Наши партнеры

Выгодный сервис для отправки сообщений whatsapp business api от SmsTraffic.

Дипломатический словарь
Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛИ"-"ЛЮН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛИ"-"ЛЮН")

ЛИ -ФУРНЬЕ КОНВЕНЦИЯ 1884

ЛИ -ФУРНЬЕ КОНВЕНЦИЯ 1884 - об Аннаме-между Китаем и Францией подписана в Тяньцзине 11. V со стороны Китая Ли Хун-чжаном (см.) и со стороны Франции офицером французского флота Фурнье.

В 1883 Франция захватила столицу Аннама Хюэ и навязала аннамскому королю кабальный договор (см. Аннамо-французский договор 1884). После этого французское правительство добивалось отказа Китая от сюзеренитета над Аннамом, т. е. по существу требовало признания французского протектората над ним. Ли Хун-чжан готов был согласиться, но влиятельные круги высших китайских чиновников стояли на противоположной позиции и, рассчитывая на европеизированную китайскую армию, готовы были воевать. Император издал эдикт о защите побережья, а китайский посол в Париже маркиз Цзен предупредил, что если французские войска будут продвигаться в Аннаме, то они встретят сопротивление китайских войск. Тем не менее французские войска продолжали продвижение и в феврале 1884 подошли к Лансону (на китайской границе). После этого Ли Хун-чжан начал в Тяньцзине переговоры с Фурнье, в результате которых и была подписана Л.-Ф. к.

Согласно конвенции Франция обязалась уважать границы Китая, а Китай - немедленно эвакуировать свои войска из Тонкина и уважать все договоры, которые Франция заключила или заключит с Аннамом. Таким образом, Китай фактически терял свои права на Аннам, как на вассальное государство; Тонкий оставался sa Францией. Л.-Ф. к. предусматривала также установление свободного сообщения между Китаем и Тонкином, открывая тем самым Юньнань для французской торговли, и обязывала стороны заключить на этой основе специальный договор.

Пекинское правительство затягивало ратификацию Л.-Ф. к., ибо она нарушала выдвинутые им условия: неприкосновенность китайского сюзеренитета над Аннамом и недопущение французской торговли в Юньнани. Несмотря на это, Франция заключила с Аннамом новый договор, превращавший его во французскую колонию, и предприняла дальнейшее продвижение в Тонкине. Китайские войска оказали сопротивление и в бою при Бакле 23. VI 1884 нанесли поражение французскому отряду.

Обвинив Китай в "вероломстве", французское правительство 12. VII 1884 предъявило ему ультиматум: выполнить Л.-Ф. к., уплатить контрибуцию и дать Франции "материальные гарантии" (имелась в виду передача французам фучжоуского арсенала). Ход начавшихся в Шанхае переговоров не удовлетворил французов, и они начали военные действия бомбардировкой Фучжоу на собственно китайской территории. Китайское правительство протестовало, с возмущением указывая в ноте ко всем державам, что "военные действия во время переговоров, без предварительного объявления войны, не имеют прецедента".

19. VIII 1884 французский посол предъявил ещё один ультиматум Китаю. В ответ китайское правительство согласилось ратифицировать Л.-Ф. к., но отказалось платить контрибуцию.

21. VIII 1884 французский посол выехал из Китая, и с этого момента Франция формально находилась в состоянии войны с Китаем.

Ратификация Л.-Ф. к. китайским императором последовала лишь 13. IV 1885, т. е. после заключения перемирия между воюющими сторонами. Дальнейшим развитием Л.-Ф. к. был франко-китайский Тяньцзинский договор 1885 (см.).

ЛИХНОВСКИЙ, КАРЛ МАКС

ЛИХНОВСКИЙ, КАРЛ МАКС (1860-1928), князь - германский дипломат.

После пребывания на различных дипломатических постах (1884-89) Л. с 1889 по 1904 работал советником политического департамента министерства иностранных дел. В 1904 Л. вышел в отставку, но в октябре 1912 вернулся на дипломатическую службу и был назначен послом в Лондон.

Назначение Л. в Лондон привело к временному улучшению англо-германских отношений. Основной целью своей дипломатической деятельности Л. ставил соглашение с Англией. Он вёл с английским правительством переговоры о Багдадской ж. д. и о португальских колониях и парафировал соответствующие англо-германские соглашения. В дни июльского кризиса 1914 Л. надеялся, что Англия не выступит против Германии, и в своих донесениях в Берлин он старался истолковать в благоприятном смысле каждое заявление Грея и Асквита. Когда после возникновения войны Л. вернулся в Германию, он подвергся здесь нападкам и обвинениям в том, что дал себя обмануть Грею. Но и во время войны, основываясь на сказанных ему перед отъездом словах Грея, что Англия не стремится к уничтожению Германии, Л. не терял надежды на возможность скорого заключения мира с Англией.

В 1916 Л. написал записку, в которой резко осуждал прусский милитаризм и внешнюю политику Германии, возлагал на германское правительство ответственность за возникновение мировой войны. Краеугольным камнем внешней политики Германии, по мнению Л., должен был являться союз с Россией, и тогда мир был бы обеспечен "на 1000 лет". Записка Л., опубликованная без его ведома, была переведена на английский язык и использована англичанами для антигерманской пропаганды. В Германии Л. был обвинён в государственной измене; он вынужден был сложить с себя звание посла и был исключён из прусской палаты господ, наследственным членом которой являлся.

14. XI 1918 Л. обратился с воззванием к английскому народу, протестуя против тяжёлых условий перемирия. Л. занимал резко враждебную позицию по отношению к Советской России.

ЛИ ХУН-ЧЖАН

ЛИ ХУН-ЧЖАН (1823-1901)- видный политический деятель и дипломат Китая.

Л. родился в провинции Аньхой, в семье помещика - джентри. Получил классическое китайское образование; в 25 лет стал магистром, а затем доктором наук. Л. был крупным дельцом и стяжателем, не брезгавшим взятками.

Свою политическую карьеру Л. начал в период борьбы манчжурской династии с тайпинским восстанием в качестве одного из организаторов контрреволюционных помещичьих отрядов. В 1861 Л. был назначен командующим войсками провинции Цзянсу, а в 1862 - губернатором этой провинции. Активная роль в подавлении тайпинского и других крестьянских восстаний принесла Л. крупные награды от императорского дома и назначение на пост наместника столичной провинции Чжили (1871); позже Л. был назначен членом цзунли-ямыня (управления по иностранным делам). На этом посту он фактически руководил всей внешней политикой Китая в период активного наступления на Китай иностранных держав. Л. был сторонником частичных уступок державам, считая такую политику наименьшим злом. Одним из первых его актов было заключение с Англией неравноправной Чифуской конвенции 1876, гарантировавшей безопасность европейцам и открывавшей им 4 новых порта.

Принципы своей дипломатии Л. сформулировал в письме к корейскому королю, рекомендуя ему проводить в отношении держав такую же политику, какую проводит он сам: "действие яда лучше всего нейтрализовать ядом же, одних врагов противопоставить другим". Применяя этот принцип, Л. искусно лавировал между державами и использовал их противоречия. Во время русско-китайского т. н. кульджинского конфликта 1880-81 (см. ) Л. умело использовал англо-русские противоречия, добившись ликвидации конфликта. Во время франко-китайской войны 1883-85 Л. прибег к посредничеству Англии и этим путём добился отказа Франции от захваченной ею во время войны Формозы и Пескадорских о-вов, на которые претендовали сами англичане. Подписывая Симоносекский мирный договор 1895 (см.), предусматривавший передачу Японии Ляодунского п-ова, Л. тайно обратился за помощью к России. Её вмешательство совместно с присоединившимися к ней Германией и Францией предотвратило захват Японией Ляодунского п-ова, на уступку которого он шёл, будучи уверен, что Россия не согласится "отдать" полуостров Японии. В 1896 Л. был в России на коронации Николая II и здесь подписал секретный договор, оформивший русско-китайский военный союз, направленный против Японии и предоставлявший России концессию на КВЖД (см.).

Л. был ярым противником антииностранной политики императрицы Цыси.

Объединение всех империалистических держав против Китая для подавления т. н. боксёрского восстания 1900 знаменовало крах политики Л., потерявшего возможность играть на противоречиях держав. Подписанный им в 1901 "Боксёрский протокол" (см.) с 8 державами был последним актом его многолетней дипломатической деятельности.

ЛЛОЙД-ДЖОРДЖ, ДАВИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОБАНОВА-ЯМАГАТА ПРОТОКОЛ 1896

ЛОБАНОВА-ЯМАГАТА ПРОТОКОЛ 1896 - по корейскому вопросу - подписан 9. VI в Москве министром иностранных дел России А. Б. Лобановым-Ростовским и японским представителем на коронации Николая II маркизом Ямагата.

После поражения Китая в войне 1894-95 Япония установила свой контроль над Кореей и чрезвычайно усилилась в Китае. Это вызвало недовольство других держав и особенно России.

В результате давления со стороны России Япония была вынуждена отказаться от части своих исключительных прав в Корее и подписать Л.- Я. п., который дополнял Вебер-Комура меморандум 1896 (см.).

Л.-Я. п. предусматривал совместное русско-японское содействие Корее в получении иностранных займов, если в них возникнет необходимость (ст. 1). За Японией закреплялось управление действующими телеграфными линиями в Корее, а России предоставлялось право установить телеграфное сообщение между Сеулом и русской границей. Корейское правительство получало право выкупить эти линии (ст. 3), "когда оно будет располагать необходимыми для сего средствами".

Л. - Я. п. предусматривал также взаимные консультации и переговоры между Россией и Японией по всем вопросам, которые могут возникнуть в будущем в Корее.

Таким образом, Л.-Я. п. устанавливал лишь временное равновесие в Корее. Япония продолжала "осваивать" эту страну и в 1898 добилась обязательства со стороны царского правительства не препятствовать развитию японо-корейских торговых и промышленных связей (см. ).

ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ, АЛЕКСЕЙ БОРИСОВИЧ

ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ, АЛЕКСЕЙ БОРИСОВИЧ (1824-96), князь - русский дипломат.

Л. вступил на дипломатическую службу в 1844; занимал вначале различные должности в русских миссиях в Берлине и Париже; с 1856 -советник посольства, а в 1859 - 63 - посланник в Турции. В 1863 Л. вышел в отставку и жил во Франции, продолжая близко интересоваться дипломатическими вопросами и выполняя некоторые неофициальные поручения русского правительства.

В 1878 Л. был назначен послом в Константинополь, где ему пришлось ликвидировать целый ряд затруднений, связанных с только что закончившейся русско-турецкой войной. В противоположность А. М. Горчакову Л. считал, что если Россия должна идти на те или иные уступки, то лучше делать их не державам, противодействовавшим России, а непосредственно самой Турции, чтобы не раздражать её и не толкать слишком суровыми условиями в сторону Англии и Австро-Венгрии. Л. удалось в короткий срок установить тесные связи с Портой и добиться подписания Константинопольского мирного договора 1879 (см.), подтвердившего все статьи Сан-Стефанского договора, не отменённые Берлинским трактатом.

В 1879-82 Л. - посол в Лондоне, а с 1882 - посол в Вене, где он пробыл около 13 лет. В эти годы Л. являлся одним из самых влиятельных русских послов, к его мнению внимательно прислушивались в Петербурге. В январе 1895 Л. был перемещён в Берлин, но пробыл на этом посту менее 2 месяцев, т. к. после смерти Н. К. Гирса был назначен на пост министра иностранных дел.

Назначение Л. совпало с окончанием японо-китайской войны и заключением Симоносекского мирного договора 1895 (см.). Л. являлся сторонником перенесения центра тяжести русской внешней политики на Дальний Восток. Он развил энергичную деятельность с целью заставить Японию смягчить условия мирного договора. Так как Англия отказалась вмешиваться в японо-китайские дела, а позиция Франции и Германии была ещё неясной, то Л. выдвинул сначала мысль об установлении контакта с Японией в китайских делах и предложил передать России, в виде компенсации за японские завоевания, незамерзающий порт на Тихом океане (порт Лазарева в Корее) и часть Северной Манчжурии. Этот план встретил одобрение Николая II. Но, получив согласие Франции и Германии на совместный демарш по поводу Симоносекского мира, Л. отказался от этого плана и предпочёл вытеснить Японию с азиатского материка. 23. IV 1895 русский представитель в Токио (одновременно с французским и германским) потребовал от Японии отказа от Ляодунского п-ова. Япония вынуждена была уступить. Изменение Симоносекского договора явилось успехом русской дипломатии, в частности политики Л. Ближайшим результатом этой политики было подписание в Москве 3. VI 1896 Л. и Витте с одной стороны и Ли Хун-чжаном-с другой секретного русско-китайского договора (см.) о союзе и о строительстве КВЖД. Ещё несколько дней спустя, 9. VI 1896, был подписан договор с Японией о совместном протекторате над Кореей (см. ), что фактически лишало японское правительство преимущественного положения в Корее, достигнутого им после войны 1894-95. Дипломатический успех Л. вызвал в конечном счёте обострение русско-японских отношений.

Л. принимал близкое участие в издании русских архивных исторических материалов и документов 18-19 вв. ("Собрание писем кн. Безбородко к графу Н. И. Панину" и др.).

ЛОДЖ, ГЕНРИ КАБОТ

ЛОДЖ, ГЕНРИ КАБОТ (1850-1924) - американский политический деятель, автор многих работ по истории США, редактор ряда журналов, с 1887 - член палаты представителей конгресса США, а с 1893 и до конца своей жизни - сенатор.

С 1900 Л. был на протяжении четверти века одним из лидеров республиканской партии, игравшим большую роль во внешней политике США. Он выполнял непосредственно некоторые важные дипломатические поручения. Так, в 1903 он был членом комиссии по урегулированию вопроса о границах Аляски, в 1905 ездил от имени президента Теодора Рузвельта (см.) со специальной миссией в Англию. Личный друг Т. Рузвельта, Л. полностью поддерживал политику империалистической экспансии США. Он одобрял захват Филиппинских о-вов, поощрял дипломатические интриги в Панаме (см. Бюно-Варилья), а в начале 1916 выступил в сенате с призывом к вооружённой интервенции в Мексике.

В период первой мировой войны Л. высказывался с самого начала за поддержку Антанты и всячески поддерживал военные мероприятия президента Вильсона (см.) после объявления США войны Германии. Ко времени мирных переговоров, благодаря победе республиканской партии на выборах 1918, Л. стал лидером большинства в конгрессе и председателем сенатской комиссии по иностранным делам. Когда американская делегация во главе с Вильсоном отправилась на Парижскую мирную конференцию, Л. установил непосредственный контакт с Клемансо и Бальфуром, указывая им на то, что Вильсон не имеет поддержки конгресса США. После конференции Л. возглавил кампанию за отклонение сенатом Версальского договора. Он выступил против договора не прямо, а предпочёл рекомендовать его ратификацию со многими добавлениями и оговорками (в частности, по поводу Лиги наций), с которыми Вильсон не соглашался. В марте 1920 Л. добился отклонения Версальского договора сенатом, чем подготовил почву для провала партии Вильсона и победы республиканцев на президентских выборах в ноябре того же года.

При президенте Гардинге Л. пользовался не меньшим влиянием в вопросах внешней политики, чем при Т. Рузвельте. В 1921-22 он был делегатом США на Вашингтонской конференции.

ЛОЗАННСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОЗАННСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1912

ЛОЗАННСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1912 - между Италией и Оттоманской империей (Турцией), подписан 18. X, завершил т. н. триполитанскую войну 1911-12 между этими странами.

Триполитанский вопрос давно уже служил предметом дипломатического торга между великими державами. В последней четверти 19 в. и в начале 20 в. Италии удалось добиться того, что державы признали её претензии на Триполитанию (см. Тройственный союз. Англо-французское соглашение 1904 и Раккониджи соглашение). Всё же Италия не была уверена в своих силах и медлила с выступлением против Турции. Только в 1911, в связи с агадирским инцидентом, который привлёк внимание великих держав к марокканскому вопросу и в то же время показал, что экспансионистские стремления Германии распространяются и на Северную Африку, итальянское правительство решило действовать. 28. IX 1911 Италия предъявила Турции ультиматум с требованием дать согласие на оккупацию Триполитании итальянскими войсками на том основании, что "Триполитания находится в состоянии беспорядка и заброшенности", которых Италия не может терпеть "вследствие незначительности расстояния, отделяющего эту территорию от побережья Италии". Срок ультиматума был определён в 24 часа. До истечения этого срока турецкое правительство ответило чрезвычайно примирительной нотой, явно обнаружившей стремление разрешить вопрос дипломатическим путём. Несмотря на это, 29. IX 1911 Италия объявила Турции войну. Турция обратилась с протестом к великим державам, но все они посоветовали ей принять итальянские требования. Итальянское правительство, не дожидаясь исхода военных действий, опубликовало 5. XI 1911 декрет об аннексии Триполи и Киренаики. Турецкий протест, заявленный по этому поводу державам, остался без ответа. Турцию не поддержали ни Антанта, ни австро-германский блок. Италия вела, по выражению В. И. Ленина, "типичную колониальную войну "цивилизованного" государства XX века".

Успехи итальянских войск в Триполитании были весьма скромны. Но усиливающийся внутренний кризис в Турции, а также угроза новой войны на Балканах заставили турецкое правительство добиваться скорейшего окончания войны с Италией, хотя бы ценой утраты Триполитании.

В свою очередь Италия, надеясь выступить в качестве арбитра на Балканах, спешила закончить войну. Мирные переговоры завершились 15. X 1912 подписанием в Лозанне секретного прелиминарного договора, согласно которому султан опубликовал особый фирман к населению Триполи и Киренаики, где заявлял, что дарует ему полную автономию.

Л.м.д., подписанный на базе прелиминарного мирного договора, устанавливал лишь прекращение военных действий между сторонами и обязательство Турции вывести свои военные силы из Триполи и Киренаики (ст. 1). Под давлением великих держав Италия в свою очередь обязалась эвакуировать оккупированные ею в 1912 Додеканезские о-ва немедленно после турецкой эвакуации (ст. 2). Однако Италия не выполнила этого обязательства, сохранив своё господство на островах до конца второй мировой войны. В ст. 8 Италия заявляла о своей готовности оказать Турции полную поддержку в вопросе об отмене капитуляционного режима.

Л. м. д. и предшествовавший ему прелиминарный мирный договор формально устанавливали нечто вроде кондоминиума Италии и Турции над Триполи и Киренаикой. Фактически же эти области превращались в итальянскую колонию, вскоре названную итальянцами Ливией. Л. м. д. сохранил юридическую силу до подписания Лозаннского договора 1923, по которому Турция окончательно отказалась от всех своих прав и привилегий в Ливии.

ЛОЗАННСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1923

ЛОЗАННСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1923 - см. Лозаннская конференция.

ЛОКАРНСКИЕ ДОГОВОРЫ 1925

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОНДОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1914

ЛОНДОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1914 -России, Франции и Англии о незаключении сепаратного мира с Германией и её союзниками; опубликована 5. IX.

7. VIII 1914 русский министр иностранных дел Сазонов обратился к правительству Франции с предложением побудить английское правительство подписать соглашение о незаключении сепаратного мира. "Не найдёт ли французский министр иностранных дел возможность, - писал Сазонов, - в силу более тесных отношений Франции и Англии побудить последнюю присоединиться к Франции и России, чтобы, как это предвидится нашим союзным договором с Францией, когда наступит время заключения мира, переговоры касательно такового велись не иначе, как совместно и по взаимному соглашению между Россией, Францией и Англией".

В начале сентября стал проясняться стратегический замысел Германии, стремившейся разбить союзников поодиночке. Французским и английским войскам был нанесён ряд поражений (у Сен-Кантена, Гиз и Ле-Като). Сдача Парижа немцам, как писал русский посол в Англии Бенкендорф, казалась в те дни неизбежной. Это ускорило ход переговоров, и 2. IX в Петрограде был получен положительный ответ на русское предложение.

Согласно Л. д. союзники обязались "не заключать мира в течение настоящей войны и не ставить мирных условий без предварительного соглашения с каждым из других союзников".

19. X к Л. д. присоединилась Япония, а 21. XI 1915 - Италия.

ЛОНДОНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1840

ЛОНДОНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1840 - об оказании турецкому султану поддержки против египетского паши Мухаммеда Али (см.)-заключена 15. VII Англией, Россией, Австрией и Пруссией с одной стороны и Турцией - с другой.

В связи с египетским кризисом 1839-41 (см.) в Лондоне весной 1840 была созвана конференция европейских великих держав и Турции. Стремясь ослабить влияние Франции на Ближнем Востоке и политически изолировать её, но в то же время не допустить сепаратных действий России на основе Ункяр-Искелесийского договора (см.), министр иностранных дел Англии Пальмерстон добивался такого соглашения, которое нанесло бы дипломатический удар Франции и связало бы Россию. В основном Пальмерстон достиг успеха: Л. к. была подписана без Франции и тем самым была направлена против неё. Вместе с тем конвенция предусматривала коллективное выступление держав против Мухаммеда Али, что исключало сепаратные действия России, а введённая в конвенцию оговорка о режиме проливов уже и формально аннулировала Ункяр-Искелесийский договор.

19. VIII 1840 державы, подписавшие Л. к., потребовали от Мухаммеда Али принятия её условий (возвращения султану всех его владений, за исключением Египта и Палестины). Мухаммед Али отклонил их, заявляя, что он решил "отстоять саблею то, что было саблею добыто". Франция, подстрекавшая Мухаммеда Али к сопротивлению, не решилась на активные действия и оставила египетского пашу фактически без всякой поддержки. 10. IX 1840 Англия и Австрия совместно с Турцией открыли военные действия против Египта, приведшие к капитуляции Мухаммеда Али.

Режим проливов был затем уточнён Лондонской конвенцией 1841 (см.), подписанной уже с участием Франции.

ЛОНДОНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1861

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОНДОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1884

ЛОНДОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1884 - по вопросу о финансовом положении Египта - происходила 28. VI - 2. VIII. В конференции участвовали Англия, Франция, Россия, Германия, Италия и Австро-Венгрия, присутствовал также министр иностранных дел Египта. Причиной созыва конференции послужили финансовые трудности, испытывавшиеся англичанами в оккупированном ими Египте, казначейство которого продолжало оставаться под международным контролем. Ссылаясь на тяжёлое положение египетских налогоплательщиков, на кризисное состояние феллахского хозяйства (хотя всё это было вызвано главным образом оккупацией страны английскими войсками), английское правительство предложило на конференции произвести конверсию Египетского долга, снизив процентную ставку по нему на 0,5%, и разрешить Египту получение нового займа в 8 млн. ф. ст. у английских кредиторов. Принятие этого последнего предложения привело бы к замене международного финансового контроля над Египтом контролем англичан.

Представители других держав не поддержали английские предложения, и Л. к. закончилась безрезультатно. Дипломатические переговоры, однако, продолжались и завершились подписанием компромиссной Лондонской конвенции 1885 (см. Египетский государственный долг).

ЛОНДОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1921

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОНДОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1930

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОНДОНСКИЕ КОНВЕНЦИИ 1933

ЛОНДОНСКИЕ КОНВЕНЦИИ 1933 - об определении агрессии - заключены 3, 4 и 5. VII по инициативе Советского Союза. Они явились новым звеном в цепи мероприятий Советского правительства, направленных к укреплению мира и безопасности во всём мире.

В основу определения агрессии в Л. к. было положено определение, предложенное советской делегацией ещё 6. II 1933 в Генеральной комиссии по разоружению и принятое 24. V 1933 Комитетом по вопросам безопасности на конференции но сокращению и ограничению вооружений, созванной Лигой наций.

Л. к. от 3. VII подписали представители СССР, Эстонии, Латвии, Польши, Румынии, Турции, Ирана и Афганистана (в 1934 к этой конвенции присоединилась Финляндия); Л. к. от 4. VII подписали представители СССР, Чехословакии, Югославии, Турции и Румынии; Л. к. от 5. VII - представители СССР и Литвы. Участие Турции и Румынии в двух конвенциях идентичного содержания объясняется желанием стран, входивших в состав Балканской Антанты и Малой Антанты, подписать конвенцию в качестве единого комплекса государств.

Все три Л. к. имели одинаковое содержание. В них предусматривалось, что нападающим в международном конфликте будет признано государство, которое первое совершит одно из следующих действий: 1) объявит войну другому государству; 2) вторгнется своими вооружёнными силами, хотя бы без объявления войны, на территорию другого государства; 3) нападёт своими сухопутными, морскими или воздушными силами, хотя бы без объявления войны, на территорию, на суда или на воздушные суда другого государства; 4) подвергнет морской блокаде берега или порты другого государства; 5) окажет поддержку вооружённым бандам, которые, сформировавшись на его территории, вторгнутся на территорию другого государства, или откажется, несмотря на требование государства, подвергшегося вторжению, принять на своей собственной территории все зависящие от него меры для лишения названных банд всякой помощи или покровительства.

Никакое соображение политического, военного, экономического или иного порядка не может служить извинением или оправданием агрессии. В приложении к Л. к. даётся примерное перечисление тех обстоятельств, на которые возможна была бы ссылка с целью оправдания агрессии, причём указывается, что все эти обстоятельства не могут служить поводом к применению агрессивных действий.

Конвенция об определении агрессии могла стать серьёзным средством поддержания мира. Однако правительства Англии и Франции, уже тогда проводившие политику поощрения агрессоров, отказались подписать Л.к.

ЛОНДОНСКИЕ КОНВЕНЦИИ О ПРОЛИВАХ

ЛОНДОНСКИЕ КОНВЕНЦИИ О ПРОЛИВАХ - 1) Л. к. 1841 - первая многосторонняя конвенция, установившая международную регламентацию режима проливов (см.); подписана 13. VII Россией, Англией, Францией, Австрией, Пруссией и Турцией. Л. к. 1841 подтвердила фиксированное впервые в англо-турецком договоре 1809 (см.) и затем в Лондонской конвенции 1840 (см.) т. н. "древнее правило" Оттоманской империи, согласно которому проливы Босфор и Дарданеллы объявлялись в мирное время закрытыми для прохода военных кораблей всех держав; за султаном сохранялось право выдавать разрешения на проход лёгких военных судов, состоящих в распоряжении посольств дружественных держав; о положении во время войны ничего не говорилось. Таким образом, Россия теряла преимущественное положение в проливах, созданное Ункяр-Искелесийским договором (см.), а Англия осуществляла своё давнишнее стремление, направленное к тому, чтобы, по выражению Пальмерстона, "погрузить Ункяр-Искелесийский договор в какой-либо общий договор такого же рода". Во время заключения Л. к. 1841 Николай I полностью одобрял её, считая установленный ею режим проливов выгодным для России. Крымская война доказала ошибочность этой точки зрения царской дипломатии.

2) Л. к. 1871 (официальное название: "Договор об изменении некоторых статей Парижского трактата 1856 г.") - заключена 13. III Россией, Турцией, Германией, Австро-Венгрией, Англией, Италией и Францией в результате работ конференции указанных держав, созванной в связи с Горчакова циркуляром 1870 (см.).

Ст. 1 Л. к. отменила XI, XIII и XIV ст. Парижского договора, ограничивавшие суверенитет России на Чёрном море, а также приложенную к Парижскому договору отдельную русско-турецкую конвенцию. Таким образом, России и Турции разрешалось держать на Чёрном море неограниченное количество своих военных кораблей. "Нейтрализация" Чёрного моря ликвидировалась, и суверенные права России на Чёрном море были полностью восстановлены.

По настоянию западных держав, главным образом Англии, в Л. к. были включены постановления, заострённые против России, подчёркивавшие стремление этих держав не допускать дальнейших изменений Парижского трактата. Так, напр., Л. к. подтверждала действительность всех статей Парижского трактата, кроме отменённых XI, XIII и XIV, и устанавливала, "что ни одна держава не может ни отступить от трактата, ни изменить его постановлений без предварительного соглашения с другими договаривающимися державами" (ст. 8). Кроме того, оставляя в силе принцип закрытия проливов для всех иностранных военных кораблей, установленный Лондонской конвенцией 1841 и Парижским трактатом, Л. к. внесла в него дополнение, направленное непосредственно против России: султану предоставлялось право "открывать проливы в мирное время для военных судов дружественных и союзных держав, в случае если Высокая Порта будет считать это нужным, дабы обеспечить исполнение постановлений Парижского трактата 1856 г." (ст. 2). Однако эти постановления Л. к. имели по существу лишь демонстративное значение, отражая намерение Англии и других западных держав представить объявленную Горчаковым отмену "нейтрализации" Чёрного моря не как самостоятельный акт России, а как совместное решение участников Парижского трактата.

В целом Л. к. закрепляла большой успех русской дипломатии, умело использовавшей международную обстановку для восстановления суверенитета России на Чёрном море. Всё же режим проливов, установленный Л. к., по-прежнему нарушал интересы России, закрывая русским военным кораблям единственный путь, связывающий Чёрное и Средиземною моря.

ЛОНДОНСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПАЛЕСТИНСКОМУ ВОПРОСУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОНДОНСКИЙ ДОГОВОР 1824

ЛОНДОНСКИЙ ДОГОВОР 1824 - см. Англо-голландские соглашения.

ЛОНДОНСКИЙ ДОГОВОР 1854

ЛОНДОНСКИЙ ДОГОВОР 1854 - между Англией, Францией и Турцией об оборонительном и наступательном союзе против России; подписан 10. IV, т. е. после того, как Англия и Франция объявили войну России (в конце марта). Л. д. дополнил и расширил Константинопольский союзный договор (см.), подписанный этими державами 12. III, ещё до объявления войны России.

В Л. д. лживо указывалось, что западные державы, приглашённые султаном к защите против нападения, угрожающего его независимости, и убеждённые в необходимости существования Турции в её настоящих границах для сохранения европейского равновесия, приняли это приглашение и потому обязались для защиты турецких владений отправить достаточное количество сухопутных войск как на европейский, так и на азиатский театр военных действий. Л. д. предусматривал, что три союзных правительства будут сообща вести военные операции против России и немедленно извещать друг друга о каждом дошедшем до них предложении русского правительства относительно перемирия или мира, причём Порта обязывалась не начинать никаких важных предприятий и не входить ни в какие переговоры с русским правительством без согласия и уведомления своих союзников.

Под предлогом "защиты" Турции Л. д. в действительности был призван обеспечить интересы агрессивной политики Англии и Франции. Обязательства, возложенные на Турцию, связали её свободу и не позволили ей выйти из войны, хотя влиятельные турецкие круги после очищения Дунайских княжеств русскими войсками были расположены к миру с Россией.

ЛОНДОНСКИЙ ДОГОВОР 1915

ЛОНДОНСКИЙ ДОГОВОР 1915 (секретный) - между Англией, Россией и Францией с одной стороны и Италией- с другой; подписан 26. IV. Определил условия вступления Италии в первую мировую войну на стороне Антанты.

Италия, входившая в Тройственный союз, уклонилась в начале первой мировой войны от выполнения своих союзнических обязательств, ссылаясь на то, что условия возникновения войны не создают casus foederis. 3. VIII 1914 правительство Саландры опубликовало декларацию о нейтралитете Италии, но в то же время завязало секретные переговоры со странами Антанты о возможном вступлении Италии в войну на их стороне в обмен на территориальные компенсации. Параллельно Италия вела переговоры и со странами центрального блока. Окончательный выбор Италия сделала после того, как Англия и Франция, а под их нажимом и Россия согласились удовлетворить её обширные претензии. В результате и был заключён тайный Л. д.

Согласно Л. д. Италия обязалась вступить в войну на стороне союзников (ст. 2), с которыми немедленно должны были быть заключены военная и морская конвенции, предусматривающие размеры военной помощи на суше и на море, предоставляемой ими Италии (ст. 1 и 3). В качестве компенсации Италии был обещан по будущему мирному договору ряд территорий, в т. ч. Трентино, Тироль до Бреннера, Горица, Градиска, Триест и вся Истрия до залива Кварнеро (Корнаро), включая острова в этом заливе (ст. 4), Далмация (ст. 5), Валона с о-вом Сасено (ст. 6), Додеканезские о-ва (ст. 8). Северную и южную части Албании предполагалось разделить между Черногорией, Сербией и Грецией, а из центральной её части с г. Дураццо (Дуррес) создать автономное нейтральное государство под протекторатом Италии (ст. 7). Союзники согласились в случае полного или частичного раздела между ними Азиатской Турции предоставить Италии равноценную часть в средиземноморских областях, смежных с провинцией Анталья (ст. 9), а также признали в принципе право Италии (в случае если Франция и Англия увеличат свои владения в Африке за счёт германских колоний) требовать равноценных компенсаций за счёт английских и французских колоний, граничащих с Эритреей, Ливией и Итальянским Сомали (ст. 13). Английское правительство обязалось немедленно предоставить Италии заём в 50 млн. ф. ст. (ст. 14).

Одновременно с договором была подписана секретная декларация, в которой правительства Италии, Франции, Англии и России взаимно обязались не заключать сепаратного мира.

4. V 1915 итальянский посол в Вене Аварна вручил австрийскому министру иностранных дел графу Берхтольду ноту, содержавшую декларацию о выходе Италии из Тройственного союза. Усилия Бюлова, находившегося с чрезвычайной миссией в Риме, предотвратить в последний момент выступление Италии на стороне союзников не увенчались успехом. 23. V 1915 Италия объявила войну Австро-Венгрии, а день спустя разорвала дипломатические отношения с Германией (24. V 1915), оставаясь формально в мире с нею до 28. VIII 1916.

После окончания войны, на Парижской мирной конференции 1919, Италия настаивала на полном соблюдении территориальных условий Л. д., но в результате сложившегося соотношения сил союзники отклонили многие её претензии (см. Версальский, Сен-Жерменский и Севрский мирные договоры).

ЛОНДОНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1913

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОНДОНСКИЙ ПРОТОКОЛ 1877

ЛОНДОНСКИЙ ПРОТОКОЛ 1877 -подписан 31. III представителями России, Англии, Франции, Австрии и Германии.

После провала Константинопольской конференции 1876 по балканскому вопросу русско-турецкие отношения резко ухудшились. Дело явно шло к войне. Всё же русское правительство решило предпринять ещё одну попытку заставить Турцию пойти на уступки великим державам. С этой целью в феврале 1877 был послан со специальной миссией к европейским правительствам Н. П. Игнатьев (см.). Ему было поручено склонить державы к подписанию протокола, в котором были бы подтверждены постановления, выработанные в Константинополе.

Австрия безоговорочно присоединилась к предложенному Россией проекту протокола. Бисмарк также одобрил предложение России, но заявил, что считает дипломатическое воздействие на Турцию совершенно не эффективным. Он подталкивал Россию к войне, рассчитывая использовать её занятость на Востоке, для того чтобы получить свободу действий на Западе по отношению к Франции.

Во Франции Игнатьев вёл переговоры с министром иностранных дел Деказом. Последний внёс ряд поправок к проекту, т. к. нашёл его слишком резким. Франция больше других держав была заинтересована в предотвращении русско-турецкой войны, т.к. боялась, что отвлечение внимания России и Англии на Ближний Восток позволит Германии разгромить её.

В Англии переговоры велись с премьером Биконсфильдом и министром иностранных дел Дерби. Английский кабинет поставил принятие протокола в зависимость от демобилизации русской армии. На заседании английского Совета министров было решено, что соглашение о демобилизации должно предшествовать подписанию протокола. Игнатьев предложил снять с обсуждения в Лондоне вопрос о демобилизации русской и турецкой армий. Он заявил, что Россия готова вести переговоры о демобилизации непосредственно с Турцией. Биконсфильд сообщил, что без демобилизации русской армии Англия не подпишет протокола. В конце концов был принят компромисс, предложенный Австрией: после подписания протокола Россия должна была декларировать, что она немедленно приступит к демобилизации армии, "как только явится уверенность в том, что турецкое правительство подчинится советам Европы".

31. III 1877 Л. п., подтверждающий решения Константинопольской конференции, был подписан. К нему были приложены две декларации держав, подписавших протокол. Первая декларация говорила о том, что если Турция переведёт свои войска на мирное положение и приступит к реформам, то Россия начнёт переговоры о разоружении. Во второй декларации державы заявляли, что если соглашение о взаимном разоружении не будет достигнуто, то Л. п. будет считаться лишённым силы.

12. IV 1877 Турция отклонила Л. п. 25. IV началась русско-турецкая война.

ЛОНДОНСКОЕ СЕКРЕТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1887

ЛОНДОНСКОЕ СЕКРЕТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1887 - см. Средиземноморская Антанта.

ЛОНДОНСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1948

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОНДОНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1906

ЛОНДОНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1906 - между Англией, Францией и Италией о "сотрудничестве" в Эфиопии подписано 13. XII.

Л. с. фактически означало раздел Эфиопии на сферы влияния. Каждая из договаривающихся сторон обязалась не вмешиваться во внутренние дела Эфиопии и не получать каких-либо концессий, торговых или промышленных привилегий без согласования с двумя другими договаривающимися сторонами (ст. 2 и 3). В случае нарушения статус кво определялись сферы интересов каждой из трёх держав. Сфера английских интересов охватывала северо-западную и западную части Эфиопии, включающие реки Нильского бассейна (от которых зависит водный режим Нила); сфера итальянских интересов охватывала Северную Эфиопию и территорию западнее Аддис-Абебы, связывающую Эритрею с Итальянским Сомали; сфера французских интересов охватывала области, прилегающие к Французскому Сомали, и зону, необходимую для сооружения ж. д. Джибути - Аддис-Абеба (ст. 4). Дальнейшее железнодорожное строительство в Эфиопии одной из трёх держав не могло производиться без предварительного согласия двух других, причём Англии предоставлялось право строить железные дороги в сфере её интересов, а Италии-связать ж.-д. путём Бенадир с Эритреей западнее Аддис-Абебы.

Л. с, подписанное без участия Эфиопии, не было санкционировано ею. Тем не менее оно являлось основным документом, регулировавшим отношения империалистических держав в Эфиопии вплоть до захвата Эфиопии Италией в 1936.

ЛОНДОНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1936

ЛОНДОНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1936 - о морских вооружениях - было заключено между США, Британской империей и Францией 26. III. В декабре 1936 истекал срок действия Вашингтонского морского договора 1922 (см. Вашингтонская конференция) и Лондонского морского соглашения 1930 (см. Лондонская конференция 1930). В связи с этим Великобритания, встревоженная быстрым морским строительством Италии и Японии, проявила инициативу в созыве международной конференции для заключения нового договора. Конференция открылась 9. XII 1935 в Лондоне. На ней были представлены державы - участницы Вашингтонского соглашения: страны Британской империи, США, Франция, Италия и Япония. С самого начала переговоров выявились резкие разногласия между Британской империей, требовавшей сохранения соотношения флотов, установленного в 1930, и Японией, настаивавшей на предоставлении ей равенства с Британской империей и США. Представители Франции и США поддержали англичан. Требования Японии были отклонены, и 15. I 1936 японская делегация покинула конференцию. После этого дискуссия сосредоточилась главным образом вокруг вопроса о качественном ограничении морских вооружений. В результате последовавших переговоров уполномоченные Британской империи, США и Франции подписали Л. с. Италия отказалась присоединиться к соглашению в знак протеста против санкций, применявшихся против неё Лигой наций во время итало-абиссинской войны.

Л. с. устанавливало лимиты тоннажа военных судов и морского вооружения. Так, для линкоров устанавливалось водоизмещение не свыше 35 тыс. m с калибром орудий не более 14 дюймов (ст. 4). Соглашение предусматривало ограничение подводной войны против торговых судов, на которых запрещалась установка вооружения (ст. 9). Заложенные корабли, не соответствующие установленному стандарту, могли быть использованы исключительно в качестве мишеней или для других учебных или экспериментальных целей (ст. 10). Запрещалась передача военных кораблей какой-либо державы флоту другой державы, в каком бы виде эта передача ни производилась (ст. 22). В случае гибели военного судна разрешалась его замена кораблём такого же класса. Большой раздел Л. с. был посвящен обмену информацией о военно-морских вооружениях между державами- участницами соглашения.

Л. с. было заключено сроком на 6 лет. После его подписания Англия приложила много усилий, чтобы привлечь к участию в соглашении другие морские державы и тем самым хотя бы на некоторое время сохранить своё морское превосходство. Она обратилась в частности к Советскому Союзу с соответствующим предложением. Советский Союз, последовательно проводивший политику мира и сам неоднократно поднимавший вопрос о разоружении и об ограничении вооружений, считал, что при условии выполнения всеми державами взятых на себя обязательств, можно ограничить гонку вооружений, неизбежно ведущую к войне. Исходя из этого, правительство Советского Союза согласилось вступить в переговоры по этому вопросу. Переговоры закончились подписанием 17. VII 1937 англо-советского морского соглашения (см.), воспроизводившего в основном Л. с.

Заключение Л. с. не приостановило гонки морских вооружений в империалистических странах. Италия и Япония отказались примкнуть к Л. с. Германия систематически нарушала обязательства, принятые ею на себя по англо-германскому соглашению 1935 (см.). Всё это привело к обострению морского соперничества империалистических держав, особенно усилившегося в последние годы перед второй мировой войной.

ЛОУРЕНС, ТОМАС ЭДУАРД

ЛОУРЕНС, ТОМАС ЭДУАРД (1888-1935)- известный английский разведчик.

Окончил Оксфордский университет, занимался археологией. В 1912-14, будучи участником археологических экспедиций, вёл разведывательную работу в Сирии и Палестине. В 1914-16 - офицер арабского бюро "Интеллидженс сервис" в Каире. В 1916 выехал в Аравию.

Стремясь обеспечить участие арабов в первой мировой войне на стороне Англии, Л. добился неограниченного влияния на эмира файсала (см.), при котором состоял советником.

После опубликования Советским правительством англо-французского секретного Сайкс-Пико соглашения 1916 (см.) о разделе Оттоманской империи, находившегося в вопиющем противоречии с английскими посулами арабам, Л., не брезгая заведомой ложью, приложил все усилия, чтобы нейтрализовать возмущение арабов и сохранить за Англией их военную помощь. В декабре 1918 был посредником в переговорах Файсала с Форейн-оффис и с лидером сионистской организации Вейцманом (см.). С января 1919 Л. находился в Париже в качестве официального политического советника арабской делегации на мирной конференции.

С 1920 по 1922 Л. занимал пост советника по арабским делам при министре колоний Уинстоне Черчилле.

С 1922 по 1929 Л. находился в Индии, на границе с Афганистаном, в качестве "рядового авиации" (под именами Росс и Шоу). В 1929 он принял участие в организации реакционного мятежа в Афганистане против эмира Амануллы (см.). С 1929 по 1935 Л. находился в Англии, где погиб при автомобильной катастрофе.

ЛХАССКИЙ ДОГОВОР 1904

ЛХАССКИЙ ДОГОВОР 1904 - между Англией и Тибетом (т. н. конвенция Янгхесбенда) подписан 7. IX в Лхассе со стороны Англии Янгхесбендом и со стороны Тибета - Ти-Римбоче, заместителем Далай-ламы по светским делам.

На рубеже 19 и 20 вв. Англия усилила нажим на Тибет, стремясь установить над ним свой протекторат (см. ). Британское правительство старалось не допустить усиления связей между Тибетом и Россией, в сторону которой решительно склонялся правитель Тибета - Далай-лама XIII (см.).

В 1904, воспользовавшись тем, что Россия была занята войной с Японией, Англия начала военные действия и 3. VIII 1904 заняла Лхассу. После этого англичане собрали в Лхассе оставшихся министров и важнейших лам, создали из них "временное правительство" Тибета и заставили его подписать Л. д.

Л. д. предусматривал открытие Тибетом трёх пограничных рынков для английской торговли и устанавливал выгодный для Англии таможенный тариф; на Тибет налагалась контрибуция в сумме 12,5 млн. лин. До выплаты этой контрибуции и открытия рынков часть тибетской территории (долина Чумби) подлежала английской оккупации. Без согласия Англии Тибету воспрещалось уступать какой-либо иностранной державе часть своей территории или позволять вмешательство в свои внутренние дела. Фактически Л. д. означал установление британского протектората над входившим в состав Китая Тибетом.

ЛЮНЕВИЛЬСКИИ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1801

ЛЮНЕВИЛЬСКИИ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1801 - между Францией и Австрией; был подписан 9. II Жозефом Бонапартом и Кобенцлем.

Подписанию Л. м. д. предшествовал разрыв отношений между Россией и Австрией и разгром австрийской армии французами в битвах при Маренго (14. VI 1800) и Гогенлиндене (2. XII 1800). Австро-французские переговоры были начаты ещё в октябре 1800 в Париже Кобенцлем с одной стороны и Наполеоном Бонапартом и Талейраном - с другой, а затем продолжались в Люневиле тем же Кобенцлем и Жозефом Бонапартом, действовавшим под диктовку Наполеона. Сперва Кобенцль затягивал переговоры, рассчитывая, что Наполеон тем временем потерпит поражение. Но в ноябре 1800 закончилось перемирие, заключённое после битвы при Маренго, военные действия возобновились и привели к разгрому австрийцев при Гогенлиндене и к новому перемирию. Теперь Кобенцль стал ускорять ход переговоров, а Наполеон, наоборот, дал Жозефу указания не спешить с подписанием мирного договора. Всё же, после того как Кобенцль согласился на сепаратный мир без участия Англии и на подтверждение условий Кампоформийского мирного договора 1797 (см.), переговоры закончились подписанием Л. м. д.

По своему содержанию Л. м. д. явился ухудшенным (для Австрии) изданием Кампоформийского договора. Священная Римская империя совершенно вытеснялась с левого берега Рейна, и эта территория полностью переходила к Франции, которая, кроме того, приобретала нидерландские владения Австрии (Бельгию) и Люксембург. Австрия признавала вассальные по отношению к Франции республики - Гельветическую (Швейцария), Батавскую (Голландия), Лигурийскую (район Генуи) и Цизальпинскую (Ломбардия). Пьемонт оставался под французской оккупацией. Австрия сохраняла за собой Истрию, Далмацию и Венецию с областью до реки Эч, земли на правом берегу которой Австрия уступала Цизальпинской республике. Великое герцогство Тосканское преобразовывалось в королевство Этрурию.

Заключение Л. м. д. означало конец второй антифранцузской коалиции и послужило прологом к серии мирных договоров между Францией и её противниками, завершившихся Амьенским мирным договором 1802 (см.).

Предыдущая страница Следующая страница