Дипломатический словарь
ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945

ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 - глав трёх великих держав - происходила в Потсдаме с 17. VII по 2. VIII; в ней участвовали Председатель Совета Народных Комиссаров СССР Генералиссимус И. В. Сталин, президент США Трумэн, премьер-министр Великобритании Черчилль, а с 28. VII премьер-министр Великобритании Эттли (как раз во время работы конференции в Англии были объявлены итоги парламентских выборов, в результате которых к власти пришла лейбористская партия), а также министры иностранных дел: от Советского Союза - В. М. Молотов, от Великобритании - Иден, а затем Бевин, от США - Бирнс, а также начальники штабов трёх названных держав.

Официальное сообщение о П. к. трёх держав, опубликованное 3. VIII 1945, состояло из 15 глав и во вступительной части (гл. I) провозглашало, что П. к. "...укрепила связи между тремя правительствами и расширила рамки их сотрудничества и понимания", а также вселила уверенность, что правительства и народы великих держав "вместе с другими объединёнными нациями обеспечат создание справедливого и прочного мира".

В развитие и выполнение Крымских решений П. к. декларировала основы согласованной политики трёх великих держав в отношении организации послевоенной Европы.

П. к. приняла решение (гл. II) о создании постоянного органа - Совета министров иностранных дел в составе представителей СССР, США, Великобритании, Франции и Китая. На Совет была возложена обязанность подготовить и предложить предстоящей мирной конференции проекты мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией, выработать предложения по урегулированию неразрешённых территориальных вопросов, возникших в связи с окончанием войны в Европе, а также наметить условия мирного урегулирования для Германии, которая сможет принять их после образования соответствующего германского центрального правительства. П. к. оговорила, что образование Совета министров иностранных дел не исключает периодических консультаций министров иностранных дел трёх великих держав (СССР, США и Англии).

Самым главным в решениях П. к. является вопрос о Германии (гл. III). При решении этого вопроса П. к. исходила из положения, что Германия в период оккупации, несмотря на наличие различных оккупационных зон, должна рассматриваться как единое экономическое и политическое целое. В связи с этим П. к. потребовала от союзников одинакового обращения с немецким населением по всей территории Германии и наметила основные политические и экономические принципы общей союзной политики разоружения Германии в целях превращения её в единое демократическое государство, способное к эвентуальному мирному сотрудничеству на международной арене.

Политические принципы Потсдамского соглашения (раздел А гл. III) предусматривают, что верховная власть в каждой зоне оккупации Германии сосредоточивается в руках главнокомандующего вооружёнными силами. Каждый главнокомандующий является одновременно членом Контрольного совета, т. е. органа, предназначенного для решения вопросов, общих для всей Германии. Впредь до учреждения центрального германского правительства будут созданы центральные германские административные департаменты по управлению финансами, транспортом, коммуникациями, внешней торговлей и промышленностью. Эти департаменты должны были действовать под руководством Контрольного совета. Одновременно П. к. выдвинула задачу децентрализации политической структуры Германии, что должно способствовать демократическому развитию органов местного и провинциального самоуправления на основе представительства и выборности.

П. к. установила, что по всей Германии должна разрешаться деятельность всех демократических партий, организаций и свободных профсоюзов.

Практической целью политических и экономических мероприятий союзников П. к. провозглашала: полное разоружение и демилитаризацию Германии, окончательное упразднение всех военных, полувоенных и нацистских организаций, учреждений и институтов (в частности генерального штаба), ликвидацию всех германских вооружённых сил, уничтожение военных запасов, предотвращение производства всех видов вооружения, запрещение иметь авиацию и морской флот.

Экономические принципы (раздел В гл. III) разоружения Германии, занимающие важное место в решениях П. к., требуют ликвидации всей германской промышленности, способной служить целям военного производства, и установления действенного контроля над германской экономикой. Производство металлов, химических продуктов и машиностроение должны быть поставлены под строгий контроль союзников и ограничены уровнем мирных потребностей Германии.

Все лишние производственные мощности, дающие возможность превысить этот уровень, должны быть уничтожены или изъяты в счёт репараций.

Учитывая, что движущей силой германского разбойничьего империализма явились крупнейшие немецкие монополии, П. к. наметила программу децентрализации германской экономики и ликвидации германских картелей, синдикатов, трестов и других монополистических объединений (ст. 12 раздела В). При организации экономики Германии главное внимание предлагалось обратить на развитие сельского хозяйства и мирной промышленности для внутреннего потребления. В целях создания сбалансированной экономики во всей Германии и сокращения потребности в импорте Контрольному совету поручалось установить равномерное распределение основных товаров между различными зонами.

Важнейшим средством экономического разоружения Германии являются репарации (гл. IV), которые одновременно должны были стать средством возмещения ущерба, причинённого Германией государствам- жертвам германской агрессии. В соответствии с постановлениями Крымской конференции (см.), установившей, что репарации с Германии должны взиматься в трёх видах (товарные поставки из текущей продукции, поставки капитального оборудования и использование германского труда), П. к. определила порядок репарационных платежей капитальным оборудованием. Каждая из четырёх великих держав получала право в счёт репараций производить изъятия германского промышленного оборудования в своей зоне оккупации.

Советский Союз, как наиболее пострадавшая страна, должен получить примерно 50% всех изъятий из Германии на сумму в 10 млрд. долл. Т. к. советская зона не сумеет полностью покрыть причитающуюся СССР сумму репараций, П. к. установила, что СССР получит дополнительные поставки промышленного оборудования из западных зон оккупации.

Устанавливалось, что изъятие промышленного капитального оборудования закончится самое позднее в течение двух с половиной лет с момента окончания П. к. Конференция определила в качестве дополнительных источников репарационных платежей в пользу СССР акции немецких предприятий в восточной зоне оккупации и заграничные активы Германии в Болгарии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии. Соответственно Англия, США и Франция используют акции немецких предприятий в западных зонах оккупации и заграничные активы Германии во всех странах, за исключением четырёх перечисленных. В решениях П. к. отмечалось также, что СССР удовлетворит репарационные претензии Польши из своей доли репараций.

П. к. разрешила некоторые территориальные вопросы послевоенной Европы.

Конференция в принципе согласилась передать Советскому Союзу г. Кенигсберг (гл. VI) с прилегающим районом и определила впредь до окончательного решения территориальных вопросов новую советскую границу, причём "президент США и премьер-министр Великобритании заявили, что они поддержат это предложение конференции при предстоящем мирном урегулировании".

В отношении польско-германской границы (гл. IX) П. к. решила, что Польша включает в свой состав Данциг, Восточную Пруссию (за исключением Кёнигсбергского района) и земли к востоку от линии, проходящей от Балтийского моря чуть западнее Свинемюнде и оттуда по р. Одер до впадения р. Западная Нейсе и по Западной Нейсе до чехословацкой границы. Это решение П. к. восстанавливало историческую справедливость - исконные польские земли воссоединялись в составе польского государства.

П. к. с удовлетворением констатировала (гл. IX, о Польше), что в результате выполнения решений Крымской конференции создано и действует польское временное правительство Национального единства. Указывалось далее, что правительства США и Великобритании установили с ним дипломатические отношения и прекратили отношения с польским эмигрантским правительством в Лондоне, которое было объявлено более не существующим.

В связи с тем, что Англия, поддержанная США, отказалась удовлетворить справедливые требования Польши о возвращении ей золотого фонда и другой собственности, захваченной эмигрантским правительством в Лондоне, П. к. вынуждена была ограничиться неопределённой формулировкой о принятых Англией и США мерах защиты "...интересов Польского Временного Правительства Национального Единства... в отношении собственности, принадлежащей Польскому государству, находящейся на их территориях и под их контролем". Отмечалось также, что правительства США и Великобритании "приняли... меры, чтобы предупредить передачу такой собственности третьим сторонам". Страны - участницы П. к. отмечали, что они "озабочены тем, чтобы оказать Польскому Временному Правительству Национального Единства помощь в деле облегчения возвращения в Польшу... всех поляков, находящихся за границей, которые пожелают возвратиться... включая членов польских вооружённых сил и торгового флота".

Три державы приняли во внимание, что польское временное правительство Национального единства заявило о согласии возможно" скорее провести всеобщие, подлинно демократические выборы, в которых все демократические и антинацистские партии будут иметь право выставлять кандидатов, и предоставить полную возможность корреспондентам союзной прессы информировать мир о ходе событий в Польше до и во время выборов.

По вопросу о заключении мирных договоров и о допущении в организацию Объединённых наций (гл. X) П. к. решила возложить на Совет министров иностранных дел задачу подготовки мирных договоров для Италии (в первую очередь), а также для Болгарии, Финляндии, Венгрии и Румынии.

Три правительства, каждое в отдельности, согласились "изучить в ближайшее время... вопрос об установлении в возможной степени дипломатических отношений с Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией до заключения мирных договоров с этими странами". (Дипломатические отношения с Италией участники П. к. установили ещё в конце войны, когда Италия порвала с Германией.) В решениях П. к. отмечалось также, что три правительства, поскольку это их касается, поддержат просьбу о принятии в члены ООН тех государств, "которые оставались нейтральными во время войны" и которые будут выполнять устав ООН.

Наряду с этим П. к. осудила фашистский режим, установленный в Испании. Руководители трёх держав заявили, что не будут поддерживать просьбу нынешнего испанского правительства о принятии его в члены организации Объединённых нация. Указывалось, что испанское правительство, будучи создано при поддержке держав оси, не обладает - ввиду своего происхождения, характера деятельности и своей тесной связи с государствами-агрессорами - качествами, необходимыми для такого членства.

На П. к. США, Англия и Китай обратились к Советскому Союзу с предложением включиться в войну против Японии. Это предложение было принято. Позже Советский Союз присоединился к заявлению союзных держав от 26. VII 1945, потребовавших безоговорочной капитуляции Японии (см. Потсдамская декларация), и 8. VIII объявил войну Японии. Вступление в войну СССР привело к резкому сокращению сроков сопротивления Японии, которая уже 14. VIII объявила о своей безоговорочной капитуляции.

Обсудив вопрос о конвенции в Монтрё по черноморским проливам, П. к. признала, что конвенция должна быть пересмотрена, как не отвечающая условиям настоящего времени (см. Проливы).

П. к. рассмотрела предложение Советского правительства по вопросу о подопечных территориях (гл. XI), а также приняла решение об Австрии (гл. VIII), о германском флоте и торговых судах (гл. V), о военных преступниках (гл. VII), о пересмотре процедуры союзных контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии (гл. XII) и об упорядочении перемещения германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии (гл. XIII).

Решения П. к. свидетельствовали о возможности сохранения сотрудничества трёх великих держав в деле строительства послевоенного мира. Советский Союз был и продолжает оставаться наиболее последовательным борцом за точное и неуклонное выполнение этих решений во имя установления прочного демократического мира. Правительства же США и Англии вскоре после окончания П. к. начали ориентироваться на пересмотр и ревизию потсдамских решений. Взятый США, Англией и Францией курс на расчленение Германии и превращение западной её части в военно-экономическую базу антисоветских агрессивных блоков нашёл своё яркое выражение в решениях Лондонского совещания 1948 (см.) и в создании Северо-атлантического союза (см.).

В начало словаря