Дипломатический словарь
Статьи на букву "К" (часть 2, "КАС"-"КЛЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КАС"-"КЛЕ")

КАСАБЛАНКСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1943

КАСАБЛАНКСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1943 - встреча президента США Рузвельта с премьер-министром Великобритании Черчиллем при участии начальников соответственных генеральных штабов. К. к. состоялась 14-24. I, вскоре после высадки союзных войск в Северной Африке, и была посвящена подготовке союзников к развёртыванию военных операций в 1943, в первую очередь против Италии, хотя конференция происходила в обстановке, когда Красная Армия закончила окружение немцев под Сталинградом и были созданы все условия для развёртывания союзниками крупных операций во Франции. В коммюнике, опубликованном по поводу К. к., говорилось, что участники конференции подвергли анализу положение на всех театрах войны и выявили все ресурсы c целью более интенсивного ведения войны на море, суше и в воздухе. Между руководителями обеих стран и их соответствующими штабами было достигнуто полное соглашение по поводу военных планов и мероприятий, которые должны были быть предприняты против Германии, Италии и Японии с целью использовать с наибольшими выгодами явно благоприятный поворот, который события приняли в конце 1942. Было решено согласиться только на безоговорочную капитуляцию Германии, Италии и Японии, в связи с чем Рузвельт даже предложил назвать конференцию в Касабланке "конференцией по вопросу о безоговорочной капитуляции".

На К. к. обсуждался также вопрос о политике Англии и США в отношении освобождённых французских владений в Африке и об организации и снабжении французской армии. Здесь же в присутствии Рузвельта и Черчилля состоялась встреча ген. де Голля с ген. Жиро.

КАСТИЛЬО НАХЕРА, ФРАНСИСКО

КАСТИЛЬО НАХЕРА, ФРАНСИСКО (р. 1886) - мексиканский дипломат. Получил медицинское образование в Мексике и за границей. Профессор медицины и президент мексиканской Медицинской академии, член многих мексиканских, американских и европейских научных обществ. Почётный член Международной дипломатической академии. Дипломатическую деятельность начал в 1922. Занимал пост посланника в Китае (1922-24), Бельгии (1927-30), Голландии (1930-32), Франции (1933-35) и Австрии (1934-35). В 1935-45 К. был послом в США. К. представлял Мексику в ряде международных организаций и на многих международных конгрессах и конференциях. Он возглавлял мексиканскую делегацию в Лиге наций (1933-34), председательствуя на ряде сессий Совета и Ассамблеи Лиги, в т. ч. на экстраординарной сессии Ассамблеи, созванной в связи с боливийско-парагвайской войной. В 1940-41 К. был вице-председателем Руководящего совета Панамериканского союза, а с 1942 - председателем мексиканской секции объединённой американо-мексиканской комиссии по обороне. В 1945 К. был мексиканским представителем на межамериканской конференции в Мексико и на конференции Объединённых наций в Сан-Франциско.

В 1945-46 К. был министром иностранных дел, а в 1946 - представителем Мексики в Совете безопасности организации Объединённых наций.

КАСУМИГАСЕКИ

КАСУМИГАСЕКИ - название квартала в Токио, где помещается министерство иностранных дел Японии. В прессе и литературе термин К. нередко употребляется для обозначения японской дипломатии.

КАТО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАУЛЬБАРС, НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

КАУЛЬБАРС, НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1842-1905), барон - генерал русской службы. В 1881-86 - военный агент в Австро-Венгрии. Особенно известен он своей неудачной миссией в Болгарию в 1886, в период болгарского кризиса 1885-87 (см.).

К. был послан в Болгарию вскоре после отречения князя Александра Баттенберга (см.) с поручением восстановить политическое влияние России, добиться отстранения от власти регентов, ориентировавшихся в своей политике на Германию и Анстро-Венгрию, и образовать коалиционное правительство под руководством России. Прибыв в Софию 25. IX 1886, К. вступил в управление русским дипломатическим агентством и стал претендовать на беспрекословное выполнение регентами его распоряжений. Поскольку русский кандидат на болгарский престол князь Мингрельский был решительно отвергнут как в Болгарии, так и правительствами западноевропейских держав, К. потребовал отсрочки выборов в Великое народное собрание, предназначавшихся для избрания князя, отмены объявленного регентством осадного положения и освобождения арестованных по делу о свержении Баттенберга. Регентство приняло два последних требования, но не согласилось на отсрочку выборов, которая противоречила бы конституции. Тогда К. стал применять крайне грубые методы, компрометировавшие русское правительство. В своих нотах он протестовал против производства выборов, против созыва Великого собрания и выражал "энергическое порицание" поведению регентства. На одну из таких нот болгарское правительство ответило, что "болгарские министры принимают порицание лишь от Народного собрания, согласно обычаям, установленным во всех конституционных странах". Не ограничиваясь дипломатическими мерами, К. разъезжал по стране, устраивал митинги, публично осуждал регентов и министров, поощрял антиправительственное движение. Действия К. вызвали глубокое возмущение в Болгарии, даже в тех слоях, которые с искренней симпатией относились к России как к освободительнице болгарского народа. В итоге К. потерпел полную неудачу. Царское правительство ввиду позиции западноевропейских держав не решилось подкрепить действия К. военной оккупацией Болгарии. Поэтому угрозы К. не подействовали на регентов. 20. XI 1886 К. выехал из Софии через Константинополь в Россию, предписав всем русским консулам в Болгарии и Восточной Румелии спустить флаги и последовать его примеру. В своём последнем обращении к болгарам К. заявил, что русское правительство считает невозможным поддерживать отношения с болгарским правительством в его нынешнем составе. Тем самым дипломатические отношения между Россией и Болгарией были прерваны. Русская дипломатия считала, что главным виновником неудачи миссии К. являлся сам К. Министр иностранных дел Н. К. Гирс (см.) отчислил К. от министерства и больше не допускал его к дипломатической деятельности.

КАУНИЦ-РИТБЕРГ, ВЕНЦЕЛЬ АНТОН

КАУНИЦ-РИТБЕРГ, ВЕНЦЕЛЬ АНТОН (1711-94), князь - австрийский дипломат и государственный деятель. С 1742 К. - посланник в Турине, где он сумел привлечь Сардинское королевство к участию в войне за австрийское наследство (см.) на стороне Австрии и Англии. В 1748 К. являлся первым делегатом Австрии на Аахенском конгрессе, завершившем эту войну.

К. считал, что Англия использовала вековое соперничество Габсбургов и Бурбонов для борьбы против Франции. Между тем, главным врагом Габсбургов стала усилившаяся Пруссия. "Для того, чтобы господствовать - мы должны её уничтожить", - писал К.

В 1750 К. был назначен послом в Париж. Трёхлетнее пребывание К. в Париже в значительной мере подготовило австро-французское сближение.

Став в 1753 государственным канцлером, К. в 1756 добился подписания Версальского союзного договора между Австрией и Францией, явившегося одним из важных моментов дипломатической подготовки Семилетней войны 1756-63. 11 I. 1757 к Версальскому договору присоединилась Россия, связанная с Австрией союзными договорами 1746 и 1757.

Во время Семилетней войны К. дипломатическими мерами поддерживал созданную при его участии коалицию Франции, Россия, Австрии, Саксонии, Швеции и Польши против Англии и её союзницы Пруссии. После смерти Елизаветы Петровны и воцарения Петра III Россия вышла из войны и заключила союз с Пруссией. К. вынужден был пойти на заключение мира. С этого времени до первого раздела Польши в 1772 политика К. носила антирусский характер. В первые годы русско-турецкой войны (1768-74), особенное 1771, когда между Австрией и Турцией было заключено секретное соглашение (см. Туеута конвенция), австро-русские отношения едва не дошли до разрыва. Однако в 1772 К. участвовал в подготовке первого раздела Польши, по которому Австрия получила Галицию. Чтобы предотвратить возобновление русско-прусского союза, К. содействовал сближению Австрии и России.

После смерти Марии-Терезии (1780) и установления единоличного правления её сына и соправителя Иосифа II роль и влияние К. на внешнюю политику Австрии заметно уменьшились.

К началу французской революции 1789 Австрия совместно с Россией участвовала в войне против Турции. В этих условиях К. склонен был отложить участие Австрии в антифранцузской контрреволюционной интервенции, трудности которой он сознавал. Он ограничился декларациями сочувствия французскому королю, откладывая под разными предлогами момент решительного выступления. Всё же 25. VII 1791 престарелый дипломат подписал с Пруссией договор, направленный против Франции, союз с которой был основным элементом его системы. После воцарения Франца II и начала войны К. в августе 1792 вышел в отставку.

КАЦУРА - ТАФТА СОГЛАШЕНИЕ

КАЦУРА - ТАФТА СОГЛАШЕНИЕ - протокол беседы, состоявшейся 29. VII 1905 (в период русско-японской войны) между японским премьером Кацура и личным представителем президента Т. Рузвельта военным министром США Тафтом. Беседа касалась японских планов относительно Филиппин, японо-американского сотрудничества на Дальнем Востоке и будущих судеб Кореи. Кацура выразил пожелание, чтобы для сохранения мира на Дальнем Востоке был установлен если не официальный союз (поскольку США не могут вступить в таковой), то хотя бы фактический (alliance in practice) между Японией, Англией и США. Тафт ответил, что президент не может, конечно, пойти на союз, но он уверен, "что и без такого соглашения американский народ столь единодушен с народами Японии и Великобритании в деле сохранения мира на Дальнем Востоке, что при любых обстоятельствах Япония и Англия могут рассчитывать на согласованные действия со стороны правительства США так, как если бы США обязаны были предпринять эти действия согласно договору". По поводу Кореи Тафт полностью согласился о Кацура, что "логическим следствием настоящей войны" является предоставление права Японии вооружённой рукой запретить Корее вступать в соглашение с каким-либо иностранным государством без согласия Японии. Кацура согласился с мнением Тафта, что Япония заинтересована в сохранении на Филиппинах американского управления, поскольку США являются дружественным Японии государством.

Беседа происходила за 12 дней до начала переговоров в Портсмуте между Россией и Японией и за 14 дней до подписания второго англо-японского союзного договора и в известной мере оказала влияние на эти события. Протокол составлен в форме свободной записи беседы между Кацура и Тафтом, не напоминающей политического договора; однако стороны выражали свои мнения в достаточно чёткой и определённой форме, и в силу этого основные положения документа не допускают различных толкований. К. - Т. с. получило полное одобрение президента Рузвельта в его телеграмме Тафту: "Ваша беседа с графом Кацура абсолютно правильна во всех отношениях. Я хочу, чтобы вы сообщили Кацура, что я одобряю каждое ваше слово".

К. - Т. с. было подтверждено согласие американского правительства на протекторат Японии над Кореей. Вновь проезжая через Японию в 1907, Тафт заявил по поводу Кореи: "Главная задача Японии - преобразование Кореи... весь мир должен питать доверие к политике Японии, которая стремится распространить в отсталом народе правосудие и образование". Однако К. - Т. с. не помешало обострению японо-американских отношений после русско-японской войны.

КАЧЕНОВСКИЙ, ДИМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

КАЧЕНОВСКИЙ, ДИМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1827- 72) - выдающийся русский международник 50-60-х годов 19 в., пользовавшийся большой известностью в Западной Европе; профессор Харьковского университета с 1849. Его магистерская диссертация "О владычестве над морями" (1849) осталась ненапечатанной в эпоху николаевской реакции. К., близко стоявший к кружкам московских западников, в своих работах проводил взгляды тогдашней передовой науки.

Его докторская диссертация "О каперах и призовом судопроизводстве" (Москва 1855) на фоне глубокого изучения исторического развития принципов международного права наметила и предсказала содержание будущей Парижской декларации 1856. Работа эта под заглавием "Призовое право" была переведена в Лондоне на английский язык с рядом добавлений автора (1867). Этот до настоящего времени не потерявший значения труд и доклады в Лондонском юридическом обществе о кодификации международного права и о современном состоянии международного права (1869) являются наиболее ценными из его работ. Из других работ К. надо отметить "Курс международного права" (введение и история до средних веков), Харьков 1863-66; "Успехи науки международного права в Германии и Англии" ("Русский вестник", 1856); "О современном состоянии политических наук в Западной Европе и в России" (Харьков 1862); "Новая Россия и Новая Европа" ("Русская речь", 1861).

К., будучи знатоком живописи и скульптуры, работал и по истории культуры ("Флоренция и её старые мастера" в "Вестнике Европы", 1869).

К. умер в год реализации выдвинутой им идеи создания международного учёного общества по развитию и кодификации международного права (Институт международного права).

КВАРТАЛ ПОСОЛЬСКИЙ

КВАРТАЛ ПОСОЛЬСКИЙ - До конца 17 в. многие державы отстаивали принцип, что экстерриториальностью должна пользоваться не только резиденция дипломатического представителя, но и весь квартал, где она находится. Эта привилегия служила источником многочисленных злоупотреблений и в конце концов исчезла из международного обихода. Однако она была возрождена в Китае после боксёрского восстания 1900. Державы добились тогда от Китая обязательства, что квартал, занятый миссиями, будет рассматриваться как специально предоставленный для их пользования и подчинённый их собственной полиции; китайцы не имеют права там проживать. За каждой миссией было признано право содержать в этом квартале свою постоянную стражу для обороны.

Существование К. п., основанное на принципе неравноправия государств, является изъятием из общих норм международного права. В 1927 дипломатический корпус в Бэйпине во главе с голландским посланником Удендейком совершил грубейшую дискриминацию по отношению к полномочному представительству СССР, разрешив китайским властям проникнуть в определённую часть К. п. для обыска и разгрома некоторых помещений полпредства. В своей ноте от 9. IV 1927 народный комиссар иностранных дел СССР Г. В. Чичерин протестовал, однако, не против нарушения "экстерриториальных прав" К. п., поскольку эти права относятся к области капитуляционного режима, от которого СССР добровольно отказался, а против нарушения общих положений международного права о неприкосновенности помещений дипломатического представительства и против той возмутительной формы, в какой имел место налёт. Явно нарушив международное право предоставлением разрешения на вторжение в советское полпредство, бэйпинский дипломатический корпус вместе с тем потребовал предания суду чинов китайской полиции, проникших во время налёта в другие участки К. п.

КВЕБЕКСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

КВЕБЕКСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ - 1) К. к.

1943 - военное совещание между Рузвельтом и Черчиллем при участии соответственных руководителей штабов и представителя Китая Сун Цзы-веня происходило с И по 24 августа.

На этом совещании обсуждались преимущественно военные вопросы и согласовывались военные планы. В коммюнике, опубликованном по окончании конференции, говорилось, что был рассмотрен весь мировой театр военных операций и были приняты необходимые решения, чтобы обеспечить развитие действий флотов, армий и военно-воздушных сил. Переговоры руководителей штабов касались войны против Японии и оказания эффективной помощи Китаю. На совещании был также рассмотрен вопрос о взаимоотношениях с Французским комитетом национального освобождения.

2) К. к. 1944 - совещание между Рузвельтом и Черчиллем происходило с 10 по 16 сентября. На этом совещании обсуждались вопросы, касавшиеся финальной стадии войны в Европе и активизации войны на Тихом океане. В опубликованном 16. IX по этому поводу совместном заявлении Рузвельта и Черчилля говорилось, что наиболее серьёзная трудность, с которой встретились участники К. к., заключалась в том, чтобы найти способ и возможность применения против Японии огромных сил, которые каждая из заинтересованных стран в отдельности и все они вместе стремятся использовать против врага.

Выступая на пресс-конференции после закрытия совещания, Рузвельт сообщил, что руководители западных держав разработали на К. к. планы совместных усилий США, Великобритании и доминионов для проведения решающей кампании на дальневосточном театре военных действий. Однако, сказал он, союзники не будут создавать единого командования на Тихом океане, а сохранят три раздельных командования, а именно: английского адмирала Маунтбаттена - в Юго-Восточной Азии, американского ген. Макартура - в Юго-Западной части Тихого океана и американского адмирала Нимица - на море.

КВЖД

Статья большая, находится на отдельной странице.

КВИРИНАЛ

КВИРИНАЛ - дворец в Риме, с 1870 резиденция итальянских королей. На дипломатическом языке под словом К. обычно подразумевают итальянский королевский двор, а иногда итальянское правительство.

КЕЗОН, МАНУЭЛЬ

КЕЗОН, МАНУЭЛЬ (1878-1944)-президент автономных Филиппин с 1935. Ещё студентом Манильского университета примкнул к частям филиппинской армии, боровшейся с американскими силами. В 1908 К. был послан представителем Филиппин в США (по закону 1902 Филиппины имели совещательный голос в конгрессе США). В течение 9 лет он вёл энергичную кампанию в США, устанавливал связи с политическими деятелями, сторонниками независимости Филиппин. После сформирования филиппинского сената К. был избран его председателем и занимал этот пост до утверждения конституции. К. принимал большое участие в организации и деятельности филиппинских "миссий доброй воли" в США.

В качестве президента К. лично руководил внешней политикой Филиппин, добиваясь, несмотря на контроль США, укрепления связей с другими странами. В вопросе о сроках окончательного установления независимости К. руководствовался задачами обороны Филиппин от возможной агрессии Японии.

Совместно с американским командованием он организовал сопротивление Филиппин японскому вторжению и после занятия архипелага вместе с правительством перенёс свою деятельность в США.

КЕЙНС, ДЖОН МЕЙНАРД

КЕЙНС, ДЖОН МЕЙНАРД (1883-1946) - английский экономист, профессор Кембриджского университета, редактор журнала "Экономик Джорнал", секретарь Королевского экономического общества, советник министерства финансов, один из директоров Английского банка. В 1942 К. получил титул лорда.

К. был сторонником количественной и номиналистической теории денег, отрицающей роль золота как всеобщего эквивалента и основы денежной системы. Он участвовал на Парижской мирной конференции 1919-20 как британский эксперт по экономическим вопросам. Впоследствии К. выступил с резкой критикой Версальского договора с пацифистских позиций и доказывал его экономическую невыполнимость. Книги К. "Экономические последствия Версальского мира", "Пересмотр мирного договора" были переведены на многие языки, в т. ч. и на русский. К. неоднократно упоминается в работах Ленина, посвященных Версальскому миру. В книгах К. даётся также яркое описание дипломатической борьбы, которая велась на мирной конференции.

После первой мировой войны К. выступил с рядом работ, в которых выдвигал теорию т. н. "полной занятости", пытаясь доказать возможность планового хозяйства и преодоления анархии производства в рамках капиталистического общества. К. участвовал в валютной и финансовой конференции Объединённых наций в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 в качестве главы британской делегации. Его большой авторитет в англо-саксонском мире как учёного, эрудиция и дипломатический опыт были использованы Англией в деле защиты её позиций в условиях обострившихся англо-американских экономических противоречий. В конце 1945, за несколько месяцев до своей смерти, К. возглавил английскую делегацию, ведшую в Вашингтоне переговоры и подписавшую соглашение о крупном американском займе для Англии (3 750 млн. долл.).

КЕЛЛОГА-БРИАНА ПАКТ 1928

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЕЛЛОГ, ФРАНК

КЕЛЛОГ, ФРАНК (1856- 1937) - политический деятель США, юрист по образованию, член республиканской партии. В 1917-23 был сенатором; в 1924-послом в Англии; в 1925-29 - государственным секретарём; в 1930-35 - членом Постоянной палаты Международного суда в Гааге.

Руководство К. государственным департаментом совпало с интервенцией США в Никарагуа, которую он активно поощрял. По отношению к Дальнему Востоку К. неоднократно подчёркивал, что доктрины "открытых дверей" и "равных возможностей" в Китае составляют основу политики США.

Ничем не выделяясь как государственный секретарь, К. приобрёл известность в связи с Парижским пактом 1928 (см. ). Сам К. вначале был противником идеи подобного пакта, и лишь по настоянию сенатора Бора и других видных политических деятелей, собравших 2 млн. подписей в пользу пакта, К. согласился его оформить.

В отношении СССР К. продолжал политику непризнания, проводившуюся его предшественником Юзом.

КЁЛЬНСКИЙ СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР 1709

КЁЛЬНСКИЙ СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР 1709 -см. Торуньский союзный договор 1709.

КЕМАЛЬ ПАША, ГАЗИ МУСТАФА (АТАТЮРК)

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЁНИГСБЕРГСКИЙ ДОГОВОР 1697

КЁНИГСБЕРГСКИЙ ДОГОВОР 1697 - между Россией и Бранденбургом, - заключённый 2. VII, включал пункты о взаимной дружбе России и Бранденбурга (с подтверждением прежних договоров), о беспрепятственной для обеих сторон торговле и свободном транзите товаров; предусматривались также взаимная выдача политических преступников и содействие бранденбургского курфюрста русским "волонтёрам", посланным за границу "для науки".

Бранденбургский курфюрст Фридрих III обратился через своих министров к Великому посольству (см.) с предложением оформить оборонительный союз с Россией против Польши и Швеции. Послы согласились на переговоры, но потребовали, чтобы Фридрих III вёл эти переговоры лично или же представил статьи договора в письменном виде. Проект Фридриха III содержал 7 статей, среди них статьи о взаимной обороне, с обязательством России оказать курфюрсту помощь против любой державы, посягающей на Восточную Пруссию. Русские послы отвергли эти условия, предлагая заключить оборонительный союз только против тех государств, которые прекратят войну с Турцией и нападут на Россию или Бранденбург. Дальнейшие переговоры с послами успеха не имели, и только при личном свидании Фридриха III с находившимся инкогнито в свите послов Петром I было решено заключить договор, заменив, однако, статью об оборонительном союзе (о котором договорились словесно) статьёй о дружбе.

Пётр I, указав на нежелательность в данный момент огласки союзных отношений Бранденбурга и России, заявил, что т. к. сила договоров заключается в желании договаривающихся выполнять их, то при личном свидании государей тем более нет нужды в фиксировании обязательств. Эта мысль характерна для дипломатических методов Петра I, всегда стремившегося войти в личный контакт со своими державными партнёрами.

К. д. заложил основы позднейших союзных отношений России с Пруссией во время Северной войны.

КЕРЗОНА ЛИНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЕРЗОНА УЛЬТИМАТУМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЕРЗОН, ОФ КЕДЛСТОН, ДЖОРДЖ НАТАНИЭЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЕРР, АРЧИБАЛЬД ДЖОН КЛАРК

КЕРР, АРЧИБАЛЬД ДЖОН КЛАРК (р. 1882), барон - английский дипломат. Дипломатическую карьеру К. начал в 1905 в качестве атташе в Берлине. В 1910 он был переведён в Буэнос-Айрес, а затем - в Вашингтон. В апреле 1913 К. был назначен секретарём по британским и американским претензиям в арбитражном трибунале и вскоре был направлен в Рим. В декабре 1914 К. был переведён в Тегеран, где выполнял обязанности секретаря британской миссии по коммерческим вопросам. С ноября 1916 и до конца войны К. служил добровольцем в шотландской гвардии.

По окончании войны К. вновь возвратился на дипломатическую службу. С 1923 по 1925 был поверенным в делах в Каире. Затем К. последовательно занимал посты посланника в Гватемале (1925-28), Чили (1928-31) и Швеции (1931-35). В марте 1935 К. был назначен послом в Ирак, а в феврале 1938 - в Китай.

После трёх лет работы в Китае К. 16. I 1942 получил назначение в Советский Союз, сменив на посту посла Стаффорда Криппса. В качестве британского посла в СССР он принимал участие в Тегеранской, Крымской и Берлинской конференциях глав трёх держав.

25. I 1946 К. был переведён на пост посла в США, но до того был послан со специальной миссией на о. Яву в связи с происходившими там событиями (борьба индонезийцев за свою национальную независимость против интервенции англо-голландских войск). К. участвовал в качестве посредника в переговорах между представителями голландского правительства и правительства Индонезийской республики.

В январе 1946 К. был возведён в пэры, получив титул лорда Инверчэпеля.

КЕСТЛЬРИ, РОБЕРТ СТЮАРТ, ЛОРД ЛОНДОНДЕРРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИДЕРЛЕН-ВЕХТЕР, АЛЬФРЕД

КИДЕРЛЕН-ВЕХТЕР, АЛЬФРЕД (1852-1912)- германский дипломат. Поступив на дипломатическую службу в 1880, К. занимал последовательно посты секретаря посольства в Петербурге (1881-85), Париже (1885-86) и Константинополе (1886-88). В 1899 К. был назначен на сравнительно второстепенный пост посланника в Бухаресте. Этот пост он занимал до 1910. Вызванный в ноябре 1908 в Берлин для временной работы в министерстве иностранных дел в качестве заместителя статс-секретаря, К. принял участие в подготовке франко-германского соглашения о Марокко от 9. II 1909, а также германского ультиматума России от 21. III 1909 (см. Боснийский кризис). В июле 1910 Вильгельм II, уступая настояниям Бетман-Гольвега, согласился на назначение К. статс-секретарём иностранных дел. Этот пост он занимал до своей смерти. Заслонив собой бесхарактерного Бетман-Гольвега, к которому он относился с едва скрываемым пренебрежением, К. во многих вопросах внешней политики действовал самостоятельно, на свой страх и риск. Когда в этом возникала необходимость, он угрозой уйти в отставку добивался у Вильгельма санкции своей политики.

Отдавая себеотчёт в растущей изоляции Германии, К. пытался использовать Потсдамское свидание Николая II и Вильгельма II, чтобы скомпрометировать Россию перед Англией. Потерпев в этом неудачу, К. весной 1911 решил в связи с вводом французских войск в Фец спровоцировать дипломатический конфликт с Францией, попытаться отколоть от неё Англию и добиться от Франции значительных колониальных компенсаций. В проведении этого плана К. показал себя мастером политики шантажа и грубых угроз. Инициатор посылки в Агадир германской канонерской лодки "Пантера", а затем лёгкого крейсера "Берлин", К. считал, что эта недвусмысленная угроза Франции обеспечит достижение его целей. Дипломатия К. во время марокканского конфликта не принесла, однако, ожидаемых результатов. Попытки К. найти почву для соглашения с Англией и тем самым взорвать или ослабить Антанту также не увенчались успехом.

КИЕВСКОЙ РУСИ ДОГОВОРЫ С ГРЕКАМИ

КИЕВСКОЙ РУСИ ДОГОВОРЫ С ГРЕКАМИ - Установившиеся в 6-7 вв. политические и экономические сношения между восточными славянами и Византийской империей расширились и углубились после образования в 9 в. Киевского государства и были оформлены в договорах, заключённых киевскими великими князьями с Византией. Сохранились три договора с греками: князя Олега (911), Игоря (945) и Святослава (971); кроме того, в летописи упоминается "первый" договор Олега, якобы заключённый в 907, достоверность которого вызывает серьёзные сомнения. Существует, однако, мнение, что договору 911 предшествовали другие, более ранние договоры. Текст договора составлялся на греческом языке с одновременным переводом на славянский. Договоры заключались от имени "князя великого русского" и его вассалов: "всех светлых и великих князей", которые были "под рукой его"; послы "ото всего княжья" участвовали в заключении договоров наряду с "общими послами" великого князя. Договоры определяли обоюдные военные обязательства (договор 945 устанавливал формальный военно-оборонительный союз между Русью и Византией); важным пунктом был в договоре Игоря вопрос о защите крымских владений Византии от нападений кочевников и об ограждении их от нападений Руси, а также обязательства в отношении помощи греческим ладьям во время кораблекрушений. Договоры, далее, определяли порядок разрешения взаимных обид и исков между русами и греками. Очень подробно излагались условия допущения в Константинополь русских послов и гостей (купцов); они должны были предъявлять доказательства своего официального положения в виде золотых печатей (для послов) и серебряных (для гостей) и грамот великого князя с точным указанием числа посылаемых кораблей, чтобы греки знали, что они приходят "с миром". В Константинополе они должны были жить в определённом месте вне городских стен (в подворье монастыря св. Мамонта); в город русы впускались через одни ворота небольшими партиями (не более 50 чел.) без оружия, в сопровождении императорского чиновника. Такой порядок объясняется характерным для данной исторической эпохи взглядом на иностранцев, как на врагов. При этих условиях необходимо было точно установить права русских послов; они пользовались казённым содержанием и снабжались всем необходимым для обратного пути; купцы во всех отношениях приравнивались к послам. В договорах уделялось большое внимание вопросам торговых отношений между обоими государствами.

Договоры скреплялись клятвой. Русы-язычники клялись своими богами и оружием и произносили при этом магические формулы. Греки клялись по христианскому обряду, т. е. целовали крест; так же клялись те из русов, которые были крещены.

Договоры свидетельствуют о крупном международном значении и могуществе Киевского государства. Ими определялась политика киевских великих князей в отношении Византии. Так, в силу существовавшего договора Владимир I прислал императорам Василию и Константину в 987 или 988 вспомогательный отряд для подавления восстания Варды Фоки; по-видимому, в связи с этим был заключён новый договор (известия о котором сохранились у арабских историков), обусловивший эту помощь некоторыми обязательствами со стороны императоров (напр., брак Владимира с их сестрой); неисполнение обязательств повлекло разрыв союза и осаду Херсонеса Владимиром. При установлении правовых взаимоотношений между Русью и греками договоры исходили из "закона русского", т. е. народного русского права.

КИЛЬСКИЕ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ 1814

КИЛЬСКИЕ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ 1814 - подписаны в г. Киле 14. I; завершили войну между Данией, союзницей Франции, с одной стороны, Швецией и Англией - с другой.

К. м. д. включали два акта: датско-шведский и датско-английский договоры о мире, союзе и владениях. Первый подписан датским уполномоченным Эдмондом Бурком и шведским уполномоченным бароном Веттерштедтом и состоял из 28 статей. Между обоими государствами провозглашались мир, дружба и согласие (ст. 1), вследствие чего Дания обязалась вступить в коалицию против Франции (ст. 3). По ст. 4 датский король отказывался за. себя и своих наследников от прав на Норвежское королевство, которое должно образовать с Швецией "одно соединённое королевство", под наследственной властью шведского короля, причём последний обязался сохранить Норвегии все права, свободы и привилегии, которыми она пользовалась (ст. 5). Швеция передавала Дании в виде компенсации о. Рюген и Шведскую Померанию (ст. 7), за исключением порта Штральзунд, который, согласно ст. 6 англо-шведского союзного договора 1813, должен был в течение 20 лет служить базой английских товаров и быть открытым для английской и шведской торговли без всяких ограничениий (ст. 9). Отдельной статьёй предусматривалось прекращение военных действий между Данией и союзниками Швеции (Россией и Пруссией), с которыми датский король обязался немедленно начать мирные переговоры (закончившиеся подписанием датско-русского мирного договора 8. II 1814).

Датско-английский мирный договор, подписанный Эдмондом Бурком и Эдуардом Торнтоном, состоял из 14 статей. По ст. 3 Англия возвращала Дании все захваченные ею датские владения, за исключением о. Гельголанда, который английское правительство оставляло за собой." Дания обязалась выставить против Франции 10 тыс. солдат, для содержания которых английское правительство предоставило ежегодную субсидию в 400 тыс. ф. ст. (ст. 6), причём обе стороны согласились не заключать сепаратного мира с Францией (ст. 9) и восстановить довоенные торговые отношения (ст. 7). По ст. 12 Дания предоставила Англии торговые привилегии в Штральзунде, оговорённые в ст. 9 датско-шведского договора. Оба договора были ратифицированы правительствами Дании, Швеции и Англии в феврале 1814 и подтверждены в 1815 на Венском конгрессе, за исключением пункта о Шведской Померании и о. Рюгене, которые были переданы Пруссии. В качестве компенсации Дания получила герцогство Лауэнбургское.

КИЛЬСКИЙ КАНАЛ

КИЛЬСКИЙ КАНАЛ - см. Каналы международные.

КИНГ-КРЕИНА КОМИССИЯ

КИНГ-КРЕИНА КОМИССИЯ - 25. III 1919 Парижская мирная конференция по предложению президента США Вильсона постановила образовать международную комиссию по турецким мандатам в составе представителей США, Англии, Франции и Италии. Вследствие отказа французов и англичан от участия в работе комиссии американская часть комиссии (Кинг и Крейн) выехала самостоятельно в июне 1919 в Палестину и Сирию, где произвела опрос населения. В своём докладе, вручённом 28. VIII 1919 американской делегации в Париже, Кинг и Крейн рекомендовали мирной конференции: дать США (а если они откажутся, то Англии, но ни в коем случае не Франции) ограниченный определённым сроком мандат на единое сирийско-палестинское государство, возглавляемое эмиром Файсалом; дать Англии-также на ограниченный срок- мандат на арабское государство в Ираке, включающее Мосул; отказаться от плана образования еврейского государства в Палестине; если притязания Франции поставят под угрозу сердечные отношения между союзниками, дать ей мандат, но только на Ливан.

Доклад Кинга и Крейна отражал стремление определённой части американских империалистов установить - в форме мандата - своё господство над Сирией и Ливаном.

Предложения Кинга и Крейна не обсуждались мирной конференцией вследствие сопротивления Англии и Франции, а также вследствие победы изоляционистов в США и отъезда Вильсона из Европы.

КИПРСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1878

КИПРСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1878 -см. Англо-турецкий договор 1878.

КИСЕЛЁВ

КИСЕЛЁВ -1) Павел Дмитриевич (1788- 1872), граф - русский государственный деятель и дипломат. После русско-турецкой войны 1828-29 К. был назначен "полномочным председателем диванов Молдавии и Валахии". В своей деятельности К. приходилось преодолевать сопротивление сторонников Австрии, имевшей в княжествах многочисленную агентуру. В 1832-33 К. настаивал на оказании турецкому султану энергичной военной и финансовой поддержки в борьбе с восставшим египетским пашой Мухаммедом Али (см.), рассчитывая, что за это Турция согласится на уступку России морской крепости у входа в Босфор и признает русское покровительство. К. был назначен начальником экспедиционных войск в помощь султану, но заключение мира между султаном и Мухаммедом Али сорвало эти планы. Неблагоприятная для России международная обстановка, сложившаяся в результате её вмешательства в турецко-египетский конфликт (см. Ункяр-Искелесийский договор), заставила Николая I поторопиться вывести войска из княжеств (1834). К дипломатической деятельности К. вернулся только через 22 года: в 1856 состоялось его назначение послом в Париж. Горчаков полагал, что тяжёлые условия Парижского мира 1856 могут быть смягчены при условии сближения России с Францией. Такова же была точка зрения и К. Хотя намечавшееся сближение обоих государств не состоялось, К. не изменил своих взглядов, выдвигая идею оборонительного союза России, Франции и Пруссии, который противостоял бы Англии и Австрии. Новую войну К. считал крайне невыгодной для России. Однако Александр II начал склоняться к сближению с Пруссией и Австрией. Горчаков, разочаровавшийся в своих надеждах на помощь Франции в деле пересмотра Парижского договора, поддержал императора. Твёрдая позиция К. в вопросе об ориентации России привела к его отставке (1862) и замене его бароном Будбергом - сторонником союза с Пруссией и Австрией.

2) Николай Дмитриевич (1800- 69), граф -русский дипломат. С 1829 по 1837-секретарь посольства в Париже, с 1837 - советник и поверенный в делах в Лондоне, в 1840 - снова переведён в Париж. В период дипломатической подготовки Крымской войны обнаружил неумение разобраться в истинных намерениях французского правительства и поддерживал уверенность Николая I в благожелательном отношении Франции. С 1855 - посланник при римском и тосканском дворах, с 1864 - посланник в Итальянском королевстве.

КИТАЙСКИЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ЦЕРЕМОНИАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛЕЙТОН - БУЛЬВЕРА ДОГОВОР 1860

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛЕЙТОН, ГИЛБЕРТ

КЛЕЙТОН, ГИЛБЕРТ (1875-1929) - английский генерал и колониальный деятель на Арабском Востоке. Окончил артиллерийскую академию. В 1898 участвовал в Суданской войне; в 1900-10 служил в египетской армии, а в 1910-14-в колониальной администрации Судана.

В 1914-18 К. возглавлял английскую военную разведку на Ближнем Востоке, одновременно был, начальником "Арабского бюро" и "Суданского агентства" в Каире, затем главным политическим офицером британского экспедиционного корпуса в Египте. В 1915-16 К. вёл переговоры с шерифом Мекки Хусейном, добиваясь вступления арабов в войну на стороне Англии. Восстание арабов Хиджаза, обычно приписываемое одному из его офицеров Лоуренсу, было фактически подготовлено К. и его представителем в Хиджазе полковником Вильсоном.

После войны 1914-18 К. занимал руководящие административные посты в Египте и в Палестине.

В ноябре 1925, в разгар военных действий между Хиджазом и Недждом, К. неожиданно явился в лагерь Ибн-Сауда (см.) и, обещав признать его завоевания в Хиджазе, навязал ему два соглашения, обеспечившие Англии роль арбитра между Недждом, с одной стороны, Ираком и Трансиорданией - с другой. Однако ему не удалось убедить Ибн-Сауда признать захват Акабы англичанами.

В 1926, в момент англо-йеменского конфликта по поводу границ Аденского протектората, К. явился в столицу Йемена и пытался склонить к уступкам имама Яхъя (см.).

В ноябре 1926 К. возобновил в Джидде переговоры с Ибн-Саудом и спустя полгода заключил е ним выгодный для Англии Джиддинский договор (см.).

На Джиддинской конференции в марте 1928 К. пытался принудить Ибн-Сауда допустить строительство английских крепостей в нейтральной зоне между Ираком и Недждом (см. Ирако-недждийские договоры).

В 1928 К. - верховный комиссар Ирака; он подготовил англо-иракский договор 1930 (см.), подписанный уже после его смерти.

Как дипломат, имевший дело только с правителями малых и зависимых народов, К. опирался в своих сношениях с ними на подавляющую военную и колониальную мощь Британской империи, а также на свой богатый опыт колониального администратора и разведчика.

Предыдущая страница Следующая страница