Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "С" (часть 53, Слю - Сми)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "С" (часть 53, Слю - Сми)

Предыдущая страница Следующая страница

Слюз

(Рене-Франсуа de Sluse) — бельгийский математик (1622—1685). В возрасте 16-ти лет поступил в Лувенский университет, по окончании курса отправился для продолжения занятий в Рим, где и получил степень доктора прав. Из наук, которыми занимался С., кроме юридических, надо отметить особенно математику. Напечатал: "Меsоlаbum seu duae mediae proportionales inter datas per circulum et ellipsim vel hyperbolam infinitis modis exhibitae ets." (Люттих, 1659). Написанная в стиле древних, она является, однако же, вполне детищем нового времени, как по разнообразию средств для решения рассматриваемого вопроса, так и по проявлениям духа обобщения. С. скоро заметил, что этот вопрос зависит от задачи, известной в то время под именем problemae solidorum и соответствующей в алгебре решению уравнений третьей степени. С. показывает как все вопросы этой общей задачи могут быть решены с помощью круга и множества конических сечений. Книга С. сразу поставила автора в число выдающихся геометров эпохи. В 1668 г. вышло второе издание значительно дополненным (Люттих). В прибавленной части книги "De analysi" автор дает окончательную обработку своим уже указанным обобщениям, представлявшим в сущности дополнение и усовершенствование предложенного Декартом построения уравнений 3-й и 4-й степеней с помощью круга и параболы. Во втором прибавлении к книге важны теоретическое исследование точек перегиба некоторых кривых, разыскания автора по предмету квадратуры и определения центров тяжести спиралей и других кривых, теоремы о наибольших и наименьших величинах, рассмотрение ряда вопросов о центрах тяжести. С. вел обширную ученую переписку с Паскалем, Гюйгенсом, Ольденбургом, Валлисом и др. Этому пути было обязано своей известностью важнейшее из произведений С. в области математики — открытый им общий метод построения касательных к алгебраическим кривым, благодаря которому автор занял одно из первых мест в ряду предшественников создания дифференциального исчисления. Первые сведения о своем открыли С. сообщил в письме к Паскалю от 28 июня 1 6 58 г., а окончательное его изложение дал в двух письмах, напечатанных в "Philosophical Transactions" под заглавиями: "А short and easy method of drawing tangents to alle geometrikal curves" (т. VII, 1672) и "Demonstration of the same" (т. VIII, 1673). Интересные работы С. по изучению кривой, которой он впервые дал название циклоиды, также сделались известными по его письмам к Паскалю. Прикладной математикой С., по-видимому, занимался немного. Пока известно только данное им решение задачи Альгазена о кривых зеркалах, составляющее предмет письма, напечатанногов "Philosophical Transactions" под заглавием: "On the optic angle of Alhazen" (1673).

Его биографию см. в "Correspondance de Ren é -Francois de Sluse", изданной М. С. Le Paige'ом ("Bullettino di bibliografia e di storia delle scienze matematiche e fisiche", изд. В. Boncompagni, т. XVII, стр. 427—554 и 603—726).

В. В. Бобынин.

Слюзка

— народное название личинок двух видов жуков — Lema (Crioceris) cyanella и L. melanopa из семейства листоедов (Chrysomelidae); личинки эти называются также пьявицами (см. Листоеды).

Слюитер

(К. Ф.) — проф. зоологии в Амстердамском унив., род. 1854 г. в Амстердаме, посещал Реальную школу и Университет. Работал в Гейдельберге под руководством Пагенштехера и Гегенбаура, а потом в Лейдене, где и получил степень доктора в 1884 г. Предпринял путешествие на Новую Землю, Шпицберген, Ян Майен и собрал богатый зоологический материал; затем отправился, в качестве учителя гимназии, в Батавию, на Яве, где устроил маленькую зоологическую лабораторию. С 1890 г. состоял лектором, а с 1898 г. профессором Амстердамского университета. Работы его касаются фаунистического и анатомического описания иглокожих, гефирей, асцидий, ракообразных и моллюсков индийской фауны; он исследовал также вопрос об образовании коралловых рифов. Им обработаны асцидии в путешествии Семона в Гвинею и Молукки, асцидии и гефиреи в путешествии Вебера в Южную Африку; гефиреи, собранные принцем Монакским, и асцидии из экспедиции Шауинсланда в Австралию.

В. М. Ш.

Слюна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Слюнин

(Николай Васильевич) — врач, род. в 1850 г. Воспитывался в Белгородской духовной семинарии. В 1876 г. поступил в Медико-хирургическую академию, где и кончил курс в 1882 г. Много путешествовал по России, занимаясь изучением народных лекарств и описанием минеральных вод в специальных медицинских журналах. Собирал коллекции во время плаваний (антропологические и зоологические) и занимался исследованием котикового вопроса.

В. М. Ш.

Слюнные железы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Слюнотечение

(Salivatio s. ptyalismus) — признается в тех случаях, когда слюны выделяется в ротовую полость так много, что больные не в состоянии перевести ее глотательными движениями в желудок. В течение одного часа выделяется в среднем слюны 15—25 куб. стм, суточное же количество 720—1200 куб. стм. Наблюдается С. при различного рода болезненных состояниях, сопровождающихся раздражением чувствительных нервов. С., как результат рефлекса, бывает у беременных, истеричных, страдающих невралгиями в области ветвей травничного нерва, при глистах в кишечнике, при удушении, при ртутном воспалении рта. При отравлениях пилокарпином, мускарином, физостигмином и никотином также наблюдается С.; нередко бывает оно у слабоумных, при бульбарном параличе, в последнем случае может тянуться месяцами на одном уровне. Отделение слюны может возрастать в 6—8 раз против нормы. Лечение этого состояния должно быть строго причинным.

А.

Слюсарский

(Антон Михайлович) — зоолог, род. в 1843 г.; переменив несколько учебных заведений, он в1862 г. поступил в Варшавскую главную школу на физико-математический факультет, где и кончил курс в 1867 г., со степенью магистра естественных наук. Занимался под руководством проф. Вржесниовского, изучая зоотомию и гистологию. После преобразования Варшавской главной школы в Университет, он поступил на службу и утвержден лаборантом при кафедре сравнительной анатомии в 1869—86. В 1876 г. по выдержании испытания и представлении диссертации, С. утвержден в степени кандидата естественных наук. С 1878—85 г. С. был преподавателем в нескольких учебных заведениях. Главнейшие работы: ряд статей 1) по фауне моллюсков, 2) по фауне многоножек, 3) об ископаемых животных Царства Польского.

В. М. Ш.

Смаасен

(Willem Smaasen, 1820—1850) — доцент математики в Кемпене (Голланд.). Автор сочинения о распределении гальванического тока ("Pogg. Ann.", LXIX, LXXII) и некоторых сочинений по математике.

Смагин

(Ефим) — стихотворец начала XIX в. Напечатал ряд стихотворений в "Новостях русской литературы" за 1803 и 1805 гг. и в "Минерве" 1806 г.

Смазии

(стар.) — недорогие цветные камни или стекла с цветной подкладкой (фольгой), употреблялись вместо драгоценных камней для украшения пищалей, "муштуков" и др.

Смазочные масла

— см. Смазочные материалы.

Смазочные материалы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Смайльс

(Самуил Smiles) — известный английский писатель (1816—†), род. в Шотландии; практиковал в качестве хирурга в Лидсе, потом редактировал газету "Leeds Times" и был секретарем железнодорожных обществ. Составил себе имя популярно-моральными сочинениями, имевшими близкую связь с его практическою деятельностью. Он редко поучает отвлеченными рассуждениями; свои мысли он доказывает примерами из жизни и из биографий выдающихся деятелей. Почти все, что им написано, переведено на многие европейские языки. Главные его труды: "Physical education, or the nature of children" (1837); "Railway property, its conditions and prospects" (1849); прекрасная биография "Lif e of George Stephenson" (1857), выдержавшая множество изданий; "Self-help" (1860); "Workmen's earnings, strikes and wages" (1861); "Lives of engineers, with on account of their works" (1862, новое изд. 1874); "Industrial biography: iron-workers and tool-ma k ers" (1863); "Lives of Boulton and Watt" (1866), "The Huguenots: their settlements in England and Ireland" (1867, 4 изд. 1876); "Character, a Companion volume to self-help" (1871); "The Huguenots in France, after the revocation of the edict of Nantes" (18 7 4, 3 изд 1877); "Thrift" (1875); "Scoteh Naturalist" (1876); "George Moore, merchant and philanthropist (1878); "Life of Robert Dirk, baker of Thurso, geologist and botanist" (1878); "Duty, with illustrations of courage, patience and endurance" (1880); "J a mes Nasmyth, engineer" (1883); "Men of invention and industry" (1884); "Life and labour", характеристики (1887); "Publisher and his friends" (1891; жизнь книгопродавца Джона Муррея); "Jasmin, barber, poet, philanthropist" (1891). На рус. яз. из соч. С. переведены: "Самодеятельность" (СПб., 1867, 7 изд. 1881; есть еще два других перевода); "Бережливость" (4 изд.); "Характер" (СПб., 1872; 4 изд. 1889); "Биографии промышленных деятелей" (СПб., 1872); "Герои труда. История четырех английских работников" (СПб., 1870); "Путешествие мальчика вокруг света" (СПб., 1873; 3 изд. 1888); "Вечный труженик" (3 изд., СПб., 1877); "Долг" (СПб., 1888); "Ум и энергия" (СПб., 1890) и др.

Смайльс Самуил (дополнение к статье)

(Smiles) — англ. писатель; ум. в 1904 г.

Смаль-Стоцкий

— профессор малорусского языка и литературы в Черновицком университете в Буковине; род. в Галиции в 1859 г. Всех печатных трудов его 19; одни написаны по-немецки, другие (большая часть) — по-малорусски. Работы небольшие, большей частью по грамматике. Список сочинений и биографию см. в "Хронике науков. товар. имени Шевченка" (1900, I, 71—72).

Смальта

или Шмальта — см. Кобальтовая синь, Краски минеральные и Мозаика.

Смарагд

— см. Драгоценные камни.

Смарагд (в мире Александр Крыжановский)

(ум. 1863 г.) — архиепископ рязанский и зарайский. Был близок с Иннокентием Борисовым, архиеп. херсонским, и вел с ним обширную переписку (напечат. Н. И. Барсовым в "Рязанских Епарх. Ведомостях"); см. также письма его к И. Ф. Глушкову (1834—35 гг.) в "Русском Архиве" 1891 г. В тех и других есть любопытные исторические детали.

Смарагд (св.)

— святые православной церкви: 1) один из сорока севастийских мучеников (см.); память 9 марта; 2) св. мученик, пострадал при Максимилиане и Галерии, около 306 г. Память 7 июня.

Смарагдов Василий Александрович

(ум. 1864) — духовный писатель, магистр богословия СПб. дух. академии; был священником в СПб. Пользовался известностью как проповедник. Его сочинения: "Страдания и прославление Спасителя — свод евангельских сказаний" (1861), "Пособие к чтению и слушанию слова Божия" (с картиной земли Обетованной и путешествия ап. Павла, 1864), "Беседы о надежде, на молитву Господню и на девять евангельских блаженств" (1854), "Катехизические беседы о любви и 10 заповедях" (1860).

Смарагдов Сергей Николаевич

(ум. в 1871 г.) — писатель, воспитанник Дерптского унив., преподаватель истории и географии в разных СПб. учебных заведениях, адъюнкт-профессор Александровского лицея. Составил "Руководство к познанию древней истории для средних учебных заведений" (СПб., 1840, 6-е изд. 1852), "Руководство к познанию средней истории" (СПб., 1841, 5-е изд. 1856), "Руководство к познанию новой истории" (СПб., 1844, 5 изд. 1864), "Краткое начертание всеобщей истории для первоначальных училищ" (СПб., 1845, 6-е изд. 1855), "Руководство к всеобщей истории для женских учебных заведений" (СПб., 1849—53) и др.

Смарагдовая зелень

— искусственный органический пигмент, относящийся к группе розанилиновых пигментов.

Смардонский сернистый источник

или Сморгонский Ковенской губ., Поневежского у., в 56 вер. от уездн. города, у поселка Смардонь. Воды не устроены. Климат морской. Сезон в июне и июле: больные принимают серные ванны в крестьянских избах.

Смарелья Антонио

(Antonio Smareglia) — итальянский композитор (род. в 1854 г.). Кроме симфонической поэмы "Леоноре" и романсов, С. написал оперы: "Preziosa", "Bianca da Corvia", "Der Vasall von Szigeth", "Cornelius Schutt", "Nozze Istriane", "La Falena" и др.

Смарт

(Христофор Smart) — английский поэт (1722—1770), автор нескольких религиозных од, друг Гаррика и Джонсона, который написал его биографию.

Смедерево

(сербск. Смедерево, турецк. Сермендер, мадьярск. Szendren, латинск. Semendria, в древности Aureus Mons, позднее Smedris) — крепость в Сербии, на р. Дунае и Есаве (Иесава), западном рукаве Моравы, в 45 км на ЮВ от Белграда. Жит. (1895) около 7000; они занимаются земледелием и торговлей; особенно много вывозится хлеба и свиней. 2 церкви, гимназия. После падения сербской независимости С. служило некоторое время резиденцией сербских правителей; памятником этого времени осталась хорошо еще сохранившаяся треугольная крепость, построенная (как думают некоторые — на древнеримском фундаменте) деспотом Юрием Бранковичем в 1430 г. В 1439, 1459 и 1690 гг. она была осаждаема и переходила в руки турок, у которых в 1717 г. отбил ее принц Евгений. В 1737 г. турки снова овладели ею, и только в 1867 г. крепость окончательно досталась сербам. В 1411 г. под С. турки одержали победу над венграми.

Смежные углы

(Angles adjacents) — такие, которые имеют общую вершину и общую сторону. Преимущественно под этим именем подразумеваются такие С. углы, которых остальные две стороны лежат по противоположным направлениям одной прямой, проведенной через вершину.

Смела

— мст. Киевской губ., Черкасского у., в 25 вер. от г. Черкас, между pp. Тясьмином, Серебрянкой и болотом Ирдынским (см.). Время основания С. неизвестно; местечком она считалась уже при польском кор. Казимире. В XVIII стол., после присоединения края к Польше, С. перешла во владение кн. Любомирских (см.), которые построили здесь деревянный замок, окопанный валом и обнесенный частоколом. В 1768 г. на С. напали гайдамаки, овладели ею и перебили шляхту и евреев. Кн. Ксаверий Любомирский передал С. кн. Потемкину-Таврическому, от которого в 1793 г. она перешла по наследству к гр. А. Н. Самойлову; в то же время С. сделана уездн. городом, но через год присутственные места вновь переведены в г. Черкасы. Впоследствии С. перешло во владение гр. Бобринских, которым принадлежит и в настоящее время. Два значительных древних городища; вблизи 44 кургана, отчасти исследованных в 1879—1883 гг. гр. Бобринским; они принадлежат частью каменному веку, частью бронзовому (скифского типа). В окрестностях в разное время найдено много предметов каменного и последующих веков. 15195 жителей (не считая заводских рабочих). 3 православных церкви, 1 католич., 1 прот., часовня, народное училище, синагога, 3 црк.-прих. школы, почт.-телегр. контора, 4 больницы, 2 аптеки, много лавок, несколько водяных мельниц; 2 больш. ярмарки в году, еженедельные базары; обороты обеих ярмарок достигают свыше 85000 р. в год. По своему торгово-промышленному значению С. превосходит многие города: кроме ремесленных и кустарных мастерских, здесь 18 крупных заводских предприятий, занимающих (в 1898 г.) 1130 ч. рабочих обоего пола с производством на 1136840 руб. Свеклосахарный зав. имел 575 раб. и выработал сахарного песка 197000 пд., на сумму 492885 руб.; рафинадный зав. — 375 раб., рафинада 104795 пд., на 287835 руб.; паров. мельница с 24 рабоч. и производ. на 290545 руб.; пивоваренный завод с 9 раб. и производ. на 22280 руб.; кожевенный зав. с 12 раб. и производ. на 25163 руб.; лесопильный зав.; 2 заведения искусств. минер. вод; каретная и экипажная мастерская, зав. мыловаренный, свечной, чугунолитейный, механический, 4 дубильных и друг. В С. к Фастовской жел. дор. примыкают Уманские ветви Юго-зап. железных дорог.

П. Т.

Основная задача образцово поставленного сельского хозяйства Смелянской экономии — производство свекловицы; севооборотов несколько; из них наиболее типичный — пар, озимая пшеница, пар, бураки, яровое, пар, бураки, овес с эспарцетом, два года эспарцет, оз. пшеница, бураки и овес. В среднем, сахарная свекла занимает 10, озимый хлеб — 19, яровой — 14, пар — 25% всей полевой земли; остальная часть под травой. Под семенную свеклу и бураки применяются искусственные удобрения: суперфосфат, костяная мука и чилийская селитра (кроме того 2/3 пара удобряются дефекационной грязью), что, в связи с отличной обработкой почвы, обеспечивает урожай свекловицы до 120—150 берк. с дес. Стоимость удобрения на дес. — 3 р. 60 к., а общий расход на дес. пахотной земли — 59 р. 80 к. Валовой доход полеводства свыше 450 тыс. р. При смешанной (для селекции свеклы и разных хлебов) селекционной станции имеются отдельные участки для ведения семенного хозяйства и опытные поля и производятся метеорологические наблюдения. Леса 8820 дес. (граб, липа и дуб). Правильное лесное хозяйство с 60-летним оборотом рубки. С 50-х годов организованы искусственные посадки хвойных деревьев, а с 80-х — и дуба, с отличным успехом. Заготовка лесных материалов хозяйственная. Специальная их обработка состоит в выделке ободьев, спиц и обручей.

Смеловский Иван Андреевич

(1762—1808) — первый представитель кафедры частной патологии и терапии при Медико-хирургической академии. Поступил в бывшую СПб. медико-хирургическую школу в 1788 г., которой курс окончил лекарем. С 1797 г. состоял адъюнкт -профессором патологии и терапии и клиники при СПб. медико - хир. школе, а в 1799 г. назначен испр. должность профессора патологии и терапии и клиники при Медико-хир. академии, в 1801 г. произведен в экстраординарные профессора, а в следующем году — признан ординарным профессором. В конце 1805 г., при назначении профессором частной патологии и клиники П. Франка, С. перемещен на кафедру гигиены и физиологии с общей патологией. Перевел: Грегори, "Особенная физиология и всеобщая патология" (СПб., 1809).

Смеловский Тимофей Андреевич

(1772—1815) — академик, профессор фармации СПб. медико-хирургической академии; воспитывался в Харьковской семинарии, по окончании курса которой поступил в СПб. медико-хирургическую школу. С утверждением штатов профессоров и адъюнктов во вновь открытой Академии в 1799 г., С. был назначен адъюнкт-профессором ботаники и химии. В 1809 г. С. командирован в Тверскую губ. для испытания открытых там минеральных вод. В том же году конференция Академии поднесла С. степень доктора медицины и хирургии. В 1808 г. С. назначен профессором фармации. Напечатал: "Линней. Философия ботаники" (перев. с лат., СПб., 1800), "Вред от растений, в тени находящихся" ("Прибавл. к Технич. Журн.", часть II, 1806), "Краткое рассмотрение Линнеевой системы" (СПб., 1808), "Троммсдорф. Аптекарское искусство" (перев. с нем., 1812), "Наставление о собирании, приготовлении и сбережении нарывных или шпанских мух с показанием тех полуденных губерний, в коих они преимущественно водятся" ("Прибавл. к Технич. Журн.", 1810, часть III), "Жабрик, маслянистое растение" ("Тр. Вольно-эконом. Общ.", т. 62), "Систематическое исчисление растений, находящихся в саду Имп. Академии Наук" (СПб., 1811) и нек. др.

Смелое

— мст. Полтавской губ., Роменского уезда, в 25 верстах от уездного города, при р. Бышкине. Известно с XVI в. В 1709 г. было сожжено шведами. 5 церквей православных, синагога, 5 ярмарок. Жителей 7672. Тканье простого сукна и холста, шитье тулупов, которые развозят по ярмаркам.

Смена

(воен.) — команда или лицо, прибывшие или идущие для замены другой команды или лица, исполняющих какие-либо срочные обязанности. С. караулов и часовых — совокупность обрядов при сдаче и приеме караулов и постов.

Смена поколений

или чередующееся размножение — см. Размножение.

Сменцовский

(Михаил Николаевич, род. в 1870 г.) — писатель; образование получил в Моск. дух. Акад. Кроме магистерской диссертации: "Братья Лихуды" (СПб., 1899), написал: "Значение Лихудов в истории церковного просвещения и церковной жизни" ("Богослов. Вестник", 1899, кн. 11), "Христианский аскетизм и ложные суждения о нем" ("Церк. Ведомости", 1898, № 3), "Православие в Гродненском крае" (ib., 1900, № 8), "Вопрос об исправлении славянского перевода Библии во второй половине XVII в." (ib., 1900, № 28), "В царствование имп. Петра I" (ib., 1900, № 29), "В царствование имп. Елизаветы Петровны" (ib., 1900, № 30) и др.

Смера

(Иван) — вымышленный врач кн. Владимира, родом половец. Владимир, когда был еще язычником, а именно в 980 г., отправил его, будто бы, в Константинополь и далее, для исследования веры христианской. После долгого и трудного странствии С. достиг Александрии, принял там христианство и оттуда в 990 г. прислал письмо к Владимиру, к которому сам уже не возвратился. Карамзин, после рассказа о крещении Владимира, не преминул упомянуть и об этом письме. Передав содержание его, он цитирует рукописное сочинение Шпренгеля: "Ueber eine dunkle Stelle in der Russischen Geschichte", в котором высказано предположение, что если письмо С. подлинно, то те египетские богословы или христиане, которых так хвалит Владимиру С., могли быть известные сектанты павликиане, изгнанные из византийской империи и нашедшие убежище в Египте. Подлинность письма допускалась и прот. Петром Алексеевым, известным катехизатором Моск. университета, потом академиком. На самом деле о подлинности письма не может быть и речи, как заметил еще Карамзин. Указав в нем признаки подлога, притом нелепого, он заключает: "Не будем глупее глупых невежд, хотящих обманывать нас подобными вымыслами. Автор письма, знав о Владимире из Дитмара, Меховского, Кромера, хотел побранить греков: вот источник вымысла!" ("История Госуд. Российского", т. I, прим. 447). По исследованию проф. Ив. Малышевского, автором письма был Козьма (Андрей) Колодынский, белорус из Витебска, сначала дьякон в правосл. церкви, потом единомышленник феодосиан-антитринитариев, по их уполномочию в 1563—64 г. явившийся для проповеди в Витебск. Около 1567 г. он оказался в Перемышльской и Сандомирской областях, где, вероятно, пытался пропагандировать сектантское учение среди соседних русских. Потерпев неудачу, он закончил свою карьеру простым слугой пана Собека. По направлению он принадлежал к партии крайних или полужидовствующих антитринитариев. Письмо написано (в 1567 г.) на западно-русском языке и назначалось для тех русских областей, где проповедовал Андрей. Тогда же письмо это было переведено на польский язык. Покладкой для подлога служило летописное сказание о посольстве Владимира для испытания вер, последствием которого было предпочтение греческой веры всем другим. Как сектант из русских и, без сомнения, человек книжный, Козьма-Андрей сочинил свою приставку к летописному сказанию с целью подорвать основную мысль его и направить свою выдумку против той греческой веры, которую, по сказанию, единогласно восхваляли послы Владимира. Он дает сочиненному им послу имя и прозвание — Иван, или Иванец, Смера Половец, врач и ритор князя. Имя Ивана взято как самое ходячее между русскими, а уменьшительное Иванец обнаруживает как бы подражание уменьшительным именам, какими подписывались даже бояре в своих отписках к царям русским. Половец — взято, конечно, от половцев, хотя и без справки о времени появления их в летописи. Фамилия Смера идет к этому послу, как лицу инородческого происхождении, но вместе с тем как бы отзывается жидовством, сочувствие которому естественно в авторе письма, как антитринитария из полужидовствующих. Профессией врача и ритора дается намек на предпочтительную пред другими разумность этого посла. Мнимое письмо С. сохранило для антитринитарианских писателей значение памятника. Открывая антитринитариев в Х в., оно пополняло пробел, какой чувствовали антитринитарианские писатели в истории своей секты на пространстве целых веков, от времен Ария и Никейского собора до половины XVI в. Аналогия, какую они находили между собственной участью и участью антитринитариев Х в., служила им оправданием в глазах своих и чужих. Нападки и жалобы письма на греков и их последователей переносились, в сознании польских антитринитариев, на римскую церковь. Будучи изделием антитринитария из русских, письмо С. найдено было более пригодным для интересов секты в руках польских антитринитариев, и потому ими сбережено и издано. В 1677 г. Венедикт Вишоватый перевел письмо с польского языка на латинский. В латинском переводе Вишоватого издал письмо С. Христофор Санд (1644—1680), немец из Кенигсберга, один из последователей и писателей социнианской, или антитринитарианской, секты, в прибавлении к своему сочинению: "Nucleus his t oriae ecclesiasticae" (1668 и 1676). См. проф. Ив. Малышевский, "Подложное письмо Половца Ивана Cмеры к вел. князе Владимиру св." (Киев, 1876).

Смерд

(стар.) — В наших древних памятниках слово С. употребляется в двух смыслах — более тесном и более широком; в первом оно означает пахаря, сельского рабочего, а во втором — все свободное сельское население и даже иногда все население в противоположность князю, отчего в "Русской Правде" однажды оно заменено словом "иной", т. е. всякий другой человек кроме князя. В древних переводных памятниках С. соответствует греческому ίδιώτης — частный человек, простолюдин. По "Русской Правде" и по летописным известиям, С. наказываются продажей не иначе как с согласия или по приказу князя или другой подлежащей власти, имеют недвижимую собственность, несут повинности в пользу государства и с этою целью образуют податные единицы, платят дань князю, носят оружие и входят в состав войска. Главное занятие их — земледелие. За обиду, нанесенную С., взыскивалось 3 гривны ("Русская Правда", академич. список, ст. 31); за убийство С., по предположению проф. Сергеевича, платили 40 гривен. Из одного места Ипатской летописи (под 1240 г.) видно, что С. могли подниматься до высших слоев и даже до звания боярина; по крайней мере, галицкие бояре, по летописи, происходили "от племени смердья". По почину Лешкова, в нашей историко-юридической литературе довольно долго принимали С. за особый класс, состоявший в некотором ближайшем отношении к князю (проф. Никольский, проф. Цитович, проф. Никитский, проф. В. О. Ключевский, который утверждает, что С. — государственный крестьянин, живший на княжеской, государственной земле). Ср. В. И. Сергеевич, "Русские юридические древности" (т. I, СПб., 1890).

В. Р—в.

Смердис

— греческое имя брата персидского царя Камбиза; персидские надписи называют его Бардия. С. был тайно убит по приказанию Камбиза перед началом похода в Египет, так как царь видел во сне, что он будет свергнут с престола Смердисом. Продолжительным отсутствием Камбиза воспользовался в 522 г. маг, по имени Гаумата, который выдал себя за С.-Бардию и овладел престолом (см. Лжесмердис).

Смертная казнь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Смертная казнь по военно-уголовным законам

Статья большая, находится на отдельной странице.

Смертность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Смертность животных

Статья большая, находится на отдельной странице.

Смерть Авраама

— апокриф, находящийся в тесной связи со второй частью "Откровения Авраама". Заглавие соответствует только началу и концу памятника; большая же часть представляет собой рассказ о вознесении Авраама на небо. По повелению Божьему архангел Михаил является в образе путника в дом Авраама возвестить ему наступление смерти. Радушно принятый ничего не подозревающим хозяином, архангел не решается объявить ему печальную весть и просит Бога послать Аврааму память смертную, чтобы тот сам догадался о наступлении кончины. Воля Божия, действительно, открывается Аврааму посредством сна, который видит Исаак (с главы его снято находившееся на ней солнце). До смерти Авраам пожелал видеть все дела Божии, и архангел вознес его на небо. Прежде всего, он увидел двое ворот: широкие, через которые люди идут на пагубу, и узкие, ведущие в жизнь. Между ними сидит Адам, плачущий при виде идущих через широкие врата и смеющийся при виде идущих через узкие. Плакать ему приходится в семь раз больше, чем смеяться. Затем Авраам вместе с архангелом отправляется на судное место, где Авель совершает суд, а Енох по книгам отыскивает грехи, которым ведет запись. Далее Авраам сам произносит приговор грешникам, еще живущим на земле, и при этом выказывает такую суровость, что Бог, до конца жизни ожидающий от людей покаяния, велит архангелу возвратить Авраама на землю. Далее идет, по-видимому, вставочный короткий рассказ о смерти Сарры, о женитьбе Исаака и о вторичной женитьбе Авраама. В конце апокрифа рассказывается о смерти Авраама. Смерть является ему украшенной великой красотой, но, по желанию Авраама, показывается ему и в своем настоящем виде, со многими головами из змей, из ножей, из огней. О погребении Авраама рассказывается согласно с Библией. Апокриф этот существует в нескольких русских и южно-славянских списках. В числе произведений, которые Н. С. Тихонравов предполагал поместить в III томе "Памятников отреченной русской литературы", он был в списке XIII в., но напечатанный в I томе того же издания текст восходит лишь к XVI веку. Греческий текст отличается значительно в подробностях. По данным языка можно сказать, что перевод сделан на славянском юге, в глубокой древности. Весь памятник проникнут чрезвычайным уважением к Аврааму, Это объясняется тем, что первоисточник апокрифа был, несомненно, еврейский, хотя в сохранившихся еврейских легендах об Аврааме подобного сказания нет.

Ср. Порфирьев, "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях" (Казань, 1872); Соболевский, "Древнерусская переводная литература" (литограф. лекции).

Н. Т.

Смерть мнимая

Статья большая, находится на отдельной странице.

Смерть подсудимого

— В древности и в средние века как имущественные, так и личные наказания применялись не только к живым, но и к умершим; личные — в символической форме (damnatio memoriae римского права, исполнение приговора над чучелами), имущественные — в форме конфискации оставшегося после умершего имущества. Каноническое право создало еще особое наказание для умерших — лишение их христианского погребения. Все эти меры, однако, являются наказаниями не самого виновного, ибо умершего наказать нельзя, а его наследников, семьи и близких. Поэтому современное уголовное право, исходя из принципа строгой индивидуальности наказания, их безусловно отвергает и признает С. виновного одной из основных причин, при наличности которых наказание отменяется. В действующем русском праве это начало выражено в ст. 156 уложения: "За С. осужденного приговор о наказании его сам собою отменяется". В отношении самоубийц, лишивших себя жизни с намерением и не в безумии, закон делает, однако, изъятие: ст. 1472 улож. гласит, что оставленные им духовные завещания признаются недействительными и что они лишаются христианского погребения. Отмена наказания за С. виновного полностью распространяется на взыскания денежные, "налагаемые в наказание по суду", как говорит вторая часть 156 ст.; но гражданские последствия правонарушения смертью совершившего его не погашаются, и иски о вознаграждении за вред и убытки обращаются на имущество умершего. Правила ст. 156 проект уголовного уложения не повторяет, так как С. виновного имеет по преимуществу процессуальное значение. Устав угол. суд. (ст. 16) определяет, что за С. обвиняемого судебное преследование, в отношении к уголовной ответственности его, не может быть возбуждено, а начатое подлежит прекращению. Если С. обвиняемого последовала до начатия в уголовном порядке иска о вознаграждении, то иск этот может быть предъявлен к его наследникам не иначе, как в порядке гражданского суда (ст. 18), начатые же в судах уголовных иски о вознаграждении разрешаются теми же судами (ст. 17). С. неправильно осужденного не исключает возможности возобновления о нем дела; в таком случае на суде ходатайствует защитник, избранный его родственниками или назначенный от суда (ст. 939). Семейству умершего должностного лица, которое по преступлению должности подведено было под Всемилостивейший манифест или дело о котором было прекращено вследствие его С., предоставляется право просить о возобновлении дела, для восстановления, в случае оправдательного приговора, права на пенсию (ст. 1117— 1123).

К.-К.

Смерть политическая

— наказание, состоящее в полном лишении прав; из него образовалось с течением времени лишение всех прав состояния (см.). Политическая С. впервые была введена в России Петром I, взамен смертной казни при преступлениях политических; так, сообщникам бунтовщика Федора Шакловитого вместо смертной казни было учинено следующее наказание: головы их были положены на плаху, а затем им было объявлено, что они от смертной казни освобождены: их били жестоко кнутом и по отрезании языка они были сосланы на вечное житье в сибирские города. "Сказывание смерти", положив голову на плаху, с последующим наказанием кнутом и ссылкой, назначается в других указах Петра не только за политические преступления, но и за ложный донос, за взятки, за научение лжесвидетельству, за насильное растление малолетней девки и т. д. Политической С. также наказывались: приказчики, умышленно и без ведома помещиков утаившие души в ревизию (указ 1723 г.); лица, дерзнувшие в судебном месте на кого-либо рукой (указ 1724 г.); умышленные нарушители государственных прав и своей должности (1724). Весьма близко к политической С. стояло введенное воинским уставом 1716 г. "шельмование" (ср. Вне закона). Более точное определение получила политическая смерть при императрице Елизавете Петровне, когда была отменена натуральная смертная казнь: в указе 1753 г. объяснено, что политической С. должно именовать то, ежели положен кто будет на плаху, возведен на виселицу, а потом наказан будет с вырыванием ноздрей или хотя и без всякого наказания подвергнется токмо вечной ссылке. Еще ранее, указами 1744 и 1746 гг., повелено было судебным местам обо всех осужденных к политической С. представлять выписки сенату и ожидать для исполнения приговоров его утверждения. Указами 1751 г. предписывалось ссылать присужденных к политической С. преступников в Рогервик и употреблять их в тягчайшие работы на казенных заводах; лица женского пола ссылались в Сибирь. Наказание за воровство и разбой кнутом с вырезанием ноздрей и ссылкой не почиталось за политическую смерть и приводилось в исполнение без разрешения сената. Указом 1806 г. прекращена была присылка в сенат из губерний экстрактов о преступниках не из дворян, присужденных к политической смерти. Политическая С. была удержана в Своде Законов уголовных изд. 1832 и 1842 гг., в виде замены смертной казни для преступлений государственных, и сохранилась доныне в Уложении о наказаниях: по ст. 71, "смертная казнь, по особому Высочайшему соизволению, в некоторых случаях заменяется возведением осужденного преступника на эшафот, причем, если он принадлежал к дворянскому состоянию, над ним переламывается шпага; сия казнь знаменует политическую С., и за оною всегда следует ссылка в каторжные работы без срока или на определенное время". Ср. Гражданская смерть.

Смерть, в биологии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Смерть, в экономическом отношении

Статья большая, находится на отдельной странице.

Смерчи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Смеси изоморфные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сместный суд

— так назывался в московской Руси суд для лиц разной подсудности; он состоял из судей обеих сторон и происходил, вероятно, только в том случае, когда тяжущиеся хотя и принадлежали к разным ведомствам, но были жителями одной и той же области (княжества); если они принадлежали к разным областям, то иск вчинялся в Москве, в одном из приказов. По мнению Дмитриева ("История судебных инстанций"), главная цель С. суда состояла в разделении между двумя судьями присуда, т. е. судебных пошлин. Проф. Дювернуа, напротив, находит, что цель С. суда состояла в обеспечении решения дела надлежащими судьями ("Источники права и суд в древней России").

Смесь

— сатирический журнал, выходивший еженедельно (по всей вероятности, в С.-Петербурге) с апреля по декабрь 1769 г. Наполнялся большей частью переводными статьями из французских книг и журналов. Помещались и оригинальные статьи, в которых много места уделялось писателям того времени и полемике с другими сатирическими журналами.

См. Неустроев, "Историч. разыскания" (144—147); статья В. Ф. Солнцева, в "Библиографе" (1893).

Смет

(Жозеф-Жан de Smet,1794—?) бельгийский писатель, священник, иезуит, профессор Семинарии. Главные его труды: "Histoire de Belgique" (1822); "Coup d'oeil sur l'histoire eccl ésiastique pendant les premières années du XIX S." (1836), "Recueil des chroniques de Flandre" (1841), "Examen critique de plusieurs monument historiques" (1842), "Mémoire sur la guerre de Zélande" (1845), "Mission de l'Orégon et voyage aux montagnes Rocheuses" (1848), "Institutiones oratoriae" (1849), "Recueil de mémoires et de notices historiques" (1864—65).

Смет де Найер Поль

(граф de Smet de Naeyer) — бельгийский политический деятель. Род. в 1843 г. Как депутат, занял видное место в клерикальной партии. В 1894 г. вступил в кабинет Бюрле на пост министра финансов, в 1896 г., после выхода в отставку Бюрле, занял его место. Провел реорганизацию армии (1897), но отказался провести всеобщую воинскую повинность. В январе 1899 г. кабинет С. де Н. должен был выйти в отставку вследствие того, что при проведении избирательной реформы встретил противодействие в среде собственной партии. Он уступил место кабинету (тоже клерикальному) Ванденпееребома, который через несколько месяцев вышел в отставку и был заменен вторым кабинетом С. де Найера (1899). На этот раз С. де Н. удалось провести пропорциональную избирательную систему (1900). Кабинет С. де Найера, опираясь на значительное клерикальное большинство в палатах, управляет страной и поныне (янв. 1907 г.).

Сметана

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сметана, Фридрих

— чешский композитор (1824—1884). Роберт Шуман и его жена, а впоследствии Лист имели большое влияние на музыкальное развитие С. В начале шестидесятых годов он получил место первого капельмейстера в Национальном театре в Праге. С этим театром связана композиторская карьера С., писавшего оперы на чешские тексты; меньшее значение имеют его камерные симфонические произведения. Из его опер наибольшею известностью пользуются "Проданная невеста", данная в Праге в 1866 г., в Петербурге — в 1870 г., и "Далибор" — в Праге в 1868 г., в Петербурге в 1900 г. Чехи считают С. своим наиболее крупным и замечательным народным композитором.

Сметана, Фридрих (дополнение к статье)

— чешский композитор; см. "Friedrich Smetana", Welleck (1895); E. П—ский, "Ф. С." ("Русская Музык. Газета", 1898, № 12).

Сметанка

(Эмиль Smetanka) — чешский филолог. Род. в 1875 г.; доцент чешского языка и литературы в Праге. Главн. его работы: "Kdy byla ski ádána č eská Alexandreis" (1898); "К postille Chelč ického" (1902); "Pocátky slov. jazykozpytu v Č echá ch" (в книге "Literatura č eská XIX století", d. I, 1904); "Chel čickeho Postilla" (2 части, 1900—1903); "Struč né dĕjiny literatury č eské " (1905, вместе с проф. Влчком).

Сметиус

(Иоганн Смит фан дер Кеттен) — голландский антикварий XVII в. (умер в 1651 г.), автор трудов: "Thesaurus antiquarius" (1658) и "Antiquitates Noviomagenses" (1678).

Сметс

(Фил.-Карл-Иосиф-Вильгельм Smets) — немецкий поэт (1796—1848), остзейский уроженец, сын знаменитой артистки Софии Шредер. Сочинения его: "Poetische Fragmente" (1808), трагедия "Blutbraut" (18 08), "Hieroglyphen für Herz und Geist" (1812), "Gedichte" (1814), "Kurze Gedichte der Päpste" (1829), "Neue Gedichte" (1831), "Sä mmtliche Gedichte" (1840, нов. собр., 1847). Биография С. написана Иoc. Мюллермейстером (Ахен, 1877).

Сметы

— см. Финансовые сметы.

Смех

— есть сложный акт, состоящий из модифицированных дыхательных движений в связи с определенной мимикой. Что касается первых, то при С. после вдыханий следует не один, а целый ряд продолжающихся иногда долго коротких спазматических выдыханий при открытой голосовой щели; если голосовые связки приводятся при этом в колебательные движения, то получается громкий, звонкий С. — хохот; если же связки остаются в покое, то С. бывает тихим, беззвучным. Что касается мимики при С., то она обуславливается сокращением определенных групп лицевых мышц, придающих лицу известное выражение, свойственное смеющемуся человеку. Есть много общего в изменениях дыхания и мимики при С. и плаче или рыданиях, вследствие чего эти состояния, с внешней стороны, могут быть смешаны между собой, а у детей эти состояния даже легко переходят друг в друга. С. с хохотом исключительно присущ человеку; один только С. — и то только следы его — наблюдаются у некоторых обезьян, и в очень редких случаях намеки на него встречаются у собак.

И. Т.

Смех (дополнение к статье)

— одно из наиболее важных выразительных движений; по большей части служит выражением чувства комического. См. Hecker, "Physiologie und Psychologie des Lachens und des Komischen"; Sully, "Essai sur le rire" (П., 1904).

Смешанное масло

— см. Смазочные материалы.

Смешанные браки

— так называются браки, заключаемые между лицами разных исповеданий как христианских, так и иноверных. Католическая церковь долго запрещала католикам брак с лицами иных христианских исповеданий, что вызывало постоянные пререкания между духовной и светской властью и послужило одним из главных поводов к установлению гражданского брака (см. соотв. статью). Хотя при заключении вестфальского мира (1648 г.) было постановлено, что ни католич., ни лютеранская церковь не должны предъявлять требований, стесняющих свободу совести, однако и после того католическая церковь разрешала С. браки католикам лишь под условием, чтобы другая сторона обязалась принять католичество. В 1741 г. папа Бенедикт XIV предписал, чтобы при С. браках католиков с протестантами католические священники ограничивались безмолвным присутствием (assistentia passiva), без благословения. В настоящее время смешанные браки допускаются свободно во всех западно-европейских странах, хотя часто возникают затруднения (преимущественно в католических государствах) относительно религиозного воспитания рожденных от этих браков детей. Об условиях, при которых разрешаются С. браки в России, см. Брак. В Финляндии при С. браках венчание происходит в церквах обоих исповеданий. В губерниях Северо-западного и Юго-западного края С. браки между лицами неправославного исповедания совершаются священником той церкви, к которой принадлежит невеста. Если римско-католическая церковь не согласится благословить брак, то венчание может быть произведено священником другого исповедания. Дети, рожденные от таких браков, должны быть крещены: сыновья — в отцовской, а дочери — в той вере, которую исповедует мать, если о том иначе не будет постановлено в брачных договорах.

Смешанные колонии

— колонии животных, содержащие как самцов, так и самок.

Смешанные суды

составлявшиеся из судей военных и гражданских — были введены в России инструкцией о должности полковника 26 июня 1724 г.: ею предоставлено было полковникам право судить местных обывателей по жалобам на них военнослужащих, с тем, однако, условием, чтобы в суде участвовали двое местных дворян (при обвинении дворянина) или земский комиссар (при обвинении крестьянина); дела о более тяжких уголовных преступлениях местных жителей против военнослужащих рассматривались магистратами и надворными судами, при участии двух офицеров в качестве депутатов; наоборот, в случае суждения военнослужащих за причинение обид местным жителям, для присутствования при рассмотрении дела назначались два депутата от земства. При Екатерине I С. суды были упразднены, а при Екатерине II восстановлены (1764) и для рассмотрения дел о преступлениях лиц, не принадлежащих к военному ведомству, существовали в России до военно-судебной реформы 1867 г. Во Франции, в эпоху великой революции, все дела военнослужащих некоторое время рассматривались С. судами: чтобы придать армии вполне революционный характер и слить ее с народом, конвент установил законом 3 плювиоза II года (22 янв. 1794 г.), что все военные суды должны составляться наполовину из военнослужащих, наполовину из лиц гражданских. Такие С. суды просуществовали недолго, и с усилением в армии значения генералов гражданский элемент законом 2 дополнит. дня III года (18 сент. 1795 г.) был исключен из состава военных судов.

А. С. Л.

Смешанные ткани

— так называются ткани, изготовленные из нескольких различных материалов, напр. бумажной основы и шерстяного утка, шелковой основы и шерстяного утка и т. п., а также, напр., двух основ разного материала. Называются С. ткани обыкновенно по более ценному материалу, с прибавкой слова: "полу", напр. полушелковые, полушерстяные и т. д. Цель приготовления С. тканей заключается в удешевлении их прибавкой более дешевого материала, сохранив в то же время наружные достоинства, присущие материалу более дорогому. Поэтому избирается такой род переплетения, при котором более ценный и красивый материал выступает на лицевую поверхность ткани. Иногда целью примеси является стремление придать большую прочность ткани, напр. бумажные или джутовые основы при шерстяных утках.

Смешанные языки

— см. Заимствование в языке.

Смешения правило

— так называется правило, посредством которого решаются задачи: 1) по ценам и количествам смешиваемых веществ определить цену смеси и 2) определить количество смешиваемых веществ данной стоимости, если известна цена и количество смеси. Предположим, что имеются два вещества, вес которых определяется фунтами, а цены рублями. Задача 1-го рода имеет вид: смешано а 1 фунтов первого вещества по p1 рублей за фунт и а 2 фунтов второго вещества по р 2 рублей. Требуется узнать, что стоит фунт смеси.

Ответ: (а 1p1 + а 2 р 2)/(а 1 + а 2) руб.

Задача второго рода имеет вид: имеются два вещества. Фунт первого стоит p1 рублей, а фунт второго р 2 руб. Требуется узнать, сколько фунтов каждого из веществ надо взять, чтобы получить А фунтов смеси по m рублей.

Ответ: [(m — p2) А ]/(p1—p2) фунтов 1-го вещества

и [(p1—m) А ]/(p1—p2) фунтов 2-го вещества.

Сми

— английский хирург (1818—77); занимался медицинской практикой и преподаванием медицины в одной из лондонских школ. Научные работы С. сгруппировались главным образом около изучения электрического тока и отношений последнего к жизни организмов; мысли по этому поводу изложены в его сочинении: "Elements of Electrobiologie". Он же устроил гальванический элемент (элемент С.). С 1841 г. он состоял членом лондонского королевского общества.

Смигельский

(Мартин Smigielski, 1562—1618) — польский богослов, иезуит, преподаватель в иезуитских коллегиях. Беспрестанно ведя борьбу с социнианством, С. издал ряд полемических сочинений, в свое время ценившихся весьма высоко в католическом лагере. Большой известностью пользовалась также его "Logica" (Ингольштадт, 1 6 18). После смерти его издано "Przestrogi do sumienia naleźą ce od jednego milo ś nika ojczyzny wydane" (1822).

Смидович Викентий Викентьевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Смидт Генрих

(Smidt, 1798—1867) — нем. писатель; состоя на морской службе, совершал обширные путешествия во все части света и своими наблюдениями воспользовался как материалом для многочисленных сочинений, которые, соединяя истину с вымыслом, представляют собой занимательное чтение. Лучшим его романом считается "Michael de Ruiter" (Берл., 1846; 2 изд. 1863). Написал еще: "Seemannssagen und Sc hiffermä rchen" (2 изд., Б., 1849), "Seegeschichten und Marinebilder" (1855), "Devrient-Novellen" (3 изд., 1882), драмы: "Kaufmann und Seefahrer" (1844), "Die Frau Schwiegermutter" (1850), "Bruder Kain" (1852) и др.

Смидт Иоанн

(Smidt, 1773—1857) — германский государственный деятель. Как член бременского магистрата, оказал громадное влияние на государственное и коммерческое развитие ганзейских городов: после сражения при Лейпциге отстоял их самостоятельность и добился присоединения их к немецкому союзу. На сейме во Франкфурте-на-Майне С. выступал против политики Меттерниха. Способствовал установлению свободного судоходства по Везеру. Основанием бременской гавани (1827) дал сильный толчок торговле Бремена; в том же направлении действовал путем заключения торговых трактатов, организацией консульской службы и т. п. С 1821 г., в качестве бургомистра, С. стоял во главе управления в Бремене до самой смерти, за исключением периода с 1849 по 1852 г. К столетию дня его рождения напечатаны были его речи ("Patrio t ische Mahnungen und Ruckblicke", Бремен, 1873) и его биография (там же, 1873).

Смилациты

(Smilaceae) — семейство однодольных растений, известное более под именем ландышевых (Convallariaceae) или спаржевых (Asparagaceae).

Смилид

(Σμίλις) — древнегреческий ваятель и зодчий, родом из Эгины, живший в VI в. до Р. Х. и трудившийся на о-ве Самосе. Им были исполнены деревянная статуя Геры для самосского храма этой богини и двенадцать сидящих на тронах Гор, из слоновой кости и золота, для олимпийского Гереона. Вместе с Феодором и Реком, он соорудил лемносский лабиринт.

А. С—в.

Смиловичи

— мст. Минской губ., Игуменского у., в 27 вер. от уездн. г., при р. Волме. Жит. 720; правосл. и катол. црк., синагога и мечеть. Торговый и промышленный пункт (суконн. фабрика).

Смиль

из Пардубиц, по прозванию Фляшка (Jan Smil Flâ ska z Pardubic a z Rychmhurka) — первый по времени из чешских поэтов, имя которого дошло до нас. Родился в первой половине XIV в.; происходя из знатного рода, жил в молодости при дворе своего родственника, архиеп. пражского; получил степень бакалавра в Пражском университете и был дружен с королевичем, впоследствии королем Венцеславом. Через несколько лет они поссорились из-за феодального имения, которое король хотел у него отобрать, и Фляшка присоединился к враждебной королю лиге. Во время смуты, в 1402 или 1403 г., он был убит. Он был одним из важных чешских панов; его хвалили за мудрость и опытность в делах. Взгляды его были феодальные, но они смягчались образованностью и патриотическим чувством. С. был искусный писатель, начитанный и в классической, и в современной ему литературе. Ему приписывалось много сочинений аллегорически-нравоучительного содержания, но новейшие историки чешской литературы признают принадлежащими ему только два стихотворных произведения: "Новый совет" и "Советы отца сыну". Первое ("Nov à Rada") представляет собой длинное нравоучение, изложенное в форме и с приемами животного эпоса. Полагают, что С. написал это произведение для молодого короля Венцеслава, вступившего на престол в 1378 г.; иные звери и птицы, может быть, изображают некоторых известных лиц того времени. Другое произведение С. — "Rada oice synowi" — любопытно как изображение быта и нравов чешского панства. Старый отец, желающий, чтобы сын его был настоящим рыцарем, учит его быть верным своему слову, соблюдать честь и проч. С. занимался также собиранием чешских пословиц и составил из них небольшой, но интересный сборник, свидетельствующий о его понимании нородности; чешские историки с удовольствием отмчают это явление, когда, напр., даже у нмцев первый сборник пословиц явился лишь в конце XVI в.

В. К.

Сминфей

(Σμινθεύς— эпитет бога Аполлона. На северо-западе малой Азии (в Троаде). Аполлон-С. был охранителем хлебных злаков от мышей и всего, что вредит полям: самое название С. производят от слова αμίνθος, что означало у критян мышь. В связи с этим мышь была атрибутом вещего бога Аполлона, откуда и название ее ζωον μαντικώτερον (вещее животное). По имени Апполона-С. был назван один из месяцев (Σμίνθειον); кроме того упоминают о родосском празднике Сминфий.

Ср. Grohmann, "Apollon Smintheus" (Прага, 1862).

Смирдин

(Александр Филиппович) — известный книгопродавец и издатель (1795—1857). На 13-м году поступил мальчиком в книжную торговлю Ширяева; в 1817 г. перешел к петербургскому книготорговцу Плавильщикову, который вскоре доверил ему ведение всех своих дел. В 1825 г. Плавильщиков умер, и книжный магазин его, вместе с библиотекой и типографией, перешел к С.; он расширил торговлю, перебрался из Гостиного двора к Синему мосту, а потом и на Невский просп. В это время у С. были завязаны уже знакомства со многими писателями, и новоселье его было отпраздновано в присутствии Жуковского, Пушкина, Крылова и др.; по этому же случаю был издан сборник "Новоселье" (1833). В 1834 г. С. основал "Библ. для Чтения", которая, благодаря щедрости издателя, не жалевшего средств, положила начало так называемым "толстым" журналам. Одновременно С. издавал сочинения большинства современных писателей, а в конце 40-х годов предпринял "Полное собр. соч. русских авторов", начиная с Ломоносова, Тредьяковского и т. д. Издания С. сначала шли ходко, но затем дела его пошатнулись. Главной причиной этого была необычайная щедрость С.: так, Пушкину он платил за каждую строку стихов по "червонцу", а за стихотворение "Гусар", напечатанное в "Библиотеке для Чтения" 1834 г., уплатил 1200 р. Бескорыстие С. и доверчивость его при отпуске книжного товара довели его, в конце концов, до полнейшего разорения: невзирая на поддержку со стороны правительства, разрешившего ему устройство лотереи для разыгрывания книг, С. был объявлен несостоятельным должником. После его смерти петербургскими книгопродавцами был издан "Сборник литературных статей", посвященных русскими писателями его памяти. Кроме "Библ. для Чтения", С. издавал "Сын Отеч.", с 1838 г., под редакцией Полевого и Греча. Большую ценность имеет составленная Анастасевичем "Роспись российским книгам для чтения из библиотеки А. Смирдина" (1828—32).

Смиречанский

(Василий Демидович, род. в 1839 г.) — писатель, протоиерей в Пскове; образование получил в Псковской духовной семинарии. Труды С.: "Историко-статистический сборник сведений о Псковской епархии" (Остров, 1895) и "Житие св. преподобно-мученицы Анастасии Римляныни" (Псков, 1891). В память 700-летнего юбилея обретения мощей св. благоверного князя Гавриила-Всеволода Псковского (1193—1893) С. написал статью, напечатанную в сборнике псковского археологического общества (1894).

Смирительный дом

— одна из форм лишения свободы, долго существовавшая в русском праве. Еще Петр Вел. в регламенте главному магистрату определил учредить С. дома для "содержания в постоянной работе людей непотребного и невоздержного жития". В 1775 г. было повторено предписание об учреждении С. домов в ведомстве приказов общественного призрения. Но исполнение этих предписаний шло туго. К тому же указом 13 сентября 1797 г. предписано было, ввиду потребности в рабочих руках для правительственных сооружений, отправлять осужденных к заключению в рабочие и С. дома "к крепостным строениям, отколь куда способен", т. е. самое существование С. домов как бы упразднялось. Составители уложения о наказ. 1845 г., стремясь к трудноосуществимому на практике согласованию характера наказания не только с тяжестью, но и с характером преступного деяния, также ввели в свою карательную систему С. дома, как наказание для лиц всех сословий, поставленное между высшими исправительными (ссылка на житье, арест, роты, рабочий дом) и тюрьмой. По уложению изд. 1866 г., две высшие степени заключения в С. доме (от 8 мес. до 2 лет) сопровождались потерей некоторых особенных прав и преимуществ; две низшие (от 2 до 8 мес.) не сопровождались праволишениями. В случае неимения С. домов, наказание подлежало замене: для изъятых от телесных наказаний — заключением в тюрьмы на те же сроки, а для неизъятых — наказанию розгами от 40 до 80 ударов. В особенной части С. дом назначался, напр., за нарушение обязанностей детей относительно родителей, за нанесение телесных повреждений и т. п. Заключенные в С. домах делились на испытуемых и исправляющихся; обе категории имели право на получение, при освобождении, 1/3 своего заработка; арестантам второй категории предоставлялась часть заработанных денег тратить на себя и во время заключения. Законом 29 июня 1884 г. заключение в С. дома отменено; взамен двух высших степеней положено заключение в тюрьме на те же сроки и с теми же праволишениями. См. Рабочие дома.

К. К.

Смирк

(Smi rke) — Tpи англ. художника. 1) Роберт С. (1752—1845), рисовальщик и живописец, вначале занимался расписыванием карет и гербов, а потом учился в Лондонской Акад. художеств и стал с 1786 г. являться на ее выставках с жанровыми картинами, вскоре получившими юмористический оттенок. Из них особенный успех в публике имели "Нарцисс", "Леди Сарбина" (из Мильтона), "Скупец" и "Дон-Кихот и Санчо-Панса". За последнюю, С., в 1793 г., был принят в члены Академии. Впоследствии он посвятил себя почти исключительно иллюстрированию произведений — драм Шекспира, сочинений Томсона, Дон-Кихота, Жиль-Блаза, Тысячи одной ночи и пр., а также изготовил ряд весьма удачных рисунков на сюжеты из Библии и английской истории. Картины С. слабы по краскам; но этот недостаток искупается у него прекрасно разыгранной светотенью, хорошим рисунком, обдуманностью композиции, точной характеристикой изображенных лиц и их выразительностью. Юмор этого художника никогда не переходил за границы изящного и нередко соединялся с большой грациею. 2) Сэр Роберт С. (1780—1867), сын предыдущего, архитектор, ученик Дж. Соана и Лондон. академии. В 1801—1805 гг. посетил Голландию, Францию, Италию, Грецию и Германию. Важнейшие из его построек — замок Lowther Castle, сооруженный для лорда Лонсделя, королевский монетный двор (1807—11), Ковентгарденский театр (1809), Главный почтамт (1823—29), Британский музей (1823—47), Медицинская коллегия в Трафальгарском сквере, несколько других зданий в Лондоне и судебные палаты в Глоусестере, Герфорде и Перте. Он строил преимущественно в ионическом стиле, солидно, со стремлением к величавости, но однообразно и тяжело, порой очень скупясь на орнаментацию. В готическом стиле возведена им библиотека Темпля и реставрирован йоркский собор. С 1811 г. он был членом Лонд. Акад. 3) Сидней С. (1799—1877), брат предыдущего, также архитектор, получил образование в Мюнхене, и, обладая более находчивой, в сравнении с сэром Робертом С., фантазией, наделил Лондон многими постройками, из которых наиболее замечательные — клуб консервативной партии парламента Пель-Мель (1836), клуб Junoir University, новое здание Академии, Savoy Capel, аркады ботанического сада и нек. др. Был членом и профессором Лондонской академии художеств.

Смирна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Смирная

(Ева-Александра Васильевна, рожд. кн. Вяземская), внучка Данилы Яковлевича Земского, современника и сподвижника Петра Вел. Род. в 1771 г., под старость поселилась в Ново-Девичьем монастыре в СПб.; здесь писала мемуары, отрывок которых напечатан в "Русск. Старине" (1883 г.); ум. после 1850 г.

Смирнов Александр Алексеевич (дополнение к статье)

— писатель, протоиерей; ум. в 1906 г. См. "Церковные Ведомости" (1906, № 2),

Смирнов Александр Алексеевич (духовный писатель)

(род. 1839 г.) — протоиерей; образование получил в Моск. дух. Акад. Главные труды С.: "Об ессеях в отношении к христианству" ("Прибавл. к творен. св. отцов", 1871; магист. диссерт.), "Блаженный Иероним Стридонский, как историк и полемист" ("Правосл. Обозрение", 1871, июнь и июль), "Св. Игнатий Богоносец, епископ антиохийский и семь его посланий" (ib., 1881, февраль и март), "Детство, отрочество, юность, годы ученья и учительства в Троицкой лаврской семинарии митроп. Филарета" (М., 1893), "Петербургский период жизни митроп. Филарета" (М., 1894), "Филарет, архиепископ тверской, ярославский и московский, 1819—1826" (М., 1896).

Смирнов Александр Алексеевич (журналист)

(1864—1898); образование получил на юридическ. факультете Петерб. университета. В 90-х гг. заведовал редакцией "Русской Жизни", где напечатал немало статей.

Смирнов Александр Васильевич (врач)

— библиограф. Род. в 1854 г.; учился на медицинском факультете Варшавского и Московского унив., был земским врачом, потом губернским санитарным врачом во Владимире. Напечатал ряд статей и брошюр по санитарным вопросам, принимал деятельное участие в издании "Владимирских Губернских Ведомостей", составил словарь: "Уроженцы и деятели Владимирской губ." (1896—98, 3 вып.).

Смирнов Александр Васильевич (духовный писатель)

— протоиерей, воспитанник Казанской дух. академии, профессор богословия в Казанском университете. Труды С.: "Книга Еноха" (магист. диссертация, вып. I, Казань, 1888), "Нагорная проповедь Иисуса Христа" (вып. I, Вольск, 1888), "Христианский педагог Ян Амос Коменский" (ib., 1892), "Отношение евангельского нравоучения к закону Моисееву и к учению книжников и фарисеев по нагорной проповеди Иисуса Христа" (ib., 1894), "Современные идеалы воспитания" (ib., 1896), "Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа" (Казань, 1899; сочинение на степень доктора богословия).

Смирнов Александр Васильевич (оперн. певец)

— известный оперный певец-баритон, род. в 1870 г. Покинув военную службу, занимался у И. П. Прянишникова и в 1897 г. дебютировал в Мариинском театре в партиях Вольфрама в "Тангейзере" и Валентина в "Фаусте"; затем выступал в "Травиатте", "Манон", "Евгении Онегине", "Аиде", "Африканке", " Корделии", "Пиковой даме", "Паяцах" и пр., пользуясь неизменным успехом. В мае 1900 г. гастролировал с большим успехом на пражской национальной сцене.

Н. С.

Смирнов Александр Иванович

— историк литературы, род. в 1842 г. Образование получил в Киевской духовной академии и в Новороссийском унив. После защиты в 1879 г. магистерской диссертации под загл.: "О Слове о Полку Игореве", назначен был в 1880 г. профессором истории русской литературы в Варшавск. унив. Состоит редактором-издателем "Русского Филологического Вестника". Напечатал ряд статей по истории русской литературы и русскому языку в "Журн. Мин. Нар. Просв.", в "Филологических Записках", "Варшав. Унив. Известиях" и др. изданиях.

Смирнов Александр Иванович (дополнение к статье)

— историк литературы; ум. в 1905 г.

Смирнов Александр Платонович

(1854—1900) — детский писатель. В "Семейных Вечерах", "Семье и Школе", "Роднике", "Детском Чтении", "Досуге и Деле" и др. детских и народных изданиях появился ряд его рассказов. Его произведения печатались также в "Рус. Богатстве" ("Первая пациентка"), в "Сев. Вестнике" ("Родимый") и в "Истор. Вестн." ("Пугачевец").

Смирнов Алс. Еф.

— гистолог. Род. 1859 г., учился в нескольких средних учебных заведениях. В 1879 г. поступил в Московский университет на медицинский факультет, потом перешел в Казанский университет, где и кончил курс в 1884 г. В 1889 г. сдал экзамен на степень доктора медицины. Главнейшие из его работ: "Ueber die Zellen der Descemet'schen Haut bei Vögeln" ("Internationale Monatsschrift für Anatomie und Physiologie"), "Die Struktur der Nervenzellen im Sympathicus der Amphibien" ("Archiv für mikroskopische Anatomie").

В. М. Ш.

Смирнов Андрей Петрович

(1843— 1896) — писатель, воспитанник Московской духовной академии, профессор по кафедре библейской истории. Кроме магистерской диссертации: "Святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея России" (М., 1874), С. напечатал в духовных журналах много статей по библейской и церковной истории и археологии, то научного, то популярно-публицистического характера. Перечень их см. в ст. И. К., "Двадцатипятилетие учено-литературной деятельности профессоров А. П. Лебедева и А. П. С., 1870—1895" ("Богословский Вестник", 1 895, ноябрь). В 1896 г. С. написал: "Сроки скорби и памяти об умершем" ("Богосл. Вестник", январь).

См. Ив. Корсунский, "Профессор А. П. С." ("Богосл. Вестник", 1897, январь).

Смирнов Аполлон Иванович

— писатель, ординарный профессор Казанского университета по кафедре философии; состоит деканом историко-филологического факультета. Важнейшие его сочинения: "Философия Беркли" (1877); "История англ. этики" (т. I, Каз., 1880), "Эстетика как наука о прекрасном в природе и искусстве" (Казань, 1894), "Эстетическое значение формы в произведениях природы и искусства" (Казань, 1894). С. держится направления англ. эмпирической психологии. Он считает задачей общей теории эстетики изучение того, "что такое красота и что такое чувство красоты, какие предметы, факты, отношения признаются красивыми и какие физиологические и психологические процессы в нас самих соответствуют этим вещам или вызываются ими". Эстетические чувства представляют собой особый класс эмоций (удовольствий и страданий), которые должны подчиняться общим законам удовольствий и страданий; "эстетически прекрасное (или чувство прекрасного, с его объективной стороны) есть то, что доставляет нам наибольшее количество приятных возбуждений при наименьшем количестве возбуждений неприятных в процессах периферических органов нервной системы, прямо не связанных с органическими функциями". Излагая эстетическую теорию музыки, С. указывает, что в действие на нас музыки входит, с одной стороны, чисто физиологический элемент — возбуждение нервной системы, а через нее и мускульной и сосудистой, а с другой — психологический элемент, который распадается на ряд моментов как чисто чувственного характера, так и умственного (единство среди разнообразия и т. п.) и особенно эмоционального; в последний входят чувства удовлетворенного ожидания (мелодии и ритм), контраста, новизны и неожиданности, а также и все те волнения и настроения, которые переживали наши зоологические предки в моменты особенно страстного их возбуждения и которые ассоциировались у них с музыкой, а нами получены путем наследственной передачи; последним С. объясняет смутность, неуловимость, невыразимость чувств, возбуждаемых в нас музыкой.

Смирнов Аполлон Иванович (дополнение к статье)

— писатель; ум. в 1902 г.

Смирнов Валериан Николаевич

— более известный в медицинской литературе под псевдонимом "д-р Идельсон" — врач, русский эмигрант и публицист. Родился в 1849 г. Учился в Московском университете по медицинскому факультету, из которого в 1869 г. за студенческую историю был исключен до окончания курса. В 1871 г., не желая быть привлеченным к суду по Нечаевскому процессу, С. эмигрировал и поселился в Цюрихе. В 1873—78 гг. был соредактором издававшегося П. Л. Лавровым русского социалистического журнала "Вперед" (см.), в котором между прочим С. принадлежит ряд статей под общим названием "Летопись рабочего движения", представляющая ценный материал по истории рабочего движения 70-х годов в Западной Европе (особенно в Германии) и Сев. Америке. Позже С. занимался отчасти переводом сочинений по общественным вопросам на русский язык, отчасти составлением рефератов по медицине на английском и русском языках, в которых он знакомил иностранцев с работами русских и славянских врачей и, наоборот, русских с работами заграничных. Рефераты С. помещались в английских и американских журналах, преимущественно в "The British Medical Journal". Из русских изданий С. работал в "Медицинском обозрении", "Врачебных Ведомостях", "Враче" и др. Много статей, популяризующих врачебные знания, помещено С. в общей печати. Умер С. в Берне в 1900 г. В издававшейся покойным проф. В. А. Манасеиным газете "Врач" за 1900 г. помещены некролог С. (№ 18), портрет его и статья о нем: "Памяти замечательного человека" (№ 25).

Д. Р.

Смирнов Василий Дмитриевич

— ориенталист; род. в1846 г., окончил курс в СПб. университете по факультету восточных языков. Избрав своей специальностью османский язык, С. в 1873 г. защитил диссертацию на степень магистра: "Кочубей Г ö мюрджинский и другие османские писатели XVII века о причинах упадка Турции" и был избран штатным доцентом СПб. унив. по кафедре турецко-татарской словесности. В 1875 г. совершил первую поездку в Турцию для практических наблюдений над живой османской речью и для ознакомления с литературными сокровищами турецких библиотек в Константинополе. Подобные ученые экскурсии повторялись им неоднократно. Защитив, в 1887 г., диссертацию на степень доктора: "Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII века", назначен ординарным профессором по кафедре тур.-тат. словесности. Написал еще: "Турецкая цивилизация" ("Вестник Европы", 1876), "Официальная Турция в лицах" (ib., 1878), "По вопросу о школьном образовании инородцев-мусульман" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", ч. CCXXII, отд. 3), "Эпизод из восточной политики Пруссии" ("Рус. Вестн.", 1882), "Археологическая экскурсия в Крым летом 1886 г. " ("Зап. Вост. Отд. Имп. Рус. "Археол. Общ.", новая серия, т. I), "Образцовые произведения османской литературы" (СПб., 1891), "Очерк истории османской литературы" (СПб., 1892; в "Всеобщей истории литературы", составл. под ред. Б. Ф. Корша и А. И. Кирпичникова, т. IV), "Мусульманские печатные издания в России" ("Записка Вост. Отд. Имп. Русск. Арх. Общества", т. III, V, VIII) и др. Издал "Описание турецких рукописей коллекции учебного отд. восточных языков при мин. иностр. дел" ("Collections Scientifiques d e l'Institut des langues Orientales, т. VIII: Manuscripts Turcs").

Предыдущая страница Следующая страница