Дипломатический словарь
Статьи на букву "К" (часть 3, "КЛЕ"-"КОР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КЛЕ"-"КОР")

КЛЕМАНСО, ЖОРЖ БЕНЖАМЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛЕРНАЯ ТЕЛЕГРАММА

КЛЕРНАЯ ТЕЛЕГРАММА - не зашифрованная и не кодированная телеграмма, посылаемая в тех случаях, когда её содержание не является секретным или конфиденциальным. Иногда дипломатический представитель умышленно пользуется К. т., чтобы правительство страны пребывания могло ознакомиться с его сообщением и таким образом неофициально узнать содержание последнего.

КЛИРИНГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

КЛИРИНГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ (Clearing Agreements; de Clearing; Clearing abcommen) - соглашения, заключённые между правительствами или центральными эмиссионными банками двух государств о взаимном зачёте всех или части долгов и требований по торговле и другим хозяйственным отношениям договаривающихся государств без применения для расчётов золота или иностранной валюты.

К. с. возникли в 1931 (первое соглашение между Венгрией и Швейцарией 14. XI 1931) в связи с валютным кризисом, охватившим большинство стран. В ряде государств было введено правительственное регулирование валютных операций вплоть до полного запрета вывоза золота, иностранной валюты и других платёжных средств, что чрезвычайно затрудняло и сокращало внешнеторговый оборот.

В силу К. с. импортёры и другие должники одного договаривающегося государства регулируют свои обязательства по отношению к другому путём уплаты в местной валюте должных сумм в местную же расчётную кассу. Последняя записывает платежи на счёт, открытый на имя центрального банка или расчётной кассы другого договаривающегося государства. Импортёры этого последнего уплачивают (тоже в своей валюте) суммы, должные экспортёрам и другим кредиторам первого, в центральный банк или расчётный орган, который приходует их на счёт, открытый в пользу расчётной кассы первого государства.

Экспортёры и другие кредиторы обоих договаривающихся государств получают следуемые им суммы от своих расчётных банков в местной валюте. По мере получения расчётными банками (кассами) уведомлений о том, что импортёры произвели причитающиеся с них платежи, расчётные центры обеих стран периодически производят выравнивание сальдо на клиринговых счетах. Бесперебойное функционирование К. с. предполагает равновесие баланса платежей, охватываемых соглашением. Характерной чертой клирингов является превращение ими многосторонней внешней торговли в двустороннюю, при которой товарообмен и расчёты по нему замыкаются между парами государств, заключивших К. с. Переход большого числа стран к системе клирингов явился одним из факторов, содействовавших общему сокращению "свободной" мировой торговли.

К началу второй мировой войны число заключённых К. с. достигало нескольких сотен. Возникнув в качестве технического средства, позволявшего поддерживать внешнеторговые отношения, несмотря на валютные ограничения, клиринги скоро, особенно в руках стран-агрессоров, превратились в орудие торговой политики. Германия в частности и до и во время войны использовала К. с. для получения сырья и других товаров в странах континентальной Европы без затраты золота и валюты, усилила экономическую зависимость этих стран от Германии и чрезвычайно увеличила свою задолженность по клирингам (к концу 1943 до 17 млрд. марок) без компенсации её экспортом германских товаров.

КОБЕНЦЛЬ, ЛЮДВИГ

КОБЕНЦЛЬ, ЛЮДВИГ (1753-1809) - австрийский дипломат. С 1774 был посланником в Копенгагене, с 1777 - в Берлине; в 1779 был назначен посланником, а в 1784 послом в Петербурге. На этом посту К. проявил тонкий дипломатический такт, сблизился с Потёмкиным и проник в интимный кружок русской императрицы. В 1781 при активном участии К. был заключён австро-русский союз. В дальнейшем К. всемерно стремился сохранить союз с Россией, т. к. считал, что без этого союза Австрия не сможет противостоять Пруссии. После французской революции 1789 К. принимал активное участие в создании антифранцузской коалиции и в переговорах по польскому вопросу. Во время походов Суворова в Италию К. не хотел до окончательного разгрома французов заявлять об австрийских притязаниях на итальянские территории, чтобы неосторожной постановкой этих спорных вопросов не оттолкнуть Россию. Когда политика правительства Тугута привела к разрыву австро-русских отношений, К. оставил в мае 1800 Петербург, где пробыл около 20 лет.

В 1797 К. был временно вызван в Вену и подписал с Наполеоном Кампоформийский мирный договор (см.). После вторичного поражения Австрии К. подписал 9. II 1801 Люневильский мирный договор (см.). Став после подписания этого договора главой правительства и министром иностранных дел (со званием вице-канцлера), К. стремился подготовить габсбургскую монархию к новой борьбе с Францией. Действовать приходилось с сугубой осторожностью. В 1801 К. восстановил дипломатические отношения с Россией, но уклонился от подписания союзного договора. Намекая на Францию, К. говорил в 1803 русскому послу А. К. Разумовскому: "Вы видите, что мы находимся у дула пушки и что мы будем уничтожены скорее, чем вы придёте к нам на помощь". Только 6. XI 1804 была подписана секретная австро-русская декларация об оборонительном союзе. В то же время, обманывая Наполеона притворной покорностью, правительство К. признало за ним императорский титул и не протестовало против французских захватов. Лишь после получения известия об организации Булонского лагеря, уверенный, что Наполеон высадится в Англии и будет застигнут врасплох австро-русским выступлением, К. согласился тайно присоединиться к англо-русскому военному союзу (9. VIII 1805). Но Наполеон двинул свои войска не на Темзу, а на Дунай, и война закончилась поражением Австрии; К. должен был выйти в отставку (декабрь 1805).

КОБУРГ ФЕРДИНАНД

КОБУРГ ФЕРДИНАНД - см. Фердинанд Кобург.

КОВАЛЕВСКИЙ, ЕГОР ПЕТРОВИЧ

КОВАЛЕВСКИЙ, ЕГОР ПЕТРОВИЧ (1811-68) - русский дипломат, известный своей деятельностью в славянских государствах Юго-Восточной Европы и на Дальнем Востоке. В 1837 К. как горный инженер по приглашению Петра Негоши посетил Черногорию. К. принял участие в одном из австро-черногорских столкновений на границе. Здесь он впервые проявил свои дипломатические способности, способствовал быстрому улаживанию конфликта. После этого К. неоднократно выполнял дипломатические поручения в странах Юго-Восточной Европы, а в конце 40-х годов выехал на Дальний Восток. Сопровождая в 1849 русскую духовную миссию в Бэйпин, К. добился от Китая разрешения на проезд миссии кратчайшим путём, минуя аргалинские пески, по которым китайцы раньше умышленно водили русские караваны, скрывая от них прямую дорогу через Монголию.

В 1851 К. подписал русско-китайский, т. н. Кульджинский договор (см.), открывавший для русской торговли Джунгарию. В 1853, во время турецко-черногорской войны, К. в качестве русского комиссара был послан в Черногорию. Он способствовал прекращению военных действий и началу мирных переговоров, предотвративших вторжение в Черногорию армии Омер-паши. В 1856 К. быт назначен на пост директора Азиатского департамента министерства иностранных дел. При его участии был выработан текст Айгунского договора 1858 (см.), по которому за Россией закреплялись обширные территории к северу от р. Амур.

КОВЕЙТСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1923

КОВЕЙТСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1923 - открылась в ноябре с участием делегаций Ирака, Неджда и впоследствии Хиджаза и Трансиордании, под председательством английского резидента в Персидском заливе полковника Нокса, для обсуждения пограничных споров между Хиджазом и Недждом. Провоцируя вооружённый конфликт между этими двумя арабскими государствами, Нокс по инструкции английского министерства колоний настаивал на передаче Недждом Хиджазу ряда спорных оазисов. Неджд отказался выполнить требование Англии, за что был лишён английской субсидии, выплачиваемой по условиям англо-недждийского договора 1915 (см.). Не достигнув соглашения, К. к. была распущена в апреле 1924. К. к. послужила прелюдией к хиджазо-недждийской войне 1924-25 (см. Ибн-Сауд).

КОВЕЙТСКИЙ КОНФЛИКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛЕНКУР, АРМАН ОГЮСТИН ЛУИ, МАРКИЗ, ГЕРЦОГ ВИЧЕНЦСКИЙ

КОЛЕНКУР, АРМАН ОГЮСТИН ЛУИ, МАРКИЗ, ГЕРЦОГ ВИЧЕНЦСКИЙ (1773-1827) - французский генерал и дипломат. Благодаря связям с семьёй Богарне К. сблизился с Бонапартом. В 1802 он был послан в Россию с почётной миссией поздравить Александра I с вступлением на престол. В 1807 К. был назначен на пост посла в России. Выбор Наполеона был предопределён принадлежностью К. к старой аристократии, импонирующей петербургскому двору, и личной преданностью К. Наполеону.

К. не обнаружил необходимой для дипломата проницательности, доверившись дружественному тону и словам Александра, и посылал в Париж информацию в соответствующем духе. Наполеон позднее упрекал его. "Александр и русские водили Вас за нос; Вы совсем не знали того, что происходило". Для недовольства Наполеона имелись и более глубокие основания. Будучи ранее послушным исполнителем распоряжений Наполеона, К. на посту посла в Петербурге постепенно пришёл к собственной концепции, которую затем вплоть до войны 1812 отстаивало большой твёрдостью. Она сводилась к необходимости укрепления франко-русской дружбы и союза. Уже в апреле 1808 Наполеон предупреждал К.: "не требуется, чтобы Вы так усердствовали". После Эрфуртского свидания, в котором К. принимал участие, в период дальнейшего охлаждения, а затем и обострения франко-русских отношений, К. остался верен своей точке зрения. Он пытался убедить Наполеона в необходимости сохранения мира с Россией хотя бы ценой уступок, в частности в польском вопросе. Убедившись, что его мнение всё больше расходится с планом Наполеона, К. добился в 1811 своего отозвания из Петербурга. По возвращении в Париж К. в 7-часовом споре с Наполеоном с большой твёрдостью и настойчивостью пытался предотвратить его разрыв с Россией. Он подчёркивал, что у русских чувство патриотизма является преобладающим, что оно крепко сплотит их и доведёт до геройства, что "русские не захотят подчиниться чужой воле". Рискуя навлечь на себя гнев императора, он опроверг его мнение, что война закончится быстрой победой. Однако, когда Наполеон решился на войну, К. подчинился и снова стал послушным исполнителем. Он проделал в свите Наполеона поход 1812, а затем сопровождал его при бегстве из Сморгони в Париж. В ноябре 1813 К. был назначен министром иностранных дел и тщетно пытался добиться заключения мира при переговорах в Шатильоне. Оставаясь верным Наполеону после вступления союзников в Париж, К. настойчиво, но безуспешно склонял Александра к сохранению во Франции режима империи. В период "ста дней" К. снова был министром иностранных дел. От преследований после второй реставрации К. был освобождён по ходатайству Александра I.

Мемуары К. изданы в русском переводе (Коленкур, А., Мемуары. Поход Наполеона в Россию, М. 1943).

КОЛЛОНТАЙ, АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛОМИЙЦЕВ, ИВАН ОСИПОВИЧ

КОЛОМИЙЦЕВ, ИВАН ОСИПОВИЧ (1895-1919) - советский дипломатический представитель в Иране в 1918-19. К. родился в семье крестьянского портного. Будучи гимназистом, участвовал в революционных кружках. В 1916 был призван на военную службу. На втором краевом съезде кавказской армии он примкнул к большевистской фракции. Впервые К. был послан в Иран в июне 1918 по предложению чрезвычайного комиссара Советского правительства на Кавказе Шаумяна. 30. VI 1918 миссия К. прибыла в Тегеран. Борясь за установление нормальных советско-иранских отношений, К. энергично добивался от иранского правительства признания своей миссии. Но зависимое от Англии иранское правительство, сославшись на формальные предлоги (отсутствие документов, подписанных в Москве), не признало миссию, а затем 2. XI 1918 миссия подверглась разгрому со стороны иранских казаков. Самому Коломийцеву удалось бежать, и летом 1919 он, получив на этот раз соответствующие документы в Москве, был вторично послан в Иран в качестве советского дипломатического представителя. На пути в Тегеран К. был захвачен русскими белогвардейцами, руководимыми англичанами, и расстрелян ими на о. Ашураде.

КОМИССИЯ ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ

КОМИССИЯ ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ - парламентская комиссия, имеющая своим назначением подготовку обсуждения вопросов внешней политики данного государства на пленарных заседаниях парламента и осуществляющая частично парламентский контроль над внешней политикой правительства.

Такие комиссии существуют в настоящее время в большинстве парламентов. Первоначальная их роль сводилась лишь к рассмотрению подлежащих утверждению парламента международных соглашений, составлению о них соответствующих заключений и подготовке дебатов на пленарных заседаниях. Поскольку это заключение обычно имело решающее значение, влияние комиссий значительно возросло, и они стали стремиться взять в свои руки контроль не только над договорной политикой правительств, но и над текущей дипломатической деятельностью. Комиссии обычно вызывают министров и ответственных чиновников министерства для объяснений, требуют представления им различных актов и документов и т. п. В этой деятельности комиссиям приходится сталкиваться с упорным противодействием правительства и министерства, старающихся под разными предлогами (в частности под предлогом секретности) сузить этот контроль. Наиболее типичной была система парламентских К. по и. д. во Франции до второй мировой войны. Каждая из палат имела свою комиссию по иностранным делам с председателем и докладчиком во главе. Комиссии избирались на год, являясь, таким образом, постоянно функционирующими органами. Французское министерство иностранных дел в значительной мере считалось с председателями и докладчиками комиссий, особенно в области договорной политики, но всё же сопротивлялось стремлению комиссий осуществлять слишком эффективный контроль над деятельностью министерства и вмешиваться в повседневные дела внешних сношений. В Англии, наоборот, парламентский контроль над внешней политикой правительства сводится лишь к запросам и дебатам по международным делам. На запросы не всегда отвечает министр иностранных дел или глава правительства. Часто это делает парламентский заместитель министра иностранных дел. В английских палатах не существует постоянных комиссий по иностранным делам. Иначе обстоит дело в США. Там сенат является дипломатическим и административным советом при президенте. Сенат выносит решения о ратификации международных договоров. Он утверждает все назначения дипломатических агентов. В американском сенате существует постоянный комитет по иностранным делам, осуществляющий контроль над внешней политикой президента и государственного департамента. В палате представителей также существует К. по и. д.

В обеих палатах Верховного Совета СССР существуют Постоянные комиссии по иностранным делам в составе 11 членов каждая.

КОММЮНИКЕ

КОММЮНИКЕ - официальное сообщение о ходе международных переговоров, о состоявшемся международном соглашении, о текущих военных операциях (соответствующее оперативной сводке) и т. п. К. может быть кратким, содержащим сообщение о каком-либо факте в общих чертах. Иногда оно, наоборот, бывает распространённым, включая подробное изложение хода переговоров, декларацию принятых их участниками решений, условия достигнутых соглашений и пр. Примером распространённого К. является "Сообщение о Берлинской конференции трёх держав", опубликованное 2. VIII 1945. Такое К. по существу мало чем отличается от Генерального акта.

КОМУРА ДЗЮТАРО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНВЕНЦИЯ

КОНВЕНЦИЯ - одна из форм международных договорных актов. Название К. носят акты самого разнородного содержания и характера. Все попытки установить специфические черты, характеризующие соглашения этого типа, наталкиваются на разнородность международной практики. Часто наименование какого-либо соглашения К. или договором объясняется исключительно предпочтением, которое оказывают заключающие его дипломаты тому или другому термину. Так, вполне тождественные по существу и по форме торговые соглашения, соглашения об арбитраже, о выдаче преступников и т. д. называются то договором, то К. Совершенно несостоятельно определение К. как акта, заключаемою на срок, и договора-как бессрочного акта. Большинство существующих договоров заключено на определённый срок, и в то же время имеются К. без указания срока действия. Согласно другой, более распространённой, но также спорной точке зрения, К. заключаются главным образом по вопросам юридического и технического порядка (консульская К., К. о выдаче преступников, К. о пограничных инцидентах, К. о торговых знаках, К. о сплаве леса, таможенные, железнодорожные, почтовые К. и т. д.). Однако подобные же соглашения нередко носят название договоров, напр., консульский договор, а объектом К. являются иногда вопросы политические, военные и пр. (франко-русская военная К. 1892, русско-японская К. 1907 о статус кво на Дальнем Востоке, Лондонская К. 1933 об определении агрессии и др.). Термин К. обычно не применяется лишь к соглашениям о заключении мира, а также к небольшим соглашениям по отдельным второстепенным вопросам, обычно оформляемым под названием "соглашение" или "протокол". Следует учесть, что французский термин "convention" (точный перевод "соглашение") является более общим понятием, чем русский термин "конвенция", специфически связанный с представлением о юридических, технических и т. п. вопросах. Ввиду этого при переводе слова convention на русский язык пользуются в зависимости от содержания акта термином "конвенция" или (соглашение". Что касается русского термина "соглашение", то он соответствует французским: arrangement, accord, если только не употребляется в общем понятии договорного акта.

К. бывают двусторонние и многосторонние. Их оформление не отличается от оформления договоров. Вопрос об их последующей ратификации зависит от содержания, от соответствующих законодательных норм в договаривающихся странах или от воли сторон.

КОНГРЕСС МЕЖДУНАРОДНЫЙ

КОНГРЕСС МЕЖДУНАРОДНЫЙ - съезд представителей нескольких или многих стран. В 17-19 вв. К. назывались съезды дипломатов и государственных деятелей, созывавшиеся для решения важнейших международных вопросов, главным образом для заключения мира после войны с участием нескольких держав и для решения территориальных вопросов (Венский - 1815, Парижский - 1856, Берлинский - 1878). Но и тогда подобные собрания носили иногда название конференций. Так, Парижский К. назывался вначале конференцией. С другой стороны, съезды гораздо меньшего значения в Троппау, Лайбахе, Вероне всё же именовались К. Некоторые международники усматривали различие между конференцией и К. в том, что в последнем участвуют главы государств и он носит более торжественный характер, как, напр., Венский. Но эта точка зрения не выдерживает критики: ни на Парижском, ни на Берлинском К. главы государств не участвовали. Таким образом, всё сводилось лишь к произвольной терминологии. В 20 в. термин К. стал применяться исключительно к не носящим дипломатического характера съездам представителей стран (Всемирный почтовый К.), крупным международным научным, техническим и другим подобным съездам (Врачебный К., Геологический К.), съездам представителей общественных организаций (К. мира, Антифашистский К.) и т. п. После первой мировой войны ни одна из крупнейших мирных и других важных конференций не называется более К. (Парижская конференции 1919, Вашингтонская 1921 - 22, Генуэзская 1922, Тегеранская, Крымская, Берлинская конференции руководителей трёх держав, а также Парижская конференция 1946).

КОНДОМИНИУМ

КОНДОМИНИУМ - осуществление на данной территории государственной власти совместно двумя или более государствами. По Венскому миру 1864 Пруссия и Австрия установили К. над Шлезвиг-Голштинией. По Гаштейнской конвенции от 14. VIII 1865 устанавливалось раздельное управление обеими частями герцогства, а в 1866, после победы Пруссии над Австрией, этот К. прекратил своё существование. Договорами 1887, 1904 и 1914 установлен англо-французский К. над Новыми Гебридами. С 1899 Судан состоит под англо-египетским К. Согласно генеральному акту Берлинской конференции об о-вах Самоа от 14. VI 1889 был установлен и существовал до 1899 К. (совместный протекторат) Германии, США и Великобритании над Самоа. После первой мировой войны можно отметить временный К., созданный Версальским мирным договором по отношению к Данцигу и Мемелю.

КОНДУРИОТИС, ПАВЕЛ

КОНДУРИОТИС, ПАВЕЛ (1854-1935) - греческий политический деятель, адмирал. В период первой мировой войны был сторонником присоединения Греции к Антанте. В 1916 во главе значительной группы офицеров, ставшей ядром греческой салоникской армии, К. отправился в Салоники и вошёл там в образованное Венизелосом (см.) правительство Национальной обороны, немедленно признанное Антантой. После отречения короля Константина был в 1917-20 морским министром в правительстве Венизелоса. В 1920, после смерти короля Александра, был регентом вплоть до возвращения в Грецию Константина. В 1923, после низложения короля Георга II, К. снова был назначен регентом. После провозглашения республики в 1924 был избран временным президентом, но установление диктатуры Пангалоса летом 1925 заставило его уйти в отставку. В августе 1926 Пангалос был свергнут. К. опять вернулся на президентский пост и занимал его до декабря 1929.

КОННЕЛИ, ТОМАС ТЕРРИ

КОННЕЛИ, ТОМАС ТЕРРИ (р. 1877) - американский политический деятель. В 1917 был избран членом палаты представителей конгресса США и затем переизбирался в палату 6 раз. С 1929 К. непрерывно переизбирался в сенат. Являясь представителем консервативного крыла демократической партии, отражающего взгляды южных аграриев, К. в вопросах внутренней политики выступал против основных мероприятии "нового курса" Рузвельта и активно поддерживал все законопроекты, способствовавшие обогащению нефтяных и хлопковых королей юга. Однако в области внешней политики К., как правило, поддерживал мероприятия Рузвельта. В 1942-46 К. состоял председателем сенатской комиссии по иностранным делам. К. является автором резолюции об участии США в послевоенном сотрудничестве, совпадающей по содержанию с Московской декларацией. Эта резолюция была принята сенатом подавляющим большинством голосов (85 против 5). На конференции в Сан-Франциско, в которой К. принимал участие в качестве вице-председателя делегации США, он входил в состав комиссии № 3 по вопросам Совета безопасности.

К. принимал участие на первой сессии Генеральной ассамблеи ООН, на совещании министров иностранных дел в апреле - мае 1946 и на Парижской мирной конференции (июль - октябрь 1946) в качестве советника государственного секретаря Бирнса, где неизменно выступал во враждебном Советскому Союзу духе.

КОНОЭ, ФУЗИМАРО

КОНОЭ, ФУЗИМАРО (1891-1945), князь - японский государственный деятель и дипломат. Родился в аристократической семье. В 1917 окончил юридический факультет университета в Токио и в 1918 поступил на службу в министерство внутренних дел. В 1919 К. был прикомандирован к составу японской делегации на Парижской мирной конференции. В 1931 был избран вице-председателем верхней палаты парламента, в 1933-37 был председателем верхней палаты. С июня 1937 по январь 1939 занимал пост премьер-министра, с января по август 1939 - министра без портфеля в кабинете Хиранума. С июня 1939 по июнь 1940 К. был президентом Тайного совета. В июле 1940 вторично стал премьер-министром и одновременно председателем Ассоциации помощи трону. В октябре 1941 К. вышел в отставку. К. - один из инициаторов создания Общества Великой Азии и руководитель Тоадобункай (Общества восточноазиатского культурного единства). Будучи председателем верхней палаты, К. ездил в 1934 в качестве "посла доброй воли" в США, где выступал с разъяснениями японской внешней политики. Первое правительство К. (1937-39) начало войну против Китая в июле 1937. В конце 1938 К. сформулировал японскую агрессивную политику создания "нового порядка в Восточной Азии". К. неоднократно высказывался в пользу теснейшего сближения Японии с гитлеровской Германией и фашистской Италией. Летом 1938 при правительстве К. имела место вооружённая провокация японских милитаристов против СССР у оз. Хасан. Проводя в отношении Советского Союза враждебную политику, правительство К. задерживало уплату японо-манчжурской стороной последнего взноса за КВЖД (см.). Второе правительство К. (1940-41) провело ряд внутриполитических мероприятий в фашистском духе: распустило парламентские партии, усилило власть военных кругов, после чего заключило в сентябре 1940 тройственный пакт с Германией и Италией (см. "Антикоминтерновский пакт"). Одновременно с этим второе правительство К. проявило известную осторожность во внешней политике, подписав в апреле 1941 договор о нейтралитете с СССР. Вскоре после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз правительство К. было реорганизовано и заняло по отношению к СССР недружественную позицию (попытки угрожать блокадой советских дальневосточных портов в августе - сентябре 1941). В октябре 1941 правительство К. вышло в отставку под нажимом наиболее агрессивных военных кругов. После нападения Японии на США (7. XII 1941) К. продолжал принимать участие в "движении за создание Великой Восточной Азии", совершая официальные поездки по временно оккупированным японцами странам.

После разгрома Японии и её капитуляции К. покончил жизнь самоубийством (1945), оставив письмо, в котором указывал, что хотел избежать войны, т. к. считал, что Япония не в силах выдержать вооружённой борьбы о Соединёнными Штатами.

КОНСТАНТИН VII БАГРЯНОРОДНЫЙ ИЛИ ПОРФИРОРОДНЫЙ

КОНСТАНТИН VII БАГРЯНОРОДНЫЙ ИЛИ ПОРФИРОРОДНЫЙ (905-959) - византийский император с 913, выдающийся учёный, писатель, автор трактата "Об управлении империей", в котором излагаются основы внешней политики и дипломатии Византии. Трактат даёт сведения об окружающих Византийскую империю народах, о том, "чем какой народ может быть полезным ромеям (византийцам) и чем причинить им вред..." Использование распрей между соседями и натравливание их друг на друга являются в трактате К. основным приёмом византийской дипломатии. С этой точки зрения К. рассматривает и народы Причерноморья, в частности русских и печенегов. Другой трактат К. посвящен церемониям императорского двора. Здесь дано описание приёма и отпуска иностранных послов. В царствование К. был заключён договор с русским князем Игорем (945). Сближение с Русью выразилось в торжественном приёме, устроенном княгине Ольге в 957. Описание этого приёма дано в трактате о церемониях.

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ МИРНЫЕ ДО ГОВОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР 1854

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР 1854 - был заключён 12. III Великобританией, Францией и Турцией против России после окончания военных приготовлений западных держав. Этот договор представляет собой один из важнейших дипломатических актов, определивших расстановку сил в Крымской войне. По его условиям обе западные державы "согласились оказать его императорскому величеству султану ту помощь, которую он просил", и признавали необходимым сохранить "независимость" его престола и прежние границы Турции. Англия и Франция обязывались послать в помощь Турции сухопутные и морские войска и вывести их из Турции немедленно после заключения мирного договора. Со своей стороны султан дал обязательство не заключать сепаратного мира. После заключения союза Англия и Франция в конце марта объявили России войну, а 10. IV 1854 дополнили свои взаимные обязательства Лондонским союзным договором.

КОНСУЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСУЛЬСКАЯ КОНВЕНЦИЯ

КОНСУЛЬСКАЯ КОНВЕНЦИЯ (консульский договор) - соглашение между государствами, определяющее порядок допущения консулов, круг их компетенции, льготы и привилегии, взаимно предоставляемые консульским чинам. Ввиду того что консульское право основано главным образом на обычаях, внутреннем законодательстве государства и практике, К. к. является важным источником международных норм. Примером соглашения о консулах является К. к. между Россией и Францией 1874, подписанная Горчаковым, и Рейтерном со стороны России, Лефло и Бургоэном со стороны Франции, а также Консульский договор между СССР и Германией 1925.

КОНСУЛЬСКИЙ КОРПУС

КОНСУЛЬСКИЙ КОРПУС - совокупность иностранных консульских представителей в каком-либо городе страны пребывания. В более узком смысле К. к. состоит из глав консульских учреждений: генеральных консулов, консулов, вице-консулов, консульских агентов. В расширенном понимании он охватывает также и официальный персонал консульств: вице-консулов, не являющихся главами консульских учреждений, секретарей, переводчиков, консульских атташе или практикантов. Старшинство консульских представителей в первую очередь определяется их рангом, а при одинаковых рангах- датой их официального вступления в должность в стране пребывания. Старейшиной К. к. (дуайеном) является старший в ранге консульский представитель, ранее других приступивший к выполнению своих обязанностей. Функции К. к. весьма ограничены и сводятся к коллективным выступлениям протокольного порядка: принесение поздравлений или выражение соболезнования местным властям, участие в местных торжествах и празднествах и т. п. Политические выступления К. к. имеют место лишь в странах с капитуляционным режимом, где консулы являются своего рода дипломатическими агентами,

КОНСУЛЬСКИЙ ОКРУГ

КОНСУЛЬСКИЙ ОКРУГ - район деятельности консульского учреждения на территории страны пребывания. К. о. может ограничиваться пределами одного города, включать соответствующую административную единицу или же распространяться на более или менее обширную территорию. Пределы К. о. указываются в консульском патенте и в экзекватуре (см.). В пределах своего К. о. консул вправе осуществлять свои функции, предусмотренные существующими соглашениями, международным правом и законами страны пребывания. Власти этой последней могут не допускать деятельности консула за пределами его К. о. Количество консульств и размеры К. о. обычно определяются по соглашению между государством назначающим и государством, принимающим консула. В консульских конвенциях чаще всего оговаривается, что количество консулов и определение округов будут установлены дополнительным соглашением с целью не затрагивать самую консульскую конвенцию привнесении изменений в эти соглашения. Государство может отказаться включить в пределы К. о. какую-либо часть своей территории (важный стратегический пункт, пограничную зону и т. п.) по соображениям внешней или внутренней безопасности. Однако если такое же ограничение не делается в отношении консулов других государств, то оно расценивается как дискриминация и может вызвать протест, особенно при наличии соглашения о наибольшем благоприятствовании. В некоторых случаях правительства не возражают против подобной дискриминации, если она делается на основе взаимности. Так, государство, не желающее иметь консулов третьего государства вблизи своих границ, в свою очередь отказывается от назначения своих консулов в пограничные районы этого государства.

КОНСУЛЬСКИЙ УСТАВ

КОНСУЛЬСКИЙ УСТАВ - изданное в законодательном порядке или в форме правительственного акта кодифицированное собрание действующих положений о консулах и консульских учреждениях данного государства за границей, регламентирующее и регулирующее консульскую службу в целом.

Одним из ранних К. у., послуживших прототипом для позднейшего консульского законодательства, является французское положение о консулах, содержащееся в морских ордонансах (Ordonnances de la marine, 1681) министра Людовика XIV, Кольбера. С тех пор в каждом государстве издавались свои К. у., подвергавшиеся постепенным изменениям по мере развития консульской практики и международного права. Однако основные положения и структура К. у. продолжают во многом напоминать акт Кольбера. В России первый К. у. был издан в 1820.

Из действующих К. у. наиболее полным и современным является К. у. СССР, утверждённый постановлением ЦИК и СНК 8. I 1926. Он заменил отдельные акты, касающиеся консульских представителей за границей, изданные в первые годы советской власти, в т. ч. и инструкцию консулам от 6. VI 1921.

К. у. СССР 1926 явился результатом большой кодификационной работы, проделанной советскими учреждениями. В дальнейшем, по мере развития советских консульских учреждений за границей и усложнения консульской практики, К. у. СССР дополнялся новыми отдельными актами. Он трактует все основные вопросы, касающиеся деятельности советских консулов за границей, определяет их ранги, объём их полномочий, их взаимоотношения с властями страны пребывания, а также с министерством иностранных дел, дипломатическими представителями СССР в стране их пребывания, с различными ведомствами Советского Союза, обязанности консулов в отношении советских граждан за границей, личный состав консульских учреждений, порядок выполнения консульских функций, обязанности консулов в отношении судов военного и торгового флота и т. д. К. у. предусматривает также возможность выполнения советскими консулами дипломатических функций в странах, где нет советского дипломатического представительства, а равно принятие на себя с согласия Советского правительства обязанностей консула иностранного государства.

Особенности К. у. СССР по сравнению с К. у. других государств заключаются в том, что в нём: 1) отсутствуют какие бы то ни было постановления, касающиеся консульской юрисдикции в колониальных или полуколониальных странах, в соответствии с отказом Советского государства от неравноправных договоров и капитуляционных привилегий; 2) ясно подчёркнут преимущественно не торговый, а административный характер консульских функций вообще; 3) консулы рассматриваются как должностные лица, состоящие на штатной государственной службе. Это исключает возможность назначения т. н. почётных или торговых (нештатных) консулов. В К. у. СССР впервые включены постановления и правила об обязанностях консулов применительно к воздушному флоту и ясно определены обязанности консулов во время войны.

Литература: Консульский устав СССР. "Собр. законов и распоряжений Рабоче-Крест. прав-тва Союза ССР. Отд. 1". 1926. № 10, ст. 78.-Санчов, В. Л. Учебник консульского права. М.-Л. 1926. 142 с. - Дурденевский, В. Н. Консульский устав СССР. "Советское право". 1926. № 3, с. 104-114.

КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БЛОКАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНТРИБУЦИЯ

КОНТРИБУЦИЯ - 1) денежный сбор, наложенный оккупационными властями на отдельных жителей оккупированной территории, на определённые группы населения или на целые населённые пункты; 2) суммы, которые побеждённое государство обязуется выплатить победителю по мирному договору.

К. первого рода может взыскиваться на покрытие расходов по содержанию оккупационной армии и может быть санкцией, штрафом за нарушение оккупационного режима. Как штраф К. не может быть наложена на коллектив за нарушение, совершённое отдельным его членом (ст. 50 Положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907). В практике войн эта норма часто не соблюдалась. Особенно злоупотребляли К. как штрафом германские оккупационные власти. До некоторой степени соблюдалось лишь правило, что К. могут быть взимаемы только на нужды оккупационной армии и оккупированной области по распоряжению высшего командования и что при этом обязательна выдача расписки (ст. 49 и 51 того же Положения). Гитлеровская Германия, проводя ограбление населения оккупированных ею стран во второй мировой войне и используя при этом в качестве ширмы также институт К., не соблюдала даже этих норм. Так, напр., на г. Эссельбрюк (Люксембург) была наложена К. в 500 тыс. фр. за то, что в р. Варн был найден флаг со свастикой; на г. Рубе (Франция) за двух убитых немецких солдат была наложена К. в 5 млн. фр.

К. как возмещение военных издержек, выплачиваемое после войны побеждённым государством победителю, обычно предусматривалась мирным договором, приложением к нему или же специальным актом, заключаемым в его развитие. Примерами такого рода К. в 18-19 вв. были обязательства, наложенные на Турцию секретным приложением к Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 (см.), ст. 4 Константинопольского мирного договора 1879 (см.) и др.

В 20 в. К. вытесняется репарациями, как более соответствующими современной экономике и идеям международного права (Версальский мирный договор 1919, мирные договоры между союзными державами и Италией, Венгрией, Румынией, Финляндией и Болгарией 1947).

КОПЕНГАГЕНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ 1920

КОПЕНГАГЕНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ 1920 - об обмене военнопленными - первые международные соглашения, заключённые правительством РСФСР (и УССР) с иностранными правительствами до установления дипломатических отношений. После разгрома Деникина и Юденича в 1919 Ллойд-Джордж пришёл к выводу о необходимости начать переговоры с Советским правительством о заключении мирного договора. Не имея поддержки всего кабинета, правая часть которого во главе с Керзоном была против каких бы то ни было переговоров с большевиками, Ллойд-Джордж избрал в качестве основы вопрос о военнопленных, с намерением в дальнейшем расширить переговоры и превратить их в мирную конференцию. Правительства Франции и Бельгии направили своих представителей не только для переговоров с уполномоченными Советского правительства, но и для наблюдения за действиями английского уполномоченного, т. к. и Франция и Бельгия решительно возражали против установления мирных отношений с Советской республикой.

В результате переговоров, начавшихся в конце ноября 1919 в Копенгагене, уполномоченным правительства РСФСР M, M. Литвиновым было подписано 6 соглашений, которые кроме урегулирования вопроса о военных и гражданских пленных содержали ряд международно-правовых положений принципиального значения.

Первым было подписано соглашение с Данией - 18. XII 1919.

Великобритания в лице лейбориста О'Греди, разделявшего позиции Ллойд-Джорджа, подписала соглашение 12. II 1920, в котором обязалась: 1) обеспечить выдачу Советскому правительству русских военнопленных и гражданских чиновников, которые были захвачены после высадки британских сил в северной России и находились под стражей у архангельского "правительства"; 2) оказать помощь морским транспортом для возвращения на родину российских подданных, находившихся в качестве пленных в Дании, Голландии, Бельгии и Швейцарии; 3) при учреждении в Берлине международной комиссии по возвращению на родину русских военнопленных поддержать требование Советского правительства о представительстве в этой комиссии на равных правах с другими членами комиссии, с обеспечением права сношения с своим правительством.

Франция и Бельгия подписали соглашение 20. IV 1920. До начала переговоров Советское правительство потребовало официального заявления обоих правительств о прекращении ими каких бы то ни было враждебных действий против Советской России и соблюдения нейтралитета в случае войны Советской России с третьей державой. Франция и Бельгия дали в письменной форме требуемые гарантии, но очень скоро Франция нарушила их, оказывая помощь вооружением и инструкторами Пилсудскому и Врангелю. Уже 11. V 1920 Советское правительство обратилось к французскому премьер-министру Мильерану с протестом против помощи, оказываемой Польше вопреки Копенгагенскому соглашению.

Италия подписала соглашение 27. IV 1920, Венгрия - 21. V 1920 и Австрия - 5. VII 1920.

Для выполнения соглашения с Австрией допускалось "представительство каждой договаривающейся стороны в месте пребывания центральной власти, пользующееся правом экстерриториальности, включая право свободного и беспрепятственного сношения со своим правительством по радиотелеграфу с помощью шифра".

КОПЕНГАГЕНСКИЙ СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР 1709

КОПЕНГАГЕНСКИЙ СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР 1709 - о возобновлении русско-датского союза против Швеции - подписан 11. X со стороны России послом князем В. Л. Долгоруким (см.), со стороны Дании министром Отто Граббе. Подписание К. с. д. стоит в ряду тех изменений во внешнеполитическом положении России, которые были вызваны Полтавской победой. Если ранее Долгорукому не удавалось склонить Данию к союзу даже обещаниями крупных субсидий, то после Полтавы инициатива в подписании К. с. д. исходила со стороны Дании. Несмотря на происки англо-голландской дипломатии, Долгорукий успешно довёл до конца переговоры и подписание К. с. д., избежав каких-либо субсидных обязательств.

КОПЕНГАГЕНСКИЙ ТРАКТАТ 1758

КОПЕНГАГЕНСКИЙ ТРАКТАТ 1758 - заключённый 4. V между Францией (посланник Ожье) и Данией, имел своей целью привлечение Дании к антипрусской коалиции в Семилетней войне. Согласно К. т." Дания, оставаясь нейтральной, должна была сосредоточить в Голштинии армию численностью в 18 тыс. пехоты и 6 тыс. кавалерии и направить эти войска против Пруссии в случае нападения последней на Голштинию, Любек или Гамбург. Дания запрещала Пруссии и Англии вербовку и закупку припасов и лошадей в своих владениях. В случае если бы Дания сама подверглась нападению Пруссии, Франция обязывалась оказать Дании помощь. Франция также обещала Дании содействие в получении от частных лиц займа в 6 млн. ливров на 6 лет и в оформлении сделки с наследником русского престола, голштинским герцогом Петром - обмена Голштинии на графство Ольдеибург и Дельменхорст. В случае если бы сделка не состоялась, Франция гарантировала Дании получение по окончании войны справедливого эквивалента. 20. X 1758 к К. т. присоединилась в качестве гаранта Австрия, оговорив, что упомянутый эквивалент должен быть представлен не за её счёт. 1. IV 1760 к К. т. присоединилась и Россия; договор об этом был подписан в Петербурге канцлером Воронцовым, Шуваловым, французским послом Лопиталем и датским посланником фон дер Остеном. Стремясь закрепить присоединение Дании к антипрусскому союзу, Россия соглашалась оказать содействие в переговорах об обменной сделке, оговорив в то же время, что это не должно рассматриваться как умаление прав и претензий Петра.

КОРОВИН, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

КОРОВИН, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1892)- советский юрист-международник. Окончил юридический факультет Московского университета в 1915. Доктор юридических наук. Профессор международного права Московского государственного университета, Московского государственного юридического института, Высшей дипломатической школы МИД СССР, Военной академии вооружённых сил СССР.

В 1935 избран членом Академии политических наук (Нью-Йорк), в 1936 - членом Американского общества международного права. В 1946 избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.

В 1918-27 К.- секретарь Центрального комитета Российского общества Красного Креста и заведующий его иностранным отделом. В 1929 - эксперт СССР на конференции по воздушному праву в Париже. В 1945-46-эксперт делегации СССР в подготовительной комиссии организации Объединённых наций, на Лондонской и Парижской сессиях Совета министров иностранных дел. Член советской национальной группы Международного суда и член Морской арбитражной комиссии СССР. Президент правовой секции ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей).

К. издано 11 книг и свыше 150 брошюр и статей на русском, украинском, белорусском, французском, английском, немецком и японском языках по различным вопросам международной политики и международного права.

К. - автор первых советских курсов международного права ("Международное право переходного времени", 1924, и "Современное международное публичное право", 1926); автор монографий "Католицизм как фактор современной мировой политики" (1931); "Япония и международное право" (1936); "Право войны" (1944); "История международного права" (1946) и ряда исследований, посвященных французской буржуазной революции 1789 и международному праву, и международной организации мира и безопасности (1945-46).

Предыдущая страница Следующая страница