Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "С" (часть 78, Сто - Стр)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "С" (часть 78, Сто - Стр)

Предыдущая страница Следующая страница

Сторнелло

(Stornello) — форма итальянской национальной песни, ведущей происхождение от рифмованных пословиц. Название, происходящее от провансальского estorn — борьба, состязание, указывает на то, что такие песни составлялись для поэтических состязаний. Они состоят из двух рифмованных одиннадцатисложных стихов или из трех стихов: одного пяти- или семисложного и двух одиннадцатисложных, редко из трех одиннадцатисложных. В трехстишии рифмуют 1 и 3 стихи. Очень часто первый стих заключает в себе воззвание к какому-нибудь цветку, не имеющему ничего общего с остальным содержанием. В художественной лирике С. редко применяется, но оно поныне осталось излюбленною формою народного поэтического творчества. Ср. Heyse, "Italienische Dichter" (т. IV, Берлин, 1889); Schuchardt, "Ritornell und Terzine" (Галле, 1875); D'Ancona, "La poesia popolare italiana", стр. 312 и сл. (Ливорно, 1877); Nigra, "Canti popolari del Piemonte" (2 изд., Турин, 1895).

Сторнирование

— термин бухгалтерии, означающий такую обратную книговую запись (статью), которая предпринимается с целью исправления ошибки в сделанной записи. Так как сама ошибка может состоять в занесении данной суммы не на подлежащий счет (на другую страницу книги) или в занесении самой суммы в большем или меньшем размере с ошибочно установленной классификацией (номенклатурой) счетов и пр. и так как подчистки и зачеркивания всего занесенного в книги недопустимы, ибо могут лишить книгу доказательной силы, то и предпринимается контрзапись (контрстатья), имеющая целью восстановить действительное положение дела. Запись (первоначальная, ошибочная) оказывается в этом случае сторнированною, контрстатья называется сторно, а предпринимаемое действие — сторнированием (ристорнированием; см.).

Сторнировать

сторно — см. Сторнирование.

Сторож

— длинная веревка, обыкнов. лычная, употребляемая при рыболовстве плавными сетями в реке. За сторожи рыбак держит сеть и, в случае в сеть попадет рыба, по ним "наслушивает" ее (Урал). — Мочальная веревка, соединяющая ставные сети во время их выставки в море и идущая к "буйку" (Касп. море).

Н. Б — н.

Сторожев

Василий Николаевич — современный археограф, род. в 1866 г., окончил курс в Московском унив. по историко-филол. факультету. В 1888 г. поступил на службу в московский архив министерства юстиции; в 1895 г. принужден был выйти в отставку вследствие несогласия с управляющим архивом; в настоящее время состоит преподавателем коммерческого училища К. К. Мазинга в Москве, продолжая работы по изданию памятников отечественного прошлого. В повременной печати ("Р. мысль", "Новости", "Сборник правоведения", "Образование") С. работает с 1885 г., главным образом в качестве критика. В области исторической науки С. является сторонником так назыв. реалистического направления и изучает по преимуществу вопросы юридические и экономические; занимается также вопросами городского общественного управления и народного образования. Главнейшие отдельно изданные труды С.: "Указная книга поместного приказа" (М., 1889); "Материалы для истории русского дворянства. Том I. Десятни и тысячная книга XVI века" (М., 1891); "Дозорная книга города Твери 1616 г." (Тверь, 1890); "Тверское дворянство XVII века" (Тверь, 1891 — 95,); Писцовые книги Рязанского края (Рязань, 1898 — 1900); "К истории сельскохозяйственного быта костромских Ипатьевского и Богоявленского м-рей" (М., 1894), "Георг Андреев Лермонт, родоначальник русской ветви Лермонтовых" (М., 1 894), "Состав рязанского дворянства по десятням XVII в." (Рязань, 1891), "Московское управление в Вильне XVII в." (М., 1894); "Засечные книги как историко-географический и археологический источник". Для городских начальных училищ в Москве по программе и под редакцией С. изданы по поручению московского городского общественного управления "Сочинения А. С. Пушкина" (М., 1900).

Сторожевая

— станица Кубанской обл., Баталпашинского отд. Жит. 3500; церковь, школа, торгово-промышлен. зав. 11.

Сторожевая служба

— обеспечивает войска от нечаянного нападения противника в бою, в походе и на отдыхе; с этой целью назначается С. отряд большей или меньшей силы из пехоты и кавалерии, а иногда и с придачей к нему артиллерии; от С. отряда высылаются к стороне противника заставы, а от них посты (при расположении на месте) и дозоры или конные разъезды. Вся неподвижная служба, а также поддержка двигающихся впереди походных колонн частей С. охранения возлагается главным образом на пехоту. Таким образом: а) при походном движении к стороне противника высылается авангард или арьергард, от них передовой или задний отряды, а далее к противнику — походные заставы с дозорами и разъездами; б) в бою — на флангах боевого порядка, несколько вперед и в сторону выставляются кавалерийские заставы, от которых высылаются посты и разъезды; а) на отдых — выставляется С. отряд, которому назначается известный район для наблюдения, разделяемый на С. участки по числу высылаемых вперед рот, с небольшой придачей к ним кавалеристов для связи с соседними частями С. охранения и с охраняемым отрядом; каждая рота выставляет одну или несколько (до четырех) С. застав (при четырех С. заставах одна из них назначается главною); от каждой заставы выставляются часовой и один или несколько постов, а также высылаются дозоры или конные разъезды. Заставы располагаются у дорог или пунктов, где вероятнее попытки противника пробраться к расположению охраняемого отряда. Местность, время дня или ночи, состояние погоды, продолжительность остановки на отдых, близость противника, а также сила охраняемого отряда влияют на размер наряда войск для С. охранения и степень его удаления от охраняемых войск. По мере увеличения опасности наряд делается сильнее, заставы сближаются, посты могут образовать непрерывную цепь. При расстоянии до значительных сил противника в 4 — 6 верст С. части принимают почти боевое расположение; за каждым участком располагается сильный резерв в полной готовности к действию, и только общий резерв отряда иногда получает возможность воспользоваться полным отдыхом. Все части С. расположения связываются между собою и с охраняемым отрядом телеграфом, телефоном или же постами полевой почты. С. резерв (он же иногда и дежурная часть отряда) имеет задачей охранять позицию, на которую должны прибыть в случае тревоги войска охраняемого отряда. Для отличия своих от посторонних людей и неприятеля, который может переодеваться, частям С. службы дается секретное слово — пропуск, который сообщается постам и дозорам. Для скрытного наблюдения за неприятелем иногда к обыкновснным С. мерам присоединяются секреты, или засады, выставляемые впереди частей С. охранения.

Сторожевое

— с. Коротоякского у. Воронежской губ., в 19 в. от уездн. гор., на прав. берегу р. Дона. Жит. 3006. Одно из древн. селений губ. Здесь находилась крайняя на Дону "сторожа от безвестных приходов крымцев". Школа.

Сторожевой полк

— в допетровских рус. войсках та часть их, которая соответствует нынешнему авангарду (см.). Начало высылки С. полков относится ко временам татарского нашествия.

Сторожевой порядок охраны имущества

(воен.) — противополагается караульному. Он применяется для охраны стрельбищных валов, второстепенных продовольственных магазинов и вообще незначительных складов войскового имущества. С. посты должны иметь число сторожей на две смены. Сторожа стоят без огнестрельного оружия, остаются на посту от 4 до 6 час. и сменяются сами; разводящие на С. посты не назначаются. В отношении ответственности за неточное исполнение обязанностей сторожа приравниваются к дневальным. См. Устав гарнизонной службы, прилож. к § 34.

Сторожевский

Борис Николаевич — журналист (1850 — 98); окончил курс в Киевском университете по юридическому факультету; был секретарем "Киевлянина", а по смерти Шульгина — редактором его; в 1881 — 1882 гг. издавал в Каменец-Подольске "Подольский листок"; последние годы жизни провел в Киеве и сотрудничал как в столичных изданиях, так и во многих газетах Юго-Зап. края, главным же образом в "Жизни и искусстве", где печатал фельетоны за подписью 100. Более талантливые произведения его: "Охрименко", расск. (в "Новом слове", 1897, № 5)"Событие", рассказ ("Нива") и "Ворона в павлиньих перьях", расск. ("Природа и охота").

Сторожевые линии

— устраивались в прежние времена вдоль государственных границ. Они состояли из каменных и деревянных башен или блокгаузов, расположенных на таком расстоянии друг от друга, чтобы можно было видеть подаваемые условные сигналы. В таких сторожках помещались 3 — 4, а иногда и до 10 чел. С. линии устраивались также в непосредственной связи с укрепленными пограничными линиями, или линиями мертвых преград, которыми закрывали границу ("засеки", "засечная стража"). Как на пример С. линии можно указать на устроенную Карлом Великим для охраны от внезапных вторжений саксов. Эта линия тянулась от Немецкого моря до верховьев Дуная и далее. Подобными линиями охранялись и наши границы; так, при Петре I (в 1717 г.) устроена была Царицынская линия между Волгой и Доном, на протяжении 60 вер., с 25 караулками.

Стороженко Алексей Петрович

— малорусский писатель (1805 — 74); служил в военной службе, участвовал в польской кампании 1831 г., с 1863г. служил при М. Н. Муравьеве в Зап. крае, позже был брестским уездным предводителем дворянства и председателем съезда мировых судей. Написал 14 соч. на русском яз. и 26 на малорусском; лучшие — на малороссийск. яз., которым С. владел в совершенстве. Материал для повестей С. черпал частью из личных наблюдений над малорусской жизнью, частью из народной словесности — сказок, преданий и анекдотов, преимущественно фантастических или юмористических. Главное произведение С., "Марко проклятый", представляет смесь разнородных преданий и поверий в сильной авторской перекраске. Гораздо ближе к народным источникам стоят повести: "Два брата", "Женатый чорт", "Скарб", "Се та баба". Ярким юмором отличается рассказ "Вусы". 23 малор. рассказа С. были изданы в 1863 г. в Петербурге. См. "Очерки истор. укр. литер. XX в." Петрова, 211 — 227, и "Ист. литер, русской" Огоновского, III, 307 — 376.

Н. С — в.

Стороженко Николай Ильич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стороженко Николай Ильич (дополнение к статье)

— ученый; ум. в 1906 г.

Стороженко, дворянский род

— происходящий от Ивана С., который после Андрусовского мира переселился с правой на левую сторону Днепра и был полковником прилуцким. Об Алексее Петровиче С. см. ниже. Андрей Яковлевич С. (1790 — 1857 был сенатором и главным директором правительственной комиссии внутренних и духовных дел Царства Польского. Род С. внесен в родословные книги Екатеринославской, Курской, Полтавской и Черниговской губ.

Сторожи

— в допетровское время небольшие посты (4 — 8 чел.), выставлявшиеся впереди сторожевой линии к стороне Крыма. Они делились на ближние и дальние (послания — иногда на 50 — 60 в. от города), сменные и бессменные. Высылка С. начиналась с открытия весны (ок. 25 марта). Они должны были делать разъезды до соседних С., располагавшихся от них примерно на сутки пути. Для наблюдения за С. высылались "дозорщики". Совершенно открытая южная граница наша, вполне доступная для набегов татар, еще при Димитрии Донском вызвала необходимость охранения ее подвижными частями. Мало-помалу впереди укрепленных пунктов появилась двойная линия охраны: С. — в известных пунктах поддерживавшая между собою связь разъездами, — и "станицы", высылавшиеся на более дальние расстояния и обязанные объезжать указанное им пространство. Такое охранение границ получило полное устройство при Иоанне IV; но самая линия С. и станиц, равно как и составленные для них инструкции подвергались изменениям, при чем С. и станицы переносились все далее к Ю. При Петре I необходимость в них миновала, так как на значительной части границы уже находились казачьи войска и устроены были небольшие, но частые укрепления. Описанный способ охраны границ принес государству несомненную пользу. Еще при Димитрии Донском С. довольно верно передали известие о движении Мамая; впоследствии они заблаговременно сообщали о наступлении татар и тем давали возможность собрать ратных людей для встречи противника. Тяжелая станичная и сторожевая служба отправлялась казаками, детьми боярскими и другими знатными людьми. Ср. Казаки. См. Беляев, "О сторожевой, станичной и полевой сдужбе на Польской Украйне" (1846).

Сторожинец

(Storozynec) — торговое мст. в Буковине, на левом берегу р. Серета. Спиртоочистительный и водочный завод. Жит. (1890) 5674 (немцы, румыны и евреи).

Сторожка ружья

— особое приспособление, употребляемое зверопромышленниками для настораживания винтовки таким образом, чтобы она выстреливала в медведя, когда он хватает за приманку (кусок падали или штук 10 зайцев), привязанную к веревке, другим своим концом прикрепленной к спуску винтовочного замка.

Стортинг

(Storthing) — название парламента в Норвегии; избирается на основании закона 1898 г. всеобщей подачей голосов всеми норвежцами мужского пола старше 25-летнего возраста, за исключением ограниченных в правах; состоит из 114 членов; тотчас после избрания сам делится на две палаты или отделения — лагтинг и одельстинг. Избирается на три года; корона не имеет права досрочного распущения, за исключением случаев пересмотра конституции. По отношению к решениям С. корона имеет только право суспензивного вето; решение, постановленное тремя С. подряд, получает силу закона даже вопреки желанию короны. Последние выборы в С. имели место в 1900 г. См. Норвегия и Одельстинг.

В. В — в.

Сторублевка

— гора Пермской губ., Екатеринбургского у., в 10 вер. от слоб. Мурзинской; месторождение аметистов.

Стоу

Джон (Stow) — англ. антикварий (1525 — 1605). Собрав множество материалов, он предохранил от уничтожения ряд документов первостепенной важности и открыл к ним доступ всем желающим. Растратив все свое состояние на составление научных коллекций, С. на склоне лет получил от короля Иакова I разрешение "в награду за тяжелые труды питаться доброхотною милостынею соотечественников". Окончил жизнь, полную лишений, в глубокой нищете, на лондонских улицах. Главные труды С.: "Summary o f English Chronicles" (Лонд., 1561, 2 изд. 1604), "Annales of England" (1580, 2 изд. 1631), "Survey of the cities of London and Westminster" (1598, 2 изд. 1820 г.). С. принимал деятельное участие в продолжении "Chronicle" Голингсгеда и в составлении "Colle c tanea" Леланда. Биографию С. см. у Стрипа в его предисловии ко 2 изд. "Survey of the Cities of L. and W.".

Стоутон

Джон (Stoughton, род. 1807) — английский историк церкви, священнник. Главные сочинения его: "Ecclesiastical history of England" (1867 — 74; 2 изд. под названием: "Religion in England from the opening of the Lond. Parliament to the end of the XVIII Century", 1881); "Religion in England from 1800 to 1850" (1884); "Recollections of a long life" (1894); "Lights and shadows of church life" (1895).

Стоффле

(Nicolas Stofflet) — один из главных деятелей Вандейской войны (см.), сын мельника; род. в 1751 г. Прослужив 15 лет рядовым, он получил место лесничего в имении своего бывшего полковника, в провинции Анжу. Когда разгоралась первая революция, С. примкнул к роялистам и вместе с Кателино (см. соотв. ст.) стал во главе вандейских ополчений. Летом 1793 г. он был избран главным начальником так наз. королевской армии; но скоро первоначальные удачи сменились несчастными для вандейцев делами, и начались раздоры С. с другими предводителями. Уже в следующем году недостаток в денежных средствах и упадок духа в массе восставших понудили С. вступить в переговоры с республиканскими предводителями. Роялистские агенты старались помешать этим переговорам. В январе 1796 г. С. опять решительно стал на королевскую сторону, получив от графа д'Артуа звание ген.-лейтенанта. Набрать новые силы для продолжения борьбы ему, однако, не удалось. Вскоре он был схвачен республиканцами, отвезен в г. Анжер и там расстрелян.

Стоход

— река Волынской и Минской губ., правый приток р. Припяти. Берет начало из болот Владимир-Волынского у., на абсол. высоте около 90 саж. Орошает у. Владимир-Волынский (на протяжении ок. 18 в.), составляет границу уу. Ковельского и Луцкого (53 в.), протекает в вост. полосе Ковельского у. (67 в.) и в южной части Пинского у. (51 в.), впадает на абсол. высоте ок. 70 саж. бл. дер. Сваловичи в часть Припяти, известную под названием Пазюн, двумя рукавами (под именем С. известен также один из рукавов Припяти ниже мст. Нобеля, между дер. Невелем и Неродом). Общее направление течения к ССВ, дл. 189 вер., падение (среднее) 0,7 фт. на версту. Ширина реки в верхнем течении 2 1/2, у с. Зайчевки 12, ниже до 19 саж.; глуб. до мcт. Гулевичей не более 5 фт., ниже 21 фт. и более. Течение повсюду медленное; берега низменны, болотисты и лесисты; болота тянутся местами на десятки верст; берега и дно реки сложены из аллювиальных песчаных и иловатых отложений. Замерзает С. в половине декабря, вскрывается в первой половине марта. Весенние воды поднимаются над летним уровнем футов на 6 — 7. Половодье продолжается около 3 недель и в это время производится по С. сплав леса (на 1500 — 2000 р.) и движение барок, поднимающих до 200 пд. хлеба, между г. Пинском и мст. Любашевом. В меженное время течение в С. почти незаметно, и судоходство невозможно. На берегах С. расположены 55 селений и 6 незначительных местечек. Экономическое значение С. в ее нынешнем заболоченном состоянии ничтожно.

Стоцкие

— дворянский род герба Белты, восходящий к началу XVI в.; предок их Филипп С. в 1529 г. служил виленскому епископу. В XVII и XVIII в. С. занимали высшие земские должности в Минском и Новогрудском воеводствах. В первой половине XIX ст. Паулина С. (рожд. Богуш) приобрела печальную известность крайне жестоким обращением с крестьянами, за что была сослана в Сибирь. Род С. внесен в VI и I ч. род. кн. Виленской, Волынской, Гродненской, Киевской, Минской и Подольской губ. Некоторые из ветвей С. употребляют вместо герба Белты герб Равич.

В. Р.

Сточек

(Stoczek) — незначительный пос. Луковского у. Седлецкой губ., на рч. того же названия; окружен со всех сторон болотами; торговля незначительна. Жит. 490. 2 февр. 1831 г., во время польской войны, два наших конно-егерских полка из колонны ген. Гейсмара (см. соотв. ст.) потерпели около С. сильное поражение в деле с войсками Дверницкого (см. соотв. ст..), при чем потеряли до 280 чел. и 6 орудий. Дверницкий, однако, не извлек никаких выгод из этого успеха и не преследовал Гейсмара, который под прикрытием другой части своего отряда успел собрать рассеянные эскадроны и отступить на Скуржич и Седльце.

Стош

Альбрехт (Stosch) — германский генерал, политический деятель (1818 — 96). Во время войны 1870 — 71 г. занимал пост генерал-интенданта прусской армии и образцово устроил продовольствие ее. После заключения мира был начальником генерального штаба оккупационной армии во Франции. В 1872 г. назначен морским министром. Он пользовался симпатиями в рядах прогрессистской партии и в свою очередь не скрывал своего сочувствия к либеральным идеям. В 1877 г. он выразил в рейхстаге одобрение некоторых взглядов Ев. Рихтера; в ответ на это кн. Бисмарк позволил себе резко оскорбительную выходку против С., который немедленно подал в отставку; император, однако, ее не принял и временно примирил С. с Бисмарком. В 1883 г. С. вновь подал в отставку вследствие разногласий с Бисмарком, и на этот раз отставка была принята. С 1860 г. С. был интимным другом кронпринца, впоследствии импер. Фридриха III; вместе с профессором Геффкеном он принимал участие в опубликовании дневника, веденного Фридрихом.

В. Вв.

Стоюнин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стояние на молитве

Стояние — самое естественное положение верующих при богослужении. Такое положение вполне сообразно с величием существа Божия, пред которым предстоят со страхом и трепетом архангелы и ангелы (Ис. VI, 2; Дан. VII, 10; Апокал. VII, 11). В таком же положении молились иудеи в церкви ветхозаветной, как во храме, так и в синагогах (1 Цар. I, 26; 2 Парад. V, 12; XX, 5, 13; Неем. VIII, 7). Сам Иисус Христос одобрил С. на молитве, когда сказал: "егда стоите молящеся" (Марк. XI, 25), а потому еще древние христиане в противоположность язычникам молились стоя. Тертуллиан и блаж. Августин обличают тех из христиан, которые, подражая язычникам, сидят во храме во время молитвы, чтений и поучений. В древней церкви обычай стоять при богослужении имел особенную силу в дни воскресные и Пятидесятницы, когда верующим было запрещено преклонять колена. Иногда церковным уставом разрешается сидеть во время общественного богослужения, как священнослужителям, так и всей молящейся братии. Епископы и пресвитеры имеют право сидеть при богослужении в известные моменты (напр. во время чтения Апостола); всем молящимся церковь дозволяет сидеть во время чтения святоотеческих толкований Свящ. Писания, прологов, синаксарей, жизнеописаний святых и во время пения песней, предшествовавших этим чтениям и получивших отсюда наименование седальнов (см.). См. свящ. В. Нечаев (еписк. Виссарион), "О различных телесных положениях и действиях при молитве и богослужении" ("Душеполезное чтение", 1860, сент.); архим. Гавриил, "Руководство по литургике или наука о православном богослужении "(Тверь, 1886); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); Eп. Нестеровский, "Литургика, или наука о богослужении православной церкви" (Курск, 1895).

Стояние планет

— При переходе видимого движения планеты (см. это слово) из обратного в прямое или наоборот долгота ее некоторое время остается почти неизменной; планета останавливается (по долготе) относительно звезд. Эти моменты и называются С. планеты.

Стояние, или стоячее положение человека

при котором вся тяжесть тела опирается на подошвенные дуги стопы, — мыслимо только при условии, когда линия, проходящая через центр тяжести тела, падает в границах площади, занимаемой ступнями. Для этого необходим, конечно, ряд мышечных сокращений со стороны мышц туловища и нижних конечностей; поэтому человек, потерявший сознание, а также и труп не могут быть поставлены на ноги. Необходимость мышечной эквилибристики при С. уже прямо вытекает из следующего: центр тяжести головы приходится впереди затылочного сустава, поэтому когда голова не укрепляется сокращением затылочных мышц, как это бывает, напр., при засыпании, то голова начинает кивать. Центр тяжести головы и всего туловища вместе взятых находится на уровне мечевидного отростка впереди десятого грудного позвонка, а вертикальная линия, проведенная от этого центра книзу, проходит позади линии, соединяющей центр обоих тазобедренных суставов, вследствие чего поставленное прямо тело человека упало бы сзади, если бы его не удерживали мышцы, идущие от бедер к тазу. Линия центра тяжести головы, туловища и бедер вместе взятых приходится несколько кзади коленных суставов, и колени подогнулись бы, если бы этому не противодействовала игра мышц, разгибающих колени. Наконец, линия центра тяжести всего тела, находящаяся у конца крестца, проходит впереди линии, соединяющей оба голеностопных сустава, и поэтому для предотвращения падения тела вперед необходимо напряжение икряных мышц. Таким образ., стоячее положение тела поддерживается сочетанной, координированной игрой целого ряда мышечных групп, управляемых, как известно, центральной нервной системой. Центральным органом равновесия и координации движений считается мозжечок, а периферическим — полукружные каналы лабиринта уха: разрушение их нарушает способность к поддержанию равновесия тела и к произведению сложных координированных локомоторных движений. Кроме того, в механизме поддержания равновесия имеют важное значение и центростремительные чувствующие импульсы, возникающие в коже и в мышцах и направляющиеся к центральным органам равновесия и координации движений.

И. Тарханов.

Стоянов Андрей Николаевич

— юрист, род. в 1830 г., окончил курс в Харьковском унив. по юридическому факультету. В 1859 г. С. выдержал магистерский экзамен и напечатал свою первую работу: "Об идеальном воззрении на общество и государство", в "Архиве" Калачова. В 1862 г. была представлена им диссертация на степень магистра энциклопедии и международного права: "Методы разработки положительного права и общественное значение юристов от глоссаторов до конца XVIII ст.". Юридический факультет Харьковского унив. высоко оценил эту работу, "как истинное npиобретение для русской юридической литературы". В 186 3 г. С. был командирован за границу на 2 года. До 1885 г. он занимал в Харьковском унив. кафедру истории законодательств, читал также международное право, энциклопедии права и римское право. По обширной эрудиции, ясности изложения и ораторским приемам С. всегда считался одним из лучших профессоров Харьковского унив. Приверженец сравнительного и исторического методов изучения правовых институтов, С. следует примеру Тэйлора, Спенсера, Мэна. В таком направлении написаны многочисленные его исследования: "Научное значение всеобщей истории законодательства" (в "Юридич. вестн.", 1879, II), "Историческая аналогия и точки соприкосновения новых законодательств с древним правом" (Харьк., 1883), "Зачатки семейного права у первобытных народов" (Харьков, 1884), "К вопросу о возникновении институтов имущественного и обязательственного права" ("Юрид. вест.", 1887, № 10), "Английская адвокатура" (там же, 1880, IV); "Нравы общества и суды во Франции" (Харьк., 1876), "История адвокатуры у древних народов" (1869 г., докторская диссертация). Д. И. Каченовский дал этому труду высокую оценку как "совершенно самостоятельной работе, отличающейся по преимуществу критическим направлением". Кроме того, С. написал "Воспоминание о Д. И. Каченовском" (Харьков, 1872, большой, прочувствованный некролог) и обширное исследование "Очерки истории и догматики международного права" (Харьков, 1875; одно из лучших руководств по этому предмету). В последнее время С. напечатал несколько небольших интересных статей: "Из истории университетов Западной Европы" (Харьк., 1891); "Из истории дуэли в Зап. Европе" (Харьков, 1893). С 1876 по 1886 г. С. был деканом юридического факультета. Неоднократно выступал с публичными лекциями. Как в ученой, так и в преподавательской деятельности всегда и неизменно оставался представителем идей просвещения и гуманизма.

Н. Сумцов.

Стоянов Василий

— выдающийся болгарский публицист. Род. в 1841 г. В 1869 г. основал "Българско книжовно дружество", которое и теперь существует (вроде академии наук), а также лучший болгар. журнал "Периодическо Списание" — орган "книжовного общества". После освободительной войны С. был назначен варненским губернатором, потом директором публичной библиотеки и столичного музея. Написал много статей, напечатанных в журн. "Български книжицы" и "Периодическо списание".

М. Г.

Стоянов Захарий

— болгарский политический деятель и публицист (1850 — 89), родом из Восточной Румелии; до 1870 г. был пастухом овец, потом странствовал по Болгарии в поисках за работой, вступил в сношения с революционным комитетом и был одним из энергичных "апостолов" болгарской революции. Не получив никакого школьного образования, С. успел приобрести кое-какие познания и выделился своим увлекательным красноречием и литературною даровитостью, которую он обнаружил, сотрудничая в революционных изданиях. В 1875 г. он принимал участие в организованном его другом, Стамбуловым, неудавшемся старозагорском восстании. В 1877 — 78 гг. участвовал добровольцем в русско-турецкой кампании. После освобождения Болгарии служил судебным следователем в Рущуке; в 1881 г. должен был эмигрировать вследствие написанной им брошюры "Искандер-бей" (Рущук, 1881), направленной против князя. Он поселился в Филиппополе, где скоро занял место судебного следователя. В 1885 г. он был удален со службы вследствие участия в агитации против восточно-румелийского правительства, и основал еженедельную газету "Борба", агитировавшую за революционное соединение с Болгарией; в то же время он был душою тайного заговора, направленного к осуществлению этой цели. Он был истинным двигателем революции 6 сентября 1885 г. и, когда она состоялась, сделался членом временного восточно-румелийского правительства. Когда Восточная Румелия была присоединена к Болгарии, С. был избран депутатом в народное собрание, в котором с 1888 г. быд председателем. В 1886 г. он основал в Софии газету "Свобода", ставшую органом Стамбулова, с которым Стоянов до самой смерти был связан тесной дружбой. Кроме сотрудничества в различных изданиях, С. выпустил несколько книг по истории и истории литературы Болгарии. Наиболее замечательны: "Записки по българските Възстания" (София и Филиппополь, 1884 — 92); "Четите в България" (Филиппополь, 1885); "Чьрти от живота на Л. Каравелова" (там же , 1885); "Документи по превратьть на деветий Август" (Софии, 1886); "Коронованните нихилисти в Блгария" (Рущук, 1886); "Христо Ботйов — опит за биография" (Рущук 1888). Под редакцией С. вышли первые 7 томов сочинений Л. Каравелова. См. Ю. Иванов, "Българский периодически печать" (София, т. 1, 1893); И. Иванович, "Сентябрьская революция в Румелии" ("Сев. вестник", (1886, №№ 9 — 10).

В. Водовозов

Стоянович Любомир

(Стоjановић) — сербский филолог и политический деятель (лидер радикальной партии). Род. в 1860 г., был проф. славянской филологии в Великой школе в Белграде, позже министром народного просв. мин-ва Аввакумовича (после убийства Александра и Драги) и мин.-президентом после падения мин-ва Пашича в 1905 г. Из работ его более известны: "Стари српоки хрисовуљи, акти, биографиjе, летописи" (1890), "Мирославово Jеванђеље" (1897), "Рукописи и старе штампане книге" (1903), "Стари српски записи и натписи" (1902—1905; см. реф. А. Яцимирского в "Известиях отд. русского яз. и слов. Академии Наук", 1903, кн. I), "Новые Слова Климента Словенского" (СПб., 1905).

Стояновский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стоячкович

(Алекс. Стоjачковић, yрод. в 1822 г., в гор. Сомборе) — сербский писатель. Его труды: "Историjа восточно-славенског богослуженья и кирильског кньижества код славенах западне цркве" (Новый Сад, 1847), "Црте живота народа српског у унгарским областима" (1849) и много исторических статей в различных журналах.

Страбизм

или косоглазие — представляет такое патологическое состояние глаз, при котором зрительные оси не пересекаются в фиксируемой глазами точке, а один глаз отклоняется в сторону — внутрь или наружу, кверху или книзу; сообразно с этим имеют сходящееся, расходящееся косоглазие и sursum vergens и deorsum vergens. С. является последствием или паралича одной из глазных мыщц, или недостаточности одной мышцы; в последнем случае более сильная мышца тянет глаз в свою сторону. Косоглазие бывает чаще всего одностороннее, так как пользуются лучшим глазом, оставляя плохой косить. Но и последним можно пользоваться для рассматривания предметов, если закрыть другой глаз. Лечение — оперативное.

И. Т.

Страбон Яков Клатовский

(Strabo Klatovsky, 1555 — 82) — чешский педагог; был инспектором славной тогда Жатецкой школы, где ввел новые методы преподавания, потом проф. в Праге. Большой интерес представляет его труд "Schola Zatecensis Jacobi Strabonis Glatovini" (1575).

Страбон, греческий географ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стравинский

Федор Игнатьевич — известный русский оперный певец-бас; род. в 1843 г. в Черниговской губ. Окончив курс в Нежинском лицее, поступил в консерваторию, где занимался в классах пения Эрит Виардо, Репетто, Ниссен-Саломан и Эверарди. В 1873 г. дебютировал в Киеве, в 1876 г. — в СПб., в Мариинском театре, на сцене которого поет и в настоящее время. Он обладает разносторонним и крупным дарованием, давшим ему возможность создать столь различные роли, как Еремка во "Вражьей силе", Фарлаф в "Руслане", странник в "Рогнеде", Иоанн Грозный в "Купце Калашникове", Югурта в "Корделии", Варлаам в "Борисе Годунове", Мефистофель в "Фаусте" и пр. Вникая во внутренний смысл каждой роли, С. изучал литературу, к ней относящуюся, и это породило в нем страсть к собиранию исторических книг и гравюр. Библиотека С. представляет из себя обширную коллекцию редких экземпляров. Из 59 опер, вошедших в репертуар С., 3 1 принадлежат перу русских авторов. В 1901 г. торжественно праздновался 25-летний юбилей С., при чем ему пожаловано звание "заслуженного артиста".

Н. Соловьев.

Стравинский Федор Игнатьевич (дополнение к статье)

— оперный артист; ум. в 1902 г.

Страдания Господни

(этногр.). — Евангельское повествование о страдании и крестной смерти Спасителя всегда производило глубокое впечатление как на отдельных лиц, так и на массы народные; с ним может сравниться в этом отношении только евангельское сказание о Страшном Суде. Известно, напр., какое сильное впечатление произвел на франкского короля Хлодвига рассказ проповедника о страстях Господних. Малороссияне выразили в духовных стихах сожаление, что Христос "съеднал себе слугу неверного, Юду проклятого". Галицко-русский духовный стих верно передает главные события последних дней земной жизни Иисуса Христа. Выражение горя Божией Матери в этом стихе отличается большой поэтической силой. Спаситель поручает здесь свою Мать заботливости св. ап. Петра и говорит ему: "Будешь пребывати в небе враз со мною!" Подробности пытки Спасителя встречаются не только в песнях, но и заговорах. В одном заговоре находим любопытную местную черту: "Христа до ратуши приведено; стали Его вязати и в стовпа мордовати". Некоторые подробности в описании мучений Спасителя, напр. забивание деревянных спиц под ногти и захватывание ребра крюком, могли возникнуть под влиянием часто производившихся пыток в местных судах, а также рассказов о пытках и казнях в соседних странах. Апокрифы о крестном древе примыкают к апокрифам об Адаме как в рукописях, так и в народных рассказах. Апокрифы эти изданы Тихонравовым в 1 т. "Памятников отреч. литер.", по двум спискам XV — XVI вв., Порфирьевым — в "Апокр. сказ." по Солов. рукописям, Пыпиным — в 3 т. "Памят. стар. рус. литер.", Франко — в галицко-русск. сборн. Академик А. Н. Веселовский в 32 т. " Сборника отд. рус. яз. и слов. Академии наук" поместил обширное специальное исследование апокрифов о крестном древе, в связи с западными легендами о древе креста. Славянские крестные сказания распадаются на две группы: историю трех крестных древ, являющуюся в рукописях с именем Григория Богослова или Григория Двоеслова, и рассказ об одном крестном дереве, отмеченный именем Севериана Габальского, причем имена Григория Богослова и Севериана Габальского — подставные, так как между сочинениями указанных отцов церкви не находится ничего соответственного. Сказания эти передают историю дерев, на которых распяты были Спаситель и разбойники. Некоторые редакции Сказания о крестном древе подверглись влиянию богумильства и приписываются пресвитеру Иеремии. В ряду других "болгарских басен" и сказание о крестных деревьях проникло в Южную Россию и вошло в народную словесность. В народном рассказе о смерти Адама и треблаженном древе говорится, что Адам во время болезни послал своего сына в рай за золотым яблоком; но сын принес вместо яблока тот прут, которым гнали Адама из рая. Адам сделал из этого прута три венка на голову и был похоронен с этими венками; из них выросли три дерева — кипарис, кедр и треблаженное древо. Божия Матерь однажды споткнулась о треблаженное дерево и сказала: "О, треблаженное дерево, на тебе будет распят мой Сын", а Спаситель сказал при этом: "правда". Апокрифическое сказание о трех крестных древах как нельзя более пришлось по вкусу народу, так как отвечало исконному народному приему троения мысли и предметов в поэзии. В силу этой наклонности народа в песнях появляются не только три креста, но и три гроба.

Н. Сумцов.

Страдательный залог

Статья большая, находится на отдельной странице.

Страделла

(Alessandro Stradella) — знаменитый итал. композитор и певец, живший во второй половине XVII стол., ученик Скарлатти. С. был убит вместе со своей женой в Генуе вследствие мщения одного знатного венецианца. Романическая судьба С. послужила сюжетом для оперы Флотова "Страделла". С. написал оратории: "S. Giovanni Battista", "Santa Pelagia", "S. Giovanni Crisostomo", "Ester", "Santa Edita" "Susanna", оперы: "La forza del amor Paterno", "Corispero" и пр. Все его сочинения отличаются талантливостью. Ария "Se i miei sospiri", пользующаяся большой популярностью, ошибочно приписывается С. Сочинения С. крайне редки. В Неаполитанской консерватории находится сборник кантат С., как и в библиотеке св. Марка в Венеции. Некоторые из этих кантат изданы в Париже. См. Р. R ichard, "Stradella et les Contarini", в "M é nestrel", 1865 г., № 51, 1866 г., № 18.

Страдивари

или Страдивариус (Антонио) — знаменитый мастер струнных инструментов (1644 — 1737), ученик Амати. Начиная с 1690 г. С. самостоятельно занялся изготовлением скрипок. Старания его улучшить этот инструмент увенчались успехом. Все скрипки, сделанные им с 1700 до 1725 гг., отличаются замечательной работой как с внешней, так и с внутренней стороны. Скрипки С. этого периода ценятся очень высоко. С. сделал небольшое количество скрипок, преимущественно же он изготовлял виолончели и контрабасы. Виолончели, вышедшие из рук его, отличаются замечательными достоинствами; их тон певучий, симпатичный, выдающейся красоты.

Н. С.

Страдиоты

(иначе — скипетары) — иррегулярная конница в средние века, набиравшаяся преимущественно венецианцами в Албании и Греции. С. служили и в войсках других итал. республик, и даже во франц. войсках. Вооружение и одежда С. были турецкого образца, кроме чалмы, вместо которой они носили легкий шлем. На войне С. придерживались образа действий, усвоенного турецкой конницей.

Стража (охрана)

земская, карантинная, конвойная, корчемная, пограничная — см. соотв. статьи.

Стража, в Польше

(straz) — Taк в польской конституции 3 мая 1791 г. (см.) назывался правительственный совет, которому вместе с королем поручалась исполнительная власть (собств. "стража законов").

Стража, отрезок времени

(греч. φυλακη, лат. Vigilia). — Для охраны лагеря древние народы делили день и в особенности ночь на определенные промежутки времени, в которые сменялась С. Отсюда счет времени по стражам. Греки делили ночь на 3 С., римляне — на 4. О делении ночи на С. упоминается и в Свящ. Писании (Исх. XIV, 24; Суд. VI, 19; Марка XIII, 35 и др.).

Стразы

— см. Страсы.

Стракка

Бенвенуто (Straccha) — юрист, род. в Анконе, жил в середине XVI столетия. Его "Tractatus de mercatura seu mercatore" (1553, 1556 и 1669 гг.) положил начало целой литературе и представляет собою первый памятник отдельного, самостоятельного изложения торгового права, которое до появления означенного трактата излагалось смешанно с правом гражданским, каноническим и даже с искусством торговли. Система изложения означенного трактата весьма близко подходит к принятой в настоящее время при изложении торгового права. Судя по предисловию, главным мотивом, побудившим автора предпринять свой труд, было желание ознакомить свет с правом города Анконы, возбуждавшим, по словам С., общее удивление. Находясь в значительной степени под влиянием канонического права, он считает своей обязанностью постоянно оправдывать торговлю и торговцев в глазах церкви. Ср. Goldschmidt, "Handb. d. H. R." (I, стр. 36); Behrend, "Lehrbuch des H. R." (1880, стр. 57); Kuntze, "Lehre vor den Inhaberpapieren" (Лпц., 1857, стр. 98); Rodiere, "Les gr ands jurisconsultes" (1874, стр. 35); Endemann, "Studien" (I, стр. 53).

Страконицы

(чешск. Strakonice, немецк. Strakonitz) — гор. в Чехии, на левом берегу р. Вотавы. Старинный (XIII в.) замок ордена иоаннитов, орденская церковь св. Прокопа, готическая церковь св. Маргариты (1583), новая синагога (1860). Производство восточных фесок и других тканьевых предметов, пивоваренье, торговля. Жит. (1890) 5419, преимущественно чехов.

Стракош

Мориц (Strakosch) — композитор и антрепренер, род. в 1825 г. в Венгрии; часто сопровождал Аделину Патти в ее артистических путешествиях. Писал оперы и пьесы для фортепиано.

Стракош Мориц (дополнение к статье)

— учитель и зять Аделины Патти; ум. в 1887 г.

Страленберг

Филипп-Иоганн (1676 — 1747) — шведский подполковник, писатель о России. В 1709 г. С. сопровождал Карла XII в его походе против России, участвовал в Полтавской битве, был взят в плен и сослан в Сибирь, где пробыл 13 лет. Получив позволение путешествовать по Сибири, С. составил подробную ее карту, которая случайно попала в руки Петра I, нашедшего ее очень интересной. После Ништадтского мира С. получил разрешение вернуться в Швецию. В 1730 г. он издал в Любеке на немецком яз. книгу "Историческое и географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии". На русском яз. сочинение С. напечатано впервые в 1797 г. под заглавием "Историческое и географическое описание полуночно-восточной части Европы и Азии". Выдержки из него о сибирских инородцах см. в "Сибирском вестнике" (1888, № 18 — 24).

В. Р — в.

Страмботто

(Stramhotto) — метрическая форма итальянской любовной лирики, возникшая в Сицилии и потому называемая также сицилианой (см.). Вместо обычной ее формы (ab ab ab ab) в Тоскане придумали новую форму ab ab cc dd. Третий вид — ab ab ab cc — особенно любим поэтами и напоминает октаву. Количество стихов может быть увеличено до 10 и даже 12 и уменьшено, как это часто делалось в Тоскане, до 6 (ab ab cc). Последняя форма и вышеуказанная вторая назывались также rispetto ввиду уважения, которое певец оказывал ею своей возлюбленной. Одним из первых авторов С. был венецианец Лионардо Джустиниани (ум. 1446), позже Каритео (ум. 1515). После первой половины XVI в. С. исчезло из поэзии и вновь стало применятся только в самое последнее время.

Страна

— ежедневная, политическая, общественная и экономическая газета, выходившая в СПб. с 19 февраля 1906 г. под редакцией проф. M. M. Ковалевского и проф. И. И. Иванюкова. После роспуска Государственной Думы 9 июля 1906 г. "Страна" была приостановлена на основании положения о чрезвычайной охране. С 18 июля вместо "Страны" выходила под ред. проф. А. Г. Гусакова газета "Равенство", закрытая градоначальником после 3-го номера. Восстановленная в августе сначала под ред. одного А. Г. Гусакова, а затем и прежних редакторов M. M. Ковалевского и И. И. Иванюкова, "Страна" была приостановлена 13 января 1907 г. по определению СПб. суд. палаты за статью: "Новый рескрипт". Отдельные №№ "Страны" неоднократно конфисковались и редакторы подвергались судебному преследованию. Выпущенная вместо "Страны" газета "Телеграф", под редакцией И. З. Лорис-Меликова, приостановлена 18 февраля, на основании положении о чрезвычайной охране. "Страна" по своему направлению примыкала к партии демократических реформ.

Страна

— газета; см. А. Д. Полонский.

Странгуляционная борозда

(мед.) — наблюдается на шее повешенных или удавленных петлей. С. борозда на трупе бывает или единичной, или двойной, или в несколько рядов, смотря по тому, как наложена петля. Одиночная от петли из толстой веревки или кушака и т. п. обыкновенно бывает широкой; множественные С. борозды — от петли из тонкой веревки (сахарной бечевки и т.). Цвет борозды желтоватый или буроватый, синеватый или бледно-желтый. Смотря по направлению и положению на шее борозды, можно приблизительно определить способ удушения. Признаки, сюда относящиеся, и др. подробности вопроса не могут быть здесь изложены как специальные, но для судебной экспертизы они важны.

Страндберг

Карл-Вильгельм-Август (Strandberg) — шведский писатель (1818 — 1877). Как поэт, С. сделался известным под псевдонимом Talis Qualis своими "S å nger i pansar" ("Панцирные песни", 1845). В 1848 г. вышел второй сборник: "Vieda Rosor", a в 1854 г. оба сборника были изданы вместе под общим загл. "Dikter". Позже, в 1861 г., выпущен был второй том его "Dikter", который отличается более мягким и более задушевным тоном, но не меньшим патриотизмом, благородством мысли и законченностью формы. Между многочисленными переводами С. особенно выдается перевод Байроновского "Don Juan". Собрание сочинений С. вышло в Стокгольме, в 1877 — 1 878 г.

Странник, журнал

— ежемесячный духовный журнал. Основан в 1860 г. протоиереем В. В. Гречулевичем. Затем редакторами состояли протоиерей В. И. и свящ. С. В. Протопоповы, А. Васильков и приват-доценты А. Пономарев и Е. Прилежаев. Приложения к С.: "Памятники древнерусской литературы" с предисловиями и филологическими примечаниями и "Общедоступная богословская библиотека" (с 1898 г.). В настоящее время издателем С. состоит проф. А. П. Лопухин, редактором — проф. А. И. Пономарев.

Странники

Статья большая, находится на отдельной странице.

Страннолюбский

Александр Николаевич — известный педагог; род. в 1839 г. Первые годы детства провел в Камчатке, где отец его был начальником области; образование получил в морском корпусе и офицерских его классах (ныне Николаевская морская академия). С 1867 г. до 1894 г. состоял в морском училище преподавателем математических наук. Преподавал и продолжает преподавать и в других, преимущественно женских учебных заведениях, между прочим на женских педагогических курсах. В 1860-х гг. С. принял деятельное участие в Василеостровской бесплатной школе, главным руководителем которой был Ф. Ф. Резенер. Василеостровская школа положила в основу своей деятельности принцип полнейшей непринудительности учения, совершенное отсутствие наказаний, наград, баллов, экзаменов, ввела обучение ремеслам, прогулки, экскурсии для ознакомления детей с различными производствами, музеями и т. п. и основала преподавание исключительно на возбуждении в детях интереса к учению. Школа по основным своим принципам вполне сходилась с педагогическими воззрениями графа Л. Н. Толстого, которые он применял в своей яснополянской школе и в своем педагогическом журнале "Ясная Поляна". С конца 60-х годов С. примыкает к движению, направленному к улучшению женского образования: участвует в организации плана первых женских гимназий, читает лекции в многочисленных женских кружках, образовавшихся для доставления женщинам возможности подготовиться к высшему общему и специально медицинскому образованию, читает лекции на так назыв. Аларчинских курсах. При возникновении проекта учреждения в СПб. высших женских курсов С. участвовал в разработке их организации, а когда в 1878 г. основалось особое общество для поддержания этих курсов, был одним из его учредителей, затем секретарем его в течение 12 лет, в самый трудный период жизни курсов. Составленный С. в защиту курсов доклад "С.-петербургские высшие женские курсы" напеч. отдельной книжкой, а также при "Отчете Общества для доставления средств высшим женским курсам за 1885 — 86 гг.". В последнее десятилетие (1890 — 1900) С. принимает большое участие в трудах Имп. русск. технического общества, где состоит товарищем председателя постоянной комиссии по техническому образованию. С. участвовал также в работах первых съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в СПб. (1889 — 90) и в Москве. (1895 — 96), на которые им представлены обширные доклады о женских профессиональных школах. Одним из результатов первого из этих докладов была выработка плана коммерческих курсов для женщин, окончивших общее гимназическое образование. Первые в России курсы этого рода были учреждены в СПб. П. О. ИвашинцовоЙ; С. стоит во главе учебной части этих курсов. Кроме указанных трудов, С. напеч.: "Современное состояние некоторых вопросов, относящихся к вооружению (оснастке) и парусности броненосных судов" ("Морской сборн.", 1867, №№ 10 и 11), "Организация высшего морского образования в России" (СПб., 1878), "Обзор систем морского образования в иностранных государствах" ("Морской сборн.", 1882 и 1883), "Курс алгебры, основанный на постепенном обобщении арифметических задач. Дидактические указания для преподавателя начальной алгебры" (СПб., 1868) и ряд статей по вопросам образования, особенно женского.

Страннолюбский Александр Николаевич (дополнение к статье)

— педагог; ум. в 1903 г.

Странноприимный дом

— см. Дом странноприимный.

Страннохвосты

(Paradoxurus) — род млекопитающих семейства виверровых (Viverridae; см.), отряда плотоядных (Carnivora). Резцов 3/3, клыков 1/1, ложнокоренных 4/4 коренных 2/2, всего 40 зубов. Плоская форма коронки задних коренных и притупленность ее бугорков отличают С. от других членов семейства. Голова спереди заостренная. Уши маленькие, закругленные. Туловище вытянутое. Конечности умеренной длины. На передних и задних по 5 пальцев. Полустопоходящи. Когти втяжные. Зрачок вертикальный. Хвост очень длинный, у индийских видов способный закручиваться, но не цепкий. Вместо железистого мешка настоящих виверр имеют под заднепроходным отверстием голую складку кожи, в глубине которой открываются железы, выделяющие сальную вонючую массу. Довольно значительное число видов, величиной с домашнюю кошку или несколько крупнее, водится исключительно в Южной Азии и на Индо-Малайском архипелаге. Живут на деревьях, по которым отлично лазят, и в дуплах. Ведут преимущественно ночной образ жизни. Кроме животной пищи, как птицы и их яйца, мелкие млекопитающие, насекомые питаются и растительной пищей и наносят большой вред ананасным и кофейным плантациям. Некоторые виды легко приручаются. Наиболее известны: Р. niger, P. hermaphroditus, P. jerdoni, P. aureus, P. grayi — в Индии и Бирме; Р. philippinensis на Филиппинских островах; Р. larvatus в Южном Китае и на Формозе; Р. leucomystax — на Малакке, Суматре и Борнео; Р. musschenbroeki — на Целебесе.

Д. П—ко.

Странский Адольф

— чешский полит. деятель, род. в 1855 г., по происхождению еврей; был адвокатом в Брюнне, где основал младочешские газеты "Morawske listy", а потом "Zidov é listy"; в 1895 г. избран, как младочешский кандидат, на дополнительных выборах в рейхсрат, немного спустя — в моравский ландтаг; в младочешской партии занимает место на левом ее крыле.

В. В — во.

Странский Георгий

болгарский политический деятель; род. в 1848 г., учился медицине в Бухаресте; в 1874 г. принимал участие в качестве врача в сербско-турецкой и русско-турецкой войнах 1876 — 78 гг.; в 1879 г. был членом тырновского народного собрания, где принадлежал к либеральной партии; затем поселился в Филиппополе, где играл довольно видную роль в политике; при Алеко-паше был (1880 — 82) директором финансов. Во время подготовления к перевороту 6 сент. 1885 г. был одним из участников заговора. Когда Крестович-паша был низвергнут, то вошел в состав временного правительства и сделался даже его председателем, хотя далеко не играл первой роли ни среди деятелей заговора до переворота, ни во временном правительстве после переворота: эта роль принадлежала З. Стоянову (см.). После присоединения Вост. Румелии к Болгарии С. поселился в Софии. В 1887—90 гг. был министром иностранных дел в кабинете Стамбулова. В 1893 г. С. быд одним из основателей, потом деятельным сотрудником враждебной Стамбулову газеты "Свободно слово"; позднее участвовал в радославистской газете "Народни право". С 1898 г. не участвует в политической деятельности.

Странский Павел

(Pavel M. Stránský) — чешский историк (1587 — 1657}. Образование получил в Пражском университете; был учителем и членом городского управления в Лейтмерице. Будучи ревностным приверженцем "братской веры" (т. е. чешских братьев) и неустрашимым оберегателем прав городского сословия, С. вел борьбу с католической партией, окончившуюся тем, что ему пришлось покинуть страну и поселиться в Торне в качестве учителя гимназии. От него остались два крупных исторических труда: "De Majestate Bojema", не появившийся в печати, и "Respublica Bojema" (несколько изданий, между прочим в сборнике Гольдаста: "Commentarii de regni Bohemiae etc."; немецкий перевод Прага, 1792 — 1803). Это произведение, очень замечательное для своего времени, отличается полнотою, критическим отношением к предмету, правильностью латинской речи и горячим патриотическим воодушевлением. В спорных пунктах автор почти совершенно обективно излагает доводы обеих противоположных сторон или партий.

Ир. П.

Странствования животных

— см. Миграция.

Странствующий лист

(Phyllium) — см. Страшилки.

Страсбург

(Strassburg im Elsass, Strasbourg, в средние века Strataburgum) — глав. город германской имперской области Эльзас-Лотарингии, первоклассная крепость, в 45 км к В от французской границы и в 3 км к З от р. Рейна, на приток его Илль, в самой низкой части Рейнской низменности (143 м н. ур. м.). Климат мягкий; средняя годовая температура 10° Ц. (июльская +19,2° Ц., январская — 0,3° Ц.); осадков 677,7 мм В 1871 г. считалось 85654 жит., в 1880 г. 104471, в 1890 г. 123500, в 1895 г. 135608, в том числе 78017 граждан Эльзас-Лотарингской обл., 54301 др. частей Германии и 3290 иностранцев. С. состоит из старого города (Altstadt) и новых частей, присоединенных к городу в 1880 г. и увеличивших площадь его с 230 до 614 гект. Знаменитый Страсбургский собор (Mü nster, Monasterium beatae Mariae Virginis) представляет собою все стадии средневекового зодчества, от раннего романского до позднего готического стиля. Поперечный неф и хоры — романского стиля (XI — XII в.), продольный неф — раннего готического (окончен в 1275 г.), западный фасад (1277 — 1365) и башня (142 метра, окончена в 1439 г.) — эпохи расцвета готического стиля. В 1772 — 78 гг. пристроены аркады в позднеготическ. стиле; в 1878 г. возведен над средокрестием купол в романском стиле. Длина 110 м, ширина 41 м, высота среднего нефа 30 м. Расписные окна XII — XV вв.; фрески Штейнле на хорах. Известные астрономические часы, изготовленные в XIV в., реставрированные в 1839 — 42 гг. Црк. св.Фомы с великолепной гробницей Морица Саксонского (раб. Пигаля, 1776). Памятники Гутенбергу (работы Давида Анжерского) и ген. Клеберу. Бывшая ратуша — великолепное здание в стиле Возрождения (1582 — 85), здание "Die Grosse Metzig" 1587 г. (теперь рынок с художественно-промышленным музеем), бывший епископский дворец (теперь городские музеи), императорский дворец (1883 — 88), великолепный центральный вокзал. Университет с библиотекой в 700 т. томов. Сигарные и табачные фабрики, кожевенное производство, литье колоколов, изготовление органов и башенных часов, винокуренные и пивоваренные заводы, паркетное и обойное производства, фабрики биллиардов, хирургических инструментов, консервное производство, особенно славится производство паштетов (вывозится на 1,6 млн. марок). Значительная торговля лесом, углем, железом, табаком и хлебом. Сообщение с рейнскими гаванями через р. Илль. В 1892 г. воздвигнуты в гаванях новые обширные склады. Укрепления С., построенные в 1682 — 84 г. Вобаном, расширены после 1871 г. 13 новыми фортами.

История. Во времена импер. Августа на месте С. находился город Argentoratum; здесь была главная квартира 8-го легиона. В 357 г. по Р. Х. импер. Юлиан одержал здесь победу над алеманнами, но в 406 г. последние овладели городом. Во времена Меровингов здсь было основано епископство; епископ сделался главой города. Постепенно в XI и XII в. городское управление перешло к гражданам. В средине XIII в. С. получил права имперского города. XIV, XV и ХVI вв. — эпоха расцвета городской жизни; об этом свидтельствует, между прочим, постройка знаменитого собора. В С. Гутенберг основал свою первую типографию. Реформация рано нашла сюда доступ в городе; в 1529 г. было отменено католическое богослужение.

В 1621 г. основан университет. В 1680 — 81 г. Людовик XIV среди полного мира занял город и объявил его присоединенным к Франции. Рисвикский мирный трактат (1697) оставил С. за Францией. В 1870 г. С. был осажден прусскими войсками и сдался после упорной обороны с гарнизоном в 17000 челов. Бомбардировкой были уничтожены 448 зданий, в том числе городская библиотека. На отстройку всех разрушенных зданий было отпущено из герм. имперской казны 40 млн. марок. В 1873 г., вследствие враждебного к Германии отношения, городской совет и мэр были устранены от должности, а город. управление передано правительственному комиссару. Лишь в 1886 г. были допущены выборы, и во главе города стал примирившийся с новым положением вещей городской совет. Ср. Schmoller, "Strassburgs Bl ü te im XIII Jahrh." (Стр., 1875); его же, "Strassburg zur Zeit der Zanftk ä mpfe" (там же, 1875); Seyboth, "Das alte S. vom XIII Jahrh. bis 1870" (1890); "Strassburger Chroniken" (изд. Гегелем, Лпц., 1870); "Kleine Strassburger Chronik 1424 — 1615" (изд. Рейсом, Стр., 1889); "Urkunden und Akten d. Stadt S." (1879 — 97); Rathgeber, "Reformationsgeschichte der Stadt S." (Штутгарт 1871); B aum, "Magistrat U.Reformation in S. bis 1529" (Стр., 1887); Legrelle "Louis XIV et Strassbourg" (П., 1887); Neuhaus, "Der Friede zu Ryswik und die Abtretung von S. an Frankreich" (1874); Wagner, "Gesch. der Belagerung von S. im J. 1870 " (Б., 1874 — 77); Staehling, "Histoire contemporaine de S., 1830 — 72" (1887); Euting, "Beschreibung der Stadt S." (1896).

Страсбургcкая клятва

— присяга в верности друг другу Людовика Немецкого и Карла Лысого, данная ими в Страсбурге 14 февраля 842 года. После того, как Лотарь сделался императором и задумал отнять земли у Людовика и Карла, своих братьев, они, разбив Лотаря при Фонтане, решили теснее скрепить свой союз. Съехавшись в Страсбурге, они произнесли обоюдную клятву. Формулы присяг сохранены Нитгардом, единственным светским писателем того времени, внуком Карла Великого. Речи обоих братьев воспроизведены Нитгардом на латинском языке, а сама клятва приведена на оригинальном языке того времени. Нитгард рассказывает, что клятва произнесена была Людовиком на романском яз., а Карлом — на тевтонском. Перед тем, как была произнесена клятва, братья сказали речь собравшемуся народу: Карл говорил по-тевтонски, чтобы воины Людовика могли его понять, Людовик — по-романски. Первым начал говорить Людовик, как старший. Он указал в своей речи на преследования Лотарем Карла и на предоставление ими суду Божьему решить, кто из них прав; но так как он продолжал враждовать и опустошать их земли, то, "доведенные до крайности", они решили для обеспечения благосостояния государства, не руководимые беззаконными страстями, скрепить верность и братскую любовь взаимной клятвой в присутствии воинов. Если клятва будет нарушена кем-нибудь из братьев, то воины нарушившего освобождаются от повиновения и присяги своему государю. После речи первый произнес присягу Людовик. Перевод ее: "Ради Божьей любви и ради христианского народа и нашего общего спасения, от сего дня и впредь, насколько Бог даст мне знания и силы, так буду защищать этого моего брата Карла, и в помощи и во всяком деле, как то должно по правде защищать брата, с тем, чтобы и он мне то же самое сделал, и с Лотарем не вступлю никогда ни в какие сношения, которые заведомо мне будут вредны этому моему брату Карлу". Такую же клятву произнес и Карл на немецком (тевдийском) языке (lingua teudisca); затем последовала клятва войска: каждое войско клялось на своем языке. "Если Людовик сохранит клятву, которой он клялся своему брату Карлу, а Карл, мой государь, с своей стороны, не сдержит ее, а я не буду в состоянии его удержать и в том ему воспрепятствовать, то никакой помощи не окажу ему против Людовика". Текст клятвы — драгоценный образчик языка IX века — заключает в себе, в передаче Нитгарда, сомнительные формы. В нем впервые сказалось определенное разграничение "Monum. Germ." (II, 666) помещено исслeдование Гримма о С. клятве. Gaston Barry иcсдедовал текст Нитгарда со стороны филологической.

П. К—т.

Страсбургер

(Eduard Strassburger) — немецкий ботаник, род. в Варшаве в 1844 г.; учился в университетах в Бонне и Иене, с 1867 г. состоял доцентом ботаники в Варшавском университете, а в 1869 г. профессором в Иене. С 1880 г. состоит в Бонне профессором ботаники и директором ботанического сада. С. принадлежат очень много работ по микроскопической ботанике (морфологии и анатомии растений), главнейшая заслуга его состоит в выяснении сложных явлений в процессе деления клеток ("Ueber Zellbildung und Zelltheilung", несколько изданий) и процессов оплодотворения явнобрачных растений ("Die Befruchtung bei den Coniferen", Иена, 1869, с 3 табл.; "Die Coniferen und die Gnetaceen", Иена, 1872, с 26 табл., "Ueber Befruchtung und Zelltheilung", Иена, 1877, с 9 табл.; "Ueber Polyembryonie", Иена, 1878, с 5 табл.; "Die Angiospermen und die Gymnospermen", Иена, 1879, с 22 табл. и мн. др.). Не мала заслуга С. и в разработке многих отделов микроскопической техники; сочинения его, касающиеся этого предмета: "Das botanische Practicum", составляет настольную книгу каждого ботаника-микроскописта, необходимую принадлежность каждой ботанической лаборатории. Из многочисленных сочинений С. упомянем еще следующие: "Die Befruchtung bei den Farnkr ä utern" (СПб., 1868), "Ueber Azolla" (Иена, 1872, с 7 табл.), "Studien ü ber Protoplasma" (Иена, 1876, с 6 табл.), "Ueber Bau und Wachsthum der Zellh ä ute" (Иена, 1882, с 8 табл.), "Ueber den Theilungsvorgang der Zellkerne" (Бонн, 1882. с 3 табл.), "Ueber Befruchtungsvorgang bei den Phanerogamen etc." (Иена, 1884), "Ueber den Bau und die Verrichtungen der Leitungsbahnen in den Pflanzen" (Иена, 1891, с 5 табл.). В последнее время работы С. и его учеников появляются в периодическом издании "Historische Beitr ä ge". После смерти Прингсгейма С. состоит соиздателем и соредактором очень ценного ботанического журнала "Jahrb ücher für wissenschaftliche Botanik".

С. Ростовцев.

Страстная икона Богородицы

— первоначально находилась в Нижнем Новгороде, затем в селе Палицах, а в 1641 г. перенесена в Москву. На месте ее сретения, у Тверских ворот, построена была сначала церковь, а в 1654 г. — девичий монастырь, называемый Страстным. Название "С." икона получила оттого, что около лика Богоматери изображаются два ангела с орудиями страстей Господних. Празднование иконе совершается 13 августа и в шестое воскресенье после Пасхи. См. С. Снессорева, "Земная жизнь Пресв. Богородицы и описание святых чудотворных ее икон" (СПб., 1891); И. Сперанский, "Сказания о чудотворных иконах Божией Матери, более известных и особенно чтимых в среде правосл. русского народа" (изд. 3, Смоленск, 1898).

Страстная неделя

— см. Великая седьмица.

Страстной монастырь

(Страстной Богородицы-Одигитрии-Новодевичий, женский, 3-го класса монастырь) — в Москве. Основан царем Алексеем Михайловичем около половины XVII в. при церкви, построенной в 1641 г. по случаю перенесения сюда из с. Палиц Нижегородской губернии Чудотворной иконы Одигитрии Божией Матери, наз. "Страстныя". В соборном храме находится "честная глава" св. великомученицы Анастасии Узорешительницы (с 1841 г.). Один из немногих, С. монастырь уцелел во время пожара 1812 года. См. очерк его истории в "Чтениях Московского обществаистории и древностей росс." за 1876 г., т. II.

Страстные евангелия

— имеют своим содержанием благовестие о страданиях и смерти Спасителя, выбранное из всех евангелистов и разделенное на двенадцать чтений, по числу часов ночи, чем указывается, что верующие должны всю ночь провести в слушании евангелий, подобно апостолам, сопровождавшим своего Учителя и Господа в сад Гефсиманский. Чтение С. евангелий обставлено некоторыми особенностями: оно предваряется и сопровождается соответствующим их содержанию пением: "Слава долготерпению Твоему, Господи", возвещается благовестом, выслушивается верующими при возженных свечах. С. евангелия читаются на утрене в Великий Пяток. О чтении С. евангелий в этот день упоминает уже Иоанн Златоуст.

Страстотерпцы

— так называются в православной церкви вообще все христианские мученики, но в частности этим именем означаются иногда те из них, которые претерпели страдания во имя Иисуса Христа по коварству и клевете ближних — единоверцев. Таковы, напр., преподобный Дула, живший в V в., и Димитрий Царевич.

Страстоцвет

(Passiflora). — Род растений из сем. страстоцветных, заключающий в себе до 250 видов, из которых большая часть обитает в тропической Америке, особенно в Бразилии и Перу, немногие виды встречаются в тропической Азии и Австралии, а один вид на о-ве Мадагаскар. Сюда принадлежат травы или кустарники с лазящим стеблем и очередными цельными или пальчато-лопастными листьями. Цветы крупные, большею частью красивые. Сочные плоды многих видов С. употребляются в пищу. Некоторые виды разводятся как декоративные растения в комнатах или оранжереях; более выносливые из них, именно Р. coerulea и incarnata, уже в Средней Европе, а тем более на юге могут переносить зиму и разводиться на открытом воздухе. Виды С. были занесены в Италию в начале ХVI стол. и назывались Granadilla, так как съедобные плоды сравнивались с гранатами. В конце XVI стол. католические патеры начали находить в цветах С. эмблему страданий Христа, причем коронку диска сравнивали с терновым венцом, три булавовидных столбика — с гвоздями креста, а в пяти тычинках видели указание на пять ран Иисуса Христа. Это сравнение и подало повод к названию растения Passiflora, т. е. С.

С. Коржинский.

Страстоцветные

(Passifloraceae). — Семейство двудольных раздельнолепестных растений, заключающее в себе до 320 видов, распространенных в тропическом поясе обоих полушарий, но главным образом в тропической Америке. Сюда принадлежат травы или полукустарники с лазящим посредством усиков стеблем и очередными цельными или дланевидно-лопастными, редко перисто-сложными (у Deidamia) листьями. Цветы правильные и состоят из 5 чашелистиков и стольких же лепестков, за которыми, внутри цветка, находится особый диск, состоящий из одной или нескольких кружков особых цветных нитей и выростов. Цветочная ось продолжается внутри цветка в особую подставку, возвышающуюся над венчиком и несущую на вершине пять тычинок со свешивающимися наружу пыльниками и одногнездную завязь, состоящую из трех плодолистиков и оканчивающуюся тремя столбиками. Плод одногнездная ягода. Сюда относятся 18 родов, из которых самый обширный, заключающий в себе до 250 видов, род Passiflora, давший название всему семейству. Ср. Engler u. Prantl, "Die nat. Pflanzearnfamilien" (т. III, отд. 6a, стр. 69 — 94).

С. Коржинский.

Страсы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стратагема

— военная хитрость. В прежнее время, при небольших армиях и театрах военных действий, они имели большее значение, чем теперь, когда при значительных силах, употребляемых на войне, условия пространства и времени, а также подготовительные стратегические операции сделались настолько сложными, что обмануть противника почти нет возможности. То, что понималось прежде под словом С., теперь переместилось или, вернее, возможно еще в области тактики.

Стратег

(στρατηγός) — у древних греков должность главнокомандующего войском, заведовавшего в то же время внешними делами государства и отчасти финансами, включая судебную власть по всем указанным отраслям управления. Должность С. была повсеместной: так мы имеем сведения о существовании ее в ионийских городах Малой Азии (в конце VI века), в Аргосе, где было 5 С., в Сиракузах, Беотии, и т. д.; кроме того, упоминаются стратеги как представители союзов (аркадского, акарнанского, эпирского, ахейского, этольского, фессалийского и проч.). В Египте при Птолемеях и в эпоху римского владычества С. были наместниками номов и стояли под начальством эпистратегов трех округов Египта. В Афинах стратегия была высшею государственною должностью благодаря возможности влиять на законодательство и праву занимать должность несколько раз подряд (напр., Перикл был С. подряд 15 лет, Фокиен — 45 раз в течение жизни). Со времени Клисфенова законодательства стратегов было, по числу фил, десять, и это число удержалось, пока существовала коллегия (до 52 или 42 г. до Р. Х.). Кроме обычной квалификации, которая предъявлялась ко всем афинским магистратам, С. должен был иметь собственность в Аттике (при Драконе — не менее 100 мин) и законных сыновей в возрасте не моложе 10 лет. В С. выбирались обыкновенно лица старше 40 лет. При Клисфене С. выбирались по филам, из каждой по одному; в IV веке выбор С. происходил в народном собрании. В день вступления в должность С. приносили присягу; по сложении должности они давали отчет; кроме того, в каждую пританию производилось поверочное голосование (έπιχειροτονία) для служебной ревизии. Если относительно кого-либо голосование давало дурной результат, дело рассматривалось в народном суде и соразмерно вине назначалось наказание; в случае оправдания такой С. снова вступал в свою должность. Всего важнее было право С. созывать народное собрание (ius cum populo agendi), которое по предложению С. утверждало смету военного ведомства и решало многие вопросы внешней политики (заключение договоров, объявление войны и проч.). Помимо законодательных функций, С. имели широкий круг административных обязанностей военного, судебного и финансового характера. Они производили набор войска из граждан и союзников, были исполнителями договоров, заботились о соблюдении клятв и религиозных формальностей при заключении договоров, распоряжались сметными суммами, чрезвычайными поступлениями (из добычи, штрафов и уплаты за конвоирование во время войны коммерческих судов), отвечали за поставку хлеба в Афины, назначали триерархов, вели процессы, связанные с распределением триерической повинности, имели верховный надзор за деятельностью симморий и разбирали спорные дела о взимании прямой подати на военные надобности. Помимо руководительства упомянутыми процессами, С. имели уголовную юрисдикцию в военных делах (по обвинению в неучастии в походе, дезертирстве, трусости) и право налагать наказания, включая смертную казнь (за измену), а также награждать; по представлению С. хоронились на счет государства лица, павшие на поле битвы. Как распределялись эти функции между членами коллегии, с точностью сказать трудно. По Аристотелю (Άφηναίων πολιτεία с. 61), один из С. (вероятно — высший) избирался к гоплитам, один для охраны страны, два для Пирея, один для симморий; остальные пять посылались в поход, если того требовали обстоятельства. Упоминаются еще С. для приготовлений к войне, для наемных войск, для флота. Внешними знаками отличия С. были хламида и венок. Они имели почетное место в театре, участвовали в процессии на Панафинейском празднике, имели казенный стол в στρατηγήϊον и питание; за особые отличия С. награждались статуями. В случаях особо важных и во время опасных войн С. получали еще большие полномочия и могли действовать самостоятельно, без предварительного решения и согласия совета и народного собрания (στρατηγον αύτοκράτορες). См. Gilbert, "Beitr ä ge zur innern Geschichte Atticas im Zeitalter des Peloponnesischen Krieges" (стр. 1 — 72, Лпц., 1877); Beloch, "Die Attische Politik seit Pericles" (Anhang I, стр. 265 — 330, Лпц., 1884); Droys en, "Bomerkungen ü ber die Attischen Strategen", в "Hermes" (IX, Б., 1875); Fickelscherer, "Das Kriegswesen der Alten" (Лпц., 1888); Fischer, "Quaestionum de praetoribus Atticis Saec. V et VI Specimen" (Кенигсберг, 1881); Hauvette-Besnault, "Les strat èges A theniens" (Пар., 1885); Swoboda, "Die politische Stellung der attischen Strategen" в "Rhein. Mus." (XLV, 1890); Wilamowitz-M ö llendorff, "Aristoteles und Athen" (Б., 1893).

H. О.

Стратегики

— см. Тактики (см.).

Стратегические линии

— пустыни, горные хребты, реки, лесные и болотистые пространства, пересекающие операционные направления армии и затрудняющие свободу маневрирования войск во всех направлениях. Обороняющийся пользуется этими линиями, чтобы задержать неприятеля и выиграть время. Они играли большую роль в периоды слабости тактики, т. е. когда она не обладала необходимыми формами и средствами для производства сильных атак (эпоха линейной тактики); в то время по границам иногда строили на десятки и сотни верст искусственные оборонительные линии из реданов или люнетов, соединенных куртинами. Слабость тактики, а также стремление занять возможно более широкий фронт с целью прикрыть тыл армии вызвали кордонную систему, неразрывно связанную с оборонительными линиями. Петр Великий первый протестовал против пользования кордонной системой в связи с оборонительными линиями; Наполеон также отрицательно отнесся к этому вопросу стратегии. Современная стратегия допускает временное пользование оборонительными линиями для небольших частей армии, только с целью выигрыша времени и притом в весьма ограниченных размерах.

Стратегические пункты

— пункты театра войны, обладание которыми дает значительные стратегические выгоды, напр. важные центры народной жизни, узлы путей, переправы через значительные реки или важные проходы в горах, болотистых и лесных пространствах и т. п.

Стратегия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стратиграфия

— см. Геология.

Стратиевка

(Ковалевка) — с. Подольской губ., Ольгопольского у., в 6 вер. от уездн. города, на границе Херсонской губ., в 25 вер. от ст. Кодыма Юго-Западн. жел. дор., по почтовой дороге из г. Балты в мст. Тульчин, при р. Савранке. 3081 жит. Церковно-приход. школа; 2 паровые мельницы.

Стратилатов Иван Александрович

(ум. 1875) — писатель, магистр Спб. дух. акд., священник. Кроме статей его, печатавшихся в "Дух. беседе", написал хорошее иссдедование: "Древность и важность апостольских правил".

Стратилатов Константин Александрович

(ум. 1878) — проповедник и писатель, воспитанник СПб. духовной семинарии. Главные его труды: "Катехизические беседы к сельским прихожанам" (5 изданий), "Собрание церковных поучений для народа", "Жития святых, изложенные по руководству Четиих-Миней св. Димитрия и пролога", "Священная библейская история Ветхого и Нового Завета".

Стратон, греческий философ

родом из Лампсака, ученик Феофраста, после смерти которого он 15 лет руководил перипатетической школой. Говорили, что он был учителем Птолемея Филадельфа. Он отличался обширностью познаний, самостоятельностью и проницательностью ума. Его многочисленные сочинения касались всех частей философии, особенно естественных наук, почему он был прозван Физиком. Ср. Nauwerk, "De Stratone Lampsaceno" (Б., 1836).

Стратон, греческий эпиграмматический поэт

(Στράτων) — родом из Сард, живший при императоре Адриане или вскоре после него. От С. дошел сборник эпиграмм о любви к красивым мальчикам (Μούσα παιδική), лежащий в основе XII книги "Палатинской Антологии" (94 эпиграммы из 258). Любовь, воспеваемая С., носит грубо чувственный характер. Формой стиха С. владеет превосходно. Текст С. см. в изданиях "Палатинской Антологии" Якобса, Дюбнера и Штадтмюллера. Немецкий перевод Гофмана (Штутг., 1856). См. Jacobs, "Animadversiones in epigrammata Anthologiae Graecae" (т. VI, Лпц., 1798).

А. М — н.

Стратоник

— св. мученик, пострадал при импер. Лицинии. Видя страдания диакона Ермила, С. не мог удержаться от слез, был подвергнут мучениям и вместе с Ермилом брошен в Дунай. По римскому мартирологу С. и Ермил пострадали в Сингидоне (нынешнем Белграде), в Верхней Мизии. Память 13 января.

Страттон

(Stratton) — город графства Корнваллис в Англии, на берегу реки Бюд. Известен победой роялистов над парламентскими войсками в 1643 г. Жителей 1839 (1891).

Стратфорд

(Stratford) — город в английском графстве Эссекс, на реке Ли, притоке Темзы, входит в состав вост. пригорода Лондона. Производство химических продуктов. Остатки аббатства XII в. Жителей 36455.

Стратфорд-на-Эйвоне

(Стратфорд-на-Авоне) — город в английском графстве Варвик, на северном берегу Эйвона (Авона). Церковь на самом берегу Эйвона (Авона), где покоится прах Шекспира, его жены и дочерей. В этой же церкви имеется бюст Шекспира. Сохранился также дом, где жил Шекспир. Торговля зерном и солодом. Жителей 7183 (1891).

Страус

— см. Штраус.

Предыдущая страница Следующая страница