Дипломатический словарь
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГОР"-"ГЮН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГОР"-"ГЮН")

ГОРЧАКОВ, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОРЧАКОВА ЦИРКУЛЯРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ (Secretary of State) - глава государственного департамента США, должностное лицо, соответствующее министру иностранных дел европейских государств. В функции Г. с. помимо руководства внешнеполитическими делами входит также опубликование законов США. В соответствии с конституционным законом о порядке замещения вакантной должности президента в период между президентскими выборами Г. с. является вторым после вице-президента кандидатом на пост главы государства. Таким образом, в случае если до новых президентских выборов пост президента освобождается в результате смерти, отставки или ухода по каким-либо иным причинам президента и вице-президента, Г. с. автоматически становится президентом США. В силу особенности конституции в США нет кабинета министров - органа, коллегиально руководящего политикой страны, а также нет и премьер-министра. Главой исполнительной власти является президент. Распределение портфелей формально не зависит от парламентских комбинаций. Г. с. назначается президентом с одобрения сената. Он, как и другие члены правительства, не может быть ни депутатом палаты представителей, ни сенатором. Он ответствен лишь перед президентом, а не перед конгрессом. Формально президент пользуется решающей властью в области внешней политики, а Г. с. является лишь исполнителем его директив. Однако фактически положение зависит от личности президента и Г. с. При слабых или уделяющих малое внимание внешней политике президентах выдающиеся Г. с. играли роль самостоятельных руководителей внешней политики США.

ГО ТАЙ-ЦИ

ГО ТАЙ-ЦИ (р. 1888) - дипломат и государственный деятель Китая. Получил образование в Учане, а затем в Пенсильванском университете в США. Дипломатическую карьеру начал советником министерства иностранных дел в 1912-17. В 1927-28 и 1932 занимал пост вице-министра иностранных дел. В 1932 возглавил делегацию по мирным переговорам с Японией в связи с японской оккупацией Манчжурии и событиями в Шанхае. В последующие годы (1932-41) был посланником, а затем послом в Англии. В 1941-42 занимал пост министра иностранных дел Китая. С 1942 был председателем комитета по иностранным делам при Верховном совете Национальной обороны. С 1946 - представитель Китая в Совете безопасности Объединённых наций.

ГОТО СИМПЕЙ

ГОТО СИМПЕЙ (1856-1929), виконт - японский государственный деятель и дипломат. С 1897 возглавлял гражданскую администрацию на о. Формоза и в 1906 был назначен председателем правления ЮМЖД. Г. близко стоял к военным и колониальным кругам и неоднократно занимал министерские посты: в 1908 и 1912 Г. - министр связи в кабинете Кацура, в 1916 - министр внутренних дел. Заняв пост министра иностранных дел в кабинете Терауци в 1918, Г. проводил активную дипломатическую подготовку к антисоветской интервенции. Одновременно выступал с "разъяснениями", рассчитанными на успокоение и усыпление внимания США. Выйдя в отставку в конце 1918, Г. состоял членом комитета по внешнеполитическим делам при правительстве Хара. С 1921 по 1922 - мэр Токио и член верхней палаты.

В связи с провалом антисоветской интервенции, изменением соотношения сил между державами и ухудшением японо-американских отношений, Г. начал высказываться в пользу сближения Японии с Советской Россией. В январе 1923 Г. вступил в контакт с представителем РСФСР и, пригласив его в Токио, вёл полуофициальные переговоры об условиях урегулирования советско-японских отношений. Переговоры оказались безрезультатными, но способствовали выяснению точек зрения обеих сторон.

В конце 1923 Г. - министр внутренних дел в кабинете адмирала Ямамото. Выйдя в отставку, продолжал публично выступать в пользу урегулирования японо-советских отношений, заявляя об отсутствии коренных противоречий между Японией и Советским Союзом. После установления в 1925 дипломатических отношений между СССР и Японией Г. возглавил японо-советское Общество культурного сближения. В 1927 Г. посетил СССР. Принимал активное участие в подготовке японо-советской рыболовной конвенции, заключённой в 1928.

ГРАБАРЬ, ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ

ГРАБАРЬ, ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ (р. 1865) - русский юрист и историк, профессор международного права в Тарту (Юрьев) с 1893 по 1918, а затем в Москве, член советской делегации на Лозаннской конференции (1922-23), участник разработки консульского устава СССР (1926).

Г. опубликовал свыше 120 работ по вопросам права войны, истории воздушного права и режима черноморских проливов; им дана острая критика германских учений о праве войны и "национализме" в международном праве; выдвинута теория реального равенства держав в международных организациях. Учебник международного права Листа в обработке Г. выдержал 6 русских изданий (1902-26).

Как историк международного права Г. пользуется мировой известностью. Последние годы Г. работает над историей русской науки международного права 17-18 вв.

ГРАВСКИЙ

ГРАВСКИЙ -1) Владислав (1874-1939) - польский политический деятель, один из руководителей национал-демократической партии. Депутат I, II и III Государственной думы (от Варшавской губ.). Во время первой мировой войны Г. находился в русской армии. После Великой Октябрьской социалистической революции Р. вернулся в оккупированную немцами Польшу, где был интернирован германскими властями, но затем введён в состав местного правительства. В период советско-польской войны 1920, будучи кратковременно премьер-министром, Г. обращался за помощью к Верховному совету Антанты. На конференции в Спа 10. VII 1920 он от имени польского правительства принял обязательство незамедлительно предложить Советской России перемирие на условиях отвода польских войск за т. н. Керзона линию (см.), согласился на включение Вильно в состав Литвы, раздел Тешенской Силезии между Польшей и Чехословакией, самостоятельное представительство Восточной Галиции (Западная Украина) и др. Однако после изменения военной обстановки в пользу Польши обязательства, взятые Г., были нарушены поляками. В качестве министра финансов Г. входил в кабинеты Витоса (1920 и 1923) и Сикорского (1922 и 1923). В 1923-25 Г. был главой правительства и министром финансов, проводя при этом политику протекционизма, вызвавшую экономическую войну с Германией. Несмотря на ослабление международного положения Польши в связи с подготовлявшимся подписанием Локарнского договора, Г. не принял советского предложения о заключении советско-польского договора о ненападении. После государственного переворота Пилсудского (см.) Г. руководящей роли в политике Польши не играл.

2) Станислав (р. 1871) - польский политический деятель и дипломат. В начале первой мировой войны Г. входил в Главный национальный комитет, созданный в австрийской части Польши для поддержки Габсбургов, но вскоре стал сторонником Антанты и оказывал содействие русской военной администрации. После Великой Октябрьской социалистической революции он примкнул к созданному Дмовским Польскому национальному комитету в Париже. В качестве представителя этого комитета Г. был делегирован в Польшу после краха немецкой оккупации и захвата власти Пилсудским (см.). Был избран председателем комиссии по иностранным делам Учредительного сейма, но подал в отставку с этого поста в знак протеста против договора с Петлюрой и антисоветской "федералистской" политики Пилсудского. Г. был членом польской делегации во время советско-польских мирных переговоров в Минске. В 1923 и 1925-26 Г. занимал пост министра исповеданий и просвещения. В качестве полномочного представителя Польши Г. подготовил подписание конкордата с Ватиканом (1925). После катастрофы, постигшей Польшу в 1939, Г. в эмиграции возглавил созданный реакционными кругами Польский национальный совет. Однако под влиянием освобождения Польши Красной Армией и укрепления демократической государственности в Польше он изменил свои позиции. Г. входил в состав делегации польского эмигрантского правительства, посетившей Москву в августе и в октябре 1944 для переговоров с Польским комитетом национального освобождения. Солидаризировавшись с решениями о Польше, принятыми на Крымской конференции 1945 (см.), Г. вместе с большинством членов Польского национального совета обратился к эмигрантскому правительству с требованием изменения политики. После этого реакционные эмигрантские "власти" распустили Польский национальный совет. В июне 1945 Г. был кооптирован в состав президиума Краевой рады народовой и вернулся в Польшу.

ГРАНДИ, ДИНО

ГРАНДИ, ДИНО (р. 1895), граф-итальянский дипломат. Один из первых помощников Муссолини по созданию фашистских отрядов, Г. после захвата власти фашизмом был назначен Муссолини генеральным секретарём партии и членом большого фашистского совета. В 1924-25 он занимал пост заместителя министра внутренних дел, а в 1926-29- заместителя министра иностранных дел. В 1929 Г. участвовал на Гаагской конференции, обсуждавшей план Юнга.

С 1925 по 1928 Г. был делегатом в Совете и в Ассамблее Лиги наций, а в 1929-32 Г. был министром иностранных дел. Он представлял фашистскую Италию в Лиге наций и на всех важнейших международных конференциях того периода.

В 1932-39 был послом в Лондоне. По возвращении из Англии (1939) был назначен членом палаты фаший и корпораций, а вскоре стал председателем палаты и министром юстиции.

Г. был известен как сторонник ориентации на Англию. На заседании большого фашистского совета в ночь на 25. VII 1943 Г. голосовал против Муссолини.

После образования кабинета Бадольо Г. бежал в Португалию. В Италии Г. заочно присуждён к смертной казни как один из фашистских военных преступников.

ГРЕЙ-КАМБОНА СОГЛАШЕНИЕ 1912

ГРЕЙ-КАМБОНА СОГЛАШЕНИЕ 1912 - состоялось 22-23. XI в виде обмена письмами между английским статс-секретарём по иностранным делам Э. Греем и французским послом в Лондоне П. Камбоном. Хотя англо-французское соглашение 1904 (см.) не налагало формальных союзных обязательств на его участников, однако уже с 1906 штабы сухопутных сил обеих держав проводили совещания и выработали ряд технических соглашений на случай совместного ведения войны. В 1912 события на Балканах предвещали приближение общего европейского взрыва. Германия значительно усилила своё военно-морское строительство. Переговоры Холдена (см.) в Берлине об ограничении германских морских вооружений закончились неудачей. Английское адмиралтейство сочло необходимым сосредоточить свои морские силы вблизи метрополии и добивалось от Франции перевода основных сил её флота в Средиземное море. Первый лорд адмиралтейства Черчилль представил французам предварительный проект соответствующего соглашения, но с оговорками, что оно не связывает политической свободы договаривающихся и что в момент конфликта каждое правительство примет решение вполне независимо и в согласии со своими интересами. Такое предложение не удовлетворило Францию, опасавшуюся за свои северные и западные морские границы. Она требовала от Англии более определённых гарантий на случай войны. Франция предложила соглашение, которое предусматривало, что в момент опасности обе державы обсудят совместно, будут ли они действовать сообща и какие примут меры. Если эти меры включат военное выступление, то будут приняты во внимание планы военных штабов. Такое соглашение позволяло установить постоянный контакт между военно-морскими штабами обеих держав и подготовить планы совместных военных действий. Вместе с тем оно давало французам возможность, в случае если бы в решительную минуту Англия отказалась от выступления, своевременно перебазировать свой флот, вернув его в Атлантический океан и Ламанш. Вначале англичане предлагали лишь устную договорённость, а затем согласились на письменный акт, но с тем, чтобы он был облечён не в форму дипломатических нот, а в форму обмена личными письмами между министром и послом. В письмах было ещё раз подчёркнуто, что совещания военных и морских экспертов не ограничивают свободу каждого правительства решать в будущем, должно ли оно помочь другому вооружённой силой, и не должны рассматриваться как обязательства, принуждающие правительство к выступлению. В частности расположение французского и английского флотов не должно было считаться основанным на обязательстве военного сотрудничества.

ГРЕЙФСВАЛЬДСКИЙ СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР 1715

ГРЕЙФСВАЛЬДСКИЙ СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР 1715 - между Россией и Ганновером - был подписан 28. X Б. И. Куракиным и ганноверским резидентом в Пруссии Гейшеном. Ганноверский курфюрст Георг Людвиг (в 1714 он стал также английским королём под именем Георга I) обязывался содействовать России в получении ею, при заключении мира с Швецией, Ингрии и Карелии, как старых русских владений, и Эстляндии с Ревелем в возмещение убытков, понесённых Россией в войне. В свою очередь Пётр I должен был содействовать разделу шведских владений в Германии между Ганновером, Пруссией и Данией. Г. с. д. имел особенное значение для России в связи с тем, что в силу личной унии Ганновера и Англии открывалась возможность вступления Англии в войну на стороне противников Швеции. Но переговоры в Грейфсвальде о совместных действиях русского, датского и английского флотов не дали реальных результатов.

ГРЕЙ, ЭДУАРД, ЛОРД ФАЛЛОДОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕКО-БОЛГАРСКИЙ ДОГОВОР 1912

ГРЕКО-БОЛГАРСКИЙ ДОГОВОР 1912 - см. Балканский союз.

ГРЕКО-СЕРБСКИЙ СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР 1913

ГРЕКО-СЕРБСКИЙ СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР 1913 - подписан 1. VI в Афинах; явился одним из основных звеньев дипломатической подготовки ко второй балканской войне. Успешные военные действия государств Балканского союза (см.) против Турции привели в начале 1913 почти к полному изгнанию Турции из Европы. Балканским союзникам предстояло поделить между собой отнятые у турок территории- Македонию, Фракию и др. Опираясь на буквальное толкование условий сербо-болгарского союзного договора 1912, Болгария претендовала на большую часть приобретений-на всю Фракию и почти на всю Македонию. Сербия, лишившаяся из-за противодействия Италии и Австро-Венгрии надежды на получение выхода к Адриатическому морю, не соглашалась на передачу Болгарии всей Македонии. Греция в свою очередь претендовала на часть Македонии и на Фракию. Как Греция, так и Сербия опасались не только чрезмерного территориального расширения Болгарии, но и наметившегося в этот период сближения Болгарии с Австро-Венгрией и Германией. Ввиду того, что значительная часть территорий, на которые претендовала Болгария, были заняты сербскими и греческими войсками, Болгария с января - февраля 1913 начала военные приготовления против Сербии и Греции. Посредничество России, стремившейся к сохранению Балканского союза, не дало результатов. При таких условиях в январе 1913 открылись греко-сербские переговоры о союзе, приведшие к подписанию секретного Г.-с. с. д.

Договор устанавливал принцип совместного ведения войны против Болгарии в случае нападения или угрозы нападения со стороны последней (ст. 4). Целями такой войны являлось "сокрушение военной силы Болгарии" и обеспечение раздела Македонии между Сербией и Грецией с установлением общей греко-сербской границы западнее долины р. Вардар, а также установление остальных границ на основе действительной оккупации (ст. 2), что означало отказ Сербии от условий сербо-болгарского союзного договора 1912. Стороны обязались оказывать друг другу всестороннюю дипломатическую поддержку (ст. 3). Греция предоставляла для нужд сербской торговли свободную зону в порту Салоники и право беспошлинного провоза товаров по ж. д. Салоники - Ускюб и Салоники -Монастырь (ст. 7).

На основе союзного договора была заключена греко-сербская военная конвенция, согласно которой Сербия в случае войны с Болгарией должна была выставить 150-тысячную армию, а Греция - 90-тысячную. Военная конвенция устанавливала также, что в случае выступления одной из сторон против Болгарии без предварительной консультации с другой стороной последняя может не принимать участия в войне, но обязана сохранять благожелательный нейтралитет.

Договор и военная конвенция нашли своё практическое применение во второй балканской войне, начавшейся 29. VI 1913. Территориальные условия договора были практически реализованы в Бухарестском мирном договоре 1913 (см.).

ГРЕКО-ТУРЕЦКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1923

ГРЕКО-ТУРЕЦКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1923 - об обмене населением - подписана 30. I в Лозанне. Конвенция предусматривала обязательный обмен турецких граждан православного вероисповедания, проживающих на турецкой территории (т. е. греков - турецких подданных), на греческих граждан мусульманского вероисповедания, проживающих на греческой территории (т. е. турок- греческих подданных). Обмену не подлежали лишь греческие жители Стамбула, поселившиеся в этом городе до 30. X 1918 (дата Мудросского перемирия), и мусульманские жители Западной Фракии. Конвенция содержала ряд. пунктов о порядке ликвидации имущества лиц, подлежащих обмену, а также постановление о создании смешанной комиссии в составе турецких, греческих и нейтральных представителей для контроля над проведением в жизнь данной конвенции.

Впервые мысль об обмене греков - турецких подданных на турок - греческих подданных была выдвинута ещё в 1913, после балканских войн. Тогда турецкое правительство, опасаясь ирредентистских стремлений греков, предложило греческому правительству обменять греков Измирского района на турок Македонии. В 1914 было заключено соответствующее соглашение (ноты от 24. VI и 8. VII 1914), но первая мировая война помешала его реализации. Снова, в ещё более острой форме, вопрос об обмене населением возник во время греко-турецкой войны 1920-22 в связи с содействием анатолийских и фракийских греков военным действиям греческой армии против турок. На Лозаннской конференции, завершившей эту войну, турецкая делегация требовала обмена в обязательном порядке всех без исключения греков Турции на турок Греции, утверждая, что христианские меньшинства в Турции всегда были орудием иностранной политики.

Греческая делегация, поддержанная англичанами, вначале соглашалась лишь на обмен на основе добровольности, но турки не шли ни на какие уступки. В конце концов конференция высказалась за обязательность обмена. Только по вопросу о стамбульских греках турки под давлением остальных участников конференции согласились допустить изъятие из общего правила.

В дальнейшем, при проведении конвенции в жизнь, между Турцией и Грецией неоднократно возникали острые конфликты, особенно из-за стремления Греции сохранить возможно большее число греков в Стамбуле, против чего турецкое правительство решительно возражало. Лишь в 1930 оба правительства пришли к соглашению о способе разрешения всех спорных вопросов, возникших в результате применения Лозаннской конвенции. С этого времени вопросы, связанные с обменом населения, стали постепенно терять значение. 9. XII 1933 была подписана греко-турецкая конвенция о ликвидации в 9-месячный срок смешанной комиссии по обмену населением в связи с завершением её работ. Общее количество населения, обменённого на основе Лозаннской конвенции, составило около 1 400 тыс. греков, переселённых в Грецию (включая и тех, которые бежали из Турции во время греко-турецкой войны), и около 400 тыс. турок, переселённых из Греции в Турцию. В Турции осталось примерно 100 тыс. греков.

ГРЕКО-ТУРЕЦКИЙ СОЮЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕКО-ЮГОСЛАВСКИЙ ДОГОВОР 1929

ГРЕКО-ЮГОСЛАВСКИЙ ДОГОВОР 1929 - о дружбе, согласительной процедуре и судебном разбирательстве споров - подписан 27. III в Белграде югославским министром иностранных дел Кумануди и греческим посланником Карапаносом.

Договор был заключён при содействии французской и отчасти английской дипломатии и имел своей главной целью сгладить напряжённость в греко-югославских отношениях, возникшую после первой мировой войны в связи с вопросом о Салониках.

Преамбула договора отмечала стремление договаривающихся сторон к взаимной дружбе и сотрудничеству, их намерение установить процедуру мирного разрешения споров, а также содержала ссылку на соответствие договора Уставу Лиги наций.

Ст. I провозглашала принцип сотрудничества сторон в поддержании порядка, установленного на Балканах версальской системой мирных договоров. Эта же статья налагала на договаривающиеся стороны обязательство консультироваться друг с другом в случае возникновения или возможности возникновения угрозы общим интересам. Положения этой статьи были направлены непосредственно против болгарского ревизионизма.

В остальных статьях содержались положения о процедуре разрешения споров, могущих возникнуть между договаривающимися сторонами, и положения о механизме судебного разрешения споров, согласительной процедуры и третейского разбирательства.

Договор был заключён на пятилетний срок и подлежал регистрации в Лиге наций.

Одновременно с договором был подписан ряд греко-югославских протоколов, непосредственно касающихся салоникского вопроса, в частности о порядке использования югославами Салоникского порта в соответствии с нереализованной конвенцией 1923 о вольной зоне в этом порту. В этих протоколах фиксировались некоторые уступки, которые Греция сделала Югославии по салоникскому вопросу. Однако в дальнейшем греческие власти, вопреки постановлениям протоколов, постоянно препятствовали использованию югославами вольной зоны в Салоникском порту, что подрывало базу договора о дружбе и способствовало сохранению напряжённости в греко-югославских отношениях.

Таким образом, договор 1929 на практике не привёл к полному осуществлению целей, которые ставились Францией и Англией в момент его заключения. Всё же он в некоторой степени содействовал греко-югославскому сближению и этим облегчил французской дипломатии задачу организации Балканской Антанты (см.).

ГРИБОЕДОВ, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРОЗА, ПЕТРУ

ГРОЗА, ПЕТРУ (р. 1884) - румынский государственный деятель, доктор права.

В 1-919-27 Г. был депутатом румынского парламента от "народной партии" маршала Авереску. В этот же период Г. был министром по делам Трансильвании (1921) и министром общественных работ (1926). В 1926-27 Г. выступал за советско-румынское сближение и настаивал на заключении торгового договора с СССР. Встретив противодействие в этом со стороны Авереску, он порвал с "народной партией" и временно отказался от политической деятельности, уехав в провинцию.

В 1933 Г. возглавил крестьянское восстание в уезде Хунедоара и тогда же организовал крестьянскую политическую партию "Земледельческий фронт". В предвоенные годы и в период второй мировой войны Г. во главе "Земледельческого фронта" выступал против прогерманской политики румынских правительств и союза с гитлеровской Германией, за что неоднократно подвергался репрессиям.

После выхода Румынии из войны в августе 1944 Г. вместе со своей партией присоединился к национально-демократическому фронту (НДФ) и в качестве представителя НДФ входил в правительства Санатеску и Радеску, где занимал пост вице-премьера.

6. III 1945 Г. стал главой правительства демократической концентрации, поставившего своей задачей проводить политику дружбы с СССР и лояльно выполнять условия соглашения о перемирии. В сентябре 1945 во главе румынской правительственной делегации Г. посетил Москву, где заключил соглашение с Советским правительством.

Осенью 1946 после выборов в парламент партии национально-демократического фронта вновь выдвинули Г. на пост премьер-министра. Деятельность Г. на этом посту привела к укреплению румынской демократии и к улучшению международного положения Румынии.

ГРОМЫКО, АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ

ГРОМЫКО, АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ (р. 1909) - советский дипломат, с 1947 - заместитель министра иностранных дел СССР. В 1934 окончил Минский институт сельского хозяйства и затем в течение двух лет был аспирантом Московского института экономики им. Ленина. В 1936-39 работал старшим научным сотрудником Института экономики Академии наук СССР и ответственным секретарём редакции журнала "Проблемы экономики". Кандидат экономических наук. На дипломатической работе с 1939. Заведывал отделом американских стран НКИД и в конце 1939 был назначен советником посольства СССР в США. В 1943-46 занимал пост чрезвычайного и полномочного посла СССР в США и одновременно чрезвычайного и полномочного посланника СССР в республике Куба. С 1946 Г. является постоянным представителем СССР в Совете безопасности организации Объединённых наций.

Г. участвовал в работах Тегеранской, Крымской и Берлинской конференций руководителей трёх великих держав - СССР, США и Великобритании; он был в составе советской делегации на конференции Объединённых наций в Сан-Франциско и на первой сессии Генеральной ассамблеи в Лондоне и Нью-Йорке. Участвовал в совещаниях министров иностранных дел. Под его руководством проходила работа советской делегации в Думбартон-Оксе и в подготовительной комиссии организации Объединённых наций в Лондоне.

В феврале 1946 Г. был избран депутатом Верховного Совета Союза ССР; дважды награждён орденом Ленина.

ГРОЦИЙ, ИОАНН ГУГО

ГРОЦИЙ, ИОАНН ГУГО (1583-1645) - известный голландский юрист-международник, а также теолог и историк. Пятнадцатилетним подростком Г. был членом голландского посольства во Франции. В 1609 Г. издал труд о свободе морей ("Mare liberum"), в котором отразилась борьба голландского торгового капитала с английским за свободу морей, в частности голландского морского пути в Ост-Индию. В 1615 Г. был приглашён в Лондон для урегулирования спора между Англией и Голландией о торговле в Индии. Приняв участие в политико-религиозной борьбе в Голландии как республиканец и один из руководителей секты арминиан, Г. в 1619 был приговорён к пожизненному заключению в крепости Левенштейн, откуда в 1621 бежал во Францию, где Людовик XIII назначил ему ежегодную пенсию. Во Франции Г. написал в 1625 свою знаменитую книгу: "О праве войны и мира" ("De jure belli ас pacis"). После издания этой книги шведский канцлер Оксеншерна пригласил Г. на службу к стокгольмскому двору, и в 1634 Г., несмотря на оппозицию Ришелье, был назначен шведским послом в Париж; в этой должности он оставался более 10 лет. Книга Г. "О праве войны и мира", изданная в разгар Тридцатилетней войны, явилась первым систематическим изложением международного права и в течение долгого времени служила основным руководством для дипломатов. Источником международного права Г. считал основанное на социальном инстинкте и здравом смысле естественное право, отличающееся от позитивного права - человеческого и даже божественного - как всегда изменчивого. Г. по существу признавал правомерной только справедливую войну. Большое значение имело учение Г. о нейтралитете. Исходя из правомерности справедливой войны, Г. заявлял: "Обязанность тех, кто воздерживается от войны, заключается в том, чтобы не делать ничего такого, что усиливало бы сторону, ведущую нечестное дело, или что препятствовало бы действию стороны, ведущей справедливую войну (justum bellum)". Только в сомнительных случаях нейтральные государства должны одинаково относиться к обеим сторонам. Г., по складу своих убеждений и идеологии, - представитель переходной эпохи от феодально-абсолютистского к буржуазному государству.

Идеи Г. получили широкое распространение и легли в основу дальнейшего развития международного права, потому что выражали реальные условия развития и политические требования нарождавшегося класса буржуазии к феодальной правящей верхушке.

Литература: Маркс, К. и Энгельс, Ф. Сочинения. Т. I. С. 192-193.-К трёхсотлетию со дня смерти Гуго Гроция (Материалы заседания Института права Академии наук СССР 20. XI 1945 г. и приложения к ним). Известия Акад. наук СССР. Отделение экономики и права. 1946. №. 1. С. 3-52. Доклады П. Н. Галанза и В. Э. Грабаря. Приложение: Трактаты Гуго Гроция. С. 37-52. Grоtius, Hugo. De jure belli ас pacis libri très... Vol. 1-2. Oxford-London. 1913-1925. - Grotius, Hugo. The freedom of the seas (Mare liberum) or the right which belongs to the Dutch to take part in the East Indian trade. Ed. with an introd. note by J. В. Scott. New York - London. 1916. XV, 79, 83 p. (Carnegie endowment for intern, peace. Division oC intern, law.) (Текст паралл. на латинском и англ. яз.).- Кnight, W. S. M. Lue and works of Hugo Grotius. London. 1925. (The Grotius society publications. № 4).- Vreeland, H., Hugo Grotius, the father of the modern science of international law. New York. 1917.-Bosch an, R. Der Streit um die Freiheit der Meere im Zeitalter des Hugo Grotius. Leipzig. 1919. (Philosophische Zeitfragen).-Чичeрин, Б. Н. История политических учений. Т. 2. М. 1872.

ГРЮ, ДЖОЗЕФ

ГРЮ, ДЖОЗЕФ (р. 1880) - американский дипломат. Происходит из банкирской семьи, окончил Гарвардский университет. В 1904 был назначен чиновником американского консульства и вскоре генеральным консулом в Каире. В дальнейшем Г. занимал различные дипломатические посты в Мексике, России, Германии и Австро-Венгрии. По возвращении в США, в 1917, Г. исполнял обязанности начальника западноевропейского отдела государственного департамента. Осенью 1918 вместе с полковником Хаузом (см.) Г. был направлен в Европу в качестве секретаря американской делегации, выделенной для ведения переговоров о перемирии. После подписания перемирия Г. был назначен генеральным секретарём американской делегации на мирной конференции 1919 в Париже. В 1924-27 Г. был заместителем государственного секретаря; в 1927-32 - послом в Турции, а с 1932 - послом в Японии.

Будучи в Японии, Г. защищал политику "умиротворения" на Дальнем Востоке, считая, что большая часть правящих кругов Японии, во главе с императором, принадлежит к лагерю умеренных и не желает войны. Вплоть до нападения Японии на Пирл-Харбор он рассчитывал, что имеются шансы договориться с Японией мирным путём, и возражал против каких-либо мер давления на Японию, кроме пассивных протестов. Когда в 1940 американское правительство перешло к экономическим санкциям против Японии, Г. выдвинул идею дальневосточного Мюнхена (сделка с Японией за счёт Китая на основе размежевания сфер влияния на Дальнем Востоке).

После возникновения войны Г. был интернирован в Японии и возвратился в США в августе 1942. В ряде статей и в многочисленных выступлениях по радио Г. давал преувеличенную оценку мощи Японии, высказываясь за "мягкий мир" и за сохранение власти японского императора. Эту же мысль он проводил и в своей книге "Десять лет в Японии" (1944).

Г. решительно высказывался против открытия второго фронта в Европе. Ему принадлежит фраза: "Война в Европе не наша война".

В декабре 1943 Г. был назначен специальным помощником государственного секретаря, а через год заместителем государственного секретаря США. В августе 1945 Г. вышел в отставку. После подписания акта о капитуляции Японии в сентябре 1945 он отправился в Японию в качестве гражданского советника ген. Макартура.

ГУАНИ, АЛЬБЕРТО

ГУАНИ, АЛЬБЕРТО (р. 1878) - уругвайский дипломат, юрист по образованию. Дипломатическая деятельность Г. началась в 1911, когда он был назначен посланником в Австро-Венгрию и Швейцарию. Затем он состоял посланником при бельгийском и голландском правительствах. Международную известность Г. приобрёл уже после первой мировой войны своей активной деятельностью в Лиге наций, где он был делегатом Уругвая на IV-X сессиях Ассамблеи Лиги, уругвайским представителем в Совете Лиги (1925) и председателем её Ассамблеи (1927). В 1926 Г. принял активное участие в работе комиссии по реорганизации Совета Лиги. В связи с тем, что число мест для непостоянных членов Совета увеличивалось с шести до девяти, Г. от имени делегаций всех латиноамериканских стран требовал введения нового параграфа Устава, согласно которому три из этих девяти мест закрепляются за странами Латинской Америки. Ему удалось добиться предоставления требуемых трёх мест, что было, однако, оформлено не в виде специального параграфа Устава, а в форме "джентльменского соглашения". Места эти были предоставлены Чили, Колумбии и Эквадору, несмотря на протест Г., требовавшего сохранения одного из них за Уругваем.

В декабре 1935 уругвайское правительство порвало дипломатические отношения с СССР, установленные в 1926. Советское правительство обратилось с жалобой на этот необоснованный акт в Совет Лиги наций. Вопрос был рассмотрен на 90-й сессии Совета в январе 1936. Г. пытался мотивировать разрыв имевшим якобы место вмешательством советской миссия во внутренние дела Уругвая, который вынужден был разрывом отношений защитить себя от "коммунистической угрозы" и выполнить долг солидарности по отношению к другим странам Латинской Америки. Однако эти "доводы" были разбиты советской делегацией, потребовавшей, чтобы Г. представил доказательства обвинений против СССР, чего последний сделать не смог. В результате принятая Советом 27. I резолюция отметила, что уругвайское правительство оказалось не в состоянии представить какие-либо доказательства в защиту выдвинутых им против СССР обвинений. Эта резолюция явилась бесспорным дипломатическим поражением Г.

В 1925-38 Г. был посланником во Франции и в Англии, а с 1938 - министром иностранных дел. На этом посту Г. в период второй мировой войны проводил политику сотрудничества с Объединёнными нациями. В соответствии с решениями состоявшейся в январе 1942 в Рио-де-Жанейро межамериканской конференции Уругвай порвал дипломатические отношения с Германией и Италией (25. I 1942), а в мае 1943 - с правительством Виши. Однако войну Германии Уругвай объявил одним из последних среди латиноамериканских государств (15. II 1945).

В январе 1943 по инициативе Уругвая были восстановлены дипломатические отношения с СССР, что знаменовало собой отказ Г. от его прежней антисоветской позиции. С 1943 Г. - вице-президент Уругвая.

Из трудов Г. наиболее известна книга "Международная солидарность в Латинской Америке" ("Lа solidaridad international en la America Latina"), изданная в Париже в 1928.

ГУБЕРТСБУРГСКИЙ ДОГОВОР 1763

ГУБЕРТСБУРГСКИЙ ДОГОВОР 1763 - между Пруссией, с одной стороны, и Австрией и Саксонией - с другой, был подписан в саксонском замке Губертсбург 15. II от имени прусского короля Фридриха II Герцбергом, от имени австрийской императрицы Марии Терезии- Фричем и Колленбахом и от имени саксонского курфюрста Августа III - Брюлем. Г. д. являлся одним из договоров, завершивших Семилетнюю войну (1756-63).

Война началась в августе 1756 нападением Фридриха II на Саксонию - союзницу России. Россия и Австрия, связанные с 1746 союзным договором, ещё до этого стремились не допускать дальнейшего роста Пруссии. В войне приняли участие Франция (на стороне Австрии и России) и Англия (на стороне Пруссии). Военные действия Франции и Австрии против Фридриха II складывались в общем неблагоприятно для них, но победы русских войск привели Пруссию на край гибели. Её спасли недостаток единодушия среди противников и резкий поворот в русской политике, последовавший после вступления на престол Петра III. В мае 1762 Россия и Пруссия заключили мир. Силы Франции были заняты в это время борьбой с Англией, прибиравшей к своим рукам французские заморские владения; Австрия стала склоняться к заключению мира с Пруссией. С другой стороны, Фридрих II лишился поддержки со стороны Англии, которая отказалась возобновить договор о выдаче денежных субсидий. Замыслы Екатерины II, сменившей Петра III, были неясны. Поэтому Пруссия тоже желала мира. Мирные переговоры Пруссии с Австрией и Саксонией начались 30. XII 1762. Фридрих настаивал на восстановлении довоенного статус кво, тогда как Мария Терезия добивалась передачи ей занятого австрийскими войсками прусского Глаца. Это требование было отвергнуто. В договоре было указано, что Австрия отказывается от всех притязаний на земли прусского короля. Таким образом, Силезия окончательно была закреплена за Пруссией. Саксонскому курфюрсту были возвращены его владения, занятые в начале войны Фридрихом. Стороны обязались вернуть друг другу захваченное имущество и военнопленных, а также выдать подданных другой стороны, насильственно завербованных на службу. Был провозглашён отказ от возмещения убытков, причинённых войной. Король и императрица обязались всячески способствовать развитию торговли между их подданными и городами и как можно скорее заключить торговый договор. Фридрих обещал не нарушать свободу исповедания католицизма в Силезии. В секретной статье договора он обещал отдать австрийскому эрцгерцогу Иосифу свой голос на выборах императора.

ГУВЕРА КОМИССИЯ

ГУВЕРА КОМИССИЯ - организация, созданная в США во время первой мировой войны для оказания продовольственной помощи населению Европы. Г. к. известна также под названием АРА (см.), т. е. Американская администрация помощи (American Relief Administration). Во главе комиссии стоял Гувер, имевший связи во влиятельных кругах обоих воюющих лагерей. В 1915-16 находившиеся в его распоряжении 200 кораблей, несмотря на блокаду, транспортировали продовольствие для населения Бельгии и оккупированной части Франции. После перемирия в 1918 АРА начала доставлять продовольствие в Германию, Австрию, Чехословакию, Югославию, Польшу и другие страны.

20. VIII 1921 между Гувером и Советским правительством было подписано в Риге соглашение, на основе которого АРА начала оказывать помощь голодающим Поволжья. Деятельность АРА в Советской России продолжалась в течение 2 лет. Преследуя также и разведывательные цели, Г. к. собирала сведения об экономике Советской России и других государств Европы.

ГУВЕР, ГЕРБЕРТ КЛАРК

ГУВЕР, ГЕРБЕРТ КЛАРК (р. 1874)-президент США (1929-33), крупный промышленник. С 1895 до 1913 Г. работал инженером в горной и металлургической промышленности и на железных дорогах Австралии, Индии, Южной Африки, Китая и Сибири. Был пайщиком и директором предприятий в Кыштыме на Иртыше и в Русско-Азиатском акционерном обществе. Выдвинулся в 1914, организовав комитет по репатриации нескольких тысяч американцев, которые были застигнуты в Европе войной. Политическая карьера Г. началась в связи с организацией им в первую мировую войну продовольственной помощи сначала Бельгии, а после заключения перемирия и другим странам (см. Гувера комиссия). В 1917 Г. стал во главе военно-продовольственного ведомства в США, в 1921-28 был министром торговли при президентах Гардинге и Кулидже.

На президентских выборах 1928 Г. был избран как кандидат республиканской партии, под лозунгом "просперити" (процветания), но в первый же год его президентства в США начался жесточайший экономический кризис 1929-33. Г. пытался восстановить свою популярность среди избирателей внешнеполитическими мероприятиями. В 1930 государственный секретарь Стимсон по поручению Г. подписал, вопреки протесту адмиралов США, Лондонское морское соглашение, по которому паритет линейных флотов Англии и Америки был распространён и на военные корабли других типов. В июне 1931 в связи с обострением финансового кризиса в Европе Г. предложил мораторий на один год по репарациям и международным государственным долгам с тем, чтобы облегчить взносы по частным займам. Заключительным эпизодом внешней политики Г. явилась т. н. "гуверовская бомба" в Женеве. В июне 1932, через несколько дней после выставления кандидатуры Г. на второй срок в президенты США, американская делегация на конференции по разоружению внесла предложение о сокращении вооружений всего мира на одну треть и о полной ликвидации бомбардировочной авиации, танков, тяжёлых орудий и всех средств химической войны. Это предложение было вызвано тем, что вооружение США намного отставало от уровня вооружения других великих держав. Кроме того, Г. рассчитывал таким путём привлечь на свою сторону избирателей, среди которых в то время были сильны пацифистские настроения. Это, однако, не помогло Г., и на выборах 1932 он потерпел поражение, уступив место Франклину Д. Рузвельту. В течение ряда последующих лет Г. зарекомендовал себя противником политики Рузвельта. По мере приближения второй мировой войны активность Г. сосредоточилась на вопросах внешней политики. Внешнеполитическая концепция Г. сводилась к стремлению примирить Гитлера с Англией и Францией и направить агрессию фашистской Германии на восток, а японцев примирить с Америкой и толкнуть на запад, т. е. также против СССР. В 1938 Г. посетил Гитлера и с тех пор выступал в качестве одного из самых активных "умиротворителей" в США. В 1942 Г. опубликовал вместе с бывшим дипломатом Гибсоном книгу "Проблемы прочного мира", в которой, предвидя неизбежность поражения гитлеровских армий, заблаговременно выступал в защиту Германии. После окончания второй мировой войны Г. по поручению президента Трумэна посетил ряд европейских стран в целях организации американской продовольственной помощи Европе. Как и в период деятельности АРА (см.), эта помощь должна была содействовать расширению экономических и политических позиций США на европейском континенте. В частности Г. пытался поддержать реакционные элементы в Юго-Восточной Европе.

ГУГЕНВЕРГА МЕМОРАНДУМ 1933

ГУГЕНВЕРГА МЕМОРАНДУМ 1933 - был вручён 15. VI председателю мировой экономической конференции в Лондоне главой германской делегации Гугенбергом. В этом документе, составленном при участии Шахта и Розенберга, Гугенберг запугивал капиталистические государства "опасностью большевизма" и предлагал от имени германского правительства организовать войну против Советского Союза, в обмен на предоставление Германии колоний в Африке.

Советское правительство заявило протест Германии, квалифицировав Г. м. как нарушение советско-германского договора о ненападении 1926. В других странах Г. м. встретил резко отрицательное отношение. Германское правительство вынуждено было уже 17. VI дезавуировать меморандум, объявив его продуктом личного творчества Гугенберга.

ГУНАРИС, ДЕМЕТРИУС

ГУНАРИС, ДЕМЕТРИУС (1867-1922) - греческий политический деятель, видный представитель монархических германофильских кругов, член парламента с 1902, министр финансов в 1908. С 1912 Г. возглавлял оппозицию Венизелосу (см.). Во время первой мировой войны, поддерживая политику короля Константина, Г. отстаивал необходимость соблюдения Грецией нейтралитета для закрепления приобретений, сделанных в балканских войнах, и противодействовал присоединению Греции к Антанте. Сменив в 1915 Венизелоса на посту премьер-министра, Г. намеренно затягивал переговоры с Антантой. Принуждённый через несколько месяцев выйти в отставку, Г. выступал в парламенте против Венизелоса, в частности возражал против высадки войск союзников в Салониках. В 1916 Г. был министром внутренних дел. В июле 1917, когда ультиматумы союзников поставили Грецию перед необходимостью отказаться от двойственной политики, Г. опубликовал статью, в которой требовал полного разрыва с Антантой. В 1921, после возвращения короля Константина в Грецию, Г. вернулся на пост премьера. Поражение Греции в войне 1920-22 с Турцией привело к вторичному отречению Константина и к восстанию в греческой армии. Созданный в октябре 1922 военный трибунал привлёк Г. вместе с другими министрами к ответственности как виновника поражения. По приговору трибунала Г. был расстрелян.

ГУН, ПРИНЦ

ГУН, ПРИНЦ (1835-98), - китайский государственный деятель. С его именем связан период окончательного "открытия" Китая и активного проникновения держав в пределы страны. С 1861 по 1895 с небольшими перерывами Г. был фактическим главой государства. В 1858 Г. был членом суда, осудившего Ци Ина (см.) за его уступки иностранным державам по Тяньцаинским договорам (см.), а в 1860 сам подписал кабальные для Китая Пекинские договоры (см.) с англичанами и французами. В 1861, после смерти Сяньфына, Г., опираясь на преданные ему войска и поддержку иностранных держав, произвёл государственный переворот. Подавив сопротивление антииностранной дворцовой группы и казнив её лидеров (Су Шуня и И Чена), Г. стал во главе нового регентства (наследнику престола было 5 лет) и назначил себя премьер-министром, председателем императорского совета и верховного суда. Он же возглавил цзунли-ямынь (управление по иностранным делам), созданный по настоянию иностранцев, и проводил политику уступок державам. При их помощи Г. подавил восстание тайпинов, послал в Европу и Америку миссию (с бывшим американским послом Берлингхемом во главе). При Г. Китай стал отправлять в иностранные государства своих постоянных послов. В 1872, после восшествия на престол 19-летнего Тунчжи, Г. продолжал руководить внешней политикой Китая. Он добился отмены некоторых унизительных для держав статей китайского дипломатического церемониала (см.) при приёме иностранных представителей. При Г. Китай подписал ряд новых договоров: торговый договор с Японией 1871, Чифускую конвенцию с Англией в 1876, Петербургский договор с Россией в 1881.

В 1875, после смерти Тунчжи и ввиду малолетства (4 года) нового наследника престола, Г. вновь стал регентом (вместе с императрицами Цыань и Цыси), но роль его в государстве стала быстро падать. Он всё больше оттеснялся на задний план властной Цыси.

В 1884 во время франко-китайской войны за Тонкин, когда китайские войска сдали Сондай и Бакнин, Г. императорским указом был лишён всех своих должностей. Однако в 1894 Г. был назначен главой управления по иностранным делам и адмиралтейства для руководства войной с Японией. После победы Японии Г. очень скоро утратил свою власть, захваченную Ли Хун-чжаном.

ГУРО УЛЬТИМАТУМ 1920

ГУРО УЛЬТИМАТУМ 1920 - был предъявлен 14. VII от имени Франции её "верховным комиссаром на Востоке" генералом Гуро королю Сирии Файсалу (см.). Его требования: 1) принятие французского мандата на Сирию; 2) принятие валютной системы, установленной французами; 3) отмена воинской повинности и сокращение сирийской армии; 4) передача ж. д. Райяк - Алеппо под французский военный контроль, а города Алеппо и ряда станций - под французскую оккупацию; 5) наказание лиц, виновных в антифранцузской агитации. Срок исполнения Г. у. был установлен 18. VII. В подкрепление Г. у. к Дамаску были двинуты французские войска. 17. VII Файсал и его правительство приняли Г. у., но национальный конгресс Сирии отверг его и призвал население к обороне.

21. VII Гуро предъявил новый ультиматум, требуя немедленного разоружения сирийской армии и народа и передачи Сирии под власть французской миссии. Файсал принял и этот ультиматум, но Гуро, симулировав неполучение ответа, открыл против сирийцев военные действия, занял 25. VII Дамаск, сместил Файсала и арабское национальное правительство и установил свою власть над Сирией.

ГУСЕВ, ФЁДОР ТАРАСОВИЧ

ГУСЕВ, ФЁДОР ТАРАСОВИЧ (р. 1905) - советский дипломат. В 1931 окончил Ленинградский институт советского строительства и вплоть до 1935 работал экономистом-плановиком Ленинградской областной плановой комиссии. В 1937 Г. окончил Институт дипломатических и консульских работников. В 1938-39 он заведывал III западным и в 1941-42 II европейским отделом НКИД. В 1942-43 был посланником СССР в Канаде, в 1943-46 - чрезвычайным и полномочным послом СССР в Великобритании. C 27. VIII 1946 - заместитель министра иностранных дел СССР.

Г. принимал участие в работах Тегеранской, Крымской и Берлинской конференций руководителей трёх великих держав: СССР, США и Великобритании; был советским представителем в Европейской консультативной комиссии, которая разработала основные документы о порядке капитуляции и оккупации вражеских государств (1944-45); участвовал в составе советской делегации в работах Ассамблеи организации Объединённых наций, а также в совещаниях министров иностранных дел.

В 1946 Г. был избран депутатом Верховного Совета Союза ССР; дважды награждён орденом Ленина.

ГЮЛИСТАНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1813

ГЮЛИСТАНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1813 - завершил русско-иранскую войну 1804-13; подписан 24. X в местечке Гюлистан от имени России ген.-лейтенантом Н. Ф. Ртищевым и от имени Ирана - Мирзой Абул-Хасаном. Переговоры о перемирии начались ещё в 1812 по инициативе иранского командующего, престолонаследника Аббас-Мирзы, но были прерваны в связи с вторжением войск Наполеона в Россию, которое, по мнению иранцев, должно было сделать Россию более уступчивой. Эти расчёты иранцев не оправдались. После нападения Наполеона на Россию Англия, заключив союз с Александром I, отозвала своих инструкторов из иранской армии и прекратила всякую помощь шаху. Наполеон тоже ничем не помог Ирану. С подписанием Бухарестского мирного договора 1812 (см.) прекратила военные действия против России также и Турция. Таким образом, Ирану пришлось воевать с Россией в одиночку. В октябре 1812 иранские войска потерпели жестокое поражение при Асландузе; Аббас-Мирза едва не попал в плен. После этого он обратился к русскому главнокомандующему Ртищеву с просьбой о возобновлении мирных переговоров. Предварительные переговоры начались летом 1813 в Тбилиси; в качестве посредника в них принял участие английский посланник в Иране. В сентябре 1813 открылись переговоры в Гюлистане, где 12. X был подписан акт о перемирии, а 24. X и Г. м. д.

Г. м. д. оформил включение в состав Российской империи Дагестана, Грузии с Шурагельской провинцией, Имеретии, Гурии, Мингрелии и Абхазии, а также ханств Карабахского, Ганджинского, Шекинского, Ширванского, Дербентского, Кубинского, Бакинского и Талышинского. Россия обязалась оказывать назначенному шахом наследнику престола помощь в утверждении его на троне в случае возможного вмешательства извне. Было оговорено, что если между сыновьями шаха возникнут раздоры, то Россия не будет вмешиваться до тех пор, пока шах сам не попросит об этом. Договор предоставлял России исключительное право иметь военный флот на Каспийском море. Русские купцы получали право свободной торговли в Иране, а иранские - в России. Кроме того, русским купцам предоставлялся ряд льгот и привилегий: установление 5-процентных ввозных пошлин, освобождение от уплаты внутренних таможенных пошлин, свободный въезд в Иран и т. д. При заключении Туркманчайского мирного договора 1828 (см.) Г. м. д. был объявлен недействительным.

ГЮНТЕР, КРИСТИАН ЭРНСТ

ГЮНТЕР, КРИСТИАН ЭРНСТ (р. 1885) - шведский дипломат. Окончил философский факультет Лондонского университета. С 1925 работал в министерстве иностранных дел; в 1930 - советник министерства иностранных дел; в 1931 получил пост шведского посланника при правительствах Аргентины, Чили, Уругвая и Парагвая; в 1934-37 был заместителем министра иностранных дел; в 1937-39 Г. был посланником в Осло; в 1939 - 45 - министром иностранных дел в коалиционном кабинете П. А. Ганссона, сменив на этом посту Сандлера.

Оправдывая значительную помощь вооружением, оказываемую Швецией воюющей против СССР Финляндии, Г. в своём выступлении в риксдаге в январе 1940 официально употребил лозунг шведских "добровольцев": "Дело Финляндии - наше дело".

В мае 1941 Г. ездил в Хельсинки по приглашению финляндского министра иностранных дел Видтинга, причём прогерманская ориентация Финляндии не встретила со стороны Г. возражений. В июне 1941, когда Германия и Финляндия напали на СССР, шведское правительство разрешило транзит нескольких германских дивизий через территорию Швеции на северный участок советско-германского фронта. В своём докладе, сделанном 7. V 1943 в Эскильстуне, Г. заявил, что "это разрешение было отступлением от нейтралитета, в чём Швеция открыто призналась". В том же докладе Г. оправдывал транзит германских солдат и офицеров под видом "отпускников" через шведскую территорию в Норвегию и из Норвегии. Г. заявил, что этот транзит допускается шведским правительством якобы ввиду того, что "Норвегия перестала быть театром военных действий". Позиция Швеции в вопросе о перевозке войск из Германии в Норвегию вызвала охлаждение шведско-норвежских отношений. В связи с изменившейся в 1943 и 1944 под влиянием побед Красной Армии военной ситуацией Г. выступил 30. X 1944 в первой палате риксдага с правительственной декларацией, в которой, повторив свои заверения в "неуклонном соблюдении нейтралитета", заявил о прекращении транзита грузов для германской армии через Швецию (транзит "отпускников" был прекращён с 20. VIII 1943) и указал на сокращение шведской торговли с Германией, подчеркнув, что "весьма значительные ограничения шведской торговли с Германией и европейским континентом непосредственно связаны с развитием военных действий вблизи шведской территории". В 1945 Г. был сменён на посту министра иностранных дел Э. Унденом (см.).

Предыдущая страница Следующая страница