Наши партнеры

Sarbaletom.ru - арбалет barnett ghost
Выгодно аренда машины москва на 3 дня в компании РексРент.
Права ребенка и родителей в Аргентине организуем роды в Аргентине

Буква "К", страница 10

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Буква 'К', страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

КАНДИЛЬ-КИТАЙКА , позднезимний сорт яблони (Украина, Казахстан, Киргизия). Выведен И. В. Мичуриным. Плоды средней величины, сочные, винносладкие. Урожайность 50 кг и более с дерева.

КАНДИЛЬ-СИНАП , старинный крымский раннезимний сорт яблони. Плоды сочные, сладкие. Урожайность 400-600 кг с дерева.

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (1866-1944) , российский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий ("Смутное", 1917). Участвовал в организации общества "Синий всадник" и Института художественной культуры (Инхука). В 1900-14 и с 1921 жил за границей.---КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич [22 ноября (4 декабря) 1866, Москва - 13 декабря 1944, Нейи-сюр-Сен, Франция], российский живописец, график, поэт, теоретик искусства. Один из основоположников абстрактного искусства 20 в.Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию (1876-85). В 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учился на юридическом факультете Московского университета. В 1889 ездил с этнографической экспедицией по Вологодской губернии, где углубленно знакомился с древнерусской иконописью и народным творчеством. Около 1895 отказался от карьеры университетского профессора и полностью посвятил себя искусству. В 1897 поступил в школу А. Ашбе в Мюнхене, в 1900 учился у Ф. Штука в Королевской Академии художеств. В начале 1900-х гг. Кандинский много путешествовал по Европе и Северной Африке, приезжал в Россию, но постоянным местожительством избрал Мюнхен (1902-1908), затем деревню Мурнау в Баварских Альпах.Период раннего творчестваВ раннем творчестве Кандинского натурные впечатления служили основой для создании ярких красочных пейзажей, иногда с романтически-символической нагруженностью сюжетов ("Синий всадник", 1903). Середина и вторая половина 1900-х гг. прошли под знаком увлечения русской стариной; в картинах "Песня Волги" (1906), "Пестрая жизнь" (1907), "Рок" (1909) художник совмещал ритмико-декоративные черты русского и немецкого модерна (югендстиля) с приемами пуантилизма и стилизацией под народный лубок. В части работ Кандинский развивал ретроспективные фантазии, свойственные мастерам круга "Мир искусства" ("Дамы в кринолинах", масло, 1909, Третьяковская галерея).Художник синтетического склада, Кандинский работал также в сферах декоративно-прикладного искусства (эскизы женских украшений, мебельной фурнитуры), пластики (лепка в глине), экспериментировал с живописью по стеклу.Возникновение абстрактных произведенийВ 1910 создал первое абстрактное произведение и написал трактат, озаглавленный "О духовном в искусстве" (опубликован в 1912 на немецком языке, фрагменты русского варианта были прочитаны Н. И. Кульбиным в декабре 1911 на Всероссийском съезде художников в Петербурге). Выдвинув в качестве основополагающего фундамента искусства его духовное содержание, Кандинский считал, что сокровенный внутренний смысл полнее всего может выразиться в композициях, организованных на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики. Абстрактные полотна группировались художником по трем циклам: "Импрессии", "Импровизации" и "Композиции". Ритм, эмоциональное звучание цвета, энергичность линий и пятен его живописных композиций были призваны выразить мощные лирические ощущения, сходные с чувствами, пробуждаемыми музыкой, поэзией, видами прекрасных ландшафтов. Носителем внутренних переживаний в беспредметных композициях Кандинского становилась колористическая и композиционная оркестровка, осуществленная живописными средствами - цветом, точкой, линией, пятном, плоскостью, контрастным столкновением красочных пятен. Большое внимание художник уделял графике, в особенности гравюре на дереве. Экспрессивно-беспредметные графические композиции украсили немецкую книгу стихов Кандинского "Звуки" (1913). Участник множества русских и европейских выставок, художник умел консолидировать вокруг себя единомышленников. В 1901 он создал в Мюнхене группировку "Фаланга", в 1909 возглавил "Новое художественное общество - Мюнхен", в 1911 был инициатором возникновения объединения "Синий всадник". В первом альманахе "Синего всадника" (1912) была помещена сценическая композиция Кандинского "Желтый звук" на музыку Ф. А. Гартмана - готовившаяся постановка, призванная синтезировать в органическом единстве цвет, свет, движение и музыку (не состоялась из-за начавшейся 1-й мировой войны).В 1913 в Берлине вышла книга Кандинского "Живопись как чистое искусство" на немецком языке и альбом его работ (1901-13).Русские годыС началом войны Кандинский, российский подданный, вынужден был покинуть Германию. Возвратившись на родину через Швейцарию и Балканы, он поселился в Москве; в 1916 посетил Швецию, в 1917 Финляндию. Его живописные работы предреволюционных и революционных лет обладали широким стилистическим диапазоном: продолжая создавать экспрессивно-абстрактные полотна ("Смутное", Третьяковская галерея, "Сумеречное", Русский музей, обе 1917; "Белый овал", 1920, Третьяковская галерея, и др.), художник писал и обобщенно-реалистические натурные пейзажи ("Москва. Зубовская площадь", "Зимний день. Смоленский бульвар", обе ок. 1916, Третьяковская галерея), не оставлял занятий живописью на стекле ("Амазонка", 1917; "Дамы в кринолинах", ок. 1918, обе в Третьяковской галерее), а также создавал картины, сочетавшие фигуративные элементы и декоративно-беспредметное начало ["Москва I (Красная площадь)", Третьяковская галерея; "Москва II", частное собрание, Мурнау, Германия, обе 1916].После Октябрьской революции Кандинской активно включился в общественную деятельность. Был членом художественной коллегии Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, председателем Всероссийской закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, в 1919-21 заведовал московским Музеем живописной культуры. Преподавал в Государственных художественных свободных мастерских и Вхутемасе (1918-21), состоял профессором Московского университета. В 1921 живописец-теоретик разработал программу деятельности Института художественной культуры (Инхук), где руководил секцией монументального искусства. В печати регулярно появлялись статьи и теоретические работы Кандинского; так появилась и автобиографическая книга "Ступени" (М., 1918).В январе 1921 Кандинский покинул Институт из-за внутренних разногласий. Вскоре был избран вице-президентом вновь созданной Российской Академии художественных наук, в которой руководил также физико-психологическим отделением. В декабре 1921 был откомандирован в Берлин для организации там филиала Академии и установления культурных связей с другими странами.Переезд в ГерманиюВ 1922 Кандинского пригласили преподавать в школу "Баухауз", где ему были поручены занятия по стенной живописи, по теории формы. В изданиях "Баухауза" были опубликованы трактаты Кандинского, посвященные вопросам формообразования, цветоведения, сценическому синтезу искусств. В живописи и графике Кандинский обратился к воплощению своеобразных космологический идей, интерес к которым возник у него еще в России (графическая серия "Малые миры", 1923). В 1924-25 вместе с художниками Л. Фейнингером, А. Г. Явленским, П. Клее вошел в объединение "Синяя четверка". В 1926 Кандинский опубликовал свой теоретический труд "Точка и линия на плоскости", переизданный во многих странах мира. Спроектировал и выполнил ряд монументальных работ (эскизы живописных панно для фойе "Свободной выставки", 1922; керамическое оформление музыкальной комнаты для Международной выставки в Берлине, 1931). Выступил как сценограф и режиссер в постановке сюиты М. П. Мусоргского "Картинки с выставки" в театре Дессау (1928). В 1928 принял немецкое подданство. В 1920-е гг. художник достигает всемирного признания, его персональные выставки и выставки "Синей четверки" прошли во многих музеях и галереях в странах Европы и США.Во ФранцииПосле закрытия нацистами школы "Баухауз" (1932) переехал в Берлин, а оттуда в конце 1933 - во Францию; поселился в Нейи-сюр-Сен, пригороде Парижа, где жил до самой смерти (французское гражданство получил в 1939). Экспрессивно-органический стиль Кандинского трансформировался в 1920-30-е гг.; композиции с широким использованием правильных геометрических элементов приобрели более упорядоченный характер ("В черном квадрате", 1923, Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк; "Тринадцать квадратов", 1930, Национальный музей современного искусства, Париж, и др.). Творчество парижского периода, получившее наименование "синтетического", отмечено отпечатком воздействия сюрреалистической живописи ("Разные части", "Вокруг круга", обе 1940, "Разнообразные действия", 1941, Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен, Германия, и др.). Работы Кандинского были включены нацистами в экспозицию "Дегенеративное искусство" (Мюнхен, 1937), часть его произведений была уничтожена. Первые месяцы фашистской оккупации художник провел в Пиренеях. Отказавшись эмигрировать в США, в августе 1940 возвратился в Париж. В 1944 задумал создать комедийный фильм-балет на музыку Ф. А. Гартмана. В ноябре-декабре 1944 состоялась его последняя прижизненная персональная выставка в Париже.Литература:Василий Васильевич Кандинский. 1866-1944: Каталог выставки. Л.: Аврора, 1989.Сарабьянов Д. В., Автономова Н. Б.. Василий Кандинский. М.: Галарт, 1994.Grohman W. Wassily Kandinsky: Leben und Werk. Koln, 1958.Roethel H. K., Benjamin J. K. Kandinsky: Catalogue Raisonne of the Oil Paintings. New York, 1982-1984. V. 1-2.Barnett U. E. Kandinsky Watercolours: Catalogue Raisonne. London, 1992. V. 1-2.А. С. Шатских

КАНДИНСКИЙ Виктор Хрисанфович (1849-1889) , российский психиатр. Дал классическое определение псевдогаллюцинаций. Труды по проблемам психопатий, применения трудотерапии.

КАНДЛА , город, один из главных портов Индии, в зал. Кач Аравийского м., шт. Гуджарат. 24 тыс. жителей (1981).

КАНДО (Kando) Кальман (1869-1931) , венгерский электротехник. В 1917 разработал синхронный преобразователь фаз, который в 1923 применил в электровозе с трехфазными асинхронными тяговыми двигателями, питающимися от однофазной контактной сети.

КАНЕВ , город на Украине, Черкасская обл., порт на р. Днепр (Каневское водохранилище). 29,7 тыс. жителей (1991). ГЭС. Электромеханический завод "Магнит" и др.; пищевкусовая промышленность. Музей народного декоративного искусства, библиотека-музей А. П. Гайдара (похоронен в Каневе). Известен с 12 в. Близ Канева, на Тарасовой горе, - литературно-мемориальный музей Т. Г. Шевченко (могила поэта).

КАНЕВСКИЙ Аминадав Моисеевич (1898-1976) , российский график, народный художник СССР (1973), действительный член АХ СССР (1973). Веселые иллюстрации к детским книгам ("Золотой ключик" А. Н. Толстого, 1942-1943 и 1950), произведениям Н. В. Гоголя, В. В. Маяковского, карикатуры и сатирические плакаты.

КАНЕВСКИЙ Виталий Евгеньевич (р . 1935), российский киноактер и режиссер. Творческая карьера прерывалась восьмилетним тюремным заключением, которое он впоследствии использовал для создания собственного имиджа "режиссера-зэка". Успех принесли ему две ленты в стиле "ретро": "Замри-умри-воскресни" (1989) и "Самостоятельная жизнь" (1992, приз жюри Каннского кинофестиваля).

КАНЕВСКИЙ ЗАПОВЕДНИК , на Украине, Черкасская обл., на правом берегу Днепра. Основан в 1923 (восстановлен в 1968). Площадь 2,0 тыс. га. В береговых обрывах обнажения горных пород, в которых наблюдаются нарушения (надвиги и сбросы), т. н. гляциодислокации, связанные с деятельностью древнего ледника ("каневские дислокации"). Грабовый лес с примесью липы, клена, ясеня. Остатки стоянок охотников каменного века, поселений и могильников бронзового века, стоянок и городищ скифских племен, поселений восточнославянских племен.

КАНЕВСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ , на р. Днепр, на Украине, Киевская и Черкасская обл. Образовано плотиной одноименной ГЭС в 1972-78. Площадь 675 км2, объем 2,62 км3, длина 152 км, наибольшая ширина 8 км. Создано в целях развития энергетики, водного транспорта, используется для водоснабжения, орошения и рыбного хозяйства.

КАНЕЙДИАН БРОДКАСТИНГ КОРПОРЕЙШЕН (Canadian Broadcasting Corporation) , радио- и телевещательная корпорация Канады. Основан в 1936. Финансируется правительством. Находится в Оттаве.

"КАНЕЙДИАН ИМПИРИАЛ БАНК ОФ КОММЕРС" (Canadian Imperial Bank of Commerce) , коммерческий банк Канады. Основан в 1961. Более 1600 отделений в стране, 45 отделений и 11 представительств за рубежом. Сумма баланса, собственный капитал, прибыль (млрд. долларов США): 71,5; 3,8; 0,4845 (кон. 1980-х гг.).

КАНЕЙДИАН ПРЕСС (Canadian Press) , национальное информационное агенство Канады; кооперативное объединение владельцев ежедневных газет. Основано в 1917. Находится в Торонто.

КАНЕЙДИАН-РИВЕР (Canadian River) , река в США, правый приток р. Арканзас. Ок. 1500 км, площадь бассейна 124 тыс. км2. Средний расход воды ок. 200 м3/с.

КАНЕМ-БОРНУ , государство в Африке (2-я пол. 1-го тыс. - кон. 19 в.). Первоначально включало область Канем (к северо-востоку от оз. Чад, расцвет в 13 в.), в 14 в. центр государства переместился в область Борну (к западу от оз. Чад). Расцвет в кон. 16 - нач. 17 вв. В кон. 19 в. вошло в состав Раббаха государства. В нач. 20 в. большая часть территории Канем-Борну включена в английские владения (Нигерию), остальная - во владения Германии и Франции.

КАНЕТТИ (Canetti) Элиас (1905-94) , австрийский писатель. В романе "Ослепление" (1935), пьесах ("Комедия тщеславия", 1934, и др.), многочисленных эссе и острохарактерных миниатюрах (сборник "Слышавший своими ушами", 1974) в притчеобразной форме исследовал массовую психологию. В философско-социальном трактате "Массы и власть" (1960) анализировал природу авторитарной власти. Мемуары (т. 1 - "Спасенный язык", 1977; т. 2 - "Факел в ухе", 1980; т. 3 - "Игра глаз. История жизни 1931-1937", 1985). Нобелевская премия (1981).

КАНЗАС (Kansas) , река в США, правый приток р. Миссури. Ок. 278 км, с р. Репабликан ок. 1200 км, площадь бассейна 158,8 тыс. км2. Средний расход воды 225 м3/с. На Канзасе - г. Канзас-Сити.

КАНЗАС , штат на Ср. Западе США. 213,1 тыс. км2. Население 2,53 млн. человек (1993). Административный центр - Топика.

КАНЗАС-НЕБРАСКА БИЛЛЬ в США (1854) , предоставил населению Канзаса и Небраски, расположенным на территории, где Миссурийским компромиссом 1820 запрещалось рабство, при приеме в США самостоятельно решать вопрос о допущении или запрещении у себя рабства.

КАНЗАС-СИТИ (Kansas City) , два одноименных города в США, в штате Миссури (435 тыс. жителей, 1990) и в штате Канзас (150 тыс. жителей), слившихся в одну агломерацию с пригородами. Крупный торгово-финансовый центр и транспортный узел Ср. Запада. Порт на р. Миссури при впадении в нее р. Канзас. Пищевая, нефтеперерабатывающая, химическая промышленность, машиностроение. Университеты.

КАНЗУ (канезу) (франц . canezou - короткая кофточка), косынка больших размеров из легкой ткани или кружев, которую носили (в 1-й пол. 19 в.), перекрестив концы на груди и завязывая их на талии.

КАНИБАДАМ , город в Таджикистане, Худженская обл., близ железнодорожной станции Канибадам. 38,8 тыс. жителей (1991). Завод "Таджиксельмаш", легкая (хлопкоочистительная, текстильная, швейная), пищевая промышленность. Старинный центр художественных ремесел. Театр. Историко-краеведческий музей. Возник в 9-10 вв., впервые упоминается в 1463. 2 медресе 16-17 вв., квартальные мечети с традиционной резьбой и росписью.

КАНИЗИЙ (Canisius) Петр (1521-97) , католический богослов и видный церковный деятель эпохи Котрреформации, первый немецкий иезуит. Автор католического катехизиса (1554, св. 130 изданий), в 1925 провозглашен учителем Церкви.

КАНИКУЛЫ (польск . kanikula, от лат. caniculares - период наиболее жарких дней в году), 1) перерывы в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года. 2) В некоторых странах - перерыв в работе парламента.

КАНИН Александр Игнатьевич (1877-1953) , российский режиссер и актер, заслуженный артист России (1926). Художественный руководитель театров в Воронеже, Курске, Рязани и др. Поставил почти все пьесы М. Горького. Возглавлял театральные студии в ряде городов. Государственная премия СССР (1951).

КАНИН ПОЛУОСТРОВ , равнинный полуостров на севере Европейской части Российской Федерации. Отделяет северную часть Белого м. от Чешской губы Баренцева м. Ок. 10,5 тыс. км2. Высота до 242 м. Заканчивается на северо-западе скалистым мысом Канин Нос. Тундра. У побережья - промыслы рыбы и морского зверя.

КАНИТЕЛЬ (от . франц. cannetille), очень тонкая металлическая (обычно золотая или серебряная) нить для вышивания. В переносном смысле - нудное, с проволочками тянущееся дело.

КАНИФАС (от нидерл . kanefas - канва), плотная хлопчатобумажная ткань, обычно с рельефными полосками. Из канифаса шьют мужскую и женскую одежду, иногда используется как бельевая ткань.

КАНИФАС-БЛОК (от нидерл . kinnebaks-block), одношкивный блок, служащий для изменения направления тяги троса при грузоподъемных и других работах на судне. Для закладывания троса в оковке канифас-блока есть откидная часть (щека).

КАНИФОЛЬ (от названия др .-греч. города Колофон в М. Азии), хрупкое стекловидное вещество от светло-желтого до темно-коричневого цвета. Входит в состав смолистых веществ хвойных деревьев. Получают из живицы, экстракцией измельченной древесины органическими растворителями или перегонкой сырого таллового масла. Применяют в производстве синтетического каучука, резин, пластмасс, искусственной кожи, лаков и др., в качестве флюса при лужении и пайке металлов, а также для натирания волоса смычков струнных инструментов.

КАНИШКА , царь империи Кушан (2 в.); в буддийской мифологии один из покровителей и защитников буддизма.

КАНКАН (Kankan) , город в Гвинее, административный центр обл. Канкан. Ок. 89 тыс. жителей (1983). Пищевая промышленность. Торговля рисом, скотом, каучуком. Гончарное производство.

КАНКАН (франц . cancan, от canard - утка), французский бальный танец, позднее вошедший в оперетту. Характерное па - высокое вскидывание ноги. Музыкальный размер 2/4.

КАНКЛЕС см . Кантеле.

КАНКРИН Егор Францевич (1774-1845) , граф (с 1829), российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1824). В 1823-44 министр финансов. В 1839-43 провел финансовую реформу, ввел в качестве основы денежного обращения серебряный рубль, установил обязательный курс ассигнаций. Добился бездефицитности государственных бюджетов, временно укрепил финансы России.

КАНН (Канны) (Cannes) , город, порт, климатический курорт на юго-востоке Франции, на Средиземном м. 73 тыс. жителей (1982). Международные кинофестивали. Туризм. Производство ароматических эссенций.

КАННА , парнокопытное животное семейства полорогих. Длина тела до 3,5 м, весит до 1000 кг. Рога у самцов (длина до 1 м) и самок. В саваннах Африки (к югу от Сахары). Сохранилась главным образом в национальных парках. Западная канна в Красной книге Международного совета охраны природы и природных ресурсов. В ряде стран ведутся работы по одомашниванию; на Украине стадо одомашненных канн создано в Аскании-Нова.

КАННА , род многолетних растений семейства канновых. Ок. 50 видов, в тропиках и субтропиках Азии, Африки и Америки. Культивируют как декоративные во многих странах. Канну съедобную возделывают в Австралии и Африке как крахмалоносное растение.

КАННАДА (каннара) , язык, относится к дравидийским языкам. Официальный язык индийского шт. Карнатака. Письменность на основе алфавита каннада, восходящего к брахми.

КАННАНУР , город в Индии, шт. Керала. 158 тыс. жителей (1981). Порт на Малабарском побережье. Хлопчатобумажная, пищевкусовая промышленность. Вывоз ковровых изделий.

КАННАРА (каннада , самоназвание каннадига), народ в Индии, основное население шт. Карнатака. 35 млн. человек (1992). Язык каннада. Верующие в основном индуисты, есть мусульмане-сунниты и джайны.

КАННЕ (Kanne) Иоганн Арнольд (1773-1824) , немецкий писатель, исследователь мифологии, преподаватель восточных языков. Раннее творчество - юмористические повести "Листки от алефа до кофа" (1801) и "Маленькое путешествие" (1803) - привлекло внимание Жан Поля, написавшего предисловие к трактату Канне "Первые свидетельства истории, или Всеобщая мифология" (1808). Продолжением этого трактата стал "Пантеон древней философии, религия всех народов" (1811).

КАННЕЛЬ , см. Кантеле.

КАННЕЛЮРЫ (франц . cannelures), в архитектуре - вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры.

КАННИБАЛИЗМ , в биологии - поедание животными (каннибалами) особей своего вида. Наблюдается обычно при переуплотнении популяции, недостатке пищи, воды и т. п. (напр., самки волка, рыси могут поедать свой приплод, жуки мучные хрущаки - свои яйца). Известен и постоянный каннибализм, возникший в процессе эволюции (поедание самками каракуртов и богомолов оплодотворивших их самцов.)

КАННИБАЛИЗМ (от франц . cannibale - людоед), поедание человеческого мяса, распространенное у первобытных народов. Бытовой каннибализм практиковался на древнейшей стадии каменного века, с увеличением пищевых ресурсов сохранился лишь как исключительное, вызванное голодом явление. Религиозный каннибализм сохранялся дольше, выражался в поедании различных частей тела убитых врагов, умерших сородичей; был основан на убеждении, что сила и другие свойства убитого переходили к поедающему.

КАННИНГ (Canning) Джордж (1770-1827) , премьер-министр Великобритании в 1827, министр иностранных дел в 1807-09 и с 1822, лидер тори. Стремясь утвердить английскую гегемонию в Европе, противодействовал политике континентальных держав Священного союза.

КАННИНГЕМ (Cunningham) Уолтер (р . 1932), космонавт США, доктор наук. Полет вокруг Земли на "Аполлоне-7" (октябрь 1968).

КАННИЦЦАРО (Cannizzaro) Станислао (1826-1910) , итальянский химик, один из основателей атомно-молекулярной теории, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1889). Разграничил понятия "атом", "эквивалент" и "молекула" (1858).

КАННОН , в японской буддийской мифологии божество милосердия; происходит от китайской Гуань-инь. Ее изображают с тысячей рук.

КАННЫ (Canne , лат. Cannae), селение в юго-восточной Италии (обл. Апулия), близ устья р. Офанто. Около Канн 2.8.216 до н. э. во время 2-й Пунической войны карфагенская армия Ганнибала ударами с флангов окружила и уничтожила 70-тысячную римскую армию.---КАННЫ. Битва при Каннах (2 августа 216 до н. э.), сражение римлян с Карфагеном во время 2-й пунической войны (см. Пунические войны), в результате которого была разгромлена и уничтожена почти вся римская армия; свидетельство военного искусства карфагенского полководца Ганнибала.Подготовка сраженияГаннибал расположился лагерем возле селения Канны на реке Ауфид (в Апулии - юго-восточной части Италии), в местности, наиболее выгодной для использования нумидийской конницы. Он поставил лагерь так, чтобы при разворачивании строя к сражению сухой южный ветер, бьющий песком и пылью в глаза, дул его воинам в спину. Римляне, которыми командовали консулы Эмилий Павел и Теренций Варрон, расположились поблизости двумя лагерями на обоих берегах реки. На рассвете 2 августа 216 Ганнибал переправил свое войско через р. Ауфид и выстроил его в форме полумесяца. Центр, значительно выдававшийся вперед, состоял из высокорослых, обнаженных по пояс галлов и облаченных в белые с пурпуром туники испанцев, на правом и левом фланге стояли сами карфагеняне, вооруженные римским оружием. Конных испанцев и галлов Ганнибал поставил на левом фланге у реки, нумидийскую конницу - на правом. Центром командовал сам Ганнибал с братом Магоном, левым флангом - его военачальник Гасдрубал, правым - Магарбал. Всего у Ганнибала было 40 тыс. пехоты и 10 тыс. конницы. Римляне расположили строй прямой линией. В центре стояла отборная римская пехота, на правом фланге (у реки) находилась римская конница, на левом - пехота и конница союзников. Центр находился под командованием консула Сервилия Гемина, Теренций Варрон находился на левом, а Эмилий Павел - на правом флангах. Римляне насчитывали 87 200 человек пехоты и более 6 тыс. конницы.Ход сраженияСражение начали легковооруженные воины и конница. Римская конница сражалась ожесточенно, но была оттеснена и обращена в бегство. В центре римляне начали теснить испанцев и галлов, что, однако, привело лишь к выравниванию пунийского строя. На место уставших галлов и испанцев выдвинулись карфагеняне, т. о., первоначальный успех римлян был сведен к нулю. На левом фланге сражение шло вяло, но пунийцы применили хитрость. Около 500 нумидийских всадников, спрятав под панцирем оружие, якобы перебежали на сторону римлян, затем, в ходе сражения оставленные без внимания, набросились на римлян с тыла, обратив их в бегство. На правом фланге Эмилий Павел держался довольно долго, стремясь прорваться к Ганнибалу. Однако он был ранен, лошадь под ним пала, что вынудило всех римских всадников спешиться. Ганнибал, узнав об этом, заметил: "Лучше б он, связав их, прямо привел ко мне!" Почти все спешившиеся всадники были перебиты, а сам консул, отказавшись бежать, пал в сражении. Теперь римляне оказались охваченными с правого и левого флангов, а пунийская конница вышла римлянам в тыл. Кольцо замкнулось, началось избиение огромного римского войска. Тит Ливий (XXII, 48) передает, что карфагеняне, "убивая врагов, утомились больше, чем от сражения." 7 тыс. римлян удалось укрыться в малом лагере, 10 тыс. - в большом. Консул Теренций Варрон с 50 всадниками бежал в г. Венузий. На поле сражения было истреблено 45 500 пехотинцев и 2 700 римских конников. Среди убитых было 2 квестора, 29 военных трибунов, 80 сенаторов. В плен попало лишь 3 тыс. пехотинцев и 1 500 всадников. Оба римских лагеря были сданы, около 4, 5 тыс. римлян удалось прорвать окружение и присоединиться в Венузии к Варрону. Ганнибал потерял в сражении около 8 тыс. человек.Литература:См. при статье Пунические войны.Л. Л. Кофанов

КАНО (Kano) , город на севере Нигерии, административный центр штата Кано. 595 тыс. жителей (1991). Пищевая, текстильная промышленность. Транспортный узел. Международный аэропорт. Крупный ремесленный центр. Пищевкусовые, химические, цементные и другие предприятия. Университет.

КАНО , школа японской живописи 2-й пол. 15 - нач. 16 вв. - нач. 20 в. Развивала приемы школы Тоса и традиции монохромной живописи. Отличается стремлением к декоративным композициям, достоверностью изображения. Художники - Кано Масанобу (2-я пол. 15 - нач. 16 вв.), Кано Мотонобу, Кано Эйтоку (оба 16 в.).

КАНО (Cano) Алонсо (1601-67) , испанский скульптор и живописец. Представитель барокко. Полихромная деревянная пластика, религиозные картины (цикл "Семь радостей Марии", 1652-1664, в соборе в Гранаде).

КАНОАТ Мумин (р . 1932), таджикский поэт. Сборник "Поэмы огня" (1967), поэмы "Голоса Сталинграда" (1972), "Колыбель Авиценны" (1978); сборник стихов и поэм "Материнский лик" (1986). Государственная премия СССР (1977).

КАНОВА (Canova) Антонио (1757-1822) , итальянский скульптор. Представитель классицизма. Эффектные надгробья (папы Климента ХIII, 1792), мифологические статуи ("Амур и Психея", 1793), идеализированные портреты ("Паолина Боргезе в образе Венеры", 1805-07).

КАНОВАС ДЕЛЬ КАСТИЛЬО (Canovas del Castillo) Антонио (1828-97) , премьер-министр Испании в 1875-81 (с перерывами), 1884-85, 1890-92, 1895-97. Один из вдохновителей реставрации монархии в 1874 и лидер консервативной партии. В молодости либерал. Писатель, историк.

КАНОВИЧ Григорий (наст . имя и отчество Яков Семенович) (р. 1929), русский, литовский и еврейский писатель. Сборники стихов: "Доброе утро" (1955), "Весенний гром" (1960) и др. В прозе, отмеченной интересом к истории, лиризмом и метафоричностью, изображает жизнь еврейских местечек в Литве, обращается к философско-нравственным проблемам. Романы: "Птицы над кладбищем" (1974), "Слезы и молитвы дураков" (1986), "И нет рабам рая" (1989) и др. Пьесы: "Пусть уходит" (1965), "Боль" (1967), "Огонь за пазухой" (1973) и др.

КАНОН в изобразительном искусстве - система стилистических и иконографических норм , господствующая в искусстве какого-либо периода или направления; произведение, служащее нормативным образцом.

КАНОН , форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации - проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем. Обычно применяется как элемент других форм (фуга).

КАНОН , жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) - тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. ("Великий канон" Андрея Китского).

КАНОН (канун) , струнный щипковый музыкальный инструмент; тип трапециевидной цитры. Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, Армении.

КАНОН (от греч . kanon - норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон - совокупность книг Библии, признаваемых церковью "боговдохновенными", применяемых в богослужении в качестве "Священного писания". Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений; 2) церковный канон - правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон; 3) (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым.

КАНОНАДА (франц . canonnade, от canon - пушка), частая и мощная стрельба из многих артиллерийских орудий.

КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА (франц . canonniere), артиллерийский корабль, предназначенный для ведения боевых действий в прибрежных районах морей, на реках и озерах.

КАНОНИЗАЦИЯ (от греч . kanonizo - узаконяю), 1) в католической и православной церквах акт причисления того или иного лица к числу святых.2) (Перен.) превращение в незыблемое, обязательное правило, норму, канон; узаконение.

КАНОНИК (позднелат . canonicus), в католической и англиканской церквах член капитула.

КАНОНИР (нем . kanonier, от итал. cannone - пушка), солдат в артиллерии русской и некоторых других армий.

КАНОНИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ Гиббса , статистический ансамбль для макроскопической системы, находящейся в тепловом равновесии с окружающей средой заданной температуры. Если при этом система обменивается частицами со средой, то статистический ансамбль называется большим каноническим ансамблем.

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО , совокупность решений церковных соборов и постановлений римских пап. Нормы канонического права регулировали вопросы внутрицерковной организации, некоторые семейно-брачные и имущественные отношения. Наиболее известная кодификация канонического права - Свод канонического права 1582 (Corpus juris canonici).

КАНОПА (от греч . Kanobos - город в Др. Египте), сосуд для хранения внутренностей бальзамированного покойника (в Др. Египте) или пепла после кремации (в Этрурии). Крышка канопы имела вид головы человека или бога.

КАНОПУС (? Киля) , звезда 1-й звездной величины, вторая по блеску (после Сириуса) звезда всего неба. Звезда Южного полушария.

КАНОССА (Canossa) , замок маркграфини Матильды в Сев. Италии, где в январе 1077 в ходе борьбы за инвеституру отлученный от церкви и низложенный император "Священной Римской империи" Генрих IV униженно вымаливал прощение у своего противника римского папы Григория VII. В переносном значении "идти в Каноссу" - согласиться на унизительную капитуляцию.

КАНОТЬЕ (франц . canotier - гребец), мужская или женская соломенная шляпа с низкой, правильной цилиндрической формы тульей и прямыми узкими полями. Впервые канотье стали носить в конце 2-й пол. 19 в. молодые люди, увлекавшиеся греблей.

КАНОЭ (от исп . canoa - челнок; заимствование из карибских языков), 1) лодка индейцев Сев. Америки из целого ствола дерева или деревянный каркас, обтянутый кожей; без уключин, с однолопастными веслами. Вместимость 2-100 человек. 2) Спортивная лодка (см. Гребной спорт).

КАНПУР , город в Индии, шт. Уттар-Прадеш, на р. Ганг. Ок. 2 млн. жителей (1991). Текстильная, легкая, металлообрабатывающая, пищевая, химическая промышленность. Машиностроение. Университет.

КАНСА , в индуистской мифологии злой царь-узурпатор, сын демона, враг Кришны.

КАНСИ (1654-1722) , император (с 1662) династии Цин в Китае. При Канси завершено завоевание Китая маньчжурами. Проводил агрессивную политику в отношении соседних стран и народов.

КАНСК , город (с 1822) в Российской Федерации, Красноярский кр., на р. Кан. Железнодорожная станция (Канск-Енисейский). 110 тыс. жителей (1993). Деревообрабатывающая, легкая, машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность. Театр. Основан в 1626.

КАНСКО-АЧИНСКИЙ УГОЛЬНЫЙ БАССЕЙН , в Красноярском кр., частично в Кемеровской и Иркутской обл. Разработка с 1905. Площадь ок. 50 тыс. км2. Разведанные запасы 81,4 млрд. т. В угленосных отложениях юрского возраста 15 пластов бурого угля (технические группы Б1, Б2). Теплота сгорания на рабочее топливо 11,8-15,6 МДж/кг. Промышленные центры - Красноярск, Канск, Ачинск, Шарыпово.

КАНСКОЕ БЕЛОГОРЬЕ , хребет в Юж. Сибири, в западной части Вост. Саяна. Длина ок. 110 км. Высота до 2256 м (г. Пирамида). На склонах - темнохвойная тайга, на вершинах - лишайниковая горная тундра.

КАНТ , город (с 1985) в Киргизии, Чуйская обл. Железнодорожная станция. 24,2 тыс. жителей (1991). Цементно-шиферный комбинат, сахарный и другие заводы.

КАНТ (от лат . cantus - пение, песня), род бытовой многоголосной песни (преимущественно 3-голосной), распространенной в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв. Канты исполнялись ансамблем певцов или хором без сопровождения. Первоначально - на религиозные тексты; с 18 в. - бытовые, любовно-лирические, а также военно-патриотические канты, в петровскую эпоху - "приветственные" и "панегирические" канты (см. Виватный кант).

КАНТ (Kant) Герман (р . 1926), немецкий писатель. Роман "Актовый зал" (1964), "Выходные данные" (1972), посвященный интеллигенции Восточной Германии, соединяют черты традиционного "романа-воспитания" и современной интеллектуальной прозы. В романе "Остановка в пути" (1977) - тема духовного прозрения человека; рассказы (в т. ч. сборник "Сумма", 1987).

КАНТ Иммануил (1724-1804) , немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794). В 1747-55 разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности ("Всеобщая естественная история и теория неба", 1755). В развитой с 1770 "критической философии" ("Критика чистого разума", 1781; "Критика практического разума", 1788; "Критика способности суждения", 1790) выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых "вещах в себе" (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Условие познания - общезначимые априорные (см. Априори) формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами "практического разума", необходимой предпосылкой нравственности. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, - категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло большую роль в развитии диалектики.

КАНТ (Canth) (Минна) (наст . имя Ульрика Вильхельмина, урожденная Йонсон, Johnson) (1844-97), финская писательница. Впервые в финской литературе обратилась к рабочей теме. Пьесы "Жена рабочего" (1885), "Дети горькой судьбы" (1888), социально-психологическая повесть "Бедные люди" (1886).

КАНТАБИЛЕ (итал . cantabile), певучее исполнение на музыкальных инструментах (подражание пению).

КАНТАБРИЙСКИЕ ГОРЫ (Cordillera Cantabrica) , на севере Испании, вдоль южного побережья Бискайского зал. Длина ок. 500 км. Высота до 2613 м. На северных склонах - лиственные леса, на южных - ксерофитные кустарники. Месторождения железной руды, каменного угля.

КАНТАБРИЯ (Cantabria) , автономная область в Испании. 5,3 тыс. км2. 524 тыс. жителей (1991). Образует пров. Кантабрия. Административный центр - г. Сантандер.

КАНТАКУЗИНЫ , византийский знатный род (с кон. 11 в.). Особое влияние Кантакузины приобрели в 14 в., когда императором стал Иоанн VI Кантакузинский. В 15 в. после падения Византии большая часть Кантакузинов перешла на службу к туркам. В 19 - нач. 20 вв. Кантакузины занимали видные политические посты в Румынии.

КАНТАРИДИН , трициклическое производное тетрагидрофурана. Содержится в крови и половых железах шпанских мушек. Вызывает раздражение кожи и слизистых оболочек, рвоту, головную боль, судороги.

КАНТАТА (итал . cantata, от лат. canto - пою), крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра ("Москва" П. И. Чайковского, "Александр Невский" С. С. Прокофьева и др.). Состоит, как правило, из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом.

КАНТЕ ФЛАМЕНКО (исп . cante flamenco), группа песен и танцев Юж. Испании (фанданго и др.), а также стиль их исполнения. Родина канте фламенко - Андалусия.

КАНТЕЛЕ , (фин. kantele), карельский и финский струнный щипковый инструмент типа цитры. Ранний и поздние типы различаются по форме, размерам, количеству струн (первоначально 5), способам игры. Родственные инструменты: эстонский каннель, латышский кокле, литовский канклес, русские гусли.

КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич (1708-44) , князь, русский поэт, дипломат. Сын Д. К. Кантемира. Просветитель-рационалист, один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.

КАНТЕМИР (Kantemir) Дмитрий Константинович (1673-1723) , молдавский ученый, писатель и политический деятель (с 1710 господарь). Участник Прутского похода, с 1711 в России, советник Петра I, князь. Участник Персидского похода 1722-23. Труды по истории и географии Молдавии, Османской империи и др.

КАНТЕМИРОВЫ , осетинские цирковые артисты, группа наездников-джигитов. Создатель номера (1924) - Алибек Тузарович (1882-1975), народный артист России (1966). В труппе его ученики, дети и внуки. Ирбек Алибекович (р. 1928), народный артист СССР (1989). Сын Алибека Тузаровича. На арене с 1936.

КАНТИЛЕНА (итал . cantilena), напевная, плавная мелодия.

КАНТО (Токийская равнина) , на о. Хонсю, самая большая в Японии. 13 тыс. км2. Густо населена. Интенсивно возделывается (главным образом рис.). Важный экономический район. На Канто - г. Токио.

КАНТОВАТЕЛЬ (от польск . kantowac, нем. kanten - переворачивать), механизм для переворачивания (кантовки) заготовок, деталей, изделий при их изготовлении (напр., прокатке, ковке), транспортировании и упаковке.

Буква 'К', страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76