Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Ф" (часть 30, Фос - Фоф)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Ф" (часть 30, Фос - Фоф)

Предыдущая страница Следующая страница

Фостер, Джеймс

(James Foster) — английский богослов (1697—1753). Происходил из семьи диссентеров. По убеждениям был близок к рационалистическому деизму. Под влиянием сочинений Джона Гэля пришел к убеждению, что крещение следует принимать только в зрелом возрасте, и Гэль вторично крестил его в Лондоне. Позже он был пастором индепендентской церкви. Важнейшие его соч.: "The resurrecion of Christ proved" (1720); "Essay on fundamentals" (1720); "The usefulness, truth and excellency of the Christian religion" (1731); "Discourses on all the principal branch e s of natural religion and social virtue" (1749—52) и др. Проповеди его изданы в 1744 и cл. гг.

Фостер, Джон Уэльс

(Foster, 1815—1873) — североамериканский инженер; в 1837—38 гг. работал на геологических съемках в штате Огайо, в 1849 г. вместе с Уайтнеем на съемках в медном районе штата Мичиган. Напечатал: "Report on the geology and topography of the Lake Superior Land District in the State of Michigan" (Вашингтон, 1850—59, 2 т.); "The Mississippi valley" (Чикаго, 1869) и "Prehistoric races of the United States of America" (ib., 1873, 4-е изд. 1878).

Фостер, Чарльз

(Foster) — североамериканский политический деятель; род. в 1828 г.; сперва мелкий деревенский торговец, потом крупный железнодорожный предприниматель и банкир; в 1871—79 гг. избран в конгресс, как республиканец; в 1874—75 гг. был членом следственной комиссии, посланной президентом Грантом для расследования причин и хода восстания в Луизиане, где некоторое время действовало демократическое правительство рядом с ранее избранным республиканским. Комиссия указала на ряд нарушений законов, совершенных обеими партиями, и сумела устроить примирение между ними. В 1880—84 гг. Ф. был губернатором штата Огайо; в 1891 г. президент Гаррисон назначил его секретарем казначейства (министром финансов), и эту должность он занимал до окончания срока полномочий республиканского президента в 1893 г.

В. В—в.

Фострем

(Альма Августовна Folströ m-Rode) — известная финская певица (род. 1861 г.), ученица Ниссен-Саломон. Пела в Москве на казенной сцене (1890—99).

Фосфазобензол

— см. Фосфины.

Фосфамид

и фосфам — cм. Фосфор.

Фосфаминовые кислоты, фосфонитрил хлористый

— см. Фосфор.

Фосфанилин

или фенилфосфин — см. Фосфины.

Фосфаты

— фосфорнокислые соли, см. Фосфор, Фосфористые удобрения.

Фосфенилистая кислота

(фосфениловая кислота, фосфенил) — см. Фосфины.

Фосфены световые

— представляют световые явления, вызываемые местным давлением на глазное яблоко. Известно вообще, что всякий удар по глазному яблоку сопровождается субъективными световыми образами, возникающими в поле зрения и не имеющими ничего общего со светом. Все дело тут в механическом раздражении сетчатки глаза, всякое достаточное возбуждение коей вызывает субъективное ощущение света. Световые ощущения возникают поэтому также и при перерезке зрительного нерва во время операции вылущения, напр., глазного яблока. Если закрыть веки и начать давить пальцем на глазное яблоко с носовой стороны, то на противоположной, т. е. височной, стороне глаза появляется светлый центр, окруженный темным и затем светлым кругом. Яркость этого Ф. достигает наибольшей силы, когда давление на глазное яблоко производится возле экватора глаза, т. е. места наименьшей толщины белочной оболочки глаза. Если придавливают наружную, т. е. височную, сторону глазного яблока, то Ф. появляется на носовой стороне; такая локализация световых образов, относимых в сторону, противоположную с местом раздражения сетчатки, определяется общими законами проецирования световых образов и хода лучей по глазному яблоку. При умеренном и однообразном давлении на глазное яблоко в поле зрения появляются разнообразные световые образы, очень блестящие и притом быстро изменяющие свою форму (Пуркинье). Глаз так чувствителен к механическим влияниям, что даже быстрого перемещения взгляда достаточно, чтобы вызвать огненные круги или полумесяцы в области зрительного соска. Если в темноте аккомодировать глаз вблизь и затем внезапно перейти на аккомодации вдаль, то на периферии поля зрения можно видеть огненный круг, быстро исчезающий; явление это замечено Чермаком и называется фосфеновой аккомодацией. К категории этих же явлений принадлежат и фантастические световые образы, вызываемые усиленным приливом крови в глаз, повышающим внутриглазное давление, а также и физическими усилиями, ведущими к тому же повышению этого давления. Иногда даже эти световые образы возникают и без видимых причин и ярче всего появляются при продолжительном пребывании в темноте и при фиксировании глаза на темном поле зрения. И в этом случае явление определяется меняющимися усилиями аккомодации, вызывающими аккомодационные Ф. Нет сомнения, что эти физиологические явления бывали нередко исходной точкой появления многих привидений и призраков. В заключение рядом с разбираемыми явлениями может быть поставлен факт, известный под названием собственного света сетчатки. Поле зрения глаза даже в совершенно темной комнате и при закрытых глазах никогда не бывает абсолютно темным, но оно представляет ритмические то просветления, то потемнения, изохронные, по Иоганесу Мюллеру, с дыхательными движениями; кроме того, в поле зрения появляются меняющиеся светлые пятна, то полосы, круги и т. д. на более или менее слабо освещенном фоне. Этот кажущийся слабо освещенный фон поля зрения обусловливается, вероятнее всего, глазным кровообращением в особенности в сфере самой сетчатки, для которой это кровообращение является и механическим, и химическим раздражителем — механическим — через боковое давление крови, а химическим — через питательные явления, поддерживаемые этим кровообращением. При усиленных пульсациях последние могут служить раздражителями сетчатки и давать периодические световые явления, синхроничные с пульсом. Возможно, что субъективные световые явления в глазу, в том числе и Ф., обусловливаются не только раздражением сетчатки, но и центров ощущений серой коры мозговых полушарий. По крайней мере, люди, лишенные глазных яблок, сохраняют способность видеть Ф.

И. Тарханов.

Фосфин

(хризанилин, анилиноранж, филадельфийская желтая и проч.) — желтый искусственный пигмент, по составу представляющий смесь азотнокислых солей диамидофенилакридина и других аналогичных оснований. Ф. приготовляется из маточных растворов, остающихся при приготовлении фуксина, и представляет желтый или оранжевый порошок, легко растворимый в воде с желто-зеленой флуоресценцией. Употребляется для окрашивания кожи.

А. П. Л. Δ.

Фосфинобензол

— см. Фосфины.

Фосфиновые кислоты

— см. Фосфины.

Фосфины

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фосфобензол

— см. Фосфины.

Фосфоний

— см. Фосфины и Фосфор.

Фосфор, в мифологии

Фосфор (Φώσφορος = лат. Lucifer — несущий свет) — у древних греков название утренней звезды. По Гесиоду, Ф. был сын титанида Астрея и богини Эос и считался любимой звездой Афродиты, которая сделала его стражем своего святилища. Некоторые отождествляли Ф. с Геспером (вечерней звездой) или представляли их в образе братской четы, как Диоскуров. Символически Ф. обозначал собой восток, Геспер — запад, у восточных локров (опунтских и эпикнемидских) была печать с изображением Ф., у западных локров — печать с изображением Геспера.

Н. О.

Фосфор, химический элемент

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фосфоресценция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фосфоресценция животных

— см. Свечение животных.

Фосфоресценция растений

— свечение растений. Свечение наблюдается только на некоторых бактериях (см. Светящиеся бактерии) и грибах. Между грибами ярко светятся некоторые грибы из рода Agaricus, наприм. A. olearius. Гриб этот, золотисто-желтого цвета, появляется вблизи оливковых деревьев в октябре и ноябре. Свечение зависит от внешних условий. У A. olearius свечение замечается уже при +3° Ц., при 8° — 10° Ц. достигает уже максимума и около 50° Ц. совершенно прекращается. Для свечения необходим также кислород. В атмосфере, лишенной кислорода, свечение сейчас же прекращается. Свет различных грибов обнаруживает различную окраску. Например, Agaricus Gardneri светится зеленоватым, Agaricus igneus синим цветом.

В. Палладин.

Фосфористая бронза

— Под этим названием известен сорт машинной бронзы, отличающийся большим сопротивлением изнашивающим и истирающим усилиям, а также большой химической устойчивостью. Этими особенными свойствами Ф. бронза обязана не той незначительной примеси фосфора, которая входит в готовые уже изделия из этого металла, а тому фосфору, который применяется для ее очистки, пока она находится еще в жидком состоянии, и который затем из нее почти совершенно удаляется. Другими словами, фосфор играет здесь роль не как полезная составная часть сплава [Такой роли фосфор и не может играть, так как его присутствие вообще вредит крепости и вязкости металлов, делая их хрупкими.], а как вещество, уничтожающее вредные примеси, ухудшающие физические качества сплава. Ввиду этого правильно было бы рассматриваемую бронзу называть бронзой, очищенной фосфором. Очищающая роль фосфора состоит в следующем: при плавке бронзы на поду пламенной печи при доступе воздуха медь и отчасти олово образуют окислы, которые растворяются в жидкой ванне и сообщают металлу густотекучесть, а в застывшем состоянии — твердость и хрупкость. Если ввести в расплавленную металлическую ванну фосфор (как таковой или лучше в виде Ф. меди), то он отнимает кислород у этих окислов и сам вступает с ним в соединение. Образующиеся окислы уже не растворяются в жидкой ванне и, будучи легче металла, всплывают на поверхность последнего и могут быть с нее удалены. Очищенный таким способом сплав вновь приобретает утраченную им жидкотекучесть и значительно выигрывает в твердости, не теряя в то же время и в вязкости, почему является превосходным материалом для изготовления машинных частей, подвергающихся сильным ударам (напр. насосные клапаны), сильному трению (подшипники, зубчатые колеса, бесконечные винты), химическому влиянию морской воды, пламени и кислот (торпедо, обшивочные листы подводных частей морских судов, доменные фурмы, краны для химических приборов), сильному изнашиванию (артиллерийские орудия). По составу Ф. бронза подходит к наиболее медянистым сортам обыкновенной машинной бронзы. Обычный ее состав: от 90 до 94 % красной меди на 9 до 5 ч. олова. Примесь фосфора в готовых отливках из Ф. бронзы колеблется в пределах от 0,05 до 0,19 %. Эта последняя доза, впрочем, слишком велика, и за предельное содержание фосфора следует принять не свыше 0,1 %, иначе сплав сильно теряет в крепости и вязкости. Обыкновенная продажная Ф. медь, употребляемая на присадку к бронзе в видах очистки последней, содержит до 10 % фосфора. Поэтому ее можно присаживать до 2—3 %, не опасаясь, что в готовые отливки перейдет опасный процент фосфора. Вместо Ф. меди можно брать Ф. олово с содержанием до 5 % фосфора. Опыты показали, что бронза, очищенная фосфором, обладает абсолютной крепостью на 30 % большей, нежели обыкновенная бронза того же состава при той же степени вязкости, и, сверх того, отличается гораздо большей жидкотекучестью. Кроме разрушения окислов, фосфору приписывается еще свойство способствовать выкристаллизовыванию олова. В обыкновенной бронзе олово не кристаллизуется, вследствие чего (при окристаллизовавшейся меди) сложение массы получается обыкновенно недостаточно однородным. Фосфор сглаживает эту неоднородность и тем повышает крепость и вязкость сплава. Внешние характерные признаки хорошо очищенной фосфором бронзы суть: блестящая металлическая поверхность расплавленной ванны (в обыкновенной бронзе поверхность эта всегда подернута пленкой окисла) и внезапный переход при застывании из жидкого состояния в твердое, без посредствующего тестообразного состояния. Ф. бронза может быть поддерживаема в расплавленном состоянии продолжительное время без потери в содержании олова (неизбежной в обыкновенной бронзе), и из нее выжигается лишь фосфор. Вязкость Ф. бронзы настолько велика, что она может коваться, прокатываться и тянуться в проволоку в холодном состоянии. Изделия, от которых требуется наивысшая вязкость, изготовляются из Ф. бронзы с наименьшим содержанием олова, а на изделия, долженствующие отличаться большой твердостью, — идут наиболее богатые оловом сорта ее. Оставаясь на открытом воздухе, Ф. бронза быстро покрывается прочной и красивой пленкой окиси (так назыв. патиной), потому, при большой к тому же ее жидкотекучести, представляется весьма хорошим материалом для отливки статуй и памятников.

В. Кнаббе. Δ.

Фосфористая кислота, фосфористые водороды

— см. Фосфор.

Фосфористые металлы

— см. Фосфор и при соответствующих металлах.

Фосфористые удобрения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фосфористый ангидрид, фосфорноватая окись, фосфорный ангидрид

— см. Фосфор.

Фосфорит

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фосфорический свет

(фосфоричность) — см. Фосфоресценция.

Фосфорная кислота

— см. Фосфор.

Фосфорно-вольфрамовая кислота

— см. Вольфрам.

Фосфорноватая и фосфорноватистая кислоты

— см. Фосфор.

Фосфорное стекло

— см. Стеклянное производство.

Фосфорнокислые соли

— см. Фосфорная кислота, Фосфор.

Фосфорохальцит

(псевдомалахит) — минерал. Кристаллы мелки и неясно образованы, обыкновенно шаровидные, почковидные образования с лучистым и жилковатым сложением. Цвет черновато-зеленый. Блеск жирный. Мало прозрачен. Тверд. 5. Удельный вес 4,1—4,3. В азотной кислоте растворяется легко, слабо в аммиаке. Встречается в Меднорудянском руднике (Нижний Тагил), в Корнваллисе. В общем минерал редкий. Химический состав РО 4 (СuОH) 3.

Фосфотаж

— прием, предложенный химиком Арманом Готье и состоящий в прибавлении фосфорнокислой извести к виноградной мезге взамен так назыв. "гипсования", применяемого в виноделии при выделке некоторых слабых вин с целью увеличения продолжительности брожения и, следовательно, окраски и способности к сохранению.

Β. Т. Δ.

Фосхин

(Фо-схинь) — северный отрог хребта Чонь-бо-шань в Маньчжурии, отделяющий бассейны верхней Сунгари от реки Мудань-цзяна. Отличается своею дикостью и малодоступностью; высота его достигает 3000 фут., покрыт лесом; северная часть хребта известна под именем Чжон-гуан-цай-дин. Во время последнего восстания в Маньчжурии лесистые отроги хребта Ф. служили убежищем для многочисленных хунхузских партий, против которых высланы были русские отряды под начальством генералов Церпицкого и Каульбарса.

Фот

— св. мученик, один из семи сыновей св. мучеников Терентия и Неониллы; за исповедание Христа и нежелание принести жертву идолам мучим был в Сирии, в гонение Деция (250—262), и умерщвлен. Память 28 октября.

Фотергиль Джесси (дополнение к статье)

(Fothergill) — английская писательница; умерла в 1891 г.

Фотергиль, Джесси

(Fothe rgill) — английская писательница; род. в 1851 г. Наибольшей известностью из ее романов пользуются "Heally", "Aldyth", "The first violin", "Probation", "The Wellfields", "Kith and Kin" "Healey", "Peril" (1884).

Фотергиль, Джон

(Fothergill, 1712—1780) — английский врач; медицину изучал в Эдинбурге, Лондоне и на континенте и был одним из наиболее знаменитых врачей-практиков в Лондоне. Кроме того, он с большой страстью занимался естественными науками и в Уптоне устроил замечательный ботанический сад. Все свое состояние (200000 гиней) он завещал бедным. Главными его трудами считаются: "An Account of the sore throat attended with ulcers" (Лондон, 1748, 1754); "Rules for the preservation of health" (Лондон, 1762); "On the Management proper at the cessation o f the menses" ("Med. observ. a. Inq.", т. IV). Собрание его трудов и статей вышло в 3 т. в Лондоне, 1783—84.

Фотий, архимандрит Спасопреображенского монастыря

(в мире Григорий Федорович Щиревский, 1811—77) — духовный писатель, архимандрит, магистр Киевской дух. академии; был профессором церковного красноречия в Казанской академии, инспектором ее, затем ректором разных семинарий, наконец, настоятелем новгород-северского (Черниговской епархии) первоклассного Спасопреображенского монастыря. Кроме многих проповедей, напечатанных в "Христианском чтении" и "Страннике", и статьи "О характере Свящ. Писания" (напеч. в "Страннике" за 1861 г., ч. III, кн. 9), Ф. принадлежат статьи духовного содержания в "Христ. чтении" и "Воронежских епарх. ведомостях". Одна проповедь Ф., в день святых Кирилла и Мефодия, издана отдельной брошюрой в СПб. (1867). См. П. Знаменский, "История Казанской дух. акд. за первый (дореформенный) период ее существования" (Казань, 1891—92, тт. I и II); Ив. Сперанский, "Очерк истории Смоленской духовной семинарии" (Смоленск, 1892).

Фотий, духовный писатель

(в миру Феодор) — старец Иосифова Успенского Волоколамского монастыря, ученик Кассиана Босого, духовный писатель. До 1500 г. жил в Путивле на службе у кн. Богдана Глинского и занимал должность дядьки сына Богдана, Владимира. При завоевании Путивля войсками великого князя Ивана Васильевича III (1500) Ф. был взят в плен вместе с князем Богданом и его семьей и попал к боярину Юрию Ивановичу Замятнину. Прожив несколько лет у Замятнина, Ф. поселился в Волоколамском монастыре, где принял монашество от знаменитого основателя этого монастыря, Иосифа. Изучив устав, введенный Иосифом, и правила иноческой жизни, Ф. скоро стал заметным лицом в монастыре; он прославился среди монахов начитанностью, духовными подвигами и в то же время скромностью, заставлявшей его всегда избегать старейшинства. Он был также трудолюбивейшим переписчиком книг. Из сочинений Ф. дошли до нас немногие, вероятно, только небольшая часть им написанного: 1) "Служба св. Иосифу Волоколамскому", 2) "Поучение против сквернословия": 3) "Посланейце утешительно к старице Александре". Ф. умер, по сообщению Вассиана, в 1554 г. (9 марта); последние 25 лет жизни он провел в монастыре безвыходно. Ср. И. Хрущов, "Исследование о сочинениях Иосифа Санина, препод. игумена Волоцкого" (1868, стр. 48, 68—69); архиеп. Филарет, "Обзор русской дух. литературы" (1884, стр. 156); П. Строев, "Библиологический словарь" (1882, стр. 287—88); митроп. Евгений, "Словарь истор. о писателях духовного чина" (1827, т. II, стр. 276—77); В. Ключевский, "Древнерусские жития святых" (1871, стр. 295—96); "Памятники старинной русской литературы", изд. гр. Кушелевым-Безбородко (т. IV, 1862, стр. 189—191); иер. Иосиф, "Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной акад." (1882, стр. 109, 116 182); П. Строев, "Описание рукописей монастырей Волоколамского" и друг. (СПб., 1891, стр. 68, 69, 176).

Фотий, митрополит киевский и всея Руси

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фотий, патриарх константинопольский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фотий, святые православной церкви

— 1) св. мученик, племянник св. мученика Аникиты, пострадал в Никомидии в 305 г., при Диоклетиане. За исповедание себя христианином Ф. после многих пыток был сожжен. Память 12 августа. 2) Св. мученик; пострадал в Константинополе за ниспровержение (19 января 730 г.) лестницы с воином, который послан был снять образ Спасителя на кресте, находившийся на воротах императорского дворца и пользовавшийся особенным уважением. Войско разогнало народ, многих избило, а Ф. и девять других лиц были схвачены, как главные виновники, и в продолжение 8 месяцев содержались в темнице, где подвергались бичеванию и клеймению раскаленным железом, и наконец обезглавлены. Память 9 августа.

Фотий, церковный деятель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фотин, епископ сирмийский

— епископ сирмийский, ученик анкирского епископа Маркелла (см). Ф. утверждал, подобно Павлу Самосатскому, что Слово Божие не имеет личного бытия и не родилось от Отца прежде всех веков, а Христос — простой человек, одушевленный только Словом Божиим. Ф. был осужден не только православными епископами, на соборах Антиохийском (345) и Медиоланском (347), но и арианами, на соборе Сирмийском (351). Умер Ф. в ссылке в 375 г. О последователях Ф. см. Фотиниане.

Фотин, священномученик

— св. мученик, юноша, сын св. мученика Маврикия; пострадал при Максимиане в Апамее (в Сирии), около 305 г. Память 22 февраля.

Фотина

— св. мученица, самарянка, с которой Иисус Христос беседовал у колодца Иаковлева (Иоан. IV). По преданию, за распространение св. веры пострадала в гонение Нерона: в 66 г. была брошена в колодезь. Память 20 марта.

Фотиниане

— еретики IV века, последователи Фотина, епископа Сирмского. По их учению, Христос хотя и зародился во чреве Девы Марии от Духа Святого, но был только человек. Эту ересь подвергли осуждению и православные, и ариане на Антиохийском соборе 345 г. и на Миланском соборе 347 г. Борьба с Ф. продолжалась очень долго, свидетельством чему служат запрещения имп. Грациана и Феодосия I, запрещение против далматских Ф. 418 г., постановление Арльского собора 452 г. о перекрещивании Ф. На юге Франции и Испании Ф. слились с бонозианцами и адоптианами.

Фотиния

(Photinia Lindl.) — род растений из сем. розанных, подсем. яблоневых (Rosaceae — Pomoideae). Вечнозеленые кустарники или деревца с цельными листьями и белыми цветами в зонтикообразных метелках. К роду Ф. относятся 14 видов из Юго-Восточной Азии. Из них Ph. serrulata Lindl. из Китая, с голыми, блестящими, пильчатыми листьями, разводится в Южной Европе. К роду Ph. присоединяют также род Heteromeles Roem. с 3 видами из Западной, Северной и Средней Америки.

В. Тр.

Фотинов

(Константин) — болгарский писатель эпохи возрождения (1801—1849). Был преподавателем в Смирне, где основал первый болгарский журнал "Любословие или повсемесячно списание" (1844). Написал: "Грекоболгарский разговорник" (Смирна, 1845) и "Общое землеописание в кратце за всичката землья" (1843); усердно агитировал против злоупотреблений греческого духовенства и турецких властей, знакомя с ними европейскую публику статьями в разных французских газетах и журналах. Ср. "Петдесеть годишния юбилей на българската журналистика" (София, 1896); "Петдесетгодишнината на К. Фотинов" (1896); д-р Ив. Шишманов, "Константин Фотинов" ("Министерски Сборник", № XI); "Фотиновския юбилей" (журн. "Българска сбирка", № 4, г. I).

Фотобактерии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фотогальванография

фотогравировaниe или гелиогравюра — см. Фотомеханические способы печатания.

Фотоген

— минеральное масло, получаемое при сухой перегонке бурых углей; эта перегонка производится главным образом на саксонских заводах. Ф. представляет смесь жидких углеводородов предельного ряда С n Н 2n+2, главным образом, гомологов от С 7 Н 16 до С 15 Н 32 температура кипения которых лежит в пределах от 100° до 262°; это прозрачная жидкость водянистой консистенции с характерным эфирным запахом, уд. веса 0,80—0,81. Бывшие прежде в продаже более легкие сорта Ф. уд. в. 0,78 содержали также масло уд. в. 0,72 с темп. кип. ниже 60° и по своей огнеопасности давно не употребляются для освещения. Ф. может получаться также при сухой перегонке озокерита.

В. Ипатьев. Δ.

Фотограмметрия

называемая также метрофотографией, фототопографией и топофотографией — способ получения плана местности при помощи фотографии. Любой фотографический снимок представляет перспективное изображение, которое можно получить и построением по правилам перспективы (см.); и обратно, чтобы по перспективному рисунку местности можно было начертить ее план, надо иметь по крайней мере два перспективных рисунка, сделанных с разных точек зрения, расстояние и взаимное положение которых известны; кроме того, негатив фотографической пластинки представляет не прямую, а обращенную перспективу, потому что картинная плоскость расположена здесь не впереди точки зрения, а за ней. Еще Араго в 1839 г., вскоре после первых опытов Дагерра, высказал мысль, что дагерротипные снимки, сделанные с нескольких надлежащим образом избранных точек, могли бы заменить медленную работу непосредственных съемок мензулой и другими топографическими инструментами. Однако Ф. сделалась возможною только после изобретения объективов, дающих строго перспективные изображения, без искажений от сферической и хроматической аберраций. Полковник Лосседа во Франции, профессора Мейденбаур и Коппe в Германии, Паганини в Италии и др. изобрели соответствующие камеры-обскуры и разработали аналитические и графические приемы для составления плана по изображениям на негативных пластинках; явилась возможность получать с пластинок как горизонтальные расстояния, так и высоты соответствующих точек местности. Ныне существующие особые камеры или так называемые фототеодолиты позволяют устанавливать светочувствительную пластинку в вертикальном положении, получать на ней линию горизонта и измерять углы между направлениями на точки, избранные для установок прибора. Эти точки должны образовать систему треугольников, соответствующую геометрической сети мензульной съемки (см.), причем расстояние между двумя первыми точками (базис) должно быть измерено непосредственно цепью или стальной лентой. После изобретения "сухих" броможелатинных пластинок Ф. получила большое распространение; в Австрии, Италии, Греции и Канаде произведены этим путем съемки обширных пространств, особенно в местах гористых и мало доступных. В России Ф. применялась на Кавказе, в Сибири и на Новой Земле. Тем не менее этот теоретически весьма простой способ едва ли вытеснит существующие старые приемы съемок (см.). Полевая работа при Ф. упрощена донельзя, но зато кабинетная — получение плана по негативным перспективам — требует очень много времени и труда. Для построения каждой точки требуется найти ее изображение по крайней мере на двух пластинках, а разыскивание затрудняется разностью освещения при снимках и мелкостью масштаба перспектив. Опыт показал, что расстояния и высоты получаются с ошибками, значительно превышающими погрешности обыкновенных топографических съемок. Кроме того, места закрытые (реки и дороги в лесах, овраги и т. п.) не попадают вовсе ни на одну пластинку. В последнее время начинают делать моментальные фотографические снимки местности с воздушных шаров. Если камера повешена объективом вниз, так что светочувствительная пластинка имеет горизонтальное положение, то получается не перспективное изображение, а настоящий план; масштаб его может быть определен непосредственным измерением любого расстояния между точками местности, ясно видимыми на пластинке. Этот прием, над которым трудится русский изобретатель Тиле, обещает устранить кропотливую работу построения плана по перспективным изображениям, но зато на таких планах вовсе не будут получаться неровности местности. Литература Ф. весьма обширна: Franz Schiffner, "Di e photographische Messkunst" (1892), и J. A. Flemer, "Photo-topographic methods and instruments" (1898); Р. Ю. Тиле, "Фототопография" (1897); Г. Н. Шебуев, "Геометрические основания Ф." (1899).

В. Витковский.

Фотограф, орган Русского технического общества

— орган V отдела Императорского Русского технического общества по светописи и ее применениям. Издавался с июня 1880 по 1884 г. в С.-Петербурге, ежемесячно. Ответственные редакторы Фед. Ник. Львов, Н. П. Аловерт, П. П. Андреев. Специальный редактор В. И. Срезневский.

Фотограф, с.-петербургский журнал

— учебно-технический журнал, посвященный фотографии и ее применениям. Издавался в СПб. в 1864—66 гг., 2 раза в месяц. Редактор-издатель А. В. Фрибес.

Фотограф-Любитель

— ежемесячный журнал, издается в СПб. с 1890 г. Редактор-издатель А. М. Лавров.

Фотографирование под водой

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фотографическая Иллюстрация

— художественно-литературный журнал, ежемесячный, издавался в 1863 г. П. Архангельским в городе Твери (№№ 1—7) и городе Минске (№№ 8—9).

Фотографическая экспертиза

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фотографические общества

— имеют целью содействовать развитию Ф. искусства и его применений и способствовать взаимному сближению фотографов. Средствами к достижению указанных целей служат: устройство заседаний с сообщениями по новейшим успехам Ф.; обмен мнений и знаний по различным вопросам Ф.; устройство фотографических павильонов и лабораторий, снабженных необходимыми приспособлениями, в особенности же такими приборами, приобретение которых отдельному лицу представляется затруднительным; учреждение Ф. бюро для справок, испытания приборов и аппаратов и для приобретения из первых рук Ф. аппаратов и материалов; учреждение Ф. библиотек; издание сочинений и журналов по светописи; составление коллекций образцовых фотографических работ; организация Ф. экскурсий, выставок, съездов, конкурсов и публичных лекций по фотографии. Первым у нас по времени возникновения Ф. обществом является 5-й отдел Императорского русского технического общества. Изучение и исследование фотографии как отрасли техники входили в круг занятий Технического общества почти с самого учреждения этого общества в 1866 г. Изобретение эмульсионных Ф. пластинок и бумаг, давшее толчок фотографии во всем свете, отразилось и в России оживлением изучения фотографии с научной стороны. Первым следствием этого оживления в России явилось учреждение сверх бывших уже 4 отделов (по химической технологии, механической технологии, военно-морской технике и строительному делу) еще V отдела, по светописи, с целью развития и усовершенствования технической, научной и художественной сторон светописи и ее применений. В числе средств для достижения этой цели в инструкции V отдела указываются: взаимное общение ученых и фотографов, изучение успехов светописи, содействие ее усовершенствованиям посредством специальных исследований, опытов, собрания в особом музее замечательных произведений, распространение научного образования по фотографии, устройство выставок, публичных лекций, издания статей по фотографии в журнале общества. В своей организации V отдел руководится уставом общества. Во главе его председатель, товарищ председателя и собрание непременных членов, представителей десяти специальностей: научной, художественной, профессиональной, портретной, технической, любительской фотографии, Ф. оптики, Ф. материалов химических и механических, фотомеханического печатания (фототипия, автотипия), Ф. изданий и проч. V отделом издавался журнал "Фотограф" (1880—1884) и "Сборники трудов V отдела". Кроме того, деятельность V отдела выразилась в устройстве I съезда по фотографии в России в 1882 г., Ф. выставок в 1888, 1889, 1891, 1894 и 1898 гг. в СПб., конкурсов и публичных лекций по фотографии и курсов по фотографии с практическими занятиями; в производстве исследований и опытов по фотографии, напр. по исследованию проявителей, по сенситометрии, объективов, по судебной экспертизе, по определению качеств альбуминной бумаги, Ф. пластинок и друг. и в составлении музея лучших образцов Ф. искусства и Ф. библиотеки. Кроме V отдела Имп. техн. общества, действуют еще следующие общества любителей фотографии: в Гельсингфорсе (с 1889 г.), Вазе (основ. 1889 г.), Або (с 1889 г.), Одессе (основ, в 1891 г.), Ф. отделы при Одесском (с 1887 г.) и Харьковском (с 1891 г.) отделениях Имп. рус. технич. общ., общества в Харькове (с 1891 г.), Риге (с 1892 г.), Варшаве (с 1892 г.), Баку (с 1893 г.), Ярославле (с 1894 г.), Тифлисе (с 1894 г.), Москве (с 1894 г.) и при Обществе распространения технических знаний и художественной фотографии (с 1899 г.), Ревеле (с 1895 г.), Казани (с 1895 г.), Саратове (с 1895 г.) и фотографич. отдел при саратовском отделении Имп. русского технического общ. (с 1896 г.), Симферополе (с 1896 г.), С.-Петербург — два фотографических общества (с 1896 г.), Асхабаде (с 1897 г.), в Семипалатинске (с 1897 г.), Самаре (с 1899 г.), Ташкенте (с 1899 г.), Киеве (с 1899 г.) и фотографический отдел при отделении Имп. русского технического общ. (с 1899 г.), Елисаветграде (с 1901 г.), Перми (с 1901 г.).

Фотографический Вестник (1876 г.)

— издавался в СПб. в 1867 г., ежемесячно. Издатель А. Берггольц. Вышли №№ 1—9.

Фотографический Вестник (1887—1897 гг.)

— издавался в СПб., в 1887—97 гг., ежемесячно. Издатель Б. Ф. Зенгер, редактор П. М. Ольхин.

Фотографическое Обозрение, московский журнал

— ежемесячный иллюстрированный журнал. Издается в Москве с 1895 г. Редактор-издатель А. Ф. Рейне.

Фотографическое Обозрение, с.-петербургский журнал (1865—1869 гг.)

— журнал, издававшийся в СПб. с 1865 по 1869 г., сначала два раза в месяц, с 1867 г. ежемесячно. Издатель А. О. Бауман. Редакторы — В. Р. Зотов, с № 10 П. Н. Петров.

Фотографическое Обозрение, с.-петербургский журнал (1870 г.)

— технический журнал, посвященный фотографии и ее применениям. Издавался в СПб. в 1870 г., ежемесячно. Издатели M. Тенфер и А. Мальм. Редактор Р. Радлов.

Фотография

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фотография неба

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фотографофон

— Недавно (в 1901 г.) изобретен в Берлине Румером (Ernst Ruhmer) очень интересный прибор, названный им фотографическим фонографом, или Ф. — Фонографическая запись по способу Румера производится кинематографическим фотографированием звучащей вольтовой дуги (Симон во Франкфурте). Известно, что электрическую дуговую лампу можно заставить воспроизводить музыкальные звуки и даже речь, если включить надлежащим образом в побочную с нею цепь (в длинном ответвлении) микрофон, перед которым помещается источник звука. Вследствие колебаний в силе тока, обусловленных дрожаниями микрофона, вызываются и в дуге колебания звуковые и световые, т. е. периодические изменения яркости света. Фотографирование производится на чувствительной ленте, намотанной на двух валиках и движущейся со скоростью ок. 3 м в секунду. Помощью цилиндрической чечевицы на неподвижной ленте получается от электрического пламени узкая поперечная полоса. На движущейся ленте, следовательно, получится целый ряд более или менее светлых полос. Для воспроизведения приготовленной таким образом фонограммы лента приводится снова в движение с прежней скоростью и освещается сильным электрическим светом, лучи которого, пройдя сквозь ленту, направляются на чувствительный селеновый столбик (см. Фотофон). Вызванные в нем при этом периодические изменения сопротивления и силы тока в особой цепи передают "с поразительной отчетливостью" фонограмму двум телефонам. Сила передаваемого звука помощью нового прибора, по словам изобретателя, значительнее, чем при помощи магнитного телеграфона Поульсена.

Н. Г.

Фотоксилин

(Photoxylin Mann) — торговое название коллодионной ваты, приготовляемой по способу Манна химическим заводом Шеринга в Берлине для фотографических и медицинских применений. Содержит 11,5% азота и легко и без всякого остатка растворяется в смеси спирта с эфиром. См. также Нитроклетчатка.

П. Р. Δ .

Фотоксилография

— см. Фотомеханические способы печатания.

Фотолитография

— см. Фотомеханические способы печатания.

Фотометрические движения

— см. Фотометрические листья.

Фотометрические листья

— Листья растений, занимающие по отношению к падающему свету определенное положение, названы Визнером Ф. листьями. Одни из Ф. листьев стремятся использовать возможно больше света; для этого они располагаются своей пластинкой перпендикулярно направлению света. Такие листья получили название эвфотометрических и характерны они для тенелюбов (см.). У светолюбов (см.), растущих на ярком свете, листья, напротив, избегают чрезмерного освещения (панфотометрические листья). В некоторых случаях они становятся прямо ребром к свете, а иногда к тому же занимают положение по меридиану, с севера на юг ("растения компасы"). Наконец, у многих растений листья не изменяют своего положения соответственно направлению света. По терминологии Визнера это будут афотометрические листья. Движения, производимые Ф. листьями для того, чтобы достигнуть требуемого положения листа по отношению к свету, получили название фотометрических движений. Эвфотометрические листья обнаруживают трансверсальный фототропизм, т. е., как указано выше, становятся своей пластинкой перпендикулярно направлению падающего света. При этом имеется в виду не прямой солнечный свет, а рассеянный и тогда "направлением падающего света" будет направление наиболее сильного рассеянного света, иными словами, равнодействующая всех лучей падающего рассеянного света. Для тенелюбов, которые именно и обладают эвфотометрическими листьями, источником такого рассеянного света с преобладанием одного какого-либо направления падающих лучей будет, например, просвет в листве затеняющих растение деревьев, окно в комнате и проч. Изучив фотометрические движения таких листьев, Габерландт констатировал, что они могут производиться различными способами: искривляется либо сама пластинка, либо черешок, либо, наконец, главная роль в производстве фототропических искривлений принадлежит сочленовой подушечке между черешком и пластинкой. Точно так же восприятие световых раздражений может производиться только пластинкой или — очень редко — только черешком; чаще же всего и черешком, и пластинкой вместе; так, например, у настурции черешок положительно фототропичен; он стремится стать своим передним концом к свету, расположившись по направлению световых лучей. Так как пластинка листа у настурции стоит приблизительно перпендикулярно к черешку, то уже благодаря фототропизму этого последнего получается приблизительная, "грубая" установка листовой пластинки. "Точная установка" обусловлена уже чувствительностью самой пластинки: под влиянием исходящих от нее импульсов черешок производит соответствующие дополнительные движения. Что чувствительность листовой пластинки может в самом деле регулировать движения черешка, в этом убеждает поверочный опыт с листьями настурции, черешки которых обернуты оловянной бумагой и изолированы таким образом от непосредственного воздействия света. Такие листья производят, хотя и несколько медленнее обыкновенных, свои фотометрические движения.

В. Арц.

Фотометрические организмы

— Организмы, реагирующие движениями на свет, по большей части относятся не одинаково к различной силе освещения. Так, например, зеленые зооспоры стремятся к свете, пока он не слишком силен, в противном же случае стремятся от света. Такие организмы, как бы измеряющие силу света, названы Страсбургером Ф. организмами (ср. Фотометрические листья).

Фотометрия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фотомеханические способы печатания

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фотонафтиль

— один из прежде бывших в употреблении синонимов керосина или фотогена.

Фотосинтез

— Зеленые растения способны строить (синтезировать) сложные органические вещества из минеральных, пользуясь для этого в качестве источника энергии светом. Как общее правило, исходными материалами для этого процесса Ф. являются углекислый газ и вода; первым видимым продуктом Ф. оказывается обыкновенно крахмал. Не без участия света происходит, по-видимому, у зеленых растений и более сложная синтетическая работа — построение белков. Ф. часто называют также ассимиляцией углерода (см. "Ассимиляция" и "Усвоение веществ растениями"). По указаниям Энгельманна, пурпурные серные бактерии точно так же как и зеленые растения образуют для себя питательные вещества путем Ф.

Фотоскульптура

— см. Фотомеханические способы печатания.

Фотосфера

— см. Солнце.

Фототаксис

— см. Таксис.

Фототеодолиты

— см. Фотография неба.

Фототерапия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фототипия

— см. Фотомеханические способы печатания.

Фототропизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фотофон

— придуман Беллом (Graham Bell), известным изобретателем телефона, в 1880 г. Назначение прибора в отличие от телефона передавать звуки на большие расстояния без посредства проводов, а исключительно при помощи световых лучей, отражаемых от тонкого, вибрирующего под влиянием звука зеркала и направляемых на селеновый столбик, находящийся на приемной станции в гальваническом соединении с телефонами. Селен, как это открыто Адамсом и изучено В. Сименсом и др., обладает тем особенным свойством, что при действии на него света электрическое сопротивление его уменьшается. Если поэтому включить в гальваническую цепь, питаемую, например, несколькими элементами Лекланше, селеновый столбик и телефон, в котором стальной магнит заменен железным стержнем, то при быстро изменяющемся освещении в ту и другую стороны сила тока в цепи, а следовательно, и намагничивание железа будут так же быстро изменяться, вследствие чего пластинка телефона придет в соответствующие колебания и будет издавать звук. На рисунке изображен Ф., с которым Белл производил с успехом свои опыты на расстоянии 213 м.

Фотофон

Фотофон.

Практического значения, однако, этот прибор не получил до сих пор. Приспособления передаточной станции составляют: электрическая дуговая лампа (или гелиостат для отбрасывания солнечных лучей), лучи которой помощью зеркала и собирательных стекол направляются на вибрирующую пластинку говорной трубы; эта тонкая стеклянная посеребренная пластинка отбрасывает падающие на нее лучи и при посредстве выпуклой чечевицы посылает их параллельным пучком на другую, приемную станцию. Приспособления приемной станции, как уже упоминалось, состоят из вогнутого зеркала, в фокусе которого собираются лучи и действуют на помещенный там селеновый столбик, и, кроме того, из гальванических элементов и двух телефонов, входящих в общую цепь с столбиком. Телефоны прикладываются к обоим ушам слушателя, так как звуки получаются слабые.

Н. Гезехус.

Фотохимия

— см. Химические процессы под влиянием света.

Фотохимия сетчатки

— обуславливается присутствием в сетчатке зрительного пурпура Болля, крайне чувствительного к свету и легко и быстро от него выцветающего (см. Пурпур зрительный).

Фотохромографы

— см. Фотография неба.

Фотохромоскоп

— прибор, изобретенный Айвсом (Ives) в Америке для рассматривания одноцветных фотографических снимков и видения их в натуральных цветах тех предметов, с которых они сняты. Для этой цели с одного и того же предмета приготовляются три снимка, причем один из них снят через красное стекло, другой через сине-фиолетовое, третий через зеленое. Согласно теории Юнг-Гельмгольца, эти цвета соответствуют трем основным цветовым впечатлениям глаза, и из комбинации их могут быть составлены все цветовые оттенки, встречающиеся в природе. Три снимка через соответственно окрашенные цветные стекла разлагают, таким образом, цветное изображение на три основных составных части его. Если приготовить с означенных снимков диапозитивы и рассматривать их через соответственные им цветные стекла, то эти три окрашенных одноцветных снимка дадут впечатления трех основных (для глаза) цветных впечатлений, из сложения которых получается изображение в его естественных цветах; если сложить все эти впечатления в глазу, то глаз должен увидеть изображение в его естественных цветах. Для такого сложения впечатлений в глазу и построен Ф., состоящий из ящичка, снабженного тремя окнами, закрытыми красным (с), синим (b) и зеленым (а) стеклами. На эти окна кладутся соответственные диапозитивы.

Фотохромоскоп

Зеленый диапозитив освещается светом, отраженным от зеркала S; лучи света проходят свободно сквозь две прозрачные стеклянные пластинки mm и попадают в глаз, глядящий на диапозитив через лупу О. Лучи К, прошедшие через красный диапозитив и красное стекло, отражаются от передней стеклянной пластинки в лупу, а лучи С, прошедшие через синий диапозитив, попадают в глаз, отразившись от задней стеклянной пластинки и пройдя сквозь переднюю. В глазу впечатления складываются и дают изображение в его естественных цветах. Ф. приготовляются для стереоскопических картинок и при надлежащей окраске стекол и при правильном расположении диапозитивов дают во многих случаях поразительное по красоте цветов и телесности изображение. Для более правильной передачи цветов Айвс дает соответственное легкое окрашивание и зеркалу S, и стеклянным пластинкам аа. Существуют Ф. и для проекции, в которых три окрашенных диапозитива проектируются тремя фонарями на экран так, что изображения налагаются друг на друга. О причинах, ограничивающих правильность передачи цветов приборами, основанными на принципе Ф., см. Цветная фотография.

А. Г.

Фотохромотерапия

— см. Хромофототерапия.

Фотоцинкография

— см. Фотомеханические способы печатания.

Фоулер, Генри Гартлей

(Fowler) — английский политический деятель; род. в 1830 г. С 1880 г. состоит либеральным членом палаты общин; в авг. 1892 г. вошел в 4-й кабинет Гладстона как президент департамента местного управления; в марте 1894 г., при замене Гладстона лордом Розбери, переменил этот пост на пост государственного секретаря по делам Индии. Вышел в отставку вместе с кабинетом Розбери в 1895 г.

В. В—в.

Фоулер, Джон

или Фаулер (Fowler, 1817—1898) — английский инженер, участвовал в качестве помощника начальника в постройке железнодорожной линии Лондон — Брайтон, был ответственным инженером, а позднее и директором эксплуатации Стоктонской и Гэртльпульской жел. дор., в 1840 г. инженером-начальником железнодорожного комплекса Манчестер — Шеффильд — Линкольншир. Одним из наиболее замечательных его сооружений представляется начатая постройкой в 1853 г. подземная жел.-дорожная линия в Лондоне, для которой он по своему собственному плану построил и локомотив особенного рода. Кроме того, Ф. занимался устройством и оборудованием доков (напр. док Millwall), a также постройкой локомотивов собственной системы для уличных жел. дорог. Ему машиностроительная техника обязана введением проволочных канатов как средств и орудий передачи. В 1866 г. Ф. был избран в президенты "Institution of Civil Engineers" и в этом звании серьезно занялся вопросом о лучшем техническом образовании английских инженеров. В 1870 г. Ф. был членом комиссии, составленной для того, чтобы высказать мнение относительно устройства жел.-дорожных путей в Норвегии. Впоследствии он занимал (до 1880 г.) место начальника инженеров на жел. дорогах в Египте. Наконец, одновременно с Бекером он был руководящим инженером при постройке знаменитого и величественного моста через р. Форз (Forth или Firth) в Шотландии. Ср. Mackay, "The life of sir John Fowler" (Л., 1900).

Фоулер, Фома

(Fowler) — английский философ; род. в 1832 г.; профессор логики в Оксфорде. Главные его труды: "Elements of deductive Logic" (1867, 9 изд., 1887); "Elements of inductive Logic" (1870, 4 изд. 1883); "Progress of Morality, an Essay in Ethics (1884).

Фофанов, Константин Михайлович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фофанов, Никита Федорович

— мастер печатного дела и словолитец начала XVII в. Пскович по происхождению, Ф. после переселения в Москву начал свою деятельность в качества словолитца в царствование Василия Ивановича Шуйского; по приказанию последнего Ф. отлил в 1606 г. новую штамбу и напечатал в 1609 г. "Минею общую" (в лист, на 373 л., с предисловием и послесловием). В 1611 г. Ф. с другими типографщиками бежал из Москвы в Нижний Новгород. Здесь он устроил печатное дело, отлил шрифт и стал печатать книги. Нижегородские издания Ф. до нас не дошли; что же касается до его шрифта, то известно, что в 1620 г. из Казанской или Нижегородской области в Москву, на вновь отстроенный печатный двор была перевезена штамба "со всякими снастьми"; эта штамба, вероятно, и представляет собой нижегородский шрифт Ф. Когда с воцарением Михаила Феодоровича была сознана необходимость печатания церковных книг и оказалась возможность приняться за это дело, сведущие люди вспомнили Ф., человека "смышленого и разумного к таковому хитрому делу", и вызвали его из Нижнего Новгорода. Приходилось заводить заново все дело, строить новые помещения для типографии, отливать новые шрифты. Работа возобновителей типографии пошла так энергично, что в июне 1614 г. можно было уже приступить к печатанию книг; первой книгой, напечатанной новым шрифтом Ф., по размеру и рисунку букв похожим на первопечатный, была Псалтырь (М., 1615, в 4°, на 309 листах) с гравированным изображением царя Давида, с предисловием и историческим послесловием. Следующей работой Ф., сохранившейся с его именем, был Октоих, начатый печатанием в 1616 г., оконченный в 1618 г. (в двух книгах). Отношение Ф. к работе выражено в послесловии Октоиха словами: "снисканием и начальством преславного дела сего мастера", отношение других печатников — словами: "труды и тщанием прочих работников мастера Ианикиты и в работе повинующихся ему, еже с ним и по нем трудившихся". Послесловия и предисловия к изданиям Ф. любопытны для историка книгопечатания в России; главное же их значение — биографическое; эти статьи представляют собой изображение взглядов автора на важность религиозного просвещения и на книгопечатание как одно из средств его развития. Написанные высокопарным слогом, но не лишенные литературных достоинств, они дают Ф. право на место среди писателей того времени; мысли же, в них высказанные, выдвигают его из ряда обыкновенных техников и заставляют видеть в нем деятеля, сознательно преданного своему делу. Ф. умер раньше перенесения типографии (в 1620 г.) из временного помещения в Кремле на прежнее место, разоренное поляками. Оставшаяся после смерти Ф. азбука долго называлась по его имени "Никитинской". См. "Сказание известно о воображении книг печатного дела" (Строев, "Описание старопечатных книг... Царского", стр. 437 и сл.); Румянцев, "Сборник памятников, относящихся до книгопечатания в России" (М., 1872); Каратаев, "Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами" (т. I, 1883); Румянцев, "Сведения о гравировании и граверах при московском печатном дворе в XVI и XVII стол." (приложение к труду Ровинского; "Подробный словарь русских граверов", 1895); Булгаков, "Иллюстрированная история книгопечатания" (т. I, 1889).

Предыдущая страница Следующая страница