Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "С" (часть 23, Свя - Сев)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "С" (часть 23, Свя - Сев)

Предыдущая страница Следующая страница

Святотатство (юрид.)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Святская

(Свяцкий) — пос. Суражского у., Черниговской губ. Жит. 4000. 5 ярмарок в году, земская школа, кожев. завод.

Святский Иван Иванович

(1859—1898) — писатель; учился в Горном институте. Напечатал: "Драгоценные камни" (СПб., 1895) и "История электричества" (ib., 189 7).

Святуха

— зал. Онежского оз., врезывающийся с С в Заонежский п-ов. Длина 40 в., шир. от 250 саж. до 1 в.

Святцы

— так наз. список святых, чтимых православной церковью, составленный в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено празднование и чествование каждого святого. Церковные С. назначаются для богослужебного употребления; они печатаются при богослужебных книгах — канонике, акафистнике, молитвослове — в конце их, а иногда в средине. Окончательной, однообразной редакции С., печатаемых в церковных книгах, не существует; одно только правило соблюдается непременно — каждое имя, заносимое С., должно принадлежать канонизованному церковью святому. Этим С. отличаются от старинных церковных "диптихов", или "поминаний", которые каждый мог и может приносить с собой в храм для поминовения священнослужителями. Иначе С. называются месяцесловами, преимущественно — когда они издаются отдельно. В церковных отдельных изданиях святцев или месяцесловов к спискам святых присоединяются особые статьи для определения на большее или меньшее время вперед дней так называемых подвижных праздников; таковы "Пасхалия зрячая" (определяющая на известный год дни праздников, находящихся в зависимости от времени празднования дня Пасхи), "ключ обращения индиктиона", "лунное течение". Здесь же помещаются кондаки и тропари праздников, особенно в месяцесловах, Типиконе, Следованной Псалтири, Молитвослове и Часослове. Издаваемые для домашнего употребления частными лицами С., месяцесловы, календари не имеют обязательной нормы состава имен святых, как в С. богослужебных книг, но подчиняются общему цензурному правилу о том, что в С. могут быть заносимы лишь имена канонизованных церковью святых. Образцом таких частных изданий "святцев" или "месяцесловов" может служить "Календарь Православной Церкви" в "Настольной книге для народа", изданной комиссией народных чтений в С. Петербурге и его окрестностях; он составлен прот. Н. К. Смирновым, под редакцией известного автора учебников по Закону Божию, протоиерея Д. П. Соколова.

Н. Бв.

Святые Горы

(Святогорская Успенская обитель) — в Изюмском уезде Харьковской губ., на правом берегу Сев. Донца, в 30 в. от у. г. и 17 в. от г. Славянска. На вершине холма стоит церковь Преображения; несколько ниже тот же холм как бы раздробляется и спускается в чащу леса белыми, точно стесанными меловыми скалами. Здесь стоит церковь Св. Николая, с которой сообщаются по деревянной лестнице, под навесом. С терассы у этой церкви открывается обширный вид величественной красоты. В XV в., как говорит предание, на этом самом месте существовала уже обитель, в которой спасались пустынники. Монастырь основан в 1624 г. Некогда обитель служила пограничной крепостью между Россией и Крымом; русские пленники, бежавшие от мусульман, находили здесь надежное убежище. В 1679 г. татары напали на обитель и ограбили ее, архимандрита с братией увели в плен. В 1738 г. все население монастыря стало жертвой моровой язвы. В 1787 г. монастырь был закрыт, но в 1844 г. восстановлен. Обитель и поныне привлекает ежегодно десятки тысяч богомольцев со всех концов России. Всей братии около 600 ч. Монастырю принадлежат 2635 д. земли, две водяные мельницы, кирпичный и известковый заводы, несколько мастерских и торговых лавок. При монастыре ферма, школа, больница, обширные огороды.

Святые дары

— см. Дары святые.

Святые места

(нем. heilige St ä tten, франц. lieux saints) — так называются некоторые места и здания в Иерусалиме и его окрестностях, Вифлееме, Назарете и т. д., ставшие святынями христианской церкви благодаря связи, которую они, по Св. Писанию или по преданию, имеют с событиями земной жизни Господа И. Христа. Важнейшими из мест являются Гроб Господень в Иерусалиме и церковь в Вифлееме с пещерой, где родился И. Христос. До крестовых походов единственными обладателями С. мест являлись церковные общины Востока — греко-православная, армянская, сирийско-якобитская, коптская и абиссинская; после крестовых походов С. места перешли в руки римско-католиков, или латинян. Когда, в 1187 г., Иерусалим вновь был занят мусульманами, султан Саладин овладел как ключами Гроба Господня, так и прочими С. местами, и лишь впоследствии постепенно удалось латинянам и грекам, пользуясь благоприятными обстоятельствами, получить право владения С. местами. В 1230 т. папа Григорий IX назначил францисканцев стражами С. мест. С XVI века Франция стала защитницей римско-католической церкви на Востоке и добилась от Порты подтверждения прав францисканцев на владение С. местами. Между латинянами и греками с давних пор происходило соперничество по поводу различных льгот и преимуществ, которыми пользовались последователи обоих исповеданий при посещении С. мест. Споры их затрудняли Порту, которая решала дела то в пользу одной, то в пользу другой стороны и часто вызывала неудовольствие обеих. В 1740 г. Франция добилась от султана для латинской церкви новых привилегий, в ущерб православию; но затем, при равнодушии французов к религиозным делам, грекам удалось получить от визирей большую часть церкви Св. Гроба, церковь в Вифлееме и один из трех ключей от пещеры, где родился И. Христос. Когда, в 1808 г., церковь над Гробом Господним сгорела, греки взяли на себя сооружение нового храма и сделались единственными владельцами большей его части. В XIX в. Россия выступает в качестве покровительницы всех греко-правосл. христиан на Востоке и предъявляет требование на обладание ключом от церкви Св. Гроба. Этому воспротивилась Франция, которая в 1850 г. потребовала, на основании договора 1740 г., чтобы католическому духовенству была возвращена большая церковь в Вифлееме, с правом поставить там новую звезду, переменить ковры в вертепе и вообще иметь в исключительном владении гробницу Пресв. Богородицы и камень помазания; вместе с тем Франция присвоивала себе право сделать необходимые починки в большом куполе церкви Воскресения и восстановить в ней все, как было до пожара 1808 г. Вследствие возражений России, Порта обещала грекам дать право совершать литургию в церкви Вознесения, до того времени принадлежавшей исключительно католикам; грекам предоставлено было также возобновить купол без вмешательства католиков, но последним было разрешено отправлять службу в вертепе Гефсимании, и они получили право, наравне с греками и армянами, иметь ключи от юго-вост. и сев. врат большой Вифлеемской церкви. Вскоре, однако, Турция, под влиянием Франции, уклонилась от исполнения данных России обещаний. Это вызвало прекращение дипломатических сношений между Россией и Турцией, а затем восточную войну 1853—55 г., вследствие нсудачного исхода которой требования России остались неисполненными. В 1868—69 гг. Россия, вместе с Францией, возобновила купол над Св. Гробом, после чего и Россия получила право владения церковью Св. Гроба. В настоящее время различные права на церковь Гроба Господня представляются в следующом виде: султан, в качестве государя, считает себя владельцем земли под церковью и воздуха над церковью; ключи от церкви находятся в руках магометан; они же охраняют здание церкви и наблюдают за порядком внутри здания. Сама церковь образует общую собственность (condomimum) шести вероисповеданий; главными собственниками являются три привилегированных вероисповедания в Иерусалиме — латиняне, греки и армяне; меньшие права имеют копты, якобиты и абиссинцы. Церковь в Вифлееме принадлежит грекам; что касается пещеры, то на нее предъявляют притязание как восточная церковь, так и латиняне. Вообще, в вопросе об обладании С. местами следует различать общее владение, исключительное владение и право пользования. Берлинский конгресс 1878 г. постановил, что относительно С. мест должно быть сохранено status quo.

Ср. E. Charri ère, "Né gociations de la France dans le Levant etc." (П., 1847—60); F. A. и O. Strauss, "Die L änder und Stätten der Heiligen Sch rift" (2 изд., Лпц., 1877); F. von Bamberg, "Geschichte der orient. Angelegenheit" (Б., 1892); В. Михайловский, "Святый град Иерусалим" (СПб., 1883); его же, "Спутник православного поклонника в Св. Землю" (вып. II, СПб., 1887); "Святая Земля. Путеводитель и указатель по святым и достопримечательным местам в Палестине" (М., 1890); "Святая Земля и ее достопримечательности" (СПб., 1886).

Святые острова

(Les Saintes) — в группе Малых Антильских остров, принадлежащих Франции, между островами Марии Галант и Доминика.

Святые тайны

— см. Евхаристия и Причащение.

Святые тайны, праздник римско-католической церкви

(Fête-Dieu) — день или праздник Господень, чествуемый римско-католической церковью, в воспоминание установления таинства причащения. Он установлен папой Урбаном IV, в 1264 г., и назначен на первый четверг после праздника Пятидесятницы. В 1311 г. венский собор повелел отправлять это торжество во всех римско-католических землях. Главную принадлежность праздника составляет торжественная процессия по улицам, при которой с пением носят С. тайны. Учреждение процессии приписывается папе Иоанну XXII, составление же особой литургии — святому Фоме Аквинскому.

Священная гора в Риме

(Sacer mons) — одиноко возвышается на правом берегу Анио близ его впадении в Тибр, в 3 милях от Рима. Знаменита сецессиями, или удалениями на нее недовольного своим положением плебса в 494 и 449 гг. до Р. Х. (см. Сецессия). Теперь на ее вершине стоит Torre di Specchio.

Священная Римская Империя германской нации

Статья большая, находится на отдельной странице.

Священник

— название представителя религии, состоящего при храме и совершающего, по силе данной ему благодати священства, все таинства (кроме священства), в храме (литургия и другие общественные богослужения) и вне храма (по домам прихожан, на полях и водных вместилищах), везде, где требуется богослужебная молитва. С. — совершитель шести таинств церкви (крещения, миропомазания, евхаристии, покаяния, брака и елеосвящения) для всех своих прихожан; он — ближайший учитель своих прихожан, с церковной кафедры в храме, при посещении их домов и при всех встречах и разговорах; он — проповедник религиозных начал жизни, но в то же время канонически обязанный защитник всякого непротивного религии и общественному благу знания (напр., медицинского, сельскохозяйственного и домоводственного), умственного и нравственного образования и воспитания. Права и обязанности С. подробно излагаются в особой науке о пастырстве, которую будущий пастырь проходит во время своего школьного воспитания, а также в церковных законах и правилах. Ср. Пресвитер.

См. Певницкий, "С.; приготовление к священству и жизнь С." (1891), "Служение С. в качестве духовного руководителя прихода" (1891), "Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении" (1891); П. И. Нечаев, "Практическое руководство для священнослужителей, или полное изложение их обязанностей и прав" (изд. 6, СПб. 1897).

Н. Б—в.

Священное Писание

— обычное название сборника книг, составляющих Библию. Отличительная особенность этих книг состоит в том, что они содержат в себе истины религиозно-нравственного характера, притом признаваемые сообщенными свыше, по особому Божиему откровению. Такая священная письменность свойственна всем религиям: различие между христианским С. Писанием и С. писанием других религий состоит в объективной реальности той боговдохновенности, которая субъективно присваивается всеми религиями, но в действительности принадлежит только С. Писанию Ветхого и Нового Завета. См. Библия.

А. Л.

Священномученик

— так называется пресвитер, а еще чаще епископ, положивший жизнь свою за Пастыреначальника своего Иисуса Христа. Таковы, напр., священномученики Климент, папа римский, по поведению Траяна сосланный в Херсонес в утопленный в море; Климент, епископ анкирский, пострадавший при Максимине в 312 г.; Василий, пресвитер анкирской церкви, пострадавший при Юлиане Отступнике, в 363 г.

Священные войны

— в древней Греции были связаны с существованием амфиктионийского союза, имевшего религиозный характер и заключавшего некоторые зародыши международного греческого права: все члены его давали клятву охранять неприкосновенность Дельфийского храма, соблюдать во время войны некоторые правила пощады, не нападать на соплеменников во время празднеств и т. д. Не исполнивший постановления амфиктионийского союза являлся преступником против религии и подлежал наказанию. Штраф налагался самим судилищем, а выполнение приговора поручалось одному из племен, участвовавшему в союзе. Нам известны три С. войны. Первая была предпринята (596—586) афинянами, с Солоном во главе, против Крисы, в защиту дельфийцев. Boйна окончилась разрушением Крисы, проклятой амфиктионами. Вторая война произошла около 448 г., когда фокейцы-демократы захватили заведование храмом. Спартанцы послали в Дельфы войско, и заведование храмом вновь было возвращено дельфийцам, хотя и ненадолго. Гораздо более замечательна третья Священная война, против фокейцев. Фокейцы, храбрый горный народ, образовавший федерацию, занимался земледелием и охотой, не принимал никакого участия в делах Греции и не имел влияния на ее умственную жизнь. Благодаря своей храбрости и покровительству Спарты фокейцы сохранили свою независимость, хотя и возбудили против себя ненависть дельфийцев и беотийцев. По совету последних, дельфийцы пожаловались союзу амфиктионов, что фокейцы присвоили себе и распахали часть земли Крисы, некогда отданной Дельфийскому храму. Амфиктионы присудили фокейцев к большому штрафу; фокейцы отказались внести его. Тогда амфиктионы постановили, что фокейцы "должны принадлежать храму Дельфийскому", другими словами — сделаться рабами жрецов этого храма. В эту тяжелую минуту нашелся богатый фокеец, Филомел, который убедил сограждан вступить в борьбу за свою свободу. С денежной помощью спартанцев они набрали войско и начали войну, которая тянулась 10 лет и отличалась редким упорством. Фокейцы захватили сокровища Дельфийского храма, вооружили огромное войско и разбили беотийцев и афинян. Незначительный народ на время сделался господствующим в Греции. У него нашлись выдающиеся полководцы (Филомел, Ономарх и др.), которые одерживали победу за победой. Филипп Македонский воспользовался неурядицей, вызванной С. войной, и вмешался в дела Греции. При помощи фессалийцев он разбил фокейцев и этим открыл себе дорогу в сердце Греции. Один только Демосфен понимал опасность вмешательства Филиппа, но его голос оставался гласом вопиющего в пустыне. Амфиктионийский союз, в благодарность за помощь, передал Филиппу два голоса, отнятых у фокейцев. Фокиду постигла страшня кара: все города были разрушены и жителям запрещено было возобновлять их; они имели право жить только деревнями, не больше чем в 50 дворов. Фокида запустела; жители разбрелись во все стороны, остались только старики да дети. Картина опустошения Фокиды яркими красками нарисована Демосфеном. 3-я С. война возвысила Филиппа и обессилила и без того уже слабую Грецию. Теперь Филиппу ничего не стоило захватить греческую гегемонию, что скоро и случилось.

Священные сосуды

— под именем С. сосудов по преимуществу разумеются, во-первых, сосуды, употребляемые при совершении таинства евхаристии, как-то потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница; во-вторых, сосуд для хранения св. мирра. К этим сосудам церковь не дозволяет даже прикасаться не только мирянам, но и низшим чинам клира. В более общем смысле С. называются все сосуды и вещи, употребляемые при священнодействиях православной церкви. Священные сосуды так же древни в церкви христианской, как древне само богослужение. Важнейшую часть христианского богослужения всегда составляли таинства, а для их совершения, равно как и для других священнодействий, необходимо нужны были некоторые сосуды. Эти сосуды первоначально заимствованы были из быта обыкновенного; но, быв однажды посвящены на служение Богу, они становились уже священными и не могли быть обращены на обыкновенное употребление. Только в одном случае дозволялось отдавать драгоценные церковные сосуды в общее употребление: когда не было никаких других средств к выкупу пленных или к вспоможению бедным во время голода. Но и в этом случае сосуды, по большей части, переливались, и таким образом отдавался в употребление металл, а не сами сосуды. Хранение С. сосудов церковь всегда имела на своем попечении, для чего устраивалось особое помещение в храмах (сосудохранительница, σχευοφυλαχιον), находившееся под надзором диаконов или других поставленных для того лиц. В древности С. сосуды бывали деревянные и стеклянные, глиняные и каменные, медные и оловянные, а также драгоценные, сделанные из серебра и золота и изукрашенные драгоценными камнями. Все зависело не столько от положительных правил, сколько от обстоятельств, в которых находилась церковь, от усердия верующих и отчасти от самого назначения сосудов. Правила апостольские (прав. 73) упоминают о сосудах золотых и серебряных. В православной церкви издавна принято за правило (см. "Учительное известие" в конце Служебника), чтобы потир, дискос, звездица и лжица были устроены из золота и серебра, или, по крайней мере, из олова, но отнюдь не из дерева или стекла, или меди; чтобы дарохранительница также была золотая или серебряная, а копье — железное. Для прочих сосудов вещество строго не определено, но обыкновенно и они устраиваются соответственно великолепию целого храма.

См. В. И. Долоцкий, "О С. сосудах и других вещах, употребляющихся при богослужении в православной церкви" ("Христианское Чтение", 1852, ч. I); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); архим. Гавриил, "Руководство по литургике, или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886).

Священный орден

— сиамский орден, знак отличия членов и родственников сиамского королевского дома. Знаками его служат розетка из 9 различных драгоценных камней с сиамской короной, которую носят через плечо, и восьмиконечная серебряная звезда, покрытая бриллиантами.

Священный отряд беотийцев

— более всего способствовавший выигрышу сражения при Левктрах, был сформирован Пелопидом и Горгидом. Во время олигархического правления многие юноши, воодушевленные патриотизмом и жаждавшие освободить отечество, собирались около Эпаминонда и Горгида для занятия гимнастикой и военными упражнениями. Когда Фивы стали свободны, беотийцам угрожала война со стороны спартанцев. В это трудное время и был составлен "С. отряд", из 300 юношей, соединенных между собой личной дружбой и одинаковостью патриотических стремлений. С. отряд должен был служить для всего войска примером бестрепетного мужества; он составлял почетную стражу полководцев и охранял государственное знамя. Во время сражения при Левктрах (371 г.) С. отряд вполне оправдал возлагавшиеся на на него надежды. Защищая левый фланг беотийцев, С. отряд, под начальством Пелопида, со страшной силой устремился на врагов, желавших, при помощи искусного маневра, ударить на Эпаминонда с фланга, и заставил лакедемонян возвратиться на прежнюю их позицию. Это было главной причиной поражения лакедомонян. С. отряд оказал беотийцам неоцененные услуги и в других военных предприятиях.

Священный союз

см. Союз священный.

Священство

— название одного из таинств (см.) церкви христианской, в котором через известный священнодейственный акт, совершаемый архиереем (см. Посвящение), лицу, избранному на ту или иную степень церковной иерархии, преподается особая благодать Св. Духа, облекающая посвящаемого особой духовной властью по отношению к верующим — властью учить их истинам веры Христовой, совершать для них таинства церковные, руководить их в исполнении нравственного христианского закона, короче — пасти духовное стадо Христово. Божественность установления и действительность таинства С. доказывается свидетельствами Св. Писания и св. предания; сам способ поставления на ту или иную степень С. указан в примере апостолов и в их наставлениях, в свидетельствах отцов церкви, в правилах вселенских соборов. С. имеет три степени: диакона, пресвитера и епископа. Этим трем степеням благодать при посвящении дается не в одинаковой мере: в меньшей — диакону, большей — пресвитеру и наибольшей — епископу. Епископ есть первый и главный учитель, первый священнослужитель и главный правитель (архиерей) в своей епархии; пресвитер, через посвящение от епископа, получает власть совершать таинства (кроме С.) и все богослужения в своем приходе; диаконы суть только способники и сослужители епископа и пресвитера при совершении таинств и богослужений. Таинство С., раз совершенное, не повторяется в той же степени, так как преподанная благодать пребывает неизменной; ни диакон, ни пресвитер, ни епископ не рукополагаются в другой раз в тот же сан, но диакон может быть произведен, через новое посвящение, в пресвитеры, а пресвитер может быть поставлен в сан епископа. Церковь православная всегда держалась правила не повторять рукоположения, если оно совершено было правильно, хотя бы в обществах и неправославных; в древности, напр., она принимала в том же священном сане обращавшихся в ее лоно кафаров и донатистов, а ныне принимает католиков. Собор римский осудил Доната за вторичное рукоположение епископов и пресвитеров, выказавших слабость во время гонений. Совершать таинство С., т. е. рукополагать в диаконы и священники, может только епископ, а в епископы — собор епископов, числом не менее двух. Посвящению предшествует удостоверение, что не только посвящаемый, но и все его домашние — православные христиане. Об особых требованиях, предъявляемыхк лицу, посвящаемому в епископы — см. Епископ. Хотя со всей решительностью седмеричное число таинств признано в церкви лишь в XIII в., но и в тех случаях, когда исчисляются не все семь таинств, С. значится всегда между исчисленными, если даже их названо не более четырех. К доказательствам особого благодатного достоинства таинства С. относится и то обстоятельство, что все существующие и прежде существовавшие христианские секты, отторгшиеся от восточной церкви, удерживают С., признавая его не за простое священнодействие, а за благодатное таинство.

См. "Опыт православного догмат, богословия" еписк. Сильвестра (т. IV, 1889); "Православно-догматическое богословие" митроп. Макария (т. II, СПб., 1883, изд. 4). Отдельные монографии о частных вопросах С., догматических и канонических, а также полемику против протестантов, не признающих С. таинством, см. по "Указателям" к духовным журналам: "Вера и Разум", "Христ. Чтение", "Труды Киевской Акад.", "Богословский Вестник" и в друг.

Священство ветхозаветное

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сгамбати

(Джованни) — выдающийся итальянский дирижер, композитор и пианист. Род. в 1843 г. Ученик Листа, С. пропагандировал сочинения Шумана и Брамса в Италии. С 1877 г. профессор в Музыкальном лицее при Академии св. Цецилии в Риме. В качестве дирижера, композитора и пианиста С. выступал также в Москве и С.-Петербурге (1903). Из его произведений выдаются: "Epitalamio sinfonico"; "Requiem" для баритона, соло, хора и оркестра; две симфонии; камерная музыка (два квинтета, струнный квартет) и др.

Сглаз

— общераспространенное у всех народов поверье о дурном влиянии взгляда некоторых людей или при некоторых обстоятельствах. От С. болеют люди и животные, засыхают деревья, постигает неудача. Особенно опасаются С. на родинах и на свадьбах, почему в некоторых местностях скрывают родильницу и невесту или закрывают их рыбачьей сетью. Существует много оберегов (см.) от С. Словесные обереги или заговоры от С. находятся во всех сборниках заговоров (преимущественно у Майкова, Ефименко и Чубинского в 1 т. "Труд. Этн. Ст. Эксп."). В Великой и Малой России дурными глазами иногда считаются глаза косые, впалые, с нахмуренными бровями. Восточные народы в особенности боятся С. и для избежания его прибегают к разным оберегам. Известна также боязнь итальянцев пострадать от "malocchio". Caми наименования С. весьма сходны у разных народов (malocchio, entsehen и др.). Афанасьев ошибочно объяснял происхождение веры в С. древним культом Солнца и молнии. Источник суеверия лежит в первобытной демонологии, усматривавшей присутствие демонической силы в каждом человеке, а также в некоторых непонятных реальных явлениях (внушение, гипнотизм). В немецких сагах человек с густыми сросшимися бровями убивает взглядом своего врага: демон вылетает из его бровей в виде бабочки и причиняет смерть. См. Сумцов, "Культурные переживания" (№ 104) и "Личные обереги от С.", в "Сборнике Харьковского Истор. Филологич. Общества", 1896 г.

Н. Сумцов.

Сговор

— см. Обручение.

Сграффито

— см. Граффито.

Сгусток

— см. Сыроварение и Творог.

Сгусток крови

— см. Кровь.

Сгущенное и консервированное молоко

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сдавливание

— см. Сжатие.

Сдаточный пункт

— так называется, по "положению о комплектовании войск лошадьми при приведении армий в полный состав и во время войны" (прил. к ст. 186 п. 14 Уст. Зем. Пол., Св. Зак. т. IV, по прод. 1890 г.), место, назначенное для определения годности и для приема лошадей, поставляемых населением в определенных случаях для надобностей армии (см. Конская повинность). В каждом уезде назначается один или несколько С. пунктов; в последнем случае к каждому С. пункту приписывается соответственное число военно-конских участков. Для приема лошадей на С. пунктах образуются приемные комиссии. За каждую принятую на С. пункте лошадь приемная комиссия безотлагательно выдает квитанцию на подлежащую сумму вознаграждения. Если лошади не будут представлены на С. пункт целым военно-конским участком, без уважительных причин, то лошади с такого участка берут экзекуционным порядком.

Сдваивание

см. Вытягивание и сдваивание.

Сдвиг

— см. Слой.

Сделка юридическая

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сдельная плата

см. Заработная плата и Рабочие сельские.

Сдирка

— см. Сало.

Сдор

— см. Шелк.

Се Жермен

(Sé e) — известн. парижский клиницист (1818—96), проф. терапии при медиц. факультете в Париже. Главные труды: "Dela chor ée et des affections nerveuses en géné ral etc." (премирована медиц. академ.); "Le çons de pathologie expé rimentale" (1866); "Du diagnostic et du traitment des maladies du coeur" (1878) и мн. друг., переведен. на другие иностр. языки.

Сеpраны

(Serranus) — см. в статье Морской окунь.

Сеpре Жозеф-Альфред

(Serret, 1819—1885) — французский математик. Окончил курс в Политехнической школе в 1840 г. В 1849 г. он был назначен преподавателем высшей алгебры в Сорбонне, в 1856 г. преподавателем теоретической астрономии, в 1861 г. профессором небесной механики в College de France, в 1863 г. профессором дифф. и интегр. исчисления. В 1860 г. избран в члены Академии. С. написал много замечательных мемуаров по разным отраслям математики и механики, помещенных в журнале Лиувилля, в "Comptes rendus", в "Ann de l' é cole normale" и в др. Полный список всех его мемуаров можно найти во II и III тт. Poggendorf's "Biographisch-Literarisches Handw ö rterbuch". Еще большею известностью пользуются его курсы высшей алгебры ("Cours d'alg èbre supé rieure") и дифф. и интегр. исчисления ("Cours de calcul diff. et int é gr."), переизданные несколько раз и переведенные на другие языки. Он редактировал издание сочинений Лагранжа и курса дифф. и интегр. исчисления Лакруа.

Д. Б.

Сеа

(Diego de Cea, ум. в 1640 г.), испан. богослов, францисканец. Соч. его: "Archiologia sacra principum apostolorum Petri et Pauli" (Рим, 1636) и "Thesaurus Terrae sanctae" (Рим, 1639).

Сеайль

(Габриэл S é allies) — франц. писатель, род. в 1852 г., проф. Парижского унив. Его сочинения: "Essai sur le g é nie dans les arts" (1883), "Alfred Dehodencq, histoire d'un coloriste" (1885). "Leonardo da Vinci" (1890, рус. пер. СПб., 1898), "Ernest Renan" (1895).

Сеан-Бермудес

(дон Хуан-Агустин Cean Bermudez, 1749—1829), испанский историк изящных искусств и художественный критик. Учился живописи, между прочим, у Р. Менгса, идеалистические в эклектические теории которого легли в основание его суждений об искусстве. Живя в Севилье, С.-Б. основал Академию художеств и начал собирать данные для биографий художников, изучать их произведения и разыскивать всякого рода сведения о памятниках искусства в Испании. Эту работу он продолжал и после переселения в Мадрид. Самый капитальный литературный труд его: " Исторический словарь испансках художников" ("Diccionario hislorico de los mas ilustres profesores de las bellas artes en Espa ñ a", Мадрид, 1800, 6 тт.). Из прочих его сочинений важнейшие: "Sumario de las antоgliedades romanas que hay en Espana, en especial las que pertenecen a las bellas aries" (Мадр., 1832), "Descripcion artistica de la cafedral de Sevilla", "Description artistica del hospilal d é la Sagre de Sevilla", "Carta de D. Juan Agustin Cean Bermudez a un amigo suyo sobre el estilo y gusto en la pint ura de la escuela sevillana etc." (Кадикс, 1836).

Сеара

(Cearа) — штат в Бразилии. 104250 кв. км, 962625 жит., преимущественно индейцев и метисов. От морского берега страна поднимается уступами и достигает 900 м высоты; внутри плоскогорья, с небольшими горными цепями. Единственная значительная река — С. Ягуарибе, длиной в 600 км; судоходна от пункта, до которого достигают морские приливы, и при Аракати имеет хорошую гавань. Климат очень жаркий; сильные засухи, напр., в 1877—80 гг., причиняют громадные бедствия. При достаточных дождях страна, особенно в лесистых местностях, очень плодородна; возделывают хлопок, кофе, сахарный тростник и табак; внутри страны разводят рогатый скот, лошадей и овец; добывают также железо и золото. Производство сыра, свеч, мыла, водки, нюхательного табака, соломенных шляп, циновок. Главный город штата — Новая Браганца де С. (Nova Bragan ç a de Cearа), на месте форта Форталеза да Браганца, сооруженного в 1611 г.; 25000 жит. Гавань, защищаемая одним только рифом, постепенно заносится песком, но все же служит пунктом значительного вывоза шерсти, кофе, сахара и шкур.

Себальд

(Sebaldus) — святой катол. церкви, патрон Нюрнберга; происхождение его, как и год смерти, неизвестны; женился, по сказаниям, на дочери Дагоберта III, но на второй день после свадьбы разошелся с ней и, после успешной миссионерской деятельности в Баварии, поселился отшельником близ Нюрнберга. Тело С. покоится в церкви его имени в Нюрнберге, где над ним сооружен великолепный саркофаг.

Себаст

(Sebastes) — см. Морской окунь.

Себастея

(Sebastea, Σεβαστεια) — город в Понте, недалеко от истоков Галиса. Раньше существовавшее местечко этого имени было возведено Помпеем на степень города, под названием Мегалополя. Позже он стал главным городом в Armenia prima. Развалины его — близ Сиваса. Некоторые города позднейшего времени также назывались Σεβαστοπολις (Севастополь).

Себастиан

— король португальский (1557—78), младший сын инфанта Иоанна и Иоанны, дочери Карла V; в 1557 г. унаследовал престол от Иоанна III. Государством управлял до его совершеннолетия брат его деда, кардинал Генрих. Воспитанный иезуитами, С. воспылал ревностью против магометан, как врагов христианства. В 1574 г. он предпринял экспедицию в Танжер, где безуспешно боролся с маврами. Когда в Марокко возникла борьба за престол, С. явился на помощь изгнанному Мулей-Мохаммеду. Его войско состояло из испанцев, португальцев, немецких и итальянских наемников. При Алькассар-Квивире войско С. было разбито; он сам погиб, но труп его не был найден, вследствие чего позже появились четыре самозванца; наибольший успех имел четвертый, появившийся 20 лет спустя после смерти С.

См. Machado, "Memorias para a historia de Portugal que comprehendem о governo del rey Don S.", (Лиссабон, 1736—51); D'Antas, "Les faux Don S é bastien" (Пар., 1865).

Себастиан дель Камо

(Sebastian Juan Elkano, del Cano) — ум. в 1526 г., первый мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие; в 1519 г. принял участие, как начальник корабля "Соnсерсiоn", в экспедиции Магеллана (см.), а после его смерти повел эскадру от Филиппинских островов к Молукским. Обогнув мыс Доброй Надежды, он вернулся в Испанию. В 1525 г. С. во второй раз предпринял путешествие к Молукским о-вам, сначала под командой Гарсиа Хофре де Лоайза, а после его смерти — как начальник экспедиции.

Себастиани

(граф Орас Sebastiani de la Porta, 1775—1851), маршал Франции; отличился в итал. кампании 1796 г.; после Амьенского мира был посланником в Турции и руководил обороной Константинополя против англичан; в 1809 г. командовал корпусом на Пиренейском п-ове и, хотя действовал успешно, но, вследствие разногласий с королем Иосифом, должен был оставить армию. Участвовал в кампаниях 1812—14 гг. При Людовике-Филиппе был министром иностр. дел.

Себастин

— см. Динамиты.

Себациновая кислота (хим.)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Себеж

Статья большая, находится на отдельной странице.

Себежское оз.

— Витебской губ., у г. Себежа; занимает 14 кв. в., окружено крутыми холмами в особенности с С, где в 2 в. проходит водораздел систем pp. Зап. Двины и Великой. Дл. оз.7, шир. 8 в.; оно соединено р.Угоринкой с оз. Ороно, Белым, Нечерицо, Лисно; из последнего вытекает р. Сволно, прит. Дриссы, впадающей в Зап. Двиву. Этот путь судоходен от Себежа. В 1896 г. отправлено 1769 плотов, с грузом в 12274 т. пуд., на сумму 552 т. р.

Себек

(греч. Σεΰχος) — древнеегипетское космическое божество с головой крокодила, сопоставлявшееся то с богом земли Кебом, то с солнечным божеством Ра, в форме С.-Ра, то с Осирисом. Почиталось главным образом в Фаюме, на берегах Меридова озера, в Крокодилополе, также в Омбе и других, большей частью близких к воде местах. Культ его был особенно распространен при среднем царстве, фараоны которого любили проживать в Фаюме и часто носили имена, производные от имени С.

Б. Т.

Себекхоти

(= Себек милостив) — имя шести (?) фараонов темной XIII дин., оставивших мало памятников и царствовавших недолго. Более известен С. III, от которого дошли до нас изящная статуя из красного гранита в Танисе, статуя в Лувре и колоссы из серого гранита, в короне Нижнего Египта, на нубийском о-ве Нили-Арго, выше третьего порога. Это доказывает, что С. принадлежала власть над отдаленной Нубией, как и в лучшие времена Египта. Это — самый южный пункт, в котором находятся следы египетского владычества в период среднего царства.

Б. Т.

Себенемеауф

— имя двух фараонов ХIII династии. С. I добывал материал для своих сооружений из Гаммамата, где сохранились его надписи и изображения. Гробница С. II была разграблена в фиванском некрополе при Рамзесе IX во время XX дин. Вещи из нее попали случайно в различные европ. музеи.

Б. Т.

Себенико

(хорватск. Sibenik, итал. Sebenico) — г. в Далмации, на р. Керке, которая здесь образует широкую бухту и узким каналом Сан-Антонио впадает в Адриатическое море. Город укреплен древними, теперь уже заброшенными фортами и со стороны суши обведен старинной городской стеной. Узкие, крутые улицы, соединяющиеся между собой лестницами. Собор в готическом стиле, построенный в 1443—1555 гг., с куполом в 33 м высотой и замечательным баптистерием. Памятник уроженцу С., далматинскому писателю Томашевичу, писавшему также и по-итальянски под фамилией Томмазео. В Себеникскую гавань в 1894 г. вошли 1939 судов, с грузом в 261090 тонн. Жителей (1890) 7014, преимущественно сербскохорватского племени; занимаются рыбной ловлей, мореплаванием, торговлей, разведением виноградников и маслин.

Себзевар

или Сабзавар — древний город в персидской провинции Хоросан, на главном караванном пути и на телеграфной линии из Тегерана в Мешхед, в 170 в. от последнего, на высоте 1116 м над ур. моря. Население города, простиравшееся до голода 1871 г. до 30 тыс. чел., вследствие голода пало до 10 тыс., но затем вновь возросло до 18 тыс. В составе его много бабидов. Себзеварский округ производит много хлопка, шелка, шерсти и фруктов. Все эти товары (в том числе до 60 тыс. пуд. шерсти и столько же хлопка) вывозятся армянскими купцами через Астрабад и Гязь в Россию, откуда ввозятся в С. ситцы и сахар. В окрестностях С. богатые медные и оловянные рудники.

Себиль

(араб. Seb î l, собственно Sebillullвh — путь Божий) — первоначально означало то же, что джихад (см.); впоследствии мусульманские богословы стали подводить под понятие С. всякое благочестивое деяние, напр., раздачу свежей воды. Вследствие этого С. назыв. в Турции общественные колодцы, принадлежащие, по большей части, мечетям или устроенные при какой-нибудь могиле.

Себильо

(Поль S é billot, род. в 1846 г.) — франц. писатель. Его труды: "Contes populaires de la Haute-Bretagne" (1880—82), "Litt érature orale de la Haute-Bretagne" (1881), "Traditions ets Superstitions de la Haute-Bretagne" (1883), "Gargantua dans les traditions populaires" (1883), "Contes de terre et de mer" (1883), "Contes des provinces de France" (1884), "Petites légendes chrétiennes de la Haute-Bretagne" (1885), "Légendes, croyances et superstitions de la mer" (1886—1887), "La Langue bretonne; limites et statistique" (1886), "Coutumes populaires de la Haute-Bretagne" (1886), "Le Peuple et l'histoire, les Souvenirs historiques et les Héros populaires en Bretagne" (1889), "Traditions et superstitions de la boulangerie" (1892) и др.

Себинские горы

иначе Аблайкитские отроги Колбинского хребта в юго-восточной части Семипалатинской обл., к ЮЗ от Усть-Каменогорска, тянутся вдоль р. Себины, или Аблайкитки, к берегу Иртыша, состоят из гранита и глинистого сланца; высшие точки поднимаются на 3500 фут. над поверхностью р. Аблайкитки; склоны круты, долины поросли по большей части хвойным лесом. В долине названной речки находятся развалины города, основанного в половине XVII ст. калмыцким князем Аблаем.

Себонафт

или минеральное сало — представляет сырой, не вполне очищенный вазелин (см. и Смазочные материалы).

Себонде

(Рамон de Sebonde) — испанский философ (ум. в 1442 г.). Главное его произведение: "Theologia naturulis sive liber ereaturarum" (1487); трактат этот в 1569 г. переведен Монтенем, который ставил его очень высоко. Ср. Holberg, "De theologia naturall R. de. Sebonde" (1846), Sainte-Beuve, "Port-Royal" (т. II); Compayre, "R. de S." (1872).

Себоррея

— болезнь кожи, характеризующаяся усиленным отделением кожного сала. С. может проявляться в двух различных формах: либо сало выступает на поверхность кожи в виде прозрачной, желтоватой жидкости, придающей коже жирный блеск — маслянистая себоррея (s. oleosa), либо оно ссыхается в мелкие отрубевидные легко шелушащиеся чешуйки серовато-желтого или бурого цвета, тесно прилегающие к коже — сухая себоррея (s. sicca). С. чаще всего встречается на голове, на волосистой ее части, на лице, на туловище и на половых органах. Наблюдается она чаще у женщин, и имеет место во всех периодах жизни. На волосистой части головы С. проявляется преимущественно в сухой форме: отделяемое кожи засыхает в плотные, жирные, чешуйчатые корочки, которые, смешиваясь с остатками эпидермиса, скоро принимают серовато-желтый, перламутровый цвет, переходящий часто в черный, вследствие пристающей к ним грязи и пыли. В последнем случае корки эти часто достигают значительных размеров, получая вид толстых лепешек, совершенно покрывающих пораженное место и ведущих к более или менее окончательной потере волос. Кожа под этими корками большей частью здорова, но при долгом существовании корок наступает воспалительное состояние кожи и даже экзема. На лице С. наблюдается на лбу, на щеках и вокруг носа, и здесь, как и на волосистой части головы, замчаются такие же толстые сальные корки, особенно на носу. На туловище С. представляет те же признаки, что и на лице. На половых органах С. встречается у мужчин, главным образом на головке полового члена и на крайней плоти, образуя вокруг них беловатую маркую сыровидную смазку. У женщин скопление смазки наблюдается в окружности клитора и между большими и малыми срамными губами, и здесь зачастую ведет к вульвиту. Причины себорреи мало выяснены. Лица с русыми волосами более предрасположены к сухой форме, тогда как темнолицые, с черными волосами, чаще всего поражаются маслянистой формой. У мужчин С. большей частью появляется в периоде половой зрелости, у женщин — при их увядании, при диспепсии, истерии. Нередко С. присоединяется к другим кожным заболеваниям: волчанке, оспе, роже. С. головы наблюдается у слабых малокровных субъектов, при острых лихорадочных заболеваниях, а также при сифилисе. Предсказание благоприятно, если С. не зависит от расстройства всего организма, в противном случае исход зависит от излечимости основного страдания. Лечение С. должно быть местным и общим. Местное лечение состоит в размягчении и удалении кожного сала и чешуек, что проще всего достигается смазыванием их маслом — оливковым или миндальным, а затем смыванием их водой с мылом. По удалении чешуек — в пораженную поверхность кожи втирают различные растворы, уменьшающие выделение сала: водный раствор сулемы, мыльный спирт, смесь глицерина с водой или со спиртом, а также мази в соединении с вяжущими веществами — квасцами, таннином, окисью цинка. Общее лечение — укрепляющее; рекомендуются пребывание на чистом воздухе, морские купанья, а также назначение некоторых лекарственных средств — мышьяка, железа, рыбьего жира.

Г. М.

Себржинский Василий Иванович

(1786—1833) — магистр СПб. духовной академии, преподавал в ней физику и математику. Его "Основания алгебры" выдержали два издания в 1820 и 1823 гг.). В 1815 г. напечатана проповедь С. на погребение генерала от инфантерии Архарова.

Себу

(Sebu, Cebu, в древности у финикиян Себус) — самая большая река в Марокко, берет начало у Джебель-Бени-Азрар, на сев.-зап. склоне Атласа, раньше называлась Гигу, после Бу-эль-Мам, протекает на 5 км восточнее Феца, здесь принимает реку Мекас и при Махедии впадает в Атлантический океан. Длина течения — 334 км. Устье загромождено мелью, но выше последней. С. судоходна на 50 км во всякое время. Весьма плодородная долина С. образует вместе с Мулухой главный торговый тракт между Атлантическим океаном и Средиземным морем.

Себуктегин

(9 77—997) — родоначальник газневидов; см. Персия.

Сев

— древняя новгородская мера. Жалованною грамотою сиротам Терпилова погоста установлено: "давати им поралье посаднице и тысяцкого по старым грамотам по сороку бел, да по четыре сева муки, по десяти хлебов". Величина С. неизвестна.

Сев

(Морис Sc é ve) — французский поэт (ум. в 1564 г.), в свое время превознесенный Маро в др. Его произведения: эклога "Аrion" (1536); сборник стихотворений "D élie, object de la plus haulte vertu" (1544, нов. изд., 1862); "La Saulsaye", эклога (1547, нов. изд. 1829); "Le microcosme da petit monde" (1652) и др. Ср. Sainte-Beuve, "Tableau de la po ésie française au XVI siècle" (1828).

Сев и сеялки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сев.-Американские Соединенные Штаты (дополнение к статье)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Севагликон

— река Енисейской губернии (см. Енисейские золотые прииски).

Севальос

(Пьетро-Ордоньес de Cevallos, ум. ок. 1630 г.), испан. путешественник; объездил большую часть Южной Америки, Антильские острова, Мексику, Филиппинские о-ва и различные страны Африки; в конце жизни принял монашество. Описание его путешествий: "Historia y viaje del mundo en las cinco partes de la Europa, Asia, Afnca, America у Magellana" (Мадрид, 1614—19) содержит много серьезных сведений, особенно о произведениях различных стран и об обращении испанцев с индейцами. Напеч. еще "Relaciones verdaderas de los r é ynos de la China, Cochincbina y Camboja" (1628) и "Historia de la antiqua y continuada nobleza de Jaen" (1628).

Севанг

(Гегам) — единственный о-в на оз. Гокче, Эриванской губ. О-в состоит из горы, возвышающейся над уровнем оз. на 450 фут. (8419 фут. над ур. моря), и находится в 2 вер. от зап. берега; дл. 1 вер., шир. 1/2 вер. Каменистая бесплодная почва; на вершине Севангский мужск. м-рь, основанный, вероятно, в конце IX в. Ввиду уединенности места, сюда присылались провинившиеся монахи из Эчмиадзинского м-ря на исправление.

Севастиан

— препод. пошехонский, игумен Преображенского монастыря на реке Сохоти; жил в XV веке. Удалившись в дремучие пошехонские леса по р. Сохоти, С. построил там храм. Вскоре под его управлением образовалась иноческая обитель. С. скончался в 1492 г. Память 18 дек.

Севастиан

— христ. великомученик, род. ок. 250 г. в Нарбонне, учился в Милане; будучи тайным христианином, вступил в армию, чтобы быть полезным своим братьям-христианам во время гонения Диоклетиана и, по возможности, обращать в христианство язычников. Он так хорошо сохранял свою тайну, что император Диоклетиан сделал его командиром преторианцев в то самое время, когда епископ Гай провозгласил его защитником церкви. Наконец открылась принадлежность его к христианству; он был подвергнут жестоким мукам, от которых и умер. Христианке Люцине в сонном видении было открыто, где находится его тело, и она перенесла его в катакомбу, в 288 г. В V в. на его могиле построен храм. Мощи его находятся по частям в разных местах. С именем С. есть еще несколько мучеников, греческих и латинских.

Севастийские мученики

— сорок мучеников, пострадавших, в гонение Лициния, в 320 г., в Севастии Армянской. За непреклонное исповедание веры они были мучимы, а затем осуждены были пробыть ночь в озере, покрывшемся льдом, при северном, пронзительном ветре. Утром мученики были извлечены из озера и подвергнуты новым истязаниям: им разбивали ноги молотами, затем тела их сожгли, а кости бросили в реку. Память св. 40 мучеников церковь издревле чтит особенно. Св. Василий Великий, Григорий Нисский и Ефрем Сирин в день памяти их говорили поучения. Иоанн Дамаскин и Феофан никейский написали стихиры на день 40 мучеников — 9 марта. В этот день, празднуемый во время четыредесятницы, совершается литургия и облегчается пост.

См. прот. Г. С. Дебольский, "Дни богослужения православной католической восточной церкви" (т. I, СПб., 1882); свящ. И. Бухарев, "Жития всех святых, празднуемых правосл. греко-российской церковью" (М., 1892).

Севастополь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Севастопольский 75-й пех. полк

сформирован в 1856 г. из черноморских линейных батальйонов. Боевые отличия: 1) Георгиевское полковое знамя за войны персидскую 1826—28 и тур. 1828—29 гг.; 2) серебряная труба за подвиги в 1814 г.; 3) знаки на шапках за отличие при покорении Зап. Кавказа в 1864 г.; 4) поход за военные отличия в войну 1877—78 гг.

Севастопольский Справочный Листок

— возник 1 октября 1882 г. и выходил сперва по два, потом по 3 раза в неделю; с февраля 1886 г. газета называлась С. Листок и под таким названием выходила до марта 1888 г., а затем переименована в Крым (см.). Издательницей и редактором газеты была О. А. Протопопова.

Севастьянов Александр Федорович

(1771—1824), писатель, автор статей географического содержания, преимущественно переводных, в "Карманном Месяцеслове", "Техническом Журнале", "Новых Ежемесячных сочинениях" и др.

Севастьянов Петр Иванович

(1811—67), археолог. Сын купца, воспитанник Моск. унив., С, много путешествовал по России, Зап. Европе и Востоку и во время этих путешествий собрал свои знаменитые коллекции, известные под нменем "Севастьяновского собрания" (иконы, церковная утварь, рукописи в подлинниках и снимках, слепки, рисунки и фотографии с памятников зодчества, ваяния и живописи, планы и карты местностей христианского Востока, библиотеки, гравюры, монеты и пр.). Их изучали и описывали многие ученые: Поленов ("Снимки с икон и друг. древностей св. горы Афонской из собр. П. И. С.", СПб., 1859), Шевырев ("Афонские иконы византийского стиля в живописных снимках, привезенных С.", СПб., 1859), Флоринский ("Афонские акты и фотографические снимки с них в собрании П. И. С.", СПб., 1880), Викторов ("Собрание рукописей П. И. С.", М., 1881) и др. Впоследствии коллекции эти Перешли в Моск. публичный музей, Академию худ., Акад. наук и Имп. публичную библиотеку. Главная заслуга С., как археолога, заключается в том, что он первый положил у нас твердое основание науке христианских древностей, главным образом греко-русских. По его инициативе и указаниям впервые и наше правительство приняло активное участие в собирании церковных древностей, снарядив в 1859 г. особую экспедицию, под руководством С., на Афон, откуда тогда же было вывезено одних рукописей свыше 5000. Затем С. принадлежит честь образования у нас первых двух археологических собраний церковных древностей в Москве (в Московск. публичном музее) и в С.-Петербурге (Христианский музей в Академии худ.). Им составлен "Ключ христианской археологии" в 28 фолиантах (не напеч.). Другие труды его: "Записка об археологической экспедиции на Афон" (в "Современной Летописи", 1861, № 1) и "О светописи в отношении к археологии" (записка, читанная в 1858 г. в Парижской академии и напеч. в "Известиях Имп. Археологич. Общества", 1858, т. I). Снимки С. пенились высоко и за границей; один из них — копия фресок, изображающих ангельскую литургию — великолепно издан Дидроном в Париже.

См. Бессонов, "П. И. С. и очерк его собрания" "Современная Летопись", 1868, № 14) и статья Буслаева и Филимонова в "Вестнике Общества Древнерусского искусства", 1874, №№ 1, 3, 4 и 5. Подробный обзор коллекций С. — в "Вестнике Археологии и Истории" (вып. VI).

В. Р—в.

Севастьянов Яков Александрович

(1796—1849), писатель; ококчил курс в Институте корпуса путей сообщения, был профессором и помощником директора того же Института. Его труды (кроме переводных): "Начальные основания аналитической геометрии" (СПб., 1819), "Основания начертательной геометрии" (СПб., 3821), "Приложение начертательной геометрии к рисованию" (СПб., 1880) и "Приложение начертательной геометрии к воздушной перспективе, проекции карт и гномике" (СПб., 1831). Ср. некролог С. в "Журн. Мин. Нар. Просв." за 1849 г., ч. LXIV.

Севеннит

(Σεβενύτος) — центр 12-го нома египетской дельты. Город существовал еще при XVIII дин.; найден камень с именами царей этой дин. Упоминается в списке Сети I в Абидосе. По-древнеегапетски — Тебнутер = "город божественного тельца", по-коптски — Жемнути = "сильный Бог". Богом покровителем нома был Анхур-Шу (Онурий), бог войны. В смутное время додекархии здесь сидели самостоятельные князья "С., Бехбейта и Дамиетты и предводители ливийских дружин". Пианхи (см.) упоминает князя Аакануша с таким титулом. Потомки этого Аакануша встречаются в С. еще при ХХVI династии, с титулами князей и верховных жрецов Онурия. Из С. происходила XXX династия, с ее Нектанебами, от которых в Дельте сохранилось много памятников. Они украшали свой родной город, в котором найдены следы их построек. Особенными заботами пользовалось святилище "Высокий Дом" в Бехбейте, в 6 милях к Ю от С., упоминаемое и в более древнее время. С. был родиной Maнефона (см.). В 1887 г. в С. производил археологические изыскания Навилль, по поручению Egypt Exploration Fund, и нашел здесь, между прочим, надписи Аакануша, современника Псаметиха I, обломки времен Александра II, гимн в честь бога Солнца времени Филадельфа и т. д. В настоящее время на месте С. — деревня Самануд = "сень царя Нуда". Древнее имя города дало начало легенде о хрустальной сени над дворцом царя Нуда.

См. "VII Memoir of The Egypt Exploration Fund" (Л., 1890).

Б. Т.

Севенны

(Cévenne s, в древности Mons Сеbеnnа) — горы в южн. Франции, к З от р. Роны; образуют юго-вост. край Центрального французского плато. С. простираются на протяжении 500 км с ЮЗ на СВ, начинаясь от долины Кастельнедари, через которую протекает Южный канал, и достигая впадины Лонпандю, прорезываемой Центральным каналом. С. образуют водораздел pp. Атлантического океана и Средиземного моря. В С. берут начало следующие значительные pp.: Луара, Аллье, Ло, Тарнт с Авейроном, принадлежащие к бассейну Атлантического океана, и Ду, Криё, Ардеш, Сез, Гар, Видурль, Геро и Орб, впадающие в Рону и Средиземное море. С. делятся долиной Жьер на южные и северные. Южные С. распадаются на следующие горные цепи: Монтань Нуар (вершина пик де Нор 1210 м), Мон де л'Эспинуз (1126 м), Лакоy (1266м), Гарриг (943 м), Лозер (вершина Пик ди-Финиель 1702 м), Маржерид (вершина Мон де Рандон 1554 м), Виварэ (вершины Жербье де Жонк 1562 м и Мезен 1754), Куарон (1061 м) и Велэ (1423 м). Северные С. составляются из горных пепей Лионнэ (937 м), Божолэ (1 012 м) и Шароллэ (774 м). В южных С. преобладают изверженные породы; граниты и кристаллические сланцы, за исключением гор Гарриг, состоящих из осадочных пород юрской системы. В сев. С. южная часть образована гранитными породами, а северная известняками юрской системы. Склоны С., обращенные к Роне, очень круты, каменисты и слабо орошены. Горные ручьи и потоки быстро низвергаются вниз; наоборот, зап. склоны, незначительно понижаясь, переходят в горные группы Центрального французского плато. Дождя здесь выпадает больше, чем на восточных склонах; средняя годовая температура ниже, чем на В. В зависимости от этого характер растительности резко различается: на З — леса, луга к полевые культурные растения среднеевропейского типа, на В — маслина, тутовые деревья, виноград, каштаны. О восстании севеннских горцев-протестантов в начале XVIII в. — см. Камизары.

Север

— еженедельный литературно-художественный иллюстрированный журнал, издающийся в СПб.; основан в 1888 г. Всев. С. Соловьевым, от которого перешел к Е. А. Евдокимову, затем к М. К. Ремезовой и наконец к настоящему издателю, Η. Ф. Мертцу; редакторами были П. П. Гнедич, Вс. С. Соловьев, В. А. Тиханов, Н. А. Александров, А. А. Коринфский, теперь — издатель. С 1892 г. при журнале выходит бесплатное приложение "Библиотека С." (12 книг в год); издается также еженедельная газета "С. " и др. приложения.

Север (Севир)

— св. мученик, родом из Фракии; за веру во Христа его строгали железными гребнями, потом надели ему на пальцы раскаленные перстни, опоясали его раскаленным железным поясом и, наконец, усекли мечом. С. пострадал при Диоклетиане и Максимиане (304 г.), память 20 авг.

Север Александр

см. Александр Север.

Север Гавриил

(1541—1616) — митрополит филадельфийский (в Малой Азии); образование получил в Падуанском унив.; управлял православной паствой в Венецианских владениях. Живя среди католического населения, С. старался предохранять православных от увлечения латинством и опровергать латинские заблуждения, Памятником его ревности остались его сочинения: "О св. таинствах", "О пяти различиях" (между православием и католицизмом), "О частицах, вынимаемых на проскомидии", "О коливе" и "Против осуждающих обычай вост. церкви воздавать честь и поклонение св. дарам во время переноса их на херувимской песни". Последнее их издание, с латинским переводом и пояснениями, сделано иезуитом Ричардом Симоном, в 1671 г., под загл. "Fides Ecclesiae Orientalis". Письма С. частью обнародованы Ламием в журнале "Deliciae eruditorum" 1738 и сл. гг.

См. "Писатели греческой церкви по падении Константинополя" ("Христ. Чтение", 1851, ч. I); архим. Арсений, "Летопись церковных событий" (СПб., 1880).

Север Игнатий

(Sewer) — псевд. польского поэта и драматурга Мацеёвского (см.).

Север Корнелий

(Severus) — римский эпический поэт, друг Овидия, написавшего ему во время изгнания несколько писем; по словам Квинтилиана (10, 1, 89) — versificator quam poёta melior; написал "Bellum Siculum" (войну против С. Помпея в 38 и слл. гг. до Р. Х.). От этого стихотворения сохранился один отрывок, где рассказывается о смерти Цицерона. Приписываемое С. описание извержения Везувия составляет, по-видимому, эпизодическую часть того же стихотворения.

Север Септимий

— см. Септимий С.

Север Сульпиций

(Severus) — христианский историк, родом из Аквитании, родился около 365 г., ум. ок. 425 г.; пользовался большой известностью как адвокат. Написал ряд диалогов, посланий и исторических сочинений, из которых наиболее крупное — "Historia sacra", в двух книгах. Пользуясь лучшими источниками, он излагает здесь всемирную и церковную историю от сотворения мира до 403 г. Сочинение это изложено литературным языком, в котором заметно подражание лучшим классическим образцам (вследствие чего С. называли христианским Саллюстием). С. написал также легендарную биографию святого Мартина Турского. Лучшие издания сочинений С. Borstius (Берл., 1668), Hieronymus de Prato (Верона, 1741—54), Halm (Вена, 1866). Ср. J. Bernays,. "Ueber die Chronik des Sulpicius S." (Берл., 1861).

Севергин

(Василий Михайлович, 1765—1826), химик и минералог; обучался в Академической гимназии и Академическом университете, а в 1785 г. был отправлен в Геггинген, для изучения минералогии. В 1789 г. С. был избран адъюнктом по кафедре минералогии, а в 1793 г. он был возведен в звание академика или профессора минералогии, и в этом звании оставался до самой своей смерти. Как ученый, С. стоял на высоте современного ему развития естествознания в европейском ученом мире и, вместе с тем, он постоянно имел в виду изучение России и произведений ее природы, обогащение русской ученой литературы и распространение знаний в русском обществе. Главной задачей минералога и вообще натуралиста С. считал самую строгую точность в наблюдениях и описаниях с уклонением от всяких произвольных теорий, которые, в конце концов, приносят лишь вред. Многочисленные мемуары и статьи С. писаны большей частью по-русски, и лишь некоторые из них по-латыни и по-французски; в них излагаются предметы, относящиеся к области минералогии, физики, химии, физики земного шара, технологии, сельского хозяйства и т. д.; в них он высказывал мысль о. тесной связи минералогии с химией. В трудах своих С. следовал знаменитому Гайю (Нау ü е) в минералогии и Лавуазье — в химии. Севергин также много содействовал образованию и обогащению русской научной терминологии: ему, напр., принадлежит термин "окисление" и др. Кроме своих учено-литературных трудов С. способствовал распространению научных знаний и с помощью публичных лекций, читанных им в конце 90-х годов XVIII в. В начале XIX в. С. совершил три путешествия по России, во время которых главное свое внимание обратил на предметы, относящиеся к области естественных наук, преимущественно минералогии. С. принимал деятельное участие в периодической литературе: он помещал свои статьи в "Новых ежемесячных сочинениях" и "Трудах вольного экономического общества". С. был также одним из деятельных сотрудников и главным редактором издававшегося с 1804 г. Академией наук "Технологического журнала", который в 1816 г. был переименован в "Продолжение технологического журнала". Кроме оригинальных сочинений, С. принадлежит ряд переводов с иностранных языков: так, он перевел "Химический словарь" Луи-Каде (4 т., 1810—13), "Ботанику" Жилибера (3 т.), Гмелина — "Химические основания ремесел и заводов" (2 т., 1803), Кузена — "Начальные основания физики" (1800) и друг. Заслуги С. как переводчика заключаются в том, что он при переводе делал различные добавления на основании новейших открытий; кроме того, он давал критическую оценку трудов и воззрений иностранных авторов; наконец, он делал добавления в сведениях, касающихся собственно России. С. принимал также участие, по поручению академии, в переводе соч. Зульцера "Allgemeine Theorie der sch önen Kü nste", долго считавшегося образцовым сочинением в области эстетики и теория словесности, и в перев. "Путешествия скифа Анахарсиса" Бартелеми. Он же написал два похвальных слова: одно, посвященное Минину и Пожарскому (СПб., 1807), другое — Ломоносову (СПб., 1805). Наконец, С. принимал участие в составлении академического словаря. Важнейшие из соч. С.: "Начальные основания естественной истории" ("Царство ископаемых", 2 т., СПб., 1791; "Царство произрастений", 3 т., СПб., 1794), "Первые основания минералогии, или естественной истории ископаемых тел" (2 т., 1798), "Пробирное искусство, или руководство к химическому испытанию металлических руд" (1801), "Способ испытывать минеральные воды" (СПб., 1800), "Способ испытывать чистоту и неподложность химических произведений лекарственных" (ib., 1800), "Записки путешествия по западным провинциям российского государства" (1803), "Продолжение записок и т. д." (1804), "Обозрение российской Финляндии" (1 8 05), "Подробный словарь минералогический" (3 т., СПб., 1807), "Опыт минералогического землеописания российского государства" (2 т., 1809), "Руководство к удобнейшему разумению химических книг иностранных, заключающее в себе химические словари: латинско-российский, франц.-российский и немецко-российский" (1816), "Новая система минералов, основанная на наружных отличительных признаках" (СПб., 1816), "Кая Плиния Секунда Естественная история ископаемых тел" (1819) и др. Полный список сочинений и статей С., как напечатанных, так и оставшихся в рукописи, приведен у Сухомлинова в "Истории Российской Академии" (т. IV, СПб., 1878).

Северж

(Siewierz) — пocад Бендинского у. Петроковской губ., на р.Чарна Пржемша. Древний замок, со всех сторон окруженный водою. С. был некогда столичным городом княжества Северского, принадлежавшего епископам краковским. После первого раздела Польши дотоле цветущее княжество пришло в упадок. В 1899 г. в С. было 3070 жителей, почти все католики. Катол. црк., богадельня, школа. Завод гончарных изделий. В окрестностях С. железная руда, бурый уголь, галмей и раковистый известняк. Почта и телеграф.

Севериан (епископ гавальский)

— (в Сирии), один из замечательных проповедников IV в. (умер, по мнению Филарета Черниговского, в 415, по Тильемону — в 430 г.). Прибыв из своей епархии в столицу, С. приобрел большое явление, особенно на императрицу Евдоксию. Сам Иоанн Златоуст, в то время архиеп. константинопольский, настолько уважал его, что во время своих отлучек передавал ему управление епархией. С., однако, стал интриговать против Иоанна. Узнав о том, Иоанн лишил С. права проповеди в Константинополе и настаивал на совершенном удалении его. На время между ними состоялось соглашение, и оба противника сказали по речи о благе мира, но затем интрига возобновилась и окончилась удалением Иоанна из Константинополя. Неблагоприятный образ действий С. по отношению к Иоанну заставил забыть проповедническую деятельность С., о которой, однако, с большой похвалой упоминают древние историки — Сократ, Созомен, Палладий, Исидор Севильский. Проповеди С. часто смешивались с проповедями Василия Beл., Иоанна Златоуста и Хризолога. И доселе еще не решен вопрос, кому принадлежат проповеди, изданные в ХVI — ХVII вв. в числе Златоустовых, но имеющие в рукописях надпись имени С. Всего известно всех проповедей С., в целом виде или в отрывках, больших или малых, 107 — 109 заглавий. Из них напечатана лишь часть. В шести беседах о книге Бытия С. старается каждое творение пояснить с точки зрения современного ему естествознания; это — не столько нравоучительные проповеди, как у Златоуста, сколько лекции по тогдашней натурфилософии. Современные ученые считают С. человеком обширного богословского и общего образования. В догматических и полемических "словах" С. (против еретиков) виден диалектик весьма искусный и тонкий; в этом сходство С. с Григорием Богословом. Вопрос о том, к какой богословской школе своего времени принадлежал С., остается пока нерешенным, за недостаточным исследованием специалистами его сочинений, доселе большей частью неизданных; но судя по тем сочинениям С., которые уже изучены, его можно признать апологетом никейского символа. Некоторое пристрастие к аллегорическому методу толкования Св. Писания указывает на близкое отношение С. к школе александрийской. По внешнему строю его проповеди отличаются большой логичностью, хорошим схематизмом; не только "слова", но и "беседы" имеют почти все заранее начертанный оратором или указываемый ходом мысли план. В этом отношении С. очень близко сходится с Астерием Амасийским, Евсением Кесарийским (как проповедником) и другими ораторами церковными IV в., которые установили тематизм и строго-систематическое изложение речи, хотя и не по всем правилам древней риторики, так как давали место в проповеди религиозному экстазу и профетизму. При силе, яркости и остроумии мысли, у С. не всегда изящна и правильна стилистически фраза: недостаточно ли хорошо знал по гречески этот сириец, или он не имел обыкновения тщательно обрабатывать фразу в проповедях — еще не решено; можно предполагать и то, и другое. На русский яз. переведено (Эминым, в 1878 г.) слово С. на текст из Евангелия от Луки (см.).

Н. Б—в.

Севериан (святые)

— святые православной церкви: 1) один из 40 севастийских мучеников (см.); 2) св. мученик; видя страдание великомуч. Георгия, открыто исповедал себя христианином, за что был усечен мечом, в 303 г., в Никомидии; память 18 апреля; 3) св. мученик, пострадал в Галлии, в I в., при Клавдии; память 4 июня; 4) св. мученик, был умерщвлен близ Халкидона, при Maксимиане; память 22 августа; 5) св. мученик, происходил из знатного рода и жил в Севастии. Когда взяты были на суд 40 мучеников, то св. С. убеждал их не отрекаться от Христа. После жестоких мучений С. умертвили особым способом: привязав один камень к шее, а другой к ногам, перевязали его самого веревками и повесили на стене. С. пострадал при Лициции, в 320 г. Память 9 сентября.

Северин (дополнение к статье)

— псевдоним писательницы Надежды Ивановны Мердер; ум. в 1906 г.

Северин (Мердер)

— псевдоним писательницы Надежды Ивановны Мердер, рожденной Свечиной, род. в 1839 г. Первая ее повесть: "Не в порядке вещей" появилась в "Отеч. Записках" 1877 г. Романы, повести, рассказы, очерки ее печатались в "Деле", "Живописном Обозрении", "Русской Мысли", "Вестнике Европы", а с 1890 г. — в "Русском Вестнике", "Историческом "Вестнике", "Ниве". Написала нескольво пьес для театра: "Супружеское счастье" (СПб., 1884), "Познакомились", "Перепутала".

Предыдущая страница Следующая страница