Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Ф" (часть 19, Фил - Фин)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Ф" (часть 19, Фил - Фин)

Предыдущая страница Следующая страница

Философское общество при Императорском СПб. университете

— Уже в 1879 г. среди лиц, интересующихся философией, явилась мысль о желательности более постоянной и прочной связи Ф. работ и интересов в России в форме особого общества. Попытка 1879 г., в которой участвовали почти все представители философии в Петербурге (В. С. Соловьев, М. И. Каринский, H. H. Страхов, А. Е. Светилин, кн. Д. Н. Цертелев, К. Н. Бестужев-Рюмин, Ф. Г. Тернер, Э. Л. Радлов и др.) не имела успеха. Тогдашнее тревожное время не благоприятствовало задачам предполагаемого общества, и проект устава Ф. общества не был утвержден, несмотря на то, что Вл. Соловьев в качестве члена Ученого комитета Мин. народн. просв. дал весьма благоприятный отзыв, разъяснявший значение философии и вообще гуманитарного образования для настоящего времени (напеч. в "С.-петерб. ведом." 1901 г., № 130). Вторая причина неудачи заключалась в том, что представитель кафедры философии в СПб. университете М. И. Владиславлев не сочувствовал по некоторым основаниям идее Ф. общества, которое только при содействии университета и могло возникнуть. Новый проект устава, составленный в 1897 г., был подписан 80-ю лицами, в том числе многими профессорами СПб. университета и духовн. академии. Устав в том же году утвержден графом Деляновым. Первый год делами общества за отказом избранного в председатели проф. А. И. Введенского управлял совет общества; в этот период времени был прочитан ряд блестящих публичных речей А. И. Введенским, Вл. С. Соловьевым, С. М. Лукьяновым и др. Пять речей (в двух заседаниях) были прочитаны по поводу столетнего юбилея Ог. Конта (Вл. Соловьев, С. Е. Савич, О. Д. Хвольсон, С. М. Лукьянов и А. С. Лаппо-Данилевский); они были направлены к всестороннему уяснению значения Ог. Конта. В 1898 г. председателем общества вновь избран А. И. Введенский. Число членов за первые 1 1/2 года увеличилось с 80 до 156. Деятельность общества выразилась пока главным образом в чтении докладов по различным частям Ф. дисциплин. Доклады печатались в "Вопросах философии и психологии" и в других изданиях. Протоколы общества печатаются также в "Вопросах философии". Издательская деятельность общества пока весьма ограниченна. Своего органа общество не имеет, но оно вошло в соглашение с "Вопросами философии и психологии", которые издаются с 1899 г. "при содействии СПб. Ф. общества". Обществом изданы "Метафизические размышления" Декарта (под редакцией А. И. Введенского) и печатается перевод "Разысканий истины" Мальбранша (под редакцией Э. Л. Радлова). В 1900 г. последовало изменение некоторых параграфов устава Ф. общества; изменен, между прочим, параграф, определяющий число членов совета: вместо 6 ныне членов 9. Ненормальное течение университетской жизни за последние годы, а также смерть Вл. С. Соловьева не могли не отразиться на состоянии общества. Неблагоприятным для него обстоятельством было еще и столь обычное у нас разделение и без того не слишком многочисленных интеллектуальных сил. Вновь открытое Психологическое общество при Военно-медицинской академии (под председательством проф. Вл. М. Бехтерева), преследующее, по крайней мере отчасти, цели, родственные задачам Ф. общества, отвлекло от последнего известное количество докладов.

Э. Р.

Философумена

— обширное древнее сочинение, полное заглавие которого: "Философские мнения или обличение на все ереси" (Φιλοσοφούμενα ή κατά πασών αιρέεων έλεγχος. Philosophumena sive omnium haeresium refutatio"). Оно состоит из 10 книг. В первых четырех книгах автор рассматривает мнения греческих философов и предания древней языческой магии и астрологии, бывшие, по его мнению, источниками ересей в христианском мире. В следующих пяти книгах рассматриваются сами еретические учения, начиная с древнейших, полуязыческих и оканчивая сектами II в. — каллистиан и элказаитов. Десятая книга представляет сокращение предшествующих: автор повторяет здесь сущность рассмотренных философских и еретических учений и в заключение излагает главные черты истинного христианского учения (άπόδειξις τής αλήθείας). Автором Φ. считали Оригена, затем Кая и, наконец, св. Ипполита, в пользу которого высказывается ныне большинство исследователей Ф. В полном виде, кроме 2-й и 3-й книг, Ф. стала известна с 1842 г., когда ученый грек Миноида Мина открыл на Афоне рукопись их от XIV в. Русский пер. см. "Православное обозрение" за 1871 г. Ср. Иванцов-Платонов, "Ереси и расколы первых трех веков христианства". Здесь же и библиография Ф.

П. Г.

Филостоpгий

— историк церкви; род. в Каппадокии около 360 г., умер около 430 г. Был последователем арианского учения. Написал "Церковную историю", обнимающую период со времени вступления на престол Константина Вел. до смерти Гонория (425 г.); в ней сильно осуждаются, за исключением Григория Назианзена, приверженцы никейского вероопределения. Большая часть этого труда, состоявшего из 1 2 книг, пропала; патриарх Фотий сохранил только отдельные его отрывки. Эти отрывки были соединены и изданы в первый раз Годефруа, в Женеве, в 1643 г.; Генрих де Валуа издал их с латинским переводом (П., 1673). Русский перевод "Истории" Ф. напечатан в "Христианском чтении" за 1854 г., в отделе "Писания церковных историков".

Филостраты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Филота

(Φιλώτας) — сын Пармениона, друг детства Александра Великого, впоследствии командир отборной конницы гетеров. Предание описывает его как человека гордого и надменного. Он принадлежал к истым македонянам старого закала, которые привыкли считать царя только первым между равными. Обладая в высшей степени национальной гордостью и не считая равными себе даже греков, Ф. сильно негодовал на Александра, который после покорения Персии стал считать себя богом, принял восточные нравы и брал на службу в войска персов. Ф. часто высказывал открыто свое неудовольствие и этим раздражал царя. В области Дрангиане открыт был заговор против жизни Александра. Ф., узнав о нем, не сказал о том Александру ни слова и поэтому был обвинен в соучастии. По приказанию Александра его судило македонское войско, и Ф. был побит каменьями; главный свидетель до суда убил себя сам. Клитархово предание уверяет, что Ф. был подвержен пытке и во всем сознался: Птолемей об этом умалчивает. Что Александр был убежден в его виновности, это не подлежит сомнению: он велел захватить и допрашивать и друзей Ф., но македоняне их всех оправдали. Затем Александр подослал к отцу Ф., Пармениону, убийцу, который его убил коварным образом.

Филофей Вриенний

— митрополит никомидийский, один из замечательных современных богословов греческого Востока. Род. в 1833 г. Образование свое восполнил в Германии. В 1875 г. Ф. был командирован в Бонн, на съезд старокатоликов, в качестве делегата патриархии и константинопольских богословов. Как ученый, Ф. известен, главным образом, изданием двух посланий Климента, епископа римского, к коринфянам и учения двенадцати апостолов ("Διδαχη τών δώδεκα άποστόλων"). Первый памятник найден им в библиотеке иерусалимского святогробского метоха в Константинополе, на Фанаре, и опубликован в 1875 г., с предисловием и многими учеными примечаниями; второй памятник опубликован в 1883 г. по иерусалимской же рукописи (см. Учение двенадцати апостолов). Заглавия трудов Ф. приведены И. Соколовым в статье "Вриенний Филофей", напечатанной в III-м томе "Православной Богословской Энциклопедии" (изд. А. П. Лопухина, СПб., 1902). См. Γ. Παπαδοπουλος, " Σύγχρονος ίεραρχία τής ορθοδόξου άνατολικής έκκλισίας" (т. I, Афины, 1895).

Филофей Кизаревич

— иеромонах Киево-Печерской лавры, игумен киевского Михайловского Златоверхого монастыря; умер в 1645 г. Именем Ф. подписано предисловие к книге "Преподобного отца нашего аввы Дорофея поучения душеполезна различна к своим учеником" (Киев, 1628). Предисловие имело вид послания или посвящения Петру Могиле.

Филофей Коккин

— патриарх константинопольский; два раза занимал патриаршую кафедру (1354—55 и 1362—76). В первый раз избран был на место Каллиста, отказавшегося короновать Кантакузинова сына Матфия. В 1355 г. Иоанн Кантакузин должен был уступить престол Иоанну Палеологу. Ф., боясь мщения со стороны нового императора за коронование Матфия, покинул патриаршую кафедру и скрылся. Палеолог, однако, ничего не имел против Ф. и после смерти Каллиста, вторично возведенного в патриархи по случаю бегства Ф., призвал последнего к управлению церковью. Ко времени второго патриаршества Ф. относится борьба его с варлаамитами. Как человек образованный и ученый, он старался действовать на отщепенцев силой убеждения и в значительной мере умиротворил византийскую церковь. Он причислил к лику святых Паламу (см.), митрополита Фессалоникийского, главу паламитов, и сочинил в честь его службу. Ф. скончался в 1379 г. У Миня (т. 151 и 154, греч.) напечатаны следующие сочинения Ф.: 1) "Слово на воздвижение Животворящего Креста"; 2) "О заповедях Христа"; 3) "Ordo sacri ministerii" — устав, как служить всенощное бдение; 4) "Похвала трем святителям"; 5) "Против Никифора Григоры, XII книг" (антирретики); автор держится в сфере представлений, около которых вращались споры паламитов и варлаамитов, — рассуждает о различии божественной сущности и энергии, их единении, божественной силе и т. п.; 6) "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Григорию Паламе" с историей некоторых его чудес. Ф. принадлежит текст устава литургии Иоанна Златоуста, открытый проф. Красносельцевым в библиотеке Афонского Пантелеймонова м-ря. Епископу Арсению удалось открыть богословско-экзегетические произведения патр. Ф. в греческой рукописи № 431 московской синодальной библиотеки. Это три речи или слова, обращенные к другу, соепископу (συνεισκόπω) Ф., Игнатию, и заключающие в себе рассуждение на изречение книги Притчей: "Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь". Эти три слова изданы епископ. Арсением (Новгород, 1898, греческий текст и русский перевод; в предисловии несколько слов о жизни Ф.). См. А. Лебедев, "Очерки истории византийско-восточной церкви от конца XI до половины xv в." ("Прибавления к изданию творений святых отцов в русск. переводе за 1891 г.", часть 48, M., 1891); Недетовский, "Варлаамская ересь" ("труды Киевской дух. акад.", 1872, № 2); "Церковные ведомости", 1898, №№ 51—52, стр. 1998—99.

Филофей Контаровский

— игумен Лебединского Заднепровского монастыря. Воспитывался в Киевской дух. коллегии. Известен как автор писем к игумену Киево-Выдубицкого м-ря Иакову; письма эти, писанные в 1764—67 гг. и касающиеся борьбы православия с католичеством и унией в Юго-Зап. России, были найдены в архиве Выдубицкого м-ря и напечатаны Аскоченским вместе с другими документами, под загл. "Известия об унии, извлеченные из переписки разных лиц" ("Домашняя беседа", 1859, №№ 14—20).

Филофей Пирогов

— инок Болдина Троицкого Герасимова монастыря (Смоленской епархии), писатель XVI—XVII вв. С именем Ф. в памятниках сохранились житие Нила Столбенского (умер в 1554 г.) и стихиры и канон этому святому. Рассказ Ф. о жизни св. Нила в 1667 г. был переработан и, украшенный риторически, потерял свою первоначальную простоту. См. Ключевский, "Древнерусские жития святых как исторический источник" (М., 1871); Барсуков, "Источники русской агиографии" (СПб., 1882, стр. 407—408; здесь указаны списки сочинений Ф.); архиеп. Филарет, "Обзор русской духовной литературы" (изд. 3, СПб., 1884).

Филофей, духовный писатель XVI века

— старец (или игумен) Трехсвятительского Псковского Елеазарова монастыря, писатель XVI в. Написал три послания к псковскому дьяку Мисюрю Мунехину, послание к "некоему вельможе, в миру живущему", послания к вел. князю Василию Ивановичу и к царю Иоанну Грозному; кроме того, ему приписываются еще несколько произведений, но их принадлежность ему оспаривается. В своих посланиях Ф. полемизирует против астрологических предсказаний Николая Немчина, вообще отвергая астрологию; заботится о некоторых местных псковских делах; впервые обстоятельно развивает знаменитую теорию о Москве как о третьем Риме, хранителе правой христианской веры. См. Жмакин, "Один из литературных памятников XVI в." ("Журнал Мин. нар. просв.", 1882); Малинин, "Старец Елеазарова монастыря Ф. и его послания" (Киев, 1901).

Филофей, игумен синайской обители

— инок и игумен синайской обители "Купины"; жил в начале IX века. Труды Ф.: "О бодрствовании и молитве 40 глав" (на русский язык переведено под заглав. "Сорок глав о трезвении", "Христ. чтение", 1827, ч. XXVII); "О бодрствовании и хранении сердца"; "О тречастности души, бодрствовании и молитве"; "О хранении ума и смиренномудрии"; "О том, что хранением сердца соблюдаются и Христовы заповеди".

Филофей, инок Сийского Антониева монастыря

— инок Сийского Антониева монастыря архангельской епархии, автор не дошедшего до нас жития Антония Сийского, ученик Антония. На Ф. ссылаются составители двух житий Антония — инок Иона и царевич Иоанн Иоаннович. В 1579 г. Ф. являлся в Москву вместе с игуменом Питиримом просить о признании Антония Сийского святым и, достигнув этого, просил царевича Иоанна составить житие Антония. Ср. Ключевский, "Древнерусские жития святых как исторический источник" (1871, стр. 301); Барсуков, "Источники русской агиографии" (1882, стр. 54); "Описание рукописей Соловецкого м-ря" (1885, ч. 2, стр. 273); Тупиков, "Литературная деятельность царевича Ивана Ивановича" (1894, 5, 9).

Филофей, митрополит киевский и галицкий

(в миру Тимофей Григорьевич Успенский, 1808—1882) — митрополит киевский и галицкий, сын причетника Ярославской губернии, магистр Московской духовной академии; был инспектором СПб. духовной академии, затем ректором семинарий харьковской, вифанской и московской. Рукоположенный в 1849 г. во епископа дмитровского, Ф. в 1853 г. был назначен епископом костромским, в 1857 г. перемещен в Тверь, в 1876 г. возведен в сан митрополита киевского. Из печатных трудов Ф., кроме проповедей, печатавшихся в местных епархиальных ведомостях, известны магистерская диссертация его "О достоинстве человека, раскрытом и утвержденном христианской религией" (М., 1832) и "Письма к протоиерею Ф. А. Голубинскому", напечатанные в "Прибавлениях к Творениям св. отцов" (1887, ч. XL, кн. 4). Ср. К. Д. Головщиков, "Архиереи из питомцев Ярославской духовной семинарии" (Ярославль, 1893); прот. И. Сырцов, "Архипастыри Костромской епархии за 150 лет ее существования, 1745—1898" (Кострома, 1898); "Воспоминания" А. Ковалевского, напечатанные в "Душеполезном чтении" (1883, ч. II, кн. 6; стр. 154—191); "Тверские епархиальные ведомости" (1882, №№ 5—8, 16, 17, 19, 20 и 22; 1883, №№ 13 и 14; 1884, №№ 13, 14 и 18).

Филофей, митрополит сибирский

(Лещинский) — митрополит сибирский, просветитель сибирских инородцев. Малоросс по происхождению, Ф. род. в 1650 г.; образование получил в Киевской духовной академии. Петр Великий, занятый мыслью о крещении сибирских инородцев, выбрал для этого дела Ф. В 1702 г. Ф. прибыл в Москву, хиротонисан в митрополита Сибирского и немедленно с несколькими помощниками отправился в Тобольск. Здесь он обнаруживает энергичную деятельность, пишет "доносительные статьи" Петру Вел., вызывает миссионеров и учителей из Киева открывает в Тобольске славянскую школу для духовенства. В 1704 г. Ф. снаряжает миссию из двух монахов к Хутухте в Монголию, но неудачно. В 1705 г. отправленная им в Камчатку миссия архимандрита Мартиниана крестит камчадалов, а Ф. заводит сношения с остяцким князем Шешукой и обдорским Тучабалдой. В 1707 г. Ф. отправляет миссионеров к березовским и сургутским остякам. Борьба со светскими властями, страшные беспорядки в Сибирской митрополии и суровый климат надломили здоровье Ф.; он принужден был оставить кафедру и удалиться на покой в Тюменский монастырь, приняв схиму с именем Феодора. В 1710 г. Ф. получил царскую грамоту с предписанием отправиться лично на проповедь в землю остяков и вогул, но по болезни только в 1712 г. мог приступить к исполнению указа; совершил несколько дальних поездок, построил много церквей, проник даже в дикую страну на р. Конде. После смерти митрополита Иоанна Ф. вновь занял Сибирскую митрополию. Вновь уволенный на покой в 1720 г., Ф. жил в большой бедности, продолжая заведовать делом христианской миссии в Сибири. Сам он теперь редко оставлял монастырь (Тюменский), но под его руководством трудились многие из бывших его спутников. В 1726 г. Ф. предпринял последнее путешествие к обдорским остякам. Скончался в 1727 г. По донесению Св. Синоду сибирского митрополита Антония, Ф. обратил в христианство более 40 тыс. инородцев обоего пола.

Литература. Архим. Мелетий, "Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653—1726) и сведения о Даурской миссии" (Казань, 1875); "Описание докум. и дел Св. Синода. Т. VII. Памятн. сиб. истории XVIII в." (кн. 2); А. Сулоцкий, "Святитель Ф., в схиме Феодор, просветитель сибирских инородцев" (Омск, 1882); его же, "Святитель Ф., митрополит Сибирский и Тобольский" (ib., 1882); его же, "Тобольские и томские архиепископы" (Омск, 1881); H. Абрамов, "Святитель Филофей, в схиме Феодор, просветитель сибирских инородцев" (Омск, 1882); прот. М. Путинцев, "Митрополит-схимонах Феодор, просветитель сибирских язычников" ("Душеполезное чтение", 1887, январь); Буцинский, "Крещение остяков и вогулов при Петре Великом" (Харьков, 1893).

Филофей, пресвитер XVI века

— пресвитер, живший в XVI веке; известен как составитель канонов обретению мощей св. князя Всеволода-Гавриила Псковского и знамению Чирской чудотворной иконы Божией Матери. Некоторые исследователи сближают пресвитера Ф. с известным писателем XVI в., иноком Елеазарова монастыря старцем Филофеем (см.).

Филофей, святые православной церкви

— 1) св. мученик, пострадал в Самосате в 297 г. За обличение идольского служения его вместе с шестью другими мучениками повесили на дереве и пригвоздили головы. Память 29 января. 2) Св. пресвитер и чудотворец, жил в IX в.; посвятил себя посту, молитве и благотворительности. Память 15 сентября.

Филумен

— св. мученик; пострадал в 275 г., при Аврелиане. Занимался хлебной торговлей в Анкире; завистники донесли на него правителю Феликсу, и Ф. не отрекся, что он действительно христианин. Ему вбили гвозди в голову, руки и ноги и гнали его до тех пор, пока он не изнемог и предал дух. Память 29 ноября.

Филы и фратрии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Филь

(Elephas africanus) — арабское название африканского слона; см. Слоны и фиг. 2 на таблице к этому слову.

Фильд, Генри Мартин

(Henri Martin Field) — американский литератор (род. в 1822 г.); был пастором пресвитерианской церкви в С.-Луи, потом в одном из городов Массачусетса. Сочинения его: "History of the Atlantic Telegraph" (1866); "History of the Rebellion of 1798" (1851); "From the Lakes of Killarney to the golden Horn " (1876); "From Egypt to Japan" (1880) и др.

Фильд, Джон

(Field) — знаменитый пианист (1782—1837), ученик Клементи. В 1802 г. Ф. вместе с Клементи поехал в Париж, где, выступая в концертах, пользовался большим успехом благодаря в особенности удивительному исполнению фуг Баха и Генделя. В 1804 г. поселился в Петербурге, давая уроки и участвуя в концертах. В 1831 г. вернулся в Лондон, где имел громадный успех. Затем Ф. играл в Париже, где его элегантная, певучая передача собственных ноктюрнов производила большое впечатление. Умер в Москве. Игра Ф. отличалась превосходной техникой, исполнение — нежностью, мечтательностью. Из сочинений Ф. известностью пользуются особенно ноктюрны, которые Ф. стал первый писать. Кроме того, им написаны вальсы, фантазии, романсы, полонезы и проч.

Н. С.

Фильд, Дэвид Дадли

(David Dudley Field) — американский юрист (1805—1894). Был адвокатом в Нью-Йорке; энергично добивался реформы гражданского судопроизводства, осуществленной благодаря его стараниям в нескольких штатах. Идеи Ф. нашли отклик и в Англии. Будучи сторонником идей Кобдена, Ф. примкнул к лиге, требовавшей свободы торговли. В 1866 г. Ф. предложил образовать комиссию из юристов разных стран для составления кодекса международного права. Его собственный проект кодекса был напечатан в 1873 г.

Фильд, Сайрус Уэст

(Cyrus West Field) — брат Дж., Д. Д. и Г. М. Фильдов (см.), американский коммерсант (1819—1892). Соединил телеграфом Нью-Фаундлэнд и Кап-Бретон. После долгих бесплодных попыток ему удалось проложить в 1866 г. трансатлантический кабель между Ирландией и Нью-Фаундлэндом. В 1870 г. он образовал общество с целью проложить кабель через Тихий океан и соединить Соед. Штаты с Китаем.

Фильд-триальсы

(англ. field-trials) — полевые испытания подружейных (легавых) собак — начались в шестидесятых годах прошлого столетия в Англии и теперь распространены во всех государствах. Эти испытания были вызваны тем, что в погоне за призами на выставках собак собакозаводчики стали обращать преимущественное внимание на внешние формы выводимых ими пород в ущерб полевым их качествам. Ф.-триальсы прекратили начавшееся вследствие этого вырождение охотничьих собак и принесли огромную пользу, кроме того, и тем, что поставили дрессировку и натаску легавых собак на высокую степень совершенства. В Англии Ф.-триальсы пользуются таким успехом, что почти заменили собой охоту с легавой собакой; несмотря на это, они не имеют ни там, ни в других государствах такого азартного характера, как в сущности однородные с ними скачки виппетов и садки борзых (см.). Состязания устраиваются особо для собак "первопольных" (которые охотятся первый год) и особо — для "многопольных", к которым предъявляются большие требования; обыкновенно пускают собак попарно, устраивая затем состязания между победителями в первых парах, если это оказывается нужным. Испытывается: чутье, быстрота и манера поиска, подводка и стойка, вежливость (послушание) и общая дрессировка, иногда — поноска и анонс. Испытания производятся преимущественно на открытых местах (на болотах, полях, по мелкому кустарнику), публично, особыми избранными для сего судьями. Кроме призов владельцам выигравших собак, выдаются также награды егерям — дрессировщикам этих собак. — См. Л. Сабанеев, "Собачий спорт на Западе" ("Охотн. газета", 1895, № 41); ср. отчеты по полевым испытаниям Общества любителей породистых собак в 1900 г. ("Охотн. газета", 1900, № 42).

С. Б.

Фильдекос

— хлопчатобумажная пряжа высокой тонины (120 и выше), крученная в несколько ниток и газированная; служит материалом для изготовления тонких вязаных (трикотажных) изделий: перчаток, чулок и проч. Изготовляется почти исключительно в Англии, главным образом в Шотландии, чему и обязана своим названием (Fil d'Ecosse).

Фильдинг, Генрих

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фильдинг, Энтони Вандик Коплей

(Fielding, 1787—1855) — английский живописец, сын портретиста Теодора Натана Ф., прославился в особенности как акварелист. Долгое время считался главным представителем акварельной живописи не только в Англии, но и во всей Европе, и с 1831 г. до самой смерти своей был президентом лондонского Water-Colour Society. Художник чрезвычайно плодовитый, он особенно хорошо, хотя и несколько манерно, писал пейзажи и морские виды, и никто из англичан, за исключением Тёрнера, не воспроизводил так поэтично, как он, глубину воздуха и эффекты солнечных лучей, пробивающихся сквозь туман.

Фильель

(Никола Fillieul, 1530—1575) — французский драматург. Важнейшие сочинения: "Le Th éâ tre de Gaillon а la Royne" (Pyан, 1566; 4 эклоги — "Les Na ïades ou Naissance du roy", "Chariot", "Té thys" и "Francine"); трагедия "Lucr è ce" и комедия "Ombres"; "Le Discours de N. Filleul" (1560); "Achille" (1563); "La Couronne de Henry le Victorieux, roi de Pologne" (1573).

Фильзанд

— островок Балтийского моря, Лифляндской губернии, у западного берега острова Эзеля, к которому и принадлежит в административном отношении. Длина 14, ширина 7 вер.; окружен мелями. Населен. Маяк.

Фильмер

(Роберт Filmer, 1604—1688) — английский политический писатель XVII в., развивавший теорию божественного происхождения королевской власти в сочинении "Patriarcha or the natural power of Kings" (1646). Здесь он проводит мысль, что Бог дал Адаму власть над женой и детьми, а от него эта власть переходила к старшим в роде или в целом народе, так что королевская власть имеет патриархальное происхождение и основывается на воле Бога, который не положил ей никаких ограничений. Ему возражали Альджернон Сидней и Локк. См. Чичерин, "История политических учений" (II, 66 и след.).

Фильмор

(John Comfort Fillmore) — американский писатель о музыке (1843—1898). Написал: "History of Pianoforte music" (1883); "Lessons on musical history"; "New lessons of Harmony". Занимался исследованием музыки индейцев; гармонизовал много индейских мелодий.

Фильтр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фильтр-пресс

— см. Выжимание.

Фильтровальная бумага

— см. Лаборатория.

Фильтрованиe

— см. Лаборатория.

Фильчинс

(Benedict Filchins, 1560—1630) — английский теолог. Происходил из протестантской фамилии и провел бурную молодость. Во время путешествия по Франции в 1599 г. перешел в католицизм и вступил в орден капуцинов. После этого он отправился в Англию с целью обратить своих соотечественников в католическую религию, но был заключен в тюрьму, где просидел три года. После освобождения Ф. вернулся во Францию и пользовался расположением короля Генриха IV. Его сочинения: "Soliloquium pium et grave, in quo exponit conversionis suae primordia " (1602); "Liber variorum exercitiorum spiritualium" (Витербо, 1608); "Eques christianus" (П., 1609) "Regula perfectionis continens breve ac lucidum compendinm totius vitae spiritualis" (Рим, 1625 и 1628). Последнее сочинение было написано по-английски, но самим автором переведено на латинский яз. Оно выдержало несколько изданий и было переведено на фламандский и валлонский языки.

Филэ

(Φιλαί; из егип. "П-и-лак" = "остров Лак", может быть, "остров Конца") — самый южный из островов области первого нильского катаракта, граница Нубии. Как священное место выступает поздно. Нектанеб (см.) — первое царское имя, встречающееся на сооружениях в Ф. Главный храм был посвящен Исиде; жрецы составляли ученое общежитие; рядом с богиней почитались Осирис и Гор; клятва Осирисом Филэйским считалась одной из самых торжественных. Культы Ф. привлекали многочисленных богомольцев не только из египтян, но и из греков и даже римлян, которые оставляли на стенах и колоннах храма свои надписи. Кроме пилигримов, увековечили себя и туристы. Чрезмерный наплыв их ставил в затруднение жрецов, которым приходилось их продовольствовать и которые при Птолемее Фисконе просили о мерах к сокращению их числа. Особенным почитанием филэйская Исида пользовалась у полудикого народа блеммиев. Диоклетиан, лично посетивший о-в и отразивший их набеги, воздвиг здесь новые храмы, к служению в которых были допущены жрецы блеммиев и нобадов наравне с египетскими; им было дозволено также в праздники брать к себе на время идол богини. Язычество держалось в Ф. особенно долго; только при Юстиниане не без насилия удалось его уничтожить. Монофизитство также проникло сюда позже, чем в остальной Египет: только с арабского завоевания. В ипостиле древнего храма были замазаны нильским илом языческие изображения и иероглифы и устроена церковь, впоследствии отданная магометанскому культу. В настоящее время остров назыв. Анас-эль-Вогуд, по имени героя одной из сказок 1001 ночи, действие которой происходит на нем. Ф. по справедливости называется перлом Египта; вид на него с диких прибрежных скал производит радостное впечатление своими древними зданиями, окруженными веселой растительностью. Площадь его — 900 кв. м, 384 дл. и 135 шир. Он необитаем. Древности: храм Исиды, храмик Гатор, развалины и врата Диоклетиана и киоск. К храму Исиды ведет длинная колоннада от вестибюля Нектанеба, а также лестницы на Ю. о-ва. Далее через пилон входят во внутренний перистиль, с храмом налево, представлявшим "место рождения" Гора; направо — колоннада и помещения храмовой лаборатории и библиотеки. Наконец, за вторым пилоном помещался собственно храм Исиды. Здесь особенно интересны колонны ипостиля, с яркой раскраской; на потолке — астрономические изображения. В приделе Осириса интересные скульптуры, относящиеся к его мифу, а в отдельно стоящих постройках к З. от ипостиля — изображение истоков Нила; на внешних стенах храма среди других надписей — известный список номов. Вообще храм богат надписями Птолемеевского и римского времени. Прелестный так называемый киоск на восточном берегу о-ва, начатый при Траяне и посвященный Исиде, обнаруживает греческое влияние. Один из обелисков, стоявших у входа в вестибюль, с егип. и греч. надписью, перевезен в Англию и поставлен в Kingston Hall в Дорсетшире; он оказал Шампольону (1822) важную услугу при разборе иероглифов. В Берлинском музее помещена одна из колонн переднего двора с капителью в виде пальмовых ветвей и демотической надписью.

Филэллинское движение

— так называется агитация в литературе и обществе Западной Европы в пользу освобождения Греции от турецкого владычества в 20-х гг. XIX в. Наиболее известны своими Ф. симпатиями Байрон, Вильгельм Мюллер, король Людовик I Баварский, Тирш. Ф. союзы собирали денежные пожертвования и снаряжали добровольцев для отправки на театр военных действий. Из таких добровольцев составился особый Ф. отряд под начальством генерала Нормана-Эренфельса, принимавший участие во многих стычках с турками и уничтоженный в несчастном для греков сражении при Пете (16 июля 1826 г.).

Фимбрия, в анатомии

(Fimbriае) — зубчатые или дольчатые бахромки, сидящие по краям отверстия (ostium tubae) на воронкообразном расширении фаллопиевой трубы, т. е. яйцевода млекопитающих. Ф. нет у однопроходных. В человеческой анатомии в старину отверстие фаллопиевой трубы за свой как бы разорванный укушением вид получило название morsus diaboli. Одна широкая бахромка, fimbria ovarica, находится в сообщении с наружным концом яичника и имеет форму желобка, по которому, вероятно, проходит яйцо из яичника в яйцевод благодаря движению ресничек мерцательного эпителия, выстилающего внутреннюю поверхность Ф. У прочих позвоночных Ф. отсутствуют.

В. М. Ш.

Фимбрия, Кай Флавий

(Caius Flavius Fimbriа) — римский полководец; умер в 84 г. до Р. Х. Во время междоусобной войны между Марием и Суллой Ф. был верным приверженцем Мария. При похоронах Мария Ф. сделал неудачную попытку погубить Кв. Муция Сцеволу. Вместо Мария Цинна взял себе в товарищи по консульству Л. Валерия Флакка и отправил его в Азию вести борьбу одновременно с Суллой и Митридатом. Так как Валерий мало понимал в военном деле, то с ним был послан в качестве легата и начальника кавалерии Ф. Валерий возбудил ненависть солдат своим корыстолюбием и жестокостью, и Ф. воспользовался этим, чтобы приобрести себе популярность. Во время пребывания в Византии Ф. поссорился с квестором Валерия и за это был лишен должности. Когда после того Валерий уехал в Халкедон, Ф. возмутил против него армию. Консул поспешно вернулся в Византию, но принужден был бежать сначала в Халкедон, затем в Никомедию, где был убит по приказанию Ф. (85 г.). Приняв команду над армией, Ф. показал себя талантливым полководцем и одержал несколько побед над Митридатом и его полководцами; он даже взял бы Митридата в плен, если бы ему не помешал Лукулл. Со всеми азиатскими племенами, которые примыкали раньше к Митридату или к Сулле, Ф. поступал с беспощадной жестокостью; так, он взял при помощи измены и разрушил до основания Илион. В руках Ф. была большая часть Малой Азии, когда явился туда из Греции Сулла (84 г.) и напал на Ф. при Фиатире. Видя, что его армия не хочет сражаться против Суллы, Ф. попробовал отделаться от Суллы путем убийства, а когда это не удалось, вступил с ним в переговоры. Сулла требовал безусловной покорности. Тогда Ф. бежал в Пергам и здесь, в храме Эскулапа, лишил себя жизни.

Фимоз

(мед.) — сужение отверстия крайней плоти, вследствие чего она не может быть завернута за головку члена. У новорожденных, как физиологическое явление, крайняя плоть склеена с головкой, на 8—12 году жизни она обыкновенно уже отделена от головки. Степень Ф. может быть различна. Кроме такого врожденного, Ф. может быть и воспалительный. Новорожденные и маленькие дети вследствие сильно выраженного Ф. испытывают затруднение при мочеиспускании, иногда до полной невозможности его. Вследствие рефлекторного раздражения страдающие Ф. дети иногда ночью не удерживают мочу. У взрослых Ф. может служить большим или меньшим препятствием к половым отправлениям и предрасположены к повреждениям вследствие надрывов и поэтому и к заражениям. Так как у страдающих Ф. удаление скопляющейся в мешке крайней плоти жировой смазки (смегмы) невозможно, то вследствие разложения ее частью наблюдаются повторные воспаления головки члена и иногда из смегмы образуются камни (см.) крайней плоти. В более позднем возрасте Ф. служит предрасположением к заболеванию раком. Путем рефлекторного раздражения центральной нервной системы Ф. может быть причиной многих нервных расстройств и даже эпилептических припадков. Обрядовая у евреев операция обрезания имеет целью устранение возможности Ф. с его последствиями. Желательно только, чтобы эта операция производилось врачами во избежание частых несчастных случайностей от заражения рожей, сифилисом и бугорчаткой при производстве ее невежественными лицами. Лечение Ф., за исключением редких случаев у детей, когда сращения крайней плоти могут быть разорваны простым оттягиванием ее, оперативное, именно обрезание, т. е. отсечение слишком длинной крайней плоти. Воспалительный приобретенный Ф. оперируется как и врожденный.

А.

Финал

— в музыке номер, служащий концом большого музыкального сочинения — оперы, оперного акта, симфонии, сонаты и пр.; но преимущественно принято называть Ф. заключительный номер в опере. Ф. состоит из различных вокальных и инструментальных пьес, сольных и хоровых, соединенных в одно целое помимо какой-либо установившейся формы, но в зависимости от сценических требований и текста, на который пишется Ф. Очень часто в Ф. входит вокальный ансамбль.

Н. С.

Финали

(Гаспаре Finali) — итальянский политический деятель; род. в 1829 г. Принимал участие в радикальной журналистике; был замешан в заговоре против Папы, но успел бежать в Пьемонт и был заочно приговорен к смертной казни. В Пьемонте поступил на службу в министерство финансов. После объединения Италии избран в парламент, как сторонник Кавура; в 1872 г. назначен сенатором. В 1873—1876 гг. был министром земледелия в кабинете Мингетти. В 1889 г., при преобразовании кабинета Криспи, Ф. получил пост министра публичных работ и сохранял его до падения кабинета в 1891 г. В янв. 1901 г. он сделался министром казначейства в кабинете Саракко, но уже в феврале должен был выйти в отставку вместе со всем кабинетом. Ф. перевел (стихами) на итальянский язык "Miles gloriosus" и "Captivi" Плавта; написал ряд статей по вопросам государственного права и финансов и биографию Фарини (в "Nuova Antologia", 1878).

В. В—в.

Финальная нота

— главная нота в каждом церковном ладе, которой лад заканчивается (см. Церковные лады).

Финальные каденции

или окончательные — те, которые производят наиболее удовлетворяющее чувство укрепления в известном строе, наприм. распространенная, полная и неполная каденции (см. Каденция).

Финансовая наука

— см. Финансы.

Финансовое Обозрение, с.-петербургская газета

— газета государственного и народного хозяйства; издавалась в СПб. в 1876 г. К. В. Трубниковым и им же редактировалась; выходила еженедельно, а в последнее время ежедневно; служила продолжением "Ф. обозрения" Ф. П. Баймакова; в конце года соединилась с "Вестником железных дорог и пароходства" и стала выходить под общим с ним названием; в 1877 г. преобразована в "Биржевую газету".

Финансовое Обозрение, с.-петербургский журнал

— еженедельный журнал финансов и торговли; преобразован из "Торгового сборника" А. А. Красильникова (см.); издавался в СПб. с 1874 г. по 1876 г. Ф. П. Баймаковым и им же редактировался.

Финансовое право

см. Финансы.

Финансы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Финансы общинные

— см. Финансы.

Финацци

(Филипп Finazzi, 1710—1776) — композитор и сопранист. С 1737 г. жил в Германии. Написал шесть симфоний, оперу "Themistocle", кантату и проч.

Финвал

(Physalus antiquorum, Balaenoptera musculus) — см. Полосатики.

Фингал

(Fingal), или Фин Мак-Куммал — легендарный каледонский горой, отец Оссиана (см.).

Фингалова пещера

— знаменитый грот на юго-западном берегу острова Стаффа (одного из Гебридских островов); напоминает внутренность большого храма. Ф. пещера имеет в длину 113 м; наполнена водой; при входе в пещеру глубина моря достигает 5 м, при выходе из нее — 2,5 м. Стены представляют собою ряды великолепных, большей частью шестиугольных базальтовых колонн высотой в 17 м; над ними расположен огромный свод в 70 м длины, состоящий из верхних частей колонн, оторванных, без сомнения, морем. Ширина пещеры при входе 16,5 м, при выходе 6 м; высота при входе 36 м, в конце 21 м. Базальтовые колонны, образующие величественный портал грота, волнующееся внизу море, чудная игра цветов — светло-зеленой водной поверхности, красных морских растений, которыми покрыты стены грота, темно-серых колонн, — все это вместе представляет несравненное зрелище. Первым проник в пещеру Бэнкс в 1772 г. В тихую погоду волны моря производят в пещере своеобразные мелодичные звуки, в бурю и во время морских приливов — сильный шум, слышный за несколько миль в окружности. По преданию, Ф. пещера выстроена великанами для знаменитого оссиановского героя Фингала. В новейшее время название ее производят из "cave of fuaim" ("пещера звуков" по-валлийски). Ср. "Whitehouse Scottish Geographical Magazine" (1887).

Фингер

(Якоб Finger) — гессенский политический деятель; род. в 1825 г.; служил по судебному ведомству в Гессене; в 1862—65 гг. был депутатом в гессенском ландтаге, принадлежал к умеренным либералам, был сторонником объединения Германии. В 1884 г. назначен министром великогерцогского двора, иностранных дел, внутренних дел и юстиции Вел. герцогства Гессен-Дармштадского. В 1898 г. вышел в отставку вследствие преклонного возраста и назначен пожизненным членом верхней палаты гессенского ландтага.

В. В—в.

Фингер (дополнение к статье)

(Якоб Finger) — гессенский политический деятель; умер в 1904 г.

Финдейзен

(Николай Федорович) — писатель о музыке; род. в 1868 г. Окончил курс в СПб. коммерческом училище. С 1894 г. издает "Русскую музыкальную газету". Напечатал: "Новые материалы для биографии А. Н. Серова" ("Ежегодник имп. театров", 1893—94, прил. III), "Биография М. И. Глинки 1804—1822 гг." (ib., 1896—97, прил. I), "A. H. Верстовский. Его жизнь и музыкальная деятельность" (ib., 1897—98, прил. II), "А. Н. Серов. Очерк его жизни и музыкальной деятельности" (ib., 1897—98, прил. I—III), "Э. Ф. Направник" (биограф. очерк", ib., 1897—98, прил. III), "D ie Entwickelung der Tonkunst in Russland in der ersten Hälfte des XIX Jahrhunderts" ("Sammelbä nde der Internationalen Mus. Ges."), Отдельно изданы им: "А. Н. Верстовский. Очерк его музыкальной деятельности" (СПб., 1890), "Музыкальные очерки и эскизы" (СПб., 1891), "Библиографический указатель музыкальных произведений и критических статей Ц. Кюн" (М., 1894), "Глинка в Испании" (СПб., 1896), "М. И. Глинка" (биография, ч. I, СПб., 1896), "Средневековые мейстерзингеры" (СПб., 1897), "Каталог нотных рукописей, писем и портретов Глинки, хранящихся в рукописном отделении Имп. публичной библиотеки" (СПб., 1898), "Mich. Iw. Glinka und seine Oper "Russian u. Ludmilla" (Мюнхен, 1899), "A. H. Серов" (СПб., 1900).

Финдейзен (дополнение к статье)

(Николай Федорович) — писатель о музыке. Его новейшие труды: "Музыкальная старина" (1903 и 1907); "М. И. Глинка" (1904); "А. С. Даргомыжский" (1904); "Русская художественная песня" (1905); "Русская музыка в XIX стол." (1906); "Неизданные письма Глинки" (1907).

Финдель

(Йозеф Габриэль Findel) — немецкий масонский писатель, род. в 1828 г.; участвовал в революции 1848 г.; в 1858 г. основал в Лейпциге масонскую газету "Die Bauh ü tte". Наиисал: "Geschichte der Freimaurerei" (5 изд. 1883; русский перевод, СПб., 1872). Его "Gesammelte Werke" изданы в 1882—90 гг.

Финдлей, Александр Джордж

(Findlay; 1812—1875) — английский географ. Написал: "Ancient and Comparative Geography", "Coasts and Islands of the Pacific Ocean" (1851), "On the currents of the Atlantic and Pacific Oceans" (Ливерпуль, 1853), "On the Gulf Stream and its supposed influence upon the climate of Europe" (Экзетер, 1869).

Финдлей, город в Соединенных Штатах

(Findlay) — город в североамериканском штате Огайо; узловой железнодорожный пункт; источники горючего газа (с 1884 г.) ежедневно дают 17 млн. гектолитров; значительная железная и стеклянная промышленность; производство керосина; 18553 жителя (1890).

Финеес

— с этим именем в Библии известны: 1) Ф., третий первосвященник еврейский, сын Елеазара первосвященника и внук Аарона. Когда моавитяне по совету Валаама (Числ. XXXI, 16) вовлекли израильтян в идолослужение Ваал-Фегору и некто Замврий, начальник поколения Симеонова, в глазах Моисея и всего общества привел мадианитянку в стан еврейский, Ф. пронзил обоих копьем и этим отвратил гнев Божий от Израиля: язва, которая поражала народ, тотчас же прекратилась. Бог через Моисея объявил Ф., что священство навсегда будет принадлежать потомству его (Числ. XXV, 1—13). Подвиг Ф. прославляем был и в последующие времена (1 Парал. IX, 20; Псал. CV, 30; Сирах. XLV, 28—31; 1 Маккав. II, 26). Позже Ф. принял начальство над 12-тысячным войском, истребившим всех мадианитян с пятью царями их и с Валаамом. Время первосвященства Ф. было временем беспорядков и нестроения в Израиле: почти все колено Вениаминово было истреблено (см. Суд.). Первосвященство Ф: продолжалось в его потомстве и только временно переходило в род Ифамара. Память Ф. 12 марта. 2) Ф. — один из нечестивых сыновей первосвященника Илия; см. Офни и Ф.

Финей

(Φινεύς, Phineus) — в древнегреческой мифологии сын Агенора, царь Салмидесса во Фракии, получивший от Аполлона дар провещания. Подобно многим другим предсказателям, он был поражен слепотой. По наветам второй жены его Идеи на сыновей его от первого брака он их ослепил и бросил диким зверям на растерзание; по другим, он велел закопать их наполовину в землю и бичевать. За эту жестокость боги наказали его тем, что всякий раз, как он садился за стол принимать пищу, прилетавшие гарпии расхищали большую часть яств, а остальное оскверняли извержениями. Освободили его от это пытки аргонавты, главным образом сыновья Борея Зет и Калаид.

Н. О.

Финелли

(Карло Finelli, 1782—1853) — итальянский скульптор, один из даровитейших последователей классического направления, данного скульптуре в начале XIX столетия Кановой и Торвальдсеном, стремившийся не столько к соединению благородства форм с реалистичностью, отличающему произведения второго из этих мастеров, сколько к мягкости лепки первого. Он образовался под руководством своего брата, Пьетро Ф. (ученика Кановы), и других каррарских скульпторов, и работал сперва в Милане, а потом в Риме, где и умер. Из его идеалистических и мифологических произведений, наиболее известны: барельеф для памятника Альфьери (наход. в миланск. музее Брера), мраморные статуи "Амур с бабочкой", "Венера" (обе у герц. Девоншайрского в Англии), "Дискобол", "Геба", "Пастушка" и "Архангел Рафаил", колоссальная фигура ап. Матфея (в церк. Сан-Франческо-ди-Паола, в Неаполе), группа "Горы" (исполн. для кн. Демидова-Сан-Донато), группа с арханг. Михаилом (в туринском королевск. арсенале) и фризы "Торжественный въезд Трояна" (в Квиринальск. дворце в Риме), " Житие Пресв. Девы" (в церк. Гран-Мадреди-Дио в Турине) и "Пять возрастов" (у герц. Казарано).

Финигверра

(Томмазо, сокращенно Мазо, Finiguerra) — итальянский скульптор и золотых дел мастер, трудившийся в половине XV столетия во Флоренции. Он был ученик Лоренцо Гиберти и помогал ему в исполнении вторых бронзовых дверей флорентийского баптистерия, начатых в 1425 г. и оконченных в 1445 г. По свидетельству Вазари, Ф., изготовляя в 1452 г. для церк. Сан-Джованни своего родного города так назыв. Pax, серебряную ньеллированную пластинку с изображением небесного коронования Богородицы, случайно напал на мысль оттискивать печатной краской на бумаге рисунки, вырезанные вглубь на металле, и таким образом получил право считаться изобретателем гравирования на меди (см.). Однако, по новейшим исследованиям, первые опыты такого гравирования были сделаны еще раньше, в Германии. Хранящийся во флорентийском музее Барджелло и происходящий из Сан-Джованни Pax, который долго приписывали Ф., принадлежит, как доказано Румором, не ему, а другому золотых дел мастеру, Маттео Деи, на пластинке же работы Ф., находящейся также в Барджелло и происходящей из той же церкви, изображено не Коронование Богородицы, а Распятие.

Финик

(Φοίνιξ, Phoenice; Деян. Апост. XXVII, 12) — город и при нем пристань на юго-западе острова Крита. Во время плавания апостола Павла в Рим корабельщики предполагали достигнуть этой пристани, чтобы здесь перезимовать и с открытием плавания весной отправиться отсюда далее; но по причине поднявшегося сильного ветра им не удалось попасть в эту пристань. Она лежит к В. от мыса Гермеа, в ста стадиях от Аполлонии; ныне называется Лютро.

Финикийские надписи

— см. Финикия.

Финикийское искусство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Финикия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Финиковая пальма

(Phoenix L.) — род растений из семейства пальм, подсемейства Соrуphinae. Частью деревья, частью приземистые кусты, с перисто-раздельными листьями. Растения двудомные. Чашечка кубковидная, лепестков 3, в мужских цветах 6 тычинок, в женских 6 стаминодий и 3 свободные пестика, из которых большей частью только один дает ягодный плод с одним семенем; на внутренней стороне семени глубокая борозда, в середине которой находится зародыш; белок роговой. 11 видов в Африке, Аравии, в Азии от Евфрата через Индию до Зондских островов и Кохинхины. Настоящая финиковая пальма (Phoenix dactylifera L. — см. фиг. на таблице Пальмы I, 4) — дерево со стволом в 10—20 метров. Родина ее Канарские острова, оазисы Сахары, Аравия и юго-западная Азия. Плоды ее — всем известные финики. Для достижения более успешного плодоношения арабы уже в древности вешали срезанные мужские початки на женские деревья и тем способствовали опылению и оплодотворению. Листья Ф. пальм в Южной Европе употребляются при богослужении в вербное воскресение. Из индийской Ph. silvestris Roxb. приготовляется пальмовое вино "тари".

В. Тр.

Финиковая слива

— см. Хурма.

Финистер

(Finistè re) — департамент в северо-западной Франции, у прибрежья Атлантического океана и Ла-Манша; занимает часть старинной области Бретани. Пространство 7070 кв. км. Береговая линия (600 км) изрезана бухтами, из которых многие представляют удобные стоянки для судов (бухты Бреста, Дуарнеса, Одиерна и др.). У берегов много островов (более значительные — Бас, Уэссан, Сен). От высоких скалистых берегов тянутся внутрь страны две параллельные цепи гор: северная — Монтань д'Аррэ и южная — Монтань Нуар. Наибольшая высота 391 м. Множество береговых речек; наиболее значительные — Элорн, Он, Одэ и Лэта. Климат умеряется близостью океана: высшая температура +23°, низшая —6° Ц. Обилие осадков. Жит. 7 3 9648 (1896). Возделываются пшеница, овес, рожь, гречиха, ячмень, картофель, кормовые растения, пенька и лен. Огородничество и плодоводство (производство сидра в крупных размерах). Пахотной земли 3164 кв. км, лугов 449, пастбищной земли 1711, лесу 342. Хорошие сосновые леса в горах. Малорослая, но крепкая порода лошадей. Пчеловодство. Рыболовство — один из значительных местных промыслов (15000 чел. на 3500 судах добывают ежегодно на 7 млн. франков рыбных продуктов). Производства мыловаренное, писчебумажное, гончарное, металлическое; судостроение. Очень оживленная торговля в многочисленных гаванях. Железные дороги, канал из Бреста в Нант, судоходные реки содействуют торговому движению. Пять округов: Брест, Шатолэн, Морлэ, Кенпер и Кеннерлэ. Главный город Кенпер. В Ф. сохранилось много кельтских памятников (друидские алтари). Ср. Freminville, "Antiquit és du Finistè re" (Пар., 1835).

Финистерре

(Cabo de Finisterre мыс "конец земли") — мыс на северо-западном берегу испанской провинции Корунья, у реки Риа-де-Коркубюн, у древних носил название Рrоmontorium Nerium. 3 мая 1747 г. английские адмиралы Ансон и Варрен разбили близ Ф. французскую эскадру с адмиралом Жонкьером во главе, шедшую в Вест-Индию. 22 июля 1805 г. адмирал Вильнёв возвращался с Антильских островов во Францию, имея под своей командой 20 судов; на него напал близ мыса Ф. английский адмирал Кальдер во время такого густого тумана, что почти ничего нельзя было видеть; французско-испанский флот потерял несколько судов, но тем не менее искал продолжения боя; англичане, однако, ушли. См. Mathieu Dumas, "Pr écis des événements militaires ou essai s historiques sur les campagnes de 1799—1814" (т. XII, П., 1822).

Финифть

— см. Эмаль.

Финицкий

(Михаил Евстафьевич) — стихотворец ХVIII в. По окончании курса в Киевской духовной академии, преподавал в Харьковской духовной семинарии пиитику и риторику; позже служил "управителем" (с правами воеводы в "пригороде") в городах Орлове и Чердыни. Много помогал чердынскому игумену Иову Тукмачеву в обращении в христианство вогуличей. От Ф. остался рукописный учебник под заглавием "Idea artis poёseos ad usum et institutionem studiosae juventutis Roxolanae tradita" (1741), близко напоминающий подобный же учебник еп. Лаврентия (Горки). В нем встречается в виде примеров немало латинских и русских стихов самого Ф. Он написал еще 12 латинских двустиший о еписк. Лаврентии и Вениамине, с русским переводом, акростих и поздравительные стихи в честь еп. Вениамина, несколько эпиграмм и др. Ср. "Вятские стихотворцы ХVIII века" (Вятка, 1897).

В. Р—в.

Финк, Генрих

(Finck) — известный контрапунктист, живший во второй половине XV столетия. Музыкальное образование получил в Польше. Писал немецкие песни и латинские гимны, в которых видно большое знание многоголосной музыки. Некоторые из его светских песен перекладывались на духовный текст и исполнялись в церквах.

Финк, Готфрид Вильгельм

(Fink) — композитор и писатель о музыке (1783—1846). В 1809 г. им был издан сборник немецких песен с аккомпанементом фортепиано, слова и музыку которых написал он сам. В 1810 г. появились в печати народные песни и церковные хоры Ф. Как писатель о музыке, Ф. обратил на себя внимание статьями о такте и ритме, помещенными в лейпцигской "Musikzeitung" в 1808—9 г. С 1827 г. редактировал "Musikzeitung", помещая там и свои музыкально-критические статьи. Из его музыкально-литературных трудов более известны: "Erste Wanderung der ä ltesten Tonkunst, als Vorgeschichte oder erste Periode derselben" (1831), "Musikalische Grammatik oder theoretisch-praktischer Unterricht in der Tonkunst" (Лпц., 1836), "Der musikalische Lehrjammer oder Beleuchtung der Schrift: Die alte Musiklehre im Stre it mit unserer Zeit, von Marx" (1838); "System der musikal. Harmonielehre" (1842).

Н. С.

Финк, Томас

— германский математик и врач (1061—1656). В 1591 г. занял кафедру профессора медицины в Копенгагенском университете, с 1601 г. там же был профессором математики, а с 1603 г. — риторики. Из его сочинений более известным было "Greometriae rotundi libri XIV" (Basileae, 1583), в котором впервые появились в печати термины "тангенс" и "секанс". Другими математическими, астрономическими и частью астрологическими сочинениями Ф. были "Ephemeris coelestium motuum" (Argentorat., 1581); "Horoscopographia sive de inveniendo stellarum situ astrologica" (Slesv., 1591); "De constitutione philosophiae mathematicae" (Hafniae, 1591); "De hypothesibus astronomicis, dimen s ionis mundi ac primi motus circulis" (ib., 1593); "De diebus et noctis" (ib., 1601) и нек. др. Также профессором Копенгагенского университета по кафедрам математики и физики был с 1623 г. и сын Ф. Яков (1592—1663). Из его сочинений назовем: "De elementis" (Hafniae, 1632); "De rerum naturalium principiis" (ib., 1636); "De subjectu caloris" (ib., 1647); "De thermoscopio" (ib., 1655).

В. В. Б.

Финк-фон-Финкенштейн

(Карл Вильгельм Finck von Finckeustein, 1714—1800) — граф, прусский государственный деятель. Отец его был гувернером кронпринца Фридриха, будущего короля Фридриха II. Фридрих, питавший неограниченное доверие к товарищам детства, возвел Ф. в звание кабинет-министра и сделал его одним из ближайших своих советников. С 1760 до 1763 г. Ф. один руководил внешней политикой да и позже сохранил сильное влияние на короля. Дом графов Ф. фон Финкенштейнов существует и поныне.

Финке, Георг Эрнст Фридрих

(барон von Vincke, 1811—1875) — прусский политический деятель, сын Фридриха Людвига Вильгельма Филиппа Ф. Получил юридическое образование в Геттингенском университете, занимал судебные должности в Мюнстере и Миндене. В 1843 и 1845 гг. был членом вестфальского областного ландтага. Известность Ф. впервые получил своей энергичной защитой конституционных принципов против феодально-дворянских притязаний в соединенном ландтаге 1847 г. В германском парламенте 1848 г. Ф. примкнул к правой, оставаясь, однако, деятельным сторонником конституционного строя в английском духе. В конце 1849 г. Ф., сделавшись членом прусской первой палаты, продолжал и здесь отстаивать умеренно-конституционные принципы. В эрфуртском парламенте он выступил горячим защитником идеи объединения Германии и содействовал основанию готской партии. В прусском ландтаге 1850—55 г. Ф. энергично боролся с реакционной политикой министерства Мантейфеля. В 1858 г. Ф. стал во главе либеральной партии в прусской палате депутатов, оказывая поддержку "так назыв. министерству новой эры", скоро, однако, павшему вследствие конфликта из-за военной реформы. В 1866 г. Ф. основал новую фракцию, так назыв. старолиберальную, вожаком которой он состоял и в северогерманском рейхстаге 1867 г. Ф. считался одним из выдающихся политических ораторов своего времени; речи его отличались большой ясностью, остроумием и находчивостью.

Финке, Гисберт

(барон von Fincke, 1813—1892) — немецкий поэт. Написал: "Gedichte" (Изерлинг, 1860, 2-е изд. 1863), "Sagen und Bilder aus Westfalen" (Б., 1857), "Im Bann der Jungfrau" (новеллы, Ганновер, 1864), "Lustspiele" (Мюнстер, 1869; новое изд. Фрейбург, 1881), "Reisegeschichten" (Мюнстер, 1869, новеллы в стихах), "ABC. f ü r Haus und Welt" (ibid., 1870; 3-е изд. В., 1880), "Ε in kleines Sündenr egister" (Фрейбург, 1882; 4-е изд., Мюнстер, 1889), "Alte Geschichten" (ibid., 1887), "Kleine Geschichten" (ib., 1889), "Zwei westf älische Geschichten" (1892), "Gesammelte Aufsätze zur Bü hnengeschichte" (Гамбург, 1893).

Финке, Иоганн Христофор

(1773 —1814) — юрист; образование получил в Геттингенском университете. Прибыв в 1809 г. в Казань, Ф. вскоре начал в университете читать лекции по римскому праву, затем перешел к теории общих уголовных немецк. законов, а в 1813—14 гг. излагал по латыни естественное право, следуя своему учебнику, написанному на немецком языке. В 1814 г. Ф. был избран деканом отделения нравственных и политических наук, но тем не менее задумал переменить место и род службы; только смерть не дала ему исполнить это намерение. Главные его труды: "Darstellung eines Plans zum Gebrauch f ür Vorlesungen ü ber die gemeinen deutschen Processe" (Геттинген, 1806), "Естественное частное, публичное и народное право" (Казань, 1816; предварительно было написано на немецком языке и служило руководством для студентов; на русский яз. переведено, как можно полагать, Срезневским и Алехиным). Ср. Н. Н. Булич, "Из первых лет Казанского унив. 1805—19" (Казань, 1891, т. II).

Финке, Карл Фридрих Людвиг

(барон von Vincke-Olbendorf, 1800—1869) — прусский политический деятель; принадлежал к умеренным либералам. Написал: "Ueber Kommunal- und Polizeiverwaltung in den Landesgemeinden Niederschlesiens" (Б., 1845), "Die Patrimonial- und Polizeigerichtsbarkeit auf dem Lande" (ibid., 1847), "Ueber Reformen in der preussis chen Kriegsverfassung" (1860), "Die Reorganisation des preussischen Heerwesens" (1864).

Финке, Фридрих Людвиг Вильгельм Филипп

(барон von Vincke, 1774—1844) — прусский государственный деятель. После вторжения Наполеона в 1806 г. отправился в Англию, чтобы там отстаивать интересы своего отечества. По заключении Тильзитского мира Ф. управлял Потсдамским округом, но в 1810 г. подал в отставку, желая заняться своим классическим трудом: "Ueber die Verwaltung Grossbritaniens" (Б., 1816). По распоряжению французских властей Ф. был выслан на левый берег Рейна. В 1813 г. обнаружил кипучую деятельность по организации в Вестфалии ландвера и ландштурма. Будучи обер-президентом Вестфалии, провел массу новых дорог, устроил гавань в Рурорте, урегулировал отношения между помещиками и крестьянами, способствовал развитию земледелия, основал несколько учительских семинарий, деятельно заботился о народном образовании. В 1857 г. близ Дортмунда ему поставлен памятник. Написал еще: "Ueber die Gemeinheitsteilung" (В., 1825). Ср. Bodelschwingh, "Lehen des Oberpr ä sidenten Freiherrn v. V." (Б., 1853), "Ludwig Freih. v. V., sein Leben und seine Zeit" (Лемго, 1858).

Финкель

(Людвиг) — современный польский историк; род. в 1858 г. в Галиции. В сборнике, посвященном Крашевскому по поводу 50-летнего юбилея его литературной деятельности, напечатана первая работа Ф.: "Poselstwo Jana Dantyzska". С 1886 г. читает историю в Львовском унив. По его инициативе основано в 1886 г. историческое общество в Львове. Из его многочисленных работ более известны: "Marcin Kromer, hystoryk polski XVI w." (Краков, 1883), "Elekcya Leszczynskiego w r. 1704" (в "Przewodnik naukowy i literacki" 1884 г.), "Opis Rzeczypospolitej polskiej z r. 1574" (в журн. "Biblioteka Warszawska", 1887), "Konstytucya 3 Maja 1791" (Львов, 1891), "Bibliografya historyi polskiej" (издается сообща с Г. Савчинским с 1891 г.), "Hystorya universytetu Lwowskiego" (Львов, 1894).

Финлей, Джон (метеоролог)

(Finley) — современный американский метеоролог; писал преимущественно об ураганах. Важнейшие сочинения: "Report of the Tornadoes of May 29 and 30, 1879" (Вашингтон, 1881); "Report on the character of six hundred Tornadoes" (1884) , "Tornado Studies for 1884" (ibid., 1885); "Tornadoes, what they are and how to observe them" (Нью-Йорк, 1887).

Финлей, Джон (поэт)

(Finlay, 1782—1810) — шотландский поэт. Написал: "Wallace, or the Vale of Ellerslie, and other Poems" (1802), "Scottish Historical and Romantic Ballads" (1808) и биографию Сервантеса.

Финлей, Джордж

(Finlay, 1799—1875) — английский историк, филэллин. Увлеченный делом греков, он вслед за своим братом, Киркманом Ф. (убитым в 1828 г.), отправился в Грецию (1823), где сделался близким другом Байрона. Поступив в отряд Одиссея, принял участие в его экспедиции в Морею (1824), но, разочаровавшись в личности вождя, корыстолюбие, жестокость и честолюбие которого стали ему ясны, бросил его и перешел в главную квартиру революционного правительства. Малярия принудила его уехать из Греции, но в 1826 г. он опять отправился туда и участвовал в войне волонтером в различных отрядах. После освобождения Греции он поселился в этой стране, которую горячо полюбил, несмотря на очень критическое отношение почти ко всем ее политическим деятелям и отрицательный взгляд на характер народа, и провел в ней всю остальную жизнь, лишь на короткие сроки посещая Англию. По окончании войны занялся специально средневековой и новой историей Греции, которой посвятил всю свою жизнь; кроме того, писал политические корреспонденции в "Times" и сотрудничал в др. английских журналах. Важнейшие из его многочисленных трудов: "Greece under the Romans from its conquest by the Romans until the extinction of the Roman Empire in the East" ("Греция под римским владычеством... 146 л. до Р. Х. — 717 по Р. Х.", М., 1877; перевод сделан с 1-го английск. издания); "The history of Greece from its conquest by the Crusaders to its conquest by the Turks, 1204—1461"; "Hist. of the Byzantine and Greek Empires 716—1453"; "Hist. of Greece under the Ottoman and Venetian domination"; "History of the Greek revolu t ion". По окончании этого труда он занялся его переработкой для нового издания, которое появилось уже после его смерти, в 7 т., вместе с предыдущими его работами, под общим заглавием "A history of Greece from its conquest by the Romans to the present time, B. C. 146 to A. D. 1864" (Оксфорд, 1877). Труд этот представляет чрезвычайно ценную, до сих пор не превзойденную работу по истории Греции после потери ею независимости, основанную на тщательном изучении источников; центр тяжести его интереса лежит в изображении внутренней народной жизни, сословных и классовых отношений; большое внимание уделено экономической стороне истории; ценны исследования по истории греческой и турецкой денежной системы в средние века. В части, посвященной XIX-му веку, Ф. с полным беспристрастием оценивает интриги европейских правительств в Греции, о Ф. см. его автобиографическую записку, напечатанную в 1 т. посмертного издания его труда.

В. В—в.

Финлейсон

(Джон Finlayson или Finleyson, 1770—1854) — шотландский мистик и астролог. Он учил, что небесные тела созданы отчасти для наслаждения человека, что Земля — совершенный шар, а звезды представляют собой массы замерзшей воды. Главнейшие сочинения: "The universe as it is" (1832); "God's Creation" (1848); "The Seven Seals of the Re v elations"; "The Last Trumpet" (1849) и др. Ф. горячо полемизировал с другим мистиком, Варфоломеем Прескотом из Ливерпуля.

Финляндия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Финляндия (дополнение к статье)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Финляндская война

— см. Шведско-русские войны.

Финляндская газета

— первый русский орган в Финляндии, издающийся в Гельсингфорсе с 1900 г., при управлении финляндского генерал-губернатора, под редакцией И. А. Баженова; выходит 4 раза в неделю, с ежемесячными литературными приложениями. Еженедельно, кроме того, выходит 1 на финском языке под заглавием "Suomen Sanomat".

Финляндская епархия

— см. Финляндия (церковь).

Финляндские батальоны

— Финляндские линейные батальоны были сформированы в 1835 г., в числе 12, из полков 19-й пехотной дивизии и др. частей, и именовались по №№; в 1854 г. переформированы в 22; в 1863 г. пошли на составление полков: Нейшлотского, Вильманстрандского, Выборгского и Петровского пехотных, Свеаборгского и Выборгского крепостных.

Финляндские железные дороги

— см. Финляндия.

Финляндский драгунский полк

— Финляндский драгунский полк был сформирован в 1806 г. из эскадронов разных драгунских. полков; в 1856 г. разделен на 2, Ф. и Арзамасский; в 1860 г. присоединен к кирасирскому военного ордена (ныне 37-й драгунский). В 1901 г. вновь сформирован Ф. драгунский полк из эскадронов других драгунских полков.

Финляндский кадетский корпус

— Высочайшим повелением 12 марта 1812 г. был образован Ф. топографический корпус в составе 11 офицеров, 6 штатных и неограниченного числа сверхштатных кадет. Местом расположения его было назначено мст. Хапаниеми Куопиоской губ., где с 1780 по 1808 г. была шведская военная школа. На чинов корпуса было возложено производство топографических работ; зимой младшие офицеры и кадеты проходили курс математических и военных наук. В 1816 г. при корпусе было образовано отделение на 60 воспитанников для приготовления их в офицеры всех родов оружия. В 1818 г. здания корпуса сгорели. В 1819 г. он переведен в Фридрихсгам и переименован в кадетский; в 1831 г. приравнен в отношении учебного курса и проч. к другим кадетским корпусам. В 1833 г. число кадет доведено до 120. В отношении части учебной, дисциплины и общего порядка корпус состоит в ведении Главного управления военно-учебных заведений империи; по части хозяйственной подчиняется правилам, установленным "статным ведомством" Ф. Классов 7 — четыре общих и три специальных. На русском языке преподаются история и география России, тактика, артиллерия, фортификация, военная администрация и законоведение; на русском и шведском — топография; на русском и финском — воинские уставы; на шведском или финском — прочие предметы. При корпусе существовал (с 1884 г.) особый курс для приготовления к производству в офицеры запаса вольноопределяющихся финских войск. Директор, все служащие и кадеты должны пользоваться правами финского гражданства. В числе кадет 40 казеннокоштных, 20 стипендиатов на счет Ф. суммы Его Императорского Величества и 60 своекоштных (годовая плата в общих классах 600 марок, в специальных — 250). Окончившие курс пользуются правом поступления в Александровский университет без экзамена. Они производятся в офицеры на основаниях, установленных для военных училищ: лучшие — в гвардию (независимо от вакансий), прочие — в армию. См. Св. воен. пост. кн. XV, прилож. к ст. 1; "Finska kadettk å ren 1812—1887", (Фридрихсгам, 1890).

Финляндский лейб-гвардии полк

— В декабре 1806 г. в Стрельне организован был из крестьян окрестных императорских вотчин батальон милиции в составе 5 рот пехоты с одной полуротой артиллерии. За отличия, оказанные в войну 1807 г. против французов, батальон был причислен к гвардии, а артиллерийская полурота отделена в л.-гв. артиллерийский батальон. В апреле 1808 г. батальон назван л.-гв. Ф.; в 1811 г. он переформирован в полк. Боевые отличия: 1) георгиевское полковое знамя за 1812 г., 2) 2 серебряные трубы за битву при Лейпциге, в 1813 г.; 3) 2 георгиевские трубы за штурм Варшавы в 1631 г.; 4) знаки на шапки с надписью "за Филиппополь, 5 января 1878 г.".

Предыдущая страница Следующая страница