Дипломатический словарь
Статьи на букву "Ж"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КОНВЕНЦИИ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КОНВЕНЦИИ - соглашения между государствами, регулирующие международные пассажирские и грузовые ж.-д. перевозки. Первая многосторонняя Ж. к. о пользовании подвижным составом в международных ж.-д. перевозках была заключена в Берне в 1886. Гораздо большее значение для объединения ж.-д. сообщений имела вторая Ж. к., заключённая в Берне в 1890. Участниками конвенции были Россия, Германия, Австро-Венгрия, Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Голландия и Швейцария. Заключению конвенций предшествовали конференции по вопросам международного регулирования ж.-д. транспорта, состоявшиеся в Берне в 1878, 1881, 1886 и в Вене в 1883. Правила, установленные конвенциями 1886 и 1890, регулировали международные грузоперевозки (включая и перевозку скота), определяли условия отправления и доставки груза, оплату ж.-д. тарифов, ответственность ж.-д. компаний за потери, аварии, опоздания и т. д. Согласно конвенции 1886 было организовано центральное бюро международного транспорта с функциями арбитража. Эти положения были дополнены конвенциями, заключёнными в Париже в 1898 и в Берлине в 1906. Во время первой мировой войны Бельгия, Франция, Италия, Румыния и Сербия денонсировали Бернскую конвенцию с 1. I 1920. Версальский мирный договор, а также Сен-Жерменский, Нейиский и Трианонский договоры предусматривали заключение новых конвенций по ж.-д. транспорту, касающихся правил не только движения грузов, но и пассажиров и багажа. До заключения этих конвенций для союзных и объединённых держав устанавливался режим благоприятствования при перевозках через территорию Германии и её союзников.

Новая конвенция, к которой присоединилось 42 государства, была заключена в 1923 в Женеве. СССР в этой конвенции не участвовал. Ж. к. 1923 установила общие правила, касающиеся ж.-д. путей и сооружений, технической эксплуатации железных дорог, взаимного использования подвижного состава и технического единообразия поездов и материалов, отношений между железными дорогами и клиентурой, тарифов, финансовых взаимоотношений администраций дорог. Кроме того, конвенция содержала положения общего характера: о порядке разрешения споров и т. д. В конвенции проводился принцип предоставления всем её участникам равных прав и равных возможностей. Ж. к. установила, что деятельность международного союза ж.-д. транспорта, организованного в 1890 и охватившего лишь грузовые перевозки, распространяется также и на перевозку пассажиров и багажа. В случаях споров стороны должны обращаться к арбитражу в Постоянную палату международного правосудия, либо в Совет Лиги наций.

В 1933 в Риме были заключены 2 конвенции: 1) о ж.-д. перевозках грузов и 2) о перевозке пассажиров и багажа. В силу римских конвенций международные ж.-д. перевозки производятся по прямым билетам и прямым накладным, согласно единым во всех государствах правилам. СССР не являлся участником этих конвенций и заключил ряд двусторонних соглашений о прямом ж.-д. сообщении со следующими странами: с Польшей, действующее с 23. XI 1945, с Чехословакией-с 26. XI 1946, с Румынией-с 1. VII 1947, с Венгрией -c 1. XII 1947 и Финляндией.

Кроме того, имеются соглашения о ж.-д. сообщении с Турцией и Ираном, а также соглашение с Монгольской Народной Республикой о совместной эксплуатации ж.-д. линий Монгольской Народной Республики и соглашение с Китайской республикой о Китайской Чаньчунской железной дороге, подписанное в Москве 14. VIII 1945.

В Америке вопросы международного регулирования ж.-д. транспорта обсуждались на конференциях в Вашингтоне (1889), Мехико (1901), Рио-де-Жанейро (1905), Буэнос-Айресе (1910), Сант-Яго (1923), Гаване (1928), Монтевидео (1933).

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КОНЦЕССИИ В МАНЧЖУРИИ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КОНЦЕССИИ В МАНЧЖУРИИ - см. Нокса план.

ЖЕНЕВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1927

ЖЕНЕВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1927 - министров иностранных дел Великобритании (Чемберлен), Франции (Бриан), Германии (Штреземан), Италии (Шалойя), Бельгии (Вандервельде) и Японии (Исии) - происходила 14-16. VI во время сессии Совета Лиги наций; была созвана по инициативе О. Чемберлена. Задачей этой конференции, по мысли О. Чемберлена, была организация антисоветского фронта. Ж. к. имела место непосредственно после налёта на Аркос (см.) и разрыва англо-советских дипломатических и торговых отношений, осуществлённого правительством Болдуина - Чемберлена в мае 1927. В тот же период имело место нападение на советское посольство в Бэйпине и убийство посла СССР в Польше П. Л. Войкова (см.). Все перечисленные события должны были, по мысли инициаторов образования антисоветского фронта, создать враждебную СССР атмосферу и обеспечить задачу организации блока.

На первом же заседании конференции О. Чемберлен предложил опубликовать совместную декларацию, которая, не будучи открыто направлена против СССР, могла сделаться платформой единого антисоветского фронта. Предложение О. Чемберлена о совместной декларации было направлено "против пропаганды Коминтерна и её связи с советским правительством". Таким образом, план декларации, предложенный О. Чемберленом, предвосхитил идею "антикоминтерновского пакта", осуществлённую Гитлером спустя 9 лет - в 1936.

Инициатива Чемберлена натолкнулась на ряд препятствий. Штреземан, исходя из проводимой им политики лавирования между западными державами и СССР, отказался присоединиться к проектируемой декларации. Антифранцузская тенденция правительства Болдуина - Чемберлена, отказавшегося ратифицировать Женевский протокол 1924 (см.), англо-французские противоречия по вопросу об отношении к Германии и в частности поражение французской дипломатии по вопросу о Локарно привели к тому, что Бриан также отказался поддержать предложение Чемберлена и даже ускорил свой отъезд из Женевы, не дожидаясь окончания сессии Совета Лиги наций. Сдержанную позицию занял представитель Японии.

В результате двухдневных совещаний было опубликовано коммюнике о том, что "участники конференции констатировали единодушную волю всех держав продолжать и далее политику Локарно". Это коммюнике лишь прикрывало неудачу конференции и её инициатора О. Чемберлена. Оценивая результаты Ж. к., "Таймс" от 16. VI 1927 писал: "Делегаты не пришли к соглашению даже относительно того, какие именно методы и мероприятия оказались действительными по отношению к СССР в прошлом, а равно, по-видимому, не нашли никакого решения русской проблемы для ближайшего будущего". Неудачу этой попытки английского консервативного правительства, как и других аналогичных попыток того же периода, И. В. Сталин объяснял в основном "противоречивыми интересами различных буржуазных государств, из коих многие заинтересованы в сохранении экономических связей с СССР" и "миролюбивой политикой СССР, твёрдо и непоколебимо проводимой советским правительством".

ЖЕНЕВСКИЕ КОНВЕНЦИИ

ЖЕНЕВСКИЕ КОНВЕНЦИИ (Красного Креста) 1864, 1906 и 1929 "об улучшении участи больных и раненых в действующих армиях" - предусматривают заботу воюющих сторон о больных и раненых другой воюющей стороны и дают права "нейтральности" обслуживающему раненых медицинскому персоналу.

В 1863 по инициативе швейцарца Анри Дюнана был выработан проект международного соглашения, который в следующем году был утверждён конференцией 16 европейских стран в Женеве.

Текст конвенции 1864 был переработан и дополнен в 1906 и 1929. Конвенции были подписаны 56 государствами. Русское правительство присоединилось к первой конвенции в 1867. Конвенции 1864 и 1906 признаны Советским правительством в 1918 (декрет Совнаркома РСФСР от 3. VI). В 1925 действие их распространено на весь СССР. К конвенции 1929 СССР присоединился в 1931.

Основные положения конвенций: военнослужащие и другие официально состоящие при армии лица должны в случае ранения или болезни пользоваться гуманным отношением и покровительством воюющей стороны, во власти которой они окажутся (ст. 1). Они считаются военнопленными, и к ним должны применяться предписания международного права (ст. 2). Подвижные санитарные формирования и госпитали пользуются покровительством и охраной воюющих сторон (ст. 6). Личный персонал санитарных отрядов, транспорта и госпиталей должен пользоваться покровительством враждебной стороны (ст. 9). Эти лица не являются военнопленными и при первой возможности должны быть возвращены на родину (ст. 12). В случае нарушения Ж. к. "по просьбе одного из воюющих должно быть начато расследование в порядке процедуры, подлежащей установлению между заинтересованными сторонами по поводу всякого утверждения о нарушении конвенции; как только нарушение будет доказано, воюющие пресекут его и примут меры к преследованию в возможно краткий срок" (ст. 30).

Во время второй мировой войны гитлеровцы и их вассалы, попиравшие все международные соглашения, грубо нарушили все основные положения Ж. к.

ЖЕНЕВСКИЕ ПРОТОКОЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖЕНЕВСКИЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ АКТ 1928

ЖЕНЕВСКИЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ АКТ 1928 - многостороннее международное соглашение о мирном разрешении споров между государствами. Текст этого акта был принят 26. IX 9-й сессией Ассамблеи Лиги наций. Он содержит 4 главы: гл. I - о примирительном разбирательстве; гл. II - о судебном разрешении споров; гл. III - об арбитраже; наконец, IV глава заключала общие положения, могущие иметь применение ко всему акту в целом или к любой из трёх названных выше форм разрешения споров (границы действия акта, оговорки и пр.).

Присоединение к Ж. г. а. открыто для всех государств, как членов, так и не членов Лиги наций (ст. 43), причём допускается (ст. 38) принятие акта либо в полном его объёме, либо только в части примирительного и судебного производства или даже только примирительного разбирательства. Постановления Ж. г. а. обязательны при разрешении споров лишь между государствами, к нему примкнувшими, и лишь в тех его частях, которые приняты всеми участвующими в споре государствами. Помимо этого государство может (гл. IV. ст. 39) присоединиться к акту с оговорками, исключающими из общего устанавливаемого им обязательного порядка разрешения споров определённые категории споров, а именно: споры, вызванные событиями, предшествовавшими присоединению сторон к акту; по вопросам, оставленным международным правом в исключительном ведении самих государств; касающиеся определённых отдельных случаев или точно определённых проблем, как, напр., территориального статуса.

За этими исключениями споры между примкнувшими к акту государствами подлежат, если они не могут быть разрешены в обычном дипломатическом порядке, примирительному разбирательству, производящемуся постоянной либо специально по данному делу учреждённой примирительной комиссией (гл. I, ст. 116). На случай отсутствия добровольного соглашения сторон Ж. г. а. устанавливает порядок создания, задачи и процессуальные формы деятельности примирительной комиссии.

Все споры о праве между государствами - участниками акта, за теми же исключениями, должны в силу ст. 17 передаваться на разрешение Постоянной палаты международного суда, если между сторонами не состоялось соглашения об арбитраже.

Остальные споры в случае недостижения по ним в определённый срок соглашения в порядке примирительного разбирательства должны быть разрешены арбитражным трибуналом, образованным по соглашению сторон или в установленном актом обязательном порядке.

К Ж. г. а. приложены 3 типовые двусторонние конвенции (а, в и с) для государств, договаривающихся между собой о взаимных обязательствах лишь в какой-либо части этого акта.

По опубликованным Лигой наций данным, к акту полностью или частично примкнули 24 государства. Однако его значение было весьма ослаблено широкими оговорками и отсутствием каких-либо санкций за нарушение его постановлений. СССР в Ж. г. а. не участвовал.

ЖЕНЕ, ЭДМОНД

ЖЕНЕ, ЭДМОНД (1765-1834) - французский дипломат. В 1789 Ж. был назначен поверенным в делах в России, но ввиду его революционных симпатий был плохо принят при дворе Екатерины. В 1792 Ж. был отозван, назначен посланником в Голландию, но вскоре же был отправлен жирондистским Конвентом в США. Ж., в нарушение дипломатической практики, явился не в Филадельфию, чтобы представить президенту республики свои полномочные грамоты, а высадился в Чарльстоне (Южная Каролина) 8. IV 1793. Здесь и на всём пути следования он встречал восторженный приём. Воспользовавшись активизацией демократического движения в США, ростом симпатий к французской революции и враждебностью к Англии, Ж. создавал демократические клубы, открыто призывал народ США объявить войну Англии, вооружал каперы и вербовал американцев для нападения на английские корабли. Около 50 английских судов были захвачены в результате этой деятельности Ж.

Всё это противоречило стремлению США сохранить нейтралитет. Правительство Вашингтона потребовало 23. VIII 1793 отозвания Ж. за нарушение обычных международных норм. На это Ж. ответил оскорбительным письмом Вашингтону и обращением к народу США, в котором вновь призывал его объявить войну Англии. Робеспьер, стремясь смягчить недовольство правительства Вашингтона, осудил действия Ж., отозвал его и объявил о предании суду. Ж., однако, предпочёл не возвращаться во Францию и остался в США как частное лицо.

ЖЕРБИЛЬОН, ЖАН ФРАНСУА

ЖЕРБИЛЬОН, ЖАН ФРАНСУА (1631-1707) (в Китае - Чжин Чэн) - французский учёный, иезуит.

Ж. выехал из Франции в 1680 во главе миссии, состоявшей из 5 иезуитов, в 1687 прибыл в Бэйпин и был принят китайским императором Канси (см.), который первоначально не разрешил ему проповеди, но оставил на службе при дворе.

Ж. быстро овладел манчжурским и китайским языками и стал личным драгоманом, медиком и преподавателем математики у императора.

Ж. по поручению Канси неоднократно вёл переговоры с русскими и вместе с иезуитом Перейра в 1689 в качестве переводчика и советника принимал активное участие в заключении Нерчинского договора (см.) между Китаем и Россией.

ЖОМИНИ, АЛЕКСАНДР ГЕНРИХОВИЧ

ЖОМИНИ, АЛЕКСАНДР ГЕНРИХОВИЧ (1814-88), барон - русский дипломат. В 1835 поступил на службу в министерство иностранных дел. С 1843 по 1856 служил в Азиатском департаменте министерства; принимал участие в дипломатических переговорах в период Крымской войны. Ж. был одним из ближайших сотрудников министров иностранных дел Горчакова и Гирса, занимал должность старшего советника министерства. В 1879-80 Ж. исполнял обязанности товарища министра иностранных дел. Будучи последователем дипломатической школы Нессельроде, Ж. долгое время был сторонником тесного сотрудничества России с Австрией и Германией. В 1875 Ж. вёл с Австрией переговоры, приведшие к Рейхштадтскому соглашению. В дальнейшем внешнеполитические взгляды Ж. изменились. В 80-х годах он выступал за франко-русское соглашение. В 1887, во время обострения франко-германских отношений, Ж. инспирировал в международной прессе ряд антигерманских статей, в которых заявлялось о симпатиях России к Франции. Ж. известен как опытный редактор и политический писатель. Он редактировал важнейшие бумаги министерства иностранных дел. Ж. написал ряд историко-дипломатических работ ("Россия и Европа в эпоху Крымской войны", "Роль и значение России в Европе перед Крымской войной"), основанных в значительной мере на личных воспоминаниях.

ЖУРАВНЕНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1676

ЖУРАВНЕНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1676 - подписан в Журавно 27. X; приостановил военные действия между Турцией и Польшей, начавшиеся в 1672. Поводом к турецкому вторжению послужило обращение гетмана Правобережной Украины Дорошенко к Турции с просьбой о помощи против Польши, причём Дорошенко признал себя турецким вассалом. Турки заняли Каменец-Подольск и осадили Львов. Неподготовленная к войне Польша была вынуждена подписать 18. X 1672 в Бучаче мирный договор, по которому Правобережная Украина и Подолия переходили под власть Турции, Польша должна была уплатить контрибуцию и вносить ежегодную дань. Сейм 1673 отказался ратифицировать Бучачский договор, и война возобновилась. В ноябре 1673 польские войска под командованием великого коронного гетмана Яна Собеского одержали под Хотином победу над турками. Избранный королём, Ян Собеский отбил в 1675 и 1676 две новые попытки турецко-татарских войск вторгнуться в глубь польского государства. Стремившаяся вовлечь Польшу в антигабсбургский блок Франция воздействовала на свою старую союзницу Турцию, что и привело к подписанию Ж. м. д. Активное содействие при переговорах оказал французский посол в Польше. По Ж. м. д. две трети Правобережной Украины были возвращены Польше. Вопрос о Подолии был отложен до дальнейших переговоров. Польша освобождалась от уплаты дани Порте. Внешняя политика Яна Собеского встретила в Польше резкую оппозицию, и Ж. м. д. не был утверждён сеймом. Это привело к перемене внешнеполитической ориентации Польши: она сблизилась с Австрией, заключила с ней союз против Турции и в 1683 возобновила войну, закончившуюся в 1699 подписанием Карловицкого мирного договора.

Предыдущая страница Следующая страница