Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "С" (часть 86, Сун - Сур)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "С" (часть 86, Сун - Сур)

Предыдущая страница Следующая страница

Сунозеро

— оз. Олонецкой губ., в зап. части Повенецкого у., близ границы Финляндии. Площ. 97,3 кв. в., из которых 8,2 кв. в. приходятся на острова. Через С. протекает р. Суна (см.).

Сунрта

(санскр. S ûnrtâ = благодать, щедрость, блаженство, радость) — одно из довольно редких олицетворений в индийской мифологии ведийского периода. В Ригведе оно встречается в образе богини С., упоминаемой два или три раза (кн. I, гимн 40, ст. 3; кн. X, г. 141, ст. 2). См. Oldenberg, "Zeitschrift der deutschen Morgenlä ndischen Gesellschaft", т. L, стр. 440).

С. Б—ч.

Суньер

Луиджи (Su ñ r) — итальянский драматург, род. в 1832 г. Известность ему доставили комедии "I legitimisti" и "Spinti e sponte" (1861 и след.); затем он написал "L'ozio", "Una piaga Sociale", "Le amiche", "Una legge di Licurgo", "Chi ama Seme", "La gratitudine". Особенно выдается по плану и композиции комедия "Amur ch'a nullo amato amar perdona".

Суомалайны

вернее, суомалайсет (Suomalai set) — местное, на финском языке, название финляндцев.

Суоми

(Suomi), или Суоменма — местное название Финляндии, употребляемое финской частью населения страны.

Суоярвский чугуноплавильный казенный завод

— входящий в состав Олонецкого горного округа (см.) — в Финляндии, в Сердобольском у., Выборгской губ., в 164 вер. к С.З. от Петрозаводска. Выплавляется в год 60000 пд. чугуна для Александровского зав. в Петрозаводске. В 16 вер. от завода расположен С. или Шуезерский погост, с половины XVI стол. православный приход у карелов.

Супарны

(санскр. Su-parna-s = пpeкpacнокрылый) — в индийской позднейшей мифологии существа сверхчеловеческой природы, вроде мифической птицы Гаруда (см.) и других птиц столь же причудливого вида. С. образуют особый класс полубогов, созданный, по преданию, Праджапати и включаемый в число тех божеств, которым у индусов ежедневно приносится вода в честь усопших предков. Эпитет suparna встречается уже в Ригведе в приложении к Гаруде и солнечной птице (см. Сурья).

Супе

Альфред-Филибер (Soup é) — французский писатель, род. в 1818 г. Его стихотворения собраны в "Inania" (1840) и "Etincelles" (1842). Историко-литературные его исследования: "Etudes sur le caract ère national et religieux de l'épopée latine" (1842), "Vie et écrits de Fronton" (1853), "Précis de rhétorique et de littérature" (1856), "La littérature indienne" (1856), "Tableau de la littérature dramatique en Europe" (1859).

Суперарбитр

— см. Третейский суд.

Супервест

(франц.) — особого рода одежда, составляющая принадлежность кавалерского звания некоторых орденов.

Суперинтендент

— в Германии орган церковного правительства в уезде или округе (Kreis). С.-интендент называется также иногда деканом (Баден, Нассау, Вюртемберг), иногда пробстом (Шлезвиг-Голштейн), иногда сениором (Австрия). Он путем личных визитаций наблюдает за церковною жизнью округа и представляет отчет о результатах своих наблюдений в уездный синод. С.-интендент имеет право собственною властью останавливать найденные им беспорядки в церковном управлении. Он председательствует в уездном синоде и в комитете уездного синода, руководит приходскими выборами, имеет исключительное право на совершение некоторых священнодействий (напр. освящения церквей, ординации). С.-интендент или назначается церковным правительством (в Пруссии — высшим евангелическим церковным советом по соглашению с министром исповеданий и с утверждения короля), или выбирается уездными синодами или духовенством и утверждается правительством (напр. в Бадене и Гессене). Должность С.-интендента соединяется с одною из духовных или пасторских должностей округа. В России в евангелическо-лютеранской церкви на должность С.-интендента определяется один из двух представленных на высочайшее усмотрение кандидатов. В консисториях место духовного вице-президента всегда занимает генерал-С.-интендент (см.) или С.-интендент данного округа. Титул С.-интендента присвоен органам надзора в 3-х консисториальных округах империи (на о-ве Эзеле и в городах Риге и Ревеле). Генерал С.-интенденты и С.-интенденты, за исключением московского, ежегодно собирают пробстов и проповедников своего консисториального округа на евангелическо-лютеранский синод или общее духовное совещание. Ср. Н. Суворов, "Курс церковного права" (т. II, Ярославль, 1890).

Суперфиций

— в римском праве так называлось вещное наследственное право пользования чужой землей для возведения на ней зданий. В средние века институт этот получил гораздо более широкое приложение: под С. понималось и пользование чужой землей ради других сооружений как на ее поверхности, так и под почвой (напр. погребов), для разведения сада, леса и т. д. Возможно было также установление С. на один этаж здания (выстройка второго этажа на существующем уже первом) — право, имевшее большое значение при скученности средневековых городских построек. И в Риме, и в средние века С. имел главною целью застройку и заселение пустых пространств общественной и государственной земли. Утверждают, что С., подобно эмфитевзису (см.), появился в Риме прежде всего на государственных землях. Значительная часть отношений, образовавшихся из права возвести постройки на чужой земле, преобразовалась в отношения чиншевого права (см.). Отличие С. от чиншевого права, как и от схожей с ним вечнонаследственной аренды (см. Землепользование и Эмфитевзис), провести трудно. Римские юристы спорили о том, устанавливается ли С. путем арендного договора или путем договора купли-продажи. Во многих отношениях суперфициату принадлежат права собственника: юридическое владение (для римского права, впрочем, это спорно), право отчуждения как в виде продажи другому лицу, так и в виде залога без согласия собственника земли, передача по наследству, широкий объем пользования, иски как из собственности. Хозяину земли принадлежит лишь право на получение платы за пользование землей (solarium); выселение суперфициата за невзнос платы возможно лишь в случае многолетней неуплаты solarium (источники и по этому вопросу неясны). Суперфициат при таких условиях гораздо более похож на обыкновенного средневекового зависимого владельца (dominium utile), тем более, что наличность solarium'a в средневековом С. не составляет существенного условия отношения. Германские юристы, тем не менее, рассматривают С. как jus in re aliena, видя в нем отношение, подобное пользовладению (см.). К этой точке зрения склонились и составители общегерманского гражданского уложения в постановлениях о "наследственном праве стройки" (Erbbaurecht). Они называют его "обременением" собственности (Belastung) — следовательно, видят в нем право в чужой вещи. Однако постановления о С. стоят отдельно от других сервитутов и тотчас же вслед за постановлениями об общей собственности, делая С. как бы подвидом последней. В отдельных постановлениях уложение ограничивает лишь объекты С., допуская его на строения на поверхности и под поверхностью земли и на прилегающие к ним служебные участки земли, но не на посадку растений и не на отдельные этажи дома или вообще части строения. Затем право С. — наследственное и отчуждаемое; разрушением строения оно не прекращается. Способы установления, прекращения и защиты — те же, что и для права собственности. Плата за пользование землею не составляет существенной принадлежности отношения (ст. 1012—1017). Возведение строений на чужой земле — явление, хорошо известное и русскому быту. В сенатской практике встречались случаи возведения домов на городской земле; часты случаи владения домами на частной земле (так наз. наем из выстройки); хорошо известны и постройки, возведенные на казенной и особенно на церковной земле (дома священнослужителей). В особый институт С. возникающие из этой формы обладания отношения у нас, тем не менее, не сложились, и взгляды сената по этому предмету неопределенны. С трудом провел он признание домов на чужой земле недвижимостью, отказав при этом в квалификации такой недвижимости родовою, хотя бы она имела законные предположения последней. Затем сенат считает все строения на земле собственностью владельца земли, если нет акта, удостоверяющего принадлежность строений иному лицу (давностное установление права этим исключается). Отношения между собственником земли и владельцем дома рассматриваются как наем земли за плату для постройки дома; собственность — в руках владельца дома. Невзнос платы имеет последствием снос построек или предоставление их собственнику земли с уплатой стоимости их. Отношение между собственником земли и срочным владельцем строений (наем земли из выстройки с переходом права собственности на дом по истечении известного срока) совсем не определено. К священнослужительским домам вышеприведенная квалификация не подходит. В нашей литературе воззрения на С. также неясны. См. Dernburg, "Pandecten" (I); Stobbe, "Handbuch des deutsch. Privatrechts" (II, § 136); Победоносцев (I, стр. 34 и 124, изд. 1896 г.); Анненков, "Система русского гражд. права" (I, 283—6, СПб., 1899).

В. H.

Суперфосфат

— см. Фосфорнокислые удобрения.

Суперэлекта

и суперсуперэлекта — два высшие класса шерсти по тонине. Соответствующие диаметры волоса равняются 1,5—1,7 и 1,2—1,5 тысячных долей мм (см. Шерсть).

С. Г. Δ .

Супесчаные почвы

— такие, в которых примесь песку значительнее, чем в суглинистых (см.). Западноевропейские почвоведы относят к ним почвы с 60—80% песка. У нас принято считать для С. нормальным отношение глины к песку равным 1:7 до 1:10. В силу столь значительного преобладания песка над глиной С. плохо сохраняют структуру, легко развеиваются, слабо удерживают влагу и вообще создают менее благоприятные для растений физические условия, чем почвы суглинистые. Относительно значения и места С. в почвенных классификациях — см. Суглинистые почвы.

П. От.

Супин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Супинский

Иосиф (Supinski) — польский писатель, род. в 1804 г. в Галиции; высшее образование получил в Варшавском университете; когда вспыхнуло восстание 1830 г., он некоторое время был одним из секретарей диктатора Хлопицкого, затем служил в войске; в 1831 г. удалился во Францию, был директором фабрики в Париже; в 1844 г. поселился во Львове. Написал две трагедии в стихах, из которых одна, "Aries", была играна в Варшаве и издана в 1828 г., а другая, "Regulus", напечатана во Львове в 1861 г. Писал в различных периодических изданиях, преимущественно по вопросам общественной жизни. Этим же вопросам посвящены его сочинения: "Myś l ogó lna fizyologii powszechnei" (Львов, 1860) и "Szkoł a polska gospo darstwa spolecznego" (2 ч., 1862 и 1865).

Супир

(Soupir, франц.) — пауза, равняющаяся по длительности четверти целой ноты. Demisoupir — пауза, равняющаяся по длительности одной осьмой целой ноты.

Суплирование

— см. Супль.

Супль

— этим именем назыв. шелк, из которого шелковый клей, или сероцин, удален не вполне. Шелк, из которого удален весь шелковый клей, называется вареным шелком. Ввиду высокой стоимости шелка и значительного содержания в нем шелкового клея (до 25—30%) суплирование по сравнению с выхаживанием (см.) представляет большой экономический интерес. Тем не менее, так как шелк. С. обладает меньшею эластичностью и прочностью, чем вареный шелк, то он употребляется преимущественно для утка, или трамма, а вареный шелк идет для основы, или органсина. Суплирование состоит собственно из двух операций: размягчения шелка в мыльной воде и нагревания его с раствором винного камня. Нередко, однако, наряду с суплированием производят и отбелку шелка; в этом случае после размягчения шелка в мыльной воде он подвергается отбелке сернистым газом, а затем уже варке с винным камнем. Для размягчения шелк опускается в 10% раствор мыла, нагретый до 25°—30° Ц. и в течение получаса выхаживается в этом растворе. Суплирование же состоит в нагревании размягченного шелка до 95° Ц. в ½ % растворе винного камня или кислой виннокаменно-калиевой соли в течение 1 — 1 ½ часа, после чего шелк тщательно промывается теплой водой. Суплирование представляет операцию, требующую большого практического навыка и внимания; теория ее совершенно не разработана. Потеря в весе при этом не превышает 8—12%. В последнее время для суплирования с успехом применяется формальдегид, который делает шелковый клей совершенно нерастворимым. Шелк-сырец, обработанный 3% раствором формальдегида в течение двух часов, выдерживает без изменения нагревание до кипа.

А. П. Л. Δ .

Супой

(Супонь) — приток р. Днепра, длиною 65 вер., протекающий по границе Переяславского и Пирятинского и в Золотоношском уу. Полтавской губ., вытекает из Козелецких болот Черниговской губ. Характер течения болотистый; у мст. Яготина в 1765 г. гр. Разумовским устроена гребля, образовавшая обширное озеро с высоким о-вом посреди.

Супоневы

— дворянский род, происходящий, по сказаниям старинных родословцев, от Генриха Супона, выехавшего из Пруссии к вел. кн. Дмитрию Иоанновичу Донскому и принявшего крещение с именем Остафия. В XVII в. многие С. служили стольниками и стряпчими; Григорий Семенович С. был думным дворянином (1690), Кирилл Осипович С. — воеводою на Лене (1644—45). Генерал-майор Авдий Николаевич С. был владимирским губернатором (1813—16). Род С. внесен в VI ч. род. кн. Московской, Смоленской и Ярославской губ.

Суппозитории

(свечки, мыльца) — приготовляются из масла какао, из мыла или из смеси бычачьего сала с воском. Они имеют коническую форму, длиною от 3-х до 4-х стм, при поперечнике у основания от 1 до 1,5 стм. Вес С. — приблизительно от 2 до 3 г. Лекарственные вещества непосредственно смешиваются с массою, служащею для них воспринимающей средой, или растираются с несколькими каплями воды для получения с воспринимающим материалом однородной пластичной массы. Желатинные свечки получаются путем растворения желатины в нагретом глицерине, по охлаждении получается тягучая масса, которая может впитывать различные лекарственные вещества. Из жиров чаще других для основы С. пользуются маслом какао, к которому для увеличения плотности в редких случаях прибавляют 1/10 ч. воска и 1/8 касторового масла. Масло какао при умеренном разогревании расплывается, смешивается с прописанным лекарственным веществом, жидкую смесь разливают затем в оловянные формочки или в бумажные капсулы. Свечки из мыла приготовляются вырезыванием из последнего соответствующей величины кусков. Большею частью С. вводятся в прямую кишку с целью местного и, в редких случаях, с целью общего действия. Но свечки, если придать последним соответствующую форму, могут быть вводимы и в другие полости. С целью местного действия на слизистую оболочку прямой кишки к С. прибавляют различные вяжущие наркотические, антисептические вещества. Нередко лекарства, вводимые в форме С., имеют назначение оказать врачебное действие на соседние органы; так, напр., С. из опия или белладонны вводятся в прямую кишку для уменьшения болевых ощущений со стороны воспаленной предстательной железы. Иногда, особенно в детской практике, мыльца назначаются с целью вызвать слабительное действие; для введения глицерина в прямую кишку в С. с целью слабительного эффекта изготовляются особые полые свечки с крышками. В форме свечей-шариков или бужей лекарственные вещества, как уже сказано, могут быть вводимы также в другие полости, напр. в мочеиспускательный канал, в полость носа и др.

Д. К.

Супрадентальные согласные

(лат. Supradentales) — в современной фонетической литературе этим термином некоторые ученые (напр. шведский фонетик Лунделль) обозначают те переднеязычные (см.) согласные, которые образуются кончиком языка (корональная артикуляция) или передней частью его спинки (дорсальная артикуляция) на той части твердого неба, лежащей выше верхних зубов, которая носит название альвеол. Английский фонетик Суит называет эти звуки points consonants, немецкие и русские фонетики — переднеязычными альвеолярными. При их произношении передний край языка поднимается к альвеолам верхних зубов, не дотрагиваясь самых зубов, но и не загибаясь так далеко назад, как это наблюдается при церебральной (см.) или какуминальной (см.) артикуляции. Так как альвеолы представляют довольно обширную площадь, то возможно различение нескольких видов С. или альвеолярных согласных, смотря по тому, произносятся ли они на передней, средней или задней части альвеол. К С. согласньм, кроме англ. и нем. t, d, n, принадлежат русские "мягкие" согласные т' д' н' л' (, дь, нь, ль) р' с' з'. Англ. t, d произносятся гораздо дальше назади, чем русские ть, дь и т. д. К С. согласным следует отнести также спиранты корональные ш, ж и дорсальные с, з, а также слитные или сложные согласные (аффрикаты), в состав которых спиранты эти входят: ч, д'ж, ц, польск. dz.

С. Б—ч.

Супранатурализм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Супрасль

— мст. Гродненской губ., Белостокского у., при р. С., в 14 вер. от уездн. гор. Жит. 2216; 3 суконных и 2 аппретурных фабр. В 2 в. от С. Благовещенский муж. м-рь (см.).

Супрасльская рукопись

— один из древних кирилловских памятников церковно(старо)-славянского языка, относящийся, вероятно, к Χ—XI в. Написана на пергаменте, в малый лист, крупным, четким и красивым уставом, отличаясь этим от других древнецерковно-славянских рукописей, имеющих весьма неприглядный вид. Из характерных особенностей письма — юс малой формы Супрасльская рукопись. По содержанию С. рукопись есть четья-минея за март месяц, но без начала и конца. В ней заключаются 24 жития святых, 20 слов Иоанна Златоуста, одно слово Епифания Кипрского и одно патр. Фотия — литературные памятники, переведенные с греческого языка на славянский в эпоху, ближайшую к Кириллу и Мефодию, вероятно, учениками св. первоучителей. Полная рукопись некогда принадлежала Супрасльскому м-рю (близ Белостока) и была выдана для изучения униатскому канонику Бобровскому в Вильне, а затем разобрана разными лицами. Большая часть С. рукописи досталась слависту Копитару (см.), по смерти которого поступила в библиотеку Люблянской (Лайбахской) гимназии; другая часть попала в библиотеку гр. Замойского в Варшаве; 16 листов принадлежали акад. Α. Ф. Бычкову и поступили в Имп. публ. библ. Полностью С. рукопись издана Миклошичем в Вене ("Monumenta linguae palaeoslovenicae е codice Suprasliensi", 1851). Часть, принадлежавшая академику Бычкову, издана фотолитографически Общ. любит. древней письменности ("Памятники", № 49). Готовится новое издание "Памятника" в "Сборнике II отдел. Импер. акад. наук", с соблюдением мельчайших деталей рукописи, строка в строку.

В. Перетц.

Супруги в гражданском праве

Статья большая, находится на отдельной странице.

Супруги в уголовном праве

— Особые отношения, устанавливаемые браком между С., вызывают прежде всего необходимость освобождения одного из С. от наказания за укрывательство и недонесение о совершившемся преступлении другого; но эта льгота не распространяется на преступления государственные. Наказание одного из С. за недонесение о готовящемся преступлении другого уменьшается по усмотрению суда. Большая часть преступлений, совершаемых одним С. по отношению к другому, преследуется не иначе как по жалобе потерпевшего, причем допускается примирение; только наиболее тяжкие преступления (напр. убийство, лишение свободы и т. п.) преследуются в порядке публичного обвинения. При рассмотрении дела судом вызванный в качестве свидетеля С. обвиняемого имеет право отказаться от дачи показаний, а в случае согласия дать показание — допрашивается без присяги. Наконец, каждому из С. предоставлено право возбуждать ходатайство о возобновлении дела, по которому осужден другой С.

Преступления против союза супружеского могут быть разделены на общие и особенные. К первым относятся: а) муже- или женоубийство, б) нанесение одним С. другому увечья, ран, тяжких побоев или иных истязаний и мучений, в) лишение свободы, г) побуждение или принуждение одним С. другого к преступлению — во всех этих случаях положенные в законе наказания возвышаются в мере или в степени (при лишении свободы — на 3 степени); д) сводничество мужьями своих жен — наказывается наравне со сводничеством родителями детей; е) нанесение одним С. другому нетяжких побоев и вообще насильственные действия одного С. над другим наказываются как простое насилие (реш. угол. кас. деп. 1870 г. № 1522), а оскорбления чести и угрозы между С. по нашему законодательству ненаказуемы (contra — Таганцев). Дела о краже, мошенничестве и присвоении имущества между С. начинаются не иначе как по жалобе потерпевшего и могут быть оканчиваемы примирением. — К особенным преступлениям против союза супружеского относятся прелюбодеяние (см.) и жестокое обращение между С., которое предусматривалось ст. 1583 улож. о нак. изд. 1866 г., но законом 26 апр. 1871 г. исключено из кодекса.

Супрун

— в малорусск. исторических песнях нападает на крымских татар во главе отряда запорожского войска и терпит поражение. В песне он просит татар вывести его на Савур-могилу, с вершины кургана осматривает Украйну и просит продать в Сечи его имущество и выкупить его из неволи. В малорусском прозаическом рассказе С. убивает 350 человек и, наконец, попа, к которому пошел покаяться. В виде покаяния он идет на верную смерть к "царю неверному", и с него сдирают кожу. В этой форме сказание о С. примыкает к обширному циклу сказаний о покаянии великого грешника. Литература песен о С. указана в "Этногр. матер." Гринченка, III, 588.

Супса

— р. в Кутаисской губ., берет начало на сев. склонах западной оконечности (вершина Готимера) Аджаро-Ахалцихских гор и, направляясь на С.З., а потом на З., впадает несколько севернее 42° с. ш. в Черное море. Длина около 100 в.; количество воды увеличивается весьма значительно во время дождей, когда река местами выходит из берегов. При выходе из гор С. пересекается Закавказской жел. дор. (ст. Супса). Бассейн С. большею частью покрыт лесом.

Сура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сура-деви

(санскр. Sur â-devî) — вино или вообще опьяняющий напиток. Он олицетворяется в виде богини или нимфы Сурабхи (см.).

Сурабайя

(Soerabaya) — город на острове Ява, на северном берегу, в восточной части острова. 133 тыс. жителей. Один из трех главных торговых городов острова, у устья реки Кали-Мас. Большие доки, арсенал военного флота. Население состоит, главным образом, из яванцев, малайцев и китайцев. Вывоз до 700 тыс. тонн, главным образом — сахар и кофе.

Сурабхи

(санскр. Surabhi = прекрасно пахнущая, ароматная) — в индийской позднейшей мифологии имя чудесной коровы, происшедшей во время пахтанья богами мирового океана (см.) и удовлетворявшей всяческие пожелания, давая вместо молока золото, драгоценные камни и т. д. См. Камадхену.

Сураж, город Витебской губернии

— заштатный город Витебской губернии и уезда, при pp. Двине и Каспле; основан в 1564—65 г. В 1616 г. его сожгли русские; в 1654 г. он был взят ими, но в 1668 г. возвращен Польше. В 1779 г. сделан уездным городом. В 1812 г. здесь была квартира итальянского вице-короля Евгения Богарне. В 1866 г. С. обращен в заштатный город. Жителей 2737. 2 православных церкви, 2 училища, почтово-телеграфное отд. Городское упрощенное самоуправление.

Сураж, город Гродненской губернии

— заштатный город Гродненской губернии, Белостокского уезда, при реке Нарев. Существовал уже в начале XIII в., был разрушен монголами, в 1241 г. возобновлен и укреплен внуком вел. кн. литовского Миндовга. В 1507 г. Сигизмунд I отдал С. в пожизненное пользование Елене Иоанновне, вдове князя Александра. В 1469 г. он был сделан поветовым городом, в 1808 г. — заштатным городом Белостокского уезда. Войны и беспорядки постепенно подрывали благосостояние жителей, и в начале XVIII ст. некогда благоустроенный город обратился в бедное грязное местечко. От красивого княжеского замка уцелел небольшой окоп, окруженный рвом и называемый "замковой горой". Жителей 1611, большей частью мещане, главная масса населения католики (80%) и евреи (17%). Церквей православных 3, католических 2; еврейские молитвенные школы. Начальная школа. Упрощенное городское управление. Городских доходов 1560 руб. Почтовое отделение.

Сураж, уездный город Черниговской губернии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Суракарта, город

(Soerakarta) или Соло (Solo) — главный город туземного государства того же имени, на реке Соло, в середине острова Ява. В центре города огромный кратон или кремль — укрепленная резиденция владетеля или сусухунана, с 10 тыс. жителей. Всего в городе до 130 тыс. жителей. Европейцы живут в особом квартале, где местопребывание нидерландского резидента, протестантская церковь, театр, гостиницы, фабрики и заводы.

Суракарта, государство

— туземное, вассальное нидерландское государство в средней части острова Ява. 6228 кв. км, 1200 тыс. жителей. Очень плодородная страна; обширные рисовые поля, кофейные, сахарные, индиговые плантации. Фактически страной управляет нидерландский резидент; владетель (сусухунан) получает 1½ млн. флоринов пенсии от нидерландского правительства.

Сурам

— мст. Тифлисской губ., Горийского у., у вост. подошвы Сурамского хр., на высоте 2395 фт. Дачное место и климатическая станция. Ср. темп. года +10,2°, янв. —1,6°, апреля +10,1°, июля +19,7°, окт. +11,3°. Годовое количество осадков — 620 мм. Находясь на границе Имеретии и Карталинии, С. прежде имел значение как пограничный укрепленный пункт. Ныне от С. крепости остались лишь развалины. Постоянных жит. 2625 (армяне и грузины).

Сурамский перевал

— см. Сурамский тоннель.

Сурамский тоннель

— через С. хребет (см.) на Закавказской железной дороге (между ст. Варварино к В. от тоннеля и ст. Ципа к З. от него), открыт в 1890 г. и по своей длине (3 в. 374 саж.) является первым в России. Вследствие крайне недостаточной пропускной способности горного участка Закавказской жел. дор. и ввиду сильного развития на ней движения было признано необходимым перестроить горный участок дороги и в том числе прорыть тоннель, причем перестройка была утверждена в 1886 г. По окончании предварительных работ было приступлено к пробивке тоннеля с двух сторон: вост. и зап. Сначала было пробито ручным способом с обоих концов тоннеля около 130 саж., а затем было начато бурение: на зап. стороне в половине 1887 г., а на вост. — в начале 1888 г.; с зап. стороны надо было пробурить около 143 3 саж., а с вост. — около 436 саж. Бурение производилось машинами Брандта при среднем суточном успехе 1,9—2,9 саж. и наибольшем около 5 пог. саж. Пробивка была окончена в октябре мес. 1888 г. Затруднения состояли в слабости пробиваемых пород (глинистые сланцы и меловые рухляки), в значительном притоке грунтовых вод (до 900 тыс. ведер в сутки на зап. стороне) и в горючих газах, выделявшихся из грунта. Галерея, пробитая машинами, была разработана до надлежащих размеров ручным способом. Выломка и вывозка грунта стоила 2478615 руб., каменная обделка тоннеля при вышине боковой стены в 1,8 саж. — 1713965 руб.; всего израсходовано на устройство тоннеля без обходных жел. дор. линий — 5224996 р., причем для работ потребовалось: камня до 15000 куб. саж., цемента 80 тыс. бочек, песка до 4 тыс. куб. саж., динамита 10 тыс. пд., леса 70 тыс. куб. фт.; грунта вывезено до 40 тыс. куб. саж. Всех рабочих тоннеля было до 2000 челов., из коих умерло в течение 3-х лет около 80 чел. Пропускная способность тоннельного участка (в один путь) по открытии движения до 30 пар поездов в сутки.

В. М.

Сурамский хребет

(известный также под именем Грузино-Имеретинских и Месхийских гор) — представляет единственное сплошное водораздельное поднятие, связывающее Большой Кавказ (Главный Кавказский хребет) с Малым Кавказом. Начинаясь у вершины Зикари (12563 фт.) Главного Кавказского хр., С. горы направляются на Ю.З. и, примыкая к широтной цепи, являющейся сев. окраиной Малого Кавказа, разделяют бассейны Куры и Риона и делят Закавказье на две весьма различные по климату, растительности и др. части: вост. и зап. С. хр. сложен из гранитов и меловых пород и в средней части представляет довольно удобный перевал — С. (3027 фт.), ведущий из Имеретии в Карталинию (из Кутаисской губ. в Тифлисскую). До недавнего времени Закавказская жел. дорога проходила через С. горы невдалеке от С. перевала; в 1890 г. был закончен С. тоннель, через который она проходит ныне. С. хребет покрыт большею частью лесом и представляет мало выдающихся вершин.

Суран

— местное название дубоноса (см. Дубонос).

Сурат

(Surat — хорошая страна) — гор. в округе того же имени, в пров. Гуджерат, индобрит. президентства Бомбей, на левом берегу р. Тапти. Укрепленный замок, построенный в XVI в. и превращенный англичанами в административное здание. Обширные базары. Старинные мечети: Кваджа-Диван-Саиб (1530), Нав-Саид-Саиб на ныне высохшем оз. Гопи, Саид-Идрас с очень высоким минаретом и Мирза-Сами с мавзолеем (1540). Старинные индусские храмы сгорели в 1837 г. и возведены вновь. Два капища бога-обезьяны Ганумана, очень чтимые народом. Для торговых целей Франция имеет в Сурати торговую ложу — остаток конторы, основанной здесь при Кольбере. Железная дорога в Бомбей сильно оживила падавшую торговлю С., но морская торговля теперь только каботажная. В 1801 г. морская торговля имела оборот свыше 26 млн. франк., а в 1883—84 гг. — только 8180000 фр. С. принадлежал прежде туземным властителям Гуджерата, затем входил в состав империи Великого Могола, одно время (в XVII в.) был столицей Британской Ост-Индской К°, которая в 1687 г. перенесена в Бомбей. В С. были также голландские и французские фактории. В 1759 г. С. фактически перешел во владение Англии. Жит. в 1796 г. было 600000 чел., в 1891 г. — 109229 чел., из которых около 20000 магометан.

Сурати

(новоинд. Sur á ti) — один из трех диалектов новоиндийского языка гузерати (см.) или гуджарати, на котором говорит население города Сурата и его окрестностей. С. — самый южный из трех диалектов. Существует перевод Библии на С.

Сураханы

— татарское сел. на Апшеронском полуо-ве, в 17 вер. от Баку и в 6 вер. от Балахан, соединенное с этими пунктами жел. дор. В окрестностях С., рядом с древним храмом огнепоклонников, был выстроен в 1858 г. В. А. Кокоревым первый в России завод для перегонки нефти, причем имелось в виду воспользоваться как горючим материалом газами, вытекающими из трещин земли и горевшими в помянутом храме. В настоящее время завод не действует, а храм уже несколько лет как покинут последним из его жрецов. В окрестностях С. добывается небольшое количество так называеваемой белой нефти.

В. М.

Сурб-хач

(арм. Святой крест) — вершина в юго-зап. части Карсской обл., наполняющая своими отрогами угол между Турецкой границей и р. Араксом и круто падающая к последней. Выс. С.-хача — составляющего южную оконечность Соганлугского хребта — 9495 фт. На вершине горы развалины часовни из тесаного камня и деревянный крест. На склонах С.-хача сосна поднимается выше всего в Закавказье, именно выше 9000 фт.

Сурбаран

(Франсиско de Zurbaran) — испанск. живописец, род. в местечке Ла-Фуэнте-де-Кантос (в Эстремадурск. пров.) в 1598 г.; ум. в Мадриде, вероятно, в 1662 г. Учился в Севилье, у X. де лас-Роэласа, которого вскоре превзошел искусством, сделавшись едва ли не самым типичным представителем испанской школы в отношении передачи религиозного экстаза, душевного сокрушения и мечтательного настроения, равно как и в отношении силы и естественности колорита. В самом начале своей деятельности поставив себе за правило писать не иначе, как с натуры, он не отступал от этого правила в течение всей своей жизни. Композиция в его картинах при правильности рисунка по большей части несложная и заключает в себе очень немного фигур, отличающихся благородством, поставленных в естественные, простые позы и прекрасно задрапированных. В колорите и светотени С. подражал Микеланджело да Караваджо (вследствие чего был прозван "испанским Караваджо"), сообщая переднему плану поразительную рельефность через сопоставление сильного света с глубокими тенями. До 1633 г. С. трудился непрерывно в Севилье, наделяя своими произведениями тамошние церкви и монастыри, а в этом году посетил Мадрид, где получил титул придворного живописца; после того он работал в Хересе и Севилье и в 1650 г. снова явился в Мадрид, дабы написать для дворца Буэн-Ретиро серию картин, изображающих подвиги Геркулеса (ныне наход. в мадридск. музее дель-Прадо). Mногие произведения этого замечательного живописца исчезли при упразднении испанск. монастырей, для которых были исполнены, или разошлись по разным галереям. Тем не менее и доныне Севилья особенно богата его картинами. В тамошнем провинциальн. музее хранится, между прочим, лучшая из всех работ С. — "Апофеоза св. Фомы Аквинского". Важнейшие его произведения в других местах: "Видение св. Петра Неласкского" и "Чудо св. Касильды" (в мадридск. музее дель-Прадо), "Св. Петр Ноласкский и Раймунд Пеньяфортский", "Св. Аполлинарий" и "Похороны епископа" (в Луврск. муз. в Париже), "Св. Бонавентура, указывающий св. Фоме Аквинскому на Распятого как на источник всякого знания" (в Берлинск. муз.), "Св. Франциск Ассизский" (в мюнхенск. гал.), "Молящийся францисканец" (в Лондонск. национальн. гал.), "Св. Бонавентура при избрании папы" (в Дрезд. гал.) и "Св. Лаврентий" (в Имп. Эрмитаже).

А. С—в.

Сургут

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сургуч

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сурдегский монастырь

Духов или Сурдецкий, Успенский, мужской, 2-го класса Ковенской губернии, Вилькомирского уезда. Основан в 1550 г. В течение XVII в. монастырь подвергался преследованиям католиков, но оставался верным православию. Приют и школа.

Сурделина

— род волынки. Этот духовой инструмент встречается в Италии.

Сурдина

— см. Sordina.

Сурепица

— народное название многих дикорастущих и разводимых крестоцветных растений, с желтыми цветками, напр., Barbarea vulgaris R. Br. (см. Сурепка), Brassica Napus β. oleifera (см. Рапс), Brassica Rapa, var. campestris (см. Рапс), Brassica Rара, β. oleifera (см. Рапс), Bunis Orientalis L. (см. Свербига), Erysimum cheiranthoides L. (см. Желтушник), Raphanus Raphanistrum (см. Дикая редька), Sinapis arvensis L. (см. Горчица), Sisymbrium officinale L. (см. Гулявник).

С. Р.

Сурепное масло

— см. Масла жирные, Масла растительные, Маслобойное и маслоэкстракционное производство.

Суригьер

Жан-Мари (Sourigui è res) — французский писатель (1767—1857), автор нескольких драм, из которых имела успех "Enfant prodigue" (1811, в сотрудн. с Рибутте). Известность доставил ему в 1795 г. антиреволюционный гимн "R éveil du peuple".

Сурий

Лаврентий (1522—1578) — уроженец Любека (Suyr de Lubeca), монах-картезианец, патролог, известный горячею борьбою с протестантством, которое он уподоблял исламизму. Издал в шести томах (1569—1575) "Vitae Sanctorum, orient. et occident.". В 1618 г. вышло 4-е издание, очень распространенное. В 1567 г. С. издал в Кельне, в 48 томах, собрание соборных актов, сокращенное в 1575 г. в Венеции в пять томов (см. Franz Salmon, "Trait é de l'etude des conciles et des collecteurs et collections", Пар., 1724). Написал о событиях Европы в 1500—1564 г. несколько гомилий и рассуждений.

Сурик

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сурик железный

— см. Мумия.

Суриков Василий Иванович

— исторический живописец и жанрист, род. в 1848 г., с 1858 по 1861 г. обучался в Красноярском уездн. училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи. В 1870 г. поступил в ученики Имп. академии художеств. Посещая ее классы до 1873 г., получил за исполненные в них работы все установленные серебряные медали; затем в 1874 г. за написанную по программе картину "Милосердие самарянина" был награжден мал. золот. медалью, а через год после того, за другую программу: "Ап. Павел благовествует перед царем Агриппою и его сестрою Вероникою", удостоен звания классн. художника 1-й степ. В 1876 и 1877 гг. исполнял живописные работы в московском храме Спасителя. В 1881 г. вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок и с того времени постоянно является на них со своими картинами. Главные из этих картин: "Утро стрелецкой казни при Петре Великом", "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова" (все три в Третьяковск. гал. в Москве), "Взятие снежного городка, из сибирского быта", "Ермак" (в Русск. музее имп. Александра III в СПб.) и "Суворов на Сен-Готарде" (там же).

Суриков Иван Захарович

— даровитый поэт-самоучка (1841—80). Род. в дер. Новосёлово Углицкого у. Ярославской губ.; сын оброчного крестьянина, служившего приказчиком в Москве, а затем открывшего собственную овощную лавку. Сын его был отдан на десятом году для обучения грамоте к двум пожилым девушкам из разоренного купеческого рода — Финогеевым. Они ввели своего ученика в область житий святых "подвижников", так что он порою мечтал об иночестве, о спасении души в лесных дебрях или в тихой матери-пустыне. Он выучил также несколько романсов Мерзлякова, песен Цыганкова, басен Дмитриева. Привыкнув учиться грамоте нараспев, мальчик распевал и эти стихи и смутно почувствовал влечение к поэзии. Манера читать стихи нараспев осталась у него на всю жизнь, и когда он сам начал творить, то долго проверял размер стихов пением, пока не усвоил окончательно теорию стихосложения. К чтению еще более приохотил С. живший в одном доме с ним мелкий чиновник, бывший семинарист, Добротворский, имевший много книг. Как только отец заметил, что сын может быть полезен ему в торговле, он поспешил поставить его за прилавок и вместе с тем вооружился против излишней, по его мнению, склонности сына к книжной мудрости. Несмотря на строгости отца, С. не только продолжал усиленно читать всевозможные книги, но под сильным впечатлением пожара, случившегося в их доме, написал свое первое стихотворение, одобренное Добротворским. За этим опытом последовал целый ряд пьес, которые С. писал преимущественно в форме песен. Под строгим надзором отца С. жилось плохо, особенно когда дела отца пошатнулись и он стал выпивать. В 1860 г. С. сосватали невесту по сердцу, с которой он обвенчался и жил счастливо до конца жизни. Вместе с тем ему удалось познакомиться с А. Н. Плещеевым, который, признав в опытах С. следы таланта, поощрил его к дальнейшему творчеству и передал несколько его стихотворений Ф. Б. Миллеру, редактору "Развлечения". Первая пьеса С. появилась в печати в 1863 г. Успех окрылил поэта, строже с тех пор относившегося к своим произведениям и при теплом участии Плещеева все более совершенствовавшегося в форме. Между тем дела отца приняли окончательно дурной оборот, к тому же он вступил во второй брак с раскольницей; С. пришлось уйти от отца, служить в лавочке дяди, быть наборщиком, торговать углем и железом. Это довольно скоро подорвало его здоровье и силы и ярко отразилось на его творчестве. Все пережитое им он сумел выразить в простых, прочувствованных стихах, то оплакивая невеселую крестьянскую долю, то скорбя о погибших в жизненной борьбе силах, об узниках, об униженных и оскорбленных, то мучась людским бессильем вообще и своим в частности. Настоящий, непосредственный лирик, С. проявляет много искренности и задушевности там, где дело касается той среды, из которой он вышел, впечатлений детства и юности, любви к матери, которую он обожал. Вне этого С. впадает в риторику, перестает быть самим собою, подражает Кольцову, Некрасову, Никитину, Михайлову-Шеллеру. У С. есть прекрасные картинки природы ("В воздухе смолкает", "На одре", "На чужбине", "От деревьев тени", "Сон и пробуждение", "Помнишь: были годы", "У могилы матери" и др.). Характер своей поэзии С. определяет в следующем восьмистишии: "Мне доставались нелегко моей души больные звуки, страдал я сердцем глубоко, когда слагалась песня муки. Я в песне жил не головой, а жил скорбящею душою, — и оттого мой стон больной звучит тяжелою тоскою". В другом стихотворении он говорит, что его песни грустны, "как осенние дни. Звуки их — шум дождя, за окном ветра вой: то рыданья души, стоны груди больной". С начала семидесятых годов стихотворения С. стали появляться в "Деле" и "Вестнике Европы". В 1871 г. вышел первый, небольшой сборник его стихотворений. Московское общество любителей российской словесности избрало его в свои члены. Но дни поэта были сочтены; он медленно таял, ему не помогло пребывание на востоке России, в кумысолечебном заведении, и он скончался от чахотки. Стихотворения С. выдержали 4 издания. Лучшее из них последнее, где помещен и подробный биографический очерк поэта, написанный другом его, Н. А. Соловьевым-Несмеловым (М., 1885).

П. Быков.

Суринам, государство

— см. Гвиана Голландская.

Суринам, река

(Surinam) — р. в Голландской Гвиане, пересекает центральную часть этой колонии и после сев. направления в 450 км впадает в Атлантический океан близ Парамарибо; устье С. защищено фортами Новый Амстердам и Зеландия. Берега р., принимающей в себя много притоков, очень густо облесены.

Сурковый промысел

— см. Бабак.

Сурмалинский уезд

— Эриванской губ., занимает юго-зап. угол последней и граничит на Ю. с Турцией (Эрзрумский вилайет), на Ю.В. — с Персией. Имеет вид вытянутого с З. на В. неправильного четырехугольника; занимает 3245 кв. в., с насел. 88844 чел. (1897 г.). По устройству поверхности и природе С. у. может быть разделен на две части: южную горную и сев. равнинную. Южная часть С. у., постепенно поднимаясь, достигает наибольшей вышины на границе с Турцией, где сложенный новейшими изверженными породами (тракитами, андезитами) и вулканическими туфами хребет Эгри-даг, отделяющий воды Аракса от вод Верхнего Евфрата (Мурад-чай), достигает 6—10 тыс. фт. На вост., сильно приподнятой оконечности этого хребта, на рубеже России, Турции и Персии, возвышается покрытая вечными снегами высочайшая вершина С. у. и вместе с тем всего Закавказья — Бол. Арарат (16916 фт.), к Ю.В. от коего находится Мал. Арарат (12840 фт.); вершины эти покрывают своими отрогами всю юго-вост. часть С. у. Климат этой части, изрезанной горами, С. у. отличается сравнительной суровостью, небольшим количеством выпадающих осадков и мало благоприятствует земледелию. Сев. часть С. уезда, прилегающая к р. Араксу, слагается из верхнетретичных и постплиоценовых образований и представляет возвышенную (ок. 3000 фт.) равнину, отличающуюся жарким, в течение лета еще более сухим, чем горная часть, климатом, которая при условии искусственного орошения представляется пригодной для земледелия. В Аралыхе, расположенном в вост. углу С. у., на выс. 2591 фт., ср. темп. года +11,6° (Ц.), янв. —6,4°, мая +18°, авг. +26,3 и окт. 13°; годовое количество осадков в этом пункте наименьшее в Закавказье — всего 158 мм, число дней с осадками 58, ясных дней — 130. В равнинной части С. у. вследствие жары, достигающей 40° в тени, массы раскаленной пыли, сильных холодных ветров, вызывающих простудные заболевания, злокачественные лихорадки, множество скорпионов, мошек, комаров и др. насекомых, значительная часть населения в летнее время перекочевывает в нагорную часть С. у. Наиболее важною в хозяйственно-экономическом отношении является равнинная часть С. у., местами изобилующая солончаками, но в общем одаренная весьма плодородной почвой, дающей при орошении очень хорошие урожаи. Важнейшей рекой у. является протекающий по его северной окраине Аракс, из коего выведено 17 магистральных канав для орошения полей. Меньшее значение имеют небольшие речки, стекающие с Эгридагского хребта, но и они орошают поля многих селений в западной и восточной части у. — Лесов очень мало, около 1,2% всей поверхности. Население С. у. состоит из азербейджанских татар (48%), армян (32%) и курдов (20%); больше половины населения (татары, часть курдов) исповедует мусульманство, меньшая (армяне) — армяно-григорианскую религию. Среди курдов около 7 тыс. езидов (см.). Главнейшие и почти единственные занятия населения — земледелие и скотоводство. В нагорной полосе у. земледелие возможно без искусственного орошения; здесь сеют яровую пшеницу, ячмень и лен (на семя). В равнинной части у. земледелие возможно только при поливе; важнейшие полевые растения — пшеница яр. и оз., ячмень, хлопчатник, кунжут, лен, рис, клещевина и полба. В 1897 г. было высеяно всех хлебов 40416 четв., собрано 235385 чтв. Хлопка получается 70—80 тыс. пд. Под табаком ок. 100 дес. Из кормовых трав разводится в значительном количестве люцерна. Важное значение имеют также виноградарство, плодоводство и бахчеводство. Из плодовых деревьев разводятся, главным образом, абрикосы, персики, шелковица, гранаты, груши, яблоки, миндаль и пр.; часть плодов (абрикосы, персики и др.) подвергается сушке и служит предметом вывоза. Под виноградниками до 600 дес.; значительная часть урожая вследствие не вполне удовлетворительного качества получаемого вина продается в виде ягоды. Из продуктов огородничества главные — дыни, арбузы, огурцы, лук, перец. Скотоводство является главнейшим занятием всех курдов, живущих почти исключительно в нагорной части у., и многих татарских селений; на равнине скотоводством занимаются в небольших размерах. Разводятся лошади (3500 гол.), рог. скот, в том числе буйволы (32000), овцы (70000), козы (6000) и верблюды (2500). Скот доставляет рабочую силу, мясо, молоко, сыр, масло, шерсть и шкуры, а также служит для перевозки тяжестей (верблюды). Из овечьей шерсти выделываются ковры, паласы, войлока, сукно, мешки и другие необходимые в быту туземца предметы; кустарная обработка шерсти развита в особенности у курдов и находится исключительно в руках женщин. Другие промыслы местного населения — добыча каменной соли (в количестве ок. 1100000 пд. в год) добывание масла из кунжута и льна, мыловарение, плетение циновок из камыша, извозный промысел и пр. Фабрично-заводской промышленности не существует. Административный центр С. у. — сел. Игдырь (см.; ок. 3 тыс. чел. армян) в центральной части у.; оно соединено почтовой дорогой с г. Эриванью. Через игдырскую таможенную заставу вывозятся в Турцию рис, керосин и животные, привозятся: рыба, животные и пр.

Β. M.

Сурна

— см. Зурна.

Суровец

(Сурог, Суровен) — богатырь, имя которого А. Н. Веселовский выводит от Сурожа. Под последним названием известен был в старину Судак (см.). У нас долго был в ходу термин "гость суражанин" (см. Сурожане) в значении купца, торгующего преимущественно шелковыми товарами. "С." наших былин — не что иное, как дублет к сурожанину; С.-суздалец — тавтология, вторая часть которой была искажена или подновлена по созвучию с Суздалем, более известным в северном нашем эпосе, чем Сурож. Чтобы проникнуть в богатырский эпос, "гость суроженин" должен был и сам стать богатырем, что лежало в действительных условиях средневековой торговли. Общая основа песен о С. сводится к тому, что молодой богатырь, выехавший на полеванье, встречается с татарскою ратью и побивает ее. Если татары принадлежат подлиннику, а не заменили какого-нибудь иного, более древнего врага, и толкование С. — Сурожанин в географическом значении этого слова является верным, то легко указать и на историческую подкладку наших былин — на враждебные отношения татар именно к Сурожу в первой половине XIII в. (1223, 1239, 1253 гг.). Народная песня, по обычаю, извратила эти отношения в интересах народной славы: С. побеждает татарского царя, как и в прочих былинах татары всегда бывают разбиты и посрамлены. В противоположность мнению А. Н. Веселовского, В. Ф. Миллер отождествляет имя С. с именем богатыря Саура Сауровича или Ванидовича (см.) и придерживается того мнения, что С. попал в былины не в силу воспоминания о приезжих из Сурожа купцах, а путем обычного былинам искажения названий. Ср. Веселовский, "Богатыри Сурожцы" ("Южно-русские былины", V); Миллер, "Былины о Сауре и сродные по содержанию" ("Ж. М. Н. Просв.", 1893, № 10); Василевский, "Русско-византийские отрывки".

Суровецкий Карл

(Surowiecki, 1750—1824) — польский духовный писатель и полемист, брат славяноведа С., францисканец; кроме множества анонимных полемических трудов, каковы: "Ś wistak warszawski wy ś wistsny"; "Cygan z gandziar ą" (на "Ksią dz z Kropid ł em"), "Python lipsko-warszawski djabe ł", — написал "Historyja jakobinizmu" (Бердичев, 1812); "Swi ęte tajemnice masonii Sprofanowane" (Львов, 1805); "Komentarz czyli nowy wykł ad Ksi ę gi objawie ń" (Варш., 1820); "Antidot ascetyczny czyli niezawodne lekarstwo religijne przez ekspacyj é nta" (там же, 1823); "List prowincyjonalnego do warszawskiego filozofa" (Вильна, 1817); "Odpowiedź na zag ę szezone mi ę dzy lud źmi pytanie, со się dzis dzieje i na со cię zanosi pod s ł o ń cem" (1813); "Pódròz Jòzefa II do Piek ła" (1790) и др. Ср. "Nowodworski, "Ks. К. Surowiecki" (Варшава, 1870).

Суровецкий Лаврентий

(Surowecki) — польский писатель (1769—1827); был генеральным секретарем министерства просвещения и советником по делам образовательного фонда; нападал на неправильную постановку воспитания молодого поколения и заботился о просвещении сельского люда; изучал историю славянства в дохристианскую пору. Главные его труды: "О upadku przemysł u i miast w Polsce"; "O rzekach i sp ł awach"; "O wadach wychowania m łodziezy polskiej" (Варшава, 1806); "Uwagi względem poddanych w Polsce i projekt ich uwolnienia" (таже же, 1817); "Sledzenie począ tków narodow s łowianskich" (там же, 1824; переведено на pyccкий язык в "Чтениях Московского общества истории и древностей" и подало П. Шафарику мысль написать "Ueber die Abkunft der Slawen"); затем "О Sł owia ń szczyznie przedchrze ś cia ńskiej"; "O czechach"; "О charakterach runicznych".

Суровцев

Григорий Степанович (1786—1860) — проф. Казанского университета, по кафедре риторики, автор статей: "О духе красноречия проповеднического" (Казань, 1825); "Об основаниях изящного" ("Ученые записки Казанского университета", 1835, т. III); "О чувашском языке" (ib., 1837, т. I); "Нечто о собрания областных слов" (ib., 1839, т. II).

Суровье

— товар, сотканный, но не подвергнутый еще отделке, сохраняющий поэтому естественный, суровый цвет сырого материала. Точно так же и пряжа называется суровой, пока она не подвергнута отбелке или окраске.

С. А. Г. Δ .

Сурож Иосиф Игнатьевич

— ученый лесовод. Род. в 1866 г. Образование получил в СПб. лесном институте. Состоит профессором Института сельского хозяйства и лесоводства в Новой Александрии по кафедре лесоупотребления и энциклопедии лесоводства; кроме того, читает курс по кафедре лесной статистики. Его труды: "Масло как запасное вещество наших деревьев" (СПб., 1890); "О влиянии света на строение листьев" (СПб., 1892); "Об отношении древесных и кустарных пород к интенсивности освещения" (СПб., 1891); "Очерк международной лесной торговли" (СПб., 1895); "Лесоразведение в Хоботецкой даче Тамбовской губ." (СПб., 1900); "Определитель древесины наших деревьев и кустарников" (СПб., 1905); "Состав насаждений государственных лесов России" (СПб., 1905); "Лесная статистика за границей" (СПб., 1905); "Казенное лесовладение и земельный вопрос" (Киев, 1906); "Одна из нужд лесов нашего севера" (Москва, 1906); "Семяношение сосновых насаждений" (СПб., 1906); "Исследования над плодоношением дуба" (СПб., 1906).

Сурожане

— старинное название, русских (московских) купцов ("гостей"), которые вели торговлю с крымским городом Сурожем и составляли особый сурожский ряд, впоследствии видоизмененный в суровский.

Сурок

(Arctomys marmota, см. фиг. 4, табл. I к ст. Грызуны) — млекопитающее из отряда грызунов (Rodentia), семейства белковых (Sciuridae). Признаки семейства и рода см. Белковые. Длина тела 51 стм, хвоста 11 стм; высота в плечах 15 стм. Густой и длинный мех на спине и темени буро-черный, на затылке и корне хвоста и на животе красновато-бурый, на боках и ногах более светлого оттенка, на лапах и морде ржаво-желтый. Глаза и когти черные; передние зубы красновато-желтые. Водится исключительно в Европе. Живет в горах (Пиренеи, Альпы, Карпаты), на значительной высоте, редко спускаясь ниже границы лесов. При этом будучи дневным животным, выбирает освещенные солнцем южные, восточные или западные склоны. На зиму впадает в глубокую спячку, которая в зависимости от высоты места может длиться до 10 месяцев. Летом С. живут по одиночке или парами в особых норах, к которым ведет ход в 1—4 м длины, имеющий боковые ходы на случай опасности. На зиму роют более глубокие норы, обыкновенно на более низких высотах; норы эти расположены на глубине около 1 ½ м под поверхностью земли. Жилое помещение имеет яйцевидную форму и выложено сеном. Оно достаточно обширно, чтобы вместить целую семью из 5—15 членов. К нему ведет ход иногда свыше 10 м длины. От наружного отверстия ход идет сначала на небольшое расстояние с различным уклоном в зависимости от рельефа места и разделяется затем на две ветви; одна из них коротка и ведет в небольшое помещение, служащее складом строительных материалов (помета, шерсти), другая, очень длинная, ведет в жилое помещение. Наружное отверстие тщательно закупоривается на зиму камнями, землей и сеном, благодаря чему в самом гнезде поддерживается довольно высокая температура, достигающая 10—11° Ц. К концу осени С. сильно жиреют и просыпаются весной совершенно исхудалыми. В апреле они спариваются в летних норах. Беременность длится 6 недель. Самка мечет 2—4 детенышей. Питаются исключительно растительной пищей. Воду пьют редко, но помногу. Мясо их съедобно, почему они служат предметом довольно деятельной охоты. В Швейцарии они ограждены законом от хищнического истребления путем раскапывания нор зимою. Легко приручаются и дрессируются. В неволе живут не больше 5—6 лет. Другой вид Arctomys caudatus водится на Гималаях, к С. от Кашемирской долины.

Д. П—ко.

Сурон

— мыс сев. берега Эстляндской губ., впадающий в Финский зал., под 59° 28' сев. шир. и 24° 26' вост. д., к З. от г. Ревеля. Постоянный маяк. В окрестностях С. ловится в изобилии килька.

Суррей Генрих Говард

(граф of Surrey, 1515—1547) — английский поэт, старший сын герцога Норфолькского. В 1544 г. командовал английскими войсками в походе на Булонь. Король Генрих VIII без всякого основания обвинил его в государственной измене, и, несмотря на мужественную и смелую самозащиту, он был казнен в Тоуэре. С. ввел в Англию стройный сонет; в своих стихотворениях, отличающихся глубиною чувства и изяществом слога, он подражал Петрарке; наиболее высоко ценятся его любовные послания к Жеральдине. Своим переводом 2-й и 4-й книги Энеиды он ввел в Англии нерифмованный пятисложный ямб. Его "Songs and sonnets" появились впервые в 1557 г., одновременно со стихотворениями под тем же названием его друга Томаса Вайата. Лучшее издание, с биографией — Hommy (Лондон, 1815).

Суррей, графство в Англии

(или Сэррей; Surrey) — графство в Англии. Пространство 1963 кв. км; жителей 418856 (1891). Холмы Норт Доунс пересекают С. с З. на В. и делят его на две части: сев. — плодородную и южную — холмистую и пересеченную. Зап. часть С. в значительной степени покрыта вереском; на Ю.З. много холмов, из коих Лейт Гилль достигает 1000 фт. над ур. моря. Значительная часть почвы обрабатывается. В сев. части С. очень развито огородничество; овощи сбываются на лондонский рынок. Единственная значительная р. — Вэй. Главный город С. — Гильдфорд.

Суррогат

— С. принято называть фальсификации или подделки пищевых веществ, которые лишь до известной степени могут заменить соответствующие пищевые вещества. Фальсификация заключается или в прибавлении продуктов менее ценных, но все-таки родственных, или в подмешивании совсем других веществ, или же, наконец, в полной замене продуктов посторонним веществом, схожим с требуемыми лишь по внешнему виду. Так, говорят о С.: кофе (см.), молока (см.), муки (см.), пряностей (см.), хлеба, хмеля, чая и т. под. (см. соответствующие слова). В техническом производстве также говорят о С.; напр., в шерстяной промышленности об искусственной шерсти, или С. шерсти, в красильном и ситцепечатном деле о С. индиго, кошенили и других красящих веществ, употребляя вместо пигментов, получаемых из растительного или животного царства, различные краски, добытые химическим путем (напр. анилиновые краски). Ср. Koller, "Die Ersatzstoffe der chemischen Industrie, sowie der Essig-und St ärkefabrika tion, der Brauerei, der Nahrungs- und Genussmittel" (Франкфурт-на-Майне, 1894); его же, "Ersatjztoffe von gewerblichen u. technischen Fabrikaten und Gebrauchsgegenst ä nden" (Франкфурт-на-Майне 1894).

Суррогаты женского молока

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сурский

— порог на р. Днепре, против устья р. Мокрой Суры. Он тянется на протяжении 50 саж. Падение воды 3 ½ фт.

Сурско-Михайловка

— с. Екатеринославской губ. и у. при р. Сухой Суре. Жит. 3155. Шк., 3 ярм., до 10 торгово-промышленн. заведений.

Сурское

(Сурско-Литовское) — с. Екатеринославской губ. и у., на р. Мокрой Суре. Жит. 3659. Земск. и церк.-прих. шк., 3 ярм., лавки. Населено белорусами и поляками, выходцами из Литвы. Часть населения — штундо-баптисты.

Сурта

Трофим Романович — лавник и купеческий староста, составитель хроники, которую он выбрал из разных летописей и дополнил из других источников; окончил он ее в 1693 г. Переписчик ее Трубницкий и его потомки продолжали "Kronika" до 1832 г. Дальнейшие прибавления к ней за время с 1841 по 1864 г. писаны кем-то по-русски. Ср. "Отчет Имп. публичной библиотеки за 1872 г." (СПб., 1873).

Сурукуку

(Lachesis muta), лахезис, или немой кротал, — весьма ядовитая, крупная (до 3 метр. длиной) южно-амер. змея, живущая в лесах средней и северной Бразилии. По своим признакам, а также и образу жизни, очень близка к гремучей змее (см. это слово). От последней отличается существованием шиповидного заострения на конце хвоста, отсутствием гремушек, замененных здесь 10—12 поперечными рядами заостренных чешуек на нижней стороне хвоста, и наконец — более острой спиной. Спина С. красновато-желтая с рядом черных ромбических пятен; брюхо — желтовато-белое.

Ю. В.

Сурхаб

(Сурх-аб — красная вода) — р. в Южн. Бухаре. Под именем С. известна средняя часть течения правого наиболее крупного притока р. Амударьи, который в верхней части носит название Кызыл-су, а в нижней — Вахш (см.) и вливается в Аму несколько сев. 37° сев. шир. (см. Заалайский хребет).

Сурхан

— правый прит. р. Амударьи, дл. св. 200 в., берет начало, под именем Каратаг-дарьи, из ледников южн. склонов Гиссарского хр. (см.), в окрестностях перевала Мура, ведущего из бассейна Зеравшана в Гиссар и вообше в Южн. Бухару. Спустившись с гор и выйдя на сравнительно равнинную местность у Кара-тага (2790 фт.), С. течет на Ю.З. мимо Регара (2070 фт.) и принимает справа значительный прит. Тупалан, берущий начало в снегах зап. части Гиссарского и принимаемый некоторыми за начало С. Приняв далее р. Ходжа-ипак-дарью и несколько других небольших притоков справа (слева притоков нет вовсе), С. выходит на обширную равнину и направляется к Аму, в которую он впадает под 37 ¼° сев. шир. и 67° 19' вост. дол. Шир. и количество воды во время таяния снегов довольно значительны, переправа совершается вброд и на каюках. В долине С., кроме Кара-тага и Регара, расположены города: Сары-ассия, Сары-джуй, Юрчи и Денау. Население и культура сосредоточены преимущественно в верхней части течения С.; страна же по нижнему течению р. почти совершенно пустынна и усеяна множеством развалин, свидетельствующих о прежнем густом населении. Развалины эти местами засыпаются подвижными песками, образующимися из разрушения развитых в долине С. третичных песчаников. Из этих развалин в особенности замечательны: развалины города Mи à, занимающие ок. 5 в. на правом берегу реки и Термеза (см.), на берегу Аму, несколько выше владения С. У впадения С. в Аму находится известная переправа Патта-Гиссар, до которой ходят пароходы от Чарджуя.

В. М.

Суры

(санскр. им. мн. Sur â s) — в ведах особый класс божеств, находящийся в связи с солнцем (Сурья, см.). Это — низшие божества, обитающие на небе. Толкования этого имени различны у разных мифологов.

Сурьма, в технике

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сурьма, медико-санитарный очерк

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сурьма, химический элемент

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сурьмяная кислота

— см. Сурьма.

Сурьмяная печень

— см. Сурьма.

Сурьмянистый водород

— см. Сурьма.

Сурьмяное стекло

— см. Стеклянное производство.

Сурьмяный блеск

— см. Сурьма.

Сурья

(санскр. S û rya-s "солнце") — имя индийского солнечного божества = олицетворение солнца, встречающегося уже в Ригведе, где оно занимает более видное место, чем в позднейшей индийской мифологии. Его прославлению посвящено 10 отдельных гимнов Ригведы. Так как имя С. всегда означает самый огненный шар солнца, то С. является наиболее конкретным из всех солнечных божеств индийской мифологии и связь его со светилом никогда не теряется. Божественный свет С. на небе сравнивается с лицом великого Агни, бога огня. Часто говорится об оке С.; затем С. сам называется оком богов Митры, Варуны, Агни или богов вообще (рассвет приводит с собой око богов); сурья называется также оком всех тварей, смотрящим сквозь небо, землю, воды, владыкой глаз, к которому уходят очи усопшего. С. принадлежит всем людям и встает как их пробудитель; отсюда он — душа и страж всего движущегося и далее неподвижного. Он имеет колесницу, влекомую одним конем, или вообще конями, или кобылицами, иногда семью лошадьми, получающими также эпитет быстрых. Путь С. приготовляют светлые адитья — Митра, Варуна, Арьяман; Пушан (см.) является его послом; заря открывает или производит С.; она же является его супругой. С., как сын Адити, получает также имя Адитья или Адитея. Его отец — небо, Дьяуш (Dy â ush); он рожден богами. Боги подняли его из океана, где он был скрыт; они же поместили его на небе, как одну из форм Агни. Многие отдельные боги являются как его родители или создатели. Индра-Вишну родил его; Индра-Сома поднял его вместе со светом; Индра-Варуна или Митра-Варуна подняли его на небо; Сома породил его и поместил в нем свет. В такой же роли является и Агни. Творец Дхатр (Dh â tr) сделал солнце, как и луну и т. д. Нередко С. изображается в виде летящей птицы красного цвета, сравнивается с летящим орлом и даже прямо отождествляется с ним. Живительная сила солнца ведет к олицетворению С. в виде быка, иногда пестрого, иногда белого. Лошади С. изображают его лучи (числом семь). Иногда С. изображается в виде неодушевленного предмета: он — драгоценный камень, перл неба, пестрый камень, помещенный в середине неба, колесо, колесница, блестящее оружие, которое Митра-Варуна закрывает тучами и дождем. С. торжествует над мрачными демонами и ведьмами, измеряет дни, продолжает время жизни, прогоняет хворь, заразу и дурные сны. Жить — значит видеть, как поднимается солнце. Все твари зависят от С., и небо поддерживается им. Эпитет Вишвакарман = творец всего — также прилагается к С. Он — божественный жрец богов. Единственный встречающийся в ведах миф о С. рассказывает, что Индра победил С. и похитил его колесо. В этом мифе можно видеть изображение грозы, затмевающей солнце. Родственный С. образ находим в Авесте, где солнце обладает быстрыми лошадьми и называется оком Агурамазды. В позднейшей индийской мифологии С. становится бледным второстепенным божеством, с которым связываются малохарактерные легенды: он является отцом близнецов Ашвинов, рожденных им от нимфы Ашвини. В Рамаяне и Пуранах С. является сыном мудреца Кашьяпы (см.) и Адити. В Рамаяне он называется также сыном Брахмы. Его блеск был так силен, что жена его Санджня дала ему Чхаю (Ch âyà = тень) в услужницы и сама удалилась в лес, чтобы отдаться благочестивым упражнениям. Когда С. привел ее домой, ее отец, Вишвакарма, положил светило на свой токарный станок и отрезал восьмую часть его блеска. Обрезки солнца упали кометами на землю; из них Вишвакарма сделал диск Вишну, трезубец Шивы и оружие прочих богов. В Махабхарате сын С., Ману Вайвасвата, является отцом Икхшваку, от которого ведет начало Сурьяванша — солнечная династия (см.). В Бишну-Пуране рассказывается, что Сатраджит видел С. в его собственном образе, "низкого роста, с лицом, как полированная красная медь и красноватыми глазами". Лишь немногие из этих позднейших мифов имеют связь с образом ведийского С.; все они представляют полный упадок фантазии и мифологического творчества в сравнении с яркими и поэтическими чертами ведийского С. Эпитеты, прилагаемые С., весьма многочисленны, особенно в позднейших источниках. Культ С. до сих пор еще соблюдается в Ориссе. С. посвящены многие храмы, замечательнейший из которых — в Канараке, на берегу моря, в 16 милях к С.З. от Джаганнатха. Изображения С. в современных индийских храмах рисуют его с головой, окруженной лучами, иногда с 4 руками, иногда с двумя; в одной он держит лотос, в другой свое колесо, сидя на пьедестале из лотоса или на блестящей одноколке, влекомой семиголовой лошадью изумрудного цвета или семью зелеными лошадьми. Иногда перед ним стоит красивая женская фигура — Прабха (блеск), его подруга, а также возница Аруна и разные оруженосцы.

С. Б—ч.

Сурья гора

— Томской губ., Бийского окр., на прав. берегу р. Убы. Гора эта возвышается на 30 саж. над уровнем р. из степной равнины. Она состоит из роговикового и фельдзитового порфира, на склоне ее встречается сиенит. Жилы бурого железняка. Склоны горы покрыты наносами. В 1832 г. здесь были открыты серебросвинцовые и медные руды, а в 1851 г. стал разрабатываться Сугатовский рудник. К Ю.З. от него был открыт Сургутановский серебряный прииск, представляющий собою пласт глинистых железняков, проникнутых серебряными охрами, медными и серными колчеданами и свинцовым блеском. Работы в последнем ограничились одною только разведкою.

Сурья-сиддханта

(санскр. S ûrya-siddhâ nta) — один из главных индийских астрономических трактатов, так наз. сиддхант (см.). По туземному преданию, он был сообщен людям самим солнцем — Сурья (см.) за 1000 лет до начала периода Третаюга, т. е. за 3027101 лет до Р. Х. Нельзя категорически утверждать, что С.-сиддханта является древнейшей из прочих сиддхант [По мнению Бентлея, она вошла в употребление в 538 г. нашей эры.], но не подлежит сомнению, что она может служить типичным образчиком индийских астрономических трактатов третьего, нового периода в истории туземной астрономии и сохранила свое значение и влияние до новейшего времени. Она дошла до нашего времени в полном виде, но в редакции, значительно уклоняющейся от той, которая была известна знаменитому индийскому астроному Варагамигире (см.), как это можно видеть из цитат, им делаемых. В дошедшей до нас редакции С.-сиддханта представляет собой стихотворный трактат, писанный двустишиями и распадающийся на четырнадцать глав. Здесь идет речь о разделении времени, об обращении солнца, луны, планет и неподвижных звезд вокруг Земли, о причинах неправильностей в обращении Меркурия и Венеры (невидимые существа пересекают зодиак и притягивают к себе планеты веревками, свитыми из воздуха), об апогеях луны, солнца, планет, об узлах луны и планет, о способах измерять время, вычислять положения и движения небесных светил, определять расстояние восходящего и заходящего солнца от восточной или западной точки горизонта, отыскивать по тени гномона во время равноденствия широту места, определять высоту солнца в любой час дня, о лунных и солнечных затмениях, о разных соединениях планет и неподвижных звезд, о теории восходов и заходов солнца и луны, об астрономических приборах и инструментах. Древнее брахманское представление мира в виде яйца удерживается, но Земля уже представляется не в виде плоскости, разделяющей яйцо пополам, а в виде шара, парящего посередине яйца; вокруг нее описывают свои пути светила. На сев. полюсе помещена золотая гора Меру — жилище богов; гора эта проходит сквозь всю землю и выходит на южном полюсе в виде другой горы Меру — жилища демонов-асуров. Над каждым полюсом по полярной звезде: северной и южной. Ад с его подразделениями заключен в центре земного шара. Есть также указания астрологического характера. С.-сиддханта в течение столетий имела громадный авторитет в глазах индусов во всех астрономических вопросах. Содержание ее в общем то же, которое представляла греческая астрономическая наука. Но есть в ней и специальные индийские черты, чисто баснословного характера: громадные мировые периоды (юга, кальпа), представление апогеев, соединений и узлов в виде особых личных существ и т. д. С.-сиддханта издавалась в Индии много раз: лучшее издание дали Fitz-Edward Hall и В â рu Deva Çâ strin в "Bibliotheca Indica". Переводы на англ. язык дали Бапу Дева Шастрин ("Bibl. Indica", Кальк., 1860) и лучший — Burgess-Whitney ("Journal of the American Oriental Society", т. VI). Об отношении оригинальной редакции С.-сиддханта к сохранившейся см. введение к изданию с переводом Pa ñcasiddhântikâ, сделанному G. Thibaut и Sudh âkara Dvivedî (Бенарес, 1889), а также статьи S. В. D îkshit, "The original Sûrya-Siddhâ nta" (в "Indian Antiquary", XIX) и M. P. Kharegat, "On the Interpretation of certain Passages in the P. S. of Var âha-Mihira" ("Journal of th e Asiatic Society of Bombay", 1896). Изложение содержания и историческую оценку памятника см. у Thibaut, "Astronomie, Astrologie und Mathematik", в Бюлеровском "Grundriss der Indo-arischen Philologie und Altertumskunde" (т. III, вып. 9, Страсбург, 1899, § § 23, 24, 25).

С. Б—ч.

Сурьяванша

(санскр. S ûryavamç a) — см. Солнечная династия.

Предыдущая страница Следующая страница