Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "У" (часть 14, Утв - Уце)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "У" (часть 14, Утв - Уце)

Предыдущая страница Следующая страница

Утверждение уголовных приговоров

— У. уголовных приговоров административною властью или высшей судебной инстанцией было принято за общее правило в процессе розыскного типа, где каждое дело по рассмотрении его судом первой степени восходило, в силу закона, на ревизию в высшие инстанции, причем приговор мог быть приведен в исполнение лишь по У. его высшей инстанцией. В современном процессе установлено представление некоторых уголовных приговоров на У. верховной власти. По действующему уставу уголовного судопроизводства на усмотрение императорского величества представляются через министра юстиции вошедшие в законную силу приговоры уголовного суда, если ими присуждаются к наказаниям, соединенным с лишением всех прав состояния или всех особенных прав и преимуществ, дворяне, чиновники, священнослужители или лица, имеющие ордена и знаки отличия, снимаемые лишь с высочайшего соизволения, а равно если суд ходатайствует о смягчении наказания в размере, выходящем из пределов предоставленной судебным местам власти, или о помиловании осужденного. Приговоры эти приводятся в исполнение только по воспоследовании высочайшего на то разрешения, которое предлагается министром юстиции суду, постановившему приговор (ст. 945—946). В военном процессе У. военного начальства требуется для приговоров низших военных судов (см.). Приговоры военных судов высшей подсудности представляются, прежде обращения их к исполнению, в мирное время — на высочайшее усмотрение, а в военное время — на У. главнокомандующего, коменданта осажденной крепости или начальника отряда, лишенного сообщения с прочими частями армии: 1) если офицеры, гражданств чиновники, дворяне и священнослужители присуждаются к наказаниям, соединенным с лишением всех прав состояния или всех особенных прав и преимуществ, или же к разжалованию в рядовые; 2) если кто-либо присуждается к лишению высочайше пожалованного ордена или знака отличия; 3) если суд ходатайствует о смягчении подсудимому наказания в размере, выходящем из пределов предоставленной ему власти, или о помиловании преступника: 4) если виновный осужден к смертной казни (в военное время) и 5) если виновный присужден к лишению всех прав состояния или к заточению в крепости и приговор был обжалован, но по делу может быть отменено кассационное производство. Кроме того, в мирное время на У. командующего войсками военного округа представляются приговоры, постановленные военно-окружными и временными военными судами с применением наказаний военного времени, а на У. генерал-губернатора (в местностях, им не подчиненных, — командующего войсками округа) — приговоры, постановленные военными судами по делам, переданным на рассмотрение этих судов по положению об усиленной охране.

А. С. Лыкошин.

Утевка, село Самарской губернии, Бузулукского уезда

— село Бузулукского уезда Самарской губернии; 4772 жителя; земская школа; ярмарка, хлебная торговля.

Утевка, село Самарской губернии, Николаевского уезда

(Андросовка, Воздвиженка) — село Николаевского уезда Самарской губернии; 5625 жителей; 2 земских школы; ярмарка.

Утермарк

(Иоанн Генрих) — архитектор при Александре I, фабрикант, изобретатель кровельного толя. Подробное описание опытов по покрытию зданий толем, сделанных им в 1805 г. по высочайшему повелению на Охтинских пороховых заводах, помещено в "СПб. ведом." за 1805 г. (№ 101). Кроме того, он написал книгу "Весьма выгодное употребление бумаги на крытие домов" (СПб., 1806). За свое изобретение У. был награжден золотой медалью.

Утесник

(Ulex Europaeas L.) — очень ветвистый колючий кустарник до полутора метров высотою, относящийся к семейству мотыльковых; листья у него линейные, остро-колючие; желтые цветки одиночные, обыкновенного мотылькового типа; чашечка двугубая, железисто-волосистая; тычинки все спаяны нитями. Дико растет У. в Западной Европе, на о-ве Св. Елены, в Капланде. Иногда возделывается как корм для лошадей, а из цветов добывают желтую краску, ветви употребляются как суррогат чая.

Утешенович, Мартинуцци

(Утешенич) "брат" или "монах" Георг — имена и прозвища венгерского государственного человека и духовного сановника, происходившего из старой дворянской фамилии (род. в 1482 г., убит в 1551 г.). Воспитывался при дворе герцога Яна Гуниади, или Корвина, служил под начальством Иоанна Запольи (см.), затем принял монашество и был приором венгерского монастыря Сайо-Лада. Когда Заполья после несчастной битвы близ Кашау (19 марта 1528 г.) задумал бежать в Польшу, У. вышел из монастыря и сделался советником и казначеем Запольи. С 1534 г. епископ Гросвардейнский, У. играл главную роль в мирных переговорах между Запольей и Фердинандом I. Султан, узнав о состоявшемся соглашении, велел своим войскам вторгнуться в Трансильванию. У. помог Заполье выйти из трудного положения глубоко обдуманными военными действиями и большой суммой денег, посланной влиятельным приближенным султана. По смерти Иоанна Запольи У., согласно завещанию его, стал во главе регентства. Когда султан отнял Будапешт у малолетнего Запольи, У. перешел на сторону Фердинанда I и отказался в его пользу от Венгрии под условием сохранения за Запольей графства Ципс и уплаты ему ежегодной ренты в 12000 дукатов (23 апреля 1542 г.). В 1544 г. Фердинанд I назначил У. королевским наместником. Когда враги У. с Петровичем во главе хотели потребовать у него отчета на сейме, он сложил власть и ушел в монастырь в сознании, что без него обойтись нельзя. Трансильванские сословия выбрали его в главнокомандующие земского ополчения, назначили его главным казначеем и судьей, что обострило еще больше его отношения к Петровичу, который вышел из состава регентства. По заключении перемирия с турками в 1547 г. У. все больше склонялся на сторону Фердинанда I и в 1549 г. заключил с ним новый договор в духе условия 1542 г. Королева Изабелла, вдова Иоанна Запольи, обвинила Утешеновича перед сеймом в измене; султан послал в Трансильванию войско и признал регентом Петровича. Отбив нападения турок, У. заключил с Фердинандом I Вейссенбургский договор (19 июля 1551 г.), в силу которого Изабелла именем своего сына отдавала Фердинанду Трансильванию и Восточную Венгрию, за что от него получила герцогство Оппельн в Силезии, с 25000 золотых гульденов ежегодной ренты. За эту выгодную для Фердинанда сделку У. получил место воеводы в Трансильвании; кроме того, по просьбе Фердинанда папа возвел У. в сан кардинала. При новом вторжении турок У. приписали неудачу королевского войска, недостаток припасов, роспуск ополчения и даже замысел соединиться с турками и избить королевские войска. По приказу главнокомандующего войсками Фердинанда, Кастальдо, У. был убит.

См. Bachet, "Histoire du Minist è re du Cardinal Martinusius" (Париж, 1715); F. v. Buchholtz, "Geschichte Ferdinands I" (тома III—VII); J. C. Schuller, "Die Verhandlungen von M ü hlbach und Martinuzzis Ende" (Германштадт, 1862); Hatvani (Horvath), "Rajzok a magyar t örtenelembö l" (Пешт, 1859); Og. Uteschenović, "Lebensgeschichte des Kardinals Georg Ut. gen. Mart inusius" (Вена, 1881).

Утешенович, Огнеслав

(Ognioslav Ut ěš enovi ć) — cepбcкoxopвaтcкий поэт; род. в 1818 г. В 1842 г. вступил в кружок национальных и народных поэтов хорватских под псевдонимом Ostrožinski и напечатал несколько своих произведений в Данице. Сборник своих стихотворений он издал в 1845 г. в Вене, под заглавием "Vila Ostrožinska", и присоединил к ним свои "Misli о krasnih umietnostih" в качестве введения в эстетику. В 1852 г. он перевел "Slovo о pluku Igorevě" и напечатал свой перевод в журнале "Neven". Кроме того, ему принадлежит довольно важное сочинение "Die Hauskommunionen bei den S ü dslaven" (Вена, 1859). Из его поэтических произведений наибольшею популярностью пользовалась поэма "Nedelko" (1861), написанная с горячею патриотической верой в национальное возрождение сербов и хорватов.

Утешитель

(Παράκλητος) — наименование третьего Лица Св. Троицы — Св. Духа, заимствованное из последней прощальной беседы Иисуса Христа с учениками. "Я умолю Отца, — говорил Христос, обращаясь к своим ученикам, — и даст вам другого У., да пребудет с вами вовек, Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его, и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает, и в вас будет" (Иоан. XIV, 16, 17). "Когда приидет У., которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Иоан. XV, 26). Ср. Дух Святой. См. митроп. Макарий, "Православно-догматическое богословие" (т. I, СПб., 1883); архиеп. Черниг. Филарет, "Православное догматическое богословие" (ч. I, СПб., 1882); епископ Сильвестр, "Опыт православного догматического богословия" (т. II, Киев, 1885); епископ Виссарион, "Обозрение употребительнейших церковных молитв" (M, 1892).

Утикa, город в Соединенных Штатах

(Utica) — город в штате Нью-Йорк; см. Ютика.

Утика, древняя колония

— древнейшая финикийская колония на северном берегу Африки, близ мыса Аполлона и западного рукава реки Баградаса, в 4 или 5 милях от Карфагена. Основана, по преданию, в XII в. до Р. Х. и рано достигла большого процветания благодаря торговле. Город У., хорошо укрепленный природой и искусством, лежал на плодородной долине; кругом него — горы с металлическими залежами, на берегу — хорошие гавани. Предметами вывоза служили зерно и соль. В политическом отношении У. считалась независимой от Карфагена, но нередко испытывала давление со стороны этого города. Бывали случаи, что У. восставала против Карфагена (240 г. до Р. Х.) или принимала сторону его врагов, напр. Агафокла (316 до Р. Х.). Во время двух первых Пунических войн она шла заодно с Карфагеном. После разрушения Карфагена (147 до Р. Х.) У., покорясь римлянам, сделалась главным городом Сев. Африки и передаточным пунктом в сношениях Рима с внутренностью страны. Во время гражданской войны У. стала на сторону Цезаря, вследствие чего была взята Катоном, сторонником Помпея. После битвы при Тапсе (46 г. до Р. Х.) Катон лишил себя жизни, и У. перешла в руки Цезаря, который предоставил ее населению латинское право. Август даровал ему права римского гражданства. При позднейших императорах У. процветала; о ней много заботился Септимий Север. Войны вандалов опустошали город, в VII в. он был разрушен арабами. В новейшее время там производятся раскопки.

Утилитаризм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Утин, Борис Исаакович

(1832—1872 г.) — юрист; окончил курс в Дерптском университете; был профессором Петербургского университета по кафедре истории положительных законодательств; в 1861 г., во время студенческих волнений, вместе с К. Д. Кавелиным, В. Д. Спасовичем, M. M. Стасюлевичем и А. Н. Пыпиным оставил университет; памятен своим воспитательным влиянием на студентов и своею живою преподавательскою деятельностью; отличался высоким нравственным ригоризмом. Последние годы жизни был членом СПб. окр. суда и СПб. суд. палаты. Его труды: "Ueber die Ehrenverletzung nach rassischem Recht"; "О мировой юстиции и самоуправлении в Англии" ("Современник", 1860); "Очерк исторического образования суда присяжных в Англии" ("Русский вестник", 1860); "Судебная реформа" ("Отеч. записки", 1862); "Государственный быт Англии" (ibid., 1862); "Светское законодательство и церковь с XVII в." ("Вестн. Европы", 1868, № 7); "Политическая сатира во Франции" ("Вестник Европы" 1868 г., №№ 2 и 4, за подп. В. О.); "Источники крестьянской реформы" (ibid., 1870 г., № 11, за тою же подписью); "Исправительные колонии" (ibid., 1871, № 5); "Из судебного мира" (ibid., 1872 г., № 2, за подписью В. О.).

Утин, Евгений Исакович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Утиные, подотряд пластинчатоклювых птиц

(или гусиные; Anseres, s. Anates) — подотряд пластинчатоклювых птиц, заключающий в себе два семейства: африканских шпорцевых гусей (Plectropteridae) и утиных собственно (Anatidae); см. Пластинчатоклювые.

Утиные, семейство пластинчатоклювых птиц

(Anatidae) — семейство пластинчатоклювых птиц. По последней классификации к семейству У. относят не только уток в собственном смысле (подсем. Anatinae), но также в качестве отдельных подсемейств — гусей (Anserinae) и лебедей (Cygninае). В указанном смысле представители У. характеризуются широким, более или менее плоским клювом с когтеобразным ноготком на конце и с поперечными роговыми пластинками по краям, более или менее удлиненною шеей и короткими, обыкновенно отодвинутыми назад ногами. Мясистый язык их по краям снабжен роговою бахромкою или зазубринами. Перепонка у заднего пальца то существует, то отсутствует. Плюсна или сетчатая (у лебедей и гусей), или спереди покрыта поперечными щитками (у уток); средний палец то короче (гуси, некоторые утки), то длиннее (лебеди) плюсны. Передние пальцы соединены развитою плавательною перепонкою. Хвост, никогда не бывающий длинным, прямо срезан, или закруглен, или клиновидно заострен. Bсе У. отлично плавают; большинство их хорошо ныряет. Представители подсем. уток по земле передвигаются неуклюже, переваливаясь. Полет быстрый и продолжительный, хотя для того, чтобы подняться с земли или с воды, всегда требуется некоторое усилие и хотя бы незначительный разбег. Питаются У. смешанною — животною и растительною пищею (см. Гусь, Лебедь). Подсем. уток (Anatinae) заключает в себе более 100 широко распространенных видов. Самцы в брачном наряде почти всегда резко отличаются от самок. К нему относятся из европейских родов: — крохали (Mergus, см.), савки (Erismatura, см.), гаги (Somateria, см.), нырки (Fuligula, см. Нырки, Турпан, Синьга, Чернеть, Морянка), утки настоящие (Anas, см. Широконоска, Чирок, Кряква, Шилохвост, Свиязь) и пеганки (Таdorna, см.).

Ю. В.

Утка домашняя

(Anas domestica) — ведет свое начало от обыкновенной дикой У., или кряквы (A. boschas, см.). Существуют наблюдения, что уже после третьего поколения у крякв, воспитывающихся в неволе, становятся заметными некоторые изменения, характерные для домашней У., — как увеличение размеров тела, неуклюжесть походки, изменение цвета некоторых маховых перьев, расширение белого ошейника у селезня и т. д. Аристотель не знал домашних уток, хотя в более древнюю эпоху они были уже известны грекам. Домашние У. римлян еще довольно хорошо летали и, следовательно, не были вполне одомашнены. Так как из всех хорошо известных диких видов рода Anas только у селезня кряквы 4 средних хвостовых пера загнуты кверху и так как то же наблюдается и у домашней У., так как, далее, все известные в настоящее время породы домашних У. по анатомическим признакам ничем существенным не отличаются от кряквы и так как, наконец, все они очень легко скрещиваются между собою и дают плодущее потомство, то мнение о происхождении всех пород домашних У. от одного дикого вида — именно от кряквы — должно быть признано более верным, чем предположение о происхождении их от нескольких диких видов. Отличают 4 главных породы У.: 1) простая домашняя У., которая в свою очередь распадается на несколько подпород, отличающихся одна от другой цветом, присутствием или отсутствием хохла на голове и отчасти формою тела; 2) крючкоклювая У. (обыкновенно белая) с загнутым книзу клювом и часто с хохлом; 3) болтливая У. (часто белого цвета) — незначительной величины, с небольшим клювом; 4) пингвиновая У. — высоко поднимающая свое тело и вытягивающая прямо кверху шею, отличающаяся, кроме того, очень коротким клювом, 18-перым хвостом, загнутым кверху, и сравнительно более длиною плюсною.

Ю. В.

Утка, в кораблестроении

(морск.) — приспособление для временного закрепления конца снасти на судне; делается (если из дерева) в виде дощечки, вырезанной по форме, похожей на букву Н, прикрепленной одной из сторон к месту закрепления на судне; металлическая У. делается из прута, со сплющенною и отогнутою в сторону серединою, за которую и крепится к месту; часто делается в виде планки с двумя отростками по длине, разогнутыми в сторону концов планки, и т. д.

Уткала

(санскр. Utkala) — древнее имя теперешней индийской провинции Ориссы, которое иногда переносится и на язык этой страны (иначе Урия, см.).

Утки настоящие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Уткин, Николай Иванович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Уткин, Павел Петрович

(1808—1852) — медальер, воспитывался в Императорской академии художеств, где его главным наставником был П. Доброхотов. По окончании курса этого учреждения в 1830 г. оставлен при нем в качестве пенсионера и вместе с тем поступил на службу медальером на СПб. монетный двор. По смерти Доброхотова в 1831 г. он занял должность преподавателя медальерного искусства. В 1839 г. возведен в звание академика без исполнения особой заданной для того программы, как мастер, уже доказавший свои познания и талант предшествовавшими произведениями. В 1842 г. получил таким же образом профессорское звание. Главные его работы — штемпеля для медалей: на открытие монумента Александра I в С.-Петербурге, на закладку Храма Спасителя в Москве, в память воссоединения униатов с православною церковью, по случаю кончины имп. Марии Феодоровны, в честь гр. Ребиндера и И. Крылова.

Уткинские горные заводы

— Пермской губернии: 1) Екатеринбургского у., при реке Утке, в 75 вер. от уездн. гор. Чугуноплавильное и железоделательное производство. Основан в 1749 г. В 1899 г. выплавлено чугуна 368204 пд., выделано железа 106392 пд. Жителей в заводском селении 3 1/2 тыс. 2) (Утка Демидова) — Красноуфимского у., при впадении р. Утки в Чусовую. Чугуноплавильное производство. Завод основан в 1729 г. Акинф. Демидовым. В 1898—99 г. выплавлено 690 тыс. пд. чугуна. В зав. селении 5 тыс. жит., 1 правосл. и 1 единоверч. црк., госпиталь, аптека, школа. Пристань на Чусовой.

Утконос

(Ornithorhynchus paradoxus) — единственный вид единственного рода одного из двух семейств однопроходных (см.), или Monotremata. Тело покрыто мягкой и густой шерстью, голова с широким клювом, похожим на утиный, и при его основании кожистый валик. В каждой половине верхней и нижней челюсти по роговой пластинке, заменяющей зубы, рано выпадающие. Пальцы соединены плавательной перепонкой. Ночное животное; роет норы и откладывает яйца. Живет в Южн. Австралии и Тасмании.

В. М. Ш.

Утлегарь

— рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта; оно ставится выше последнего и выдвигается вперед через бушпритный эзельгофт (обойму).

Уток

— система нитей, которые в ткани располагаются поперек длины куска, проходя от одной кромки к другой. Нити У. прокидываются челноком (см. Ткацкое дело) и прибиваются бердом батана. От У. не требуется такой крепости, как от основы (см.), взамен чего ему придают большую гибкость, чтобы он свободнее укладывался между нитями основы, а также пушистость, чтобы он заполнял промежутки между нитями и делал ткань плотнее на свет. Поэтому уточную пряжу крутят гораздо слабее, чем основу. Подготовка У. к ткачеству очень проста. Она заключается в намотке на шпулю (если пряжа прямо уже с прядильной машины не получается в форме шпули или початка (см.), могущего быть вложенным в челнок), а затем в намачивании или запаривании, чтобы отнять у нитей стремление скручиваться и образовывать петли (сукрутины). В некоторых случаях (напр. при изготовлении сукна) У. придают крутку в обратном направлении, чем основе.

С. А. Ганешин. Δ .

Утомление

усталость — характеризует такое состояние почвы, при котором становится невозможным, по крайней мере при пользовании обыкновенными приемами культуры, достижение более или менее нормальных урожаев известного растения. Это явление имеет место при возделывании многих сельскохоз. растений (в особенности при частом возвращении их на одно и то же место) и в зависимости от названий культивируемых растений именуется различно. Так, говорят о "вико", "горохо" и т. д. У почвы. Довольно часто оно наблюдается на клевере и свекловице и в силу общеизвестности и распространенности культур этих растений уже давно обратило на себя внимание сельских хозяев. Внешним образом У. почвы проявляется разно. Клеверные поля, напр., имеют иногда такой вид, как будто не были засеяны вовсе; иногда на таких полях остаются незначительные площадки хорошего клевера, но чаще клевер растет отдельными, очень редкими, мелкими и тощими экземплярами, как на самых скудных полях. На местах, постигнутых У., первоначальное развитие клевера может идти даже нормально: как во время появления всходов, так и до первого укоса на них не замечается ничего особенного, но затем без всякой видимой причины развившиеся почти наполовину растения перестают дальше развиваться и мало-помалу хиреют и делаются тощими. Что касается свекловицы, то она под влиянием У. почвы слабо развивает листья и корни, при чем урожай значительно понижается; корни такой свекловицы бывают бедны зольными веществами, а иной раз носят на себе признаки различного видоизменения тканей. Несмотря на сравнительную давность обнаружения, У. почвы в разных видах представляет и до настоящего времени довольно загадочное явление, объяснить которое во всех его случаях или совсем не удается, или удается только лишь гипотетически; основную же причину У. почвы установить доказательно удалось только в отдельных случаях сельскохозяйственной практики. Такая неразработанность столь важного практического вопроса, каким является У. почвы, лежит в трудности подойти к разрешению этого сложного вопроса экспериментальным путем, который только один может повести к раскрытию сущности этого явления, а также до некоторой степени в значительном разнообразии форм его проявления и неустановленности самого понятия об У. почвы, вследствие чего самые простые, легко объяснимые причины неуспешного роста растений, проистекающие, напр., от несовершенства приемов культуры, относятся за счет У. почвы. В настоящее время У. почвы ставят в зависимость oт изменения химического состава почвы или от накопления в ней животных и растительных паразитов, препятствующих развитию растений. Химическая теория У. почвы проводилась еще Либихом, высказавшимся с особенною определенностью, что У. в отношении клевера и свекловицы есть истощение почвы, преимущественно в глубоких слоях, некоторыми питательными веществами для растений (именно — солями калия). Предположение это, несмотря на многочисленные работы (Филинга, Либнера, Эммерлинга, Вагнера, Курцлеба и др.), не может считаться ни вполне доказанным, ни вполне опровергнутым; во всяком случае защитники этой теории, главным образом в отношении клевероутомления, имеются и в среде современных ученых. Паразитарная теория за последнее время нашла себе много сторонников, в особенности после работ Ю. Кюна и Либнера, направленных к выяснению сущности свеклоутомления почвы. Названными лицами было вполне твердо установлено, что причина свеклоутомления кроется в распространении на полях нематод (см.). Они доказали, что на свекловичных полях, где обнаруживается это явление, есть и нематоды, что борьба с нематодой является и средством борьбы с свеклоутомлением и что меры предупреждения размножения нематод предупреждают вместе с тем проявления У. почвы.

Г. Кл.

Утопии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Утопление

Статья большая, находится на отдельной странице.

Уточковые

или Lepadidae — семейство ракообразных из отряда усоногих (см.), или Cirripedia, подотряда стебельчатых усоногих, или Pedunculata.

Утраквизм школьный

(в средней школе) — термин, пущенный в обращение берлинским философом и педагогом Фр. Паульсеном. Под именем У. разумеется такое сочетание программ средней школы, когда последняя в одно и то же время стремится дать классическое и реалистическое образование, и рядом с значительным числом уроков по древним языкам и литературам ведется изучение в обширных размерах новых языков и физико-математических наук. Эта смешанная система возобладала в прусских гимназиях благодаря реформам Иог. Шульце, предпринятым в двадцатых и тридцатых годах XIX в.; в австрийских гимназиях подобная же реформа была проведена, под руководством Германа Боница, в пятидесятых годах. Программы русских гимназий, после реформы гр. Д. Толстого в семидесятых годах, также получили утраквистический характер. У. привел к сильному удлинению гимназического курса, к многопредметности и к переутомлению учащихся. Выходом из этого тяжкого состояния средней школы может быть либо возвращение к чистому классицизму, что неисполнимо, либо отрешение от классического идеала и перестройка школы на новых началах.

А. Готлиб.

Утраквисты

— Именем каликстинов или У. называлась умеренная партия гуситов, главной отличительной чертой которой по отношению к католикам являлось причащение всех верующих под обоими видами — sub utraque (specie), — откуда и их название. Современники называли их большею частью "пражанами", так как центральным оплотом этих гуситов был Пражский университет, положивший начало утраквизму своим воззванием 10 марта 1417 г., которым предлагалось всем христианам причащаться под обоими видами. См. Гуситы, Табориты. Литература — под словом Табориты; также Czerwenka, "Geschichte der Evangelischen Kirche in B öhmen" (1870).

Утрам

Джемс (Outram, 1803—63) — английский генерал. Юношей отправясь в Ост-Индию, он скоро выделился, как храбрый офицер и способный организатор. В 1856 г. ему было поручено побудить султана Ауда к отречению от престола; когда тот не согласился, У. просто сверг его с престола. В 1857 г. У. получил команду над войсками, действовавшими против Персии. 8 февр. он одержал победу при Кушабе, 19 марта дошел до р. Карум, 26 марта взял Мохамму и принудил персов к заключению мира. Когда восстание сипаев грозило охватить весь север Индостана, У. было поручено держать в повиновении страну между Калькуттой и Каунпуром; 15 сент. 1857 г. он соединился с своим другом Гавелоком и, хотя был старше его по чину, стал добровольно под его команду, был заперт сипаями вместе с Гавелоком в Лукнове (25 сент.) и только 22 ноября был освобожден Кемпбеллем. Очистив Лукнов, У. с 4000 чел. остался в Аламбаге, где продержался, со страшными затруднениями, до взятия Лукнова англичанами. Его гробница в Вестминстерском аббатстве украшена надписью: "Баярду Индии". У. написал "Notes on the campaign in Scinde and Afghanistan" (1840) и "The conquest of Scindia" (1846). См. F. J. Goldschmidt, "Life of J. Outram" (Лонд., 1880).

Утренние молитвы

— молитвы, назначенные для домашнего, келейного моления. Они находятся в Часослове, Следованной Псалтири, в Правильнике, Акафистнике и друг. богослужебных книгах. Носят название У. и те молитвы, которые по Служебнику читает иерей на утрене, во время чтения чтецом шестопсалмия.

Утренние Часы

— еженедельное издание. Издавалось в СПб. с 20 апреля 1788 г. по 12 апреля 1789 г. И. Г. Рахманиновым; вышедшие №№ составили четыре части; в числе сотрудников были Державин (не подписывавшийся под своими произведениями) и И. И. Дмитриев, поместивший несколько басен под инициалами И. Д. Сатира в журнале занимала видное место.

Утренний Свет

— журнал, издававшийся ежемесячно Н. И. Новиковым, с сент. 1777 по авг. 1780 г.: чч. I—V напечатаны в СПб., а чч. VI—IX в Москве. Преобразован в "Московское ежемесячное издание" (с 1781 г.).

Утренники

Статья большая, находится на отдельной странице.

Утренняя Заря

— труды воспитанников Университетского Благородного пансиона: сборник, издававшийся в Москве с 1800 по 1808 г. Всего вышло 6 книг; в них помещены, между прочим, произведения В. Жуковского, Ал. и И. Тургеневых, Мерзлякова. Извлечения из "У. зари" напечатаны под загл. "Избранные сочинения из Утренней Зари" (М., 1809, ч. I и II).

Утренняя Почта

— ежедневная газета, издававшаяся в 1878 г. в СПб. П. В. Новицким, под его же редакцией; преобразована из "Вечерней почты" Н. Садовникова (1877).

Утренняя Почта Европы

— газета, издававшаяся в Москве с 1 ноября 1817 г. по 1818 г.

Утреня

— см. Заутреня.

Утрера

(Utrera) — город в испанской провинции Севилья, в Андалусии; сохраняет мавританский характер, окружен старинными городскими стенами, на которых высятся 34 полуразвалившихся башни; жителей (1887) 15010; торговля вином, оливковым маслом, хлебом и быками для боев.

Утрехт

(Utrecht) — главный город нидерландской провинции того же наименования, на реке Кривой Рейн (Kromme Rijn), который здесь принимает имя Старого Рейна. 91070 жителей (1893), около трети которых принадлежит к римско-католической церкви. Средняя температура в январе 1,13° Ц., в июле 18,41° Ц.; относительная влажность 81%. У. — важный узловой железнодорожный пункт; он окружен фортами и служит центром фортификационной линии страны (так наз. Утрехтская линия укреплений). Благодаря значительному количеству каналов, протоков и т. п. окрестности города могут быть в короткое время залиты водою. Укрепления собственно города с 1830 г. обращены отчасти в прекрасные места для прогулок. Другое место гулянья — Maliebaan, аллея, состоящая из 6 рядов деревьев. 4 предместья. 15 церквей, из которых многие весьма древни: три в романском стиле XI столетия, одна — XI столетия и готический собор XIII столетия с башней следующего века. Так называемый "папский дворец" (Paushuis), построенный позднейшим папою Адрианом VI, теперь здание присутствен. мест; здание государственного архива в бывшем дворце короля Людовика-Наполеона; здание наук и искусств, с музеем; архиепископский музей для всех отраслей христианского искусства, дом Немецкого ордена, государственный монетный двор, мясной рынок 1637 г., дом призрения престарелых в бывшем замке Oudaen (XIV ст.), музей древностей в парке Hoogeland. Основанный городом в 1636 г. университет (52 преподавателя, 750 слушателей) обладает значительной библиотекой (200000 томов), ботаническим садом и основанною по инициативе Дондерса всеобщею нидерландскою глазолечебницей. Единственное в стране ветеринарное училище. Среди научных обществ первое место занимают историческое общество и общество искусств и наук. Фабрики ультрамарина и костяного угля, многочисленные лесопильни, пивоваренные заводы, типографии, две фабрики органов, много табачных фабрик (сигары), чугунолитейный завод. У. — древнейший батавский город; в римское время назывался Trajectum ad Rhenum. В 696 г. здесь была св. Виллибрордом основана епископская кафедра; епископы в скором времени приобрели большие поземельные владения, стали пользоваться большим значением и долго считались главными представителями имперской власти в Нидерландах, пока в XI ст. не стали возвышаться графства Гельдерн и в особенности Голландия. Им в течение всех средних веков приходилось вести непрерывную борьбу со свободолюбивыми утрехтскими гражданами. В 1527 г. утрехтский епископ уступил свою светскую власть Карлу V. В 1672 — 74 гг. город находился в руках французов. В У. были заключены в 1579 г. так назыв. Утрехтская уния (см. Уния утрехтская), а в 1713 г. — Утрехтский мир (см.).

Утрехтская провинция

— в королевстве Нидерландском; занимает пространство в 1384 кв. км, с населением (1893 г.) в 232316 человек, что составляет 167 человек на 1 кв. км. 49% всей поверхности покрыты лугами, 9,9% занимают леса, 19% — поля, 5,4% — воды и болота. Главные занятия жителей — разведение крупного рогатого скота, молочное хозяйство, разведение льна, пчеловодство, садоводство, огородничество, производство шерстяных и табачных изделий. Сильно развита городская жизнь: 40% всего населения приходится на жителей больших и средних городов.

Утрехтская церковь

— ветвь католической церкви. Апостолические викарии в Утрехте издавна оказывали противодействие иезуитской пропаганде и часто ввиду этого и подвергались обвинениям в янсенизме. При Кодде (ум. 1710), который был смещен в Риме, произошел окончательный разрыв, так как утрехтский капитул не признал папского постановления. Преемник Кодда, Корнелий Стееновен, избранный капитулом, не был утвержден в своем сане папой, и таким образом в 1723 г. основалась отдельная церковь, вскоре признанная государством; во главе ее стоял архиепископ. Она признает папу верховным главой церкви, но отвергает его непогрешимость и буллу Unigenitus (см.). Несколько папских эдиктов осудили У. церковь. Каждое новое избрание епископа этой церкви представляется в Рим, но последний систематически отвечает проклятием. В настоящее время к У. церкви ("Clerezie") принадлежат 27 общин, численностью ок. 9000 чел. Общественное внимание снова обратилось к У. церкви, когда в 1854 г. она отвергла учение о беспорочном зачатии Богородицы, а затем новшества Ватиканского собора, и сблизилась со старокатоликами, которые в догматическом отношении признали "У. церковь" свободной от янсенизма и исходные точки ее и свои тождественными. Архиепископу Утрехтскому подчинены епископы Гаарлема, Герцогенбуша, Бреды и Рурмонда. Ср. Nippold, "Die altkatholische Kirche des Erzbistums Utrecht" (Гейдельберг, 1872); Bennink Janssonius, "Geschiedenis der Oud-Roomsch Katholieke Kerk in Nederland" (Гаарлем, 1870); Wenzelburger, "Erzbischof Codde von Utrecht" (в Sybel's "Historischer Zeitschrift", т. 34).

Утрехтский мир

положивший конец войне за Испанское наследство — заключен 11 апреля 1713 г. Переговоры начались еще в феврале 1712 г. и велись в продолжение целого года. Договор состоялся, с одной стороны, между Францией и Испанией, с другой — Англией, Соединенными провинциями, Пруссией и Савойей. 14 апреля подписала договор Португалия. Дополнениями договора служили трактаты между Англией и Испанией — 13 июля 1713 г., между Испанией и Савойей — 13 авг. 1713 г., между Испанией и Голландией — 26 июня 17 1 4 г., между Испанией и Португалией — 6 февр. 1715 г. У. договор восстановил мир в Европе и решил (вместе с Раштадским договором) вопрос о пpecтoлoнacлeдии в Испании. Австрия не принимала участия в переговорах. По У. миру Англия получила Гибралтар и Порт-Магон от Филиппа V, признанного законным королем Испании и Индии и отказавшегося от своих прав на французский престол. От Франции ей достались заатлантические владения в Новой Шотландии (Акадия, Ньюфаундленд и Гудзонов залив). Людовик XIV обязался срыть укрепления Дюнкирхена. Кроме того, Англия заключила с Испанией выгодный трактат, предоставлявший ей исключительное право продавать в Испанской Индии 5 тыс. негров. Голландия, кроме некоторых облегчений в торговых сношениях, получила ряд бельгийских крепостей — Менин, Иперн, Турнэ. Савойя с Пьемонтом и Сицилией была объявлена королевством. Во власти герцога Савойского оставлены владения, отданные ему по Туринскому договору. За его династией признано право на испанский престол в случае пресечения рода Филиппа V. Пруссия получила Гельдерн. Ср. Giraud, "Le trait é d'Utrecht" (1846); Weber, "Der Friede von Utrecht".

П. К—ий.

Утрикулярия

— см. Пузырчатка.

Утро, с.-петербургская газета

— Ежедневная политическая, общественная и литературная газета; издавалась в СПб. в 1897 г. И. А. Баталиным и им же редактировалась.

Утро, с.-петербургский журнал

Еженедельное издание или собрание разного рода новейших сочинений и некоторых переводов в стихах и прозе с приобщением известия о всех выходящих вновь в С.-Петербурге Российских книгах — журнал, издававшийся в С.-Петербурге П. А. Плавильщиковым с мая по сентябрь 1782 г.

Утроя

— река Витебской и Псковской губерний, левый приток Великой. Берет начало в озере Берзино Люцинского уезда Витебской губернии, в общем течет на В и СВ, на протяжении 10 верст служит границей между Витебской и Псковской губерниями, в последней орошает Островский уезд. Длина 153 версты, ширина 5—10 саженей, глубина 4—6, а местами до 14 футов. Течение извилистое и очень тихое; дно хрящеватое, во многих местах устлано плитняком. Несудоходна. Притоки: Лада, Лужа, Льжа, Вербенка.

Утсарга

(санскр. Utsarga = отдавание, отбрасывание, оставление) — церемония, совершавшаяся в древней Индии (в ведийскую эпоху) при окончании ученья в школах и описываемая в индийских домостроях — грхъясутрах (см.). Обряд этот происходил в конце учебного времени, в определенный месяц и при определенном положении луны; совершались водяные возлияния разным богам, мудрецам-рши, священным стихотворным метрам, теням предков, а по некоторым текстам — и авторам вед, составителям комментария к ведийским текстам, авторам сутр и т. д. В состав обряда входили также купанье, раскладывание костра, бег взапуски, принесение разных жертвенных даров с произнесением установленных молитвенных формул. См. A. Hillebrandt, "Ritual-Literatur. Vedische Opfer und Zauber" в "Grundriss der indo-arischen Philologie" Бюлера (т. III, вып. II, Страсб., 1897, § 32).

Уттара-куру

(санскр. Uttara-Kuru = крайняя, последняя область племени Куру) — в индийской древней географии это имя носила страна, лежавшая, по представлениям индусов, далеко на С. от Индии, за мифической горой Меру (см.). Птолемей помещает эту страну, под именем Όττοροκόρραι, вдоль Эмодийских и Серийских гор на С., к В. от Каспийских гор (ныне Кашгарских). Отсюда видно, что страна Уттара-куру находилась в нынешней Центральной Азии.

С. Б—ч.

Уттара-миманса

(санскр. Uttara-m îm âň sâ) — см. Миманса.

Уттара-найшада-чарита

(санскр. Uttara-naishada-carita = победоносные подвиги Нишадца, т. е. царя нишадов, Наля) — древнеиндийская эпическая поэма о подвигах известного героя индийского эпоса, Наля, написанная, по преданию, Шри-Гаршей (см.), философом-скептиком, жившим в XII в. по Р. Х. (ср. B ühler, "Journal of the Bombay Branch of the Royal Asiatic Society", X, 35; Weber, "Akademische Vorlesungen über indische Literaturgeschichte", 1876, стр. 213). Другое ее название — "Найшадхия" (Naishadh î ya), т. е. эпопея о Нишадце. Несколько изданий; из них лучшее — Пандита Сивадаты, с критич. и экзегетич. примеч. (Бомбей, 1894).

С. Б—ч.

Уттара-рама-чарита

(санскр. Uttara-râ ma-carita = дальнейшие подвиги Рамы) — одна из знаменитых индийских драм, принадлежащая поэту Бхавабхути (Bhavabh ûtǐ), жившему около VIII в. по Р. X. Драма имеет романтический оттенок и, как это заметил Л. ф. Шредер ("Indiens Literatur und Cultur in historischer Entwicklung", 1887), во многих отношениях замечательно напоминает шекспировские драмы. Сюжет ее, разработанный в семи актах, находится в связи с фабулой Рамаяны и изображает приключения Рамы и его жены Сити после победы над похитителем Ситы, демоном Раваной, и возвращения супругов на родину в Айодхью. Народ Айодхьи не верит, что Сита в неволе у Раваны сохранила верность своему супругу, и требует ее изгнания. Рама должен подчиниться воле своих подданных. В изгнании Сита рождает двух сыновей. Река Ганг и богиня земли берут их у матери и отдают на воспитание мудрецу-поэту, автору Рамаяны, Вальмики. В глуши лесов дети вырастают в героев-юношей, зная о подвигах Рамы со слов своего воспитателя, которого считают своим отцом. Сита, разлученная с мужем и детьми, живет одна, в глуши, утешаемая и поддерживаемая дружественными божествами, которые сделали ее невидимкой. Случай приводит Раму в место пребывания Ситы, где когда-то супруги жили вместе. Под напором чувств и воспоминаний Рама теряет сознание. Сита, невидимая ему, берет одной рукой руку мужа, а другую кладет ему на лоб. Прикосновение Ситы заставляет его очнуться, он чувствует ее близость, зовет ее, но не может видеть. Происходит трогательная и поэтическая сцена. В одной из дальнейших сцен изображается встреча сыновей Рамы с отцом, перед которым они преклоняют колени, услыхав, что это их любимый и чтимый герой, о подвигах которого они знали со слов Вальмики. В свою очередь Рама поражен их геройской и царственной внешностью. В последнем акте Лакшмана, друг Рамы, по поручению Вальмики в сценическом представлении изображает перед ним судьбу Ситы, которая является перед ним воочию, поддерживаемая богиней земли и рекой Гангом. Сцена заканчивается полным оправданием Ситы из уст богов; народ преклоняется перед страдалицей; Вальмики является с обоими сыновьями Рам, которых и Сита получает возможность обнять в первый раз. Драма заканчивается прекрасным заключительным словом самого Рамы. Издания: в 1831 г. (Калькутта); в 1862 г. (там же, с комментарием Премачандры Таркавагиши); в 1881 г. (там же, с комментарием Дживананды Видьясагары); "Uttara R â macarita", с комментарием, словарем, предисловием и англ. переводом (Нагпур, 1895, и Бомбей, 1899). Переводы: английский, белыми стихами, Вильсона (Калькутта, 1826, вып. IV. "Select Specimens of the Theatre of the Hindus"), более близкий — проф. С. H. Tawney, французский — F. N ève, "Le Dénouement de l'Histoire de Râ ma", с предисловием (Париж — Брюссель, 1880).

С. Б—ч.

Уттараяна

— у индусов так называется праздник зимнего coлнцecтoяния. Имя У. он получает в Верхней Индии, на юге же называется Понгаль. Обряды, присвоенные ему, имеют частью общественный, частью частный характер. Последние состоят в принесении жертв предкам, как общим (всего человечества), так и родовым, домашним божествам, охраняющим дом или место, где он построен, и всем богам. Обряды в честь всех этих божеств совершаются в меcтoпpебывaнии хозяина дома семейным или домашним жрецом. Главный предмет приношений — тила, или семена сезама, отдельно или смешанные с соком фиников или особым сладким кушаньем. Кушанья после освящения съедаются хозяином и членами его семьи; часть их посылается друзьям дома и родным в знак уважения к ним. В некоторых местах Бенгальской провинции одна из женщин данной семьи берет в этот день пучок соломы и выдергивает из него по одной соломинке, которые привязывает к каждому предмету (мебели или утвари) в доме, произнося при этом формулу, заключающую в себе пожелание, чтобы мера хлеба увеличилась в 52 раза. Отсюда название обряда — Баванна бандхана. В деревнях привязывают солому к амбарам, в которых сохраняется хлеб от предыдущей жатвы. Особенно спасительная сила приписывается купанью во время У. в том месте, где Ганг сливается с морем. Сюда ежегодно стекается множество народа. После омовения паломники направляются к храму Капилы, находящемуся попеременно в заведовании вишнуитских и шиваитских нищенствующих факиров.

С. Б—ч.

Утуадо

(Utuado) — город на Антильском острове Порторико; лежит внутри острова, на верхнем течении Рио-де-Аресиво; около 2000 жителей. Разведение и обработка сахарного тростника, кофе, бананов.

Утуг

— приусадебный покос у бурят и крестьян Восточной Сибири (слово У. по-бурятски означает удобрение). Кочевые буряты, живущие преимущественно скотоводством, имеют обыкновенно два жилья — летник и зимник: на лето они переселяются целыми улусами в местность, где расположены их пастбища, а по окончании пастбищного периода возвращаются опять в зимники. В зимниках около каждой юрты или группы юрт обыкновенно огорожено большое пространство земли под приусадебный покос — У., где всю зиму бродит скот, удобряя почву. Многие буряты не ограничиваются этим, вывозя на У. и навоз, накопившийся в хлевах и стайках, где скот укрывался за зиму от непогоды; местами на 1 десятину У. вывозится 100—200 возов, но большею частью вследствие обширности утугов удобрение не достигает такой нормы. В первый год по унавоживании трава обыкновенно идет плохо, но уже на другой, еще более на третий получаются прекрасные урожаи хорошей травы, с изобилием пырея; на десятине при хорошем удобрении накашивается до 250 пд. сена (которое на иркутском рынке идет на 70% дороже хорошего лугового). Средний укос на десятину равен 165 пд. В среднем выводе для целой Иркутской губ. сбор утужного сена составляет около 10 % общего сбора. Всего в 4 округах Иркутской губ. под У. в 1888—90 гг. занято было свыше 51000 дес.; степень распространенности утугов по местностям находится в обратной зависимости от степени обеспеченности каждой данной местности естественными покосами. Крестьяне переняли У. от бурят; у них У. тоже находятся при усадьбах. Как и буряты, они владеют утугами большею частью на захватном праве. Местами, однако, в этом захватном владении произошли уже некоторые изменения путем применения к У. уравнительных переделов, причем неравенство в количестве У. на душу устраняется обыкновенно не фактическим перераспределением самим У., т. е. не отрезками или прирезками из такого ценного угодья, как У., а соответственною добавкою или убавкою в количестве естественных покосов. Есть и такие местности, где производятся фактические переделы по наличным или рабочим душам всех У., как унавоживаемых, так и орошаемых искусственно. Работы по сооружению плотин и канав для искусственного орошения делаются обыкновенно обществом по наряду с "могучих", т. е. рабочих, душ.

Литература. "Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта Иркутской и Енисейской губ." (т. II, вып. 1—5, Иркутская губ.); П. Е. Кулаков, "Ольхон, хозяйство и быт бурят Еланц. и Кутульского вед." ("Записки Имп. русск. геогр. общ.", т. VIII, вып. 1, 1898); А. В. Потанина, "Из путешествий по Вост. Сибири, Монголии, Тибету и Китаю" (сборн. статей, 1895).

Л. Личков.

Утум

— см. Улу.

Утфиль

— см. Сахар (техн.).

Утцерские источники

углекислые и железные — в Кутаисской губернии, Рачинского уезда, в 3 верстах от местечка Они, в гористой здоровой местности, на правом берегу pеки Риона; бьют во многих местах из земли. Воды не устроены. Туземцы пользуются углекислым газом источников, вдыхая его посредством воткнутых в землю у источников камышовых трубочек. Темп. воды 11,25°. В килограмме воды содержится: углекислой магнезии 0,183, углекислой извести 1,4 1 4, углекислой закиси железа 0,099, всего плотных составных частей 1,696.

Утягивание

— этим именем на местническом языке назывался такой прием, когда тяжущийся из чужеродцев старался на основании родословца унизить своего противника случаями с его отцами ("кто каков в своем роду к чужому роду").

Уфа, губернский город

Статья большая, находится на отдельной странице.

Уфа, приток реки Белой

— река, правый приток Белой (Волжского бассейна); берет начало из озера Уфимского (на высоте 2268 фт.), недалеко от Уральских гор, в Екатеринбургском уезде Пермской губернии; общее направление течения в верховьях (до Красноуфимска) на СЗ, затем до границы Уфимской губернии на Ю и наконец на ЮЗ. У. орошает уезды Екатеринбургский, Красноуфимский (Пермской губернии), Бирский и Уфимский (Уфимской губернии). Длина 786 верст, из них 453 по Пермской, 15 — по границе Пермской и Уфимской и 318 — по последней; ширина в верхнем течении 20—60 саженей, в низовьях 70—125 саженей; глубина в верховьях 4—12 футов, в нижнем течении 14—18 футов. Дно и берега песчано-глинистые, местами каменистые, левый берег нагорный и крутой. У. впадает в Белую близ города Уфы двумя рукавами. Судоходство сплавное, начиная от Нижнего Уфалейского завода, на 731 версту. В 1899 г. сплавлено 82 судна с грузом в 3391 тыс. пуд. и 1206 плотов весом в 8503 тыс. пуд. Главнейшие грузы: лес, хлеб, чугун и железо. Пристаней более значительных 7, из них одна в городе Красноуфимске. Притоки: Ай (477 верст), Тюй (126) с Сарсом (101), Юрезань (389) с Катавом (103).

Уфалейские горные заводы

— Пермской губернии, Екатеринбургского уезда, принадлежат товариществу Сергинско-У. горных заводов. 1) Верхний У. завод — при реке Уфалее, ст. жел. дор. Основ. в 1765 г. Чугуноплавильное и железоделательное производство; в 1899 г. выплавлено чугуна 615636 пд., выделано железа в болванках 327852 пд., сортового — 173432 пд. Руда получается в дачах завода; земли 75 тыс. дес., из них 60 тыс. дес. под лесом. Незначительная промывка золота. В заводском селении 6 тыс. жит.; много раскольников. Церкви 1 православная и 1 единоверческая; училище; сельский банк; почта и телеграф. 2) Нижний У. завод в 15 вер. от Верхнего У. завода и в 5 вер. от устьев р. Уфалеи. Основ. в 1818 г. Чугуноплавильное, железоделательное и сталелитейное производство. В 1899 г. выплавлено (вместе с вспомогательными заводом Суховизским) чугуна — 606441 пд., выделано железа в болванках 381945 пд., сортового — 271088 пд., стали в болванках — 166212 пд., сортовой — 127274 пд. Земли при заводе 103 тыс. дес., большею частью под лесом. Руда добывается на заводских дачах. В заводском селении 4500 жит. (много раскольников); церковь, школа, больница, аптека. Общество потребителей. Пристань на р. Уфалее.

Уфенау

— островок на Цюрихском озере, в Швейцарии, близ города Рапершвиля. Здесь жил последние месяцы своей жизни, умер и похоронен (1523 г.) Ульрих фон Гуттен.

Уфентинская триба

(иначе Овфентинская или Оффентинская) — присоединена к римским трибам в 318 г. до Р. Х. и, по порядку образования, была тридцатою среди 35. Триба имела местное пpoиcxoждeниe, на что указывает связь ее имени с названием реки Уфента.

Уфимская губерния

Статья большая, находится на отдельной странице.

Уфимская губерния (дополнение к статье)

— По окончательному подсчету переписи 1897 г. в У. губернии было 2196642 жителя, из них в городах — 107303. Распределение населения по уездам см. "Россия". Из городов более крупные: Уфа — 49 т. жит., Златоуст — 21 т., Стерлитамак — 16 т. Башкир — 899910, русских — 839636, татар — 184817 (особенно в уу. Мензелинском и Белебеевском), черемис — 80608 (Бирский у:), чуваш — 60616 (Белебеевский и Стерлитамакский уу.); кроме того, в губ. живут тептяри, мордва, вотяки и др. Башкиры и татары исповедуют магометанство, русские и большинство инородцев — православие (староверов всего 34011 чел.); среди инородцев (вотяков, черемис и чувашей) много язычников (около 100 тыс.). В 1905 г. в У. губ. числилось 2566900 ж. В Государств. Думе У. губерния представлена 10 депутатами.

Уфимские Губернские Ведомости

— выходят в Уфе еженедельно, с середины 1865 г.

Уфимские Епархиальные Ведомости

— издаются в г. Уфе при духовной семинарии, 2 раза в месяц. Редактор Евг. Зефиров.

Уфимский 106-й пехотный полк

— сформирован в 1863 г. из резервных и бессрочно отпускных чинов Вологодского полка, от которого перешло к нему, как боевое отличие, георгиевское полковое знамя за оборону Севастополя в 1854—55 гг.

Уфимский Листок объявлений и извещений

— издается в Уфе с 1872 г., еженедельно, под редакцией Ник. Кондр. Блохина.

Уфланы

— деревня в Восточной Румелии, в долине реки Тунджи. В русско-турецкую войну 1877—78 гг. передовой отряд генерал-лейтенанта Гурко (см.), следуя 4 июля от Ханкиоя к Казанлыку, наткнулся у У. на укрепленную позицию, занятую двумя неприятельскими батальонами под начальством Рашид-бея. После упорной обороны турки обратились в бегство, преследуемые русской конницей.

Уфтюга

— несколько рек Вологодской губернии, системы Сев. Двины: 1) левый приток реки Сухоны, в Вельском уезде; длина 150 верст, сплавная; в 1899 г. по ней отправлено 320 плотов, весом в 787 тыс. пуд.; 2) правый приток Сев. Двины, в Сольвычегодском уезде; сплавная; 3) правый приток Кокшеньги, впадающей в Вагу, длина 50 верст, долина густо заселена; 4) приток озера Кубенского, берет начало в Кирилловском уезде Новгородской губернии, орошает главным образом Кадниковский уезд; длина 89 верст, сплав на 28 верст; в 1899 г. сплавлено 66 судов с грузом в 879 тыс. пуд. и 250 плотов весом в 282 тыс. пуд.; приток — Ухтомница.

Уффенбах

(Филипп) — жил в ХVII веке во Франкфурте-на-Майне. Живописец по профессии, он занимался геометриею и в частности задачею квадратуры круга, которой посвятил сочинение "De Quadratura circuli mechanici, d. i. ein neuer, kurzer, hochnü tzlicher und leichter mechanischer Bericht von der Vierung oder Quadratur des Cirkels..." (Нюрнберг, 1653). Ничего нового для решения знаменитой задачи по сравнению с перечисляемыми им учеными XVI и частью — XVII стол., занимавшимися тем же предметом, автор в своей книге не представил.

В. В. Бобынин.

Уханов

(Владимир Павлович, род. в 1862 г.) — писатель, воспитанник Казанской духовной академии, помощник смотрителя в Макарьевском духовном училище (Костромской губернии). Труды У.: "Карамзин и Жуковский" (Кострома, 1888); "Св. Василий Великий и Григорий Богослов" (Вятка, 1898); "Исторический очерк Яранского духовного училища" (Вятка, 1898).

Уханский

(Иаков Ucha ński) — польский церковный и государственный деятель в начале XVI в. Покровительствуемый королевой Боной, он уже в 1550 г. был холмским епископом. С этого времени начинается нерасположение Рима к У., заподозренному в приверженности к Реформации; папа долго отказывался утвердить У. в сане куявского епископа. Став в 1 5 62 г. архиепископом Гнезненским и примасом королевства, У. задумал, не порывая совершенно связи с Римом, основать независимую польскую церковь и самому сделаться ее главою, т. е. установить независимого от Рима польского патриарха. Когда об этом узнали в Риме, были приняты энергичные меры, чтобы воспрепятствовать затеянному плану, и план У. не осуществился. Он примирился с церковью, раскаялся и сделался ревностным служителем Рима. Принимал участие в люблинском сейме 1569 г. и деятельно помогал делу унии. После смерти короля Сигизмунда-Августа принял титул первого князя Речи Посполитой, создал новую власть между короля (interrex) [Так в издании 1902 г. — Ред.], окружил ее блеском, стал во главе выборов короля и руководил ими при избрании Генриха Валуа. Из его сочинений в печати известны: "О mił o łściwem lecie" (Вильно, 1576) и "Pamiętnik о tem co się dzia ł o w. Warszawie na zje ździe 1572" (напечатано со старой рукописи в "Zbiόr pam. hist." J. U. Niemcewicza, т. 1). Сорбрание писем У. ("Zbiό r list ό w originalnych") издано проф. Вержбовским. См. так же соч. по истории Реформации в Польше.

Ухациус

(барон Франц фон Uchatius) — австрийский артиллерийский генерал и выдающийся артиллерийский техник; род. 1811 г.; с 1871 г. был комендантом пушечного завода при арсенале в Вене. Очень рано У. выступил со значительными работами в технической области; так, в 1856 г. он предложил усовершенствованный способ производства стали, так наз. стали Ухация, устроил пробную мортирку и баллистические аппараты, преимущественно для измерения давления газа в орудийных стволах; особенно замечателен как создатель современной австрийской полевой артиллерии (образца 1875 г.). Благодаря своим обширным познаниям в области металлургии и своим многолетним попыткам усовершенствовать орудийную бронзу, над изготовлением которой уже работали франц., немецкие техники и не без успеха русск. артил. полковник Лавров, У. составил такой материал для стволов орудий, который, почти ни в чем не уступая литой стали, был значительно дешевле ее. После того как Ухациусу удалось применить стальную бронзу при сооружении новых осадных орудий, он наткнулся на значительные трудности при употреблении ее в стволах орудий береговой артиллерии; под влиянием минутного умопомрачения он в 1881 г. окончил жизнь самоубийством. Ср. "Allgemeine Milit ä rzeitung" (1881) и Лобелль, "Jahresberichte" (1881).

Ухвал

— см. Устав (в литовско-русском государстве).

Ухват

(стар.) — конский убор, надевавшийся поверх узды и захватывавший ее. У. делались из разноцветного и одноцветного шелка, иногда с золотом и серебром, в виде столбцов (веревок), к которым прикреплялись кисти с ворворками. По обеим сторонам У., у налобника и у переносья, прикреплялись кованые из золота или серебра круглые бляхи, называвшиеся кованцами.

Ухлово

(Бол. Ухолово) — село Рязанской губернии, Ряжского уезда. Жителей более 5 тысяч, церковь, школа, базары. Заводов 11. Торговое селение.

Ухо лошадково

(бот.) — Veronica latifolia (см. Вероника), Symphytum officinale (см. Охотник) и др.

Ухо медвежье

(бот.) — народное название очень многих растений, например Arctostaphylos Uva Ursi L. (см. Толокнянка), Inula Helenium L. (см Девясил), Salvia Aethiopis L. (см. Шалфей), Tanacetum vulgare L. (см. Полевая рябинка), видов Verbascum L. (см. Коровяк) и др.

Ухо человечье

(бот.) — см. Подкопытник или подорожник.

Ухо, болезни его

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ухо, орган слуха

— см. Слух.

Ухо, слуховой аппарат

— слуховой аппарат позвоночных животных, хотя для низших позвоночных, а именно для рыб, слуховая функция этого аппарата не доказана. В опытах Крейдля рыбы, даже будучи отравлены стрихнином, чрезвычайно повышающим раздражимость, не обнаруживали способности воспринимать весьма сильные звуковые раздражения. Весьма возможно, что у рыб У. является лишь аппаратом для определения положения животного, как это доказывают для слуховых пузырьков многих беспозвоночных, т. е. органом статического чувства. У. разделяется на три части: наружное У., состоящее из наружного слухового прохода (см. Проход слуховой) и ушной раковины (см. Раковина), если она имеется; среднее У., содержащее в себе слуховые косточки (см.) и отделенное от наружного барабанной перепонкой, а с полостью рта стоящее в сообщении при помощи Евстахиевой трубы (см. Труба Евстахиева); внутрен. У., составляющее самую существенную часть аппарата и представленное лабиринтом. У. рыб представлено только внутренним У. (см. Позвоночные), но, начиная с бесхвостых амфибий, появляется среднее У., причем у амфибий барабанная перепонка лежит на одном уровне с кожей и наружного У. нет. Начиная с пресмыкающихся, появляется наружный слуховой проход, и даже окружающая его складка кожи некоторых пресмыкающихся иногда рассматривается как зачаток ушной раковины, вполне развитой лишь у млекопитающих. Внутреннее У. рыб сохраняет у селахий сообщение с наружной средой, представляющее след происхождения У. как впячения наружного пласта зародыша (см. Рыбы и Позвоночные). Сообщение это удерживается при помощи канала (ductus endolymphaticus), существующего и у других позвоночных, но лишь в виде слепого отростка лабиринта. В общем внутреннее У. рыб уже вполне сформировано и представляет две части: верхнюю (pars superior s. utriculus) и нижнюю (р. inferior s. sacculus). Верхняя часть, или иначе преддверие (vestibulum), принимает в себя три полукружные канала (canales semicirculares), расположенные приблизительно в трех перпендикулярных друг к другу измерениях. Каждый канал при основании своем образует расширение (ampula) со своим нервным окончанием и потом опять впадает в преддверие. Однако у круглоротых рыб бывает два (минога) или даже один (миксина) полукружный канал, но с двумя ампулами в последнем случае. С развитием слуховой функции полукружные каналы удерживают за собой функцию статического чувства. Уже у некоторых рыб начинается обособление от нижней части улитки (см.) и, начиная с пресмыкающихся, возникновение в ней сложного акустического аппарата, или кортиева органа (см.). Перепончатый лабиринт одет сверху хрящевой или костной обкладкой, тоже носящей название лабиринта и оставляющей со стороны среднего У. два отверстия: foramen ovale, к коему примыкает подножка стремени (см. Слуховые косточки), и f. rotundum. Как внутренний лабиринт содержит в себе серозную жидкость — эндолимфу, а также известковые отложения, или отолиты, так и наружный лабиринт содержит в себе перилимфу, причем у высших позвоночных (Amniota) полость его посредством особого канала (ductus perilymphaticus) стоит в сообщении с лимфатическими полостями головы. У человека костное преддверие принимает полукружные каналы 5-ю отверстиями, ибо отверстия двух каналов соединены. Оно делится на два отдела: передний — recessus hemisphaericus и задний — r. hemiellipticus возвышением — crista vestibuli. Полукружные каналы, а равно и перилимфатический проток (иначе aqueductus vestibuli) — открываются в r. hemiellipticus, а в r. hemisphaericus открывается верхний отдел улитки (Scala superior sive vestibuli). Строение перепончатого лабиринта естественно сходно с описанным для костного, и точно так же его преддверие разделяется на sacculus hemisphaericus и hemiellipticus. В последнем — на местах, соответствующих вхождению ветвей ушного нерва, а именно в трех пунктах, находятся кругловатые пластинки, представляющие скопления мелких известковых кристаллов, или отолитов. Точно так же S. hemiel l ipticus принимает полукружные каналы, a S. hemisphaericus сообщается со средним отделом улитки (Scala media), тогда как каждый отдел ее (Sc. inferior s. tympani) посредством круглого окна сообщается с барабанной полостью. Нервные окончания этой части — см. Улитка и Слуховые клетки.

В. Шимкевич.

Уховертки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ухра

— река, левый приток Шексны, Ярославской губернии. Вытекает из болота Романово-Борисоглебского уезда, далее течет по Рыбинскому и Пошехонскому уездам, впадая в Шексну близ села Вольского (в 30 верстах от Рыбинска). Длина около 140 верст, ширина 8—15 саженей, глубина до 5 аршин. Весною, по вскрытии реки, в течение 3—5 дней сплав леса; 10 мукомольных мельниц. Весьма крутые в среднем и нижнем течении реки берега, изрезанные глубокими оврагами, по которым текут ручьи, в большинстве покрыты смешанным лесом и чрезвычайно живописны. Особенною красотой отличаются берега близ сел Спасского на Ухре, Арефина и Сырнева.

С. Ш.

Ухт-остров

— остров на реке Сев. Двине под городом Холмогоры, длиною 7 верст, шириною 4 версты. На острове 2 села, Троицкий-Ухтостровский погост (Шеинское) и Ухтостровский-Богоявленский погост (Александровское). Оба эти погоста принадлежат к древнейшим поселениям, основанным новгородскими выходцами в XII в. На У. острове живали в древние времена, до возведения Холмогор в городское поселение, новгородские наместники и тиуны и чинили там суд и расправу.

Ухта, река Архангельской губернии

— река Архангельской губернии, Печорского уезда, берет начало с южных склонов Тиманского хребта и извилисто протекает с ССЗ на ЮЮВ; приняв в себя справа реку Табим, отворачивает к СВ и в этом направлении протекает до впадения своего в р. Ижму с левой стороны при дер. Усть-Ухта. Длина 120 вер., течение довольно быстрое, р. протекает в лесистой местности, посещаемой звероловами. По р. У. давно известно было присутствие горной смолы и горючих сланцев (доманика). Еще Петр Вел., узнав об этом в 1697 г., раздобыв этот камень и образчики горной смолы, отправил их в Голландию. В 1745 г. купец Набатов устроил нефтеочистительный завод и добывал ежегодно до 1000 пд. нефти и отправлял ее в Москву. В конце ХVIII в. завод этот сгорел и за смертью Набатова не возобновлялся. В 60-х годах XIX в. М. К. Сидоров послал делать разведки на нефть и заявил несколько участков на себя и на своих родственников и знакомых. Всем этим лицам отведены были для добычи нефти 24 участка и для добычи доманика 20 участков. В конце 60-х и 70-х годов Сидоров производил бурение; одна буровая скважина дала до 1000 пд. нефти в День. Доманика он добыл до 6000 пд., отправленных во Францию, где признали его пригодным для выработки светильного газа. Из ухтинской горной смолы можно приготовлять керосин, парафин, асфальт, смазочные масла, а из доманика местные крестьяне давно уже приготовляют разные поделки, красивые и прочные. Крестьяне добывают также и горную смолу, первобытными способами, и употребляют ее на освещение своих жилищ и как лекарство от всевозможных болезней. В 80-х годах прошлого века на У. снова производились разведки на нефть, но результаты получились не столь блестящими, как полагались вначале. Ныне на У. дело это совсем заглохло. По У. когда-то существовал древний путь с р. Ижмы на р. Вычегду, через р. Вымь и приток последней р. Яю, в которую впадает рч. Нашом-Ухта. От этой речки до Ижемской-Ухты существует волок в 8 вер. длиною. Путь этот довольно оживлен, хотя им пользуются только звероловы. У. только в низовьях доступна небольшим лодкам, но может быть сплавной от притока своего р. Табим.

Н. Л.

Ухта, река Олонецкой губернии

— река Олонецкой губернии, Вытегорского уезда, впадает в юго-западную часть озера Лача (см.). Вытекает из озера Ухтозера. Длина течения 50 верст. Берега низкие, болотистые. Близ впадения в Лаче по У. расположена группа деревень, носящих общее название У.

Ухтомская

(княжна Маргарита Андреевна, 1809—1888) — писательница; получила отличное домашнее образование; была постоянною сотрудницею итальянской газеты "Araldo", для которой переводила все относящееся до России; перевела "Ревизора" на итальянский язык.

Ухтомские

— князья, Рюриковичи, принявшие фамилию от Ухтомской волости, что на реке Ухтоме. Основатель рода, отпрыск князей Белозерских, Иван Иванович князь Ухтомский, происходил в XVII колене от Рюрика, через Всеволода, сына Юрия Долгорукого. От деда Ивана Ивановича, Василия, пошли князья Андогские, Вадбольские, Шелешпанскиe, Кемские, Сугорские, Карголомские. В десятом кол. от Ивана Ивановича насчитывается прямых представителей рода 116 чел. Среди членов этого рода, существующего и ныне, насчитывается много известных деятелей. В битве с татарами под Казанью отличился кн. Василий У.; в Смутное время в Вятке вел борьбу с воровскими отрядами Михаил У.; кн. Дмитрий У. принимал деятельное участие в украшении Кремля при Елизавете Петровне, возобновил Красные ворота, сгоревшие в 1748 г., руководил обучением "архитектуры цывилис" учеников, определенных к нему в 1752 г., строил колокольню в Троицкой лавре; брат его Сергей тоже был архитектором. Блестящего положения при дворе кн. У. не занимали и в московское время выше стольников не поднимались.

Ухтомский, Андрей Григорьевич

(1770—1852) — гравер на меди, сын священника; не окончив курса в Ярославской духовной семинарии, в 1786 г. поступил на службу подканцеляристом в Ярославский сиротский суд, откуда "по усмотрении в нем отличных способностей" был в 1795 г. уволен для поступления в Имп. академию художеств. В ней он учился у И. Клаубера. В 1799 г. по высочайшему повелению определен в учрежденный тогда и недолго существовавший гравировальный ландшафтный класс. Окончил курс академии с званием художника XIV кл. в 180 0 г. и вскоре за тем признан назначенным в академики. Получил это звание в 1808 г. за портреты кн. Я. П. Солтыкова и его жены. В 1815 г. сделан управляющим академическою печатною палатою. В 1817 г. по слабости зрения уволен от занятий с учениками граверного класса и назначен библиотекарем Академии, каковую должность занимал до увольнения своего в отставку в 1850 г. У. был один из самых способных и плодовитых учеников Клаубера. Он гравировал всевозможными способами: резцом, крепкою водкою, карандашною манерою, акватинтой, пунктиром, механическим прибором Коласа. В ряду его работ, число которых простирается до 186, лучшими должно признать портреты; некоторые из них, как, напр., портреты Салтыковых, Д. П. Трощинского, П. А. Тучкова, Нелидова и Голубцовой, не уступают второстепенным портретным произведениям Уткина.

А. С—в.

Ухтомский, Константин Андреевич

(умер в 1879 г.) — сын А. Г. Ухтомского (см.), архитектор, образование получил в Имп. академии худож., из которой был выпущен с званием художника XIV кл. в 1838 г. Еще будучи учеником академии, прекрасно писал акварелью виды внутренних зданий и за две подобные работы был награжден в 1838 и 1839 гг. серебрян. медалями. По окончании академического курса путешествовал за границу, откуда привез много эскизов для последующих своих акварельных работ. В 1843 г. за проект дома богатого вельможи признан академиком. В 1858 г. за виды зал в новом здании Эрмитажа получил звание почетного вольного общника Академии. Некоторое время был хранителем академического лицея, сменив в этой должности своего отца. Лучшие из его акварелей, изображающих виды итальянских зданий, находятся в альбомах особ императорской фамилии.

Ухтомский, Эспер Эсперович

— публицист и поэт, князь; род. в 1861 г. Окончил курс на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета; служил по департаменту духовных дел иностранных исповеданий и был несколько раз командирован в Сибирь и Среднюю Азию для изучения инородцев — буддистов. Описания этих поездок помещал в "Рус. вест." и других изданиях. Отдельно напеч. "От Калмыцкой степи до Бухары" (СПб., 1891). В 1890—91 гг. сопровождал государя наследника, ныне царствующего государя императора Николая Александровича, в его путешествии на Восток. Свои путевые впечатления и наблюдения изложил в книге "Путешествие на Восток Наследника Цесаревича" (СПб., 1893), роскошно изданной и переведенной на языки немецкий, французский и английский. Стихотворения помещал в Аксаковской "Руси", "Вестнике Европы", "Русской мысли", "Русском вестнике", "Севере" и др. изд. Отдельно напеч. поэма "Кого жалеть" (СПб., 1885). С конца 90-х годов кн. У. стоит во главе Русско-китайского банка и правления Маньчжурской железной дороги. С 1896 г. к нему перешли "С.-Петербургские ведомости". В своей редакторско-публицистической деятельности кн. У. является безусловным приверженцем основных начал государственного строя, но вместе с тем резко отделяет себя от "консерватизма" типа "Московск. ведомостей" и "Гражданина", горячо защищает начала законности и гуманности, протестует против административного произвола, отстаивает веротерпимость и местное самоуправление. Во время последних событий на Дальнем Востоке кн. У., вообще склонный идеализировать азиатский быт и переносить центр русской исторической жизни в Азию, выступил в брошюре "К событиям в Китае" и других статьях с своеобразной идеей союза между Россией и Китаем.

С. В.

Уц или Авситида

— земля, по одному предположению, находившаяся в Северной Аравии, в пределах Идумеи, и получившая свое название от Уца, сына Дишана (см. Уц, в Библии). По другому, более вероятному мнению, основывающемуся на свидетельствах Иосифа Флавия, Евсевия и блаж. Иеронима, на сохраняющемся доселе местном предании и на памятниках, Авситида — место жительства Иова — находилась на В. от Генисаретского озера и на Ю. от Дамаска, в древнем Авране или Васане, и получила свое название от Уца, сына Арамова (см. Уц, в Библии). См. прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. IV, СПб., 1884); Д. Афанасьев, "Учебное руководство по предмету Св. Писания. Книги учительные Св. Писания Ветхого Завета" (Ставрополь, 1888).

Уц, в Библии

(евр. "песчаный, песчаная земля") — с этим именем в Библии известны: 1) У. (Быт. X, 25; 1 Парал. I, 17), сын Арама, сына Симова, родоначальника Арамеев, поселившихся в Сирии и Месопотамии. 2) У. (Быт. XXII, 20), первенец Нахора, брата Авраамова, почитаемый патриархом земли Уц, или, по переводу семидесяти, Авситис (Авситида). 3) У. (Быт. XXXVI, 28; 1 Парал. I, 42, ср. 38), сын Дишана, старейшина хорреев, которые обитали в Идумее до поселения там Исава с его потомством, но потом частью были истреблены, частью вытеснены и потом смешались с сынами Исава (ср. Второз. II, 22).

Уц, Иоганн Петер

(Uz, 1720—1796) — немецкий поэт, выдающийся представитель "немецкой анакреонтики", член "союза галльских поэтов", который он основал вместе с Глеймом (см.), когда был студентом юридического факультета в Галле. Занимал значительное положение в магистратуре. "Их поэзия, — замечает Шерер о кружке поэтов, к которому У. принадлежал в начале своей поэтической деятельности, — не была отягощена мыслями: вечная любовь, вечные розы, вечное вино — это была узкая область; но неустанная игра с одинаковыми мотивами делала их изобретательными в мелочах". В 1746 г. У. (вместе с Гецом) перевел и издал оды Анакреона. В 1749 г. Глейм, которому У. посылал все свои произведения, издал их сборник ("Lyrische Gedichte", втор. изд., 1775). Оды и духовные песни, собранные здесь, отмечены отсутствием непосредственности, но не чужды вдохновения, особенно там, где поэт обращается к родине. "Theodicee" У. (1755) — поэтическое изложение философского мировоззрения Лейбница; "Послания" его имеют историко-литературный интерес, равно как комическая эпопея "Der Sieg des Liebesgottes" — подражание Попу, направленное против "новомодной поэзии", т. е. против преувеличений Клопштоковской лирики и Бодмеровских перепевов Мильтона. Дидактическая поэма "Die Kunst stets fr ö hlich zu sein" (1760) написана александрийским стихом. "S ä mmtliche Werke" У., вышедшие при его жизни (1768), переизданы Вейссе с биографией Шлихтегролля (1804). Ср. H. Feuerbach, "Uz und Cronegk" (1869); "Briefe von Uz an einen Freund aus d. J. 1753—82" (1866).

А. Г.

Уцеда

(дон Кристобаль де Сандоваль-и-Рохас, маркиз Леа, герцог Uzeda) — испанский министр и государственный деятель. Отец его, герцог Лерма, доставил ему ряд важных и доходных должностей, он и сам сумел приобрести расположение короля не менеe искусно, чем отец. Скоро отношения между отцом и сыном стали натянуты: У. считал себя обиженным предпочтением, которое, по его мнению, оказывалось герцогу Лемос и Родриго Кальдерону. Когда Лерма был сделан кардиналом, он все свои должности и звания передал У.; несмотря на это, ссора отца с сыном не прекратилась. Лepмa продолжал пользоваться огромным влиянием при дворе, а У. вовсе не желал довольствоваться только видом королевского расположения. Он соединился с графом Оливарецом, главою недовольных грандов, и с духовником короля, Алиагой, и добился отставки Лермы, а затем начал жесточайшим образом преследовать его приверженцев. Оказалось, однако, что он работал для другого: гр. Оливарец вместо приверженцев Лермы провел всюду преданных ему людей и при их помощи приблизился к наследнику престола; когда в 1621 г. умер Филипп III и вступил на престол Филипп IV, У. получил отставку, потом был запутан в процессы своего отца и герцога Оссуньи и присужден к 8-летнему удалению от двора. Это так поразило его, что он вскоре умер (1624).

Предыдущая страница Следующая страница