Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Ю" (часть 4, Юрм - Ююб)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Ю" (часть 4, Юрм - Ююб)

Предыдущая страница Следующая страница

Юрма

- гребень гор Уфимской губернии, Златоустовского уезда, достигающий 1029 м (3374 футов) и увенчанный множеством сопок. В слюдяном сланце гребня появляются пласты чистого или слюдистого кварца. В этом гребне встречаются сиенитовый сланец, крупнозернистый гранит и гнейс. Ю. служит водоразделом Волжского и Обского бассейнов. Башкиры считали Ю. недоступным, отчего он получил свое название (юр - "иди", ма - "не").

Юровичи

(Юрьевичи) - местечко Минской губернии, Речицкого уезда, при реке Припять. Жителей около 1000; церковь, школа, аптека. Почтово-телеграфное отделение. Мещанское управление. Пристань, с которой в 1901 г. отправлено 501 тыс. пудов грузов (лес, сельскохозяйственные продукты) и разгружено 4 тыс. пудов.

Юровый промысел

- зимний лов стерляди и осетра в ямах и глубоких местах, где эта рыба залегает с поздней осени. По Иртышу Ю. промысел в размерах, имеющих промышленное значение, производится на протяжении около 300 верст, между концом ноября и концом января. Лов на юровых (ямах) производится крестьянскими или инородческими обществами, которым принадлежат ямы, одновременно. Для этого юровые делятся, по числу душ в обществе, на делянки, длиной каждая по 15 саженей по стреже (быстрине) реки. В назначенный для лова день и час ловцы прорубают лед и опускают в реку шашковые самоловы (см. Шашковая снасть). Наиболее добычен бывает первый день лова, в остальные же 3-4 дня добывают уже мало. В среднем на каждого ловца приходится 30-50 фунтов рыбы.

См. Н. Варпаховский, "Ю. рыбный промысел на Иртыше" ("Охотничья Газета", 1897, №№ 31 и 34).

С. Б.

Юродивые

Статья большая, находится на отдельной странице.

Юрок

или вьюрок (Fringilla montifringilla) - см. Вьюрок.

Юрсен

(Marie-Anne de la Trémoille, princesse des Ursins, 1642-1722) - французская политическая деятельница. Происходя из знатного рода, она была сначала замужем за князем Талейран-Шалэ, а после его смерти вступила в брак с Флавио Орсини, герцогом Браччиано, и поселилась в Риме. Ее салон, охотно посещавшийся лучшим римским обществом, сделался центром французского влияния в Риме. Ю. обладала большой настойчивостью и способностями настоящего дипломата. Людовик XIV благоволил к ней и пользовался ее услугами для торжества французской политики в Риме. После смерти мужа (1698 г.) она переселилась во Францию, приняв титул принцессы des Ursins. Король назначил ей значительную пенсию. Когда Филипп Анжуйский отправлялся в Испанию занять престол, Ю. была назначена главной статс-дамой (camerera mayor) при юной королеве Марии-Луизе. Благодаря молодости и слабохарактерности обеих супругов Ю. имела на них большое влияние и фактически была правительницей Испании во время войны за испанское наследство. Она покорно исполняла предписания Людовика XIV. Кардиналу д'Эстре удалось, однако, оклеветать ее перед версальским двором, и она внезапно была вызвана во Францию. Она очаровала престарелого короля и, по-видимому, рассчитывала занять место г-жи Ментенон, но, убедившись в неисполнимости этого плана, вернулась в Испанию, вполне утвердив свое положение. Особенную услугу она оказала Филиппу V, когда Людовик XIV, после ряда неудач, принужден был покинуть своего внука на произвол судьбы: по ее совету Филипп стал во главе испанского национального движения, и это помогло ему сохранить корону. В благодарность за это Филипп хотел выговорить для нее при заключении мира небольшое княжество в Бельгии, но это ему не удалось. После смерти молодой королевы Ю. выбрала Филиппу в жены Елизавету Фарнезе, принцессу Пармскую, рассчитывая и при ней сохранить свое положение; но Елизавета резко оттолкнула ее, велела ночью арестовать и выслать за пределы Испании (1714). Во Франции Ю. встретила тоже холодный прием, и конец своей жизни провела в Риме. Ее письма издал Geffroy (1859 г.).

См. Combes, "La princesse des Ursins" (1858).

Юрская система и период

Статья большая, находится на отдельной странице.

Юрт

- это слово имеет двоякое значение: 1) подвижной дом или шалаш у народов северной и средней Азии, и 2) земельный участок, например отцовский юрт. У казаков Ю. называется земельный надел, принадлежащий станице (см. Юрты).

Юрт Старый

- поселение чеченцев Грозненского отдела Терской области, основано в 1705 г.; в 22 верстах от станции железной дороги. 3531 житель. Школа, 9 мечетей. Промышленных и торговых заведений 22; базар.

Юрт Троицкий

(Троицкое) - село Воронежской губернии, Новохоперского уезда, при реке Савале, в 13 верстах от станции железной дороги Раевской. 3 церкви, 3 школы, лавка, 5 ярмарок. Жителей 10928.

Юрта

- слово, часто употребляемое для обозначения жилища большинства наших инородцев; на самом же деле его следовало бы применять лишь к жилищам монгольских кочевников (монголов, бурят и калмыков), так как оно происходит от монгольского "урто", что значит стойбище. Являясь жилищем кочевников, беспрестанно меняющих свое местопребывание, Ю. прежде всего должна быть пригодна для таких частых передвижений. Этому условию вполне удовлетворяет войлочная Ю., которая в полчаса или час может быть совершенно разобрана и в такой же короткий промежуток времени вновь составлена. Главными частями Ю. являются стенки, крыша и дверь. Стенки образуют решетки из деревянных планок, сколоченных крестообразно. Составленные вместе, т. е. связанные ремешками, несколько таких решеток образуют Ю., имеющую довольно правильную цилиндрическую форму. С наружной стороны эта решетка обшивается войлоками; кроме того, у самой земли остов Ю. опоясывается еще другим узеньким войлоком, чтобы не продувало. На остов Ю. ставится крыша, представляющая собой усеченный конус, основания которого соединены множеством лучеобразно расходящихся тонких палок-стропил. Этот конус также покрывается тщательно скроенными войлоками. Верхнее отверстие, служащее для выхода дыма, накрывается особым войлоком. Чтобы крыша держалась прочнее, внутри Ю. ставятся небольшие столбы, подпирающие верхний круг. Для входа в Ю. в решетчатом остове ее оставляется большое отверстие, в которое вделывается деревянная дверь; последняя же снаружи завешивается войлоком. Вход в Ю. обязательно должен быть обращен на юг. Свет проникает в Ю. или через дымовое отверстие, или через дверь, если войлок, закрывающий ее, приподнят. Окон Ю. не имеет; печей в них тоже не бывает; вместо печи в Ю., в самой ее середине, имеется на земле очаг, в котором по мере надобности, для варки пищи или согревания помещения, поддерживается огонь. Обстановка Ю., различная у бедных и богатых, монголов-ламаистов или бурят-шаманистов, но у всех этих кочевников правая половина женская, а левая - более почетная - мужская; кроме того, у ламаистов бурханы обязательно стоят у северной стены. Буряты и калмыки с давних пор стали строить и деревянные Ю., которые представляют собой обыкновенную избу из сруба, только без окон и печки; дверь и в них везде обращена на юг, а окном служит дымовое отверстие. Баргузинские и северобайкальские буряты раньше строили 6-ти и даже 8-угольные Ю., причем деревянная крыша возводилась конусообразно и засыпалась землей. Понятно, что такие Ю. являются уже совершенно неподвижными жилищами.

М. К.

Юртовские татары

- так называются местные татары города Астрахани и следующих 11 сел, входящих в состав Царевской волости Астраханского уезда: Зацаревского (2333 жителя), Башмаковского (1469), Карагалинского (699), Яксатовского (202), Кулаковского (250), Семиковского (168), Осыпно-Бугоринского (877), Трехпротокского (870), Мошаикского (559), Килинчинского (1252) и Бештюбинского (294); всего 8973 жителя. Сами Ю. татары считают себя ногаями, потомками золотоордынских татар; они занимаются скотоводством, извозом, а главное бахчеводством и огородничеством.

Юрты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Юрубей

- река Тобольской губернии, Березовского уезда, на полуострове Ялмал, берет начало 2 истоками из тундренных озер, течет к северу и северо-западу, а затем к западу и впадает в Байдарацкую губу Карского моря, образуя при устье небольшую губу. Река эта совершенно не исследована; некоторые принимают ее за реку Мутную, известную в XVII столетии как водный путь, которым жители нынешней Архангельской губернии ходили в город Мангазею на своих "котах". Длина реки до 200 верст, глубина 12 футов, в устье мелководна.

Юрфе, Анн

- старший брат Оноре Ю. (1555-1621), автор сонетов и др. стихотворений.

Юрфе, Оноре

Статья большая, находится на отдельной странице.

Юрченково

- село Харьковской губернии, Волчанского уезда, при речке Средний Бурлук, в 14 верстах от станции железной дороги Булацеловки. Жителей 3500, школа, лавки.

Юрьев день

(26 ноября) - определенный законом срок, когда в Московской Руси поселившийся на господской земле и заключивший с владельцем "порядную" крестьянин имел право уйти от хозяина, выполнив предварительно все свои обязательства по отношению к нему. Это было единственное время в году, по окончании осенних работ (неделя до и после 26 ноября), когда зависимые крестьяне могли переходить от одного владельца к другому. По традиционному взгляду, высказанному еще Татищевым, право крестьянского выхода отменено предполагаемым указом царя Федора Иоанновича от 1592 г. (который, будто бы, подразумевается в указе 24 ноября 1597 г.), и таким образом Ю. день потерял силу. Взгляд Татищева на отмену крестьянского перехода законодательным путем принят был Костомаровым и Сергеевичем; но теперь, после работ Погодина, Беляева и особенно В. О. Ключевского и новейшего труда профессора Дьяконова, наиболее обоснованным является мнение, что Юрьев день не был отменен законом, а в силу тяжелых социально-экономических условий (крайней задолженности крестьян, зависимости от сильных землевладельцев и т. д.) "крестьянское право выхода замирает само собой, без всякой законодательной отмены его, прямой или косвенной, и крестьяне уже до предполагаемого указа царя Феодора Иоанновича не пользовались (фактически) правом выхода" (Ключевский). В тверской вотчине князя Симеона Бекбулатовича (по писцовой книге 1580 г.) из 60 случаев, когда упоминается время перехода, на Ю. день приходится лишь два случая. Указ 1597 г. сам по себе не создавал общего прикрепления: он говорил лишь о пятилетней давности для исков о беглых, и в истории постепенно сложившегося крестьянского прикрепления не играл никакой роли (см. Крестьяне). В конце XVI и начале XVII вв. право перехода сменилось двумя явлениями: побегом крестьян на окраины и "свозом" их на земли крупных владельцев, и законодательство направлено было на устранение этих явлений (указы 1601 и 1602 гг., 1642 г., указ о переписи 19 октября 1645 г.).

Литература. Беляев, "Крестьяне на Руси" (М., 1860); Костомаров, "Должно ли считать Бориса Годунова основателем крепостного права" (в "Монографиях", т. I); Погодин, "Историко-критические отрывки" (книга II, М., 1867; статья под тем же заглавием и "Ответ Костомарову"); J. Engelmann, "Die Leibeigenschaft in Russland" (Лейпциг, 1884); В. О. Ключевский, статья в "Русской Мысли" (1885, VIII и X и 1886, V, VII, IX и X); В. Сергеевич, "Русские юридические древности" (т. I, СПб.); М. А. Дьяконов, "К истории крестьянского прикрепления" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1893, июнь); С. Ф. Платонов, "Лекции по русской истории" (вып. 2, СПб., 1900).

Юрьев, Василий Михайлович

- боярин. В 1521 г. был послом в Казани и, по взятии этого города Саип-Гиреем и низложении с престола Шиг-Алея, взят под стражу; в 1549 г. участвовал в казанском походе; в 1553 г. ездил к польскому королю Сигизмунду-Августу с договорными грамотами о перемирии и успел уговорить последнего принять выгодные для Московского государства условия. Умер в 1559 г.

Юрьев, Сергей Андреевич

- известный литературный деятель. Род. в 1821 г. в Тверской губернии, в имении своего отца. Умер в 1888 г. Образование получил в московском дворянском институте и московском университете, курс которого окончил по математическому факультету в 1845 г. Служил чиновником особых поручений при тверском губернаторе. В 1853 г. получил место астронома-наблюдателя при обсерватории московского университета и написал два мемуара "О солнечной системе", напечатанные в 60-х годах в "Математическом сборнике". Болезнь глаз заставила Ю. отказаться от прежних занятий и отправиться в заграничное путешествие, во время которого он посещал немецкие и французские университеты. Вернувшись, он с увлечением отдался делу просвещения народа: основал в своем имении народное училище, устроил крестьянский театр, где ставились пьесы Островского и Писемского и народные сказки, переложенные им в драматическую форму. С 60-х годов Ю. всецело отдается литературе. Первым его опытом был перевод комедии Кальдерона "Сам у себя под стражей". Впоследствии он перевел еще несколько пьес Кальдерона и Лопе де Вега, которые собраны в его книге: "Испанский театр цветущего периода XVI и XVII вв." (Москва, 1877). Кроме того, он перевел ряд пьес Шекспира: "Антония и Клеопатру", "Макбета", "Сон в летнюю ночь", "Короля Лира", "Бурю" и "Цимбелина". В 1871 г. Ю. стал издавать на средства А. И. Кошелева журнал "Беседа". Предполагалось, что он будет продолжением славянофильской "Русской Беседы"; но Ю. настоял на такой широкой редакционной программе, к которой могли примкнуть представители самых разнообразных мнений, лишь бы это были мнения, вытекшие из искреннего убеждения. После прекращения журнала в 1872 г. Ю. читал публичные лекции по истории драмы в доме Кошелевых и лекции о немецкой литературе на женских курсах профессора Герье. В 1880 г. основал журнал "Русская Мысль", и стоял во главе редакции в течение пяти лет. Журнал сразу занял выдающееся положение. Ю. принадлежит к числу тех литературных деятелей, которые оказывают влияние на современников не столько литературной деятельностью, сколько своей личностью. Писал он немного, но принимал горячее участие в московской литературной и театральной жизни. Его избрали в 1878 г. председателем Общества любителей российской словесности, после смерти Островского - председателем Общества русских драматических писателей; благодаря его стараниям в 1880 г. торжество открытия памятника Пушкину получило характер крупного общественного события. Как горячий оратор, увлекательный собеседник он пользовался популярностью среди всей московской интеллигенции без различия направлений. Главным образом его ценили как одного из последних могикан 40-х годов, идеалиста чистой воды, который относился с симпатией ко всякому идейному увлечению, хотя бы оно не соответствовало его собственным взглядам. Ю. отличался полной терпимостью к чужим мнениям; как показывает уже опыт издания "Беседы", он считал, что теоретические разногласия не устраняют возможности и необходимости единения разных партий на почве общих гуманных идеалов. Собственное миросозерцание Ю. сложилось в славянофильских кружках 40-х годов, главным образом под влиянием Хомякова. Признавая вместе со славянофилами, что русская история идет особым, своеобразным путем, он не считал, однако, нужным открещиваться от западноевропейского и никогда не доходил до обскурантизма. Будучи искренне верующим человеком, он высказывался против позитивной философии, но в то же время относился с полным сочувствием к приобретениям современной науки; идеала церковного строя он искал не в византийских традициях, а в демократической общине первых веков христианства. В общественной жизни Ю. был сторонником "хорового начала", при котором слышен каждый отдельный голос и в то же время все голоса сливаются в одно гармоническое целое; он был также горячим поборником самого широкого участия общества в политической жизни страны. Более выдающиеся его статьи: "Речь при открытии памятника Пушкину" (1880); "Социальные стремления человечества и народная правда" (1882, "Русская Мысль"); "Значение театра, его упадок и необходимость школы сценического искусства" ("Русская Мысль", 1883, кн. 8); "Опыт объяснения трагедии Гёте "Фауст"" ("Русская Мысль", 1884, кн. 11-12), вышедший также отдельной брошюрой (М., 1886); "Несколько мыслей о сценическом искусстве" ("Русская Мысль", 1888, кн. 2, 3, 5, 10; издано особо ред. "Русской Мысли", М., 1889). После смерти Ю. друзья почтили его память изданием сборника "В память С. А. Юрьева" (М., 1891). Ср. также ст. А. В. в "Вестнике Европы" (1891, № 1).

Юрьев, уездный город Владимирской губернии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Юрьев, уездный город Лифляндской губернии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Юрьев-Георгиевский или Егорьевский монастырь

мужской, 1-го класса (с 1764 г.) - Новгородской губернии и уезда, в 3 верстах к югу от Новгорода, на левом берегу реки Волхов, при устье ручья Княжева. Основание его относится к 1030 г. и приписывается великому князю Ярославу Владимировичу (во св. крещении Юрию [Георгию]). Монастырь неоднократно подвергался разорению и опустошению то от неприятеля, то от пожаров. В начале XIX столетия монастырь пришел в упадок, и нынешним своим блестящим состоянием обязан щедрости графини Ан. Ал. Орловой-Чесменской и стараниям ее духовника архимандрита Фотия (1822-38 гг.). В 1786 г. сюда перенесли мощи св. Феоктиста, архиепископа новгородского. К монастырю приписаны монастыри Перынский и Пантелеймонов. Монастырь содержит начальную школу.

Юрьева гора

- урочище Киевской губернии, Черкасского уезда, на правом берегу Днепра, близ селения Константиновка. Здесь на высоком холме находится древнее городище Майдан и 34 кургана (с предметами каменного и бронзового веков). Залежи огнеупорных белых глин (на граните) мощностью до 23 саженей.

Юрьевец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Юрьевич, Иван Иванович

- писатель. Родился в 1788 г.; окончил курс армейской семинарии ["Армейской семинарией" называлось существовавшее в С.-Петербурге в первой половине XIX столетия учебное заведение с обычным курсом духовных семинарий, в котором обучались сыновья лиц военного духовенства.]; в 1813 г. был определен в ту же семинарию учителем истории, географии, арифметики и нотного пения; уволясь из духовного звания, служил в военном министерстве, на монетном дворе, в департаменте горных и соляных дел и в морском министерстве; преподавал русскую словесность в военно-учебных заведениях. Год смерти его неизвестен. Написал "Краткое начертание метафизики" (СПб., 1824) и "Пневматология, или О существах чувствующих и мыслящих" (СПб., 1825). В книгах Ю. не встречается ни одной ссылки на произведения философов и, кроме Аристотеля, Декарта, Лейбница и Вольфа, никаких упоминаний о философах. Отсюда, однако, нельзя заключить, что сочинение Ю. представляется самостоятельным; напротив, оно в точности воспроизводит идеи Вольфа или какого-либо его ученика и, по всей вероятности, составлено по курсам философии, слышанным в семинарии. Во второй части - опытной психологии - встречаются, впрочем, и самостоятельные, но весьма малоценные наблюдения. В метафизике, которую Ю. определяет как часть умозрительной философии, рассуждающую "о главнейших истинах, познаваемых рассуждением", мы имеем дело с "сущим или существом вообще", которое бывает телесным и бестелесным, миром и Богом; в этом нетрудно узнать Вольфово деление на онтологию, пневматологию, космологию и теологию. Ю. дал только очерк первых двух частей метафизики. В онтологии он рассматривает "принадлежности" вещей вообще, принадлежности вещей относительно их сущности (единство, подлинность, совершенство, определенность), общие принадлежности бытия (пространство, время, производство), принадлежности вещей относительные (тождество и различие, союз и зависимость, причина действующая, вещественная, конечная, образовательная). Книга заканчивается замечаниями о порядке, о существе необходимом и случайном, простом и сложном, конечном и бесконечном. Никакого реального знания в этом сочинении, которое, по всей вероятности, служило руководством в артиллерийском училище, нет; знание и определения - чисто словесные. На стр. 23 мы встречаемся с любопытной полемикой с Кантом, который, впрочем, не назван по имени. Ю. делает два возражения против учения о том, что пространство и время суть формы чувствования: 1) "сии формы чувствования, будучи основаны единственно на его свойстве, одинаковым бы образом приличествовали без разбора всем ощущаемым предметам". 2) "Будучи приданы единожды к какому-либо предмету, в известном разуме, не изменялись бы и не переменяли бы своего к нему отношения. Но время настоящее беспрестанно делается прошедшим, а отношение всех предметов к нам и между собой, яко вне нас и вне себя находящихся, или пространство, беспрестанно также изменяется. И потому оные не столько суть формы нашего чувствования, сколько формы бытия чувствуемых вещей; и мы потолику и таким образом, относительно к предметам, их представляем, поколику и каким образом бытие последних для нас ощутительно бывает". Оба возражения не выдерживают критики. В опытной психологии подробно описаны страсти, которые Ю. делит на два класса: 1) чувствования приятности и неприятности и 2) сильнейшие желания; к первому классу Ю. относит радость и печаль, восторг и ужас, надежду и страх, величавость и стыд, самодовольность и раскаяние; ко второму - любовь и ненависть, сожаление и злорадование, признательность и гнев, благодарность и мщение, соревнование, зависть и ревнивость. Кроме страстей, Ю. рассматривает и наклонности, "постоянно в некоторых людях действующие", как-то: "сластолюбие или склонность к веселостям, корыстолюбие, честолюбие". Особенно подробно описано корыстолюбие.

Э. Радлов.

Юрьевич, Семен Алексеевич

(1798-1865) - генерал-адъютант, помощник воспитателя наследника цесаревича Александра Николаевича (впоследствии императора Александра II), которому преподавал фортификацию и артиллерию и которого сопровождал в путешествиях по России и за границей. Составил проект 1-й эмеритальной кассы для армии и флота ("Русское военное общество взаимного вспоможения сухопутного и морского ведомств") и образовал первую в России частную компанию Саратовской железной дороги, без участия иностранных капиталистов.

Юрьевка

- местечко Павлоградского уезда Екатеринославской губернии, при речке Малой Терновке. Жителей 1500. Православная церковь, школа, лавки.

Юрьево

- название двух сел Тамбовской губернии, Козловского уезда: 1) Ю. Новое - при речках Ситовке и Гремучей; жителей свыше 4000. 2) Ю. Старое - при реке Лесной Воронеж, станция железной дороги; жителей 6500; школа, больница, лавки, значительное кирпичное производство, еженедельные базары, 4 ярмарки, отправка по железной дороге хлеба (в 1901 г. - 593 тыс. пудов).

Юрьевские

- княжеский русский род. Именным Высочайшим указом от 5 декабря 1880 г. Высочайше повелено присвоить дочери князя Михаила Михайловича Долгорукова, княжне Екатерине Михайловне Долгоруковой (род. в 1846 г.), состоявшей с 19 июля 1880 г. в морганатическом браке с императором Александром II, титул светлейшей княгини Юрьевской. Сын ее Георгий Александрович князь Юрьевский состоит на службе в л.-гв. гусарском Е. В. полку. Герб рода князей Юрьевских внесен в XIV часть Общего Гербовника (1890 г.).

Юрьевский 98-й пехотный полк

- сформирован в 1863 г. из резервных и бессрочноотпускных чинов Архангелогородского полка, и наименован Дерптским пехотным; нынешнее название получил в 1893 г., по переименовании города Дерпта в Юрьев. Так как родоначальником Архангелогородского был Тамбовский пехотный полк, то от них обоих унаследованы Ю. полком и боевые отличия: 1) георгиевское полковое знамя за подвиги в 1814 г. и за оборону Севастополя в 1854-55 гг.; 2) поход за военные отличия, за войну 1799 г. с французами в Италии; 3) 2 серебряные трубы за взятие крепости Базарджек в 1810 гг.; 4) знаки на шапках, за отличия в турецкую войну 1828-29 гг.

Юрьевский или Георгиевский монастырь

мужской, заштатный (с 1764 г.) - Калужской губернии, Мещовского уезда, в 1/2 вер. от города Мещовска. Основан в 1681 г. В монастыре находится чудотворная икона Скорбящей Божьей Матери и помещается духовное училище.

Юрьевский университет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Юрьевский чернозем

- см. Юрьев (Юрьевский уезд).

Юрьевский-Козелецкий или Георгиевский монастырь

мужской, 3 класса (с 1786 г.) - см. Козелецкий-Георгиевский монастырь.

Юрьевы

- русские дворянские роды: 1) восходящий к половине XVII века и записанный в VI часть родословной книги губерний Полтавской, Пензенской и Тульской; 2) происходящий от Ивана Ю. (конец XVI в.) и записанный в VI часть родословной книги Московской губернии; герб его внесен в Х часть Общего Гербовника; 3) происходящий от Дмитрия Александровича Ю. (первая половина XVII в.) и записанный в VI часть родословной книги Московской и Нижегородской губерний; 4) происходящий от Алексея Ю., испомещенного за "военные доблести" в 1628 г., и записанный в VI часть родословной книги Вологодской губернии; герб его внесен в I часть Общего Гербовника. Есть еще несколько дворянских русских родов Ю., более позднего происхождения.

В. Р-в.

Юрьевы-Романовы

- старинный русский дворянский род; см. Романовы.

Юрьян

(Андрей Андреевич) - композитор (род. 1856), собиратель латышск. песен, служащих ему в большинстве случаев темами для собственного творчества. Он написал: торжественный латышский марш, "Освобождение латышского народа" (симфон. картина), 4 латышск. народн. танца, кантаты - "Пир Валтасара", "Отчизне", "К столетию присоединения Курляндии к России" и др.

Ник. Б-н.

Юс

(Июс) Белый и Черный - две составные части реки Чулыма (Енисейской губернии); см. Чулым.

Юс-паланг

(Cynailurus jubatus) - азиатский гепард; см. Гепард.

Юсенги

- перевал в Главном Кавказском хребте; ведет из Нальчикского округа Терской области в Кутаисскую губернию, в Сванетию. Дорога к перевалу идет по ущельям рек Баксана и Юсенги и спускается в ущелье Ингура. Перевал этот очень высок, проходим только в летние месяцы и опасен вследствие частых лавин.

Юсефсаи

(Юсуфсаи) - племя в северо-восточном Афганистане и северо-западной Индии; принадлежит к афганцам и составляет большую группу значительного племени Бердурани. Существует мнение, что Ю. - потомки евреев, приведенных в вавилонский плен; оно основано на сходстве обычаев и религиозных обрядов с древнееврейскими. Ю. - ревностные сунниты; их духовенство, происходящее из другого племени, живет десятиной, которую выплачивают прихожане. В священных городах Ю. каждый преступник может найти себе приют. Пашни переделяются ими по жребию каждые 10, 20 или 30 лет. Гл. города 10. - Дир и Алладанд. Всех 10. Эльфинстон насчитывает до 700 тыс.

Юслениус

(Daniel Juslenius, 1676-1752) - шведский писатель, финляндский уроженец, профессор богословия в Або, потом епископ. Из его трудов по истории, географии и лингвистике финской выдаются "Aboa vetus et nova" (1700), "Vindiciae fennorum" (1703) и в особенности "Finska Ordaboks försök Suomolaisen sananlugum соеtus" (Стокгольм, 1745; большей частью финские пословицы, переведенные на латинский и шведский языки).

Юст

(Леопольд Just) - ботаник (1841-1891). Был профессором ботаники в политехникуме в Карлсруэ. Труды Юста посвящены физиологии растений, сельскохозяйственной ботанике и водорослям ("Phyllosiphon Arisari", "Botan. Zeitung", 1882). В 1874 г. им был основан первый и до сего времени лучший журнал ботанических рефератов, "Botanischer Jahresbericht" (Берлин), носящий его имя. В 1881-1886 гг. Ю. редактировал вместе с де Бари "Botanische Zeitung".

H. Г.

Юстен

(Павел) - епископ города Або (в Финляндии). В 1569 г. был послан шведским королем Иоанном III ко двору Иоанна Грозного с дипломатическим поручением. Грозный, питавший неудовольствие против шведского короля, заключил послов в тюрьму. Ю. три года провел в тесной и нездоровой темнице, откуда ни с кем не мог сообщаться. Выпущенный на волю, возвратился в Або в 1575 г. и вскоре умер. Написал "Хронику финляндских епископов", сохранившуюся в "Шведской библиотеке" барона Неттельблада; ее издал профессор Портан с комментариями. Он же опубликовал и весьма интересное донесение о своей миссии в России.

Юсти, Иоганн Генрих Готлиб

(Justi, + в 1771 г.) - немецкий экономист и минералог; читал лекции политической экономии в Геттингене. Его труды: "Staatswirthschaft" (1759); "Entdeckte Ursachen von der verderbten Münzwesen" (1755); "Grudsätze der Polizeiwissenschaft" (1782); "Grundriss des gesammten Mineralreichs" (1756); "System des Finanzwesens" (1756); "Vollständige Abhandlung von den Manufact. Fabriken" (1758-61); "Tabeln und Erzählungen" (1759); "Scherzhafte Schriften" (1760-65). На русский язык переведены: Авраамом С. Волковым - "Существенное изображение естества народных обществ и всякого рода законов" (СПб., 1770 и М., 1802); Ив. Богаевским - "Основание силы и благосостояния царств, или Подробное начертание всех знаний, касающихся до государственного благочиния" (СПб., 1772-78); Денисом Фонвизиным - "Торгующее дворянство" (СПб., 1766).

Юсти, Карл

(Justi) - немецкий писатель; род. в 1832 г. Был профессором археологии и истории искусства в Марбурге, Киле, Бонне. Его сочинения: "Die ästhetischen Elemente in der Platonischen Philosophie" (1860); "Winkelmann; sein Leben, seine Werke, seine Zeitgenossen" (1866-1872); "Dante und die Göttliche Komoedie" (1862); "Die Verklärung Christi, Gemälde Raffaels" (1870).

Юсти, Фердинанд

(Justi) - ориенталист; род. в 1837 г.; профессор сравнительной грамматики и германской филологии в Марбурге. Напечатал: "Handbuch der Zendsprache" (Лейпциг, 1864), к которому присоединил издание "Bundehesch" с глоссарием (ib., 1868); "Dictionnaire kurde-français" (СПб., 1879); "Geschichte des alten Persiens" (Б., 1879); "Kurdische Grammatik" (ib., 1880); "Geschichte der orient. Völker in Altertum" (ib., 1884) "Iranisches Namenbuch" (Марбург, 1895); "Hess Trachtenbuch" (ib., 1900).

Юстин

(Марк Юстиниан) - римский историк времен Антонина (жил около 60 г. после Р. Х.), автор извлечения из не дошедшего до нас обширного исторического труда Трога Помпея, под заглавием "Historiae Philippicae", в 44 книгах. Извлечение Ю. содержит в себе всемирную историю, главным образом македонскую, без тщательной хронологической последовательности событий; ей немало пользовался историк V в. после Р. Х. Орозий; она была ценима в средние века (ср. Rühl, "Die Verbreitung des Justinus im Mittelalter", 1871). Изложение Ю. отличается простотой и сжатостью, заключает в себе много интересного и до сих пор имеет некоторое значение, хотя не всегда выдерживает строгую критику. Старые издания: J. Bongarsius (1581), Is. Vossius (1640), Grävius (1688); из новых Benecke (1830), Fittbogen (1835), с примечаниями древних комментаторов (просмотр. Фрочером, 1827-1830, Лейпциг), Jeep (1859 и 1872) и Rühl (1886).

Юстин I

- император восточно-римский (518-527 после Р. Х.), по происхождению простой крестьянин из Иллирии; в царствование Льва I прибыл в Константинополь, был при Анастасии офицером и принимал участие в усмирении исавров; впоследствии достиг должности comes excubitorum, т. е. начальника императорских телохранителей. После смерти Анастасия евнух Аманций, желая при помощи популярного в войсках Ю. возвести на престол свою креатуру (некоего Феокрита) и управлять его именем, передал Ю. громадные суммы для привлечения на сторону Феокрита гвардии, но Ю. раздал деньги от себя, ничего не говоря о Феокрите, и был с согласия сената и народа провозглашен императором, несмотря на то что у Анастасия остались племянники, считавшие себя претендентами на престол. Царствование Ю. было реакцией против предыдущего. Анастасий был монофизит - Ю. твердо держался православия; он покончил схизму между римской и константинопольской церковью, вызванную генотиконом Зенона; при нем было установлено празднование в память четвертого вселенского собора. Ю. признал исповедание папы Льва I. Аманций и Феокрит были обвинены Ю. в измене и казнены. Виталиан, очень влиятельный во времена Анастасия полководец, сначала получил от Ю. должность magister militum, но вскоре был также убит, вызвав подозрения Ю. и зависть со стороны Юстиниана. Очень старый (при вступлении на престол ему было уже около 66 лет), Ю. мало занимался внутренними делами, в которых ему помогал его племянник Юстиниан. Так как Ю. не имел детей, то он усыновил Юстиниана и в апреле 527 г. сделал его соправителем, с титулом Августа. В том же году Ю. умер, оставив престол Юстиниану I.

Юстин II

- император восточно-римский, племянник Юстиниана I, сын его сестры Вигилянции и Дульциссима; был женат на Софии, племяннице императрицы Феодоры; вступил на престол после смерти Юстиниана I, в 565 г. после Р. Х. Положение государства при Ю. II было очень тяжелым и внутри, и извне, а Ю. не был человеком, какой был нужен империи в такое тяжелое время: всегда болезненный, он кончил сумасшествием (с 574 г.). В религии Ю. твердо держался чистого православия и написал в этом смысле манифест к православным; с 572 г., под влиянием патриарха Иоанна, он начал даже преследовать монофизитов. Аварам Ю. отказался платить деньги, которые они привыкли получать от империи; они стали нападать на придунайские провинции. В Италию, по отозвании оттуда экзарха Нарсеса, вторглись лангобарды, завоевали всю северную и часть средней и южной Италии; под властью империи остались лишь Романья, береговая полоса от Римини до Анконы, Рим и нижняя Италия. При Ю. II возобновилась борьба с персами. Ю. заключил союз с турками против персов, но турки не были в состоянии оказать ему существенную поддержку. Помощи империи просили армяне, подданные Хозроя, побуждаемые к тому религиозными преследованиями. Хозрой I Нуширван взял Дару, опустошил Сирию. Более счастливый для империи оборот война с персами приняла, когда во главе императорских войск стал Тиверий Константин, занимавший должность comes excubitorum, а затем торжественно возведенный в сан Кесаря. В 575 г. было заключено пятилетнее перемирие с персами, но оно вскоре было нарушено. В 576 г. персам было нанесено сильное поражение при Мелитене, затем взята Сингара в Месопотамии. Во время войны Ю. II умер, в 578 г.

Юстина

(Флавия Августина) - римская императрица, бывшая сначала супругой узурпатора Магненция, затем - императора Валентиниана I (368 г. после Р. Х.); после смерти последнего провозгласила императором малолетнего сына своего Валентиниана II, который разделил власть со старшим братом Грацианом. Отличаясь кротостью и терпимостью, Ю. поддерживала хорошие отношения с господствующей церковью, стремясь, однако, водворить в империи арианство, но св. Амвросий помешал этому. Когда Италия перешла во власть узурпатора Максима, Ю. удалилась в Фессалоники, где и умерла в 388 г.

Юстинград

(Загайполь, Соколовка) - местечко Киевской губернии, Липовецкого уезда, при реке Конелке, в 27 верстах от станции железной дороги. 2782 жителя; православная церковь, синагога, школа грамоты.

Юстиниан II

- император восточно-римский (византийский), сын Константина IV Погоната; вступил на престол в 685 г. после Р. Х. шестнадцатилетним юношей. В его характере преобладающей чертой была чисто восточная жестокость, сделавшая его предметом ненависти населения. В 689 и 690 г. Ю. вел войну с болгарами, незадолго до того утвердившимися на Дунае в стране, уже густо заселенной славянами. Пленных славян Ю. переселил в Малую Азию и образовал из них отряд в 30 тысяч человек. В 692 г. Ю. нарушил мир с арабами, но был разбит войсками Абд-Альмалика в Киликии. Поражение было следствием измены части приведенных им с собой славян. Тогда Ю. велел перебить близ Никомидии и тех славян, которые остались верны ему. Результатом поражения была потеря южной Армении, где возмутился Симбатий. Ненависть народа навлекали в особенности злоупотребления и вымогательства двух фаворитов Ю. - Феодота и Стефана, из которых первый был министром финансов (ό γενικός λογοθέτης), а Стефан занимал должность сакеллария императора. Крупным событием в церковной жизни был созыв Ю. собора в 692 г., так называемого "пято-шестого" или Трулльского. Постановления Трулльского собора не были признаны папой Сергием; попытки Ю. II принудить папу принять их окончились неудачей. Непопулярностью Ю. II воспользовался полководец Леонтий. В 695 г. он бежал из тюрьмы, куда был заключен по приказанию подозрительного императора, возмутил жителей столицы, захватил Ю., велел отрезать у него нос и язык и отправил в ссылку в Крым (в Херсонес). Стефан и Феодот были казнены. Некоторое время спустя Леонтий также был свергнут, и престол занял Тиверий III. Тогда Ю. II, бежав из ссылки сначала к хозарам, затем к болгарам, явился в 705 г. перед Константинополем с войском из славян и болгар, с Тервелом во главе. Он овладел столицей и снова занял престол, жестоко отомстив своим противникам: Тиверий и Леонтий были обезглавлены, патриарх Каллиник низложен и сослан. Война с арабами опять пошла плохо: греки потеряли Мопсуэсту и Тиану; в 709 г. арабы вторглись даже во Фракию. Ю. послал в Крым войско, которое должно было наказать Херсонес за то, что он не оказал поддержки императору во время его несчастья, но оно возмутилось и провозгласило императором Филиппика Вардана. В то время как Ю. II собирал отряды в Малой Азии, Филиппик овладел Константинополем, убил Юстинианова сына, а затем захватил оставленного войском императора и убил его, в 711 г. после P. X.

Д. К.

Юстиниан Великий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Юстиниана

(Justiniana) - в римской империи это имя носили несколько городов: Ю. первая, вторая, третья (Justimana prima, secunda, tertia). Самым значительным из этих городов была Юстиниана первая (Justiniana prima), на македонско-болгарской границе (теперь Кюстендил).

Юстинианов кодекс

- см. Corpus juris civilis.

Юстирные валки

- см. Монетный чекан.

Юстиция, арагонское учреждение

или правильнее "хустиция" (Justicia Mayor de Aragon) - арагонское учреждение, ограничивавшее власть короля в судебном отношении и представлявшее важную гарантию личной свободы и прав собственности арагонского дворянства. Это учреждение, отчасти сходное со спартанскими эфорами и римскими трибунами, получило громадное значение в XIV в., после того как дворянство было лишено права вооруженного сопротивления незаконным действиям королевской власти (по "Привилегиям унии"). Взамен этого арагонское дворянство получило более легальную гарантию своих прав в институте Justicia Mayor, который, по странному противоречию, назначался, а до 1441 г. и отрешался от должности королем. С 1441 г. Justicia становится пожизненным и несменяемым магистратом. По закону, изданному кортесами в 1265 г., Ю. всегда назначался из низшего дворянства, а не высшей аристократии; притом в течение 150 лет (с середины XV в.) это звание постоянно находилось в руках одной и той же фамилии Ланус, что придавало институту Justicia Mayor (Верховного судьи) особенную силу и устойчивость. Состав трибунала Ю. - кроме него самого, 5 помощников или лейтенантов (докторов права), пожизненно назначаемых королем из представляемых кортесами 16 кандидатов; сверх того, в распоряжении Ю. состояла обширная канцелярия. При нем постоянно находилось 8 приставов для немедленного приведения приговора в исполнение; двое из них всегда шли впереди Ю. с сухими ветвями в руках (подобно римским ликторам). Ю. являлся высшим истолкователем и охранителем арагонских вольностей (фуэросов): он вмешивался в судопроизводство королевских судов, когда замечал их отклонение от фуэросов, имел самостоятельную гражданскую и уголовную юрисдикцию во многих случаях, особенно в столкновениях между королем и знатью. Своим veto он мог даже отменять королевские приказы, контролировать и смещать министров. Главными средствами вмешательства Ю. были: 1) так называемая фирма (firma del derecho, juris firma) и 2) манифестация. "Фирма" заключалась в праве верховного судьи приостанавливать и переносить по требованию одной из заинтересованных сторон дело, начавшееся в одном из королевских судов, непосредственно на свое рассмотрение. Манифестацией называлось право верховного судьи держать у себя под арестом лиц, преследуемых административной властью, чтобы избавить их от насилия ее агентов, пока дело не будет расследовано компетентным трибуналом и не будет обеспечено точное исполнение его приговора. "Сила этого института была так велика, что могла спасти человека, на шее которого была уже веревка" (Бланкас). С его властью и авторитетом приходилось считаться и бороться даже такому могущественному королю Испании, как Филипп II. Чтобы предотвратить злоупотребления властью, Ю. был сделан (в 1390 году) ответственным перед 4 инквизиторами, избиравшимися всеми 4 чинами Арагонского королевства. Только перед кортесами мог быть обвинен Ю. в незаконных действиях, и только они, выслушав его оправдания, могли произнести над ним приговор. Помощники верховного судьи также подлежали контролю и суду кортесов. Институт Ю. просуществовал почти до конца царствования Филиппа II. Встретив со стороны Ю. упорное сопротивление своему произволу в деле Антонио Переса, приведшее к отчаянному восстанию народа в Арагонии, Филипп II, подавив восстание в потоках крови, приказал доблестного Ю. (дона Хуана де Лунаса) всенародно казнить на площади в Сарагосе (20 декабря 1591 г.). Вслед за тем на кортесах 1592 г., бывших слепым орудием в руках Филиппа II, верховный судья и его помощники были низведены на степень обыкновенных чиновников, вполне подчиненных королю.

См. В. К. Пискорский, "История Испании и Португалии"; его же, "Кастильские кортесы" (здесь указана и иностранная библиография).

Юстиция, богиня правосудия

(Justitia Augusta) - богиня правосудия, культ которой существовал в Риме со времен Тиберия, посвятившего ей статую в Риме. Судя по одной надписи, Ю. имела особого жреца.

Юсуповы

или Юсупово-Княжевы - пресекшийся русский княжеский род. От военачальника, бывшего в службе Тамерлана, и владетельного Ногайского князя (умер в начале XV в.) Едигея Мангита в третьем колене родился Муса-мурза, сын которого Юсуф-мурза (умер в 1556 г.) был родоначальником рода Юсуповых. У него было два сына, Иль-мурза и Ибрагим (Абрей), которых отправил в 1565 г. в Москву убийца их отца, дядя Измаил. Потомки их в последние годы царствования Алексея Михайловича приняли св. крещение и писались князьями Юсуповыми или Юсупово-Княжево до конца XVIII в., а после стали писаться просто князьями Юсуповыми. От Иль-мурзы произошли две ветви князей Ю.: старшая, угасшая в XVIII в. с кончиной потомка его в пятом колене князя Семена Ивановича, и вторая, позже старшая ветвь; от Ибрагима - одна младшая ветвь князей Ю. Григорий Дмитриевич (1676-1730) начал служить при Петре Великом стольником; участвовал с ним в Азовских походах; сражался со шведами под Нарвой, Полтавой и Выборгом; при Екатерине I был сенатором, при Петре II - первым членом государственной военной коллегии. Сын его Борис Григорьевич (1696-1759) в царствование Анны Иоанновны и при Иоанне Антоновиче был московским губернатором, при Елизавете Петровне - сенатором, президентом коммерц-коллегии и главным директором кадетского корпуса. Сын его Николай Борисович (1750-1831) с 1783 по 1789 г. был посланником в Турине, потом сенатором; император Павел I сделал его министром уделов, а Александр I - членом государственного совета. После смерти внука его, князя Николая Борисовича Ю. (1827-1890), Высочайше разрешено именоваться князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном зятю его, гвардии поручику графу Феликсу Феликсовичу Сумарокову-Эльстону, с тем чтобы княжеский титул и фамилия Ю. переходили только к старшему в роду из его потомков. Род князей Ю. был записан в V часть родословной книги губерний Орловской, Курской и С.-Петербургской. Герб внесен в III часть Общего Гербовника.

В. Р-в.

Юсуф, король Гренады

(Абу-Геджид) - король Гренады, из династии Назеридов (1333-1354). Отличался любовью к науке, искусствам и литературе. Заключив выгодный мир на 4 года с Кастилией, Ю. занялся реформой законодательства в своем государстве; заботился об искоренении злоупотреблений. С 1340 г., в союзе с марокканским халифом Абуль-Гасаном, вел 4 года войну с королями Кастилии и Португалии, но неудачно: мусульмане были разбиты на суше и на море. Альфонс Кастильский и Ю. заключили на 10 лет мир, но в следующем году он был нарушен Альфонсом, который, пользуясь беспорядками в Мавритании, хотел изгнать арабов из Испании и осадил Гибралтар, но умер от чумы во время осады (1350). Великодушный Ю. оплакивал смерть противника и не препятствовал кастильцам перевезти торжественно его тело. Ю. был убит в мечети в праздник байрама (1354), всего 38 лет от роду. Известен как законодатель, покровитель наук, художеств и литературы; был одним из лучших королей Гренады, реформировал систему образования, заботился об улучшении нравов. Он отличался гуманностью: запретил войскам во время войны убивать женщин, детей, старцев и духовных, если они не с оружием в руках; тела казненных велел обмывать и хоронить, как и остальных мусульман. Украсил Гренаду многими красивыми зданиями; его примеру следовали вельможи, так что, по словам арабского писателя, во времена Ю. Гренада напоминала "серебряную чашу, наполненную гиацинтами и изумрудами".

Юсуф, марокканские императоры

- имя марокканских императоров из арабских династий Альморавидов и Альмогадов. 1) Юсуф I бен-Ташфин, из династии Альморавидов, избран марокканским императором в 1070 г. В 1072 г. основал город Марокко и сделал его своей столицей, изгнал Зеиритов из западной Африки и расширил пределы своих владений до самого Атлантического океана, завладев даже Цеутой. Призванный в Испанию на помощь мусульманскими государями, которых сильно теснил Альфонс VI Кастильский, он нанес последнему жестокое поражение в битве при Залаке, у Бадахоса (1086 г.), но омрачил свою славу вероломством по отношению к государям-союзникам, которых владения силой присоединял к себе (Севилью, Гренаду и др.); значительная часть испанской территории перешла под власть Ю. Обладая большим могуществом и нося титул Emir-al-Moslemin (т. е. государь правоверных), он признавал, однако, верховенство багдадских халифов. Юсуф умер в 1106 г.; потомки его вскоре были лишены власти Альмогадами. Ю. покровительствовал науке и стоял на страже религии и правосудия.

2) Юсуф II (Абу-Якуб), марокканский император (халиф) из династии Альмогадов, наследовал престол в 1163 г. Раньше он правил Севильей; явившись оттуда в Марокко, он некоторое время вел борьбу из-за престола с братьями; победив их, великодушно простил. Он отличался мягкостью и, вступив на престол, отворил двери всех тюрем. Ему нередко приходилось усмирять сильные волнения в своих африканских владениях. Укрепив свою власть в Африке, Ю. в 1169 г. совершил поход в Испанию, где завладел всей Андалузией, разбил христиан и отнял владения у мусульманского эмира Валенсии (1172). Ю. построил в Севилье пышную мечеть, водопровод, великолепные дворцы, набережные и другие величественные сооружения. После 6-летнего пребывания в Испании Ю. вернулся в Африку, где возникли волнения. Усмирив их, в 1184 г. Ю. совершает поход в Португалию, где и погибает, застигнутый врасплох португальцами. Ю. отличался любовью к наукам и искусствам.

3) Юсуф III, Аль-Мунтасар (Абу-Якуб), халиф марокканский из династии Альмогадов, правнук Юсуфа II. Еще несовершеннолетним наследовал престол отца (1213). Его малолетство и неспособность подготовили падение династии Альмогадов, могущество которой было уже подорвано в неудачной битве при Толозе (1212). Все свое царствование Ю. провел в пустых забавах, окруженный наложницами и евнухами; управление государством перешло в руки его родственников и придворной олигархии. Умер в 1224 г., 21 года от роду.

4) Юсуф IV, Аль-Насер (Абу-Якуб), марокканский император (из династии Меринидов, свергнувшей Альмогадов); вступил на престол в 1286 г. Заключив мир с Мохаммедом II гренадским, он уступил ему все владения свои в Испании, за исключением южных городов (Тарифы, Кадикса и др.), помирился с Кастилией и занялся умиротворением африканских владений. В 1291 г. вернулся в Испанию и несколько лет вел упорную, но безрезультатную войну с христианами. Вернувшись около 1296 г. в Африку, он вскоре был признан сюзереном Алжира, Туниса, Гренады и принимал посольства из отдаленного Египта и Аравии. Вскоре он стал терпеть военные неудачи, потерял в битвах двух сыновей и заперся от горя во дворце, где и был зарезан своим евнухом (в 1307 г.).

См. Aschbach, "Geschichte Spaniens und Portugals zur Zeit der Herrschaft der Almoraviden und Almohaden" (Франкфурт, 1833-37); R. Dozy, "Histoire des Musulmans d'Espagne" (Лейден, 1861); Aug. Müller, "Der Islam im Morgen- und Abendland" (Берлин, 1885 и сл.; есть и русский перевод, изд. Пантелеева).

Юсуф, французский генерал

(Youssouf, + в 1866 г.) - французский генерал, игравший важную роль при завоевании Алжира. Захваченный где-то, еще в детстве, африканскими пиратами, он ничего не помнил о своем происхождении. Состоя при дворе тунисского бея, Ю. сначала пользовался его расположением, но потом чем-то его прогневал, спасся бегством и поступил во французскую службу. Впоследствии, командуя спагами, отличился во многих делах и вообще, хорошо зная туземцев Алжира, оказывал важные услуги французскому правительству. Особенно выдался он своей деятельностью в экспедициях 1832 и 1836 гг. В 1845 г. он принял христианство. Написал "La guerre d'Afrique" (1850).

Юсуф-Балкин

(Абул-Фета) - основатель африканской династии Зеиритов в Х в. Отомстил за смерть своего отца Зейри-бен-Мунада племени зенатов, победив их (971 г.) с помощью халифа Музледин-Аллаха, завоевал Баскару, Бафру, Мессису и др., расширил свои владения до Барки и Сахары. Всем пленникам-зенатам Ю. даровал свободу и возвратил имущество, чем тронул халифа Музледина; последний, отправляясь в Египет, передал ему в наследственный лен всю северо-западную Африку, за исключением Барки и Триполи. Доблести и таланты Ю. не спасли Африку от анархии. Пользуясь этим, испанские Омейяды снова пытались подчинить северную Африку, так что одно время во власти Ю. оставались лишь нынешние Тунис и Алжир. Ю. не переставал бороться с Омейядами до самой своей смерти (984).

Юсуф-бен-Абдельрахман

(al Fehri) - арабский наместник, из племени Корейшитов, из которого происходил Магомет. Управляя Испанией с 747 г. от имени Омейядов, он ввел порядок в управление, разделил арабские владения в Испании на провинции, поправил дороги и мосты, сместил несправедливых и жестоких чиновников. Своей снисходительностью к родным и друзьям создал партию недовольных, но он быстро одолел врагов. В это время династия Омейядов была свергнута и истреблена Аббасидами (755), и в живых остался один принц Абдельрахман, вскоре признанный государем всей южной Испании. Ю. упорно противился его власти и погиб в борьбе (759).

Юсы

- буквы в славянской как кирилловской, так и глаголической азбуке, обозначающие носовые гласные звуки. Это так называемые юс большой Юсы и юс малый Юсы, юс большой йотированный Юсы и юс малый йотированный Юсы. Иногда так называются и сами звуки, обозначаемые этими буквами. Из памятников русского письма или русской редакции (извода) Ю. систематически правильно употребляются только в Остромировом Евангелии; в памятниках более новых, как на новом церковно-славянском, так и на древнерусском, эти буквы, не имеющие в русском языке соответствующего звука, ставятся вместо простого я или Юсы, причем чаще употребляется юс большой, чем малый.

Ют

- кормовая часть верхней палубы корабля, позади бизань-мачты, а на 2-мачтовых судах - позади грот-мачты. Иногда часть Ю. покрыта настилкой (палубой) и в этом случае называется полуютом.

Ютландия

(нем. Jütland, дат. Jylland) - материковая часть Дании, занимающая северную часть Кимврского полуострова и ограниченная на западе Немецким морем (для Германии оно Nordsee, для Дании - Westsee), на севере - Скагерраком, на востоке - Каттегатом и на юге - Шлезвиг-Голштинией. Вместе с островами Гиртсгольм, Лаэйо, Ангольт, Гьельм, Туно и Энделавэ в Каттегате, Фано и Мано в Немецком море Ю. занимает площадь в 25265 кв. км, с 1061904 жителями (1901). В середине Ю., в направлении к востоку, пересекается цепью низких возвышенностей, достигающей лишь 172 м в своей высочайшей вершине Эйерсбавнехёй (Eiersbavnehöj). На восточной стороне местность - холмистая, а на западной - плоская равнина и вдоль берега обрамлена дюнами. Поверхность в восточной части изрезана по берегам глубокими заливами (фьордами), чрезвычайно плодородна и украшена густыми зарослями чернолесья, тогда как в центре находится много пастбищ, среди которых встречаются и хорошо обработанные пространства, а в равнинах западной части растет только вереск да хвойное дерево. Самая северная часть Ю., оканчивающаяся песчаным мысом Скагеном, превратилась в остров вследствие прорыва узкой полосы земли, которая на западной стороне отделяла от Немецкого моря глубоко врезавшийся в сушу залив Лим-фьорд. Самая значительная река в Ю. - Гуден-Аа (Guden-Aa). Геологию, климат, мир растительный и животный и т. д. - см. Дания. В древнейшие времена в Ю. обитали кимвры. В первом тысячелетии после Р. Х. страна была занята ютами.

Ютрехт

(Адриан van Utrecht, 1599-1652) - фламандский живописец, ученик Гармена Нейта в Антверпене, где в 1625 г. Ю. был принят мастером в гильдию художников. Подражая Фр. Снейдеру, изображал плоды, овощи, битую дичь и живых животных, в особенности индейских птиц. Благодаря верной передаче натуры и свежести красок в своих картинах, пользовался известностью и имел много заказов не только у себя на родине, но и во Франции, Германии и Италии во время поездок своих в эти страны. Поэтому его произведения встречаются довольно часто. Они имеются в Императорском Эрмитаже ("Фрукты"), в Дрезденской, Антверпенской, Гентской, Кассельской, Брауншвейгской, Амстердамской и др. галереях.

Юттеваль

(Иоахим Uttewael, Wttewael, 1566-1638) - голландский исторический живописец, учился в Утрехте, сперва у своего отца, Антониса Ю., а потом у Иоса де Бэра. Оставив мастерскую последнего, отправился в Италию, познакомился в Падуе с епископом С.-Мало, поехал вместе с ним во Францию, провел у него два года в Бретани и, возвратившись в Утрехт, работал там до конца своей жизни. Подражал Г. Гольциусу и стилю Микеланджело. Наиболее известные его картины - "Христос благословляет детей" (в Императорском Эрмитаже), "Поклонение пастырей" и "Диана и Актеон" (в Венском музее), "Парнас" (в Дрезденской галерее), "Брак Пелея и Фетиды" (в Мюнхенской пинакотеке), "Пир богов" (в Брауншвейгской галерее), "Суд Париса" (в Стокгольмском музее), "Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне" (в Копенгагенском музее), "Марс, Венера и Вулкан" (в Гаагской галерее) и "Встреча Давида с Авигеей" (в Амстердамском музее).

Ютунги

- германская народность, относимая одними к алеманам, другими к готам. Они обитали по берегам Дуная и принимали участие в войнах III и IV столетий. При Аврелиане они вторглись в Италию, но были отражены.

Ютурна

(Juturna) - нимфа источника, почитавшаяся ремесленниками и имевшая в Риме водоем (lacus Juturnae), близ храма Весты. В конце первой Пунической войны Квинт Лютаций Катул построил в честь Ю. на Марсовом поле храм. В поэтическом предании Ю. считалась сестрой царя рутулов Турна, женой Януса (по другим, Юпитера), матерью Фонта, что указывает на латинское происхождение культа нимфы, имевшей свой источник близ реки Нумиция. Первоначальное имя ее было Diuturna: производство имени Ю. от глагола juvare (помогать) ошибочно, хотя Ю. призывалась как помощница в болезнях и при пожарах.

Н. О.

Юты

- северогерманское племя, населявшее северную часть полуострова, который по их имени и теперь называется Ютландией. С V в. после Р. Х. часть ютов стала выселяться на Британские острова, вместе с англами и саксами. См. Дания.

Юферов

(Сергей Владимирович) - русский композитор. Родился в 1865 г. в Одессе. Музыкальное образование получил под руководством Кленовского. Ю. - автор опер: "Мирра", "Иоланда", "Антоний и Клеопатра", былины для соло, хора и оркестра "Илья Муромец", симфонических, фортепьянных и вокальных сочинений. Опера "Иоланда" была поставлена в Петербурге в Панаевском театре в 1893 г.

Н. С.

Юферсы

(юнферсы) - круглые деревянные блоки без шкивов, но с 3 сквозными дырами; ввязываются в нижние концы вант. Такие же Ю. укреплены на наружной грани площадки, приделанной на высоте верхней палубы к наружным бортам судна (руслени), против каждой мачты. Эти Ю. окованы железом, концы которого пропущены через руслени и прикреплены к бортам судна сквозными болтами; их называют вант-путенсы. Между обоими рядами Ю. пропущены веревки (талрепы); посредством их ванты вытягиваются натуго. Если ванты проволочные, то вместо Ю. ввязывают железные скобы, стягиваемые винтами.

Юфтовая красная

- синоним фуксина. Этим именем называются обыкновенно сорта фуксина, содержащие большую или меньшую примесь фосфина.

Юфть, мера

- единицы для хлеба и мехов. А) Актом 1624 г. велено собрать за хлеб деньгами за четь ржи, да за четь овса по двадцати по три алтына по 2 денги за Ю.; следовательно, Ю. составлялась из четверти ржи и четверти овса. Она упомянута в актах 1666, 1673, 1696 гг., но в последнем показана равноценной четверти. В последний раз Ю. упомянута в акте 1740 г., где выведена справка о состоявших в 1698 г. в приказах дьяках и подьячих. Б) В акте 1648 г. встречается выражение: "четыре юфти бобров", но состав этих юфтей угадать трудно. Ю. - не пара ли?

Юфть, сорт кожи

юхта, русская кожа - выделывается из ялового или коровьего сырья и шкур годовалых быков, за исключением сырья телячьего. После промывки и мездрения сырье подвергается золке, промывке, топтанию и разминанию в толчеях и барабанах, разделке, стружке, отжиманию лица, бучению в киселях, заличке в слабом дубильном соке и затем дублению соковому и пересыпочному. Ю. бывает белая, красная и черная. Для белой Ю. отбираются лучшие кожи. По окончании дубления белая Ю. смазывается по бахторме смесью березового дегтя и тюленьего жира. Ю. красная приготовляется так же, как и белая, но по просушке смазывается раствором квасцов и красится по лицу красным сандалом. Ю. черная после дубления окрашивается солями железа в черный цвет, а после окраски кожи смазывается по бахторме смесью березового дегтя с тюленьим жиром (ворванью). Смазка повторяется, если приготовляется так называемая дегтярная Ю. Все сорта Ю. подвергаются окончательной отделке для придания ей вида, требуемого торговлей и местными потребителями. Отделка состоит из целого ряда операций, неоднократно повторяющихся: высушенные кожи отволаживаются (смачиваются), проминаются на тупом беляке, прострагиваются стругом, размягчаются (пушатся) на остром беляке, прокатываются мерейными досками, для сообщения лицу известного рисунка, мереи, крупно или мелко шагреневой, полосатой, клетчатой, или же лицо отглаживается стеклом или камнем, если желают его получить гладким и глянцевитым. По окончании отделки кожу жируют слегка тюленьим жиром или салом. Черный дегтярный товар смазывается по лицу смесью дегтя и жира. Белая Ю. гладкая или мелкомерейная идет преимущественно на обувь армии, а также употребляется на патронные сумки, чемоданы и для многих приложений. Красная Ю. мерейная продается в Азию и в значительном количестве вывозится в Западную Европу, где под названием русской кожи весьма ценится иностранцами и перерабатывается в разнообразнейшие мелкие изделия: портмоне, портсигары и т. п., которыми в особенности славится город Вена. Черная Ю. отделывается гладко или с мереей и идет для сбруи, чемоданов, экипажей и особенно много для народной мужской и женской обуви. В старину наиболее известным русским кожевенным товаром была Ю., которая вывозилась за границу и продавалась кипами (по 1-1½ пуда в кипе). В середине XVII столетия отпускалось за границу около 75000 кип Ю. Сбыт за границу производился через Холмогоры в Архангельск. О производстве и вывозе Ю. - см. Кожевенное производство, а также "Фабрично-заводская промышленность и торговля России", издание департамента торговли и мануфактур (СПб., 1893).

Юх

(Карл Вильгельм Juch, 1774-1821) - врач; в 1801 г. был профессором медицины в Альтдорфе, в 1805 г. профессор диететики, химии и естественной истории в лицее в Мюнхене, затем в политехническом институте в Аугсбурге. Из его трудов назовем: "Europens vorzüglichere Bedürfnisse des Auslandes und deren Surrogate botanisch und chemisch betrachtet u. s. w." (Нюрнберг, 1800); "Ideen zu einer Zoochemie, systematisch dargestellt" (Эрфурт, 1800); "Handbuch zu einer pharmaceutischen Botanik" (Нюрнберг, 1801-1804); "System d. Antiphlogistischen Chemie" (Нюрнберг, 1803) и др.

Юхнов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Юхновский резервный батальон

- сформирован в 1811 г., под названием Смоленский внутренний гарнизонный полубатальон. Нынешнее название получил в 1891 г.

Юховичи

- местечко Витебской губернии, Дрисенского уезда, при реке Сволне; православная церковь, еврейская молитвенная школа.

Юхта

- см. Юфть.

Юхтриц

(Фридрих von Uechtritz) - немецкий писатель (1800-1875), юрист по образованию и судья по профессии, написал ряд драм, из которых наиболее выдается "Die Babylonier in Jerusalem" (1836). Другие его произведения: "Trauerspiele" (1823); "Alexander u. Darius" (1827); "Das Ehrenschwert" (1827); "Rosamunde" (1833); "Ehrenspiegel des deutschen Volkes u. vermischte Gedichte" (1842); "Albrecht Holm" (1852-53); "Der Bruder der Braut" (1860); "Eleazar" (1867).

Юхть

- В акте 1690 г. сказано: "купить к церковному каменному делу... 5000 ступенного отборного доброго Мячковского каменю, в длину аршина, в ширину 8 и 9 вершков, толщина шти вершков, да 5000 юхтей доброго Мячковского аршинного и трехчетвертного каменя... а взять мне... за ступенной камень за 100 по 3 рубля, а за юхотной за аршинной и трехчетвертной за Ю. по 2 рубли по 20 алтын".

Юца

- горная речка Пятигорского отдела Терской области; вытекает с западной части хребта Джинал, недалеко от Кисловодска, из родников, находящихся в глубоких, поросших лесом балках, далее течет по степной местности и впадает в Подкумок, в 3 верстах ниже Пятигорска.

Юцевич

(Ludwik Adam Jucewicz, 1810-1846) - польский писатель, известный также под псевдонимом Ludwik z Pokiewia (по месту рождения). Изучал богословие и был с 1837 г. капланом, но затем перешел в православие и с 1844 г. был преподавателем истории и географии. Своими сочинениями и изданиями много содействовал распространению сведений о Литве. Главный из них: "Pisma L. A. Jucewicza" (Вильно, 1834, выбор из русской литературы); "Zdania i mysli" (выбор из польской литературы с литовским переводом и с обозрением литовской литературы и языка, ib., 1837); "Przysłowia ludu litewskiego" (ib., 1840); "Rysy Żmudzi" (Варшава, 1840, сборник рассказов); "Wspomnienia Żmudzi" (Вильно, 1840); "Piśnie litewskie przekładania Ludwika z Pokiewia" (ib., 1844); "Litwa pod względem starožytnych zabytków, obyczajów i zwyczajów skreślona" (ib., 1846).

Юшкевич

(Семен Соломонович) - талантливый писатель. Род. в 1868 г., в зажиточной одесско-еврейской семье. Окончил в Париже медицинский факультет. Дебютировал в печати рассказом "Портной" в "Русском Бог." 1897 г. В 1895 г. написал рассказ "Распад", но ни одна редакция не решалась его печатать. Между тем именно этот рассказ, помещенный, наконец, в 1902 г. в "Восходе", создал Ю. известность. После этого он помещал свои беллетристические и драматические произведения в "Мире Божьем", "Журнале для всех", "Образовании", сборниках "Знания" и др. Некоторые произведения Ю. переведены на немецкий и древнееврейский языки, а товариществом "Знание" изданы два тома его рассказов (СПб., 1906). В рассказе "Распад" Ю. показал, как разлагаются устои старой еврейской жизни, городской и буржуазной, распадается прежняя общественная жизнь, теряя сдержку внешней организации, еще оставшуюся от былой внутренней спайки: распадается и сильная до сих пор своим единством, своей моральной устойчивостью еврейская семья, не связанная никаким духовным верховным началом, исковерканная бешеной борьбой за жизнь. Образы этой борьбы - кошмар Юшкевича. В "Ите Гайне", "Евреях", "Наших сестрах" он развернул потрясающую картину мира городских подонков, с его беспредельным горем, голодом, преступлениями, сутенерами, "фабриками ангелов", вошедшей в быт проституцией. Ю. любит находить здесь образы возвышенные, чистые среди облипшей их грязи, романтически приподнятые. Эта приподнятость и надуманность - враг его реализма. Многие его произведения, в общем недурно задуманные (драмы "Голод", "Город", рассказы "Наши сестры", "Новый пророк") местами совершенно испорчены манерностью, которая в погоне за какой-то особенной правдой жизни отворачивается от ее элементарной правды. Но даже в этих произведениях есть просветы значительной силы и подкупающей нежности. Особенно характерен для внутренних противоречий дарования Юшкевича язык его действующих лиц, то грубо переведенный с "жаргона", на котором говорит еврейская народная масса, то какой-то особенный, риторически высокопарный. В драмах Юшкевича слабо движение, а действующие лица, характеризуемые не столько поступками, сколько однообразно-крикливыми разговорами, индивидуализированы очень мало. Исключение составляет последняя драма Юшкевича "Король", имеющая сценические и идейные достоинства. Писатель национальный по преимуществу, Юшкевич по существу далеко не тот еврейский бытописатель, каким его принято считать. Его сравнительно мало интересует быт, он, в сущности, не наблюдатель внешних житейских мелочей и охотно схватывает лишь общие контуры жизни; оттого его изображение бывает иногда туманно, грубо и безвкусно, но никогда не бывает мелко, незначительно. С другой стороны, чувствуется, что изображение еврейства не является для него этнографической целью: еврейство Юшкевича - только та, наиболее знакомая ему среда, в которой развиваются общие формы жизни.

А. Горнфельд.

Юшков Рог

(Южков Рог) - село Киевской губернии, Таращанского уезда, в 10 верстах к юго-западу от уездного города, при верховьях реки Нурца. Упоминается уже в XVIII в. 3056 жителей; народное училище. Вблизи 3 больших кургана (неисследованных); в селе выкапывали предметы бронзового века.

Юшков Рог

(Южков Рог) - село Киевской губернии, Таращанского уезда, в 10 верстах к юго-западу от уездного города, при верховьях реки Нурца. Упоминается уже в XVIII в. 3056 жителей; народное училище. Вблизи 3 больших кургана (неисследованных); в селе выкапывали предметы бронзового века.

Юшковы

- старинный русский дворянский род, ведущий свое начало от выехавшего из Золотой Орды к великому князю Дмитрию Ивановичу Зеуша, во св. крещений Стефана. От старшего его сына Юрия пошли Юшковы. Из них более известны: Иван Григорьевич Ю., воевода в Белеве и Перемышле (1614-1621); Гавриил Константинович, дворянин московский, воевода курский; Пимен Дементьевич, дворянин московский, воевода псковский, сотенный голова в Москве и Можайске, участник взятия Себежа (1632); Михаил Назарьевич, которому за московское осадное сиденье было пожаловано в вотчину поместье Козельского уезда; он умер, приняв схиму с именем Моисея, в 1647 г.; Лев Степанович, стольник, дворянин московский (1650-1677) и участник в войне с Польшей; Борис Гаврилович (умер в 1717 г.), стольник, окольничий и боярин, дядька царевича Иоанна Алексеевича, с которым по жене Елене Григорьевне Козловской состоял в родстве; Федор Дементьевич, стольник патриарха Филарета Никитича, дворянин московский, воевода в городе Коломне и строитель города Алексеевска (1676-1677); Тимофей Борисович, стольник царицы Натальи Кирилловны, комнатный стольник царя Петра Алексеевича (1676-1692), окольничий; братья Перфилий и Андрей Никифоровичи, стольники и участники Азовского похода 1696 г.; братья Никита и Степан Федоровичи, стольники, бывшие "завоеводчиками" в Крымском походе 1687 г.; Алексей Васильевич, стольник и ротмистр 17-й роты стольников в Азовском походе 1696 г.; сын его Василий Алексеевич (1677-1726), комнатный стольник царя Иоанна Алексеевича и ближний стольник царицы Прасковьи Федоровны; Афанасий Никифорович, полковник, жена которого, Анна Федоровна, была любимицей императрицы Анны Иоанновны и имела большое влияние при дворе; Иван Иванович (умер в 1781 г.), главный судья судного приказа (1753 г.), президент камер-коллегии (1760), генерал-полицмейстер в городе С.-Петербурге и московский гражданский губернатор; Александр Иванович (род. в 1780 г.), генерал-лейтенант; Федор Иосифович (умер в 1876 г.), контр-адмирал и адъютант великого князя Константина Николаевича. Род Ю. записан в VI часть родословной книги губерний Казанской, Калужской и Пензенской; герб внесен во II часть Общего Гербовника.

Другой старинный дворянский русский род Ю. (вероятно, ветвь предыдущего) ведет свое начало, по официальным данным, от Михаила Назарьевича Ю., которому за "московское осадное сиденье" было пожаловано царем Михаилом Феодоровичем имение Эсково в Калужской губернии; записан в VI часть родословной книги Калужской губернии. Есть еще несколько дворянских родов Ю., более позднего происхождения.

В. P-в.

Юэль

(Нильс) - датский адмирал (1629-1697). Под начальством Тромпа и Рюйтера принимал участие в битвах с англичанами и с пиратами в Средиземном море. Когда в 1675 г. вспыхнула война со шведами, начальство над флотом было предоставлено Сивертсену, а после его смерти - Юэлю, который завоевал в 1676 г. остров Готланд, затем вместе с голландцами и бранденбуржцами участвовал в победе при острове Эланде, под начальством Тромпа (1 июня), а в следующем году, руководя боем самостоятельно, одержал над шведами две победы, при острове Мэне и в Кьогерской бухте.

Ююба

(Zizyphus Juss.) - род растений из семейства крушинных (Rhamnaceae). Кустарники, реже деревья, с очередными, цельными, 3-5-нервными листьями, с прилистниками, часто превращенными в колючки. Цветки в пазушных цимозных зонтиках, мелкие; чашелистиков, лепестков и тычинок по 5, редко лепестки отсутствуют; диск плоский. Завязь обыкновенно двухгнездная. Плод - шаровидная или продолговатая костянка с мясистым экзокарпом и 1-4-гнездной косточкой. Около 40 видов, распространенных в тропических и субтропических странах всего света, особенно в Азии. Zizyphus vulgaris Lamk., грудные ягоды, на Кавказе унаби, унаб, урнаби, распространен на востоке Средиземноморской области до Китая, Японии и Индии, кроме того, разводится в южной Европе из-за плодов, из которых приготовляется паста, употребляемая при катарах груди. Z. Jujuba Lamk. (из Индии и Китая) и Z. Lotus (L.) Willd. (на юге Средиземноморской области) также дают съедобные плоды, Последний вид считают лотусовым деревом древних, упоминаемым у Гомера. Из ветвей Z. Spina Christi (L.) Willd., растущего в Африке, Аравии, Персии и до северной Индии, был сплетен, по преданию, терновый венок Христа.

В. Тр.

Предыдущая страница Следующая страница