Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "C" (часть 1, C - Cru)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "C" (часть 1, C - Cru)

Предыдущая страница Следующая страница

C

(це) — в музыке название ноты до или ut, первой ступени диатонической гаммы. C-dur — название мажорной гаммы до, C-moll — название минорной гаммы до. С служит ключевым предстоящим знаком, обозначающим счет в 4/4; C — обозначает счет alla breve. С встречается как сокращение слов: corda, capo, cantus, col, напр. una corda или una С., da capo или da С., cantus firmus или с. f, col basso или С. В, Ключ C, ставящийся в партии дисканта на первой линейке нотной системы, для альта — на третьей, для тенора — на четвертой, называется ключом С.

C-dur

— см. C (це).

C-moll

— см. С (це).

Cabal

— английское слово, означающее тайный заговор, козни, интриги. Этим словом в начале XVII в., при Иакове I, стали обозначать в просторечии интимных советников короля, с которыми он совещался предпочтительно перед другими членами королевского совета. В то время это название еще не получило того предосудительного и пренебрежительного смысла, с каким оно впоследствии было применено к группе нескольких особенно непопулярных советников Карла II, инициалы которых составляли слово "cabal": это были — Clifford, Arlington, Buckingham, Ashley, Lauderdale. Годы деятельности этих лиц (1670—1673; ср. Великобритания) обозначаются иногда в английской истории эпохой "Cabal Ministry", хотя они и не составляли министерства в современном значении этого слова.

В. Д.

Cadenza fiorita

— вставка виртуозного характера, предоставляемая солисту в том месте сочинения, где поставлена фермата. Такая фермата, с обозначением допускаемой каденции, ставится перед концом сочинения. В вокальных сочинениях (напр. ариях) С. fiorita менее продолжительна, чем в инструментальных (напр. в концертах). Она состоит из виртуозной музыкальной фразы, написанной маленькими нотами. В инструментальных концертах продолжительная С. fiorita состоит из виртуозной разработки тем сочинения.

H. С.

Caelus

(от саеlum — небо) — римское название греческого бога Урана (см.). Культа Ц., как особого божества, в Риме не существовало: Caelus в религии Рима фигурировал лишь постольку, поскольку он имел отношение к восточным верованиям и обрядности. Кроме того, Ц. упоминается в римских теологических и теогонических системах (у Энния, Цицерона, стоиков), оперировавших над религиозными представлениями, заимствованными у греков.

Calando

— музыкальный термин, требующий уменьшения силы звука при исполнении, напр., постепенного перехода от forte к piano или от piano к pianissimo. С. обозначает также замедление в движении.

Calascione

(calascione, произн. калашоне) — распространенный в Нижней Италии инструмент, похожий на мандолину с грифом. Играют на нем при помощи плектрума.

Caldamente

— музыкальный термин, требующий горячего, сильного, бойкого исполнения.

Calmato-ta

или con calma — музыкальный термин, требующий спокойного, неспешного исполнения.

Cambiale jus

— старинное название вексельного права, см. Вексель.

Cambiare

(ит. менять, Cambiando — меняя) — термин, применяемый в музыке в виде предупреждения там, где нужно или не нужно изменить движение, напр. Cambiando il tempo — изменяя темп, segne subito senza cambiare ii tempo — тотчас продолжать, не изменяя движения.

Н. С.

Cambiata

(nota cambiata, Wechselnote — нем.) — переменная нота, так назыв. плавно идущая нота "проходящая", не принадлежащая аккорду и поставленная на сильном времени. С. называлась тоже "вспомогательная" нота на сильном времени, идущая на ступень вверх или вниз от гармонической и возвращающаяся к ней. Так же называется и "прикрашивающая" нота (или appoggiatura) — негармоническая нота малой длительности, поставленная на сильном времени и идущая плавно в гармоническую. Более принято называть С. — вспомогательные и прикрашивающие ноты.

Н. С.

Camera stellata

— см. Звездная палата.

Campana

— см. Колокол.

Campanetta

— см. Колокол.

Campaniste

— см. Колокол.

Canapia

— танец XVI стол., музыка к которому пишется в трехдольном или в шестидольном размере; форма двухколонная. По оживленному характеру мелодии напоминает жигу. Родина С. — Канарские о-ва, почему танец считается испанским.

Candidamente

(Candido, concandore) — музыкальный термин, требующий безыскусственного, простого исполнения.

Cantabile

(итал. певучий) — музыкальный термин, требующий от исполнителя на инструменте плавной, выразительной передачи мелодии, с подражанием человеческому голосу.

Canterellando

(canterelato, canterellare) — музыкальный термин, при котором музыку следует исполнять тихо, вполголоса, как бы напевая.

Canticum canticorum

— название, присвоенное гимну св. Амвросия (IV в.) "Те Deum laudamus", или просто "Те Deum".

Cantilenaccia

— площадная простонародная песня.

Cantillatio, способ чтения

— чтение нараспев духовного текста при богослужении.

Cantillato, песня

— маленькая песня, певучая игра на каком-нибудь инструменте.

Cantino

(итал., chanterelle — франц.) или квинта — 1-я струна на скрипке.

Canto

(итал., cantus — латин.) — пение, напев. В хоре так называется голос, который имеет преобладающую мелодию (всего чаще — сопрано). Если в хоре сопрано делятся на две партии, то над первой пишут С. primo (С. 1-mо), над второй — С. secondo (С. 2-do). С. аrmonico — многоголосное хоровое пение. С. a capella — пение хора, преимущественно церковного, без инструментального сопровождения. С. rec i tativo — пение в характере речитатива. С. figurato, Cantus figuralis — пение, украшенное разными вокальными фигурами (колоратурой). С. cromatico — пение с употреблением хроматических полутонов. С. diatonico — пение, построенное на диатонической гамме (см.). С. ambrogiano (Cantus Ambrosianus) — амвросианское пение (IV в.), построенное на четырех амвросианских (автентических) диатонических ладах (см. Гласы). С. gregoriano или С. plano (Cantus gregorianus) — пение, построенное на четырех амвросианских ладах и прибавленных к ним в VI века папой Григорием четырех плагальных ладах (см. Гласы). С. plano весьма схоже с нашим столповым пением (см.), которое подчинено объемам восьми гласов, лишено хроматизма и диссонирующих сочетаний. С. fermo (Cantus firinus), сокращ. С. f. — неизменяемая мелодия, преимущественно в протяжных нотах в каком-нибудь голосе, к которому присоединяются другие голоса. С. f. в сочинении, на нем построенном, служит для него руководящей нитью. С. f. преимущественно применяется в церковном пении. В католической церкви, в сочинениях нидерландских композиторов, применялись для С. f. и светские мелодии, напр. в мессах Дюфэ (XV в.) мелодии "L'homme arm é ", "Cent mille excuses". С. f. употребляется также при упражнениям в контрапункте.

Н. С.

Capitis deminutio

— римское юридическое выражение, означавшее умаление правоспособности римского гражданина в зависимости от изменения его состояния (status). Изменение в семейном положении (stains familiae), т. е. выход из семьи и вступление лица, до того не стоявшего под семейной властью (sui juris), в чужую семью путем усыновления со стороны домовладыки этой семьи, — влекло за собой С. deminutio minima, т. е. меньшую степень умаления личной правоспособности. Потеря римского гражданства (status civitatis), имевшая место, например, в случае изгнания из Рима, выдачи головой по началам международного права, дезертирства или ухода в римскую колонию — считалась С. deminutio media, средним умалением правоспособности. Наконец, полная потеря свободы (st. libertatis), наступавшая вследствие плена, продажи в рабство за границу за долги или со стороны государства, присуждения к смерти или позорным наказаниям, неблагодарности вольноотпущенного по отношению к своему патрону, продолжительного сожития свободнорожденной римлянки с чужим рабом и т. п. — вела к С. deminutio maxima, высшей степени умаления. При С. deminutio m inima лицо, теряя все связи со старой семьей и все права, соединенные с принадлежностью к ней, сохраняло, однако, брачную связь с женой и когнатические отношения и приобретало в случае перехода в новую семью все права, связанные с новыми семейными связями. Лицо sui juris теряло при вступлении в чужую семью личные и имущественные права самостоятельного человека: способность приобретать права для себя и делать долги и завещания. Его прежнее имущество переходило к новому его главе, а долги уничтожались. Лишь позднее претор обезличил право кредиторов, дозволив взыскание долгов при вступлении в новую семью путем фикции: si capite minutus non esset. Некоторые видоизменения сделал и Юстиниан. При С. deminutio media терялись гражданские права римского гражданина, становилось, след., невозможно пользование сделками по jus civile, строгому римскому праву: брак сохранял свою силу, но становился matrimonium non legitimum, квиритская собственность становилась бонитарной, если сохранялась за старым владельцем (в случае простого переселения), а не конфисковалась государством (в остальных случаях); долги уничтожались и кредиторы получали или право требования к фиску, продавшему имущество с публичного торга (в случаях конфискации), или missio in possessionem (в случае переселения); право делать завещания также уничтожалось. При С. deminutio maxima прекращались все права и обязанности подвергшегося ей лица, включая и брачные; она вполне уравнивалась со смертью (Capitis deminutio morti coaequatur). Только в случае возвращения из плена потерянные права могли быть возвращены так, как будто бы они никогда и не прекращались (по так назыв. jus postliminii; в интересах этого возвращения к имуществу военнопленного назначался администратор, управлявший им до возвращения или смерти хозяина). Смерть военнопленного сперва раcсматривалась, как смерть раба; поэтому после него невозможно было наследование ни по закону, ни по завещанию (последнее считалось недействительным). Лишь путем так назыв. фикции legis Соrneliae было достигнуто юридическое правило, в силу которого смерть в плену стала раcсматриваться как смерть римского гражданина. Историческое происхождение понятия С. deminutio спорно. По-видимому, оно стояло в связи с цензом — поголовной переписью римских граждан, когда отмечалось личное и имущественное состояние лица и перемены, в нем происходившие. Мало-помалу эта перепись, имевшая государственные цели, сделалась и показателем гражданской правоспособности лиц. Ср. Муромцев, "Гражд. право древн. Рима" (§§ 7, 12 и 17); Kruger, "Geschichte d. C. d." (I, Бреславль, 1887).

B. H.

Capo

(итал. начало) — термин Da Capo (или D. С.) требует исполнения части пьесы сначала до того места, где стоит надпись fine (см. Da саро).

Н. С.

Capo d'astro или Capo tasto

— cпoсоб прижимания вторым или указательным пальцем левой руки несколько струн гитары разом, или машинка, накладываемая на струны на грифе, отчего строй становится выше. Caputas — тоже сокращенное название, относящееся к знаку Capo d'astro или Capo tasto, поставленному в виолончельной партии. При этом знаке виолончелист прижимает струну большим пальцем левой руки и, опираясь на него, играет другими пальцами той же руки на этой укороченной струне. В таком случае большой палец получает значение подвижной головки колка, перестраивающего струну.

Н. С.

Capricciosamente, capriccioso

— музыкальный термин, требующий своенравного, причудливого исполнения.

Carezzando

— ит. музыкальный термин, требующий мягкого, легкого, связного исполнения.

Carrillon

— см. Колокол.

Cassa

(Gran Cassa, Tamburo grande — ит., grosse Caisse — фр., grosse Trommel, T ürkische Trommel - нем.) — большой, или турецкий, барабан, ударный инструмент без определенной звучности; состоит из большого металлического цилиндра с натянутыми кожами на верхней и нижней окружности; по коже барабана, находящегося в лежачем положении, ударяют втулкой (колотушкой — tampon, — покрытой кожей). Партию С. пишут нотою до в ключе фа на нотной системе или просто нотами разной длительности на одной линейке. Тяжеловесные и густые звуки барабана не чередуются быстро. Его применяют в оркестрах как военном, так и симфоническом (в последнем реже), преимущественно в forte и fortissimo; но бывают применения С. в piano и pianissimo, напр. в последней части Девятой симфонии Бетховена. На С. применяется еще tremolo, которое производится быстрым движением втулки по коже или двух палочек от литавр; оно обозначается надписью tr., применяется в piano и производит впечатление отдаленного гула.

Н. С.

Cast-off

— общепринятый охотничье-ружейный термин, обозначавший отклонение оси ложи от оси стволов — вправо. Такое отклонение делается для увеличения прикладистости ружья.

Casus belli

— см. Объявление войны.

Cavoau

(погребок) — название нескольких литературных собраний в трактирах и кафе Парижа в XVIII и XIX вв. Первый С. был около 1737 г. основан Пироном, Кребильоном-отцом, Кребильоном-сыном, Грессе, Колле. Разговор на их собраниях касался исключительно литературы; по преданию, здесь Пирон в первый раз прочел свою "Métromanie", Колле — "Partie du chasse de Henri IV". Между членами нового С., основанного в 1762 г., были Фавар, Вуазенон, Гольени, позже Салиери, Буффле, Парни и др. Из старого С. сюда перешли лишь почти слепой Пирон, Кребильон-сын и Жантиль-Бернар. Рассеянный революцией, этот С. исчез. С 1797 г. начинается ряд новых литературных "погребков", имевших более или менее эфемерное существование. В 1797 г. оба Сегюра, Барре, Дефонтен и др. основали "Les Dîners du Vaudeville ", памятником которых остался сборник "Les Dîners du Vaudeville" (1797—1801) и "Choix des Dîners du Vaudeville" (1811). В 1805 г. основан "Le Caveau moderne", где между членами были Парни, Изабэ, Орас Верне, Мильвуа, Дезажье, Беранже, бывший с 1814—1816 гг. секретарем этого собрания. В 1834 г. 13 журналистов приняли название "Enfants du Caveau" и основали новое собрание, в состав которого вошло много политич. деятелей, адвокатов и литераторов (Жюль Жанен, Клэрвиль, Анатоль и Ипполит Лионне); единственной дамой, участвовавшей в нем, была Дежазе. Главные из сборников различных С.: 1) "Le Caveau moderne ou le Rocher de Cancale" (П., 1807—1816). 2) "Les Soupers de Momus, recueil de chansons et de poésies fugitives" (1814—1828). 3) "Le Recueil du Caveau pour 1826". 4) "Les Enfants du Caveau" (1834—1837). 5) "Le Caveau" (с 1838 г. до настоящего времени более 50 томов).

Историю различных С. можно найти у J. A. Dinaux и D. Brunet, "Les Societés badines" (П., 1867) и Ch. Vincent, "Chansons" Mois et Toasts" (П., 1 882).

Celere

(муз.) Celeramente — музыкальный термин, требующий скорого, быстрого исполнения.

Celerita

(муз.) con celerita — требует ускорения движении в передаче.

Celeste

(муз.; небесный) — название одного из регистров в органе. На фортепиано при С. играющий прижимает обе педали.

Cercomonadina

— семейство подотряда Monadina, отряда жгутиковых или Flаgellata класса Mastigophora или биченосцев простейших животных. Семейство интересное в морфологическом отношении, так как у представителей С. протоплазма уплотнилась только на переднем конце, образовав 1—2 постоянных, не втягиваемых жгутика, а на противоположном конце является еще настолько жидкой, что, наподобие амеб, постоянно может образовывать тупые, лобозные псевдоподии. Эти организмы вместе с Mastigamoeba являются переходными формами между корненожками класса Sarcodina и жгутиковыми класса Mastigophora. Подробности см. Биченосцы (фиг. 2 — 4).

В. Ш.

Ces

нота до-бемоль. Гамма Ces-moll имеющая десять бемолей (считая двойные), на практике не применяется и заменяется энгармонической с ней гаммой H-moll (si mineur), с двумя диезами.

Chalumeau

(франц., Schalmei — нем.) — старинная французская пастушеская дудка. В России называется свирелью (см.). В C. шесть дырочек для пальцев и один или два клапана. Объем — от фа в малой октаве до ля во второй октаве. Из C. развился в начале XVIII столетия кларнет, звуки низкого регистра которого сохранили и до сих пор название chalumeau.

Chambre ardente

— в старинном французском судоустройстве так назывались многие чрезвычайные суды: 1) трибунал для суда над знатными государственными преступниками; 2) при Генрихе II — особые суды при каждом парламенте для дел об еретиках-протестантах, которых наказывали сожжением; 3) трибунал, учрежденный в 1680 г. специально для дел об отравлениях, ввиду участившихся случаев подобных преступлений (знаменитое дело маркизы de Brinvilliers 1676 г. и др.); заседая в арсенале, этот трибунал получил название Ch. de l'Arsenal. Он осудил на сожжение известную отравительницу la Voisin; перед ним появлялись многие из знати, например маршал Люксембург, две родственницы кардинала Мазарини, герцогиня Бульонская, графиня Суассонская; 4) трибунал, судивший дела о контрабанде, фальсификации соли и табака и других обманнных действиях в торговле.

Chanson de geste

— французские героические поэмы — см. Эпопея.

Chartered Company

— так называется в Англии промышленное общество, действующее на основании выданной ему привилегии, носящей название Charter (хартия). Сh. Companies основывались главным образом для эксплуатации колониальных владений. В последние годы особенную известность приобрела Ch. Company, основанная в 1889 г. Сесилем Родсом в Южной Африке. См. Южноафриканские государства.

Choralbuch

— собрание лютеранских мелодий с трехголосным сопровождением в строгом стиле. В старинных изданиях этот аккомпанемент обозначается только цифрованным басом. Лучшие сборники хоралов — Кнейхта, Гиллера, Киттеля, Умбрейта, Вернера, Фишера, Фирлинга, Шихта, Шнейдера, Ринка, Калленбаха, Франца, Гартмана, Швенке, Аппеля, Дерфеля.

Н. С.

Choriocapillaric

— слои сосудистой оболочки глаза, в котором располагаются капиллярные сосуды; подробнее — см. Сосудистая оболочка глаза.

Chorioidea

— см. Сосудистая оболочка глаза.

Circulus arteriosus iridis mаjor et minor

— Сосудистое кольцо, образуемое обеими длинными цилиарными артериями (art. cil. posticae longae) и расположенное в ресничном крае радужной оболочки, назыв. circulus iridis major. От этого кольца отходят веточки к ресничным (цилиарным) отросткам и к радужной оболочке, причем близ зрачкового края последней ими образуется замкнутое сосудистое кольцо — circulus iridis minor.

А. Д.

Circulus vitiosus

(ложный круг), Girculus in demonstrandum in probando — означает ошибку в доказательствах, состоящую в том, что положение, требующее доказательства, принимают за доказанное и из него делаются выводы. Эта ошибка известна также под названием Petitio principii.

Cis

нота do -диез. Гамма cis-dur имеет семь диезов, гамма cis-moll — четыре диеза в ключе. Нота Cis встречается во всех диезных гаммах, начиная с гаммы D. Повышенное Cis, т. е. do дубль диез, обозначается нотой с крестом и называется Cisis. Гаммы Cis-dur и Cis-moll энгармоничны с гаммами Des-dur и Des-moll. Последняя мало применима по причине большого числа бемолей (восемь) и заменяется на практике гаммой Cis-moll.

Н. С.

Clairon

(франц. труба) — в органе обозначает название регистра, состоящего из язычковых труб в 4 или 8 футов.

Clarino

— итальянское название трубы.

Code Napoleon или Code Civil

— см. Кодификация.

Codices accepti et depensi

(или expensi) — кассовые книги древних римлян, в которые они, по окончании месяца, переносили свои денежные черновые заметки (adversaria). На одной стороне книги писались выдачи и долги (С. expensi), на другой — получения и кредит (С. accepti). Запись выдачи называлась expensilatio, запись получения — acceptilatio. Книги сыграли важную юридическую роль в эпоху республики, послужив основанием так называемого литерального контракта (см.). Во время империи они служили лишь доказательством юридических актов, в них записанных. Ведение их было обязательно для банкиров и менял, от которых их можно было вытребовать в суд в качестве доказательства.

См. M. Voigt, "Ueber die Bankiers, die Buchf ührung und die Literalobligation der Rö mer", в "Abhandlungen der K ö nig. Sachsisch. Gesellschaft der Wiss." (т. 23).

В. Н.

Cogito, ergo sum

(я мыслю, следовательно, существую) — положение Декарта (см.).

Cognomen

("прозвище") — одна из составных частей имени древнего римлянина. Прозвища явились в Риме позже реформ Сервия Туллия и вошли во всеобщее употребление со времен Суллы. Древнейшие прозвища образовались большей частью из названий разных внешних примет или признаков, например Barbatus (бородач), Nasica (остроносый) и первоначально относились только к данным лицам. Скоро они сделались наследственными и стали служить названиями разветвлений одного рода (gens): так, род Корнелиев (gens Cornelia) составляли Корнелии Сципионы, Бальбы, Цетеги, Коссы и т. д. В ветви Корнелиев Сципионов были Корнелии Сципионы Назики. К этому прозвищу присоединялись другие, данные в виде доблестных отличий (cognomina ex virtute): Гней Корнелий Сципион Испанский, Публий Корнелий Сципион Африканский, Луций Корнелий Сципион Азиатский.

Подробности и литературу см. у Mommsen'a, "Romische Forschungen" (Берлин, 1864, I, 42—45) и Cagnat, "Cours d' é pigraphie latine" (Париж, 1890).

A. К. В.

Col

colla, con, come, соgli — предлог с. Col'arco обозначает в музыке игру смычком, ставится в струнных смычковых партиях после применения pizzicato. Col legno обозначает игру древком смычка. Col'ottava (Col 8-va) требует удвоения ноты в октаву вверх, если этот термин стоит над нотой, вниз — если под нотой. Colla destra (С. D.) — играть правой рукой, colla sinistra (С. S.) — играть левой рукой. Colla parte — следовать точно за главным голосом, за главной партией. Colla punta dell'arco — играть концом смычка. Col pedale — играть на фортепиано с правой педалью. Col или con sordini — играть, накладывая на инструменты сурдины. Cogli strumenti — с аккомпанементом инструментов. Colle или Come sopra или Come prima, т. е. tempo primo — требует возвращения к прежней скорости в исполнении. Come sta — требует исполнения нот так, как они написаны, без всяких отступлений.

Н. С.

Collatio

— в римском праве — соединение (складчина) наследственного имущества, приходящегося на долю каждого нисходящего наследника, с полученными раньше выделами и подарками со стороны наследодателя, с целью уравнения частей всех наследников. В силу C., наследнику зачитывалось в наследственную долю известная совокупность прежних выделов со стороны восходящего, количество которой в разное время было различно и постепенно ограничивалось вместе с развитием права дарений и индивидуального имущества у подвластных. При Юстиниане простые подарки (не выделы) не шли уже в C.; их дозволялось зачитать только в том случае, если одни наследники получили выделы, другие дарения; тогда и последние рассматривались как выделы. В остальном от воли завещателя зависело ограничить или расширить C., признав свои прежние подарки наследникам дарениями или выделами. Аналогичные постановления о C. существовали в истории и существуют до сих пор во всех правах. Французское в особенности расширяет значение C. (rapport), признавая ее необходимость не только для нисходящих, но и для восходящих и боковых родственников, и засчитывая в ее состав не только все ранние дарственные выдачи, но и завещательные отказы, если по отношению к последним не постановлено, что они не подлежат C. Немецкое общее право и партикулярные законодательства признают C. только по отношению к выделу, с теми или иными ограничениями по отношению к дарениям. Таким образом, по саксонскому праву нисходящие обязываются к C. "полученного: в приданое, для заведения или дальнейшего устройства особого хозяйства, для заведения или продолжения собственного промысла, для получения должности, для приобретения чина или титула, на путешествие с образовательной целью, для освобождения от воинской повинности" (ст. 2354). По русскому праву, C. допускается по отношению к выделу и приданому (см.), поступившим из родового имущества. Выделы и дарения из благоприобретенного свободны от C.; они — римские "простые дарения".

В. Н.

Collatio legum Mosaicarum et Romanarum

называется и просто Collatio — памятник римского права конца IV или начала V века после Р. Х. (390—438 гг.), неизвестного автора, содержащий сопоставления римского права с законами Моисея и показывающий, что многие из постановлений первого содержатся уже во вторых. Другие цели составителя неизвестны. Римская часть заключает в себе неизмененные и несокращенные извлечения из сочинений Папиниана, Гая, Павла Ульпиана и Модестина, некоторых конституций от Грегориана и Гермогениана, а также и конституции 390 г., по которой определяется и время составления его. Предметы, интересующие составителя, относятся по большей части к уголовному праву (убийство, воровство, непотребство и т. д.) и лишь очень немногие к гражданскому (наследование по закону и некоторые постановления о поклаже и ссуде). Сочинение было известно в IX веке, от которого сохранились часть рукописи, но затем было утрачено и открыто вновь в XVI в., когда в первый раз и было издано. Новое издание Bluhme (Бонн, 1833), к которому сделаны потом лишь незначительные поправки в "Zeitschr. f ür Geschichte Rechts wissenschaft".

В. Н.

Collegia nationalia seu poontificia, Collegium germanicum

— см. Иезуиты.

Collegia pietatis

(лат.) — так Шпенер (см.) назвал собрания для благочестивых целей и прежде всего с целью общего чтения библии, которые он организовал в 1670 г. во Франкфурте на Майне. Название это затем перешло и на другие аналогичные собрания.

Collegium Helveticum

— духовная семинария в Милане, основанная в 1579 г. кардиналом Борромео (см.) для подготовки католических священников для Швейцарии; закрыта в эпоху революции; в течение своего 200-летнего существования много содействовала упрочению католичества и в частности влияния иезуитов в Швейцарии.

Come

— см. Col.

Comes

(лат. спутник) — в фуге тема, повторенная в тональности квинтой выше главной тональности, в которой эта же тема появляется первоначально и называется вождем (dux). Спутник или С. бывает буквальным повторением вождя квинтой выше или же с некоторыми изменениями, связанными с известными правилами. Ср. Фуга.

Comitas gentium

(comity of nations, droit de convenance, международная вежливость) — совокупность тех отношений между государствами, которые не регулируются строго юридическими нормами, а покоятся на взаимном доброжелательстве; сюда относятся добровольные уступки государств в сфере их территориального верховенства. Нарушение норм С. gentium не считается правонарушением и не дает потерпевшей стороне права прибегать к иным средствам самозащиты, кроме реторсии (см.). Смягчая строгое применение положительного права, подобно римскому aequitas, С. gentium наравне с ним является и фактором правообразования, так как нормы С. gentium с течением времени силой обычая получают характер юридически обязательных. Понятием С. gentium особенно часто пользуются английские юристы, сводя к международной вежливости даже нормы строгого права и основывая на ней (Филлимор) все современное частное и уголовное международное право.

Comitialis morbus

— у римлян называлась так падучая болезнь, так как припадок ее, случившийся с кем-либо из участвовавших в комициях, вызывал немедленное распущение собрания: подобный случай считался дурным предзнаменованием.

Commercium

— в римском праве способность лиц (jus commercii) и вещей (res in commercio или extra commercium) участвовать в актах, связанных с обладанием и распоряжением собственностью. Лица, имевшие jus commercii, могли совершать так называемые сделки per aes et libram (см. Манципация и Nexum), т. е. покупать и отчуждать вещи в квиритскую собственность (см.), совершать манципационные завещания и вступать в обязательства по nexum. Позднее, может быть, jus commercii было распространено и на другие сделки, принадлежавшие римским гражданам, как таковым. Кроме римских патрициев и плебеев, jus commercii пользовались латины (см.) и другие римские граждане без jus suffragii. Перегрины (см.) от пользования им исключались, кроме принадлежавших к государствам, которым оно было предоставлено по специальным договорам. Договора о предоставлении jus commercii были часты у римлян. Последними, например, оно было распространено на весь латинский союз. Res extra commercium были вещи, посвященные богам (sacrae) или находившиеся под покровительством последних (sanctae), места погребения (religiosae) и вообще все res divi n i juris; затем предметы, составляющие публичную собственность (res publicae) или не подлежавшие по своей природе частному усвоению (omnium communes). Остальные были in commercio, и следовательно в обладании правоспособных римлян. В соединении с jus connub i i, jus commercii вообще служило выражением полной правоспособности древнего римлянина.

В. Н.

Commo damente

Commodo — музыкальный термин, требующий свободного, непринужденного, неспешного исполнения. С., прибавленное к слову, определяющему движение, умеряет последнее, например Allegro Commodo исполняется медленнее allegro.

H. С.

Common Law

— см. Общее право.

Common Prayer

Book of С. Р. — церковная книга англиканской церкви, содержащая в себе последование литургии и молитвы при др. требах, была составлена комитетом, под председательством Кранмера (см.), и в 1549 г. получила силу закона. В этой первой редакции Book of С. Р. еще довольно строго придерживался римской литургии, вследствие чего, с дальнейшими успехами реформационных идей в Англии, оказался необходимым пересмотр его, состоявшийся в 1552 г. При Елизавете Book of С. Р. вновь признан был парламентом в 1559 г., причем изменены были некоторые отдельные места, вызывавшие особенно ожесточенные нападки католиков. При Иакове I столкновение с пуританами вызвало необходимость в новом пересмотре литургии. Созванная с этой целью конференция не пришла к соглашению, после чего король собственной властью произвел изменения (1604). При Карле II вновь приступлено было к пересмотру Book of С. Р. Последняя редакция, утвержденная парламентом в 1662 г., с некоторыми поправками, внесенными в 1872 г., поныне действует в англиканской церкви. Епископальная церковь в Америке имеет свое издание С. Р. Book, которое несколько отступает от английского.

Ср. Parker, "The first Prayer Book of Edward VI" (1877); Daniel, "The Prayer Book" (1879 и позже); Butler, "History of the Book of C. P." (1880); Blunt, "The annoted Book of С. Р." (нов. изд. 1885).

Compiacevole

(Compiacevolmente) — музыкальный термин, требующий приятного, наивного исполнения.

Comune

— нота с ферматой, при которой останавливаются все сопровождающие голоса. Пауза с ферматой имеет то же название.

Con

— предлог с или со, прибавляемый к разным музыкальным терминам, требующим того или другого исполнения: С. brio — сильно, живо, игриво, С. molta espressione — с большим чувством и т. д.

Concordia parvae res crescunt, discordia maximae dilabuntur

(при согласии малое возрастает, при раздорах великое распадается) — цитата из Саллюстия (Jugurtha, 10).

Connubium

(или conubium) — в широком смысле название римского брака вообще, в более тесном — понятие правоспособности к браку (jus connubii). С. в последнем смысле охватывало все условия, необходимые для действительности брака римского гражданина как такого. Jus С. имели только свободные (брак рабов был contubernium, простым сожитием), а сначала, притом — только римские граждане. Jus connubii не имели даже плебеи по отношению к патрициям (постановление XII табл., отмененное lex Canuleja за 445 л. до Р. Х.). Постепенно оно распространяется, однако, на жителей латинских колоний и других государств, которым уступалось иногда по специальным трактатам, вместе с jus commercii (см.). При Каракалле оно распространено на всех перегринов вместе с другими гражданскими правами. Некоторые ограничения оставались, однако, и после: брак римлян с варварами был запрещен, под страхом смертной казни, Валентинианом и Валентом. Из других условий на jus С. имело влияние общественное положение. Сперва запрещены были браки между свободнорожденными и вольноотпущенными. При Августе это запрещение сохранилось только для сенаторов и их агнатических потомков до 3-й степени, но Августом же было установлено другое запрещение для свободнорожденных — жениться на женщинах предосудительных профессий и поведения, уничтоженное только Юстинианом. Jus С. по отношению к отдельным лицам не имели также: лицо, обвиненное в прелюбодеянии — по отношению к своему сообщнику (по lex Julia), опекун и его сын — по отношению к опекаемой (зак. Марка Аврелия и Коммода), губернатор провинции — по отношению к женщинам управляемых им провинций (имп. Конст. II века), христиане — по отношению к евреям и обратно (постановление христианских императоров). Препятствием к браку служило также агнатическое и когнатическое родство, в определенных степенях.

В. Н.

Conseil superieur du travail

— учреждение, состоящее с 1891 г. во Франции при министерстве торговли, для изучения всех вопросов, относящихся к организации труда и положению рабочих, и разработки законопроектов, вносимых по этим предметам в палату депутатов. Члены совета, в числе 30, назначаются на 2 года: 10 из числа членов палаты депутатов и др. лиц, приобретших известность своими трудами в области политико-экономических и социальных вопросов, 10 из работодателей и 10 из рабочих. Половина членов выбывает ежегодно по жребию, но выбывшие могут быть вновь назначены.

Consentes dii

— У этрусков, по свидетельству римских писателей, dii С. были таинственными, безымянными, но не главными божествами, к которым иногда обращался за советом Юпитер. У римлян, находившихся под влиянием этрусских и греческих преданий, так назывались 12 главных богов, имена которых Энний (239—169 гг. до Р. Х.) уложил в следующие два стиха:

Júno, Vésta, Minérva, Cerés, Diána, Venus, Mars

Mércuriús, Jovi(s), Néptunús, Volcànus, Apóllo.

В древности существовали их совместные изображения. Представление об этих богах сохранялось до поздних времен язычества, хотя утратилось верное понимание их имени: его стали приводить в связь с гл. consentire (соглашаться), тогда как С. (от con-sens, как prae-sens и ab-sens) значит боги "сосуществующие".

А. К. В.

Consequente

— в форме фуги вторая часть, в которой допускается появление темы не в главной тональности и не в тональности квинтой выше (как в первой части), а в других, сходных с главной, но только не в ладу квинтой ниже главной. В этой части допускается тоже увеличение, уменьшение, обращение темы и stretto (см.).

Н. С.

Consolato del mare

(морской консулат) — наиболее известный и важный из средневековых сборников морского права. Время и место составления С., равно как и автор его, в точности неизвестны; предполагают, что редакция его принадлежит частной инициативе и относится к XIII или XIV вв. Сборник первоначально составлен на каталонском наречии и, по всей вероятности, предназначался для руководства морских консулов Барселоны. В первом печатном издании ("Le libre de consolat...", 1494 г.), а также во всех сохранившихся рукописях, С. соединен с другими памятниками в одной непрерывной нумерации глав. Собственно С. — или "добрые морские обычаи", "морские капитулы", как называли его в средние века — заключает 252 главы (с 46 по 297); ему предшествует устав морских консульских судов и подробное изложение процесса по морским делам, а вслед за ним помещены регламент для каперских судов и ряд других актов, имеющих отношение к барселонским судам. С. содержит выработанные обычаем и применявшиеся на сев.-зап. побережье Средиземного моря нормы частного морского права; публичного права касаются только гл. 276 (о неприкосновенности нейтрального груза) и 290 (о репризах). Материал расположен без определенного порядка, метод изложения — казуистический, язык — простой, народный. С. приобретает всеобщую известность лишь с конца XV в., после появления печатного издания его. С XVI в. он постепенно реципируется и, вытесняя местные морские обычаи сперва в Средиземном море, а затем и на северных берегах Европы, ведет к созданию того единства морского права, которое достигнуто в наше время. В некоторых странах, особенно в Англии, С. сохранил свой авторитет еще в настоящем столетии. Ср. Pardessus, "Collection de lois maritimes ant érieures au XVIII siè cle" (т. II, П., 1831); Miltitz, "Manuel des consuls" (т. I, Л. и Б. 1837); Schaube, "Das Consulat des Meeres in Pisa" (Лпц., 1888); Wagner, "Handbuch des Seerechts" и др. руководства по морскому праву.

Вл. Г.

Continuo

— см. Basso continuo.

Contrasubject

— см. Субъект.

Copertota

(закрытый) — слово в музыке, требующее, чтобы ударный инструмент (литавры) был покрыт сукном, отчего звуки становятся глуше.

Copula

(лат. Koppel — нем., связь) — механизм в органе, который приводится в действие выдвиганием регистровой кнопки. С. соединяет одну клавиатуру с другой, так что при нажиме клавиш одной клавиатуры приводятся в действие соответствующие им клавиши другой клавиатуры. Этим упрощается игра на органе.

Н. С.

Corda

— струна (una corda); требует в фортепианной партии нажима на левую педаль, вследствие чего молоточки, из которых каждый ударяет по трем одинаково настроенным струнам, передвигаются и каждый из них бьет только по одной струне, отчего звук становится менее сильным. При надписи tre corde левая педаль отпускается. В смычковых струнных инструментах слово С., с поставленной цифрой 1 или 2, или 3, или 4, требует игры на соответствующей струне, т. е. на 1-й или 2-й и т. д.

Н. С.

Cornamusa

(ит., Sackpfeife — нем.) — волынка (см.).

Corno

— см. Валторна.

Corollarium

— у римлян приносимый в подарок, особенно актерам, небольшой венок из золота или серебра, как бы прибавка к вознаграждению денежному. В логике — добавление (обычно излишнее) к логической аргументации.

Corporale

(от corpus — тело) — у католиков название плата, развернутого на престоле, на который поставляются св. дары во время литургии; то же, что у православных — илитон (см.). В римской церкви эта пелена вошла в употребление при литургии еще до папы Сильвестра (ок. 314), который установил (акты II римского собора 324 г.), чтобы она не делалась ни из шелка, ни из какой-либо цветной материи, так как в таком случае она не походила бы на пелены, которыми обвит был И. X. В древности С. было очень велико, покрывало почти весь престол и концами свешивалось по сторонам его, так что раскрывали его не менее как два дьякона. В древности С. носил также название palla.

Н. Б — в.

Corpus catholicum

(catholicorum), Corpus evangelicum (evangelicorum) — см. Имперский сейм.

Corpus delicti

— см. Преступление.

Corpus juris canonici

Статья большая, находится на отдельной странице.

Corpus juris civilis

— обычное теперь название юстиниановой кодификации римского права (институции, дигесты, кодекс, новеллы). Не противореча рим. пониманию слов (выражение corpus juris встречается в кодексе), оно не применялось, однако, римлянами в этом смысле и входит в употребление только в средние века; но и в это время мы не встречаем рукописей, а позднее — печатных изданий, соединявших в одно целое все части юстиниановых сборников. В первый раз под этим именем юстинианова кодификация появляется в издании Дионисия Готофреда (см.), начатого в 1583 г. Раньше отдельные части кодификации переписывались и издавались отдельно в том виде, в каком употреблялись в школьном преподавании и изучении. По юстинианову порядку преподавания изучались не все части его законодательства. После институций изучали 1—23, 26, 28 и 3 0 книги, а на четвертом году преподавания — 24, 25, 27, 29, 31 и 36 книги дигест; кодекс вовсе не был предметом преподавания. Сообразно с этим определились деление и состав рукописей дигест (см.) и кодекса (см.), которые послужили основой изучения римского права в средние века. Соединению в одно целое препятствовало и неудобство употребления объемистой кодификации в школах, особенно при всеобщем обычае глиссирования рукописей. Первоначальные цельные рукописи и печатные издания юстиниановых сборников распадаются, поэтому, на 5 томов (volumina), содержавших: 1-й — digestum vetus, 2-й — infortiatum, 3-й — novum, 4-й — 1—9 книги кодекса, 5-й — 10—12 книги кодекса, известную глоссаторам рукопись новелл (см.), так назыв. Authenticum, и институции. Готофред в своем издании уничтожил это деление, соединил части дигест и кодекса в одно целое и дал все части кодификации в том виде, в каком мы их имеем теперь и согласно с их истинным соотношением между собой. Три первых составных части С. juris — институции, дигесты и кодекс — в действительности связаны между собой тесной связью. Представляя собой краткое систематическое обозрение всего римского права, институции (см.) являются отличным введением в изучение обширных и сложных по составу, и притом не систематичных, дигест и кодекса. Последние также представляют неразрывное целое, будучи: первые — кодификацией права юристов, второй — императорских конституций. Новеллы являются естественным дополнением к этим трем частям. Неудивительно, что расположение Готофреда удержалось до сих пор, как и данное им название. Текст Готофредова издания С. juris основан на работах его предшественников: Августина, Куяция (см.), Галоандера (см.) и др., ревностно занимавшихся критикой ранних средневековых рукописей и изданий, и для своего времени был очень хорош (см. Рецепция римского права и Филологическая школа права). Теперь, после новых работ по исправлению текста, предпринятых представителями исторической школы права, он устарел. Труды Блума, Генеля, Геймбаха, Витте, Винера, Шрадера и др. внесли ряд поправок в чтение С. и послужили основанием для наиболее употребительного до последнего времени издания братьев Кригель (Kriegel), в котором редакция кодекса принадлежит Германну, а новелл — Озенбрюггену (длинный ряд стереотипных изданий). Новейшая филологическая критика, главным образом, в лице Моммсена, издавшего дигесты, Крюгера, издавшего кодекс и институции, и Шелля, издавшего новеллы, внесла новые и существенные улучшения в текст. Они все приняты в новейшем издании Weidmann'a (Берл. 1880—91). См. Кодификация, Институции, Дигесты, Кодекс, Новеллы. Ср. Kr üger, "Geschichte der Quellen und Litteratur des Rö m. Rechts" (§§ 52—53, Лпц., 1888); Stintzing, "Geschichte der deutschen Rechtswissenschaft" (1880, I, гл. VI); Dernburg, "Pandecten" (I, § 6).

В. Н.

Credo

— символ веры; третий нумер католической мессы, написанный на текст, начинающийся со слова С. У некоторых авторов месс С. получило особенно большое развитие, напр. у Баха (месса H-moll), Бетховена (Missa solemnis).

H. С.

Credo, quia absurdum est

(лат. "я верю, потому что это противно разуму") — девиз некоторых отцов церкви, напр. Тертуллиана, поддерживавшийся и Августином и проистекающий из презрения к человеческому, конечному разуму в сравнении с разумом божественным. Это утверждение не только признает, что противное ограниченному разуму человека, т. е. недоступное ему, может быть доступно разуму самому по себе, но предполагает, что мыслимое для последнего должно быть совершенно немыслимым для первого.

Crescendo

(возрастая) — музыкальный термин, требующий постепенного увеличения звуковой силы. Часто пишется сокращенно, cresc. Если С. должно быть продолжительное, то после этого слова ставят точки до того места, где С. должно прекратиться. С. заменяется знаком Crescendo. С., доходящее до forte, обозначается С. il forte или Cresc. sin'al forte. Термин, противоположный С. — Decrescendo (см.).

Н. С.

Cretio hеreditati s

— в римском праве торжественный акт вступления в наследство, требовавшийся в раннем праве для т. наз. heredes extranei, т. е. посторонних наследников, не членов семьи наследодателя, с целью, по всей вероятности, точно и наглядно определить наследников лица, умершего без "своих наследников" или обошедшего их в завещании. В классическом праве применялся только в тех случаях, когда того желал завещатель. Законного срока, по-видимому, не существовало, но был обычен срок в сто дней, считавшихся или с момента получения наследником известия о наследстве (т. н. С. vulgaris), или со дня смерти наследодателя (С. continua). Несовершение С. в установленный срок означало отказ от наследства. Самый акт совершался в жилище наследодателя или на наследственном участке земли и состоял в торжественном заявлении воли наследника быть хозяином наследства. В древнейшем праве С., по всей вероятности, была единственным способом принятия наследства (см.). Со времен Константина С. исчезает из употребления. О ней см. Гая, "Институции" (II, 164-173).

В. Н.

Croche

— см. Croma.

Croma

— итальянское название ноты, имеющей длительность одной осьмой (croche — фр.).

Crusca

(Accademia della С.; собств. "академия клея") — итальянское ученое учреждение, поставившее себе целью очищение языка "как муки от клея"; основано во Флоренции поэтом Граццини в 1582 г. Издала в 1612 г. весьма влиятельный "Vocabulario della Crusca" — "очищенный" словарь итальянского языка. К. послужила образцом для французской академии и аналогичных немецких обществ XVII в.

Предыдущая страница Следующая страница