Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "С" (часть 34, Сер)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "С" (часть 34, Сер)

Предыдущая страница Следующая страница

Сергиева-Троицкая пустынь

— см. Троицко-С. пустынь.

Сергиево

или Сергий — станция Балтийской железной дороги, в 18 верстах от СПб.; дачная местность; в 2 верстах находится Троицко-Сергиева пустынь (см.).

Сергиевск

— пригород Бугурусланского у. Самарской губ., при р. Соне. Впервые заселен при Петре Вел., служилыми людьми; с 1720 г. сделался одним из сторожевых пунктов против киргизов, в 1780 г. — уездн. гор. Уфимского наместничества. Упрощенное городское управление, жит. 1975, занимающихся земледелием. Ст. Самаро-Златоустовской жел. дор. Еженедельные базары, 15 торгово-промышленных заведений. Общественных доходов 4334 руб. 2 земских школы. В 10 в. Сергиевские мин. воды (см.).

Сергиевская-Троицкая лавра

или Троице-Сергиева лавра — см. Троицко-С. лавра.

Сергиевские сернистые источники и грязи

— Самарской губ., под 53°56' с. ш. и 21 в. д. от Пулкова, на высоте 600 фт. над ур. моря, в 86 в. от гор. Бугуруслана. Климат переменчивый; зима иногда суровая, лето теплое и равномерное, средняя темп. летом 21 — 22,5°С. Господствующий ветер сев.-вост. Минеральных источников до 11, сливающихся в общее сернистое озеро. Главные источники: Солдатский, Большой, Средний, Верхний и Нижний. Эти 5 источников дают в сутки до 500000 ведер воды. Темп. воды 7,8 — 8,13°Р. По соседству с С. источниками находятся еще сернистые ключи и озера: Молочное, или Серное, Голубое, или Шункутское, и др. Воды употребляются главным образом для ванн. В литре воды содержится: хлористого магния 0,116, углекислой магнезии 0,129, углекислой извести 0,259, сернокислого натра 0,153, сернокислой магнезии 0,20 5, сернокислой извести 1,682. Сумма плотных составных частей 2,620, свободной углекислоты 89,97, сероводорода 49,83, уд. в. воды 1,0027. Аптека, почта, летом телеграф, библиотека. Сезон с 1 — 15 июня по 15 авг. Воды назначаются при золотухе, ревматизме, артрите, катаре дыхательных путей, кожных болезнях и сифилисе. Летнее отделение казанского военного госпиталя. Молоко, кумыс. Съезд до 400 чел.

А.

Сергиевский Николай Александрович

(1827—1892) — духовный писатель, сын священника; получил высшее образование в СПб. духовной акад.; был профессором богословия в Московском унив. Он не только сам изменил господствовавший до него догматический метод преподавания этого предмета, но содействовал такой же перемене и в остальных университетах, рекомендуя при совещании с профессорами богословия в СПб., Казани, Харькове, Киеве и Одессе чтение студентам аналогии основных христианских истин. С 1884 г. С. состоял протопресвитером московского Успенского собора и членом Московской синодальной конторы. В 1860 г. С. основал духовный журнал "Православное обозрение" и стоял во главе его редакции в течение 9-ти лет. Учено-богословские труды С.: "Об основных истинах христианской веры" (апологетические публичные чтения, М., 1872) и "Творение Мира и человека. Изъяснение библейской истории творения в связи с естественною историей" (M., 1883). Проповеди свои С. (см. по "Указателям" к "Православному обозрению" за 1860 — 70 и 1871 — 86 гг.) по большей части произносил в университетском храме, в дни великих праздников и в Татьянин день — храмовой праздник университета. Излюбленною их темою служил вопрос об отношении между верою и знанием, разумом и откровением. Ср. "Памяти протопресвитера Н. А. С." ("Московские церковные ведомости", 1892, № 27); "Церковные ведомости", 1892 г., № 28 (некролог С.).

Сергиевский общежительный женский м-рь

(Сергиевский общежительный женский м-рь) — в Сапожковском уезде Рязанской губ., при селе Телятниках (Малых Можарах). В начале 60-х гг. здесь была устроена богадельня для призрения бесприютных стариц и сирот, обращенная в 1882 г. в общину. В 1885 г. при общине были открыты женская церковно-приходская школа и приют для круглых сирот. В 1894 г. община возведена в общежительный м-рь. См. "Церковные ведомости", 1894, № 8.

Сергиевский посад

— Московской губ., Дмитровского у., ст. жел. дор., в 68 вер. от гор. Москвы, при Троицко-Сергиевской лавре (см.), на р. Кончурке. которая в посаде запружена и образует Келарские пруды. Образован из 3 подмонастырских Кукуевских слобод в 1782 г. Жит. до 25 тыс. Благодаря наплыву богомольцев (до 1 млн. в год) торговля и промышленность С. посада находятся в цветущем состоянии; особенно развиты кустарные промыслы — игрушечный (более 1000 чел.) и резьба по дереву (200 чел., образки, четки, ложки и др.). 2 шелкоткацкие фабр., несколько ткацких мастерских, позументных и парчовых. Гор. общ. банк, 2 большие монастырские гостиницы, 3 типографии, почтово-телеграфная контора, несколько училищ, мужская прогимназия. В 1894. г. доходов поступило 56367 руб., израсходовано 47360 руб., из них на учебную часть 10198 р., на благотворительность 5667 р., на медицинскую часть 1740 р. О промыслах С. посада см. "Сборн. стат. свед. по Московской губ." (изд. моск. губ. зем.), т. VI, вып. II, М., 1880, и т. VII, вып. III, М. 1883.

Сергиевский Филарет Александрович

(1831—1884) — духовный писатель, сын священника; образование получил в Московской духовной академии, в которой был профессором; позже состоял ректором Виленской дух. семинарии, затем настоятелем Архангельского собора. Написал: "Фотий до вступления на патриарший престол в Константинополе" ("Прибавл. к творен. свят. отцев", 1854; часть магист. диссерт.) и несколько "Слов", напеч. в "Правосл. обозрении" и "Душеполезном чтении".

Сергиевское

— с. и ст. Московско-Курской жел. дор., Тульской губ., Крапивенского у.; жит. свыше 3 тыс., бойкий торговый пункт. от С. идет жел.-дор. ветвь к с. Пенькову (15 в.).

Сергии

(Sergii) — древнеримский патрицианский род, из которого более известны следующие представители: 1) Марк С. Сил, прапрадед Катилины, один из отчаянных бойцов Второй Пунической войны. Плиний рассказывает, что С. потерял во 2-ю Пуническую войну правую руку, а всего во время двух войн получил 23 раны и потерял способность владеть обеими руками и ногами; дважды бежал из плена от Ганнибала; четыре раза сражался, пользуясь только левой рукой; два раза под ним падали лошади; с помощью сделанной для него железной правой руки сражался при осаде Кремоны, защищал Плаценцию и взял 12 лагерей в Галлии ("Hist. Natur.", VII, 29). В 97 г. был городским претором. 2) Луций С. Катилина — см. Катилина. По имени рода Сергиев была названа одна из сельских триб.

Сергий Александрович

— великий князь, четвертый сын имп. Александра II, род. 29 апреля 1857 г., с 3 июня 1884 г. состоит в супружестве с дочерью великого герцога гессенского Людвига IV-го Елизаветой Федоровной (род. 20 октября 1864 г.). В 1881 г. вел. кн. С. Александрович совершил вместе с вел. кн. Павлом Александровичем и вел. кн. Константином Константиновичем путешествие по Европе и в Палестину. Результатом поездки в Св. Землю было образование под председательством его высочества Православного Палестинского общества, поставившего себе целью собирать, разрабатывать и распространять в России сведения о святых местах Востока, оказывать пособие паломникам, учреждать в Палестине больницы, школы, странноприимные дома и пр. По предложению его высочества и на пожертвованные им суммы общество произвело в 1883 г. увенчавшиеся успехом интересные раскопки в Иерусалиме. В 1887 г. вел. кн. назначен командиром Преображенского полка, а 26 февраля 1891 г. — московским генерал-губернатором; в настоящее время он состоит и командующим войсками московского военного округа. Во время турецкой кампании 1877 — 78 гг. удостоен ордена Георгия 4 степени за дело против турок при рекогносцировке 12 октября 1877 г. Великий князь С. Александрович имеет чин ген.-лейтенанта и состоит ген.-адъютантом, членом Госуд. совета и шефом л.-гв. 2 стрелкового батальона и 38-го пехотного Тобольского полка.

Сергий Михаилович

— великий князь. Пятый сын великого князя Михаила Николаевича, род. 25 сентября 1869 г.; имеет чин полковника и состоит флигель-адъютантом, командиром 2-ой батареи л.-гв. конно-артиллерийской бригады и шефом 153-го пехотного Бакинского полка.

Сергий Павел

(Σέργιος Παϋλος, Деян. Ап. XIII, 7) — проконсул острова Кипра, обращенный апост. Павлом к вере во Христа и принявший крещение. Когда С. Павел изъявил желание слышать слово Божие, находившийся при нем лжепророк, иудей Вариисус, старался отвратить его от веры. Апост. Павел поразил его слепотою, после чего проконсул уверовал во Христа. С этого времени Савл, по замечанию Иеронима, начал называться Павлом.

Сергий Радонежский

(в Мире Варфоломей) — св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своем поместье недалеко от Ростова, где и родился С. в 1314 г. (по другим — в 1319 г.). Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Свящ. Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1330 г. родители С., доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в гор. Радонеже (54 вер. от Москвы). После их смерти С. отправился в Хотьково-Покровский м-рь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к "строжайшему монашеству", к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу р. Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя св. Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя св. Троицы. Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, С. принял в 1337 г. иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и С. был ее вторым игуменом {первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава С. дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея С. ввел в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, С. "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (напр., ростовского князя — в 1356 г., нижегородского — в 1365 г., рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к С., чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, С. предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю (см.). Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от С. ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 г. скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. В 1392 г., 25 сентября, С. скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 г. он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева м-ря, С. основал еще несколько обителей (Благовещенскую на Киржаче, Борисоглебскую близ Ростова, Георгиевскую, Высотскую, Галутвинскую и др.), а его ученики учредили до 40 м-рей, преимущественно в Северной Руси.

См. "Преп. Сергий Радонежский. По поводу 500-летия со времени его блаженной кончины" ("Христианское чтение", 1892, № 9 — 10); "Жизнь и труды преп. Сергия Радонежского" ("Странник". 1892, № 9); А. Г — в, "О значении преп. Сергия Радонежского в истории русского монашества" ("Чтения в Обществе любителей духовного просвещения", 1892, № 9); E. Голубинский, "Преп. Сергий Радонежский и созданная им Лавра" (Сергиевский Посад, 1892); "Жизнь и чудеса преп. Сергия Радонежского" (М., 1897, 5-е изд.); В. Эйнгорн, "О значении преп. Сергия Радонежского и основанной им обители в русской истории" (М., 1899, 2-е изд.).

В. Р — в.

Сергий Святоградец

— иерусалимский инок и исповедник при императоре Феофиле (829 — 842); скончался в изгнании. Известен как песнописец и описатель событий от Копронима до Михаила Заики. Николай Комнен упоминает о его толковании на 1 посл. к Коринфянам. В греческих минеях стихира на рождество Богородицы читается с именем С., а стиховные — с именем Άγιοπολιτου; в славянских минеях некоторые из этих стихир носят имя патр. С., без сомнения — по ошибке.

Сергий, архиепископ владимирский

(в миру Иван Спасский) — духовный писатель, сын священника, магистр Киевской дух. академии; был инспектором и ректором семинарии, епископом ковенским и могилевским, теперь архиепископ владимирский. Степень доктора богословия дана ему в 1876 г. за сочинение "Полный месяцеслов Востока" (М., 1875 — 76). Другие его труды: "Исследование библейской хронологии" (Киев, 1857, магист. дисс.), "Слова" (М., 1882), "Православное учение о почитании святых икон и другие соприкосновенные с ним истины православной веры" (Могилев, 1887 и сл.), "Избранные жития святых" (Владимир, 1893), "Беседы об основных истинах святой православной веры (изд. 3, СПб., 1899), "Святый и животворящий крест Господень" (Могилев, 1890, 4 изд., 1899), "Годичный круг слов на воскресные и праздничные дни" (Владимир, 1898) и пр.

Сергий, архиепископ владимирский (дополнение к статье)

(в миру Иван Александрович Спасский) — архиепископ владимирский и суздальский, духовный писатель; умер в 1904 г. Его последние труды: "Св. Андрей Христа ради юродивый и праздник Покрова Пресв. Богородицы" (СПб., 1898); "Св. Симон, епископ владимирский и суздальский" (Владимир, 1899); "Древнейший восточный месяцеслов" (СПб., 1900); "Русская литература об иконах Пресв. Богородицы в XIX в." (ib., 1900). См. В. С., "Высокопреосв. С., архиепископ владимирский" ("Церковные Ведомости", 1 904, № 48); A. Спасский, "Памяти высокопреосв. С., архиепископа владимирского" ("Богословский Вестник", 1905, № 1).

Сергий, духовный писатель

(в миру Иван Николаевич Страгородский, род. в 1867 г.) — духовный писатель. По окончании курса в СПб. дух. акад. был миссионером в Японии, инспектором Московской дух. акад., архимандритом при русском посольстве в Греции, помощником начальника японской миссии, ректором СПб. дух. семинарии; теперь состоит инспектором СПб. дух. акад. Труды С.: "Православное учение о спасении" (магист. диссерт., Сергиев Посад, 1895; 2 изд., Казань, 1898), "Вопрос о личном спасении" (М., 1895), "Вечная жизнь как высшее благо" (ib., 1895), "Христианство в Китае и Японии" ("Русский вестник", 1892, дек., 1893, февраль), "На Дальнем Востоке" (письма японского миссионера, "Богословский вестник", 1895 — 96 и отд.; 2 изд., Арзамас, 1897), "По Японии" (ряд писем о миссионерском путешествии, "Богословский вестник", 1899 и сл.).

Сергий, духовный писатель (дополнение к статье)

(Страгородский) — архиепископ финляндский и выборгский; с 1901 по 1905 г. был ректором СПб. духовной академии. Его новейшие труды: "О нравственности вообще" (СПб., 1900); "Закон Божий, написанный в сердце человека" (СПб., 1901); "По Японии. Записки миссионера" (Сергиев Посад, 1903); "Слова и речи. 1901—1905 гг." (СПб., 1905).

Сергий, епископ астраханский и енотаевский

(в миру Александр Серафимов, род. в 1836 г.) — духовный писатель, епископ астраханский и енотаевский, магистр Московской дух. академии. Соч. его: "Правила и практика церкви относительно присоединения к православию неправославных христиан" (Кострома, 1882, в 1894 г издано вновь под загл.: "О правилах и чинопоследованиях принятия неправославных христиан в православную церковь ", с приложением статьи: "О разночтениях 95-го правила VI вселенского собора", Вятка), "Из переписки блаж. Августина с Иеронимом, о словах апост. Павла Гал. II, 11 — 14" ("Чтения в Общ. любит. дух. просв.", 1875) и др.

Сергий, епископ астраханский и енотаевский (дополнение к статье)

(в миру Александр Алексеевич Серафимов) — епископ астраханский и енотаевский; ум. в 1902 г. "Сборник сочинений" его (ч. II) вышел в 1901 г. (Астрахань).

Сергий, епископ черниговский и нежинский

(в миру Иван Иванович Соколов, 1844—1893) — духовный писатель, сын священника, воспитывался в Моск. дух. акад., был ректором семинарий в Могилеве и Пензе, викарием епархии Казанской и Черниговской и, наконец, епископом черниговским и нежинским. Труды С.: "Влияние протестантизма в России в XVI и XVII вв." ("Православное обозрение", 1879, кн. 11), "Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв." (М., 1880, магист. диссерт.), "Влияние протестантизма на умственное и нравственное состояние юго-западной России" ("Чтения в общ. любит. дух. просв.", 1880, ч. 1), "К вопросу об отношениях протестантизма к России в XVI и XVII вв." (ib., 1882, ч. III), "Чем должен бы разрешиться современный вопрос о соединении церквей?" ("Прибавл. к Творениям св. отцев", 1886, ч. XXXVII, кн. 2), "Начало христианства в Черниговской обл." (Чернигов, 1892), "Московский благовещенский свящ. Сильвестр как государственный деятель" ("Чтения в Имп. общ. истории и древностей", 1893, кн. I). См. Д. Я., "Епископ Черниговский и Нежинский С." ("Церковный вестник", 1893, № 35).

Сергий, епископ ямбургский

(в миру Сергей Алексеевич Тихомиров, род. в 1871 г.) — писатель, епископ ямбургский, викарий СПб. епархии, ректор СПб. духовной академии, в которой и учился. Главные его труды: "Черты церковно-приходского и монастырского быта в писцовой книге Водской пятины 1500 г. (в связи с общими условиями жизни)" (СПб., 1905, магист. диссерт.); "Карты Водской пятины и ее погостов в 1500 г." (ib., 1905); "Под впечатлениями жизни" (СПб., 1902); "Письма из Сарова, 13—22 июля 1903 года" (СПб., 1903).

Сергий, инок Соловецкого монастыря

(Шелонин) — инок Соловецкого монастыря, замечательный начетчик и писатель XVII в. О жизни его до монашества ничего не известно; первое сведение о нем относится к 1638 г., когда он уже был в звании инока и из числа "преимущих" в Соловецком монастыре. Около 1646 г. С. был посвящен в архимандриты костромского Ипатьевского монастыря, но оставался там недолго и вернулся в Соловки, где прожил до самой смерти (1667 г.), занимаясь перепискою книг и составлением житий. Переписанные С. книги составляют целую библиотеку, дающую возможность определить и интересы древнерусского любителя писаний, и размеры его книжной мудрости. С. не был простым переписчиком: он часто делал на полях поправки, заметки, сличения сходных мест и т. п., а иногда в конце "книги" присоединял "алфавитные указатели материй скорого ради обретения". Наиболее его интересовали: "Псалтирь" в переводе Максима Грека (в переписанной С. рукописи имеется в конце и небольшое житие Максима, едва ли не сочиненное самим С., как думает г. П. Знаменский), "Небеса или богословие Иоанна Дамаскина", "Изложение о вере", поучения, "Сборник о священстве", разного рода жития, патерики, прологи и т. д. Рукопись С., содержащая в себе определения "о многоразличных церковных чинех Стоглавого собора", признается одним из исправнейших списков Стоглава, по которому и напечатано издание последнего в "Православном собеседнике" (1862 г.). Составленное С. "Сказание о новоявленных яренгских чудотворцах — Иоанне и Логгине", несмотря на свою чрезмерную витиеватость, считается образцом тогдашней агиографической литературы. Второе составленное им в 1650-х гг. житие носит след. заглавие: "Сергия смиренного инока и пресвитера обители Пантократоровы, сущем понта окиана, иже на полунощной стране, на отоце Соловецком, слово на перенесение мощей иже в святых отца нашего Филиппа, митрополита московского и всея России чудотворца. Евлогисон патера". Оно любопытно тем, что представляет собою более биографическое произведение, нежели ораторское, панегирическое, и подробно следит за всею жизнью святителя. — См. В. О. Ключевский, "Древнерусские жития святых (1862); П. Знаменский, "Сергий Шелонин, один из малоизвестных писателей XVII века" ("Православное обозрение", 1882. № 2 и 4).

В. Р — в.

Сергий, инок угличский

— инок угличский, в 1610 г. описал чудеса преп. Паисия и переделал записки о его житии, он же описал житие препод. Кассиана Угличского и житие кн. Романа Угличского.

Сергий, митрополит московский и коломенский

(в миру Николай Яковлевич Ляпидевский, 1820—1898) — духовный писатель; сын протоиерея, получил высшее образование в Моск. дух. акад., был инспектором, затем ректором ее. В 1861 г. возведен в сан епископа курского, позже был архиепископом в Казани, Кишиневе и Херсоне, а с 1893 г. — митрополитом московским и коломенским. Главные его труды: "О поминовении усопших" (М., 1844), "О побуждениях к исполнению нравственного закона" ("Прибавл. к Твор. св. отцев", 1851, ч. X), "О клятве". (ib., 1853, ч. XII), "О терпении в молитве" (ib., 1855, ч. XIV), "О любви к Богу, испытуемой скорбями" (ib., 1856, ч. XV), "О произвольных обетах " (ib., 1858, XVII), "О таинстве елеосвящения" (ib.), "Ответ на письма князя-писателя относительно латинского учения о папе" (ib., 1859, ч. XVIII), "Об исхождении Св. Духа" (ib.), "Брак и безбрачие лиц духовных" (ib., 1860, ч. XIX). Статья "Об исхождении Св. Духа" признается одним из лучших пособий для православных в борьбе с латинством. Им переведены на русский яз. значительные отделы из творений преп. Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, блаж. Феодорита и др.; он принимал участие и в переводе Свящ. Писания. Проповеди С. изданы в Москве в 1870 г. ("Слова С., епископа Курского") и в Одессе в 1893 г. ("Слова и речи С., архиепископа Херсонского и Одесского"). См. статью проф. И. Н. Корсунского "Высокопр. С., митрополит Московский" в "Душеполезн. чтении" (1898, май — сентябрь и 1899, № 2); свящ. H. Миловский, "Высокопр. С., митрополит Московский" ("Вера и Церковь", 1899, кн. 1, янв.).

Сергий, основатель Валаамского монастыря

— основатель монашества и монастыря на острове Валаам. Сведения о нем очень скудны и разноречивы. По местной валаамской легенде, носящей в рукописи заглавие "Оповедь", бывшей в распоряжении составителя книги "Валаамский монастырь" (изданной самим монастырем в 1864 г.), начало христианству на Валааме положено еще св. апост. Андреем, который, посетив Киев и Новгород, побывал и на Валааме. Позже, но все-таки довольно близко ко времени Андрея, упоминается в "Оповеди" С., "преподобный" по жизни, который был не из местных обитателей, а пришлый "с восточных стран"; некоторые считали его за грека, а другие — за новгородца, даже за бывшего новгородского посадника. Оставшись на Валааме, С. занялся строением бойниц для защиты от нападавших шведов (?), тесал камни правильных форм, чертил на них письмена и т. д. "Оповедь" описывает его как "изобразителя", т. е. умеющего делать изображения на дереве и камне. Будучи монахом и пресвитером, С. стоял во главе и гражданского управления острова. Он обратил ко Христу местного властителя Мунга, язычника, назвав его при крещении Куартом. Достоверность всех этих сказаний ничем не подтверждена. Преосв. Арсений (в "Летописи церков. событий", СПб., 1880) категорически утверждает, что препод. С. и Герман (см.) положили основание Преображенской обители на Валааме в 1329 г. Того же мнения держится и архим. Игнатий, автор "Кратких жизнеописаний русских святых" (СПб., 1876). С древних времен тела С. и Германа, остававшиеся нетленными, чтились в России как святыня. В 1819 г. СПб. митрополит, к епархии которого принадлежал Валаам, ходатайствовал о полной канонизации С. и Германа Валаамских, так как "свидетельств о их чудесах довольно есть". Память их 28 июня. См. "Историч. сведения о СПб. епархии", составленные и изданные СПб. епархиальным историко-статистическим комитетом (т. IV, СПб., 1875).

Н. Б — в.

Сергий, патриарх константинопольский

— патриарх константинопольский, занимавший кафедру с 610 по 638 г., происходил из иаковитской (монофизитской) сирийской семьи, но, кажется, учителя его были православные. С 619 г. и до самой смерти он был в самых дружеских отношениях с императором Гераклием, в отсутствие которого вместе с патрицием Бонозом управлял империей. В 626 г. благодаря энергии С. столица, осажденная аварами и персами, была спасена. Веские косвенные данные привели авторитетнейших западных юристов-византологов (Цахариэ фон-Лингенталь, Бинер, Геймбах, Мортрёлль) к мысли, что С. принадлежит первая редакция Номоканона (переработанного и дополненного в 883 г. знаменитым Фотием). Многие западные ученые считают С. автором "греческого Те Deum" — знаменитого акафиста Божией Матери, составленного по поводу избавления столицы в 626 г. Строфа акафиста, ставшая затем шаблоном для этого рода византийской гимнографии, есть совершеннейшее и изящнейшее создание греческой средневековой, так наз. ритмической поэзии и не уступает по красоте лучшим античным лирическим формам; весь гимн дышит патриотическим одушевлением, полон метких эпитетов, превосходных метафор и картин; он высоко ценится всеми беспристрастными учеными (Крист, Крумбахер, Питра, Якоби и др.). Когда в VIII — IX вв. гимны были вытеснены из церковного обихода канонами, акафист удержался и до сих пор поется и читается в православной церкви целиком. Если С. — действительно его автор, то он несомненно один из первых церковных поэтов Востока (мнения, будто акафист составлен Романом Сладкопевцем или Георгием Писидой, не имеют никаких положительных оснований, а первое из них может считаться совершенно опровергнутым с тех пор, как доказано, что Роман жил в 1 половине VI в.). Отдельные строфы и строки из акафиста были, однако, известны задолго до С. Легенда усматривает повод к его составлению в событиях то 626, то 673 и 717 гг. Поэтому правильнее видеть в С. не автора, а лишь главного редактора "акафиста". С. отличался редкой скромностью и осторожностью. Будучи правой рукой императора во всех его начинаниях, он всегда старался оставаться в тени и даже в церковных делах действовал именем императора. О своем религиозном эдикте, "Енфесисе", Гераклий уже по смерти С. писал папе Иоанну IV: "не я диктовал его, а патриарх С. составил его еще за пять лет до моего возвращения с Востока и упросил меня издать его с моим именем и подписью". В истории догмата С. остался как еретик-монофелит, подпавший анафеме VI вселенского собора. Мысль о монофелитстве как способе примирить монофизитов с Халкидонским собором явилась у С. рано, еще в 610 — 617 гг. В 622 г. император Гераклий, т. е. его устами С., побеждает с помощью учения о единоволии предстоятеля армянских монофизитов-акефалов, Павла Одноглазого. Вопрос о двух волях был так труден, что Гонорий римский и Кир фазидский (потом александрийский), к которым обращался С., не нашли в его формуле ничего еретического. Св. Максим Исповедник говорит, что С. оттолкнул его от себя своим "непостоянством" (το παλίμβολον) в догматическом вопросе: но оно в том только и состояло, что С., чувствуя недостаточность своего знакомства со строем православной догматической мысли, шел крайне осторожно, постоянно опрашивал авторитеты обеих сторон, которые хотел примирить, и не раз советовал императору бросить все дело, когда оно грозило привести вместо мира к новому раздору. Как догматист, С. впал в ошибку, и в этом смысле он — еретик. Но он не еретик в смысле непокорства голосу вселенской церкви; ему не довелось услышать этого голоса, которому он, вероятно, не отказал бы в повиновении; он не дожил до разгара деятельности Максима Исповедника и папы Мартина. См. Монофелитство.

Б. Мелиоранский.

Сергий, преподобный печерский

— преподобный печерский XIII века; называется "послушливым". Мощи его в Антониевой пещере. Память 7 октября.

Сергий, раскольник

(в миру Симон Петрович Юршев) — выдающийся деятель на пользу единоверия, сын московского купца, ревностного раскольника. Оставшись сиротою, Юршев удалился в леса (в Московской губ.), где скрывались многие раскольники и всякого рода беглецы. Здесь он постригся в монашество с именем С. Схваченный вместе с другими, С. был посажен в тюрьму, но бежал в Польшу, а оттуда в иргизские скиты, где играл роль "строителя" в широком значении слова (см. Иргизские единоверческие монастыри). В 1779 г. С. участвовал на "перемазанском" соборе в Москве (см. Перемазовщина). На С. возложена была обязанность письменно полемизировать с Михаилом Калмыком и Никодимом. В сочинениях его: "Обыскательное рассуждение", "Соборное рассмотрение на ответы настоятеля Антония", "Сочинение о бегствующем священстве", "Беседословие от лица св. церкве строителя о. Сергия с сомнящимися о св. церкви и о православном священстве" проводится мысль о необходимости перемазывания беглых попов и доказывается, что истинная их исправа возможна только в Успенском монастыре, во главе которого стоял С. Безнравственная жизнь беглых попов заставила его, однако, искать правильного священства. В 1786 г. астраханский архиепископ Никифор Феотоки разослал по епархии "Окружное послание", в котором призывал заблуждающихся обратиться в недра церкви. Как бы в ответ на него, С. составил 15 вопросов в подал (1790) их Никифору при прошении, в котором "именем всего общества" обещал присоединиться к церкви, если ему будут даны удовлетворительные ответы. Ответы были даны; С. разослал списки с них по иргизским обителям и другим поповским общинам, и за это временно лишен был настоятельства (1791 г.). Возвратившись (1793) к власти, С. с большей откровенностью стал выражать свои намерения и снова был уволен (1795). Он отправился в СПб. и подал там прошение о принятии его с братиею в ведомство Казанской епархии с дозволением отправлять богослужение по старопечатным книгам. В высоч. рескрипте 19 июня 1796 г. на имя казанского архиеп. Амвросия последовала желаемая резолюция. Раскольники крайне озлобились. Иргизское собрание постановило не допускать С. в м-рь не только к начальствованию, но и на жительство; тех, которые были согласны с С., из м-ря выгнали. С. обращался за содействием к губернатору, но безуспешно. В том же году С. уехал в Стародубье, вступил в число "согласных", был посвящен в иеромонаха и поставлен настоятелем Успенского Новороссийской епархии согласнического м-ря. Здесь С. составил книгу: "Зеркало для старообрядцев, непокоряющихся православной церкви" (СПб., 1799; М., 1860). См. "Исторические сведения об иргизских мнимо-старообрядческих м-рях до обращения их к единоверию" ("Правосл. собеседник", 1857, стр. 388 — 466); Н. Соколов, "Раскол в Саратовском крае" (Саратов, 1888).

Сергий, римские папы

С. I (687— 701) был избран во время волнений, вследствие которых должен был вскоре оставить Рим; через семь лет импер. Юстиниан II вернул ему апостольский престол. С. возвратил в лоно церкви патриарха аквилейского; в борьбе с иконоборством пользовался поддержкой населения. В бoгocлyжение он ввел много новых церемоний. Одни считают его восемьдесят четвертым папой, другие — восемьдесят шестым. С. II (844— 847) возведен на престол с помощью военной силы; в эту эпоху подобные случаи не были редки, однако С. пришлось из-за того считаться с недовольством имп. Лотаря I, который воспротивился его избранию. Чтобы уладить свои отношения с императором, С. короновал сына его Людовика королем Италии. В понтификат его сарацины поднялись по Тибру и опустошили окрестности Рима. По счету он сто пятый или сто шестой папа. С. III (904— 911) оставил по себе плохую память. Избранию его предшествовали смуты; ему приходилось оспаривать престол у многих претендентов. Волнения не прекратились и после того, как он был избран. С. известен как человек жестокий и порочный. Он состоял в преступной связи с куртизанкой Марозией и имел от нее сына, который впоследствии занял папский престол (см. Иоанн XI). С. — сто двадцать третий папа, С. IV. (1009—101 2) приложил много усилий к искоренению беспорядков в делах, запущенных его предшественниками. Как современники, так и историки восхваляют его за его добродетели. Первый из пап переменил свое имя на другое при избрании на престол. С. считается сто сорок восьмым папой.

Сергий, святые православной церкви

— имя святых православной церкви: 1) св. мученик, пострадал вместе с другими иноками от разбойничьих шаек сарацин, напавших на обитель св. Саввы в 796 г. С. была отрублена голова; пам. 20 марта. 2) С. и Вакх — св. муч., родом римляне, знатные сановники при имп. Максимиане, пользовавшиеся его доверием. Узнав из доноса завистников, что они — христиане, Максимиан приказал С. и Вакху принести жертву; когда они отказались, он велел снять с них знаки их сана, облечь в женские одежды и с железными обручами на шеях водить по городу на посмеяние. Затем он отослал их к правителю Восточной Сирии, ненавистнику христиан, Антиоху. Вакх был замучен Антиохом до смерти, а Сергия Антиох велел обуть в железные сапоги с гвоздями и гнать от гор. Суры до гор. Ресафы, на расстоянии ок. 20 вер. В Ресафе он осудил С. на обезглавление (ок. 296 — 303 г.). Город Ресафа впоследствии назывался Сергиополем. Память 7 октября. 3) С. препод., подвизался сначала на Афоне, затем в обители С. Радонежского; позже удалился в вологодские леса, где на берегу р. Нурмы построил часовню. Когда к С. собралось до 40 подвижников, он построил храм и устроил общежительную пустынь. Скончался в 1412 г.; мощи его почивают под спудом в церкви села Пуромского, стоящей на месте обители, упраздненной в 1761 г. Память 7 октября. 4) С. препод., 62 года, священствовал в нынешн. Сольвычегодском у. Вологодской губ. Чувствуя близость кончины, принял схиму и почил 16 ноября 1585 г., на 92 г. жизни. Память С. установлено праздновать в 1655 г.

Сергинские заводы

чугуноплав. и железоделат. — Пермской губ., Красноуфимского у., принадлежат частной компании, осн. Демидовым в 1742 г. Их два: 1) Нижне-С. зав.; 14 тыс. жит.; 2 црк., общ. клуб, общество потребителей, 4 шк., больница, много лавок и магаз., почт.-тел. отд.; памятник имп. Александру II. Зав. выплавляет до 450 тыс. пд. чугуна и вырабатывает стали до 900 тыс. пд. 2) Верхне-С. зав.; 8 тыс. жит., црк., 3 шк., фельдш. пункт и приемный покой. Зав. выплавляет до 500 тыс. пд. чугуна и вырабатывает стали до 750 тыс. пд. При заводах 18 рудников бурого железняка; ежегодно добывается до 2 млн. пд. руды (содержащей 42 — 48% металла).

Сергинские минер. воды

— Пермской губ., Красноуфимского у., в 2 вер. от Нижне-Сергинского завода (см.), при р. Серге, прит. Уфы. Воды принадлежат к холодным солено-сернистым и эксплуатируются с 1832 г. Они сданы в аренду врачу; при них устроено лечебное заведение с помещением для больных.

Сергиопольская станица

(Сергиополь) — Семиреченской обл., Лепсинского у., на р. Аягузе, в 270 в. от Семипалатинска. До 1860 г. называлась Аягузом; одно время была уездн. городом сначала Семипалатинской, потом Семиреченской обл. Пчт. и телегр. Жит. ок. 800 (татары, чоло-казаки и русские); торговля с киргизами.

Сергипе

(Sergipe) — самый мал. штат респ. Бразилии, на бер. Атлантического океана, 39090 кв. км, 370000 жит. (1893). Береговая полоса тянется на 150 км, песчаная и низменная; центральная область покрыта лесом и холмиста. Орошение очень обильно в вост., населенной части и бедно в западной. Из pp. более значительные База-Баррис, или Ирапиранга, и Рио-Реаль, впадающие в Атлантический океан; в нижнем течении они судоходны, в верхнем водопады в стремнины препятствуют плаванию судов. Климат жаркий, сухой в центр. областях и влажный у берегов океана. Флора на склонах Сиерры-Итабайаны богата драгоц. породами строевого и красильного деревьев. Железо, горный хрусталь и известняк. Растительность богатая, тропическая; возделывают сах. тростник, какао, хлопок, маниоку, табак, кукурузу, рис. Между Сиеррой де Итабайана и Сан-Франциско в луговых степях ведется прибыльное скотоводство. Фабричная промышленность мало развита, имеются только сахарорафин. заводы, маниоковые, кожевенные. Постройка кабот. судов. Пути сообщения недостаточны. Гл. гор. Аракасу, на прав. бер. Котиндибы; земледельческий институт; вывозная торговля сахаром (11320 тонн в 1892 г.) и хлопка. Жит. 6000.

Сергозеро

— пресноводное оз. Архангельской губ., Александровского (Кольского) у., на Кольском полуо-ве. Оз. до 35 в. дл. и ок. 10 в. шир. Оно лежит в тундренной местности, и только у вост. его конца примыкают к нему скалистые возвышенности. Оз. довольно глубоко, вода его чистая, светлая, и оно обилует рыбой. Из сев.-зап. части оз. вытекает р. Серга (дл. 50 в.), впадающая в р. Варзугу. Река Серга неглубока и несудоходна, изобилует рыбой, в особенности семгой.

Сергуч

— река Минской губернии, Борисовского уезда, левый приток Березины. Длина 20 верст, ширина 10 саженей, глубина до 5 футов. Берет начало из озера Манец, течение извилисто, берега низки и болотисты. Для обхода нижней части устроен канал Сергучевский (см). На протяжении 10 верст С. судоходна и входит в состав Березинской водной системы.

Сергучевский (Березинский) канал

— в Минской губернии; прорыт для обхода нижней части реки Сергуч (Сергут) и соединяет верховья этой реки с рекой Березиной. Длина канала 8 верст 300 саженей, ширина по дну 5 саженей, по поверхности 11 1/2 саженей, глубина 10 футов, падение 16 футов 8 дюймов. Канал построен в 1804 г. 3 шлюза. Пристани Крамзы и Кветче.

Серда

(de la Cerda) — древний испанский дворянский род; родоначальником его был Фернандо де ла С., старший сын Альфонса X, короля Кастилии и Леона; был женат на дочери Людовика IX и погиб в 1275 г. в походе против мавров. Сын его Альфонсо сделался родоначальником дома Медина-Сидония. Луис С., стоя во главе французских войск, победоносно воевал с англичанами при Филиппе VI. Хуан С. владел Бискайей, которую унаследовал от матери; в 1350 г. умер от чумы в тот момент, когда собирался поднять восстание в Старой Кастилии и предъявить права свои на престол. Хуан де ла С. принимал участие в восстании Алонсо Коронеля (1352 — 1353), но получил прощение и даже успел сделаться фаворитом Педро I. При восстании во время Арагонской войны был казнен в 1358 г. по приказанию короля Кастилии.

Серда и Рико

Франчиско (Cerd a y Rico, 1730—1792) — испан. ученый. Издал с примечаниями многочисленные рукописи и редкие книги, важные для истории испанской литературы.

Серда, или Ласерда

(Бернарда Феррейра de la Cerda, Lacerda, 1595 — 1644, в замужестве Корреа де Суза) — португальская поэтесса; писала на многих языках. Лопе де Вега, посвятивший ей свою эклогу "Filis", восхваляет чистоту ее латыни, ее португальское сердце и испанское перо. Поэма "Hespana libertada" (Лиссаб., 1618), написанная на кастильском наречии, представляет собою рифмованную хронику, лишенную всякой поэтической силы; вторая часть ее появилась лишь после смерти С. (1673). Португ. стихотворения ее появились в сборнике "Soledades do Bu ç ao" (Лиссаб., 1634); в свое время они весьма ценились, но это лишь стихотворный набор слов.

Сердань

(франц. Cerdagne, исп. Cerdanа) — местность в Восточных Пиренеях; испанская часть ее причисляется к провинциям Герона и Лерида (с главным городом Пюигсерда), французская — к департаменту Восточных Пиренеев (главный пункт Мон-Луи). С. в древности была населена церретанами (Cerretani), которые славились своим скотоводством, особенно свиноводством, и вели обширную вывозную торговлю салом и окороками. Цезарь предоставил им права римского гражданства; Август расширил их владения до страны Басков. Впоследствии С. присоединена была к графству Барселонскому. Французская часть С. с графством Руссильон перешла к Франции по Пиренейскому миру 1659 г.

Сердань де Таллада

Томас (Cerdan de Tallada) — исп. юрист и политический писатель конца XVI века, автор двух сочинений, идеи которых замечательны для того времени: "Visita de carcel y de los pr é os" (Валенсия, 1574) и "Verdadero Gobierno de la monarquia de Espa ñ a tomando por su proprio sujelo la conservacion de la paz" (Валенсия, 1581); последнее вышло во втором издании, значительно дополненном, под заглавием: "Veriloquium en reglas de estado, segun derecho divino, natural, canonico y civil" (1604). Думают, что С. написал также сочинение об обычном праве Севильи.

Сердарь

— начальник дружины у черногорцев, генеральский чин у персиян; у последних же, египтян и турок — губернатор (сардарь). С.-экзем — главнокомандующий турецкой армиею.

Сердечная сумка

— околосердечная сумка, перикардий, см. Сердце.

Сердечная ямка

— см. Подложечная ямка.

Сердечник

— см. Литейное производство и Трубы металлические.

Сердечник

— народное название очень многих растений, напр., видов Chenopodium (см. Марь), Atriplex (см. Лебеда), Polygonatum ofncinale (см. Купена), Erythraea Centaurium (см. Золототысячник), Hieracium (см. Ястребинка), Iris (см. Касатик), Leonurus (см. пустырник) и мн. др. Наиболее часто С. называются виды Cardamine L., растения из сем. крестоцветных. В России встречается до 6 видов С. Это — однолетние и многолетние травы, растущие по сырым, тенистым местам и по болотистым, мокрым лугам. Стебель прямостоячий, с розеткою прикорневых листьев; листья перисто-рассеченные, у некоторых видов (С. pratensis L.) с придаточными почками при основания сегментов. Цветки белые или розоватые, собранные небольшою кистью, у одних видов мелкие, у других довольно крупные. Плод — узколинейный стручок. Наиболее частые виды: С. pratensis L., луговой С., по всей России, цветет с апреля по июнь; С. аmаrа L., горький С., также часто, по всей России; С. impaticus L. — по сырым лесам. Некоторые виды С. употребляются в народной медицине.

С. Р.

Сердоба

— р. Саратовской губ., лев. пр. Хопра; орошает уу. Петровский и Сердобский. Дл. св. 100 вер., несудоходна. На С. расположены г. Сердобск и много людных селений.

Сердоба Малая

— с. Саратовской губ., Петровского у., при р. Сердобе. 6000 жит.

Сердоболь

(Sordavala, Sortavala) — г. Выборгской губ., на сев. берегу Ладожского оз., при зал., образуемом впадением р. Лэппэиерви; ст. ж. д. Срочное пароходное сообщение с С.-Петербургом. Жит. 1336, преимущественно, финны. Финская учительская семинария, низшее ремесленное учил. и 3 школы, 1 лют. и 2 правосл. церкви (из последних одна XVII в.); этнографический музей в здании ратуши. Торговля С. незначительна; через него вывозится в Россию камень, добываемый у сев. берега Ладожского оз. Вер. в 8 от С. ломки черного и серо-черного сиенито-гранита, гранита и мрамора. С. основан в 1617 г.

Сердобольские холодные углекислые источники

— в Финляндии, в деревне Раутакангас. Воды мало исследованы.

Сердобск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сердобский

Александр Петрович (ум. в 1890 г.) — педагог, писатель; окончил курс в Казанском университете преподавал в яснополянской школе и в Казанской инородческой семинарии, был в дружеских отношениях с гр. Л. Н. Толстым (сохранилась значительная и любопытная их переписка); издал ряд учебников для начального образования.

Сердолик

— см. Халцедон.

Сердце

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сердце Карла II

маленькое созвездие, скомпонованное Фламстидом из мелких звезд созвездия Гончих собак. В науке не было принято.

Сердце Льва

(Регул), сердце Скорпиона (Антареса) — главные звезды в этих созвездиях.

Сердце Пресвятое Иисуса Христа

— одна из наименее христианских особенностей католического богопочитания. Культ этот возник во Франции в XVII в., когда проповедники стали трактовать о пресвятом С. Христа или Девы Марии. Одна нормандская крестьянка имела видение, в котором ей предстала Богоматерь, повелевая обожать С. Марии. Визитандинки называли себя "дочерьми С. Иисуса". Прочное основание культу пресвятого С. положили видения Марии Алакок (см.), монахини монастыря визитандинок в Парэ-ле-Моньяль. Невежественная и страстная девушка, она представила себе, что Христос взамен отданного Ему ее сердца подарил ей свое; в своих галлюцинациях она видела это кровавое С. Христа в Его отверстой груди. Настоятельница монастыря Грэффье написала дарственную запись сердца Марии Алакок Иисусу Христу, а Алакок записала сама своею кровью, под диктовку своего видения, дарственную запись С. Спасителя ей, Марии, следующего содержания: "Я делаю тебя наследницею моего С. и всех его сокровищ во времена и во веки веков; обещаю, что ты лишишься помощи лишь тогда, когда я лишусь власти. Ты пребудешь всегда моею любимою ученицею, забавою, мною избранною (le jouet de mon bon plaisir), жертвоприношением моей любви (l'holocauste de mon amour)". Уже при жизни Алакок иезуиты оценили значение культа С. Иисуса (Sacr é -coeur) как средства к упрочению и распространению своего влияния среди масс и выступили ревностными поборниками его, сознательно смешивая различные понятия, соединяемые со словом: сердце. Иезуит Галлифе объявлял одновременно: в Риме — что дело идет о небесной любви, в Париже — что предмет обожания составляет самое С. Христово, без всяких метафор. В год уничтожения Нантского эдикта (1685) Мария Алакок посвятила первый алтарь пресвятому С. Христову; через 40 лет Франция насчитывала 248 братств, посвятивших себя ему. Иезуиты распространяли для поддержания этого культа разные брошюры, символические картины и т. п. Папы сначала колебались ввести это материальное почитание, но впоследствии убедились, что обращение к чувственному символизму является действительным орудием пропаганды и господства над массами. Пий VI высказался против решения собора в Пистойе (1786), который хотел различить символическое С. от действительного. Некоторые епископы XVIII в. видели в последнем главное значение культа. В гимнах С. Иисуса иногда упоминается вслед за Троицею. В некоторых руководствах для братств Пресвятого С. (Confr éries du Sacré-C oeur) даются правила для совокупления сердец; читатели поучаются, как соединенные молитвою сердца "желают проникнуть в отверстие сердца Иисуса и беспрестанно погружаться в эту любовную рану (cette plaie amoureuse)". Праздник Пресвятого С. (в первую пятницу после праздника Тела Христова), установление которого предписано было в видении Алакок, окончательно утвержден папою Климентом XIII в 1765 г. Во время Вандейской войны роялисты носили изображение Пресвятого С. на груди, как амулет. В новейшее время Пресвятое С. служило во Франции орудием политической агитации; в 1873 г. в капелле, сооруженной в честь Алакок в Парэ-ле-Мониаль, Франция торжественно посвящена была Пресвятому С. В 1875 г. Пий IX посвятил Пресвятому С. всю вселенную. В 1794 г., когда иезуитский орден официально считался упраздненным, было основано общество Пресвятого С. Иисуса (Société du Sacré -Coeur), под именем которого действовали иезуиты; общество это впоследствии именовалось орденом пакканаристов (см). Ср. Boulang é, "L'amante du Sacré-Coeur etc." (2 изд., 1849); J. Michelet, "Du Pr ê tre, de la femme, de la famille" (3 изд., 1845); Reusch, "Die deutschen Bisch ö fe und der Aberglaube" (Бонн, 1879); Speil, "Leonor Franz von Jonrnely und die Gesellschaft des Heiligen Herzens Jesu" (Бресл., 1874); Лебедев, "О латин. культе С. Иисусова" (Варш., 1882).

Сердце электрохимическое

— см. Электрохимия.

Сердцебиение

— см. Сердце (болезни).

Сердцевидка

(Cardium) — главный род семейства сердцевидковых (см.), относящегося к пластинчатожаберным моллюскам (см. таблица II, рис. 9, к ст. Моллюски); характеризуется равносторонней раковиной и замком, состоящим из двух больших главных зубов и двух побочных (переднего и заднего) на каждой створке раковины. Мантия и сифоны животного покрыты многочисленными складками. Нога С. отличается сильным развитием и служит животному органом передвижения; нога может выставляться на значительное расстояние из раковины, причем загнутый крючкообразно конец ее ощупывает предметы, лежащие на дне; опираясь на них, животное может сделать прыжок на значительное расстояние (до двух футов). При помощи ноги С. могут также закапываться в песок. Вообще, С. относятся к наиболее подвижным формам в классе пластинчатожаберных. С. живут во всех морях как холодных, так и жарких стран. Замечательно, между прочим, обилие представителей этого рода, водящихся в Каспийском море. Богатый как современными, так и вымершими видами, род С. подразделяется многими учеными на несколько подродов. Наиболее замечательны следующие виды С.: Съедобные С. (Cardium edule) водятся во всех европейских морях, сильно варьируя в величине, причем наблюдается зависимость ее размеров от степени солености морской воды; так, напр., в Немецком море экземпляры С. edule достигают величины небольшого яблока, тогда как в Финском заливе величина их не больше маленького ореха. Раковина съедобной С. довольно массивна, с выдающимися ребрами, расходящимися правильными рядами от основания створок; она окрашена желтыми и красно-бурыми концентрическими полосами. Съедобная С. встречается часто в громадном количестве на илистых отмелях и песчаных берегах, собирается населением во время отливов и служит в некоторых местностях довольно важными пищевым продуктом (в особенности, по сев.-зап. берегу Шотландии и Гебридских островов). Другой обыкновенный вид — иглистая С. (Cardium echinatum), живущая там же, где и предыдущий вид, также употребляется в пищу. Гренландская С. (Cardium groenlandicum) живет в Северном Ледовитом океане и Белом море.

М. Г. К.

Сердцевидковые

(Cardiidae) — семейство моллюсков (Mollusca), принадлежащее к классу пластинчатожаберных (Lameliibranchiata, см.). Главные признаки С.: раковина более или менее сердцевидной формы, довольно сильно выпуклая, с лучистыми ребрышками или гладкая и с зазубренным краем; сифоны короткие, нога отличается длиною и цилиндрической формой и бывает обыкновенно коленообразно изогнута, а на конце загнута крючком. Между современными представителями С. главное место занимают многочисленные виды рода Cardium — сердцевидки (см.). В третичную эпоху С. имели обширное распространение и встречаются в соответствующих отложениях часто в громадных количествах.

Сердцевина

— у большинства двудольных растений составляет срединную часть стебля (и корня), резко отграниченную от остальных тканей древесинным кольцом (на поперечном разрезе); она бывает различной величины, иногда очень незначительной, являясь заметной лишь в молодых стеблях, а иногда довольно мощной; во вздутых стеблях, напр., в клубнях картофеля, вся толща стебля (клубня) состоит главным образом из С. В корнях она бывает, вообще, редко. Хотя у однодольных нет сплошного древесинного кольца в стебле и срединная часть стебля нерезко отграничена от периферических частей, тем не менее эту срединную часть, состоящую из широкопаренхимных клеток, принято также называть С. С. состоит преимущественно из тонкостенных (относительно) паренхимных клеточек, расположенных продольными рядами. Центральные клеточки С. обыкновенно широки, периферические узки. У одних растений (у бузины) все клеточки С. мертвы, пусты и сухи (С. белого цвета), у других же (дуба, бука, березы), напротив, все они живые, наполнены соком и даже скопляют на зиму крахмал; наконец, у третьих растений клеточки С. частью отмирают: напр., у сирени, барбариса отмирают срединные клеточки С., периферические же остаются живыми; у яблони, рябины клеточки С. отмирают группами в центре С. В начале клеточки С. касаются одна другой плотно, позже между ними появляются межклеточные полости, наполненные воздухом. В однолетних стеблях многих трав отмерзшие клеточки С., по мере выпячивания междоузлий в длину, разрываются, иногда местами, а иногда целиком во всей С., так что в междоузлиях таких растений возникают полости, а иногда, напр. у зонтичных и злаков, междоузлия становятся даже совершенно полыми. Между тонкопаренхимными клоками С. у некоторых растений находятся еще группы сильно утолщенных клеток, так назыв. каменистых (напр. у Ноуа carnosa), или тяжи из одиночных толстостенных клеток (у липы и пр.), группы клеточек, расплывающихся потом в слизь (у бука) и пр. Оболочки С. клеточек, за исключением каменистых и пр., клетчатковые. У некоторых растений в С. встречаются сосудисто-волокнистые пучки (у перечных, зонтичных), лубяные пучки (у вьюнковых, пасленовых, Sonchus и др.), млечные сосуды (у Asclepiadaeae, Apocynaceae и др.), смоляные ходы, вместилища гумми, кристаллоносные клеточки и пр.

С. Р.

Сердцевинная трубка

— Вдающиеся в сердцевину внутренние части древесины сосудисто-волокнистых пучков именуются сердцевинной трубкой.

Сердцевинные лучи

— наиболее развиты в стебле и корне двудольных растений и ясно видны бывают на поперечных разрезах корня или стебля; они бывают двух родов: 1) первичные, главные или внешние и 2) вторичные, второстепенные или внутренние. Первые возникают в самом начале, при первой же дифференцировке постоянных тканей стебля или корня. Они представляют участки основной ткани в виде более или менее узких полосок, проходящих между сосудисто-волокнистыми пучками от сердцевины к коре; в древесине они узки, а в коре расширяются в клинья (на поперечном разрезе). Вторичные или внутренние лучи возникают во время вторичного роста стебля или корня в толщину и уже внутри сосудисто-волокнистого пучка. Начинаясь в древесине на некотором расстоянии от сердцевины, чем позже, тем ближе к периферии, они идут через древесину в камбий и отсюда в луб, где и заканчиваются на некоторой глубине, не доходя до коры. Каждый год их возникает по нескольку, так что вторичные древесина и луб разбиваются ими на более или менее узкие пластинки. Возникновение их просто: некоторые клеточки камбия, делясь, не превращаются в элементы древесины или луба, но становятся паренхимными. Число, размеры и форма С. лучей у разных растений различны. У одних растений их много и они резко заметны, напр. у дуба, в других растениях, напр. у сосны, они очень мелки и едва заметны. Различают ширину С. лучей, т. е. количество составляющих их клеточных рядов на поперечном разрезе, высоту их, т. е. размеры их по продольной оси стебля или корня и, наконец, длину, т. е. протяжение их в рациональном направлении. Каждый С. луч распадается на две части: лубяную и древесную; первая находится в дубе и состоит из тонкостенных не одревесневших клеточек, вторая находится в древесине и состоит из более толстостенных клеточек с одревесневшими стенками; все клеточки С. лучей паренхимные, живые, переполненные во время покоя растения запасными питательными веществами; они вытянуты в радиальном направлении.

Сердцевинные повторения

— малоупотребительный термин, синоним "сердцевинных пятен" (см.), перевод немецкого "Markwiederholung".

Сердцевинные пятна

или сердцевинные повторения. — В древесине некоторых древесных пород, особенно часто у ольхи, рябины, на поперечных разрезах нетрудно заметить бурые пятна, по большей части, полулунной формы. Продольные разрезы показывают, что эти пятна представляют из себя разрезы длинных, тянущихся на целые футы, прослоек паренхимной ткани. По сходству этой ткани с тканью сердцевины они и получили свое название. С. пятна тянутся по большей части параллельно друг другу вдоль ствола, хотя могут также изгибаться и взаимно пересекать друг друга. Во многих случаях доказано (у ивы, рябины, березовых), что С. пятна представляют из себя выполненные новыми клетками ходы, проделанные личинками насекомых.

Сердюки

— составляли в Малороссии пехотные полки. О них в первый раз упоминается в 1674 г. Должно полагать, что войско это учреждено Дорошенком; набиралось оно из казаков и других охочих людей, получавших от гетмана жалованье. При Мазепе они составляли три полка и были охранительною стражею гетмана, стоя в Батурине. Народ их не любил, так как содержание их служило поводом к финансовым тяготам.

Сердюков

Иван Иванович (1803 —1886) — писатель. Обучался в Харьковском унив., был мировым посредником в Могилевской губ. Напечатал ряд статей по сельскому хозяйству в "Земледельческой газете", за 1844 — 49 г., в "Трудах Вольно-экономического общества" за 1850 г. ("Очерки хозяйства моего" — большая статья, наделавшая немало шуму, так как ген. Дубельт признал ее слишком либеральной), в "Экономе", в "Могилевских губернских ведомостях" и др.; составил несколько проектов и записок об улучшении сельского хозяйства; написал несколько комедий и повестей и составил "Малорусский словарь". После смерти С. была напечатана любопытная во многих отношениях его "Автобиографическая записка" ("Киевская старина", 1896, № 11 и 12; поправки к ней см. там же, 1897, № 4).

В. P — в.

Сере

Жан-Никола (Сеrе, 1737 —1810) — франц. ботаник; был морским офицером; в 1759 г. поселился на острове Св. Маврикия, называвшемся тогда Иль-де-Франс, где в 1775 г. назначен был директором королевского сада; ввел там культуру пряных растений, посылал ростки на Антильские острова и в Гвиану; между прочим С. акклиматизировал на этом острове растения и деревья Америки, Индии и Китая и плоды и овощи Европы. В 1788 г. напеч. "Sur la culture de diverses esp èces de riz à l'île de France".

Серебрение

— см. Гальванопластика.

Серебреников Василий Константинович

(род. в 1868 г.) — писатель, священник, воспитанник Киевской духовной академии. Главные его труды: "Киевская академия с половины XVIII века до преобразования ее в 1819 г." (Киев, 1897) и "К бытовой истории Киевской акад. XVIII века".

Серебреников Виталий Степанович

(род. в 1862 г.) — писатель, профессор по кафедре психологии в СПб. дух. академии, где и учился. В 1892 — 93 г. С. занимался у проф. Вундта в Лейпциге и проф. Мюллера в Геттингене и знакомился с институтами экспериментальной психологии в Берлине, Бонне, Гейдельберге и Париже. С 1897 г. С. преподает историю философии в связи с историей философии права в Императ. училище правоведения. Главные труды С.: "Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности" (СПб., 1892, магистер. диссерт.), "Психофизические исследования и их значение для психологии" ("Христ. чтение", 1895, I), "Механическое воззрение на душевную жизнь пред судом современных строго научных психологических исследований" (ib., 1897, I), "Самооткровение духа, как источник его познания" (ib., 1897, I), "Опытная психология и ее методы" (ib., 1899, I), "В. Н. Карпов как психолог" (ib., 1898. I), "Декарт и его философия" (ib., 1896, I).

Серебреников Семен Александрович

(ум. в 1866 г.) — купец, местный исследователь Ярославско-Ростовского края. Ему принадлежит ряд статей по истории монастырей и церквей Ярославской епархии, а также по местной истории и археологии, напечатанных в "Ярославских губ. ведомостях" за 1849 — 1860 гг. Некоторые из них выходили и отдельными оттисками. См. "Ярославские губернские ведомости", 1867 г., № 1.

Серебренникова

Евгения Павловна (1854 —1897) — женщина-врач; медицинское образование получила в СПб. на врачебных курсах; во время русско-турецкой войны 1877 г. работала в отряде Красного Креста. По возвращении оттуда С. отправилась на Урал, где с особенной силой свирепствовали глазные болезни. Здесь ею была основана бесплатная амбулатория для больных глазами; когда успехи этого учреждения стали очевидны, Пермское земство решило открыть глазное отделение при своей больнице и заведование им поручило С. В течение десяти лет С. оказала пособие более чем 30000 больным и сделала свыше 6350 операций. С. напеч.: "Отчет по глазной амбулатории в общине св. Георгия за 1884 г.", "Несколько слов о нашей слепоте" ("Сборник Пермского земства", 1886, № 8 — 10), "Отчет о глазных больных при Пермской губ. земск. больнице с 1-го декабря 1885 по 1 декабря 1886 г." ("Вестник офтальмологии", 1887), "К вопросу о вытяжении зрительного нерва" ("Врач", 1886); "Краткий отчет о сотне извлечений катаракт в Пермской губ. земск. больнице" (ib., 1887, № 25), "К лечению трахомы" (ib., 1887, № 32), "Отчет о второй сотне извлечений катаракт в Пермской губ. земск. больнице" ("Вестн. офтальмологии", 1889), "Офтальмологические наблюдения за 1889 г. из Пермск. губ. больницы" (ib., 1890), "Отчет о 300 операциях катаракты" (ib., 1891), "Отчет за 10 лет по глазному отделению Пермской больницы" (печатался после ее смерти в "Сборнике Пермск. земства"). С. участвовала в медицинских съездах и деятельно работала в различных обществах.

Серебрец

— то же, что платина (см.).

Серебро китайское

или перуанское — есть нейзильбер (см. Аргентан, Мельхиор, Никель) с прибавкою нескольких (5 — 15) процентов серебра. Такой нейзильбер в Швейцарии применяется для выделки мелкой разменной монеты. Прибавка серебра, впрочем, качеств нейзильбера не улучшает.

Серебро самородное

(минер.) — встречается в сплошном виде в сетчатых, волосистых, проволочных, ветвистых формах, а также в виде листочков и пластинок и, наконец, в чрезвычайно мелком раздроблении. Встречаются и отдельные кристаллы, обыкновенно неправильно развитые. Они принадлежат правильной системе; куб (100), октаэдр (111), ромбический додекаэдр (110) — самые обыкновенные формы. Твердость С. 2,5 — 3; ковко и тягуче. Цвет серебряно-белый, но с поверхности обыкновенно желтоватый, буроватый, черный (вследствие превращения С. в другие соединения). Уд. в. 10,1 — 11,0. Обыкновенно содержит примеси золота, меди, железа, мышьяка, ртути и др. В азотной и крепкой серной кислотах растворяется; раствор от прибавления соляной кислоты выделяет белый творожистый осадок хлористого С. (AgCl). Самородное С. встречается исключительно в коренных месторождениях. Иногда оно постепенно превращается в серебряный блеск и хлористое С. Находится по преимуществу в жилах (именно в верхних частях их), в которых сопровождает различные соединения С., а также свинцовый блеск, мышьяковистые соединения вместе с известковым шпатом, плавиковым шпатом, кварцем и др. Месторождения: саксонские и богемские Рудные Горы (Пршибрам, Иоахим-сталь, Фрейберг, Мариенберг и др.), Гарц, в Норвегии Консберг; в Сев. Америке — Вел. Озеро; в России: Медвежий Остров (на Белом море); Алтайские горы — рудники Зыряновский, Риддерский, Салаирский и др.; Нерчинский округ — рудники Трехсвятительский, Савинский и др.

П. З.

Серебро сурьмянистое

— см. Сурьма.

Серебро, в металлургии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Серебро, в экономическом отношении

Статья большая, находится на отдельной странице.

Серебро, химический элемент

Статья большая, находится на отдельной странице.

Серебряк

— см. Водяной паук.

Серебряков Василий Алексеевич

(1810—1886) — исторический живописец и портретист. Поступив в воспитанники Императорской академии художеств в 1821 г., он учился в ней до 1833 г., в котором получил от нее звание классного художника и малую золотую медаль за картину "Гектор в ложнице Елены упрекает Париса в бездействии" (находится в музее академии). Главным наставником его в живописи был проф. А. Варнек. В 1836 г. С. отправился в Италию и занимался там преимущественно копированием произведений старинных живописцев по поручению имп. Николая I. Лучшие из относящихся сюда его работ — копия с картин "Посещение св. Елизаветы Приснодевою" М. Альбертинелли, "Положение во гроб" Фра-Бартоломмео, "Мадонна Леонеля да-Карпи" Рафаэля и особенно добросовестно исполненное воспроизведение огромной картины Гверчино "Погребение св. Петрониллы" — хранятся в музее акад. По возвращении своем из чужих краев в СПб. в 1845 г. С. трудился по части церковной и портретной живописи. В 1848 г. за несколько портретов и за этюд "Головы итальянки" получил звание академика. Из его работ, сверх вышеуказанных, заслуживают упоминания образа в Благовещенской црк. конногвардейского полка в СПб., стенная живопись в Гатчинском соборе и образа в иконостасе црк. Новороссийского университета.

Серебряков Гавриил Иванович

— баталический живописец, род. около 1745 г., 16 л. от роду (в 1761 г.) был принят в ученики имп. Акад. худ. и меньше чем через два года после того, как за свои успехи в рисовании получил от нее мал. серебр. медаль, окончил академическое образование в 1770 г. с мал. зол. мед., присужденною ему за картину "Русский генерал наблюдает за видимым вдали турецким войском". По возвращении из путешествия в чужие края в качестве пенсионера Академии получил в 1778 г. звание академика за картину "Битва с турками под Хотином в 1769 г." и преподавал в Академии, кроме баталической живописи, пейзажную и жанровую. Он занимался также портретною и миниатюрною живописью.

Серебряков Константин Терентьевич

— известный русский певец-бас, род. в 1852 г.; окончив курс на юрид. факульт. СПб. университета, поступил на государственную службу, но скоро вышел в отставку. Еще раньше он стал заниматься пением и теорией музыки у капельмейстера русской оперы К. А. Кучеры. В 1887 г. дебютировал на сцене Мариинского театра в роли Сусанина ("Жизнь за Царя") с большим успехом, после чего был принят в оперную труппу. Репертуар его разросся теперь до 46 ролей. Из них особенно удались ему роли Руслана ("Руслан и Людмила"), мельника ("Русалка"), жреца ("Аида"), Гремина ("Евгений Онегин"), Гудала ("Демон"), Генриха Птицелова ("Лоэнгрин"), Марселя ("Гугеноты").

Н. С.

Серебряная чернь

— минерал, представляющий землистое видоизменение серебряного блеска и состоящий из микроскопических кристалликов (октаэдры) серебряного блеска. Она встречается во всех серебряных рудниках.

Серебрянка, залив

— губа Сев. Ледов. океана, Архангельской губ., Печерского у., на Сев. о-ве Новой Земли. Этот обширный залив вдается в юго-зап. берег о-ва верст на 30 и со своего устья имеет сходство с проливом Маточкиным Шаром и не раз принимался мореплавателями за таковой. Губа окружена утесистыми берегами от 15 до 30 саж. выс. Глубина до 50 саж., грунт плита, около ее берегов тянется каменистый риф. Входным мысом на С. служит Митюшин Нос, в устье губы лежит крутой, окруженный рифами о-в Митюшев, а на сев. берегу ее, близ устья, находится каменистая гора Митюшев Камень (3200 фт.). В вершину губы впадает р. Серебрянка, сток небольшого озера. Лучшая якорная стоянка находится в вершине губы с глуб. до 3 саж. Серебрянка на баре имеет 3 фт., а далее до 7 фт. глуб. Название свое губа получила от изобильно находящегося здесь разрушенного талькового сланца и песка с металлическим блеском, похожим на блеск серебра. На Митюшином Носе гора Сарычева сопка.

Серебрянка, растение

народное название многих растений с бело-волосистыми серебристыми листьями, напр. Potentilla argentea (см. Лапчатка) и др., а также видов Thalictrum (см. Василистник) и др.

Серебрянка, река

— река Пермской губернии, Кунгурского уезда, правый приток Чусовой; берет начало на Уральском хребте, течет на ЮЗ, длина 120 верст, течение быстрое, вода прозрачная. При устье впадающей в С. реке Кокуй остатки Ермакова городища — места последней зимовки Ермака перед походом в Сибирь.

Серебряное дерево

(Elaeagnus) — см. Лок.

Серебрянский Андрей Порфирьевич

(1808—1838) — даровитый поэт, друг и руководитель А. В. Кольцова. Родился в семье бедного сельского священника Воронежской губернии, учился в местной семинарии, потом изучал медицину в Москве и Петербурге, но заболел чахоткой и вскоре умер. Еще на школьной скамье он отличался даром говорить в стихах блестящие экспромты, которые заучивались слушателями наизусть; это давало ему большое влияние на товарищей, и он постоянно стоял во главе основанного им литературного кружка. Около 1827 г. С. познакомился с Кольцовым, ввел его в свой кружок и оказал на него благодетельное влияние (см. соотв. статью). Наиболее крупное из поэтических произведений С. — его поэма "Бессмертие", состоящая из трех частей: 1) "Предчувствие, или восторг души при наступлении весны" (начальные 13 стихов этой части приведены г. Де-Пуле в "Русском арх"., 1864, стр. 997), 2) "Швец при гробе Карамзина с привычной думой о смерти" и 3) "Швец с возмущенной душою под угрюмым небосклоном вечера". Из других стихотворений ему приписываются: "Великая тайна", "Мысли о музыке" "Илий", "Ода дружбе" и "К тучам". В. Г. Белинский ставил С. как стихотворца выше Кольцова. Ср. Де-Пуле, "Неизданные стихотворения Кольцова" ("Русск. архив", 1864 г); его же, "А. В. Кольцов" ("Древняя и новая Россия", 1878 г., № 3 — 6) и "Воронежские епархиальные ведомости" за 1882 г., № 12.

В. Р — в.

Серебрянский жел.-делател. казенный завод

Пермской губ., Кунгурского, у., Гороблагодатского окр., при р. Серебрянке. Основан в 1764 г. В заводском селении ок. 5 тыс. жит.; црк., больница на 40 кров., школа.

Серебрянский Николай Ильич

(род. в 1872 г.) — писатель, воспитанник Московской духовной академии. Главные его труды: "К вопросу об изучении псковских древностей во второй половине XIX в." (Псков, 1902); "Монастырский устав препод. Евфросина псковского" (ib., 1902); "О редакциях жития препод. Саввы Крыпецкого" (СПб., 1903); "О редакциях жития преподобного Никандра псковского" (ib., 1904); "Житие препод. Серапиона псковского" (Псков, 1906); "Житие препод. Евфросина псковского" (ib., 1906).

Серебряные пруды

— село Тульской губ., Веневского у., в 30 вер. от у. г., при р. Осетре. Значительная торговля хлебом и скотом. Паровая мельница. Жителей 4000.

Серебряный овраг

— Московской губ. и уезда близ с. Троицкого. Овраг интересен в геологическом отношении. Здесь находится толща доледниковых и межледниковых пресноводных отложений, состоящая из песчано-известковой сланцеватой глины, настолько проникнутой органическими веществами, что способна гореть с ароматическим запахом. Отпечатки частей ныне существующих растений в животных. Найден в стоячем положении почти полный скелет мамонта, ныне хранящийся в музее Моск. унив.

Серебряных дел мастерство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сереговское

(Серег-Ыб) — с. Вологодской губ., Яренского у. в 104 вер. от уездн. гор., на р. Выме. Соляные источники (не исследованы). Солеваренный зав. (свыше 160 тыс. пд. соли в год); значительная пристань; местный торговый центр. Жит. 1500.

Предыдущая страница Следующая страница