Дипломатический словарь
Статьи на букву "А" (часть 4, "АНГ"-"АЧИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АНГ"-"АЧИ")

АНГЛО-ФРАНЦУЗСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ И ДЕКЛАРАЦИИ О СИРИИ И ЛИВАНЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЛО-ХИДЖАЗСКИЙ ДОГОВОР

АНГЛО-ХИДЖАЗСКИЙ ДОГОВОР - В 1915 по Мак-Магона-Хусейна соглашению (см.) Англия обещала арабам в лице правителя Мекки шерифа Хусейна (см.) содействие образованию независимого Арабского государства, охватывающего все арабские страны Азии. Исходя из этого соглашения, Хусейн провозгласил себя в ноябре 1916 королём арабов, т. е. всех арабских стран Азии, но союзные державы признали его королём только Хиджаза, т. е. одного лишь турецкого вилайета (губернии) с населением меньше 1 млн. чел. Так возникло "королевство Хиджаз", находившееся в 1916-18 в союзных отношениях с Англией. Это королевство было представлено на Парижской мирной конференции 1919, где притязания его делегатов на создание большой арабской федерации, обещанной союзниками в 1915, были отклонены. Страны, намечавшиеся в состав федерации - Сирия, Ливан, Палестина, Трансиордания, Ирак,- были переданы после войны под мандатное управление держав-победительниц.

На Каирской конференции 1921 (см.) Англия решила управлять своими новыми владениями на Арабском Востоке, опираясь на династию Хашимитов, возглавляемую Хусейном. Один из его сыновей - Файсал стал королём Ирака, другой - Абдаллах - эмиром Трансиордании. Их зависимость от Англии закреплялась мандатами Лиги наций. Вместе с тем было решено закрепить зависимость Хиджаза от Англии специальным неравноправным договором. С этой целью в августе 1921 к Хусейну был направлен полковник Лоуренс (см.) с проектом А.-х. д., который нарушал суверенитет Хиджаза и требовал от Хусейна признания английских мандатов на Палестину, Трансиорданию и Ирак. Взамен Англия обязывалась "защищать" Хиджаз от агрессии. Хусейн отказался подписать этот договор.

В начале 1923 - в период Лозаннской конференции - Англия возобновила переговоры с Хиджа-8ом. Стремясь вытеснить Францию с её позиций на Арабском Востоке и в то же время нейтрализовать, а по возможности и поставить на службу британскому империализму арабское национальное движение, она согласилась в новом проекте А.-х. д. признать формальную "независимость" арабских стран и содействовать их объединению в федерацию. Это обстоятельство способствовало тому, что проект А.-х. д., привезённый представителем Хиджаза из Лондона, был в мае 1923 парафирован Хусейном. Однако в ходе дальнейших переговоров выяснилось, что Англия не намерена изменять существующий мандатный режим в Палестине и Трансиордании, в то время как Хусейн настаивал на включении их в будущую Арабскую федерацию в качестве независимых государств. Англо-хиджазские переговоры, происходившие в 1923-24 в Джидде, не привели к соглашению.

В январе 1924 Хусейн без разрешения англичан совершил поездку по Трансиордании, где действовал, как суверенный правитель, принимал жалобы от населения на мандатную администрацию и пытался заменить эмира Трансиордании Абдаллаха, связанного с англичанами, другим своим сыном. Эта попытка вести самостоятельную политику привела к англо-хиджазскому конфликту, закончившемуся свержением Хусейна (октябрь 1924). А.-х. д. 1923 так и не был подписан. Отношения Англии с Хиджазом были урегулированы уже при новом правителе Хиджаза Ибн-Сауде Джиддинским договором 1927 (см.).

АНГЛО-ЭФИОПСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ

АНГЛО-ЭФИОПСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ -1) А.-э. с. 1942 - было подписано в Аддис-Абебе 31. I сроком на два года и положило начало восстановлению дипломатических отношений между Великобританией и Эфиопией. Это был первый международный договор, заключённый освобождённой Эфиопией после того, как в 1941 английские войска разгромили итальянцев в Африке и император Хайле Селассие 5. V 1941 возвратился в Аддис-Абебу.

По А.- э. с. официально отменялись привилегии экстерриториальности, которыми англичане пользовались в стране с 1849, но в то же время закреплялось привилегированное положение англичан в Эфиопии. Английские войска оставались в Эфиопии, как было сформулировано, "из стратегических соображений и для эвакуации итальянских военнопленных", а английской военной миссии было поручено провести реорганизацию эфиопской армии на современной основе. Английское правительство назначило в Аддис-Абебу посланника. При верховном суде Эфиопии был назначен английский юридический советник. Англия предоставила Эфиопии заём и направила в Аддис-Абебу группу чиновников для работы в качестве административных и технических советников по восстановлению экономики Эфиопии и налаживанию внутренней жизни страны, в частности по организации полицейских сил.

2) А.-э. с. 1944. - После истечения срока действия А.-э. с. 1942 Англией и Эфиопией 19. XII было подписано новое соглашение, которое предусматривало полное признание Англией суверенитета Эфиопии и передачу управления ж. д. Джибути-Аддис-Абеба эфиопским властям через 3 месяца после получения от эфиопского правительства гарантии удовлетворительной организации дороги для её дальнейшего , бесперебойного функционирования. Английская военная миссия остаётся в Эфиопии, и расходы на её содержание несёт английское правительство. Английское правительство отказалось от права дипломатического приоритета и исключительного права на назначение или одобрение советников других стран в Эфиопии, но соглашение устанавливало, что английская военная администрация полностью сохраняется в провинции Огаден и в т. н. Зарезервированной зоне, прилегающих к Сомали и составляющих третью часть территории эфиопского государства, на период действия соглашения, т. е. до 19. XII 1946. Эфиопия разрешила английскому правительству установление регулярного воздушного сообщения над её территорией и взяла на себя обеспечение функционирования посадочных площадок и их надлежащую охрану.

Эфиопия отказалась от предложения Англии получить безвозвратное пособие в сумме 1 млн. ф. ст., т. к. правительство Эфиопии признало несовместимым с его суверенитетом предполагавшееся англичанами создание совета по развитию страны, состоящего из англичан и эфиопов.

Соглашение было заключено на 2 года, но по истечении договорного срока англичане не вывели свои войска с территории Эфиопии.

АНГЛО-ЯПОНСКИЙ СОЮЗ 1902

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЛО-ЯПОНСКИЙ ТОРГОВЫЙ ДОГОВОР 1894

АНГЛО-ЯПОНСКИЙ ТОРГОВЫЙ ДОГОВОР 1894 - упразднял систему экстерриториальности и консульской юрисдикции, установленную неравноправными Ансэйскими договорами (см.). Англия, первая из великих держав, подписала с Японией равноправный договор. В 70 и 80-х годах Англия занимала в вопросе о пересмотре договора с Японией наиболее непримиримую позицию. США, Германия и другие державы готовы были признать равноправие Японии, оговаривая, правда, это признание постепенным (предполагалось 10-летним) введением японского законодательства и судебного производства для иностранцев и открытием всей страны (а не только нескольких портов) для иностранной торговли. В начале 90-х годов, главным образом в связи с ростом англо-русских противоречий и стремлением Англии найти союзников против России, позиция английской дипломатии в вопросе о пересмотре неравноправных договоров изменилась. Экономическое и политическое влияние Англии на Дальнем Востоке было настолько значительным, что её согласие признать равноправие Японии предопределяло успешный ход переговоров Японии с другими государствами. В 1890 министр иностранных дел Японии Аоки, вместо того чтобы адресоваться ко всем державам с новой просьбой о пересмотре договоров, обратился только к Англии. Представленный им проект с незначительными изменениями был принят министром иностранных дел Англии Солсбери. Несмотря на это, подписание договора задержалось на 4 года ввиду противодействия договору в самой Японии: парламентская оппозиция возражала против новых гражданского и уголовного кодексов, введением которых обусловливалось вступление в силу А.- я. т. д.

Договор был подписан в июле 1894, когда в Корее назревало вооружённое столкновение между японскими и китайскими войсками. Спустя две недели после подписания договора Япония официально объявила войну Китаю. Англо-японский договор был заключён сроком на 12 лет (считая с 1899, с которого он вступил в силу). Договоры Японии с другими государствами приняли тот же срок (1899) для отмены прав экстерриториальности и консульской юрисдикции.

С 1899 иностранные поселения (см. Сеттльменты) в японских портах вошли в состав японских муниципальных управлений и стали подчиняться общеяпонскому законодательству и управлению. Согласно А.-я. т. д. были упразднены английские консульские суды и юрисдикция над английскими гражданами была передана японским судебным властям. Англичане (и взаимно японцы в Англии) получили право проживать и заниматься торговлей и промышленной деятельностью на всей территории страны, однако были лишены права владения землёй. Английским судам было предоставлено право заходить во все морские и речные порты Японии, открытые для внешней торговли.

А.-я. т. д. не дал Японии полной тарифной автономии, а лишь повысил ввозные пошлины (на большинство товаров) с 5 до 10%; к договору был приложен импортный тариф. В отношении экспортных пошлин Япония получила свободу действий, которой до этого не имела.

АНГЛО-ЯПОНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1938

АНГЛО-ЯПОНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1938 - о морских таможнях Китая - явилось результатом переговоров после оккупации японцами в 1937 важнейших открытых портов Китая (Тяньцзинь, Шанхай, Нанкин и др.). 3. V 1938 в Лондоне и Токио было опубликовано коммюнике о соглашении между Англией и Японией, указывающее, что японское правительство сообщило английскому о мероприятиях, которые Япония считает необходимым временно осуществить в период военных действий в связи с оплатой иностранных долгов Китая, обеспеченных таможенными доходами. Мероприятия конкретно сводились к передаче таможенных сборов во всех портах, оккупированных японцами, в Иокогама Спеши банк. Часть этих средств, предназначенных для погашения иностранных долгов Китая, передавалась генеральному инспектору морских таможен. Особо оговаривалась полная оплата всей старой и новой задолженности Китая Японии (по боксёрской контрибуции, по реорганизационному займу 1913 и т. п.).

Фактически англо-японское таможенное соглашение оформило не только передачу доходов китайских морских таможен на оккупированной территории в японский банк вместо английского Гонгконг-Шанхайского банка, но и переход управления самими таможнями в руки японцев или марионеточных правительств оккупированного Китая. Англия, которая свыше 80 лет управляла морскими таможнями, сохранила лишь право наряду с другими державами получать из рук японцев проценты по своим займам Китаю. Однако и эта оплата была вскоре (с июля 1938) Японией прекращена.

Полная ликвидация влияния Англии и других договорных держав на таможенно-тарифную политику в оккупированной территории Китая сказалась и в том, что ещё до заключения соглашения, но особенно после него, японцы, действуя через аппарат марионеточных правительств, ввели в Северном, а затем в Центральном Китае новые таможенные тарифы, резко снижавшие пошлины на товары, ввозимые из Японии или вывозимые в Японию. Это мероприятие, естественно, нанесло серьёзный удар торговле Англии и других государств с Китаем.

АНДРАШИ, ЮЛИЙ

АНДРАШИ, ЮЛИЙ (1823-90), граф-политический деятель и дипломат Австро-Венгрии. В 1848 А. сражался в рядах венгерской национально-освободительной армии, был послан в Константинополь в качестве дипломатического агента правительства восставшей Венгрии. После подавления восстания А. эмигрировал во Францию; в Венгрии его заочно приговорили к смертной казни. В 1858 после амнистии А. вернулся на родину и в 1861 был избран в венгерский сейм. А. был активным участником австро-венгерского соглашения 1867, которое закрепило за венгерскими магнатами значительные привилегии. 17. II 1867 А. занял пост венгерского премьер-министра. Во время франко-прусской войны А. возражал против вступления Австро-Венгрии в войну на стороне Франции, опасаясь, что в случае разгрома Пруссии австрийское правительство отнимет у венгерской аристократии привилегии, полученные в 1867.

14.Х 1871 А. занял пост австро-венгерского министра иностранных дел вместо Бейста (см.). С именем А. связывается новый курс внешней политики Австро-Венгрии. Венский кабинет полностью отказался от традиционного австро-прусского соперничества и от реванша за поражение Австрии в 1866 и начал стремиться к сближению с Германией. Считая Россию врагом Австро-Венгрии, А. опасался, однако, обострять с ней отношения. В 1873 при участии А. был заключён Союз трёх императоров (см.). Поощряемый Бисмарком, который стремился использовать соперничество Австро-Венгрии и России, А. проводил политику экспансии на Балканах. В 1875, во время боснийского кризиса, он внёс проект реформ в славянских областях Турции, заранее зная, что осуществление этих реформ невозможно. В расчёты А. входило выиграть время и добиться территориального увеличения Австро-Венгрии за счёт Турции. По Рейхгитадтскому соглашению 1876 (см.) А. получил принципиальное согласие Александра II на оккупацию Австро-Венгрией части Боснии в качестве компенсации за нейтралитет габсбургской монархии в предстоящей русско-турецкой войне. После Рейхштадта А. продолжал дипломатические переговоры с Горчаковым (см.) и за его спиной с Бисмарком. Осенью 1876 из Петербурга в Вену прибыл граф Сумароков-Эльстон с предложением Австрии выступить совместно с Россией против Турции. Не давая ответа Сумарокову, А. тайно послал в Берлин барона Мюнха с запросом, может ли венский кабинет рассчитывать на помощь Германии в случае вооружённого конфликта с Россией. Только заручившись поддержкой Германии, А. сообщил Сумарокову, что Австро-Венгрия отказывается участвовать в выступлении против Турции. На Берлинском конгрессе (см.)А. при поддержке Бисмарка добился санкции держав на занятие австрийскими войсками Боснии и Герцеговины. Дипломатические "победы" А. имели тяжёлые последствия для Австро-Венгрии: оккупация Боснии и Герцеговины и увеличение угнетаемого габсбургской монархией славянского населения усилили антагонизм между австрийцами и славянами внутри страны и обострили австро-русские противоречия.

В 1879 А. вынужден был подать в отставку вследствие резкого недовольства населения непомерными затратами сил и средств на оккупацию Боснии и Герцеговины. Предстоящий уход приверженца Германии встревожил Бисмарка, который ускорил заключение союза с Австро-Венгрией. 7. X 1879 А. завершил переговоры о военном и экономическом австро-германском союзе, являвшемся логическим концом его внешней политики, и на следующий день вышел в отставку.

АНДРУСОВСКИЙ ДОГОВОР 1667

АНДРУСОВСКИЙ ДОГОВОР 1667 - о перемирии - заключён 30. I в дер. Андрусово близ Смоленска между Россией и Речью Посполитой на тринадцать с половиной лет. Он завершил войну, начатую в 1654 за земли, захваченные Польшей в 1609-11, и за Украину, с присоединением которой к Московскому государству Польша не желала примириться. С московской стороны переговоры вёл великий и полномочный посол А. Л. Ордин-Нащокин (см.), с польской - комиссар Юрий Глебович.

По А. д. Московское государство вернуло себе Смоленское воеводство со всеми уездами и городами, Стародубский повет и Черниговское воеводство, приобрело Левобережную Украину, а на правом берегу Днепра г. Киев с округом радиусом в 1 милю, причём Киев был уступлен Польшей на 2 года.

Заключение А. д. знаменовало новую эру в русско-польских отношениях; окончательное крушение многовековой агрессии Речи Посполитой совпало с началом большого турецкого наступления на украинские земли. Необходимость установления дружеских и союзных отношений между обоими государствами для совместной борьбы с Портой отмечалась ещё в период андрусовских мирных переговоров. Турецкая угроза заставила польское правительство отказаться от своих реваншистских планов, и в правление царевны Софьи между Россией и Речью Посполитой был заключён "вечный мир" 1686 (см.) на условиях А. д., с переходом к Московскому государству навсегда не только Левобережной Украины, но и Киева. Договор 1686 оформил вместе с тем присоединение России к антитурецкой коалиции.

АНКАРСКИЕ ПРОТОКОЛЫ 1929, 1931 И 1935

АНКАРСКИЕ ПРОТОКОЛЫ 1929, 1931 И 1935 - подписаны в Анкаре в развитие договора о дружбе я нейтралитете, заключённого между СССР и Турцией 17. XII 1925 (см. Советско-турецкие договоры).

1) А. п. 17. XII 1929- продлил на 2 года срок договора от 17. XII 1925, а также установил в ст. 2, что "каждая из обеих сторон обязуется не начинать без уведомления другой стороны переговоров, имеющих целью заключение политических соглашений с государствами, находящимися в непосредственном соседстве, сухопутном или морском, с названной стороной, и заключать такие соглашения лишь с согласия этой последней". Это обязательство не распространялось на акты, имеющие целью установление или поддержание нормальных отношений одной из договаривающихся сторон с соседями другой стороны и предназначенные преданию гласности.

2) А. п. 7. III 1931 - дополнил вышеуказанную ст. 2 А. п. 1929 взаимным обязательством о том, что "каждая из высоких договаривающихся сторон не приступит к закладке какой-либо морской боевой единицы, долженствующей пополнять её военный флот в Чёрном море или в прилегающих морях, или к заказу подобной единицы на верфях за границей, или к любой мере, которая имела бы последствием увеличение теперешнего состава её военного флота в указанных морях, не предупредив об этом вторую договаривающуюся сторону за 6 месяцев вперёд"; этот А. п. иногда называется в литературе и дипломатических документах советско-турецким "морским соглашением" или "морским протоколом".

3) А. п. 30. X 1931 - продлил срок действия договора от 17. XII 1925, а также А. п. от 17. XII 1929 и от 7. III 1931 на 5 лет со дня истечения их срока.

4) А. п. 7. XI 1935 - продлил срок действия вышеупомянутых договоров и протоколов ещё на 10 лет, т. е. до 1945.

19. III 1945 все эти протоколы, равно как и основной советско-турецкий договор 1925 о дружбе и нейтралитете, были денонсированы Советским правительством и с 7. XI 1945 потеряли силу.

АНКАРСКИЙ ДОГОВОР 1921

АНКАРСКИЙ ДОГОВОР 1921 -см. Франко-турецкое соглашение 1921.

АННАМО-ФРАНКО-ИСПАНСКИЙ ДОГОВОР 1862

АННАМО-ФРАНКО-ИСПАНСКИЙ ДОГОВОР 1862 - "о вечном мире и дружбе" - заключён Аннамом с Францией и Испанией 5. VI в Сайгоне в результате завоевательной экспедиции, организованной Наполеоном III. Предлогом для давно задуманной экспедиции послужили преследования миссионеров в Аннаме. 30. VIII 1858 объединённые франко-испанские силы под командованием адмирала Риго де Женуи вошли в бухту Турана и после нескольких часов бомбардировки захватили этот порт, расположенный вблизи столицы Аннама-Хюэ. Не рискнув атаковать столицу, Женуи оставил гарнизон в Туране и начал завоевание южного Аннама (Кохинхины). 18. II 1859 после упорной борьбы пал Сайгон. Однако упорное сопротивление аннамитов продолжалось. В связи с войной Франции и Англии против Китая французские силы были переброшены на китайский театр военных действий. Оставленный в Сайгоне и осаждённый французский гарнизон еле держался. Лишь после подписания Пекинского договора 1860 (см.) Франция смогла обеспечить достаточные подкрепления и вынудить аннамский двор заключить договор. В переговорах Франция и Испания были представлены французским адмиралом Бонаром, а Аннам - крупным государственным деятелем и дипломатом Фан-Тан-Зианом.

По договору 1862 Франции передавались Кохин-хинские провинции: Биэн-Хоа, Жиа-Динь и Ми-То, а также о. Пуло-Кондор (ст. 3). Французским купцам предоставлялось право свободной торговли, а всем французским военным судам разрешалось свободное плавание по Меконгу и всем его притокам. Открывались для свободной торговли три кохинхин-ских порта: Туран, Далат и Куанг-Ан (ст. 5). Аннам обязывался заплатить Франции и Испании в течение 10 лет контрибуцию в размере 4 млн. долл. (ст. 8). Уступка части территории Аннама третьей державе могла иметь место лишь с согласия французского короля.

Договор 1862 предоставил Франции первые колониальные владения в Индо-Китае, послужившие отправным пунктом для постепенного подчинения всего Аннама, Камбоджи и Лаоса.

Дипломатические попытки Аннама добиться пересмотра договора и возврата провинций ни к чему не привели. Посылка во Францию в 1863 с этой целью посольства во главе с Фан-Тан-Зианом и переговоры окончились безрезультатно. Поддержка Аннамом народной борьбы в переданных по договору провинциях явилась для Франции предлогом для присоединения к своей колонии остальных трёх провинций Кохинхины односторонней декларацией 25. VI 1867 кохинхинского губернатора вице-адмирала де ла Грандьера. Внутренние осложнения в Аннаме заставили короля Ту-Дука формально признать аннексию (13. XI 1867). В связи с поражением Франции при Седане и падением Второй империи Аннам сделал последнюю неудачную попытку открыть переговоры о возврате потерянных провинций (ноябрь 1870).

АННАМО-ФРАНЦУЗСКИЕ ДОГОВОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНСЭЙСКИЕ ДОГОВОРЫ 1854-58

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТАНТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"АНТИКОМИНТЕРНОВСКИЙ ПАКТ"

"АНТИКОМИНТЕРНОВСКИЙ ПАКТ" - заключённый 25. XI 1936 между Германией и Японией, имел своей официальной целью сотрудничество в борьбе против Коммунистического Интернационала.

Пакт состоял из трёх статей и "протокола подписания", приложенного к пакту. В ст. I стороны взаимно обязывались информировать друг друга о деятельности Коммунистического Интернационала и в тесном сотрудничестве вести против него борьбу.

В ст. II Германия и Япония приглашали "третьи государства, внутреннему спокойствию которых угрожает деятельность Коммунистического Интернационала, принять оборонительные меры в духе этого соглашения или присоединиться к настоящему пакту".

Ст. III устанавливала срок действия пакта - 5 лет. Пакт был подписан в Берлине - от имени Германии Риббентропом и от имени Японии - виконтом Кинтомо Мусякодзи.

"Протокол подписания" содержал 3 пункта. Пункт "а" обязывал стороны обмениваться информацией о деятельности Коммунистического Интернационала и совместно вырабатывать меры "защиты от его деятельности".

Пункт "b" обязывал стороны "принимать суровые меры... против тех, кто внутри или вне страны прямо или косвенно действует в пользу Коммунистического Интернационала".

Пункт "с" предусматривал создание постоянной комиссии, которая должна принимать любые другие меры борьбы против Коммунистического Интернационала.

6. XI 1937 к "А. п." присоединилась Италия.

24. II 1939 к пакту присоединились Венгрия и марионеточное государство Манчжоуго, а спустя месяц - 27. III 1939 - франкистская Испания.

25. XI 1941 пакт был продлён на 5 лет. К нему присоединились также Болгария, Финляндия, Румыния, Дания, марионеточные правительства Словакии, Хорватии и Нанкина.

"А. п." явился официальным оформлением складывавшегося в середине 30-х годов блока агрессоров. Он был рассчитан на то, чтобы, играя на антисоветских настроениях и предрассудках в разных странах под предлогом борьбы с Коминтерном, на самом деле вести интенсивную подготовку к войне не только против СССР, но и против Англии, Франции, США и других государств. По этому поводу И. В. Сталин говорил: "В наше время не так-то легко сорваться сразу с цепи и ринуться прямо в войну, не считаясь с разного, рода договорами, не считаясь с общественным мнением... Поэтому фашистские заправилы, раньше чем ринуться в войну, решили известным образом обработать общественное мнение, т. е. ввести его в заблуждение, обмануть его... Война против интересов Англии, Франции, США? Пустяки! "Мы" ведём войну против Коминтерна, а не против этих государств. Если не верите, читайте "антикоминтерновский пакт", заключённый между Италией, Германией и Японией".

События, последовавшие за подписанием "А. п.", подтвердили истинные намерения агрессоров. Италия и Германия заявили о своей солидарности с захватнической политикой Японии на Дальнем Востоке, а Япония признала аннексию Эфиопии и франкистское правительство Испании. Германия и Италия официально признали правительство, созданное японцами в завоёванной ими Манчжурии.

В дальнейшем акты агрессии следовали один за другим. В 1937 Япония, после захвата Манчжурии, вторглась в Северный и Центральный Китай. 12. III 1938 Германия захватила Австрию, а 15. III 1939- Чехословакию. В 1939-40 "А. п." был превращен в открытый военный союз между Германией, Италией и Японией. 22. V 1939 было подписано соглашение между Германией и Италией, по которому стороны обязывались не заключать никаких соглашений, направленных против одной из них, и оказывать друг другу помощь в случае их войны с третьей державой. 11. XII 1940 к этому соглашению присоединилась Япония.

АНТОНЕСКУ, ИОН

АНТОНЕСКУ, ИОН (1882-1946)- военно-фашистский диктатор Румынии с 6. IX 1940 по 23. VIII 1944.

После окончания офицерской школы А. прошёл все ступени военной иерархии до начальника генерального штаба румынской армии, а затем её главнокомандующего. Будучи офицером, участвовал в карательных экспедициях против крестьян Галацкого уезда (Молдавия), а также в военной интервенции Румынии против Венгерской советской республики (1919). Установление тесной связи с фашистской организацией "Железная гвардия" обеспечило А. пост министра обороны в профашистском правительстве Гога.

Этот пост он сохранил и в пришедшем к власти правительстве Кристеа (до марта 1938).

После отречения и отъезда короля Кароля II (сентябрь 1940) власть находилась безраздельно в руках А., ставшего к этому времени премьер-министром и присвоившего себе титул кондукатора - "руководителя государства".

В октябре 1940 немецкие войска вступили в Румынию. Месяц спустя правительство А. примкнуло к тройственному пакту держав оси. А. низвёл Румынию до положения немецкой колонии. Свыше 70% румынского "экспорта" (нефть, хлеб, скот, лес, золото) направлялось в Германию. Крупнейшие румынские предприятия были включены в германские военные концерны. Правительство А. взяло на себя содержание германской армии, готовившей на территории Румынии нападение на Югославию и Советский Союз. 22. VI 1941 А. без объявления войны бросил румынские войска против СССР.

Даже после разгрома германских войск под Сталинградом А. хвастливо утверждал, что Румыния установит свои границы "далеко, далеко на Востоке". Политика А. вызывала недовольство не только в широких массах народа, но и в части правящих кругов страны. 23. VIII 1944, в результате переворота, диктатура А. была свергнута; Румыния перешла на сторону союзников и объявила войну Германии. А. был взят под стражу командованием советских войск, затем передан Румынии, где предстал перед Народным трибуналом как военный преступник. 1. VI 1946 А. по приговору трибунала был казнён.

АНШЛЮСС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРА

АРА - сокращённое название American Relief Administration (Американской администрации помощи), созданной в США в конце первой мировой войны. Она ставила своей задачей продовольственную и всякую иную помощь европейским государствам, пострадавшим от военных действий и последствий войны. В частности широкая помощь была оказана А. Бельгии. Во главе А. стоял будущий президент США Герберт Гувер (см. Гувера комиссия). Филантропические цели этой помощи в полной мере сочетались с потребностями экономики США. К концу войны в США скопилось огромное количество всевозможных запасов, которые снижали уровень цен внутри Америки. Перед руководителями американских монополий встал вопрос об устранении этих запасов с рынка любыми способами. Одним из этих способов и явился вывоз их за границу в целях оказания помощи населению пострадавших стран.

АРАБСКИЙ КОНГРЕСС 1913

АРАБСКИЙ КОНГРЕСС 1913 - был созван в Париже арабскими националистами, сторонниками автономии Сирии и Ливана, под французским влиянием, в связи с международной обстановкой, сложившейся в период балканских войн. Ожидая в результате этих войн краха Оттоманской империи, державы договорились между собой о её разделе на сферы влияния, причём Франция рассматривала как свою сферу влияния Сирию и Ливан. 21. XII 1912 Пуанкаре, выступая в сенате, объявил Сирию областью "традиционных интересов Франции". Одновременно в самой Сирии профранцузские элементы образовали "Лигу реформ", которая требовала децентрализации Оттоманской империи и автономии её сирийских провинций с предоставлением им права самостоятельно приглашать на службу иностранных советников, получать внешние займы и давать концессии иностранцам. Эта программа поддерживалась правительством Франции, при содействии которого сирийские автономисты, группировавшиеся вокруг "Лиги реформ" и "Партии децентрализации", созвали в июне 1913 А. к.

Демарш Турции, добивавшейся от Франции запрещения А. к., не имел результатов. Решения А. к. об автономии арабских провинций Турции и о назначении иностранных советников были сообщены французскому министру иностранных дел и послам держав в Париже. Под давлением Франции Порта прислала в Париж своего представителя, заключившего соглашение с председателем А. к. о проведении реформ в арабских провинциях Турции в духе решений А. к. Тогда же, в июне 1913, было заключено франко-турецкое соглашение о ж.-д. концессиях в Азиатской Турции. Однако в связи с сопротивлением младотурецкого правительства, саботировавшего эти соглашения, а также в связи с началом войны 1914-18 ни одно из этих соглашений реализовано не было.

АРАБСКИЙ ПАЛЕСТИНСКИЙ КОНГРЕСС

АРАБСКИЙ ПАЛЕСТИНСКИЙ КОНГРЕСС - был образован в 1920 как орган, руководящий национальным движением арабов Палестины за независимость, отмену мандата и против Бальфура декларации (см.). В 1921, после массовых арабских демонстраций, приведших к вооружённым столкновениям между арабами и сионистами, А. п. к. выделил арабскую палестинскую делегацию во главе с Муса-Казим пашой Хусейни, выехавшую в Лондон для переговоров с министром колоний Уинстоном Черчиллем по вопросу о статуте Палестины. Делегация А. п. к. требовала образования в Палестине национального правительства. Черчилль отклонил это требование под тем предлогом, что "на данной стадии оно помешает осуществлению обязательств Великобритании перед еврейским народом". Переговоры 1921-22 завершились предъявлением Черчилля меморандума (см.), который был конгрессом отклонён.

В сентябре 1923 Англия предложила А. п. к. образовать "Арабское агентство" по типу "Еврейского агентства" (см.). А. п. к. отверг и этот план.

После арабского восстания 1929 в Палестине А. п. к. направил в марте 1930 новую делегацию в Лондон, требуя прекращения еврейской иммиграции в Палестину, издания закона о защите арабских крестьян от сионистских земельных экспроприации, установления демократического правительства Палестины с пропорциональным представительством национальностей.

Английское правительство отвергло эти требования, как противоречащие мандату и декларации Бальфура. Тем не менее в результате этих переговоров оно опубликовало в октябре 1930 Пассфилда меморандум (см.), направленный к некоторому ограничению еврейской иммиграции.

В октябре 1933 А. п. к. вёл переговоры с британскими мандатными властями в связи с новым арабским национальным восстанием, направленным против мандата и декларации Бальфура.

В 1935 А. п. к. был реорганизован в арабскую палестинскую партию, которая вместе с другими арабскими политическими партиями Палестины образовала в 1936 Высший арабский комитет, ставший центром арабского национального движения Палестины и представлявший её арабское население во всех дальнейших переговорах с Англией.

АРАНЬЯ, ОСВАЛЬДО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИТА - КРЭЙГИ СОГЛАШЕНИЕ 1939

АРИТА - КРЭЙГИ СОГЛАШЕНИЕ 1939 - англо-японское соглашение о признании Англией "особых нужд" японских оккупационных войск в Китае. Соглашение было достигнуто в результате переговоров японского министра иностранных дел Арита с английским послом в Токио Крэйги и подписано 2. VII. Переговоры были вызваны антианглийскими действиями японских военных властей в оккупированной части Китая (арест английского военного атташе Спира, блокада английской концессии в Тяньцзине и международного сеттльмента на о. Гулансу). Японские власти отказывались освободить Спира и снять блокаду с английской концессии в Тяньцзине до тех пор, пока англичане не передадут японцам депонированных на территории английской концессии в Тяньцзине 50 млн. серебряных долл., принадлежащих Китаю, и не выдадут 4 китайцев, обвинявшихся в антияпонской террористической деятельности. 15. VI 1939 Арита заявил Крэйги, что блокада Тяньцзиня будет продолжаться до тех пор, "пока Англия не пойдёт на полное сотрудничество с Японией". Английское правительство предполагало путём уступок Японии улучшить свои международные позиции. Это было продолжением мюнхенской политики Англии на Дальнем Востоке. Переговоры Арита - Крэйги происходили в обстановке нараставших требований со стороны Японии, угрожавшей дальнейшими антианглийскими действиями в Китае в случае отказа Англии формально декларировать "признание нового порядка в Восточной Азии". Крэйги сперва пытался уклониться от обсуждения общих проблем и концентрировать внимание на конкретных вопросах, связанных с блокадой Тяньцзиня, но натолкнулся на твёрдую позицию Арита.

В результате было достигнуто соглашение, в котором английское правительство декларировало, что 1) оно признаёт нынешнее положение в Китае и особые нужды, имеющиеся у оперирующих в Китае японских вооружённых сил, и 2) оно не будет поощрять какие-либо акты или мероприятия, мешающие японским вооружённым силам в Китае в удовлетворении этих нужд. Все конкретные вопросы подлежали разрешению в духе этой декларации - на специальной "англо-японской конференции круглого стола", открывшейся 24. VII 1939 в Токио. Соглашение Арита-Крэйги было опубликовано в форме устного заявления английского премьера Невиля Чемберлена в палате общин 24. VII 1939. Оно вызвало резко отрицательную реакцию в США, возбудило опасения в возможности установления англо-японского сотрудничества и явилось толчком к самостоятельной антияпонской акции со стороны американского правительства; выразившейся в денонсировании 27. VII 1939 японо-американского торгового договора 1911 (см.). Позиция США оказала влияние на дальнейший ход англо-японских переговоров. "Конференция круглого стола" вскоре зашла в тупик. 20. VIII 1939 англо-японские переговоры в Токио были прерваны "по взаимному соглашению".

АРИТА ХАТИРО

АРИТА ХАТИРО (р. 1884) - японский дипломат. В течение нескольких лет А. был директором Азиатского департамента министерства иностранных дел, а затем вице-министром иностранных дел; в 1934-36 был посланником в Бельгии; в феврале 1936 назначен посланником в Китае, а через 2 месяца занял пост министра иностранных дел в кабинете Хирота (см.). Уйдя в отставку в феврале 1937 вместе с министерством Хирота, А. в октябре 1938 снова был назначен министром иностранных дел (после отставки Угаки) в первом кабинете Коноэ. Сохранил портфель министра иностранных дел до конца августа 1939 и в кабинете Хиранума. В четвёртый раз А. был министром иностранных дел в кабинете Ионаи (с января по июнь 1940).

Дипломатическая деятельность А. характеризуется его активной ролью в заключении т. н. антикоминтерновского пакта (см.) и провозглашении принципов "нового порядка в Восточной Азии" в декабре 1938. Будучи проводником взгляда Хирота на Японию, как на единственную "стабилизующую силу" в Восточной Азии, А. последовательно осуществлял нажим на Англию и США с целью побудить их к сдаче политических и экономических позиций в Китае. Ведя переговоры с английскими дипломатами, А. неоднократно прибегал к угрозе "полного изгнания" англо-саксонских и других западных держав из Китая. При этом А. опирался на конкретную практику антианглийских и антиамериканских действий, осуществлявшуюся японскими военными властями в Китае. В результате давления Японии на Англию, которое проводилось при активном участии А., Японии удалось добиться в 1938 двух соглашений с Англией: в апреле - относительно морских таможен в Китае (см. Англо-японское соглашение 1938) и в июле - по общим вопросам английской политики в Китае - т. н. Арита - Крэйги соглашение (см.). Будучи министром иностранных дел в кабинете Ионаи, А. сделал заявление о том, что он "приложит все свои силы на укрепление дружественных отношений с Германией, Италией и другими странами антикоминтерновского блока". В марте 1940 А. провёл дипломатическое признание Японией марионеточного режима Ван Цзин-вэя в качестве единственного "законного и суверенного правительства" Китая. Добиваясь монопольных позиций для Японии в Китае, А. одновременно утверждал, что он является якобы сторонником "политики невмешательства в европейскую войну" и "нераспространения войны на Восточную Азию". Принципы "нового порядка в Восточной Азии" и "объединения стран Восточной Азии и Южных морей в одну общую сферу", как утверждал А., означали необходимость экономического сотрудничества этих стран с Японией при сохранении политического статус кво. Эта, якобы чересчур сдержанная, позиция А. вызвала резкую критику со стороны милитаристских кругов Японии. В результате в июле 1940 кабинет Ионаи должен был уйти в отставку. Однако авторитет А. в Японии как сторонника активной внешней политики не был поколеблен. В 1943 А. был членом чрезвычайной японской миссии, направленной в оккупированные районы Китая в связи со столетием первой опиумной войны. С 1943 А. занимал пост советника министерства иностранных дел Японии. После капитуляции Японии А. руководит "Японской внешнеполитической ассоциацией".

АРКОС

АРКОС - Всероссийское кооперативное общество (All Russian Cooperative Society) - хозяйственная организация в Лондоне, получившая широкую известность в связи с разрывом англо-советских дипломатических отношений в 1927. А. был учреждён в Англии 11. VI 1922 советской делегацией для ведения торговли между Советской республикой и Англией. Специальным постановлением Совнаркома РСФСР от 6. III 1923 А. был допущен к ведению операций на территории РСФСР. А. вёл торговлю по поручениям советских хозяйственных органов (все импортные операции и значительная часть экспорта) и являлся крупнейшим импортно-экспортным обществом в Англии. Его обороты к 1927 превысили 100 млн. ф. ст. Почти полное прекращение деятельности А. было вызвано налётом английской полиции на А. и на советское торгпредство 12. V 1927 в поисках компрометирующих документов. Несмотря на то, что налёт не дал результатов, английское правительство заявило о разрыве дипломатических отношений с СССР (см. Чемберлена нота). Заместитель народного комиссара иностранных дел M. M. Литвинов в своём заявлении (26. V 1927) показал, что "разрыв не является результатом налёта", а, наоборот, "самый налёт был предпринят для подготовки разрыва".

Разрыв отношений между Англией и СССР нанёс большой урон английской промышленности, работавшей на экспорт и лишившейся весьма крупных заказов. Нормальная деятельность А. возобновилась в 1929, после восстановления дипломатических отношений между СССР и Англией, и продолжалась вплоть до второй мировой войны.

"АРРОУ" ИНЦИДЕНТ

"АРРОУ" ИНЦИДЕНТ - произошёл с китайским судном, шедшим под английским флагом. "Арроу" было задержано китайскими властями 8.Х 1856 в речных водах у Кантона по обвинению в контрабанде и пиратстве. "А." и. был использован англичанами в качестве повода для объявления войны Китаю.

Англичане, стремившиеся распространить свою торговлю за пределы открытых портов, широко использовали китайских морских контрабандистов, предоставляя их судам свой флаг и британские судовые свидетельства. Таким образом, китайские контрабандисты, с одной стороны, пользовались привилегиями, предоставленными англичанам и китайцам, служившим у англичан; с другой стороны, временно сняв английский флаг, могли свободно проникать в закрытые для англичан порты.

После того как "Арроу" было задержано, 12 человек его экипажа (китайцы), в т. ч. три известных пирата, были заключены в тюрьму. Английский консул Паркс потребовал от кантонского губернатора Е Миншеня (см.) официальных извинений и освобождения всего экипажа. Паркс ссылался на то, что по договору от 8.Х 1843 аресты на английских судах могут производиться только с разрешения английского консула. После трёх ультиматумов, подкреплённых военно-морской демонстрацией, Е Миншень согласился освободить экипаж "Арроу", за исключением трёх пиратов, но отказался принести извинения, т. к. не признал факта оскорбления английского флага. Это дало повод английскому флоту под командованием адмирала Сеймура без формального объявления войны начать бомбардировку Кантона. Война 1856-58 закончилась подписанием Тяньцзинского договора (см.).

АСАНЬЯ, МАНУЭЛЬ

АСАНЬЯ, МАНУЭЛЬ (1880-1940) - видный деятель республиканской Испании, либеральный демократ. Обучался в католическом колледже августинцев в Эскуриале, потом стал юристом, поступил на государственную службу и постепенно поднялся до высших ступеней в министерстве юстиции.

А. посвящал много времени политике и литературе, был секретарём очень популярного в столице литературно-политического дискуссионного клуба "Мадридский Атенеум". В 1930 А. вступил в состав революционного комитета, который вёл борьбу против монархии и позднее, после падения монархии, превратился во Временное правительство Испанской республики. В этом правительстве А. занимал пост военного министра и в качестве такового провёл ряд реформ, имевших целью модернизацию испанской армии. Стремясь сократить количество офицеров, число которых далеко превосходило действительные потребности вооружённых сил, А. добился издания закона, переводившего излишние офицерские кадры в отставку с пожизненным обеспечением их хорошими пенсиями. А. наивно рассчитывал, что в результате этой меры "волки будут сыты и овцы целы". На самом деле, однако, данная мера только способствовала созданию большого количества реакционных офицеров-политиканов, на казённый счёт систематически занимавшихся различными интригами и заговорами против республики. Это с особенной яркостью обнаружилось позднее, во время мятежа Франко.

В 1931, после первого кризиса, перенесённого Временным правительством в результате оппозиции Алкала Замора к попыткам республики ограничить злоупотребления религиозных орденов, А. стал премьер-министром. Этот пост он занимал в течение 2 лет (1931-33), прилагая усилия к укреплению Испанской республики. Вследствие усиления реакционных элементов А. в конце 1933 пришлось уйти в отставку. В 1934 реакционное правительство Леруса - Хиль Роблеса привлекло А. к ответственности в связи с антифашистским восстанием в октябре 1934.

После парламентских выборов 1936, давших победу демократическим элементам, А. вновь стал премьер-министром испанского правительства. Вскоре после того, в мае 1936, А. был избран президентом республики и сохранил этот пост до конца гражданской войны (февраль 1939), не играя, впрочем, особенно активной роли в политике. А. умер в изгнании во Франции.

АСИЕНТО,

АСИЕНТО, - точнее, асиенто де негрос (asiento de negros), - контракт на право торговли африканскими неграми-рабами, заключавшийся испанским правительством с различными юридическими лицами.

В 16 и 17 вв. торговля африканскими невольниками была одной из наиболее крупных статей дохода испанской короны. В американские колонии ввозилось ежегодно 4-5 тыс. рабов, причём испанское правительство первоначально заключало А. с купцами испанского подданства.

В 1701 Испания впервые предоставила право ввоза негров в свои американские колонии иностранной державе, подписав франко-испанское А.

При заключении англо-французского прелиминарного мирного договора в Париже (1712), которым фактически была завершена война за Испанское наследство, Англия добилась от Франции уступки ей права А. Глава торийского кабинета Болингброк и французский представитель маркиз де Торси настолько не считались с мнением Испании, что сочли возможным поставить Филиппа V в известность о своём решении после достижения франко-британского соглашения. 13. III 1713 в Мадриде было подписано англо-испанское А. Англия получила монопольное право посылки в течение 30 лет в воды Африки и Нового Света одного невольничьего корабля ежегодно. Общее количество негров, которое англичане-работорговцы могли ввезти в 1713-43 в испанские колонии, было определено в 144 тыс. душ. При продажной стоимости раба в 300-350 пезо работорговцы (асиентисты) уплачивали испанскому фиску от 33 до 60 пезо, и чистая прибыль от негроторговли превышала 1 млн. пезо в год.

Статьи договора об А. были подтверждены Утрехтским договором 1713 и особой испанской декларацией 1716, которая предоставляла асиентистам некоторые дополнительные льготы"

По Аахенскому договору 1748 Мадридское соглашение 1713 было продлено до 1752.

По условиям торгового договора, заключённого 5. X 1750 в Мадриде, Испания выкупила у Англии А. за 100 тыс. ф. ст. В дальнейшем, вплоть до 1817, когда декретом Фердинанда VII работорговля была запрещена, испанское правительство не уступало более монополии на А. иностранным державам.

АТАТЮРК

АТАТЮРК - см. Кемаль паша.

АТЛАНТИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"АТОМНАЯ ДИПЛОМАТИЯ"

"АТОМНАЯ ДИПЛОМАТИЯ" - термин, вошедший в употребление после применения атомной бомбы (август 1945), для обозначения методов и приёмов дипломатии США, использующей обладание секретами производства атомной бомбы в целях внешнеполитического давления.

Характеризуя "А. д.", В. М. Молотов на заседании Генеральной ассамблеи ООН 29. X 1946 заявил: "Мы знаем, что существует немало методов давления на другие государства со стороны сильнейших держав. Известно, что эскадры военных кораблей и эскадрильи дружественных самолётов появляются иногда в тех морях и в тех местах, где их раньше не было, когда это считается нужным в целях достижения лучших успехов в дипломатических переговорах. Известно также, что доллары и фунты стерлингов не всегда отсиживаются дома, особенно если имеется необходимость пустить в ход "долларовую дипломатию", хотя бы, скажем, в целях обеспечения нужного уважения к "долларовой демократии". Теперь, как известно, пишут уже и об "атомной дипломатии". Ни для кого не секрет, что эти и другие средства, в различных комбинациях, пускаются нередко в ход в целях воздействия на другие и, особенно, на малые страны".

АТТАШЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТТОЛИКО, БЕРНАРДО

АТТОЛИКО, БЕРНАРДО (1880-1942) - итальянский дипломат. Во время первой мировой войны А. был представителем Италии во всех межсоюзнических органах, занимавшихся подготовкой вопросов экономического и финансового характера. В частности он был представителем Италии в международной подготовительной комиссии по военным поставкам. В 1919 А. был техническим советником на мирной конференции в Париже, в 1920 - верховным комиссаром Лиги наций в Данциге, в 1921 - руководителем секции Лиги наций по сокращению вооружений, а с 1922 по 1927 - заместителем генерального секретаря Лиги наций.

В 1927-30 А. был послом Италии в Бразилии, в 1930-35 -в СССР, в 1935-40-в Германии, где проявил большую активность при образовании "оси Рим - Берлин". В 1940-42 А. был послом в Ватикане.

А. известен как дипломат, быстро приспособившийся к фашистскому строю и проводивший с большим старанием внешнюю политику Муссолини.

АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ

АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ - подлинный текст дипломатического документа, снабжённый подписями полномочных лиц и печатями соответствующих государств. При заключении международных договоров нередко в заключительных статьях самого договора предусматривается, какой именно текст его следует считать аутентичным. В двусторонних договорах большей частью оба текста считаются аутентичными. В многосторонних договорах, предусматривающих к тому же возможность присоединения к ним третьих государств, аутентичный экземпляр текста иногда передаётся на хранение определённому государству или международному органу (депозитарию).

АФГАНСКИЕ "НЕЗАВИСИМЫЕ ПЛЕМЕНА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

АФГАНСКИЙ КРИЗИС 1885

АФГАНСКИЙ КРИЗИС 1885 - вооружённое столкновение русских и афганских войск при Таш-Кепри (севернее Кушки) и вызванный этим конфликт между Англией и Россией из-за разграничения между Афганистаном и Россией. Спорная территория входила в состав туркменских земель, афганские претензии на эти земли не имели основания и были выставлены по наущению англичан. В столкновении при Таш-Кепри (18. III 1885) русский ген. Комаров разбил и обратил в бегство афганские войска, принявшие бой по совету находившихся при них английских офицеров. А. к. явился результатом ухудшения англо-русских отношений в Европе. Бисмарк разжигал А. к., стремясь обострить напряжённость англо-русских отношений, придавая, однако, своим выступлениям видимость миролюбивого вмешательства в пользу России. В этой обстановке столкновение у Таш-Кепри могло послужить поводом к англо-русской войне. Ленин писал: "1885. Россия на волосок от войны с Англией". Однако Англия в последнюю минуту отступила. Она была дипломатически изолирована. Недовольный Англией ввиду произведённого ею в 1882 захвата Египта, турецкий султан приступил к укреплению Дарданелл и дал понять, что не пропустит английские суда через проливы к черноморскому побережью России. На проход английских войск через Афганистан нечего было и рассчитывать. Тем самым А. к. 1885 не привёл к войне и закончился назначением англо-русской разграничительной комиссии, которая через 2 года (1887) установила русско-афганскую границу на западе вплоть до Аму-Дарьи, в основном в соответствии с требованиями России. Граница 1887 является государственной границей до настоящего времени.

АФИНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1913

АФИНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1913 - между Грецией и Турцией - заключён 14. XI, после второй балканской войны. Он предусматривал восстановление дипломатических и консульских отношений, сохранение имущественных прав за оптантами, перенесение на греческое правительство прав и обязанностей турецкого правительства в отношении железных дорог в уступленных Греции областях и пр. А. м. д. предотвратил едва не возникшую снова войну между Грецией и Турцией из-за островов Эгейского моря, подтвердив ст. 5 Лондонского договора 1913 (см.), по которой вопрос о принадлежности этих островов передавался на разрешение шести великих держав.

АЧЕСОН, ДИН ГУДЕРХЕМ

АЧЕСОН, ДИН ГУДЕРХЕМ (р. 1893) - дипломат и государственный деятель США, член демократической партии, юрист по образованию. В 1921-41 А. занимался адвокатской практикой (с кратким перерывом в 1933, когда он был заместителем министра финансов). В 1940 А. стал деятельным членом "Комитета защиты Америки путём оказания помощи союзникам". Вместе с тремя другими американскими юристами А. опубликовал в печати письмо, обосновывавшее необходимость передачи Англии 50 эсминцев в обмен на базы. В феврале 1941 А. был назначен помощником государственного секретаря США. В государственном департаменте А. занимался вопросами экономических отношений с иностранными государствами и оказания помощи союзникам США. В июне 1944 А. был представителем США на Международной валютной конференции, а с 1943 по 1945 - американским представителем в Совете ЮНРРА. А. выступал за расширение экспорта американских товаров и капиталов и в связи с этим требовал отмены закона Джонсона, запрещавшего предоставление займов правительствам, которые не выполнили своих финансовых обязательств по отношению к США после первой мировой войны. После реорганизации государственного департамента в декабре 1944 А. было поручено осуществление связей между государственным департаментом и конгрессом, а также руководство деятельностью государственного департамента в вопросах, касающихся международных конференций. С августа 1945 по май 1947 А. был заместителем государственного секретаря.

С именем А. связан следующий дипломатический инцидент: выступая 10. II 1947 в сенате, он назвал внешнюю политику СССР "агрессивной и экспансионистской". Министр иностранных дел СССР В. М. Молотов направил по этому поводу правительству США ноту протеста.

АЧИКАЛЫН, ДЖЕВАД

АЧИКАЛЫН, ДЖЕВАД (р. 1898) - турецкий дипломат. Окончил юридический факультет в Женеве. С 1923 занимал различные должности в турецких консульствах и дипломатических миссиях за границей, а также в аппарате министерства иностранных дел в Анкаре. В 1931-33 был советником посольства в Москве. В 1933 сопровождал советскую правительственную делегацию во главе с К. Е. Ворошиловым в её поездке по Турции. На конференции 1936 в Монтре входил в состав турецкой делегации в качестве её генерального секретаря. Участвовал в переговорах с Францией в 1938 по вопросу об Александреттском санджаке.

В 1939 А. был назначен заместителем генерального секретаря министерства иностранных дел и с этого времени вошёл в круг высших руководителей турецкого дипломатического ведомства. В течение всей второй мировой войны, будучи ближайшим помощником Менеменджиоглу (см.), поддерживал политику "нейтралитета" Турции, фактически сводившуюся к помощи фашистским агрессорам. В июле 1941 ездил в Берлин для обмена ратификациями германо-турецкого договора 18. VI 1941 (см.). С июня 1942 по июль 1943 был послом в СССР, затем, после назначения Менеменджиоглу министром иностранных дел, возвратился в Анкару и занял пост генерального секретаря министерства. На этом посту А. остался и при новом министре (с 1944)-Хасане Сака.

Предыдущая страница Следующая страница