Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
inflatable castle
Беспроцентные кредиты

Буква "Б", страница 40

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Буква 'Б', страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

БРЭТИАНУ (Братиану) (Bratianu) Йон Старший (1821-91) , председатель Совета министров Румынии в 1876-88 (с перерывом в 1881). Участник "Чудовищной коалиции", с 1875 лидер Национал-либеральной партии. Правительство Брэтиану провозгласило (1877) независимость румынского государства от Турции, присоединило (1883) Румынию к Тройственному союзу 1882.

БРЮГГЕ (флам . - Brugge, франц. - Brugts), город в Бельгии, на Северном море, административный центр пров. Зап. Фландрия. 117 тыс. жителей (1992). Транспортный узел; морской порт (аванпорты на Северном м. - Зебрюгге и Остенде), узел судоходных каналов: Брюгге - Зебрюгге, Брюгге- Остенде, Брюгге - Гент. Металлообрабатывающая, машиностроительная, химическая, пищевкусовая, текстильная промышленность, производство кружев. Музей нидерландского искусства. Муниципальная художественная галерея. Известен с 7 в. В 11-14 вв. один из крупнейших в Европе центров цехового ремесла и международной торговли. Готические суконные ряды (13-14 вв.) с городской башней (13-15 вв.). Церковь Онзе-ливе-Врауэкерк (13-16 вв.; с "Мадонной" Микеланджело).

"БРЮГГСКАЯ ЗАУТРЕНЯ" , восстание (в ночь на 18 мая 1302) ремесленников г. Брюгге против французского короля Филиппа IV, который в 1300 захватил Фландрию; сигнал к всеобщему восстанию, покончившему с французским господством на большей части Фландрии.

БРЮК (Bruck) Шарль (р . 1911), французский дирижер. Участник Движения Сопротивления. В 1950-54 дирижер Нидерландской оперы, с 1955 - оркестра Радио в Страсбуре, в 1965-70 - Филармонического оркестра Французского радио и телевидения.

БРЮКВА , двулетнее травянистое растение рода капуста семейства крестоцветных. Выращивают брюкву столовую и кормовую, в Европе, Сев. Америке, Сев. Африке; в Российской Федерации преимущественно в Нечерноземной зоне Европейской части.

БРЮКНЕР (Bruckner) Александр (1856-1939) , польский языковед и литературовед, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1889). Труды по истории польского языка и литературы. Основной труд "Этимологический словарь польского языка" (1927).

БРЮЛЛОВ Александр Павлович (1798-1877) , российский архитектор, представитель позднего классицизма. Брат К. П. Брюллова. Здания бывшего штаба гвардейского корпуса (1837-43) на Дворцовой пл. в Санкт-Петербурге, Пулковской обсерватории (1834-39); в ряде работ использовал стилистику готической архитектуры.

БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799-1852) , российский живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. В 1823-35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Произведения Брюллова отмечены утверждением чувственно-пластической красоты человека ("Вирсавия", 1832), драматической напряженностью образов ("Последний день Помпеи", 1830-33), реалистическими тенденциями, тонким психологизмом (портрет М. Ланчи, 1851, автопортрет, 1848). Блестящий мастер парадного портрета ("Всадница", 1832).БРЮЛЛОВ Карл Павлович [12 (23) декабря 1799, Санкт-Петербург - 23 июня 1852, Марчано, близ Рима], российский художник. Наряду с А. А. Ивановым - наиболее известный мастер русского изо-искусства романтизма.Раннее творчество. Брюллов в Италии Выходец из обрусевшей немецкой семьи, сын резчика по дереву, Брюллов учился в Академии художеств (1809-21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. Выехав в Италию как пенсионер Общества поощрения художеств, жил и работал там в 1823-35. Впечатления "полуденного края", его природы и искусства помогли молодому Брюллову претворить опыт академического классицизма, учебного копирования антиков в живые образы, полные чувственного обаяния. Уже для ранних картин художника характерны виртуозный рисунок и композиция, эмоциональный, теплый колорит ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей; "Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея). Он выступает и как мастер светского портрета, превращая натурный мотив в образец райски идиллической гармонии ["Всадница (Дж. и А. Паччини)", 1832, там же]."Последний день Помпеи" Обуреваемый жаждой большой исторической темы, в 1830, побывав на месте раскопок древнего города, Брюллов начинает работу над полотном "Последний день Помпеи". Результатом становится величественная "картина-катастрофа" (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. Жерико, У. Тернера и др.) - произведений, возникающих по мере того, как череда политических потрясений, вызванных начальным сейсмическим импульсом Великой французской революции, охватывает разные страны Европы. Трагический пафос картины усиливается бурной пластической экспрессией фигур и резкими светотеневыми контрастами. Брюллову удалось изобразить охваченную единым порывом толпу граждан в роковой момент ее исторического бытия, создав тем самым первый пример той многофигурной исторической картины-итога, которую вся русская живопись 19 века осознавала в качестве своей сверхзадачи."Последний день Помпеи" производит фурор - как на родине мастера, так и за рубежом. В Италии и Франции картину приветствуют как первый триумф русской художественной школы. Н. В. Гоголь посвящает ей одноименную восторженную статью (1834), назвав ее "полным, всемирным созданием", где "все отразилось", - отразилось в образе "сильных кризисов, чувствуемых целой массой". Политический заряд "Помпеи" чутко ощутил и А. И. Герцен ("Новая фаза русской литературы", 1864).Восточные мотивы Другие большие исторические замыслы Брюллова, с помощью которых он мечтал повторить успех "Помпеи", остаются неосуществленными или осуществленными лишь частично (эскиз "Нашествие Гензериха на Рим", 1833-35, Третьяковская галерея). В 1835, по пути из Италии на родину, он создает зарисовки Восточного Средиземноморья, сочетающие мечтательный лиризм с тонкой археологической и бытовой наблюдательностью. Позже восточные мотивы оживают в картине "Бахчисарайский фонтан" (на сюжет поэмы А. С. Пушкина, 1849, Музей А. С. Пушкина, г. Пушкин) и примыкающих к ней набросках на гаремную тему.Брюллов в России Торжественно встреченный на родине как первый художник России, он, побуждаемый императором Николаем I, обращается к русскому прошлому. Но картина "Осада Пскова Стефаном Баторием" (1836-37, Третьяковская галерея) не стала новым шедевром, поскольку в ней не удалось достичь убедительного композиционного и идейного единства военной и церковной истории. Художник с увлечением берется за монументально-декоративные проекты; антично-мифологические мотивы обретают полнокровную жизненность в эскизах росписей Пулковской обсерватории, прежде всего, в композиции "Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом" (Третьяковская галерея). Этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора (1843-48) проникнуты внутренней силой и величием, однако и здесь, как в Пулкове, конечные результаты (исполненные при участии П. В. Басина и других) оказываются значительно холоднее исходного замысла. Гораздо задушевнее многие малые вещи Брюллова, например, акварели к произведениям Александра Дюма-отца и других авторов (в том числе к "Арапу Петра Великого" А. С. Пушкина, 1847-49, Третьяковская галерея), - их иронический лад предвосхищает стилистику "Мира искусства".Портреты Портрет остается той областью, где талант Брюллова царствует полновластно и блистательно. Он по-прежнему пишет бравурные светские портреты, впечатляющие своими сильными красочными и композиционными эффектами ("Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А. Паччини", около 1842, Русский музей). Иное, созерцательно-спокойное настроение доминирует в образах людей искусства, более сдержанных по колориту, который как бы мерцает изнутри формы, подчеркивая духовную значительность моделей ("Поэт Н. В. Кукольник", 1836; "Скульптор И. П. Витали", около 1837, оба - в Третьяковской галерее; "В. А. Жуковский", 1837-38, Киевский музей Т. Г. Шевченко; "И. А. Крылов", 1839, "А. Н. Струговщиков", 1840, оба - в Третьяковской галерее). К данному циклу примыкает и "Автопортрет" (1848, Третьяковская галерея), написанный теплым тоном и легкой кистью, но проникнутый настроениями глубокой меланхолии, усталости и нездоровья. С 1849 Брюллов, слабея от болезни, живет на о. Мадейра, а с 1850 - в Италии. И в последний период своей жизни мастер создает экспрессивные, полные тонкой духовной грации портреты ("Археолог М. Ланчи", 1851, Третьяковская галерея; неоконченная картина "Дж. Титтони в образе Жанны д`Арк", 1852, частное собрание, Рим), согретые поэтичным юмором зарисовки народного быта. Влияние Будучи профессором Академии художеств в 1836-49, Брюллов оказал большое воздействие на русское изо-искусство и как педагог. Однако непосредственные представители брюлловской школы (Я. Ф. Капков, П. Н. Орлов, А. В. Тыранов, Ф. А. Моллер и др.), сами по себе интересные мастера жанровой и религиозной картины, а также портрета, в целом лишь продолжали стилистику учителя, ничем существенным последнюю не обогатив. К романтической школе Брюллова примыкал как художник и Т. Г. Шевченко, который тоже был его учеником. Литература: К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. М., 1961. Ацаркина Э. К. К. П. Брюллов: Жизнь и творчество. М.; Л., 1963. Леонтьева Г. К. Карл Брюллов. Л., 1983. Карл Брюллов: Альбом / Автор-сост. М. М. Ракова. М., 1988.М. Н. Соколов

БРЮМЕР (франц . brumaire, от brume - туман), 2-й месяц (22/23 октября-20/21 ноября) французского республиканского календаря (1793-1805).

БРЮНЕТЬЕР (Brunetiere) Фердинанд (1849-1906) , французский критик, историк и теоретик литературы. Смену литературных направлений и эстетических вкусов объяснял художественными устремлениями творческой личности ("История французской литературы классического периода", 1904-12).

БРЮНИНГ (Bruning) Генрих (1885-1970) , германский рейхсканцлер в 1930-32, представитель католической партии "Центра". В 1934 эмигрировал в США.

БРЮНО (Bruneau) Альфред (1857-1934) , французский композитор, музыкальный критик. Представитель натурализма во французской опере, творчество близко итальянскому веризму. Оперы (многие на сюжеты, иногда и либретто Э. Золя) "Осада мельницы" (1893), "Ураган" (1901); балеты; симфонические произведения; вокальные циклы и другие произведения.

БРЮНСВИК (Brunschvicg) Леон (1869-1944) , французский философ, представитель т. н. критического рационализма. Утверждал необходимость использования в философии научного метода, толкуя его как независимую от объективного мира активность разума.

БРЮС (Bruce) Дейвид (1855-1931) , английский бактериолог и эпидемиолог. Открыл (1886) возбудителя бруцеллеза и доказал, что заражение происходит через молоко больных животных. Труды по этиологии и эпидемиологии тропических инфекций.

БРЮС Роберт (1274-1329) , шотландский король с 1306. В 1314 разбил английскую армию при местечке Баннокберн. В 1328 добился от Англии признания независимости Шотландии.

БРЮС Уильям (1867-1921) , шотландский мореплаватель и врач. В 1892-93 и 1902-04 вел океанологические исследования в м. Уэдделла, открыл Землю Котса в Антарктиде. Автор проекта трансантарктического перехода от м. Уэдделла к м. Росса (выполнил В. Фукс в 1957-58).

БРЮС Яков Вилимович (1670-1735) , граф, российский государственный и военный деятель, сподвижник Петра I, сенатор, президент Берг- и Мануфактур-коллегий (1717), генерал-фельдмаршал (1726). Участник Крымских и Азовских походов 80-90-х гг. 17 в. и Северной войны 1700-21. Переводил иностранные книги, ведал Московской гражданской типографией. Его именем назван гражданский календарь 1709-15.

БРЮСОВ Александр Яковлевич (1885-1966) , археолог, доктор исторических наук. Брат В. Я. Брюсова. Труды по эпохам неолита и бронзы.

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873-1924) , русский поэт. Основоположник русского символизма. Историко-культурная проблематика, рационализм, завершенность образов, декламационный строй (книги стихов "Tertia Vigilia" - "Третья стража", 1900; "Urbi et Orbi" - "Городу и миру", 1903; "????????" - "Венок", 1906). Исторические романы: "Огненный ангел" (1908), "Алтарь победы" (1913). После Октябрьской революции вел общественно-педагогическую деятельность. Литературная критика. Труды по стиховедению.

БРЮСОВА Надежда Яковлевна (1881-1951) , российский музыковед, деятель в области музыкального образования и просвещения, заслуженный деятель искусств России (1950). Сестра В. Я. Брюсова. Труды по музыкальной педагогике; методике музыкально-теоретического образования, народной музыке.

БРЮССЕЛЬСКАЯ КАПУСТА , двулетнее травянистое растение рода капуста семейства крестоцветных. В пищу употребляют кочанчики диаметром 2,5-5 см, образующиеся на стебле в пазухах листьев (20-35 шт.).

БРЮССЕЛЬСКИЙ ПАКТ 1948 , договор о создании Западноевропейского союза.

БРЮСТЕР (Brewster) Дейвид (1781-1868) , шотландский физик, иностранный почетный член Петербургской АН (1830). Исследовал поляризацию света. Установил (1815) закон, названный его именем, открыл круговую поляризацию. Изобрел калейдоскоп, сконструировал линзы для маяков и усовершенствовал стереоскоп.

БРЮСТЕРА ЗАКОН: если световой луч падает на поверхность диэлектрика под углом ? , тангенс которого равен показателю преломления (угол Брюстера), то свет, отраженный от поверхности диэлектрика, полностью поляризован. Установлен Д. Брюстером в 1815.

БРЮХОВЕЦКИЙ Иван Мартынович (?-1668) , гетман Левобережной Украины в 1663-1668. Добивался отделения Украины от России; убит казаками.

БРЮХОНЕНКО Сергей Сергеевич (1890-1960) , российский физиолог. Разработал метод и создал первый аппарат искусственного кровообращения (автожектор) (1920-25), который использовал в опытах на собаках при оживлении их организма после наступления клинической смерти. В 1945-51 по методу Брюхоненко осуществлялось оживление организма человека. Ленинская премия (1965, посмертно).

БРЮХОНОГИЕ (улитки) , класс моллюсков. Голова обычно с щупальцами и парой глаз. Раковина (высота от 0,5 мм до 70 см) спирально закручена, у некоторых отсутствует. 3 подкласса: переднежаберные, легочные, заднежаберные; ок. 90 тыс. видов. Морские, пресноводные и наземные формы. Многие брюхоногие промежуточные хозяева паразитических червей, ряд наземных форм повреждают садовые и огородные культуры, некоторые - объект промысла.

БРЮХОРЕСНИЧНЫЕ ЧЕРВИ , то же, что гастротрихи.

БРЮШИНА , тонкая серозная оболочка, выстилающая изнутри стенки брюшной полости и покрывающая расположенные в ней органы. Воспаление брюшины - перитонит.

БРЮШНАЯ ПОЛОСТЬ , часть вторичной полости тела, или целома; у позвоночных содержит внутренние органы, за исключением почек и сердца, а у млекопитающих - и легких. У человека брюшную полость называют также полостью живота.

БРЮШНОЙ ТИФ , острое инфекционное заболевание человека, вызываемое бактерией из рода сальмонелл (лихорадка, тяжелое общее состояние, сыпь, поражение кишечника). Заражение от больных и бактерионосителей через воду, пищу, грязные руки, мух.

БРЯНКА , город (с 1962) на Украине, Луганская обл., на р. Лозовая. Железнодорожная станция (Авдаково). 64,1 тыс. жителей (1991). Добыча каменного угля. Завод бурового оборудования.

БРЯНСК , город в Российской Федерации, центр Брянской обл., на р. Десна. Железнодорожный узел. 460,5 тыс. жителей (1992). Машиностроение и металлообработка (ПО "Брянский машиностроительный завод", "Брянский автомобильный завод", "Брянсксельмаш" и др.), химическая, легкая (в т. ч. камвольное ПО), пищевая и др. промышленность. 4 вуза. 2 музея. 3 театра. Известен с 1146.

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ , в Российской Федерации. 34,9 тыс. км2. Население 1464 тыс. человек (1992), городское 68%. 15 городов, 31 поселок городского типа (1991). Центр - Брянск. Поверхность равнинная. Средние температуры января ?7 °С, июля 18-19 °С. Осадков ок. 600 мм в год. Главная река - Десна. Машиностроение (дизели, транспортные, сельскохозяйственные, строительные, дорожные, текстильные машины, станки, рефрижераторные секции и др.) и металлообработка, химическая, стройматериалов, легкая, пищевая, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Посевы зерновых и технических культур; картофелеводство. Овощеводство, плодоводство. Молочно-мясное скотоводство, свиноводство. Птицеводство. В Великую Отечественную войну в Брянских лесах - центр партизанского движения.

БРЯНСКИЙ (наст . фам. Григорьев) Яков Григорьевич (1790-1853), российский актер. С 1811 на петербургской сцене. Представитель русского классицизма.

БРЯНСКОЕ КНЯЖЕСТВО , древнерусское, по верхней и средней Десне, основано в 1246, с 1356 в Великом княжестве Литовском. В 1500 Брянск и земли княжества воссоединены с Русским государством.

БРЯНЦЕВ Александр Александрович (1883-1961) , российский режиссер, народный артист СССР (1956). На сцене с 1904. Один из основателей и первых руководителей отечественного театра для детей. Организатор (1921) и главный режиссер (до 1961) Ленинградского ТЮЗа. Государственная премия СССР (1950).

БРЯНЦЕВ (Брянцов) Андрей Михайлович (1749-1821) , российский философ, профессор Московского университета (с 1795). Одним из первых познакомил русских читателей с философией Канта.

БРЯНЦЕВ Дмитрий Александрович (р . 1947), российский артист балета, балетмейстер, народный артист России (1989). В 1966-77 в ансамбле Московский классический балет. Ставил балеты в Большом театре, Ленинградском театре им. С. М. Кирова и др. С 1985 главный балетмейстер Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Поставил балеты: "Гусарская баллада" Т. Н. Хренникова (1979), "Конек-Горбунок" Р. К. Щедрина (1981), "Оптимистическая трагедия" М. Б. Броннера (1985) и др. На Ленинградском телевидении поставил фильмы-балеты "Галатея" (1977) и "Старое танго" (1978).

БРЯЧИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ (?-1044) , князь полоцкий (с 1001), племянник князя Ярослава Мудрого. Отец князя Всеслава. В 1021 совершил нападение на Новгород; на обратном пути разбит Ярославом.

БСИСУ Муин (1928-84) , арабский палестинский поэт, общественный деятель. Сборники "Письма" (1952), "Родина в сердце" (1970), "Визитная карточка" (1974), "Стихи на оконном стекле" (1980); книга воспоминаний "Палестинские тетради" (1978).

БУАГИЛЬБЕР (Boisguillebert) Пьер (1646-1714) , французский экономист, родоначальник классической буржуазной политэкономии во Франции, один из основоположников трудовой теории стоимости.

БУАКЕ (Бваке) (Bouake , Bwake), город в Кот-д'Ивуар, административный центр департамента Буаке. 333 тыс. жителей (1988). Транспортный узел. Международный аэропорт. Центр сельскохозяйственного района. Текстильные, кожевенно-обувные и другие предприятия.

БУАЛО (Boileau) Никола (1636-1711) , французский поэт, теоретик классицизма (поэтический трактат "Поэтическое искусство", 1674). Поэтика Буало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу 17-18 вв. многих европейских стран, в т. ч. России.

БУАЛЬДЬЕ (Boieldieu) Адриен (1775-1834) , французский композитор. В 1804-10 работал в России. Комическая опера "Белая дама" (1825) положила начало романтическому направлению во французской опере.

БУАРОБЕР (Boisrobert) Франсуа ле Метель де (1592-1662) , французский писатель, церковный и политический деятель. Секретарь кардинала Ришелье, один из основателей Французской академии. Роман "Индийская история Александра и Орасии" (1629), сборник "Послания в стихах" (1646).

БУАСЬЕ (Boissier) Гастон (1823-1908) , французский историк античности, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1894). Работы по истории римского общества, языческой религии, христианству.

БУБЕН , ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками. Распространен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны у народов Сибири и Дальнего Востока.

БУБЕННОВ Михаил Семенович (1909-83) , русский писатель. Роман "Белая береза" (кн. 1, 1947, Государственная премия СССР, 1948; кн. 2, 1952) о Великой Отечественной войне, "Орлиная степь" (1959) об освоении целины, "Стремнина" (1970); повести "Зарницы красного лета" (1977), "Светлая даль юности" (1983).

БУБЕР (Buber) Мартин (Мардохай) (1878-1965) , еврейский религиозный философ и писатель, близкий к диалектической теологии и экзистенциализму. Жил в Германии (до 1933) и Израиле. Центральная идея философии Бубера - бытие как "диалог" (между богом и человеком, между человеком и миром).

БУБИЛАС , в литовской мифологии бог пчел.

БУБКА Сергей Назарович (р . 1963), украинский спортсмен (легкая атлетика), заслуженный мастер спорта (1983). Чемпион Олимпийских игр (1988), мира (1983, 1987, 1991, 1995), Европы (1986), СССР (1984, 1985) Победитель Кубков мира и Европы (1985) в прыжках с шестом.

БУБНИС (Bubnys) Витаутас (р . 1932), литовский писатель. Повесть "Березы на ветру" (1959); роман-трилогия: "Жаждущая земля" (1970), "Три дня в августе" (1973), "Цветение несеянной ржи" (1975); роман "Час судьбы" (1979-80). Многие произведения посвящены литовской деревне.

БУБНОВ Александр Павлович (1908-64) , российский живописец, член-корреспондент АХ СССР (1954). Эпическое историческое полотно "Утро на Куликовом поле" (1943-47), жанровые картины, иллюстрации. Государственная премия СССР (1948).

БУБНОВ Андрей Сергеевич (1884-1938) , политический деятель. Член КП Советского Союза с 1903. В 1917 член Петроградского Военно-революционного комитета. С 1924 начальник Политуправления Рабоче-крестьянской Красной Армии и член Реввоенсовета СССР. В 1929-37 нарком просвещения РСФСР. Член ЦК партии в 1917-18 и 1924-37. Член Политбюро ЦК в октябре 1917, член Оргбюро ЦК в 1924-34. В 1925 секретарь ЦК. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

БУБНОВ Георгий Григорьевич (1934-86) , российский ученый в области антенностроения и прикладной электродинамики, доктор технических наук (1972). Создал уникальные антенные системы радиолокационных комплексов, а также крупные измерительные комплексы. Разработал принципы создания солнечных космических электростанций. Государственная премия СССР (1978). Государственная премия Армянской ССР (1986).

БУБНОВ Иван Григорьевич (1872-1919) , российский инженер. Фундаментальные труды по строительной механике корабля. Построил подводные лодки "Дельфин" и типа "Барс".

БУБНОВ (Bubnoff) Сергей Николаевич (1888-1957) , немецкий геолог, член Германской АН в Берлине (1949). Выходец из России, с 1906 в Германии. Труды по региональной и общей тектонике. Разработал классификацию структурных элементов земной коры и тектонических движений.

БУБНОВ Юрий Николаевич (р . 1934), российский ученый, член-корреспондент РАН (1994). Труды по химии органических и металлоорганических соединений.

"БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ" , объединение московских художников (1910-16), обращавшихся к живописно-пластическим исканиям в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма, а также к приемам русской иконописи и лубка, народной игрушки. Художники "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, Р. Р. Фальк) решили проблемы построения формы цветом, выявления материальности натуры.

БУБОН (от греч . bubon - пах, опухоль в паху), увеличение лимфатических узлов воспалительного характера. Наблюдается при венерических и некоторых других инфекционных заболеваниях (напр., чума), при восходящей раневой инфекции.

БУБРИК Самуил Давидович (1899-1965) , российский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств Латвии (1949). Документальные фильмы: "Владимир Маяковский" (1940, 1955), "Максим Горький" (1941, 1958), "Лев Толстой" (1953), "Н. К. Крупская" (1959), "Вива Куба!" (1960). Государственная премия СССР (1948).

БУБРИХ Дмитрий Владимирович (1890-1949) , языковед, член-корреспондент АН СССР (1946). Труды по славянской акцентологии, финно-угорским языкам, энтогенезу и истории финских народов.

БУГ ЗАПАДНЫЙ , см. Западный Буг.

БУГ ЮЖНЫЙ , см. Южный Буг.

БУГАЕВ Александр Степанович (р . 1947), российский ученый, член-корреспондент РАН (1994). Труды по численному моделированию и разработке приборов сверхбыстрой обработки информации, а также полупроводниковой, акусто- и магнитоэлектронике.

БУГАЕВ Борис Павлович (р . 1923), государственный деятель, Главный маршал авиации (1977), дважды Герой Социалистического Труда (1966, 1983). В Великую Отечественную войну в авиагруппе Центрального штаба партизанского движения. С 1966 заместитель, с 1967 1-й заместитель министра, в 1970-87 министр гражданской авиации СССР. Ленинская премия (1980), Государственная премия СССР (1972).

БУГАЕВ Сергей Петрович (р . 1936), российский ученый, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987). Труды по разработке взрывоэмиссионных диодов, сильноточных генераторов релятивистских электронных потоков, мощных сверхвысокочастотных генераторов. Государственная премия СССР (1984).

БУГАЕНКОВ Иван Васильевич (р . 1938), российский спортсмен (волейбол), заслуженный мастер спорта (1964), тренер. Чемпион Олимпийских игр (1964, 1968), мира (1960, 1962), Европы (1967).

БУГАНДА (Buganda) , государство в Африке в 14 - кон. 19 вв. Этническая основа - народ ганда (баганда). До кон. 18 в. в зависимости от Уньоро. В 19 в. могущественное государство. В период колониальных захватов, с 1890 в составе британских владений, с 1900 - автономная провинция протектората Уганда, с 1962 - независимой Уганды (до 1967 пользовалась автономией).

БУГАНОВ Виктор Иванович (1928-1996) , историк, член-корреспондент Российской АН (1994). Труды по социально-политической истории России 11-18 вв., проблемам источниковедения и историографии; издание летописей и разрядных книг.

БУГЕЛЬ (от нидерл . beugel), 1) металлическое кольцо наверху сваи, предохраняющее ее от разрушения при забивании...2) Элемент токоприемника (трамвая, троллейбуса), скользящий по контактному проводу...3) Металлическое кольцо на мачте корабля для крепления снастей.

БУГЕНВИЛЬ (Bougainville) , вулканический остров в Тихом ок., самый крупный в группе Соломоновых островов. Входит в состав государства Папуа - Новая Гвинея. 10 тыс. км2. Население 159,5 тыс. человек (1990). Высота 2743 м. Влажные тропические леса. На Бугенвиле - одно из крупнейших в мире месторождений меди. Разрабатывается с 1972. Гидротермическое медно-порфировое. Запасы руды св. 915 млн. т со средним содержанием Сu 0,46%. В рудах также Аu (0,51 г/т), Ag (1,2 г/т). Назван по имени Л. А. Бугенвиля.

БУГЕНВИЛЬ (Bougainville) Луи Антуан де (1729-1811) , французский мореплаватель. В 1766-1769 руководитель первой французской кругосветной экспедиции, открыл острова в арх. Туамоту, Луизиада и повторно Соломоновы о-ва.

БУГЕР (Bouguer) Пьер (1698-1758) , французский ученый, один из основателей фотометрии. Разработал методы измерения силы света. Установил (1729) закон ослабления света (закон Бугера - Ламберта - Бера). В 1735-43 руководил градусными измерениями в Перу (совместно с Ш. М. Кондамином).

БУГЕРА - ЛАМБЕРТА - БЕРА ЗАКОН , определяет ослабление света с начальной интенсивностью I0 при прохождении его через среду с показателем поглощения k и толщиной l: I = I0(exp - kl). Для растворов k - ?C (С - концентрация, ? - показатель поглощения раствора единичной концентрации). Экспериментально открыт П. Бугером (1729), теоретически выведен И. Г. Ламбертом (1760), для растворов исследован А. Бером (1852).

БУГИ-ВУГИ , 1) манера фортепьянной игры в сопровождении блюзов (см. Блюз): свободная импровизация на характерную, повторяющуюся мелодико-ритмическую модель в басу. Зародилась в США в кон. 19 в...2) Североамериканский танец (размер 4/4); возник в 1920-х гг. на основе фортепьянной буги-вуги. В Зап. Европе распространился после 1945.

БУГИЙСКИЙ ЯЗЫК , относится к южно-сулавесийским языкам, традиционно включаемым в индонезийскую группу австронезийской семьи языков. Письменность на основе латинского алфавита.

БУГИСЫ (самоназвание - тоугик) , народ в Индонезии (главным образом на юго-западе о. Сулавеси). Численность 4,55 млн. человек. Живут также в Малайзии и Сингапуре. Общая численность 4,6 млн. человек. (1992). Язык бугийский. Верующие мусульмане-сунниты.

БУГРИМОВА Ирина Николаевна (р . 1910), российская артистка цирка, народная артистка СССР (1969), Герой Социалистического Труда (1979). Совместно с А. Н. Буслаевым выступала (с 1929) в воздушном аттракционе, затем в номере с дрессированными животными; в 1946-76 дрессировщица львов.

БУГРОВ Николай Александрович (1837-1911) , нижегородский купец, промышленник, миллионер. Из старообрядцев. Владел паровыми мельницами. Подарил Н. Новгороду здание Городской думы, строил приюты, школы и др. Поддерживал старообрядцев, живших в лесах Керженца и на р. Иргиз.

БУГРЫ ПУЧЕНИЯ , мерзлотные формы рельефа округлой формы, образующиеся при промерзании сильно увлажненных толщ горных пород и увеличении их объема вследствие локального накопления льда. Развиты в областях распространения многолетнемерзлых горных пород в тундре и лесотундре.

БУГСКИЙ ЛИМАН , залив в северной части Черного м. Длина 47 км, ширина до 11 км. Сливаясь с Днепровским лиманом, образует Днепровско-Бугский лиман. Судоходен. На Бугском лимане - г. Николаев.

БУГСКИХ КАЗАКОВ ВОССТАНИЕ (Бугского казачьего войска) в июле - сентябре 1817 (центр - Вознесенск) в связи с переводом их военного поселения . Подавлено правительственными войсками.

БУГСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО , создано в 1803 на р. Юж. Буг в составе 3 полков. В 1817 переведено в военные поселения и преобразовано в уланские регулярные полки.

БУГУЛЬМА , город (с 1781) в Российской Федерации, Татария, при впадении р. Бугульминка в р. Зай. Железнодорожная станция. 91,1 тыс. жителей (1992). Добыча нефти. Машиностроение (завод "Нефтеавтоматика", ПО "Бугульманефтемаш" и др.) и металлообработка, фарфоровый завод; пищевые предприятия. Театр. Музеи: краеведческий и Ярослава Гашека (в 1919 был помощником коменданта Бугульмы). Основан в 1736.

БУГУЛЬМИНСКО-БЕЛЕБЕЕВСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ , плоский водораздел (высота до 418 м) левых притоков рр. Белая, Кама и Волга.

БУГУРУСЛАН , город (с 1781) в Российской Федерации, Оренбургская обл., на р. Б. Кинель. Железнодорожная станция. 54,1 тыс. жителей (1992). Завод "Радиатор"; пищевая, легкая промышленность. Близ Бугуруслана - добыча нефти и газа. Театр. Краеведческий музей. Основан в 1748 как слобода.

БУДАГОВ Рубен Александрович (р . 1910), российский языковед, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1970). Труды в области общего и романского языкознания и филологии.

БУДАЙ-ДЕЛЯНУ (Budai-Deleanu) Йон (ок . 1760-1820), румынский поэт-просветитель. Отстаивал идею национального самоутверждения. Героико-сатирическая поэма "Цыганиада" (1875-76).

БУДАЙ-ХЭШАН , в китайской мифологии бог благополучия и счастья, отождествляется с Майтрейей. Изображался в виде человека с толстым животом.

БУДА-КОШЕЛЕВО , город (с 1971) в Белоруссии, Гомельская обл. Железнодорожная станция (Буда-Кошелевская). 8,9 тыс. жителей (1991). Пищевая промышленность.

БУДАНЦЕВ Сергей Федорович (1896-1940 ?) , русский писатель. В прозе, отмеченной стилевым разнообразием и экспериментированием с формой, обращается к спорам большевиков и эсеров с их различными взглядами на революцию (роман "Мятеж", другое название "Командарм", 1922), сложной послереволюционной ситуации в Туркменистане (роман "Саранча", 1927), психологическим проблемам ("Повесть о страдании ума", 1929) и др. Книги: "Японская дуэль" (1927), "Зенит" (1934), "Писательница" (опубликована в 1959) и др. В 1937 репрессирован; погиб в заключении.

БУДАПЕШТ (Budapest) , столица Венгрии, на Дунае. Выделен в самостоятельную административно-территориальную единицу. Административный центр медье Пешт. Население 2 млн. человек (1992). Крупный транспортный узел страны. Международный аэропорт. Машиностроение (приборостроение, электротехническое, транспортное, тракторостроение); текстильная, химическая, фармакологическая, резиновая, швейная, полиграфическая, пищевкусовая промышленность. Метрополитен. Университет. Венгерская АН, Музыкальная академия. Музей изобразительных искусств, Венгерская национальная галерея, музей народного искусства и этнографии, восточно-азиатского искусства. Театры: Оперный, драматические - Национальный, им. И. Мадача, "Вичсинхаз", оперетты и др. Известен с римских времен (Аквинкум). Состоит из 3 исторически сложившихся частей - Пешта, Буды и Обуды (известен с 1148), объединенных в 1872 в Будапешт. С 50-х гг. 14 в. Буда - столица Венгерского королевства, в 1541-1686 под османским игом, с нач. 18 в. под властью Габсбургов. С 1867 столица Венгерского королевства, с 1918 - независимого государства Венгрия. В марте 1944 оккупирован немецко-фашистскими войсками, освобожден советскими войсками (13 февраля 1945) в ходе Будапештской операции. Остатки римского города Аквинкума (ныне музей; 1-4 вв.), крепости 13-17 вв. Королевский дворец (13-18 вв.). Национальный музей (19 в.), парламент (1884-1904).

БУДАПЕШТСКАЯ КОНВЕНЦИЯ (секретная) , между Россией и Австро-Венгрией 15.1.1877 о согласии России на оккупацию австрийскими войсками Боснии и Герцеговины при условии соблюдения Австрией нейтралитета в русско-турецкой войне. Дала Австрии повод требовать пересмотра условий Сан-Стефанского мира 1878.

БУДАПЕШТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ , 29.10.1944-13.2.1945, во время Великой Отечественной войны. Советские войска 2-го и 3-го Украинских фронтов (Маршалы Советского Союза Р. Я. Малиновский, Ф. И. Толбухин) в декабре 1944 окружили в Будапеште почти 190-тыс. группировку из состава немецкой группы армий "Юг" (генерал-полковник Г. Фриснер) и после упорных боев ликвидировали ее, освободив Будапешт (13.2.1945).

БУДАПЕШТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им . Л. Этвеша, Венгрия, основан в 1635. В 1990 св. 8 тыс. студентов.

БУДДА (санскр ., букв. - просветленный),..1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды - Шакьямуни, "отшельник из шакьев")...2) В буддизме - существо, достигшее состояние высшего совершенства.БУДДА (санскр. и пали Buddha, тибет. Sangs rgyas - проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет), 1) в буддизме высшее состояние духовного совершенствования; 2) имя древнеиндийского мудреца Шакьямуни после обретения им особого духовного опыта (дара).Относительно земной жизни Будды, которая длилась 80 лет, древние источники дают противоречивые сведения. Южная палийская традиция полагает, что он жил в 623-544 до н. э., и соответственно в 1956 отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Северная махаянская традиция датирует нирвану от 2420 до 290 до н. э., но большинство школ соглашаются на 380 до н. э. Европейские ученые придерживаются двух основных концепций датировки: исправленной долгой - 483 (+ 3) до н. э. и короткой - 380 (+ 30) до н. э. Последняя более обоснована археологически и культурно-исторически.Жизнь Жизнеописания Будды составлялись несколько столетий спустя; они сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (на языке пали - Сиддхаттха, буквально Достигающий цели, Преуспевающий). Отца звали Шуддходана (на языке пали - Суддходана, буквально Имеющий рис), мать - Майя (Иллюзия). Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (на языке пали - Капилаваттху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре (Хранительница славы), и у них родился сын Рахула (Схватывающий на лету). На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник. Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревог. Он решается оставить сан, покинуть семью и уйти в пустыню под своим клановым именем Гаутама (на языке пали - Готама, буквально Лучший из пастухов; так звали ведического мудреца, от которого производили свой род цари шакьев). В обителях пустынников Гаутама провел 6 лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел в познаниях и способностях своих учителей, после чего приступил к собственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление (бодхи).Просветление В результате последнего он познал, что бытие есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться; он вспомнил все свои предыдущие перерождения в качестве бодхисаттвы (существа, стремящегося к Просветлению); стал Всеведущим и узнал, что достиг Освобождения (мокша) от цепи перерождений (сансара), что пребывает в этом мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания, что он безжеланным шествует (в этом важном качестве его эпитет Татхагата, буквально Просто Прохожий) в мир покоя, нирваны (буквально недуновение). Именно после Просветления Шакьямуни становится Буддой, Просветленным. Проповедь Произошло это событие близ местечка Гайя (Бодх-гая в современном индийском штате Бихар). Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму (на языке пали - дхамма, по-тибетски chos). Все эти годы Будда с учениками шествовал (практически по кругу) по городам 6 государств среднего течения долины Ганга. Первую проповедь он произнес в Сарнатхе близ Варанаси, последнюю в Кушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей - это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира. Будда не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которому каждый вправе в силу собственного разумения. Дхарма Будды -одно из начал, объединяющих буддизм. Учение о Будде Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина Будды, согласно которой будды - это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т. д. До Шакьямуни уже было по меньшей мере 6 будд (один из палийских памятников перечисляет 24-х будд), и после него ожидается Будда Майтрея (Тот, кто есть Любовь). Всем им присущи одинаковые внешние признаки (32 больших и 80 малых, в соответствии с которыми были выработаны изобразительные каноны), всеведение, 10 сил Будды и т. д., и все они учат одному Закону (см. Буддизм). В писаниях Великой колесницы (махаяна) доктрина Будды получила значительное развитие. Здесь Будда - высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих перерождениях в конце концов станут буддами. В то же время Будда - это и есть все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (Буддха-кайя) или Тело Закона (Дхарма-кайя). Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя) Единого. Позже вырабатываются учения о небесных странах пяти будд, на которые можно попасть в сеансах высшей медитации. Все это изменило и расширило мифологию Будды, тем не менее ранние предания о Шакьямуни сохранились и в этих ритуально-созерцательных комплексах в качестве подраздела земной истории Явленного тела (нирмана-кайя) Будды, в котором он иллюзорно нисходит в нижние регионы вселенной. Писания Алмазной колесницы (ваджраяны) дополнили эти доктрины идеей об Изначальном Будде (Адибудде) - мифологическом образе единого бытия, а также идеей мгновенного, как удар молнии (ваджра), Просветления, после которого адепт становится буддой и которое возможно достичь уже в этой жизни с помощью определенных практик и средств (упайя).Литература: Арья Шура. Гирлянда джатак, или сказания о подвигах Бодхисаттвы / Пер. с санскр. А. П. Баранникова, О. Ф. Волковой. М., 1962.Джатаки / Пер. с пали Б. Захарьина. М., 1979.Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы / Пер. К. Бальмонта. М., 1990.Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М., 1911.Кожевников В. А. Буддизм в сравнении с христианством. Пг., 1916. Т. 1-2.Бехерт Х. Противоречия в датировке паринирваны Будды и истоки тхеравадской хронологии // Вестн. древней истории. 1993. № 1.Жизнь Будды. Новосибирск, 1994.Андросов В. П. Происхождение буддизма (к методике и теории изучения) // Религии древнего Востока. М., 1995.Thomas E. J. The Life of Buddha as Legend and History. London, 1952.Nanamoli Bhikkhu. The Life of the Buddha according the Pali Canon. Kandy, 1984.Lamotte E. History of Indian Buddhism from the Origin to the Saka Era / Transl. from French by Sara Webb-Boin. Louvain, 1988.When did the Buddha Live? The Controversy on the Dating of the Historical Buddha / Ed. by H. Bechert. Delhi, 1995.Wayman A. Untying the Knots in Buddhism. Selected Essays. Delhi, 1996.В. П. Андросов

БУДДЕ Евгений Федорович (1859-1929) , российский языковед, член-корреспондент Петербургской АН (1916). Труды по диалектологии и истории русского литературного языка.

БУДДИЗМ , одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см. Будда). Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. - нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч. ритуализма). В центре буддизма - учение о "4 благородных истинах": существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение - субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание - состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) - состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции - человеческое "я" отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т. д.БУДДИЗМ, древнейшая мировая религия, истоки которой восходят к деятельности индийского мудреца Будды Шакьямуни, проповедовавшего в городах долины Ганга примерно в 5 в. до н. э.Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов. Единственным общим для всех буддистов правилом является правило хранить три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму и сангху.Это простое правило передавалось из поколения в поколение, от учителей ученикам и разошлось практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в 20 в. - Северной Америки, Европы, России. Согласно этому правилу,1) Есть Будда - совершенно просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений (сансара). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что недоступно ни богам, ни святым других религий.2) Есть Дхарма - Закон, открытый Просветленным, который является смысловым ядром Вселенной, в соответствии с которым происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, с помощью которого можно понять законы жизни и общества, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста сутр (проповедей, бесед). Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В 80 до н. э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке (близком санскриту) индо-европейской группы. Эти писания составили канон школы тхеравадинов (старейшин) и назывались Три корзины (Трипитака, на языке пали - Типитака): Корзина устава, правил поведения (Виная-питака), Корзина бесед, проповедей (Сутра-питака, на языке пали - Сутта-питака) и Корзина учений Закона (Абхидхарма-питака, на языке пали - Абхидхамма-питака). Именно в корзинах, плетеных коробах хранились пальмовые листы записей текстов, распределенных по отделам.3) Есть сангха - община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикху, на пали: бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды.Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родо-племенных отношений и становления раннегражданского общества. Людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных структурах, Будда предложил свой Закон (Дхарма) и путь спасения от страданий в общинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними, окормляющем граждан духовно и кормящемся от них материально. Таким образом, жизнь на обочине общества, на границе между цивилизацией и природой в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.История распространения Уже первые документальные сведения о буддизме, которыми стали выбитые в камне указы императора Ашоки (268-231 до н. э.), объединившего северо-восточную, северную и центральную Индию, свидетельствовали об огромном влиянии Закона Будды на внешнюю и внутреннюю политику государства. Ашока стремился воздействовать и на соседние страны, посылая туда буддийские миссии, в том числе и на далекую Шри Ланку. Этим же временем датируются и наиболее ранние памятники культового зодчества в буддизме, прежде всего ступы - курганы над останками Будды Шакьямуни, которые раскопаны на территории от долины Ганга до северной окраины империи в Гандхаре (восточная часть современного Афганистана) и которые сохранились благодаря тому, что примерно со 2 в. ступы украшались каменными пьедесталами, барельефами, оградами и становились центрами строительства храмово-монастырских комплексов.Хотя ученые датируют этапы распространения буддизма, опираясь преимущественно на данные археологии (поскольку буддийские письменные источники по каждой стране удревняют начала, мифологизируют его тем, что связывают зарождение религии с посещениями либо самого Будды Шакьямуни, либо его непосредственных учеников, либо с посланцами Ашоки), все-таки очевидно, что сохранившиеся материальные памятники создавались значительно позднее прихода буддийских миссионеров в возникающие государства. Так, в странах Юго-Восточной Азии от Мьянмы (Бирмы) до Вьетнама буддизм закрепился постепенно в 1-3 вв., за исключением Лаоса, где это произошло лишь в 16 в. На острова Малайского архипелага (прежде всего Яву и Суматру современной Индонезии) буддизм проник в конце 7 в. На север в страны Средней Азии буддисты тоже пришли в 1 в. во времена великой империи Кушан, покровительствовавшей буддизму. Самые ранние храмово-монастырские комплексы здесь датируются 2 в. Отсюда в этом же веке по двум основным караванным тропам Великого шелкового пути буддисты прибыли в города-государства на территории современного Синьцзяна (Восточный Туркестан) и в китайскую столицу Лоян. Уже из Китая буддизм проникает во второй половине 4 в. на Корейский полуостров, а оттуда в середине 6 в. в Японию. В Тибете буддизм распространялся преимущественно из Индии с середины 7 в., но окончательно закрепился и даже стал государственной религией со второй половины 8 в. В Тангутском государстве 9-13 вв. (северо-западная часть современного Китая) буддизм в этой роли укрепился в 10 в. Монгольские ханы объявили буддизм (в тибетском варианте) государственной религией во второй половине 16 в.; с этого времени его приняли и ойраты (западные монголы), сформировавшие в 17-18 вв. огромное Джунгарское ханство, простиравшееся от Семипалатинска и степного Алтая до Тибета на юге и Тувы на востоке (население которой с 18 в. - буддисты), а также Калмыцкое ханство, вошедшее в 1640 в Московское царство. В этом же веке в него было включено и Забайкалье, которое одновременно с русскими заселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм. В 1741 императрица Елизавета Петровна узаконила буддизм и его монастыри в России, в соответствии с чем в 1991 праздновалось 250-летие религии в нашей стране.Одновременно с распространением буддизма на Север и Восток с 8 в. начинается постепенный упадок буддизма на западе и юге Индийского субконтинента, а также уничтожение и изгнание монахов воинами ислама с земель современных Афганистана, республик Средней Азии, Пакистана. Направления в буддизме и особенности их учений Многочисленные конфессиональные формы современного буддизма можно подразделить на три основные направления, отличающиеся сводами канонической литературы, культовыми, социально-поведенческими и др. особенностями.(1) Хинаяна (Малая колесница) Буддизм стран Южной Азии представляет школа тхеравада (учение старейшин), являвшаяся в древности одной из 18 школ Малой колесницы (хинаяны), отдельные канонические и постканонические тексты которых сохранились на санскрите, а также в китайском и тибетском переводах. Трипитака тхеравады - исторически самая авторитетная запись Закона Будды Шакьямуни. Уже в Первой проповеди Просветленного (Дхарма-чакра-правартана-сутра) определена роль Закона: он предназначен для тех, кто намерен следовать к высшим духовным целям, освобождению от круга перерождений Срединным путем (мадхьяма-пратипат), пролегающим между двух крайностей религиозной жизни. Одна состоит в удовлетворении мирских желаний верующих, потакая которым священнослужители совершают ритуалы, жертвоприношения и т. д., другая - в отказе от желаний, в умерщвлении плоти, аскезе, самобичевании ради свободы собственного Я (атман) и отождествлении Я с Абсолютом (Брахманом или Богом). Будда советовал избегать обеих крайностей, не привязываясь ни к удовлетворению желаний, ни к отказу от них, стремиться к равновесию, или невозмутимости (упекша), в поступках, словах, мыслях, к любви (майтри) и состраданию (каруна) ко всем существам, а также к радости (мудита) от чистоты намерений. Важным условием такого образа жизни, способствующего "истинному познанию, умиротворению, Просветлению, невозрождению в мире скорби", является непривязанность, отрицание собственного Я (анатман) и, следовательно, Моего.Одна из форм изложения Закона в тхераваде и Малой колеснице - это учение о четырех благородных истинах. Первая из них гласит, что существование, состоящее в рождении, старении, болезнях, смерти, недостижении желаемого и т. д. есть страдание (духкха). Вторая истина провозглашает причиной страдания троякую жажду: чувственных наслаждений, существования и гибельного перерождения. Третья постулирует, что страдание может быть прекращено только искоренением причины, жажды. Четвертая предлагает для этого Восьмеричный путь (он же Срединный), каждая ступень которого должна быть по-буддийски правильной, а именно: созерцание Закона, размышление о нем, речь, поведение, способ поддержания жизни, приложение сил, память и сосредоточение.Эти четыре истины и различные их аспекты (обычно называют 16) суть лучшие объекты углубленных раздумий и медитаций (практического соединения адептом внимания, сосредоточения и интуитивной мудрости), которым в буддизме отводится главная роль в познании и духовном совершенствовании. Состояние же абсолютного покоя, нирваны является конечной целью религиозного пути. Предварительным условием вступления на этот путь было, по примеру Будды, оставление всех мирских забот и обязанностей, забвение привязанностей и склонностей, разрыв родственных уз и пострижение в монахи. В Малой колеснице только последние считались членами сангхи, общины.Будда учил, что в мире нигде нет вечных сущностей, бессмертных богов, нетленных душ. Во вселенной и в существах вообще отсутствует какое бы то ни было постоянство, а есть лишь закономерное, беспрестанное чередование возникновения и развития, разрушения и гибели, пребывания в непроявленном состоянии и нового проявления. Этот обратимый процесс сансары безначален. За каждым из существ тянется тяжелая цепь кармы как результат его деяний в бесчисленных перерождениях, в которых он уже побывал и богом, и царем, и животным, и тварью ада. Но наиболее предпочтительна для совершенствования и достижения нирваны участь человека.В карму издревле верили приверженцы и других религий Индии. Буддийская трактовка идеи неотвратимости возмездия, воздаяния отличалась отрицанием идеи вечного носителя кармы, т. е. души, атмана. Кроме того, согласно школам Малой колесницы, лишь самостоятельные нравственные и духовные усилия могут благоприятно сказаться на судьбе, ибо над законом кармы индивидуума не властны ни иные люди, ни боги, ни сверхъестественные силы: "Чистота и нечистота связаны только с самим собой, одному другого не очистить" (Дхаммапада, 165). Одним из отличительных описаний кармической причинности стало учение о 12 звеньях цепи взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада), характеризующее три последовательные жизни индивида - прошлую, настоящую и будущую.Среди крупнейших представителей хинаяны, которые внесли огромный вклад в развитие ранней доктрины и труды которых сохранились в оригинале, следует назвать прежде всего двух мыслителей 5 в.: тхеравадина Буддхагхошу и сарвастивадина Васубандху.(2) Махаяна (Великая колесница) Самые ранние тексты махаяны - это сутры Совершенствования мудрости (Праджня-парамиты), которые датируются 1 в. до н. э. - 1 в. н. э. и которые начали переводиться на китайский язык уже со второй половины 2 в. По легенде считается, что их тоже произнес Будда Шакьямуни, но смысл их не был понят людьми и поэтому эти сутры 500 лет хранили наги (змеи-драконы) и боги, пока не пришел Нагарджуна (историки датируют его жизнь 2-3 вв.), которого махаянисты именуют Вторым Буддой, и не возвестил их вновь, дав подробные разъяснения и комментарии. То же примерно произошло и с махаянскими сутрами второго поколения, которые были объяснены людям Майтреей (или Майтреянатхой) и Асангой в 4-5 вв. Махаянские тексты, как сутры, так и комментарии к ним и др. труды, записывались на санскрите, но далеко не все сохранились в оригиналах. Со 2 по 11 вв. санскритские рукописи активно переводились на китайский язык и были собраны в единую колоссальную Трипитаку. С 8 в. санскритские рукописи переводились также на тибетский язык и в 14 в. они были отредактированы и упорядочены в едином каноне, состоящем из двух собраний: Ганджур (Слово Будды в 108 томах энциклопедического формата) и Данджур (Толкования Закона индийскими мастерами в 225 томах). Китайский и тибетский каноны, во-первых, содержательно и структурно не совпадают, во-вторых, включают в себя также сутры хинаяны и тантры ваджраяны (Алмазной колесницы), поскольку махаяна осознанно признает фактически бесконечное многообразие буддийских путей и способов освобождения. В доктрине Великой колесницы основной упор делается на учение о небесных и земных бодхисаттвах. Первые - это просветленные существа, которые обрели Просветление (бодхи), но до того они дали обет остаться в кругу перерождений, чтобы помогать другим существам достичь этого состояния и нирваны, хотя последняя при таком идеале практического альтруизма отходит на второй план. Земные бодхисаттвы - это монахи и миряне махаяны, стремящиеся к Просветлению из сострадания к мукам ближнего. Делать это нужно с любовью, но без привязанности, чему можно обучиться с помощью 10 (в ранней махаяне - 6) видов совершенствования: даяния, нравственности, терпимости, решимости, сосредоточенного созерцания (медитации), проникновенной мудрости, способа, молитвы, силы и знания. Обретаемое совершенство характеризуется многими качествами, в том числе свехъестественными способностями адепта: ясновидением, яснослышанием, чтением чужих мыслей, памятью о прошлых перерождениях, чудесной силой. Бодхисаттва постоянно в пути, накапливая добродетели и знания, постигая таинство пустотности (шуньята).Эта великая Пустота (шунья), которую возможно созерцать, и есть единственно подлинная реальность. В ней пребывает Будда - абсолютное единство сущего, неотличимое от Пустоты и неохватимое мыслью (ачинтья). Все остальное мыслимое, начиная с сансары и нирваны, является Иллюзией (майя), обманом, игрой сознания. Следовательно, Иллюзия - это способ представления Будды, а избавление от нее - это достижение состояния буддства, которое есть всегда, везде и во всем, в том числе в нас. Все мироздание можно уподобить Телу (кайя) Будды, иллюзорно разделяемому на 2, 3, 4 тела Будды. Из них одно (Тело формы) или два (Тело воплощения, напр., явившийся людям Будда Шакьямуни, и Тело наслаждения) удобно изображать, но в действительности это лишь иллюзорные средства сообщения Тела Закона (Дхарма-кайя), которое в реальности есть Будда и Пустота. Главными школами махаяны стали школа срединников (мадхьямика) и школа йоги сознания (йогачара, виджнянавада), имевшие несколько подшкол в Индии, а ныне существующие среди тибетцев, китайцев, японцев и др. буддистов махаяны в виде соответствующих национальных школ, произошедших от тех двух индийских. Различия между последними сводились в основном к способам доказательства, изложения доктрины.(3) Ваджраяна (Алмазная колесница, буддийский тантризм)Самые ранние тексты (тантры) Алмазной колесницы ученые относят к 5-6 вв. Тантры учат только посвященных (поэтому здесь огромное значение придается ритуалу) бесчисленным способам йогической практики, которая включает в себя и элементы многочисленных тайных материнских культов. Будучи доктринально почти идентичной махаяне (дополненной положениями о возможности обрести Просветление именно в этой жизни, о главенстве в Пути практических средств и т. д.), ваджраяна развивала многоуровневую систему йоги. Существуют три внешние системы тантризма: 1) Крийя-тантра, или тантра действа, ритуализма тела и речи, 2) Чарья-тантра, или тантра простой йоги ума, 3) Йога-тантра, или тантра сложной йоги ума, и три внутренние системы тантризма: 1) Маха-йога, или великая отцовская йога по созерцанию Иллюзорного тела, 2) Ану-йога, или материнская йога по созерцанию Пустоты, 3) Ати-йога, или йога Великой полноты (дзогчен) как состояние совершенства Изначального Будды.Более ранние внешние системы тантризма распространились в Китае и Японии. Обе системы тантризма практиковались только в Индии, Гималаях, Тибете и среди монгольских народов, ныне же этот тантризм (особенно дзогчен) популярен на Западе и в России.Литература:Дхаммапада / Пер. с пали В. Н. Топорова. М., 1960.Вопросы Милинды / Пер. с пали А. В. Парибка. М., 1989.Васубандху. Абхидхармакоша / Пер. с санскр. В. И. Рудого. Раздел I. М., 1990. Раздел III. СПб., 1994.Буддизм в переводах: Альманах. СПб., 1992-1993. Вып. 1-2.Алмазная сутра / Пер. с санскр. В. П. Андросова. Элиста, 1993.Чатухстава, или четыре гимна буддам, и Махаянавимщика, или 20 строф о махаяне, составленные Нагарджуной / Пер. с санскр. В. П. Андросова // Восток. 1995. № 4-5.Щербатской Ф. И. Избр. тр. по буддизму. М., 1988.Андросов В. П. Нагарджуна и его учение. М., 1990.Розенберг О. О. Тр. по буддизму. М., 1991.Буддизм: Словарь. М., 1992.Буддизм в Японии. М., 1993.Говинда (Лама Анагарика). Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993.Конзе Э. Буддийская медитация. М., 1993.Лысенко В. Г. Ранняя буддийская философия. М., 1994.Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994.Андросов В. П. Индийский буддизм и тибетская цивилизация // Азия - диалог цивилизаций. СПб., 1996.Thomas E. The History of Buddhist Thought. London, 1953.Warder A. K. Indian Buddhism. 1970.Plaeschke H. Buddhistische Kunst. Leipzig, 1972.Dutt N. Mahayana Buddhism. Delhi, 1978.Snellgrove D. Indo-Tibetan Buddhism. London, 1987.Williams P. Mahayana Buddhism. London, 1989.Gombrich R. Theravada Buddhism. London, 1994.В. П. Андросов

Буква 'Б', страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46