Дипломатический словарь
Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕН"-"МЮР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕН"-"МЮР")

МЕНЕЛИК II, САХАЛА МАРИАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕНЕМЕНДЖИОГЛУ, НУМАН РИФАТ

МЕНЕМЕНДЖИОГЛУ, НУМАН РИФАТ (р. 1892) - турецкий дипломат.

М. - сын видного султанского сановника. По окончании юридического факультета в Лозанне М. в 1914 поступил на дипломатическую службу. В течение всей первой мировой войны и в период последовавших за ней революционных событий в Турции М. пробыл на различных должностях в турецких посольствах и миссиях за границей. Только в 1928 он возвратился в Анкару, получив ранг посланника I класса, и был оставлен для работы в министерстве иностранных дел. В 1933 он был назначен на пост генерального секретаря министерства иностранных дел в ранге посла, а с 1942 по 1944 был министром иностранных дел. С 1944 М. - посол в Париже.

Ещё будучи генеральным секретарём министерства иностранных дел, М. оказывал большое влияние на внешнюю политику Турции.

Заняв во время второй мировой войны пост министра иностранных дел, М. непосредственно проводил в жизнь политику "нейтралитета", означавшую на деле пособничество немцам во вред боровшимся против гитлеровской Германии государствам и особенно во вред Советскому Союзу. Как сообщал своему правительству фон Папен (см.), М. неизменно высказывался за поддержание германо-турецкой "дружбы", выражая надежду на победу Гитлера над СССР и на компромиссный мир между Англией и Германией. Даже тогда, когда поражение Германии стало очевидным, М. продолжал при посредстве всевозможных "юридических" доводов удовлетворять германские домогательства. В апреле 1944 он пытался отговорить турецкое правительство от прекращения поставок хрома немцам. В июне того же года он оправдывал пропуск германских судов из Чёрного моря в Эгейское, ссылаясь на формальные положения международного права и конвенции о проливах (см.). Но ввиду ясно обозначившегося разгрома Германии турецкому правительству пришлось дезавуировать М., что и привело к его отставке. Впрочем, и на посту посла в Париже М. продолжал оказывать влияние на разрешение общих вопросов турецкой внешней политики.

МЕНШИКОВ, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

МЕНШИКОВ, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (1787-1869), светлейший князь - русский военный и государственный деятель.

В 1805 М. поступил в ведомство иностранных дел и некоторое время был атташе в Вене, но уже в 1809 перешёл на военную службу. Он участвовал в войне с Турцией в должности адъютанта главнокомандующего Каменского, а в 1813-14 - в заграничных походах в свите Александра I. С 1816 М. состоял директором канцелярии начальника главного штаба; сопровождал Александра I во время его поездок на конгрессы Священного союза в Троппау, Лайбах и Верону и выполнял различные поручения царя. С усилением влияния Аракчеева положение М. стало шатким. В 1823 М. вновь перешёл в ведомство иностранных дел, но в 1824 вышел в отставку, отказавшись принять, как слишком незначительный, предложенный ему пост посланника в Саксонии.

С воцарением Николая I началась блестящая карьера М., ставшего царским фаворитом. Вернувшись в министерство иностранных дел (1826), М. ездил с опасным дипломатическим поручением в Иран, которое стоило ему нескольких месяцев пребывания в иранской тюрьме. Посольство М. было прологом русско-иранской войны 1826-28.

В 1829 М. был назначен начальником главного морского штаба, хотя все его знания флота ограничивались лишь книжным изучением морского дела, которым он несколько месяцев занимался у себя в деревне. С 1830 М. - член Государственного совета; с 1831 - ген.-губернатор Финляндии.

В области внешней политики М. всецело разделял взгляды Николая. Это особенно проявилось в канун Крымской войны, когда М. был назначен чрезвычайным послом в Турцию, чтобы предъявить султану решительные требования о "святых местах" и о праве России покровительствовать православному населению Оттоманской империи. Николай I пребывал в уверенности, что Англия и Франция, не говоря уже об Австрии, останутся в стороне от конфликта. М. всецело поддерживал царя в этом заблуждении.

28. II 1853 М. прибыл в Константинополь на военном корабле "Громоносец" в сопровождении большой свиты. Действия М. доказали, что он является дилетантом в дипломатии; он не понял ни обстановки, ни людей, с которыми встречался. Потребовав в крайне резкой форме удаления министра иностранных дел Фуада эфенди, которого он назвал "лживым субъектом", М. предложил назначить на его место Решила пашу, ещё более опасного противника России. Всё поведение М., как, напр., демонстративная неявка на заседание Совета министров в назначенный срок и вызывающий тон при беседах с султаном, лишь облегчало враждебную России деятельность английского посла Стратфорда-Каннинга (см.), добивавшегося срыва миссии М.

После того как Порта отклонила требование М. о заключении конвенции, которая предоставила бы России право покровительства над всем православным населением Турции и которая, по выражению современников, сделала бы Николая "вторым султаном", М. объявил о разрыве отношений с Портой и 21. V 1853 отплыл из Константинополя. Царь был доволен поведением своего фаворита и назначил его командующим сухопутными войсками в Крыму и Черноморским флотом.

На этом посту М., не понимая нависшей над страной угрозы, обнаружил беспечность и легкомыслие. Его недоверие к подчинённым, невнимательность к войскам и барское пренебрежение к своим обязанностям принесли большой вред героическим защитникам Севастополя. Со вступлением на престол Александра II М. вышел в отставку и более не принимал участия в государственных делах.

МЕТТЕРНИХ ВИНЕБУРГ, КЛЕМЕНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТУЭНА ДОГОВОР 1703

МЕТУЭНА ДОГОВОР 1703 - между Англией и Португалией; подписан 27. XII в Лиссабоне первым министром Португалии маркизом Алегрете и чрезвычайным посланником Англии лордом Метуэном, по имени которого договор и был назван.

М. д. явился дополнением к Лиссабонскому договору 1703 (см.). По М. д. Англия получила право ввозить беспошлинно в Португалию все свои промышленные изделия и, главное, текстильные товары (ст. 1), импорт которых всем государствам, в т. ч. и Англии, ранее запрещался португальским правительством. В обмен на это Португалия получила право ввозить в Англию свои вина со скидкой пошлины на 1/3 по сравнению с пошлиной, взимавшейся с французских вин (ст. 2). Предоставленные Англии по М. д. преимущества позволили англичанам в короткий срок овладеть почти всей торговлей Португалии (уже к 1775 торговля Англии с Лиссабоном в 2,5 раза превышала торговлю с этим портом всех других стран, вместе взятых) и вместе с тем подавить развитие местной промышленности, что обусловило экономическую, а затем и политическую зависимость Португалии от Англии. По словам португальского историка Лимы, "за несколько бочек вина Португалия... переложила из своего кармана в карман негоциантов Лондона и Ливерпуля свыше 2 млрд. фр." В 1836 М. д. формально был отменён, однако упроченная почти полуторавековым его существованием зависимость Португалии от Англии сохранилась и в дальнейшем.

МИЛАНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1849

МИЛАНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1849 - завершил войну между Австрией и Пьемонтом (Сардинией); подписан 6. VIII австрийским министром торговли Бруком и сардинскими уполномоченными графом де Пралормо, ген. Дабормида и Бонкомпаньи.

Известие о мартовской революции 1848 в Вене послужило толчком к восстанию в Северной Италии против австрийского господства. Восставшие обратились к Сардинии, единственному конституционному национальному государству в Италии, с просьбой о помощи. Король Сардинии Карл Альберт, уступая общественному мнению и рассчитывая расширить границы своего государства за счёт присоединения Ломбардии и Венеции, 24. III 1848 объявил войну Австрии. Другие итальянские государи (великий герцог тосканский, неаполитанский король, римский папа) были вынуждены под давлением народного движения послать вооружённую помощь Пьемонту, хотя и не объявили формально войну Австрии. После первых успехов пьемонтской армии к Сардинии присоединились Парма, Модена, Ломбардия и Венеция. В июне 1848 Австрия обратилась к Англии и Франции с просьбой о посредничестве на условиях признания независимости Ломбардо-Венецианского королевства под властью одного из австрийских эрцгерцогов. Одновременно она предложила Сардинии заключить мир, соглашаясь уступить часть Ломбардии до р. Эч. Карл Альберт отклонил австрийские мирные предложения, а английский министр иностранных дел Пальмерстон ответил австрийскому правительству, что он готов содействовать сохранению Венеции за Австрией, но лишь при условии уступки всей Ломбардии Пьемонту. Тем временем австрийский ген. Радецкий, пользуясь нерешительностью Карла Альберта, не желавшего начать общенародную войну, добился в конце июля 1848 перелома в войне в пользу австрийцев. Тогда Сардиния обратилась к Франции и Англии с просьбой о военной помощи, но эти державы, боясь развития революционного движения в Италии, отказались от вооружённого вмешательства, добившись лишь согласия Австрии на перемирие (до весны 1849) на условиях восстановления в Ломбардии статус кво (9. VIII 1848). Распространение революции в Италии и установление в Тоскане и Риме республик привело к расторжению перемирия Пьемонтом 12. III 1849. Однако после полного разгрома пьемонтских сил при Новаре 24. III 1849 Виктор Эммануил II, сменивший отрекшегося Карла Альберта, немедленно возобновил перемирие с Радецким (26. III 1849) и вступил в мирные переговоры с Австрией, которые и завершились подписанием М. м. д.

Согласно М. м. д. провозглашались мир и дружба между Австрией и Сардинией и подтверждались все соглашения, заключённые между ними до 1. III 1848, поскольку они не противоречили настоящему договору (ст. 1 и 2). Границы между Сардинией и австрийскими владениями в Северной Италии восстанавливались в таком виде, как они были определены ст. 85 заключительного акта Венского конгресса, причём король Сардинии отказывался за себя и своих потомков от всех прав и претензий на земли, выходящие за пределы этих границ (ст. 3 и 4). Герцоги Модены и Пармы восстанавливались в своих владениях и приглашались подписать настоящий договор (ст. 5). Сардиния обязалась в качестве компенсации за военные издержки уплатить Австрии контрибуцию в 75 млн. фр. Обе стороны согласились вести переговоры о торговом договоре на основаниях взаимного признания прав наиболее благоприятствуемой нации. М. м. д. был ратифицирован австрийским императором 10. VIII 1849 и королём Сардинии 12. VIII 1849. Герцоги моденский и пармский присоединились к М. м. д. 12 и 14. VIII 1849.

М. м. д., явившийся результатом неудачной попытки Пьемонта возглавить борьбу за объединение и освобождение Италии от австрийского господства, ознаменовал победу реакции. Австрийцы вновь утвердили своё господство в Ломбардии и Венецианской области и возвратили Парму и M одену "законным" государям. К осени 1849 были уничтожены республики в Тоскане, Риме, Венеции и Неаполе.

МИЛЬЕРАН, АЛЕКСАНДР ЭТЬЕНН

МИЛЬЕРАН, АЛЕКСАНДР ЭТЬЕНН (1859-1943) - французский политический деятель и публицист; по профессии адвокат. М. был первым социалистом, вошедшим в буржуазное правительство ("казус Мильерана" 1899).

М. являлся ярким представителем тех французских политиков, которые во времена Третьей республики, начиная карьеру с крайне левых позиций, в конце концов становились проводниками самой чёрной реакции.

В 1912-13 М. был военным министром в кабинете Пуанкаре и вместе с ним вёл подготовку к первой мировой войне. С августа 1914 по октябрь 1915 он был военным министром в правительстве "национальной обороны" Вивиани. Считая основным фронтом западный, М., как и многие другие военные и политические руководители Франции и Англии, полагал, что восточный, русский, фронт должен лишь оттягивать силы противника в те моменты, когда это выгодно для англо-французского командования. С марта 1919 по январь 1920 М. был генеральным комиссаром Эльзас-Лотарингии.

В январе 1920 реакционная буржуазия выдвинула М. на пост главы правительства "национального блока". Одновременно он стал и министром иностранных дел. Французская буржуазия ожидала от него твёрдой политики в отношении Англии, но на конференции в Сан-Ремо (апрель 1920) он уступил Ллойд-Джорджу по вопросу о разделе турецких владений и о нефти. В июле 1920 М. участвовал на конференции в Спа, где велись переговоры о разоружении Германии, репарациях и поставках угля. Он стоял за расчленение Германии и поощрял сепаратистское движение в Рейнских провинциях и в Баварии.

М. был ярым врагом Советской России и одним из руководителей иностранной интервенции. В 1920, во время польско-советской войны, М. послал в Польшу военную миссию под руководством ген. Вейгана. Одновременно он поддерживал и Врангеля, которого французское правительство в это время официально признало правителем юга России. Когда выяснилась неизбежность поражения третьего похода Антанты, французская дипломатия под руководством М. способствовала заключению союза между Чехословакией и Югославией (14. VIII 1920), направленного в значительной степени против Советской России.

В сентябре 1920 М. был избран президентом республики и, в противоположность установившейся во Франции традиции, активно вмешивался как во внешнеполитические, так и во внутренние дела. В течение всех четырёх лет пребывания на посту президента М. проводил политику активной защиты версальской системы и борьбы с Советской Россией. В январе 1922 он добился отставки Бриана за то, что последний в Каннах согласился на созыв экономической конференции с участием представителей Германии и Советской России. В 1922-24 М. вместе с Пуанкаре проводил жёсткую политику в отношении Германии в репарационном вопросе и одновременно укреплял союз с Польшей и Малой Антантой, направленный против СССР. После падения правительства Пуанкаре М. также подал в отставку, хотя срок его полномочий ещё не истёк. После 1924 М. не принимал активного участия в политике.

МИЛЮКОВ, ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ

МИЛЮКОВ, ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ (1859-1943) - лидер кадетской партии, министр иностранных дел Временного правительства в марте - мае 1917.

Будучи профессором русской истории, М. считался в кадетской партии и черносотенной Думе знатоком международных отношений. Ленин называл М. дипломатом кадетской партии. В начале первой мировой войны М. в ряде статей и думских выступлений развернул широкую программу империалистических захватов, целиком поддерживая экспансионистские планы царского правительства. Русская буржуазия уже в 1915, планируя создание угодного ей "министерства доверия", отводила в нём М. пост министра иностранных дел.

Став министром после Февральской революции, М. продолжал империалистическую политику царизма. Основными пунктами его программы были: ведение войны до победного конца, верность тайным договорам, связывавшим Россию с державами Антанты. Вынужденный под давлением народных масс маскировать свои истинные цели, М. прибегал к "демократической" фразеологии. 9. IV 1917 им была составлена декларация Временного правительства о целях России в войне. В декларации содержались такие пункты, как отказ от аннексий и контрибуций, признание права народов на самоопределение и т. д. Разоблачая истинный смысл этой декларации, Ленин писал, что главным в ней является пункт о верности тайным договорам, заключённым в своё время царём и его кликой. Уже через две недели М. раскрыл свои истинные планы. 24. IV кадетская газета "Речь" опубликовала его заявление о том, что декларация Временного правительства содержит не условия мира, а только общие принципы самого правительства. 1. V 1917, рассылая правительствам союзников декларацию от 9. IV, М. в сопроводительной ноте открыто провозгласил готовность Временного правительства продолжать империалистическую войну до решительной победы. Опубликование этой ноты вызвало бурю народного негодования. Ленин и большевики призвали трудящихся столицы, возмущённых откровенно империалистическим выступлением М., к демонстрации против Временного правительства. М. пришлось уйти с поста министра; его отставка послужила началом т. н. апрельского кризиса, приведшего к созданию коалиционного Временного правительства.

В годы гражданской войны М., являясь одним из руководителей контрреволюции на юге России, неоднократно менял свою "политическую ориентацию", служа последовательно интересам то Германии, то стран Антанты. В дальнейшем М. был одним из активных деятелей антисоветской эмиграции.

МИРАНДА, ФРАНСИСКО

МИРАНДА, ФРАНСИСКО (1750-1816) - выдающийся представитель движения за независимость испанских колоний в Америке.

М. родился в г. Каракасе (Венесуэла), в богатой креольской семье. В начале 80-х годов, будучи адъютантом испанского губернатора Кубы, М. связался с нелегальными сепаратистскими организациями. Спасаясь от преследований испанских властей, он в 1783 вынужден был бежать в США. Переговоры, которые М. вёл о наборе и вооружении в США волонтёров в помощь сепаратистским заговорщикам, не увенчались успехом, и М. отправился в Европу. В сентябре 1786 он прибыл в Россию, где ему был оказан радушный приём.

Екатерина II открыто высказала ему своё расположение, причислив М. к своей свите и отклонив просьбу испанского поверенного в делах о высылке М.

Покровительство, оказанное М. Екатериной, было связано с тем, что в конце 1786 Екатерина решила послать к берегам Америки эскадру под начальством капитана Муловского. Учитывая возможность вооружённого столкновения с Испанией на этой почве, русское правительство стремилось использовать в своих интересах латиноамериканских сепаратистов и в частности М. Однако война с Турцией, а затем с Швецией заставила русское правительство отказаться от экспедиции Муловского.

В сентябре 1787 М. уехал из России. Объехав ряд западноевропейских стран, М. поселился в Лондоне. В марте 1790 он предложил английскому правительству организовать экспедицию в Испанскую Америку с целью вызвать там восстание против Испании. В виде компенсации за помощь сепаратистам Великобритания должна была получить ряд торговых привилегий и испанскую часть Вест-Индии. Проект М. встретил благосклонное отношение со стороны английских министров. Вопрос о снаряжении экспедиции был в принципе решён, но в связи с подписанием торгового договора с Испанией (октябрь 1790) она была отложена. К 1792 выявилась неизбежность франко-испанской войны. В связи с этим М. переселился во Францию, где сблизился с жирондистами и вступил во французскую армию в чине генерала. С приходом к власти якобинцев М. был заключён в тюрьму, откуда ему удалось освободиться лишь после переворота 9 термидора.

В октябре 1796, когда началась англо-испанская война, М. выехал в Лондон и возобновил переговоры с английским правительством. Последнее трижды принимало решение об использовании М. с целью вызвать восстание в Испанской Америке, но различные обстоятельства мешали осуществлению этих планов.

В 1808 М., снарядив в США военный корабль "Леандр", во главе группы волонтёров и под защитой английских военных кораблей высадился в Венесуэле. Однако население Венесуэлы отнеслось с равнодушием к призыву М. о восстании, расценив происшедшее как нападение "английских пиратов". М. был вынужден вернуться через Вест-Индию в Англию, откуда он продолжал поддерживать связи с сепаратистскими элементами Испанской Америки.

В декабре 1810 М., вновь прибыв в Венесуэлу, возглавил борьбу за её независимость. В начале 1812 венесуэльский национальный конгресс назначил М. "генералиссимусом Венесуэльской республики", предоставив ему диктаторские полномочия. Немногочисленная и недисциплинированная республиканская армия не сумела оказать должного сопротивления испанским войскам, и в июле 1812 венесуэльский конгресс поручил М. заключить с испанским командованием договор, в силу которого Венесуэла возвращалась под власть Испании, а вождям республиканцев предоставлялась возможность беспрепятственно выехать за границу.

За несколько часов до отъезда М. был выдан своими собственными подчинёнными в руки испанцев, которые заключили его в тюрьму, где он и умер.

МИРБАХ, ВИЛЬГЕЛЬМ

МИРБАХ, ВИЛЬГЕЛЬМ (1871-1918), граф - германский дипломат. С 1915 по 1917 - германский посол в Афинах. С 1917 по февраль 1918, в период оккупации Румынии немецкими войсками, - представитель германского министерства иностранных дел в Бухаресте. М. принимал участие в переговорах с Советской Россией в Брест-Литовске. После заключения Брест-Литовского мира он был аккредитован в качестве посла в Москве. 6. VII 1918 М. был убит эсерами, которые рассчитывали таким путём вызвать вооружённый конфликт между Германией и Советской Россией. Твёрдая и умелая политика советской дипломатии предотвратила эту опасность.

МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ 1947

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДЗЕЛЕВСКИЙ, ЗИГМУНТ

МОДЗЕЛЕВСКИЙ, ЗИГМУНТ (р. 1900) -польский политический деятель и дипломат, член ЦК Польской объединённой рабочей партии.

М. родился в семье ж.-д. рабочего в Ченстохове. С молодых лет участвовал в политической деятельности; занимал руководящие посты в рабочем кооперативном движении и в профессиональном союзе металлистов. Из-за неоднократных репрессий со стороны реакционных властей послеверсальской Польши М. в 1923 эмигрировал. Непродолжительное время он прожил в Берлине, затем обосновался в Париже, где окончил Статистический институт в Школе политических наук; кроме того, он посещал лекции на математическом факультете университета. М. принимал активное участие в политической жизни польской эмиграции во Франции. Переехав затем в СССР, М. занимался здесь научной, редакторской и публицистической деятельностью.

С начала второй мировой войны М. разоблачал преступную профашистскую политикупольской реакционной эмиграции и её центра в Лондоне и активно содействовал консолидации польской демократической эмиграции в СССР. В 1943 М. добровольно вступил в польскую дивизию имени Тадеуша Костюшко, а с марта 1944 стал работать в Союзе польских патриотов в СССР.

После освобождения Польши М. перешёл на дипломатическую работу и был назначен послом Польской республики в Москве. Деятельность М. на этом посту ознаменовалась дальнейшим укреплением советско-польской дружбы. М. принимал участие в переговорах, завершившихся подписанием договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и Польской республикой.

В 1945 М. был назначен вице-министром иностранных дел, а в 1947 - министром иностранных дел Польской республики. В качестве руководителя польской внешней политики М. неизменно проводит курс на укрепление сотрудничества с СССР и другими миролюбивыми странами и противодействует всяким попыткам установления гегемонии империалистов США и других стран в Европе и их вмешательству в польские дела. М. сыграл выдающуюся роль в установлении союзных отношений между Польшей и Чехословакией.

МОЛОТОВ (СКРЯБИН), ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНРО ДОКТРИНА 1823

МОНРО ДОКТРИНА 1823 - декларация президента США Монро, по имени которого и названа; опубликована 2. XII.

М. д. появилась в условиях, когда была реальной угроза интервенции европейских монархии в дела Западного полушария, в ущерб интересам и влиянию США и их притязаниям на руководящую роль на американском континенте.

Формально М. д. была направлена против дальнейшей колонизации какой бы то ни было части американской территории европейскими державами и против вмешательства европейских держав во внутренние дела американских государств.

Однако, поскольку США с помощью М. д. односторонним актом устанавливали свою опеку над всеми американскими странами, с самого начала было очевидным, что эта доктрина может явиться дипломатическим средством для оправдания экспансии США в Западном полушарии.

К концу 19 в. и ещё больше в 20 в., когда США стали империалистической державой, М. д. превратилась в открыто наступательное дипломатическое оружие. С помощью М. д. в Вашингтоне пытались в 1889 образовать таможенный союз американских государств под эгидой США. Под прикрытием М. д. США в 1898 вступили в войну с Испанией, в результате которой они захватили её колониальные владения в Караибском море и в Тихом океане. М. д. была использована США при неоднократных интервенциях американских войск на Кубе, в Никарагуа, Мексике, Гаити и других странах. С помощью М. д. в Вашингтоне пытались оправдать "дипломатию доллара" и "Большой дубинки политику" (см.). М. д., которую раньше выражали лозунгом "Америка для американцев", стала затем комментироваться как "Латинская Америка для США". В результате М. д. вызвала к себе резко отрицательное отношение в латиноамериканских странах, не желавших признавать опеки северного соседа. Она вызвала также возражения со стороны европейских держав, сталкивавшихся с США в Латинской Америке.

На Парижской мирной конференции 1919 по настоянию президента Вильсона признание М. д. было включено в устав Лиги наций, но т. к. сенат США отклонил Версальский договор, то это международное признание М. д. не было оформлено.

На пятой Панамериканской конференции в Сантьяго (1923) представители некоторых латиноамериканских стран подняли вопрос о характере, значении и толковании М. д. Представитель США Флетчер заявил, что доктрина не подлежит дискуссии, что она является "односторонним делом национальной политики США". Вслед за Флетчером к столетию М. д. государственный секретарь Юз публично заявил, что США не намерены обсуждать с другими государствами какие бы то ни было вопросы, касающиеся принципов или применения М. д. "Определение этой доктрины, её толкование и применение сохраняется всецело за правительством США", - заявил он.

После окончания второй мировой войны, когда США стали ведущей силой империалистического лагеря, М. д. как важное дипломатическое орудие американского империализма приобрела особенно реакционный и агрессивный характер.

МОНТШ КОНФЕРЕНЦИЯ 1936

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНТШ КОНФЕРЕНЦИЯ 1937

МОНТШ КОНФЕРЕНЦИЯ 1937 - об отмене капитуляций в Египте - происходила с 12. IV по 18. V с участием Египта и держав, пользующихся капитуляционными привилегиями в Египте: США, Англии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Швеции и Греции.

М. к. 1937 завершилась подписанием всеми её участниками конвенции об отмене режима капитуляций, который, как гласила преамбула, не соответствует новому положению Египта.

Несмотря на это, английские военнослужащие в силу англо-египетского договора 1936 (см.) сохранили в Египте свои капитуляционные привилегии и иммунитет. Во время второй мировой войны эти же привилегии и иммунитет были распространены на военнослужащих США и некоторых других государств.

М. к. 1937, так же как отмена режима капитуляций в Турции, Иране, Китае, явилась одной из вынужденных уступок со стороны империалистических держав, которым приходилось считаться с подъёмом национально-освободительной борьбы на Востоке иосле Великой Октябрьской социалистической революции. Однако империалистические державы, собравшиеся на М. к., оговорили эту уступку рядом условий, ограничивших суверенитет Египта, и сохранили на 12-летний переходный период ряд пережитков системы капитуляций.

МОРЕНГЕЙМ, АРТУР (АРТЕМИЙ) ПАВЛОВИЧ

МОРЕНГЕЙМ, АРТУР (АРТЕМИЙ) ПАВЛОВИЧ (1824- 1907), барон - русский дипломат.

После окончания Московского университета М. в 1845 поступил в департамент внутренних сношений министерства иностранных дел. В 1851 назначен младшим секретарём посольства в Австрии; с 1856- младший советник министерства иностранных дел; с 1858-советник миссии в Пруссии; с 1867 - посланник в Дании, затем посол в Англии (1882-84) и Франции (1884-97).

Наибольший интерес представляет парижский период дипломатической деятельности М., т. к. он связан с возникновением и первыми шагами франко-русского союза. М. был сторонником сближения с Францией. Его профранцузские симпатии проявились уже в 1887, во время франко-германского конфликта. Министр иностранных дел Франции Флуранс, обеспокоенный речью Бисмарка в рейхстаге, посетил М., обратил его внимание на агрессивную позицию Германии и полуофициально выразил желание иметь "моральную поддержку" России. Донося об этом своему правительству, М. присоединился к французским опасениям. Депеша М. вызвала недовольство сторонника сближения с Германией Н. К. Гирса, и он подготовил ответ, в котором предложил русскому послу сухо сообщить французскому правительству, что в Петербурге нет сомнений в миролюбии Бисмарка. Но на стороне М. оказался Александр III. "От Бисмарка всего можно ожидать", - написал царь на донесении М. и на вопрос о "моральной поддержке" приказал дать положительный ответ. Поддержка царя и в этом случае и в дальнейшем укрепила положение М., несмотря на усилия сторонников прогерманского курса - Гирса и Ламздорфа, всячески порочивших М. в глазах Александра III.

Политическая обстановка в Европе делала неизбежным франко-русское сближение (см. Русско-французский союз). С середины 1890 М. развил в Париже энергичную деятельность в пользу этого сближения, причём, чувствуя "высочайшую" поддержку, он не раз выходил за рамки данных ему министерством инструкций.

Франко-русскому договору была придана форма обмена письмами между русским и французским министрами иностранных дел. Гирс считал это достаточным и не спешил заключить военную конвенцию, предложенную Рибо. М. же, превышая свои полномочия, старался внушить Рибо уверенность, что конвенция будет заключена.

Дипломат посредственных способностей, М. был по существу довольно бесцветной фигурой, и только благоприятные обстоятельства и поддержка царя выдвинули его на одно из видных мест в русской дипломатии конца 19 в.

МОРКОВ, АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ

МОРКОВ, АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ (1747-1827), граф - русский дипломат.

М. получил образование в Московском университете; в 1764 начал службу в коллегии иностранных дел; находился на разных должностях в составе миссий в Испании (1768), Польше (1772), Голландии (1775) и Турции (1776).

В 1782 М. был послан полномочным министров в Голландию. После обращения Англии и Франции к России с просьбой о посредничестве в заключении мира М. был назначен уполномоченным (вместе с русским посланником во Франции кн. Барятинским) на мирную конференцию в Париже, где содействовал заключению Версальского мирного договора 1783. В 1784 М. был переведён посланником в Швецию. Имея задачей создание в этой стране прорусской партии, которая могла бы воспрепятствовать враждебной России политике шведского короля Густава III, M. поддерживал оппозиционные круги шведского дворянства.

В 1786 по требованию Густава III M. был отозван из Стокгольма и назначен третьим членом коллегии иностранных дел (первые два - И. А. Остерман и А. А. Безбородко). С 1792 М. приобрёл благодаря поддержке фаворита Екатерины II графа П. А. Зубова значительное влияние на внешнюю политику России. Он подписал торговые договоры с Францией (1787) и Португалией (1787) и союзные договоры с Австрией (1792 и 1795), Пруссией (1792) и Англией (1795), а также принял деятельное участие в дипломатической подготовке второго и третьего разделов Речи Посполитой и подписал Петербургские конвенции 1793 и 1795 (см.). Уволенный в 1796 в отставку Павлом I, M. до 1801 находился не у дел.

Летом 1801 Александр I назначил М. послом в Париж, возложив на него, как на человека, по отзыву Карамзина, "знаменитого в хитростях дипломатической науки", заключение мира с Францией. В ходе переговоров М. требовал восстановления занятых французами итальянских государств (Сардинии и Неаполя), рассчитывая на заинтересованность Наполеона в заключении с Россией союза для продолжения борьбы с Англией. Но подписание в Лондоне прелиминарного мира между Англией и Францией (1. X 1801) побудило М. согласиться на компромиссное решение спорных вопросов и подписать с Талейраном 8. X 1801 Парижский мирный договор (см.). Одновременно М. подписал с испанским послом в Париже Азарой русско-испанский мирный договор (4. X 1801).

М. считал необходимым противодействовать дальнейшему усилению Франции и постоянно предупреждал своё правительство о далеко идущих завоевательных планах Наполеона. Полагая, что разрыв с Францией и сближение с Англией соответствуют интересам России, он в 1803 воспрепятствовал осуществлению плана Наполеона прибегнуть к посредничеству Александра I по вопросу о Мальте.

Независимое поведение М., часто граничившее с дерзостью, настойчивость, проявленная им в вопросе о выполнении Францией договора 1801, и его откровенные антифранцузские настроения привели к натянутым отношениям с французским правительством. По настоянию Наполеона Александр I отозвал М. из Парижа, одновременно наградив в знак одобрения его деятельности высшим русским орденом Андрея Первозванного, со знаками которого М. демонстративно явился на последний приём к Наполеону. В ноябре 1803 М. покинул Париж. Назначенный по возвращении в Россию членом Государственного совета, М. отошёл от политической деятельности.

МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1922

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОСКОВСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ 1939

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОСКОВСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ 1948

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОСКОВСКИЕ СОВЕЩАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОСКОВСКИИ ПРОТОКОЛ 1929

МОСКОВСКИИ ПРОТОКОЛ 1929 - о досрочном введении в действие пакта Келлога-Брианг (см.) между СССР, Польшей, Румынией, Эстонией и Латвией- подписан 9. II.

Пакт Келлога-Бриана об отказе от войны как орудия национальной политики, заключённый в Париже в августе 1928, к концу года ещё не был ратифицирован ни одним подписавшим его государством, кроме СССР. Советское правительство, проводившее последовательную политику мира и укрепления отношений со своими соседями, 29. XII предложило Польше и Литве ввести в действие пакт Келлога - Бриана, не дожидаясь его ратификации всеми участниками пакта. Аналогичные предложения были сделаны Латвии, Эстонии и Финляндии. К нотам Советского правительства был приложен проект протокола.

Предложение СССР произвело огромное впечатление на народы соседних государств, но их реакционные правительства встретили его неодобрительно. Правительство Польши в своём ответе (10. I 1929) заявило, что без согласия других участников пакта Келлога-Бриана не может решиться на подписание предложенного Советским Союзом протокола. Стремясь сорвать предложение Советского правительства, Польша поставила своё присоединение к протоколу в зависимость от участия в нём Румынии. При этом польские политики рассчитывали, что отсутствие нормальных дипломатических отношений между СССР и Румынией (со времени захвата Бессарабии) помешает Советскому правительству обратиться к Румынии. Но замысел польской реакции был сорван советской дипломатией: Советское правительство послало Румынии приглашение подписать протокол.

В ответной ноте Польше Советское правительство убедительно показало, что, поскольку в предложении СССР речь идёт лишь об ускорении введения в действие пакта Келлога-Бриана, который подписан обоими государствами, нет причин ожидать разрешения других участников пакта на его досрочное введение в действие. Тем не менее Польша вступила в переговоры с участниками пакта Келлога-Бриана и, лишь получив их согласие, приступила к соответствующим переговорам с Советским Союзом. Из других государств, к которым Советское правительство обратилось со своим предложением, только Финляндия отказалась подписать М. п.

Ст. 1 М. п. декларировала немедленное вступление в силу пакта Келлога - Бриана между подписавшими протокол государствами.

Любое правительство могло присоединиться к М. п. (ст. IV).

М. п. объявлялся действительным вне зависимости от вступления в силу пакта Келлога - Бриана (ст. VI).

В течение 1929 к М. п. присоединились Турция, Иран и Литва.

МОСКОВСКИЙ ДОГОВОР 1921

МОСКОВСКИЙ ДОГОВОР 1921 - см. Советско-турецкий договор 1921.

МОССКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1814

МОССКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1814 - установила шведско-норвежскую унию; заключена 14. VIII.

Известие о Нильском мирном договоре 1814 (см.), по которому Дания уступила Швеции Норвегию без ведома и согласия норвежского народа, вызвало в Норвегии широкое движение за независимость. 17. V 1814 Учредительное собрание в г. Эйдсвольде приняло декларацию о независимости Норвегии и конституцию норвежского королевства. На престол был избран сын датского короля Христиан Фредерик. Англия и Россия, обязавшиеся в своих договорах с наследником шведского престола Карлом Иоанном (см. Бернадотт) содействовать присоединению Норвегии к Швеции, не признали ни независимости Норвегии, ни избрания Христиана Фредерика. При этом особенно активно действовала Англия, которая была заинтересована в усилении Швеции в противовес России, присоединившей в 1809 Финляндию. Англия объявила блокаду Норвегии, а Карл Иоанн в июле 1814 вторгся со своими войсками в Норвегию. В августе в главной квартире Карла Иоанна, находившейся в норвежском городе Mоссе, начались переговоры о перемирии, в результате которых и была подписана М. к.

М. к. предусматривала следующие постановления: 1) король Христиан Фредерик немедленно отрекается от престола; 2) военные действия и блокада Норвегии прекращаются; 3) между Норвегией и Швецией устанавливается личная уния, осуществляемая шведским королём; 4) Швеция гарантирует Норвегии незыблемость Эйдсвольдской конституции с теми изменениями, которые вытекают из факта шведско-норвежской унии; 5) изменения эти должны быть произведены норвежским стортингом (парламентом).

Шведско-норвежская уния, в результате которой Норвегия сохранила автономию в своих внутренних делах, но лишилась самостоятельного представительства в области внешней политики, вступила в силу 4. XI 1814. В этот день норвежский стортинг провозгласил Норвегию "свободным, независимым и неделимым королевством, соединённым с Швецией в лице общего короля". Уния просуществовала до 1905 (см. Карлстадские соглашения).

МОСУЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОТТА, ДЖУЗЕППЕ

МОТТА, ДЖУЗЕППЕ (1871-1940) - швейцарский дипломат и государственный деятель.

Получив юридическое образование в Германии, М. занимался адвокатской практикой. В 1899-1911 он был депутатом Национального совета (парламента), возглавляя католическо-консервативную партию. С декабря 1911 М. являлся членом Федерального совета (правительства), где руководил в 1912-19 департаментом финансов и таможен. С 1915 М. неоднократно был президентом. С 1919 М. возглавил политический департамент (министерство иностранных дел), став бессменным руководителем швейцарской внешней политики.

Во время первой мировой войны М. проводил политику традиционного нейтралитета Швейцарии. Однако, нуждаясь в импортном сырье для промышленности, Швейцария заключила ряд экономических соглашений с центральными державами, что придало её нейтралитету весьма относительный характер. С самого начала деятельности Лиги наций М. являлся руководителем швейцарской делегации в Лиге.

М. поддерживал тесные связи с Ватиканом, фашистской Италией и Германией. По его инициативе была восстановлена нунциатура (представительство Ватикана) в Берне (1920). М. активно выступал за принятие Германии в Лигу наций.

В 1935, когда решался вопрос о применении экономических санкций к фашистской Италии в связи с её нападением на Эфиопию, М. заявлял, что даже такие санкции якобы противоречат швейцарскому нейтралитету и будто бы могут вызвать войну между Италией и Швейцарией (Швейцария так и не приняла участия в применении санкций). В дальнейшем М. открыто поддерживал политику "невмешательства". В 1938 он сформулировал предложение о формальном освобождении Швейцарии от обязанности участвовать в каких бы то ни было коллективных санкциях Лиги наций. Хотя истинный характер этого предложения, направленного на ослабление всей системы коллективной безопасности, был разоблачён в выступлении советского делегата в Совете Лиги (14. V 1938), оно было утверждено Лигой наций.

По отношению к СССР М. в течение всего периода своей деятельности проводил крайне враждебную политику, особенно ярко проявившуюся в период советско-швейцарского конфликта 1923-27 (см.). Ответ М. на советскую ноту протеста в связи с убийством В. Воровского (см.) носил откровенно клеветнический характер. В 1926 М. сорвал предпринятую при посредничестве Франции попытку ликвидации советско-швейцарского конфликта. Только тяжёлые политические и экономические последствия бойкота Швейцарии со стороны СССР вынудили М. пойти на уступки. Однако и после ликвидации конфликта политика М. оставалась враждебной Советскому Союзу. Установление дипломатических отношений между СССР и Швейцарией произошло лишь через 6 лет после смерти М.

МУДАНИЙСКОЕ ПЕРЕМИРИЕ 1922

МУДАНИЙСКОЕ ПЕРЕМИРИЕ 1922 - завершило национально-освободительную войну Турции против англо-греческой интервенции; подписано 11. X в г. Муданья (на Мраморном море) Турцией (Исмет паша) с одной стороны и Англией (Гаррингтон), Францией (Шарпи), Италией (Момбелли) - с другой. 13. X 1922 к М. п. присоединилась Греция. М. п. предусматривало: эвакуацию греческих войск из Восточной Фракии до р. Марицы; временное, до заключения мирного договора, оставление войск союзников в Стамбуле и зоне проливов; обязательство Турции не перевозить войска в зону проливов и ограничиться вводом контингентов жандармерии в Восточную Фракию. Было решено созвать в Лозанне мирную конференцию (см. Лозаннская конференция).

Вслед за подписанием М. п., означавшего крах ближневосточной политики Ллойд-Джорджа, последовала отставка его кабинета.

МУДРОССКОЕ ПЕРЕМИРИЕ 1918

МУДРОССКОЕ ПЕРЕМИРИЕ 1918 - завершило военные действия между Антантой и Турцией в первой мировой войне; подписано 30. X на борту английского крейсера "Агамемнон" в порту Мудрос (на о. Лемнос) от имени Антанты английским адмиралом Кальторпом и от имени Турции - Хюсейном Рауфом, Хикметом и Саадуллой.

Потерпев полное поражение, Турция была вынуждена принять продиктованные Кальторпом тяжелые условия, которые носили также ярко выраженный антисоветский характер: открытие проливов для военных флотов Антанты и предоставление союзникам права оккупировать форты Босфора и Дарданелл (ст. 1); сдача турецких гарнизонов, остававшихся ещё в арабских странах (Ирак, Сирия, Хиджаз и Йемен); эвакуация турецких войск из Ирана, из занятой ими части Закавказья и из Киликии (ст. 11 и 16); предоставление союзникам права оккупировать Батум и Баку (ст. 15); согласие на оккупацию союзниками 6 армянских вилайетов "в случае беспорядков в одном из них" (ст. 24), а также вообще любого стратегического пункта в Турции, "если обстоятельства сделались бы угрожающими для безопасности союзников" (ст. 7); немедленная демобилизация турецкой армии (ст. 5); выдача турецких военных кораблей Антанте (ст. 6); установление контроля союзников над радио, телеграфом (ст. 12) и железными дорогами (ст. 15); предоставление союзникам права пользоваться всеми портами и причалами (ст. 8); безоговорочное возвращение военнопленных из числа подданных союзных держав с оставлением военнопленных турок в распоряжении союзников (ст. 22); разрыв Турцией всяких сношений с центральными державами (ст. 23).

Фактически М. п. означало конец самостоятельного существования Оттоманской империи. Вместе с тем оно знаменовало установление на Ближнем Востоке гегемонии Англии, располагавшей здесь наибольшими военными силами и стремившейся отстранить остальных союзников от участия в контроле над Турцией. При подписании М. п. адмирал Кальторп даже не допустил французского представителя на борт корабля. Ллойд-Джордж впоследствии вспоминал по этому поводу, что М. п. его "в первый раз серьёзно поссорило с Клемансо". В дальнейшем англо-французские разногласия в турецком вопросе ещё больше обострились и послужили одной из причин крушения Севрского мирного договора (см.).

М. п. окончательно утратило силу после подписания Муданийского перемирия (см.), завершившего греко-турецкую войну 1919-22.

МУРАВЬЁВ, МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУССОЛИНИ-ГРЭХЕМ СОГЛАШЕНИЕ 1925

МУССОЛИНИ-ГРЭХЕМ СОГЛАШЕНИЕ 1925 - англо-итальянское соглашение об Эфиопии; оформлено обменом нот между Муссолини и британским послом в Риме Грэхемом 14-20. XII.

В обстановке обострения англо-французских отношений после Локарнской конференции и после неудачных попыток получить от Эфиопии концессию на постройку плотины на оз. Тана Англия решила поддержать итальянскую политику в Эфиопии. Наметившееся уже в Локарно англо-итальянское сближение было закреплено при свидании Муссолини с английским министром иностранных дел Остином Чемберленом в Раппало в начале декабря 1925. Результаты этих переговоров были оформлены М. - Г. с.

В своей ноте на имя Муссолини от 14. XII 1925 Грэхем, ссылаясь на установившиеся между Англией и Италией отношения "взаимного доверия" и "дружеского сотрудничества", сообщил, что Англия обязуется поддержать притязания Италии на получение от эфиопского правительства концессии на постройку и эксплуатацию железной дороги между итальянскими колониями Эритреей и Сомали, а также признать исключительное экономическое влияние Италии в западной части Эфиопии и в зоне железной дороги. Италия же в обмен на эту английскую поддержку должна помочь Англии получить концессию на строительство плотины на оз. Тана, а также на строительство и эксплуатацию автомобильной дороги от границы Судана до указанной плотины.

В ответной ноте от 20. XII 1925 Муссолини изъявил согласие на условия, изложенные в английской ноте.

Осуществление М.-Г. с. фактически означало бы раздел Эфиопии и ликвидацию её независимости. Однако решительный протест против М.-Г. с. регента Эфиопии раса Таффари, поддержанного в Лиге наций Францией, вынудил правительства Англии и Италии в августе 1926 заявить, что М.-Г. с. связывает лишь Англию и Италию, но отнюдь не имеет связующей силы ни для Эфиопии, ни для третьих держав. В дальнейшем Италия при поддержке Англии начала с Эфиопией непосредственные переговоры, завершившиеся подписанием итало-эфиопского договора 1928 (см.).

МУХАММЕД АЛИ

МУХАММЕД АЛИ (1769-1849)-с 1805 правитель Египта.

Прибыв в Египет во время франко-турецкой войны 1798-1801 в качестве командира албанского военного отряда, М. остался в стране, возглавил в 1804 антимамлюкское восстание в Каире, изгнал наместника султана и в 1806 был признан султаном в качестве египетского паши.

Стремясь достигнуть независимости Египта от Порты и подчинить себе ряд соседних с Египтом стран, М. вёл сложную и тонкую дипломатическую игру. Ряд лет он изображал себя лояльным вассалом турецкого султана, но, сознавая неизбежность столкновения с ним, вёл втайне переговоры с державами, добиваясь от них признания независимости своих владений. При этом М. ориентировался на дружбу с Францией, избегал конфликта с Россией, силы которой он высоко ценил, и пытался преодолеть враждебное отношение Англии, не желавшей допустить образования на путях в Индию сильного арабского государства, находящегося , к тому же под французским влиянием.

После заключения Портой Адрианопольского мирного договора (см.) М. потребовал от султана обещанной компенсации за услуги, оказанные при подавлении греческого восстания: передачи ему в управление Сирии и Крита, а также признания его наследственных прав на подвластные ему владения. Не получив удовлетворения этих требований, М. в 1831 предпринял под предлогом борьбы с местным пашой поход на Сирию. На этой почве возник т. н. египетский кризис 1831-33 (см.). М. занял не только Сирию, но и большую часть Малой Азии, угрожал захватить Константинополь и намеревался стать фактическим правителем всей Оттоманской империи.

Этот план вызвал противодействие России, не желавшей допустить укрепления французского влияния в Константинополе. В январе 1833 из Петербурга в Константинополь и Каир выехал со специальной миссией ген.-лейтенант Муравьёв. Он потребовал от М. примирения с султаном. Опасаясь русского военного вмешательства, М. заявил Муравьёву, что он "никогда не думал свергать султана", и приказал приостановить дальнейшее продвижение египетских войск к Константинополю. Муравьёв, считая свою миссию законченной, выехал из Каира. Между тем М., умело используя противоречия держав, затянул переговоры с Портой и в конечном счёте добился принятия султаном главных его условий, в т. ч. передачи под власть М. Сирии, Палестины и Киликии. В результате М. стал правителем большого, фактически независимого государства, включавшего Египет, Восточный Судан, Аравию, Крит, Сирию, Палестину и Киликию, т. е. значительную часть Оттоманской империи, населённую главным образом арабами.

В дальнейшем, однако, попытки М. обеспечить формальное признание независимости своего государства державами или по крайней мере признание Портой его наследственных прав на подвластные ему области вызвали новый, конфликт с султаном (см. ). Вмешательство держав, главным образом Англии, в этот конфликт привело к поражению М. Он был вынужден отдать Порте все свои территории, за исключением Египта и Судана (которые были признаны его наследственными владениями), и лишён возможности проводить самостоятельную внешнюю политику.

Эта неудача вызвала прекращение реформаторской деятельности М., способствовавшей капиталистическому развитию страны, а затем и полный отход М. от государственных дел.

МУХАММЕРСКИЙ ДОГОВОР 1922

МУХАММЕРСКИЙ ДОГОВОР 1922 - см. Ирако-недждийские договоры и соглашения.

МЮНХЕНГРЕЦКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1833

МЮНХЕНГРЕЦКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1833 - заключена между Австрией и Россией 18. IX, во время свидания Николая I с Францем I и прусским наследным принцем Фридрихом Вильгельмом в Мюнхенгреце, вскоре после ликвидации египетского кризиса 1831-33 (см.); подписана со стороны Австрии Меттернихом и графом Фикельмоном, а со стороны России - К. Нессельроде, Д. Татищевым и А. Орловым.

М. к. предусматривала в случае повторения кризиса совместные действия России и Австрии, направленные к сохранению Оттоманской империи под властью существующей династии. Стороны обязались "противостоять общими силами всякой комбинации, которая наносила бы ущерб правам верховной власти в Турции или учреждением временного регентства, или совершенной переменой династии". В секретной статье подчёркивалась необходимость применить постановления М. к. специально к египетскому паше Мухаммеду Али (см.) - "препятствовать тому, чтобы власть египетского паши распространилась на европейские провинции Оттоманской империи". Секретная часть М. к. предусматривала также совместные действия сторон в случае ниспровержения существующего в Турции порядка.

Русская дипломатия расценивала М. к. как свою победу. Как говорил Нессельроде, М. к. "обещает нам, что во всех будущих замешательствах на Востоке мы будем видеть Австрию с нами, а не против нас". Целью М. к. он считал противодействие французской экспансии на Ближнем Востоке, орудием которой являлся Мухаммед Али. Он связывал М. к. с попыткой возрождения Священного союза трёх монархов против европейской революции, полагая, что на Россию помимо других задач будет возложена задача "обеспечить мир на Востоке и распространить свой протекторат от Дуная до Босфора".

Совсем по-иному интерпретировал М. к. Меттерних. С его точки зрения М. к., ставя Австрию в положение "второго гаранта" султанской власти, тем самым ликвидирует возможность исключительного русского вмешательства в турецкие дела, предусмотренного Ункяр-Искелесийским договором 1833 (см.), и ставит политику России в восточном вопросе в зависимость от согласия Австрии.

Вмешательство держав в турецкие дела, предусмотренное М. к., было осуществлено во время египетского кризиса 1839-41 (см.), причём не только Австрией и Россией, но также Англией и Пруссией. Действуя вместе с Россией и другими державами против египетского паши, Австрия в то же время стремилась ослабить влияние России на Ближнем Востоке и не допустить с её стороны самостоятельных действий. Коллективное вмешательство держав в египетский кризис 1839-41 привело к полной ликвидации Ункяр-Искелесийского договора и М. к.

19. IX 1833 в Мюнхенгреце между Россией и Австрией была подписана ещё одна конвенция, предусматривавшая взаимную гарантию польских владений каждой из сторон и выдачу политических преступников. Обе стороны обязались оказывать друг другу военную помощь для подавления восстания в польских землях.

В Мюнхенгреце был также согласован подписанный 15. X 1833 в Берлине договор, по которому каждый из монархов трёх государств (России, Пруссии и Австрии) мог получить помощь от других участников договора в случае "внутренних смут" или внешней опасности. Этот договор, известный под названием "соглашение трёх монархов", был неудачной попыткой восстановить Священный союз (см.).

МЮНХЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1938

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЮРЦШТЕГСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1903

МЮРЦШТЕГСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1903 - между Россией и Австрией о совместных дипломатических действиях по вопросу о реформах в Македонии, подписано 20. IX Ламздорфом (см.) и Голуховским (см.) во время свидания Николая II с Францем Иосифом в Мюрцштеге.

Начав активную политику на Дальнем Востоке, Россия стремилась обезопасить себя от агрессивных действий Австрии на Балканах. С этой целью Россия в 1897 вошла в соглашение с Австрией о поддержании статус кво на Балканах. Когда в 1903 в Македонии вспыхнуло восстание, Россия и Австрия заключили новое М. с.

Оформленное в виде инструкции русскому и австро-венгерскому послам в Константинополе, М. с. предусматривало предъявление следующих требований к турецкому правительству: учреждение при турецком ген.-инспекторе Македонии должностей русского и австрийского "гражданских агентов"; создание чрезвычайных судов с участием русских и австрийских консулов; реорганизация жандармерии под руководством иностранцев; допуск христиан к занятию должностей в судебных и административных учреждениях.

Порта приняла совместное предложение России и Австро-Венгрии. При ген.-инспекторе Македонии были назначены гражданские агенты обеих держав, была создана и жандармерия. Однако в остальном М.с. фактически не было проведено в жизнь. Самостоятельное, без согласования с Россией, выступление Австрии с проектом ж.-д. строительства на Балканах (в январе 1908) означало конец сотрудничества России и Австрии в македонском вопросе.

Предыдущая страница Следующая страница