Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Т" (часть 51, Тяж - Тяс)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Т" (часть 51, Тяж - Тяс)

Предыдущая страница Следующая страница

Тяжелов

Арсений Иванович (ум. в 1855 г.) — протопресвитер московского Архангельского собора, магистр Петербургской академии; был профессором еврейского языка в Московской дух. акд. Написал: "Руководство к пасхалии" (М., 1820).

Тяжеловес

— см. Топаз.

Тяжелое масло

— см. Деготь каменноугольный, Дерево и Смазочные материалы.

Тяжелый камень

— см. Шеелит.

Тяжелый шпат

— см. Барит.

Тяжесть

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тяжина

— в Малороссии простая набойчатая или тканая полосатая материя в роде тика, полосатое полотно ("тяжиновые штаны" и пр.).

Тяжкая

— благовест в большой колокол; звон во вся тяжкая (во все колокола), или красный, бывает при торжественных и радостных событиях в церкви в высокоторжественные и викториальные дни, также для отдания почести государю императору и епархиальному архиерею. Этот звон, как более частый и веселый, противоположен звону медленному и косному, какой бывает в седмичные дни Св. Четыредесятницы.

Тяльяндье Рене-Гаспар-Эрнест

(Taillandier, известный в литературе под именем Сен-Рене Тальяндье, 1817—1879) — известный французский критик и публицист, ученик Шеллинга, профессор литературы в Страсбурге, Монпелье и Париже, один из наиболее деятельных сотрудников "Revue des deux mondes", осторожный, образованный и беспристрастный критик, одним из первых ознакомивший французскую публику с русской литературой. Главные его труды: "B é atrix" (поэма, 1840), "Des écrivains sacrés au XIX siècle" (1842), "Etudes sur la révolution en Allemagne" (1853), "Allemagne et Russie, études historiques et littéraires" (1856), "Le poète du Caucase ou la Vie et les oeuvres de Michel Lermontoff" (1856), "Histoire et philosophie réligieuse" (1860), "La comtesse d'Albany" (1862), "Maurice de Saxe" (1860). "Corneille et les contemporains" (1864), "Drames et romans de la vie littéraire" (1870), "La Serbie, Kara George et Milosch" (1871), "Dix ans de l'histoire d'Allemagne" (1875), "Le général Philippe de Ségur" (1875), "Les renégats de 89" (1877), "Le roi Lèopold et la reine Victoria" (1878), "Boursault, sa vie et ses oeuvres" (1881).

A. Г .

Тянь

(небо), или хуан-тянь (царственное небо) — являлось в древние времена, когда в Китае господствовало шаманство, главным объектом почитания: оно и доныне играет выдающуюся роль в религиозных представлениях народа. Небо — это внешнее проявление силы распорядителя судеб мира, или Шанди, с которым оно постоянно смешивается народом; это промысел, судьба, поддерживающая ненарушимость вечных законов, на которых зиждется порядок во вселенной. Представителем неба на земле является богдохан, носящий в этой своей роли наименование Сына неба (Т.-цзы); он единственный посредник между людьми и небом, ответственный перед последним за благоденствие своих подданных; он один от лица всего народа имеет право совершать жертвоприношение небу, для чего в Пекине устроен особый жертвенник Т.-тан (см.).

Тянь-ди-хой

— одно из названии наиболее распространенного тайного общества в Китае, которое у европейцев известно под названием триады, или троичности (Triad society, Sam-hop-wui, Hung league, Pi-lien-kiao). Происхождение этого общества относится китайцами к глубокой древности, но современную свою организацию оно получило, по-видимому, лишь при ныншней маньчжурской династии, поставив своею главною целью ниспровержение последней. Общество беспрестанно возбуждает восстания против маньчжурского правительства; в его среде зародилось и восстание тайпингов (см.). Члены общества не брезгают и грабежом, совершая при этом страшные зверства над мирным населением. Китайское правительство строго преследует членов общества, но борьба с ними крайне затруднительна ввиду сплоченности общества, его крепкой организации и многочисленности членов. Общество делится на ложи, во главе которых стоят председатели с целым штатом подчиненных им выборных должностных лиц (вице-председатели, советники, казначеи и др.). Всеми ложами общества заведует центральный комитет, состоящий из председателей 5 провинциальных лож. Общество заботится о привлечении в свою среду возможно большего числа членов, нередко прибегая при этом к насилию и безжалостно убивая всех отказывающихся вступить в ряды общества. Прием новых членов сопровождается таинственными церемониями, напоминающими, как и многие другие черты организации общества, порядки, усвоенные франкмасонами. Каждый новый член приносит клятву, состоящую из 36 пунктов (честность и справедливость в отношении сочленов, защита их и помощь в нужде), скрепляя ее пролитием собственной крови. Общество имеет свой устав, цель которого — поддержание сплоченности между членами и предупреждение отступничества, караемого смертью. Члены общества узнают друг друга по многочисленным внешним признакам и жестам, им одним только понятным; у них имеются свои собственные знамена, сигналы, паспорта. Действуют они довольно открыто, так как сумели внушить населению такой страх, что никто не решается доносить на них властям. Численность членов общества определяется миллионами; особенно много их проживало в английских, португальских и голландских колониях Восточной Азии, где они пользовались почти полною свободою. Только в новейшее время англичанами были приняты меры к искоренению этого общества, объявленного недозволенным в английских колониях.

Тянь-тан

— жертвенник в честь неба в южной части Пекина, в парке, имеющем около с [так в издании 1902 г. — Ред.] вер. в окружности. Это — возвышение, состоящее из трех концентрических террас; на верхней площадке, к которой ведут снизу 27 ступеней, находится самый алтарь. Кроме этого сооружения, в парке имеется еще целый ряд кумирен и других построек. Жертвоприношения в честь неба совершаются три раза в год: в начале весны, в летнее и зимнее солнцестояние лично императором или, в случае его болезни или же малолетства, особо уполномоченным на то его представителем. Перед жертвоприношением богдыхану полагается поститься три дня. Перед церемониею, происходящей в полночь, на алтаре, перед которым устанавливается табличка Шанди (см. Тянь), помещаются чашечки в числе 28 с рисом, пшеном, мясом, рыбою и другими явствами и 3 больших чаши с водою; приводится также главный предмет жертвоприношения — телка. Богдыхан в синем одеянии один поднимается на верхнюю площадку, зажигает курительные свечи, совершает земное поклонение перед табличкою Шанди. Под звуки оркестра окропляют водою телку и другие жертвенные предметы; после этого телка закалывается; император, прочитав молитву в честь неба, совершает возлияние вином и затем, вкусив жертвенных яств, 12 раз падает ниц перед алтарем. Этим церемония заканчивается, таблички Шанди уносятся в особую кумирню, а все приношения сжигаются. Кроме музыки, в состав церемонии входят и танцы, исполняемые особыми танцорами.

Тянь-Цзинский трактат

— заключен между Россией и Китаем 1-го июня 1858 г. после Айгунского трактата, во время военных действий против Китая со стороны Франции и Англии. Т. трактат подписан графом Путятиным; ратификован имп. Александром II в августе 1858 г. Он распространил на Россию все торговые права европейских держав; для русской морской торговли открыт доступ в главные китайские порты (Шанхай, Нинпо, Фучжоу-фу и др.); предназначалось приступить к разграничению русских и китайских владений и постановлено было, чтобы дипломатические сношения производились между мин. иностранных дел и старшим членом китайского верховного совета или с главным министром, а не через ли-фань-юань (трибунал внешних сношений) и сенат (по Кяхтинскому трактату). Расширены права русской духовной миссии и установлено почтовое сообщение между Пекином и Кяхтой.

Тянь-цзинь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тянь-Шань

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тяпинский

(Омельянович, Василий Миколаевич) — переводчик Евангелия, напечатанного в кочевой типографии Т. в лист, без означения места и времени печатания, около 1580 г., на белорусское наречие. Сведений о жизни Т. сохранилось очень мало; впервые имя его упоминается в 1564 г. Т. примыкал к социнианству, как это явствует из предисловия к Евангелию. Важнейшая черта мировоззрения Т. — любовь к русскому народу; в современном обществе Т. наблюдал падение национально-религиозных качеств древних славян и понижение образованности в русском духе. Он обращается с воззванием к папам, прося их повлиять на духовенство, чтобы оно изменило свой образ жизни и отдало средства на "поддержание и укрепление науки слова Божия". Главным мотивом для перевода Евангелия на белорусское наречие послужило для Т. сознание пользы Св. Писания на родном языке. Перевод и издание книги причинили Т. много затруднений. Предисловие к переводу имеет значение для характеристики современного общества и принадлежит к числу главных политич. сочинений эпохи XVI в. в России. Т. первый начинает борьбу с полонизацией Сев.-Зап. края не на религиозной почве, но на национально-культурной. Ср. М. В. Довнар-Запольский, "В. Тяпинский, переводчик Евангелия на белорусское наречие" (СПб., 1899).

Тяпкины

— дворянский род, происходящий, по сказаниям древних родословцев, от мужа честна Василия Варгоса по прозванию Погожий, выехавшего с Ольгердовичами на Мамаево побоище (1380), оставшегося в Москве и бывшего окольничим Дмитрия Донского. Его младший сын Михаил по прозванию Тяпка был родоначальником Т. Иван Иванович Т. был наместником в Калуге (1522), а племянник его Матвей Семенович — наместником в Мценске (1537). Василий Михайлович Т. был посланником в Польше (1665, 1674—76) и Крыму (1683) и думным дворянином. Род Т. внесен в род. кн. Владимирской, Саратовской, Тамбовской и Тульской губ.

Тясьминь

(Тасьмин) р. Киевской губ., дл. в 162 в. Берет начало в Чигиринском у., к СВ. от с. Высшие Верещаки, течет сперва на ЮЗ, у с. Больш. Бирки поворачивает к СЗ, у м. Смелы — к СВ, у с.Харьковки — к ЮВ, входит в Ирдынское болото, у г. Чигирина поворачивает на В, образуя здесь границу Киевской и Херсонской губ. до впадения своего в р. Днепр у Новогеоргиевска. Шир. р. от 5 до 35 саж., у запруд до ½ вер. (шир. долины до 1 ½ вер. и более), глуб. от 3 фт. до 3 с., средняя скорость 1 ½ фт. в секунду. Берега р. большею частью высокие (лев. часто выше прав.), крутые и каменистые (от м. Каменки до с. Яблоновки они сложены из гранита, у с. Субботова и г. Чигирина — из третичного жернового песчаника, прикрытого глинами. В нижнем течении Т. берега низменные и болотистые. Важнейшие притоки Т.: с лев. стор.: Сухой Тясьмнн, Болтышка, Сухой Ташлык, Ирдыновка, Калаборок; с правой — Осотянка, Косарка, Вязля, Ирклейц, Бол. Чута, Пугачиха. По Т. расположены 2 города, 4 местечка и 46 селений.

Предыдущая страница Следующая страница