Дипломатический словарь
Статьи на букву "К" (часть 4, "КОР"-"КЯХ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 4, "КОР"-"КЯХ")

КОРПУС ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ

КОРПУС ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ - см. Дипломатический корпус.

КОРФ, ИОГАНН-АЛЬБРЕХТ

КОРФ, ИОГАНН-АЛЬБРЕХТ (1697-1766) - дипломат русской службы. В 1740 К. был назначен посланником в Копенгаген, где оставался до самой смерти с перерывом в два года (1746-48), когда он занимал пост посланника в Стокгольме. Несмотря на серьёзные трудности, вызванные опасениями Дании перед возобновлением претензий на Шлезвиг со стороны наследника Елизаветы Петровны голштинского герцога Петра Ульриха, К. удалось не только нормализовать русско-датские отношения, но и заключить в 1746 с Данией союзную конвенцию. Это дало в руки России добавочное средство воздействия на Швецию, находившуюся под влиянием враждебных России Франции и Пруссии. В 1765 К. возобновил союзную конвенцию почти без изменений. К. отстаивал идею создания направленного против Франции и Австрии "Северного аккорда" (см.), который объединил бы Россию, Англию, Пруссию, Данию, Швецию и Польшу.

КОРФСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1017

КОРФСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1017 - о принципах создания и устройства независимого государства сербов, хорватов и словен - подписана 20. VII на о. Корфу Н. Пашичем, премьер-министром Сербии, и А. Трумбичем, председателем эмигрантского Юго-славянского национального комитета, образовавшегося в мае 1915 в Лондоне из представителей хорватской, словенской и сербской буржуазии южнославянских областей Австро-Венгрии. К. д. провозглашала национальное единство сербов, хорватов и словен и требовала отделения сербских, хорватских и словенских областей от Австро-Венгрии и объединения их с Сербией и Черногорией в единое национальное и независимое государство. Это государство должно было стать конституционной, демократической и парламентарной монархией, возглавляемой династией Карагеоргиевичей, и называться Королевством сербов, хорватов и словен (С.-Х.-С). Сербы, хорваты и словены должны были получить полное равноправие в будущем государстве, конституция которого подлежала выработке Учредительным собранием, избранным на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Однако права Учредительного собрания были заранее ограничены условием признать монархический строй и династию Карагеоргиевичей, а сама конституция, так же как и все другие законы, вотированные Учредительным собранием, должны были вступить в силу после санкции короля.

Сербское правительство, вынужденное пойти на компромиссное соглашение с Югославянским национальным комитетом, т. к. последний пользовался поддержкой Англии и Франции, провело в К. д. максимум возможного из своей великосербской нейтралистской программы.

Заявлением от 11. VIII 1917 к К. д. присоединились и представители образовавшегося в Швейцарии Черногорского комитета национального объединения.

К. д. послужила основой для составления проектов конституции будущего Королевства сербов, хорватов и словен, принявшего в дальнейшем наименование Югославии.

КОРФУ ИНЦИДЕНТ

КОРФУ ИНЦИДЕНТ - между Италией и Грецией в августе - сентябре 1923 являлся первой попыткой Муссолини осуществить программу превращения Средиземного моря в итальянское море. Расположенный у входа в Отрантский пролив о. Корфу представляет собой исключительно выгодную стратегическую позицию. Овладев этим островом, Италия приобрела бы военно-морскую базу, закрывающую доступ в Адриатическое море. В качестве предлога для нападения на Корфу Муссолини использовал убийство 27. VIII 1923 на греческой территории итальянских офицеров, членов международной комиссии, работавших по демаркации южной границы Албании.

29. VIII итальянское правительство предъявило греческому правительству провокационный ультиматум из семи пунктов. 30. VIII греческое правительство согласилось принять четыре пункта этого ультиматума. Остальные пункты, в т. ч. смертная казнь для всех виновников убийства, были им отклонены. 31. VIII итальянский флот бомбардировал Корфу, после чего остров был оккупирован итальянским десантом. 1. IX 1923 Греция обратилась в Совет Лиги наций со ссылкой на ст. 12 и 15 Устава Лиги. Совет Лиги был созван в тот же день, дискуссия велась 1 и 4. IX 1923, причём Совет Лиги согласился с тем, что детальное расследование итало-греческого конфликта будет поручено конференции послов Англии, Франции, Италии и Бельгии. Признав ответственность Греции за совершённое убийство, конференция послов предложила греческому правительству выплатить Италии возмещение в 50 млн. итальянских лир, а равно принести извинения итальянскому правительству. Все прочие унизительные требования итальянского ультиматума 29. VIII были отвергнуты. С другой стороны, конференция послов постановила, что Италия должна эвакуировать о. Корфу. 13. IX 1923, после того как греческое правительство выплатило 50 млн. итальянских лир, конференция послов признала конфликт между Грецией и Италией урегулированным. 17. IX 1923 Совет Лиги наций принял к сведению эту резолюцию конференции послов. 27. IX 1923 итальянские войска покинули о. Корфу.

Таким образом, попытка Муссолини овладеть этим важным стратегическим пунктом на Адриатическом море окончилась неудачей, натолкнувшись на решительное сопротивление Великобритании и Франции.

КОСТА, АЛЬФОНСО, ДА

КОСТА, АЛЬФОНСО, ДА (1871-1937) - португальский государственный деятель. Профессор уголовного права. Лидер демократической партии. Будучи одним из руководителей революции 1910, К. занял в первом республиканском правительстве пост министра юстиции (1910-11), а затем стал премьер-министром и министром финансов (1913-14). К. держался традиционной внешнеполитической ориентации на Великобританию, рассчитывая на финансовую помощь англичан. В тесном союзе с Англией К. видел опору против поползновений Испании присоединить к себе Португалию под лозунгом "иберийского единства". Борьба К. с духовенством, являвшимся испанской агентурой, привела к разрыву дипломатических отношений с Ватиканом (10. VII 1913).

Английское правительство Асквита, желавшее оттянуть назревавший конфликт с Германией, заключило с ней сделку за счёт португальских колоний. По англо-германскому договору от 13. VIII 1913 Германия должна была получить португальские колонии Анголу, северную часть Мозамбика и о-ва Сан-Томе и Принципе. Англия, не намеревавшаяся осуществлять договор, затягивала его окончательное утверждение (он так и не был утверждён вследствие начавшейся войны). Одновременно она заверяла К. в своём намерении сохранить целостность португальских владений. К., поддерживая политику Англии, пошёл согласно договору на крупные экономические льготы Германии. Предложенный им 17. XII 1913 законопроект предусматривал признание принципа "открытых дверей" в Португальской Африке. Это было частично осуществлено сменившим кабинет К. в феврале 1914 кабинетом Мачадо (где К. был министром финансов), предоставившим немецкому синдикату право на постройку двух ж.-д. линий в Анголе (не осуществлённое из-за войны). Вновь ставший премьер-министром в ноябре 1915, К. содействовал вступлению Португалии в войну на стороне Антанты. Английское правительство, не желавшее иметь Португалию в качестве равноправного союзника, ранее (август и ноябрь 1914) отклоняло её предложения вступить в войну, но под давлением Франции согласилось на присоединение Португалии к Антанте. Английский посланник потребовал у К. секвестра всех судов центральных держав, находящихся в португальских портах, и передачи их союзникам (нота от 17. II 1916). К. выполнил английское требование 24. II 1916. На ультиматум Германии (27. II 1916), требовавшей восстановления статус кво, К. ответил отказом, после чего 9. III 1916 Германия объявила Португалии войну, а 16. III 1916 Австро-Венгрия разорвала с ней дипломатические отношения. Английское правительство, извещённое К. о состоянии войны между Германией и Португалией, заявило, что "окажет Португалии всякую помощь, какая понадобится и какая представится возможной" (нота от 14. Ш 1916). 15. III 1916 кабинет К. подал в отставку и было создано т. н. национальное министерство де Альмейды, куда К. вошёл в качестве министра финансов, продолжая пользоваться влиянием на внешнюю политику правительства. Предпринятая К. в июле 1916 поездка в Англию и Францию подготовила посылку португальских войск на Западный фронт (первые части прибыли во Францию З.П 1917). В 1917, после распада "национального" кабинета, К. снова возглавил правительство, но переворот 5. XII 1917 заставил его бежать во Францию. Вернувшись в декабре 1918, К. был назначен представителем Португалии на Парижской мирной конференции и подписал от её имени Версальский мирный договор. По условиям договора Португалия получила часть Германской Юго-Восточной Африки с портом Кионга, южнее р. Ровумы (т. н. треугольник Кионга), занятую португальскими войсками в апреле 1916. К., будучи представителем Португалии в Лиге наций в 1920-25, неизменно поддерживал позицию Англии, демонстрируя подчинённую роль португальской внешней политики. После переворота ген. Кармона (см.) в 1926 К. эмигрировал во Францию и умер в Париже.

КОТОШИХИН, ГРИГОРИЙ КАРПОВИЧ

КОТОШИХИН, ГРИГОРИЙ КАРПОВИЧ (ум. 1667)- подьячий Посольского приказа, в 1661 участвовал при заключении Кардисского договора (см.) и ездил гонцом в Стокгольм. Во время польской войны состоял при главной квартире московской армии. Навлёкши на себя гнев главного воеводы князя Ю. А. Долгорукого, он в 1664 изменил своему отечеству и бежал в Польшу, где принял фамилию Селицкого; из Польши он в 1666 перебрался в Стокгольм, где по поручению канцлера графа Магнуса Делагарди составил замечательное по точности и содержательности описание государственного строя и быта высших классов Московского государства. В этом сочинении он уделил много места организации дипломатической службы в Москве (гл. III "О титлах, как к которому потентату Московский царь пишетца"; гл. IV "О московских послех, кто каков чином и честию посылаются во окрестные государства в послех, в посланникех, в гонцех", "О жалованье послом, как их посылают во окрестные государства", "О дарех, каковы к которому потентату с послы посылаются и по сколку числом"; гл. V "Иных государств о послех и о посланникех, и гонцех и какова кому честь бывает"; гл. II - сведения о порядке изготовления дипломатических документов и гл. VII - о Посольском приказе и Приказе тайных дел).

Сочинения К., неоднократно издававшиеся (с 1840) под названием "О России в царствование Алексея Михайловича", - первая попытка систематического изложения дипломатических порядков 17 в. и ценный источник по истории дипломатии.

КОХОНГ

КОХОНГ - монопольное, полуправительственное объединение китайских купцов для торговли с иностранцами, было создано в 1720 по указу императора Юн Чженя, окончательно ликвидировано в 1842.

Стремясь ограничить торговую экспансию держав, китайское правительство создало К. как торговую монополию, которой предоставлялось исключительное право закупки всех товаров, привозимых иностранцами, и продажи им китайских товаров. К. должен был противостоять прежде всего Ост-Индской компании и влиять на определение покупных и продажных цен.

Не желая устанавливать прямых дипломатических отношений с иностранцами, не имея министерства иностранных дел и торговых договоров с державами (за исключением договоров с Россией), китайское правительство постепенно возложило на К. ряд политических и дипломатических функций, сделав эту купеческую гильдию своеобразным представителем в отношениях с иностранцами.

В 1754 был издан указ, по которому каждый иностранный корабль, входивший в китайский порт, до каких бы то ни было переговоров должен был принять на борт "для охраны" двух членов К. Последние должны были осуществлять строгий надзор за иностранцами и прежде всего за английскими купцами. Указ предшествовал новому закрытию портов Китая и ограничению европейской торговли одним Кантоном.

Китайское правительство возлагало на К. полную ответственность даже за действия иностранцев в Китае. Когда в 1821 иностранная контрабанда опиума приняла слишком большие размеры, китайское правительство прежде всего призвало к ответу К., и главный купец К. был оштрафован.

Иностранцы, особенно Ост-Индская компания, были недовольны созданием К. Ост-Индская компания неоднократно пыталась добиться у китайского правительства разрешения обращаться непосредственно к директору китайской таможни или к наместнику Гуандуна, минуя К., но все эти попытки были безрезультатны.

В 1771 указом гуандунского наместника К. был распущен. Эта мера объяснялась тем, что многие члены К. обанкротились и К. задолжал большие суммы по различным платежам казне, иностранным купцам и ростовщикам. Специальным императорским указом было предложено, чтобы эти долги были погашены всеми членами К. сообща, и запрещалось впредь делать займы у иностранцев.

Деятельность К. возобновилась в 1782 в виде "Гильдии 12 купцов" (впоследствии 13). Этому обществу был дан устав китайской гильдии, а для обеспечения её платёжеспособности был создан специальный фонд из поступлений от торговли с иностранцами (гильдии разрешалось взимать с иностранных товаров 3% пошлины). За исключением этого фонда К. не имел объединённого торгового капитала: каждый купец вёл торговлю на свой капитал.

К. находился под покровительством государства, и его члены пользовались большими привилегиями. Членами К. были только крупнейшие купцы приморских городов, открытых для иностранной торговли.

Китайское правительство фактически отдало на откуп К. всю внешнюю торговлю Китая, которая приносила этой гильдии огромные барыши.

По требованию английского министра иностранных дел лорда Пальмерстона Нанкинский договор 1842 ликвидировал монополию К. Иностранным торговцам было разрешено вести торговлю во всех китайских портах, которые по этому договору открывались для иностранцев. Договор обязывал Китай уплатить Великобритании 3 млн. долл., которые К. задолжал британским подданным.

Китайские купцы и после ликвидации К. пытались прибегать к методам монопольной торговли. В 1850 кантонские купцы получили согласие властей на организацию компании с правом монопольной скупки чая, но англичане заставили китайцев отказаться от своего намерения.

КРАМАРЖ, КАРЕЛ

КРАМАРЖ, КАРЕЛ (1860-1937) - чешский государственный и политический деятель, фабрикант-миллионер. В 80-х годах 19 в. К. примыкал к младочешской партии и с 1891 представлял её в венском рейхсрате. До 1908 К. был сторонником преобразования габсбургской империи в триалистическое австро-венгерско-чешское государство при условии осуществления им независимой от Германии внешней политики. В 1908 К. выехал в Россию, где он владел значительными поместьями. В этот период К. стал приверженцем проекта воссоздания чешского королевства во главе с одним из великих князей династии Романовых. По возвращении в Чехию К. выступил в начале первой мировой войны со статьёй, в которой охарактеризовал эту войну как борьбу германизма с славянством. К. принял участие в деятельности организованного для борьбы против Австро-Венгрии тайного общества "Маффия". В мае 1915 К. был арестован австрийскими властями по обвинению в государственной измене и приговорён к смертной казни, заменённой 20-летним тюремным заключением. В июле 1917 К. был амнистирован, а в июле 1918 встал во главе Пражского национального комитета и руководил подготовкой к захвату власти в Чехии, Моравии и Словакии чешской буржуазией. Он был также лидером национал-демократической партии, представлявшей крайние националистические круги чешского финансового капитала. В ноябре 1918 К. стал премьер-министром первого правительства Чехословацкой республики, выступившего по требованию Антанты против Венгерской советской республики. В июле 1919, после полного поражения национал-демократической партии на общинных выборах, кабинет К. вышел в отставку. С 1923 К. входил в возникший в 1920 и фактически руководивший всей деятельностью правительства неконституционный орган - т. н. "пятёрку", состоявшую из представителей основных чехословацких буржуазных партий и социал-демократии. Как политический деятель К. с 1917 и до своей смерти возглавлял крайние антисоветские круги чешской буржуазии. К. требовал участия Чехословакии в интервенции против Советской России, стремясь к восстановлению царизма. В 1919 К. ездил к Деникину для переговоров о поддержке его борьбы с советской властью. Участвуя в качестве представителя Чехословакии на Парижской мирной конференции 1919, К. требовал усиления интервенции со стороны Антанты. После провала интервенции боролся против попыток Бенеша, направленных к установлению с Советской Россией нормальных дипломатических отношений. К. постоянно поддерживал связь с русскими белогвардейскими организациями. Оставаясь до конца идеологом и вождём всех антисоветских элементов в Чехословакии, К. всё более сближался с фашизмом и в начале 30-х годов возглавил т. н. "Национальное объединение", образовавшееся в результате слияния национал-демократической партии с фашистской национальной лигой.

КРАСИН, ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ

КРАСИН, ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ (1870-1926)-крупный советский государственный деятель и дипломат, один из выдающихся партийных организаторов периода подполья. К. окончил Петербургский технологический институт. В конце 80-х годов, ещё будучи студентом, К. примкнул к революционному движению. В 1890-91 входил в с.-д. группу Бруснева, вёл пропаганду среди петербургских рабочих. После высылки из Петербурга за участие в т. н. Шелгуновской демонстрации К. вёл пропаганду марксизма в Нижнем-Новгороде до нового ареста, за которым последовала ссылка в Сибирь (1895). В 1900-04 К. вёл партийную работу в Баку и принимал близкое участие в организации бакинских подпольных типографий. После II съезда РСДРП он был кооптирован в ЦК. Весной 1905 на III съезде избран в ЦК большевиков, а в конце того же года вошёл от большевиков в объединённый ЦК; был снова избран от большевиков в ЦК на IV (Объединительном) съезде. После Великой Октябрьской социалистической революции К. участвовал в переговорах с Германией в Брест-Литовске и в Берлине, затем работал на постах: председателя Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии, члена президиума ВСНХ, наркома торговли и промышленности, наркома путей сообщения. В конце 1919 К. был главой делегаций, ведших мирные переговоры с Эстонией в Пскове и Юрьеве. В 1920 он был направлен для переговоров в Лондон и в марте 1921 подписал торговое соглашение с Англией, сыгравшее весьма важную роль в деле укрепления международного положения Советской России и развития её торговых отношений с другими странами. В 1921-23 К. занимал пост торгпреда в Лондоне и одновременно являлся руководителем Наркомвнешторга в Москве. В 1922 К. участвовал в международных конференциях в Генуе и Гааге. В 1923 К. сыграл крупную роль в урегулировании острого конфликта между Англией и СССР, вызванного ультиматумом Керзона. В конце 1924, после признания СССР Францией, К. был назначен полпредом СССР в Париже, а в конце 1925 переведён на тот же пост в Лондон, где и умер в октябре 1926. Со времени XIII партсъезда (1924) К. состоял членом ЦК ВКП(б).

КРИППС, СТАФФОРД

КРИППС, СТАФФОРД (р. 1889) - английский государственный деятель, лейборист, сын лорда Пармура.

К. окончил юридический факультет Лондонского университета и с 1913 начал адвокатскую практику. Во время первой мировой войны К. работал во Франции в Британском Красном Кресте. В 1930 К. был назначен заместителем генерального прокурора (при втором лейбористском правительстве Макдональда), в 1931 был избран в парламент от Бристоля.

В годы, предшествовавшие второй мировой войне, К. выступал за создание единого фронта левых организаций Англии, включая коммунистов, и был за это исключён из лейбористской партии (принят снова в 1945). В области внешнеполитической К. являлся сторонником англо-советского сближения и создания блока демократических стран против агрессоров.

В июне 1940 К. был назначен британским послом в Москву и оставался на этом посту до января 1942. Он подписал от имени Англии соглашение о совместных действиях СССР и Великобритании в войне против Германии (12. VII 1941), а также участвовал в переговорах между И. В. Сталиным и В. М. Молотовым, с одной стороны, и А. Иденом - с другой, состоявшихся в декабре 1941 в Москве. Когда в феврале 1942 К. вернулся в Лондон, его личный политический престиж стоял столь высоко, что тогдашний премьер-министр Черчилль вынужден был ввести его в состав коалиционного военного кабинета, хотя К. был в это время на положении независимого одиночки в парламенте.

В марте 1942 К. был назначен главой миссии, посланной в Дели для переговоров с индийскими партиями об урегулировании спорных вопросов и об активном участии Индии в войне против Японии. Предложения, выдвинутые К. в переговорах с лидерами Национального конгресса и Мусульманской лиги, сводились к следующему: Индия получает статус доминиона под именем "Индийского союза"; провинции и княжества, не желающие входить в "Индийский союз", могут стать самостоятельными доминионами; конституция "Индийского союза" вырабатывается учредительным совещанием из представителей провинциальных законодательных органов и княжеств, назначаемых пропорционально количеству населения в провинциях и княжествах; на время войны обороной Индии руководит британское правительство, но исполнительный совет при вице-короле расширяется за счёт привлечения лидеров индийских партий; точно так же командование войсками остаётся за английским главнокомандующим, но в состав исполнительного совета вводится должность министра обороны, которую займёт индиец.

Эти предложения не удовлетворили индийские партии, и, так как К., связанный инструкциями из Лондона, не мог им предложить ничего иного, переговоры кончились безрезультатно. Неудача в Индии сильно отразилась на престиже К., и потому при ближайшей реконструкции своего правительства во второй половине 1942 Черчилль мог уже без всяких опасений вывести его из военного кабинета и назначить на гораздо менее ответственный пост министра авиастроения, который К. и занимал до конца существования коалиционного кабинета.

После выборов 1945, давших победу лейбористской партии, К. вошёл в новое лейбористское правительство в качестве министра торговли, а в 1947 был назначен министром народного хозяйства. Вместе с тем произошло примирение К. с лейбористской партией, и он вновь был принят в её ряды.

КРИСПИ, ФРАНЧЕСКО

КРИСПИ, ФРАНЧЕСКО (1818-1901) - итальянский государственный деятель, адвокат. В молодости К. был демократом-республиканцем, членом временного правительства в Сицилии в 1848. В 1860 К. участвовал в экспедиции гарибальдийской "тысячи" и возглавлял правительство повстанцев в Сицилии. С 1861 К. был членом парламента. В 1864 он примкнул к монархистам и вскоре стал одним из их лидеров. В 1875 К. был председателем палаты депутатов, в 1877-министром иностранных дел, а в 1887- 91 и в 1893-96 - премьером.

К. начал свою внешнеполитическую деятельность в 1877, когда он по поручению короля совершил дипломатическую поездку в европейские столицы с протестом против австрийских замыслов относительно Боснии и Герцеговины. Однако уже в это время К. был сторонником сближения Италии с Германией и Австрией и активно участвовал в подготовке Тройственного союза (см.) как средства укрепления буржуазной монархии в Италии. Тройственному союзу К. остался верен и в дальнейшем, нередко принося в жертву ему национальные интересы страны и отказываясь от завершения национального объединения Италии. Политика сближения с Германией и Австрией, с одной стороны, и политика колониальных притязаний - с другой, приводили к обострению итало-французских противоречий. К. укреплял итало-французскую границу и спровоцировал ряд конфликтов с Францией, в частности в Тунисе в 1888. Это привело к итало-французской таможенной войне и принесло немалый ущерб в первую очередь самой Италии.

Главным в деятельности К. было стремление создать итальянскую колониальную империю. Он навязал негусу Эфиопии Менелику Уччиалийский договор 1889 (см.), а затем, нарушив условия договора, расширил оккупацию Эфиопии. Начатая по инициативе К. итало-эфиопская война 1895-96 окончилась позорным поражением итальянской армии (см. Аддис-Абебский договор). Это поражение, совпавшее с подъёмом демократического движения в стране, было вместе с тем и крахом всей политики К. Он должен был уйти от политической деятельности.

КРОМВЕЛЬ, ОЛИВЕР

КРОМВЕЛЬ, ОЛИВЕР (1599-1658) - вождь английской буржуазной революции, в 1653-50 лорд-протектор Англии.

Влияние К. на внешнюю политику проявлялось ещё до установления протектората. Республика находилась в войне с Голландией и с Португалией. Балтийское море благодаря враждебной позиции Дании и высоким датским пошлинам было закрыто для английских купцов. 1654 был переломным годом, дав возможность К. достичь крупных успехов. Помимо противоречий между Францией и Испанией, использованных К., большую роль сыграли победа английской республики над Голландией и заключённый в апреле 1654 мир, в силу которого Голландия признала Навигационный акт 1651 (см.), а также взяла на себя обязательство не допускать на свою территорию Стюартов и их сторонников, хотя и отвергла предложение о заключении тесного союза с Англией.

Поражение Голландии в войне с английской республикой заставило другие государства Европы поспешить с заключением договоров с Англией. В апреле 1654 Англия заключила мирный договор с Швецией, в июле 1654 - договор с Португалией, до этого - с Данией. Последние два договора были особенно выгодны в экономическом отношении для Англии, обеспечивая проникновение английских купцов в Балтийское море и в португальские колонии Ост-Индии. Английская республика вышла из состояния изоляции. К. в речи 3. IX 1654 при открытии парламента заявил, что "нет ни одной нации в Европе, которая не пожелала бы иметь хороших отношений с нами".

Лондон стал одним из важнейших центров международной политики. При дворе лорда-протектора появились послы иностранных держав.

Вест-Индская колониальная проблема побудила К. искать сближения с Францией против Испании. В сентябре 1654 К. потребовал от испанского правительства: 1) освобождения английских купцов в испанских портах и владениях от подчинения испанской инквизиции и 2) предоставления им свободы плавания в Вест-Индии. Отказ испанского правительства повёл к разрыву отношений. В мае 1655 Англия захватила Ямайку. В 1656 и 1657 английский флот произвёл нападения на испанские порты Кадикс и Санта-Крус. К. замышлял захват Гибралтара. 28. XI 1655 был заключён англо-французский союзный договор, возобновлённый и уточнённый в 1657. В мае 1658 английская армия высадилась в Булони, соединилась вскоре с французской армией Тюренна и одержала блестящую победу над испанскими войсками.

В 1652 К. удалось добиться признания со стороны Венецианской республики. В 1655 венецианское правительство настойчиво предлагало К. совместный военный союз против Турции. Однако К. не хотел идти на разрыв с Турцией, признавшей английское парламентское правительство ещё в 1647. В турецком вопросе К. занял независимую позицию, имея в виду добиться непосредственно от султана увеличения прав английской левантийской компании. К. придавал важное значение отношениям с Россией. В 1654 он отправил посланника Вильяма Придо в Москву с целью добиться восстановления дипломатических отношений с московским царём и возобновления прав и привилегий английской Московской компании. Чтобы обеспечить английское мореплавание на Северном и Балтийском морях, К. стремился упрочить отношения с северными протестантскими странами и усилить влияние на них. К. пытался создать широкую коалицию против Габсбургов и Польши. В эту коалицию по его замыслу должны были войти кроме Швеции, Голландии, Дании и ряда северногерманских государств (Бранденбург, Ольденбург и др.) также и Россия. В 1657 с этой целью было послано второе посольство в Москву в лице Ричарда Брэдшоу. Но московское правительство отказалось принять Брэдшоу и не допустило его в Москву.

Руководимая К. внешняя политика английской буржуазной революции укрепила международное положение Англии и явилась поворотным моментом в развитии Англии кап колониальной державы.

КРОМЕР, ЭВЕЛИН

КРОМЕР, ЭВЕЛИН (1841-1917), лорд - английский колониальный деятель. Происходил из известной семьи международных финансистов Берингов, выходцев из Германии.

В 1872-76 К. состоял начальником кабинета ("частным секретарём") вице-короля Индии. С 1877 начинается его связь с Египтом, где в 1877-79 он был представителем английских кредиторов в "Кассе государственного долга", контролировавшей доходы Египта и обеспечение платежей европейским банкирам (см. Египетский государственный долг). В 1879, после принудительного отречения хедива Исмаила, К. совместно с представителем Франции стал в качестве "генерального контролёра" вершителем судеб Египта, а в 1883 после вооружённой интервенции против восстания под руководством Араби паши он был назначен британским резидентом в оккупированном Англией Египте под скромным титулом агента и генерального консула (Египет ещё числился провинцией Оттоманской империи). На этом посту он оставался 24 года, опираясь на военную силу Англии, располагая неограниченной властью над страной, хедивом и его министрами и пользуясь столь же неограниченным авторитетом по делам Египта в Англии. При нём Египет стал золотым дном для английского капитала и громадной хлопковой плантацией для манчестерских фабрикантов. Решительно отражая все попытки Франции добиться ликвидации британской оккупации Египта, К. неизменно держал курс на дружбу с Германией, поощряя к этому и правительство в Лондоне. В 1906, под влиянием революционных событий в России, в Египте поднялась сильная волна национального движения, которая поколебала деспотический режим К. Через год К. был вынужден выйти в отставку. В 1908 он выпустил двухтомный труд "Современный Египет", являющийся тенденциозной апологией его правления. Серьёзной отповедью К. явился вышедший вскоре и получивший название "Анти-Кромер" труд Ф. А. Ротштейна "Захват и закабаление Египта англичанами".

"КРУГЛОГО СТОЛА" КОНФЕРЕНЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЫЛОВ, СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ

КРЫЛОВ, СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ (р. 1888) - советский юрист-международник. Окончил юридический факультет Петербургского университета в 1910. Доктор юридических наук, профессор государственного и международного права в Ленинградском юридическом институте и в Высшей дипломатической школе МИД СССР. В 1942-46 - эксперт-консультант Министерства иностранных дел СССР. Был членом делегации СССР на конференции в Думбартон-Оксе (1944) и в Сан-Франциско (1945). Участвовал в Вашингтонской сессии Комитета юристов (1945) и в первой сессии Генеральной ассамблеи организации Объединённых наций В 1946 избран членом Международного суда Объединённых наций.

К. написано более 40 работ по различным вопросам публичного и частного международного права, в т. ч. учебник по международному частному праву (1930 и 1939); курс воздушного права (1933) и учебник международного публичного права (1946) в соавторстве с проф. Дурденевским В. Н.

КРЫМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЮГЕР, СТЕФАНУС ИОГАННЕС ПАУЛУС

КРЮГЕР, СТЕФАНУС ИОГАННЕС ПАУЛУС (1825 - 1904) - бурский государственный деятель, один из основателей Трансваальской республики. В 1880, во время бурского восстания, К. был членом возглавлявшего восстание Триумвирата и после поражения, нанесённого бурами англичанам у Маджубы, К. вёл с англичанами переговоры о мире, закончившиеся Преторийской конвенцией, восстановившей Трансваальскую республику. В 1883 К. был избран президентом Трансвааля и трижды переизбирался-в 1888, 1893 и 1898. Наплыв иностранцев (уитлендеров), главным образом англичан, в Трансвааль после открытия золотых россыпей вызвал издание законов, по которым уитлендерам не предоставлялось равенства политических прав с бурами. Борьба К. с уитлендерами послужила поводом к англо-бурской войне в 1899. После падения Претории и Блумфонтейна К. бежал в Лоренцо-Маркес (Португалия), откуда он направился в Европу, стремясь добиться у европейских правительств вмешательства в пользу своей страны, но потерпел неудачу. Последние годы провёл в Швейцарии.

КУ, ВЕЛЛИНГТОН, ГУ ВЭЙ-ЦЗЮНЬ

КУ, ВЕЛЛИНГТОН, ГУ ВЭЙ-ЦЗЮНЬ (р. 1888) - видный китайский дипломат. Первоначальное образование получил в англо-китайском колледже в Шанхае. Там же окончил университет. В 1904 выехал для завершения образования в США, где сначала учился в академии Кука, а затем в Колумбийском университете. В 1912 К. защитил докторскую диссертацию и получил учёную степень доктора философских наук.

В 1912 К. вернулся в Китай и был назначен секретарём кабинета министров и президента. В том же году он перешёл в министерство иностранных дел, где работал в качестве секретаря, а затем советника.

В 1915 К. был назначен посланником Китая в Мексике, а в 1916 был переведён на ту же должность в США и по совместительству на Кубе. К. был китайским представителем на Парижской мирной конференции 1919, где отказался подписать Версальский мирный договор в знак протеста против передачи Японии бывшей германской концессии на Шаньдунском полуострове. В 1920 К. был назначен посланником в Великобритании и одновременно председателем китайской делегации в Лиге наций и представителем в Совете Лиги наций.

В 1922 К. стал министром иностранных дел, но вскоре ушёл в отставку. В апреле 1923 К. был назначен и. о. министра иностранных дел, а в январе 1924-снова министром иностранных дел. В качестве китайского представителя подписал 31. V 1924 в Бэйпине (Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между СССР и Китайской республикой". После переворота, организованного Фын Юй-сяном, К. в октябре 1924 бежал из Бэйпина и вернулся после занятия последнего войсками северных милитаристов (Чжан Цзо-лин, У Пэй-фу, Сунь Чуань-фан) в апреле 1926. Вскоре был назначен министром финансов, а в октябре того же года- и. о. премьер-министра бэйпинского правительства. В январе 1927 К. сформировал свой второй кабинет. В июне 1927 он ушёл в отставку.

В 1931 К. занял пост министра иностранных дел нанкинского правительства и представлял Китай в Лиге наций при обсуждении вопроса о захвате Манчжурии Японией. С 1932 К. состоял посланником (с 1935 - послом) Китая во Франции. С 1941 по июль 1946 был послом в Великобритании. В июле 1946 назначен послом в США.

В 1943 К. возглавлял китайскую делегацию на конференции по продовольственным вопросам в Хот-Спрингсе, в 1944 представлял Китай на конференции в Думбартон-Оксе, а в 1945 участвовал на конференции в Сан-Франциско, где был докладчиком в комитете "Региональных мероприятий". В 1946 возглавлял китайскую делегацию в Генеральной ассамблее организации Объединённых наций. К. не играет заметной роли во внутренней политической жизни Китая и не является членом гоминдана.

КУЛИДЖ, КАЛЬВИН

КУЛИДЖ, КАЛЬВИН (1872-1933) - вице-президент США с 1921, а после смерти Гардинга - президент в течение двух сроков (1923-29), адвокат, республиканец-реакционер.

Президентство К. совпало с возросшим влиянием США на международной арене в период экономического "просперити" в США. К. стремился прежде всего взыскать с бывших союзников США военные долги и установить гегемонию США на мировом рынке, что приводило к обострению противоречий с другими странами и в первую очередь с Англией. Американскими займами К. способствовал усилению германского империализма. В частности в президентство К. был осуществлён план Дауэса. Укрепляя влияние США в международных делах, К. решительно отвергал участие в Лиге наций. Он занимал резко враждебную позицию по отношению к Советскому Союзу, отклоняя все предложения об установлении с ним дипломатических отношений, требуя компенсации американцам за убытки от национализации промышленности и пр. Правительство К. занимало агрессивную позицию в отношении Латинской Америки, в частности оно пыталось вмешиваться во внутренние дела Мексики и осуществляло интервенцию в Никарагуа, в связи с которой К. выступил с заявлением о том, что "имущества граждан США являются частью государства даже тогда, когда они находятся за границей".

КУЛОНДР, РОБЕР

КУЛОНДР, РОБЕР (р. 1885) - французский дипломат. В 1909 К. поступил на службу в министерство иностранных дел. Долгое время работал в области торговых сношений. В 1926 он представлял Францию во время франко-советских переговоров, возглавляя экономическую секцию; участвовал на международной конференции по выставкам в 1928, на конференции в Гааге 1929, на финансовой конференции семи держав в Лондоне 1931, Лозаннской 1932-33 и конференции в Стрезе 1932. В сентябре 1936 К. был назначен послом в Москву. Осенью 1938 К. был назначен послом в Берлин, сменив Франсуа Понсе. Его донесение из Берлина от 17. I II 1939, сообщавшее подробности подписания представителями Чехословакии акта о ликвидации её независимости, опубликованное в "Жёлтой книге", является интереснейшим свидетельством о методах гитлеровской дипломатии.

После начала войны К. был начальником кабинета Даладье (см.), с которым был лично связан. Когда Даладье весной 1940 покинул пост председателя совета министров, К. получил назначение в качестве посла в Берн; через несколько месяцев он был уволен "правительством" Виши в отставку.

КУЛЬДЖИНСКИЙ ДОГОВОР 1851

КУЛЬДЖИНСКИЙ ДОГОВОР 1851 - между Россией и Китаем об открытии для русской торговли северной Джунгарии был подписан 25. VII в г. Кульдже со стороны России Е. П. Ковалевским, со стороны Китая - И Шанем и Бу Янь-таем.

Возникновение политических и экономических связей России с современной китайской провинцией Синьцзян относится ко второй половине 17 в. Эти связи были нарушены в середине 18 в., когда Центральная Азия подверглась манчжуро-китайскому завоеванию. Джунгария и Восточный Туркестан (Кашгария) превратились в колонии - данницы Цинской империи. Завоеватели всячески препятствовали восстановлению прежних торговых сношений России с Джунгарией и Кашгарией, а к началу 19 в. окончательно закрыли свои северо-западные границы. Торговля русскими товарами к Джунгарии и Восточном Туркестане велась теперь только через посредничество тюркского купечества. В 1811 в связи с начавшимся продвижением Россия в Семиречье из Семипалатинска был направлен на р. Или переводчик Путимцев, который безуспешно пытался заключить с манчжуро-китайскими властями договор о пограничной торговле. Русскому правительству удалось подписать договор с Китаем лишь в середине 19 в., когда царская Россия вышла к северо-западным границам Китая, а Великобритания навязала ему неравноправный Нанкинский договор 1842.

К. д. состоял из 17 статей. Он открывал для русской торговли гг. Кульджу и Чугучак; Россия получила право назначать туда консулов и могла создавать свои торговые фактории (ст. 2). К. д. обязывал китайское правительство в обоих городах "отвести места, на которых русско-подданные смогли бы построить на свой счёт дома для жительства и складские магазины для товаров" (ст. 13). Торговля как с русской, так и с китайской стороны объявлялась беспошлинной (ст. 3) и должна была носить пока только меновой характер (ст. 12). К. д. устанавливал непосредственные русско-китайские сношения (по пограничным и прочим делам) через русского ген.-губернатора Западной Сибири и Главное манчжуро-китайское управление Или (ст. 16).

К. д. создал благоприятные условия для развития русско-китайской торговли, которая уже в начале второй половины 19 в. достигла значительных размеров.

КУНО, ВИЛЬГЕЛЬМ

КУНО, ВИЛЬГЕЛЬМ (1876-1933) - германский политический деятель. Во время первой мировой войны К. занимался организацией военной экономики Германии. С ноября 1918 до ноября 1922 он занимал пост генерального директора акционерного общества океанского судоходства ("Гапаг"). В 1922-23 был рейхсканцлером.

По основным вопросам внутренней и внешней политики К. стоял на позициях "германской народной партии" и в течение некоторого времени был её членом. Германские реакционные партии неоднократно пытались добиться включения К. в правительство в качестве министра финансов или министра иностранных дел, надеясь с его помощью придти к соглашению по репарационному вопросу с Англией и США против Франции. Социал-демократическое руководство отказывалось от открытого сотрудничества с К., предоставляя ему, однако, возможность играть видную роль в дипломатических переговорах. Так, в качестве германского экономического эксперта К. участвовал в переговорах о перемирии 1918 в Компьене, в переговорах в Трире о судьбе германского торгового флота, на Парижской мирной конференции 1919, на Брюссельской международной конференции экспертов по вопросу о репарациях в декабре 1920 и др.

В ноябре 1922 после отставки правительства Вирта К. сформировал т. н. "деловой кабинет", который не отражал соотношения сил в рейхстаге и включал ряд реакционных политиков. Министром иностранных дел в кабинете К. был один из дипломатов веймарской Германии, Артур Розенберг, являвшийся сторонником "западной ориентации" Германии и непримиримым врагом Советской России. Тактика К. заключалась в том, чтобы запугать правительства стран-победительниц "опасностью большевизма" в Европе, использовать англо-французские противоречия для изоляции Франции и привлечь американский капитал для возрождения экономической мощи Германии. В декабре 1922 К. передал предложения Германии Лондонской конференции премьеров Англии, Франции и Бельгии и одновременно обратился с письмом к английскому премьер-министру Бонар-Лоу. Основные предложения К. сводились к требованию моратория для Германии на ближайшие 5 лет и предоставления ей международного займа. Из суммы займа и должны были в дальнейшем выплачиваться репарации.

Для того чтобы нейтрализовать французское требование гарантий безопасности, К. при посредничестве американской дипломатии предложил Франции заключить Рейнский пакт с обязательством отказаться от войны как метода разрешения конфликтов на западной границе Германии. Предложения К. получили одобрение Лондона; отчасти они были внушены К. английским послом в Берлине лордом д'Аберноном. Однако Пуанкаре их решительно отверг и вскоре после того в целях оказания давления на Германию в репарационном и других спорных вопросах оккупировал Рур. В дальнейшем предложения К. нашли своё развитие и осуществление в плане Дауэса и Локарнских соглашениях.

Несмотря на поддержку со стороны Англии и США, внешняя политика К. и в частности провозглашённое им "пассивное сопротивление" против французской оккупации Рура потерпели неудачу в результате непримиримости Франции. Внутренняя политика правительства К. наталкивалась на растущее недовольство германского пролетариата. В этих условиях К. вынужден был в августе 1923 выйти в отставку, чтобы уступить место кабинету Штреземана, построенному на более широкой политической основе. После своей отставки К. посетил США. Здесь он укрепил и расширил свои личные связи с американскими банкирами, склоняя их к предоставлению Германии международного займа.

В дальнейшем К. продолжал выполнять роль связующего звена между Германией и реакционными англо-американскими кругами. Осенью 1929 по инициативе К. было основано англо-германское общество "для содействия дружественным связям" между обеими странами.

КУН, ЯН ПЕТЕРСОН

КУН, ЯН ПЕТЕРСОН (1587-1629) - крупный голландский колониальный деятель, заложивший основы голландского господства в Индонезии. Впервые К. попал в Индонезию в 1607 в роли писца Голландской Ост-Индской компании. Прибыв туда вторично в 1613, К. быстро выдвинулся, заняв пост главного директора факторий в Бантаме и Якатре и члена совета при ген.-губернаторе. Фактически уже в этот период он непосредственно руководил делами компании на Яве, т. к. ген.-губернатор обычно находился на Молуккских о-вах.

К. приложил все силы для закрепления голландского господства на Яве и проявил немалое дипломатическое искусство, чтобы добиться поставленной цели. В Бантаме он встретил достойного противника в лице искусного дипломата - канцлера и регента Рамангалла, не желавшего допускать создания европейских укреплённых факторий. К. вёл сложные интриги против всевластного министра и даже сумел привлечь на свою сторону самого бантамского султана.

Обещав вассалу Бантама - правителю княжества Якатра-сконцентрировать в его столице-порту весь ввоз индийских тканей и иноземных товаров, К. добился от него ряда таможенных и других льгот. В 1618 он основал в Якатре укреплённый форт и постепенно превратил его в неприступную крепость. Будучи ген.-губернатором (1618-23), К. продолжал расширение крепости, мало считаясь с недовольством правителя Якатры, и открыто выступал против англичан. В декабре 1618 К. разрушил английскую факторию и изгнал англичан из пределов княжества. Такая политика К. способствовала сближению правителя Якатры с англичанами, и они предприняли совместные военные действия против крепости, которую голландцы 11. III 1619 торжественно назвали Батавией. К. сумел ускользнуть из осаждённой крепости, дав инструкции своему заместителю защищать её до последней возможности. Батавия не раз была близка к капитуляции. 1. II 1619 правителем Якатры и командиром английского флота Делем с одной стороны и осаждёнными голландцами - с другой был подписан договор, который предусматривал сдачу крепости англичанам и вывоз всех голландцев на Корамандельский берег Индии. Но этот договор не был осуществлён, т. к. вмешался Рамангалла, который, не желая видеть в крепости ни англичан, ни голландцев и в то же время опасаясь усиления Якатры, прислал в Батавию свои войска. Появление бантамского войска усложнило обстановку в лагере противников компании и дало возможность осаждённым затянуть сопротивление. В самый критический момент появился К. с мощным флотом и подкреплением с Молукк, и это обеспечило голландцам победу. Якатра была разрушена и вместе с прилегающей территорией отошла к Голландской Ост-Индской компании, а Батавия стала центром господства компании над архипелагом.

К. уделял большое внимание борьбе с английским влиянием и выступал резким противником заключённого в Европе руководителями Голландской и Английской компаний в 1619 договора о совместных действиях на Востоке (см. ). Вынужденный создать в Батавии, по требованию директората из Европы, предусмотренный договором "Совет по обороне", в который входило по 4 делегата от каждой компании, К. чинил своим английским "коллегам" по Совету всевозможные препятствия. В январе 1623 директорат в Европе возобновил соглашение 1619, а в феврале в Индонезии произошла "Амбонская резня" - казнь английских купцов в голландской фактории и фактическое изгнание англичан из Молукк.

Ненависть англичан к К. была чрезвычайно велика. Директор Английской Ост-Индской компании публично заявил, что "самая высокая виселица в старой Англии недостаточно высока для Куна". Назначенный в 1627 вторично ген.-губернатором, К. вынужден был отправиться в Индонезию инкогнито, чтобы не вызвать протестов англичан.

КУРАКИН, БОРИС ИВАНОВИЧ

КУРАКИН, БОРИС ИВАНОВИЧ (1676-1727), князь - дипломат, один из виднейших сотрудников Петра I. Принимал участие в обоих Азовских походах. В 1697 был отправлен для учения в Италию вместе с первой партией "волонтёров". К. принимал деятельное участие в Северной войне. Первым дипломатическим поручением К. была поездка в Рим в 1707 с целью предотвратить признание папским престолом ставленника Швеции Станислава Лещинского польским королём. Хотя К. не удалось получить определённых заверений, миссия его оказала известное влияние на позицию папы. В 1710 К. заключил союзную конвенцию с ганноверским курфюрстом, будущим английским королём. В том же году К. был отправлен в Лондон в качестве полномочного посла; одновременно он состоял русским представителем в Голландии и находился там во время заключения Утрехтского мирного договора (см.). В Гааге К. следил, чтобы в газетах не печатали ничего предосудительного относительно России. К. сопровождал Петра I в Париж во время переговоров о союзе с Францией и принимал участие в заключении Амстердамского договора 1717 (см.) с Францией и Пруссией, вёл дипломатические переговоры с шведским министром Герцем, приведшие к созыву Аландского конгресса (см.). В 1722 К. получил от Петра I полномочия на время его отсутствия в связи с персидской войной руководить всеми русскими представителями за границей. В последние годы жизни (1724-27) К. был послом в Париже, где вёл переговоры о займе, о женитьбе Людовика XV на дочери Петра I Елизавете и о заключении более тесного союза с Францией ; но переговоры эти кончились неудачно. Произведения К. историко-мемуарного характера и обширная деловая переписка, напечатанная в "Архиве кн. Ф. А. Куракина" (1890-1902), представляют ценный источник для изучения эпохи Петра I.

КУРИНО СИНИТИРО

КУРИНО СИНИТИРО (р. 1852), виконт - японский дипломат. До 1894 занимал различные посты в министерстве иностранных дел. В 1894 был посланником в США, в 1896 - в Риме, в 1897 - в Париже, в 1901 - в Петербурге.

В феврале 1895, будучи посланником в Вашингтоне, К. подписал первый равноправный договор между Японией и США. В том же году он безуспешно пытался склонить американское правительство оказать Японии дипломатическую поддержку против "тройственного вмешательства" со стороны Германии, России и Франции.

К., назначенный посланником в Петербург в 1901, вёл длительные переговоры о размежевании "сфер влияния" России и Японии в Корее и Манчжурии. В ходе этих переговоров К. до самого момента разрыва русско-японских отношений в январе 1904 успешно разыгрывал роль руссофила, якобы горячо заинтересованного в достижении взаимопонимания с Россией. Дипломатическая миссия К. в Петербурге ставила своей задачей усыпить бдительность царского правительства и навязать России войну в наиболее выгодный для Японии момент.

Согласно инструкции из Токио К. не должен был пи комментировать текст последних японских контрпредложений, адресованных России в январе 1904, ни высказывать своё "частное мнение", ни даже требовать ответа от русского правительства без специального указания из Токио. К. хорошо знал, что японское правительство берёт курс на войну с Россией и лишь стремится перенести на русскую сторону ответственность за разрыв.

6. II 1904 К. вручил русскому министру иностранных дел Ламздорфу две ноты, в которых: 1) говорилось, что японское правительство вынуждено прекратить "бесплодные переговоры" и оставляет за собой право "предпринять такие самостоятельные действия", которые оно сочтёт необходимым; 2) сообщалось о разрыве дипломатических отношений между Японией и Россией. В тот же день в частном письме Ламздорфу К. заверил его в своих дружественных чувствах и выражал надежду на то, что перерыв в дипломатических отношениях ограничится самым кратким периодом.

КУРУСУ МИССИЯ 1941

КУРУСУ МИССИЯ 1941 - была послана в США японским правительством с целью ввести в заблуждение американское правительство и отвлечь его внимание от подготовки Японии к нападению на американские владения на Тихом океане.

Японское правительство направило Курусу в Вашингтон в ноябре, когда японские войска оккупировали Французский Индо-Китай, а правительство США ответило на действия Японии экономическими санкциями.

Курусу прибыл в Вашингтон 16. XI 1941 и вместе с японским послом в США Номура продолжал начатые последним с государственным департаментом США переговоры относительно урегулирования японо-американских отношений. Переговоры скоро зашли в тупик. Требование правительства США отозвать японские вооружённые силы из Китая и Французского Индо-Китая японские представители отвергли. Со своей стороны представители США отклонили японские предложения, заключавшиеся в том, чтобы США восстановили торговые отношения с Японией, обязались снабжать Японию нефтью, признали за Японией право экономической деятельности в Голландской Индии и согласились с японской оккупацией Французского Индо-Китая.

20. XI 1941 правительству США были переданы последние японские предложения, а 26. XI государственный департамент США снова выдвинул контрпредложения о выводе Японией всех вооружённых сил из Китая и Индо-Китая. Переговоры ещё продолжались, когда японские вооружённые силы неожиданно напали на Пирл-Харбор (7. XII 1941). Государственный секретарь США Хэлл справедливо квалифицировал К. м. как сознательный обман.

КУРЦИУС, ЮЛИУС

КУРЦИУС, ЮЛИУС (р. 1877) - германский государственный деятель. До первой мировой войны К. был адвокатом, а в 1914-18 - лейтенантом германской армии. В 1920-32 он состоял депутатом рейхстага от "германской народной партии". В 1926-29 в качестве министра народного хозяйства К. активно и решительно поддерживал внешнюю политику Штреземана, в частности вместе с ним принимал летом 1929 участие в Гаагской конференции, выработавшей план Юнга. 4. X 1929, после смерти Штреземана, К. занял пост министра иностранных дел в кабинете социал-демократа Германа Мюллера, а затем в первом кабинете Брюннинга.

Добившись в начале 1930 принятия плана Юнга, К. немедленно начал саботировать выполнение этого плана. Ссылаясь на начавшийся в 1929 мировой экономический кризис, К. убеждал американских и английских банкиров в том, что Германия не в состоянии выплачивать проценты по займам и одновременно покрывать свою репарационную задолженность. С целью срыва платежей по репарациям К. организовал за границей широкую пропаганду, которая часто прибегала к излюбленному германской реакцией аргументу: Германия не выдержит бремени репараций, а крушение Германии откроет ворота большевизму. Германская пропаганда имела успех. 20. VI 1931 президент США Гувер выступил с предложением объявить годичный мораторий для всех платежей в счёт репараций, а в августе 1931 комиссия экспертов признала, что Германия временно не может платить по репарационным обязательствам. Это было концом репараций.

В марте 1931 К. разработал проект австро-германского таможенного союза. Этот "экономический аншлюсс" был первым шагом к захвату Австрии н ставил, таким образом, под угрозу территориальные постановления Версальского мирного договора. Проект К. вызвал взрыв возмущения во Франции и недовольство в Англии; К. вынужден был от него отказаться. При ближайшей реорганизации кабинета Брюннинга (в октябре 1931) К. не был включён в состав правительства. Министром иностранных дел стал по совместительству канцлер Брюннинг.

После ухода в отставку К. в январе 1932 был избран главным директором одной из акционерных компаний горной промышленности. Одновременно он стал председателем "Германского общества по изучению Восточной Европы".

КУРЬЕР ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ

КУРЬЕР ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ - лицо, которому поручается доставка дипломатической почты. Принимая во внимание, что дипломатическая почта содержит важные государственные документы, от К. д. требуется большая бдительность, опытность, знакомство с обстановкой и порядками за границей, умение справиться с положением при любой случайности, чтобы в полной сохранности и вовремя доставить вверенную ему почту.

Неприкосновенность К. д., равно как и следующей при нём почты, является общепризнанным положением международного права. К. д. не может быть задержан, арестован или обыскан. Он не подлежит юрисдикции иностранных государств, через которые проезжает. Власти этих государств обязаны оказывать ему покровительство и защиту, а в соответствующих случаях и необходимую помощь. Формальным основанием прав К. д. на указанные привилегии являются его дипломатический паспорт и курьерский лист. Оба эти документа, надлежащим образом оформленные учреждением, посылающим К. д., должны быть завизированы правомочными властями стран, через которые проезжает К. д.

В каждом государстве существуют специальные внутренние правила, подробно регламентирующие действия и поведение К. д. при выполнении им своих обязанностей. Ему запрещено отлучаться от почты, оставлять её без присмотра, доверять её чужим лицам, принимать от посторонних продукты, т. к. они могут содержать наркотики, и т. п. При длительных поездках К. д. обычно сопровождает помощник, пользующийся всеми привилегиями К. д. К. д. может иметь при себе оружие для защиты вверенной ему почты от покушений, но должен пользоваться оружием лишь в случаях абсолютной необходимости. Власти страны, по территории которой следует К. д., обязаны со своей стороны ограждать его от всяких посягательств, ибо непринятие ими соответствующих мер является серьёзным международным деликтом. Ввиду этого покушения на К. д. весьма редки в международной практике. Наиболее известное из них - нападение на советских К. д. в Латвии 5. II 1926, стоившее жизни К. д. Нетте. При проезде через границы звание К. д. не избавляет его от таможенного досмотра личного багажа и взыскания пошлин, если только он не обладает соответствующими laisser passer. Однако в порядке вежливости таможенные власти обычно не прибегают к такому досмотру.

КУРЬЕРСКИЙ ЛИСТ

КУРЬЕРСКИЙ ЛИСТ - специальный документ, выдаваемый ведомством иностранных дел или дипломатическим представительством лицу, везущему дипломатическую почту. Наличие этого листа обязывает власти страны, по которой проезжает дипломатический курьер, оказывать ему особое покровительство и помощь в выполнении им его задания.

КЭ Д'ОРСЕ

КЭ Д'ОРСЕ - Орсейская набережная Сены в центре Парижа, где находится здание французского министерства иностранных дел. В дипломатическом обиходе под К. д'О. понимается само министерство иностранных дел Франции.

КЮЛЬМАН, РИХАРД, ФОН

КЮЛЬМАН, РИХАРД, ФОН (р. 1873)-германский дипломат. Начал службу в 1900 в качестве атташе германского посольства в Петербурге. В 1904-09 он был поверенным в делах в Танжере, в 1909-14- первым секретарём посольства в Лондоне, а после начала первой мировой войны - в Константинополе. В 1915 К. был назначен посланником в Гааге, в 1916 - послом в Константинополе. В августе 1917 К. занял пост статс-секретаря иностранных дел.

В 1912-14 К. принимал участие в переговорах с английским правительством по вопросу о Багдадской ж. д. Сторонник англо-германского сближения, К. не был согласен с линией адмирала Тирпица и считал необходимым компромисс с Англией в вопросе о морских вооружениях. К. был назначен на пост статс-секретаря иностранных дел отчасти для того, чтобы продемонстрировать "новые тенденции" германской внешней политики. К., однако, не проявлял никакой самостоятельности, подчиняясь во всех основных вопросах требованиям верховного командования. Поскольку дело касалось России, К. в общем разделял аннексионистскую программу Людендорфа и открыто с нею солидаризировался в первых своих выступлениях в качестве статс-секретаря. Возглавив германскую делегацию в Брест-Литовске, К. по существу и там проводил линию Людендорфа, расходясь с ним в первой фазе переговоров лишь по вопросу о тактике, которой следовало придерживаться для достижения тех же целей. В последней же фазе переговоров стушевались и эти разногласия, и К., таким образом, несёт полную ответственность за условия Брест-Литовского договора. В мирных переговорах с Румынией, завершившихся подписанием Бухарестского договора 1918, К. также являлся послушным исполнителем воли германского верховного командования. В речи от 24. VI 1918 в рейхстаге К. употребил фразу о невозможности выиграть воину лишь одними военными средствами. Это вызвало гнев Людендорфа, и 7. VII 1918 К. пришлось выйти в отставку.

В послеверсальский период К., связанный с рядом крупных капиталистических предприятий, посвятил себя промышленной деятельности и управлению своими поместьями. К. также несколько раз выполнял неофициальные дипломатические поручения германского правительства в Англии и в США.

КЮЧУК-КАЙНАРДЖИЙСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1774

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЯМИЛЬ ПАША, КЫБРЫСЛЫ МЕХМЕД

КЯМИЛЬ ПАША, КЫБРЫСЛЫ МЕХМЕД (1822- 1913) - видный государственный деятель Оттоманской империи. Уроженец о. Кипра (отсюда его прозвище Кыбрыслы, т. е. киприот). Начал служебную деятельность секретарём-драгоманом египетского паши Аббаса, затем занимал административные должности на Кипре, в Палестине, Герцеговине, Сирии. Во время пребывания на посту алеппского вали (губернатора) возбудил недовольство английского консула и по жалобе последнего был смещён и отозван в Стамбул. Инцидент оказался благоприятным для карьеры К., т. к. султан Абдул-Хамид II усмотрел в демарше англичан доказательство преданности К. султанскому трону. В 1881 К. получил должность министра эвкафа (религиозных имуществ), а в 1885, в момент кризиса, возникшего из-за Восточной Румелии, был назначен на пост великого визиря. После этого он ещё три раза занимал этот пост (в 1895-96, в 1908-09 и в 1912-13), а и промежутках - посты вали в различных вилайетах империи.

Во внутренней политике К. был сторонником султанского самодержавия. Незадолго до младотурецкой революции он в целях перестраховки стал поддерживать тайные связи с младотурками, но после 1908 повёл против них борьбу, опираясь на дворцовую клику и на феодально-компрадорскую группировку т. н. "либералов".

Во внешней политике К. на всём протяжении своей деятельности ориентировался на Англию. В Турции даже ходили упорные слухи, что конфликт с английским консулом в Алеппо был инсценировкой, придуманной К. из карьеристских соображений. Действительно, К. пользовался неизменной поддержкой английской дипломатии. Накануне младотурецкой революции, находясь на посту айдынского вали и узнав, что ему грозит арест и ссылка, К. укрылся в здании английского консульства в Измире и был по распоряжению Э. Грея официально принят под покровительство Англии как уроженец Кипра. Приход К. к власти в 1908 встретил открытое одобрение со стороны британской дипломатии. В свою очередь К. руководствовался указаниями англичан во всех важнейших политических вопросах. В частности по совету англичан он согласился (в январе 1913) отдать Болгарии Адрианополь, что послужило толчком к государственному перевороту, произведённому Энвером, и к падению последнего по счёту кабинета К.

По отношению к другим великим державам, в т. ч. к России, К. занимал сдержанную, но в общем уступчивую позицию. Никакой борьбы за самостоятельность Турции он не вёл, всемерно избегал внешних вооружённых конфликтов, а в тех случаях, когда приходил к власти уже во время войны, стремился любым способом добиться мира. Только в период триполитанской войны, в 1912, К. некоторое время затягивал переговоры о мире с Италией; в данном случае он руководствовался больше всего соображениями внутренней политики, ибо, как отмечал тогда русский посол в Константинополе Гирc в своём донесении министерству иностранных дел, К. считал, что заключение мира явится "мазью в колёса младотурок".

КЯХТИНСКИЙ ДОГОВОР 1727

КЯХТИНСКИЙ ДОГОВОР 1727 - о торговле и границах - между Россией и Китаем был подписан в Нерчинске и ратифицирован в Кяхте 21. X. После заключения Нерчинского договора 1689 между Россией и Китаем начали развиваться торговые отношения, но они сопровождались частыми трениями, а иногда вообще прекращались. Много споров возникало и по вопросам о границе, кончавшихся иногда вооружёнными столкновениями. Для разрешения этих вопросов ещё в 1692 в Китай было направлено посольство во главе с Избрандом Идесом; ему удалось добиться только права казённой торговли, но и это право очень часто нарушалось китайцами. Чрезвычайный посланник Петра I Лев Измайлов пробыл в Бэйпине с ноября 1720 по март 1721, свыше десяти раз был принят императором, но получил только охранные грамоты для русских караванов и разрешение на открытие в Бэйпине русской церкви.

12. X 1725 из Москвы в Китай выехало посольство во главе с графом С. В. Рагузинским. Формально ему поручалось известить китайского императора о смерти Петра I и восшествии на престол Екатерины I; основной же его задачей было урегулировать пограничные и торговые вопросы между Россией и Китаем. Посольство Рагузинского пробыло в Бэйпине 6 месяцев. На 48 конференциях с китайскими министрами обсуждалось 20 проектов, вызвавших большие споры. Напр., китайцы упорно требовали установить границу по р. Ангаре. Чтобы вынудить у русских согласие, они использовали угрозы, предлагали взятки и чинили всякие личные неприятности членам посольства. Но Рагузинский твёрдо стоял на своём и на заседании Высшего совета китайского двора заявил, что "Российская империя дружбы богдыхана желает, но и недружбы не очень боится, будучи готова к тому и другому". Китайцы уступили, и 20. VIII 1727 был подписан т. н. Буринский договор, вошедший как составная часть в К. д. Буринский договор регулировал только вопрос о русско-китайской границе, которая была определена по р. Кяхте со стороны России и горой Орогойта со стороны Китая.

К. д., состоящим из 7 статей, были окончательно уточнены и занесены на карту границы, зафиксированные в Буринском договоре. В основу соглашения о границах был положен принцип: "каждый владеет тем, чем владеет теперь".

По К. д. Россия приобрела права не только регулярных торговых сношений с Китаем, но и неофициального постоянного представительства в Бэйпине. Соответствующие полномочия были возложены на русскую духовную миссию (см.), которая до установления прямых дипломатических отношений с Бэйпином играла роль русского посольства в Китае.

Помимо сохранения за русским правительством права посылки казённых караванов в Бэйпин были установлены 3 пункта для пограничной торговли "меньшего купечества": 200 русских купцов получили право один раз в 3 года приезжать в Бэйпин и вести беспошлинную торговлю. Для этого русским купцам разрешалось построить в китайской столице торговые склады, дома для своего посольства и церковь. Договор определял, что русско-китайские дела должны вестись с китайской стороны "китайским трибуналом", а с русской - сенатом. Для переезда из одного государства в другое была введена система особых паспортов.

Таким образом, в отличие от западноевропейских государств Россия уже в самом начале 18 в. регулировала договорами свою торговлю с Китаем.

Предыдущая страница Следующая страница