Дипломатический словарь
РУССКО-ЯПОНСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

РУССКО-ЯПОНСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

РУССКО-ЯПОНСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ - 1) Р.-я. д. 1855 о дружбе, торговле и границах - подписан 7. II в Симоде уполномоченным России вице-адмиралом Е. В. Путятиным и уполномоченными Японии - Цуцуя Хизенно и Кавади Сайэменни.

Активизировав в 40-50-х годах 19 в. свою политику на Дальнем Востоке, русское правительство пришло к выводу о необходимости установления отношений с Японией для упрочения своих новых позиций в Восточной Азии и для того, чтобы Англия или США не приобрели в Японии такое же влияние, которое они уже имели в Китае. В начале 1852 русское правительство узнало о подготовке США экспедиции в Японию (см. Перри миссия). По приказу Николая I из Кронштадта 19. X 1852 была отправлена в Японию экспедиция, возглавленная вице-адмиралом Путятиным (см.).

Экспедиция Путятина прибыла в Нагасаки 23. VIII 1853, через 5 недель после отплытия Перри из Японии. Японские власти были настроены по отношению к русским значительно благожелательнее, чем к американцам, оскорбившим их национальное достоинство своими угрозами. У японцев существовали даже неопределённые расчёты на помощь России в случае вооружённого конфликта с США. Проявив большое дипломатическое искусство, Путятин сумел использовать и усилить эти настроения. 21. IX 1853 он был торжественно принят в Нагасаки, где передал японским властям письмо канцлера Нессельроде. В январе 1854 начались переговоры с прибывшими в Нагасаки японскими уполномоченными. В ходе переговоров Путятин потребовал закрепления за Россией Курильских о-вов (к северу от о. Итуруп) и о. Сахалина (кроме бухты Анива), открытия для русских кораблей портов Осака и Хакодатэ и др. При этом он подчёркивал, как важно для Японии, с её незащищённой береговой линией, установить хорошие отношения с Россией и обеспечить себе её поддержку. Японцы претендовали на весь Сахалин, но, чувствуя свою слабость, предложили раздел острова вдоль 50° с. ш. Не имея соответствующих инструкций, Путятин предпочёл оставить этот вопрос открытым. Путятину удалось получить обещание, что если Япония когда-либо откроет свои порты иностранным державам, то Россия будет пользоваться наибольшим благоприятствованием.

5. II 1854 Путятин отплыл из Японии и вследствие вспыхнувшей Крымской войны вынужден был укрыться со своей эскадрой от английского флота в устье Амура. Однако, узнав о заключении Японией договора с Перри (31. III 1854). Путятин, несмотря на опасность встречи с английскими судами, в октябре 1854 вновь прибыл в Японию. В декабре 1854 в Симоде начались русско-японские переговоры, закончившиеся подписанием Р.-я. д. 1855. Не применяя, как это делал Перри, средств военного нажима, Путятин, тем не менее, добился для России тех же преимуществ, которые вырвал Перри для США, и даже получил некоторые дополнительные льготы: помимо Симоды и Хакодатэ для России открывался третий порт - Нагасаки.

Согласно Р.-я. д. 1855, состоявшему из 9 статей. устанавливались "постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией" (ст. 1). Русские в Японии и японцы в России должны были пользоваться "покровительством и защитою" местных властей как в области их личной безопасности, так и в области неприкосновенности их собственности. "Как русский в Японии, так и японец в России всегда свободны и не подвергаются никаким стеснениям. Учинивший преступление может быть арестован, но судится не иначе, как по законам своей страны" (ст. 1 и 8). Последняя статья предоставляла русским в Японии по существу право консульской юрисдикции. Все Курильские о-ва к северу от о. Итуруп (закреплявшегося за Японией) объявлялись владениями России. "Что касается о. Карафуто (Сахалин), то он остаётся неразделённым между Россией и Японией, как было до сего времени" (ст. 2); такая формулировка была значительно выгоднее для России, успешно осуществлявшей колонизацию Сахалина, нежели для бессильной в то время на море Японии. Согласно ст. 3 и 5 японское правительство открывало для русских судов порты Симоду, Хакодатэ и Нагасаки, причём первые два-и для торговли. Что касается других портов, то русские могли посещать их только в случае "крайней нужды".

В объяснительных статьях, приложенных к договору, регламентировались условия жизни русских в этих портах и условия торговли (в специальном казённом здании при посредстве японских чиновников). Предусматривалось предоставление "всякого рода пособий" потерпевшим кораблекрушение судам и их командам одной из стран на территории другой (ст. 4). Согласно ст. 6 и объяснительной статье в указанные два порта Россия могла с 1856 назначать своих консулов. Ст. 9 распространяла на Россию право наибольшего благоприятствования.

Формальные дипломатические отношения между Россией и Японией были установлены русско-японским договором 1858, подтвердившим Р.-я. д. 1855 и расширившим права России в Японии. Спорный вопрос о Сахалине был разрешён русско-японским договором 1875.

2) Р.-я. д. 1858 - подписан в Иедо 19. VIII уполномоченным России Е. В. Путятиным и уполномоченными Японии Нагаи Геибано, Иновайе Синаноно и др.

Ст. 1 договора подтверждала русско-японский договор 1855, предоставлявший по существу русским подданным в Японии право консульской юрисдикции.

Согласно ст. 2 стороны предоставляли друг другу право назначения дипломатических представителей, а по ст. 14 распространили друг на друга право наибольшего благоприятствования, как и в договоре 1855. Кроме уже открытых для России портов Хакодатэ и Нагасаки и взамен порта Симода, который должен был стать закрытым, японское правительство открывало порты Канагава и Хиого и, кроме того, обязалось открыть с 1860 один удобный порт на западном берегу Японии. Согласно ст. 5 "в вышеупомянутых пяти портах русские могут жить временно и постоянно, они имеют право нанимать земли и покупать или нанимать находящиеся на этих землях дома и другие здания; также строить свои церкви, дома и магазины". Что же касается Иедо и Осака, то здесь русские могли жить "только для производства торговли" (ст. 6). В открытых портах русским гражданам предоставлялось право свободного передвижения на территории порта (ст. 7). Россия получила право иметь консулов во всех или в некоторых из открытых портов (ст. 4).

Вскоре на основании ст. 2 в столице Японии была учреждена постоянная русская дипломатическая миссия.

3) Р.-я. с. 1867 - см. Русско-японский договор 1875.

4) Р. я. д. 1875 об обмене Курильских о-вов на о. Сахалин - подписан 7. V в Петербурге от России канцлером А. М. Горчаковым (см.) и от Японии - вице-адмиралом Эномотто Такеаки.

Русско-японский договор 1855 не содержал определения границы между Россией и Японией на о. Сахалине, на который претендовали обе державы. Россия делала всё большие успехи в колонизации и освоении Сахалина, а Япония старалась помешать этому. В результате между Россией и Японией постоянно возникали конфликты. В 1859 Муравьёв-Амурский с сильной эскадрой посетил Иедо, где безуспешно пытался заставить японцев отказаться от их претензий на о. Сахалин. Обеспокоенный новыми успехами русской колонизации острова, сёгун в 1862 отправил посольство в Петербург. Переговоры между руководителем посольства Мацудайра Ивами и русским уполномоченным Игнатьевым привели лишь к подписанию 12. IX 1862 соглашения о проведении границы на месте. Однако Япония, сознавая свою слабость, воздержалась от посылки комиссии для демаркации границы. В 1866 в Петербург было отправлено новое японское посольство под руководством Каямы. В ходе переговоров Каяма требовал установления границы на острове вдоль 50° с. ш. Русские уполномоченные предлагали, чтобы Япония отдала России весь о. Сахалин в обмен на Курильские о-ва, указывая, что Сахалин необходим России для обеспечения безопасности устья Амура, а в руках слабой Японии он будет фактически беззащитным и может быть захвачен враждебной России державой. Значение Сахалина определялось и тем, что уже тогда выяснилось его богатство углем, к разработке которого было приступлено в начале 50-х годов. 18. III 1867 в Петербурге была подписана компромиссная конвенция, согласно которой о. Сахалин и впредь оставался совместным владением обеих стран, причём как русские, так и японцы имели право селиться и возводить здания на всей территории острова (ст. 2). Ст. 4 этой конвенции давала японскому правительству возможность в любое время начать переговоры о предложенном Россией обмене о. Сахалина на Курильские о-ва.

Стремление Японии к захвату Кореи и вызванное этим обострение корейского вопроса заставили японское правительство поспешить с урегулированием своих отношений с Россией. После отказа России от продажи своих прав на Сахалин японское правительство в октябре 1872 заявило, что готово отказаться от своих претензий на остров, если Россия предоставит ему свободу рук на континенте (т. е. в Корее). Однако Россия категорически отклонила это предложение, после чего Япония весной 1875 начала переговоры на основе ст. 4 конвенции 1867. Результатом этих переговоров и явился Р.-я. д.

Согласно ст. 1 этого договора о. Сахалин признавался полностью принадлежащим России.

Взамен Россия уступала Японии группу Курильских о-вов (всего 18 островов) (ст. 2).

Россия разрешала японским судам в течение 10 лет посещать порт Корсакова без уплаты пошлин, а также предоставляла японским судам и купцам право наибольшего благоприятствования для судоходства и торговли в портах Охотского моря и Камчатки, для рыбной ловли в этих водах и вдоль* берегов (ст. 6).

Одновременно с договором были заключены соглашения о взаимной компенсации за государственную собственность, находящуюся на обмениваемых территориях.

5) Р.-я. д. 1895 о торговле и мореплавании- подписан 27. V в Петербурге А. Б. Лобановым-Ростовским и С. Ю. Витте (см.) со стороны России и Токсиро Нисси со стороны Японии.

В 80-х годах 19 в. в Японки был проведён ряд реформ (реорганизация системы судоустройства по европейскому образцу, создание кабинета министров и др.), завершившихся опубликованием первой японской конституции (1889). Японское правительство рассчитывало, что эти реформы помогут ему добиться отмены неравноправных Ансэйских договоров и в частности отмены экстерриториальности иностранцев на японской территории.

Англо-русское соперничество в Азии облегчило Японии эту задачу. Английское правительство, заинтересованное в ослаблении позиций России на Дальнем Востоке, поощряло экспансионистские планы Японии в отношении Кореи. Поэтому Англия первая отказалась от своих колониальных привилегий в Японии и в июне 1894 подписала с ней равноправный торговый договор. В свою очередь царское правительство, несмотря на столкновение русских и японских интересов в Корее, в тот период ещё не хотело идти на обострение отношений с Японией. Выступая против чрезмерного усиления японских позиций в Китае, в частности против захвата японцами Ляодунского п-ова (см. Симоносекский мирный договор 1895), царское правительство всё же надеялось договориться с Японией о разделе китайских территорий. Поэтому Россия вскоре после окончания японо-китайской войны заключила с ней договор, аналогичный англо-японскому договору.

Р.-я. д. состоял из 20 статей. Важнейшая из них, ст. 18, гласила, что Р.-я. д. заменяет договоры 1855, 1858, 1867 и все дополнительные к ним соглашения и конвенции, "вследствие чего юрисдикция, до тех пор отправляемая русскими судами в Японии, и все особые привилегии, изъятия и льготы, коими русские подданные до тех пор пользовались... прекращаются и отменяются окончательно и без особого извещения; все же права этой юрисдикции с того же времени будут присвоены японским судебным властям и ими применяемы". Иностранные поселения в Японии должны были войти в состав японских городов и впредь подчиняться японским властям, а не иностранным консульствам (ст. 17).

В Р.-я. д. подробно перечислялись права, предоставляемые подданным каждой из договаривающихся сторон на территории другой стороны: свобода проезда и поселения на любой части территории, равные с местными жителями судебные и имущественные права, свобода совести и отправления религиозных обрядов, обложение не более высокими налогами, чем налоги на местных граждан (ст. 1). Жилища и магазины, личность и собственность подданных одной из сторон на территории другой стороны должны быть неприкосновенны (ст. 13).

Между обеими странами устанавливалась "взаимная свобода торговли и мореплавания" (ст. 2), а также принцип наибольшего благоприятствования в отношении пошлин (ст. 4-7) и всего, что касается торговли и мореплавания (ст. 14).

Согласно ст. 8-9 каждая из сторон должна была применять к находящимся в её портах судам другой стороны в отношении пошлин, погрузки и т. п. те же правила, что и по отношению к своим собственным судам. Однако каботажное судоходство сторон не подлежало действию этих постановлений Р.-я. д. (ст. 10).

Стороны предоставляли друг другу право повсеместно назначать своих консулов, "за исключением местностей, где допущение консульских чинов оказалось бы несоответственным" (ст. 15).

К Р.-я. д. были приложены 3 отдельные статьи, протокол, декларация и несколько нот. Наибольшее значение имела декларация, в которой указывалось, что русско-японский договор 1875 об обмене Курильских о-вов на о. Сахалин по-прежнему остаётся в силе в отличие от других русско-японских договоров, отменённых Р.-я. д.

6) Р.-я. д. 1896- см. .

7) Р.-я. с. 1907 по общеполитическим вопросам -подписано 30. VII в Петербурге министром иностранных дел России А. П. Извольским и японским послом в России Мотоно.

Обсуждение условий Р.-я. с. происходило одновременно с переговорами о соглашениях по вопросам торговли, рыболовства и манчжурских ж. д., предусмотренными Портсмутским мирным договором 1905. Недовольство японской военщины условиями Портсмутского договора и её стремление к новым захватам создали чрезвычайную напряжённость в русско-японских отношениях. В связи с этим переговоры тянулись свыше года (с мая 1906), часто оказываясь под угрозой срыва. Они привлекали к себе пристальное внимание Англии и Франции. Французское правительство задерживало даже размещение японского займа на парижской бирже, пока в русско-японских переговорах не было достигнуто соглашение по важнейшим вопросам. Подготовленный текст Р.-я. с. ещё до подписания был сообщен обеими сторонами правительствам Англии и Франции.

Р.-я. с. состояло из гласной конвенции и секретного договора (последний был опубликован лишь после Октябрьской революции в России). Согласно конвенции русское и японское правительства обязались уважать территориальную целостность обеих стран, независимость и целостность Китая, а также принцип общего равноправия по отношению к торговле и промышленности в Китае (см. Политика "открытых дверей").

Между тем секретный договор устанавливал раздел Манчжурии на русскую (северную) и японскую (южную) сферы влияния. Демаркационная линия между Северной и Южной Манчжурией, установленная дополнительной статьёй, начиналась на востоке от русско-корейской границы, проходила через Хунчунь, далее по р. Сунгари до устья р. Наньцзян (Нонни), по притоку её Толахэ до пересечения Толахэ со 122-м меридианом в. д. Япония обязывалась не искать для себя или для своих подданных "никакой железнодорожной или телеграфной концессии в Манчжурии к северу от демаркационной линии... и не затруднять ни прямо, ни косвенно всякого рода действия, поддержанные российским правительством, имеющие в виду такого рода концессии в указанном районе" (ст. 1). Россия принимала на себя аналогичные обязательства по отношению к японской сфере влияния.

По ст. 2 секретного договора Россия признавала все трактаты, заключённые между Японией и Кореей, и обязывалась не чинить препятствий развитию японо-корейских отношений; России предоставлялось право наибольшего благоприятствования в Корее. В свою очередь Япония по ст. 3 секретного договора признавала во Внешней Монголии наличие специальных интересов России и обязывалась "воздерживаться от всякого вмешательства, способного нанести ущерб этим интересам".

Заключённое вскоре после франко-японского соглашения и незадолго до англо-русского соглашения 1907 (см.) об Иране, Афганистане и Тибете Р.-я. с. было призвано гарантировать Антанте сохранение статус кво на Дальнем Востоке и связать её с англо-японским блоком. Р.-я. с. временно избавило Россию от угрозы захвата Японией её дальневосточных владений и проникновения японцев в сферу русских интересов - Северную Манчжурию и Монголию.

8) Р.-я. с. 1910 - подписано 4. VII в Петербурге министром иностранных дел России А. П. Извольским и японским послом Мотоно.

Р.-я. с. развивало принципы русско-японского общеполитического соглашения 1907 и состояло из открытого и секретного текстов.

Непосредственным поводом для укрепления русско-японского контакта в Китае послужило выступление американского государственного секретаря Нокса (1909) с планом нейтрализации железных дорог в Манчжурии (см. Нокса план), направленным в первую очередь против интересов России и Японии и имевшим целью проникновение американского капитала в Манчжурию.

Противодействуя США и стремясь принудить Россию к более прочному соглашению, Япония значительно усилила свои стратегические позиции на подступах к Северной Манчжурии и Приморью. Она подписала несколько соглашений с Китаем о новом ж.-д. строительстве в Манчжурии. После этой подготовки Мотоно приступил к переговорам с Извольским, в ходе которых заявил, что желал бы превращения японо-русских соглашений "в формальный союз", перед которым "...должен будет преклониться не только Китай, но и все другие державы". Россия, опасаясь больше всего обострения отношений с Японией, начала переговоры с ней, в результате которых было подписано Р.-я. с, направленное против американских попыток проникновения в Манчжурию.

Стороны решили, что в случае возникновения угрозы нарушения статус кво (ст. 3) или их специальных интересов (ст. 5 секретного текста) в Манчжурии они будут взаимно консультироваться в целях определения общих мер для противодействия этой угрозе.

По ст. 2 секретного текста "обе высокие договаривающиеся стороны обязуются взаимно не нарушать специальных интересов каждой из них" в своих сферах влияния, установленных ещё соглашением 1907. Япония и Россия взаимно признавали право свободно принимать (в своих сферах) "все необходимые меры ограждения и защиты своих интересов". По ст. 3 (секретного текста) каждая из сторон "обязуется не противодействовать никоим образом дальнейшему укреплению и развитию специальных интересов другой стороны в пределах вышеуказанных сфер". Согласно ст. 4 стороны "обязуются воздерживаться от всякой политической активности в сфере специальных интересов другой стороны в Манчжурии". В отличие от соглашения 1907 Р.-я. с. говорит не о "сферах влияния", а о "сферах специальных интересов". Этот термин включает в себя всю совокупность политических, экономических и военных интересов, тогда как под "сферой влияния" имелись в виду главным образом экономические интересы.

Р.-я. с. (гласное и секретное), так же как соглашение 1907, было сообщено сторонами до его подписания своим союзникам - Англии и Франции - и получило их одобрение. Р.-я. с, противодействовавшее американскому стремлению изменить положение в Манчжурии, было ограничено только манчжурским вопросом, тогда как русско-японское соглашение 1907, полностью подтверждённое Р.-я. с., было посвящено Китаю в целом, а также Корее и Монголии. Антиамериканский характер Р.-я. с. подчёркивался также датой его подписания (день национального праздника в США).

9) Р.-я. конвенция 1912 секретная - подписана 8. VII министром иностранных дел России С. Д. Сазоновым и японским послом в Петербурге Мотоно в развитие предшествовавших русско-японских соглашений 1907 и 1910. В связи с китайской революцией 1911 экспансионистские тенденции в правящем лагере Японии значительно возросли. В частности Япония стремилась включить в свою сферу влияния Внутреннюю Монголию, ибо опасалась её присоединения к Внешней Монголии, объявившей себя автономной от Китая. В начале 1912 Япония предложила России установить новую линию раздела русской и японской сфер влияния - по дороге, соединяющей Калган с Ургой (к востоку - японская сфера, а к западу- русская). Этот проект был отвергнут Россией, ибо он предусматривал включение в японскую сферу той части Внутренней Монголии, по которой проходили важнейшие торговые пути между Россией и Китаем, и закрывал России доступ к китайской провинции Чжили, "где, - по словам Сазонова, - уже почти 200 лет существуют реальные русские интересы крупнейшей важности". С целью обеспечить для России не менее благоприятные возможности по отношению к провинции Чжили и к Пекину русское правительство предложило демаркационную линию вдоль пекинского меридиана, что и было принято Японией. Но попытки России добиться включения Западного Китая (Синьцзяна) в признанную сферу своего влияния японцы отклонили.

Длительные русско-японские переговоры завершились подписанием Р.-я. к., текст которой был сообщён Англии и Франции. Согласно ст. 1 демаркационная линия в Манчжурии была продлена от пересечения р. Толахэ с pp. Улунчурх, Мушиш до водораздела рр. Мушиш и Халдайтай, откуда шла "по границе Хейлунцзянской провинции и Внутренней Монголии, доходя до крайнего пункта границы Внутренней и Внешней Монголии". Внутренняя Монголия (ст. 2) делилась по пекинскому меридиану (116° 27') на восточную (японскую) и западную (русскую) сферы влияния. Вновь, как и в соглашениях 1907 и 1910, повторялось обязательство каждого государства "признавать и не нарушать специальные интересы" другого в его сфере влияния.

10) Р.-я. с. 1916 гласное и секретное- подписано 3. VII в Петербурге министром иностранных дел России С. Д. Сазоновым и японским послом Мотоно.

Р.-я. с, последнее из соглашений царской России с Японией, фактически устанавливало русско-японский союз. Ленин писал, что Р.-я. с. направлено "не только против Китая, но до известной степени и против Англии... Япония при помощи Англии побила в 1904-1905 году Россию и теперь осторожно подготовляет возможность при помощи Россия побить Англию".

Гласное соглашение предусматривало лишь отказ России и Японии от участия в какой-либо политической комбинации, направленной против одной из них, и совместное обсуждение мер, которые необходимо будет предпринять в случае угрозы их территориальным правам или специальным интересам на Дальнем Востоке. Секретное соглашение, подтверждавшее три предшествующих секретных русско-японских соглашения, устанавливало следующие обязательства. Договаривающиеся стороны, признавая необходимость охранения Китая от политического господства какой-либо третьей державы, враждебной России или Японии, должны, когда потребуют обстоятельства, вступить друг с другом в "чистосердечные отношения", чтобы принять меры для недопущения такой возможности (ст. 1). Если бы вследствие таких мер, принятых по общему согласию, последовало со стороны третьей державы объявление войны одной из договаривающихся сторон, другая должна по первому требованию союзницы придти ей на помощь. Заключить мир с общим врагом можно только с согласия союзницы (ст. 2). Условия помощи определяются сообща (ст. 3). Вооружённая помощь даётся каждой стороной, если со стороны её союзников (Франция для России, Англия для Японии) ей будет оказана помощь, соответствующая серьёзности назревающего конфликта (ст. 4). Соглашение заключается на пять лет (ст. 5) и должно оставаться в строгой тайне (ст. 6). Секретное соглашение было опубликовано лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

В начало словаря