Статьи на букву "V"
— Латинскими буквами V и W обозначаются многие сокращения, из коих наиболее употребительны: V = verte (переверни); V = versus (стих); V.V. = vice versa (наоборот); W = West (запад). |
(в музыке) — сокращение слов: voce, violino, volti, например v. s. означает volti subito. |
(франц.) — выражение в карточной игре банк (штос), означающее, что ставка идет на всю сумму банка. |
(в музыке) — сокращение слова viola. |
(Ваччетто) — музыкальный термин, обозначающий умеренное движение при исполнении пьесы. |
(вачильяменто) — музыкальный термин, обозначающий дрожание, качание, колебание, вибрацию. Слова vacillare или vacillando, встречающиеся в партии струнных инструментов, указывают на то, что исполнитель должен быстро качать на обе стороны палец, сильно прижимающий струну, для того, чтобы вызвать особенную вибрацию. Н. Соловьев. |
(лат. "Горе побежденным!") — известное восклицание вождя галлов Бренна, обращенное им, по преданию, к побежденным римлянам, когда они отказывались уплатить наложенную на них контрибуцию в 1000 фунтов золота, по тяжелым весовым единицам победителей, причем Бренн бросил еще на чашку весов свой тяжелый меч. Эпизод этот приводится Т. Ливием (V, 48). |
— слово, обозначающее в музыке нерешительное исполнение. |
(лат., суета сует и все суета) — изречение царя Соломона (Екклезиаст 1, 2 и 12, 8). |
(библиогр., сокр. от "cum notis variorum scriptorum) — так назывались издания классиков с примечаниями и комментариями, печатавшиеся преимущественно у Эльзевиров, в Амстердаме и Лейдене, в течение второй половины XVII и начала XVIII ст. Вот список наиболее выдающихся изданий, приготовленных учеными Иоанном Гроновиусом, Николаем Гейнзиусом и Корнелем Шревелиусом: Гомер (1656), Виргилий (1664), Плавт (1664), Тит Ливий (1666), Саллюстий (1665), Плиний Старший (1669), Овидий (1670), Гораций (1670), Ювенал (1671), Тацит (1673, 1685). Название Variorum присваивается и некоторым позднейшим изданиям классиков, вышедшим не в Голландии, например, оксфордскому изданию Овидия (1825) и др. |
(лат. я пришел, увидел, победил) — слова, которыми, как сообщает Плутарх в своих "Изречениях царей и полководцев", Цезарь уведомил своего друга Аминция в Риме о победе, быстро одержанной им при Целе над Фарнаком, сыном Митридата. |
— собственно "святая весна". Так назывались весенние плоды, весенний приплод домашних животных, а первоначально — даже и людей, которые, по древнеиталийскому обычаю, в тяжелые годы приносились в дар богам, особенно Марсу. Но человеческое чувство скоро стало возмущаться против заклания детей; их перестали убивать, а давали им вырасти и затем весной переправляли через границу. Этому обычаю обязаны своим происхождением многие колонии, особенно самнитян. |
Статья большая, находится на отдельной странице.
— музыкальный термин, при применении которого исполнение должно быть нежно; привлекательно. |
— так называлось в Средние века лицо, в отсутствие ленного владельца исправлявшее все его дела. |
(vigorosamente, vigoramente, con vigore) — музыкальный термин, означающий исполнение сильное, смелое, бодрое, энергичное. |
— см. Виола. |
(или basse de viole) — инструмент, на котором играли, как на виолончели, держа его между ногами. Форма его была похожа на форму виолончели; по звучности он уступал последней. Гриф был с перехватами, как у гитары, для обозначения позиций. Струн было шесть. В 1690 г. была присоединена еще седьмая струна. Н. С. |
con violenza, violentemente, музыкальный термин, обозначающий стремительное исполнение. |
— см. Скрипка. |
— см. Скрипка маленькая. |
(т. е. viola больших размеров) — это контрабас, но не такой большой, как нынешний. Он имел большею частью три, а не четыре струны, как современный контрабас. |
— под этим наименованием разумеется право иметь самостоятельный голос на сеймах германских государств в отличие от права составлять собирательный голос на сеймах (несколько голосов сейма составляли одну курию — Curiatstimme, в противоположность Virilstimme). Иногда в публицистике употребляют наименование virilia vota для обозначения чьего-либо участия в выборном собрании по праву, а не по выбору. |
(force majeure) — см. Превосходящая непреодолимая сила. |
(лат., дословно: виденное и найденное) — термин судебной медицины, означающий мнение врача о данном случае (мертвом теле), основанное на его исследовании. Некоторые называют этим термином весь медицинский акт; но такое применение термина признается неправильным. |
— "отдать жизнь за правду" — слова Ювенала (Сатиры, IV, 91); девиз Ж. Ж. Руссо и эпиграф многих журналов в эпоху первой французской революции. |
— музыкальный термин, требующий исполнения более скорого и живого, чем в allegro. V. есть переходная ступень от allegro к presto. Vivacetto — немного скорее allegro. |
("весьма скоро") — означает движение почти равное presto. |
— см. Голос. |
Статья большая, находится на отдельной странице.
volte (направление, поворот) — итальянский музыкальный термин. Una volta или prima volta обозначает исполнение части музыкальной пьесы один раз, в первый раз; seconda volta — второй раз. В нотах этот термин обозначается сокращенно так: 1-ma (т. е. prima volta), 2-da (т. е. seconda volta). Если часть пьесы должна быть повторена и при этом имеет для первого исполнения одно окончание, а для второго — другое, то эта часть с первым окончанием выписывается со знаком повторения в конце, а над первым окончанием ставится 1-ma. После знака повторения выписывается второе окончание, с надписью 2-da, которое должно быть исполнено при повторении части пьесы. Н. С. |
— музыкальный термин, обозначающий весьма быстрое и легкое исполнение. |
(обороти скорее) — музыкальный термин, ставящийся полностью или в сокращенном виде V. S. внизу нотной страницы, если необходимо, при исполнении, ее быстро перевернуть. |
— музыкальный термин, означающий резвость, легкость, быстроту исполнения. |
— старинный свод польских законов. После Вислицкого статута законодательство польское с течением времени сильно разрослось, и уже в XVI столетии ощущалась потребность составления свода. Такие своды были составлены и даже напечатаны Николаем Ташицким (1532), Яковом Пржилуским (1553), Иоанном Янушевским (1600) и Андреем Замойским (1778). Но все они остались без утверждения: первый — вследствие противодействия краковского воеводы Кмитты, который скупил и истребил почти все издание (сохранились только два экземпляра); второй — вследствие лютеранских тенденций его составителя; третий был представлен сейму 1596 г., но по недостатку времени остался нерассмотренным; четвертый свод был отвергнут сеймом потому, что редактор его хотел предоставить некоторые права крестьянам. Из частных изданий польских законов первым был труд Иоанна Гербурта де-Фульштейна, составленный в 1563 г. в алфавитном порядке; сборник этот в судах имел силу закона. Впоследствии он был вытеснен восьмитомным сборником варшавских пиаритов, составленным по инициативе епископа Иосифа Залусского. Этот-то сборник пиаритов, над составлением которого они работали около 50 лет (1732—1782), и получил название "Volumina legum". Здесь в хронологическом порядке собраны законы, изданные в Польше с 1347 г. до 1780 г. В сборник этот не вошли древние законы литовские и мазовецкие. В 1797 г. в частях Польши, присоединенных к Австрии и Пруссии, введены были, взамен древнепольских законов, уложения австрийское и прусское. После образования отдельного герцогства Варшавского, местное правительство восстановило действие прежних законов; но под влиянием Наполеона введен был с 1-го мая 1808 г. французский гражданский кодекс. Изданные при этом постановления об отношении Наполеоновского кодекса к V. legum напечатаны на русском языке у Ставского и Клейнермана — "Гражданские законы губерний Царства Польского" (т. 11-й, Варшава, 1891). До 1840 г. V. legum действовали в губерниях Северо - и Юго-Западного краев, насколько в них содержались дополнения или изменения к Литовскому статуту. V. legum пиаритов были перепечатаны, в 8 томах, Огрызько (СПб. 1859—60), который ограничился воспроизведением материала, содержащегося в прежнем издании пиаритов. Продолжение этого дела взяла на себя краковская академия наук, которая издала 9-й том Volumina legum (Краков, 1889), содержащий в себе конституции сеймов 1782—1792 гг. Обзор этого тома дал О. Balzer в "Kwartalnik Historyczny", 1890 г. А. Я. |
(Вы ювелир, г-н Жосс) — фраза Сганареля в Мольеровском "l'Amour m é decin" (I, 1), когда он иронизирует над советом ювелира Жосса купить своей больной дочери дорогой бриллиантовый убор. Применяется к своекорыстным советам. |
— обратившиеся в поговорку слова из роли Жоржа Дандена, в комедии Мольера того же названия. Употребляются в смысле: "сам виноват в этом", "некого винить, кроме себя самого". |
— латинская поговорка, равнозначащая русской пословице: "глас народа, глас Божий". |