Дипломатический словарь
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИРА"-"ИТО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИРА"-"ИТО")

ИРАНО-КИТАЙСКИЙ ДОГОВОР 1920

ИРАНО-КИТАЙСКИЙ ДОГОВОР 1920 - о дружбе - подписан 1. VI в Риме посланниками Китая и Ирана в Италии. Договор провозглашал установление "вечной дружбы" между Китаем и Ираном и их подданными. Дипломатическим и консульским представителям одной договаривающейся стороны предоставлялись на территории другой стороны все права и привилегии представителей наиболее благоприятствуемой нации, за исключением прав консульской юрисдикции. Договор устанавливал, что подданные договаривающихся сторон подлежат юрисдикции страны пребывания. Таким образом, договор был одним из первых соглашений как Ирана, так и Китая, основанным на равноправии сторон. Его заключению способствовала обстановка, создавшаяся после Великой Октябрьской социалистической революции в России и открывшая возможности для укрепления политической и экономической независимости стран Востока, в частности для отмены капитуляционного режима.

ИРАНО-ТУРЕЦКИЙ ДОГОВОР 1926

ИРАНО-ТУРЕЦКИЙ ДОГОВОР 1926 - о нейтралитете - подписан 22. IV в Тегеране. Договор способствовал нормализации ирано-турецких отношений, носивших до этого напряжённый характер вследствие частых пограничных конфликтов, связанных с волнениями и восстаниями курдов как иранских, так и турецких.

Согласно договору стороны отказались от всяких актов агрессии друг против друга, обязались не вступать ни в какие политические, экономические или финансовые соглашения, направленные против другой договаривающейся стороны, а в случае военного нападения на другую сторону сохранять нейтралитет, включая вооружённый нейтралитет, если будет иметь место попытка использовать территорию одной договаривающейся стороны для враждебных действий против другой договаривающейся стороны. Договор предусматривал также обязательство обоих государств не допускать на своей территории организаций или групп, преследующих цели, враждебные другой стороне, и принимать меры против преступной деятельности пограничных племён.

Несмотря на этот договор, ирано-турецкие отношения и в дальнейшем неоднократно обострялись из-за пограничных конфликтов. В 1927, в связи с новой вспышкой волнений среди курдов, турецкое правительство даже послало иранскому правительству ноту ультимативного характера, которую последнее отказалось принять. Окончательное урегулирование спорных пограничных вопросов между Ираном и Турцией произошло в 1932. Тогда же был возобновлён на новый срок И.-т. д. Все эти соглашения облегчили заключение Саадабадского пакта (см.).

ИРАНО-ФРАНЦУЗСКИЕ ДОГОВОРЫ

ИРАНО-ФРАНЦУЗСКИЕ ДОГОВОРЫ -1) И.-ф.д. 1807 об оборонительном и наступательном союзе-подписан 4. V в лагере Наполеона под Финкенштейном. Договору предшествовало обращение Фатх-Али шаха в 1804 к Франции с просьбой помочь против России, в чём ему отказали англичане, на помощь которых он рассчитывал ввиду сложившихся с Англией отношений (см. Англо-иранский договор 1801). В ответ на это обращение Наполеон направил в Иран своих представителей Жобера, Ромье и др. Переговоры не дали результатов, но неудачи в войне с Россией побудили шаха в 1806 послать своего представителя Мирзу Резу к Наполеону для скорейшего заключения франко-иранского союза.

И.-ф. д. обязывал шаха порвать все политические и торговые отношения с Англией, объявить ей войну, склонить к этому же и афганцев и двинуть свою армию на английские владения в Индии. Кроме того, шах обязался пропустить через Иран в Индию французские войска и снабжать их продовольствием. В свою очередь Наполеон гарантировал неприкосновенность территории Ирана, признавал права Ирана на владение Грузией и обещал побудить Россию вернуть её Ирану, а также обязался прислать вооружение и инструкторов для реорганизации иранской армии. В исполнение договора в Иран прибыла французская военная миссия в составе 70 чел. во главе с ген. Гарданом. По приезде Гардана в Иран шах ратифицировал договор и одновременно предоставил французам большие торговые льготы, а также широкие права и привилегии французским консулам. Однако Наполеон, заключив с Россией Тильзитский мирный договор (см.), отказался помогать Ирану против России. В связи с этим союз с Францией утратил своё значение для Ирана и Фатх-Али шах стал сближаться с Англией. В феврале 1809, незадолго до подписания англо-иранского договора 1809 (см.), миссия Гардана покинула Иран.

2) И.-ф. д. 1855 о дружбе и торговле - подписан в Тегеране 23. VII, в разгар Крымской войны, премьер-министром Ирана Ага ханом Этемад-эд-Доуле и французским посланником в Иране Буре. Воспользовавшись Крымской войной, Франция добилась от Ирана таких же льгот и привилегий, какие получила Россия по Туркманчайскому мирному договору (см.). Договор, провозглашая установление "вечной дружбы" между Францией и Ираном, основывался на принципах режима капитуляций. Дипломатические представители и подданные обеих сторон взаимно получали права представителей и подданных наиболее благоприятствуемой нации. Французским подданным предоставлялось право свободной торговли. Были учреждены три французских консульства в Иране - в Тегеране, Бендер-Бушире и Тавризе - и три иранских консульства во Франции - в Париже, Марселе и на о. Бурбон.

3) И.-ф. д. 1929 о дружбе - подписан 10. V в Тегеране управляющим министерством иностранных дел Ирана Мохаммед-Али-ханом Фарзином и посланником Франции Вильденом. Заменив временное ирано-французское соглашение о взаимоотношениях от 10. V 1928, И.-ф. д. окончательно оформил признание Францией отмены капитуляционного режима и установление таможенной автономии в Иране. Договор содержал статьи о дружбе, о наибольшем благоприятствовании для дипломатических и консульских представителей и об арбитраже, аналогичные соответственным статьям ирано-германского договора 1929 (см.) о дружбе. Кроме того, договор предусматривал, что торговые и таможенные отношения, а также вопросы мореплавания, поселения и пребывания граждан одной стороны на территории другой будут урегулированы путём заключения специальных соглашений на основе полной взаимности и равенства. Одновременно с подписанием договора Фарзин и Вильден обменялись письмами, согласно которым стороны обязались применять во взаимной торговле минимальные таможенные пошлины.

ИРАНО-ХИДЖАЗСКИЙ ДОГОВОР 1929

ИРАНО-ХИДЖАЗСКИЙ ДОГОВОР 1929 - о дружбе - подписан 24. VIII в Тегеране иранским премьер-министром Махди-Кули-ханом Хедаятом и представителями короля Хиджаза-Неджда и присоединённых областей - шейхом Абдуллой-уль-Фазлем и шейхом Мухаммедом Абд-ур Рауфом. Договор предусматривал: установление вечного мира между Ираном и Хиджазом-Недждом и их подданными; обмен посланниками и консульскими представителями, которые должны взаимно пользоваться обычными правами в соответствии с общими нормами международного права; наибольшее благоприятствование для подданных одной из договаривающихся сторон на территории другой стороны. Кроме того, король Хиджаза-Неджда и присоединённых областей обязался относиться к иранским паломникам в Мекке так же, как к паломникам других стран, не создавать им никаких затруднений в исполнении религиозных обрядов и обычаев и обеспечивать их безопасность. Договор также декларировал намерение сторон заключить политическое, торговое, экономическое и другие соглашения. В действительности никаких соглашений между Ираном и Хиджазом-Недждом (переименованным в 1932 в Саудовское государство) заключено не было. Обмен посланниками также не состоялся.

ИРИГОЙЕН, ИПОЛИТО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСИИ КИКУДЗИРО

ИСИИ КИКУДЗИРО (1866-1945), виконт - крупный японский дипломат, происходил из чиновничьей семьи. Начал свою дипломатическую карьеру в 1890. Сам И. считал, что он впервые выдвинулся как дипломат в 1905, во время портсмутских мирных переговоров между Россией и Японией. Занимая в то время должность начальника коммерческого бюро министерства иностранных дел, он якобы получил информацию о беседе царя Николая с послом США Мейером, в которой Николай высказал мысль о возможности уступки Южного Сахалина Японии. По докладу И. премьер-министр Кацура изменил данное перед этим японской делегации в Портсмуте распоряжение совершенно отказаться от требования об уступке Сахалина. По Портсмутскому договору Южный Сахалин был уступлен Японии. В 1912-15 И. был послом в Париже. Около года (октябрь 1915- октябрь 1916) он занимал пост министра иностранных дел в кабинете Окума (см.); в этот период Япония присоединилась (19. X 1915) к англо-франко-русской декларации от 5. IX 1914 о незаключении сепаратного мира с Германией (см. Лондонская декларация 1914); в это же время были заключены русско-японский гласный и секретный договоры о союзе 3. VII 1916 (см. Русско-японский договор 1916). В своих мемуарах И. приписывает инициативу этих политических акций японской дипломатии. Имя И. стало особенно широко известно в связи с соглашением, заключённым между ним, как чрезвычайным уполномоченным Японии, и государственным секретарём США Лансингом 2. XI 1917 (см. ). Этим соглашением США признали специальные интересы Японии в Китае. В 1920-27 И. был вновь послом в Париже и одновременно являлся представителем Японии в Лиге наций; затем он представлял Японию на Женевской конференции по разоружению, а в 1933 возглавлял японскую делегацию на мировой экономической конференции в Лондоне. И. в своей дипломатической деятельности являлся сторонником ориентации Японии на страны Антанты, участия Японии в Лиге наций (в 1933 возражал против выхода Японии из Лиги наций), был противником Германии, которую он в своих мемуарах характеризует как державу, провоцировавшую конфликты на Дальнем Востоке. Играя роль либерала и приверженца идеи разрешения международных вопросов при помощи Лиги наций, И. пацифистской фразеологией искусно прикрывал защиту японских империалистических интересов.

При проведении своей политики И. всегда стремился создать себе опору в общественном мнении Европы и США. Это характерно для методов его действий как во время переговоров с Лансингом ("откровенные" речи на банкетах с представителями "делового мира"), так и в особенности в период пребывания его после войны послом в Париже. Подвергаясь давлению не только со стороны США, но и Англии, придерживаясь в основном оборонительной тактики в период 1922-27, Япония маневрировала между своими противниками, и её дипломаты приспособлялись к дипломатии Лиги наций с её обилием речей, пацифистских деклараций, с игрой в либерализм.

Свои взгляды на задачи дипломатии И. изложил в книге "Дипломатические комментарии", опубликованной в 1930 (русск. перевод 1942, Госполитиздат). Главная задача книги - оправдать внешнюю политику Японии и доказать правильность дипломатической линии, которую проводил сам И.

ИСМАИЛ ПАША

ИСМАИЛ ПАША (1830-95) - правитель Египта (1863-79). И. окончил военную школу в Сен-Сире. Продолжал профранцузскую политику Саида паши (см.). В 1863 И. умело парировал удар, направленный английской дипломатией против Суэцкого канала: когда Порта под давлением Англии признала недействительной Суэцкую концессию, выданную Египтом французской компании, и угрожала ликвидировать её, И. сумел добиться утверждения концессии Портой, согласившись на некоторое изменение её условий.

В 1866 И. добился султанского фирмана, расширявшего автономию Египта. В частности правителям Египта был присвоен титул хедива; в Египте создавалось представительное учреждение- Палата нотаблей с совещательными функциями.

В 1869, в связи с открытием канала, И. устроил грандиозные торжества, на которые созвал монархов, государственных деятелей и дипломатов всех стран Европы.

В 1873 И. добился от турецкого султана нового фирмана, наделявшего Египет правом заключать самостоятельно иностранные займы и торговые конвенции, а также правом увеличить египетскую армию. Этим же фирманом устанавливался новый порядок наследования хедивской власти.

Расходы, связанные с Суэцким каналом и многочисленными предприятиями Исмаила, который сам был крупнейшим капиталистическим дельцом в стране - сахарозаводчиком, плантатором, судовладельцем, экспортёром хлопка, повлекли за собой ряд новых внешних займов, заключённых на разорительных условиях, в результате которых египетский государственный долг (см.) вырос к 1876 до 2,5 млрд. франков. Английское правительство использовало стеснённое положение И. и в 1875 купило у него за бесценок принадлежавшие ему акции Суэцкого канала (45% всего акционерного капитала), чем значительно усилило свои позиции в Египте. В 1876 И. должен был объявить банкротство, примириться с образованием "Международной комиссии египетского государственного долга" и с установлением англо-французского "двойственного контроля" над финансами Египта. В 1878 И. был принуждён согласиться на образование в Египте "европейского министерства", т. е. правительства с участием и под контролем представителей европейских держав. Это правительство, не удовлетворяясь ограблением египетского народа, вызвавшим всеобщее возмущение в стране, посягало также на доходы египетских помещиков и в частности самого И., личные поместья которого были переданы в кассу египетского государственного долга. Это обстоятельство привело к конфликту И. с европейскими державами. 7. IV 1879 он отставил "европейское министерство" и образовал национальное правительство.

25. IV 1879 Англия и Франция потребовали в ультимативной форме восстановления европейских министров, угрожая в противном случае низложением И. Одновременно (18. V 1879) Германия и Австрия опротестовали финансовые мероприятия Исмаила. Консулы европейских держав в Каире "в частном порядке" рекомендовали И. добровольно "уйти" от власти. Наконец, 19. VI 1879 Англия и Франция в совместном ультиматуме официально потребовали от И. отречься от власти и покинуть Египет. Этот демарш был поддержан консулами Германии, Австрии, Италии и России. И. передал конфликт на решение турецкого султана, по указу которого 26. VI 1879 уступил пост хедива своему сыну Тевфику и выехал из страны.

Представляя феодально-помещичье крыло египетского национального движения, И. в 60-70 годах вёл борьбу с великими державами, стремившимися поставить Египет под свой финансовый и политический контроль. Однако он изменил этому движению в 1881-82, когда оно под руководством Араби приняло демократический характер. В частности И. поддерживал из-за рубежа подрывную деятельность египетских реакционеров, вдохновлявшуюся английским генеральным консулом Малетом.

Последние годы жизни И. провёл в Неаполе и в Константинополе.

ИСМЕТ ПАША

ИСМЕТ ПАША -см. Инёню Исмет.

ИСПАНО-АВСТРИЙСКИЙ ДОГОВОР 1726

ИСПАНО-АВСТРИЙСКИЙ ДОГОВОР 1726 - о взаимном признании - подписан 30. IV в Вене. Вражда между обоими государствами продолжалась со времени войны за Испанское наследство. Император Карл VI не признавал Филиппа V испанским королём, со своей стороны Филипп V не соглашался со статьёй Раштадтского мирного договора (см.) о передаче Австрии испанских владений в Италии. Попытке вернуть их помешало вмешательство морских держав (Англии и Голландии), а также Франции, заключивших в 1717 антииспанский союз, к которому вскоре присоединилась Австрия. Союз оказался непрочным. На европейском конгрессе в К амбре (открылся в 1721) император Карл VI не мог добиться от держав гарантии т. н. Прагматической санкции. Тогда он вступил в сношения с Испанией, искавшей способа отомстить Англии и Франции за свои неудачи. В результате последовало подписание в Вене договора о взаимном признании и официальном отказе Карла VI от претензий на испанскую корону и Филиппа V - на итальянские владения императора. Был заключён также оборонительный союз. Испанское правительство гарантировало Прагматическую санкцию. Карл VI признавал инфанта Дон-Карлоса наследником герцогов Пармы и Тосканы. В секретные статьи договора было включено обещание императора помочь испанцам вернуть Гибралтар и Порт-Магон. Филипп V обязался предоставить основанной Карлом VI торговой компании в Остенде (Бельгия) все льготы и преимущества, которыми пользовались в Испании английские, голландские и французские купцы. Содержание этих статей, ставшее вскоре известным французскому послу в Вене герцогу Ришелье, вызвало тревогу в Лондоне и Версале и ответные меры английской и французской дипломатии (см. Суассонский конгресс).

ИСПАНО-АМЕРИКАНСКИЙ ДОГОВОР 1795

ИСПАНО-АМЕРИКАНСКИЙ ДОГОВОР 1795 - см. Мадридский договор 1795.

ИСПАНО ГЕРМАНСКИЙ ДОГОВОР 1885

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПАНО-ПОРТУГАЛЬСКИЕ ДОГОВОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПАНСКОЕ НАСЛЕДСТВО

ИСПАНСКОЕ НАСЛЕДСТВО - В 1698, ещё до смерти бездетного испанского короля Карла II Габсбурга, французский король Людовик XIV заключил с Вильгельмом III Оранским (штатгальтер Голландии и с 1689 - король Англии) соглашение о разделе И. н. между тремя претендентами на испанский престол: внуком Людовика XIV Филиппом Анжуйским, сыном императора Леопольда Габсбурга эрцгерцогом Карлом и сыном курфюрста Баварского. Карл II стремился помешать разделу Испании и завещал свой престол одному Филиппу Анжуйскому. Когда испанский король умер (1700), Людовик XIV вопреки договорам с Англией и Голландией принял его завещание и дал заверения, что Испания не будет объединена с Францией под властью одного короля. Против Людовика XIV объединились император Леопольд, Вильгельм III Оранский и почти все немецкие князья. Началась война за И. н. (1701-14), закончившаяся Утрехтским мирным договором 1713 (см.) и Раштадтским мирным договором 1714 (см.).

ИСТУРИС-И-МОНТЕРО, ФРАНСИСКО КСАВЬЕ, ДЕ

ИСТУРИС-И-МОНТЕРО, ФРАНСИСКО КСАВЬЕ, ДЕ (1790-1871) - испанский государственный деятель. И. участвовал в войне за независимость (1808-14) и был одним из руководителей революции 1820-23, после поражения которой эмигрировал в Англию. Возвратившись из эмиграции (1834), И. стал одним из руководителей партии "умеренных" ("модерадос") и сторонником франкофильской политики королевы-регентши Марии Христины. В условиях гражданской войны И. возглавил правительство, являясь одновременно министром иностранных дел (май 1836). Он поддержал проект создания тесного династического союза между Испанией и Францией путём брака королевы Изабеллы с младшим сыном Луи Филиппа - герцогом Омальским. Но Луи Филипп, не решавшийся восстанавливать против себя Англию, ответил отказом на это предложение (июнь 1836). Успехи карлистов и усиление революционного движения в стране заставили И. потребовать немедленной вооружённой помощи от Франции и Англии, связанных с Испанией договором 1834 о "четверном союзе". И. получил в этом вопросе полную поддержку французского премьера Тьера. Последний рассчитывал с помощью военной интервенции разгромить карлистов, ликвидировать революционное движение и создать в Испании устойчивое правительство из франкофильски настроенных "умеренных". Планы И. и Тьера встретили сопротивление Луи Филиппа, опасавшегося международных осложнений, а также английского министра иностранных дел лорда Пальмерстона, с беспокойством следившего за попытками Франции закрепить своё влияние в Испании. Настойчивые требования И. заставили союзников согласиться на полумеры. На франко-испанской границе был создан "иностранный легион" из добровольцев (июль-август 1836) для помощи испанскому правительству. 12. VIII 1836 восстание в Ла-Гранхе свергло И. и привело к власти правительство "крайних" ("экзальтадос"). И. бежал за границу, но, возвратившись через год, стал председателем палаты депутатов. Во время ожесточённой англо-французской дипломатической борьбы, развернувшейся вокруг вопроса обраке королевы Изабеллы, И. снова стал премьером и министром иностранных дел (апрель 1846). Действуя в контакте с французским послом Брессоном, И. сыграл роль посредника между французским правительством и Марией Христиной и содействовал быстрому осуществлению французского варианта испанских браков, долженствовавшего укрепить связи Испании с Францией. После падения своего кабинета (1847) И. был назначен послом в Англию, но вследствие инцидента с Вулъвер-Литтоном (см.) покинул Лондон (май 1848) и возвратился на свой пост только после восстановления дипломатических отношений между Испанией и Англией в 1851.

В октябре 1856 прибывший в Мадрид ген.-адъютант Александра II граф Бенкендорф передал королеве Изабелле II предложение русского императора восстановить дипломатические отношения между Россией и Испанией (после смерти Фердинанда VII Николай I отказался признать Изабеллу, и в течение его царствования дипломатические отношения между Испанией и Россией были прерваны). Изабелла, желая наладить дружественные связи с Россией, назначила И. чрезвычайным послом и полномочным министром Испании в Петербург (декабрь 1856). И. успешно выполнил свою миссию и по возвращении в Мадрид (декабрь 1857) был в течение нескольких недель премьер-министром. В 1863-64 И. был послом во Франции, после чего ушёл в отставку.

ИТАЛО-ВЕНГЕРСКИЙ ДОГОВОР 1927

ИТАЛО-ВЕНГЕРСКИЙ ДОГОВОР 1927 - о дружбе, консультации и арбитраже - подписан 5. IV в Риме Муссолини и венгерским премьером графом Бетленом. Кроме опубликованных пунктов, касавшихся внешнеполитического сотрудничества и урегулирования вопросов относительно свободной зоны, предоставляемой Венгрии в порту Фиуме, в договоре имелись секретные статьи, на основе которых Италия обязалась оказать помощь тайному вооружению Венгрии, в нарушение Трианонского мирного договора.

Будучи по существу договором о военном союзе, И.-в. д. был направлен против стран Малой Антанты и прежде всего против Югославии, окружение которой Муссолини считал первоочерёдной задачей итальянской внешней политики. Италия стремилась расколоть Малую Антанту, как оплот французской гегемонии в Юго-Восточной Европе. Муссолини поддерживал венгерский ревизионизм, направленный против стран Малой Антанты, ещё с 1924, когда он впервые требовал "справедливости" для Венгрии.

Англия благосклонно отнеслась к И.-в. д. 1927, считая для себя выгодным ослабление французских позиций на Балканах. Английская печать поддерживала требования венгерского ревизионизма. В январе 1928, когда между Венгрией и Малой Антантой возник т. н. сен-готардский инцидент в связи с тайным провозом оружия из Италии в Венгрию, Англия воспрепятствовала мобилизации Малой Антанты против Венгрии.

Для венгерского ревизионизма И.-в. д. являлся первым дипломатическим успехом. Его практическое значение, однако, целиком зависело от англо-итальянского сотрудничества.

ИТАЛО-ГРЕЧЕСКОЕ СЕКРЕТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1919

ИТАЛО-ГРЕЧЕСКОЕ СЕКРЕТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1919 - см. .

ИТАЛО-ЕГИПЕТСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1925

ИТАЛО-ЕГИПЕТСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1925 - было подписано 6. XII в Каире премьер-министром Египта Ахмедом Зиваром пашой и итальянским посланником в Египте Негротто Камбиазо. После первой мировой войны Италия, исходя из Лондонского договора 1915 (см.), добивалась передачи ей египетского оазиса Джарабуб - на границе Египта и Ливии. Обменом нот от 10-13. IV 1920 между Мильнером и Шалойя Англия обещала передать Италии этот оазис в обмен на присоединение к Египту небольшой прибрежной полосы к северу от Соллума. Реализация соглашения затянулась в связи с греко-итальянским спором о Додеканезских о-вах, в котором Англия поддерживала Грецию. Однако наметившееся в 1925 англо-итальянское сближение позволило заключить И.-е. с. 1925, по которому была установлена новая пограничная линия между Египтом и Ливией. Кроме Джарабуба Италия получила по этому соглашению также ряд источников в южной части границы. На Парижской мирной конференции 1946 Египет требовал отмены И.-е. с. 1925 и возвращения ему оазиса Джарабуб.

ИТАЛО-ЙЕМЕНСКИЙ ДОГОВОР 1926

ИТАЛО-ЙЕМЕНСКИЙ ДОГОВОР 1926 - о дружбе и торговле - подписан в Санаа 2. IX сроком на 10 лет, обмен ратификационными грамотами произведён в Санаа 22. XII 1926. Подписание договора завершило определённый этап итальянской экспансии в Красноморском бассейне. Стремясь укрепить свои позиции в Йемене, итальянцы использовали конфликт, возникший между королём Йемена имамом Яхья (см.) и англичанами (см. Англо-йеменский договор). Однако Яхья, используя англо-итальянское соперничество, не пошёл на удовлетворение всех итальянских претензий. И.-й. д., подписанный в результате длительных переговоров лично имамом Яхья и губернатором Эритреи Гаспарини, устанавливал, что Италия признаёт "полную и абсолютную независимость Йемена и его суверенитет" и не будет вмешиваться в его внутренние дела (ст. 1). Итальянским купцам не разрешалось вести в Йемене торговлю запрещёнными по внутренним законам страны товарами (ст. 5). Всё же успехом итальянцев было выраженное в договоре желание Йемена импортировать из Италии "технические средства и материалы, которые смогут содействовать экономическому развитию страны", а также приглашать из Италии технический персонал (ст. 3). Однако Италия, поставив Йемену заведомо бракованное, негодное оборудование, скомпрометировала себя.

В дальнейшем Яхья проводил политику маневрирования между Англией и Италией. В 1934 он заключил договор с Англией, а в 1936 возобновил И.-й. д. В 1937 он принял итальянскую военную миссию, покупал у итальянцев танки и орудия, вёл переговоры о сдаче в аренду Италии некоторых островов Красного моря для устройства там военно-морских баз. Однако после разгрома итальянцев в Африке Италия потеряла всякое влияние в Йемене, и в 1943 имам интернировал итальянцев, проживавших на его территории.

ИТАЛО-ТУРЕЦКИЙ ДОГОВОР 1928

ИТАЛО-ТУРЕЦКИЙ ДОГОВОР 1928 - о нейтралитете, согласительной процедуре и разрешении споров третейским судом -подписан 30. V в Риме. По замыслу Муссолини этот договор должен был привести к созданию под итальянской эгидой "треугольника" - Италия - Греция - Турция в противовес Малой Антанте, находившейся под французским влиянием. С этой целью Муссолини с начала 1928 вёл одновременно переговоры с Грецией и Турцией, а также посредничал в переговорах между последними. Турция охотно пошла на нормализацию отношений с Италией, надеясь этим устранить угрозу итальянской агрессии в отношении Малой Азии, но разногласия между Турцией и Грецией помешали заключению намеченного Муссолини тройственного итало-греко-турецкого пакта. В результате были подписаны двусторонние договоры: итало-турецкий от 30. V 1928 и аналогичный итало-греческий от 28. IX 1928. Таким образом, проектировавшаяся Муссолини группировка не была создана. Визит турецкого премьера Исмета Инёню в Рим (май 1932) не дал никаких практических результатов. Не оправдались и расчёты Италии на экономические преимущества в Турции на основе договора 1928. С марта 1934 после воинственной речи Муссолини об "исторических задачах Италии в Азии и в Африке" турецко-итальянские отношения снова вступили в фазу обострения.

ИТАЛО-ЭФИОПСКИЙ ДОГОВОР 1928

ИТАЛО-ЭФИОПСКИЙ ДОГОВОР 1928 - о дружбе и арбитраже - подписан 2. VIII в Аддис-Абебе принцем-регентом Эфиопии Таффари Маконнен и уполномоченным Италии майором Джулиано Кора.

После окончания первой мировой войны Италия сделала Англии ряд предложений о разделе Эфиопии. Английское правительство после провала попыток получить от Эфиопии концессию на постройку плотины на оз. Тана отнеслось положительно к итальянским предложениям. В декабре 1925 Англия и Италия сделали попытку договориться о разделе Эфиопии на сферы влияния без участия Франции, что вызвало энергичный отпор как со стороны Франции, так и самой Эфиопии (см. ). Когда в начале 1926 правительства Англии и Италии довели до сведения правительства Эфиопии о состоявшемся между ними соглашении, принц-регент Таффари Маконнен (в 1928 ставший негусом под именем Хайле Селассие) заявил резкий протест и при поддержке Франции обратился в Лигу наций с жалобой на нарушение суверенитета Эфиопии. Англия и Италия были вынуждены формально заявить, что заключённое между ними соглашение не является обязательным для Эфиопии. Эта неудача заставила Италию начать непосредственные переговоры с Эфиопией с целью добиться частичного удовлетворения своих притязаний. В результате этих переговоров был подписан И.-э. д., состоявший из 7 статей. В договоре провозглашались постоянный мир и вечная дружба между Эфиопией и Италией (ст. 1), обязавшимися не посягать на независимость друг друга (ст. 2), а также содействовать развитию существующих между ними торговых отношений (ст. 3). Оба правительства обязались разрешать все могущие возникнуть между ними споры путём примирительной процедуры или арбитража (ст. 5). Ст. 4 подтверждала неподсудность итальянских граждан в Эфиопии местным судам. Срок действия договора устанавливался на 20 лет (ст. 7). Одновременно с договором была подписана конвенция, предусматривавшая постройку автомобильной дороги между портом Ассаб (Эритрея) и г. Десие (крупный торговый центр к северу от Аддис-Абебы) и создание в Ассабе вольной зоны, где с товаров, направляющихся в Эфиопию или из неё, не должны были взиматься пошлины.

Расчёты Италии нанести удар позициям Франции в Эфиопии заключением И.-э. д. (создав в частности конкуренцию ж. д. Джибути - Аддис-Абеба) не оправдались. Негус под различными предлогами оттягивал сооружение дороги Ассаб-Десие, которая так и не была построена. Заключение в 1935 Лавалем и Муссолини пакта, предоставившего Италии свободу действий в Эфиопии, дало возможность фашистской Италии грубо нарушить условия И.-э. д. и вооружённым путём захватить Эфиопию (1935-36).

ИТАЛО-ЮГОСЛАВСКИЙ ДОГОВОР 1937

ИТАЛО-ЮГОСЛАВСКИЙ ДОГОВОР 1937 - о нейтралитете - подписан в Белграде 25. III от имени Италии Чиано (см.) и от имени Югославии Стоядиновичем (см.); явился одним из звеньев дипломатической подготовки второй мировой войны фашистскими державами. Гитлер и Муссолини стремились оторвать Югославию от Малой и Балканской Антант, рассматривая эти блоки как препятствие на пути развязывания агрессии в юго-восточном направлении. Приход в Югославии к власти профашистского правительства Стоядиновича способствовал осуществлению намерений Берлина и Рима, и в конце 1936 Италия и Югославия вступили в переговоры о заключении договора. Английское правительство знало об этих переговорах, но, проводя политику "невмешательства", не препятствовало их развитию. От членов Малой и Балканской Антант Стоядинович скрыл свои переговоры с Италией. В результате югославское правительство, уже к этому времени фактически отказавшееся от принципов коллективной безопасности, пошло на дипломатическую капитуляцию перед фашистской Италией.

И.-ю. д. обусловил, что в случае вступления одной из сторон в вооружённый конфликт с третьей державой другая сторона при всех обстоятельствах сохранит нейтралитет. Это постановление противоречило пактам Малой и Балканской Антант, благоприятствовало агрессивным планам Италии в отношении Греции и Турции, а также устраняло возможность выступления Югославии на помощь Чехословакии в случае нападения на последнюю Германии или Венгрии при участии Италии. По другой статье договора стороны обязались взаимно не вмешиваться во внутренние дела (правительство Стоядиновича рассчитывало, что это обязательство предотвратит вмешательство Италии в хорватскую проблему). Договор не подлежал ратификации в Лиге наций (Италия к этому времени уже вышла из Лиги наций, но Югославия этим пунктом нарушала устав Лиги наций, членом которой она являлась). Срок договора был установлен в пять лет.

В Берлине и Риме И.-ю. д. был воспринят как крупный успех фашистской дипломатии. Правительство Стоядиновича заявило, что договор отражает его политику "дружить со всеми, не зависеть ни от кого". В действительности же этот договор, вместе с болгаро-югославским договором от 24. I 1937 о "вечной дружбе", положил начало включению Югославии в сферу влияния фашистских держав, ухудшил её международное положение и в конечном счёте расчистил дорогу для вооружённой агрессии Италии и Германии на Балканах в 1941.

ИТО ХИРОБУМИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница