Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Ш" (часть 4, Шам - Шап)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Ш" (часть 4, Шам - Шап)

Предыдущая страница Следующая страница

Шамшевы

— два древних русских дворянских рода: первый восходит к середине XVII в. и записан в VI часть родословной книги Новгородской и Тверской губерний; герб его внесен в III часть Общего Гербовника. Второй восходит к началу XVII в. и записан в VI часть родословной книги Псковской и Новгородской губерний. Есть еще несколько дворянских родов Ш., более позднего происхождения.

Шамши-Раммам

или Шамши-Хадад — имя царей ассирийских.

Шамши-Рамман I, сын Ишми-Дагана, царствовал около 1800 г. до Р. Х., воздвиг храм в честь Ассура.

Шамши-Рамман II, сын Тиглатпалассара I (см.), царствовал в середине XI в.; известен только краткой надписью о построении храма Иштар в Ниневии.

Шамши-Рамман III (825-812), сын Салманассара II, умершего во время большого восстания почти всей Ассирии (кроме Калаха), руководимого братом Ш.-Раммана, Ассурданинапли. Ш.-Рамман еще два года подавлял мятеж 27 городов, которые перечисляет в единственной дошедшей до нас от него надписи на калахском монолите, с изображением царя (теперь в Британском музее). Усмирив мятежи и вновь покорив Ассирию, Ш.-Рамман старался обезопасить ее с севера, со стороны усилившегося тогда Ванского царства, и с этой целью предпринимает в область его три похода, главным образом в страну между Ваном и Урмией; в третий поход он проник в Мидию. Затем он предпринял поход против посаженного в 823 г. в Вавилоне халдейского царя Мардук-балатсу-икби, поддерживаемого Эламом. Надпись говорит о победе Ш.-Раммана, но она была, во всяком случае, бесплодна, так как приходилось еще в 813 г. ходить на Вавилон. Надпись обрывается на 4-м году царя; вероятно, последние годы были омрачены успехами ванских царей Испуины и Менуа (см.). Ш.-Рамман, несмотря на краткое царствование и трудные времена, успел хоть на время поднять ассирийское могущество.

Шамшин, Иван

— переводчик, напечатал: "Взгляд на будущее или сказание о XIX столетии" (СПб., 1813); "Кодекс, или законоположение человеческого разума" (СПб., 1817); "Мысли Эккартсгаузена о положительном начале жизни и отрицательном начале смерти" (М., 1810).

Шамшин, Петр Михайлович

(1811-1895) — исторический живописец, сын академика-живописца, преподававшего рисование в классах Императорской академии художеств; десяти лет от роду был определен в ее воспитанники и состоял в ней в числе учеников профессора П. А Басина. Окончил курс академии в 1838 г. со званием художника XIV класса и с малой золотой медалью, полученной за картину: "Гектор в ложнице Елены упрекает Париса в бездействии". В 1836 г., за картину "Избиение детей Ниобы ", ему присуждена большая золотая медаль. Отправившись в том же году в Италию, пробыл в ней семь лет и по возвращении своем в СПб. сделан учителем рисования в классах академии. В 1844 г., за картины: "Агарь в пустыне" и "Петр Великий в бурю на Лахте", получил звание академика; в 1853 г., за большой образ: "Воскресение Христово" (находится в домовой церкви академии), повышен из этого звания в степень профессора; в 1859 г., вследствие изменения устава академии, переименован из учителей в адъюнкт-профессора; в 1863 г. произведен в профессора 1-й степени; в 1883 г. назначен ректором живописи и скульптуры и наконец незадолго до своей смерти, при введении в действие нового устава академии, уволен в отставку. Умелый рисовальщик рутинно-академического направления, холодный в своих композициях и неважный колорист, Ш. занимался почти исключительно церковной живописью. Его образа и стенные картины находятся во многих петербургских церквах, а именно в Исаакиевском соборе, в церкви св. Мирония, лейб-егерского полка, Благовещенской л.-гв. конного полка, греческой посольской, Павловского института, университета, инженерного училища, почтамта ("Видение св. Константина"), а также в московском Храме Спасителя (живопись на стенах придела св. Николая Чудотворца и большая картина " Сретение Господне"), в гатчинском городском соборе, в Сионском соборе в Тифлисе, в церкви Ивангородской в Нарве, Уяздовского госпиталя в Варшаве, русского посольства в Афинах и некоторые др. В Императорском Эрмитаже им расписана зала этрурских ваз. Из немногих картин Ш. на сюжеты из русской истории только две являлись на публичных выставках: вышеупомянутое изображение эпизода из жизни Петра Великого (в 1844 г.) и "Призвание Михаила Федоровича на царство" (в 1876 г.).

Шамшины

— старинный русский дворянский род, восходящий к началу XVII в. и записанный в VI часть родословной книги Смоленской губернии.

Шамшу-илуна

или Самшу-илуна — царь вавилонский, сын Хаммурапи, приблизительно в XXII в. до Р. Х. Известен только, кроме списков, из одной дошедшей от него надписи в берлинском музее (шумерский перевод ее — в Британском музее), в которой говорится о сооружениях, главным образом религиозного характера, в Ниппури и других городах Вавилонии.

Шамье

(Daniel Chamier, 1565-1621) — французский протестантский богослов. Будучи пастором в Монтелимаре, играл видную роль среди гугенотов. Принимал деятельное участие в гугенотских политических съездах и церковных соборах; хлопотал об издании Генрихом IV Нантского эдикта и даже, по некоторым известиям, участвовал в его составлении. В 1607 г. Ш. добился учреждения в Монтелимаре гугенотского коллежа. В 1612 г. гугенотский синод назначил его пастором и профессором в монтобанскую академию. В этой академии царили беспорядки, и Ш. деятельно принялся за реорганизацию учебного дела, но был убит при осаде Монтобана Людовиком XIII. Сочинения Ш. носят по преимуществу полемический характер. Главное из них: " Panstratiae catholicae sive controversiarum de religione adversus pontificios corpus" (Женева, 1626). Кроме того, ему принадлежат: "Epistolae iesuiticae et ad eas respon iones" (Женева, 1599); "Actes de la conférence tenue à Nisme entre Daniel Chamier et Pierre Coton, jésuite" (Женева, 1601); "Corpus theologicum" (Женева, 1613) и др.

Ср. Ch. Read, "Daniel Chamier" (П., 1858).

Шамьер

(Фредерик Chamier) — английский писатель (1796-1870), автор имевших успех романов "Life of a sailor" (1834); "The Arethusa" (1836); "Tom Bowling" (1839); "Passion and principles" (1842). В качестве очевидца, он написал "Review of the French revolution of 1848".

Шан или шьян

— турецкое название одного из самых многочисленных индокитайских народов и его языка, давшее начало европейскому географическому термину Сиам. Другие имена — Лао и Тай (см.).

Шан, рыба из рода морских собачек

шанни (Blennius pholis L.) — рыба из рода морских собачек (Blennius; см. Морские собачки), обыкновенная у берегов Южной и Западной Европы, особенно у берегов Великобритании, доходя на севере до Бергена, на юге до средиземноморских берегов Испании. Ш. длиной до 16 см. На голове нет кожных придатков, за исключением образованных задним краем передних ноздрей. Сверху и снизу по 2 клыка. Цвет весьма разнообразен и, кроме того, изменяется у одного и того же животного; вообще же цвет зеленоватый с темно-бурыми пятнами и жилками; встречаются также экземпляры одноцветные темные и одноцветные светлые. Ш. держится близ черты отлива на дне в расщелинах и между камнями; при отливе охотно остается на суше и свободно переползает вне воды и вообще долго может оставаться на суше. Питается преимущественно моллюсками. Икрометание происходит весной или летом, причем икра откладывается в углубления скал на незначительной глубине.

Н. Кн.

Шанайшчара

(санскрит. Çanaiçcara) — см. Шани.

Шаналь

(François-Victor-Adolphe de Chanal, 1811-18 82) — французский генерал и писатель. В 1876 и 1877 гг. был избираем в палату депутатов, где примкнул к республиканской левой. Написал: "Armée américaine pendant la guerre de sécession" (Париж, 1872).

Шанары

(Shânâr) — одна из низших каст в южной Индии, особенно многочисленная в Тинневелли и около Траванкора. Главным наследственным занятием ее членов служит возделывание кокосовой и пальмировой пальм и добывание их сока, для чего им приходится влезать на совершенно голые и часто очень высокие стволы деревьев. Из сока этих двух пальм они варят род грубого сахара и гонят пальмовую водку — тодди. Большинство Ш. ограничивается этим трудным и опасным занятием, но некоторые из них обзавелись собственной или арендованной землей и сделались земледельцами или торговцами. По общественному положению их можно отнести к высшему отделу низших каст или к самому низкому средних; они бедны, но не нищие; грубы, необразованны и неграмотны, но все-таки несколькими ступенями стоят выше дикого состояния; характера робкого и крайне суеверны. По языку Ш. принадлежат к тамилам (см.); характерные внешние признаки их неарийской расы — очень темный цвет кожи, низкий лоб, глубоко сидящие глаза и выдающиеся скулы. Религия их имеет характер систематической демонолатрии. Мир представляется им наполненным злыми демонами, только и думающими о том, как бы принести вред человеку. Чтобы умилостивить их, им воздвигают большей частью крайне примитивные храмы (так называемые "Пе-Койль"), в виде пирамидальных куч земли, украшенных полосами белой извести, иногда вперемежку с красной охрой, и являющихся в одно и то же время идолом и храмом. Небольшая, сверху плоская куча земли перед таким храмом служит алтарем. Обыкновенно вблизи растет какое-нибудь видное дерево: тамаринд, зонтичная или пальмировая пальма, листья которых никогда не подрезываются и не подчищаются. Такое дерево считается обиталищем демона, который с него вдыхает в себя запах жертвенной крови и невидимо спускается, чтобы принять участие в празднествах в его честь. Иногда пирамиду строят из кирпича и покрывают штукатуркой, придавая ей форму обелиска, в высоту редко превышающего 8 футов, обыкновенно же не доходящего и до пяти. Еще реже настоящие постройки, с нишей для музыкантов и изображениями демонов. В последнем случае наблюдается несомненное влияние брахманизма: идолы в общем схожи с теми чудовищными фигурами, в которых ортодоксальные индусы представляют разных демонов, враждебных богам, или страшные формы Дурги и Шивы. Исполнение культа не присвоено особому классу, как у индусов, но может быть принято на себя всяким, избравшим это занятие. Обыкновенно одно из главных лиц деревни совершает церемонию, но иногда его заменяет кто-либо из ревностных молящихся. При служении большую роль играют резкая, шумная музыка на туземных инструментах и пляска, все ускоряющаяся и доводящая жреца-плясуна до исступления, в котором он бичует себя, наносит себе раны, жжет себя факелом и даже пьет кровь, текущую из собственных ран. Наступление объясняется тем, что демон вошел в жреца, который теперь сам становится предметом поклонения; верующие обращаются к нему с мольбами, как к божеству. Лишь небольшая часть Ш. исповедует христианство. Общее число их превышает полмиллиона. Ш. утверждают, что пришли на континент с острова Цейлон, где действительно еще существует подобная каста, носящая имя Шандрар. Они известны также под именем сананов.

См. Caldwell, "Tinnevelly Shanara" (1850).

С. Б-ч.

Шангалло

— африканский народец, живущий на границе Абиссинии и Египетского Судана. Язык его имеет родственные черты с нубийскими наречиями. Ш. живут оседло и занимаются земледелием.

Ср. Munzinger, "Ostafrik. Studien" (Базель, 1883); Beltrame, "Il Sennaar e lo Sciangallah" (Верона, 1879-82).

Шангарнье

(Николай Анна Теодул Changarnier, 1793-1877) — французский генерал и политический деятель. Вступил в армию в 1815 г.; участвовал в походе в Испанию 1823 г.; 1830-48 гг. провел в Алжире, где отличился во многих походах, был несколько раз ранен и дослужился до чина генерал-лейтенанта; был недолго генерал-губернатором Алжира. Когда в Алжир пришла весть о февральской революции (1848), Ш. стал во главе временного правительства Алжира. Затем он переехал в Париж, отказавшись от предложенного ему парижским временным правительством поста посланника в Берлине, и принял начальство над парижской национальной гвардией; с ней он подавил восстание 16 апреля. В мае он был отправлен в Алжир генерал-губернатором, но, избранный 4 июня на дополнительных выборах в учредительное собрание, вернулся в Париж; в собрании занял место на правой, в рядах сторонников Орлеанов. Однако, республиканское правительство дорожило им, как хорошим генералом, и, веря в его военную лояльность, не боялось его республиканских симпатий. 1 июля (после подавления июньского восстания, в чем Ш. участия не принимал), Кавеньяк поставил его вторично во главе национальной гвардии. В декабре он, сверх того, получил под свою команду первую дивизию. При президентских выборах Ш. вотировал за принца Наполеона, не считая его опасным и чувствуя себя к нему все же ближе, чем к республиканцу Кавеньяку. В следующие два года он энергично подавлял все восстания и попытки восстаний, содействуя тем укреплению власти Наполеона, но в приказах по армии, а тем более в законодательном собрании, куда тоже был выбран, не скрывал своей все растущей антипатии к президенту. В январе 1851 г. Наполеон лишил его командования как дивизией, так и национальной гвардией. Несмотря на всю свою враждебность к Наполеону, Ш. совершенно не понимал ни его замыслов, ни его действительной силы, и смело уверял в палате, что "во Франции не найдется ни полка, ни батальона, с которым можно было бы открыть эру Цезарей". В ночь на 2 декабря 1851 г. Ш. был арестован и посажен в Мазас, а декретом 9 января 1852 г. изгнан из Франции. После амнистии вернулся на родину. При начале войны 1870 г. предложил свои услуги правительству, но сначала они были отвергнуты, и только после первых поражений он был прикомандирован к рейнской армии, однако без команды. Запертый вместе с Базеном в Меце, он вел первые, не увенчавшиеся успехом, переговоры о почетной сдаче этой крепости. При сдаче Меца взят в плен; отпущен после перемирия. 8 февраля 1871 г. избран в национальное собрание, где занял место в рядах орлеанистов. Он был членом военного совета, разбиравшего дело Базена, и отстаивал мнение, что Базен совершил крупные стратегические ошибки, но в измене неповинен. В национальном собрании Ш. боролся против Тьера, потом поддерживал Мак-Магона; стоял во главе Комитета девяти, старавшегося устроить соглашение между двумя фракциями монархистов; вотировал против конституции 1875 г. В конце 1875 г. национальное собрание избрало его одним из пожизненных сенаторов.

См. C-te Antioche, "Ch." (П., 1891).

В. В-в.

Шангин

(Александр) — писатель; напечатал: "Описание Колывано-Воскресенских рудников, с практическими замечаниями, в рассуждении производства различных работ, и с планами рудников" (М.,1808).

Шандау

(Schandau) — в Саксонии, недалеко от Дрездена, на берегу Эльбы; слабоминерализованный щелочно-железный источник (6,014 двууглекислой закиси железа в литре воды) и гидротерапевтическое заведение.

Шандене

(Chandeneux) — псевдоним французской писательницы Эммы Беранже Баньи, (1836-1881). Под общим заглавием "Ménages militaires" ею написана серия рассказов, обнаруживающая большую наблюдательность и отсутствие тенденциозности; таковы: "La femme du capitaine Aubepin" (1875); "Les filles du colonel"; "Le mariage du trésorier"; "Les deux femmes du major" (1876); "Les mariages de garnison" (1877). Более общее содержание имеют позднейшие ее романы: "Les remèdes de l'amour"; "Les visions d'or"; "Blanche neige"; "Les terreurs de lady Suzanne"; "Valrégis la grande"; "Vaisseaux brulés".

Шандивер

(Одетта Champdivers) — любовница французского короля Карла VI, личность больше легендарная, чем историческая. Дочь торговца лошадьми, она была совсем молодой девушкой, почти ребенком взята к сумасшедшему королю; ухаживала за ним как сиделка и умела успокаивать в период бурных припадков. У Ш. была от Карла VI дочь.

Шандилья

(санскрит. Çândilya = потомок Çandila) — древний индийский мудрец, имя которого связывается с одной из упанишад. Это же имя носит автор философско-религиозного трактата Bhaktisûtra (изд. "Bibliotheca Indica" в Калькутте) и одного юридического, а также основатель ереси Бхагавата (Bhâgavata = поклонников Бхагавата, т. е. верховного существа). Ш. первый провозгласил учение о тождестве нашего я — "атмана", с началом всего существующего — Брахмой. Это пантеистическое учение, впоследствии расширенное, известно под именем мудрости Ш. Весьма возможно, что во всех этих случаях или, по крайней мере, в некоторых речь идет об одном и том же авторе.

Шандор-Джальский

(Ксаверий — псевдоним Любомира Бабича) — хорватский писатель. Род. в 1854 г. В значительной степени усвоил в своих произведениях манеру письма Тургенева (о влиянии Тургенева свидетельствует автобиография писателя). В сочинении его: "U novom dvoru" (1885) заметны черты этических и философских взглядов Л. Н. Толстого. Повести и романы Ш.-Джальского содержанием своим касаются как современности, так и истории родной страны; "Tri pripovijesti bez naslova" ("Три повести без названия", 1887), например, изображают тягостное положение хорватов и их страны в эпоху "просвещенного абсолютизма". Из других произведений Ш. выдается особенно "Na rodjenoj grudi" ("На родной почве", 1890), где идеальные стороны жизни противопоставляются грубым житейским расчетам. Легкий пессимизм, наблюдаемый в этом произведении, сказывается еще сильнее в романе " Radmilović " (1897). Постепенно таким пессимистическим настроением окрашивается и сам юмор писателя, еще сравнительно веселый в " Životopis jedne Ekscelencije " (1898), но уже более горький в "Legenda iz dvoriśta " и " Radmilović ". В общем, произведения Ш.-Джальского, сравнительно, например, с его предшественником Шеноа (см.), отличаются и большей прочувствованностью, и большей психологической глубиной; его повести и романы были, собственно говоря, первыми опытами "социального романа" на почве хорватской литературы, новейшие деятели которой — например, И. Козарац и В. Новак — усердно следуют по пути, проложенному Ш.-Джальским. На русский язык переведены из повестей и рассказов Ш.-Джальского: "Зачем" и "Господин Юрица" ("Труд", 1891), "Старая церковь" ("Славянская Муза", изд. У. Каплуновского).

См. "Vijenac" (1886, 1890, 1893 гг.); "Лjетопис Матице српске" (кн. 175); "Mladost " (№ 6).

Шандорф

(Софус-Христиан-Фредерик Schandorph, 1836-1901) — датский беллетрист и поэт. Выросши в маленьком провинциальном городе, где отец его был станционным смотрителем, Ш. имел возможность близко наблюдать и изучить быт провинциальных обывателей и простого народа. Из этого быта он впоследствии главным образом и черпал сюжеты для своих произведений. Первая же серия рассказов из провинциального быта ("Fra Provindsen", 1876), в которых сильно заметно влияние Тургенева, создала Ш. имя и доставила стипендию для поездки за границу. По возвращении начался второй период литературной деятельности Ш., к которому относятся 4 лучших его произведения: большая повесть в стихах "Unge Dage" (1879) и романы "Uden Midtpunkt" (1878; в русском переводе: "Без устоя"), "Thomas Friis Historie" и "Smaafolk" (1880; последний считается выдающимся из всех прозаических произведений Ш.). Ш. выступает противником романтического самообмана и восхваляет людей труда, стоящих на почве действительности и ненавидящих всякое поползновение пускать себе и другим пыль в глаза. В 1880 г. Ш. стал получать ежегодную пенсию от государства. Писательская деятельность его продолжалась с прежним успехом, хотя и не все из выходивших ежегодно крупных и мелких произведений его в прозе и в стихах отличались одинаковыми художественными достоинствами. Из мелких произведений Ш. наиболее удачны помещенные в сборниках "Ti Fortaellinger" (10 рассказов, 1879 и 1882). В этих рассказах искренний и мягкий юмор Ш., его симпатия и уважение к скромным труженикам, смиренным и любящим душам, своего рада "крестоносцам", чуждым всякого эгоизма, нашли полный простор и вылились в наиболее художественную форму. Из позднейших произведений Ш. большой успех имели "Skovfogedbörnene" ("Дети лесничего", 1882). Истощив, по-видимому, запас наблюдений и материалов из родной действительности, Ш. обратился к чужой жизни и истории. Одно из его произведений, относящихся к этому периоду деятельности, рисует жизнь при дворе Людовика XIV ("Den store Mademoiselle"), другое — итальянскую жизнь времен поэта Альфьери ("Posten og Junker"). Согласно воле Ш., тело его после смерти было сожжено без соблюдения церковных обрядов.

Н. Г-н.

Шандра, название различных растений

— народное название некоторых растений, например живучки (Ajuga), чернокудренника (Ballota nigra), душевика (Galamintha), Elscholtzia, Lamium и др., обыкновенно же Marrubium vulgare L., многолетнего растения из семейства губоцветных (Labiatae), дико растущего по сорным местам в юго-западной России. Стебель у этого растения до 60 см высотой, беловато-шершистый ветвистый; нижние листья длинночерешковые, яйцевидно-округлые, городковые; цветки белые, собранные кольцами; чашечка с 10 отогнутыми назад зубцами; венчик двугубый, верхняя губа узкая, почти плоская, нижняя губа трехлопастная, 4 тычинки, передние длиннее задних; орешки продолговато-трехгранные.

Шандра, село Киевской губернии

— село Киевской губернии, Каневского уезда, в 20 верстах от уездного города, при речке Шандре или Рудой. 3093 жителя. 2 кирпичных завода и множество ветряных мельниц. На горах вокруг села остатки трех городищ; здесь находили полированные каменные изделия.

Шандье

(Антуан Chandieu, 1534-1591) — протестантский богослов. Двадцати двух лет от роду был избран вторым пастором парижской церкви. Когда захвачено было собрание на улице С.-Жак (4 сентября 1557 г.), Ш. написал "Remonstrance au roi", потом "Apologie ou deffense des bons chrétiens contre les ennemis de l'Eglise catholique". Вскоре после этого Ш. был арестован, но выпущен благодаря вмешательству Антуана Бурбонского. После амбуазского заговора Екатерина Медичи два раза выражала желание говорить с Ш., чтобы узнать от него "истинную причину смут", но Ш. не отозвался на ее призыв. Во время переговоров о мире в Амбуазе Ш., призванный Конде на совет, высказался против уступок. После Варфоломеевской ночи Ш. бежал в Лозанну и с 1578 г. поселился в Женеве. В 1585 г. Генрих Наваррский призвал его во Францию. В 1589 г., исполнив несколько миссий у протестантских государей Германии, Ш. возвратился в Женеву и вновь занял там кафедру еврейского языка. Кроме полемических статей и апологетических записок, появлявшихся часто под псевдонимом, Ш. написал: "Histoire des persécutions et martyrs de l'église de Paris depuis l'année 1557 jusqu'au temps du roi Charles IX" (Лион, 1563). Латинские работы Ш. были изданы его сыном, под заглавием: "Ant. Sadeelis Chandaei nobilissimi viri, opera theologica" (Женева, 1592, 1593, 1599, 1615, 1620). После него остались еще несколько сонетов, трактат о правах принцев крови и обширная переписка со знаменитостями того времени.

Шанец

(нем. Schanze) — общее название полевых и временных укреплений в России до начала XIX столетия, не определявшее их вида. В частности сложный Ш. обозначал сомкнутое укрепление, штерншанец — укрепление, имеющее в плане звездообразную форму, и т. п. В настоящее время название "Ш." совершенно вышло у нас из употребления.

Шанзи

(Антуан-Эжен-Альфред Chanzy, 1823-1883) — выдающийся французский генерал. Окончил курс военных наук в сен-сирской школе, затем 16 лет провел на военной службе в Алжире, сражался с отличием в итальянском походе 1859 г. (при Сольферино). В 1860-61 гг. принимал участие в походе в Сирию; в 1868 г. произведен в генералы. В 1870 г. Ш. поспешил из Алжира в Париж, но маршал Лебеф, подозревая его республиканские убеждения, не дал ему отдельной части. Лишь в октябре 1870 г. Ш. произведен был правительством национальной обороны в дивизионные генералы, причем на него возложено сначала командование дивизией, а затем одним из армейских корпусов Луарской армии. Ш. выказал крупные военные дарования и имел успех в сражениях при Патэ и Луаньи. Когда после потери Орлеана Луарская армия была разделена, Ш. принял начальство над Второй луарской или Западной армией. Командуя этой наскоро навербованной, плохо обученной и плохо снаряженной армией, Ш. тем не менее среди зимы в течение шести недель стойко держался против сильнейшего неприятеля и от времени до времени одерживал победы (при Божанси и Вандоме). Атакованный при Ле-Мансе принцем Фридрихом-Карлом, Ш., потерпев здесь сильное поражение, вынужден был сдать Ле-Манс и отступить. Во время перемирия Ш. в национальном собрании подал голос за продолжение войны до последней крайности. 20 марта 1871 г. он был арестован коммунарами, но выпущен под честное слово, что не примет участия в военных действиях против Коммуны. В 1873 г. Ш. был назначен командующим 19-м армейским корпусом и генерал-губернатором Алжира. При президентских выборах в 1879 г. Ш. получил 99 голосов. Греви назначил Ш. посланником в Петербург, но в 1881 г. при назначении министерства Гамбетты Ш. вернулся в Париж и в следующем году был назначен командующим 6-м армейским корпусом. Ш. напечатал: "La deuxième armée de la Loire" (1871). Ему поставлены памятники в Бюжанси, Ле-Мансе и Нуаре. Биографии Ш. составили Chuquet (1884), Willfranche (1890), Grandin (1895) и Felix (1898).

Шани

(санскрит. Çani = медленный) — в индийской туземной астрономической терминологии планета Сатурн, изображаемая в виде черного человека в черных одеждах. Двигается Ш. медленно, в колеснице, влекомой пегими лошадьми. Влияние Ш. на судьбы и дела людские — зловредное, почему его и называют еще Крура-дрш и Крура-лочана (Krûra — жестокий, грозный + drç или locana = смотрящий).

С. Б - ч.

Шанкара

(санскрит. Çankara — спасительный, благодетельный) — 1) эпитет Шивы в его творческом характере или как повелителя Рудр (см.); 2) философ и религиозный учитель Шанкарачарьи (см.); 3) индийский юрист конца XVI в.; 4) философ середины XVI в., особенно известный как автор юридического трактата Дхармадвайтанирная (устранение двусмысленности закона), содержащего разъяснение ряда юридических проблем. Часть этого трактата, трактующая об усыновлении, издана, с переводом, Мандликом.

С. Б-ч.

Шанкара-виджая

(санскрит. Çankara-vijaya = победа Шанкары) — индийское литературное произведение, содержащее в себе описание споров религиозного реформатора и философа Шанкарачарьи (см.) с представителями разных еретических сект. Существует несколько произведений, носящих это заглавие. Одно, принадлежащее последователю Шанкары — Ананда-гири (жившему около Х в.), издано в "Bibliotheca Indica" (Калькутта, 1868); его критический разбор дан Телангом в "Indian Antiquary" (т. V). Другое, принадлежащее ученому и религиозному учителю Мадхавачарье (жил в XIV в.), называется Санкшепа-Ш. (Sankshepa = сжатое изложение). Рассказ здесь ведется от имени Ананда-гири, повествующего о диспутах своего учителя против 48 различных сект. Достаточно сравнить Ш. с подлинной полемикой Шанкарачарьи (например, в его комментарии на вторую книгу Веданта-сутры), чтобы убедиться, что повествование Анандагири имеет апокрифический характер и лишено всякого значения, как исторический источник для VIII-IX в.

С. Б-ч.

Шанкарачарья

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шанкр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шанкха

(санскрит. Çankha — раковина) — в индийской мифологии: 1) постоянный атрибут бога Вишну, с которым он изображается; 2) страшный многоголовый змей, один из потомков дочери Дакши — Кадру (см.); 3) в индийской мифологической географии — один из меньших островов (dvîpa), окружающих гору Меру; его населяет, по преданию, дикий народ Млечха, почитающий тех же богов, что и индусы.

С. Б - ч.

Шанкха-Ликхита

— два ученых индийских юриста, родные братья, авторы ряда прозаических юридических трактатов, вперемежку с поэтическими отрывками. Вошли в пословицу за свою справедливость. Время их жизни с точностью не известно.

Шанкхаяна

(санскрит. Çânkhâyana) — древний индийский мудрец рши, автор брахманы, принадлежащей к Ригведе и носящей его имя (Çânkhâyana-Brâhmana), и нескольких Шраута-сутр, также названных по его имени. Он же, по-видимому, является древнейшим индийским писателем об искусстве любви и автором Кама-сутры (см.).

Шанлет

(Самуил Самуилович де Шанлет, умер в 1834 г.) — переводчик, инженер-подполковник. Много переводил с французского и английского. Переводы его помещались, между прочим, в "Библиотеке для Чтения".

Шаннон

(Shannon) — самая значительная река Ирландии, вытекает, в графстве Каван, в провинции Ульстер, из гор Килькаг, протекает через озера Лок-Ален и через известные своими живописными берегами озера Лок-Ри и Лок-Дерг; начиная от города Лимерика, образует широкое устье, которое при впадении реки в Атлантический океан, между мысами Луп-Гид и Керри-Гид, имеет ширину до 15 км. Длина течения 350 км; площадь бассейна 15695 км. Ш. судоходен, начиная с выхода из Лок-Ален; некоторые опасные места, например при водопаде Дунас, выше Лимерика, обходятся посредством канала. Большие суда доходят до Фойнеса в 30 км ниже Лимерика. Большой и Королевский каналы соединяют реку Ш. с городом Дублином. Река богата рыбой (щуки, лосось и др.).

Шансенэ

(Chancenay, 1759-1794) — французский литератор, сын губернатора Лувра. Начал службу в гвардии, скоро прокутил крупное состояние, наделал неоплатных долгов и составил себе незавидную репутацию остроумными, циничными пасквилями и сатирическими куплетами, которые неоднократно навлекали на него не только заточение в Бастилии и Шатле, но и резкие отповеди со стороны литературной братии всех толков (особенно известна злая эпиграмма Рюльера). Талантливый, но разнузданный Ш. вращался в самом дурном обществе. В эпоху революции он вздумал обратить свой талант на осмеяние и поругание тогдашних политических деятелей. Сотрудничая в "Actes des apôtres" и "Petit journal de la cour et de la ville" и издавая вместе с Риваролем "Le petit almanach des grands hommes", он вооружил против себя республиканцев. Покинув Париж после переворота 10 августа, Ш. имел неосторожность вернуться в столицу, не выждав перемены обстоятельств, был арестован и казнен. Отдельными книгами или, вернее, брошюрами Ш. издал: "Parodie du songe d'Athalie" (1787); "Les gobe-mouches au Palais Royal" (1788); "Petit traité de l'amour des femmes par les sots" (1788); "Réponse aux lettres (de M-me de Staël) sur le caractère et les oeuvres de J. J. Rousseau, bagatelle, que vingt libraires ont refusé de faire imprimer" (1789).

Шансер

(Владислав Szanser) — польский поэт и беллетрист-демократ, писавший под псевдонимом Ordon. Сборник его стихотворений "Poezye" (1869) в художественном отношении стоит много выше, чем рассказы и юмористические сцены: "Fijał ki", "Ktoby si ę spodziewa ł" и др. Вместе с В. Гомулицким Ш. описывал стихами и прозой "старомещанскую" Варшаву; один из первых стал воспевать труд рабочих, веря, что со временем "с наковальни раздастся великий звон" ("Przy kowadle").

Шанские

— старинный русский дворянский род, восходящий к середине XVII в. и записанный в VI часть родословной книги Костромской губернии.

Шансонета

— песенка легкого музыкального содержания, в коленном складе. Во Франции Ш. составляет принадлежность кафешантанного репертуара.

Шантавуан

(Анри Chantavoine, род. в 1850 г.) — французский литератор. Был преподавателем в лицеях и в высшей женской нормальной школе. Выступив в качестве публициста в "Nouvelle Revue" с самого ее основания (в 1879 г.), Ш. в 1884 г. стал помещать там же многочисленные статьи по истории литературы. Владея свободно стихом и не лишенный поэтического воображения, Ш. издал ряд стихотворных сборников: "Poèmes sincères" (1877); "Satires contemporaines" (1881); "Ad memoriam" (1884); "Au fil des jours" (1889).

Шантагрель

(Jean Chantagrel) — французский юрист; род. в 1822 г. Принадлежа к партии умеренных республиканцев, Ш. был преподавателем юридических наук, когда в 1885 г. был избран в палату депутатов. В палате он подавал голос обыкновенно с радикальной, а иногда и с крайней левой. Его сочинения: "Traduction et explication des textes du Digeste" (1855), "Droit administratif, théorique et pratique" (1866), "Manuel de droit criminel" (1858), "Droit administratif" (1859), "Commentaires du code Napoléon" (1861).

Шантаж

— см. Вымогательство.

Шанталь

(Jeanne-Françoise de Fremyot, baronne de Chantal, 1572-1641) — основательница монашеского ордена визитации. Дочь президента дижонского парламента Фремио, она с раннего детства отличалась горячим религиозным чувством и преданностью интересам католицизма. Смерть ее мужа, барона де Ш., еще более способствовала развитию в ней мистицизма. Она отказалась от светской жизни и всецело отдалась воспитанию детей и делам благотворительности. В это время на нее приобрел сильное влияние св. Франциск Сальский, и под его влиянием Ш. решила основать новый женский монашеский орден визитации или посещения. Мистические порывы ее дошли до настоящих экстазов; у нее постоянно бывали видения; в знак преданности церкви она даже выжгла себе на груди раскаленным железом имя Иисуса. Первый монастырь нового ордена был основан в 1610 г. в Аннеси и в нем введены правила св. Августина. Ш. управляла этим орденом до своей смерти и заслужила громкую славу по всей Франции своей подвижнической жизнью. В год ее смерти уже было 87 монастырей ее ордена, а в конце XVII в. — 150. В 176 7 г. папа Климент XIV канонизировал ее под именем святой Ш. День ее памяти — 21 августа. Сын ее, барон де Ш., был отцом знаменитой г-жи де Севинье. После ее смерти изданы "Lettres de m-me de Chantal" (П., 1660) и "Epîtres spirituelles de m-me de Chantal" (Лион, 1666). Собрание ее сочинений вышло под заглавием: "Sainte Jeanne-Françoise Fremyot de Chantal, sa vie et ses oeuvres" (П., 1874-79).

Ср. Louise de Rabutin, "La vie abrégée de m-me de Chantal" (Аннеси, 1737); Maupas du Tour, "Vie de J.-Fr. Fremyot de Chantal" (Париж, 1753); Bougaud, "Histoire de la sainte Chantal" (12 изд., П., 1893).

Шантар Большой

— самый большой остров из группы Шантарских островов; окружность его — 210 верст, площадь — 1900 кв. верст; поверхность гориста, берега скалисты, местами отвесно падают в море; единственная губа, Яншина, довольно открыта, глубина ее от 3 до 7 саженей. Горы состоят из гранита, местами почти из чистого кварца; лес состоит, главным образом, из лиственницы; на острове водятся медведи, лисицы, соболя, белки, а у берегов тюлени. В речках и озере, имеющем до 12 верст длины и до 4 верст ширины, водится рыба — кета, горбуша, кумжа и проч. Вода одного из ручьев, Купоросного, имеет вкус серы.

Шантар Малый

— остров к югу от Большого Ш.; длина его и ширина около 12 верст; раньше он был покрыт лесом, в котором водились соболя, но теперь, вследствие небрежности гиляков, лес выгорел.

Шантарские острова

— Приморской области, в Охотском море, в устье Тугурской губы; к этой группе принадлежат Большой Шантар, Малый Шантар (см.), Прокофьев, Кусов, Беличий, Безымянный, Медвежий, Утичий, Феклистов, Рогатка и несколько мелких. Общая поверхность Ш. островов 2510 кв. верст; они высоки и скалисты, причем скалы круто падают к морю; дно моря вокруг островов усеяно подводными камнями, очень опасными для мореплавателей; удобных гаваней нет, только на Большом Шантаре имеется губа Яншина, а на Феклистове — Лебяжья. Поверхность островов поросла лесом; постоянного населения нет, для охоты приезжают сюда русские или инородцы с материка. В 1830-31 гг. Американская компания основала на Большом Шантаре поселение, но оно было оставлено, так как промыслы оказались незначительными.

Шантарский хребет

— тянется по берегу Тугурского залива, в Приморской области, общее направление с севера на восток, при подножии растет мелкий кедровый сланец, гребень и отдельные вершины голы. Высота хребта около 3000 футов.

Шантелоз

(Жан-Клод-Балтазар-Виктор de Chantelauze) — французский политический деятель (1787-1859). В 1827 г. избран в палату депутатов, где сначала проявил некоторый либерализм, но скоро перешел на сторону крайних роялистов. В мае 1830 г. получил пост министра юстиции в кабинете Полиньяка. После июльской революции он сопровождал Карла Х до Рамбулье, а после отречения Карла Х бежал, но был арестован. Преданный вместе с Полиньяком и другими товарищами по кабинету суду палаты пэров по обвинению в нарушении конституции (см. Полиньяк), он был приговорен, несмотря на красноречивую защиту Созе (Sauzet), к пожизненному заключению. Помилован в 1837 г.

Шанти-шатака

(санскрит. Çânti-çataka = сто стихов о душевном спокойствии) — индийская религиозная поэма, пользующаяся известностью и принадлежащая Шри Шиглане (Çrî Çihlana). Содержанием ее является прославление особого душевного состояния, понятие о котором выработано позднейшими индусскими сектантами, — так называемого шанти, т. е. спокойного, созерцательного благоговения, в отличие от дасатва (санскрит. dâsatva), т. е. рабского подчинения воле Божией и полного отказа от собственной воли. Эти понятия, вместе с другими тонкими оттенками разных степеней любви и преданности Божеству, свойственны преимущественно вишнуитам, но встречаются и у некоторых спиритуалистических шиваитских сект.

С. Б-ч.

Шантильи

(Chantilly) — город во французском департаменте Уазы, в 41 км к северу от Парижа, на реке Нонет. Жителей около 4000. Производства фарфоровое, кружевное, шерстопрядильное, медно-чеканное. Ежегодно в мае, сентябре и октябре в Ш. происходят скачки. Ш. известен своим замком, расположенным среди обширного парка. Замок состоит из постройки XVI в. (Шателе), нового, возведенного в стиле Ренессанс в 1876-80 гг., строения и величественного Шато д'Ангьен. С 1632 г. замок принадлежал герцогам Конде; в 1830 г. достался герцогу Омальскому; последний завещал его, вместе с драгоценной библиотекой и картинной галереей, французскому институту. В 1894 г. герцогу Омальскому здесь поставлена конная статуя.

Шантрель

— французское название первой струны (квинты) скрипки, вследствие певучести, приобретаемой мелодией при исполнении ее на этой струне.

Шантро

(Пьер-Никола Chantreau, 1741-1808) — французский литератор. Сочинения его, обнаруживающие незаурядную эрудицию: "Voyage dans les trois royaumes d'Angleterre, d'Ecosse et d'Irlande" (П., 1792); "Dictionnaire national et anécdotique pour servir à l'intelligence des mots, dont notre langue s'est enrichie depuis la Révolution" (1790); "Voyage philosophique et littéraire fait en Russie ",(1794); "Science de l'histoire" (1813); "Eléments d'histoire militaire" (П., 1808).

Шантро-Ле-Февр

(Луи Chantreau Le Fèvre, 1588-1658) — французский юрист и историк. Был интендантом в герцогствах Барском и Лотарингском, где написал "Mémoires sur l'origine des maisons et duchéz de Lorraine et de Bar-le-Duc" (1642). С одинаковым успехом занимался юриспруденцией, историей, политикой и литературой; его дом был местом собраний для ученых той эпохи. Издал следующие сочинения: "Question historique, si les provinces de l'ancien royaume de Lorraine doivent être appelées terres de l'Empire" (1644); "Discours historique concernant le mariage d'Ansbert et de Blithilde, prétendue fille de Clotaire 1 ou II" (1647); "Traité des fiefs et de leur origine" (1662). Неизданными остались его работы: "Coutume de France" и "Chronologie universelle". Список его сочинений см. у Leiong, "Bibliothèque historique de la France" (т. V, стр. 462).

Ср. Michel de Marrolles, "Mémoires" (т. II, стр. 116).

Шантырь

(Станислав, умер в 1840 г.) — писатель. Состоя членом римско-католической духовной коллегии, Ш., как ревностный приверженец иезуитов, интриговал против белорусского митрополита Богуш-Сестренцевича (см.), не благоволившего к иезуитам. Когда в 1805 г. Богуш-Сестренцевич представил имп. Александру I записку о состоянии управления катол. церковью в России и проект преобразования его согласно с интересами государства, Ш. написал против нее возражения и, с помощью кн. А. Н. Голицына, склонил на свою сторону императора Александра I. Все меры, предложенные Богуш-Сестренцевичем для обуздания произвола прелатов и ограничения злоупотреблений католического духовенства, были "до времени" отклонены. Ш. — составитель важной для истории католической церкви в России книги: "Zbior wiadomoś ci o ko ściele i religji katolickiej w Cesarstwie Rossyjskiem od roku 1773 do 1826" (Познань, 1843) Ср. ст. Александра Петрова "Ш. С." в "Рус. Биографич. Словаре" (СПб., 1905), где указана литература о Ш.

Шанфара

(буквально "губастый") — арабский доисламский поэт-витязь, старший приятель и товарищ в отважных приключениях другого такого же героя-поэта Тааббата-шарран, который и оплакал смерть Ш. стихотворной элегией. Из стихотворений Ш. знаменитейшее — касыда "лямиййе" (т. е. с рифмой на л), называемая у арабских историков литературы "лямиййе арабская", в отличие от подражания Тограи (см.), которое называется "лямиййе персидская". Эта касыда, где герой-наездник (фâрис) живописно изображает свою одинокую, скитальческую (и разбойничью) жизнь в пустыне, среди зверей, вдали от племени, считается одним из прекраснейших и характернейших произведений всей богатой староарабской степной поэзии. Сомнения некоторых критиков насчет ее подлинности едва ли имеют значение; по верному замечанию Нёльдеке, если допустить, что касыду составил не Ш., а кто-нибудь более поздний, то этого составителя следует признать замечательным знатоком древнеарабской доисламской жизни и духа ее поэзии и поместить его среди выдающихся поэтов древнеарабских. К ней много и старых, и более новых комментариев (см. у Броккельманна, "Geschichte d. arab. Litt.", I, 25-26; комментарии Мобаррада, умер в 898 г., и Замахтария, умер в 1143 г., напечатаны в Константинополе, 1300). Издана с французским переводом С. де Саси в "Chrest. arabe" (1-е изд., I, 309 и сл.; 2-е изд., II, 134 и сл.). Есть еще французский перевод Френеля ("Journ. As.", 1834, в "Lettres sur l'hist. des Ar."), немецкий перквод Вейля (в "Die poet. Litt. d. Arab.") и Рейсса ("Z. D. M. G.", VIII, 97) и проч.; см. литературу у Нёльдеке, в "Beiträge zur Kenntniss d. Poesie d. alt. Ar." (стр. 200 и сл.). Отличный стихотворный немецкий перевод Рюккерта — в его "Hamâsa" (I, 181 и сл., где переведены и другие стихотворения Ш.); он перепечатан у Броккельманна в его популярной "Geschichte d. arab. Litt." (Лейпциг, 1901, стр. 19-23); английский стихотворный перевод Г. Хьюза (G. Hughes, Л., 1896). Касыду Ш. обрабатывал по-польски Мицкевич. Есть переводы русские — Я. Драгоманова ("Сын Отечества", 1838, т. II, отд. 2, стр. 6-10) и H. Иконникова ("Москвитянин", 1841, ч. 4, № 7, стр. 15-21) и малорусские (напечатанные недавно В. Каллашем в "Киевской Старине"). Поэтическое разбойничье завещание Ш. переведено по-малорусски в сборнике "Пальмове гилля" А. Крымского (Львов, 1901; Звенигород, 1902).

А. Крымский.

Шанх

— название азиатского слона в Бирме.

Шанхай

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шанц, Георг

(Schanz) — немецкий экономист; род. в 1853 г.; профессор в Эрлангене, затем в Вюрцбурге. С 1884 г. Ш. редактирует известный журнал "Finanzarchiv", поместив в нем ряд своих работ. Отдельно издал: "Zur Geschichte der deutschen Gesellenverbände" (Лейпциг, 1877); "Engl. Handelspolitik gegen Ende des Mittelalters" (Лейпциг, 1881); "Zur Gesch. der Kolonisation und Industrie in Franken" (Эрланген, 1884); "Die Steuern der Schweiz in ihrer Entwickelung seit Beginn des XIX Jahrh." (Штутгарт, 1890); "Studien über die bayr. Wasserstrassen" (1893-94).

Шанц, Мартин

(Schanz) — немецкий филолог; род. в 1842 г.; профессор классической филологии в Вюрцбурге. Работал главным образом над изучением текста Платона. Ему принадлежит большое критическое издание Платона в 12 тт. (Лейпциг, 1875), сокращенное издание (с 1877 г.) и издание диалогов Платона с комментариями. Платону посвящены также два его сочинения: "Novae commentationes Platonicae" (1871) и "Studien zur Geschichte des Platonischen Textes" (1874). Кроме того, Ш. напечатал: "Beiträge zur histor. Syntax der griech. Sprache" (1882 и сл.); "Römische Litteraturgeschichte" (в 3-м т. "Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaften" I. Müller'a, Мюнхен, 1890).

Шанц, Павел

(Schanz) — немецкий богослов; род. в 1841 г.; профессор католического богословского факультета в Тюбингене. Его сочинения: "Der Kardinal Nikolaus von Cusa als Mathematiker" (1872); "Die astron. Anschauungen des Nikolaus von Cusa und seiner Zeit" (1873); "Die christl. Weltanschauuug und die modernen Naturwissenschaften" (Тюбинген, 1876); "Die Komposition des Mathäusevangeliums" (1877); "Galileo Galilei und sein Prozess"(1878); "Apologie des Christentums" (2 изд., 1895); комментарии к 4-м Евангелиям и др.

Шанц, Павел (дополнение к статье)

(Schanz) — писатель; умер в 1905 г. Его последний труд: "Ueber neue Versuche der Apologetik gegen über de m Naturalismus und Spiritualismus" (Регенсбург, 1897).

Шанц, Полина

(Schanz) — немецкая писательница; жена Юлия Ш., род. в 1828 г. Много писала для детей.

Шанц, Фрида

(Schanz, по мужу Soyaux) — популярная немецкая писательница. Род. в 1859 г. Написала множество стихотворений, рассказов, песен, пользующихся в Германии большой известностью. Сборники ее произведений, вышедшие в свет, начиная с 1887 г.: "Mit Ränzel und Stab", "Neues goldenes Bilderbuch", " Licht", "Gedichte", "Kleine Leute von sonst und heute", "Die Reise mit dem Weihnachtsmaune", "Zwölf Kindergeschichten", "Um Leben und Liebe", "In der heiligen Nacht", "Blumen und Früchte", "In der Feierstunde", "Mit sechzehn Jahren", "Vogel-Lieder", "Harztagebuch", "Rottraut und Ilse", "Das Komtesschen und andere Erzählungen für die Jugend", "Filigran", "O du selige Backfischzeit!", "Am trauten Herd", "Vierblätter", "Junges Blut", "Blätter aus dem Buche des Lebens", "Unsere Lieblinge", "Bunter Strauss", "Ahrenlese", "Neue Gedichte", "Lieder des Lebens", "Bunter Sang" и др.

А. Г-д.

Шанц, Юлий

(или Ули Schanz) — немецкий писатель; род. в 1828 г. За революционную деятельность в 1848 г. заключен был на пять лет в крепость. Издавал "Dresdener Nachrichten"; был одно время профессором немецкого языка в римском университете. Сочинения его: "Fünfzig Lieder für Komponisten", "Närhallalieder", "Ein Buch Sonette", "Schiller, Platen, Byron", "Hymnen der Völker", "Gesänge aus zwei Jahrzehnten", "Deutsche Lieder aus Ungarn und Italien", "Italien, Deutschland, Oesterreich im Spiegel moderner Dichtung", "Kornblumen und Immergrün", "Heil dir, mein Oesterreich", "Sängers Erdenwallen", "Mein Bismarcklied", "Preis der Arbeit", "Aus schwerer Zeit zu froh. Tagen" и др.

Шанцевый инструмент

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шань-дун, полуостров в Китае

— полуостров, образованный Чжи-лийским заливом Желтого моря и Восточно-Китайским морем (см. Шань-дун, провинция).

Шань-дун называется также мыс, которым оканчивается одноименный ему полуостров.

Шань-дун, провинция Китая

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шань-си

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шань-тоу

или Сватоу — открытый для иностранной торговли китайский порт в провинции Гуан-дун, под 23°20' северной широты и 116°39' восточной долготы от Гринича. Шань-тоу заменил собой открытый для торговли по Тянь-цзиньскому трактату 1858 г. город Чао-чжоу, который оказался неудобным по труднодоступности с моря. Шань-тоу расположен у прекрасной гавани, образованной устьем реки Хань-цзян, в 50 верстах от Чао-чжоу. До 60-х годов, вследствие враждебного настроения жителей, европейцы не могли основаться в Шань-тоу, но ныне здесь довольно многочисленная иностранная колония. Порт этот до 1880 г. отпускал только местный сахар, ввоз же заключался в опиуме и хлопчатобумажных тканях; затем ввоз последних стал сильно увеличиваться, а ввоз опиума — падать. Ныне важнейшими предметами ввоза являются керосин, мука, рис, прессованные бобы (жмыхи). Главным предметом вывоза остается сахар; увеличивается вывоз табака. Обороты порта в 1898 г. — 35383998 таможенных лан.

Л. Б.

Шань-хай-гуань

— китайский город, у восточной оконечности Великой китайской стены, упирающейся здесь в берег Ляо-дунского залива. Некогда имел важное стратегическое значение как крепость на границе Маньчжурии и собственно Китая. Через город проходила главная дорога из Китая в Маньчжурию; тут учреждена была застава для регистрации путешественников. По этой дороге направлялась главная масса переселенцев в северные области Китайской империи. Город разделяется на две части: южная, Лин-юй, лежит в пределах Чжи-лийской провинции, северная, собственно Шань-хай-гуань — на Маньчжурской стороне. Станция Китайской железной дороги. Город после волнений 1900 г. был оккупирован русскими войсками и очищен лишь в 1902 г.

Л. Б.

Шаньтунг

— см. Шань-дун.

Шаньюй

— титул императоров у народа хунну. Вероятно, это слово испорчено китайскими писателями, которые дают ему значение величайший (по-китайски сан-тьхан).

Шаню

(Hector-Pierre Chanut, 1604-1667) — французский дипломат. В 1645 г. был назначен французским посланником в Швецию, с поручением поддержать распадавшийся союз между Францией и Швецией. После Вестфальского мира ему было поручено выступить посредником в столкновении между Швецией и Польшей, для чего он был отправлен в качестве полномочного министра в Любек. С 1653 по 1655 г. он был французским посланником в Голландии, затем — членом королевского совета. Ш. говорил на 8 языках. На королеву шведскую Христину он имел большое влияние и посоветовал ей пригласить в Швецию Декарта, с которым был в дружеских отношениях. Королева читала с Ш. Тацита, Вергилия и Эпиктета и заранее сообщила ему свое намерение отречься от престола. Часть дипломатической переписки Ш. издал Linage de Vauciennes: "Mémoires de ce qui s'est passé en Suède, tiré des dépêches de M. Chanut" (П., 1676).

Шаня

река Смоленской и Калужской губерний, левый приток Угры (см.), впадающей в Оку. Ш. берет начало в южной части Гжатского уезда. Длина 112 верст, ширина 5-20 саженей, глубина 2-10 футов, течение извилистое; долина реки узкая (50-400 саженей) и весной затопляется водой. Не судоходна. Из притоков Суходров имеет около 80 верст длины.

Шанявский

(Иосиф Калясанты, 1764-1843) — польский философ и государственный деятель. Принимал деятельное участие в восстании 1794 г.; позже служил в польских легионах. Когда образовалось великое герцогство Варшавское, Ш. поступил на государственную службу. В Царстве Польском был директором правительственной комиссии религиозных исповеданий и просвещения и начальником цензурного ведомства. Тогдашний министр просвещения Грабовский был слабохарактерен, вследствие чего Ш. сделался настоящим руководителем народного образования в Царстве Польском. Исповедуя в молодости принципы республиканского радикализма, он обратился под старость в ретрограда, преследовавшего беспощадно всякое проявление свободомыслия. Из философских сочинений Ш. наибольшей популярностью пользовались в свое время "Дружеские советы молодому почитателю наук и философии" (" Rady przyjacielskie młodemu czcicielowi nauk i filozofji ", 2 изд., Львов, 1823). Ш. популяризировал в Польше идеи Канта и Шеллинга.

Шап

(Cervus [Rusa] aristotelis) — название, которым обозначают в Бирме одного из представителей группы Rusina, подсемейства оленей (Cervinae), семейства оленевых (Cervidae), группы, характерной для восточной зоогеографической области. В Индостане его называют замбар, самбар или самбур. Он был известен Аристотелю и был описан им под именем конеоленя (Hippelaphus). Длина тела Ш. 2,1-2,4 м, из которых 30 см приходятся на хвост; высота в плечах 1,25-1,35 м. Общая окраска шерсти черная или черно-бурая; на передней части шеи она переходит в серовато-бурый цвет, между бедрами в беловатый. Самка и теленок по окраске очень похожи на самца. Рога имеются только у самцов, как у большинства представителей семейства; они толстые (до 17-24 см в окружности при основании и до 14-20 см посередине), цилиндрические, с изборожденной и покрытой бугорками или более гладкой поверхностью и достигают 90-100 см длины, редко 110-120 см; ветвей постоянно всего три, из которых две образуют развилку на конце ствола, а третья (надглазная) отходит от самого основания ее под острым углом, достигают 3 0 -45 см длины. Рога сбрасываются в апреле, новые окостеневают в сентябре. Ш. водится в Индостане, Бирме и Индокитае; в Гималайских горах поднимается на высоту 3000 м. Составляет в Индии предмет охоты.

Д. П-о.

Шапель, Арман

(Armand Boisbeleau, seigneur de la Chapelle) — протестантский богослов (1676-1746). После отмены Нантского эдикта последовательно оставил Францию и был пастором в Ирландии, в Англии и в Нидерландах. Ему принадлежит много богословских и исторических произведений: "Réflexions en forme de lettres au sujet d'un système prétendu nouveau sur le mystère de la Trinité" (Амстердам, 1729); "Examen de la manière de prêcher des protestants français et du culte extérieur de leur sainte religion" (1730); "Lettres d'un théologien réformé à un gentilhomme luthérien" (1736); "Mémoires de Pologne contenant ce qui s'est passé de plus remarquable dans ce royaume depuis la mort du roi Auguste II jusqu'en 1737" (Л., 1739); "Vie de Beausobre" (Гаага, 1742); "La nécessité d'un culte public parmi les chrétiens" (Гаага, 1746). Последнее сочинение особенно важно, так как дает обзор преследований протестантов во Франции в XVIII в. Оно было переведено на голландский и немецкий языки. В сотрудничестве с другими учеными Ш. издал: "Bibliothèque anglaise ou Histoire littéraire de la Grande Bretagne" (Амстердам, 1717-24, 15 т.); "Bibliothèque raisonnée des ouvrages des savants de l'Europe" (Амстердам, 1728-53, 52 т.); "Nouvelle bibliothèque du Histoire littéraire des principaux ouvrages qui se publient" (Гаага, 1738 и сл., 19 т.) и др.

Шапель, вид шлема

— см. Шлем.

Шапель, французский поэт

(Chapelle; собственно назывался Клод-Эммануэль Lhuillier, носил имя Ш. от места своего рождения Шапель С.-Дени) — французский поэт (1626-1686). Находился в дружественных отношениях с Расином, Буало, Мольером и Лафонтеном. Писал преимущественно стихотворения анакреонтического содержания. Вместе с Башомоном сочинил юмористическое произведение под заглавием: "Voyage en Provence et en Languedoc" (1663 и 1854). Его "Oeuvres" (вместе с произведениями Башомона) изданы в Гааге и Париже в 1775 г. и позже.

Шапель, французский ученый

(de la Chapelle, 1710-1792) — аббат, французский ученый. Труды его по математике долго пользовались известностью. Кроме того, написал: "L'art de communiquer ses idées" (П., 1762), где изложены его воззрения на воспитание, и "Ventriloque ou l'Engastrimythe" (Л., 1762), заключающий в себе немало любопытного.

Шапель-Тайльфер

(Pierre de la Chapelle-Taillefer) — французский прелат; умер в 1312 г. Был профессором гражданского права в Орлеане и советником сначала тулузского, затем парижского парламента. В 1306 г. получил кардинальскую шапку. Ш. был одним из инквизиторов, которым было поручено вести следствие в процессе тамплиеров. Его главный труд: "Constitutiones Pétri de Capella".

Ср. Oldoinus, "Vie de Pierre de La Chapelle-Taillefer"; Roy-Pierrefite, "Le cardinal de la Chapelle-Taillefer, son tombeau et le chapitre qu'il à fondé" в "Mém. de la société des sc. nat. et arch. de la Creuse" (III, 63-74).

Шапелье

(Исаак-Рене-Гюи Chapelier, 175 4-1794) — французский политический деятель, по профессии адвокат. Третье сословие реннского сенешальства выбрало его депутатом в генеральные штаты. В Версале он был одним из основателей бретонского клуба, который позже превратил в якобинский клуб. 3 августа 1789 г. был выбран президентом учредительного собрания, прениями которого руководил в знаменитую ночь 4 августа. 8 января 1790 г. он произнес блестящую речь против реннского парламента, который требовал отдельного собрания сословий Бретани и противопоставлял таким образом Бретань всей Франции. Будучи членом комитета для выработки конституции, Ш. принимал деятельное участие в организации новой Франции, чем навлек на себя ненависть и сарказм приверженцев старого порядка. Один из наиболее известных его докладов касался вопроса о литературной собственности и свободы театра. После бегства короля он пытался приблизиться к партии роялистов и переговаривался с ними о совместных действиях (июнь-июль 1791 г.). Восставал против предложения Робеспьера о том, чтобы члены учредительного собрания не могли быть избираемы в собрание законодательное. Занявшись опять адвокатской практикой, он по делам своих клиентов должен был посетить Англию (1792 г.), что было сочтено за эмиграцию; когда он вернулся, то должен был скрываться, как подозрительный. Он представил комитету общественного спасения докладную записку, в которой предлагал свои услуги в качестве тайного агента в Англии, о чем отдельно писал и Робеспьеру (26 плювиоза II года). Арестованный вместе с д'Эпременилем и Type, он был предан суду и гильотинирован. Он был сотрудником в "Bibliothèque de l'homme public", которую издавал Кондорсе.

Ср. René Kerviler, "Recherches et notices sur les députés de la Bretagne aux états généraux" (Ренн, 1883-89); F. A. Aulard, "Les orateurs de Assemblée constituante" (П., 1882).

Шапер, Гуго Вильям Фридрих

(Schaper) — немецкий скульптор; род. в Альслебене, близ Галле, в 1641 г.; вначале находился в учении у одного каменотеса в Галле, а потом в течение 2 лет посещал классы берлинской академии художеств, где занимался скульптурой под руководством А. Вольфа и наконец довершил свое образование в Вене, Мюнхене и Париже. Уже одним из первых своих произведений, группой "Бахус утешает Ариадну, покинутую Улиссом", он обратил на себя внимание любителей искусства, которые хвалили эту работу, как задуманную в современном игривом духе, но выказывающую в художнике основательное знакомство с формами человеческого тела и отличающуюся большой жизненностью. Еще больший успех имела исполненная Ш. вслед за этой группой большая декоративная статуя "Зигфрид". После того он занимался почти исключительно монументальными портретными статуями, которые, благодаря их прекрасному сочинению, верной характеристике и непринужденной выразительности, упрочили за ним видное место в ряду новейших германских скульпторов. Важнейшие произведения его в этом роде — модели памятников Уланду для Берлина и Лессингу для Гамбурга (увенчаны премиями на конкурсах, но не признаны, по некоторым соображениям, удобными для того, чтобы по ним были сооружены сами памятники), монументы Бисмарка в Кельне, Гёте в Берлине, Гаусса в Брауншвейге и последней войны с Францией — в Галле. Ш. живет и трудится в Берлине. С 1880 г. состоит членом тамошней академии художеств.

Шапер, Карл

(Schaper) — немецкий ученый (1828-1886), директор гимназии в Берлине. Научные труды Ш. сперва касались латинской метрики ("De duobus primis hexametri Latini ordinibus", 1850; "De hexametri Lat. tertio ordine", 1862), а затем сосредоточилась почти исключительно на объяснении Вергилия: "Ueber die Entstehungszeit d. Vergil. Eclogen", 1869; "De eclogis Vergilii interpretandis et emendandis", 1872; "De georgicis a Vergilio emendatis", 1873; "Die sechste Ecloge des Virgilius", 1878, и др.

См. "Biographisches Jahrbuch für Alterthumskunde" (IX, 1886) и "Zeitschrift für Gуmnаsialwesen " (т. 41, 1887).

Шапир

(Ольга Андреевна) — писательница. Окончила курс в с.-петербургской Александровской женской гимназии. Писать начала рано: "На пороге жизни" она поместила в "Книжках Недели" за 1879 г. Ш. печатала свои произведения в различных провинциальных и столичных изданиях ("Слово", "Отечественные Записки", "Северный Вестник", "Вестник Европы", "Русское Богатство" и др.). Ей принадлежат четыре больших романа: "Антиподы" ("Отечественные Записки", 1880 и отд., СПб., 1890); "Без любви" ("Вестник Европы", 1886 и отд., СПб., 1890); "Миражи" (ib., 1889 и отд., СПб., 1890); "Любовь" ("Северный Вестник", 1896 и отд., СПб., 1896). Кроме того, она написала много повестей и рассказов, вышедших и в отдельных изданиях: "Повести и рассказы" (1889); "Старые песни" (1900); "Записки мужа" (2 изд., 1894); "Ее сиятельство" (1891); "Вернулась" (1896) и др. Две драмы Ш. ("Глухая стена" и "Два таланта") шли на Александрийской сцене в СПб. Обычной темой произведений Ш. является сфера любовных и семейных отношений; ее особенно занимает различие женского и мужского чувства и она старается подчеркнуть беззаветность и широту женской любви наряду с сухостью и ограниченностью мужской. В своей специальной сфере — изображении чувства — Ш. достигает значительного мастерства. Ее произведения всегда принадлежали к разряду читаемых. О ней см. статьи М. Протопопова в "Русской Мысли" за 1891 г., М. Николаевой в "Русском Богатстве" за 1891 г.

Шапира

(Германн Гирш, 1840- 1898) — математик. Родом русский еврей, получил талмудическое образование и уже немолодым (с 1878 г.) обратился к изучению математики, частью в Одессе, главным же образом в Гейдельберге. В 1879 г. он уже выступил на 52 съезде немецких естествоиспытателей и врачей с докладом, напечатанным в "Дневнике" съезда под заглавием "Gegenseitigkeit von Partial- und circumplexen Functionen und Reihen". В 1881 г. в "Записках математического отделения Новороссийского Общества естествоиспытателей" появилась первая крупная ученая работа Ш.: "Основания теории общих кофункций с приложениями. I. Линейные однородные кофункции одного переменного". Дальнейшему развитию изложенных в этом сочинении идей автор посвятил следующие свои сочинения: "Grundlage zu einer Theorie allgemeiner Cofunctionen. Vortrag gehalten in der mathem. Sect. der 54. Versam. deutscher Naturfors. und Aerzte zu Salzburg am 19. Sept. 1881" ("Tageblatts, № 8); "Erweiterung der Begriffe der arithmetischen Grundoperationen und der allgemeinen Cofunctionen. Zwei Vortrage gehalten in der math. Sekt. der 55 Vers. deutscher Naturf. und Aerzte zu Eisenach am 19 Sept. 1882" ("Tageblatt", № 7); "Darstellung der Wurzeln e. allgem. Gleich. n-ten Grades mit Hülfe von Cofunctionen aus Potenzreihen" (Лейпциг, 1883); "Ueber e. allgem. Princip algebr. Iterationen" (Гейдельберг, 1887); "Theorie allgem. Cofunctionen und einige ihrer Anwend." (I т., 2 части, 1 тетр., Лейпциг, 1892. Единственная появившаяся часть из предположенных автором 3 томов). Третье из перечисленных сейчас сочинений Ш. ("Darstellung etc.") составляло диссертацию, представленную гейдельбергскому университету в 1880 г. для получения степени доктора философии. После этого Ш. думал первоначально посвятить свои силы одесскому университету, но должен был возвратиться в гейдельбергский университет, где и сделался сперва приват-доцентом, а потом и профессором. Может быть, под влиянием своего учителя, а затем и товарища, профессора Морица Кантона, Ш. не чуждался также и занятий историей математики, в особенности средневековой еврейской. Последней он посвятил свой перевод книги: "Mischnath Ha-Mmidoth (Lehre von den Massen)" в "Abhandlungen zur Geschichte der Mathematischen Wissenschaften" (III, 1880).

Сведения о жизни и ученой деятельности Ш.: М. Cantor, "Ermanno Schapira. Necrologie" ("Bollettino di bibliografia e storia delle scienze matematiche pubblicato per cura di G. Loria". 1898) и С. Koehler, "Hermann Schapira" ("Jahresberichte der Deutschen Mathematiker-Vereinigung", VIII, 1900, с портретом и указателем сочинений). С самого начала возникновения (1896) сионистского движения (см.) среди евреев Ш. сделался одним из наиболее видных его деятелей и им, между прочим, составлен проект еврейского университета в Иерусалиме.

В. В. Бобынин.

Шапиро, Генрих Александрович

(1852-1901) — терапевт; род. в еврейской семье. Образование получил в гродненской гимназии и в спб. медико-хирургической академии. По окончании курса в 1876 г. был отправлен врачом в действующую армию во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. Затем был назначен ординатором клиники профессора Эйхвальда. В 1880 г. за диссертацию " О колебаниях кровяного давления при нормальных и патологических условиях" (СПб.) удостоен степени доктора медицины. Затем был избран приват-доцентом академии (1885 г.) по кафедре внутренних болезней и с того же года начал преподавательскую деятельность в клиническом институте великой княгини Елены Павловны в качестве ассистента. В 1896 г. назначен старшим ассистентом терапевтического отделения, а в 1897 г. — профессором там же. Работы и исследования Ш., касавшиеся главным образом болезней сердца, несахарного диабета, печени и злокачественных опухолей, печатались в специальных медицинских изданиях. Часть его лекций изложена в его труде о "Распознавании болезней сердца и сосудов" (СПб., 1889).

Шапиро, Константин Александрович

(† в 1900 г.) — еврейский поэт, по профессии фотограф в СПб. Стихотворения его на древнееврейском языке, печатавшиеся в еврейских периодических изданиях и сборниках 1880-90-х гг., отличаются чистотой стиля и свидетельствуют о недюжинном поэтическом даровании. Его поэма "Содом" содержит аллегорическое изображение перипетий дела Дрейфуса. После Ш. осталось много рукописных произведений. Ш. — издатель фотографического альбома русских писателей и фотографий-иллюстраций к "Запискам сумасшедшего" Гоголя.

Шапиров

(Борис Михайлович) — врач-писатель; род. в 1851 г.; окончил курс медицинских наук в 1874 г.; в 1886 г. доктор медицины и хирургии в Германии, в йенском университете, в 1896 г. доктор медицины в Императорском юрьевском университете. В 1875 г. прикомандирован для научного усовершенствования, на два года, к медико-хирургической академии и состоял ординатором и частным ассистентом при клинике профессора Эйхвальда. В минувшую русско-турецкую войну 1877-78 гг. Ш. находился в действующей армии с начала до конца кампании. В 1896 г. назначен на вновь учрежденную должность корпусного врача отдельного корпуса пограничной стражи министерства финансов. Кроме статей по гигиене и санитарным вопросам и терапевтических заметок из врачебной практики (в журналах "Здоровье", "Врачебные Ведомости", "Медицинский Вестник", "Медицина", "Врач" и проч.), Ш. напечатал: "Die Behandlung von Neuralgien mit Injectionen von Osmiumsaüre" (Йена, 1866); "К вопросу о новых снотворных средствах" (1887); "Sur l'action physiologiques des alcooles tertiaires" ("Bulletin et Mémoires de la Société de Thérapeutique", 1887); "Материалы к физиологии желудочного пищеварения" (Юрьев, 1896, диссертация).

Шапки и шляпы

— названия двух политических партий в Швеции в XVIII в. Революция 1719 г., крайне ослабившая королевскую власть, передала ее в руки аристократии, которая распалась на две партии, ожесточенно враждовавшие друг с другом: "шапки" и "шляпы". Название шляп или ночных колпаков дано было второй из них в насмешку королем Фридрихом I, но принято самой партией; в противоположность ему, противники стали называть себя "шапки" (шапка считалась символом свободы). "Шапки " видели главную политическую задачу в мщении России за поражения, причем рассчитывали на поддержку Франции; "шляпы" считали борьбу непосильной и стремились к внутренним реформам. В области финансовой и экономической политики "шапки" были меркантилистами, пренебрегали интересами земледелия и посредством таможенных тарифов, запрещений, субсидий и проч., стремились поднять промышленность, усилить вывоз и развить торговлю. Во время их управления они всеми возможными средствами покровительствовали бирже и ажиотажу. Впрочем, борьба между "шапками" и "шляпами" была не столько принципиальная, сколько личная; обе партии отличались продажностью и подкупностью; интриги иностранных дипломатических агентов и даже иностранное золото играли в их борьбе и смене у кормила власти не последнюю роль. До 1738 г. во главе правительства стоял Горн, бывший вождем "шляп"; в 1738 г. он был низвергнут и власть досталась "шапкам". Они вовлекли Швецию в две несчастные для нее войны, с Россией 1741-43 гг. и с Пруссией 1757-62 гг., которые привели к очень печальным финансовым последствиям. В 1765 г. власть вновь досталась "шляпам", при помощи России, а в следующие годы она многократно переходила от "шляп" к "шапкам" и обратно. "Шапки" стали искать поддержки в монархической власти; государственный переворот Густава III (1772), укрепивший власть короны, был произведен при их участии и содействии. После переворота Густав III особым законом запретил употребление самих названий "шапки" и "шляпы", и они действительно вывелись из употребления.

В. В-в.

Шапкина

— река Архангельской губернии, Печорского уезда, вытекает из довольно значительного озера Шапкинского, расположенного у южного подножия Большеземельского или Самоедского водораздельного хребта. Общее направление реки Ш. на юго-запад, впадает она в Печору с правой стороны, ниже деревни Абрамовой. Длина реки до 225 верст, она судоходна на значительное расстояние. Долина ее довольно широка, малолесна и слабо, а в верховьях совершенно не населена. Зыряне зовут Ш. Пильвор-яга, т. е. глубокая река. Ш. довольно рыбная, имеет много незначительных притоков.

Шапкино

— село Тамбовской губернии, Борисоглебского уезда, при речке Исане, в 49 верстах от уездного города и в 13 от железнодорожной станции Мучкан. Жителей свыше 8000; школа, лавки.

Шаплен, Жан

(Chapelain) - французский поэт (1595-1674), сын нотариуса. Приобрел известность и благоволение Ришелье предисловием к "Adone" итальянца Марини. Его оды, сонеты и мадригалы имели успех настолько значительный, что он решил приняться за обширную эпопею, героиней которой избрал Орлеанскую деву. После двадцатилетней работы, в 1665 г. появились первые двенадцать песен нетерпеливо ожидавшейся "Pucelle"; в несколько месяцев разошлось шесть изданий. Разочарование читателей было равно их первоначальному нетерпению, а ядовитая критика Буало довершила литературную гибель эпопеи: ее вторая часть осталась в рукописи и издана лишь в 1882 г. Однако, авторитет Ш. в литературных салонах остался незыблем; он пользовался влиянием в отеле Рамбулье, был в дружбе с Монтозье, Рецом, г-жой де Севинье; был близок к Кольберу, которому доставлял списки французских и иностранных писателей, достойных королевской пенсии. Один такой список, дошедший до нас, показывает, что своим ответственным правом Ш. пользовался без злоупотреблений. Рассказы о его скупости преувеличены. Он был добрый и услужливый человек, и даже Буало, нападая на него, оговаривался: "Ma muse en l'attaquant, chalitable et discrète, sait de l'homme d'honneur distinguer le poète". Назначенный, по желанию Ришелье, членом французской академии, он пришел к идее о необходимости составить словарь языка и, по поручению кардинала, составил план академического словаря, исполнение которого прославило академию. Он редактировал отрицательный отзыв академии о "Сиде" Корнеля. Вообще, его многочисленные критические суждения, несмотря на внимание, с которым они принимались, мало самостоятельны и неглубоки; они основаны на ходячих мнениях и личных отношениях. В теории он был, однако, одним из провозвестников классицизма; "разум" и "здравый смысл" древних авторов казались ему законом для новых; он только не умел применить эти начала и, порицая "Сида", хвалил вычурную литературу, был поклонником маринизма. Литературные мнения Ш. сохранились в его письмах, которые изданы в "Mélanges de littérature tirés de lettres de Chapelain" (1762) и "Lettres" (1880-83).

Ср. Sainte-Beuve, "Port-Royal"; Saint-Marc-Girardin, "Essais de littérature"; Fabre, "Chapelain et nos deux premières académies" (1890).

А. Г-д.

Шаплен, Шарль

(Chaplin, 1825-1891) — французский живописец и гравер, ученик М.-М. Дролленга и парижского училища изящных искусств; вначале писал пейзажи сильно реалистического характера, но потом обратился к "будуарному жанру" и стал изображать в духе Буше и Ватто миловидных молодых женщин в грациозных или кокетливых позах, с пикантным выражением головок, а также писать портреты элегантных дам. Из картин Ш., относящихся к первому периоду его деятельности, наиболее известны: "Св. Севастиан, пронзенный стрелами" (1847), "Деревенская дорога в Оверни" (1848), "Вечер в поле, поросшем вереском" (1849; находится в бордосском музее), "Лозерские погонщики мулов" (1851) и "Утро" (1855), а из позднейших картин — "Первые розы" (1857), "Спящая Диана" (1859), "Девушка, пускающая мыльные пузыри" (1864; в Люксембургской галерее, в Париже), "Лото" (акварель, 1865), "Карточный замок" (1865), "Сцена из "Метаморфоз" Овидия" (1867), "Разбитая лира" (1875) и некоторые др. Ш. с большим вкусом писал также плафоны и декоративные панно (например, в Елисейском дворце и в отеле Демидова, в Париже). Как гравер, он известен несколькими мастерскими офортами собственной композиции и эстампами с произведений Ватто ("Отъезд на остров Цитеру), с Рубенса (портрет Елены Фоурман и двух ее детей) и с Бида ("Неразумные девы", в издании иллюстраций этого художника к Евангелию).

Шаповаловка

— село Черниговской губернии, Борзенского уезда, в 8 верстах от уездного города. 4750 жителей. Земская больница, сельская библиотека-читальня, 2 начальные школы, 5 ярмарок, ежедневные базары.

Шаповилль

(Jean Chapeauville или Chapeaville) — бельгийский богослов и историк (1551-1617). Был преподавателем богословия в люттихской семинарии, затем инквизитором; беспощадно преследовал еретиков и всех, обвинявшихся в магии и колдовстве. Он собрал и опубликовал документы, касающиеся Люттихского княжества с древнейших пор. Последний том этого сочинения, относящийся к XVI веку и написанный уже по личным впечатлениям, проникнут фанатизмом и пристрастием. Первые два тома имеют громадное значение, так как оригиналы изданных документов погибли. Важнейшие сочинения Ш.: " Tractatus de necessitate et modo administrandi sacramenta tempore pestis" (Льеж, 1586); "Traité des vices et des vertus desquels est faicte mention ès évangiles" (Льеж, 1594); "De casibus reservatis" (Льеж, 1596); "Catechismi romani elucidatio scholastica" (Льеж, 1600).

Ср. Anonymi "Periocha vitae Chapeauvilli fоdeliter post ipsius obitum contracta"; De Wind, "Bibliotheck der nederlandsche geschiedschrijvers" (Миддельбург, 18 31); Helbig, "Notice sur Chapeauville" (Брюссель, 1871).

Шапон, Леон Луи

(Chapon) — даровитый французский гравер на дереве, ученик парижского училища изящных искусств и Ф.-О. Тришона; род. в 1836 г. В своих мастерских ксилографиях он переходит за границы доступного для работ этого рода и, приближаясь к манере гравирования на меди штрихами, отлично передает не только рисунок, но и живопись воспроизводимых оригиналов. Ш. много трудился для известного издания Ш. Блана, "Histoire des peintres de toutes les écoles". Сделав в 1867 г. поездку в Рим, он изучал там произведения Микеланджело и потом исполнил большую политипажную гравюру с его "Страшного Суда".

Шапон, Эстер Мульсо

(Chapon, 1727-1801) — английская писательница. Первый роман сочинила 9-ти лет от роду. Выступила анонимно с "Одой в честь мира" и трогательным рассказом "Фиделия". Умерла в положении, близком к нищете. Лучшее ее произведение, изложенное в эпистолярной форме: "Об образовании ума". Полное собрание ее сочинений вышло в Лондоне в 1807 г.

Шапонньер

(Jean-Jacques Chaponnière) — швейцарский историк (1805 - 1859). Занимался в Женеве врачебной практикой. Вместе с Люлленом и Малле издавал памятники по истории Швейцарии, строго применяя принципы исторической критики. Работы свои, касающиеся по преимуществу истории материальной культуры, Ш. печатал в "Mémoires de la Société d'histoire et d'archéologie".

Предыдущая страница Следующая страница