Дипломатический словарь
Статьи на букву "Б" (часть 3, "БОС"-"БЮЦ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 3, "БОС"-"БЮЦ")

БОСНИЙСКИЙ КРИЗИС 1908-09

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОТА, ЛУИ

БОТА, ЛУИ (1864-1919) - бурский военачальник и государственный деятель. В ходе англо-бурской войны 1899-1902 Б. занимал высокие командные должности и проявил себя хорошим стратегом и твёрдым, решительным командиром. В 1900 Б. был назначен главнокомандующим бурскими войсками. После заключения мира (в 1902) между Англией и бурами Б. посетил президента Французской республики и английского короля Эдуарда VII, добиваясь у них средств для восстановления своей страны. В дальнейшем Б. всё время отстаивал политику компромисса с Англией. В 1907 Б. был избран первым главой ответственного правительства Трансвааля, а в 1910-первым премьер-министром Южно-Африканского Союза. В войне 1914-18 Б. принял участие на стороне Антанты, подавил в Южной Африке восстание крайних националистов, поддерживаемое Германией, в 1915 завоевал германскую Юго-Западную Африку. В 1919 Б. был приглашён на Парижскую мирную конференцию как представитель Южно-Африканского Союза и добился передачи всей Юго-Западной Африки в подмандатное управление Южно-Африканскому Союзу.

БРАЙАН, ВИЛЬЯМ ДЖЕННИНГС

БРАЙАН, ВИЛЬЯМ ДЖЕННИНГС (1860-1925) - американский политический деятель, адвокат, лидер демократической партии в течение четверти века, трижды (в 1896, 1900, 1908) баллотировавшийся в президенты США, противник протекционистских тарифов и внешней экспансии за пределами американского континента. В 1913-15 Б. был государственным секретарём. Заключил Брайан-Чаморро договор (см.). Был инициатором соглашения об арбитраже, обязывающем спорящие стороны не прибегать к оружию в течение года со дня возникновения конфликта. К началу первой мировой войны Б. подписал соглашения об этом с 30 государствами. Когда началась война, Б. дал банкам указание воздержаться от реализации займов воюющих стран в США. В то же время Б. возражал против эмбарго на вывоз оружия из США, т. к. оно противоречило принципу свободы морей. В июне 1915 Б. подал в отставку, считая ноту Вильсона Германии в связи с потоплением "Лузитании" слишком резкой. Будучи в отставке, он продолжал активно выступать как "миротворец". В 1916 на съезде демократической партии Б. вторично выдвинул кандидатуру Вильсона на пост президента под лозунгом - "он удержал нас от войны". Однако когда Вильсон в ноябре 1916 был вторично избран президентом и через несколько месяцев после этого США вступили в войну, Б. поддержал президента и даже выразил желание пойти добровольцем в армию. После окончания войны Б. развивал активную деятельность в защиту Германии, требуя смягчения условий мирного договора. В июле 1925, за несколько дней до своей смерти, Б. выступал в качестве обвинителя на пресловутом антидарвинистском ("обезьяньем") процессе в Дайтоне.

БРАЙАН-ЧАМОРРО ДОГОВОР 1914

БРАЙАН-ЧАМОРРО ДОГОВОР 1914 - заключён 5. VIII в Вашингтоне государственным секретарём США Брайаном и министром иностранных дел Никарагуа Чаморро. Согласно договору США за 3 млн. долл. предоставлялось право строительства и эксплуатации на территории Никарагуа канала между Атлантическим и Тихим океанами и на владение в течение 99 лет морской базой в заливе Фонсека на Тихом океане и о-вами Большой и Малый Рог в Караибском море. По истечении 99 лет США предоставлялось право возобновить договор на такой же срок. На время действия договора управление этими территориями полностью переходило к США. По требованию Брайана в договор был включён параграф об установлении над Никарагуа протектората США. Однако сенат США, ратифицировавший в феврале 1916 Б.-Ч. д., исключил этот параграф.

Договор вызвал протесты Сальвадора и Коста-Рики, которые обратились с жалобой в трибунал центральноамериканских республик, учреждённый в 1907. Правительство Сальвадора заявило, что создание морской базы США в заливе Фонсека нарушит суверенные права Сальвадора, поскольку залив принадлежит трём государствам, территории которых он омывает (Сальвадор, Никарагуа, Гондурас), и ни одно из государств не может заключить соответствующего договора без согласия двух других. Кроме того, существование здесь морской базы США усиливает влияние США в этом районе, что явится угрозой для независимости Сальвадора. Правительство Коста-Рики ссылалось на соглашение 15. IV 1858 между Коста-Рикой и Никарагуа, по которому правительство Никарагуа обязалось консультироваться с Коста-Рикой, прежде чем предоставить кому бы то ни было концессию на строительство межокеанского канала.

В принятых в 1917 постановлениях трибунал центральноамериканских республик констатировал, что Никарагуа нарушила права Коста-Рики и Сальвадора. Однако трибунал отказался объявить договор Брайан-Чаморро недействительным, ввиду того что одним из участников договора является государство (США), на которое не распространяется компетенция трибунала. Таким образом, центральноамериканские республики не решились выступить против интересов США, и Б.-Ч. д. остался в силе. Однако постройка канала и морской базы на территории Никарагуа не была осуществлена.

БРАНТИНГ, КАРЛ ЯЛЬМАР

БРАНТИНГ, КАРЛ ЯЛЬМАР (1860-1925) - шведский политический деятель. В 1897 Б. был первым социал-демократическим депутатом риксдага и с тех пор каждый раз переизбирался. В 1917- министр финансов в коалиционном кабинете. В 1920 Б.-премьер-министр первого социал-демократического правительства в Швеции, с 1921 по 1923 - премьер-министр и министр иностранных дел, а в 1924-25 Б. - премьер-министр третьего социал-демократического кабинета, в составе которого он находился до самой смерти.

Б. уделял особое внимание вопросам внешней политики и обороны страны. В 1905 он вёл кампанию за мирное урегулирование шведско-норвежского конфликта из-за унии. В 1908 Б. выступал во второй палате против выдвинутого Россией предложения об освобождении её от обязательств о демилитаризации Аландских островов. Когда вспыхнула мировая война, Б. выступил в защиту нейтралитета Швеции. Б. возлагал всю ответственность за войну на германское правительство и немецкую военную клику. Он вёл борьбу в печати и в риксдаге против прогерманских элементов в Швеции, т. н. "активистов", т. е. сторонников активного вмешательства в войну на стороне Германии. Деятельность Б. создала ему большую популярность в антантовских кругах. После войны 1914-18 Б. играл видную роль во внешней политике Швеции. В 1919 присутствовал на Парижской мирной конференции, где отстаивал позицию Швеции по вопросу об Аландских о-вах. После вступления Швеции в Лигу наций в 1920 Б. участвовал в качестве шведского делегата при обсуждении аландского вопроса в 1920-21. С тех пор и до 1924 Б. ежегодно участвовал в ассамблеях Лиги наций в качестве первого делегата Швеции, а когда Швеция была в 1923 избрана, в Совет Лиги наций, Б. стал членом Совета и неоднократно председательствовал в нём. С 1921 по 1924 Б. был также членом созданной Лигой наций смешанной временной комиссии по сокращению вооружений. Кроме того, Б. возглавлял шведскую делегацию на Генуэзской конференции в 1922. В 1924 он был избран председателем на ежегодной конференции Международной организации труда.

Обширная деятельность Б. в послевоенное время в сфере международной политики объяснялась не только его личными качествами, но также и тем обстоятельством, что он в качестве представителя малой нейтральной страны и лидера социал-демократической партии был для руководящих кругов Антанты наиболее подходящей фигурой, чтобы придать Лиге наций видимость беспристрастия и пацифизма. Б. предоставлялась возможность проводить свою точку зрения в таких вопросах, как, напр., о временном управлении Саарской областью, о статуте немецкого меньшинства в Польше, о Мосуле и т. п.

Б. был одним из лидеров II Интернационала, он принимал деятельное участие в международной конференции правых социалистов в Стокгольме в 1917, посвященной выработке условий мира. В феврале 1919 в Берне Б. председательствовал на "восстановительной" конференции II Интернационала, положившей начало т. н. Бернскому Интернационалу. Б. был ревизионистом и правым реформистом. Он вёл ожесточенную борьбу против левых социал-демократов,

БРАТИАНУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРЕСЛАВЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1742

БРЕСЛАВЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1742 - прелиминарный-окончивший первую силезскую войну между Пруссией и Австрией, был заключён при посредничестве Англии 11. VI. Договор подписали: со стороны. Пруссии - граф Генрих Подевильс, со стороны Австрии-граф Иоганн Гиндфорд. Они же подписали 28. VII 1742 в Берлине окончательный мирный трактат. Пруссия получила по Б. м. д. Нижнюю и Верхнюю Силезию (за исключением Тешена, Троппау и Фридека) и графство Глац (Кладско). Россия присоединилась к Б. м. д. в качестве гаранта 23. XI 1743.

БРЕСТ-ЛИТОВСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1918

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРЕТТОН-ВУДС КОНФЕРЕНЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРИАНА-КЕЛЛОГА ПАКТ

БРИАНА-КЕЛЛОГА ПАКТ - см. Келлога -Бриана пакт.

БРИАН, АРИСТИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРОКДОРФ-РАНЦАУ, УЛЬРИХ

БРОКДОРФ-РАНЦАУ, УЛЬРИХ (1869-1928), граф - германский дипломат. С 1897 по 1912 Б. был секретарём германского посольства в Петербурге и Вене, советником миссии в Гааге, генеральным консулом в Будапеште, с 1912 по 1918 был посланником в Копенгагене, с 1918 по 1919 был министром иностранных дел, с 1922 по 1928 был послом в СССР.

На арену большой политики Б. выдвинулся лишь к окончанию войны 1914-18. Будучи противником подводной войны, Б. сблизился с вождями германской социал-демократии Эбертом и Шейдеманом. После революции 1918 социал-демократы сочли кандидатуру Б. наиболее приемлемой для занятия поста министра иностранных дел. В ответ на это предложение Б. выдвинул свои условия. В области внутренней политики Б. требовал создания сильного правительства для борьбы с "большевистской агитацией", а равно ограничения сферы деятельности Советов рабочих и солдатских депутатов. В области внешней политики Б. требовал согласия подписать мирный договор только на основе 14 пунктов Вильсона. Условия Б. были приняты, и он был назначен министром иностранных дел и председателем германской делегации на мирной конференции.

Германская делегация была приглашена на мирную конференцию только в конце апреля 1919. Уже эта затяжка в приглашении на конференцию, которая открылась 18. I и продолжала заседать без германской делегации в течение 4 месяцев, показала Б., что его надежды на 14 пунктов Вильсона являются эфемерными.

В течение месяца Б. вёл борьбу за смягчение условий Версальского договора. Эту борьбу ему пришлось вести при помощи нотной переписки, поскольку союзники не допускали устных выступлений германской делегации. Вскоре, однако, Б. понял, что эта борьба бесполезна и что в результате её можно будет добиться лишь незначительных изменений. В июне 1919 Б. покинул конференцию и пытался убедить Веймарское учредительное собрание отказаться от подписания Версальского договора. Однако Веймарское собрание вынесло решение принять договор. Б. подал в отставку и до 1922 жил у себя в имении. В 1922, после подписания Раппальского договора (см.), Б. был назначен первым послом Германии в СССР. В то время Б. считал, что "спасение Германии заключается в сотрудничестве и сближении с Россией". В течение первых лет, проведённых на посту германского посла в Москве, Б. действительно работал в направлении политического и экономического сближения между Германией и СССР, считая это сближение необходимым для противодействия давлению, оказывавшемуся на Германию со стороны держав Антанты. Однако, по мере того как силы Германии возрастали, Б. менял свою позицию по отношению к СССР. Последние годы пребывания в Москве Б. не оказывал противодействия враждебной СССР тенденции, которая начала проявляться в германской политике.

Литература: Вrockdorff-Rantzau. Dokumente und Gedanken um Versailles [3. wesentlich erw. u. verm. Aufl.i. Berlin. 1925.221 S. - Stern-Ruburth, E. Graf Brockdorff-Rantzau, Wanderer zwischen zwei Welten. Ein Lebensbild. Berlin. 1929. 174 S.

БРУК, ДЖЕМС

БРУК, ДЖЕМС (1803-68) - английский колониальный деятель и дипломат. Служил в чине лейтенанта в бенгальской армии и принимал участие в бирманской войне (1825). После смерти отца (1835), получив небольшое наследство, Б. снарядил вооружённый корабль и с горстью добровольцев-авантюристов отправился искать счастья в Индонезию. Первые попытки Б. использовать межплеменные и феодальные распри на не завоёванной ещё Голландией территории (о. Целебес и др.) были неудачными, но вмешательство в междоусобицы Северного Борнео открыло ему путь к успеху. Б. оказал вооружённую помощь правителю Саравака, который был не в состоянии самостоятельно справиться с восставшими племенами. В награду Б. получил право сбора налогов в Сараваке, а с 1841 Б. стал правителем (раджой) Саравака, подвассального княжеству Бруней, которому он обязан был выплачивать ежегодную дань в размере 2 тыс. долл.

Раджа Б. умело отстаивал английские интересы на Борнео. Используя своё влияние на султана, Б. в 1846 склонил его на уступку англичанам о. Лабуан. Англия, таким образом, не только получила угольную станцию на путях к Дальнему Востоку, но и фактическое господство над подступами к столице Бруней. В 1847 султан, по соглашению с англичанами, открыл им свободный доступ в свою страну и обязался не уступать никому своих владений без ведома и согласия английского правительства. За эти услуги раджа Б. был в 1847 возведён англичанами в дворянское достоинство, назначен ген.-губернатором Лабуана и английским генеральным консулом в Брунее.

Однако восстания туземцев и нападения китайцев разоряли Б. Не оправдались и надежды англичан на быстрое получение выгод от связей Брунея с Сараваком. Вскоре Б. стал объектом нападок в английском парламенте за "ненужную жестокость", проявленную им в борьбе с малайскими морскими пиратами. Б. был отстранён от всех официальных английских должностей. В 1858, прибыв в Европу, Б. сделал безуспешную попытку продать свои права на Саравак английскому правительству или частной английской компании. Не приняло его предложений и голландское правительство, которое в то время считало район Северного Борнео экономически малоценным.

Слабый интерес к Сараваку привёл к молчаливому признанию английским правительством заключённого султаном Брунея, вопреки соглашению 1847, договора с США и назначения в Саравак в 1864 американского консула Торрей - основателя "Американской торговой К° Борнео", получившей от султана концессии на обширные земельные территории в Северном Борнео.

В 1863 Б., окончательно разорённый, переселился в Англию, передав управление Сараваком своему племяннику. Династия Бруков правит Сараваком под английским протекторатом до наших дней.

В период империализма, в связи с обострившейся борьбой за колонии и новыми открывшимися возможностями эксплуатации Саравака и всего Северного Борнео (нефть, каучук и т. д.), Англия, опираясь на договоры с Брунеем, заключённые при посредстве Б., смогла целиком подчинить себе Северный Борнео. С 1906 по договору с Англией султан Брунея передал и контроль над внутренним управлением страны английскому резиденту.

БРУМА ПРОЕКТ

БРУМА ПРОЕКТ - см. Лиги американских стран проект.

БРУННОВ, ФИЛИПП ИВАНОВИЧ

БРУННОВ, ФИЛИПП ИВАНОВИЧ (1797-1875), граф - русский дипломат. Б. принимал участие в работах Лайбахского и Веронского конгрессов Священного союза, был секретарём графа Палена во время переговоров с Турцией, закончившихся заключением Адрианопольского мирного договора 1829 (см.), был старшим советником министерства иностранных дел. Своей карьерой Б. был в значительной мере обязан точности, с какой он отражал мнение Николая I в составляемых и редактируемых им бумагах, благодаря чему пользовался благоволением царя.

В. 1839 Б. был послан в Англию с поручением уладить англо-русские недоразумения, возникшие в связи с; Ункяр-Искелесийским договором (см.), а в 1840 был официально назначен посланником в Англию. Б, составил записку, в которой проводил следующие положения: 1) закрытие проливов для военных судов является основой международной политики; 2) временно Дарданеллы могут быть открыты для английского флота, действующего против Мухаммеда Али (см.), а для русского флота должен быть открыт Босфор. Выдвинутый Б. принцип закрытия проливов для военных кораблей всех стран (кроме Турции), одобренный Николаем I и Пальмерстоном, лёг в основу конвенции о Египте, заключённой в Лондоне 15. VII 1840 (без Франции и противнее) Россией, Англией, Австрией и Пруссией. Своей информацией Б. способствовал утверждению Николая I в ошибочном мнении, будто бы отношения между Англией и Францией испорчены безнадёжно и поэтому для России открыта возможность соглашения по восточному вопросу с Англией. Пересмотр режима проливов 13. VII 1841 завершился подписанием в Лондоне между Турцией и пятью державами (Россией, Англией, Австрией, Пруссией и Францией) договора, по которому проливы были закрыты для военных кораблей всех стран, в т. ч. и России.

В дальнейшем Б. принимал участие в обсуждении и заключении коммерческого трактата между Россией и Англией, в Лондонской конференции по делам Греции (1843) и др.

Накануне Крымской войны Б. упорно продолжал поддерживать у Николая I убеждение, что прочный союз между Англией и Францией невозможен. Англо-русский разрыв явился для Б. в известной мере неожиданностью. В 1856 на Парижском конгрессе (см.) Б. был вторым уполномоченным России. В 1858 Б. был снова назначен посланником, а в 1860 послом в Англию, где пробыл 16 лет, представляя Россию на всех конференциях, происходивших в Лондоне. В 1867 на Лондонской конференции по люксембургскому вопросу Б. подготовил проект договора о нейтрализации Люксембурга, принятый за основу в решениях конференции. Б. был уполномоченным России на Лондонской конференции 1871, отменившей статьи Парижского мирного договора о нейтрализации Чёрного моря.

БРЮНИНГ, ГЕНРИХ

БРЮНИНГ, ГЕНРИХ (р. 1885) - германский политический деятель. В мае 1924 Б. был избран в рейхстаг, где занял видное место во фракции центра, а с 1929 стал лидером этой фракции. В марте 1930 Б. сформировал правительство, которое было первым из серии переходных кабинетов от веймарского режима к фашизму. Опираясь на правые партии, Б. при помощи чрезвычайных декретов проводил политику решительного наступления на политические и экономические интересы трудящихся.

В области внешней политики Б. видел свою главную задачу в том, чтобы выиграть время для военного усиления Германии. Поэтому он избегал преждевременными действиями вызывать тревогу в лагере бывших противников Германии. Используя свои тесные связи с Ватиканом, Б. искал сближения с католическими кругами Франции, а также с реакционными кругами США и Великобритании. Запугивая западные державы тем, что в условиях острого экономического кризиса на Германию надвигается "большевистская опасность", Б. добился ряда немаловажных уступок. В июле 1930 рейнская зона была эвакуирована; в 1931 Германия получила на год отсрочку платежей по плану Юнга, а 9. I 1932 Б. заявил, что Германия вообще не в состоянии платить по репарациям. Менее удачной была попытка Б. и Курциуса (см.) активизировать политику в отношении Австрии: проект австро-германского таможенного союза в марте 1931 встретил сопротивление держав, в особенности Франции. Однако Б. извлёк известную выгоду из положения: вынужденный отказаться от проекта унии, Б. в обмен добился получения новых иностранных кредитов. В феврале 1932 Б. возглавлял германскую делегацию на международной Женевской конференции по разоружению. В мае 1932 Б. вышел в отставку, уступив место правительству Папена. После захвата власти в Германии Гитлером Б. отошёл от политики, а затем эмигрировал в США. В последний период второй мировой войны и после её окончания Б. пытался при поддержке Ватикана и некоторых реакционных сил в США снова играть политическую роль, но без успеха.

Литература: Beer, R. R. Heinrich Brüning. Berlin. 1931. 70 S.-Clark, R. T. The fall of the German republic. London. 1935. P. 26 2-365. - Merker, P. Deutschland sein oder nicht sein? Bd 1. Von Weimar zu Hitler. Mexico. 1944. S. 180-238.

БРЮССЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1921

БРЮССЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1921 - о т. н. "помощи" России- открылась 6. X в Брюсселе в составе официальных представителей Бельгии, Великобритании, Франции, Италии, Испании, Германии, Швеции, Дании, Голландии, Румынии, Китая, Швейцарии, Польши, Эстонии, Латвии и Чехословакии. На конференции присутствовали также представитель Международного Красного Креста Адор и представитель организации АРА (см.) Браун.

В порядке дня конференции стояли: 1) доклады правительств и организаций о сделанной или намеченной ими работе, 2) изучение положения в России и условий предоставления кредитов Советскому правительству для борьбы с последствиями голода.

Центральным пунктом дебатов на конференции был вопрос о кредитах Советскому правительству. Хотя все выступавшие делегаты подчёркивали необходимость "устранить какие бы то ни было политические соображения" и выдвигали на первый план "мотивы человеколюбия", тем не менее дискуссия всё время касалась "моральных и материальных гарантий", необходимых для предоставления правительственных кредитов. Основными "гарантиями", по мнению ряда выступавших делегатов, и в первую очередь делегата Великобритании Филиппа Ллойд-Грима, было признание Советским правительством долгов царского И Временного правительств.

По вопросу об организации помощи конференция приняла резолюцию, которая гласила, что "ввиду отсутствия точных сведений о размере голода конференция не в состоянии наметить никакого определённого плана действия".

Что касается кредитов, то конференция сочла возможным предоставить их только при условии: "1) Отправки в поражённые голодом местности комиссии для установления размеров нужды и исследования вопросов перевозки и распределения продуктов.

2) Уверенности в достаточной налаженности производства в России.

3) Признания русским правительством существующих долгов и других обязательств и достаточной гарантии в соблюдении будущих обязательств".

Таким образом, Б. к. вместо действительной организации помощи пыталась использовать голод в восточных областях РСФСР для того, чтобы заставить Советское правительство капитулировать в вопросе о царских долгах и частной собственности иностранцев.

В ноте Советского правительства от 28. X 1921 по вопросу о резолюциях Б. к. отмечалось, что английский премьер-министр Ллойд-Джордж в своей парламентской речи от 16. VIII 1921 "назвал дьявольским замыслом предложение использовать голод в России для того, чтобы принудить её признать долги царского правительства".

Заявление Ллойд-Джорджа, однако, не помешало делегату Великобритании Ллойд-Гриму настаивать на выдвинутых предложениях.

Практических последствий Б. к. не имела.

БРЮС, ЯКОВ ВИЛЛИМОВИЧ

БРЮС, ЯКОВ ВИЛЛИМОВИЧ (1670-1735), граф, ген.-фельдмаршал - видающийся военный деятель петровского времени. В 1697-98 Б. в свите Великого посольства ездил с Петром I за границу. В 1711 Б. дважды направлялся в Гданьск для переговоров о контрибуции, которую царь требовал от города за продолжение торговых отношений с Швецией. В 1718 Б. был назначен первым русским уполномоченным на Аландский конгрессам.). На этом конгрессе и при заключении Ништадтского мирного договора 1721 (см.) роль Б. сводилась лишь к представительству, переговоры в основном вёл второй уполномоченный - А. И. Остерман.

БУДАПЕШТСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1877

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДВЕРГ

БУДВЕРГ - 1) Андрей Фёдорович (1817-81), барон. В 1850-56 и 1856-62 русский посланник в Берлине, в 1862-68-посол в Париже.

2) Андрей Яковлевич (1750-1812), барон - министр иностранных дел в 1806-07. Известный как непримиримый противник Франции, Б. был назначен на этот пост в разгар борьбы России с Наполеоном. По его настоянию подписанный 20. VII 1806 Убри Парижский мирный договор с Наполеоном не был одобрен Государственным советом. После Тильзитского мира Б. вышел в отставку.

3) Богдан Васильевич (1766-1833), барон - поверенный в делах России в Швеции, подготовлявший в 1795 переговоры о браке Густава IV с великой княжной Александрой Павловной.

БУДИШИНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1018

БУДИШИНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1018 - между польским князем Болеславом I Храбрым и германским императором Генрихом II завершил 15-летний период оборонительных войн Польши против германских захватчиков. По Б. м. д. император отказался от притязаний на земли лужицких сербов (современная Саксония). Граница между Польшей и Священной Римской империей была установлена западнее р. Спревы (Шпрее), оставляя за Польшей г. Будишин, и западнее нижнего течения р. Одры (Одер) на значительном удалении от центра польского Поморья г. Щетина (Штеттин).

БУЛГАКОВ, ЯКОВ ИВАНОВИЧ

БУЛГАКОВ, ЯКОВ ИВАНОВИЧ (1743-1809) - русский дипломат. С 1764 Б. был назначен в посольство в Варшаву. В 1775 был переведён в состав русского посольства в Турции. В 1781-89 Б. был посланником в Константинополе. Русско-турецкие отношения в это время были чрезвычайно напряжены, т. к. Порта под влиянием Франции, а затем Англии и Пруссии не хотела мириться с условиями Кючук-Кайнарджийского договора 1774 (см.). В этой обстановке от Б. требовалось не только большое искусство, но и личное мужество. Непреклонно и искусно борясь с интригами послов западноевропейских держав, он сумел добиться у Порты признания присоединения Крыма, Тамани, Кубани. В 1783 он заключил с Портой выгодный для России торговый трактат, который ставил русских в положение наиболее благоприятствуемой нации. В 1787 после отклонения ультиматума Порты о возвращении Крыма Б. был заключён турками в Семибашенный замок. Несмотря на строгий надзор, Б., будучи в заключении, достал секретные военные планы Порты и сообщил их Екатерине. Б. отказался от предложения французского посла Шуазеля-Гуфье способствовать его возвращению в Россию, заявив, что "русский представитель никакому посредству не хочет быть ничем обязан". В 1789 Б. вернулся в Россию и был назначен посланником в Варшаву. После смерти Екатерины Б. дипломатических постов не занимал.

БУЛЛИТА МИССИЯ

БУЛЛИТА МИССИЯ - была организована в феврале- марте 1919, после неудачи плана созыва конференции на Принцевых островах (см.). Без ведома Франции, возражавшей против переговоров с Советским правительством, Ллойд-Джордж и Вильсон послали в Советскую Россию дипломатического чиновника американской делегации на Парижской конференции Буллита с целью выяснить, на каких условиях Советское правительство согласно начать переговоры о прекращении военных действий. Со своей стороны Ллойд-Джордж с согласия Вильсона предложил следующую базу для переговоров: 1) прекращение военных действий на всех фронтах; 2) сохранение на местах всех существующих де факто правительств; 3) подчинение железных дорог и портов Советской России тем же правилам, которые действуют на железных дорогах и портах Европы; 4) обеспечение права свободного въезда в Советскую Россию подданным союзных держав; 5) амнистия всем политическим заключённым с обеих сторон; 6) возобновление торговых отношений между Советской Россией и внешним миром; 7) рассмотрение всех вопросов, связанных с русскими долгами союзникам, на специальной конференции и 8) увод всех союзных войск из России после демобилизации русской армии.

По существу план Англии и США предполагал расчленение России на отдельные государства, но он вёл к ликвидации интервенции и давал стране передышку. Ленин, повторяя опыт Брест-Литовска, решил пойти на переговоры, внеся, однако, в условия ряд дополнений и уточнений. Ленин требовал: равномерно распределить старые долги между странами бывшей России и зачесть в уплату долга золото, захваченное чехословаками, а также переданное по Брестскому миру Германии, и, главное, немедленно, а не после демобилизации русских войск удалить из России все иностранные армии и прекратить военную помощь антисоветским правительствам. Ленин исходил из того, что контрреволюционные правительства держались только помощью интервентов, с уходом которых народные массы поднимутся против белогвардейцев.

Вернувшись из Советской России, Буллит вручил ответ Ленина Вильсону и беседовал с Ллойд-Джорджем, который собирался послать кого-либо из англичан для завершения переговоров. Но к этому времени адмирал Колчак, получивший от Антанты помощь оружием и боеприпасами, начал контрнаступление, и правительства Англии и США резко изменили политику. Вильсон не принял Буллита, а Ллойд-Джордж, против которого консерваторы подняли шумную кампанию в связи с его позицией на Парижской мирной конференции (особенно в вопросах о России и репарациях), вынужден был маневрировать и заявил в парламенте, что вообще не вёл никаких переговоров с большевиками.

БУЛЛИТ, УИЛЬЯМ ХРИСТИАН

БУЛЛИТ, УИЛЬЯМ ХРИСТИАН (р. 1891) - американский дипломат и журналист, юрист по образованию. Дипломатическая деятельность Б. началась в 1917, когда он возглавил Бюро центрально-европейской информации государственного департамента. В 1918 Б. был назначен атташе американской делегации на Парижской мирной конференции. В 1919 Вильсон и Ллойд-Джордж направили Б. с секретной миссией в Советскую Россию (см. Буллита миссия). Ввиду неудачи миссии Б. подал в отставку (1919). Б. выступал против подписания США Версальского договора и против вступления США в Лигу наций.

Б. вернулся к дипломатической деятельности в 1933, когда был назначен специальным помощником государственного секретаря. Б. входил в состав американской делегации на мировой экономической конференции в Лондоне (1933), а после установления дипломатических отношений между СССР и США был назначен первым американским послом в СССР (1933-36). В 1936 Б. был переведён на пост посла во Франции, где пробыл до 1941.

Во время своего пребывания в СССР и во Франции Б. вёл враждебную СССР линию: он выступал за "умиротворение" агрессоров, преувеличивая мощь гитлеровской Германии и ссылаясь на мнимую слабость СССР. Стремясь направить германскую агрессию на Восток, Б. пытался сорвать франко-советский договор 1935 о взаимопомощи, воздействуя с этой целью на французскую дипломатию.

В 1941-42 Б. в качестве личного представителя президента совершил поездку на Ближний Восток. В 1942-43 он являлся специальным помощником морского министра США.

В 1944 Б. вступил во французскую армию, будучи одновременно корреспондентом американского журнала "Лайф". В августе 1944 в этом журнале была опубликована враждебная СССР статья Б. "Мир, каким он кажется из Рима", вызвавшая возмущение прогрессивных кругов США.

БУЛОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1920

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУЛЬВЕР-ЛИТТОН, ВИЛЬЯМ ГЕНРИ ЛИТТОН, БАРОН ДАЛЛИНГ И БУЛЬВЕР

БУЛЬВЕР-ЛИТТОН, ВИЛЬЯМ ГЕНРИ ЛИТТОН, БАРОН ДАЛЛИНГ И БУЛЬВЕР (1801-72) - английский дипломат. Происходил из старинной дворянской семьи. Окончил Кембриджский университет (1824) и поступил на дипломатическую службу (1827). Служил в английских посольствах в большинстве европейских столиц. Будучи секретарём посольства в Константинополе, Б. успешно вёл переговоры с министром иностранных дел Решидом пашой, закончившиеся подписанием торгового договора 1838. Заключённый Б. договор, названный Пальмерстоном "превосходной вещью", предусматривал новые привилегии для английской торговли в Турции и наносил удар как позициям Мухаммеда Али (см.), воспрещая введённые им в Египте торговые монополии, так и позициям России, приобретённым ею по Ункяр-Искелесийскому договору (см.). В 1839 Б. был переведён в той же должности в Париж, а в ноябре 1843 назначен посланником в Мадрид. В вопросе о браке королевы Изабеллы и её сестры инфанты Луизы Фернанды Б. противодействовал планам Франции и стремился подорвать её влияние. Он настойчиво побуждал мать королевы Изабеллы, Марию Христину, остановиться на кандидатуре принца Кобурга, родственника английской королевы. При его посредничестве Мария Христина обратилась к Саксен-Кобургскому дому с предложением начать переговоры о браке (май 1846). Следствием было возникновение недоверия между Марией Христиной и Луи Филиппом, что соответствовало планам Б. Действия Б., вызвавшие протест Гизо, были осуждены министром иностранных дел лордом Эбердином, заявившим о своём несогласии с Б-, которого он, однако, не отозвал. Смена кабинета в Англии и приход к власти противника Марии Христины Пальмерстона (июль 1846) были использованы французским послом в Мадриде Брессоном, который добился согласия на французский вариант двойного брака: Изабеллы с герцогом Кадикским и Луизы с герцогом Монпансье (сыном Луи Филиппа). Б. пытался предотвратить его осуществление. Были пущены в ход угрозы (Б. заявил испанскому правительству, что Англия "признает брак инфанты враждебным действием и употребит все усилия, чтобы произвести в Испании полный переворот"), резкие ноты, инспирированная Б. кампания в печати. После провала маневров Б. (брак был заключён 10. X 1846) он тайно содействовал находившейся в оппозиции к правительству партии "прогрессистов" ("экзальтадос") в подготовке восстания с целью устранения от власти "умеренных" ("модерадос"), сторонников французской ориентации. Глава правительства маршал Нарваэс подавил восстание (март 1848). Репрессии победителей вызвали официальный протест Б. (10. VI 1848), потребовавшего от имени Англии изменения состава испанского правительства. Нарваэс, возмущённый открытым вмешательством Б. во внутренние дела страны, категорически потребовал его отозвания, что привело к разрыву дипломатических отношений между Англией и Испанией (восстановлены после письменного извинения испанского правительства в 1851). Английское правительство, одобрившее действия Б., назначило его посланником в Вашингтон (1849), где год спустя он заключил Клейтон - Бульвера договор (см.). В 1852 Б. был переведён в Тоскану, а в 1858 назначен послом в Турцию, где пользовался большим влиянием на султана. В 1868 Б. вышел в отставку.

Б., по словам Гизо, зарекомендовал себя дипломатом, "умевшим с необыкновенным искусством проникать в самые сокровенные мысли, цели и действия тех политиков, с которыми ему приходилось иметь дело".

Последние годы жизни Б. посвятил литературной деятельности,

БУРИНСКИЙ ДОГОВОР 1727

БУРИНСКИЙ ДОГОВОР 1727 - см. Кяхтинский договор 1727.

БУСТАМАНТЕ-И-СИРВЕН, АНТОНИО САНЧЕС

БУСТАМАНТЕ-И-СИРВЕН, АНТОНИО САНЧЕС (р. 1865) - известный юрист-международник, профессор Гаванского университета с 1891, сенатор Кубы с 1902, президент Национальной академии литературы, почётный декан юридического факультета в Гаване, член Европейского (с 1895) и Американского (с 1916) институтов международного права, Американской и Гаагской академий международного права (1923) и т. д. Б. был представителем Кубы на второй Гаагской конференции 1907, на Парижской мирной конференции 1919 и на VI Панамериканской конференции 1928. С 1921 до второй мировой войны Б. состоял судьёй Постоянной палаты международного правосудия.

Заняв в возрасте 26 лет кафедру международного частного и публичного права в Гаване, Б. быстро выдвинулся рядом монографий о "публичном порядке" в международном частном праве (1893), о Панамском канале и международном праве (1895), о Гаагской конференции (1908), о начале личной автономии в международном частном праве (1914), о Палате международного правосудия (1923 и 1925). С 1922 Б. - редактор гаванского "Журнала международного права" ("Revista de derecho international"). Мировую известность дали Б. его кодификации международного частного права (см. Бустаманте кодекс) и два капитальных курса: международного права, частного и публичного.

В учении о международном общении и международном праве Б. примыкает к русской доктрине Ф. Мартенса. Он рассматривает международное право как особую систему права и строит её аналогично системе внутригосударственного права: конституционное, административное, гражданское, уголовное, судебное международное право. Под уголовным международным правом Б. понимает все виды санкций международных правонарушений, включая войну. Б. отвергает право интервенции и агрессии, учение о территории как "пространстве", настаивая на её объективном характере (собственность государства). Полнота обработки нормативного и литературного материала, американского и европейского, делает курсы и монографии Б. полезными пособиями; их слабость заключается в философском эклектизме и догматическом методе.

БУСТАМАНТЕ КОДЕКС

БУСТАМАНТЕ КОДЕКС - международного частного права - международный акт, принятый VI Панамериканской конференцией в Гаване 20. II и вошедший в силу 25. XI 1928. Кодекс, образующий приложение к Гаванской конвенции 20. II 1928, официально издан на 4 языках - английском, испанском, французском, португальском- и назван "Кодексом Бустаманте" в честь главного автора проекта и редактора текста профессора Бустаманте. 15 республик Америки ратифицировали Б. к., остальные (США, Колумбия, Парагвай, Уругвай, Чили, Аргентина) только подписали, но не ратифицировали его; однако их суды допускают ссылки на Б. к., как на вспомогательный источник права.

Основные идеи Б. к. - комбинирование территориального и личного начал при решении коллизий законов; различение международного и "внутреннего" публичного порядка, гарантии личности и равноправие иностранцев наравне с гражданами данного государства (однако это равноправие необязательно в сфере политических прав). Б. к. состоит из 4 книг, которые охватывают: I. международное гражданское право (ст. 1-231), II. международное торговое право (ст. 232-295), III. международное уголовное право (ст. 296-313) и IV. международное процессуальное право (ст. 314-437).

В первой книге дана сводка принятых в Америке конфликтных норм "о лицах" (физических и юридических), "об имуществах" и "о способах приобретения". Подробно регулируются коллизии законов о гражданстве, браке, семье, опеке, наследствах и договорах. Во второй книге много внимания уделено коллизиям норм о морских и воздушных перевозках и торговле. В третьей книге кодекс, отступая от теории его автора (международное уголовное право - совокупность санкций международных деликтов), даёт конфликтные нормы действия национальных уголовных законов в пространстве, в частности в открытом море, в атмосфере, на территориях, ещё не организованных в государства, а равно нормы о квалификации рецидива и применении давности преступления и наказания в разных судах.

В четвёртой книге регулируются коллизии в сфере гражданского и уголовного процесса, в частности по вопросам дипломатического судебного иммунитета, выдачи преступников и права убежища.

Кодекс отвергает судебный залог для иностранцев, если он не установлен для граждан данного государства, и особо выделяет "правила о доказывании иностранных законов" в судах (ст. 408-411).

Б. к. открыт для присоединения "всех государств и международных юридических лиц" (имеются в виду прежде всего Канада и Ньюфаундленд). Политическая цель Б. к. - содействовать объединению права и облегчению торгового оборота стран Панамериканского союза (см.).

БУХАРЕСТСКИЕ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУХАРЕСТСКИЙ КОНГРЕСС 1772

БУХАРЕСТСКИЙ КОНГРЕСС 1772 - см. Фокшанский конгресс 1772.

БУХЛАУ СОГЛАШЕНИЕ

БУХЛАУ СОГЛАШЕНИЕ - см. Боснийский кризис 1908-09.

БУЧАЧСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1672

БУЧАЧСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1672 -см. Журавненский мирный договор 1676.

БЬЁРКСКИЙ ДОГОВОР 1905

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЬЮКЕНЕН, СЭР ДЖОРДЖ

БЬЮКЕНЕН, СЭР ДЖОРДЖ (1854-1924) - британский дипломат, сын британского посла в Вене Эндрью Бьюкенена. Б. начал свою деятельность в 1876 в Риме в качестве атташе, а затем третьего секретаря посольства. В течение четверти века Б. последовательно занимал второстепенные дипломатические должности в Токио, Вене, Дармштадте, Риме (вторично) и Берлине.

Самостоятельную работу Б. начал посланником в Софии в 1904-08, где вёл антирусскую политику при дворе Фердинанда Кобургского. После отозвания британского посла Никольсона из России в 1910 Б. был назначен послом в Петербург.

Б. установил хорошие отношения с Сазоновым (см.). Британское посольство при Б. в годы первой мировой войны стало центром постоянных собраний "англофилов" из октябристских и кадетских кругов. В 1910 Б. вёл кампанию против Потсдамского соглашения, которое должно было обеспечить сочувствие России проведению Багдадской ж. д. под руководством германского капитала. Избегая прямых обещаний со стороны Англии поддержать Россию в войне с Германией, Б. стремился, однако, к тому, чтобы устранить препятствия к улучшению англо-русских отношений. В этой области ему оказывал содействие Сазонов. Но часто Б. обходил русского министра иностранных дел и добивался нужных ему обещаний непосредственно от Николая II; при этом Б., по его собственному выражению, подавал царю "лесть лопатами". С началом войны Б. усилил в печати деятельную пропаганду в "английском духе": в речи, произнесённой Б. в "Английском клубе" в декабре 1914, он выступил против "германофилов, облыжно утверждавших, что за четыре месяца войны английский флот и английская армия не предприняли ничего существенного".

В 1916 Б. поставил перед Николаем II вопрос о создании "министерства доверия", что привело к охлаждению отношений между ними, а вел. князь Николай Михайлович, тесно связанный с Б., был сослан в своё имение. Это, однако, не остановило Б.: он продолжал поддерживать отношения с оппозиционно настроенными членами династии и в частности с Кириллом Владимировичем и вел. княгиней Викторией. После Февральской революции Б. стремился наладить отношения с Временным правительством, установил тесную дружбу с Керенским и добился для себя со стороны Временного правительства специального "свидетельства о демократической благонадёжности", когда в Лондоне встал вопрос о замене его Гендерсоном. После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 Б. отказался поддерживать отношения с Народным комиссариатом иностранных дел, принимал у себя агентов Каледина и других белогвардейцев и, получив предупреждение о возможности репрессий по отношению к британским подданным в связи с арестом Г. В. Чичерина в Лондоне, добился своего отозвания из Петрограда "по болезни". В январе 1918 Б. вернулся в Англию. В 1919-21 он был послом в Риме и к концу своей жизни написал "Мемуары дипломата", проникнутые враждой и ненавистью к России, и в особенности к СССР.

БЮЙЮКДЕРЕ

БЮЙЮКДЕРЕ - дачная местность на Босфоре в 18 км от Стамбула, летняя резиденция русского посольства в Турции.

БЮЛОВ, БЕРНГАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮНО-ВАРИЛЬЯ, ФИЛИПП

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮЦОВ, ЕВГЕНИЙ КАРЛОВИЧ

БЮЦОВ, ЕВГЕНИЙ КАРЛОВИЧ (1837-1904) - русский дипломат. В 1873-83 - русский посланник в Китае. В 1881 подписал (вместе с министром иностранных дел Н. К. Гирсом) Петербургский договор, ликвидировавший длительный конфликт из-за Илийского края. Одновременно было подписано торговое соглашение с Китаем, предоставившее русским купцам целый ряд новых льгот.

В 1889 Б. был назначен посланником в Иран. В результате его усилий иранское правительство заключило в России ряд займов и разрешило открыть русский учётно-ссудный банк. В 1897- 1904 Б. был посланником в Швеции и Норвегии.

Предыдущая страница Следующая страница