Дипломатический словарь
МАЛАЯ АНТАНТА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

МАЛАЯ АНТАНТА

МАЛАЯ АНТАНТА - политический союз Чехословакии, Румынии и Югославии в 1920-38, созданный в целях поддержания и укрепления соотношения сил, сложившегося в Дунайском бассейне и на Балканском п-ове в результате первой мировой войны. Являвшаяся одним из основных звеньев версальской системы европейских отношений, находившаяся в особо тесной связи с Францией, М. а. почти до конца своего существования носила характер антисоветского блока.

Вопрос о создании блока стран Центральной и Юго-Восточной Европы возник тотчас же после подписания Компьенского перемирия 1918 и явился предметом происходивших в Париже переговоров между представителями Чехословакии - Бенешем (см.), Югославии - Пашичем (см.) и Трумбичем, Румынии - Ионеску (см.) и Греции-Венизелосом (см.). Наряду со стремлением к закреплению своих территориальных приобретений господствующие буржуазно-помещичьи круги Чехословакии, Румынии и Югославии рассматривали этот союз и как орудие борьбы против революции в Центральной Европе.

Первым договорным актом, положившим юридическое основание М. а., явилась Чехословацко-Югославская конвенция, подписанная 14. VIII 1920 в Белграде, согласно которой обе стороны условились о взаимной помощи в случае нападения со стороны Венгрии и обязались не заключать союза с третьей державой, не уведомив предварительно другую сторону. Аналогичная чехословацко-румынская конвенция была заключена 23. IV 1921 в Бухаресте. 7. VI 1921 в Белграде состоялось подписание югославско-румынского соглашения, которое предусматривало взаимную защиту как против Венгрии, так и против Болгарии. Все эти соглашения были дополнены особыми военными конвенциями. 18. VII 1921 Румыния и Польша заключили военный союз якобы в целях обеспечения своих восточных границ, а в действительности с целью проведения антисоветской политики. Хотя союз этот не распространился на другие страны М. а., однако он играл существенную роль во всей совместной политике трёх входивших в её состав держав.

В связи с истечением срока действия Белградской конвенции 1920 Чехословакия и Югославия 31. VIII 1922 заключили новый союзный договор, предусматривавший экономическое и финансовое сотрудничество и согласованные меры для охраны общих интересов, направленный не только против Венгрии, но и против Италии.

М. а. была важным элементом системы международных отношений, сложившихся после первой мировой войны и закреплённых в Версальском мирном договоре.

В марте и октябре 1921 произошли совместные выступления стран М. а. против попыток установления власти Габсбургов в Венгрии, причём все три правительства одновременно произвели мобилизацию. В дальнейшем по ряду основных международных вопросов страны M. a. занимали совместную позицию, в целом следуя курсу французской внешней политики (на Генуэзской и Лозаннской конференциях и др.). Попытки Чехословакии нормализовать отношения с СССР (установлены отношения де факто в 1922) встретили резко отрицательное отношение как со стороны остальных стран М. а., так и со стороны Франции.

Провал империалистической политики Пуанкаре (см.), рассчитанной на установление гегемонии Франции в Европе, принятие плана Дауэса (см.), Локарнские договоры (см.), лишившие Францию руководящей роли в западноевропейских делах и укрепившие позицию империалистической Германии, вызвали ослаблением, а. и привели её к серьёзному кризису. Стремясь сохранить своё влияние на М. а., Франция заключила с участниками M. a. военно-политические соглашения (с Чехословакией - 25. I 1924, с Румынией-10. VI 1926, с Югославией-11. XI 1927). Значение этих соглашений для Франции в значительной степени обесценивалось сближением Румынии с Англией и особенно с Италией.

В мае 1929 в Белграде были пролонгированы все соглашения, положенные в основу М. а., и подписан акт об арбитраже, о примирительной процедуре и судебном разбирательстве. '

Мировой экономический кризис вызвал обострение конкуренции между членами М. а. Однако тенденция к распаду М. а. сдерживалась нараставшей угрозой агрессии против стран М. а. со стороны Германии. 16. II 1933, вскоре после установления в Германии гитлеровской диктатуры, между представителями стран М. а. был подписан в Женеве т. н. организационный пакт, продливший на неограниченный срок действие всех соглашений, лежавших в основе M. a. ,и создавший для общего руководства внешней политикой Румынии, Югославии и Чехословакии Совет М. а. и Экономический совет. Пакт предусматривал также общее представительство стран М. а. в Совете Лиги наций, поочерёдно осуществляемое одним из участников блока.

Подписание организационного пакта М. а. вызвало резко враждебное отношение со стороны Германии, Италии, Венгрии. При содействии Польши германские и итальянские дипломаты развернули широкую деятельность по подрыву М. а. Первоначально эта деятельность была малоуспешной. В 1934 Югославия и Румыния вошли с согласия Чехословакии в другой антиревизионистский блок- в Балканскую Антанту (см.).

Германская угроза и рост международного авторитета СССР вызвали изменения в позиции стран М. а. по отношению к СССР. Стремясь к укреплению своего международного положения, страны М. а. подписали совместно с СССР Лондонский протокол 1933 об определении агрессора. В 1934 Советский Союз установил дипломатические отношения с Румынией и Чехословакией, а 16. V 1935, после подписания советско-французского договора о взаимной помощи, аналогичный договор был подписан СССР с Чехословакией. Всё же страны М. а. не проявили единодушия и последовательности в своей политике сотрудничества с СССР.

Готовность Англии и Франции к серьёзным уступкам в пользу Германии и Италии и вся система "умиротворения" благоприятствовали стремлениям фашистских государств к разрушению М. а. и ослабляли её. Серьёзным ударом по М. а. явилось подписание 24. I 1937 болгаро-югославского договора о "вечной дружбе". Вслед за тем югославское правительство Стоядиновича (см.) пошло на заключение 25. III 1937 итало-югославского договора о нейтралитете. Поскольку этот договор предусматривал безусловный нейтралитет в случае вооружённого конфликта одной из договаривающихся сторон с третьей державой, то он по существу своему был не совместим с обязательствами Югославии как члена М. а.

Новую трещину в М. а. гитлеровской дипломатии удалось создать с помощью польского министра иностранных дел Бека (см.). Используя польско-румынский союз, Бек добился в июне 1937 заверения румынского правительства в том, что оно воздержится от подписания пакта о взаимопомощи как с Чехословакией, так и с Францией.

Мюнхенское соглашение 1938 (см.), приведшее к захвату Чехословакии Германией, покончило с остатками после версальской системы международных отношений и положило конец существованию М. а.

В начало словаря