Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "С" (часть 72, Ста)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "С" (часть 72, Ста)

Предыдущая страница Следующая страница

Старая Ушица

— заштатный город Подольской губернии, Новоушицкого уезда, на левом берегу реки Днестра, при впадении в него речки Ушицы. Время основания Ушицы неизвестно; в летописях она впервые упоминается под 1144 г., когда, находясь во владении галицкого князя Владимира Володаревича, она была занята, во время войны этого князя с Всеволодом Ольговичем киевским, союзником последнего, Изяславом Даниловичем, князем черниговским. Перейдя во владение Польши, Ушица, как пограничный пункт, неоднократно подвергалась опустошениям. По присоединении края к России, в 1795 г., Ушица назначена уездным городом Подольского наместничества. В 1826 г., вследствие неудобств нахождения уездных присутственных мест в городе, стоящем на самом краю уезда, повелено перенести их в местечко Летневцы, с переименованием последнего в город Новую У. (см.), а бывший уездный город Ушица с того времени стал называться С. Ушицей. Жителей (в 1898 г.) 6 541 (3145 мужчин и 3396 женщин), в том числе дворян 20 человек, духовенства 3, почетных граждан 12, купцов 34, мещан 6248, крестьян 129, отставных нижних чинов 71 и иностранных подданных 24. Православных 4690 человек, евреев 1652, католиков 199. 1 православная церковь, 1 католическая, 2 синагоги; много лавок, городское училище, городовой врач, аптека. Городу принадлежат 1807 десятин земли и 2 водяные мельницы. Городские доходы в 1898 г. 7175 руб., расходы 6755 руб., в том числе на содержание городского общественного управления 1888 руб., на городское училище 300 руб., на содержание городового врача 55 руб. (!). Недоимки по городским сборам к 1 января 1899 г. составляли 9059 руб. Городского капитала нет. Главные занятия жителей — земледелие и различные сельские промыслы, ремесла, работа на судах и на местной пристани во время навигации. Фабрик и заводов нет. Торговля, несмотря на положение города на судоходной реке, весьма незначительна; главные предметы торговли — сплав хлеба в Одессу по Днестру, отправление в Варшаву разводимого в окрестностях города аниса и др. лекарственных растений и сбыт сушеных слив местным промышленникам. Базары два раза в месяц.

П. Т.

Старая Чигла

— слобода Воронежской губернии — см. Чигла.

Старбек

(Starbuck) — остров в Полинезии, в Тихом океане, под 5°38' южной широты и 158°15'14" восточной долготы; принадлежит Англии. Пространство 3 кв. км. Происхождение острова коралловое; углубление в центре с соляным источником указывает на существование здесь древней лагуны; остров окружен рифами и на восточной стороне богат залежами гуано, перевозимого в гавань железными вагончиками, движущимися при помощи парусов. Число жителей непостоянно.

С. называется также остров Бэкер, причисляемый к архипелагу Феникс, в южной части Тихого океана, а равно и остров Аранука из архипелага Джильберта в Тихом океане, между 1°—2°30' северной широты и 172°—174°30' восточной долготы.

Старейшины

(у древних евреев). — В патриархальный период, когда израильский народ был еще незначительным племенем, он управлялся на началах родового быта, когда всю власть — и религиозную, и гражданскую — сосредотачивает в своих руках глава племени, отец семейства. Так управлялся народ при патриархах Аврааме, Исааке и Иакове. Но уже в Египте, когда из одного семейства образовались 12 различных колен, патриархальный порядок оказался устарелым и управление перешло к представителям колен — так называемым "старейшинам сынов Израилевых" (Исход, III, 16; IV, 29). Моисей с вестью об освобождении народа от рабства обращается к "С. сынов Израилевых", в полном убеждении, что их согласие или решение будет согласием и решением всего народа. В лице С. ему "поверил народ" (Исход, IV, 29). В пустыне из С. составлен был особый совет, в числе "семидесяти мужей", и им поручено было нести "бремя правления народа" (Числ., XI, 16 и 17). Этот совет заведовал делами государственной важности, а для заведования обыденными — судебными и гражданскими делами — назначены были низшие начальники или "судьи" народа (тысяченачальники, стоначальники, пятидесятиначальники и десятиначальники). Иногда все эти С. и начальники созывались на общенародное собрание ("все общество"), которое и решало вопросы о войне, мире и других важных делах, даже о самой форме правления, как это было при учреждении царской власти. Были особенные С. и в каждом городе, например во времена судей. С. городов первоначально представляли местную администрацию, с судейской и полицейской властью (Второз., XXII, 1 и далее; XXV, 7 и далее; Руф., IV, 2 и далее; Иуде., X, 6; Иов., XXIX, 7); они имели свое седалище в воротах города и на площади народной. Судьи от них иногда еще отличаются (1 Ездр., X, 14; Дан., XIII, 5). С. народные (и колен), как представители народа, защитники прав и свободы народа, составляли во времена царей как бы некоторое ограничение царской власти. Сами цари приглашали их для совещаний (при Сауле, Давиде, Соломоне и др.) в важных государственных делах. После падения царств, С. и в плену удерживали некоторую правительственную власть (Иерем., XXIX, 1; Иезек., XIV, 1 и далее; XX, 1, 3). По возвращении из плена, они, вероятно, содействовали восстановлению государственного устройства. Подле С. народа стояли у израильтян, еще до плена, С. священников, из потомства Ааронова (Иерем., Х1Х, 1; 4 Цар., XIX, 2). Во время второго храма, особенно со времен Маккавейских, сословие священников еще более стало принимать участие в управлении народом; представителями и главами народа были теперь первосвященник, С. и священники (1 Маккав., XII, 6; XIV, 28). В древней христианской церкви С. были известны под именем пресвитеров (Иак., V, 14; 1 Петр., V, 1, 5). В первый раз такие христианские С. упоминаются в Антиохии (Деян., XI, 30), потом в Иерусалиме (Деян., XV, 2, 4; X XI, 18). Это были не С. по летам, а люди опытнейшие и рано уверовавшие во Христа (1 Кор., XVI, 15—16), которые самими апостолами, с согласия общества, избираемы и посвящаемы были на свое служение в церкви (см. Пресвитер).

Ср. А. П. Лопухин, "Законодательство Моисея" (СПб., 1882); его же, "Руководство к библейской истории Ветхого Завета" (СПб., 1888); прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. V, СПб., 1887).

Старженские

— графский и дворянский род герба Лис, из Великой Польши, восходящий к началу XVI в. и получивший графский титул в Австрии в 1781 г. Род графов С. внесен в V часть родословной книги Гродненской губернии, а дворяне С. — в VI часть родословной книги Минской губернии.

Старжинские

— дворянский род герба Долива, из Великой Польши, восходящий к XVI в. Одна отрасль их переселилась в XVIII в. в Подолию. Из нее происходил Станислав С. (1785 — 1851), известный в польской литературе под псевдонимом "Стах из Замехова" (Stach z Zamiechowa), поэт, драматург и импровизатор. Род С. внесен в I часть родословной книги Подольской губернии.

Старина и Новизна

— периодический сборник, составленный из сочинений и переводов прозаических и стихотворных; издавался В. Г. Рубаном в C. Петербурге в 1772 и 1773 гг. См. Неустроев, "Розыскания", стр. 178—181.

Старинг

(Антони Христиан Винанд Staring, 1767 — 1840) — нидерландский писатель: написал в прозе "Schetsen" (Цютфен, 1816) и "Kleine Verhalen" (Арнгейм, 1837); его "Стихотворения" (1837; 4 изд., 1883) были оценены по достоинству лишь после его смерти: они отличаются оригинальностью, чувством и здоровым юмором.

Старица (Рейнвальд)

— немецкая колония Новоузенского уезда Самарской губернии. 3021 житель. Основана в 1765 г.

Старица, прежнее течение реки

— С. обыкновенно образуется оттого, что река промывает перешеек и течет затем по прямому направлению, постепенно оставляя прежнее полукруглое или полуэллипсоидальное течение. Пока в прежнем русле есть еще течение, он называется ериком, а когда оба конца ерика заносятся песком или илом — С. Таких С. множество в долинах наших больших рек, обыкновенно на левом берегу, так как он чаще бывает низменным, чем правый. С. получают воду во время весеннего разлива. Иные С. очень богаты рыбой, которая попадает туда во время разлива из реки, а после спада вод остается, как в садке. Долина реки Урала имеет бесчисленное множество стариц. Они имеют течение лишь весной; в остальное время года вода в них стоячая, но они всегда глубоки и богаты рыбой.

Старица, уездный город Тверской губернии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Старицкий Михаил Петрович (дополнение к статье)

— малорусский драматург; ум. в 1904 г.

Старицкий, Егор Павлович

(1825 — 1899) — выдающийся судебный деятель; по окончании курса в училище правоведения, служил в московских департаментах сената, затем в министерстве юстиции, а в 1853 г. был назначен председателем вновь образованного коммерческого суда в Тифлисе. С. составил "положение о размежевании Закавказского края", введенное в действие с 1862 г., и был назначен председателем межевой палаты. Он принял деятельное участие в работах по применению судебной реформы к кавказскому краю и после введения ее стал старшим председателем тифлисской судебной палаты. В 1879 г. был назначен членом государственного совета; был главноуправляющим бывшего кодификационного отдела, потом председателем департамента законов государственного совета. Человек широко образованный, безупречной честности, с твердыми убеждениями, С. до конца жизни оставался верен основным началам преобразовательной эпохи.

Старицкий, Михаил Петрович

— известный малорусский драматург; род. в 1840 г. Первые его литературные опыты (с 1864 г.) — оригинальные малорусские стихотворения и переводы на малорусский язык русских и иностранных поэтов — были довольно сурово приняты критикой. Лучше были встречены переводы с польского (Мицкевича, Сырокомли) и сербского (народные песни). Большой успех имели в Киеве оперетты С.: "Ризьдвяна нiч" (1874) и "Черноморцi" (1878). Гораздо серьезнее по замыслу пьеса "Не судилось". С 1883 г. С. взял на себя руководство одной из малорусских трупп, с большим успехом дававшей представления в Петербурге, Москве и многих городах. С. написал около 20 драм, комедий и фарсов. Как и все пьесы малорусского репертуара, драматические произведения С. наивны по содержанию и сценической обработке, но именно эта-то примитивная простота часто и делает их привлекательными.

Старицкое

(Старица) — село Астраханской губернии, Черноярского уезда, в 22 верстах от уездного города, при впадения реки Старицы в рукав реки Волги, в 4-х верстах от последней. Жителей 4359; 2 школы (со 118 учащимися), 13 лавок, 3 кузницы, 1 питейная лавка, 40 ветряных мельниц, 1 рыболовная ватага, 2 миножных заведения, частный приют для калмыцких девочек. Крестьяне, кроме хлебопашества, занимаются рыболовством, скотоводством, садоводством и извозом. В селении живет немного калмыков.

Старичков

— унтер-офицер азовского пехотного полка; будучи ранен в сражении при Аустерлице, успел спрятать под одежду сорванное с древка знамя в ту минуту, когда оно могло достаться неприятелю. Находясь в плену и чувствуя приближение смерти, он тайно передал знамя другому пленнику, рядовому бутырского полка Чайке, завещав ему беречь эту святыню и возвратить ее полку, если вернется в Россию. Завещание это было исполнено Чайкой. Император Александр I, для увековечения подвига С., повелел хранить спасенное им знамя в петербургском арсенале, а император Николай I пожаловал Чесменской военной богадельне картину, изображающую означенный подвиг.

Старк

(Александр Александрович) — зоолог; род. в 1849 г. В 1868 г. поступил в спб. земледельческий институт. Он изучал вредных, особенно лесных насекомых и проследил жизнь многих насекомых, о вреде которых до того времени ничего не было известно. В 1878 г. С. получил место управляющего имением великого князя Константина Николаевича в южной части Черноморского округа и занялся изучением фауны альпийской области западного Кавказа. Он открыл много новых видов; наиболее интересный установленный им факт тот, что фауна жуков западного Кавказа оказалась необыкновенно обособленной. Всего им открыто, исключительно свойственных западному Кавказу, более 120 видов. Описания помещены в разное время в "Wiener Entom. Zeitung", "Berliner Entom. Zeitschrift" и "Horae Soc. Ent. Rossicae".

Старо-Вознесенский-Сретенский-Александров монастырь

женский, 2-го класса — в городе Пскове. Основан в начале XV в. Святыня монастыря — икона Владимирской Божией Матери. Ср. "Старо-Вознесенский женский монастырь в городе Пскове" (СПб., 1862).

Старо-Дарасунские минеральные источники

— см. Дарасунские источники.

Старо-Ладожские каналы

— см. Мариинская система.

Старо-Тимошкино

— деревня Симбирской губернии, Сенгилеевского уезда, при реке Свияге, в 90 верстах от уездного города. Жителей 4 тысячи (татары); 9 мечетей, училище. Суконное производство (1 суконная фабрика и несколько мелких сукновален), кирпичный завод; лавка, еженедельно базары.

Старобельск

— уездный город Харьковской губернии, при реке Айдаре. Поселение "Бельский городок" возникло в 1686 г., когда сюда явились выходцы из Гетманщины. В 1708 г. Бельский городок причислен к Азовской губернии, в 1732 г. — к Воронежской, в 1797 г. — к Слободско-Украинской, с назначением уездным городом и переименованием в С.; в 1802—24 гг. С. принадлежал к Воронежской губернии, затем снова отошел к Слободско-Украинской, переименованной в Харьковскую губернию. 13128 жителей (6425 мужчин и 6703 женщины). Зданий 1849, в том числе жилых домов 116 каменных и 1605 деревянных. Церквей 4, учебных заведений 8, в том числе мужская гимназия. Больница, 2 аптеки. Торговля местная. Отделение полтавского земельного банка. Городских доходов в 1898 г. было 23630 руб., расходов 23127 руб.

Старобельский уезд — на юго-востоке Харьковской губернии, на границе с губерниями Воронежской, Екатеринославской и с Областью Войска Донского. Пространство 10846,2 кв. верст или 1129849 десятин, что составляет 0,23 всей площади губернии. Поверхность С. уезда представляет собой равнину с уклоном на юг; незначительные возвышенности встречаются только на юге уезда — по берегам Сев. Донца. В основании геологических образований уезда залегают толщи мела, прикрытые рыхлыми песчано-глинистыми образованиями третичной системы и буроватыми новейшими глинами, которые составляют преобладающую подпочву уезда. Почва, за исключением песчаных полос вдоль берегов Сев. Донца и др. рек, черноземная и весьма плодородная. Болот нет. Реки уезда все принадлежат бассейну Айдара, притока Сев. Донца; последний протекает только вдоль южной границы уезда. Айдар пересекает уезд на протяжении 190 верст, течение его тихое и русло перегорожено многими мельничными плотинами; из притоков Айдара более значительный река Боровая (60 верст). Земли С. уезда: пашни — 819439 десятин, сенокосов и пастбищ — 98713, лесов — 42331, остальной удобной земли — 37838 десятин. Сплошные лесные пространства встречаются только по реке Айдару и его притокам. В 1898 г. казне принадлежало 107435 десятин, городу Старобельску — 2289, разным учреждениям — 6839, крестьянам в наделе — 642166, им же в личной собственности — 66453, потомственным дворянам — 81376, др. частным владельцам — 83213 десятин.

Жителей в 1897 г., включая уездный город, 362984 (182365 мужчин и 180619 женщин). Население большей частью малорусского происхождения и православное (99,4%); раскольников (австрийского священства и беспоповцев) было 985, лютеран (немцев-колонистов) — 813 человек. На 1 кв. версту в С. уезде приходится 33,5 жителя; это самый редконаселенный уезд в Харьковской губернии. Населенных пунктов, кроме города Старобельска, 529; много крупных слобод, из которых Беловодск имеет около 12 тыс. жителей и представляет собой значительный торгово-промышленный пункт. Земледелие составляет главнейшее занятие населения; распаханные пространства составляют около 82% всей площади удобных земель. В 1898 г. числилось земли под посевами: ржи — 151960 десятин, пшеницы — 170056, овса — 17516, ячменя — 84951, проса — 14969, картофеля — 8234, льна — 5690, конопли — 2551, др. растений — 1186 десятин. Хлеб и льняное семя сбываются в порты Азовского моря, преимущественно в Таганрог, частью же (пшеница-арнаутка) на север в Елец и другие хлеботорговые центры Средней России, где и перемалывается в муку. Скотоводство значительно; в 1898 г. в уезде насчитывалось лошадей — 46435, рогатого скота — 157941 голова, овец простых — 181586, тонкорунных — 54306, свиней — 54649, коз — 6267, овцы простой породы, лучшие в губернии, известны под названием "айдарских"; шерсть сбывается преимущественно на ярмарках в городе Харькове. Много конских заводов; из них более значительные принадлежат казне. Фабрик и заводов (не считая мелких мельниц и маслобоен) в 1898 г. 23, с 316 рабочими и производством на 710 тыс. руб.; из них 3 шерстомойных, 11 кожевенных (6 в слободе Беловодске) и 2 винокуренных завода, остальные мельницы и маслобойни. Близ Беловодска добывается огнеупорная глина. Учебных заведений 160, с 6091 учащимися (5189 мальчиков и 902 девочки), земских школ 70, церковно-приходских и школ грамоты 81, остальные — министерские. Больница 1, земская, на 25 кроватей; аптека в слободе Беловодске. Земский бюджет за 1898 г.: доходов получено 284524 руб., израсходовано 235995 руб., в том числе на земское управление — 11733 руб., на медицину — 70903 руб., на народное образование — 83227 руб. Литературу — см. Харьковская губерния.

Д. Р.

Старобельский резервный батальон

— сформирован в 1878 г. из 2-го харьковского местного батальона; нынешнее наименование получил в 1891 г.

Старобин

— местечко Минской губернии, Слуцкого уезда, на реке Случе. Жителей 3123; церковь, училище, почтовое отделение. С. окружено большими болотами. Жители, кроме торговли, занимаются производством разных деревянных изделий, арендуют сенокосы по болоту и сено сбывают на сторону.

Староболгарский церковный распев

— После покорения Болгарии турками в 1393 г., была уничтожена самостоятельность болгарской церкви; болгарская иерархия заменилась греческой, которая стала вводить в храмах греческие богослужебные книги и национальное пение. Фанариотское духовенство уничтожило даже следы болгарского искусства. Но в то время, когда Болгария умирала культурно, в соседних с нею Валахии и Молдавии болг. церковные книги и пение были в полном употреблении. В Юго-Западную Россию перенесен был оттуда в XVI в. болгарский распев. Во Львове и Перемышле болгарское пение было записано с помощью квадратной нотной системы. С перенесением в Киев первых нотно-линейных рукописей, болгарский распев утвердился во всей Юго-западной Руси; когда же царь Алексей Михайлович стал выписывать из Киева для своего хора местных голосистых певчих с их нотами, этот распев был перенесен и в Московскую Русь. С появлением в России итальянских композиторов во второй половине XVIII ст. начинается новая эпоха партесного пения. Древние напевы оказались изгнанными из православных храмов и сделались достоянием старых певческих рукописей. В таком состоянии они находились более полувека до появления Бортнянского, который первый вдохновился ими и занялся их переложениями. Последние, как и переложения Турчанинова, спасли болгарский распев от забвения. После войны 1877 г. греческое пение перестало удовлетворять болгар; вместо прежней "псалтикии" началось введение русского церковного пения, в котором сохранились свидетельства о болгарском распеве. Народная душа скоро почувствовала и выделила из общей массы песнопений такие, которые производили на нее особенное впечатление: "Дева днесь" и "Благообразный Иосиф". Обращено было внимание на то, что мелодии этих песнопений названы в русских книгах "болгарским распевом". Болгарский синод командировал молодого болгарского регента, А. Николова, в Россию, чтобы собрать в древних нотных рукописях все, что известно под названием "болгарского распева". Четырехлетний труд Николова над собиранием и исследованием болгарских напевов, сохранившихся в старинных русских нотных (линейных) рукописях XVI, XVII и XVIII в., увенчался успехом. Первые выпуски: "Литургия" и "Вечерня" Николова вышли в 1906 г. В одноголосном своем изложении они могут быть удобны для исполнения только в сельских церквях, для городских же нужно хоровое изложение. Болгарский распев, подобно греческому и другим церковным распевам, подчинен закону богослужебного осмогласия. Несмотря на то, что мелодия написана в одном и том же гласе, она не всегда одинакова по своей протяженности. Она бывает большая и малая; первая назначалась для церковного употребления в воскресные дни, вторая — в остальные дни недели. Хотя болгарский распев заимствован у греков, однако, болгарское творчество, оставив основы, успело его переделать на свой лад; распев дошел до нас в мелодиях, движущихся необыкновенно плавно (ходы на кварты и квинты), в которых всегда чувствуется правильный ритм. Отсюда следует заключить, что в эпоху, когда сложились настоящие формы, западноевропейское музыкальное искусство не было чуждо ему. Каденции болг. распева примыкают к каденциям болг. народных песен; начало музыкальной фразы не всегда совпадает с началом логической — часто логическая фраза встречается в середине музыкальной и наоборот; таким образом получается постоянное неразрывное целое, особенно в большом распеве. Ср. Д. Разумовский, "Церковное пение в России" (1868); прот. Вознесенский, "Болгарский распев" (1892); Ст. В. Смоленский, "Азбука Мезенца" (1883); H. И. Компанейский, "К возрождению болгарского распева" ("Русская Музык. Газета", 1905); Ан. Николов, "Возрождение болгарского церковного распева" ("Русская Музык. Газета", 1906); M. Генов, "Заметка о староболгарском церковном пении" ("Рус. Муз. Газ.", 1906, № 23).

М. Г.

Старов

(Иван Егорович, 1743 — 1808) — архитектор, в 1755 г. был принят в воспитанники московского университета, через год переведен из него в гимназию при спб. академии наук и в 1758 г. поступил в ученики академии художеств. Окончив в ней курс, с 1762 по 1768 гг. путешествовал за границей в качестве пенсионера академии и долее всего оставался в Риме. По возвращении своем в СПб., за проект здания для кадетского шляхетского корпуса, был признан в 1769 г. академиком, в следовавшем затем году занял в академии должность адъюнкт-профессора, из которой в 1770 г. повышен в профессоры и в 1794 г. в адъюнкт-ректоры. Служил, кроме того, при Кабинете Ее Величества и комиссии строения императорских дворцов и садов. Важнейшие из произведенных им сооружений — собор в Александро-Невской лавре (1779—91), Таврический дворец в СПб. (окончен в 1782), собор в Софии, близ Царского Села, и дачные дворцы в имениях Демидова, Сиворицы и Пелла, СПб. губернии.

А. С—в.

Старовеличковская

— станица Кубанской области, Темрюковского отдела. Жителей 6183, церковь, 2 школы, 12 торгово-промышленных заведений, 6 маслобоен, 1 кожевенный, 1 овчинный, 2 шерстобитных и 2 бондарных завода.

Староверовка

— село Полтавской губернии, Константиноградского уезда, тянется вдоль реки Берестовеньки на 16 верст. Заселено в начале XVIII в. староверами из великорусов, при постройке по правому берегу Берестовеньки укрепленной линии, валы которой сохранились и до настоящего времени. Жителей до 7 тысяч, отчасти сохранивших великорусские нравы и обычаи (кулачные бои). 4 ярмарки.

Старово-Милюковы

— дворянский род, отрасль рода Милюковых (см.). Елизарий Ташлыков С.-Милюков был воеводой в Орешке (1595), Иван Иванович — воеводой в Ржеве-Володимерове (1618). В XVII веке многие С.-Милюковы служили стольниками и стряпчими. Род С.-Милюковых внесен в VI часть родословной книги Ярославской губернии.

В. Р.

Старовольский

(Симон Starowolski, 1588—1656)

— выдающийся польский писатель. Много путешествовал за границей, где собирал материалы для своих "Zyciorysy sł awnych i uczonych Polakó w"; долго состоял секретарем при великом гетмане коронном Ходкевиче; под конец жизни был каноником в Кракове. Главные труды С.: "De rebus Sigismundi I Libri IV" (Краков, 1616), "Sarmatiae Bellatores" (Кельн, 1631 и Бреславль, 1734), "Pobudka albo rada na zniesienie Tatar ò w perekopskich" (2 изд., там же, 1671), "Scriptorum Polonicorum Hecatontas, seu centum illustrium Poloniae scriptorum elogia et vitae" (2 изд., Венеция, 1626), "Wotum о naprawie rzeczypospolit é j" (Краков, 1625), "Reformacyja obyczaj ów polskich wszystkim stanom ojczyzny naszéj tera ź niéjszych czasò w zepsowanych bardzo potrzebna" (без места и года печати), "Polonia sive Status regni Poloniae descriptio" (Кельн, 1632), "Prawy rycerz" (1632 и 1648), "Epitome conciliorum tam generalium, quam provincialium cum chronologica et historica ohservatione in Libris XXVI comprehensa" (Рим, 1643), "Ś wi ą tnica Pa ń ska, t. j. Kazania na uroczysto ś ci ca łego roku" (2 изд., Краков, 1681), "Breviarium Juris pontifici in usum Parochorum Libri VII" (Рим, 1653), "Monumenta Sarmatorum" (Краков, 1655).

Старогригорьевская

— станица во 2-м Донском округе, Области Войска Донского, в 136 верстах от окружной (Нижне-Чирской) станицы, на правом берегу реки Дона. Жителей 3456. Церковь, станичное училище.

Стародеревянковская

— станица Кубанской области, Ейского отдела. Жителей 3371. Церковь, школа.

Староджерелиевская

— станица Кубанской области, Темрюкского отдела. Жителей более 4 тысяч; церковь, школа, 16 торгово-промышленных заведений, 2 шерстобитных, 1 бондарное, 3 чембарных и 1 маслобойня.

Стародуб

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стародуб на реке Клязьме

— см. Кляземский городок.

Стародуб, местечко Херсонской губернии

(Аврамовка) — местечко Александрийского уезда Херсонской губернии — см. Ново-Стародуб.

Стародубовский 34-й драгунский полк

— сформирован в 1783 г. Боевые отличия: 1) георгиевский полковой штандарт за подвиги при взятии крепости Базарджик в 1810 г.; 2) георгиевские трубы за сражение при Гальберштадте в 1813 г.; 3) знаки на шапки за отличия в турецкую войну 1877—1878 гг.

Стародубские князья

Рюриковичи — были удельными князьями почти до середины XV в. Родоначальником князей С. был младший, седьмой сын великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо, Иван, получивший в удел от брата своего, великого князя Ярослава, в 1238 г., Стародуб Владимирский на реке Клязьме (ныне Кляземский городок, во Владимирской губернии, в 12 верстах от города Коврова). Предположение, что роду князей С. принадлежал Стародуб Северский, ошибочно. Скоро род князей С. распался на другие фамилии. Князь Василий Андреевич — родоначальник князей Пожарских, угасших в 1685 г.; князь Иван Андреевич — родоначальник князей Хилковых и ныне несуществующих князей Ряполовских и Ташевых; князь Давид Андреевич — родоначальник угасших князей Гундоровых, Тулуповых, Палецких; князь Иван Федорович — родоначальник князей Голибживских; князь Василий Федорович — князей Ромодановских, угасших в 1790 г. Позже от князя Ивана Федоровича произошли князья Кривоборские, от князя Константина Федоровича — князья Льяловские; от Петра Федоровича — князья Осиповские; князь Михаил Иванович по прозванию Гагара — родоначальник князей Гагариных; еще позже — князья Ковровы, князья Небогатые и князь Неучкин, единственный и бездетный сын князя Ивана Семеновича С., по прозванию Неучка. Князь Федор Иванович С. был убит в орде в 1330 г., другой князь С. в 1368 г. убит в схватке с Ольгердом. Князь Федор Давыдович С.-Пестрый, живший в XV в., известен своими удачами в борьбе с татарами и др. Он был родоначальником князей Палецких-Пестрых. Василий Дмитриевич С.-Тулуп был отправлен в Казань Иоанном III для защиты интересов Магмет-Аминя. Он был родоначальником князей Тулуповых.

Стародубский

(Иван Алексеевич, 1709 — 1776) — раскольничий писатель. По происхождению государственный крестьянин, С. самоучкой достиг больших богословских знаний. Будучи членом поморской секты он боролся против феодосианцев стародубцев и нетовцев. Ему принадлежат сочинения: "Занимательный, ясный, убеждения и благочестия исполненный разговор с монахом Федором Ковашевским о таинствах хиротонии и брака"; "Ясное, убедительное и живое рассуждение о староверческой церкви и старообрядцах"; "Занимательная и ясная история о бегствующем иерействе старообрядцев"; "Пылкие, разительные и духом убеждения и благочестия горящие опровержения на все основания старообрядцев об их явных заблуждениях в приеме пресвитерства от Никоновой церкви"; "Краткое и любопытное описание старообрядческой церкви"; "Ясное и убедительное показание о феодосианских злочестиях"; "Книга, именуемая Титин, о двуперстном сложении и триперстии Никона патриарха"; "Книга, по разговору о существенном бытии антихриста в мире и многих его дивных происшествиях, основанная на буквализме откровения и учителей Христовой церкви"; "Десять посланий в разные страны к пастырям душ и благочестивым мужам о назидании церкви и ее украшении"; "Решительные ответы на вопросы старообрядцев или поповщины о конечности Христова свящества и Евхаристии" (1756 г.); "Показание о силе вечных заветов и приказаний Божиих" (1757); "Рассуждение о свойстве благоверия и церковных таинствах" (1757); "Первая и вторая апология о ненужных поповских молитвах очищения, рождающей жене детей" (1758; 20 тетрадей); "Показание о пострижении в иночество нерукоположенными мужами" (1759); "Полная апология о наречном пении" (1760); "Убедительные предложения и ответы старообрядцам об их заблуждении в священстве" (1762); "Исследование о Христовом Священстве и опровержение бегствующего иерейства старообрядцев" (1762) и мн. др. См. "Исторический словарь" Павла Любопытного.

В. Р—в.

Стародубцев

(Ларион) — см. Лже-Петр.

Стародубье

— лесистая местность в нынешней Черниговской губернии. Сюда в конце 60-х годов XVII века был занесен раскол. В конце 70-х гг. сюда эмигрировала колония московских старообрядцев в 20 человек, имея во главе попа своего Кузьму, и, по указанию стародубского полковника, приятеля Кузьмы, заняла местечко Понуровку. Раскольнический стрелецкий бунт нашел здесь отзвук, вследствие чего из Москвы последовал указ о возвращении стародубских раскольников на родину их. Поп Кузьма и другой поп Стефан, выходец из Белева, удалились за польскую границу и поселились на острове Ветке (см. Ветка и Ветковское согласие). Раскольники-выходцы продолжали, однако, прибывать в С., образуя одну за другой новые слободы. К 1718 г. их числилось 16, с населением в 3112 человек. "Выгонки" с Ветки, после ее разгрома (1764), удесятерили число стародубских раскольников. С Ветки сюда перенесена была церковь, перешли также и ветковские попы. В последней четверти XVIII столетия здесь было четыре поповщинских монастыря, до семнадцати церквей, монастырских и приходских, и шестнадцать часовен. Главный монастырь был мужской Покровский. Этим монастырем, а также женским Казанским управлял поп Михаил Калмык, переселившийся с Ветки и считавшийся верховным отцом поповщины. Положение стародубских беглых попов было жалкое: нанимаясь за известную плату, они не могли поступать иначе, как по воле тех, кто их нанимал; если поп не нравился, его "перепродавали". Кроме поповцев, в С. жили и беспоповцы, но они не имели особенного значения и число их сравнительно с поповцами было невелико. После перемазанского собора (см. Перемазовщина), на котором в качестве депутатов присутствовали Михаил Калмык и инок Никодим, С. упало в глазах перемазанцев и его привилегии по снабжению раскольнических общин беглыми попами были перенесены на Иргиз. В конце XVIII столетия в С. возникло единоверие (см.). Начало такому воссоединению многих старообрядцев с православной церковью положено было вышеупомянутым Никодимом (умер в 1784 г.). Упрочил "согласие" в С. протоиерей Андрей Иоаннов Журавлев (см.), пробывший в С. около 3 лет (с 1788 г.). В царствование Александра I в С. усилился беглопоповщинский раскол. При содействии священника Тимофея Верховского (см.), командированного в 1845—1848 гг. в С. для утверждения и распространения единоверия, в стародубских посадах было принято восемь единоверческих священников, и обращены в единоверческие монастыри Покровский мужской (в 1847 г.) и женский Казанский (в 1850 г.). Прот. Т. Верховский оставил подробные записки о своей деятельности в С., напечатанные в приложении к "Православному Собеседнику" за 1874 год и отдельно. В двадцатых годах XIX столетия в стародубском посаде Лужки образовалось согласие лужковское, по поводу издания указа 26 марта 1822 г. (см.).

Ср. митрополит Макарий, "История русского раскола, известного под именем старообрядства" (СПб., 1889); M. И. Лилеев, "Новые материалы для истории раскола на Ветке и в С. в XVII—XVIII вв." (Киев, 1893); его же, "Из истории раскола на Ветке и в С. в XVII—XVIII вв." (вып. I, Киев, 1895); П. С. Смирнов, "История русского раскола старообрядства" (2 изд., СПб., 1895, стр. 12 8, 130); свящ. К. Плотников, "История русского раскола, известного под именем старообрядчества" (изд. 3, Петрозаводск, 1898, стр. 124, 213); проф. H. Ивановский, "Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола" (ч. I, Казань, 1897, стр. 229—2 30).

Старое

— соленое озеро Таврической губернии, Перекопского уезда, в 18 верстах от уездного города на юг и в 3 верстах от Черного моря. Окружность озера около 16 верст, берега плоски и тинисты. Садка соли начинается с мая, добыча продолжается до сентября. Соль высокого качества, в год добывается до 2 млн. пудов.

Старое Городище

— село Курской губернии, Белгородского уезда, см. Городище Старое.

Старожагоры

— местечко Ковенской губернии, см. Жагоры.

Старожильцы

— старинное название свидетелей при поземельных тяжбах, которые, благодаря своей старости, могли доказывать давность владения какой-либо из тяжущихся сторон.

Староингерманландский 9-й пехотный полк

генерал-фельдмаршала князя Михаила Голицына — сформирован в 1703 г. Боевые отличия: 1) георгиевское полковое знамя за переход через Балканы в 1877 г.; 2) знаки на шапки за взятие Варшавы в 1831 г.

Староказачье

(Старокозачье) — село (бывшая станица) Бессарабской губернии, Аккерманского уезда, в 35 верстах от уездного города, близ Днестровского лимана. 3079 жителей. Церковно-приходская школа, несколько лавок.

Старокатолики и Старокатолическая церковь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Старокойдацкий

— порог на реке Днепре, между селами Старые Койдаки, Екатеринославского уезда, и Чапли, Новомосковского уезда, Екатеринославской губернии. Идет на протяжении 150 саженей. Падение воды — 8 футов.

Староконстантинов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Старокорсунская

— станица Кубанской области, Екатеринодарского отдела. Жителей более 8 тысяч; церковь, 2 школы, 21 лавка.

Староладожский Николаевский монастырь

заштатный — см. Николаевский Староладожский монастырь.

Старолеушковская

— станица Кубанской области, Ейского отдела. Жителей 3869; церковь, школа, 10 торгово-промышленных заведений. 11 мельниц, кожевенный завод, 3 маслобойни, 2 бондарных завода и 2 чембарных. Разводится табак.

Староминская

— станица Кубанской области, Ейского отдела. Жителей 10244. 2 церкви, 2 школы, торгово-промышленных заведений 25, мельниц 47, маслобоен 5, складов спирта 2, бондарных заводов 3. Хлебопашество и скотоводство.

Старонижестеблиевская

— станица Кубанской области, Темрюкского отдела. Жителей 6542; церковь, школа. 17 торгово-промышленных заведений, 1 кожевенный завод, 3 маслобойни.

Старообрядец

— ежемесячный журнал, посвященный истории и защите старообрядческой церкви; издается с 1906 г. в Нижнем Новгороде. Редактор И. Захаров; издатель старообрядческий епископ Иннокентий; в 1907 г. редактор-издатель В. Г. Усов.

Старообрядство

— С. есть следование церковной старине в той области, которая касается не существа веры, а внешней церковной жизни, т. е. всего того, что относится до церковного чина и благоукрашения, а равно и до церковных обычаев. С. весьма часто отожествляется с понятием раскола (см.), между тем как это понятия существенно различные. Хотя старые обряды церкви, как двуперстное сложение для крестного знамения, сугубая аллилуйя, посолонное хождение, седмипросфорие, чтение "обрадованная" вместо "благодатная", употребление лестовок и подручников и т. д., и являются достоянием раскола, но существенным признаком его служит противление, нарушение церковного мира и единения из-за вопросов, не входящих в область веры. С церковной точки зрения, С. само по себе не есть раскол: церковный взгляд на обряд таков, что последний, как вещь средняя, до существа веры не относящаяся, сам по себе ни свят, ни не свят, не ведет ни к спасению, ни к гибели; в этой области церковь допускает разнообразие, возможность и законность изменений или исправлений при отсутствии "всякого зазора" и при взаимном согласии. Некоторые видят в С. верность русской старине и протест против увлечения новшествами; утверждают, что старые обряды суть обряды народные, что народ является их исконным охранителем и что они должны быть неприкосновенны, как народная святыня; вытекающая отсюда неприкосновенность обрядов как бы отодвигает церковную власть, с присущими ей правами, на второй план. Другие, исходя из того же мнения о народности обрядов, видят в этом недостаток и считают обязанностью церковной власти устранение С. и замену его обрядами вселенской церкви. Оба взгляда эти не соответствуют учению церкви. Тем не менее приверженность к старым церковным обрядам сама по себе не есть раскол: так например, единоверие (см.) "составляет единую с православной святую соборную апостольскую церковь", как это установлено на съезде архипастырей в Казани в 1885 г. и подтверждено св. синодом.

Ср. проф. Н. Ивановский, "С. и раскол" ("Странник", 1892, № 5).

Старообрядцы и сектанты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Старооскольский 128-й пехотный полк

— сформирован в 1863 г. из резервных и бессрочноотпускных чинов люблинского полка, от которого перешли к нему: георгиевское полковое знамя за переход через Дунай в 1854 г. и за оборону Севастополя 1854—55 гг. и поход за военные отличия при усмирении Трансильвании в 1849 г. Кроме того, С. полку пожалованы знаки на шапки за турецкую войну 1877—78 гг.

Старорусский 113-й пехотный полк

— сформирован в 1863 г. из частей черниговского пехотного полка, от которого перешло к нему георгиевское полковое знамя за оборону Севастополя 1854—55 г.

Староселье

— местечко Могилевской губернии, Оршанского уезда, при реке Березове. Известно с XVII в. Жителей 1054; 2 православные церкви, 1 католическая, еврейская молитвенная школа, училище.

Староселье (Великое)

— село Киевской губернии, Черкасского уезда, при реке Ольшанке, в 16 верстах от станции железной дороги Смелы. Жителей 4311, церковно-приходское училище, 3 водяных и 20 ветряных мельниц, 2 ярмарки.

Старосельский

(Дмитрий Семенович, 1832 — 1884) — генерал-лейтенант; учился в дворянском полку, служил на Кавказе; был сенатором и начальником главного управления наместника кавказского (1878—1884); положил начало изданию "Бакинских Известий" (с 1872 г.) и газеты на татарском языке: "Акинчи" ("Пахарь"); собрал материалы о быте горцев, вошедшие в "Сборник сведений о кавказских горцах" (Тифлис, 1868—1875, 8 выпусков).

См. Д. Языков, "Обзор жизни и трудов русских писателей" (СПб., 1885—1893, II—VII в.).

Староста

(стар.). — В наиболее отдаленное от нас время термин С. служил общим названием всех тысяцких, сотских и десятских, представлявших собой городовое ополчение. Впоследствии появились С. городовой, земский, губной и др. С введением земского самоуправления местные миры, городские и сельские, стали выбирать земских С. из своей среды. Главной обязанностью земского С. был суд и раскладка податей. За свою службу земский С. получал право землевладения. Он выбирался один на каждую волость или город; иногда одного С. выбирали и для всего уезда и города и тогда он назывался земский городовой и всеуездный головной С. Как начальник земской избы, он совещался с посадскими и совестными от крестьян людьми о раскладке податей, выборе окладчиков и целовальников, о городовом хозяйстве (главным образом по поводу распределения земельных участков) и проч. В некоторых местах у этих С. были помощники. С середины XVI в. волости получили право выбирать излюбленных С., главным назначением которых был суд по уставным грамотам и Судебнику и по всем делам, кроме "разбойных". Тогда же стали выбирать и губных С., занимавших второе место после воевод. Губной С. ведал все уголовные дела и выбирался из дворян или детей боярских; очень редко на эту должность назначало само правительство. В 1627 г. было приказано выбирать таких С. по всем городам. Были еще С. над площадными подьячими, наблюдавшие за правильностью их письмоводства. В Новгороде встречаются С. по концам и улицам еще в XVI в. В "Русской Правде" С. называются и тиуны сельские.

Староста барабанный

(воен.) — см. Тамбурмажор.

Староста сельский

— см. Сельское общество.

Староста церковный

— см. Церковный староста.

Староства в Польше

— надел, который давался королем из государственных земель в пожизненное владение. По мнению Длугоша и Кромера, начало этих наделов относится ко времени Болеслава Храброго, который строил на окраинах укрепленные замки и отдавал их, вместе с деревнями, лицам, назначенным для охранения границ и вновь приобретенных земель. Лица эти содержали стражу, сначала в 100 человек солдат, и назывались старостами (лат. capitanei, praefecti). С. вначале были только городские на границах; но когда внутренние раздоры заставили королей, особенно после смерти Болеслава Кривоуста (1139 г.), принимать меры и против внутренних врагов, городские С. распространились по всей Польше. Позднее польские короли отводили по несколько деревень заслуженным служилым людям или воинам, что служило частью наградой, частью средством охраны общественного спокойствия. Отсюда произошли С. сельские (starostwa niegrodowe). Впоследствии постоянные набеги с юга, севера и востока дали повод к образованию пограничных С. Наконец, при распространении С. по всей Польше при Ягеллонах образовались еще С. пригородные (starostwa przygrodowe) и смешанные (starostwa sumowne). Все эти виды С. предоставлялись королем только рыцарям и пожизненно; всякие перемены во владении ими могли производиться только с позволения короля, в силу особой привилегии, которая заносилась в коронную метрику. Участок каждого С. не имел раз и навсегда установленных границ; при каждой передаче С. от одного владельца к другому король или уменьшал, или увеличивал размер С. С точки зрения умиротворения и экономического развития края С. давали хорошие результаты. Когда короли начали наделять одних и тех же сановников значительным количеством С. в различных частях Польши, сильно отдаленных друг от друга, вследствие чего владелец не мог лично наблюдать за всеми этими поместьями, тогда открылось широкое поле для всякого рода злоупотреблений. По конституции 1562 г., ¼ чистого дохода С. должна была идти на содержание постоянного войска. Для этого каждые 5 лет производилась люстрация через посредство королевских комиссаров, которые от имени короля совершали суд и тут же разбирали жалобы крестьян, без всякой апелляции. На сейме 1773—75 гг. решено было отдавать государственные земли с аукциона в наследственную аренду, сроком на 50 лет; старост городских решено было определять по выборам и требовать от них знания польского законодательства. Но городские С. также пришли в упадок, а вскоре отменена была и судебная власть старост.

Ср. Czemeryński, "О dobrach koronnych byłé j Rzeczy pospolité j polskiej" (Львов, 1870); Dzeiduczycki, "O starostwach ruskich i lwowskich" (в "Gazecie lwowski é j", 1869, "Unii" 1871 г. и "Przewodniku nauk. i literac.", 1875).

Старостин Василий Григорьевич

ум. в 1902 г.) — писатель, сын священника Вологодской губ.; учился в СПб. унив., но курс не кончил. С. обладал самобытным талантом, но не имел широкого общественного мировоззрения. Его повесть "Похождения семинариста Хлопова", служащая как бы поэмой семинарского быта, приобрела автору немалую популярность в начале 70-х годов XIX в. В состав сборника его сочинений: "Выбрано, что лучше" (СПб., 1901) вошли: "Наше счастие", роман; "Похождения Хлопова", повесть; "Последняя", повесть; "Мой Друг Вагон", рассказ. См. "Северный Край" (1902, № 59) и "Церк. Вестник" (1902, № 18).

Старость

— см. Смерть, причины ее.

Старотатаровская

— станица Кубанской области, Темрюкского отдела; жителей 5216, церковь, школа. Торгово-промышленных заведений 24; маслобойня.

Старочеркасская

— станица Черкасского округа, Области Войска Донского, на реке Доне, в 40 верстах от города Новочеркасска; одна из древнейших станиц области и бывшая резиденция областного атамана. Вследствие частых наводнений, областное управление было перенесено в Новочеркасск. Церковь, станичное училище, почта и телеграф, ярмарка (торговля скотом и разными товарами). Жителей 10314.

Старочехи

— политическая партия в Австрии. Первоначально они составляли только правое, более умеренное крыло чешской национальной партии. В 1863 г. чешская партия решила протестовать против правительства демонстративным удалением из рейхсрата и богемского ландтага и воздержанием от участия в политических выборах; левое крыло партии, впоследствии названное младочешским, было недовольно таким приемом борьбы. В 1878 г. младочехи (см.) сумели принудить всю чешскую национальную партию принять участие в выборах в богемский ландтаг, а 1879 г. — и в рейхсрат. К этому времени уже наметились весьма серьезные разногласия между двумя фракциями партии, и на выборах 1879 г. С. и младочехи выступили как две самостоятельные партии, враждебные друг другу. Главным требованием С., как и всей национальной чешской партии, было "чешское государственное право", т. е. объединение трех населенных преимущественно чехами коронных земель Австрии (Богемии, Моравии, Силезии) в одну самостоятельную государственную единицу, подобную Венгрии, и коронование императора австрийского и короля венгерского еще третьей короной, Св. Венцеслава — другими словами, замена австрийского дуализма триализмом. Такое преобразование государственного строя Австрии являлось идеалом, осуществимым лишь в отдаленном будущем; в настоящем же, на почве ныне существующего государственного устройства, С. боролись за расширение прав чешского языка в школе, суде и администрации, за чешский университет и т. д. Когда министром-президентом сделался Тааффе, который пошел на некоторые, в общем незначительные, уступки славянам, и вместе с тем благоприятствовал интересам землевладения, тогда обнаружилось, что собственно национальные требования С. не являются для них самыми существенными. В рейхсрат 1879 г. С. вступили как одна из партий правительственного большинства; хотя в манифестах и речах они повторяли требования чешского государственного права, но в парламенте они решительно поддерживали как внутреннюю, так и иностранную политику графа Тааффе, весьма далекого от намерения осуществить это право. Забывая свои славянские и русофильские заявления, С. явились опорой тройственного союза, направленного против России. Требования младочехов в области национальной были гораздо решительнее. В области политической С. были безусловными противниками всеобщего голосования и отстаивали существовавшую систему избрания по 4 куриям; между тем младочехи выдвинули требование всеобщего голосования. С. шли рука об руку с клерикалами и в 1888 г. стояли на стороне школьного законопроекта Лихтенштейна, отдававшего школы в ведение духовенства. К 1885 г. С. достигли апогея своего влияния; на выборах в рейхсрат они завоевали 54 полномочия, но уже в ближайшие за тем годы начался их быстрый упадок. На выборах в богемский ландтаг 1889 г. они получили только 50 полномочий вместо 88, которые имели в 1883 г., а в 1895 г. это число упало до 4. На выборах в рейхсрат 1891 г. С. провели только 12 депутатов, и даже их верный и испытанный вождь Ригер (см.) не был избран. В 1897 г. они не завоевали ни одного полномочия и собрали только 4000 голосов или 1,6% в городской курии, 9700 голосов или 1,5% в сельской курии и 30000 или 1,4% голосов в курии всеобщего голосования. Почти все голоса, потерянные ими, достались младочехам; немногие перешли к различным мелким группам чешских консерваторов, чешских компромиссных кандидатов и к нескольким "диким" кандидатам.

В. Водовозов.

Старошешминск

—селение Чистопольского уезда Казанской губернии, в 38 верстах от уездного города, при реке Шешме. Жителей 3728; ярмарка. Основание С. относится к середине XVII в., когда была проведена Старая Закамская линия.

Старощербиновская

— станица Кубанской области, Ейского отдела; жителей 9583; церковь, 2 школы, 30 торгово-промышленных заведений, 1 паровая, 4 колесных и 23 ветряных мельницы, кожевенных заводов 2, чембарных 3, шерстобитных 2, маслобоен 4 и бондарных заводов 3. Почтовое отделение. Разводится табак (более 12 тыс. пудов).

Староюртовские минеральные источники

— в Терской области, у подножья Каменной горы, принадлежащей хребту, который тянется между Тереком и Сунжей и недалеко от Старого юрта и Горячеводской станицы. Принадлежат к горячим серным водам.

Старт

(англ.) — у спортсменов начало состязания; стартер дает знак к началу бега опусканием флага. Гладким или хорошим оказывается С. в том случае, если по опускании флага все лошади трогаются одновременно (другими словами, нет ложного С.), так что не требуется повторения. При регатах (см.) линия С. есть идеальная линия между буями или лодками или двумя точками на берегах, через которую должны пройти состязающиеся суда но знаку стартера.

Старцево-Горский Иоанно-Предтеченский монастырь

мужской, общежительный — учрежден в 1899 г. в городе Сарапуле, при бесприходной Иоанно-Предтеченской церкви.

Старцер

— немецкий композитор живший в России в XVIII столетии при Елизавете Петровне в качестве придворного композитора и концертмейстера. В 1760 г. в придворном театре представлен был балет "Победа Флоры над Бореем", музыку к которому написал С. Вместе с Раупахом, С. написал пролог "Новые лавры" к опере "Альцеста".

Старцовы губы

— в Архангельской губернии в Белом море: 1) Александровского уезда, на Терском берегу, вдается в материк на юго-юго-запад на 1 версту, имея утесистые берега. Глубина С. губы при устье 8 саженей, быстро уменьшается к вершинам, которые при отливе высыхают. Грунт каменистый. Промысловые суда на пути к С., от противных ветров, заходят в С. губу при полой воде и запасаются водой во впадающих в губу ручьях. 2) В Кандалажском заливе, вдается в северный его берег близ мыса Толстого, на 1¾ версты, ширина 3½ версты. Посредине губы расположен лесистый остров Олений, оставляющий с обеих сторон проливы по ¾ версты ширины. Губа эта может служить удобным местом для зимовки судов.

Старцы градские или людские

— Этот старинный летописный термин вызывал в нашей исторической литературе разнообразные толкования. Одни видели в С. старейшин-граждан, с которыми часто совещался Владимир св.; другие — именитейших представителей знатных военных родов в Киеве, которые по своей старости и опытности имели преимущество перед прочими гражданами. Иные думают, что это — древние главы восточнославянских племен, которые сохраняли свое значение и при князьях, перейдя в состав дружины. Наконец, некоторые видят в С. градских просто городских домовладельцев, зажиточных хозяев из неслужилого класса. По мнению В. О. Ключевского, С. градские или старейшины представляли собой сначала военную администрацию города (тысяцких, сотских и десятских), а потом лучших людей, коноводов городского веча, и могут быть сопоставлены с казацкой старшиной.

В. Р—в.

Старчевич

(Симон Starč evi ć, † 1858) — хорватский священник и писатель-штокавец. Его труды: "Краткое поучение об обязанностях человека" (Задр, 1807), "Путь Креста Христова" (Сплит, 1813), "Проповеди" (Задр, 1850), иллирийская грамматика (на итальянском языке, Триест, 1812) и др. В рукописи оставил хорватскую грамматику.

Старчевич Антоний

(Star č evi ć) — хорватский публицист и политич. деятель, "хорватский Диоген" (1823—1896). Был депутатом в хорв. сейме. Из работ его более известны: "Ime Srb" (1868), "Koja je prava hrvatska politika" (1871— защита "великохорватской" идеи), "Pasmina Slavoserbska po Hrvatskoj" (1876), "Woran stehen wir?" (1878— против русской политики на Балканах), "Pisma Magiarolah" (1879).

Старчевский

(Адальберт-Войтех Викентьевич, род. в 1818 г.) — известный журналист и знаток языков европейских и восточных. Учился к университетах киевском и спб. по юридическому факультету. Еще студентом издал первый том "Сказаний иностранных писателей XVI в. о России" (1841), на латинском языке; за ним последовал второй, под заглавием:"Historiae Ruthenicae Scriptores exteri saeculi XVI" (1842). Он перевел на французский язык наш торговый устав, сделал извлечение из наших законов об иностранцах ("Die russischen Gesetze Ausl ä nder betreffend"), собрал в берлинской публичной библиотеке коллекцию портретов и автографов разных исторических лиц, часть которой была издана под заглавием "Galerie slave" (до 360 деятелей славянских, с биографиями), разыскал реляции бранденбургских посланников о России в XVII столетии, копии с которых поступили в архив министерства иностранных дел, составил подробный каталог русских и иностранных материалов для истории России, извлеченных из архивов и библиотек Западной Европы. С 1843 г. С. был сотрудником "Ж. M. H. Пр." по исторической критике и славянской этнографии и филологии; составил грамматики десяти славянских наречий (в рукописи) и напечатал: "Литература русской истории с Нестора до Карамзина" ("Финский Вестник"), "О заслугах, оказанных государственным канцлером H. Д. Румянцевым", "Жизнь H. М. Карамзина" (СПб., 1845). В 1848—53 гг. С. редактировал "Справочный энциклопедический словарь" Крайя (12 т.; первый оконченный словарь на русском языке); в 1850-х годах был вторым редактором "Библиотеки для Чтения" Сенковского. В 1856 г. он преобразовал "Сына Отечества" в дешевую еженедельную газету. Успех ее обогатил издателя-редактора, но 13 лет спустя он должен был отказаться от издания газеты. После неудачной попытки возобновить "Северную Пчелу", С. стал редактором "Сына Отечества", приобретенного мучным торговцем Успенским, но, несмотря на громадный труд в течение семи лет, не мог возвратить газете и малой части её прежнего успеха. В 1879—85 гг. С. редактировал еще "Современность", "Улей", "Эхо" и "Родину". Довольно обширный отдел его трудов составляют разного рода "Переводчики" с восточных языков, " Спутники", "Толмачи" и т. п. по Средней Азии, Кавказу, Турции, Индии и пр., из которых некоторые выдержали по несколько изданий. Новейший труд его — "Словарь древнего славянского языка, составленный по Остромирову Евангелию, Миклошичу, Востокову и Бередникову" (СПб., 1899). Между журнальными его статьями выдаются: "Великая мысль Екатерины II" ("Исторический Вестник", 1885, №7), "Воспоминания старого литератора" (ib., 1888, № 10 и 1889, № 10), "Роман одной забытой романистки" (ib., 1886, №№ 8 и 9), "Дудышкин Ст. Сем. Один из забытых журналистов" (ib., 1886, № 2).

См. ст. В. Зотова в "Историческом Вестнике", 1891 г., № 10.

Старчевский Адальберт-Войтех Викентьевич (дополнение к статье)

— журналист и знаток языков европейских и восточных; ум. в 1901 г.

Старческий возраст

в уголовном праве — см. Возраст.

Старший

(воен.). — В области военных дисциплинарных отношений, кроме деления на начальников и подчиненных (см. Начальник), существует не совпадающее с ним деление на С. и младших. Основывается это деление на сравнении положения лиц в военной иерархии. Выражением такого положения служит занимаемая должность или чин. Определение сравнительного значения должностей весьма часто представляется невозможным; наиболее характерным признаком старшинства является, поэтому, чин. С. есть С. в чине, а младший — младший в чине. С. не обладает ни правом приказа, ни карательной властью и не несет ответственности за младшего. Он имеет право на уважение со стороны младшего, в смысле не только воздержания от поступков оскорбительных, но и оказания наружных знаков почтения. В русском дореформенном военном законодательстве понятия начальник и С. не различались. В литературе они нередко употребляются безразлично и до сих пор (например, М. И. Драгомиров), но закон с 1863 г. их строго разграничивает. Понятиям С. и младший в действующем праве одновременно усвоено двоякое содержание: широкое и узкое. С. в первом смысле — всякий С. в чине (ст. 3 дисциплинарного устава, § 334 устава гарнизпнной службы), а среди нижних чинов — в звании (ст. 50 устава внутренней службы). Провозглашая, что каждому С. в чине должно быть оказываемо должное уважение как на службе, так и вне ее, закон существа прав и обязанностей С. в этом смысле не уясняет и нарушение чинопочитания не ставит под охрану столь же широкой уголовной санкции. Строго юридический характер имеют лишь отношения между С. и младшими в узком смысле. В их основе лежит разделение всех военнослужащих на четыре категории: генералы, штаб-офицеры, обер-офицеры и нижние чины (ст. 51 дисциплинарного устава и ст. 100 воинского устава о наказаниях). Генералы признаются С. в отношении всех офицеров и нижних чинов; штаб-офицеры — в отношении обер-офицеров и нижних чинов; обер-офицеры — в отношении нижних чинов. Между лицами, принадлежащими к одной категории, отношения С. к младшему существовать не могут; они могут находиться в отношениях начальника к подчиненному, но не С. к младшему. Гражданские чиновники военного ведомства хотя и разделяются на три разряда, соответствующие чинам генеральским, штаб- и обер-офицерским, но в отношениях С. к младшему, ни между собой, ни к воинским чинам находиться не могут. Право на начальнические функции С. приобретает: а) при нарушении младшим, в его присутствии, общего порядка военной службы и дисциплины, или общественного, в публичном месте, благочиния и б) когда младшим не отдана установленная честь. Он обязан в этих случаях сделать младшему напоминание и может его арестовать (кроме лиц, особо исчисленных в ст. 36 дисциплинарного устава). Формы нарушения чинопочитания в отношении к С. — те же, что и в отношении к начальнику. Для нижних чинов определен тот же размер ответственности; для офицеров наказания обязательно смягчаются на одну степень и могут быть смягчаемы до трех степеней (ст. 100 воинского устава).

См. Кузьмин-Караваев, "Военно-уголовное право".

К.-К.

Старший офицер на военном судне

— главный помощник командира и непосредственный блюститель дисциплины, порядка и чистоты. Ему подчиняются все служащие на корабле. Он заменяет командира в случаях отсутствия последнего и одновременно с командиром не имеет права съезжать на берег. Ежедневно до восьми часов утра и возможно чаще в другое время С. офицер осматривает корабль и машинные отделения. Утром и вечером он принимает изустные рапорты от вахтенного начальника, после чего рапортует о состоянии корабля командиру. В кают-компании он — первенствующий член. С. офицер составляет судовые расписания, распределяет занятия между чинами команды, следит за точным исполнением работ, увольняет офицеров на берег. Как вооружение, так и разоружение судна производится под ближайшим его наблюдением. Во время боя под парусами он заведует управлением ими, в бою под парами занимает место по указанию командира. — Свод морских постановлений 1886 г., кн. X, Морской устав.

Старшина войсковой

— см. Войсковой старшина.

Старшина малороссийская

Статья большая, находится на отдельной странице.

Старшина судовой

— нижний чин на военном судне, преимущественно унтер-офицерского звания, заведующий какой-либо частью судна или назначенный за старшего при исполнении, совместно с другими, какой-либо обязанности. С. бывают: баковый, трюмный, марсовый, рулевой, шлюпочный и др. — Свод морских постановлений 1886 г., кн. X, Морской устав.

Старшинство в чине офицеров

— определяется, по общему правилу, днем Высочайшего приказа о производстве или тем днем, который указан в самом приказе, а при производстве в чин за военный подвиг — днем совершения подвига. Из производимых одновременно получают С. те, кто стоял старше в предыдущем чине, а равно произведенные за отличие — перед произведенными на вакансии. При производстве в первый офицерский чин, С. определяется званием: фельдфебеля училищ ставятся старше портупей-юнкеров, последние — старше юнкеров; при равенстве званий — суммой выпускных баллов (кроме воспитанников пажеского корпуса, которые становятся выше всех сверстников тех же званий); при равных баллах — С. училищ. Для полковников существует особый порядок производства в генерал-майоры: со С. на основании манифеста 1762 года. Этим порядком могут быть производимы полковники, занимающие генеральские должности, но не выслужившие установленного срока на производство. Им ведутся особые списки и, впредь до наступления для них общего срока службы в чине полковника, все производимые позже ставятся выше их. С. воинских частей определяется временем сформирования, а если на образование полка или другой части было выделено не менее 6 рот из состава другого — временем сформирования последнего. — См. Свод военных постановлений, кн. VIII.

Старые Айдары

— слобода Харьковской губернии, Старобельского уезда, при впадении реки Айдара в Сев. Донец. Жителей 3 тысячи. При Петре Великом здесь был укрепленный город. С упразднением крепости, С. Айдары утратили значение и переименованы в слободу; часть жителей переселилась на Кубань (1800 г.).

Старые годы

— иллюстрированный художественный журнал, издается в СПб. с 15 янв. 1907 г., ежемесячно. Изд. П. П. Вейнер, редактор В. А. Верещагин.

Старые Печеры

— см. Печеры.

Старые Сенжары

— местечко Полтавской губернии и уезда, в 23 верстах от Полтавы, при реке Ворскле. Жителей 4980; 6 церквей, земская школа, 3 ярмарки.

Старый Быхов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Старый Жадов

— село Черниговской губернии, Новгород-Северского уезда, в 51 версте от уездного города; вместе с слободой Новым Жадовым составляет большое поселение с 6850 жителями. Министерское двухклассное училище, сельская общественная библиотека, 4 ярмарки.

Старый Керменчик

— бывшая греческая колония, Мариупольского уезда, Екатеринославской губернии, при речке Ялахе. Жители греки, бывшие поселяне-собственники (3020 человек), церковь, школа, ярмарка, еженедельные базары, до 15 торгово-промышленных заведений.

Старый Крым

— см. Крым Старый.

Старый Маргелан (дополнение к статье)

— безуездный г. Ферганской обл., Маргеланского у.; жит. 36490; ост. см. Маргелан Старый.

Предыдущая страница Следующая страница