Дипломатический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЖИ"-"ДЮР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЖИ"-"ДЮР")

ДЖИДДИНСКИЙ ДОГОВОР 1927

ДЖИДДИНСКИЙ ДОГОВОР 1927 - о дружбе и добрых намерениях - заключён 20. V между Великобританией и арабским государством Хиджаз-Неджд (переименованным в 1932 в Саудовскую Аравию) в гор. Джидда (Хиджаз) ген. Клейтоном и эмиром Файсалом, сыном короля Ибн-Сауда (см.), сроком на 7 лет.

Д. д. явился, с одной стороны, результатом успехов Ибн-Сауда в его борьбе за воссоединение Аравии, вынудивших Англию признать "абсолютную и полную независимость" образованного им государства Хиджаз-Неджд (ст. 1); с другой стороны, результатом компромисса с Англией, которая, стремясь сохранить свою гегемонию на Аравийском полуострове и обеспечить себе возможность воздействия на политику Ибн-Сауда и вмешательства во внутренние дела его государства, добилась от него серьёзных уступок. В частности Ибн-Сауд обязался:

1. Признать "особые отношения" Англии с шейхами Ковейта, Бахрейна, Катара и Договорного Омана, т. е. по существу британский протекторат над княжествами Персидского залива, а также поддерживать мир и дружбу с этими княжествами (ст. 6).

Это обязательство исключало возможность присоединения княжеств Персидского залива к государству Ибн-Сауда.

2. Облегчить британским подданным-мусульманам хадж (паломничество в Мекку и Медину), гарантировать безопасность их жизни и имущества, передавать английскому консулу выморочное имущество умерших паломников (ст. 3-4).

3. Сотрудничать с Англией в деле борьбы с работорговлей (ст. 7).

К договору была приложена переписка Клейтона и Ибн-Сауда по неурегулированным вопросам:

1. О границе между Хиджазом и Трансиорданией. Нота Клейтона односторонним актом определяла указанную границу. В ответной ноте Ибн-Сауд отказывался признать линию Клейтона и согласиться на включение округа Акабы - Маана в состав Трансиордании, но ради сохранения "сердечных отношений" с Англией выражал готовность временно поддерживать статус кво в этом округе и не вмешиваться в его управление, "пока благоприятные обстоятельства не позволят окончательно урегулировать этот вопрос".

2. О рабах. Клейтон в своей ноте настаивал на праве английских консулов освобождать и репатриировать рабов, добавляя, что это право не является вмешательством во внутренние дела Хиджаза и нарушением его суверенитета. В ответной ноте Ибн-Сауд выражал надежду, что английский консул не допустит действий, "которые могут иметь нежелательные последствия".

3. О торговле оружием. Клейтон сообщал, что Англия отменяет эмбарго на вывоз оружия в Аравию и не будет препятствовать торговле оружием, однако отказывался включить это обязательство в текст договора, на чём настаивал Ибн-Сауд.

Несмотря на заключение Д. д., Англия продолжала добиваться распада Саудовского государства, существование которого противоречило её вековой политике раздробления Аравии, разжигания вражды между мелкими арабскими феодальными княжествами и укрепления британской гегемонии на основе принципа "разделяй и властвуй".

Англия использовала свои подмандатные территории Ирак и Трансиорданию как базы для организации феодальных мятежей в Хиджазе-Неджде и для других интриг, направленных против этого государства, что привело уже в 1928 к конфликту между Хиджазом-Недждом и Англией (см. Ирако-недждийские договоры и соглашения) и в значительной мере поколебало Д. д. Тем не менее в 1934 Д. д., по истечении срока его действия, был возобновлён.

ДЖОЛИДТИ, ДЖОВАННИ

ДЖОЛИДТИ, ДЖОВАННИ (1842-1928) - итальянский государственный деятель. По образованию юрист. Д. начал политическую деятельность в 1882 в качестве депутата парламента. В 1889-90 был министром финансов, а в 1892-93 премьером. Снова вступив в правительство в 1901 в качестве министра внутренних дел, Д. в течение 15 лет был фактическим руководителем внутренней и внешней политики Италии (Д. был премьером в 1903-04, 1904-05, 1906-09 и 1911-14).

Учитывая относительную слабость Италии по сравнению с другими великими державами, Д. стремился обеспечить ей самостоятельное место тактикой лавирования между конкурирующими блоками великих держав. В 1901 он взял курс на сближение Италии сначала с Францией (дружественные визиты, соглашение по вопросу о Тунисе), затем с Россией (свидание в Раккониджи), не порывая в то же время с Тройственным союзом. Таким путём Д. удалось достичь осуществления некоторых из целей, которые он себе ставил в области внешней политики: укрепление позиций Италии на Балканах, завоевание Триполи и Киренаики, захват о-вов Додеканеза. В начале первой мировой войны Д. настаивал на нейтралитете Италии, но безуспешно, что и заставило его на время удалиться от политической деятельности. После поражения при Капоретто Д. выступило призывом к энергичной обороне. Именно это и его критика Версальского мира возвратили ему на короткое время популярность. В июле 1920 Д. составил свой последний кабинет, подготовивший почву для захвата власти фашистами в октябре 1922. В этот период Д. закрепил позиции Италии на Балканах Раппальским договором 1920 (см.) с Югославией. После выхода в отставку в июле 1921 Д. отошёл от политической деятельности. Вернувшись в палату депутатов в 1924, Д. демонстративно покинул её в знак протеста против убийства Маттеоти. Последние годы своей жизни Д. был одним из лидеров так и не оформившейся оппозиции фашизму со стороны старых буржуазных либералов.

ДИАС, ПОРФИРИО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИЗРАЭЛИ

ДИЗРАЭЛИ - см. Биконсфильд.

ДИПЛОМАТ (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ КАЗУСЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ СССР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС - совокупность всех иностранных дипломатических представителей, аккредитованных при каком-либо правительстве. В более широком смысле понятие Д. к. включает также всех ответственных работников дипломатических представительств в данной стране, обладающих дипломатическим качеством, признанным за их должностями международным правом или существующим в данной стране обычаем. К Д. к. принадлежат советники, секретари и атташе посольств и миссий, торговые представители СССР и их заместители, военные агенты и атташе, морские и воздушные атташе, а также помощники этих атташе, торговые, финансовые и т. п. советники и атташе, атташе по делам прессы. К Д. к. считаются принадлежащими жёны и дети членов Д. к. (в СССР жёны и дети до 16 лет). В некоторых странах, где дипломатическое качество признаётся за священниками и врачами дипломатических представительств, они также включаются в состав Д. к. Консулы в Д. к. не входят. Ведомство иностранных дел страны пребывания иногда отказывает в признании дипломатического качества и включении в Д. к. работников дипломатических представительств, если их должности не соответствуют общепризнанной номенклатуре. Обычно это ведомство систематически (ежемесячно или несколько раз в год) публикует и рассылает дипломатическим представительствам список Д. к., содержащий краткие сведения о составе представительств в данной стране.

Д. к. возглавляется дуайеном (см.) - старейшиной, деканом Д. к. Старшинство в Д. к. определяется рангами. Согласно Венскому регламенту (см.) среди равных по рангу дипломатических представителей старшинство определяется датой вручения верительных грамот (см.). Среди других работников дипломатических представительств, одинаковых по рангу, старшинство зависит от даты вступления в должность. Советники, секретари и атташе посольств считаются соответственно старше одноимённых работников миссий. Старшинство военных, морских и воздушных атташе определяется их военными чинами, а при равных чинах - сроком пребывания в данной стране в качестве атташе.

Д. к. является институтом, не основанным на какой-либо норме международного права, но освящённым традицией и международным обычаем. Круг функций Д. к. сравнительно ограничен и сводится главным образом к церемониальным (протокольным) выступлениям, как-то принесение в коллективном порядке поздравлений, выражение соболезнований и т. п. правительству страны пребывания. Однако известны случаи, как это бывало, напр., в полуколониальных странах, когда выступления Д. к. выливались в коллективную акцию, предпринимаемую перед правительством страны пребывания с целью выражения протеста, оказания нажима, получения особых привилегий, несовместимых с суверенитетом и достоинством государства (напр., требование дипломатического корпуса в Бэйпине в 1899 о вызове военных сил держав в Бэйпин для защиты миссий). Примером абсолютно недопустимого вмешательства Д. к. во внутренние дела государства является поддержка им контрреволюции в период гражданской войны в СССР и протест Д. к. в Петрограде против декретов Советского правительства об аннулировании государственных долгов, о национализации промышленных предприятий в январе 1918. Подобные выступления Д. к. являются редкими исключениями. Гораздо чаще наблюдаются случаи, когда Д. к. обращается к ведомству иностранных дел страны пребывания по мелким протокольным и бытовым вопросам. Дипломатическому корпусу приходится иногда обсуждать и решать вопросы внутреннего порядка, напр., поведение его членов, несовместимое со званием дипломата, распределение приёмных дней и т. д.

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИПЛОМАТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ДОБРОГО СОСЕДА ПОЛИТИКА"

"ДОБРОГО СОСЕДА ПОЛИТИКА" - политика США по отношению к странам Латинской Америки, декларированная президентом Франклином Рузвельтом 4. III 1933 в его первом официальном обращении к американскому народу. В отличие от заявлений президента Кулиджа (см.) в 1926-28 о законности вооружённого вмешательства для защиты американских инвестиций за границей Рузвельт в декабре 1933 заверил, что "отныне установленная политика США в отношении Латинской Америки будет противоположна политике вооружённого вмешательства". На VII панамериканской конференции в Монтевидео в декабре 1933 государственный секретарь Хэлл заявил: "При правительстве Рузвельта ни одно государство не должно опасаться интервенции со стороны Соединённых Штатов".

В течение первых двух лет президентства Ф. Рузвельта из стран Центральной Америки были отозваны все находившиеся там экспедиционные войска США. В 1934 была удовлетворена просьба Гаити об освобождении её финансов от контроля, осуществлявшегося крупнейшим нью-йоркским банком National City Bank с 1915, т. е. с момента подавления революции в Гаити военно-морскими силами США. В середине 1935 прекратился непосредственный контроль специальных агентов Нью-Йорка над налоговой и финансовой системой в Гаити. В 1934 в соответствии с общей политикой Рузвельта по отношению к Латинской Америке США отказались от поправки Платта, предоставлявшей американским войскам право интервенции на Кубе. В 1936 США отказались от аналогичных прав в Панаме. В марте 1938 Хэлл заявил, что "правительство США не ставило и не ставит под сомнение право национализации собственности, осуществляемое мексиканским правительством". Это заявление послужило ответом американским компаниям, требовавшим интервенции в Мексике в связи с национализацией мексиканским правительством нефтяных источников.

Хотя "Д. с. п." устраняла наиболее грубые формы империалистической экспансии США в странах Латинской Америки, она отнюдь не препятствовала развитию и укреплению более гибких и осторожных форм экспансии экономического, финансового и политического порядка. Действительно, в течение 30-40-х годов влияние США в странах Латинской Америки сильно возросло, чему немало способствовала вторая мировая война.

"ДОБРЫЕ УСЛУГИ"

"ДОБРЫЕ УСЛУГИ" (французское bons offices, английское good offices) - международно-правовая процедура, относящаяся к праву войны и входящая со времени Гаагской конвенции 1899 в нормативную часть международного права.

В случае конфликта или войны между двумя державами, когда каждая из них по соображениям престижа или по другим мотивам избегает продолжения или возобновления переговоров, либо когда переговоры не сулят перспектив и способны лишь обострить положение, одна или несколько третьих держав вправе предложить свои услуги с целью стать связующим звеном между спорящими сторонами, чтобы облегчить урегулирование спора или наладить мирные переговоры. Такая акция называется предложением "Д. у." и обычно исходит от государств, находящихся в хороших отношениях со сторонами или пользующихся влиянием в международных отношениях. Каждая из находящихся в конфликте держав в свою очередь может обратиться к третьей или третьим державам с просьбой об оказании "Д. у". Гаагская конвенция 1899 специально обязывает стороны обращаться к "Д. у." других держав, прежде чем прибегнуть к оружию. Право предлагать "Д. у." принадлежит не причастным к конфликту державам даже во время военных действий. "Д. у." являются менее официальной и менее обязывающей процедурой, чем посредничество (médiation). Они отличаются от последнего тем, что третья держава стремится лишь побудить спорящие стороны начать переговоры или возобновить их, если они прерваны, не участвуя в самих переговорах и не входя в рассмотрение конфликта по существу, как это имеет место при посредничестве. Однако многие авторы и даже сама Гаагская конвенция не устанавливают ясного различия между "Д. у." и посредничеством. "Д. у.", как и посредничество, носят исключительно характер совета и не имеют обязательной силы арбитража.

ДОВГАЛЕВСКИЙ, ВАЛЕРИАН САВЕЛЬЕВИЧ

ДОВГАЛЕВСКИЙ, ВАЛЕРИАН САВЕЛЬЕВИЧ (1885- 1934) - советский государственный деятель и дипломат. Д. окончил Электротехнический институт в г. Тулузе (Франция). С 1904 принимал участие в революционном движении, член ВКП(б) с 1908. В 1907 был сослан на поселение, откуда эмигрировал за границу (1908). После Великой Октябрьской социалистической революции Д. возвратился в Россию. Во время гражданской войны участвовал в боях на Южном фронте, в Сибири и в Петрограде. В 1920 работал инспектором связи в НКПС и комиссаром окружного инженерного управления в Киеве; в 1921 Д. был народным комиссаром почт РСФСР, а в 1923 - заместителем наркома почт СССР. В 1924 был назначен полпредом в Швецию, в феврале 1925 переведён на пост полпреда СССР в Японию. С октября 1927 по день своей смерти занимал пост полномочного представителя Союза ССР во Франции. В октябре 1929 Д. подписал в Лондоне с министром иностранных дел Великобритании А. Гендерсоном протокол о восстановлении англо-советских дипломатических отношений, разорванных в мае 1927 после налёта английской полиции на Аркос; 29. XI 1932 подписал с Францией пакт о ненападении. С 1933 принимал участие в работах конференции по разоружению, заседавшей в Женеве.

ДОГОВОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

ДОГОВОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ - см. Международные договоры.

ДОЛГИ МЕЖСОЮЗНИЧЕСКИЕ

ДОЛГИ МЕЖСОЮЗНИЧЕСКИЕ - см. Межсоюзнические долги.

ДОЛГОРУКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОЛЬФУС, ЭНГЕЛЬБЕРТ

ДОЛЬФУС, ЭНГЕЛЬБЕРТ (1892-1934) - австрийский политический деятель клерикально-католического лагеря. В марте 1931 вошёл в качестве министра земледелия и лесного хозяйства в состав правительства Эндера и сохранил этот пост с января по май 1932 в правительстве Буреша. 20. V 1932 Д. поручено было сформировать правительство, в котором он, помимо канцлерства, сохранил за собой министерство иностранных дел. Д. представлял Австрию на Лозаннской конференции 1932, где подписал 30. VI пролонгацию обязательств, вытекавших из Женевских протоколов (см.).

Внешнеполитическая концепция Д. сводилась в основном к включению Австрии, при сохранении ез формальной независимости, в реваншистский блок в составе Италии, Германии и Венгрии. После захвата власти Гитлером в Германии, по мере того как притязания германского империализма на Австрию стали обнаруживаться в растущей активности его местной агентуры-австрийских национал-социалистов, Д. подпадал под всё увеличивающееся влияние Италии и во всё большую зависимость от неё. В 1933 состоялись его встречи с Муссолини (в апреле и июне - в Риме, в августе - в Риччионе). В опубликованном по этому поводу коммюнике сообщалось об образовании блока Италия-Австрия- Венгрия.

В своей внутренней политике Д. пытался подражать Муссолини. 1. V 1934 он провозгласил реакционную конституцию итальянского образца на "корпоративных" основах, согласно которой все политические партии были распущены. В то же время им был заключён новый конкордат с Ватиканом.

17. III 1934 Д. подписал т. н. Римский протокол, в результате чего Австрия оказывалась полностью под внешнеполитическим влиянием Италии. Д. надеялся таким путём обеспечить независимость Австрии перед лицом империалистических притязаний Германии. Банкротство этой политики обнаружилось во время путча, предпринятого 25. VII 1934 австрийскими национал-социалистами по приказу из Берлина. Путч удалось подавить, но в ходе его Д. был убит нацистскими террористами.

ДОМИНИОНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОНДУКОВ-КОРСАКОВ, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

ДОНДУКОВ-КОРСАКОВ, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1820-93), князь - русский генерал и государственный деятель. В 1878-79 в качестве русского комиссара возглавлял оккупационное правительство в Болгарии. Создал в Болгарии органы центрального и местного гражданского управления и заложил основы организации болгарской армии. Д. созвал и открыл в Тырнове 22. II 1879 болгарское Учредительное собрание, утвердившее конституцию; им же было открыто первое Великое народное собрание (29. IV 1879), избравшее князем Болгарии Александра Баттенберга (см.). За время прерывания в Болгарии своей умеренно-либеральной деятельностью завоевал симпатии болгарской буржуазии и интеллигенции. Эта либеральная политика Д. одобрялась царским правительством, которое надеялось при посредстве болгарской конституции ограничить власть А. Баттенберга и воспрепятствовать проведению в жизнь его пронемецких тенденций.

ДРАГО, ЛУИС МАРИЯ

ДРАГО, ЛУИС МАРИЯ (1859-1921) - видный аргентинский дипломат, юрист и публицист. Приобрёл международную известность своей доктриной (явившейся развитием доктрины Кальво) о неприменимости вооружённой интервенции как средства для взыскания государственного долга в отношениях между европейскими и американскими государствами (см. Кальво и Драго доктрины).

Д. родился в Буэнос-Айресе, где получил юридическое образование. Неоднократно избирался депутатом Национального конгресса Аргентины. В качестве министра иностранных дел Аргентины (1902-03) Д. в декабре 1902 впервые сформулировал свою доктрину в связи с Венесуэльским конфликтом 1902-03 (см.). В 1907 Д., будучи представителем Аргентины на второй Гаагской конференции, активно участвовал в выработке т. н. Драго - Портера конвенции (см.). Д. участвовал в международном арбитражном суде по разрешению англо-американского спора о правах на рыбную ловлю в северной части Атлантического океана (1910-11). В 1920 Д. был назначен представителем Аргентины в Лиге наций.

Д. - автор ряда работ по международному праву. Наиболее известны: "Аргентинская республика и Венесуэльский конфликт" (Буэнос-Айрес, 1903), "Насильственное взыскание государственных долгов" (Буэнос-Айрес, 1906), "Государственные долги и их отношение к международной политике" (Париж, 1907) и "Триумф арбитража" (Буэнос-Айрес, 1911).

ДРАГО-ПОРТЕРА КОНВЕНЦИЯ 1907

ДРАГО-ПОРТЕРА КОНВЕНЦИЯ 1907 - об ограничении применения силы для взыскания договорных долгов. В связи с Венесуэльским конфликтом 1902-03 (см.) министр иностранных дел Аргентины Драго направил 29. XII 1902 правительству США ноту, в которой осуждал насильственные действия европейских держав по отношению к Венесуэле и провозглашал принцип недопустимости применения силы государствами для взыскания долгов, не выплачиваемых их подданным (см. Кальво и Драго доктрины).

Правительство США воздержалось от присоединения к декларации Драго, но поднятый им вопрос был передан на рассмотрение III панамериканской конференции, собравшейся в Рио-де-Жанейро в 1906. Конференция, не решив вопроса по существу, постановила передать его на рассмотрение второй Гаагской конференции.

18. X 1907 участники второй Гаагской конференции приняли Д.-П. к., в основу которой легли доктрина Драго и предложения американского делегата на конференции Портера.

В голосовании участвовало 44 государства. "За" голосовало 39 государств. 5 государств (Бельгия, Румыния, Швеция, Швейцария и Венесуэла) от голосования воздержались. Аргентина, Боливия, Колумбия, Доминиканская республика, Греция, Гватемала и Перу подписали конвенцию с рядом оговорок.

В конвенции предусматривался отказ её участников от применения вооружённой силы для истребования договорных долгов, "взыскиваемых правительством одной страны с правительства другой страны, как причитающиеся его подданным". Отступления от этого обязательства допускаются: 1) когда государство-должник отвергает или оставляет без ответа предложение о третейском разбирательстве; 2) когда оно принимает таковое, но делает невозможным установление третейской записи; 3) если оно после третейского разбирательства отказывается выполнить вынесенное решение.

Д.-П. к., с одной стороны, шире доктрины Драго, т. к. её применение не ограничено территориальными рамками Западного полушария, с другой стороны - уже, т. к. допускает при известных условиях применение вооружённой силы.

Д.-П. к. ратифицировали: Россия, США, Великобритания, Германия, Австро-Венгрия, Дания, Нидерланды, Мексика, Сальвадор (все-27. XI 1909), Никарагуа (16. XII 1909), Китай (15. I 1910), Гаити (2. II 1910), Франция (7. X 1910), Норвегия (19. IX 1910), Гватемала (15. III 1911), Португалия (13. IV 1911), Панама (И. XI 1911).

ДРАГУМИС

ДРАГУМИС - 1) Стефан (1842-1923) - греческий политический деятель. Министр иностранных дел в 1886-90 и затем в 1892-93. Премьер-министр в 1910. Д. был неоднократно посланником Греции в России. Проводил политику сближения Греции с Россией и Францией. В 1887, в противовес попыткам Бисмарка утвердить в Греции влияние Германии, Д. действовал в пользу сближения Греции с Францией.

2) Ион (1878-1920) - греческий дипломат, сын предыдущего. Во время первой балканской войны был послан на о. Крит, с тем чтобы там, по выражению короля Георга I (см.), "забыть поднять турецкий флаг". В период первой мировой войны Д. был представителем Греции в Петрограде. От имени Венизелоса он заявил Сазонову, что "Греция признаёт интересы России в проливах и не будет возражать против разрешения этого вопроса императорским правительством".

ДУАЙЕН ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО КОРПУСА

ДУАЙЕН ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО КОРПУСА (старейшина, декан) - лицо, возглавляющее дипломатический корпус в какой-либо стране. Д.- старший дипломатический представитель высшего ранга. Так, в стране, где аккредитованы послы, посланник не может быть Д. Старшинство глав дипломатических представительств определяется в настоящее время почти повсюду датой вручения верительных грамот, тогда как раньше согласно ст. 4 Венского регламента (см.) оно устанавливалось в зависимости от даты официальной нотификации об их прибытии. Там, где имеются папские нунции, они являются Д. Для стран, где нунции были аккредитованы до Венского конгресса, это положение основано на Венском регламенте, а в других оно соблюдается с единодушного согласия всего дипломатического корпуса в данной стране. Функции Д. относятся почти исключительно к вопросам протокольного характера: он приносит поздравления и выражает соболезнования от имени дипломатического корпуса, возглавляет дипломатический корпус на различных церемониях и т. п. Иногда Д. выступает перед правительством страны пребывания в защиту тех или иных прерогатив или привилегий дипломатического корпуса (напр., вопросы старшинства по отношению к представителям местной власти, участие дипломатического корпуса в какой-либо церемонии и т. д. ). Однако даже мелкие выступления Д. от имени дипломатического корпуса в теории должны быть согласованы с последним. На практике, однако, это соблюдается не всегда. Обычно ведомство иностранных дел страны пребывания передаёт через Д. извещения остальным представительствам по вопросам, связанным с церемониалом. Так, если в стране предстоит чрезвычайное торжество, напр. приезд главы иностранного государства, Д. заранее уведомляется о порядке церемониала и участия в нём дипломатического корпуса. Главы миссий также советуются с Д. относительно различных протокольных вопросов.

ДУАНЬ ВАН-Е

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУАНЬ ЦИ-ЖУЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУМБАРТОН-ОКС КОНФЕРЕНЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУНАЙСКИЕ КОМИССИИ

ДУНАЙСКИЕ КОМИССИИ - 1) Европейская - была учреждена в силу постановлений Парижского мирного договора 1856 в составе представителей всех государств, подписавших мирный договор (в т. ч. и России). Согласно заключённой 23. VII 1921 конвенции о статуте Дуная она продолжала существовать и после первой мировой войны с теми же функциями, что и до войны. Функции эти в основном заключались в поддержании Дунайских гирл в судоходном состоянии и в наблюдении за судоходством в нижней части течения Дуная (от устья до Браилова). Временный состав Д. к. был установлен из представителей Великобритании, Франции, Италии и Румынии, причём была предусмотрена возможность включения в дальнейшем представителей и других европейских государств, если бы они доказали свои "морские и европейские торговые интересы" в устье Дуная. Полномочия Д. к. были значительно ограничены Синайским соглашением, заключённым между Францией, Англией и Румынией в 1938 и предусматривавшим организацию Румынией Управления морского Дуная. На основании Бухарестского соглашения от 1. III 1939 в состав Д. к. была включена Германия с одновременным присоединением её и Италии к постановлениям Синайского соглашения. Существование европейской Д. к. прекратилось в связи со второй мировой войной.

2) Международная - была предусмотрена договорами Версальским (ст. 347), Сен-Жерменским, Трианонским и договором в Нейи, заключёнными после первой мировой войны, и создана Дунайской конвенцией от 23. VII 1921.

Управление нижним течением Дуная (от устья до Браилова) оставалось в ведении европейской Д. к. Вся остальная судоходная часть Дуная вверх от Браилова до Ульма вместе с притоками, признанными международными (главнейшие из них Драва и Тисса), подлежала ведению международной Д. к. В состав этой комиссии входили по одному представителю прибрежных государств (кроме Германии, которая имела в Д. к. двух представителей) и по одному представителю неприбрежных государств, участвовавших в европейской Д. к. (т. е. Великобритании, Франции и Италии). Согласно конвенции 1921 Д. к. должна была в частности следить за тем, чтобы "никакие препятствия не чинились свободному речному судоходству как при плавании, так и при пользовании портами, чтобы граждане, имущество и флаг всех государств трактовались на основе полного равенства и чтобы вообще не имело места никакое нарушение предусмотренного договорами международного характера интернационализированной речной сети Дуная". Существование международной комиссии прекратилось в связи со второй мировой войной.

ДЬЯКИ ДУМНЫЕ

ДЬЯКИ ДУМНЫЕ - в отличие от простых дьяков имели право заседать в Боярской думе. Во время заседания они стояли и могли садиться только по царскому приказу, но наравне с другими принимали участие в обсуждении дел. Они же помечали своим именем дипломатические документы, а также исправляли ("чернили") бумаги, заготовленные подьячими. Д. д. назначались только в большие приказы (Посольский, Разрядный и др.) и оказывали большое влияние на государственные дела. Шведские документы называют Д. д. Посольского приказа канцлерами, показывая этим их крупное значение.

ДЭБУЦИ КАЦУДЗИ

ДЭБУЦИ КАЦУДЗИ (р. 1878) - японский дипломат. Окончил высшую коммерческую школу; на дипломатической службе с 1902; в 1918 Д. - первый секретарь посольства в Вашингтоне; в 1920 - советник посольства в Германии; участвовал на Вашингтонской конференции 1921-22; в 1923 назначен директором Азиатского департамента министерства иностранных дел; в 1924-28 Д. - вице-министр иностранных дел; в 1928-33 - посол в Вашингтоне. Зарекомендовал себя сторонником "дипломатии Сидехара" (см. Сидехара), являясь проводником умеренного курса в отношении США и Англии. Будучи послом в США, Д. широко афишировал своё личное "американофильство". Д. говорил государственному секретарю США Стимсону про своих сыновей, обучавшихся в американском университете: "Видите, я даже дал вашей стране заложников в знак хорошего моего к ней отношения". Д. пользовался доверием американского правительства и после начала в 1931 японской интервенции в Манчжурии. Высказываясь в неофициальном порядке неодобрительно о якобы самочинных действиях японских военных в Манчжурии, Д. одновременно стремился удержать американское правительство от вмешательства, доказывая ограниченный характер японских действий и ссылаясь на отсутствие у Японии каких бы то ни было территориальных притязаний в Манчжурии. В 1933 Д. был отозван из США и в 1936 назначен членом верхней палаты.

ДЭ ВАН

ДЭ ВАН (китаизированное имя монгольского князя Дэмчик-Гонроба) - возглавлял созданное японцами марионеточное "правительство" Мынцзяна.

Стремясь закрепить своё господство на оккупированной территории Внутренней Монголии, японцы в сентябре - октябре 1937 образовали здесь три марионеточных "автономных" правительства: южно-чахарское с центром в Калгане, северо-шаньсийское с центром в Датуне и т. н. "автономное правительство монгольского союза" с центром в Хуху-Хото. Во главе последнего был поставлен Юань-Ван, а его заместителем Д., который после смерти Юань-Вана занял его место. Прикрываясь демагогическим лозунгом "объединения монгол и создания самостоятельного монгольского государства", японцы в сентябре 1939 объединили все три "правительства". Было создано новое марионеточное "объединённое монгольское автономное правительство". Его территория включала Чахар, оккупированную японцами часть Суйюани и северные районы провинции Шаньси и Хэбей (захваченную ранее часть Внутренней Монголии - провинцию Жэхэ - японцы включили в состав Манчжоу-го). Столицей этого "государства" (т. н. Мынцзян) был провозглашён Калган, а главой "правительства" - Д. Номинально Мынцзян находился под сюзеренитетом нанкинского марионеточного "правительства" Ван Цзин-вея (см.), фактически же там хозяйничала Квантунская армия. Это нашло своё официальное выражение в договоре 1940 между Японией и Ван Цзин-веем, согласно которому Япония получила право держать свои войска во Внутренней Монголии. Д. был послушным орудием Японии в деле экономического и политического закабаления Внутренней Монголии и превращения её в плацдарм против Советского Союза и Китая. Японцы объявили Д. "продолжателем дела Чингис-хана". После разгрома Японии в 1945 и освобождения Калгана войсками 8-й Народно-революционной армии Д. бежал в Чунцин, где начал сотрудничать с Чан Кай-ши.

ДЭВИС, ДЖЕФЕРСОН

ДЭВИС, ДЖЕФЕРСОН (1808-89) - президент Южной конфедерации во время гражданской войны в США (1861-65). Внешняя политика Д. сводилась к попыткам добиться признания конфедерации и помощи ей со стороны иностранных государств, в первую очередь со стороны Англии и Франции. В 1861 Д. отправил своих представителей - Мэсона и Слайделя - в Лондон и в Париж. Первый был принят Пальмерстоном, а второй-Наполеоном III. Но их миссия не увенчалась успехом в известной мере ввиду того, что Россия заняла дружественную позицию по отношению к Северу, а также благодаря удачной дипломатии президента Линкольна и его посланника в Лондоне Чарльза Френсиса Адамса. В поисках поддержки за границей Д. в конце 1864 даже дал обещание постепенной эмансипации негров. Без обсуждения этого вопроса конгрессом конфедерации Д. послал в Англию и во Францию специального уполномоченного Кеннера с соответствующими заверениями, но, пока он добрался (в конце февраля 1865) до Лондона, военное положение конфедерации настолько ухудшилось, что миссия стала бессмысленной.

После падения конфедерации в 1865 Д. был арестован. В 1867 ему разрешили уехать в Канаду, а в 1868 он был амнистирован.

ДЭВИС, ДЖОЗЕФ ЭДВАРД

ДЭВИС, ДЖОЗЕФ ЭДВАРД (р. 1876) - посол США в СССР (1936-38), видный деятель демократической партии, по профессии адвокат.

В 1913-15 Д. был правительственным комиссаром по наблюдению за деятельностью корпораций, а в 1915-18 - председателем и вице-председателем Федеральной торговой комиссии. Во время Парижской мирной конференции 1919 Д. был консультантом президента Вильсона по экономическим вопросам.

В августе 1936 Д. был назначен послом в СССР, где способствовал успешному завершению переговоров о торговом соглашении между СССР и США. Изучение СССР привело Д. к убеждению, что правительства Англии и Франции совершают огромную ошибку, "умиротворяя" Гитлера и пытаясь изолировать Советский Союз.

Летом 1938 Д. был назначен послом США в Бельгии и посланником в Люксембурге, а в январе 1940- специальным помощником государственного секретаря США.

В ноябре 1940 Д. в соответствии с его желанием был освобождён от работы в государственном департаменте. В 1941 он был поставлен во главе созданного при президенте Комитета по объединению деятельности всех организаций, занимающихся вопросами помощи союзникам во время войны.

Основываясь на своём знании Советского Союза, Д. через два дня после нападения Германии на СССР заявил, что "мир будет удивлён размерами сопротивления, которое окажет Россия". Д. выступал в печати, по радио, на многочисленных митингах, призывая американцев отказаться от предрассудков в отношении Советского Союза и оказывать помощь СССР. Д. настойчиво требовал открытия второго фронта. Разоблачая реакционеров, клеветавших на Советский Союз, Д. указывал, что "Советское правительство не стремится навязать свою волю другим народам и выступает только против Гитлера и против тех, кто хочет поработить человечество".

Вышедшие в 1942 книга Д. "Миссия в Москву" и фильм под тем же названием способствовали укреплению симпатий к СССР среди американского народа.

Д. - один из организаторов и почётный председатель Национального совета американо-советской дружбы. В одной из своих речей Д. заявил, что "среди всех Объединённых наций не будет более верного, более стойкого в деле поддержания и защиты постоянного мира в свободном свете народа, чем советский народ".

Летом 1943 Д. совершил поездку в Москву со специальным поручением Рузвельта к И. В. Сталину.

Д. входил в состав делегации США на Берлинской конференции трёх держав (июль-август 1945).

Поддерживая позицию СССР по вопросу о контроле над атомной энергией, Д. указывал, что "Россия имеет все моральные данные добиваться раскрытия секрета атомной бомбы".

В мае 1946 Д. заявил, что мир можно обеспечить лишь "посредством всеобщего признания завета Рузвельта - единства Англии, США и СССР".

В декабре 1946 Д. был назначен членом комиссии по изучению вопроса о применении закона о всеобщей воинской повинности в мирное время.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18. V 1945 Д. награждён орденом Ленина "за успешную деятельность, способствовавшую укреплению дружественных советско-американских отношений и содействовавшую росту взаимного понимания и доверия между народами обеих стран".

ДЭВИС, НОРМАН

ДЭВИС, НОРМАН (1878-1944) - американский банкир и дипломат. Во время первой мировой войны Д. был правительственным советником по вопросам иностранных государственных займов в США и специальным финансовым уполномоченным в Европе, в 1919 - членом комиссии по перемирию, председателем финансовой комиссии Высшего экономического совета союзников и финансовым советником при президенте Вильсоне на Парижской мирной конференции. В 1920-21 Д. был заместителем государственного секретаря США. В 1933 - глава американской делегации на конференции по разоружению в Женеве.

Услугами Д. пользовались все президенты США от Вильсона до Ф. Рузвельта включительно. По отношению к Европе Д. держался компромиссно-изоляционистской формулировки: "Экономическое сотрудничество и политическое невмешательство". В октябре 1933 он заявил на конференции по разоружению: "Мы присутствуем в Женеве только из-за вопроса о разоружении. Пока имеется возможность успешно вести переговоры по этому вопросу, мы охотно их продолжаем. Мы, однако, не заинтересованы в политическом или любом чисто европейском аспекте вопроса. Мы снова ясно заявляем, что политически мы нигде не стоим рядом с какими бы то ни было европейскими державами".

С 1938 Д. был председателем американского Красного Креста.

ДЮРАНДА ЛИНИЯ

ДЮРАНДА ЛИНИЯ -индо-афганская граница, установленная в 1893 по соглашению Мортимера Дюранда, секретаря по иностранным делам англо-индийского правительства, с эмиром Афганистана Абдуррахман-ханом.

В 90-х годах 19 в. Англия в своей среднеазиатской политике ставила себе две главные задачи: во-первых, она стремилась вынести границы Афганистана возможно дальше на север, поощряя афганцев к захвату тех памирских земель, на которые в свою очередь имела виды Россия; во-вторых, Англия хотела обеспечить себе стратегически выгодное положение, позволяющее оказывать давление на Афганистан угрозой вторжения. Попытка правителя мелкого княжества Хунза (на крайнем севере Индии) в 1891 просить покровительства России дала Англии желанный повод для полного подчинения этого княжества и установления точных границ Афганистана как на севере (со стороны России), так и на юге (со стороны Индии). При этом Англия стремилась овладеть всей спорной территорией афганских "независимых" племён (см.), не допуская тем самым проникновения туда влияния России, и господствовать над всеми горными проходами из Индии в Афганистан. Англия рассматривала решение вопроса о территории племён в свою пользу как непременную предпосылку для возможного урегулирования не только англо-афганских отношений, но и англо-русских споров в Средней Азии. Англо-индийское правительство считало своё требование настолько важным, что грозило Афганистану войной в случае отказа эмира Абдуррахмана подписать соглашение о границах.

Дюранд заключил в Кабуле два соглашения. В первом из них подтверждалась русско-афганская граница 1873, установленная по Аму-Дарье, причём Афганистан обязывался передать Бухаре (фактически России) свои владения, лежащие на правом берегу Аму-Дарьи (Рушан и Шугнан), взамен бухарских владений на левом берегу (часть Дарваза). На памирском участке Аму-Дарьи русско-афганская граница была окончательно размежёвана в 1895.

Во втором соглашении Дюранд добился вынужденного согласия эмира на установление новой индо-афганской границы, которая с тех пор и именуется границей Дюранда или Д. л. Эта граница в общем следовала направлению Сулейманова хребта и давала англичанам значительные военно-стратегические преимущества: контроль над рядом горных проходов, ведущих в Афганистан, и владение оазисом Чагех в безводной пограничной полосе Белуджистана. Д. л. не считалась с национальной принадлежностью населения и отдавала большую часть территории афганских "независимых" племён в английское владение, в то время как лишь незначительная часть вошла в состав афганского государства. Топографическое проведение Д. л. на местности встретило значительные трудности ввиду упорного сопротивления афганских племён, ответивших на переход их земель в английское владение рядом крупных восстаний. В последнюю очередь была установлена граница к северо-западу от Хайберского прохода. По условиям Равальпиндского мирного договора 1919 (см. Англо-афганские договоры) афганцы обязывались признать границу в этом спорном районе "по определению британской разграничительной комиссии". Особенностью Д. л. является то, что, будучи государственной границей Британской Индии, она в то же время не совпадает с её административной границей, поскольку между этой последней и Д. л. остаётся до сих пор территория не покорённых окончательно афганских "независимых" племён.

Предыдущая страница Следующая страница