Дипломатический словарь
Статьи на букву "А" (часть 2, "АЛА"-"АНГ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АЛА"-"АНГ")

АЛАМАН, ЛУКАС ИГНАСИО

АЛАМАН, ЛУКАС ИГНАСИО (1792-1853) - мексиканский государственный деятель, дипломат и историк. Родился в г. Гуанахуато в знатной креольской семье. Получил разностороннее образование в Мексике и Европе (1814-20). В конце 1820 А. был избран депутатом в испанские кортесы, где безуспешно добивался признания Испанией независимости её американских колоний. После возвращения в Мексику А. стал одним из руководителей консервативной партии и занимал пост министра иностранных дел в 1823-25, 1830, 1837 и 1853.

Благодаря энергии, упорству и большой эрудиции А. стал виднейшим мексиканским дипломатом первой половины 19 в.

Основным принципом внешней политики А. было стремление добиться от иностранных держав полного и безоговорочного признания независимости и суверенитета Мексики. Этот принцип был последовательно проведён А. в отношении Франции, правительство которой в силу своего союза с Испанией отказывалось официально признать независимость Мексики, но в то же время стремилось к заключению с ней торгового соглашения. А. категорически отказался пойти в этом вопросе на компромисс, и Франция вынуждена была официально признать Мексиканскую республику (1830).

В отличие от Франции Англия готова была признать независимость Мексики, ибо Каннинг рассчитывал "поставить мощный барьер влиянию США путём дружеских отношений с Мексикой". А., учитывая международное влияние Англии и значение её политической и экономической поддержки для Мексики, энергично содействовал укреплению мексикано-английских отношений. Когда в начале 1824 в Мексику прибыли уполномоченные британского правительства, А. сумел скрыть от них происходившее в то время в стране восстание и оказал им необычайно торжественный приём. В результате они уже через 3 недели донесли, что в Мексике имеется стабильное правительство, которое можно признать (что и было сделано Англией в начале 1825).

А. настолько искусно вёл переговоры с британскими уполномоченными, что сумел склонить их к подписанию торгового договора (6. IV 1825), гораздо более выгодного для Мексики, чем для Англии (этот договор не был утверждён британским правительством).

В результате деятельности А. в 20-х годах 19 в. независимость Мексики была признана Англией, США, Пруссией, Данией, Нидерландами, Баварией и другими государствами, заключившими с ней договоры о дружбе, торговле и мореплавании (с Испанией и Ватиканом А. установил дипломатические отношения только в 1837).

Правительство Мексики, находившейся ближе всех других латиноамериканских республик к американским владениям России, с самого начала стремилось установить с ней дипломатические отношения. Оно предложило "правителю колоний" барону Врангелю увеличить территорию русской колонии "Росс" в Калифорнии в обмен на признание Мексики правительством Николая I. Однако последний категорически отказался признать Мексиканскую республику.

В период деятельности А. между Мексикой и США происходила ожесточённая, сперва дипломатическая, а затем и военная борьба за мексиканский штат Техас, закончившаяся лишь в 1848 мирным договором Гвадалупе-Идалъго (см.). В техасском вопросе А. занял непримиримую позицию, неизменно отвергая все американские предложения о продаже Техаса и стремясь сохранить целостность мексиканской территории. В 1830 по настоянию А. мексиканским правительством был издан декрет, запрещавший допускать американских колонистов в Техас и установивший строгий таможенный режим на американо-мексиканской границе. Все попытки американского посла Бутлера подкупить или устранить "коварного и враждебного" А. окончились полным провалом. США сумели осуществить свои цели только путём войны.

АЛАНДСКИЕ КОНВЕНЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛАНДСКИЙ КОНГРЕСС 1718-19

АЛАНДСКИЙ КОНГРЕСС 1718-19 - представлял собой попытку окончить Северную войну двухсторонним соглашением России и Швеции без посредничества третьих держав. Переговоры начались в мае 1718 на острове Аланд. Со стороны России уполномоченными были А. И. Остерман, Я. Брюс, П. Ягужинский; Швеция была представлена Гиллемборгом и Гёрцом. Руководящую роль на конгрессе играли Остерман и Гёрц.

Русскими уполномоченными был предложен обширный проект мирного договора из 23 пунктов и 10 "сепаратных артикулов". В них содержалось провозглашение мира и дружбы между обоими государствами; к России присоединялись все земли, завоёванные русскими войсками, за исключением Финляндии; русское правительство должно было предоставить Карлу XII 20 тыс. чел. для военных действий против Ганновера, захватившего принадлежавшие Швеции герцогства Бремен и Верден; Швеция получала право вознаградить себя также за счёт Дании в принадлежавшей датчанам Норвегии; русское правительство соглашалось на признание польским королём ставленника Швеции и Франции Станислава Лещинского. Карл XII настаивал на совместных военных действиях не только против Ганновера, но и против союзника России в Северной войне-Дании, на что Пётр отвечал решительным отказом. Переговоры были прерваны смертью Карла XII в декабре 1718. Они возобновились в феврале 1719, но новое шведское правительство не хотело идти на уступку Лифляндии. Русские уполномоченные соглашались на уплату шведам 1 млн. руб. за Лифляндию или предлагали временный её переход к России сроком на 20-30 лет. Для воздействия на шведов русские высадили в Швеции десант, но шведы не уступили, и конгресс кончился безрезультатно в октябре 1719. Дипломатическое значение А. к. состоит в том, что на нём были определены русские территориальные требования и выдвинута мысль о союзе России и Швеции после окончания войны. Условия мира, предлагавшиеся русскими на А. к., были мягче условий Ништадтского мирного договора 1721 (см.), закончившего Северную войну.

АЛБАЗИНСКИЙ КОНФЛИКТ

АЛБАЗИНСКИЙ КОНФЛИКТ - возник в конце 17 в. в связи с активным освоением Московским государством амурских земель и положил начало военным действиям между Москвой и Китаем.

Даурское селение (крепостца) Албазин в 1651 было захвачено ленским промышленником Ерофеем Хабаровым. Хорошо укреплённое, оно долгое время служило опорным пунктом русских на Амуре. Начиная с 1652 китайцы неоднократно пытались его уничтожить. Чтобы договориться о поселениях на Амуре и завязать торговые отношения с Китаем, московское правительство отправило в 1653 посольство в Бэйпин во главе с Фёдором Исаковичем Бойковым. Посольство не увенчалось успехом, т. к. Бойков отказался выполнить обряд челобития и передать письмо царя Алексея Михайловича китайскому императору через придворных. Чтобы затруднить снабжение русских, китайский император в 1655 приказал выселить всё даурское население с верхнего Амура. В 1670 китайское правительство протестовало против скопления казаков в Албазине, а в 1682 потребовало от русских очищения Албазина, но, не получив ответа, начало военные действия. В 1685 китайцы овладели Албазином, разрушили его, а жителей увели в Бэйпин. В июне 1686 русские отстроили Албазин, но в июле китайские войска численностью в 5 тыс. чел. при 40 пушках снова его осадили, требуя установления границы по р. Лене. Однако, узнав от русских гонцов о приближении к Албазину Головина с войском, китайцы отступили от Албазина к устью р. Зеи. 9. VIII 1689 в Нерчинск прибыло посольство во главе с высоким и чрезвычайным послом Фёдором Алексеевичем Головиным, в сопровождении 1,5 тыс. стрельцов и казаков. Головину было поручено урегулировать А. к. и договориться о торговле и границе, настаивая на проведении её по Амуру, хотя бы до устья рек Зеи или Быстрой (Бура). В крайнем случае Головину разрешалось согласиться на отказ от Албазина. Император Канси направил в Нерчинск посольство в сопровождении 10-тысячной охраны с артиллерией. Советниками и переводчиками этого посольства были два иезуита-испанец Перейра и француз Жербильон. Они часто интриговали против русских и вымогали взятки у Головина. После длительных переговоров Головин принял границы Нерчинского договора 1689 (см.) и уступил Албазин, который предстояло разрушить до основания, а русских подданных отвести. К России Албазин вернулся по Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам (см.). В настоящее время Албазин - село Слободненского района Амурской области.

АЛЕКСАНДР I

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР III

АЛЕКСАНДР III (1845-94) - русский император (1881-94). Личное воздействие А. на ход внешней политики России было весьма велико. Н. К. Гирс, занимавший почти в течение всего царствования А. пост министра иностранных дел, являлся лишь исполнителем его воли. В начале царствования А. делал попытки сблизиться с Германией и Австро-Венгрией (отношения с которыми сильно ухудшились после Берлинского конгресса и заключения австро-германского союза 1879). Целью А. было создание в Европе противовеса Англии. Русско-английские противоречия, с особенной силой вскрывшиеся в период русско-турецкой войны 1877-78, продолжали углубляться. Интересы Англии и России сталкивались в Средней Азии, на Балканах и отчасти в Африке (Россия стремилась вопреки английским планам египетский вопрос превратить в вопрос общеевропейский). Однако попытки сближения России с Германией и Австро-Венгрией не дали положительных результатов. Отношения между Россией и Австро-Венгрией сильно обострились в связи с событиями в Болгарии, когда А. отказался признать болгарским князем Фердинанда Кобургского, избранного при австрийской поддержке. Не оправдавшиеся надежды на сближение с Германией и Австро-Венгрией и напряжённость в отношениях с Англией заставили А. искать сближения с Францией. Франция и Россия в одинаковой мере стремились к укреплению взаимных связей, вынуждаемые к этому политикой Тройственного союза (см.) и Англии. А. относился сочувственно к мысли о франко-русской военной конвенции. "Надо исправить ошибки предыдущего,- говорил он Гирсу, - и разгромить Германию при первой возможности". В 1893 он утвердил проект военной конвенции, по которой определялся контингент войск, выставляемых каждой из договаривающихся сторон в случае нападения Германии или Австро-Венгрии, и устанавливался порядок связи штабов обеих стран. Так произошло оформление франко-русского союза.

В царствование А. были проведены некоторые реформы в дипломатической практике. По приказанию царя в переписке министерства иностранных дел французский язык был заменён русским (кроме тех случаев, когда дипломатические представители сообщали о переговорах, происходивших на французском языке). Были учреждены правильные курьерские сообщения между министерством иностранных дел и посольствами. Значительно расширились связи с иностранными государствами путём учреждения новых миссий (в Корее, Мексике, Ватикане) и консульств.

АЛЕКСАНДР БАТТЕНБЕРГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР КАРАГЕОРГИЕВИЧ

АЛЕКСАНДР КАРАГЕОРГИЕВИЧ (1888-1934)- король Югославии с 1921. Родился в Цетинье, воспитывался в Пажеском корпусе в Петербурге. В 1909 А. стал престолонаследником вместо своего старшего брата Георгия, вынужденного отречься от прав на престол. В 1912-13 А. принимал личное участие в балканских войнах. 24. VI 1914, вследствие болезни своего отца, короля Петра, А. стал принцем-регентом. А. был связан с националистической сербской организацией "Чёрная рука", организовавшей убийство эрцгерцога Франца Фердинанда. После предъявления Австро-Венгрией ультиматума Сербии в июле 1914 А. обратился с просьбой к Николаю II о том, чтобы Россия защитила Сербию. Во время первой мировой войны А. был главнокомандующим сербской армией, вместе с которой после её отступления через Албанию переехал на о. Корфу. С сербским премьер-министром Пашичем (см.) А. совершил поездку в Париж и Лондон, где зондировал почву относительно создания объединённого под гегемонией Сербии югославянского государства во главе с династией Карагеоргиевичей и добился займа на расходы по организации будущего государства. В 1918, после поражения австро-германского блока, А. возвратился со своими войсками в Сербию. 1. XII 1918 делегаты югославянского съезда (собора) в Загребе признали А. регентом югославянских провинций распавшейся монархии Габсбургов. В 1921, после смерти своего отца Петра, А. стал королём "государства сербов, хорватов и словенцев".

Проводившаяся А. шовинистическая великосербская политика и репрессии против рабочего и крестьянского движения вызывали в стране недовольство и приводили к постоянным парламентским и министерским кризисам. С целью укрепления своей власти А. 6. I 1929 совершил государственный переворот и установил в стране военную диктатуру. 3. X 1929 он издал закон, которым упразднялось деление государства на земли по национальному признаку и вводилось новое административное деление государства на бановины, игнорировавшее интересы отдельных национальностей. Королевство сербов, хорватов и словенцев было переименовано в королевство Югославия.

А. оказывал активную помощь русским белогвардейцам в Югославии и противился установлению дипломатических отношений с Советским Союзом. В своей внешней политике А. ориентировался на Францию, являвшуюся главным кредитором Югославии. А. рассчитывал использовать поддержку Франции, для того чтобы противостоять итальянской агрессии в районе Адриатического моря и на Балканах, а также для того, чтобы бороться против реваншистских тенденций Венгрии и Болгарии. Этим было вызвано вступление Югославии в Малую Антанту и в Балканскую Антанту (см.), созданные под эгидой Франции. А. поддерживал политику Франции на Балканах, направленную на создание широкой сети соглашений, которые должны были обеспечить коллективную взаимопомощь против германской агрессии. Эта политика А. вызвала резкое недовольство со стороны Германии и Италии, которые, используя национальные трения между сербами и хорватами, поддерживали хорватские террористические усташские банды Анте Павелича, 0оровшиеся против единой Югославии и короля A. как её представителя. Германия и Италия добивались разрушения Югославского государства, главной опоры Франции на Балканах, и рассчитывали добиться этого путём устранения А.

9. X 1934 А. и французский министр иностранных дел Барту (см.) были убиты в Марселе усташами Павелича.

АЛЕКСАНДРОПОЛЬСКИЙ ДОГОВОР 1920

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСЕЙ МИХАИЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕССАНДРИ ПАЛЬМА, АРТУРО

АЛЕССАНДРИ ПАЛЬМА, АРТУРО (р. 1868) - политический деятель и президент Чили (1920-24, 1925 и 1932-38).

В 1897 А. был избран депутатом от либеральной партии в Национальный конгресс. Неоднократно занимал министерские посты.

А. во время своего первого президентства приложил все усилия к разрешению начавшегося ещё в 19 в. конфликта с Перу из-за спорных территорий Такна-Арика. Он охотно пошёл на предложенный в 1922 президентом США арбитраж. Чилийско-перуанский протокол 1922 об арбитраже был ратифицирован чилийским конгрессом под сильным давлением А.

Решение Кулиджа (март 1925) об определении судьбы Такна-Арика путём плебисцита, как и предвидел А., оказалось значительно выгоднее для Чили, чем для Перу, т. к. чилийская военная и гражданская администрация фактически контролировала спорные территории и большинство перуанских колонистов было ею оттуда вытеснено (см. Такна-Арика конфликт).

Став вновь президентом в 1932, А. вместе с министром иностранных дел И. Кручага Токорналь проводил политику тесного сотрудничества с другими американскими странами.

А. заключил торговый договор с Перу (1935!. ознаменовавший улучшение отношений между обеими странами, и аналогичные договоры с Бразилией. Колумбией, Кубой и Эквадором. Чили было в числе 6 стран-посредников при ликвидации вооружённого конфликта между Боливией и Парагваем; делегация Чили приняла активное участие в работах межамериканской конференции в Буэнос-Айресе (1936), выступая за тесное внутриконтинентальное сотрудничество и единство.

Начиная с 1936 А. настаивал на выходе Чили из Лиги наций, мотивируя это неспособностью Лиги обеспечить всеобщий мир, а также тем, что, оставаясь в Лиге, Чили легко может быть вовлечено в международные конфликты. В мае 1938, за несколько месяцев до истечения срока полномочий А., чилийское правительство объявило о своём уходе из Лиги наций.

АЛИ ПАША (ААЛИ), МЕХМЕД ЭМИН

АЛИ ПАША (ААЛИ), МЕХМЕД ЭМИН (1814-71) - видный государственный деятель и дипломат Оттоманский империи. Пять раз занимал пост великого визиря и восемь раз - министра иностранных дел. Вместе с Фуадом пашой проводил политику танзи-мата (реформ); так же как и Фуад, отличался от основателя этой политики Решида паши тем. что не препятствовал подчинению Турции иностранному влиянию, а лишь добивался сохранения территориальной целостности Оттоманской империи.

Участвуя в Венских совещаниях во время Крымской войны и на Парижском конгрессе 1856 (см.). А. особенно сблизился с английскими и французскими дипломатами, неизменно поддерживая их против России, даже в тех случаях, когда русские предложения были для Турции выгоднее. Однажды Горчаков спросил А., почему он высказался против русского проекта по вопросу о проливах, предоставлявшего султану неограниченное право разрешать или запрещать проход иностранных военных кораблей. А. ответил, пожимая плечами: "Что вы хотите? У нас столько друзей".

Только в конце 1870, лишившись поддержки Франции вследствие её разгрома в войне с Пруссией, А. стал искать сближения с Россией. Занимая в то время пост великого визиря, он пытался узнать у русского посла Игнатьева, каким путём он мог бы снискать расположение Александра II. Однако, когда Игнатьев предложил заключить двустороннее соглашение об отмене предусмотренной Парижским трактатом 1856 демилитаризации Чёрного моря, А., опасаясь усиления России, разгласил содержание беседы, чем создал для русской дипломатии значительные затруднения. Депешу Горчакова от 31. Х 1870 об отказе России от ограничительных статей Парижского трактата А. тоже воспринял с чувством страха. "Значит, вы принесли нам войну", - сказал он русскому поверенному в делах, пришедшему вручить эту ноту. По инициативе А. Порта потребовала для себя "эквивалента" в случае удовлетворения русского требования державами. Эта позиция А. осложнила переговоры о заключении Лондонской конвенции 1871 (см.), хотя А. в конце концов признал необходимость полностью поддержать Россию.

Во внутренней политике А., являясь сторонником европеизации Турции, в то же время решительно боролся против конституционного движения, возглавлявшегося Обществом новых османов и Мидхатом пашой.

АЛМАЗ, ЕРОФЕЙ ИВАНОВИЧ (ИВАНОВ)

АЛМАЗ, ЕРОФЕЙ ИВАНОВИЧ (ИВАНОВ) (ум. 1669) - русский дипломат. В 1653 получил звание думного дьяка и был назначен на пост начальника Посольского приказа. А. принимал активное участие в переговорах с приезжавшими в Москву иностранцами, а иногда вёл эти переговоры единолично и не боялся высказывать своё мнение, указывая, что оно не согласовано с мнением правительства (напр., при переговорах с послами императора Леопольда в 1662). А. не раз бывал за границей. В молодости он посетил страны Востока, изучил персидский и турецкий языки. В 1649 А. в составе русского посольства ездил в Стокгольм, где была подписана со шведами договорная запись. В 1652 и 1653 в составе русского посольства ездил к польскому королю Яну Казимиру. Во время русско-польской войны 1654- 67 принимал участие в многочисленных посольских съездах с поляками (в 1658 - в Вильне, в 1660 - в Борисове, в 1662-63 - под Смоленском, где подписал соглашение о размене пленными, в 1664 - в Смоленске). А. носил звание "печатника", т. е. хранителя царской большой печати. Иностранцы называли А. государственным канцлером и отзывались о нём с большим уважением.

АЛОИЗИ, ПОМПЕО

АЛОИЗИ, ПОМПЕО (р. 1875), барон-итальянский дипломат. Начал свою дипломатическую карьеру военно-морским атташе при итальянском посольстве в Париже (1904-14). В 1919 был прикомандирован к итальянской делегации на Парижской мирной конференции в качестве руководителя пресс-бюро. В сентябре 1920 А. был назначен посланником в Копенгаген. В 1923-25 он был посланником в Бухаресте, в 1926-27 - посланником в Албании, в 1928-29-послом в Токио ив 1929-32- послом в Турции. В 1932 Муссолини отозвал его в Рим и назначил начальником своего кабинета в министерстве иностранных дел. Одновременно с этим А. был представителем Италии в Совете Лиги наций (1932-36). 11. V 1936 А. демонстративно покинул заседание Лиги наций в знак протеста против участия на заседании представителя Эфиопии. В связи с назначением в июне 1936 министром иностранных дел Италии Чиано, стремившегося устранить из министерства старых дипломатов, А. ушёл в отставку. В 1939 А. был назначен сенатором. Во время второй мировой войны А. возглавлял итальянское Общество друзей Японии.

АЛХЕСИРАССКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1906

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬВАРЕС ДЕЛЬ ВАЙО, ХУЛИО

АЛЬВАРЕС ДЕЛЬ ВАЙО, ХУЛИО (р. 1891) один из руководящих деятелей республиканской Испании. Родился в Мадриде, кончил юридический факультет университета в Вальядолиде. Изучал экономику в Лондонском университете (в Школе экономических наук) и в Лейпцигском университете. В дальнейшем посвятил себя журналистике, работая для газет "Эль Соль" (Мадрид), "Ля Насьон" (Буэнос-Айрес) и "Манчестер Гардиен" (Манчестер). После падения в 1931 монархии и установления республики А. был испанским послом в Мексике (1931-33). Занимал пост председателя комиссии Лиги наций по вопросу о войне между Боливией и Парагваем из-за спорной территории Чако (1933-34). В 1933 правительством Асанъи (см.) был назначен испанским послом в Москву, но фактически не смог занять этот пост, т. к. вскоре после этого правительство Асаньи пало и к власти пришли реакционные элементы, аннулировавшие назначение А. В 1933 А. был избран в испанский парламент; переизбран в 1936.

Во время гражданской войны в Испании А. в 1936-37 и в 1938 был министром иностранных дел республиканского правительства. Этот пост он сохранил номинально и после того, как правительство Негрина (см.) в результате победы Франко вынуждено было удалиться в изгнание (до августа 1945).

А. - социалист, член группы Негрина, сторонник полного восстановления испанской республики, демократического строя в Испании и дружественных отношений с СССР.

А. опубликовано несколько книг, в том числе "La nueva Rusia" ("Новая Россия") и "Rusia a las doce años" ("Россия через 12 лет").

АЛЬВЕНСЛЕВЕНА КОНВЕНЦИЯ 1863

АЛЬВЕНСЛЕВЕНА КОНВЕНЦИЯ 1863 - между Россией и Пруссией - подписана в Петербурге 8. II князем А. М. Горчаковым и прусским уполномоченным ген.-адъютантом фон Альвенслебеном.

Польское восстание 1863 вызвало серьёзную тревогу в прусских правящих кругах, опасавшихся, что независимая Польша будет враждебна Пруссии и потребует возвращения земель, захваченных при разделах Польши. Это делало Пруссию естественным союзником царского правительства против восставшего польского народа. Бисмарк рассчитывал оказанием помощи России обеспечить благоприятную позицию царя в предстоящей борьбе за объединение Германии. Оцепив своими войсками польскую границу, чтобы воспрепятствовать переходу повстанцев на территорию Пруссии, прусское правительство направило в Петербург Альвенслебена для заключения договора о совместных действиях против повстанцев. По А. к. договаривающиеся стороны согласились, чтобы начальники русских и прусских отрядов имели право "оказывать взаимное содействие и в случае надобности переходить границу, дабы преследовать восставших, которые перешли бы из одной страны в другую". Секретная статья А. к. гласила: "Дворы России и Пруссии обязуются взаимно сообщать... все указания о политической агитации, относящиеся либо к Польскому королевству, либо к Великому герцогству Познанскому". Желая помешать франко-русскому сближению, Бисмарк неожиданно для Горчакова сделал сообщение об этой конвенции в такой форме, которая вызвала предположение, что А. к. содержит секретные пункты более широкого значения. А. к., став достоянием гласности, создала прецедент для вмешательства других государств в русско-польские дела. 22. IV 1863 Англия, Австрия и Франция обратились к России с нотами, в которых требовали принятия мер "для прекращения кровопролития в Польше". С аналогичным представлением обратились также Италия, Испания, Швеция, Дания, Турция, Голландия, Португалия и римский папа. Повторное представление царскому правительству было сделано 29. VI 1863 Англией, Францией и Австрией. Однако эти демарши не имели практических последствий, т. к., не веря в серьёзность этих представлений и учитывая успешный ход действий русских войск в Польше, Горчаков решительно отверг вмешательство европейских держав, заявив, что польский вопрос является внутренним делом России. А. к. не была ратифицирована и, по признанию самого Бисмарка, осталась "мёртвой буквой". Но Александр II, усматривая в конвенции со стороны Пруссии "услугу" России в подавлении польского восстания, отчасти поэтому занял благоприятную для Пруссии позицию во время австро-прусской войны 1866.

АЛЬТЕРНАТ

АЛЬТЕРНАТ - (лат. altemare - чередоваться) - правило, состоящее в том, что в экземпляре двустороннего или многостороннего акта, предназначающегося для данной договаривающейся стороны, её наименование, имя главы этого государства и его уполномоченных, а также подписи последних ставятся на первом месте. Это первенство строго соблюдается во всём тексте. При заключении многосторонних договоров вопросы А. до 19 в. вызывали споры. В 18 в. А. был признан за пятью крупнейшими державами Европы, а именно: за Австрией, Великобританией, Пруссией, Россией и Францией. На Венском конгрессе 1815 было постановлено в силу принципа равенства государств, что чередование подписей определяется алфавитным порядком названий государств, но каждая сторона на достающемся ей экземпляре может поставить свою подпись на первом месте.

АЛЬТРАНШТЕДТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1706

АЛЬТРАНШТЕДТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1706 - заключён 24. IX между шведским королём Карлом XII и саксонским курфюрстом Августом II, бывшим одновременно польским королём. Договору предшествовало завоевание Карлом XII значительной части Польши. Используя раздоры среди шляхты, Карл XII побудил варшавскую конфедерацию объявить Августа II низложенным (детронизированным) и избрать в 1704 королём познанского воеводу Станислава Лещинского. Последний заключил союзный договор с Швецией, обеспечивший ей политическое и экономическое преобладание в Польше. Одна-

ко для закрепления достигнутых успехов Карлу XII предстояло принудить Августа II отказаться от польской короны и от вмешательства в дела Польши. С этой целью Карл XII вторгся в Саксонию, где после ряда военных побед заставил Августа II подписать А. м. д. Договор подписали от Саксонии Имхоф и Пфингтен, от Швеции - Пипер. По настоянию Карла XII А. м. д. был также подписан представителями Польши, т. е. Лещинского. - Яблоновским и Сапегой.

По А. м. д., состоявшему из 21 статьи, Август II отрёкся от польской короны в пользу Станислава Лещинского, отказался от союза с Россией, обязался отозвать саксонцев с русской службы и выдать Карлу XII русского представителя лифляндца Паткуля, как и всех русских, находившихся в Саксонии для её защиты от шведов; он обещал сдать польские крепости Краков, Тыкоцин и др. со всей артиллерией и амуницией шведам и впустить в саксонские владения шведские гарнизоны. Август II обязался также покровительствовать в Саксонии лютеранскому вероисповеданию. Шведский король со своей стороны обязался защищать Августа II от репрессий со стороны России и при заключении с последней мира - защищать интересы саксонского курфюрста.

Заключив тайно от Петра I А. м. д., Август II пытался в то же время тайно от Карла XII сохранить союз с Россией. 29. X 1706, т. е. уже после ратификации Августом II А. м. д., саксонские войска участвовали на стороне русских в битве под Калишем, закончившейся поражением шведских войск. Поведение Августа II побудило Карла XII опубликовать тайный А. м. д. и этим понудить Августа II к исполнению его условий под угрозой потери наследственных саксонских владений. А. м. д., который современники считали капитуляцией, "не имеющей себе равных в истории", отдал во власть Карла XII всю Польшу и развязал ему руки для наступления на Россию. После того как Карл XII потерпел поражение в Полтавской битве, Август, заявив, что он был введён в заблуждение своими уполномоченными, объявил 8. VIII 1709 А. м. д. недействительным, возобновил союз с Россией и при помощи русских войск восстановил свою власть в Польше.

АЛЬФАН, ШАРЛЬ ЭРВЭ

АЛЬФАН, ШАРЛЬ ЭРВЭ (1879- 1942) - французский дипломат. В 1902 поступил на службу в министерство иностранных дел. А. был тесно связан с банковскими кругами. С 1917 занимал посты в органах министерства иностранных дел, ведающих охраной французских капиталов, инвестированных за границей. В 1917-18 А. был начальником Бюро частных имуществ и интересов, вначале в оккупированных странах, а затем в России и Румынии. Связанный с Эррио (см.), который отстаивал политику франко-советского сближения, А. был назначен в 1926 в состав финансовой секции франко-советской конференции.

В 1930 А. был посланником в Дублине, затем до 1932 заведовал кабинетом министра иностранных дел; в 1932-33 участвовал в конференции в Лозанне; с 13. III 1933 состоял послом в Москве. Здесь он активно участвовал в подготовке франко-советского пакта, организовал в 1935 поездку в Москву Лаваля и с этого времени вступил с ним в скрытый конфликт. 25. IX 1936 А. в Москве сменил Кулондр. Будучи назначен послом в Берн, А. в мае 1940 уступил этот пост Кулондру и покинул службу. При вишийском режиме А. был не у дел.

АМАНУЛЛА ХАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМГОТ

АМГОТ ("Allied Military Gouvernment of Occupied territories" - "Союзное военное правительство на оккупированных территориях")-англо-американский военно-административный орган, осуществлявший управление итальянскими территориями, очищенными от немецко-фашистских войск в ходе военных действий в 1943-45. Юрисдикция итальянского правительства не распространялась на части Италии, где действовал А.

В положении об А. его задачи были определены следующим образом: 1) освободить войска от функций гражданского управления; 2) возможно скорее восстановить закон и порядок среди гражданского населения, обеспечить его медицинской помощью и продовольствием; 3) помочь оккупационным войскам в использовании экономических ресурсов оккупированной территории; 4) содействовать достижению политических и военных целей союзных войск в связи с предстоящими операциями.

Фактически же деятельность А. охватывала все отрасли государственного управления.

А. сотрудничал с итальянскими административными органами и использовал их деятельность в интересах союзников. За время своего существования А. претерпел значительные организационные преобразования, которые, однако, почти не отразились на содержании его деятельности.

После капитуляции Италии (сентябрь 1943) роль главного штаба А. стала играть "Секция военных правительств" Союзной контрольной комиссии. В октябре 1943 название А. было официально изменено на "AMГ" - "Союзное военное правительство". Одна часть А. была придана 15-й армейской группе и основала свой штаб в г. Бари. Задачей этой части А. явилось военное управление в прифронтовой полосе. Другая часть А. и явилась собственно АМГ, и на неё была возложена ответственность за управление в тыловых районах.

По мере продвижения англо-американских армий на итальянском фронте новые территории переходили в управление АМГ.

Передача провинций Северной Италии из ведения АМГ под юрисдикцию итальянского правительства состоялась 31. XII 1945. После того органы АМГ сохранились только в зоне "А" провинции Юлийская Крайна, а также в провинции Удине.

За период с 10. VII 1943 по 31. XII 1945 АМГ овладел основными звеньями управления и обеспечил возможность проникновения англо-американского капитала в важнейшие отрасли народного хозяйства.

АМЕРИКAHO-ЙЕМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1946

АМЕРИКAHO-ЙЕМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1946 - заключено 4.V в г. Санаа (столица Йемена) вскоре после признания независимости Йемена Соединёнными Штатами. А.-й. с. устанавливает: дипломатические и консульские отношения между сторонами; принцип наибольшего благоприятствования как в торговых отношениях, так и в правовом режиме для граждан США в Йемене и йеменских граждан в США.

А.-й. с. заключено на неопределённый срок. Оно может быть расторгнуто при уведомлении об этом ва 30 дней или "после того, как будет заменено более широким соглашением".

А.-й. с, формально равноправное, на деле предоставляет привилегии более сильной стороне - США- и является одним из проявлений американской экспансии в Аравии.

АМЕРИКАНО-БРИТАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ 1940-41

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЕ ДОГОВОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМЕРИКАНО-КОЛУМБИЙСКИЕ ДОГОВОРЫ

АМЕРИКАНО-КОЛУМБИЙСКИЕ ДОГОВОРЫ - 1) А.-к. д. 1846 о мире, дружбе, навигации и торговле - заключён в столице Колумбии Боготе 12. XII между США и Колумбией (тогда Новой Гренадой). Особенное значение имеет ст. XXXV договора относительно постройки межокеанского пути через Панамский перешеек. США получали по договору равные с Новой Гренадой права в эксплуатации проектировавшегося через Панамский перешеек транзитного пути (независимо от того, будет ли это железная дорога или канал). США гарантировали Новой Гренаде суверенитет над перешейком взамен обязательства, что этот путь будет открыт во всякое время для США. А. -к.д. 1846 явился первым звеном в длинной цепи последующих конвенций в связи с различными проектами межокеанского сообщения через Центральную Америку и борьбой США с Англией и Францией вокруг этого вопроса.

США спешили заключить А.-к. д., чтобы опередить Англию и Францию, которые в это время вели переговоры с Никарагуа о постройке межокеанского канала через территорию Никарагуа. Обострение дипломатической борьбы между США и Англией по вопросу о постройке канала завершилось в 1850 заключением компромиссного договора (см. ).

2) А.-к. д. 1921 - заключённый в Вашингтоне ещё в 1913, но ратифицированный с изменениями сенатом США лишь 20. IV 1921, урегулировал конфликт, возникший между США и Колумбией в связи с отделением Панамы от Колумбии в 1903. Соглашению предшествовали длительные дипломатические переговоры. Колумбия отказывалась признать независимость Панамы, требуя передать конфликт на арбитраж. Правительство США отклонило это требование, а в январе 1909, перед окончанием срока полномочий президента Т. Рузвельта, заключило соглашение с Колумбией, обещав ей денежную компенсацию и льготы при пользовании каналом в мирное и в военное время. Когда условия соглашения были опубликованы, колумбийское правительство было свергнуто, и колумбийский уполномоченный по ведению этих переговоров был вынужден эмигрировать из Колумбии. В сентябре 1912 переговоры между США и Колумбией возобновились, и после прихода к власти Вильсона, сменившего в марте 1913 Тафта, новый государственный секретарь Брайан заключил с Колумбией А.-к. д., по которому США предоставляли Колумбии льготы в пользовании каналом и уплачивали ей 25 млн. долл. Колумбия со своей стороны обещала признать независимость Панамы, а также панамскую границу, установленную договором. Летом 191.4, когда договор поступил в сенат США на ратификацию, бывший президент Т. Рузвельт, по инициативе которого в 1903 произошло отторжение Панамы от Колумбии, поднял кампанию протеста. В результате этой кампании сенат смог ратифицировать договор лишь через 2 года после смерти Т. Рузвельта, когда сменившее Вильсона 4. III 1921 правительство Гардинга под влиянием нефтяных компаний, заинтересованных в колумбийской нефти, оказало давление на сенат. Договор вступил в силу 30.III 1922, после его ратификации Колумбией.

АМЕРИКАНО-МЕКСИКАНСКИЙ ДОГОВОР 1848

АМЕРИКАНО-МЕКСИКАНСКИЙ ДОГОВОР 1848 - см. Гвадалупе-Идальго договор.

АМИР НИЗАМ, ИЛИ АМИР КЕБИР, МИРЗА ТАГИ ХАН

АМИР НИЗАМ, ИЛИ АМИР КЕБИР, МИРЗА ТАГИ ХАН - политический деятель и дипломат Ирана 19 в. После убийства А. С Грибоедова (см.) ездил в Петербург в составе миссии Хосров-мирзы, посланной шахом для принесения извинений перед царём. Был представителем Ирана на Эрзерумской конференции 1847, созванной с участием представителей России и Англии для урегулирования спорных вопросов между Ираном и Турцией. Осенью 1848, с воцарением шаха Наср-эд-дина, был назначен премьер-министром. А. пытался укрепить власть центрального правительства, реорганизовать армию, финансовую систему, ограничить влияние высшего духовенства на государственные дела и т. д. В области внешней политики он стремился не допустить закабаления Ирана иностранными державами и вернуть ему самостоятельность. "Мы не хотим, - говорил он, - ни того, чтобы Хорасан стал вторым Египтом, ни того, чтобы им (т. е. иностранным державам) дана была возможность вмешиваться в какой-либо мере во внутренние дела Персии". Его политика вызвала резкое недовольство иностранных держав, не желавших укрепления независимости Ирана. Под давлением высшего духовенства и феодальной аристократии, подстрекаемых англичанами, А. в конце 1851 был смещён с поста премьера и сослан в Кашан, где в начале 1852 был убит по приказу шаха.

АМО ДЕКЛАРАЦИЯ

АМО ДЕКЛАРАЦИЯ - заявление Японии о политике в Китае, сделанное заведующим отделом печати японского министерства иностранных дел Амо 18.IV 1934 в связи с опубликованием информации о предстоящем оказании Китаю т. н. "технической помощи" со стороны Лиги наций и о поставке Китаю военных материалов иностранными (главным образом американскими) фирмами.

А. д. указывала, что Япония не может безразлично относиться к активности других держав в Китае, поскольку она несёт "особую ответственность за поддержание мира в Восточной Азии"; не может также допустить, чтобы Китай обращался за помощью к какой-либо державе помимо Японии. А. д. подчёркивала, что приобретение Китаем самолётов, строительство аэродромов, приглашение иностранных инструкторов и советников или получение займов на политические цели "создаст угрозу нарушения мира и порядка в Восточной Азии".

А. д. встретила резкую критику в официальных кругах Китая, США и Англии, побудившую японского министра иностранных дел Хирота сделать 25. IV 1934 специальное разъяснение. Согласно этому разъяснению Япония признаёт международные договоры, принцип "открытых дверей" и независимость Китая, но, "учитывая свою территориальную близость к Китаю, Япония больше, чем всякая другая держава, заинтересована в поддержании мира в Восточной Азии". Поэтому "она не может оставаться равнодушной по отношению ко всем действиям, которые способны подвергнуть опасности этот мир, и не может допустить, чтобы другие державы использовали Китай с эгоистическими целями". Несмотря на это "разъяснение", правительство США специальной нотой от 29. IV 1934 предупредило Японию, что, по его мнению, "ни одно государство не имеет права без согласия остальных подвергать изменению договоры и приписывать себе решающее слово при разрешении ситуаций, в которых затронуты права, обязанности и законные интересы других суверенных государств". Почти аналогичной по содержанию была нота французского правительства от 3.V 1934. Одновременно английский министр иностранных дел Саймон сообщил палате общин, что соответствующее представление было сделано Японии британским послом в Токио.

А. д. и последующее японское "разъяснение" иногда именуются "доктриной Хирота". Опубликование А. д. свидетельствовало об ухудшении японо-американских отношений.

АМСТЕРДАМСКИЙ ДОГОВОР 1717

АМСТЕРДАМСКИЙ ДОГОВОР 1717 - был заключён 15.VIII между Россией, Францией и Пруссией. В это время определился военный разгром Швеции в Северной войне. Пётр I стремился заручиться посредничеством крупнейших держав при заключении мира на условии сохранения за Россией завоёванных в Прибалтике территорий. С этой целью в 1716 Пётр I выехал sa границу. Он подписал с прусским королём договор, после чего в Голландии повёл переговоры с французскими представителями. В апреле 1717 Пётр в сопровождении князя Б. И. Куракина, П. П. Шафирова и др. приехал в Париж. Он предлагал французскому правительству заключить договор о дружбе и взаимной поддержке. Но от такого договора французское правительство отказалось, опасаясь вызвать недовольство Англии и Голландии, не желавших усиления России в Прибалтике. Переговоры закончились заключением А. д., который был подписан русскими уполномоченными канцлером Г. И. Головкиным, Б. И. Куракиным и П. П. Шафировым, французским послом в Голландии Шатонёфом и прусским уполномоченным Книпенхаузеном. По А. д. Россия признавала Утрехтский договор 1713 (см.), закончивший войну за испанское наследство. Франция же заранее соглашалась признать условия предстоящего русско-шведского мирного договора и отказывалась от пролонгации истекавшего в 1718 франко шведского союзного договора. Договаривающиеся стороны обязались оказывать взаимную помощь в случае, если одна из них "будет атакована". Пётр I и прусский король принимали посредничество Франции для заключения мира с Швецией.

А. д. показателен для возросшего международного веса России и является важным этапом дипломатической деятельности Петра I.

АМТОРГ (AMTORG TRADING CORPORATION)

АМТОРГ (AMTORG TRADING CORPORATION) - акционерное общество с советским капиталом, учреждённое в мае 1924 в Нью-Йорке для ведения торговли между СССР и США. Основной капитал А. первоначально был определён в 5 млн. долл. (впоследствии размеры основного капитала менялись). Правительство СССР (по договору между Наркомвнешторгом СССР и А.) предоставило А. за известное вознаграждение право осуществлять важнейшую часть экспортно-импортных операций между СССР и США, сначала на комиссионных началах, а затем (с 1931), в отношении экспорта из СССР, путём прямой покупки товаров в СССР, осуществляемой находящимся в Москве отделением А. В виде вознаграждения за предоставленное ему право А. должен был выплачивать Советскому правительству (в лице НКВТ) определённый процент (50-60%) своего чистого дохода, подлежащий вычету как организационные расходы из суммы прибыли А. Функции А. не ограничивались только экспортно-импортными операциями: он заключал также по поручениям советских организаций договоры о технической помощи для СССР, оказывал содействие закупочным и иным комиссиям, посылаемым в США этими организациями. Функции А. были тем более обширны, что СССР даже после установления дипломатических отношений с США (1933) не имеет там торгпредства.

А. как акционерное общество подчинено законам штата Нью-Йорк.

АМЬЕНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1802

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЛО-АВСТРИЙСКИЙ ДОГОВОР 1800

АНГЛО-АВСТРИЙСКИЙ ДОГОВОР 1800 - подписан 20. VI в Вене австрийским министром иностранных дел бароном Тугутом и британским посланником в Австрии лордом Минто. Подписание договора было вызвано стремлением скрепить распадавшуюся под ударами Наполеона вторую антифранцузскую коалицию. Опасаясь, что Австрия сложит оружие, английское правительство предложило ей субсидию. Согласно А.-а. д. Англия должна была выплатить Австрии 2 млн. ф. ст. субсидии в форме займа. Договор намечал создание единого командования антифранцузскими сухопутными силами. Обе стороны обязывались не заключать сепаратного мира. Срок действия договора определялся до конца февраля 1801.

Однако 20. IX 1800 без ведома Тугута между Австрией и Францией было заключено перемирие. Оно явилось началом отхода Австрии от А.-а. д. После поражения австрийцев при Гогенлиндене (2.XII 1800) Австрия 9. II 1801 заключила с Францией сепаратный Люневильский мирный договор (см.).

АНГЛО-АМЕРИКАНО-ИСПАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1944

АНГЛО-АМЕРИКАНО-ИСПАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1944 - заключено в конце апреля в Мадриде английским послом Самузлем Хором, послом США Карлтоном Хейсом и франкистским министром иностранных дел Хордана. Это соглашение, вступившее в силу 1.V того же года, предусматривало: 1) сокращение испанского экспорта важного стратегического сырья-вольфрама в Германию, 2) закрытие германского консульства в Танжере, 3)высылку ряда агентов стран оси с испанской и контролируемой Испанией территорий, 4) освобождение итальянских судов, интернированных властями Франко после капитуляции Италии, и 5) отозвание с советско-германского фронта остатков т. н. "Голубой дивизии" - испанских воинских частей, сражавшихся на стороне Германии против Красной Армии. С своей стороны Англия и США обязывались возобновить поставки нефти и нефтепродуктов в Испанию и испанские колонии.

До этого времени Франко упорно саботировал все предложения о прекращении помощи Германии. Только неизбежность поражения последней и применение союзниками экономических санкций (эмбарго на ввоз нефти в Испанию) вынудили Франко пойти на уступки. В своей дальнейшей деятельности, однако, Франко продолжал в нарушение соглашения оказывать помощь гитлеровской Германии.

АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ 1940

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЙ ДОГОВОР 1788

АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЙ ДОГОВОР 1788 -см. Версальский (англо-американский) мирный договор 1783.

АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЙ ДОГОВОР 1794

АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЙ ДОГОВОР 1794 - см. Джея договор.

Предыдущая страница Следующая страница