Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "M"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "M"

Предыдущая страница Следующая страница

M

или m. — служит для сокращенного обозначения mano, meno, moll, manual (см.). М. M. — сокращенное обозначение метронома Мельцеля. М. F. — обозначает Mezzo Forte, M. V. — Mezza Voce.

Н. С.

Ma

(итал. — но) — часть речи, применяемая в музыкальных терминах, напр. allegro ma non troppo — скоро, но не слишком.

Macabre

(danse) — см. Пляска смерти.

Macrolеpidoptera

(т. е. большие бабочки) — одна из двух групп, на которые иногда делят бабочек; вторая группа — Microlepidoptera (т. е. маленькие бабочки) заключает семейства пиралид, молей, листоверток и веерниц. Деление это искусственно, так как нет ни одного признака, который позволял бы во всех случаях отличить представителей одной из этих групп от представителей другой.

Madame

— в дореволюционной Франции титул старшей дочери короля, дочери дофина и жены Monsieur (брата короля).

Mademoiselle

— титул старшей из принцесс крови в дореволюционной Франции, а также дочерей Monsieur — брата короля.

Maesta

(величие, con maesta) — музыкальный термин, требующий исполнения величественного.

Maestoso

(ит. величественно, торжественно, возвышенно) — музыкальный термин. Поставленный самостоятельно, обозначает темп, средний между costenuto и affettuoso; прибавленный к другому обозначению темпа, не меняет его скорости, требуя только величественного характера исполнения (напр. adagio maestoso, allegro maestoso).

H. С.

Maestro

(ит., ma î tre — фр., Meister — нем.) — мастер, художник-музыкант. Во Франции и Германии — общепринятое почетное название по преимуществу музыкантов-композиторов, в Италии — композитора, капельмейстера, музыканта-педагога. Maestri secolari (ит.) — инструментальные учителя в консерватории. М. di capella — капельмейстер.

Н. С.

Magna Charta

— Великая хартия вольностей.

Magna mater

("Великая мать") — см. Кибела.

Magnificamente

(= великолепно, итал.) или con magnificenza — музыкальный термин, требующий исполнения благородного, величественного, блестящего.

Magnificat

— начальное слово латинского текста хвалебной песни Пресвятой Богородице, которое и служит названием всей песни. Текст ее положен многими духовными композиторами на музыку.

Maison da roi

(придворный королевский штат в старой Франции) — так называли во Франции офицеров, назначенных для личной службы королю (заведовавших комнатами, гардеробом, мундшенков, камергеров и егермейстеров и т. д.). Штат разделялся на 22 департамента, причем деп-т, к которому принадлежали главнейшие офицеры, назывался grande M. de roi (см. "Almanach de Versailles").

Majori cedo

(лат.) — "я уступаю большему" или более важному, значительному: цитата, основанная на Марциале ("De Spectaculis", 31) и помещенная в числе сентенций сборника, носящего имя "Дионисия Катона".

Mala fides

— см. Недобросовестность; ср. Добрая совесть и Добросовестность.

Malcontents

(франц. "недовольные") — имя многих политических партий. Во Франции так назыв. политики (см.), в Нидерландах после Гентского соглашения (см. Гент) — недовольные католики, в Венгрии — оппозиционная партия при Леопольде I, Иосифе I и Карле VI.

Male parta male dilabuntur

— латинская поговорка: "плохо приобретенное плохо и пропадает", т. е. нажитое неправдой недолговечно; цитируется Цицероном ("Philippica", 2, 27) без названия автора; по словам Павла Диакона, взята у римского поэта Нэвия.

Mancando

сокр. manc. — музыкальный термин, требующий постепенного уменьшения силы звуков при исполнении. М. имеет одинаковое значение с decrescendo или знаком Mancando.

Manche

manico, mancia — шейка, или гриф (см.), смычковых, струнных инструментов, а также гитары, мандолины, бандуры и пр., который играющий держит в левой руке. Mancia, или manca, служит для обозначения игры левой рукой.

Manica

— см. Аппликатура, Скрипка.

Maniera

(ит., mani è re — фр., Manier — нем., oт лат. manus — рука) — способ или род музыкального выражения, составляющие особенность дарования композитора или виртуоза (в первом случае слово М. по своему значению близко со словом стиль). Украшение мелодии с помощью форшлага, простого или двойного, mordent, трели относится к М. игры (agrements, broderies). M. affetata, languida, smorfiosa обозначает исполнение томное, с portamento. Исполнение с излишними преувеличениями называется манерным (mani éré).

Mano

= рука: М. destra, или dritta, или manritta, или marreta — термин, требующий игры на инструменте правой рукой M. sinistra, или М. S. — левой рукой.

Manualiter

— термин, требующий от органиста игры только на мануалах, без педали. Присоединение педальной клавиатуры обозначается словом pedaliter.

Manubrium

(лат.) — кнопка в органе, с помощью которой приводится в действие регистр.

Manumissio

— римское название юридических актов освобождения рабов. Таких актов было несколько: 1) M. vindicta, древнейший, состоял в симулированном виндикационном процессе (in jure cessio), где истцом выступал какой-нибудь римский гражданин, утверждавший свободу раба и требовавший на этом основании от претора его освобождения, а ответчиком — господин раба, признававший справедливыми притязания истца и дававший этим претору возможность объявить раба, в судебном решении, свободным. Название акта происходит от vindicta — палки, которой истец дотрагивался до раба, утверждая его свободу и выражая этим готовность к его защите с оружием в руках (палка — замена копья); 2) M. censu — освобождение раба при производстве ценза (см.), через внесение его в список свободных граждан, по заявлению господина; 3) M. testamento — возвращение свободы по завещанию. При прямом освобождении раб тотчас же после смерти завещателя становился свободным и считался вольноотпущенником умершего; при непрямом, состоявшем в поручении наследнику освободить раба, последний освобождался им обыкновенным способом (vindicta или censu) и считался вольноотпущенным наследника; 4) при Константине возникает новый способ — М. in ecclesia, состоявший в заявлении господина об освобождении раба перед епископом и общиной; 5) мало-помалу развивается и бесформенное освобождение рабов на волю, не имевшее прежде юридической силы, но постепенно получившее защиту претора. Lex Junia Norbana (19 г. по Р. Х.) сообщил беcформенно освобожденным рабам положение латинян (см. соотв. статью). Юстиниан признал освобождение рабов действительным в полной мере, если оно было произведено при пяти свидетелях, путем выдачи письма (М. per epistolam), подлинность которого могли подтвердить свидетели, или даже и путем словесного заявления перед свидетелями, если они подтверждали это заявление (M. inter amicos). См. Вольноотпущенники.

В. H.

Manus

Статья большая, находится на отдельной странице.

Manus Guidonis

— см. Гвидо.

Marais

(франц. "болото") — название одного из парижских кварталов, где, в отеле д'Аржан, с 1600 по 1673 г. находился знаменитый Th éâ tre du M. Во время французской революции М. служило ироническим наименованием умеренной партии (равнины — la Plaine) в конвенте, в отличие от горы (монтаньяров).

Marcato

(marcando) — музыкальный термин, требующий рельефного исполнения нот, передача которых должна быть ясная и более сильная в сравнении с другими; dolce ma marcato требует исполнения нежного, но ясного, отчетливого. Marcatissimo — высшая степень М. Часто М. пишется сокращенно: Marc.

Margaritana

— см. Перловица.

Martellare

— музыкальный термин, требующий, чтобы при исполнении все звуки были очень ясны, сильны и даже жестки, как бы ударяя.

Matelotte

— см. Горнпейп.

Mater Dolorosa

(лат. "горестная мать") — в католич. церкви образное изображение Девы Марии в горе о страданиях Сына. М. изображается или сидя, или стоя, с одним или 7 мечами в груди (7 страданий Марии), чаще одна, реже — направо от креста Христова (налево — св. Иоанн). М. Д. называется и Мадонна с телом Христовым на руках (также Piet à).

Mater Matuta

— древнеиталийская богиня; почиталась во всей Италии как покровительница света и рождения. Праздник ее падал на 11 июня и назывался Matralia. Он был специально праздником женщин, и притом бывших замужем один лишь раз (univirae). Рабыни на праздник не допускались. Культом богини заведовали женщины (magistrae). Как богиня света, М. приближалась по своему значению к Диане и Юноне Луцине (см.). Ее имя Matuta сопоставляют со словом mane, утро, и с прилагат. manus = clarus. В силу такого ее значения утренний час считался счастливым для родов (этим объясняются praenomina Manius и Lucius). При Сулле она потеряла свое первоначальное значение и чтилась как греческая богиня Ino-Leucothea, т. е. как покровительница мореплавания и гаваней. Слияние обоих культов объясняется сходством религиозных церемоний и этимологической близостью слов Leucothea (= белая, светлая богиня) и Matuta.

H. O.

Materia medica

(франц.) — под этим назв. разумеют или фармакологию в самом широком смысле, т. е. совокупность всех неорганических и органических, химических и нехимических, простых и сложных тел, служащих в качестве медикаментов или употребляемых для образования или приготовления последних; или под М. m. понимают фармакогнозию, т. е. учение о роде, происхождении и приготовлении лекарственных средств, о методах распознавания их и фальсификации.

Matutinun

— первый из семи так наз. канонических часов римско-католического служебника. Называется также вигилией, или Nocturnum, и состоит из псалмов и стольких же чтений.

Medesimo tempo

или moto — музыкальный термин, требующий в исполнении того же движения, которое было ранее в пьесе. М. tempo равносильно l'istesso tempo.

Medio tutissimus ibis

(лат.) — "Всего безопаснее тебе пройти будет по середине", т. е. средний путь наилучший, цитата из "Meтаморфоз" (см. соотв. статью) Овидия.

Megalesia

или Ludi Megalenses — см. Игры.

Melodiosamente

или Melodioso — музыкальный термин, требующий исполнения певучего, приятного, мелодического.

Memento mori

(лат.) — "помни о смерти"; девиз некоторых монашеских орденов, например камальдулов и капуцинов, у которых он заменяет приветствие.

Meno

(меньше, менее) — музыкальный термин, требующий уменьшения скорости или звуковой силы исполнения. M. mosso требует исполнения более медленного сравнительно с предыдущим. М. presto — менее скоро, M. forte — менее сильно. При медленной игре или слабой М. имеет назначение обратное, например М. piano — не так слабо.

Н. С.

Mercure de Russie

— французский журнал, издававшийся в Петербурге в 1786 г. и спустя восемь месяцев прекратившийся по недостатку подписчиков; наполнялся мелкими стихотворениями, небольшими статьями в прозе, библиографическими заметками, из которых некоторые имеют интерес и в настоящее время, известиями о литературных и театральных новостях (между прочим, разбор комедии Екатерины II "Обманщик", появившейся во французском переводе под заглавием "L'imposteur"). Французский кружок, издававший "М.", состоял, большой частью, из преподавателей кадетского корпуса; один из них, Тимолеон де Сальморан (Salmor e nc), был, по-видимому, редактором-издателем журнала. В "М." участвовала и одна русская, Елизавета Ивановна Вилламова (1764—47), воспитательница детей великого князя Павла Петровича, довольно много писавшая по-французски и поместившая стихотворение "R éponse à l'auteur de la charmante épître sur la nouvelle".

Ср. "Французский журнал в С.-Петербургe" ("Российская Библиография", 1882, № 101).

Merite

(pour le M.) — прусский орден, возникший в 1740 г. из учрежденного в 1667 году ордена de la g énérosité. Фридрих-Вильгельм III сделал его в 1810 г. исключительно наградой за боевые заслуги. Военный знак состоит из покрытого голубой эмалью осьмиконечного мальтийского креста с золотыми орлами. Особый класс за заслуги в области наук и искусств был учрежден в 1842 г. Фридрихом-Вильгельмом IV; число членов его ограничено 30, во главе которых стоит канцлер. Орденский знак гражданского класса — небольшой круглый золотой щит с прусским орлом. Орденский знак обоих классов носится на шее на черной с серебряными полосами ленте.

Messa voce

или Messa di voce (итал.), mise de voix (фр.) — филирование, т. е. протяжное пение, начиная с piano, доходя до forte и кончая piano. Этот весьма полезный прием применяется при постановке голоса. Не следует смешивать M. voce с Mezza voce (см.).

Messagerie

(франц.) — первоначально обозначало повозку, употребляемую курьерами в их разъездах, а также и самую должность курьера. С течением времени М. стали называться компании и учреждения, берущие на себя доставку путешественников и грузов в известные пункты и к известному сроку; на первом плане среди них стоят пароходные общества. Ср. Messageries maritimes.

Messageries Maritimes

— самое большое французское пароходное общество, основано Наполеоном III; получает значительную правительственную субсидию. Пароходы общества совершают рейсы во все части Средиземного моря, в Индию, Китай и Японию, в Бразилию и Ла-Плату, в Австралию и Новую Каледонию, в восточную Африку. Пунктами отправления служат Марсель (для судов, идущих в Средиземное море и на Восток) и Бордо (для идущих в Атлантический океан). Правление обязано пользоваться только пароходами, построенными во Франции. Флот общества состоял к концу 1893 г. из 58 морских пароходов, вместимостью в 196397 тонн. Пассажирские пароходы отличаются большей частью изяществом внутреннего устройства.

Mestizia

(= печаль, Con mestizia) — музыкальный термин, требующий от исполнителя оттенка грусти в соединении с уменьшением скорости движения и силы звука.

Mesto

— печальный; см. Mestizia.

Metayage

(франц.) — см. Половничество.

Mezza

Mezzo (= в половину) — Это слово применяется в музыкальных терминах там, где нужно придать им соответствующее значение; например, M. aria — выражение, требующее исполнения пассажа вполголоса или арии в стиле кантилены или речитатива, M. voce — требующее пения вполголоса или игры в ползвука, M. forte или mf — требующее исполнения, менее сильного по звуку.

Н. С.

Microlepidoptera

— Под названием М. соединяют обыкновенно (в противоположность Macrolepidoptera, см.) четыре семейства мелких бабочек: пирамид (Pyralidae), листоверток (Tortricidae), молей (Tineidae) и веерниц (Pterophoridae). Деление это весьма искусственно, так как не опирается ни на один безусловно надежный признак. Вообще же М. меньше, число жилок на задних крыльях по большей части несколько иное (3 так называемые дорсальных жилки, а не 1—2), далее, у гусениц их обыкновенно брюшные ноги оканчиваются кружком, усаженным по всей окружности венчиком загнутых кнаружи крючков, между тем как у гусениц Macrolepidoptera конец брюшной ноги двураздельный и крючки (загнутые внутрь) сидят лишь на наружном краю.

Н. Кн.

Minima

— см. Мензуральная теория.

Miserere

— в католической церкви пение на слова 57 псалма: "Miserere mei domine". Наибольшей известностью пользуется М. Аллегри.

Misericordia

— в католических монастырях так называются некоторые отклонения от установленных орденскими правилами строгих порядков, например стулья или скамьи, на которых разрешается слабым и престарелым сидеть во время богослужения.

Misericordias Domini

(с латинского "милосердие Господа") — в католической церкви второе воскресенье (вторая неделя) по Пасхе, называемое так по своему Introitus, который начинается словами псалма 89, 2.

Moderato

— музыкальный термин, требующий умеренного движения в исполнении, т. е. среднего между скорым и медленным. Будучи приставлено к другому слову, обозначающему движение, М. изменяет степень скорости или медленности движения. Moderatissimo — чрезвычайно умеренно.

Modus, в грамматике

— см. Наклонение.

Modus, в музыке

— название церковных ладов: Modus Aeolicus и пр. В настоящее время М. обозначает наклонение лада, т. е. мажорное (dur) в гамме с большою терциею над тоникой, минорное (moll) — с малою терциею над тоникой. В мензуральной системе термин М. major обозначал деление, при котором longa заключала в себе три равные ноты, М. minor — две равные ноты.

Modus, в юриспруденции

— технико-юридическое понятие, обнимающее некоторые добавочные оговорки при совершении безмездных юридических сделок, особенно дарений и завещаний. Под М. разумеются обязанности, налагаемые дарителем или завещателем на лицо, к которому переходит имущество в целом или части, — обязанности, подлежащие исполнению под страхом ответственности в виде штрафа уплаты убытков или отобрания имущества, но не имеющие характера и последствий условия (см.) как составной части юридической сделки и не составляющие вознаграждения за переход имущества. В качестве М. допускаются всякого рода определения, не противные законам и нравственности и не ставящие лицо, получающее имущество, в двусмысленное или смешное положение: совершение тех или иных действий в пользу указанных лиц, уплата алиментов, постановка памятника, специальные заботы о той или другой части имущества и т. д. Неисполнение М. никогда не ведет к уничтожению сделки, признаваемой действительною с момента ее заключения; за некоторыми исключениями (см. напр. ст. 976 т. X ч. 1-й русского Св. Законов), оно имеет обязательственное, а не вещное действие. Согласно с таким характером М. его конструируют юридически как добавочное обязательственное отношение при заключении сделки, не связанное с нею по существу (в противоположность тому, что имеет место при включении условия) и потому имеющее самостоятельное значение. Попытка Виндшейда создать из понятия М. и некоторых других юридических явлений, с ним схожих, особую категорию побочных составных частей юридической сделки, стоящую под именем Voraussetzung рядом с понятиями условия и срока ("Lehrbuch der Pandekten" § 97), нашла немного сторонников и отвергнута, как субъективная, составителями нового общегерманского гражданского уложения. О признании и роли М. в русском праве см. Анненков, "Система русского гражданского права" (I, 439 — 442).

В. Н.

Molto

(= много) — слово, приставляемое к музыкальному термину для усиления его значения. Allegro molto — очень скоро.

Momentulum

(лат.) — название паузы длительностью в 1/16 целой ноты. Momentum — лат. название паузы длительностью в 1/8 целой ноты.

Momicrs

— так в насмешку называлась возникшая около 1814 г. в Женеве религиозная партия, находившаяся сначала под влиянием г-жи Криденер (см.), потом склонившаяся к методизму. М. имели свои собрания (конвентиклы) и вели очень строгую жизнь. Из М. составилось Евангелическое общество в Женеве (см.). Ср. v. d. Goltz, "Die reformierte Kirche Genfs im XIX Jahrh." (Базель, 1862).

Monseigneur

(франц.; в сокращ. Mgr) — титул, дававшийся в старой Франции рыцарям и президентам высших судебных палат, позже также принцам и высшим сановникам церкви государства. В присутствии принца крови и к прелатам нельзя было обращаться с титулом м, а лишь с предикатом Monsieur (см.). В XVI в. м, как обращение к рыцарям, заменилось словом Monsieur и со времен Людовика XIV сделалось исключительным означением дофина. В настоящее время М. — титул катол. архиепископов и епископов во Франции. Ср. Сеньёр.

Monsieur

(французск.) — в средневековой Франции название святых и Папы; до времен Валуа и король в актах всегда титуловался M. le roi. Позже так назывались лишь принц крови, обращавшиеся и друг к другу со словом м, между тем как М. без всяких прибавок означало брата короля (ср. Madame), в обращениях к которому применялся титул Monseigneur. М. de Paris — шуточное название парижского палача; раньше означало епископа Парижского.

Mont de piete

— см. Ломбард.

Monumenta Germaniae historica

— громадный сборник источников и актов по истории немецкого средневековья, издание которого задумано Штейном и предпринято основанным в 1819 г. Обществом для изучения древнейшей немецкой историографии. Германский сейм 12 авг. 1819 г. взял эти работы под свое покровительство и с 1853 г. давал на них ежегодную субсидию. Руководительство изданием взял на себя Г. Г. Пертц. В 1826 г. появился I т. историков ("Scriptores"), за которым последовало 29 других; из серии "Leges" ("законы") появились лишь 4 тома, из серии "Diplomata" ("акты") лишь один том; сборника подготовительных работ ("Archiv") до 1874 г. было издано 12 томов. Когда Пертц в 1874 г. сложил с себя дирекцию и Общество для изучения древностей немецкой историографии распалось, Прусская академия наук приняла на себя образование новой центральной дирекции, составившейся в 1875 г.; главное руководство взял на себя Вайц (до 1886), после его смерти Э. Дюммлер. Германская империя назначила на издание ежегодную субсидию в 30000 марок, Австрия — добавочную сумму. Кроме прежних серий (к "Scriptores" прибавлен был еще отдел "Deutsche Chroniken"), были изданы еще новые отделы: "Auctores antiquissimi" (писатели переходной эпохи от римского времени к германскому), "Epistolae" ("письма") и "Аntiquitates" ("памятники"). Содержащий предварительные работы "Neues Archiv" (I—XX) выходит с 1876 г. Новые отделы и 2-е издания прежних томов выходят не in-folio, как при Пертце, а in-4°.

Monumenta Poloniae historica

(Pomniki dziejowe Polski) — сборник письменных памятников, относящихся к истории Польши. Издание это задумано было А. Беловским, который еще в 1852 г. напечатал в "Dzienniku literackim" программу собрания и издания источников для польской истории и сам же немедленно взялся за осуществление ее. Посетив в 1 853 г. несколько древних монастырей в Галиции, в 1856 г — библиотеки Вены, Праги и Дрездена, в 1857 г. — Петербург, Москву, Берлин и Познань, этот самоотверженный труженик приступил к изданию добытых сокровищ на свои личные скромные средства. При печатании третьего тома издатель умер, но продолжательницей его дела явилась Краковская академия наук. Последующие томы выходили под редакцией львовского отделения исторической комиссии этой академии. Главными редакторами были А. Малецкий, К. Лиске (†1891 г.) и В. Кентржицкий. Каждый памятник снабжен обстоятельным предисловием и научными примечаниями. Всего вышло 6 томов (Львов, 1864—92).

Moptuarium

— см. Курмеда.

Mora

— см. Промедление.

Moral insanity

— см. Нравственное помешательство.

Morendo

(= умирая) — музыкальный термин, требующий постепенного уменьшения силы звука до полнейшего его ослабления, замирания. М. не следует смешивать с diminuendo, в котором ослабление звука не доводится так далеко.

Moriente

— см. Morendo.

Mosso

— музыкальный термин, требующий одушевленного, живого исполнения. Будучи прибавлено к другому слову, означающему движение, М. увеличивает его скорость; напр. Allegro mosso требует движения более оживленного, чем allegro. Выражение: рiu mosso служит тоже для ускорения движения.

Moto

(движение) — в теории музыки М. recto обозначает прямое движение голосов, т. е. когда оба голоса двигаются в одну сторону, M. contrario — противоположное движение, когда один голос идет вверх, а другой вниз, M. obliquo — косвенное движение, когда один голос остается на месте, а другой двигается вверх или вниз. М. служит и для обозначения скорости: музыкальный термин con М., будучи прибавлен к другому обозначению скорости, увеличивает ее, напр. Andante con moto требует более скорого исполнения, чем andante. M. primo требует первоначального движения, M. precedente требует предыдущего движения.

Н. С.

Motu proprio

(лат. "по собственному побуждению") — употребительная со времен Иннокентия III формула папских рескриптов, означающая, что данное решение основано на собственном почине папы или на самостоятельном обсуждении дела самим папою. Как имя существительное, М. есть название самих рескриптов, содержащих в себе эту формулу.

Multum, non multa

(лат. "многое, но не многообразное"); часто употр. в перестановке "non multa, sed multum" — латинская поговорка, имеющая смысл: "Дело не в количестве, а в качестве"; цитата из "Писем" (VII, 9) Плиния Младшего.

Mundus vult decipi, ergo decipiatur

(лат. "мир желает быть обманутым, пусть же он будет обманут") — выражение, приписываемое в "Historia sui temporis" де Ту (кн. XII) папскому легату Караффе (позднейшему папе Павлу IV, † 1559) первая часть этой поговорки ("Die wellt die will betrogen syn") встречается в "Narrenschiff" Брандта и в "Paradoxa" Себастиана Франка.

Murex

(пурпуровая улитка древних) — род переднежаберных брюхоногих моллюсков из группы узкоязычных (Rhachiglossa) семейства Muricidae. У представителей этого семейства раковина с довольно высоким завитком, вход продолжается спереди в канал, наружная губа входа вздута или заворочена, благодаря чему на раковине, по мере ее роста, образуются ряды вздутых, складчатых, зубчатых или шиповатых утолщений; роговая крышечка заостренно-овальная, нога широкая; хобот умеренный; глаза у основания щупалец. Около 350 современных видов (по большей части в тропических морях) и более 550 ископаемых (особенно из третичных отложений). Хищники, питающиеся преимущественно другими моллюсками. Род М. отличается раковиной с 3, по крайней мере, рядами вздутий или шипов, круглым, маленьким входом, с прямым изогнутым, иногда замкнутым каналом и складчатой или зубчатой наружной губой. Некоторые виды имеют в стенке мантии железу, выделение которой под влиянием света изменяет цвет и окрашивается в различные оттенки фиолетового.

Murex

Murex brandaris.

Выделение этих желез от двух видов этого рода М. brandaris и М. trunculus и составляло знаменитый пурпур древних. Местами в Италии находят массы остатков раковин этих видов, накопившиеся в местах, где были красильни. Выяснение вопроса о приготовлении пурпура принадлежит Лаказ-Дютье (см.). Он нашел, что выделение пурпуровых желез окрашивает ткани сначала в желтоватый цвет, но затем, под действием солнечного света, цвет меняется на ярко-желтый, зеленый, потом фиолетовый, причем могут быть получены различные оттенки последнего. По всей вероятности, основной тон пурпура древних (различались разные сорта и оттенки его) и был фиолетовый. M. brandaris имеет длинный прямой канал, возвышения на поверхности раковины усажены длинными шипами, раковина булавовидная, спереди расширенная, с поперечными бороздками; высота 9 — 9,5 см; цвет бледно-пепельно-серый. Обыкновенный вид в Средиземном море; употребляется в пищу (но иногда бывает вреден). M. trunculus с коротким согнутым каналом и ветвистыми шипами, форма раковины несколько веретенообразная, вздутая, поверхность поперечно-бороздчатая и полосатая, с бугорками, впереди с шипами, окрашенная белыми и бурыми полосами; длина 7 — 8 см. Обыкновенный вид в Средиземном море и Атлантическом ок.; в Италии он употребляется в пищу.

Н. Кн.

Musette

— франц. народный инструмент, род волынки. М. называется также пасторальный веселый народный танец 6/8, умеренного движения. Характерная черта музыки М. состоит в том, что она построена на органном пункте на тонике главного лада или на двойном органном пункте (тоника и доминанта), служащем подражанием волынки. В гавоте М. служит средней частью (трио).

Muspilli

— название древнейшего памятника германской национальной духовной поэзии, относящегося к эпохе первых Каролингов. В устной передаче он подвергался изменениям и записан ок. половины IX в. на полях одной рукописи рукой Людовика Немецкого, но не в целом виде: недостает начала и конца. Название М. происходит от скандинавского слова Muspel — огонь, пожар земли, которым, по скандинавской мифологии, должно окончиться существование света. Поэма состоит из двух частей. Первая описывает, как расстается душа с телом и как приходит за ней два войска — ангельское и дьявольское; изображая муки ада и блаженство рая, поэма увещевает жить согласно воле Божией и напоминает о последнем суде. Начало второй части представляет описание битвы Ильи с антихристом; от крови, текущей из ран Ильи, начнется пожар — Муспель, от которого "и друг не поможет". В конце описывается суд Христов; от звука ангельской трубы умершие восстанут из гробов, и тогда ни одно злодеяние не скроется, тогда "заговорят все члены человеческого тела до меньшого пальца", если только преступник не очистил себя постом и милостыней. "Тогда вынесен будет крест Христов; тогда покажет Христос раны, которые получил он среди людей, которые из-за любви к человеческому роду..." — на этом кончается сохранившаяся часть поэмы. Форма ее — стихи с аллитерацией (см. соотв. статью). В первый раз она была издана в 1832 г. Шмеллером в Мюнхене.

Ср. Vetter, "Zum M. und zur altgermanischer Alliterationspoesie" (1873); W. Scherr, "Geschichte der deutschen Literatur"; "История всеобщей литературы", под ред. Корша и Кирпичникова (т. II, СПб., 1885).

Mutatio

(муз.) — см. Перемена.

Предыдущая страница Следующая страница