Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Х" (часть 12, Ход - Хол)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Х" (часть 12, Ход - Хол)

Предыдущая страница Следующая страница

Ходулочники

(Himantopus) — род довольно крупных ржанковых птиц (семейство Charadriidae из отряда Limicolae; см. Ржанковые, Улитовые), отличающийся от соседних родов сетчатой со всех сторон и очень длинной плюсной, на что и указывает название рода. Обыкновенно X. разделяют на два рода: на шилоклювок (Recurvirostra), имеющих маленький задний палец, обладающих плавательной перепонкой, связывающей передние пальцы, и очень длинным изогнутым кверху клювом, и на настоящих X. — без заднего пальца, без плавательной перепонки и с столь же длинным, но прямым клювом. Оба рода — преимущественно приморские птицы, но второй род чаще живет по берегам солоноватых и пресных бассейнов. Распространены как в восточном, так и западном полушариях, причем последний род предпочитает более теплые страны. Из 6-ти известных видов шилоклювых и из шести видов настоящих X. только по одному виду того и другого рода встречается в России: Recurv. avocetta и Himant. melanopterus. Recurv. avocetta (шилоклювка, морской кулик, чеботарь) — белого цвета с черной головой, плечами и маховыми перьями. Ноги серые. Держится и гнездится по берегам Азовского, Каспийского и Черного морей, по берегам соленых озер в южной полосе России и во многих подобных же местностях Центральной и Южной Европы, Африки и Малой Азии. Гнездом служит неглубокая ямка в земле, выстланная сухими растениями. H. melanopterus (ходулочник, долгоногий кулик, пожарный, солдатка) — белого цвета с черной спиной и крыльями и с серым хвостом. У самцов черные перья с зеленым отливом. У самок темя и затылок с черными пятнышками. Ноги красные. Область распространения примерно та же, что и у предыдущего вида. Тоже держится стайками. Гнездует на отлогих вязких берегах болот и неглубоких озер. Гнезда представляют более или менее высокие кучки из мягких стеблей болотных растений. При незначительных постепенных разливах во время уже наступившей кладки яиц X. надстраивает свои гнезда, которые в таком случае образуют как бы островки среди воды. Полная кладка у обоих видов состоит из 3—4 яиц. Питаются червями, рачками и водяными насекомыми.

Ю. В.

Ходыкевич

Клеменс (Chodykiewicz, 1715—1797) — польский духовный писатель, родом из Львова. Главные его труды: "Chronologia dominikan ó w" (Львов, 1752); "Traktat о Tr ójcy sw." (ib., 1754); "Gloria Martiris Clementis Rom. Pont. I" (ib., 1757).

Ходынецкий

(Игнатий Chodyniecki) — польский писатель, кармелит во Львове. Его труды: "Dzieje histroryczne-polityzne Europy i innych częś ci ś wiata na pocz ątku XIX wieku" (Львов, 1817—20); "Historyja miasta Lwowa" (ib., 1828); "Dykcyionarz uczonych Polakó w" (там же, 1833—34); "Wiadomość historyczna o fundacyjach k ł asztorów zakonu karmelita ń skiego niegdy ś w Polsce i Litwie" (Львов, 1846).

Ходынское поле

— обширное (св. 8 кв. верст) луговое пространство под Москвой, между рекой Москвой и Петербургским шоссе. Место лагерной стоянки расположенных в Москве и ее окрестностях войск. Скачки. В 1882 г. на X. поле была устроена Всероссийская художественно-промышленная выставка. 18 мая 1896 г., во время коронационных празднеств, на X. поле погибло до 1500 человек.

Ходыревские

— дворянский род, ведущий начало от Увара X., выходца из Польши, владевшего поместьями в Курском уезде в начале XVII в. Записан в VI часть родословной книги Курской губернии. Герб внесен в IX Гербовника.

Ходяки

(Худяки) — село Киевской губернии, Черкасского уезда, на правом берегу Днепра, в 22 верстах от города Черкассы. 4542 жителя (2323 мжч. и 2219 жнщ.), церковь, церковно-приходская школа, еврейский молитвенный дом, 9 водяных и много ветряных мельниц, 2 маслобойни. Против села Худяковская мель. Около Х. три древних кургана (не исследованны).

Хоефоры

(Χοηφόροι) — собственно "приносительницы возлияний", "несущие возлияния девушки" — вторая пьеса поставленной в 458 г. тетралогии Эсхила, состоявшей из дошедших до нашего времени трагедий "Агамемнон", "Хоефоры" и "Эвмениды" и утраченной сатирической драмы "Протей". Тетралогия теперь известна под общепринятым названием Орестии (см. Орест). По своей религиозной идее, трагедия X. является апологией религии Аполлона и дельфийского символа греческой веры; сам сюжет проникнут жреческим мировоззрением, далеким от того светского, антирелигиозного образа мыслей, который господствует в Электре Еврипида — трагедии, сходной с X. по единству фабулы. См. Verral, "The Choephori of Aeschylus" (Лонд,, 1893); Зелинский, "Идея нравственного оправдания, ее происхождение и развитие" ("Мир Божий", 1899, кн. 2).

Хождение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хождение апостола Павла по мукам

или, точнее, "Слово и видение апостола Павла" — апокриф, восходящий к греческому оригиналу, изданному Тишендорфом в его "Apocalypses apocryphae". Основанием для создания его послужило место в послании к Коринфянам, где говорится (гл. XII, ст. 2—4) о том, что ап. Павел восхищен был в рай до третьего неба. X. начинается с поведения Господа апост. Павлу призвать людей к покаянию. Вся природа жалуется на прегрешения человеческого рода: и солнце, и нощные светила (луна и звезды), и особенно земля повествуют о беззакониях людей. В сильных выражениях негодует земля: она осуждена более всей твари и не может более терпеть блуда, воровства, разбойства, обмана и всех зол человеческих. Ангелы добрых людей являются с радостью к Богу, ангелы злых людей — доносят Господу о грехах с плачем и рыданием. После этого вступления идет самое X. Ангел показывает апостолу места праведников и муки грешников. Павел видел ничтожество земли и познал суетность "величества человеческого". Он видел, как покидают тело души грешника и праведника и как являются пред судом Божиим. Рай в X. изображен как роскошнейший сад с рекой, текущей млеком и медом; в нем живут и наслаждаются праведные люди. Далее следует описание мучений. На первую часть X. оказал влияние ветхозаветный апокриф "Книги Еноха", где также, между прочим, есть параллель между природой и человеком. Далее влияло церковное учение о мытарствах, доведенное в X. до крайностей. Есть общее между X. и хождением Богородицы по мукам; в обоих есть обращение к милосердию Божию. В X. Павла Христос дает грешникам льготу. Духовный стих "Плач земли" основан на Х. — Тексты X. у Тихонравова и др. Ср. В. Сахаров, "Эсхатолог. сказания в древнерус. письменности"; Л. Шепелевич, "Очерки из истории средневековой литературы. Хождение по мукам. Этюд о Данте. Видение ап. Павла" (СПб., 1892).

А. Л.

Хождение Богородицы по мукам

— довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого "Откровения пресв. Богородицы". Тема его — описание мук грешников в аду. Содержание X. несложно. Богородица после молитвы на Елеонской горе в сопровождении архангела Михаила проходит места, где мучатся грешники: огненные реки, огненные столы, виселицы и т. п. — Она видит страдания лиц, не признававших Господа, нарушавших клятву или заповеди, ростовщиков и т. д. Пораженная мучениями, Богородица обращается к Господу с мольбой об облегчении участи грешников. Ее мольбу поддерживают пророки, апостолы и евангелисты. Господь по молитвам Матери дает облегчение грешникам, заключающееся в том, что мучения их прекращаются на время от Великого Четверга до Пятидесятницы. — На X. оказали влияние житие Василия Нового, слово Палладия Мниха и др. сочинения. В свою очередь, X. повлияло на народную поэзию, именно на создание духовных стихов. Особенно заметно это влияние на стихе "об нынешнем веке и о будущем", где повторяются многие изречения Х. — Древнейший список X., относящийся к XII в., издан Срезневским, параллельно с греческим текстом в "Древн. памятнике языка и письма". См. Тихонравов, "Пам. русской отеч. литер."; В. Сахаров, "Эсхатологич. сказания в древнерусской письм." (Тула, 1879).

Хождение посолонь

— см. Посолонь.

Хоженое

(стар.). — В уставной двинской грамоте 1397 г. (ст. 8) читаем: "А на Орлеце дворяном хоженого белка"... Здесь под X. разумеется плата (прогоны) чиновникам ("доводчикам" — тоже, что судебным приставам) за вызов к суду человека, живущего в городе. В случае вызова человека, живущего вне города, в уезде, плата ("езд") — две белки.

Хожетаевское

(Кочетай) — село Астраханской губеронии, Красноярского уезда, при реке Берекете, протоке реки Ахтубы, в 12 верстах от уездного города, ниже уровня моря на 13 фт. Село основано в 1730 г. и заселено кундровскими татарами, составляющими 8 родов; они живут в селе только зимой, а летом кочуют в степи. 4 мечети, 3 медресе, 11 лавок, 1 питейное заведение. С прилежащими к селу пятью поселками, оно составляет как бы одно селение, тянущееся на протяжении 7 вер., с 3000 жит. Скотоводство.

Хоз

или хозь и козь (стар.) — название козловой выделанной кожи, сафьяна. X. употреблялся на пояса, сапоги, башмаки, на ножны сабель и шпаг, на обшивки и наволки тулумбасов (небольших бубен), на тохтуи, саадачное лубье, узды и проч.

Хозапин

— озеро с солоноватой водой на границе в Ахалкалакском уезде Тифлисской губернии и Ардаганского округа Карсской области, расположенное на Ахалкалакском плато, на высоте около 6000 фут. Окружность озера X. около 20 вер.

Хозары

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хозейлитские стихотворения

— один из 8 дошедших до нас сборников староарабских стихотворений, заключающий в себе лирические произведения до- и послеисламских поэтов из горного племени хозейль. У арабских филологов имелись аналогичные диваны и от других целых племен (см. Ю. Велльхаузен, "Skizzen u. Vorarbeiten"; Б., 1884, I, 106; И. Гольдциэр, "Some notes on the d îwâ ns of the arab. tribes", в "Journ. of R. Asiat. Soc.", 1897, 325—334), но только одни X. стихотворения (с которыми, быть может, аналогична и "Хам â са"), как наиболее славные, дошли до нас. Некоторые ориенталисты (срв. предисловия Абихта и Велльхаузена) ценят X. стихотворения не с поэтической, а только с филологической, исторической и историко-бытовой точки зрения, как диван племени, жившего близ Мекки (к Ю.В.), на той же почве, на которой создался ислам, и приблизительно в то время или вскоре после того времени, когда жил Мохаммед. Собрал X. стихотворения филолог басрийской школы Сюккарий (род. 827, ум. 888), собиравший и подвергавший филологич. критике образцы творчества и других араб. племен (Броккельман, "Gesch. d. ar. Litt.", I, 108, 17). Сто лет спустя философ и грамматик Ромманий (род. в Багд. 908, ум. 994) проредактировал их и снабдил филологич. и отчасти историческим комментарием, который до нас дошел в неудачном сокращении позднейших переписчиков, да и то не вполне (Брокк., I, 113, 28). Изд. начал Л. Козегартен (Л., 1854; нем. пер. Р. Абихта, 1879), а окончил, с перев., Ю. Велльхаузен ("Skizzen und Vorarb.", Берл., 1884, I; "Zeitschr. d. D. Morg. Ges.", 1885, т. 39, стр. 411—480). "Ночь в пустыне" перев. С. Олферьев, в "Юбил. сборнике в честь Вс. Миллера" (М., 1900, 269).

А. Крымский.

Хозрев-паша

— турецкий политический деятель. Был рабом адмирала Кучук-Гуссейна, но отпущен им на волю; в 1804 г. — паша египетский. Против него возмутился Мехмет-Али, им же назначенный каймакамом, и принудил его отказаться от власти над Египтом (1806). X. вернулся в Турцию; во время войны с Грецией одержал несколько побед, но был разбит в 1825 г. при Андросе. Он утопил всех янычар, находившихся во флоте. Назначенный сераскиром (военным министром), он при помощи немецких инструкторов провел реорганизацию армии. С 1838 г. — Х. великий визирь; после смерти Махмуда II (1839) был некоторое время фактически полновластным властелином страны; в 1840 г. лишен должности и сослан в Родосто, потом помилован и некоторое время был министром без портфеля. Умер в 1855 г.

В. В—в.

Хозрек

— селение в бывшем Казикумыхском ханстве, памятное по одному из славных дел Кавказской войны. В 1820 г. владетель Казикумыха, Сурхай-хан, собрал у X. до 8 тыс. войска и укрепил аул окопами, на которые поставил несколько старых персидских орудий. Утром 10 июня позиция горцев атакована была отрядом кн. Мадатова, состоявшим из 3 ½ батальонов, 1 казач. сотни и 1200 человек татарской милиции, при 14 орудиях. Опрокинув неприятеля с передовой позиции, Мадатов атаковал аул и послал конную милицию в обход, чтобы отрезать противнику путь к главному селению казикумыхов. Аул вскоре был взят штурмом; огонь артиллерии довершил поражение противника, отступившего по направлению на Сургинский магал. Горцы потеряли свыше 1000 чел. убитыми и слишком 600 чел. пленными. Сурхай-хан не был принят в свою резиденцию и должен был удалиться в Аварию; в Казикумыхе учреждено временное правление из старшин, которые принесли покорность Мадатову и приняли все его условия.

Хозрой

— см. Хосрой.

Хозяин, религиозный термин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хозяин, с.-петербургский журнал

— иллюстрированный сельскохозяйственный и экономический журнал. Издается в СПб. с 1894 г. И. А. Машковцевым, под редакцией А. П. Мертвого.

Хозяйка

— еженедельный журнал, издается в СПб. с 1901 г. Редактор-издатель Г. М. Бубис.

Хозяйственная деятельность

— X. деятельность человека вытекает из его отношения к X. благам как к полезностям, количество которых ограничено сравнительно с потребностью в них. Сознавая эту ограниченность, человек предпринимает действия, направленные к пополнению запаса таких благ и обеспечению возможной полноты удовлетворения потребностей, которым они призваны служить. С этой целью он хранит существующие блага, добывает и производит новые, передвигает блага в пространстве и в меновом обороте и организует их потребление. Совокупность таких действий составляет содержание X. деятельности. Ее мотивом служит стремление человека удовлетворять своим потребностям в материальных благах; там, где этот мотив отсутствует, нет и X. деятельности. Если человек производит какой-либо предмет, не руководясь названным побуждением, то его деятельность носит только технический характер. Изобретатель, охваченный идеей постройки новой машины и воплощающий свою мысль в рисунках и модели, не занимается X. деятельностью, если мотивом его действий служит только стремление удовлетворить потребности своего творческого гения. Ему придется совершить при сооружении модели ряд действий, направленных к достижению намеченной цели, но эти действия будут лишены X. окраски. Однако те же действия, если их станут предпринимать рабочие, изготовляющие машины для производства тех или других предметов потребления, приобретут X. характер. X., или экономическая, деятельность представляет, таким образом, проявление X. мотива в человеческой жизни. Некоторые считают специфическим признаком ее так назыв. экономический принцип, выражающийся в стремлении человека достигнуть наибольшей выгоды с наименьшими пожертвованиями; но такая точка зрения неправильна, потому что экономический принцип — не что иное, как принцип всякой разумной деятельности. Он только ярче проявляется в X. сфере, что и послужило основанием для некоторых считать его характерным признаком экономики. Литература — см. X. благо.

А. М.

Хозяйственное благо

— Предметы внешнего мира, полезные человеку, или так называемые блага разделяются, с точки зрения экономической науки, на свободные и X. Мнения относительно признаков тех и других значительно расходятся. Многие экономисты называют X. те блага, на добычу или производство которых был затрачен труд. Однако такое определение вызывает против себя ряд возражений. Оно обыкновенно высказывается в догматической форме, как аксиома, не требующая доказательств; между тем, утверждение, что затрата труда при условии полезности созданного им продукта служит моментом, разграничивающим основные категории благ, отнюдь не может быть признано бесспорным. В основе его лежит наблюдение, что мы выше ценим предметы, на которые нами употреблено больше труда; но это не более как эмпирический закон, констатирующий связь между явлениями, но не дающий ей научного объяснения. Строить на нем теорию X. благ неправильно. Приведенный выше взгляд не может быть признан состоятельным и потому, что он не охватывает вполне явления, к которому относится. Существует категория благ, не созданных человеком и в то же время вызывающих к себе с его стороны такое же отношение, как и блага, потребовавшие для своего возникновения затраты трудовой энергии. К этой категории относится, напр., земля: человек бережет ее, распределяет пользование ею, стремится извлечь из нее возможно большие выгоды — словом, поступает по отношению к ней так же, как когда имеет дело с полезным предметом, составляющим продукт его усилий. Земля и другие подобные блага не могут быть отнесены в одну категорию, напр., с солнечным светом или воздухом, т. е. с свободными благами, по отношению к которым человек не предпринимает указанных выше действий. Очевидно, что различное отношение человека к благам разных категорий зависит не от того, затрачен ли был труд на их производство. Причина этого различия заключается в том, что одни блага имеются в количествах ограниченных, а другие количественно не ограничены. Блага первой категории поставлены в такие условия, что утрата какой-либо их доли лишает человека возможности удовлетворить ту или другую потребность с прежней полнотой; другие могут быть количественно сокращены без наступления указанных последствий. Одно и то же благо может находиться и в тех, и в других условиях. Напр., для человека, живущего на берегу реки, вода будет благом свободным, потому что ежечасно мимо него проносятся тысячи ведер ее и от этого нисколько не уменьшается возможность удовлетворения потребности его в воде. Напротив, несколько стаканов воды в руках каравана, проходящего по пустыне, при отсутствии надежды на скорое пополнение этого скудного запаса приобретают особое значение, потому что утрата каждой капли сокращает возможность удовлетворения потребности путников в питье. Отношение человека к воде в этих двух случаях весьма различно: водой, которую он может в любой момент получить из реки в количестве, во много раз превышающем его нужды, он не дорожит, не заботится об охранении ее от посягательства других лиц, о накоплении ее и распределении ее потребления. Совершенно иначе относится к воде путник, совершающий переход через безводную пустыню: он бережет ее, заботится о том, чтобы ее хватило на возможно больший срок, и т. д. Блага, вызывающие к себе подобное отношение со стороны человека, называются X. Единственный признак, отличающий их от свободных благ, заключается в их количественной ограниченности, понимаемой в изложенном выше смысле. Труд, затраченный на производство, является очень важным моментом для измерения ценности весьма значительной категории X. благ (см. Ценность), но не служит необходимым их признаком. X. блага бывают потребительные или производственные, в зависимости от того, предназначены ли они для производства или для потребления.

Литература. С. Menger, "Grunds ätze der Volkswirthschaftslehre" (1872); E. Sax, "Das Wesen und die Aufgaben der Nationalö konomie" (1884); F. Wieser, "Ueber den Ursprung und die Hauptgesetze des wirthsch. Werthes" (1884); его же, "Der nat ürliche Werth" (1889), H. Dietzel, "Theoretische Socialökonomik" (1895).

А. М.

Хозяйственные Записки

или собрание полезных опытностей во всех частях хозяйства — ежемесячное сочинение Императорского вольного экономического общества. Выходили в СПб. ежемесячно с 1812 по 1815 г. Помещались справочные сведения по сельскому хозяйству, домоводству и промышленности.

Хозяйство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хозяйство батарейное

— соединяет в себе в сокращенном виде полковое и ротное X. Из последнего в батарее выделено только артельное X., которое ведется одним из офицеров, имеющим права ротного в этом отношении командира. Во главе батарейного X. стоит командир батареи, соединяющий в себе права и обязанности командира полка и отчасти заведующего полковым X. Помощник его — заведующий X., совмещающий в своем лице должности остальных чинов хозяйственного управления полка. На нем лежит обязанность вести все хозяйственные операции батареи, получать и хранить имущество и деньги. Делопроизводство по X. возлагается на одного из младших офицеров батареи; он же ведет и всю строевую переписку. Ведение некоторых хозяйственных книг возлагается на нижних чинов хозяйственного управления (каптенармусы артиллерийский, интендантский и фуражир). Батарея по действующему положению об управлении X. в артиллерийской батарее (приказ по воен. вед., 1884 г., № 89) представляется отдельной частью, но от себя она требует только деньги на провиантское и приварочное довольствие, прочие же виды довольствия требуются управлением бригады.

Хозяйство военное

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хозяйство крестьянское

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хозяйство полковое

— лежит на обязанности командира и чинов хозяйственного управления полка. Командир полка дает X. надлежащее направление и является ответственным за состояние полка в хозяйственном отношении, но непосредственно им не заведует. Заведование X. возлагается на одного из штаб-офицеров полка при помощи подчиненных ему чинов полкового штаба — казначея, квартермистра, делопроизводителя по хозяйственной части, заведующего оружием, командира нестроевой роты и друг. Самое X. полка заключается в требовании всех видов довольствия и получении их, в выдаче готовых предметов довольствия, в постройке предметов из отпускаемых на них материалов, в заготовлении определенных предметов собственным попечением, в передаче подлежащих сумм и продуктов в роты (эскадроны), в представлении отчетов по расходу в контроль, наконец, в хранении и надлежащем освежении неприкосновенных запасов на случай мобилизации. Все эти отделы X. распределяются между чинами хозяйственного управления. Существенную часть X. полка, от удачного ведения которой зависит его благосостояние, составляют заготовление предметов обмундирования, белья, обуви, снаряжения, а также ремонт бессрочных вещей и т. д.: все деньги, отпускаемые на это, принадлежат так назыв. хозяйственной сумме полка, в расходовании которой он пользуется широким простором и может тратить ее не на то, на что она отпущена, правда, в пределах известной суммы (500 р.). Остатки этой суммы составляют полковой экономический капитал, расход из которого производится в мирное время только в крайних случаях, так как капитал этот предназначен на нужды мобилизации. По хозяйственным операциям полка ежегодно составляется смета, утверждаемая его командиром. Изменение в смете в течение года может быть допущено только с разрешения начальника дивизии [Довольствие передается в роты и составляет ротное артельное хозяйство.]. В общем сложность полкового X. обусловливается главным образом обширной отчетностью и массой канцелярской переписки. Полковое X. ведется на основании "Положения об управлении хозяйственной частью в пехотных полках" (прик. по военн. вед. 1887 г., 17); это же положение имеет применение и к кавалерийским полкам, а также к отдельным батальонам, эскадронам и вообще ко всем пехотным и кавалерийским частям и мортирным артиллерийским полкам. Ср. Ф. Макшеев, "Военная администрация. Вып. ΠΙ. Военное хозяйство и устройство тыла" (СПб., 1895); ген. от инф. Лобко, "Записки военной администрации" (изд. XIV, СПб., 1900).

Хоинский

(Феодор Jeske-Choi ński) — польский беллетрист. Род. в 1854 г. Отличительной чертой первых его произведений ("Kossak i Kuczma", 1876 и "Kamarzyn", 1877) считается "вольнодумство". Затем X. делается сторонником "молодого консерватизма", оставаясь пессимистом. Фактическая сторона повестей Х. — разнообразные жизненные вопросы — выступает всегда на первый план, иногда в ущерб художественности. Из произведений X. более известны повести: "Za winy ojc ów" (1884), "St ł umione iskry" (1886), "Nad Wart ą " (1898), "Z kul ą u nogi" (1891), "W p ę tach" (1892), "Tyara i korona" (1900) и драмы: "Na straconym posterunku" (1891) и "Ostatni akt".

Хой, город в Персии

— город в Азербейджанской провинции Персии, близ реки Котур, притока Аракса, на пути из Тавриза в Эрзерум, на высоте 1200 метров. Показания о количестве населения колеблются между 20 и 35 тыс. человек. За исключением небольшого числа армян, население мусульманское (персы и азербейджанские тюрки). Торговля довольно оживленная; из местных производств главное — чулочное. Окрестности X. производят много фруктов и хлопка.

Хой, горы в Приморской области

— горы в Приморской области, по реке Амур, ниже устья реки Гарина, круто падают к поверхности реки; несколько маленьких речек, впадающих в Амур, прорезают эти горы; в устьях речек встречается доломит и известняк.

Хой-гол

(Хуй-гол, Шивэ-гол) — река Западной Маньчжурии, принадлежащая к системе реки Хайлар. Вытекает из западных отрогов Хингана более 200 верст длины и впадает в Ибэн-гол — левый приток Хайлара. Река мало исследована и наносится на карты по догадкам. По берегам ее живут кочующие солоны.

Хой-чжоу-фу, город в Китае (провинция Ань-хой)

— город в китайской провинции Ань-хой, один из наиболее значительных и известных торговых центров империи; жители его, по замечанию самих китайцев, отличаются необыкновенной предприимчивостью в торговле. Главные предметы вывоза превосходная тушь, аптекарские товары и зеленый чай; в окрестностях добываются серебро, железо и медь, в незначительных количествах. Город окружен высокой каменной стеной, длиной свыше 6 верст. Жит., считая предместья, до 300 тыс.

Гр.-Гр.

Хой-чжоу-фу, город в Китае (провинция Гуан-дун)

— город в китайской провинции Гуан-дун, в самой плодородной части долины р. Дун-цзяна; один из известнейших центров чайного производства, поставляющий чай в огромном количестве на внутренние рынки импорт. Через р. Дун-цзян, каменный мост, принадлежащий к числу замечательнейших сооружений в Китае.

Хойль

— правый приток реки Ай, Приморской области, берет начало из гор, расположенных у берега моря, длина до 100 верст, ширина при устье до 20 саж.; близ места впадения ее в реку Аай находится сопка X. с голой конусообразной верхушкой.

Хойнацкий, Андрей Федорович

(1836—1888) — духовный писатель, протоиерей, магистр Киевской духовной академии; был профессором богословия в Нежинском историко-филологическом институте. Главным предметом исследований X. были униатские богослужебные книги и вопросы об искажениях, внесенных унией в богослужебные обряды православной церкви. К этой области относятся "Западно-русская церковная уния в ее богослужении и обрядах" (Киев, 1871) и разные статьи в духовных журналах. Истории православия в Волыни с ее Почаевской лаврой посвящены: "Очерки из истории православной церкви и древнего благочестия на Волыни" (Житомир, 1878); "Православие на западе России в своих ближайших представителях" (М., 1888); "Путеводитель по горе Почаевской" и др. После смерти X. издан его труд "Почаевская Успенская лавра", исправленный и значительно дополненный Гр. Я. Крыжановским (Почаев, 1897). См. "Церковные ведомости" (1888, № 47); H. Теодорович, "Волынская дух. семинария" (Почаев, 1901, стр. 625—626).

Хойнацкий, Иосиф Петр

(Choinacki, 1818 —1885) — польский живописец, 10-ти лет от роду был определен в Калишский кадетский корпус, где воспитывался на счет сумм вел. кн. Константина Павловича. По смерти отца юноши один из товарищей покойного перевел его в Варшавский лицей; здесь, занимаясь науками, X. вместе с тем принялся за живопись, пользуясь в ней руководством А. Кокулара. В 1840 г. появилась на выставке в Варшаве первая картина молодого художника, за которую он получил почетный отзыв. Проведя после того два года в Риме, X. возвратился в Варшаву и выставленные им здесь исторические картины доставили ему серебр. медаль. Затем он переселился в Подольскую губ. и приобрел там известность хорошего портретиста, а потом переехал в Одессу, где и жил до самой своей смерти. В этом городе он был одним из учредителей местного общества любителей искусства и с 1865 г. по 1872 г. состоял директором и преподавателем в рисовальной школе, учрежденной при этом обществе. Последователь старинных итальянских, преимущественно римских живописцев, он наделил своими религиозными картинами едва ли не все католические церкви Подольской губ. Его произведение "Св. Иосиф с Младенцем-Христом" украшает один из православных храмов Одессы.

Хойник

(Χοΐνιξ) — древнегреческая мера сыпучих тел, упоминаемая уже у Гомера, который X. определяет количество зерна, необходимое для пропитания одному человеку на день; тот же паек на человека принимает и Геродот, измеряя X. количества хлеба, которое расходовалось в армии Ксеркса. В системе эгинских мер X. равнялся, на наши меры, 0,4619 гарнца; этот же Х. был принят в Спарте и Беотии. Аттический X., составлявший 1/48 медимна и заключавший в себе 4 котилы, равнялся 1/3 гарнца; птолемеевский X., делившийся на 3 котилы, равнялся 1/4 гарнца; котила аттическая и птолемеевская были одинаковы. В таблице аттических мер X. раздроблялся на 2 ксеста, 4 котилы, 16 оксибафов и 24 киaфa. 8 аттических X. равнялись одному римскому модию.

Н. О.

Хойновский

Бронислав Адамович (1836—1870) — терапевт; окончил курс в университете св. Владимира по медицинскому факультету; в 1858 г. был оставлен при нем ассистентом терапевтической клиники. В 1863 г. за диссертацию "О суточном колебании температуры человеческого тела в состоянии здоровья и болезни" удостоен степени доктора медицины. Отправленный в том же году за границу, он по возвращении в Россию в 1865 г. был назначен приват-доцентом варшавской Главной школы, в 1867 г. — адъюнкт-профессором по кафедре патологии и терапии и, по открытии в Варшаве университета, экстраординарным профессором университета и терапевтической при нем клиники. X. считался одним из талантливых преподавателей в медицинском факультете. Кроме диссертации, X. напечатал: "Об экссудате молочного вида"; "Взгляд на источники животной теплоты"; "Холерный грибок" и клинические отчеты за 1859—18 6 7 гг., напечатанные в "Известиях Киевского университета".

Хойрил

(Χοίριλος) — 1) древнегреческий эпический поэт, уроженец острова Самоса, живший во второй половине V в. до Р. Х. Вместе с историком Фукидидом, комическим поэтом Платоном, трагическим поэтом Агафоном, эпиком Никератом и дифирамбиком Меланиппидом X. пользовался расположением македонского царя Архелая (413—399), при дворе которого в Пелле он гостил и умер. Общества X. искал также и Лизандр, добивавшийся того, чтобы лучший из современных ему эпиков прославил его подвиги. До нашего времени сочинения X. не дошли, если не считать нескольких отрывков (см. Kinkel, "Epicorum graecorum fragmenta", т. I, стр. 265 и след., Лпц., 1877); известно лишь заглавие состоявшей из нескольких книг и бесспорно принадлежавшей X. Исторической поэмы "Персеиды" ("Περσηϊς" или "Περσικά"). В этой поэме X. воспел великую борьбу эллинов с персами (при Ксерксе). Источником, откуда X. черпал свой материал, служила, по-видимому, история Геродота. Литературное значение X. было велико: он оживил вымерший древнегреческий эпос, дав ему новое (историческое) содержание и воспев вместо богов и героев исторических деятелей великой греческой эпохи (начала V в.). У X. было много последователей и почитателей; его произведения рецитировались, наряду с гомеровскими, на общественных литературных состязаниях. Ср. Naeke, "Choerili Samii quae supersunt, de Choerili Samii aetate, vita et poesi, aliisque Choerilis" (Лпц., 1817). 2) Афинский трагик из раннего периода развития греческой трагедии (VI в.), предшественник Эсхила. Греческие грамматики его уже не знают, но предание сообщает, что он был "царем сатирических драм" и что ему принадлежат некоторые нововведения в области развития сценического костюма и масок. До нас дошло заглавие одной пьесы X. — "Алопа", сюжет которой был заимствован из аттического сказания. 3) Эпический поэт второй половины IV в. до Р. Х., уроженец карийского г. Иаса; принадлежал к числу литературных поэтов, окружавших Александра Великого. Гораций ставит X. весьма невысоко, называя его стихи inculti и male nati. Сочинения его до нашего времени не сохранились.

Н. О.

Холаловая кислота

= Холевая кислота (см.).

Холановая кислота

— см. Холевая кислота.

Холанская

— группа гор Приморской области, вдоль правого берега реки Амур, на СВ от Софийска. Горы невысоки, поросли лесом; несколько возвышающихся сопок состоят из сланцев и гранито-сиенитов.

Холева, Матвей

— краковский епископ. Хроника магистра Викентия, прозванного Кадлубком, изложена в форме диалога между двумя старцами: Яном, гнезненским архиепископом, и Матвеем, епископом Кракова. Рассматривая эту хронику, прежние исследователи приходили к заключению, что первые три части ее написал именно этот краковский епископ (1143—1165); это мнение защищал, между прочим, знаменитый Лелевель (см. его "Uwagi nad Mateuszem i księ g ą jego. Polska, dzieje и meczy jej", т. II), но оно в настоящее время оставлено польской историографией. См. H. Ze issberg, "Vincentius Kad ł ubek und seine Chronik Polens" ("Archiv für ö sterreich. Gesch.", B., 1868, т. XLII).

Холева, Николай Иосифович,

(1858—1899) — известный адвокат. По окончании курса на юридическом факультете СПб. унив. был зачислен в помощники присяжных поверенных при СПб. судебной палате; в 1886 г. сделался присяжным поверенным и в этом звании оставался до смерти, последовавшей, на почве нервного переутомления, от болезни мозга. Еще студентом он неофициально принимал участие в редактировании "Керчь-Еникальского листка"; с 1883 по 1892 г. издавал газету "Ростовский на Дону листок"; был почетным мировым судьей г. Керчи; принимал участие в работах комиссии при этнографическом отделении Имп. географического общества для собирания юридических обычаев. Особенно выдвинула его защита в деле об отравлении Максименко (1889), в которой ему приходилось считаться с весьма запутанными обстоятельствами дела и трудностями медицинской экспертизы. В последний период деятельности X. часто выступал в литературных процессах, защищая редакторов и сотрудников, обвиняемых в клевете, оскорблении в печати и т. п. Как судебный оратор, X. не производил впечатления силой и блеском речи; его оружие заключалось в умелом пользовании аргументами, в тщательной разработке дела. Ср. Н. П. Карабчевский, "Около правосудия", и Л. Д. Ляховецкий, "Характеристика известных русских судебных ораторов".

А. Т—в.

Холевая кислота

C24H40O5 — является продуктом распада гликохолевой (см.) и таурохолевой (см.) кислот; кристаллизуется из спирта, с одной частицей кристаллизационного спирта, в виде бесцветных блестящих октаэдров, легко выветривающихся на воздухе, почти нерастворимых в воде и легко растворимых в спирте и эфире. Растворы X. кислоты и ее солей вращают плоскость поляризации вправо. X. кислота — одноосновная кислота и, по-видимому, четырехатомная. Плавится при 195°. При кипячении с уксусным ангидридом образует двууксусный эфир. При осторожном окислении хромовой кислотой в уксусном растворе переходит в дегидрохолевую кислоту N 24H34O5, плавящуюся при 231—232°. При окислении азотной кислотой или хамелеоном образует холановую кислоту С 24 Н 36 О 7 (плав. при 285°), билиановую кислоту С 24 Н 34 О 8 (плавится при 269°) и изомерную с ней изобилиановую. При окислении хамелеоном в щелочном растворе образует цилиановую кислоту С 20 Н 30 О 10 (плавится при 242°), а при более сильном окислении переходит в ортофталевую кислоту С 6 Н 4 (СООН) 2. С йодом X. кислота образует, подобно крахмалу, синее соединение. С сахаром и серной кислотой X. кислота дает так назыв. Петтенкоферовскую желчную реакцию (см. Желчь).

А. С. Г. Δ.

Холевиус

(Johann-Karl-Leo Cholevius) — немецкий историк литературы (1814—1878). Был профессором Кенигсбергского университета. Из его работ особенно замечательны: "Gеschichte der deutschen Poesie nach ihren antiken Elementen" (Лпц., 1854—6), "Die bedeutendsten deutschen Romane des XVII Jahrhunderts, ein Beitrag zur Geschichie der deutschcu Litteratur" (1866), "Aesthetische un historische Einleitung nebst fortlaufender Erl äuterung zu Goethe's Hermann und Dorothea" (2 изд., Лпц., 1877), широко распространенные в школах: "Dispositionen und Materialien zu deutschen Aufs ä tzen" (т. 1, 10 изд., 1887, т. 2, 8 изд., 1888) и "Praktische Anleitung zur Abfassung deutscher Aufs ä tze" (6 изд., 1893).

Н. Г.

Холемия

— означает поступление желчи в кровь. Она возникает в тех случаях, когда желчь не находит себе выхода из печени вследствие закупорки желчного протока камнем, раковым образованием и т. п. Последствием бывает желтушное окрашивание всех тканей и выделений (моча), за исключением хрящей, нервной системы, слюны, слез и слизи, и скопление в крови желчных кислот, которые действуют разрушительным образом на красные кровяные шарики, замедляют пульс (до 40 ударов в минуту), а в тяжелых случаях вызывают серьезные мозговые явления (бред, судороги, спячку), кровоизлияния под кожу и в слизистые оболочки и при очень высокой температуре (до 42°) в несколько дней ведут к смерти. Эти случаи обозначают как тяжелую желтуху (icterus gravis).

Холенирин

— см. Желчь.

Холера

Статья большая, находится на отдельной странице.

Холера кур

Статья большая, находится на отдельной странице.

Холестен

холестерилен — см. Холестерин.

Холестерин

С 27 Н 45 ОН + Н 2 O [Прежняя формула С 37 Н 43 ОН, как указали новые исследования Рейнитцера, была неверна.] — одноатомный спирт, весьма распространен в животном царстве. Так, он находится в яичном желтке (Lecann), в печени (Gmelin), в печеночных (холестериновых) камнях, в крови (Bondet), в мозгу (Gmelin), в нервном веществе (Baumstark), в молоке (Schmidt-M ü lheim), в коровьем масле (B ö rner), в ланолине (Schmidt), равно как, по-видимому, во всех животных жирах, однако, далеко не в одинаковых количествах. В растительном царстве X., а не фитостерин (см.), найден пока с уверенностью только в незрелой свекле (Lippmann). В чистом виде X. может быть получен извлечением хлороформом или эфиром мыла, образующегося при обмыливании щелочами жира, содержащего X.; успешнее идет получение его, если щелочное мыло в водном растворе перевести хлористым кальцием в кальциевое мыло, высушить досуха и тогда извлекать. Из печеночных камней X. можно прямо извлекать горячим спиртом. Полученный этими путями X. окончательно очищают перекристаллизацией из горячего спирта. X. представляет бесцветные блестящие таблички без вкуса и запаха, растворяется легко в спирте (1:9), эфире, хлороформе, уксусной кислоте, нерастворим в воде, плав. при 147,5о и кип. почти без разложения при 360°. В качестве одноатомного спирта образует эфиры с уксусной кислотой C 27H45—O—COCH3, пл. при 114°, с бензойной — C 27 Н 45 —О—COC 6 Н 5, пл. при 146° и др.; с бромом (в сероуглеродном растворе) образует двубромистый продукт C 27H45Br2 O — бесцветные, плав. при 147° иглы. X. вращает плоскость поляризации влево [α ]D для безводного в эфирном растворе (2:100) = —31,12°, в хлороформном = —36,61°. Йодное число Гюбля 66—67. При нагревании с крепкой серной кислотой или с фосфорным ангидридом образуются изомерные углеводороды — холестерилены C27 Н 44; пятихлористый фосфор переводит в хлоргидрин С 27 Н 45 Cl, плавящийся при 97° и переходящий при восстановлении в холестен С 27 Н 46; последний способен присоединять два атома брома. Из реакции; X. характерны следующие: 1) крепкая серная кислота окрашивает его в густой красный цвет, в присутствии же следов йода — в фиолетовый, синий, зеленый и, наконец, в красный (Meckel, Molschott); 2) при прибавлении нескольких капель крепкой серной кисл. к раствору X. в уксусном ангидриде жидкость окрашивается сначала в красный цвет, переходящий затем в густой синий (Liebermann); 3) при осторожном выпаривании в чашечке почти досуха смеси X. с раствором хлорного железа, с соляной кислотой и хлороформом, охлаждении смеси и вторичном нагревании с хлороформом, содержимое чашечки окрашивается в фиолетовый цвет, переходящий в сине-фиолетовый и затем грязно-зеленый (Schiff). Изохолестерин, находящийся совместно с X. в жире овечьей шерсти (ланолин), кристаллизуется в иглах, плав. при 138°; в уксусном ангидриде с серной кислотой (реакция Либермана) дает желтое окрашивание; вращает плоск. поляризации вправо. При кипячении в уксусной кислоте с серной кислотой или хлористым цинком переходит в X.

А. С. Гинзберг. Δ.

Холестрофан

— см. Парабановая кислота.

Холетелин

— крайний продукт превращения желчных пигментов под влиянием дымящейся азотной кислоты, употребляемой при так назыв. Гмелиновской реакции на желчь. Это аморфное вещество, растворимое в щелочах, хлороформе, спирте, эфире, уксусной кислоте. Восстановляющими веществами, напр. амальгамой натрия, X. превращается не в билирубин, а в гидрабилирубин.

Холецистит

(также холангоит) — означает воспаление желчных путей. Воспаление может быть катаральным и гнойным. Катар желчных путей — весьма частая болезнь, встречающаяся преимущественно в молодом возрасте. Чаще всего он развивается вслед за катаром желудка и двенадцатиперстной кишки. Иногда Х. сопутствует острым и хроническим инфекционным болезням, как напр. брюшному тифу, сифилису, малярии. Нередко катар желчных ходов является в виде самостоятельной болезни, принимая иногда эпидемическое распространение, то преимущественно среди детей, то среди лиц, заключенных в тесных переполненных помещениях (казармах, тюрьмах); такие эпидемии наблюдаются чаще всего в осенние месяцы. При отравлении фосфором всегда развивается X., причем крупные желчные протоки остаются свободными, а поражаются тончайшие внутрипеченочные ходы. Желчные камни также поддерживают катаральное состояние слизистой оболочки желчных путей; в свою очередь X. способствует образованию желчных камней. X. может сопровождаться повышением температуры, но также протекает безлихорадочно, может излечиваться в 2—4 недели, но также принимать затяжное хроническое течение; все это зависит от причины, обусловившей X. Обыкновенно катаральное припухание слизистой оболочки и образование слизистых пробок ведет к закупорке желчных путей, застою желчи и образованию желтухи, поэтому симптомы и лечение те же, что при желтухе (ср. Желтуха и Желчные камни). Гнойное воспаление желчных путей возникает исключительно под влиянием микробов и по большей части развивается как вторичный процесс при желчных камнях, при паразитах желчных путей, после инфекционных болезней (брюшной тиф), при абсцессе печени и т. д. Микробы чаще всего проникают сюда из кишечника, отчего в этом гное часто и находили кишечную палочку (bacterium coli); кроме того, встречаются стрепто- и стафилококк, пневмококк и тифозная палочка. Гной может скопляться в желчном пузыре, сильно растягивая его: это называется эмпиемой желчного пузыря. Гнойный X. представляет весьма серьезное заболевание, так как гной может проложить себе путь в брюшную полость и вызвать смертельное воспаление брюшины. Иногда гной пробивается наружу, напр. в области пупка, и тогда образуется фистула, через которую вместе с гноем могут выделяться и желчные камни. При эмпиеме желчного пузыря возможно только хирургическое лечение: вскрытие желчного пузыря — холецистотомия или полное его удаление — холецистэктомия.

В. М. О.

Холзан

— см. Орел.

Холзунские белки

— горный хребет в Южном Алтае, Томской губернии, Змеевского уезда, простирается с ЮВ на СЗ — между верхним течением реки Катуни и рекой Бухтармой, служа их водоразделом. В верховьях реки Ульбы X. белки примыкают к Тургусунским белкам, а на ЮВ — к хребту Листвяге. Собственно X. белки начинаются в верховьях реки Язовой, прав. прит. Бухтармы, и вовсе не примыкают к Катунским столбам, как это предполагалось прежде. Горы же за поперечной долиной р. Берели на сев. стороне Бухтарминской долины составляют сев.-вост. продолжение Бол. Листвяжного хр., от которого к З. в верховьях р. Белой по направлению к X. простирается горный кряж, известный под именем — Мал. Листвяжного хр. Гребень X. хр. малоизрезан и образует на вершине своей род плоскогорья. К сев. стороне понижается отлогими террасами, южные же его склоны круты и отвесисты. На склонах X. господствует серый глинистый сланец, к вершинам хр. сланцы выдаются острыми гребнями, образуя или отвесно падающие стены, или пирамиды и острые шпицы. Самые высокие пики хр. у основания своего состоят из зеленоватого полевошпатового порфира, а к вершинам из темно-красного амигдалита, испещренного пятнами зеленого цвета и кристаллами белого известкового шпата. X. сланцы крайне разнообразны, то известковато-глинистые, то кремнистые или же шиферные, с прослойками хлоритового и талькового сланцев. За очень редкими исключениями X. белки достигают линии вечного снега: высота их колеблется от 6200 до 8200 фут.; а вечноснеговая линия в Южн. Алтае, по определению акад. Гельмерсена, находится на высоте 8000 фут. Со склонов хр. стекает множество горных рч. в Катунь и Бухтарму. Склоны хр. поросли густыми лесами.

Н. Латкин.

Холи

— праздник в Индии в честь весны и ее творческих сил, совершаемый в течение десяти или пятнадцати дней перед полнолунием индийского весеннего месяца Пхальгуна, т. е. около 19 марта нового стиля. Он является символическим изображением пробуждения природы и его чудесного действия и выражает вызванные им радостные чувства. Первоначально он являлся поклонением олицетворенной весне, как подруге бога любви. В Южной Индии он до сих пор связан с праздником Камадевы (см.), изображение которого предается огню (вероятно, в память сожжения Камадевы огнем очей разгневанного Шивы, когда бог любви осмелился направить свой лук против грозного владыки и воспламенил его сердце любовью к Парвати). Шутовской характер обрядов X. мало вяжется с культом бога любви и его нежной подруги. До сих пор празднику X. приписывается особая сила, покровительствующая размножению потомства и охраняющая здоровье и жизнь детей. Первоначальная мифическая основа этого праздника затемнена рядом новых, более грубых легенд и представлений, отразившихся и на его обрядовой стороне. В Бенгале он связан с культом юноши-Кришны, тогда как в Индустане олицетворение X. (Hólí) является женщиной-демоном, пожирательницей маленьких детей. Обряды, сопровождающие этот праздник, более или менее одинаковы по всей Индии. Народ с песнями и плясками бегает по улицам, бросая в встречных красным порошком (из разных корней или деревьев, смотря по местности) или брызгая в них красной жидкостью. При этом поются непристойные песни; прохожих, невзирая на их общественное положение, задевают разными грубыми и неприличными шутками, а иногда и действиями. За чертой города или селения устраивается костер, для которого нередко похищаются и разные плохо оберегаемые материалы. Если владелец прозевает и его вещи попадут в кучу, то он уже не может получить их обратно. Особой разнузданностью отличается празднование X. у раджпутов. Низшие классы населения истребляют при этом множество возбуждающих и опьяняющих напитков, и даже почтенные люди бегают по улицам, подобно вакхантам, распевая песни в честь сил природы. Праздник X. имеет немало общего с римскими сатурналиями и весенними празднествами и их позднейшим видоизменением — карнавалом.

С. Б—ч.

Холин

или неврин (C5H15NO2) — продукт разложения лецитина (см. Протагон) можно добывать из головного мозга, птичьих яиц, семени и т. д. Путем анализа и синтеза X. дознано, что он представляет триметилоксиэтиламмоний гидрат C 2H4—OH—N(CH3)3 OH. Лецитин в водном растворе прямо распадается на X. и дистеарилглицеринфосфорную кислоту. X. обладает резкой щелочной реакцией и легко вступает в соединения с кислотами, образуя соли; с хлористой платиной образует двойные соли. X. отличается сильной ядовитостью и при введении в кровь вызывает одышку, упадок сердечной деятельности, падение кровяного давления, поносы и при дозах в 0,04 г на кило веса кролика вызывает смерть в судорогах. X. относят к ряду птомаинов (Бригер). Он может образоваться даже при гниении мяса и клея. X., образующийся во время жизни в теле из распада лецитина, должен, следовательно, нейтрализоваться в теле и скорее всего защищающей от ядов деятельностью печени. см. также Гидрамины.

И. Т.

Холм, уездный город Люблинской губернии

(Сhełm) — уездный город Люблинской губ., на р. Угерке, притоке Буга, в 64 вер. от Люблина. Станция жел. дороги. 19236 жителей (1897), в том числе 12% православных, 22% католиков, 1% протестантов и 65% евреев. Мужская и женская гимназия, православная духовная семинария, учительская семинария, железнодорожное училище, несколько начальных школ, правосл. собор, несколько правосл. церквей, богадельня. Торговля и промышленность очень незначительны и преимущественно сосредоточены в руках евреев. Фабрика земледельческих орудий, кирпичный и пивоваренный заводы. X. — один из старейших славянских городов. Даниил Галицкий часто бывал в X., построил здесь две каменные церкви и учредил православное епископство. После разорения Галича монголами он переселился в X. и много содействовал его развитию и возвышению. Пожар в 1251 г., а затем войны нанесли сильный удар благосостоянию X., но все-таки до половины XVII в. он процветал. Казачьи войны и многочисленные пожары привели город в совершенный упадок, и только в ХIХ в. он снова оправился. Из древних зданий не сохранилось ни одного. Поверхность X. уезда — 1868,9 кв. вер. В 1897 г. в нем насчитывалось 118334 жителя (60,7 жит. на 1 кв. вер.), из них 41% православных, 33% католиков, 16% протестантов и 10% евреев. X. уезд не принадлежит к числу хлебородных. Обилие пастбищ способствует скотоводству. Крупных заводов, кроме одного стекольного (с 195 рабоч.), нет; большая их часть имеет непосредственную связь с сельским хозяйством.

Холм, уездный город Псковской губернии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Холмеч

(Холмыч) — местечко Минской губернии, Речицкого уезда, при реке Днепр. Православная и римско-католическая церкви, почта и телеграф, винокуренный завод. Пристань; в 1899 г. отправлено 18 судов с 219 тыс. пуд. груза и 4 плота (110 тыс. пуд.); разгружено 4 судна (5 тыс. пуд. груза). Жителей свыше 1000. В X. в 1775 г., после первого раздела Польши, был подписан акт о разграничении Белоруссии.

Холмогорка

(Курополка) — западный рукав реки Сев. Двины, составляется из двух речных рукавов Ровдогорки и Быстрокурьи на Ю.В. от г. Холмогор, протекает мимо города, находящегося на лев. его берегу; справа от Курополки расположен большой о-в Куростров. Дл. X. св. 10 вер. X. довольно широка и весною глубока, летом же мелеет, но и тогда доступна только для небольших судов и мелкосидящих пароходов. Курополка вливается ниже г. Холмогор в Сев. Двину. В сильную водополь Курополка выходит из берегов и затопляет как город, так и его окрестности на значительное расстояние. В X. впадают ррч. Оногра и Курья.

Холмогоров

(Иван Николаевич) — ориенталист. Окончил курс Казанского университета по разряду восточной словесности в 1841 г. В 1852 г. назначен в Ришельевский лицей и. д. профессора восточных языков. В 1861—68 гг. занимал кафедру арабского языка в Казанском университете, а с 1863 г. преподавал и персидский язык. Позже был библиотекарем в Имп. публичной библиотеке, а с 1880 г. преподавал персидский яз. в Лазаревском институте в Москве. Труды: "Очерки арабской речи и арабской письменности" ("Ученые записки Имп. казанского унив.", 1862); "История Восточного халифата", перевод с арабского (Казань, 1863); "Шейх-Муслихуддин Саади Ширазский и его значение в истории персидской литературы" — магистерская диссертация ("Учен. зап. Имп. казан. унив.", 1865—1866 гг., приложения); вместе с Γ. Α. Муркосом — "Очерк истории арабской литературы" (во "Всеобщей истории литер.", изд. под редакцией В. Ф. Корша, вып. XIII—XIV). См. "Исторический вестник" 1892 г.

Холмогорская епархия

— учреждена в 1682 г. До тех пор жители ее подчинялись новгородским архиепископам. Архиереи в X. епархии до 1735 г. именовались архиепископами Холмогорскими и Важскими, затем им было присвоено имя архангельских и холмогорских; с этого времени и X. епархия стала называться архангельской.

Холмогоры

Статья большая, находится на отдельной странице.

Холмская епархия

— Самостоятельное существование X. епархии начинается с 1285 г. До тех пор вся Холмско-Подляшская Русь входила в состав Владимиро-Волынской епархии. Даниил Романович, князь владимиро-волынский, в первой половине XIII в. сначала учредил епархию в Угровске, а потом перенес ее в Холм. В ΧΙV в. она принадлежала к Галицкой митрополии. С 70-х гг. XIV в. начинаются попытки римской курии внедрить в X. епархии католичество; появляются католические священники, строят католические церкви и постепенно захватывают земли, принадлежавшие русскому духовенству. Уже около половины XV в. в Холме была устроена католическая епископская кафедра, перенесенная в конце XV в. сперва в Грубешов, а потом в Красный Став. В XVI в. из десяти православных епископов ни один не проявил энергичной деятельности на пользу православной церкви и русской народности; увеличивался упадок греческого обряда и русского населения. С 1569 г., когда X. епископ Дионисий Сбировский или Збируйский подписался на акте, устанавливавшем церковную унию, в X. епархии появились два епископа — православный и униатский. Православная партия ушла в Подляшье, в Яблочинский монастырь, где дольше удержалось православие и еще в XVIII в. было несколько православных приходов. По Зборовскому договору (1650) X. епархия была присоединена к православной Киевской митрополии; киевский митрополит Сильвестр Коссов, заняв Холм, выгнал оттуда X. униатского епископа. Поражение, нанесенное казакам под Берестечком, обратило дело опять в пользу унии, которая к концу XVII в. распространилась во всей X. епархии. В XVIII в. более других противостоял намерениям католического духовенства епископ Максимилиан Рыло, оставаясь, однако, сильным противником русских. При нем произошел первый раздел Польши (1772); X. епархия разделилась на две неравные части: все епископские имение и десять благочиний отошли к Австрии; под властью польского короля осталось одно сельцо и несколько приходов. При епископе Порфирии Важинском, ревностном последователе Костюшки, часть X. епархии перешла к России. В 1809 г. X. епархия отошла к Великому герцогству Варшавскому и была восстановлена почти во всем своем прежнем объеме. При образовании Царства Польского, управление X. епархией находилось в руках Цехановского, устроившего униатскую семинарию. Римская курия разрешила ему иметь постоянных суффраганов, носивших титул епископов бельзских, и капитул из 5 прелатов и 8 каноников. При Цехановском в Холмской епархии было: 317 униатских приходов, 278 церквей, 4 монастыря, 400 священников и 239548 душ населения. После 1839 г. епископ Шумборский решился вводить в X. епархии греческий церковный обряд, но встретил упорное сопротивление в католическом духовенстве, которое добилось назначения епископом Иоанна Калинского и стало резко действовать против униатов. Сельское униатское духовенство обратилось к содействию русского правительства. В 1864 г. было постановлено даровать самостоятельность униатскому духовенству и прихожанам в делах церковного хозяйства и отпустить средства для восстановления греко-униатских церквей. В 1866 г. было учреждено белое греко-униатское духовенство. 11 мая 1875 г. провозглашено воссоединение X. греко-униатов с православной церковью, а ее епископ, Маркелл Попел, хиротонисован в ариепископа Люблинского. Ср. Потрушевич, "Х. епархия и ее святители" ("Холмский греко-униатский месяцеслов на 1871—74 гг."); H. А. Попов, "Судьбы унии в русской X. епархии" ("Православное обозрение" за 1874 г.); П. Н. Батюшков, "Холмская Русь. Исторические судьбы Русского Забужья" (СПб., 1887),

В. P— в.

Холмская епархия (дополнение к статье)

— учреждена в 1905 г., в составе Люблинской и Седлецкой губерний, с местопребыванием епископа в городе Холм и с присвоением ему наименования холмского и люблинского. См. А. Ростовский, "Вновь открытая X. епархия" ("Церковные Ведомости", 1905, № 32, стр. 1356—1360); Ф. Кораллов, "Открытие православной X. епархии 8 сентября 1905 г., в связи с кратким обзором исторических судеб Холмщины и Подляшья" (Холм, 1906).

Холмская Русь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Холмские

— князья, отрасль князей Тверских, в XV колене от Рюрика. Родоначальником их был внук великого князя Александра Михайловича Тверского, Юрий Всеволодович X. († в 1408 г.). О Данииле и Василии X. см. соотв. статьи. Род князей X. прекратился в 1576 г.

Холмский 176-й пехотный резервный полк

— образован в 1891 г. из 56-го резервного пехотного батальона, сформированного в 1877 г. из 2-го батальона Динабургского крепостного пехотного полка.

Холмский, Василий Данилович

— князь, боярин и воевода московский, друг детства великого князя Василия Иоанновича. В новгородских походах 1492 и 1495 гг. состоял первым воеводою большого полка и обратил на себя своею храбростью внимание великого князя, который женил его на своей дочери Феодосии и пожаловал в бояре. В 1502 г. X. успешно "воевал" Смоленскую землю; в 1505—1506 гг., находясь во главе большого полка, охранял сперва Муром, потом Нижний Новгород; в 1507 г. ходил против казанских татар; в том же и в 1509 гг. одержал несколько побед над литовцами; особенно блестяща была его победа над литовским войском, предводимым Станиславом Кишкою, под Дорогобужем; Кишка едва спасся бегством, преследуемый X. Во время этого преследования его внезапно вызвали в Москву и сослали на Белоозеро, где он и умер в темнице в 1524 г.

Холмский, Даниил Дмитриевич

— князь, боярин и воевода. Впервые X. сделался известным в истории блестящей победой над крымскими татарами, подступившими в 1468 г. к Мурому, где он был воеводой. В следующем году он, находясь во главе великокняжеского войска, одержал не менее блестящую победу над казанскими татарами и принудил казанского царя подписать мирный договор, по которому он обязывался удерживать своих подданных от набегов на русские земли и возвратить всех русских пленных. В 1471 г. X. опустошил Новгородскую землю и с целью предупредить соединение новгородцев с шедшею к ним на помощь ратью ливонских рыцарей сжег их центральный стратегический пункт — Русу; на р. Поле он нанес решительное поражение новгородскому войску, намеревавшемуся зайти московской рати в тыл и ударить на нее врасплох; наконец, шедшее против союзников Иоанна III — псковичей — сорокатысячное новгородское войско X. на берегах р. Шелони разбил наголову. В 1473 г. X. во главе многочисленного войска двинулся на помощь Пскову, осажденному ливонскими рыцарями, и успел склонить ливонского магистра и дерптского епископа к возобновлению мира, обязав их не вступать в псковские земли, давать везде свободный путь русским торговым людям и не пропускать из Ливонии в Россию ни меда, ни пива. За эту блестящую бескровную победу X. был пожалован в бояре. Вскоре, однако, его оклеветали пред великим князем в намерении отъехать к иноземцам, и он подвергся бы заключению, если бы за него не вступились духовенство и восемь вельмож, давших по нем поручные записи и внесших 2000 руб. залогу на случай его измены. В 1477 г. Х., предводительствуя передовой дружиной, по льду прошел оз. Ильмень и в одну ночь окружил и обложил Новгород, чем и принудил его сдаться Иоанну III. В 1487 г. он взял Казань и восстановил на казанском престоле обратившегося за помощью к московскому князю Магмет-Аминя. Ум. в 1493 г.

Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник

— периодическое издание при холмско-варшавской архиерейской кафедре; выходит с 1 сент. 1877 г. в Варшаве, по два раза в месяц. Редакторами последовательно были А. Демьянович, А. Будилович, И. Корженевский, Ф. Виноградов и Ап. Ковальницкий.

Холмы

— местечко Черниговской губернии, Сосницкого уезда, при реке Убеди, в 40 верстах от уездного города. Жителей 2078. Свеклосахарный и винокуренный заводы, приемный покой, земская школа. Две ярмарки.

Холова

— левый приток реки Мсты, Новгородской губернии, Крестецкого уезда. Берет начало из озера Холовца в юго-восточной части уезда, течет на СЗ. Длина 104 версты, ширина 4—20 саж., глубина 2—6 арш. В верховьях течет среди крутых берегов, в нижней своей части — среди плоской равнины. На X. расположен гор. Крестцы, начиная от которого по реке сплавляют лес и небольшие суда; в 1899 г. по X. сплавлено 31 судно с грузом в 465 тыс. пд. и 3108 плотов. Длина сплавного пути 54 вер.

Холод искусственный

— см. Газы сжиженные, Лед искусственный, Охладительные смеси, Сжижение газов.

Холода и тепла волны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Холодильная посуда

— см. Гидрокерамическая посуда и Алькарраца.

Холодильник

— см. Лаборатория, Винокурение, Спирт виноградный, Деготь (каменноугольный), Дерево (сухая перегонка), Камерное производство, Крепкая водка, Купоросное масло, Эфирные масла, Лед искусственный, Сжижение газов, Паровые машины.

Холодильники

Статья большая, находится на отдельной странице.

Холодковский

(Николай Александрович) — профессор зоологии, сын врача; род. в 1858 г. в Иркутске и получил воспитание в СПб. в первой гимназии, где окончил курс в 1875 г. В том же году поступил в Медико-хирургическую академию, где окончил курс лекарем в 1880 г. В 1881 г. выдержал при СПб. университете экзамены на степень кандидата естественных наук. В 1886 г. приобрел степень магистра зоологии, а в 1891 г. — степень доктора зоологии СПб. унив. С 1880 по 1884 г. преподавал естественную историю в частных учебных заведениях, в 1884 г. поступил ассистентом при кафедре зоологии в Военно-медицинскую академию, но через год оставил эту должность и в 1885 г. был избран доцентом зоологии в СПб. лесном институте. В 1891 был приглашен читать лекции зоологии и сравнительной анатомии в Военно-медицинской академии, а в 1892 г. избран экстраординарным проф. академии, где состоит и в настоящее время ординарным профессором. Кроме того, в 1886—87 гг. читал лекции на Высших женских курсах, а в 1887—91 гг. состоял приват-доцентом СПб. унив. В 1 880 г. ездил за границу, сопровождая проф. Э. К. Брандта, и занимался в St.-Vaast la Hougue (близ Шербура). В 1892 г. был командирован за границу министерством госуд. имуществ, а в 1897 г. от Военно-медицин. академии. Первые свои научные работы сделал еще студентом академии. С тех пор опубликовал ряд специальных исследований (до 1902 г. около 60 заглавий), преимущественно по сравнительной анатомии, эмбриологии и общей биологии насекомых. Главнейшие работы: "Мужской половой аппарат чешуекрылых" (магистерская диссертация, СПб., 1886); "Contributions à la morphologie de l'арраreil urinaire des Lepidopt è res" ("Archives de Biologie", 1887); "К биологии и систематике рода Chermes" в "Ежегоднике Лесного института" за 1891 г.; "Эмбриональное развитие прусака" (докторская диссертация, СПб., 1891); "Beitr äge zu einer Monographie der Coniferen-Lä use" в "Тр. Русск. энтомол. общ." (т, 30, 1896, т. 31, 1897); "К биологии тлей с сложным циклом развития" в "Известиях СПб. Лесного инст. за 1900 г." и др. Кроме специальных работ, напечатал руководства: "Курс энтомологии" (1 изд., СПб., 1890; 2 изд., СПб, 1896) и "Атлас человеческих глист" (СПб., 1899). Состоит почетным президентом Международного энтомологического общества. Под редакцией и при участии X. переведены или составлены несколько популярных сочинений (Ромэнс, "Ум животных"; Ромэнс, "Наследственность"; Гофман, "Атлас бабочек Европы"; Гертвиг, "Клетка ткани", ч. и II; X. и Силантьев, "Птицы Европы"; Крепелин, "Природа в комнате"; Гааке, "Животный мир, его быт и среда"). Им напечатано также много популярно-научных статей в различных журналах. Кроме научной деятельности, X. занимался и изящной литературой. В 1878 г. вышел в свет его перевод обеих частей "Фауста" Гёте, выдержавший 6 изданий. Он много переводил еще Гёте, Шиллера, Ленау, Шекспира, Байрона, Гейне, Лонгфелло, Граббе ("Дон-Жуан и Фауст") и напечатал несколько небольших оригинальных стихотворений в разных журналах.

Холодное opyжие

— см. Белое оружие и Оружие.

Холоднокровные животные

— с температурой тела, стоящей в зависимости от температуры окружающей среды (см. Теплокровные).

Холоднолюбы

или гекистотермы (Де-Кандоль) — растения, довольствующиеся минимальными количествами теплоты; они являются обитателями арктических и горных стран, уже вне границы лесов, где средняя годовая температура спускается ниже 0° (ср. Физиологические группы).

Холодняк, Иван Ильич

— филолог. Род. в 1857 г.; состоит ординарным профессором по кафедре римской словесности в С.-петерб. историко-филологическом институте; читает лекции в СПб. университете и на Высших женских курсах. В многолетнем своем труде "Саrminа sepulcralia Latina" (СПб., 1897) он поставил себе задачей собрать все римские языческие надгробия, составленные стихами. В тесной связи с этим изданием стоит исследование "О некоторых типах римских метрических надгробий" (СПб., 1899); к области эпиграфики относятся отчасти и магистерская диссертация X. "Очерк развития флексии genetivi singularis в именных латинских основах на а, е, о" (СПб., 1888), ряд статей в "Журнале Министерства народного просвещения", "Критические заметки" и "К надгробным надписям в сборниках Στέφανος и Comentationes philologicae" (1895—1897). X. принадлежит также много трудов в области истории и экзегезы римской литературы: издание грамматика Цензорина (СПб., 1889) и отдельные исследования, по большей части в "Журнале Министерства народного просвещения". Наконец, X. является мастерским переводчиком древних авторов — Пропорция ("Журнал Министерства нар. просвещения", 1886), Плавта (Menaechmei, там же, 1887, и в исправленном виде в "Дешевой библиотеке" Суворина, 1902; Miles gloriosus в "Журнале М-ва нар. просвещения",1894), Лукреция (там же, 1901), Сенеки и Петрония ("Филолог. обозрение", 1899 и 1 900). В своих лекциях X. обращает главное внимание на реалии, историю латинского языка и его синонимику. Особенной популярностью среди многочисленных учеников X. пользуются его курсы по объяснению Тацита. См. "Словарь профессоров и преподавателей СПб. университета" (т. II, СПб., 1894).

A. M—н.

Холодняк, род одежды

(стар.) — то же, что летник (см.). В розыскных делах Шакловитого (т. IV) встречаем такое описание X., принадлежавшего царевне Феодосии Алексеевне: "X. обьяр, цвет бруснишной, круживо серебро с городы, подпушка отлас красной, 17 пуговиц золоченых, серебреных небольших; цена 12 рублей".

Холой

— правый приток реки Витим, Забайкальской области, Читинского округа, вытекает из Большого Эровинского озера, затем пересекает озеро Борун-Харги, Зон-Харги и Ицигинское. Общее направление течения на СВ. Длина 125 вер. В X. вливается несколько рек и речек, более значительные из них правые притоки. В низовьях X. князь Крапоткин нашел в третичных речных наносах сердолики разных цветов и окаменелое дерево, по определению профессора Эйхвальда, Cupressos noxillum aleuticum. Бурята употребляют его за недостатком точильного камня, на бруски. Долина реки болотиста и обрамлена невысокими возвышенностями. Река почти вовсе не исследована.

Холоневские

— графский род. Родоначальник его Петр Мыщица в 1399 г. получил от польского короля Казимира дер. Холоневу, почему потомки его старшей линии и стали именоваться Холоневскими. В 1798 г. трое братьев X. пожалованы императором Францем II в графское достоинство. Русским правительством это пожалование утверждено в 1842 г. Род X. записан в V ч. род. кн. губ. Волынской и Подольской, герб — в XII ч. Гербовника.

Холоневский

(Станислав Cho łoniewski, 1794—1846) — польский писатель, священник; при жизни изданы его сочинения: "Narzę dzia m ęki Christusowej" (Вильна, 1841); "Sen w Podhуrzcach" (1842); "Dwa wieczory u pani staroś ciny Olbromskiej" (1843); "S ł owa nieprzyjaci ół Christusa" (1843); после его смерти вышли его "Pisma poś m iertne" (Лпц., 1851), куда вошли "Wyją tek z dziennika życia mego" и "Wieczory i przechadzki w Rzymie", свидетельствующие о значительном таланте автора.

Холопевичи

(Холопеничи) — местечко Минской губернии, Борисовского уезда, в 52 верстах от уездного города. Православная и римско-католическая церкви, 2 еврейских молитвенных школы, ярмарка, почта и телеграф. Жителей до 800 человек.

Холопий городок

или Старый Холопий, или просто Холопий — старинное название нынешнего села Борисоглебского, иначе называемого Старое Холопье, Ярославской губ., Мологского у., в 50 вер. от г. Мологи, на pp. Мологе и Удрасе. Ярмарка в X. городке в удельное время была самой значительной во всем верхнем Поволжье. Впоследствии ее значение несколько упало. По духовному завещанию Иоанна Васильевича III она должна была быть переведена из X. городка, который вместе с Угличем и Мологой назначался третьему сыну вел. кн. Дмитрию Иоанновичу, в г. Мологу. Однако Герберштейн говорит о ярмарке в X. городке и притом о ярмарке многолюдной. Есть известие, что во второй половине XVI в. ярмарка в X. городке собиралась на один день. Торговля ее к этому времени совершенно упала, но X. городок в духовном завещании Иоанна IV Грозного по-прежнему называется "Холопий с торгом". См. "Труды VII археологического съезда в Ярославле" (т. I., ст. г. Бережкова, "Холопий городок на Мологе и его ярмарка").

В. Р.

Холопий приказ

— см. Приказы.

Холоповы

— два старинных дворянских рода, записанные в VI часть родословной книги губерний Тамбовской и Вологодской и восходящие к XVII в. Есть еще несколько родов X., более позднего происхождения.

Холопство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Холопы

— см. Холопство.

Холоссий

(Адам Cholossius, 1542—1591) — чешско-латинский писатель. Написал много латинских стихотворений, из которых "Theatrum mundi" (1570) пользовалось наибольшей популярностью и доставило своему автору венец поэта.

Предыдущая страница Следующая страница