изд.; здесь же и биография С.).

Святогорский-Казанский-Коневский мужской скит

приписной к Коневскому м-рю, Выборгской губ. Основан около 1795 г.

Святогорский-Успенский мужской монастырь

2-го класса (с 1899 г.) — Псковской губернии, Опочецкого уезда. Основан в 1566 г. Перед алтарем могила А. С. Пушкина. В монастыре происходило чествование поэта в мае 1899 г.

Святое деревцо

— под этим именем известно несколько кустарников и мелких деревьев, отличающихся своими лечебными свойствами. Таковы, например, виды Artemisia (см. Полынь), Guajacum (см. Бакаутовое дерево), Cupressus (кипарис) и пр.

Святое море

или Далай-Нор — монгольское название оз. Байкал (см.).

Святое озеро, Владимирской губернии

— в правобережней части Муромского уезда, приблизительно в 30 верстах от уездного города, по Нижегородскому тракту. Длина озера до 3 верст, ширина до 1 версты; сильно зарастает торфом. Местная легенда говорит, что когда-то здесь было большое село, провалившееся вместе с церковью, отчего озеру и присвоено название Святого.

Святое озеро, Нижегородской губернии

— Макарьевского уезда; см. Светлое озеро.

Святое святых

— см. Скиния свидения.

Святоезерский Спасо-Преображенский-Сенегский монастырь

женский, общежительный — Владимирской губернии, Гороховецкого уезда. Основан около 1410 г. и первоначально был мужским; в 1764 г. упразднен; восстановлен, как женский, в 1860 г.

Святой Hос (Кольск. у.)

— п-ов и мыс Сев. Ледовитого океана. Архангельской губ., Александровского (Кольского) у., под 68°10' с. ш. и 39°47' в. д. Здесь оканчивается Терский берег Белого моря и начинается Поморский, или Мурманский берег. Дл. п-ова 17 в., шир. 1 — 4 вер. П-ов оканчивается высоким (650 фт.) скалисгым мысом С. Носа. С восточной стороны в 2,5 вер. от начала полуострова вдается в него Валиковая губа до 1 вер. дл. В прежнее время небольшие поморские суда, дабы избежать опасного сувоя при обходе мыса, входили в эту губу и затем переволакивались через 2-верстн. перешеек в Иоканскую губу. В 1/2 вер. от мыса лежит опасный подводный камень Воронуха, где часто бывают крушения судов, особенно в сильный ветер. При отливе и приливе течение у С. Носа равняется 7 узлам в час. На З от п-ова расположен Иоканский залив. При быстроте течения, идущего из Белого моря около Терского берега, волны его, сталкиваясь у С. Носа с не менее сильным течением из Иоканского залива, образуют толчею, или сувой, отличающийся продолжительностью и силой. Во время бури у С. Носа ходят громадные буруны, небезопасные и для судов значительного размера. Склонение компаса у С. Носа восточное, не более 1°30'. В раннее и позднее время навигации здесь нередко держатся густые туманы. На оконечности С. Носа для удобства мореплавателей выстроена опознательная башня.

Н. Латкин.

Святой Елены остров

— в южной части Атлантического океана, в 1900 км на запад от западного берега Южной Африки, под 15°55' ю. ш. и 5°42' з. д. Принадлежит Англии. Длина острова 16 км, ширина 10 км. 122 кв. км, 4116 жит. (1986 мужч. и 2130 женщ.). Туземцы по преимуществу негры. В число жителей входят солдаты одной батареи и одной роты пехоты. Геологическое строение острова вулканическое, поверхность гористая, пересекаемая пропастями и равнинами. По виду остров — величественная пирамидальная масса темно-зеленого цвета, отвесно поднимающаяся из океана; среди огромных отдельных скал лежат глубокие отверстия — устья узких долин или пропастей, постепенно ведущих к центральному плато. По берегам, у всех устьев долин, где легко можно пристать, возведены укрепления. Центральное плато пересекается с В на З известковым хребтом, делящим остров на две неравные части и доходящим в вершине Дианы до высоты 2700 фут.; вдоль берега, на З от зал. Санди (Песчаного), тянутся на значительном протяжении пласты базальтовых колонн, образующих стену от 50 до 180 фут. высотой. Область на С от хребта также гориста, но имеет и значительные равнины, из них наибольшая — Лонгвуд, где жил Наполеон I. Орошение острова довольно хорошее; 1/5 о-ва плодородна. Климат здоровый, ровный.легкий к юго-вост. ветер умеряет жару. В Джемстоуне средняя годовая темп. 21,3°С, в самый холодный месяц (август) 18,7°С, в самый жаркий (февраль) 23,9°С. Обильные дожди падают только в марте и апреле, но воздух всегда насыщен влагой; грозы и бури очень редки. Более 160 ручьев дают свежую, здоровую воду. Прежде леса покрывали о-в; на высотах древовидные папоротники являли такое же разнообразие пород, как и на островах Индийского океана; но теперь количество их сократилось в борьбе с привезенными европейскими породами (напр., европ. соснами). Исследования показали, что древняя флора С. Елены не представляет никакого ясного родства с какой бы то ни было континентальной флорой и представляет прекрасный пример самостоятельной островной флоры. Культура земли наиболее развита в горных областях. Лошадей мало, еще менее коз; есть рогатый скот, овцы, свиньи, кролики. Местная фауна также сократилась, вследствие истребления лесов, в которых дичали привозимые козы; только одна местная порода птиц действительно дикая, но масса одичалых европ. и африканских привезенных птиц — канареек, фазанов, глухарей, тетеревов; туземных бабочек нет, но некоторые завезены сюда случайно; жуков 59 пород, из них 27 туземных; из мягкотелых имеются 12 пород улиток. Корабли, возвращающиеся из Ост-Индии в Европу, находят на С. Елене, на половине своего пути, приятное и удобное место отдыха. Жители, кроме земледелия, занимаются еще судоходством, но с открытием Суэцкого канала этот промысел сильно сократился. Главный г. Джемстоун, при зал. Джемс, на СЗ о-ва; вблизи находится ныне пустая могила Наполеона. Джемстоун — единственная пристань о-ва; состоит из одной улицы, дома которой построены в такой узкой долине, что они непосредственно упираются в скалы. На высокой (183 м) скале форт; астрономическая обсерватория. Кроме этой улицы встречаются еще отдельно разбросанные домики. В 6 км от С. Елены лежит скалистый о-в Эгг-Айланд. О-в С. Елены был открыт португальским мореплавателем Хуаном де Нова Кастелья 21 мая 1501 г., в день С. Елены, но оставался неизвестным другим европейцам до 1588 г., когда его посетил капитан Кавендиш на обратном пути своего из кругосветного плавания. Остров оставался ненаселенным, пока голландцы в 1645 г. не основали здесь первой колонии. Английская Ост-Индская компания захватила о-в в 1651 г., но он снова был занят голландцами в 1672 г.; в 1 6 73 г. снова отнят у голландцев английским капитаном Мунден и возвращен Ост-Индской компании, которая получила на владение им хартию от Карла II и владела им до 1834 г. (за исключением периода с 1815 по 1821 г., когда английское правительство держало здесь в плену Наполеона). Теперь о-в принадлежит непосредственно английской короне.

Святой мыс

или п-ов на вост. берегу оз. Байкала, в Забайкальской обл., Баргузинского окр., соединен с материком низменным перешейком Кошкой. Дл. п-ова до 50, шир. до 10 вер.; горист, берега его скалисты и, понижаясь на Ю, образуют ряд подводных камней. Горы п-ова наибольшей высоты достигают в сев. части, здесь снег держится до конца июля. На С. мысе кочует небольшое число тунгусов.

Святой Нос (Печерск. у.)

мыс и п-ов на берегу Сев. Ледовитого океана, Архангельской губ., Печерского у., под 67°55' с. ш. и 49°8' в. д. Дл. его до 16, шир. 3 — 4 в. На юго-зап. берегу рыболовное становище. Высота мыса при оконечности 4,5 саж.

Святой Нос (Якутск. обл.)

— п-ов и мыс на. берегу Сев. Ледовитого океана, Якутской обл., Верхоленского окр., под 72°57' с. ш. и 141° в. д. П-ов С. Нос начинается от устья р. Сюррюктях, тянется на СЗ, обмываемый Абеляхской губой, и оканчивается высоким, крутым, каменным мысом С. Нос. Берега п-ова в соседстве мыса состоят из дресвяного, глинистого яра от 28 до 56 фут. высотой, в котором видны слои льда, истлевшего мха, дряблых деревьев и кустарника. Чем далее от мыса, тем более берега п-ова понижаются чуть не до уровня самого моря, внутри же п-ова местами поднимаются отдельно стоящие каменистые возвышенности. Близ берегов п-ова море неглубоко; много отмелей, на которые сев. ветры наносят много льдов. На самом мысе немало крестов, поставленных промышленниками, отправляющимися на Ляховские о-ва. С. Нос открыт в 1648 г. казаком Булдаковым; посещен учеными путешественниками Геденштромом и Анжу.

Святой о-в

— Бакинской губ. и у. близ восточного берега Апшеронского полуострова, площадью около 10 кв. вер. О-в безводен, лишен растительности. Имеются залежи кира и месторождение нефти. В шестидесятых годах здесь были парафиновый и керосиновый заводы; ныне имеется нефтяной завод.

Святой Ольги зал.

(зал. Сеймура) — зал. Японского м., в Приморской обл., одно из удобных мест стоянки для морских судов. Близ зал. месторождение меди.

Святой, святые

Статья большая, находится на отдельной странице.

Святоносский зал.

— Сев. Ледов, ок., Архангельской губ., Александровского (Кольского) у., вдается в сев.-вост. берег Кольского п-ова, на З от п-ова Св. Нос; дл. 15 вер., шир. до 12 вер. Глуб. от 10 до 20 саж. В юго-зап. стороне залива лежит группа (состоящая из 5) Еканских, или Иоканских, о-вов, а против устья р. Еканки — два о-ва, Зеленый и Осумный. Все эти острова образуют обширный и спокойный рейд до 10 вер. длиной, с глуб. от 4 до 20 саж., на котором может расположиться многочисленный флот; само устье р. Еканки до 450 саж. шир., глубиной до 20 фут., может служить отличной гаванью для судов с осадкой до 17 фут. Грунт в заливе илисто-песчаный.

Святополк (моравск.)

— имя двух моравских правителей: 1) С. I, племянник Ростислава, князь Нитры, выдал своего дядю Карломану и получил в 870 г. моравский престол. Он признал верховную власть франков, но не спас себя этим от обвинения в измене. В 871 г. он был схвачен и отвезен на суд в Регенсбург; тем временем Карломан опустошил Моравию. Мораване, недовольные немецким господством, восстали, под начальством Славомира. Суд оправдал С.; его послали усмирять восставших, но он соединился с ними и нанес немцам сильное поражение. Война продолжалась в 872 и 873 гг.; победа была на стороне С.; по миру в Форхгейме 874 г. моравский князь был объявлен независимым; в Моравию возвратился и архиепископ Мефодий. Следующие 10 лет страна пользовалась сравнительным спокойствием и, благодаря заботам и дарованиям С., достигла цветущего положения: ее границы простирались от устьев Дравы и Дуная на север и восток далеко за пределы соб. Моравии; все соседние славянские народы признавали С. своим заступником. Ошибкой С. было вмешательство в немецкие дела. В 883 и 884 гг. С., защищая интересы короля, опустошает владния Арнульфа; после мира в Кенигштеттене (С., кажется, получил Нижнюю Паннонию) он помогает Арнульфу против короля. В самой Моравии немецкое влияние усиливается: немцы толпами селятся в Моравии, придворный штат состоит больше из немцев; по смерти Meфодия (885) еписк. Викинг, с благословения папы, предпринимает гонение на учеников Мефодия и на все славянское духовенство. В последние годы правления С. у него начались снова несогласия с Арнульфом; последний в 892 и 893 гг. вторгался в Moравию, но без блестящих успехов. В 894 г. С. умер. Главный источник сведений о С. — фульдский летописец (ann. Fuld.). См. Dudik, "M ä hr. Allgem. Gesch."; Грот, "Moравия и мадьяры". 2) С. II, второй сын C. I, после смерти отца получил удел, но не ужился со старшим братом Моймиром; в их борьбу, гибельную для Моравии, вмешались немцы; около 899 г. С. II еще юношей был взят в Баварию, "из сострадания", как говорит летописец, и с тех пор о нем никаких известий.

А. Лий.

Святополк I Владимирович

называемый в летописи Окаянным сын Владимира Св. от вдовы брата его Ярополка, родился около 980 г. Отец посадил его в Турове и ок. 1013 г. женил на дочери польского короля Болеслава. Вместе с молодой княгиней прибыл в Туров епископ колобрежский Рейнберн, имевший, вероятно, в виду отторжение русской церкви от греческой и подчинение ее Риму. С., недовольный отцом и побуждаемый женой и Рейнберном, стал подготовлять восстание против Владимира, рассчитывая, очевидно, на помощь тестя, но Владимир узнал о его намерениях и посадил его с женой и Рейнберном в тюрьму. Незадолго до смерти Владимира С. был освобожден и, по-видимому, получил в удел Вышгород, около Киева. Когда Владимир скончался (1015), окружающие скрыли смерть его от С., который, как старший из находившихся в живых сыновей Владимира, мог претендовать на киевский стол; но С. был в это время в Киеве, узнал о смерти отца и тотчас захватил его стол. Чтобы привлечь симпатии киевлян, мало к нему расположенных, Святополк стал раздавать горожанам подарки. Затем он постарался обеспечить себя от притязаний на киевский стол со стороны братьев. Наиболее опасен для него был Борис, в распоряжении которого были отцовская дружина и киевское ополчение, и который пользовался любовью киевлян. С. послал преданных ему вышегородцев убить Бориса; тем же путем отделался он от двух других братьев, Глеба и Святослава. Такая расправа с родственниками-соперниками хотя и не была исключительным явлением в тот век, но она произвела тяжелое впечатление на современников С., и они дали ему прозвание Окаянного. Весть об избиении С. братьев дошла до новгородского князя Ярослава, который, при поддержке новгородцев и варягов, пошел на С. войной. Столкновение произошло близ г. Любеча. С. был разбит и бежал в Польшу, но с помощью своего тестя одержал верх над Ярославом и снова занял Киев (1017). Болеслав, с частью войска, оставался некоторое время на Руси, и только когда русские стали избивать поляков, ушел домой, захватив имущество Ярослава и заняв по дороге червенские города. Между тем Ярослав, по настоянию новгородцев, снова предпринял поход на Киев. С. был разбит, убежал в степь к печенегам и привел их против Ярослава. Сражение произошло на берегу Альты, где был убит Борис. С. вновь испытал неудачу, бежал в Польшу и по дороге умер.

Е. К

Святополк IIИзяславич

(Михаил) — сын Изяслава Ярославича, род. в 1050 г. В 1069 г. Изяслав выгнал из Полоцка Всеслава в посадил там сына своего Мстислава, а после его смерти — Святополка; в 1071 г. С. был выгнан оттуда Всеславом. В 1078 г. отец посадил С. в Новгороде; в 1088 г. он перешел в Туров и княжил там до 1093 г., когда умер Всеволод Киевский. Сын Всеволода, Владимир Мономах, добровольно уступил С., как старшему в княжеском роде, киевский стол. С. не отличался способностями правителя и не сумел приобрести расположение народа. Половцы нанесли ему поражения у Треполя и на Желани и опустошили страну; С. вынужден был купить мир и женился на дочери половецкого хана Тугоркана. Несмотря на это, борьба с половцами продолжалась. На Любецком съезде 1097 г. было постановлено, чтобы каждый из князей владел своей вотчиной. За С., таким образом, был утвержден Киев с Туровом. Но и после сезда раздоры между князьями не окончились. Давид Игоревич Волынский уверил С., что Василько Ростиславич Галицкий и Владимир Мономах согласились захватить владения С. и Давида. С. позволил Давиду захватить в Киеве Василька и ослепить его. Этим вызвано было сближение между Мономахом и Святославичами Черниговскими, которые предприняли поход против С. Ему пришлось помириться с ними и принять поручение наказать Давида, выгнав его из удела. С. не только захватил Волынь, но пытался овладеть и Галицкой землей, в чем, однако, потерпел неудачу. Волынь осталась за С. Последующие годы княжения С. ознаменовались участием его в походах князей против половцев. С. умер в 1113 г. Киевляне, не любившие его за неспособность, жестокость, подозрительность и корыстолюбие, тотчас после его смерти стали грабить его приближенных и угрожали разграбить даже княжеское имущество. Памятником княжения С. в Киеве остался Златоверхий Михайловский храм.

С. К.

Святополк-Мирские

княжеский и дворянский род, герба Бялыня, происходящий от пана Григория Мирского, судьи земского браславского (ум. в 1620 г.). Другой Григорий Мирский (ум. в 1661 г.) был стражником великим литовским. Брацлавский маршал Фома (1764) и Станислав (ум. в 1805 г.) были генералами войск литовских. Станислав-Войцех Мирский (ум. в 1805 г.) был с 1791 г. писарем великим литовским. О кн. Дмитрии и Николае Ивановичах С.-М. см. соотв. статьи. Род С.-Мирских внесен в VI и V ч. родословной книги Виленской, Минской и Харьковской губерний (Гербовник, XII, 3).

В. Р.

Святополк-Мирский Дмитрий Иванович

(князь, 1825—1899), генерал-адъютант, генерал от инфантерии. Начал военную службу в 1841 г., на Кавказе, принимая участие в делах против чеченцев и дагестанцев. Во время восточной войны в качестве адъютанта главнокомандующего отдельным кавказским корпусом участвовал в сражении при Кюрюк-Дарье, а затем, командуя Черниговским полком, находился во главе полка в сражении на Черной реке, в Крыму, где был тяжело ранен. С 1857 по 1859 г. командовал Кабардинским полком; принял участие во взятии Гуниба. После покорения Вост. Кавказа был начальником Терской области, затем кутаисским генерал-губернатором; в это время ему пришлось подавить возмущение горцев в Абхазии и ввести в только что покоренной стране новое административное и судебное устройство. В 1876 г. назначен помощником наместника Кавказа, Его Имп. Выс. вел. кн. Михаила Николаевича. Во время последней русско-турецкой войны кн. С.-Мирский состоял при главнокомандующем кавказской армией на театре войны и принимал деятельное участие в штурме Карса. В 1880 г. назначен членом государственного совета. В 1882 г. исполнял обязанности командующего войсками харьковского военного округа и временного харьковского генерал-губернатора.

Святополк-Мирский Николай Иванович

(князь, 1883—1898) — генерал-адъютант, генерал от кавалерии; воспитанник Пажеского корпуса; службу начал при Воронцове на Кавказе, где участвовал в делах с горцами в турками. Во время войны 1877 г. командовал пехотной дивизией. С 1881 г. состоял наказным атаманом войска Донского, а в 1898 г. назначен членом государственного совета.

Святополк-Мирский Петр Дмитриевич

— государственный деятель, ген-адъютант. Род. в 1857 г. Учился в пажеском корпусе; начал службу в л.-гв. гусарск. Е. В. полку. Участвовал в войне 1877—78 гг., потом окончил куре в Николаевской академии генерального штаба. Командовал дивизией; был губернатором в Пензе и Екатеринославе. В 1900 г. назначен товарищем министра внутренних дел и командиром отдельного корпуса жандармов, в 1902 г. — виленским, ковенским и гродненским генерал-губернатором, а 26 августа 1904 г. — министром внутренних дел. В этом назначении видели прекращение грубой реакции эпохи В. К. Плеве. "Лично, — такой характеристикой приветствовало его "Освобождение", — по общему отзыву Св.-М. добрый человек, почти никому и почти ничем с политической стороны неизвестный. Он не одобрял речи 17 янв. 1895 г. о бессмысленных мечтаниях". В органах крайних левых партий ("Искре" и "Революц. России") м-ство Св.-М. называли "министерством приятных улыбок". 16 сент., при представлении ему чинов м-ства, Св.-М. произнес речь, в которой обещал в основу своей деятельности положить "искренно благожелательное и искренно доверчивое отношение к общественным и сословным учреждениям и к населению вообще". "Лишь при этих условиях, — говорил он, — можно получить взаимное доверие, без которого невозможно ожидать прочного успеха в деле устроения государства". Эта речь дала повод называть эпоху управления м-вом внутрен. дел Св.-М. эпохой доверия, а также "весной русской жизни". Грубые репрессии прекратились; многие административно высланные были возвращены, со многих снято запрещение общественной деятельности. Амнистия, дарованная 12 авг. (по поводу рождения наследника), была истолкована довольно широко. Политические аресты производились реже. "Веяния", шедшие из СПб., отличались, однако, крайней непоследовательностью. Земским деятелям разрешено было устроить съезд, но затем это разрешение было взято назад; когда запрещенный съезд все-таки собрался, и собрался совершенно открыто, то против него ничего предпринято не было. 28 ноября на улицах Петербурга была устроена демонстрация; она была подавлена со свирепостью ничуть не меньшей, чем при Плеве, и Св.-М. не принял против этого никаких мер. Сам Св.-М. в бесчисленных интервью намечал свою программу крайне неопределенно. Он — друг прогресса и свободы, поскольку они не противоречат основам существующего в России государственного строя; он сторонник веротерпимости в тех же границах; он друг евреев, но боится, что они захватят слишком большую силу, если им дать полную равноправность и т. д. Тем не менее, управление Св.-М. облегчило развитие освободительного движения. Отсюда ненависть к Св.-М. элементов реакционных. С начала января 1905 г. он уже фактически не имел никакой власти, хотя числился еще министром. Когда накануне 9 января 1905 г. ожидалось в Петербурге страшное кровопролитие, к Св.-М. явилась депутация от петербургских литераторов просить его добиться отмены некоторых военных мер, Св.-М. отказался принять эту депутацию. 9 из 10 депутатов были арестованы, по всей вероятности, помимо желания Св.-М., на котором лежит, однако, политическая ответственность за этот арест. События 9 января и след. дней тоже имели место помимо воли Св.-М. 18 января 1905 г. он уволен от должности министра внутрен. дел, с оставлением в звании ген.-адъютанта.

В. В—в.

Святополк-Четвертинские

— княжеский род, происходящий, по всей вероятности, от князей Туровских и Пинских, из племени Рюрика. Впервые упоминается в документах в 1388 г. Кн. Федор Михайлович Четвертинский был послом в Валахию (1492). Кн. Юрий Иванович Четвертинский (ум. в 1502 г.) был наместником владимирским (на Волыни), а сын его кн. Федор (ум. около 1508 г.) — наместником брацлавским и звенигородским. Кн. Николай Степанович (ум. в 1661 г.) был каштеляном минским. Кн. Григорий, в монашестве Гедеон (ум. в 1713 г.), был митрополитом киевским. Кн. Януш-Фома и кн. Фелициан были последовательно (1785—92) каштелянами черниговскими. Кн. Антон-Станислав С. Четвертинский, каштелян перемышльский, советник тарговицкой конфедерации, убит чернью в Варшаве 8 июня 1794 г. Его семейство вывезено было в Россию. Род С-Четвертинских внесен в V ч. род. кн. Волынской, Гродненской и Московской губ. (Гербовник, XII, 1 и 2).

В. Р.

Святослав Всеволодович

— сын Всеволода Ольговича, вел. кн. киевский. Отец С., сделавшись вел. кн., дал ему в 1141 г. Туров, а затем Владимир Вол., где он и княжил до 1146 г. Когда, по смерти Всеволода, началась борьба между Изяславом Мстиславичем и Ольговичами, Изяслав, которому С. приходился племянником по матери, удалил его из Владимира, но дал несколько городов на Волыни. Вскоре С. ушел в Северскую землю и много лет поддерживал своего дядю С. Ольговича в борьбе с Мономаховичами. После смерти Изяслава Мстиславича, С. получил от Ростислава Мстиславича Туров и Пинск. С 1158 по 1164 г. С. владел Новгород-Северским уделом, а затем перешел в Чернигов. С. держался политики отца, стараясь сосредоточить возможно больше владений в руках своей семьи. Эта политика не раз приводила его к столкновениям с племянником его Олегом. Стремясь ослабить Изяславичей, С. в 1169 г. отправил свое войско на помощь ополчению Андрея Боголюбского, посланному на Киев, а в 1174 г. сам принял главное начальство над союзными войсками, осаждавшими Киев. Во время смут, возникших в Суздальской земле после смерти Андрея, С. поддерживал братьев последнего, Всеволода и Михалка. В 1177 С. удалось захватить Киев, но удержать за собой все Киевское княжество он не мог; ему пришлось идти на сделку с Ростиславичами смоленскими, предоставив им уделы в Киевской земле, а за собой сохранив только Киев да титул великого князя. Между тем возрастало влияние суздальского князя Всеволода. С. пытался было с ним бороться, но неудачно. Умер С. в 1194 г. Он был женат на полоцкой княжне Марии Васильковне.

Е. К.

Святослав Игоревич

вел. кн. киевский. Летопись относит рождение С. к 942 г. В момент смерти отца С. был еще младенцем и управление княжеством во время его малолетства было в руках его матери Ольги. Воспитателем С. был Асмуд, а воеводой — Свенельд. Как только С. возмужал, он обнаружил типичные черты князя-дружинника; дела земские его интересовали мало, его тянуло к военным предприятиям в отдаленных землях. Из славянских племен к востоку от Днепра только вятичи были в ту пору вне влияния киевских князей и платили дань хозарам. Из-за вятичей С. вступил в борьбу с хозарами и проник на Волгу и даже в Предкавказье, где столкнулся с ясами и касогами. Затем С. направил свое внимание на Ю — на Дунайскую Болгарию. Почин в этом предприятии С. шел со стороны византийского императора Никифора Фоки, который, желая оградить Византию от опасных соседей — болгар, послал к С. предложение напасть на Болгарию. С. явился в Болгарию со своими союзниками — венграми, печенегами и др. — в качестве друга Византии. Успех похода С. был огромный; он занял ряд болгарских городов и стал стремиться к полному обладанию Болгарией. Греки скоро почувствовали, что приобрели в его лице еще более опасного соседа. Тогда Никифор направил печенегов на Киев, и С. должен был возвратиться в отечество, но уже в 971 г., посадив на Руси своих сыновей, снова явился в Болгарии. Между тем преемник Никифора Фоки, Иоанн Цимиский, помирился с болгарами, и С. пришлось иметь дело и с греками, и с болгарами; хотя в Болгарии была и русская партия, но движение против С. было сильное. Чтобы сломить греков, С. двинулся за Балканы и сначала имел успех, но потом должен был заключить мир с греками и уйти из Болгарии. Он пошел в лодках к днепровским порогам, но пороги были заняты печенегами. С. переждал до весны и снова попытался пройти пороги, но был убит в сражении с печенегами, которые, по преданию, сделали из черепа его чашу (972 г.).

Ср. Завитневич, "Вел. кн. киевский С. Игоревич и историч. значение его богатырских подвигов" (Киев, 1888); О войнах С. в Болгарии см. в "Истории" Льва Дьякона. Этим же войнам посвящено специальное исследование Черткова: "Описание войны вел. кн. С. Игоревича" (M., 1843, и "Русский Исторический Сборник", VI).

Е. К.

Святослав Ростиславич

— князь, сын вел. кн. Ростислава Мстиславича, который, по восшествии своем на киевский престол (1159), дал ему Новгород. В следующем году С. был вытеснен оттуда Андреем Юрьевичем, но вскоре, с согласия Андрея, возвратился туда и разбил шведов, пришедших к устью Волхова; из пятидесяти пяти шведских судов спаслось только двенадпать. После смерти вел. кн. Ростислава Мстиславича, новгородцы, несмотря на данную ему перед смертью клятву, решились удалить С. Он уехал в Великие-Луки, но они вытеснили его и оттуда. Тогда он бежал в Суздальскую область и, с помощью Андрея, сжег Торжок и опустошил его окрестности. Новгородцы отказались, однако, смириться перед С., и посадник Якул заставил его удалиться от Русы. С. умер в 1169 или 1170 г. Летописи хвалят его за бескорыстие и любовь к дружине.

Святослав Ярославич (3-й сын Ярослава Владимировича)

— род. в 1027 г. В 1054 г. он получил от отца Чернигов. Среди братьев он выделялся способностями и энергией. Вместе с Изяславом Киевским и Всеволодом Переяславским С. распоряжается всеми делами на Руси; вместе они отбирают уделы у князей-изгоев, вместе совершают походы. Самый энергичный из изгоев, Ростислав Владимирович, успел утвердиться в Тмутаракани, и С. только после его смерти мог опять присоединить ее к своим владениям. В 1067 г. С. вместе с братьями предпринял поход против беспокойного Всеслава Полоцкого, который был разбит и посажен в тюрьму в Киеве. В союзе с Изяславом и Всеволодом С. вел борьбу с восточными кочевниками — торками, силу которых им удалось сломить, и половцами, борьба с которыми была неудачна. В 1068 г. половцы напали на Переяславское княжество; братья вышли против них, но были разбиты на р. Альте и бежали. С. быстро оправился и нанес вторгнувшимся в Черниговскую область половцам сильное поражение у Сновска, что значительно подняло его авторитет на Руси. Между тем Изяслав не сумел справиться с половецким нашествием и был прогнан из Киева. С. равнодушно отнесся к изгнанию брата, и когда последний явился под Киевом с польскими войсками, С. и Всеволод ходатайствовали перед ним за киевлян. В то же время С. успел посадить и в Новгороде одного из своих сыновей, Глеба. У него явилась мысль овладеть Киевом; он уверил Всеволода, что Изяслав замышляет лишить их уделов, и они в 1073 г. снова изгнали Изяслава из Киева. Все попытки Изяслава вернуть себе Киевское кияжение были тщетны до смерти С. (1076). С. вполне сознавал то влияние, какое приобрело в то время духовенство и умел привлечь его на свою сторону: он покровительствовал св. Антонию и Феодосию, щедро одарил Печерский монастырь и построил в Чернигове монастыри Елецкий и Ильинский. Летописец отмечает его любовь к книгам, памятником которой остался так наз. "Святославов Изборник" (1073), с изображением С. и его семьи (см. Изборники).

Е. К.

Святослав Ярославич (сын великого князя Ярослава Ярославича)

— князь тверской. В 1267 г. он с братом своим Михаилом был прислан отцом на помощь новгородцам против ливонцев и участвовал в битве на берегах Кеголи. В 1272 г., помогая дяде, вел. князю Василию Ярославичу, против князя Дмитрия Александровича, он опустошил Бежецк и Волок; потом против него же помогал Новгороду. В 1294 г. упоминается еще раз о С., но он не назван князем.

Святослав, в крещении Панкратий

— см. Николай Святоша.

Святослав-Николай Ольгович

— князь черниговский, сын князя Олега Святославича. Около 1137 г. новгородцы пригласили его в князья, но ему не удалось утвердиться в Новгороде и в 1138 г. он оставил его. По вступлении на великокняжеский престол Всеволода Ольговича (см.), С. ходил на сына Мономахова Андрея Владимировича, чтобы вытеснить его из Переяславского удела, но Андрей обратил его в бегство. В 1140 г. С. вторично принял приглашение новгородцев, но успеха опять не имел, несмотря на поддержку Всеволода. В 1142 г. С. и Игорь, недовольные своим братом Всеволодом, не хотевшим отдать им ни Новгорода Северского, ни земли вятичей, вступили в союз с князьями черниговскими, вследствие чего Всеволод дал С. Черториск и Клецк. Когда умер Всеволод (1146), киевляне стали просить у нового великого князя Игоря Олеговича и у брата его С., чтобы они клятвенно обязались сменить Всеволодовых тиунов, притеснявших народ; но клятва князей не усмирила народного волнения, и С. с дружиной едва мог восстановить порядок. Когда, несколько времени спустя, киевляне, низложив Игоря, призвали на княжение Изяслава Мстиславича, C. вступил в союз с Юрием Владимировичем Суздальским, Владимиром рязанским и галицким изгнанником Иоанном Берладником. Изяслав нашел союзников в лице Давидовичей, сидевших в Чернигове. Сначала победа клонилась на сторону Изяслава, но когда С. получил помощь от ханов половецких, Давидовичи перешли на его сторону, что вызвало в Киеве волнение, приведшее к убиению Игоря (см.). Вскоре, однако, послы вел. князя заключили в Чернигове мир. Мир этот был непродолжителен; возникли новые неудовольствия между великим князем и Юрием Суздальским, и С. Ольгович принял сторону последнего. Юрий взял Киев и вытеснил Изяслава. С. получил Курск, Посемье, Сновскую область, Слуцк и всю землю дреговичей. Оставаясь союзником Юрия, он участвовал в несчастной для этого князя битве на берегах Стугны и бежал с прочими сражавшимися. После смерти Юрия, Изяслав Давидович вступил на киевский престол, добровольно отдав С. Чернигов. Когда Изяслав, после неудачной борьбы с Ярославом Галицким, вынужден был оставить Киев, он приписал свои неудачи С., отказавшему ему в помощи, и завоевал его область. С. вступил в союз с новым киевским князем Ростиславом, но, узнав, что за Изяслава вступился Андрей Юрьевич, склонился на мир. Умер в 1165 г.

Святославов Изборник

— см. Изборники.

Предыдущая страница Следующая страница